Развитие внебюджетной деятельности образовательного учреждения на примере МОУ ДОД «Центр юных техников»
В процессе анализа исполнения сметы внебюджетных средств исходят из того, что они направляются на цели, установленные при их образовании. Размер расходов определяется по каждому виду внебюджетных средств в соответствии с объемом работы и учетом необходимости соблюдения режима экономии и хозяйственной целесообразности использования ресурсов. Расходы осуществляются раздельно по каждому виду… Читать ещё >
Развитие внебюджетной деятельности образовательного учреждения на примере МОУ ДОД «Центр юных техников» (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
ДИПЛОМ Развитие внебюджетной деятельности образовательного учреждения на примере МОУ ДОД «Центр юных техников»
Введение
Совершенно очевидно, что наше будущее закладывается из дополнительных знаний. А дополнительное образование детей, должно быть, ориентировано на обеспечение самоопределения и самореализации личности. Осуществить эту задачу можно только через развивающее обучение.
Для этого я планирую развивать внебюджетную деятельность «Центра юных техников». Поэтому я планирую открыть новые компьютерные курсы, потому что развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, способные самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, быть мобильными, динамичными, конструктивными специалистами, обладать развитым чувством ответственности за судьбу страны.
Исходя из вышесказанного, я считаю, что тема дипломного проекта актуальна. С развитием современной информационной технологии, система «человек и компьютер» быстро превратилась в проблему, которая касается всех членов общества, а не только специалистов, поэтому воздействие человека с компьютером должно быть обеспечено дополнительным образованием. Чем раньше мы это начнем, те быстрее будет развиваться наше общество, так как современное общество информации требует знаний работы с компьютером.
Цель написания моего дипломного проекта состоит в разработке новых компьютерных курсов.
В соответствии с целью исследования можно выделить следующие задачи:
обеспечение качества дополнительного образования, отвечающего потребностям постиндустриального общества;
повышение культурного, профессионального, методического уровня педагогов Центра на основе внедрения современных педагогических технологий обучения и воспитания;
реализация дополнительных образовательных программ и услуг в интересах личности, общества и государства;
совершенствование образовательного процесса средствами новых информационных технологий;
развитие мотивации личности к познанию и творчеству; содействие личностному и профессиональному самоопределению;
совершенствование навыков общения, адаптации и социализации детей и подростков в обществе;
развитие и формирование интеллектуальных, исследовательских, изобретательских способностей;
психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса;
формирование общей культуры;
укрепление значимости семьи, её приоритета в гуманистическом воспитании детей;
организация содержательного досуга в рамках воспитательной системы центра;
участие в социально-экономическом развитии города, региона через научно-техническое, спортивно-техническое, военно-патриотическое и художественно-эстетическое направления образовательной деятельности Центра;
развитие внутреннего образовательного пространства и обеспечение участия в едином образовательном пространстве города, региона.
1. Теоретические аспекты развития внебюджетной деятельности учреждений
1.1 Понятие анализа хозяйственная деятельность Предметом анализа является хозяйственная деятельность бюджетных учреждений, направленная на осуществление функций по социально-культурному обслуживанию общества и эффективное использование выделенных им ресурсов. При этом хозяйственная деятельность характеризуется целью, процессом и средствами ее достижения, а также результатами, которые складываются под воздействием различных факторов.
Цель хозяйственной деятельности бюджетных учреждений состоит в выполнении намеченных государством социально-культурных мероприятий в области народного образования, культуры, науки, здравоохранения с помощью использования созданных в материальном производстве ценностей. При этом характерно, что предметом потребления выступают не вещи, а сам процесс производства полезного эффекта деятельности учреждения. Он обеспечивает удовлетворение духовных потребностей людей или изменение социальных условий, в которых осуществляется их жизнедеятельность. В учреждениях здравоохранения — это процесс лечения, в школах обучение учащихся, в детских учреждениях — уход за детьми и их воспитание, в научных — производство новых знаний.
Выделение цели хозяйственной деятельности в качестве объекта анализа позволяет выявить характер и объем работы учреждения, принятие решений по повышению эффективности.
Хозяйственная деятельность бюджетных учреждений по выполнению их функций выражается в разнообразных экономических явлениях и хозяйственных процессах. К ним относятся, например, проведение уроков в школе, посещение врачом больного на дому. Их характер и количество определяют объем и качество работы учреждений, позволяют судить о необходимости и обоснованности расходов, полноте выполнения задач по удовлетворению потребностей общества в определенных услугах. Постоянно изучая их на практике, мы получаем возможность оценить характер работы и результаты деятельности учреждения на определенную дату и в динамике.
Экономические явления и хозяйственные процессы в деятельности учреждений складываются под влиянием разнообразных объективных факторов. Постоянно воздействуя на результаты деятельности учреждений, они отражают существующие закономерности, связи и зависимости. Так, приобретение учреждением оборудования и приборов, соответствующих его профилю, вызывает сложные экономические последствия: ведет к увеличению расходов учреждения, улучшает качество обслуживания, повышает интенсивность работы. Поэтому в процессе анализа определяются факторы и влияние каждого из них. В зависимости от характера факторов оцениваются результаты деятельности учреждения. Следовательно, факторы выступают важным слагаемым экономического анализа.
В экономических исследованиях под фактором обычно понимают движущие силы, условия совершения хозяйственных процессов и причины, влияющие на них. Деятельность учреждений непроизводственной сферы сложна и многообразна и представляет собой комплекс взаимосвязанных хозяйственных процессов, характеризующихся системой показателей, зависимых от многочисленных и разнообразных причин (факторов). Если какой-либо фактор не берется во внимание при расчетах, то подсчет степени влияния других факторов, принятых в расчетах, а также выводы по результатам анализа будут неточными. Объективные факторы, влияющие на результаты деятельности учреждений, отражают действие экономических законов развития общественного производства. Их анализ связан с необходимостью оценки степени соблюдения требований экономических законов в хозяйственной практике. В ходе анализа большое внимание уделяется и субъективным факторам, влияние которых связано с конкретной деятельностью работников учреждений и полностью зависит от них.
Поэтому их изучение позволяет охарактеризовать уровень руководства коллективом учреждения, организации его работы, компетентность, активность и сознательность исполнителей, от которых зависят конечные результаты работы.
Необходимым составным элементом хозяйственной деятельности учреждений являются трудовые, материальные и финансовые ресурсы. Их наличие и рациональное использование — основная предпосылка увеличения объема и повышения качества услуг, которые могут быть предоставлены отдельным группам населения или обществу в целом. Ресурсы выступают в качестве резерва дальнейшего улучшения работы учреждений.
В конечном счете, объектом экономического анализа являются результаты деятельности, складывающиеся под воздействием различных факторов и зависящие от полноты использования ресурсов. Они отражаются в системе показателей, состав и содержание которых различаются в связи с принадлежностью учреждений к той или иной отрасли. Аналитическая обработка экономической информации позволяет дать оценку результатов деятельности учреждений, выявить влияние факторов их изменения и наличие резервов повышения эффективности работы.
Содержание как философская категория представляет собой упорядоченную совокупность частей (элементов) целого предмета или явления.
Содержанием экономического анализа является глубокое и всестороннее изучение его предмета с целью выработки управленческих решений для перевода экономики учреждений в новое качественное состояние. Содержание анализа хозяйственной деятельности включает такие элементы, которые обеспечивают ему выполнение своей роли и решение своих задач. К числу таких элементов относятся:
1. уяснение конкретной задачи анализа данного объекта;
2. выявление факторов и выбор методов их количественного измерения;
3. установление направления и размера (степени) влияния факторов на изменение или образование результативного показателя;
4. выявление условий, благоприятствующих действию факторов;
5. выработка вариантов устранения отрицательных факторов и создание условий для положительных.
Прежде всего на структуру содержания анализа хозяйственной деятельности влияет поставленная перед ним конкретная задача. Если анализ должен дать объективную характеристику достигнутых трудовым коллективом результатов, то его содержание включает в себя оценку итогов работы за определенный промежуток времени во взаимосвязи с произведенными затратами и поставленными перед учреждением целями.
Выделяют несколько групп факторов: основные и второстепенные, интенсивные и экстенсивные, первичные и вторичные, положительного и отрицательного влияния, что позволяет учитывать значимость каждого из них при оценке деятельности учреждения.
Существует большой арсенал методов (приемов) количественного измерения факторов: математические, экономико-математические, статистические, методы коллективного творчества и научной прогностики (метод «мозговой атаки, метод «Дельфы», способ прогнозирования по аналогии и другие).
Под методом (от греческого методос — путь исследования теория или учение) в широком смысле необходимо понимать пути, способы и средства познания реальной действительности, совокупность органически взаимосвязанных принципов и приемов исследования процессов и предметов в природе и обществе.
Метод анализа хозяйственной деятельности, как и метод любой науки, определяется содержанием и особенностями изучаемого предмета, теми конкретными целями, требованиями и задачами, которые ставятся перед анализом на конкретном этапе развития экономики и на перспективу. Если предмет анализа отвечает на вопрос, что мы изучаем, то метод — как изучаем, какими способами и приемами.
Научной основой метода всех наук о природе и обществе является материалистическая диалектика, изучающая все процессы и явления в движении, изменении, пространстве и во времени.
В соответствии с требованиями диалектического метода познания метод анализа хозяйственной деятельности представляет собой системное, комплексное, органически взаимосвязанное изучение экономической и социальной деятельности предприятий, учреждений, отраслей народного хозяйства и их структурных подразделений с целью объективной оценки результатов их работы, выявления и мобилизации резервов повышения ее эффективности и обеспечения необходимой переработанной информацией для принятия оптимальных решений по управлению экономикой. Правильно выбранный метод анализа предопределяет его результат, эффективность исследования экономического и социального развития предприятий и учреждений. Он включает научно обоснованную систему принципов, способов и приемов изучения предмета анализа хозяйственной деятельности и его конкретных объектов.
Для метода экономического анализа характерно использование логических правил, находящих конкретное выражение в приемах анализа, которые обеспечивают получение количественной и качественной характеристики изменений уровня отдельных показателей деятельности учреждений, определение степени влияния на них отдельных факторов.
В зависимости от целей, задач и объектов изучения используются разнообразные приемы исследования, каждый из которых характеризуется определенным составом изучаемых показателей, требованиями к их измерению, способами измерения влияния факторов. К наиболее распространенным относятся приемы сравнения экономических параметров показателей, группировки, элиминирования и его разновидности, детализации, расчета абсолютных и относительных величин, динамических рядов, экспертных оценок, балансовый и сальдовый приемы, экономико-математические методы. Многие из них применяются и в других науках — математике, математической статистике, бухгалтерском учете и другие. В экономическом анализе приемы приобретают целевой характер в результате приспособления к его предмету. В связи с этим не будем подробно останавливаться на сущности и содержании отдельных приемов, используемых при анализе хозяйственной деятельности бюджетных учреждений, а покажем их конкретное применение при определении влияния факторов на изменение результативных показателей (анализ использования труда и заработной платы, материалов, основных фондов, выполнения плана развития по сети, штатам и контингентам и другие).
Существенный элемент содержания анализа хозяйственной деятельности — детальное исследование условий, которые порождают факторы, усиливают или ослабляют их взаимодействие на изменение результативного показателя. Если условия способствуют развитию положительных факторов, то их следует закрепить, а если порождают или увеличивают действие отрицательных факторов, то устранить их как можно быстрее. Как закрепление, так и устранение обстоятельств, обусловливающих действие факторов, ведется на основе результатов анализа посредством разработки конкретных мероприятий, направленных на повышение эффективности использования бюджетных средств с последующей выработкой эффективных вариантов решения поставленной задачи. На базе этих вариантов принимается оптимальный план и набор конкретных руководящих и регулирующих действий по обеспечению его реализации за установленный срок (плановый год, за два года или на какую-либо перспективу).
1.2 Содержание, задачи и источники информации для анализа финансирования Финансовая деятельность бюджетных учреждений состоит в получении, организации движения и использования финансовых ресурсов. Бюджетные учреждения финансируются различными способами:
1. на основе хозяйственного расчета;
2. в порядке сметного финансирования;
3. смешанное финансирование.
Доля финансирования по смешанному методу постоянно возрастает. Кроме государственного бюджета могут использоваться внебюджетные средства: поступления от родителей оплаты за содержание детей в детских дошкольных учреждениях; плата учащихся за пользование общежитием; платное обучение; оказание различных услуг и т. д.
Контроль за полнотой удовлетворения потребностей учреждения в денежных ресурсах и эффективностью их использования осуществляется на основе бюджетного нормирования, с учетом бюджетной классификации, которые дают возможность определить сумму затрат на расчетную единицу плана работы и оценить обоснованность затрат по видам и направлениям.
Существенное влияние на организацию бухгалтерского учета, содержание отчетности, проведение анализа исполнения смет расходов учреждений и организаций, состоящих на государственном бюджете, оказывает бюджетная классификация (группировка доходов и расходов бюджета).
Бюджетная классификация предполагает научно обоснованную, обязательную группировку доходов и расходов бюджета по однородным признакам, закодированным в определенном порядке. Бюджетная классификация имеет организующее и правовое значение. Первое проявляется в том, что она позволяет единообразно учитывать доходы и расходы бюджета; составлять отчетность об использовании бюджета; осуществлять контроль и анализ по каждому виду доходов и расходов; кодировать показатели бюджетов и отчетов в связи с машинной обработкой. Правовое значение бюджетной классификации заключается в том, что все показатели доходов и расходов, предусмотренные в бюджете и указанные в соответствующих подразделениях бюджетной классификации, являются финансовыми планами, обязательными для исполнения.
Бюджетная классификация состоит из четырех основных частей:
— доходы бюджета;
— расходы бюджета;
— финансирование дефицита бюджета;
— государственный долг.
В соответствии с приказом министра финансов с 1 января 1999 г. введены в действие новая бюджетная классификация и Указания по ее применению.
Бюджетная классификация направлена на обеспечение общегосударственной и международной сопоставимости данных. При ее разработке использована принятая Международным валютным фондом статистика государственных финансов.
Доходы согласно бюджетной классификации систематизированы по источникам доходов бюджета и подразделяются по категориям, группам доходов, детализациям, разделам, подразделам.
Расходы в бюджетной классификации группируются по трем направлениям:
1. функциональная классификация расходов;
2. ведомственная классификация расходов;
3. экономическая (предметная) классификация расходов.
Функциональная классификация расходов бюджетов состоит из двух уровней (разделов и подразделов) и является группировкой расходов государственного и местных бюджетов, государственных внебюджетных и бюджетных целевых фондов, внебюджетных средств бюджетных учреждений и организаций, отражающей направления выделения средств на выполнение основных функций государства. Код раздела трехзначный, например 2.14 — образование.
Подразделы конкретизируют направление средств на осуществление деятельности государства в определенной области. Например, в разделе 2.14 «Образование» выделяются подразделы:
01 — дошкольное образование;
02 — общее образование;
03 — учебно-воспитательные учреждения специального назначения и др.
По каждому подразделу выделяются группы учреждений (параграфов), которым присвоены соответствующие номера.
Ведомственная классификация расходов государственного бюджета является группировкой расходов, отражающей распределение бюджетных ассигнований по прямым получателям средств из бюджета по определенным разделам и подразделам функциональной классификации расходов. Данная классификация является одноуровневой, в ней отражается код главы и наименование получателя. Например: 002 — министерство иностранных дел; 009 прокуратура; 140 — министерство экономики; 092 — министерство финансов.
Местные органы власти и местные исполнительные и распорядительные органы отражаются по тем же главам, что и государственные.
Экономическая (предметная) классификация расходов является группировкой расходов государственного и местных бюджетов, государственных внебюджетных и бюджетных целевых фондов, внебюджетных средств бюджетных учреждений и организаций по их экономическому содержанию. В данной классификации приняты четыре уровня классификационной структуры:
1. категория расходов, например текущие и капитальные расходы;
2. предметная статья, например закупки товаров и оплата услуг, капитальные вложения в основные фонды;
3. подстатья, например оплата труда рабочих и служащих, приобретение оборудования и предметов длительного пользования;
4. элемент расходов, например основной оклад гражданских служащих, приобретение непроизводственного оборудования и предметов длительного пользования для государственных учреждений.
Отсутствие какого-либо уровня отражается цифрой «О». Экономическая классификация расходов бюджетов показывает те виды финансовых операций, с помощью которых государство выполняет свои функции как внутри страны, так и во взаимоотношениях с другими странами.
В категорию текущих расходов (код-1) включаются расходы на приобретение товарно-материальных ценностей, оплату предоставленных услуг и выполненных работ (кроме расходов, связанных с капитальными затратами). В категорию капитальных расходов (код-2) включаются все виды расходов, связанных с приростом основных фондов, государственных запасов и резервов, покупной земли и нематериальных активов, а также безвозмездные расходы, позволяющие их получателям увеличивать свои основные средства, компенсировать потери от разрушения основных фондов или увеличивать свой финансовый капитал.
Разделы, подразделы, параграфы, главы, категории, предметные статьи, подстатьи, элементы расходов называются подразделениями бюджетной классификации.
При внедрении этой бюджетной классификации перед работниками бухгалтерий бюджетных учреждений организаций возникли некоторые трудности. Например, практически невозможно организовать учет кассовых расходов по отдельным элементам по подстатье 1 100 100 «Оплата труда рабочих и служащих». Неизвестно, как определить сумму полученных в кассу учреждения надбавок к заработной плате гражданских служащих (элемент 1 100 102), дополнительной оплаты гражданских служащих (элемент 1 100 103) и сумму удержании из этих надбавок подоходного налога, перечисленного в бюджет. Таких данных в бухгалтерии нет и быть не должно. Подоходный налог удерживается из общей суммы заработной платы работника за месяц. Это касается и других удержаний из заработной платы, перечисляемых по назначению со счета в банке.
Следует подумать о целесообразности таких данных в бюджетной классификации и в отчетности об исполнении смет расходов.
Кроме того, понятие дополнительной заработной платы в бюджетной классификации включает виды оплат, отличные от видов оплат, включаемых в общепринятое понятие дополнительной заработной платы. Такое различие в определении одних и тех же понятий должно быть устранено.
В разрезе категорий, статей, подстатей, элементов расходов по каждому параграфу соответствующего раздела (подраздела) учреждения и организации, финансируемые из бюджета, готовят сметы расходов, организуют учет их исполнения и составляют отчетность.
Такая бюджетная классификация позволяет проводить анализ по локальным сметам, по сводным сметам однотипных бюджетных учреждений, а также по сводным сметам министерств как в целом, так и в разрезе отдельных учреждений.
Основные показатели финансового состояния учреждения — степень обеспеченности денежными средствами и соблюдение финансовой дисциплины, поэтому содержание анализа заключается в проверке соответствия сумм финансирования сметным назначениям, а также фактических расходов — сметным назначениям и кассовым расходам.
Основными задачами анализа финансирования бюджетных учреждений являются:
1) оценка обеспеченности учреждения финансовыми ресурсами и использование их по целевому назначению;
2) характеристика состояния расчетов и запасов товарно-материальных ценностей (ТМЦ);
3) выявление причин финансовых нарушений и затруднения финансирования;
4) изучение организации финансирования;
5) выявление резервов улучшения финансового состояния учреждений и разработка мероприятий по их реализации.
В качестве источников информации для анализа финансового состояния учреждения используются:
1) баланс исполнения сметы расходов;
2) справка о движении сумм финансирования из бюджета;
3) отчет об исполнении сметы расходов;
4) смета расходов;
5) расчеты по каждой статье сметы расходов;
6) отчетность о выполнении плана по сети, штатам и контингентам;
7) данные бухгалтерского учета о суммах полученного финансирования;
8) акты ревизии проверок;
9) годовые отчеты.
1.3 Анализ финансирования бюджетных учреждений В соответствии с постановлением «О переходе на казначейскую систему исполнения государственного бюджета и создания территориальных органов государственного казначейства» министерством финансов осуществлен переход на казначейскую систему исполнения государственного бюджета. С введением этой системы принципиально изменился порядок финансирования учреждений и организаций за счет средств государственного бюджета.
Основанием для получения средств из государственного бюджета учреждениями и организациями является зарегистрированная в автоматизированной системе государственного казначейства (АСГК) поквартальная роспись расходов по главным распорядителям средств в разрезе подведомственных учреждений и организаций, программ и мероприятий с распределением планируемых ассигнований по всем подразделениям бюджетной классификации.
Роспись расходов по распорядителям средств бюджета формируется главными распорядителями средств на основании утвержденных смет учреждений и организаций, а также смет на осуществление отдельных целевых программ и мероприятий и представляется ими в министерство финансов. Ее регистрация в АСГК осуществляется после согласования с отраслевыми и бюджетным управлениями министерства финансов.
Финансирование расходов организаций, содержащихся за счет средств бюджета, осуществляется органами государственного казначейства. Его территориальные органы перечисляют средства в пределах сметных назначений распорядителя средств (организации) по предъявленным им платежным поручениям на счета:
1. поставщиков — за поставленные товары, оказанные услуги, выполненные работы;
2. получателей — по обязательным расчетам и нетоварным операциям;
3. на текущий счет организации в банке — для получения наличных денежных средств и осуществления расчетов по предъявленным платежным требованиям и платежным поручениям, акцептованным банком.
Перед перечислением средств учреждению сметные назначения уточняются в следующих случаях:
1) при невыполнении плана по сети, штатам и контингентам;
2) при изменении профиля деятельности или режима работы;
3) при выделении дополнительных ассигнований на содержание учреждения;
4) при необходимости учета имеющихся сверхнормативных запасов товарно-материальных ценностей (ТМЦ);
5) при уменьшении сумм ассигнований в связи с нарушением сметно-штатной дисциплины и превышении утвержденных норм и нормативов, выявленных при проверке сметы.
Как правило, в адрес бюджетного учреждения направляются справки-извещения, в которых указывается сумма изменений.
В процессе анализа финансирования по каждой статье расходов устанавливаются суммы, на которые могут быть произведены уточнения, и на эту же сумму вносятся уточнения в план финансирования. Расчет полноты использования средств финансирования МОУ ДОД ЦЮТ приведены таблице 1.1.
Таблица 1.1 — Анализ полноты использования средств финансирования учреждением
В тыс. р.
Направление расходов | Учреждено по смете на год (уточненные данные) | Кассовые расходы | Результат использования средств финансирования — экономия | |
Оплата труда и начисления | 5447,1 | 5446,6 | — 0,5 | |
Оплата труда | 4250,8 | 4250,8 | ||
Прочие выплаты: льготный проезд, командировки-суточные, подписка | 83,6 | 83,2 | — 0,4 | |
Начисления на оплату труда | 1112,7 | 1112,6 | — 0,3 | |
Приобретение услуг | 830,4 | 830,0 | ||
Услуги связи | 15,2 | 15,0 | — 0,2 | |
Транспортные услуги | 1,5 | 1,4 | — 0,1 | |
Коммунальные услуги | 383,7 | 383,7 | ||
Услуги по содержанию имущества | 206,0 | 206,0 | ||
Прочие услуги: командировочное проживание | 222,9 | 222,9 | ||
Прочие расходы: налоги | 1,1 | 1,1 | ||
Увеличение стоимости основных средств | 20,0 | 20,0 | ||
Увеличение стоимости: ГСМ, прочие расходные материалы | 73,4 | 73,4 | ||
Итого по смете | 6370,9 | 6370,0 | — 0,9 | |
В результате расчетов фактической потребности учреждения в бюджетных средствах уточненная сумма сметных назначений составляет 6370,9 тыс. р., кассовые расходы 6370,0 тыс. р. Учреждение сэкономило против установленных норм ассигнований 0,9 (6370,0 — 6370,9) тыс. р.
Важной задачей анализа финансирования бюджетных учреждений является выявление обеспеченности их финансовыми ресурсами. С этой целью суммы фактически выделенных учреждению средств сопоставляются со сметными назначениями и устанавливаются факты недофинансирования (таблица 1.2).Их наличие оказывает отрицательное влияние на работу учреждений по оказанию населению в необходимом объеме социально-культурных услуг и эффективность использования ресурсов.
Таблица 1.2 — Анализ обеспечения учреждения финансовыми ресурсами
В тыс. р.
Направление расходов | Профинансировано | По смете | Недофинансирование | |
Оплата труда и начисления | 5446,6 | 5447,1 | — 0,5 | |
Оплата труда | 4250,8 | 4250,8 | ||
Прочие выплаты: льготный проезд, командировки-суточные | 83,2 | 83,6 | — 0,4 | |
Начисления на оплату труда | 1112,6 | 1112,7 | — 0,3 | |
Приобретение услуг | 830,0 | 830,4 | ||
Услуги связи | 15,0 | 15,2 | — 0,2 | |
Транспортные услуги | 1,4 | 1,5 | — 0,1 | |
Коммунальные услуги | 383,7 | 383,7 | ||
Услуги по содержанию имущества | 206,0 | 206,0 | ||
Прочие расходы: налоги | 1,1 | 1,1 | ||
Поступление нефинансовых активов | 93,4 | 93,4 | ||
Увеличение стоимости основных средств | 20,0 | 20,0 | ||
Увеличение стоимости: ГСМ, прочие расходные материалы | 73,4 | 73,4 | ||
Итого по смете | 6370,0 | 6370,9 | — 0,9 | |
В учреждении сумма недофинансирования составила 0,9 (6370,0 — 6370,9) тыс. р.
В ходе финансирования выделение бюджетных средств учреждению должно осуществляться своевременно и непрерывно. Только при этом условии обеспечивается нормальная работа учреждения и соблюдение им расчетной дисциплины. Средства на заработную плату необходимы ко дню ее выплаты рабочим и служащим, для расчетов с подрядчиком за работы по капитальному ремонту зданий и сооружений — к моменту сдачи объектов и предъявления к оплате расчетных документов и т. д. Поэтому при анализе финансирования сроки перечисления денежных средств учреждений сопоставляют со сроками производства отдельных расчетных операций, устанавливают количество, продолжительность и частоту задержек выделения средств.
При анализе финансирования устанавливается также полнота обеспечения учреждения бюджетными ассигнованиями для организации нормальной работы. Выявляют факты задержки расчетов в связи с отсутствием средств.
1.4 Внебюджетное финансирование Важным источником финансирования деятельности образовательных учреждений буквально с момента их создания являлись так называемые «специальные средства», которые представляли собой доходы от различных видов деятельности, осуществляемых образовательными учреждениями.
Указанный термин применялся еще в университетских уставах XIX в., а также и в других документах, характеризующих финансирование образования. Содержание этого термина практически не изменилось и в более позднее время, вплоть до 90-х гг. ХХ в., когда он был постепенно вытеснен понятием «внебюджетные средства».
Особенности формирования и расходования специальных средств учреждений, состоящий на республиканском бюджете РСФСР, бюджетам автономных республик и местных бюджетов, определялись постановлениями правительства, например постановлением СНК РСФСР «О специальных средств учреждений, состоящих на республиканском бюджете РСФСР, бюджетах автономных республик и местных бюджетах» от 9 июня 1944 г. и другими нормативными документами. Изучение этих документов позволяет сделать некоторые выводы о позиции государства в отношении специальных средств, получаемых государственными бюджетными учреждениями.
Во-первых, право иметь специальные средства, судя по постановлению, предоставлялось не всем бюджетным учреждениям, т. е. имел место разрешительный принцип осуществления приносящей доходы деятельности, действовавший выборочно как по вилам деятельности, так и по конкретным учебным заведениям.
Во-вторых, несмотря на то, что специальные средства не зачислялись в бюджет, по ним, как и по бюджетным средствам, составлялись сводные сметы по народным комиссариатам и ведомствам, предоставляющиеся в соответствующий НКФ одновременно со сводными бюджетными сметами.
В-третьих, своды смет специальных средств утверждались НКФ после утверждения соответствующих бюджетов. На основе утвержденных сводов наркоматами и другими органами управления утверждались подведомственным учреждениям сметы специальных средств.
Таким образом, планирование специальных средств осуществлялось централизованно, практически в том же порядке, что и планирование специальных средств.
Доходная часть сметы по специальным средствам составлялась с полным учетом всех ожидаемых к поступлению доходов и остатков специальных средств, а расходная — в соответствии с планом работ, на которые эти средства должны были расходоваться.
Сметы должны были составляться отдельно по каждому виду специальных средств. Причем передвижение сметных назначений из сметы одного вида специальных средств в смету другого вида не допускались.
Распорядителями специальных средств являлись руководители учебных заведений. В частности, например в школах специальными средствами распоряжались директора или заведующие, которые вели также учет постановления и расходования этих средств. Вся работа по составлению средств школ по специальным средствам, так же как и по бюджетным, должна была проводиться при непосредственном участии коллектива школы и общественных организаций.
Специальные средства бюджетных учреждений хранились на процентных текущих счетах в тех кредитных учреждениях, в которых имелись текущие счета по исполнению бюджетных смет этих учреждений. Специальные средства всех видов хранились на одном текущем счете. Выдача специальных средств с этих счетов осуществлялось кредитными учреждениями в пределах утвержденной сметы при представлении распорядителем кредитов по специальным средствам (руководителем бюджетного учреждения) справки об утверждении соответствующим органом управления сметы специальных средств. При отсутствии такой справки средства не выдавались, а осуществлялся только прием и зачисление доходных поступлений на текущие счета. Следует отметить, что этот порядок с незначительными изменениями действовал еще и в начале 1990;х гг., когда банки требовали от образовательных учреждений утвержденную министерством смету расходов специальных средств, а основные его положения были учтены при формировании порядка казначейского исполнения бюджета.
При поступлении доходов в размерах, превышающих смету, их расходование допускалось после утверждения дополнительной сметы, должны были быть сокращены в соответствующем размере расходы по смете.
Государственные и муниципальные образовательные учреждения получали право оказывать населению, предприятиям, учреждениям и организациям платные дополнительные образовательные услуги, куда были отнесены обучение по дополнительным образовательным программам, преподавание специальных курсов и циклов дисциплин, репетиторство, занятия с учащимися углубленным изучением предметов и другие услуги, за рамками соответствующих образовательных программ и государственных стандартов.
Образовательные учреждения получили право вести регулируемую соответствующим законодательством предпринимательскую деятельность, к которой дела отнесена любая деятельность образовательного учреждения:
1. по реализации и сдаче в аренду основных фондов и имущества образовательного учреждения;
2. по торговле покупками товарами, оборудованием;
3. по оказанию посреднических услуг;
4. по долевому участию в деятельности других учреждений, предприятий и организаций;
5. по приобретению акций, облигаций, иных ценных бумаг и получению доходов по ним;
6. по ведению приносящих доход иных внереализационных операций, непосредственно не связанных с собственным производством предусмотренных уставом продукции, работ, услуг и их реализации.
Для стимулирования развития такой деятельности законодательством были установлены налоговые льготы. Таким образом, несмотря на формальное разделение деятельности на непредпринимательскую и предпринимательскую, наличие ряда ограничений, общее состояние образовательного учреждения было в значительной степени приближено к состоянию коммерческой организации.
Дальнейшее развитие законодательства в начале XXI в. ввело ряд существенно важных ограничений в самостоятельном распоряжении образовательными учреждениями внебюджетными средствами, к числу наиболее важных из которых можно отнести следующие положения:
1. право собственности образовательных учреждений доходы от самостоятельной деятельности было заменено правом самостоятельного распоряжения при сохранении, скорее всего — временно, за ними права самостоятельного утверждения смет доходов и расход внебюджетным средств;
2. поскольку доходы образовательного учреждения отнесены к неналоговым доходам бюджета, смета внебюджетных средств должна составляться в кодах классификации расходов бюджетов; в смете приводят, коды, по которым предусматриваются затраты;
3. распределение расходов в смете внебюджетных средств осуществляется без отнесения к конкретным источникам образования средств;
4. учреждение может составлять различные сметы по видам внебюджетной деятельности, но в органы казначейства должна представляться сводная смета;
5. учреждениям необходимо оформление разрешений на открытие лицевых счетов по учету средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доходы деятельности, в органах казначейства.
Эти положения нашли отражение в Порядке формирования смет доходов и расходов по внебюджетным средствам, разработанном Министерством образования Российской Федерации в 2001 г.
На последнем положении следует остановиться несколько более подробно. Первоначально набор источников формирования специальных средств носил достаточно ограниченный характер. Серьезные изменения внес Закон «Об образовании», основополагающим положением в этой части можно считать закрепление за образовательным учреждением права собственности:
1. на денежные средства, имущество и иные объекты собственности, переданные ему физическими и юридическими лицами в форме дара, пожертвования или по завещанию;
2. на продукты интеллектуального и творческого труда, являющиеся результатом его деятельности;
3. на доходы от собственной деятельности образовательного учреждения и приобретенные на эти доходы объекты собственности.
Закон «Об образовании» существенно расширил права образовательных учреждений в части осуществления самостоятельной приносящей доходы деятельности, предоставив право образовательным учреждениям осуществлять практически все виды предпринимательской деятельности и оказывать платные образовательные услуги, в том числе осуществлять платное обучение. Тем самым были созданы условия для формирования и быстрого развития дополнительных источников финансовых, поступлений в сферу образования, вследствие чего объем внебюджетных поступлений в систему образования постоянно увеличивался. Внебюджетные средства зачислялись на расчетные счета образовательных учреждений и расходовались ими по своему усмотрению на уставные цели.
Принятие Бюджетного кодекса и отнесение внебюджетных средств к неналоговым доходам бюджета потребовало изменений в организации их движения, т. е. во внебюджетном финансировании. Одним из главных требований была передача учета внебюджетных средств на лицевые счета в систему казначейства, включая закрытие расчетных счетов бюджетных учреждений в банках. Открытие лицевых счетов потребовало оформления для главных распор лей бюджетных средств генеральных разрешений на открытие таких счетов. На основании генерального разрешения главным распорядители бюджетных средств выдают соответствующие разрешения бюджетополучателям — образовательным учреждениям. Разрешение предусматривают:
— перечисление всех источников формирования внебюджетных средств, причем в виде исчерпывающего конкретного перечня таких источников;
— каждый источник получения средств должен иметь обоснование в виде ссылки на нормативный правовой акт, которым разрешено осуществление вида деятельности, служащего источником получения средств;
— для всех внебюджетных средств должны указываться направления расходования получаемых средств, классифицированные по кодам раздела и подраздела бюджетной классификации;
— при получении дохода из источника не указанного в генеральном разрешении, полученные средств; зачисляются на счет учреждения, но не могут использоваться без внесения соответствующего пункта как в генеральное разрешение, выдаваемое главному распорядителю бюджетных средств, так и в разрешение, выдаваемое бюджетополучателю. По существу, требование об оформлении разрешения на открытие лицевых счетов по учету внебюджетных средств поставило точку на обсуждавшейся в течение нескольких лет проблеме видов внебюджетной деятельности, которые может осуществлять образовательное учреждение, поскольку заставило разработать и постоянно пополнять перечень всех доступных источников получения доходов и, соответственно, видов деятельности, которые позволяют их привлечь.
Определение конкретного перечня направлений получения и расходования внебюджетных средств облегчает организацию финансово-экономической деятельности, оно порождает и ряд проблем. Наличие перечня конкретных направлений получения внебюджетных средств:
1) представляет собой ограничение набора видов самостоятельной, приносящей доходы деятельности, которые могут осуществлять образовательные учреждений, что в некотором смысле противоречит законодательству об образовании;
2) получение дохода обусловлено необходимостью формальной тождественности названия источника дохода формулировке, указанной в разрешении на открытие лицевого счета по учету внебюджетных средств, а отнюдь не соответствием содержания этого вида деятельности основной цели образовательного учреждения;
3) появление нового источника дохода, даже соответствующего направлениям деятельности, установленным законодательством, требует внесения соответствующих дополнений не только в разрешение, выданное бюджетополучателю, но и в генеральное разрешение, выданное главному распорядителю бюджетных средств.
Одновременно с этим были определены все направления расходования доходов, получаемых образовательными учреждениями из внебюджетных источников, с привязкой их к конкретным источникам.
Для примера можно сослаться на Генеральное разрешение на открытие лицевых счетов по учету средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доходы деятельности, в органах Федеративного казначейства, выданное Минфином России Министерству образования Российской Федерации в 2001 г. и предусматривавшее получение доходов из двух основных источников:
1. доходы, получаемые находящимися в ведении Минобразования России учреждениями, от платной образовательной деятельности, оказания платных образовательных услуг, предпринимательской деятельности и других видов разрешенной деятельности;
2. добровольные отчисления учреждений и организаций на формирование отраслевого фонда финансирования научных исследований и экспериментальных разработок Минобразования России.
1.4.4 Анализ внебюджетных средств В распоряжении бюджетных учреждений кроме бюджетных средств могут быть и те средства которые у них образуются за счет платных услуг. Все дополнительные средства, которые получены помимо бюджета, проходят по сметам внебюджетных (специальных) средств.
Внебюджетными средствами называются доходы, образующиеся в результате деятельности бюджетных учреждений или эксплуатации принадлежащих им зданий, помещений и инвентаря. Значение каждого вида внебюджетных средств в отдельности определяется важностью осуществляемых за счет них мероприятий.
Доходы, получаемые от хозяйственной деятельности, не включаются в государственный или местные бюджеты и расходуются строго по целевому назначению в соответствии со сметой доходов и расходов по внебюджетным средствам.
Планирование доходов и расходов по внебюджетным средствам производится в порядке, установленном методическими указаниями «О порядке планирования, использования и учета доходов, получаемых от хозяйственной деятельности юридических лиц, финансируемых из бюджета» .
Бюджетные учреждения, имеющие внебюджетные средства, составляют сметы доходов и расходов по каждому виду внебюджетных средств по имеющейся утвержденной министерством финансов форме.
В доходную часть сметы включаются планируемые поступления денежных средств по соответствующему виду средств в планируемом году.
В расходной части сметы предусматриваются планируемые расходы по этой деятельности с распределением их по статьям бюджетной классификации.
Расходы по смете доходов и расходов по внебюджетным средствам не могут превышать суммы, предусматриваемой в доходной части сметы.
К смете доходов и расходов по внебюджетным средствам прилагаются расчеты показателей работы учреждения, которые влияют на объемы доходов и расходов по внебюджетным средствам, расчеты по доходам, расчеты по расходам по каждой статье, подстатье, элементу, а также пояснительная записка.
Содержание анализа исполнения сметы специальных средств определяет следующие его задачи:
1) анализ производственных показателей по каждому конкретному специальному средству;
2) анализ соответствия сумм полученных доходов суммам осуществленных расходов;
3) изучения соблюдения сметно-финансовой дисциплины по сметам специальных средств;
4) разработка мероприятий, направленных на повышение эффективности использования специальных средств, а также производственно-хозяйственной деятельности.
В качестве источников информации анализа используются: смета доходов и расходов по каждому специальному средству; отчет об исполнении сметы доходов и расходов по внебюджетным средствам; подробные расчеты, обоснования как доходов, так и расходов по статьям бюджетной классификации; отчет о выполнении плана по сети, штатам и контингентам, пояснительная записка и др.
При проведении анализа внебюджетных средств производится проверка правильности образования и использования специальных средств. Для этого проводится:
1) проверка наличия документов на открытие или образование того или иного внебюджетного средства со стороны вышестоящих органов;
2) при проверке правильности применения тех или иных норм, цен, тарифов, которыми должно пользоваться само бюджетное учреждение в своей основной деятельности;
3) проверка соответствия сумм полученных доходов суммам произведенных расходов. В случае недополучения доходов должна быть сокращена расходная часть по конкретному виду внебюджетных средств;
4) проверка наличия случаев передвижения сметных назначений из сметы одного вида специальных средств в смету другого вида специальных средств, что категорически не допускается.
Изучение исполнения сметы доходов и расходов по внебюджетным средствам начинается с анализа источников их образования. Это обусловлено тем, что формирование спецсредств в бюджетных учреждениях осуществляется в пределах разрешенных видов деятельности. Поэтому изучение источников их образования связано с проверкой правильности получения доходов. С этой целью поименованный в отчете вид внебюджетных средств и источники поступлений сверяются с их утвержденным перечнем.
В процессе анализа устанавливается состав специальных средств учреждения и выполнение плана по поступлениям текущего года в целом и по каждому их виду. Анализ образования спецсредств каждого вида имеет особенности, обусловленные характером спецсредств, производственных показателей для определения размера поступлений. При этом учитывается, что в доходную часть сметы и отчета включаются сведения о поступлениях и источниках денежных средств, остатки денежных средств по каждому виду спецсредств на текущем счете на начало планируемого года в смету не включаются. Остатки материальных ценностей также не отражаются в доходной части. Данные для характеристики исполнения сметы по доходам одного из высших учебных заведений приводятся в таблице 1.3.
Из таблицы 1.3 следует, что учреждение имеет несколько источников финансирования (внебюджетных средств). В соответствии с профилем деятельности учреждение сверх основных функций проводит важные виды дополнительной работы по оказанию услуг населению.
Таблица 1.3 — Анализ источников поступления внебюджетных средств В тыс. р.
Источники средств | Утверждено по смете | Исполнено | Отклонения от сметы | |
За счет платных услуг | 40,6 | 40,6 | ; | |
За счет спонсорской помощи | 42,6 | 42,6 | ; | |
Детские оздоровительные лагеря | 46,9 | 46,9 | ; | |
Изготовление макетов | 30,0 | 30,0 | ; | |
Краевые мероприятия | 80,0 | 80,0 | ; | |
Итого | 240,1 | 240,1 | ; | |
Под источниками доходов по внебюджетной деятельности по статье «Прочие доходы» в учреждении могут учитываться про центы по депозитам, финансовая помощь, дивиденды по акциям, прочие хозяйственные услуги и т. д.
На следующем этапе необходимо проанализировать структуру поступлений как по утвержденной смете, так и по ее исполнению. Это можно сделать по данным таблице 1.4.
Таблица 1.4 — Анализ структуры поступлений внебюджетных средств по направлениям
Источники средств | Утверждено по смете | Исполнение сметы | Отклонения от сметы | |||
сумма, тыс. р. | % к итогу | сумма, тыс. р. | % к итогу | |||
За счет платных услуг | 40,6 | 100,0 | 40,6 | 100,0 | ; | |
За счет спонсорской помощи | 42,6 | 100,0 | 42,6 | 100,0 | ; | |
Детские оздоровительные лагеря | 46,9 | 100,0 | 46,9 | 100,0 | ; | |
Изготовление макетов | 30,0 | 100,0 | 30,0 | 100,0 | ; | |
Краевые мероприятия | 80,0 | 100,0 | 80,0 | 100,0 | ; | |
Итого | 240,1 | 100,0 | 240,1 | 100,0 | ; | |
Доходы по смете внебюджетных средств определяются на основании установленных норм обслуживания, тарифов и расценок с использованием по каждому виду внебюджетных средств специфических измерителей. Сумма доходов зависит от объема и характера услуг, а также от условий их предоставления — отпускной (договорной) стоимости. Их изменение выступает в качестве факторов, влияющих на отклонение фактической суммы дохода от предусмотренной в смете.
В процессе анализа исполнения сметы внебюджетных средств исходят из того, что они направляются на цели, установленные при их образовании. Размер расходов определяется по каждому виду внебюджетных средств в соответствии с объемом работы и учетом необходимости соблюдения режима экономии и хозяйственной целесообразности использования ресурсов. Расходы осуществляются раздельно по каждому виду внебюджетных средств в пределах их остатка. Поэтому сумма расходов по каждому их виду не должна превышать доходы и не может перекрываться доходами по другим видам внебюджетных средств. При изучении расходов по отдельным статьям внебюджетных средств учитывается их зависимость от доходов. Если доходы поступают в меньшем по сравнению со сметой размере, то пропорционально сокращаются и расходы.
Фактические расходы за счет внебюджетных средств составили 240,1 тыс. р. Это 100% от поступивших средств (240,1: 240,1 * 100) и они распределились по следующим основным статьям сметы согласно бюджетной классификации (таблица 1.5).
Таблица 1.5 — Распределение фактических расходов, произведенных за счет внебюджетных средств В тыс. р.
Направления расходов | Смета расходов | Фактические поступления и расходы | Отклонения от сметы | |
Всего поступлений средств | 240,1 | 240,1 | ; | |
Всего расходов: | 240,1 | 240,1 | ; | |
В том числе: | ||||
Оплата услуг связи | ; | |||
Прочие услуги | 1,5 | 1,5 | ; | |
Увеличение стоимости основных средств | 7,6 | 7,6 | ; | |
Увеличение стоимости материальных запасов | ; | |||
Краевые мероприятия | 80,0 | 80,0 | ; | |
Из таблице 5 следует, что планирование расходов в учреждении предусматривало их осуществить в пределах поступлений, т. е. в сумме 240,1 тыс. р. В процессе анализа следует учитывать, что внебюджетные средства используются по целевому назначению и группируются по статьям в соответствии с бюджетной классификацией. В случае, если планируемая сумма доходов по конкретному виду внебюджетных средств превышает сумму расходов по этому же виду внебюджетных средств, в смете определяется сумма превышения доходов над расходами. Превышение доходов над расходами, остающееся в распоряжении учреждения, определяется путем вычитания из указанной суммы превышения доходов над расходами платежей налога на прибыль, а также других налогов и сборов, уплачиваемых из сумм превышения доходов над расходами.