Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Общая характеристика правовых систем современности

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Исходя из всего выше сказанного, можно заключить, что мусульманское право очень во многом зависит от религиозных писаний и это мешает ей развиваться и меняться с той скоростью, которую требует современный мир. Конечно, последнее время на развитие правовой системы мусульманских государств влияют правовые системы Запада — романо-германское и общее (традиционное) право. Но законодатель и суды все… Читать ещё >

Общая характеристика правовых систем современности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Реферат

Общая характеристика правовых систем современности

Прежде чем рассмотреть основные характеристики различных правовых систем современности, хотелось бы уточнить значение понятия «Правовая система».

В разных учебниках дается разное толкование данного термина. По моему мнению, наиболее точное определение правовой системы дает Швакин С.В.

Правовая система — это информационно-регулятивная система общества, определяемая социально-экономическим строем, которая обладает собственными историко-правовыми и этнокультурными особенностями и состоит из взаимообусловленных элементов (законодательство, правоприменение, правосознание), объединённых статическими и динамическими отношениями в структурно упорядоченное целостное единство, обладающая передаточной функцией (с помощью которой индивид с достаточностью и необходимостью преобразует информацию о внешней ситуации, в которой он находится, в информацию о своём должном поведении в интересах общества); а также регулятивной функций (с помощью которой господствующий класс общества оказывает регулятивно-организующее и стабилизирующее воздействие на общественные отношения, поведение людей).

В соответствии с классификацией Рене Давида выделяют романо-германскую; англо-американскую; религиозную или мусульманскую (восточную, в основе которой лежат два критерия — идеологический фактор (религия, философия) и юридическая техника); еврейскую или иудейскую; традиционную.

Основные характеристики англо-американского права

Если рассматривать англо-американское право в чистом виде, то можно сказать, что это самобытная правовая семья. Ни в какой другой правовой системе мира не уделяется такое большое внимание юридической практике. Исходя из этого, можно сказать, что судебный прецедент — основа данной правовой системы. Это явление можно объяснить тем, что издревле основным законодательным органом был судебный, как бы это странно не звучало для представителей других правовых систем. Страны англо-американской правовой семьи очень ценят опыт и научные труды, наработанные за многие десятилетия, для них очень важны прецедентное право и доктрина. Ни один судья Англии или США не начнет заседание по дела без рассмотрения решений по аналогичным делам.

Для судебных органов свойственна определенная иерархичность, где решения высших инстанций обязательны для всех других.

Во главе всей этой «пирамиды» стоит палата лордов, которая насчитывает 788 членов.

На второй ступени стоит апелляционный суд, состоящий из гражданского и уголовного отделений. Он обязан соблюдать прецеденты палаты лордов и свои собственные, а его решения обязательны для всех нижестоящих судов. Высокий суд (все его отделения) связан прецедентами обеих вышестоящих инстанций, его решения обязательны для всех нижестоящих инстанций, а также не будучи строго обязательны, влияют на рассмотрение дел в отделениях Высокого суда. Окружные и магистратские суды обязаны следовать прецедентам всех вышестоящих инстанций, а их собственные решения прецедентов не создают. Не считаются прецедентами и решения Суда короны, созданного в 1971 году для рассмотрения особо тяжких уголовных преступлений.

Еще одним важным источником права является статутное право. Оно значительно дополняет свод норм, создаваемых судебными прецедентами.

Также важно отметить, что в англо-американском праве нет деления на публичное и частное право, а границы между отраслями права сильно размыты. Взамен этого право исторически разделилось на общее право и право справедливости.

В рассматриваемой системе права исполнительная власть не имеет права принимать нормативные акты. Для получения данных полномочий, необходимо, чтобы парламент делегировал их исполнительному органу.

Исходя из всего выше сказанного, можно сделать вывод, что англо-американская правовая система обладает особой структурой и не похожа на другие правовые системы.

Основные характеристики романо-германской правовой системы

американский право германский мусульманский Романо-германская правовая система сформировалась на основе Римского права. Главной отличительной ее чертой является принцип верховенства закона по отношению к другим источникам права, его приоритетная роль в правоприменительной практике. Данный принцип сформировался в период кодификации права в XVII—XVIII вв.еках. То есть в романо-германской правовой системе, в отличие от англо-американской, прецедент не является ее основой, а лишь дополняет действующее законодательство. Однако последние годы авторитет судебной практики как источника права растет. Скорее это связано с повышением авторитета судебной власти, люди стали больше доверять судьям и верить в справедливость решений данного органа.

Также немало важной особенностью является то, что в странах романо-германской правовой семьи имеется деление права на частное и публичное. Это частично продиктовано доктриной. Приоритетная роль отводится частному праву. Считается, что права индивида, взаимоотношения между индивидами очень важно регулировать и охранять.

Немаловажной чертой является и то, что законодатель творит право вне зависимости от того, является ли он монархом или высшим представительным органом власти.

Хочется отметить, что в данной системе понятия «закон» и «право» не являются тождественными. Здесь закон — одно из проявлений права, тогда как право — система справедливых законов, вытекающих из разумных обычаев и традиций.

Значимым недостатком романо-германской правовой системы является то, что не всегда законодательство поспевает за изменением общественных отношений и не учитывает некоторые нюансы, из-за этого возникают пробелы в законодательстве. И если, например, в Англии этот пробел достаточно быстро заполняются прецедентами, то данная система этого не предусматривает. Возникает необходимость в создании закона, регулирующего данные отношения. А ведь процесс разработки и принятия достаточно длителен.

Подводя итоги, хотелось бы сказать, что романо-германская правовая система наиболее стабильна и систематизирована, так как фундаментом ее является римское частное право, проверенное временем.

Основные характеристики мусульманской правовой системы

Мусульманское право получило свое начало в системе предписаний верующим в Аллаха — шариате. Главным источником права в мусульманских государствах и по сей день, являются религиозные писания: Сунна, Коран и т. д.

Такое сильное влияние религии на право нет ни в одной другой системе права. Именно поэтому система мусульманского права отличается от других правовых систем своеобразием, неповторимостью источников, структуры, терминов, конструкций, понятием нормы.

Это воздействие распространяется не только на саму систему, но и на граждан мусульманских государств, и на правоведов. Если европейские юристы под нормой права подразумевают предписание конкретного законодателя, то исламские правоведы под ней понимают правило, адресованное мусульманской общине Аллахом.

В основе мусульманского права лежит четыре источника:

1) Священная книга Коран, состоящая из высказываний Аллаха, обращенных к последнему из его пророков и посланцев Магомету;

2) Сунна — сборник традиционных правил, касающихся действий и высказываний Магомета, воспроизведенных целым рядом посредников;

3) Иджма — конкретизация положений Корана в изложении крупных ученых-мусульман;

4) Кияс — рассуждение по аналогии о тех явлениях жизни мусульман, которые не охватываются предыдущими источниками. Таким суждениям предается законный, общественный характер.

В странах с мусульманским правом конституция не считается основным законом.

Также в данной правовой системе нет деления на частное и публичное право, на общее право и право справедливости. Здесь имеются другие принципы структурного объединения.

В мусульманском праве также имеется отраслевое деление, но со своими особенностями. Например, существует отрасль «право личного статуса», которая включает в себя решение семейных и наследственных отношения, или отрасль «властных норм» — сфера государственного и административного права.

Занятно еще и то, что норма права, основанная на религиозных догмах, не в коем случаем не может меняться, ни при каких обстоятельствах. Но ведь многие нормы, записанные в шариате, просто-напросто устарели! И что же делать в этом случае?! В этом и состоит искусство судей. Они находят различные «лазейки», юридические уловки и другие приемы, чтобы, не нарушая отдельные пункты нормы, добиться противоположного результата.

Исходя из всего выше сказанного, можно заключить, что мусульманское право очень во многом зависит от религиозных писаний и это мешает ей развиваться и меняться с той скоростью, которую требует современный мир. Конечно, последнее время на развитие правовой системы мусульманских государств влияют правовые системы Запада — романо-германское и общее (традиционное) право. Но законодатель и суды все равно ограничены в своих действиях религией, а население государств данной правовой семьи отказываются принимать те нормы, которые, по их мнению, противоречат нормам религии. Поэтому можно сказать, что мусульманская правовая система имеет множество пробелов, которые порой нет возможности устранить, здесь нет прецедентов, которые давали бы какие-то общее представление о том, как решать те или иные дела.

Основные характеристики традиционного (обычного) права

Традиционное право представляет собой совокупность неписаных правил, изустно передаваемых из поколения в поколение и не сформулированных в каких-либо юридических и литературных текстах.

Традиционное право характерно молодым развивающимся страна, к которым можно отнести государства Африки.

Источником права в данной системе является обычай. Да, конечно, обычаи являлись основой для создания всех систем, но на современном этапе предпочтение отдается юридическим нормам.

Традиционное право очень неустойчиво. Из-за большого количества обычаев и правил, которые могут противоречить друг другу, отсутствия какойлибо систематизации, невозможно эффективное использование их для создания национальной системы. Многие такие страны пытались перенять некоторые элементы правовой системы у других государств, но это привело к еще большей неразберихе. В частности, создание судов по европейскому типу не получило желанного результата. Все потому, что по традиции в судах европейского типа признана состязательность сторон, а цельпризнание права одной из сторон, тогда как традиционное право стремится не искать «правых» и «виноваты», а старается добиться примирение сторон.

Также пытались ввести общее законодательство, но жители многих сельских местностей продолжали жить по обычаям. У людей очень сложно изменить или скорректировать правосознание, поэтому решительные меры по изменению правовой системы неэффективны. Создание национальной системы права должно протекать путем эволюции.

Важно отметить, что нет определенной централизации и иерархичности судов. Суды существуют в более или менее централизованных районах, где есть суд мелких вождей и более крупных. Но нет строго подчинения между ними.

Таким образом, я считаю, что традиционное правоэто ступень к образованию национальной системы права. А это переходэто трудный и очень длительный процесс.

Особенности еврейского права

Термин «еврейское право» появился в начале 20 века. Еврейская интеллигенция так стала называть истолкование Галахи как национально-правовой системы.

На сегодняшний день данная правовая система применяется в Израиле.

Как и мусульманское, еврейское право в своей основе имеет религиозные догмы. Одним из интересных фактов является то, что еврей сохранили свою веру и свое право даже в те времена, когда были частью другого государства.

Письменный закон — это не традиции или обычаи, это Божественные заповеди. Именно на этих заповедях и формируется еврейская правовая система. В настоящее время Галаха имеет нормативный характер и удобна для чтения. Совершенно неправильно было бы говорить, что религиозное и еврейское право тождественные, так как область, в которую религиозное законодательство было инкорпорировано полностью, — личный статус.

В Израиле имеется иерархия судебной системы. Все религиозные суды подчиняются юрисдикции Высшего суда справедливости Израиля.

В настоящее время когда суду необходимо принять решение по какому-то вопросу, в первую очередь поиск решения ведётся среди законов Государства Израиль, затем среди законов Британского мандата, и в следующую очередь, — среди еврейских первоисточников.

Для жителей Израиля важно сохранить свои традиции, как и для других народов мира. Стремясь сохранить свои традиции и религию, государство финансирует сеть религиозных школ, религиозные праздники делает государственными. Это позволяет сохранять как государство, так и народ целостными. Данная правовая система формировалась веками и имеет достаточно устойчивый характер, систематизированное законодательство и развитую систему судов.

Заключение

В современном мире наблюдается постепенное сближение правовых систем. Это можно объяснить тем, что мы живем в период глобализации. Сегодня цивилизованные страны мира признают высшей ценностью права человека, а это значит, что дальнейшее развитие и изменение правовых систем будет напрямую связано с защитой прав человека. В каждой правовой системе имеются свои достоинства и недостатки, каждая по-своему уникальна. Возможно при дальнейшем слиянии всех правовых систем мира, мы получим идеальную правовую систему, без изъянов и пробелов, тогда возможно мы создадим рай на земле.

Список использованной литературы

1. А.Р. Cукиянен. Мусульманское право. — Москва, 1986 г.

2. А. Х. Саидов.

Введение

в основные правовые системы современности. — Ташкент, 1988 г.

3. Давид Р. Основные правовые системы современности. — М., 1988.

4. Журнал «Право и государство» — 2009 г. — № 11.

5. Журнал «Право и политика» — 2011 г. — № 2.

6. Международные юридические чтения. — 2006 г. — Часть 1.

7. Общая теория государства и права. Академический курс.

8. Основные правовые системы современности. Учебное пособие по теории государства и права. / Дусаев Ростислав Науфальдович; ред. М. Н. Марченко.

9. Российская правовая система и международное право: современные проблемы взаимодействия (Всероссийская научно-практическая конференция в Нижнем Новгороде) // Государство и право. — 1996 г. — № 3−4.

10. Саидов А. Х. Сравнительное правоведение: основные правовые системы современности.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой