Общая характеристика органов прокуратуры
И 5 марта 1711 года учреждалась должность фискалов. Обер-фискал состоял при сенате, но кандидатуру назначал лично государь. Фискалы образовались при всех центральных и местных органах — коллегиях, канцеляриях, судах и др. Основная обязанность: тайно узнавать и доносить обо всех нарушениях закона, злоупотребления полномочиями, воровстве и обо всем том, что «во вред государственному энтузиазму… Читать ещё >
Общая характеристика органов прокуратуры (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
- Введение
- Глава 1. История возникновения прокуратуры РФ
- 1.1 Зарождение и развитие прокуратуры в России
- 1.2 Современное устройство и направления деятельности прокуратуры РФ
- Глава 2. Общая характеристика органов прокуратуры
- 2.1 Понятие, задачи и функции прокуратуры России
- 2.2 Место и роль прокуратуры в системе органов государственной власти Российской Федерации
- Заключение
- Библиографический список
- Приложения
Органы прокуратуры в нашей стране — одна из основных составляющих правоохранной деятельности. Осуществляя надзор за действиями должностных лиц и организаций, прокуратура обеспечивает гражданам и государству главнейший конституционный принцип жизни и взаимодействия общества — законность. Кроме того, выступая в судебных заседаниях, прокурор осуществляет обвинение от лица государства и охраняет права и свободы не только государству и его гражданам, но и изгнанным из общества индивидам — осужденным, лицам, проходящим наказание.
Актуальность данной темы обоснована тем, что, во-первых, процесс формирования правового государства неразрывно связан с развитием демократии, всесторонней защитой прав человека и гражданина, соблюдением принципа социальной справедливости. Во-вторых, происходящие в стране радикальные перемены в политической и экономической жизни, а так же идущий мировой экономический кризис не могут в этой связи не затронуть основные государственные институты, в том числе правоохранительные органы. Особое место в механизме гарантий законности традиционно принадлежит органам прокуратуры.
Многоаспектный характер темы курсовой работы предполагал необходимость обращения к различным отраслям знаний, в частности, к работам в области теории государства и права, философии, истории государства и права, политологии и других различных отраслей права.
Цель данной работы заключаются в общетеоретическом исследовании места и роли органов прокуратуры в Российской Федерации, а также рассмотрение проблем и перспектив дальнейшего развития.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
— проанализировать историю возникновения и развития прокуратуры РФ;
— определить место и роль органов прокуратуры в России;
— оценить проблемы и определить дальнейшие перспективы развития.
Объектом исследования данной работы является — Прокуратура, как федеральная система органов, осуществляющих надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов действующих на территории Российской Федерации.
Предметом исследования являются правовые нормы, регулирующие организацию и деятельность органов прокуратуры в Российской Федерации.
Методологической основой стали современные научные концепции, касающиеся роли и места прокуратуры в современном обществе и государстве, также использовались такие методы научного познания, как исторический (изучение конституционно-правовых основ возникновения и развития органов прокуратуры в различных государствах), формально-юридический (анализ нормативно-правовых источников, на основе принятых способов их толкования).
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
В первой главе данного исследования рассмотрены исторические аспекты возникновения института прокуратуры в России.
Вторая глава посвящена изучению современного состояния, функций, целей и задач прокуратуры в РФ.
Глава 1. История возникновения прокуратуры РФ
1.1 Зарождение и развитие прокуратуры в России
При Петре I Россия окончательно превратилась в чиновничье-дворянскую монархию с неограниченной властью монарха. Петр I твердой и уверенной рукой насаждал новые, необычные для государства органы, которые с каждым днем укреплялись и набирали мощь. С организацией святейшего Синода император подчинил церкви своей власти. Создавались регулярная армия и полиция, преобразовалось местное самоуправление. Правительствующий Сенат сменил Боярскую думу. Приказы частично сохранились, уступив место коллегиям.
Одной из выдающихся заслуг императора является в том, что первый в России создал органы, которые предназначались для контроля и надзора за соблюдением законов. Сначала это был институт фискалов, а потом — прокуратура.
2 и 5 марта 1711 года учреждалась должность фискалов. Обер-фискал состоял при сенате, но кандидатуру назначал лично государь. Фискалы образовались при всех центральных и местных органах — коллегиях, канцеляриях, судах и др. Основная обязанность: тайно узнавать и доносить обо всех нарушениях закона, злоупотребления полномочиями, воровстве и обо всем том, что «во вред государственному энтузиазму может быть». Указ Императора Петра Первого от 2 марта 1711 г. «О порядке заседаний и делопроизводства в Правительствующем Сенате и о должности Обер-фискала» // Полное Собрание Законов Российской Империи с 1649 г. Т. 6. 1720−1722 гг. Ст. 2331. Фискалы рассматривали доносы от частных лиц, имели право входить в присутственные места, требовать для просмотра дела и документы, объяснения чиновников.
Вскоре обнаружилось в деятельности фискальной службы множество недостатков: пользуясь очень широкими полномочиями, нередко фискалы использовали свое служебное положение, занимались воровством и взяточничеством. К тому же данная служба оставляла без контроля Правительствующий сенат, так как была подконтрольна ему.
12 января 1722 года царь подписал указ, направленный на улучшение деятельности всех органов страны. В данном документе царь утверждает новый орган, стоящий над Сенатом и над другими государственными учреждениями — Прокуратуру. Хотя функции прокурора еще не вполне сложились, царь возлагал большие надежды на новый орган, отмечал принципиальное значение данного органа как блюстителя законов.
18 января 1722 года Петр I назначает на должность генерал-прокурора Петра Ивановича Ягужинского, а на должность обер-прокурора — Г. Г. Скорнякова-Писарева.
По начальному плану Петра, генерал-прокурор обязан был выступать в роли высшего должностного лица в государственном аппарате, в руках которого сосредотачивался бы надзор за правильным ходом управления государством. Предполагалось, что генерал-прокурор обязан стоять на страже интересов государя, церкви и всего народа. Но в ходе дальнейшей работы над указом о функциях прокуратуры, царь отказывается от таких всеобъемлющих обязанностей. Центр тяжести переноситься только на надзирающую роль генерал-прокурора над всеми государственными органами и, прежде всего, Сената.
Постепенно, генерал-прокурор занимал ключевое положение в государственном управлении.
В должности генерал-прокурора состояли разные лица, в подавляющем большинстве незаурядные. Посреди них были и выдающиеся государственные деятели — Д. Н. Блудов, Д. П. Трощинский, и блестящие юристы — Д. Н. Замятнин, Д. Н. Набоков, Н. В. Муравьев, и выдающиеся российские поэты, гордость русской литературы — Г. Р. Державин и И. И. Дмитриев.
прокуратура орган государственная власть После Октябрьской революции в соответствии с марксистской доктриной о сломе буржуазного государственного аппарата Декретом о суде № 1 от 24 ноября 1917 года прокуратура была ликвидирована: «Упразднить доныне существовавшие университеты судебных следователей, прокурорского надзора, а равно университеты присяжной и частной адвокатуры». Декрет о суде. 22 ноября (5 декабря) 1917 г. // Декреты Советской власти. Т.I. М., Гос. изд-во полит. литературы, 1957.
Надзор за законностью, в частности в деятельности следственных комиссий, избираемых Советами рабочих, солдатских, крестьянских и казачьих депутатов, возлагался на коллегии обвинителей, избираемых также местными Советами.
Декретом ВЦИК и СНК РСФСР от 16 мая 1918 года была учреждена Центральная коллегия обвинителей, состав которой избирался ВЦИКом. Она руководила деятельностью коллегий обвинителей при революционных трибуналах.
Такое положение, вполне приемлемое в условиях гражданской войны, стало нетерпимым во время мирного строительства. В 1921 году со всей остротой встал вопрос о создании прокуратуры.
1 января 1922 года был опубликован первый проект декрета «О государственной прокуратуре», в котором предполагалось её создание в составе Министерства юстиции и наделение ограниченными полномочиями. 28 мая 1922 года 3-я сессия ВЦИК приняла положение о прокуратуре.
Первоначальное строение определялось Положением о народном комиссариате юстиции. В него входили подотделы:
1) Общего управления и личного состава прокурорского надзора;
2) Общего надзора;
3) Надзора за органами следствия, дознания и местами решения свободы;
4) Государственного обвинения со следственной частью;
После образования Союза ССР, органы прокуратуры строились на началах централизма и подчинения исключительно соответствующему прокурору республики, действовали на основе издаваемых республиками Положений. Прокурор республики был подотчетен верховным органам своей республики.
Постановлением ЦИК и СНК СССР от 20 июня 1933 года была учреждена Прокуратура Союза ССР, а 17 декабря — положение о Прокуратуре Союза ССР. Им были определены функции прокуратуры, порядок их осуществления, структура.
Структура аппарата прокуратуры СССР:
— Главная военная прокуратура;
— Главная прокуратура железнодорожного транспорта; ;
— Главная прокуратура водного транспорта; ;
— отдел общего надзора;
— уголовно-судебный отдел;
— гражданско-судебный отдел;
— следственный отдел;
— отдел по специальным делам;
— отдел по надзору за местами заключения;
— отдел по жалобам;
— отдел кадров;
— группа учета и информации;
— особый сектор;
— управление делами;
— секретариат.
Упразднены транспортные прокуратуры, но через год стали воссоздаваться в составе отдельных прокуратур краев и областей, а в 80-х их система полностью восстановлена.
В 1959 году Указом Президиума Верховного Совета СССР были образованы коллегии в Прокуратуре СССР и прокуратурах союзных республик. Также Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 декабря 1966 года утверждено Положение о Военной прокуратуре.
30 ноября 1979 года был принят Закон о прокуратуре СССР, в котором впервые законодательно закреплялось то, что органы прокуратуры составляют единую и централизованную систему — прокуратуру СССР, возглавляемую Генеральным прокурором СССР, с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим.
Такое построение прокурорской системы повторил и Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации», принятый 17 января 1992 года, в котором Прокуратура Российской Федерации определяется как единая Федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации. Федеральный закон от 17. 01.1992 N 2202−1 «О прокуратуре Российской Федерации» (ред. от 21. 07.2014) // Российская газета. 2013.
Общегосударственная значимость возложенных на прокуратуру функций предопределила ее статус как конституционного органа, закрепленного в главе 7 Конституции Российской Федерации «Судебная власть», принятой 12 декабря 1993 года.
В результате законодательных преобразований прокуратура России окончательно сформировалась как структурно и функционально самостоятельный государственный орган, не входящий ни в одну из ветвей власти.
1.2 Современное устройство и направления деятельности прокуратуры РФ
Общие цели деятельности современной прокуратуры Российской Федерации закреплены в п. 2 ст.1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», где определено, что органы прокуратуры осуществляют свою деятельность в целях обеспечения:
1) верховенства закона;
2) единства и укрепления законности;
3) защиты прав и свобод человека и гражданина;
4) охраняемых законом интересов общества и государства.
На достижение этих целей направлена вся деятельность органов и учреждений российской прокуратуры.
Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 года, в статье 129 закрепила основные положения о прокуратуре современности:
1. Прокуратура РФ составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ.
2. Генеральный прокурор РФ назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации по предоставлению Президента РФ.
3. Прокуроры субъектов РФ назначаются Генеральным прокурором РФ по согласованию с ее субъектами.
4. Иные прокуроры назначаются Генеральным прокурором РФ.
5. Полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры РФ определяются Федеральным Законом.
В соответствии со статьей 1 Федерального Закона о Прокуратуре РФ от 17.01.1992 N 2202−1, Прокуратура РФ — единая федеральная централизованная система органов, осуществляющая от имени Российской Федерации надзор за соблюдение Конституции РФ и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации. Федеральный закон Российской Федерации от 17. 01.1992 N 2202−1 «О прокуратуре Российской Федерации» (с изм. от 21. 07.2014) // Российская газета. 2014
В Законе о прокуратуре приоритеты деятельности прокуратуры направлены, прежде всего, на защиту прав и свобод человека и гражданина. Это не означает противопоставления прав гражданина охраняемым законом интересам общества и государства, которое призвано служить человеку и обществу. Эти интересы выражены, прежде всего, в законах. Комментарий к Федеральному закону «О прокуратуре Российской Федерации». М., 1996. С. 2. И, наоборот, без обеспечения государственных и общественных интересов невозможно обеспечить права и свободы.
Иными словами, в качестве целей участия прокуратуры в правозащитной деятельности следует понимать результат, на достижение которого она направлена. Однако, учитывая то обстоятельство, что цели участия прокуратуры в этой деятельности вытекают из целей деятельности всей системы органов российской прокуратуры и не могут им противоречить, можно сделать вывод, что они должны соответствовать последним. Но они не могут полностью совпадать, так как деятельность органов и учреждений современной российской прокуратуры по защите конституционных прав и свобод человека и гражданина является самостоятельным направлением деятельности прокуратуры, при осуществлении которой решаются только ей присущие задачи.
Основные направления деятельности прокуратуры обусловлены различными факторами политического, социально-экономического и иного характера. По своей значимости выделяют постоянные приоритетные направления деятельности и динамичные направления — с учетом состояния правовой ситуации в районе, городе, стране в целом. Крюков В. Ф. Курс лекций по прокурорскому надзору: Учебное пособие для юридических вузов и факультетов. Курск, 2013. С. 29.
К числу постоянных приоритетов относятся:
— соблюдение законов при издании правовых актов федеральными, региональными органами власти, на которые распространяется компетенция прокуратуры, органами местного самоуправления;
— надзор за исполнением законов, прежде всего, государственными органами, на которые возложено осуществление функции вневедомственного контроля над соблюдением законов, иных нормативных актов;
— соблюдение прав и свобод гражданина федеральными Министерствами, службами и агентствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
В соответствии с Законом о прокуратуре Генеральный прокурор издает обязательные для исполнения всеми работниками органов и учреждениями прокуратуры приказы, указания, распоряжения, положения и инструкции, регулирующие вопрос организации деятельности системы прокуратуры РФ и порядок реализации мер материального и социального обеспечения этих работников. Регулируемые данными актами вопросы охватывают все важнейшие аспекты организационной деятельности системы прокуратуры.
В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет:
надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;
надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;
надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;
надзор за исполнением законов судебными приставами;
надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу;
уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации (в том числе, поддержание государственного обвинения в суде);
координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.
Согласно ч. ч.2, 3 ст. 27 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» при наличии оснований полагать, что нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер преступления, прокурор принимает меры к тому, чтобы лица, его совершившие, были подвергнуты уголовному преследованию в соответствии с законом. В случаях, когда нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер административного правонарушения, прокурор возбуждает производство об административном правонарушении или незамедлительно передает сообщение о правонарушении и материалы проверки в орган или должностному лицу, которые полномочны, рассматривать дела об административных правонарушениях.
Таким образом, общей тенденцией развития системы прокурорского надзора советского периода стало расширение его предмета и пределов. С формально юридической точки зрения, новых конструкций не появилось. Скорее всего, речь можно вести о новом витке развития данного института, который помимо функции представления публичных интересов в судебных инстанциях, присущей прокуратуре Российской империи после реформы 1864 года, приобрел общенадзорные функции, имевшие место до указанной реформы. При этом в деятельности прокуратуры прослеживался четкий политический оттенок.
Глава 2. Общая характеристика органов прокуратуры
2.1 Понятие, задачи и функции прокуратуры России
Прокуратура занимает особое место среди правоохранительных органов, поскольку не относится ни к законодательной, ни к исполнительной, ни к судебной власти. Она является независимым правоохранительным органом, обеспечивающим соблюдение законности в государстве.
Прокуратура РФ — единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации
Прокуратура РФ представляет собой единую федеральную централизованную систему органов, осуществляющих надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов действующих на территории Российской Федерации Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» .
Организация и деятельность прокуратуры, помимо Конституции РФ, регламентирована Законом РФ «О прокуратуре Российской Федерации», а также Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О прокуратуре Российской Федерации».
Цели деятельности прокуратуры заключаются в обеспечении верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства.
Основным нормативным актом, регулирующим деятельность прокуратуры, как уже было сказано, является ФЗ «О прокуратуре». В этом законе определяются задачи и функции органов прокуратуры, принципы их организации и деятельности, порядок формирования, основы службы в органах и учреждениях прокуратуры, работы с кадрами и другие вопросы.
Систему прокуратуры РФ составляют Генеральная прокуратура РФ, прокуратуры субъектов РФ, приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры, научные и образовательные учреждения, редакции печатных изданий, являющиеся юридическими лицами, а также прокуратуры городов и районов, другие территориальные, военные и иные специализированные прокуратуры.
В систему органов прокуратуры РФ входит также Следственный комитет при прокуратуре РФ, который включает в себя следующие структурные подразделения:
главное следственное управления Следственного комитета при прокуратуре РФ;
следственные управления Следственного комитета при прокуратуре РФ по субъектам РФ;
следственных отделов Следственного комитета при прокуратуре РФ по районам, городам.
Кроме того, в состав Следственного комитета при прокуратуре РФ входят следственные управления (отделы) при военных и специализированных прокуратурах.
Основное содержание деятельности прокуратуры составляет прокурорский надзор. Помимо него прокуратура осуществляет уголовное преследование лиц, совершивших уголовно наказуемые деяния, а также координацию деятельности правоохранительных органов в борьбе с преступностью, участвует в правотворческой деятельности.
Принципами организации и деятельности прокуратуры являются централизация, независимость, законность и гласность.
Принцип централизации органов прокуратуры означает, что эти органы составляют единую централизованную систему, возглавляемую Генеральным прокурором РФ. Органы прокуратуры имеют четкую иерархию, нижестоящие органы прокуратуры подчиняются всем вышестоящим и Генеральному прокурору РФ. Вышестоящие прокуроры могут давать подчиненным прокурорам обязательные для них указания и поручения, брать на себя исполнение каких-либо их обязанностей. Перед прокурорами стоят общие, единые для всей прокурорской системы задачи.
Принцип независимости в организации и деятельности прокуратуры заключается в том, что ее органы осуществляют свои полномочия независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов государственного самоуправления, общественных объединений. Чтобы оградить независимость функционирования органов прокуратуры, закон запрещает прокурорам и следователям прокуратуры быть членами выборных и иных органов, образуемых органами государственной власти и органами местного самоуправления. Прокуроры не могут быть членами общественных объединений, преследующих политические цели, и принимать участие в их деятельности. Беляев В. П. Прокуратура и прокурорский надзор в России. — Белгород, 2003. — с. 69.
Принцип законности означает, что органы прокуратуры осуществляют свои функции в строгом соответствии с действующими на территории Российской Федерации законами.
Принцип гласности в организации и деятельности прокуратуры выражается в оповещении в печати о назначении прокуроров, о которых идет речь в Конституции РФ, в обязанности информирования федеральных органов власти, органов власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, а также населения о состоянии законности. Органы прокуратуры обязаны действовать гласно в той мере, в какой это не противоречит требованиям федеральных законов об охране прав и свобод граждан, а также законодательства о государственной и иной специально охраняемой законом тайне. Бобров В. К. Правоохранительные органы Российской Федерации. — М., 2003. — с. 49−50.
Соблюдение всех названных выше принципов призвано обеспечить оптимальное выполнение задач, стоящих перед прокуратурой. Это обеспечение:
верховенства закона;
единства и укрепления законности;
защиты прав и свобод человека и гражданина;
охраны законных интересов общества и государства.
Достижение названных целей осуществляется путем выполнения специфических функций.
Основная функция прокуратуры — надзор за исполнением действующих законов. Надзор осуществляется по пяти направлениям:
надзор за исполнением законов федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, военного управления, контроля, их должностными лицами, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;
надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, военного управления, контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций (фактически это тоже надзор за соблюдением законов, регламентирующих данные права);
надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;
надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу (тюрем, исправительных колоний, воспитательных колоний, лечебно-исправительных колоний и т. п.);
надзор за исполнением законов судебными приставами.
Кроме надзорных прокуратура реализует следующие функции:
уголовного преследования и надзора за исполнением законом органами предварительного следствия и дознания в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством РФ;
участия в отправлении правосудия. Хотя сами органы прокуратуры не осуществляют правосудия (это прерогатива суда), прокуроры в соответствии с процессуальным законодательством участвуют в рассмотрении дел судами, в качестве обвинителя и, в необходимых случаях, направляют в вышестоящие суды представления на противоречащие закону решения, приговоры, определения и постановления судов;
рассмотрения жалоб и заявлений. В органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов. Решение, принятое прокурором, не препятствует обращению лица за защитой своих прав в суд. Решение по жалобе на приговор, решение, определение и постановление суда может быть обжаловано только вышестоящему прокурору. Поступающие в органы прокуратуры заявления и жалобы, иные обращения рассматриваются в порядке и сроки, которые установлены федеральным законодательством;
координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью. Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры координируют деятельность по борьбе с преступностью органов внутренних дел, федеральной службы безопасности, таможенной службы и других правоохранительных органов. Стоит сказать, для обеспечения координации деятельности данных органов прокурор созывает координационные совещания, организует рабочие группы, истребует статистическую и другую необходимую информацию, осуществляет иные полномочия в соответствии с положением о координации деятельности по борьбе с преступностью, утверждаемым Президентом РФ;
участия в правотворческой деятельности. Прокурор вправе вносить в законодательные органы и органы, обладающие правом законодательной инициативы, соответствующего и нижестоящего уровней предложения об изменении, дополнении, отмене или принятии законов и иных нормативных правовых актов;
издательскую. Генеральная прокуратура РФ выпускает специальные издания.
2.2 Место и роль прокуратуры в системе органов государственной власти Российской Федерации
В системе органов государственной власти прокуратура РФ занимает неоднозначное положение. Не входя ни в одну ветвь власти, она выступает как система сдержек и противовесов в механизме разделения властей, способствует функционированию государственных органов, олицетворяющих традиционные ветви власти, в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами. Это предполагает постоянное и тесное взаимодействие со всеми органами государственной власти в решении общих задач, стоящих перед государством.
Взаимоотношения прокуратуры с Федеральным Собранием РФ предопределены тем, что основное назначение прокуратуры состоит в надзоре за исполнением законов, а Федеральное Собрание РФ является представительным и законодательным органом РФ. Госдума — нижняя палата российского парламента, принимающая законы, которые являются основным содержанием предмета прокурорского надзора за исполнением законов.
Взаимодействие прокуратуры РФ и Федерального Собрания РФ осуществляется по многим направлениям, основным из которых является участие прокуратуры в законотворческой деятельности.
Генеральный прокурор РФ регулярно направляет в Госдуму информацию о недостатках законодательного регулирования отдельных сфер правовых отношений.
Несмотря на отсутствие у Генерального прокурора РФ конституционного права законодательной инициативы, прокуратура принимает активное участие в законопроектной деятельности. Существуют и иные формы влияния прокуратуры на законотворческий процесс: экспертиза законопроектов, участие представителей прокуратуры в рабочих группах комитетов Госдумы по подготовке ими законопроектов, участие в парламентских слушаниях.
Органы прокуратуры по запросам и обращениям депутатов парламента проводят проверки сообщений о фактах нарушений законов, принимают меры по их устранению.
К основным формам парламентского контроля за деятельностью прокуратуры можно отнести: депутатские запросы; отчеты, доклады и сообщения Генерального прокурора РФ и его заместителей; депутатские расследования.
Отправной точкой при решении вопросов взаимоотношений прокуратуры с исполнительной властью служат Конституция РФ и другие федеральные законы, составляющие правовые основы деятельности прокуратуры. Прокуратура осуществляет надзор за исполнением законов федеральными министерствами, службами, исполнительными органами субъектов РФ и т. д., что свидетельствует о наличии надзорной функции прокуратуры в отношении деятельности органов исполнительной власти.
При этом в предмет надзора не входят постановления и распоряжения Правительства РФ. Контроль за исполнением этих нормативных актов осуществляет система контрольных органов Администрации Президента РФ и Правительства РФ, с которыми органы прокуратуры при необходимости взаимодействуют. В случае несоответствия постановлений Правительства РФ Конституции РФ и федеральным законам Генеральный прокурор РФ информирует об этом Президента РФ, который вправе отменить данное постановление Правительства РФ.
Прокуратура взаимодействует с исполнительной властью как самостоятельный государственный институт, обеспечивающий исполнение законов, принятых законодательной властью.
Взаимодействие прокуратуры с органами исполнительной власти проводится в различных формах: участие в правительственных программах, инициирование разработки и издания постановлений Правительства РФ, затрагивающих права граждан, и т. д.
Взаимодействие прокуратуры и суда — это проблема сотрудничества и взаимного профессионального контроля в целях повышения уровня законности и эффективности правоохранительной деятельности.
Генеральный прокурор РФ в соответствии с федеральным законом о прокуратуре вправе обращаться в Конституционный Суд РФ по вопросу нарушения конституционных прав и свобод граждан законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле. Однако соответствующее положение до настоящего времени не внесено в закон о Конституционном Суде РФ.
Взаимодействие прокуратуры с судами общей юрисдикции, осуществляющими гражданское и уголовное судопроизводство, и с судами арбитражной системы достаточно специфично. Специфика роли прокурора состоит в том, что, с одной стороны, он выступает как субъект судебного разбирательства в соответствующих формах, предусмотренных процессуальным законодательством, а с другой — осуществляет надзорные функции в отношении судебных решений.
Генеральный прокурор РФ вправе обращаться в Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ с представлениями о даче судам разъяснений по вопросам судебной практики по гражданским, уголовным, административным и арбитражным делам.
Таким образом, Прокуратура является важной опорой и Президента, и законодательной власти в их усилиях по преодолению правовой нестабильности общества, повышению авторитета законов и подзаконных актов.
Заключение
Материалы исследования позволяют сделать вывод о том, что в современной России прокуратура не может быть только органом судебного преследования. Она должна являться и органом надзора за исполнением законов и соблюдением прав и свобод человека и гражданина. Это объясняется тем, что в России исторически была велика роль государства. Прокуратура в этой связи является эффективным инструментом в защите прав и свобод и, как государственный орган, становится востребованной формирующимся гражданским обществом.
Вместе с тем неопределенность правового статуса прокуратуры на уровне конституционных установлений не позволила выстроить стройную конституционно-правовую теорию прокуратуры и выявить ее соотношение с другими ветвями власти, а, следовательно, и увеличить степень влияния на обеспечение прав и свобод человека и гражданина. Не полное закрепление статуса прокуратуры в Конституции РФ и отсутствие в ней понятия прокурорской власти как самостоятельной ветви власти не является стабильным фактором для существования данного государственного института в российском обществе, поскольку это дает возможность изменять правовой статус прокуратуры федеральным законодательством.
Исторический опыт развития прокуратуры на всех его этапах показывает, что статус прокуратуры постоянно менялся. При этом надзор за исполнением законов на протяжении всех лет существования прокуратуры был главной ее функцией. Исторический опыт свидетельствует и о том, что прокуратура, как государственный орган, в большей степени внесла свой вклад в укрепление российской государственности, чем в защиту прав и свобод человека и гражданина. Эта задача российской прокуратуры стала в числе основных только на последнем этапе ее деятельности. Из органа контроля над поведением граждан прокуратура превратилась в орган надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина. Однако в связи с не закреплением в Конституции РФ самостоятельного статуса российской прокуратуры, остается опасность ликвидации надзорной функции прокуратуры посредством внесения соответствующих изменений в федеральное законодательство. Тем более что прокурорский надзор за соблюдением прав и свобод граждан не относится к числу универсальных, т. е. присущих прокуратуре всех стран. Он характерен только для прокуратуры тех государств, в которых она осуществляет надзор за исполнением законов.
Развитие российского законодательства о прокуратуре на протяжении последних лет показывает, что прокуратура прошла путь от урезания ее полномочий, в том числе и в сфере обеспечения прав и свобод граждан, до их расширения и восстановления. В современных условиях произошла не коренная ломка традиционной для России прокуратуры, а ее эволюционное развитие.
Обладая общими признаками государственной власти, прокурорская власть имеет ряд специфических черт: независимость от федеральных органов исполнительной власти, органов власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений; обусловленность применения власти правонарушением; реализация власти без административного вмешательства в оперативную деятельность соответствующих государственных органов, хозяйствующих субъектов, органов местного самоуправления, военного управления, общественных объединений. Специфические черты прокурорской власти свидетельствуют о том, что она имеет свою систему сдержек и противовесов в отношениях с другими ветвями государственной власти.
В работе доказывается, что независимость прокурорской власти, наличие системы органов прокуратуры делают ее равновеликой законодательной и исполнительной ветвям государственной власти. Споры между законодательной, исполнительной и прокурорской ветвями власти могут разрешаться в судебном порядке.
Однако неопределенность правового статуса прокуратуры на уровне конституционных установлений не позволяет выстроить стройную конституционно-правовую основу структуры и деятельности прокуратуры, что порождает дискуссии в научных кругах о месте и роли прокуратуры в системе разделения властей.
В этой связи представляется, что в Конституцию РФ желательно включить отдельную главу, посвященную прокурорской власти.
Главное направление деятельности прокуратуры является «обеспечение верховенства закона, единства и укрепления законности». Однако, как показал анализ, это направление работы прокуратуры следует рассматривать не в качестве целей деятельности прокуратуры, а в качестве задач, которые следует решать для достижения поставленных целей.
В качестве целей деятельности прокуратуры следует понимать обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства. Это позволит учесть изменения в иерархии социальных ценностей, принятых в правовом демократическом государстве: охрана и защита законом личности, общества, государства.
Библиографический список
1. Нормативные правовые акты
1. Всеобщая декларация прав человека // Российская газета. 1995, 5 апреля; 1998, 10 дек.
2. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года (с изм. и доп.) // Российская газета. 1993.25 декабря.
3. О прокуратуре Российской Федерации: Федеральный закон от 17 января 1992 г. // Ведомости Российской Федерации. 1992. № 8. Ст.366; Собрание законодательства РФ. 1995. № 47. Ст.4472; 1999. № 7. Ст.878; № 47. Ст.5620; 2000. № 2. Ст.140; № 9. Ст.1066; № 16. Ст.1744; 2001. № 1 (ч.1). Ст.2; № 53 (ч.1). Ст.5018; Ст.5030; 2002. № 26. Ст.2523; № 30. Ст.3029; № 31. Ст.3160; № 40. Ст.3853; 2003. № 27 (ч.1). Ст.2700; № 30. Ст.3101; 2004. № 35. Ст.3607; 2005. № 29. Ст.2906; № 45. Ст.4586; 2007. № 10. Ст.1151; № 24. Ст.2830; № 31. Ст.4011
4. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (с изм. и доп.) // Собр. законодательства РФ. 1994. № 32, ст. 3301.
5. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (с изм. и доп.) // Собр. законодательства РФ. 1996. № 25, ст. 2954.
6. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря
2001 г. № 174-ФЗ (с изм. и доп.) // Собр. законодательства РФ. 2001. № 52, ч.1, ст. 4921.
7. О государственной гражданской службе Российской Федерации: Федеральный закон от 27 июля 2004 г. (в ред. от 29.03.2013) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. № 31. Ст.3215; 2006. № 6. Ст.636; 2007. № 8. Ст.1151; № 16. Ст.1828; № 49. Ст.6070; 2008. № 13. Ст. 1186.
8. О порядке заседаний и делопроизводства в Правительствующем Сенате и о должности Обер-фискала: Указ Императора Петра Первого от 2 марта 1711 г. // Полное Собрание Законов Российской Империи с 1649 г. Т.6.1720−1722 гг. Ст. 2331.
9. О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов: Федеральный закон от 20 апреля 1995 г. № 45-ФЗ (с изм. от 03.02.14) // Российская газета. 2014.
10. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон № 131-ФЭ от 06.10.2003 (с изм. от 15.02.13.) // Российская газета. 2013.
11. О полиции: Федеральный закон РФ от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ (с
изм.12.05.14) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2011. № 7, ст.900
12. Декрет о суде.22 ноября (5 декабря) 1917 г. // Декреты Советской власти.Т.I.М., Гос. изд-во полит. литературы, 1957.
2. Монографии, диссертации, авторефераты диссертаций
13. Виноградов И. П. Место и роль органов российской прокуратуры в механизме разделения властей: Теоретико-правовое исследование. Автореф. дис. канд. юрид. наук. Коломна, 2000.
14. Кислицын М. К. Правовые основы деятельности военной прокуратуры в Российской Федерации. Автореф. дис. канд. юрид. наук. М.: МГЮА. 2000.
15. Кобзарев Ф. М. Проблемы теории и практики процессуальных и организационных отношений прокуратуры и суда в сфере уголовного судопроизводства. Автореф. дис. доктора, юрид. наук. М., 2006.
16. А. Паламарчук, Р. Сеченова, В. Зимин. Деятельность прокуратуры России вне уголовно-правовой сферы: монография / А. Паламарчук, Р. Сеченова, В. Зимин. М.: Генеральная прокуратура Российской Федерации, 2013. — 138 с.
3. Учебники, учебные пособия, комментарии к законодательству, словари, энциклопедии
17. Беляев В. П. Прокуратура и прокурорский надзор в России: учеб. пособие/Беляев В.П. — Белгород: Изд-во БУПК, 2003. — 207 c.
18. Воронин О. В. Прокурорский надзор в Российской Федерации: вопросы Общей части: Учебное пособие. — Томск: Изд-во НТЛ, 2007. — 192 с.
19. Прокурорский надзор: учебник / под ред. Басков В. И. — Москва: БЕК. М., 1995. — 546 с.
20. Прокурорский надзор: учебник для вузов/ В. Ф. Крюков. — М.: Норма, 2006. — 784 с.
4. Научные статьи, материалы из периодических изданий
21. Амирбеков К. И. Правовой статус прокуратуры в России в муниципальных властеотношениях // Следователь. 2003. № 2. — С.53−59
22. Бессарабов В. Г. Прокуратура и органы местного самоуправления // Законность. 2001. № 5. — С.31−34
23. Буянский, С. Г. Прокуратура и судебная власть: Статус и соотношение компетенции /С.Г. Буянский. // Российский судья. — 2005. — № 5. — С.25 — 29
24. Дашков Г. Полномочия прокурора: какой опыт заимствовать // Законность, 1995, № 6. — С.2−4
25. Костенко Н. И. Прокуратура — опора президентской власти. Российская юстиция.М. 1994. № 11. — С.17−22
26. Курманов, М. М. Актуальные проблемы взаимодействия прокуратуры и законодательного органа субъекта РФ: М. М. Курманов. // Адвокат. — 2005. — № 2. — С.38 — 43
5. Материалы юридической практики, справочно-статистические материалы
27. Судебная практика по оспариванию органами прокуратуры действий (бездействия) судебных приставов-исполнителей // Бюллетень Федеральной службы судебных приставов, № 2, 2010. — С.4−8.
28. О порядке истребования, направления (выдачи) арбитражных дел в органы прокуратуры: Письмо Генпрокуратуры России от 31 июля 1995 года N С1−7/с1−442 // Российская газета. 2012
29. По делу о проверке конституционности пункта 2 статьи 5 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в связи с жалобой гражданина Б. А. Кехмана: Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 18.02.2000 № 3-П // Собрание законодательства Российской Федерации, N 9, 28.02.2000; N 43, 01.03.2000
30. По делу о проверке конституционности части третьей статьи 138 Уголовного кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан С. В. Капорина, И. В. Коршуна: Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 31.03.11 № 3-П // Российская газета, N 78, 13.04.2011
6. Электронные ресурсы
31. Официальный сайт Генеральной прокуратуры РФ http://genproc.gov.ru/
32. Место прокуратуры Российской Федерации в системе разделения властей: теоретико-правовое исследование (диссертация) http://www.dissercat.com
33. Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации http://docs. cntd.ru/
34. Обзор судебной практики по гражданским делам Саратовского областного суда по материалам апелляционной практики за 3 квартал 2014 года: Официальный сайт Саратовского областного суда http://oblsud. sar. sudrf.ru/
Приложения
Приложение А
Схема № 1 Система прокуратуры в Российской Федерации