Социально-психологические факторы эффективности выбора профессиональной специализации курсантами высших образовательных учреждений МВД России
Диссертация
Практика деятельности органов внутренних дел предоставляет немало примеров того, насколько усложняется адаптация в служебных коллективах тех выпускников вузов МВД, профессиональная самоидентификация которых, формируемая во время обучения, не совпадает с реалиями служебной деятельности, Сложившееся во время обучения несоответствие полученной специальности и уровня профессиональной идентичности… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования социально-психологических факторов выбора профессиональной специализации курсантами высших образовательных учреждений МВД России
- 1. Проблема профессионального самоопределения и выбора специализации обучающихся в высших образовательных учреждениях в психологической теории и практике
- 2. Социальная ситуация выбора профессиональной специализации обучающимися в высших образовательных учреждениях
- 3. Организация и методика исследования социально-психологических факторов выбора профессиональной специализации курсантами вузов МВД
- Глава 2. Управление процессом профессиональной самоидентификации как основа выбора курсантами профессиональной специализации
- 1. Социально-психологические особенности выбора специализации курсантами вузов МВД
- 2. Формирующий эксперимент по оптимизации выбора профессиональной специализации курсантами вузов МВД
- 3. Система социально-психологических факторов профессиональной самоидентификации и пути ее оптимизации
Список литературы
- Ф 1. Воспитание и развитие личности учащихся образовательных учреждений МВД России: Нормативные и аналитические материалы. М.: ЦИ и НМОКП МВД России, 1998.
- Закон Российской Федерации «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22.08.96 г. № 125-ФЗ.
- Квалификационные требования к сотрудникам основных служб органов внутренних дел МВД России. / Под редакцией В. И. Колесникова. М.:* ГУК МВД России, 1997.
- Квалификационные характеристики выпускников образовательных учреждений МВД России. / Под редакцией В. И. Федорова. М.: ГУК МВД России, 1997.
- Обзоры (справочники) нормативных документов МВД России по вопросам подготовки кадров и деятельности образовательных учреждений Министерства. М.: ГУК МВД России, 1996 — 1999.
- Приказ МВД России «О концепции развития ОВД и внутренних войск МВД России на период до 2005 года» от 20.03.96 г. № 145.
- Приказ МВД России «Об утверждении Концепции воспитательной работы с курсантами и слушателями образовательных учреждений МВД России» от 10.12.96 г. № 651.
- Приказ МВД России «Об утверждении Положения о группах психологического обеспечения учебно-воспитательной процесса учебных заведений
- МВД России «от 09.04.97 г. № 215.
- Приказ МВД России «Об утверждении Концепции психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях МВД РФ» от 30.12.97 г. № 862.
- Приказ МВД России «Об объявлении решения коллегии МВД России» от 23.12.98 г. № 6 км/1 «О состоянии работы с кадрами и кадровой политике в системе МВД России» от 11.01.99 г. № 12.
- Решения коллегии МВД России «О состоянии и мерах совершенствования профессиональной подготовки кадров ОВД» от 10.03.95 г. № 2 км/1.
- Сборник нормативных правовых актов и документов, регламентирующих деятельность психологов органов и подразделений внутренних дел,-М.: ГУК МВД России, 2001.1. Монографии и статьи
- Александрова Т.Л. Методологические проблемы социологии профессий // Социол. исследования. 2000. — № 8.
- Андреева Г. М., Уровень социальной стабильности и особенности социализации / Г. М. Андреева, К. Хелкама, Е. М. Дубовская, Т. Г. Стефаненко // Вестник МГУ. Психология. 1997. — № 4.
- Анциферова Л.И. О динамическом подходе к психологическому изучению личности // Психологический журнал. 1981. — Т.2. — № 2.
- Баррон Ф. Личность как функция проектирования человеком самого себя // Вопросы психологии. 1990. -№ 2. — С. 153−159.
- Белинская Е.П. Временные аспекты Я концепции и идентичности // Мир психологии. — 1999. — № 3. — С. 140−146.
- Бодров В.А. Проблемы профессионального психологического отбора // Психологический журнал. 1985. — № 2. — С. 85−94.
- Божович Л.И. Психологические закономерности формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии. 1976. — № 6 — С.45−53.
- Борисова С.Е. Деловая игра как метод социально-психологического тренинга // Вопросы психологии. — 1999. № 4. — С.52−58.
- Брушлинский А.В. Проблема субъекта в психологии // Психологический журнал. — 1991.-Т. 12. № 6.
- Брушлинский А.В. Проблема субъекта в психологической науке (статья вторая) // Психологический журнал. 1992. — Т. 13. — № 6.
- Брушлинский А.В. Проблема субъекта в психологической науке (статья третья) // Психологический журнал. -1993. Т. 14. — № 6.
- Буякас Т.М. О проблемах становления чувства самоидентичности у студентов-психологов // Вестник МГУ. Психология. 2000. — № 1. — С.56−62.
- Гаврилов В.Е. Использование модульного подхода для психологической классификации профессий в целях профориентации // Вопросы психолоф гии.-1987.-№ 1.
- Гинзбург М.Р. Личностное самоопределение как психологическая проблема // Вопросы психологии. 1988. — № 2.
- Гинзбург М.Р. Психологическое содержание личностного самоопределения // Вопросы психологии. 1994. -№ 3. — С. 43−52.
- Давыдов В.В. О понятии личности в современной психологии // Психологический журнал. 1988. — Т.6. — № 4. — С. 87−93.
- V 29. Денисова Г. С. Молодежь Северного Кавказа: общее и особенное впрофессиональной профориентации / Г. С. Денисова, М. Р. Радовель, Ю. А. Чеботарев, Р. Х. Шогенов // Социологические исследования. — 1999. — № 5. С. 64.
- Дидковская Я.В. Динамика профессионального самоопределения студентов // Социологические исследования. 2001. — № 5. — С. 132−135.
- Дорохина В.Т. Новые исследования в психологии и возрастной физиологии / В. Т. Дорохина, С. И. Равикович // Предметно-информационная ориентация как фактор профессионального самоопределения личности абитуриента. -М., 1990.-С.55−61.
- Дунаева Н.А. Молодежь на рынке труда // Вопросы эконом. 1998. —1.
- Ермолаев В.В. Профессиональная идентичность как критерий адекватности выбора профессиональной специализации курсантами вузов МВД // Вестник ВИ МВД России. 2002. — № 1 (10). — С. 167−169.
- Ермолаев В. В. Психологические аспекты оптимизации профессионального становления выпускников высших образовательных учреждений
- Ермолаева Е.П. Профессиональная идентичность как комплексная характеристика соответствия субъекта и деятельности // Психол. обозрение. — 1998. № 2. — С.35−46.
- Забродин Ю.М. Мотивационно смысловые связи в структуре направленности человека / Ю. М. Забродин, Б. А. Сосновский // Вопросы психологии.1989.- № 6.- С. 100 -107.
- Зеер Э.Ф. Кризисы профессионального становления личности / Э. Ф. Зеер, Э. Э. Сыманюк // Психологический журнал. Том 18. — № 6. — 1997.
- Зеличенко А.И. К вопросу о классификации мотивационных факторов трудовой деятельности и профессионального выбора. / А. И. Зеличенко, А. Г. Шмелев // Вестник МГУ. Психология. — 1987 № 4.
- Карцева Т.Б. Личностные изменения в ситуациях жизненных перемен //
- Психологический журнал. 1988. -№ 5. -С.120 — 127.
- Кон И. С. Категория Я в психологии // Психологический журнал. 1981. Т. 2. -№ 3.
- Кондаков И.М. Методологическое обоснование зарубежных теорий профессионального развития / И. М. Кондаков, А. В. Сухарев // Вопросы психологии. -1989. № 5. -С. 158−164.
- Корнилова Т.В. О типах интеллектуальных стратегий принятия решения // Вест. МГУ (Серия 14). 1985. — № 3. — С.11−24.
- Крупное А.И. психологические проблемы исследования активности человека // Вопросы психологии. 1984. — № 3.
- Крягжде С.П. Управление формированием профессиональных интересов // Вопросы психологии. -1985. № 3.
- Кудрявцев Т.В. Влияние характерологических особенностей личности на динамику профессионального самоопределения / Т. В. Кудрявцев, А. В. Сухарев // Вопросы психологии. 1985. — № 1.
- Кудрявцев Т.В. Психологический анализ профессионального самоопределения личности. / Т. В. Кудрявцев, В. Ю. Шегурова // Вопросы психологии. ф 1983-№ 2.
- Кудрявцев Т.В. Психолого-педагогические проблемы высшей школы // Вопросы психологии 1981. — № 2. — С. 20 — 30.
- Ломов Б.Ф. Системный подход и система детерминизма в психологии // Психологический журнал. 1989. -№ 4. — С. 19−33.
- Любимова Г. Ю. От первокурсника до выпускника: проблемы профессионального и личностного самоопределения студентов-психологов // Вест.
- Моск. ун-та. Сер.14: Психология. 2000. -д № 1. — С. 48 — 55.
- Митина Л.М. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях // Вопросы психологии. № 4 — 1997. -С. 28−38.
- Михайлов И.В. Проблема профессиональной зрелости в трудах Д.Е. Сьюпера// Вопросы психологии. -1975.-№ 5.
- Модель И.М. Профессиональная культура предпринимателя / И.М. Мо* дель, Б. С. Модель // Социол. исследования. 1997. — № 10. — С. 23.
- Невирко Д.Д. Проблемы социализации молодежи Сибирского региона в современных условиях / Д. Д. Невирко, Н. А. Горбач // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2000.-№ 1 (13). — С. 57−61.
- Поваренков Ю. П. Формирование информационной основы деятельности в процессе профессионального обучения / Ю. П. Поваренков, В.Д. Шадри-ков // Психологический журнал. 1990 — № 2.
- Подмарков В.Г. Человек в мире профессий // Вопросы философии. -1972-№ 8.
- Пряжников Н.С. Деловая игра как способ активизации учащихся в профессиональном самоопределении // Вопросы психологии 1987. — № 4.
- Психологическая поддержка в вузе: Круглый стол // Психологический журнал. -1994. № 5.
- Сафин В.Ф. Психологические аспекты самоопределения личности / В. Ф. Сафин, Г. П. Ников // Психологический журнал. 1983. — № 4. — С. 65−74.
- Смирнов П.И. Социальная должность как основная личностная ценность // Вестник ЛГУ. Сер. 6.1990. Вып. 3. — С.38 — 43.
- Спиридонова Г. Н. Сдвиги в системе профессиональной подготовки молодежи / Г. Н. Спиридонова, О. В. Лылова // Вопросы экономики. 1998. — № 1.
- Титма М.Х. Ценности, влияющие на выбор профессии // Вопросы философии. 1969. — № 4. — С.52−61.
- Ханина И.Б. К вопросу о профессиональной составляющей в структуре образа мира. // Вестник МГУ. Серия 14: Психология. — 1990 № 3.
- Фельдштейн Д.И. Психологические особенности развития личности //
- Вопросы психологии 1988. — № 6. — С. 31−41.
- Филиппов Ф.Р. Выбор профессии: мотивы и их реализация // Этика. — 1986.- № 9- 1986. С. 23.
- Чебышева В.В. Психологические проблемы профориентации школьников // Вопросы психологии. 1971. — № 1.
- Чебышева В.В. О подготовке учащихся средней школы к выбору профессии /В.В. Чебышева, О. И. Галкина. Л. М. Зюбина // Вопросы психологии.1959.-№ 5.-С. 29−39.
- Шадриков В.Д. Проблемы профессиональных способностей // Психологический журнал. -1982. — Т. 3. № 5.
- Ф 75. Шубкин В. Н. Выбор профессии: мотивы и их реализация. / В. Н. Шубкин, Т. А. Бабушкина // Этика. 1986. — № 9. — С. 46−51.
- I. Учебники, учебные пособия, лекции, диссертации, авторефераты
- Альбуханова-Славская К.А. О субъекте психической деятельности. — М., 1973.
- Абульханова-Славская Н. А. Стратегия жизни. -М., 1991.
- Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. Т. 1,2.- М., 1980.
- Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М., 1977.
- Андреева Г. М. Социальная психология. М., 1996.
- Андреева Д.А. О понятии адаптации. Исследование адаптации студентов к условиям учебы в вузе // Проблемы интеллектуального и культурного развития студенчества. Д., 1973.
- Анциферова Л.И. Развитие личности специалиста как субъекта своей профессиональной жизни. Психологические исследования проблемы формирования личности профессионала / Под ред. В. А. Бодрова. М.: Ин-т психол. АН СССР, 1991.
- Аракелов Ю.С. Методика организации и проведения деловых игр в образовательных учреждениях МВД России. М.: МЦ ГУК МВД России, 1998.
- Асмолов А.Г. Психология личности. — М.: Изд-во Московского ун-та, 1990.
- Асяев П.И., Ермолаев В. В., Бирюков И. В., Кравцова Ю. А. Психологическое обеспечение образовательного процесса и профессиональной деятельнощ сти в Воронежском институте МВД России. Воронеж: Воронежский институт1. МВД России, 2000.
- Бадоев Т.Л. Динамика мотивов трудовой деятельности. В кн. «Проблемы индустриальной психологии», Ярославль, 1979.
- Ф 89. Базаров Т. Ю., Рыбкин И. В., Пыркова Т. С. Управленческие команды иих формирование // Современный кадровый менеджмент. Вып. 1. Под ред. Ю. П. Базарова. М., 1997.
- Богданова И.И. Формирование профессионального самоопределения студентов педагогических училищ. Дис. канд. психол наук. М., 1998.
- Богомолова Н.Н., Стефаненко Н. Г. Контент-анализ. М., МГУ, 1992.
- Бодалев А.А. Вершина в развитии взрослого человека: характеристикаt и условия достижения. М., 1998.
- Бодров В.А. Психологическое исследование проблемы профессионализации личности // Психологическое исследование проблемы формирования личности профессионала / Под ред. В. А. Бодрова. М.: Ин-т психол. АН СССР, 1991.
- Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности. Учебное пособие для вузов. М.: ПЕР СЭ, 2001.
- Борисова Е. М. Профессиональное самоопределение: (личностный аспект): Дис. д-ра психол. наук. М., 1995.
- Борисова Е.М. О роли профессиональной деятельности в формировании личности. // Психология формирования и развития личности. М.: Наука. 1981. с.159−177.
- Большаков В.Ю. Психологический тренинг. Социодинамика, игры, упражнения. СПб., 1996.
- Большой толковый словарь русского языка. /Сост. и гл. ред. С. А. Кузнецов. СПб.: «Норинт», 1998.
- Большой энциклопедический словарь. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: «Большая Российская энциклопедия», СПб.: «Норинт», 1999.
- Большой психологический словарь / Сост. и общ. ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. СПб, 2003.
- Брагина В.Д. Влияние представлений о выбранной профессии на профессиональное самоопределение учащейся молодежи. Автореф.дис. кан. пс. наук. -М., 1976.
- Брудный В.И. Профессиональная и социально-психологическая адаптация студентов и молодых специалистов. М., 1976.
- Брушлинский А.В. Психология субъекта и его деятельность. Современная психология: Справочное руководство / Под ред. В. Н. Дружинина. М.: ИНФРА-М, 1999.
- Вавилов Ю.П. Психологические особенности и основные факторы профессионального самоопределения старшеклассников средних школ. Дис. канд. психол. наук. Ярославль, 1971.
- Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники. -М., 2000.
- Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М.: В ысшая школа, 1991.
- Виноградов В.И. Психодиагностическое обеспечение формирования психологической готовности личности к профессиональной деятельности. Дис.кан. пс. наук. М., 1996.
- Водзинская В.В. Психологическая наука и общественная практика // Тезисы докладов 4 Всероссийской школы-семинара молодых психологов. — М., 1987.-С.58−61.
- Вопросы социальной психологии в укреплении правопорядка. Учебное пособие / Под ред. В. А. Бакеева, В. М. Кукушина. — М., 1981.
- Воробьев А.Н. Анализ жизненных планов как метод профориентации и профотбора. В сб. «Диагностика профессиональных и познавательных способностей». Под ред. В. Д. Шадрикова и др., м., 1988.
- Воробьев А.Н., Сенин И. Г., Чирков В. И. (авторы адаптации). Опросник профессиональных предпочтений. Руководство. Второе издание. Ярославль. НПЦ «Психодиагностика», 1997.
- Гарбер Е.И., Козача В. В. Методика профессиографии. Саратов, 1992.
- Гинзбург Я.С., Коряк Н. М. Социально-психологическое сопровождение деловой игры // Игровое моделирование. Методология и практика. Новосибирск: Наука, 1987.-С.61−78.
- Гласс Дж., Стэнли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии. М.: МГУ, 1964.
- Головаха Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи. Киев: Наумова думка, 1988 .ф> 116. Голомпггок А. Е. Выбор профессии и воспитание личности школьника.1. М., 1979.
- Гранат H. J1. Профессионализм как принцип организации деятельности ОВД. Профессиональные и общественные начала ОВД. М.: Академия МВД СССР, 1990.
- Гримак Л.П. Резервы человеческой психики: Введение в психологию активности. М.: Политиздат, 1987.
- Ш 119. Гуревич К. М. Профессиональная пригодность и основные свойстванервной системы человека. М.: Наука, 1970.
- Давыдова К.Д. Социальная установка и социальная ориентация личности. // Социальная психология и философия. Л., 1975.-Вып. 3.
- Дебольский М.Г. Проведение социально-психологических тренингов в уголовно-исполнительной системе. М., Академия МВД России, 1996.
- Деркач А.А., Кузьмина Н. В. Акмеология: пути достижения вершинпрофессионализма. М.: РАГС, 1993.
- Динамика социально-психологических явлений в изменяющемся обществе / Под. ред. А. Л. Журавлева. М., 1996.
- Донцов А.И., Жуков Ю. М., Петровская Л. А. Практическая социальная психология как область профессиональной деятельности // Введение в практическую социальную психологию / Под ред. Ю. М. Жукова, Л. А. Петровской, О. В. Соловьевой. -М., 1994.
- Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение. М., 1985.
- Жданов Р.П. Профессиональное становление специалиста среднего звена в системе непрерывного образования. Дис. док. пед. наук. — Красноярск, 1994.
- Жуков Ю.М. Ценности как детерминанты принятия решения // Психологические проблема социальной регуляции поведения. М., 1976. — С.254−277.• 128. Забродин Ю. М. Проблемы формирования профессиональной пригодности специалистов. М.: Экономика, 1985.
- Забродин Ю.М., Зазыкин В. Г. Основные направления исследований деятельности человека-оператора в особых и экстремальных условиях. В кн. ф «Психологические проблемы деятельности в особых условиях». Под ред. Б.Ф.
- Ломова, Ю.М. Забродина, М., 1985. С.40−64.
- Завалишина Д.Н. Когнитивные регуляторы профессиональной деятельности // Образ в регуляции деятельности: Тезисы докладов к международной конференции. М., 1997. С. 75−78.
- Завалишина Д.Н. Профессиональные способности как синтез психических потенциалов человека. Психологические исследования проблемы форми
- Ф рования личности профессионала / Под ред. В. А. Бодрова. М.: Ин-т психол. АН1. СССР, 1991.
- Завалишина Н.Д. Психологическая структура способностей. Развитие и диагностика способностей / Отв. ред. В. Н. Дружинин, В. Д. Шадриков. М.: Наука, 1991.
- Зазыкин В.Г., Чернышев А. П. Акмеологические проблемы профессионализма. М., 1993.
- Зимичев A.M. Психологические основы интенсификации профессиональной подготовки. Автореф. докт. дисс., Киев, 1989.
- Золотова О.И. Некоторые аспекты социально-психологической адаптации личности // Психологические механизмы регуляции социального поведения. М., 1979.
- Золотова О.И., Кряжева Н. К. Методы исследования социально-психологических аспектов адаптации // Методология и методы социальнойпсихологии. М., 1977.
- Иовайша Л.А. Проблемы профессиональной ориентации школьников. — М., 1983.
- Карпов А.В. Психология принятия решений в профессиональной деятельности. Ярославль: ЯрГУ, 1988.
- Карпов А.В. Психологические основы принятия решения в профорие-тационной работе. Учебное пособие. М., 1986.
- Ш 140. Касаткина Н. Г. Психологические факторы профессионального самоопределения. Автореф. канд. психол. наук. СПб., 2000.
- Кибак И.А. Психологическое сопровождение подготовки специалистов в вузах МВД. Автореф. канд психол. наук. — СПб., 2000.
- Киричук А. В. Подшивалова Л.И. Информативность модельных представлений о самоопределении личности. Киев, 1990.
- Киселев И .Я. Профессиональная ориентация и профессиональный отбор в капиталистических странах. М., 1968.
- Китов А.И. Психология управления. М., 1979.
- Климов Е.А. Психология профессионала. Психологи Отечества. М.: Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996.
- Климов Е.А. Общая типология ситуаций (казусов) и структура мыслительных задач, возникающих в практике работы профконсультанта / Научные труды НИИ профтехобразования. Л., 1976. Вып. 32.
- Климов Е.А. Психолого-педагогические проблемы профессиональной консультации. М., 1986.
- Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.
- Князев A.M. Психологическое обеспечение личностно профессионального становления в вузе. М.: Академия ФПС России, 2002.
- Кон И.С. В поисках себя. Личность и ее самосознание. М., 1984.
- Кон И. С. Психология ранней юности. М.: Просвещение, 1989.
- Кон И. С. Психология юношеского возраста. М., 1979. С. 146.
- Конопкин О.А. О структуре психологического уровня саморегуляции деятельности // Соотношение биологического и социального в человеке. — М.: Наука, 1975.-С. 78−103.
- Коротун О.А. Формирование личного жизненного плана фактор активизации профессионального самоопределения учащихся общеобразовательной школы. Дис. кан. пед. наук. М., 1992.
- Кортин А.И. Формирование мотивов профессионального становления учащихся профессиональных училищ: Автореферат диссертации к. п. н. — Новосибирск, 1996. С. 18.
- Кричевский P.JI. О механизме детерминации статуса личности в социальной группе // Проблемы формирования ценностных ориентаций и активности личности в ее онтогенезе, М.1987.
- Крягжде С.И. Психология формирование профессиональных интересов. Вильнюс, 1981.
- Кудрявцев Т.В. Психология профессионального обучения и воспитания. М: МЭИ, 1985.
- Кузнецов И.Ю. Психологические особенности профессионального самоопределения личности в разнотипных профессиях. Дис. канд. психол. наук. т м.: МГУ, 2000.
- Кузнецова И.В. Психологический анализ подготовки и принятия решения о выборе профессии: Дис.канд. психол. наук: Ярославль, 1986.
- Кузьмин Е.С. Актуальные проблемы социальной психологии. Л.: ЛГУ, 1987.
- Кулагин Б.В. Основы профессиональной психодиагностики. М., 1984.
- Кэмпбэл Д. Модели экспериментов в социальной психологии и при* кладных исследованиях.-М., 1980.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.
- Литвинова Е.Ю. Рефлексивные аспекты самоопределения личности в особых жизненных ситуациях: Автореф. дис. канд. пс. наук. М., 1992.
- Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984.
- Ломов Б.Ф., Журавлев А. Л. Психология управления. -М.: Знания, 1978. ф 168. Лысенко Н. И. Эталон личности общественника в представлении студента // В сб. Вопросы психологического познания людьми друг друга и самопознания. Краснодар, 1977. С.95−101.
- Лысков БД., Горбатов С. В. О взаимоотношении внешних и внутренних детерминант в профессиональном самоопределении «трудных» подростков. В кн. «Психологическое обеспечение социального развития». Под ред. А. А. Крылова, Л., 1989.
- Майхуб С. Интересы личности в условиях профессионального выбора ипрофессионализации. Дис. канд. пс. наук.- Минск, 1995.
- Макшанов С.И. Психология тренинга в профессиональной деятельности.-СПб., 1998.
- Макшанов С.И., Хрящева Н. Ю., Сидоренко Е. В. Психогимнастика в тренинге. СПб., Институт тренинга, 1993.
- Марасанов Г. И. Методы моделирования и анализ ситуаций в социально-психологическом тренинге. Киров, 1995.
- Маркова А.К. Психология профессионализма. М., 1996.
- Методы исследования в психологии: квазиэксперимент.— М., 1998.
- Методы социальной психологии / Под ред. Е. С. Кузьмина и В. Е. Семенова. Л.: ЛГУ, 1977.
- Митина Л.М. Психологическое сопровождение выбора профессии. М.: Московский психолого-социальный институт, 1998.
- Митина Л.М. Проблемы профессиональной социализации личности. Кемерово, 1996.
- Моделирование деятельности специалиста на основе комплексного исследования. Под ред. Смирновой Е. Э., Л., 1984.
- Надирашвили Ш. А. Социальные ориентации личности. // Социальная психология личности. М., 1979.-С.165−183.
- Назимов И.Н. Выбор профессии как решение проблемы // Профессиональная ориентация и профессиональная консультация молодежи. Сборник материалов. — Киев. 1966.
- Назимов И.Я. Профессиональная ориентация и профессиональный отбор в капиталистических странах. М., 1968.
- Невирко Д.Д. Особенности социализации личности в авторитарных институтах России 90-х годов (социологический анализ специфики профессиональной подготовки кадров органов внутренних дел): Дис. док. соц. наук. Барнаул, 2000. — 360 с.
- Невирко Д.Д., Горбач Н. А. Методики изучения профессионально-психологических и социальных качеств молодежи. Красноярск: Сибирский юридический институт МВД России, 1999.
- Никифоров Г. С. Надежность профессиональной деятельности. С-Пб.: СпбУ, 1996.
- Никифоров Г. С. Психология профессиональной подготовки. С-Пб. 1993.
- Никифоров Г. С., Зимичев A.M., Макшанов С. И., Джанерьян С. Т. Пси-ф хология профессиональной подготовки. / Общ. ред. Никифорова Г. С. — С-Пб., 1993.
- Новиков В.В. Социальная психология: феномен и наука. М., 2003.
- Новиков В.В., Забродин Ю. М. Психологическое управление, изд. 3-е. -М., 1992.
- НурковаВ.А. Совершенное продолжается: Психология автобиографической памяти личности. М., 2000.
- Ы 191. Общая психодиагностика / Под ред. А. А. Бодалева и В. В. Столина. М.:1. МГУ, 1987.
- Основы социально-психологической теории. Учебное пособие / Под ред. А. А. Бодалёва. -М., 1995.
- Основные виды деятельности и психологическая пригодность к службе в системе органов внутренних дел. Справочное пособие / Под ред. Б. Г. Бовина, Н. И. Мягких, А. Д. Сафронова. М.:НИЦПМО МВД РФ, 1997.
- Павлютенков Е. М. Формирование мотивов выбора профессии. Киев, 1980.
- Парыгин Б.Д. Основы социально-психологической теории. -М., 1971.
- Парыгин Б. ДС современное состояние и проблемы социальной психологии. -М.: Знания, 1973.
- Платонов К.К. Проблемы способностей. М.: Наука, 1972.
- Поваренков Ю.П. Психологический анализ профессионализации // Пси-9 хологические проблемы профессионального становления личности. М., 1992.
- Поваренков Ю.П. Критерии профессионализации и формирование структуры профессиональных способностей // Диагностика и способности. -М., 1992.
- Поваренков Ю.П. Психологическое содержание профессионального становления человека. М., 2002.
- Поваренков Ю.П. Психологическая концепция профессионального ста-% новления личности // Звезды ярославской психологии / Под ред. В. В. Козлова.
- Ярославль: просвещение, 2000. С. 195−218.
- Поздняков В.М. Методы юридической психологии: состояние и перспективы развития. Рязань, 1998 г.
- Полякова О.Б. Психологические особенности выбора профессии педагога-психолога. Дис. канд. психол. наук. -М., 2000. С. 58.
- Пономарев И.Б., Трубочкин В. П. Психотехнология общения. — М., 1996.
- Понукалин А. А. Состояние готовности к труду в условиях проблемной ситуации // Психологические проблемы профессиональной деятельности / Под ред. JL Г. Дикой, А. Н. Занковского, М., 1991.
- Практикум по социально-психологическому тренингу / Под ред. Б. Д. Парыгина. СПб., 1994.
- Проблема личности в социальной психологии / Под ред. Е. В. Шороховой, М. И. Бобневой. -М., 1979.
- Проблемы принятия решения. / Отв. ред Емельянов С. В. М., 1974.
- Проблемы формирования профпригодности специалистов / Под ред. Ю. М. Забродина. М.: Экономика, 1985.
- Профессиональное самоопределение и профессиональная карьера молодежи. Сборник РАО (п. р. Чистяковой С. Н. и др.). М.: Изд-во Ин-та профессионального самоопределения молодежи, 1993.
- Пряжников Н.С. Право на нравственность: этические проблемы практической психологии // Психологическая наука и образование, 1999.
- Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. М.: Ин-т практической психологии. Воронеж: МОДЭК, 1996.
- Пряжников Н.С., Пряжникова Е. Ю. Психология труда и человеческого достоинства. М., 2001. С. 356.
- Пряжников Н.С. Психологический смысл труда. М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997.
- Психогимнастика в тренинге / Под ред. Н. Ю. Хрящевой. СПб., Институт Тренинга, 2001.
- Психологический словарь. / Под общ. ред. А. В. Петровского 2-е изд. исп. и. доп. — М.: Политиздат, 1990.
- Психологические исследования проблемы формирования личности профессионала / Под ред. В. А. Бодрова. — М., 1991.
- Психологическое обеспечение учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждений МВД России / Под ред. А. С. Батышева. Иркутск: ф ВСИ МВД России, 1999.
- Психологическое обеспечение профессиональной деятельности / Под ред. Г. С. Никифорова. СПб.: СпбУ, 1991.
- Психологическое сопровождение выбора профессии. Под ред. JI. C Ми-тиной. -М.: Московский психолого-социальный институт, 1998.
- Психологические проблемы профессионального обучения. Под ред. B.C. Филатова, В. Д. Шадрикова, Ярославль, 1972.
- Ф 222. Психология профессиональной подготовки в вузе. Ред. Ф. И. Иващенко идр. Минск, 1982.
- Психология профессиональной подготовки. Под ред. Г. С. Никифорова, С-Пб, 1993.
- Психология и педагогика в деятельности сотрудников органов внутренних дел. Под. ред. Батышева А. С. М.: 1997.
- Психология и педагогика в профессиональной подготовке сотрудника
- ОВД / Под. ред. А. Ф. Дунаева, Батышева А. С. М., 1993.
- Психология самосознания. Хрестоматия // Столин В. В. Уровни и единицы самосознания. Самара. 2000.
- Психология самосознания. Хрестоматия // Кон. И. С. Психология самосознания. — Самара. 2000.
- Психофизиологические вопросы становления профессионала / Под ред. К. М. Гуревича. -М., 1974. щ 229. Принцип развития в психологии / Под ред. Л. И. Анцыферовой. — М., 1978.
- Регуш Н.Л. Профессиональная идентичность как проявление самореализации учителя // Психологические проблемы самореализации личности. Выпуск 6 / Под ред. Л. А. Коростылевой. СПб., 2002.
- Решетова З.А. Психологические основы профессионального обучения. М., 1985.• 232. Романова Е. С. Психология профессионального становления личности: Дисс. док. пс. наук. М., 1992.
- Росс Л., Нисбетг Р. Человек и ситуация. Уроки социальной психологиии / Под ред. Е. Н. Емельянова, B.C. Магуна М., 2000.
- Русалов В.М. Проблема индивидуальности в становлении профессионала. Психологические исследования проблемы формирования личности профессионала / Под ред. В. А. Бодрова. М.: Ин-т психологии АН СССР, 1991.
- Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. М.: АН СССР, 1957.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. В 2-х т.М., 1989.
- Рубцов В.В., Поливанова Н. И., Ривина И. В., Улановская И. М., Высоцкая Е. В., Зак А.К. Коммуникативно-ориентировочные образовательные среды // Психология проектирования. М., 1996.
- Рябикина З.И. Социально-перцептивный эталон личности преподавателя вуза. Дис.канд. пс. наук. М., 1983.
- Сафин В.Ф. Психология самоопределения. Свердловск, 1986.
- Словарь практического психолога / Сост. С. Ю. Головин. Минск, 1997.
- Смирнова Е.Э. Пути формирования модели деятельности специалиста с высшим образованием. Л., 1977.
- Соколова Г. Н. Экономическая социология: Учеб. Пособие для вузов. Минск, 1998.
- Социальная психология: Учеб. пособие для вузов / Под. ред. проф. A.M. Столяренко. — М., 2001.
- Социально-психологическая динамика в условиях экономических изменений // Под ред. А. А. Журавлева, Е. В. Шороховой. М., 1999.
- Статистические методы анализа экспертных оценок. М., 1977.
- Столин З.В. Самосознание личности. М., 1983.
- Столяренко А.М. Мировой педагогический опыт и профессиональное образование в МВД РФ на рубеже 21 века. М.: Академия управления МВД России, 1997.
- Столяренко A.M. Методы изучения социально-психологического климата в ОВД.-М., 1987.
- Сухарев А.В. Психологические критерии профессионального самоопределения. Дис. канд. психол. наук.-М., 1987.
- Титма М. X. Выбор профессии как социальная проблема. М.: Мысль, 1978.
- Ф 251. Фукуяма С. Теоретические основы профессиональной ориентации. М.:1. МГУ, 1989.
- Чередниченко Г. А. Школа массовая и элитарная: перемены в деятельности и карьеры учащихся // Профессиональное самоопределение выпускников общеобразовательных школ / под. Ред. В. Н. Шубкина, Д. Л. Константиновского. М., 1996.
- Чередниченко Г. А., Шубкин В. Н. Молодежь вступает в жизнь (социоло-Ф гические исследования проблемы выбора профессии и трудоустройства). — М., 1985.
- Черненилов В.И. Современные требования, цели и задачи морально-психологической подготовки личного состава ОВД. М.: РИПК МВД России, 1992.
- Чернышева Г. В. Социально-психологические проблемы профессионального отбора кадров на службу в ОВД. М., 1993.
- Шавир П.А. О некоторых методологических аспектах проблемы профес-^ сионального самоопределения. — В сб.: Движущие силы учебновоспитательного процесса. Тюмень, 1974, вып. 1. С. 63−76.
- Шавир П.А. Психология профессионального самоопределения в ранней юности.-М.: Педагогика, 1981.
- Шадриков В.Д. Деятельность и способности. -М., 1995.
- Шадриков В.Д. Введение в психологическую теорию профессионального обучения. — Ярославль, 1982.• 261. Шадриков В. Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. М., 1982.
- Шадриков В. Д. Дружинин В.Н. Формирование подсистемы профессионально важных качеств в процессе профессионализации. В кн. «Проблемыф индустриальной психологии». Ярославль, 1979.
- Шадриков В.Д. Способности человека. М.: Издательство «Институт практической психологии», 1997.
- Шихирев П.Н. Современная социальная психология. М., 1999.
- Шихирев П.Н. Социальная установка как предмет социально-психологического исследования // Психологические проблемы социальной регуляции поведения. М., 1976. ф 266. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М., 1996.
- Ядов В.А. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения JL-М., 1979.-248с.
- Buhler Ch. Meaningful Living in the Mature Years // Aging and Leisure. N4.,-1961.
- Crites J. Vocational Psychology. The Study of Vocational Behaviour and Development. -N.Y., 1969.
- Ginzberg E., Etc. Jccupational choice: An approach to a general theory. N.Y., 1951.
- Gysbers N.C., Moor E.I. Cfreer cjunsling: skills a. rechniguet for practitioщ ners Englewood Cliffs (N.Y.): Prentice-Hall, 1987. — P. 186 — 192.
- Fukuyama Sh. F-test for ahkaraising the ability toshtose metodicallyamong occupations. Ashiya. Hyogo, Japan: Ashiya College Press, 1977,1980,1984.
- Herr E.L. New technologilt in guidance in the age of technology // Educational and vokational guidanat. 1984. — 41. — P. 24 — 41.
- Hezzberg F. Work and the nature of man. N.Y., 1966.
- Holland J.L. Mking vocation choice: A theoiy of careers. N. Y., 1973.• 9. Holland J.L. Manual Supplement / Psyhological Assessment Resources. -Odessa, Florida, 1987. 17 p.
- Holland J.L. The psychology of vocotional choice. Waltham (Mase): Brais-dell, 1966-P. 110−116.
- Kinner R.T., Krymboltz J. D/ Proceduret for succetful career counteling. San Francisco- London, -1986. P. 307 — 355.
- Parsons T. Social system and the evolution of action theory. N. Y.- L., 1977/
- Roe A. The psychology off Occupations №.4., 1964. 340 p.
- Super D.E. Synthetic: Or if it diftillation // The personnel and gudance your-nal. 1983. — 8. — P. 508−512.
- Super D.E. The psychology of careers. N.Y., 1957.
- Vernon M. The relationship of occupation to personality // Britich Psych. 1951. V. 31, 3−4, P. 294−325.