Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Социально-психологические факторы эффективности выбора профессиональной специализации курсантами высших образовательных учреждений МВД России

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Практика деятельности органов внутренних дел предоставляет немало примеров того, насколько усложняется адаптация в служебных коллективах тех выпускников вузов МВД, профессиональная самоидентификация которых, формируемая во время обучения, не совпадает с реалиями служебной деятельности, Сложившееся во время обучения несоответствие полученной специальности и уровня профессиональной идентичности… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования социально-психологических факторов выбора профессиональной специализации курсантами высших образовательных учреждений МВД России
    • 1. Проблема профессионального самоопределения и выбора специализации обучающихся в высших образовательных учреждениях в психологической теории и практике
    • 2. Социальная ситуация выбора профессиональной специализации обучающимися в высших образовательных учреждениях
    • 3. Организация и методика исследования социально-психологических факторов выбора профессиональной специализации курсантами вузов МВД
  • Глава 2. Управление процессом профессиональной самоидентификации как основа выбора курсантами профессиональной специализации
    • 1. Социально-психологические особенности выбора специализации курсантами вузов МВД
    • 2. Формирующий эксперимент по оптимизации выбора профессиональной специализации курсантами вузов МВД
    • 3. Система социально-психологических факторов профессиональной самоидентификации и пути ее оптимизации

Социально-психологические факторы эффективности выбора профессиональной специализации курсантами высших образовательных учреждений МВД России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования социально-психологических факторов выбора профессиональной специализации курсантами высших образовательных учреждений МВД России продиктована обстоятельствами теоретического и практического характера.

Феноменология профессионального развития сотрудников органов внутренних дел предполагает раскрытие сложных социально-психологических факторов и механизмов выбора личностью профессионального пути, формирования отношения к себе как профессионалу, принятия решения о выборе специальности, т.к. от того насколько точно и корректно курсантом на этапе обучения в вузе МВД осуществлен выбор специализации во многом будет зависеть его дальнейшая профессиональная судьба.

Изначально нерациональная система выбора профессиональной специализации курсантами сказывается на ряде последующих социально-психологических феноменов: демотивированности, низком профессиональном рейтинге милиции по оценкам граждан, неэффективности предпринимаемых действий в служебной деятельности, дисциплинарных проступках и нарушениях законности сотрудниками органов внутренних дел, содействии криминальным структурам, кадровом дефиците. При условии, что одним из основных источников преодоления кадрового дефицита в органах внутренних дел в сложившихся социально-экономических условиях являются высшие образовательные учреждения МВД России, из числа выпускников обучавшихся по очной форме в ведомственных образовательных учреждениях с 1996 по 2001 годы лишь 84% поступили на службу в территориальные органы внутренних дел. Из них, 9,6% уволились не прослужив 3 года после окончания вуза, в том числе 3,4% - не прослужив и 1 года.1 Как показывают результаты социально-психологических исследований процесса движения кадров в системе МВД Рос.

1 См.: Аналитический обзор текучести кадров выпускников образовательных учреждений МВД России в период с 1996 г. по 2001 г. — М.: ГУК ИМЦ, 2002. сии, во многих службах лишь треть молодых сотрудников обладает выраженным желанием продолжать службу в органах внутренних дел, а около 20% выпускников вузов МВД уже на первом году службы проявляют сомнения в правильности своего профессионального выбора.1.

Практика деятельности органов внутренних дел предоставляет немало примеров того, насколько усложняется адаптация в служебных коллективах тех выпускников вузов МВД, профессиональная самоидентификация которых, формируемая во время обучения, не совпадает с реалиями служебной деятельности, Сложившееся во время обучения несоответствие полученной специальности и уровня профессиональной идентичности курсанта значительно усложняет процесс адаптации к службе, что вынуждает выпускников к смене специальности, профессии, места работы, и, в итоге, приводит к текучести кадров. Существенной особенностью сложившейся противоречивой кадровой ситуации в МВД являются масштабы подготовки кадров, которые в связи с их текучестью явно доминируют над задачами повышения качества отбора, профессиональной подготовки и воспитания специалистов. Так требования к уровню профессионально-психологической подготовленности личного состава «. стали значительно опережать темпы профессионального становления кадров, а система профессионального образования МВД России оказалась не способной своевременно отреагировать на запросы практики"1 по повышению уровня специализации и индивидуализации процесса обучения. До настоящего времени в деятельности подразделений психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса вузов МВД отсутствует единая методическая база для проведения обследования абитуриентов, в частности, при проведении профессионально-психологического отбора «не оценивается пригодность абитуриентов к получению конкретной спе.

1 См.: Основные виды деятельности и психологическая пригодность к службе в системе органов внутренних дел / Под ред. Б. Г. Бовина, Н. И. Мягких, А. Д. Сафронова. — М., 1997. — С.6. л циальности (специализации)". На фоне нарастающей тенденции к расширению специализаций профессионального образования на первый план в системе подготовки кадров для МВД России выдвигается проблема социально-психологической диагностики, прогнозирования и психологического управления процессом выбора курсантами профессиональной специализации и, в целом, «прогнозирования кадровой ситуации в органах внутренних дел, создания современной системы обучения и подготовки кадров, в полной мере отвечающей потребностям оперативно-служебной практики и служебно-боевой деятельности"3.

Профильная профессиональная подготовка курсантов в высших образовательных учреждениях МВД (далее — вуз МВД) предполагает необходимость исследования социально-психологических причин и движущих сил процесса выбора профессиональной специализации учитывая, что высшим уровнем профессиональной социализации личности является реализация ее внутреннего потенциала в соответствии с конкретным избираемым социально-психологическим сценарием. Однако изучение ролевых позиций субъекта выбора как результата воздействий на него реальной макро-, мезои микросред необходимо предполагает исследование ряда противоречий:

1 См.: Морозов В. М. Социальные проблемы подготовки кадров правоохранительных органов: сравнительный анализ отечественного и зарубежного опыта: Автореф. дис. д-ра соц. Наук. — М., 2000. — С.38.

2 См.: Психологическое обеспечение профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел и внутренних войск МВД России // Тезисы выступлений участников всероссийского совещания руководителей подразделений психологического обеспечения органов внутренних дел и внутренних войск. — М.: ГУКиКП МВД России, ЦОПК МВД России, 2000. — С.63.

3 См.: Сборник нормативных правовых актов и документов, регламентирующих деятельность психологов органов и подразделений внутренних дел // Приказ МВД России от 11.01.1999 г. № 12, Приложение 1 к решению коллегии МВД России от 23 декабря 1998 года № 6км/1 «О состоянии работы с кадрами и кадровой политике в системе МВД России». — М.: ГУК МВД России, 2001.

— на уровне макросредовых факторов выбора профессиональной специализации — с одной стороны, между имеющей место регламентацией приема в высшие образовательные учреждения МВД, необходимостью в отборе абитуриентов, способных к осознанному и ответственному выбору профессии, последующим социально и корпоративно приемлемым выборам в профессионально-проблемных служебных ситуациях, и, с другой стороны, непрестижностью службы, социальной незащищенностью сотрудников милиции, препятствующих привлечению перспективной молодежи для качественного пополнения кадрового состава органов внутренних дел;

— на уровне мезосредовых факторов выбора профессиональной специализации — между объективной необходимостью повышения уровня освоения специализации и индивидуализации процесса обучения в вузах МВД, дифференцированного подхода к комплектованию групп профессиональной специализации и псевдоготовностью выпускников к службе в органах внутренних дел, практикой их распределения в комплектующие территориальные органы с учетом полученной в вузе специализации, проблемой адаптации к деятельности в профессиональной среде;

— на уровне микросредовых факторов выбора профессиональной специализации — между повышением требований к вузам МВД по формированию социальной среды профессионального развития обучающихся и существующим уровнем социально-профессиональной подготовленности курсантов к принятию профессионально ролевых норм, корпоративно приемлемым выборам в сложившейся социально-психологической ситуации в государстве, сформированности чувства долга, гражданственности, общественной активности.

В связи с изложенным, анализ социально-психологических детерминант выбора профессиональной специализации курсантами вузов МВД России и возможностей их оптимизации выступает как актуальная проблема, имеющая важное социальное значение, а из-за недостаточной изученности и научно-прикладную значимость.

Степень разработанности темы исследования.

Анализ публикаций свидетельствует, что более всего исследований по проблеме выбора профессиональной специализации проведено в рамках изучения особенностей профессионального самоопределения и профессиональной социализации личности, где раскрыты следующие аспекты:

— психологические закономерности и механизмы профессионального самоопределения (В.А. Бодров, Е. М. Борисова, Е. А. Климов, Н. С. Пряжников и др.), в том числе сущность и психологическое содержание профессиональной социализации (Б.Г. Ананьев, Г. М. Андреева, Г. Т. Базарова, В. В. Новиков, Б. Д. Парыгин, Ю. П. Поваренков, В. Д. Шадриков и др.) — периодизация социальной ситуации профессионального развития личности (Б.Г. Ананьев, В. А. Бодров, Ш. Бюлер, Э. Гинсберг, Е. А. Климов, Т. В. Кудрявцев, И. С. Кон, Н. С. Пряжников, Ю. П. Поваренков, Е. С. Романова, В. Ф. Сафин, Д. Сьюпер и др.) — психологические механизмы принятия решения о выборе профессии (Ю.М. Забродин, А. В. Карпов, И. В. Кузнецова, П. А. Шавир и др.);

— социально-психологические факторы выбора профессии (Г.М. Андреева, Т. Ю. Базаров, Е. Герр, Н. Гисберс, М. Верной, Е. А. Климов, Дж. Крумбольц, Н. С. Пряжников, Э. Роу, В. В. Столин, М. Х. Титма, Д. Сьюпер, JI. Тайлер, Д. Холланд, С. Фукуяма и др.);

— социально-психологические аспекты совершенствования профессионального становления студентов вузов (К.А. Абульханова-Славская, Л.И. Бо-жович, Е. М. Борисова, Е. И. Головаха, А. Е. Голомшток, Э. Ф. Зеер, Л.А. Йовай-ша, А. К. Маркова, Л. М. Митина, Е. А. Климов, С. П. Крягжде, Т. В. Кудрявцев, Н. С. Пряжников, Ю. П. Поваренков, Е. С. Романова, П. А. Шавир, В. Д. Шадриков и др.).

Рассмотрению актуальных вопросов теории и практики социально-профессиональной подготовленности, развития профессиональной направленности, самосознания курсантов вузов МВД уделяли внимание: Н. В. Андреев, А. С. Батышев, Б. Г. Бовин, В. А. Бакеев, А. В. Буданов, Н. Л. Гранат, И. А. Кибак, К. Э Комаров, А. В. Кононов, И. О. Котенев, М. В. Кроз, А. Д. Лазукин, С. А. Лаг рионова, М. И. Марьин, В. М. Морозов, Н. И. Мягких, А. И. Папкин, А.В. Пище-лко, В. М. Поздняков, И. Б. Пономарев, В. Ю. Рыбников, А. Д. Сафронов, A.M. Столяренко, В. Г. Третьяк, В. П. Трубочкин, В. И. Черненилов, И. В. Якушев и др.

Отмечая разнообразие проведенных исследований социально-психологических аспектов в деятельности сотрудников органов внутренних дел, особенностей группового взаимодействия в учебных и служебных коллективах, социально-психологической диагностики и развития профессионально-важных качеств курсантов вузов МВД, в то же время можно констатировать, что для управления процессом профессионального самоопределения обучающихся в вузах МВД недостаточно изученными являются вопросы влияния социально-психологических факторов на выбор профессиональной специализации и прогноза психологической готовности выпускника к служебной деятельности по профилю подготовки, полученной в высшем образовательном учреждении МВД.

Диктуемая запросами практики необходимость оптимизации выбора профессиональной специализации курсантами в ходе обучения в высшем образовательном учреждении МВД и недостаточная научная разработанность рассматриваемой проблемы определили тему настоящего диссертационного исследования.

Объектом исследования являются курсанты высших образовательных учреждений МВД России.

Предметом исследования выступают социально-психологические факторы, рассматриваемые как детерминанты эффективности процесса выбора курсантами профессиональной специализации и условия его оптимизации на этапе обучения в высших образовательных учреждениях МВД России.

Гипотеза исследования.

Выбор профессиональной специализации в высших образовательных учреждениях МВД находится под стихийным влиянием социально-психологических факторов, а его оптимизация связана с развитием у курсантов процесса профессиональной самоидентификации.

Цель исследования — выявление социально-психологических факторов выбора профессиональной специализации курсантами в ходе обучения в вузах МВД, определение динамики и социально-психологических закономерностей их влияния на профессиональное самоопределение, а также разработка рекомендаций по повышению эффективности профессиональной подготовки и воспитания специалистов для органов внутренних дел в высших образовательных учреждениях МВД России.

В соответствии с объектом, предметом и целью были сформулированы основные задачи исследования:

— проанализировать основные теоретические подходы к изучению влияния социально-психологических факторов на процесс профессионального самоопределения личности во время обучения в вузе для определения сущности понятия «выбор профессиональной специализации»;

— выявить социально-психологические факторы профессионального самоопределения, механизмы и закономерности их влияния на выбор специализации;

— изучить особенности динамики профессионального самоопределения курсантов и ее критерии в ходе обучения в вузе МВД;

— обосновать и разработать модель психологического тренинга по оптимизации выбора курсантами профессиональной специализации;

— экспериментально проверить возможности психологического тренинга по оптимизации выбора профессиональной специализации;

— разработать методические рекомендации по организации психологического обеспечения выбора профессиональной специализации курсантами в высших образовательных учреждениях МВД России.

Методологическая база и методы исследования.

Общенаучную методологическую основу диссертационного исследования предопределили диалектические идеи взаимосвязи в развитии теории и практики, методологические принципы системологии и прогнозирования. Конкретно-научной методологией диссертационного исследования выступили: субъектно-деятельностный подход (К.А. Абульханова-Славская, Б. Г. Ананьев, А.В. Брушлинский), социально-психологическая концепция рассмотрения различных форм активности человека как субъекта социального познания (Г.М. Андреева, А. Г. Асмолов, А. А. Бодалев, И. С. Кон, Е. В. Шорохова, Л. Росс, Р. Нисбетт), теории профессионального самоопределения и становления личности (ВА. Бодров, Т. В. Кудрявцев, Е. С. Романова, Ю. П. Поваренков, Н. С. Пряжников, Д. Сьюпер, Д. Холланд), акмеологический подход к проблеме формирования специалиста (А.А. Бодалев, А. А. Деркач, Н. В. Кузьмина и др.), психотехнический подход и идеи интерактивного профессионального психотренинга (В.И. Бачков, М. Г. Дебольский, В. В. Козлов, С. И. Макшанов, И. Б. Пономарев, В. П. Трубочкин и др.), а также методологические требования к исследованию, обоснованные в социальной психологии (Г.М. Андреева, В. В. Новиков, Б. Д. Парыгин, A.M. Столяренко).

Для решения поставленных задач применялись следующие методы:

— методы сбора информации: теоретический анализ научных публикаций, наблюдениеанкетированиеинтервьюированиепсихологическое тестирование, психологический тренингметод профессиональных пробметод экспертных оценоклонгитюдный методформирующий эксперимент;

— методы обработки и систематизации результатов исследования: приемы теоретического обобщения, метод ранжирования, анализ показателей учебно-служебной деятельности курсантов, корреляционный и факторный анализ эмпирических данных, регрессионный анализ, контент-анализ текстов мини-сочинений курсантов экспериментальной и контрольной групп, сравнительно-сопоставительный анализ экспертных оценок и отзывов на выпускников, содержательный анализ эмпирических данных и их интерпретация.

Для обработки эмпирических данных применялись методы математической статистики с применением процедуры проверки гипотезы по критериям Пирсона, Стьюдента.

Эмпирическая база исследования.

Диссертационное исследование структурно состояло из двух частей: 1) теоретической и 2) эмпирико-экспериментальной.

В рамках первой части исследования (1997;1999гг.) осуществлялся анализ научных публикаций, нормативных актов и ведомственных документов по проблеме выбора профессиональной специализации курсантами вузов МВД.

Эмпирико-экспериментальная часть исследования (1999;2002 гг.) провоI дилось в 4 этапа.

На первом — ориентационно-поисковом — этапе изучалась динамика влияния социально-психологических факторов макро-, мезои микросреды на процесс профессионального самоопределения курсантов вузов МВД в течение двух подэтапов: абитуриентского и адаптации курсантов 1−3 курсов к учебно-профессиональной деятельности.

Выборку первого подэтапа составили абитуриенты Воронежского и Сибирского институтов МВД. В качестве диагностического инструмента использовалась разработанная автором «Мотивационная анкета абитуриента». Всего обследовано 3460 абитуриентов.

Выборку второго подэтапа составили курсанты 1−3 курсов юридического факультета Воронежского института МВД. Проводился сравнительный анализ с аналогичными данными по Омской академии МВД. В качестве основного диагностического инструмента использовались: разработанная автором «Анкета профессиональных представлений и намерений», анализ объективных показателей учебной и служебной деятельности курсантов. Общее количество испытуемых второго подэтапа составило 749 человек.

Всего выборка первого этапа эмпирического исследования составила 4209 человек.

На втором — констатирующе-проблемном — этапе выявлялось влияние социально-психологических факторов на принятие курсантами 2−3 курсов решения о выборе профессиональной специализации. В качестве основного диагностического инструмента использовалась разработанная автором «Анкета выбора специализации».

Выборку исследования составили курсанты 2−3 курсов юридических факультетов Воронежского института, Владимирского ЮИ, Орловского ЮИ, Самарского филиала Саратовского ЮИ МВД. Проводился сравнительный анализ с аналогичными данными по Омской академии МВД России. Общее количество испытуемых на третьем этапе исследования составило 918 человек.

На третьем этапе с целью изучения возможности оптимизации выбора курсантами профессиональной специализации в ходе обучения в вузах МВД России был организован и проведен формирующий эксперимент с предварительным и итоговым тестированием контрольной и экспериментальной групп.

Для проведения эксперимента был применен квазиэкспериментальный план с неэквивалентной контрольной группой. В качестве неконтролируемых независимых переменных формирующего эксперимента выступила успешность курсантов в «профессиональных пробах»: работы курсантов экспериментальной группы в юридической клинике (два раза в неделю по 3 часа в течение 6 месяцев) по оказанию бесплатных юридических консультаций несовершеннолетним, а также в детском правозащитном спортивно-оздоровительном центре «Ювеналист» с делинквентными подростками в течение двух лагерных смен (по 24 дня). В качестве независимой переменной формирующего эксперимента выступали психотехники социально-психологического тренинга оптимизации процесса выбора профессиональной специализации. Численность экспериментальной и контрольной групп составила 61 и 66 человек соответственно из числа курсантов Воронежского института МВД России.

В качестве основного диагностического инструмента при первом замере зависимых переменных контрольной и экспериментальной групп использовались: опросник профессиональных предпочтений Дж. Холланда, опросник терминальных ценностей М. Рокича, «Анкета выбора специализации». При повторном замере зависимых переменных в контрольной и экспериментальной группах дополнительно использовались: «Анкета профессиональных планов», мини-сочинение «Мой рабочий день через пять лет».

С целью получения мониторинговых данных для сравнительного анализа в Воронежском институте МВД было проведено анкетирование 62 слушателей 4 курса, не вошедших в контрольную и экспериментальную группы, а также I использованы результаты анкетирования слушателей 4 курсов Владимирского ЮИ, Орловского ЮИ, Самарского филиала Саратовского ЮИ. Проводился сравнительный анализ с аналогичными данными по Омской академии МВД. Всего выборка опрошенных по «Анкете профессиональных планов» составила 335 человек.

Четвертый этап представлял собой лонгитюдное исследование, в рамках которого с целью проверки достоверности данных формирующего эксперимента изучался уровень адаптированности выпускников (испытуемых экспериментальной и контрольной групп) к деятельности в профессиональной среде, а также степень их удовлетворенности полученной специализацией.

Лонгитюдное исследование было завершено спустя пятнадцать месяцев после первого замера зависимых переменных. Численность выборки лонгитюда составила 59 человек. В качестве диагностического инструмента использовались: метод экспертных оценок и анализ отзывов начальников подразделений органов внутренних дел на 59 выпускников, участвовавших в эксперименте.

Для уточнения данных лонгитюда использовалось дополнительное изучение степени удовлетворенности выпускников полученной специализацией в процессе профессиональной подготовки в вузе МВД. Выборка дополнительного исследования представлена выпускниками 1998;2001гт. Воронежского института (108 чел.) и Сибирского юридического института (213 чел.) МВД.

В качестве диагностического инструмента использовалась: «Анкета удовлетворенности профессиональной деятельностью». Общее количество испытуемых на четвертом этапе исследования составило 378 человек.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в следующем:

— раскрыта сущность понятия «выбор профессиональной специализации» как личностно опосредованного акта принятия решения в процессе профессиональной самоидентификации, обусловленного влиянием социально-психологических факторов трех уровней — макро-, мезои микросредыуточнена структура и механизмы воздействия социально-психологических факторов на выбор профессиональной специализации на этапе обучения в вузе;

— выявлена степень влияния особенностей образовательной системы, организации учебно-воспитательного процесса вузов МВД, привлекательности образов личностей и социально-профессиональных групп, создаваемых средствами массовой информации, преподавателями, родственниками, друзьями, как социально-психологических факторов макро-, мезои микросреды на процесс выбора профессиональной специализации курсантами в ходе обучения;

— определены социально-психологические критерии динамики выбора профессиональной специализации курсантами в ходе обучения;

— обоснована необходимость психологического сопровождения выбора профессиональной специализации курсантами, определена система конкретных мер (управление процессом профессиональной самоидентификации, формирование социально-профессиональных установок, позитивного отношения обучающихся к будущей профессиональной деятельности, в том числе и к самим себе как специалистам органов внутренних дел) по оптимизации процесса выбора профессиональной специализации.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Выбор профессиональной специализации курсантами на этапе обучения в вузе МВД представляет собой личностно опосредованный акт принятия решения в процессе профессиональной самоидентификации, обусловленный влиянием социально-психологических факторов макро-, мезои микросреды.

2. В сложившихся условиях профессионального обучения социально-психологические факторы мезосреды оказывают минимальное воздействие на выбор курсантами специализации, в то время как в детерминации выбора ведущую роль играют социально-психологические факторы макрои микросреды, что делает этот процесс недостаточно управляемым и, в конечном счете, негативно сказывается на профессиональной подготовленности выпускников.

3. При целенаправленном управлении организация учебно-воспитательного процесса, групповые ценности и установки, социально-психологический климат учебных групп, курсов вуза МВД могут выступать как социально-психологические факторы мезосреды выбора профессиональной специализации и являться основными детерминантами развития процесса идентификации личности курсантов с профессиональными эталонами службы в органах внутренних дел, усвоения и принятия профессионально-ролевых норм и ценностей.

4. Психологический тренинг оптимизации выбора профессиональной специализации курсантами вузов МВД, построенный на результатах настоящего исследования, позволяет активизировать процесс самоидентификации личности обучающегося с избираемой профессией, значительно повысить осознанность принятия решения о выборе специальности, усвоения корпоративных ценностей и профессионально-ролевых норм поведения, а также прогнозировать успешность профессиональной адаптации выпускников.

5. Система психологического обеспечения процесса выбора профессио нальной специализации курсантами вузов МВД в качестве основных компонентов включает в себя: мониторинг процесса профессиональной самоидентификации обучающихся, динамики развития профессионально важных качеств, профессиональное консультирование, психологические мероприятия по подбору курсантам специальностей с последующим отбором в группы специализации.

Теоретическая значимость диссертационного исследования заключается в конкретизации комплексного научного подхода к изучению социальнопсихологических факторов эффективного выбора профессиональной специалиi зации, выявленных закономерных взаимосвязей между ними.

В исследовании раскрыта сущность понятия «выбор профессиональной специализации», уточнена структура и механизмы воздействия социально-психологических факторов на выбор профессиональной специализации на этапе обучения.

Выявлена детерминация социально-психологических факторов макро-, мезои микросреды на процесс выбора профессиональной специализации, определены социально-психологические критерии его динамики. Обоснована необходимость психологического сопровождения выбора профессиональной специализации курсантами вузов МВД.

Проведенная работа конкретизирует и расширяет представление о закономерностях и механизмах влияния социально-психологических факторов на эффективность выбора курсантами профессиональной специализации, что является важным направлением развития социальной психологии и психологического обеспечения профессиональной подготовки обучающихся в вузах МВД.

Практическая значимость исследования состоит в том, что:

— разработан и апробирован комплекс психодиагностических методов и средств, обеспечивающий выявление содержания и динамики влияния социально-психологических факторов на выбор профессиональной специализации курсантами в ходе обучения в вузе МВД (мотивационная анкета абитуриента, анкета профессиональных предпочтений, анкета выбора специализации, опросник профессиональных предпочтений Дж. Холланда, опросник терминальных ценностей М. Рокича, мини-сочинение «Мой рабочий день через пять лет», анкета профессиональных планов);

— экспериментально апробирована и внедрена в практику психологических служб вузов МВД России программа группового тренинга по оптимизации выбора профессиональной специализации курсантами;

— показаны психодиагностические и психокоррекционные возможности апробированной модели психологического тренинга по оптимизации личностно опосредованного процесса профессиональной самоидентификации курсантов в ходе выбора специальности;

— разработаны рекомендации для сотрудников психологических служб и кадровых аппаратов вузов МВД России по оптимизации процесса профессионализации курсантов в ходе обучения.

Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечивались исходными методологическими принципами социально-психологической наукитеоретической обоснованностью, сочетанием различных методов исследования и их взаимопроверяемостьюрепрезентативностью эмпирических данныхэмпирической проверкой основных теоретических выводовприменением методов математико-статистической обработки эмпирических данных (корреляционный анализ, факторный анализ, регрессионный анализ) с использованием современных компьютерных программ статистического анализа.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Представленные в исследовании материалы и результаты апробировались:

— в докладах и сообщениях автора, сделанных на всероссийских и региональных научно-практических конференциях: региональный семинар практических психологов МВД «Психологическое обеспечение профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел» (Тула, 1999 г.) — III Всероссийская научно-практическая конференция «Охрана -99. Организационно-правовые и информационно-технические проблемы обеспечения безопасности в современных условиях» (Воронеж, 1999 г.) — региональное совещание-семинар руководителей психологических служб МВД «Организация взаимодействия субъектов психологического обеспечения Центрального федерального округа» (Белгород, 2002 г.) — в научно-исследовательской работе, выполненной по заказу Главного управления кадров МВД России, на тему «Социально-психологические факторы профессионального самоопределения курсантов высших образовательных учреждений МВД России» (Москва, 2001 г.);

— в научно-практической работе отделения психологического обеспечения Воронежского института МВД, Ювенально-образовательного правозащитного центра при Воронежском институте МВД России, в т. ч. при проведении практик курсантов, обучающихся по ювенальной специализации: в юридической клинике в 1999;2001 гг. и в детском правозащитном спортивно-оздоровительном центре «Ювеналист» в 1999;2002 гг.

Материалы диссертационного исследования рекомендованы ГУК МВД России для использования в высших образовательных учреждениях МВД, внедрены в практику работы психологических служб районных отделов внутренних дел г. Воронежа, Центра психологической диагностики ГУВД Воронежской области для создания единой информационной базы оценки процесса профессионального становления выпускников Воронежского института МВД России, а предложения диссертанта по оптимизации выбора профессиональной специализации курсантов — в образовательный процесс Воронежского института МВД России, что отражено в соответствующих актах о внедрении.

Структура диссертационной работы определяется логикой исследования и, отражая последовательность решения поставленных задач, включает: введение, две главы, заключение, библиографию и 19 приложений.

Выводы по 2 главе:

Анализ социально-психологических факторов, обуславливающих выбор ф курсантами профессиональной специализации и эмпирические результаты диссертационного исследования позволили сделать следующие выводы:

1. Современный подход к формированию кадрового корпуса органов внутренних дел и подготовка специалистов, в максимальной степени пригодных к правоохранительной деятельности, требует учета влияния социально-психологических факторов макро-, мезо и микросреды на выбор профессиональной специализации курсантами высших образовательных учреждений.

• МВД.

2. Социально-психологическая ситуация профессионального развития курсантов на этапе обучения в образовательных учреждений МВД России связана с целым рядом проблем и трудностей субъективного и объективного характера. Выбор профессиональной специализации, более чем половины курсантов отличается малоосознанностью, неустойчивостью и требует применения системного социально-психологического подхода к проблеме оптимизации профессионального становления учащихся на всех этапах образовательного процесса.

3. Выбор профессиональной специализации курсантами вузов МВД в ходе обучения является самостоятельным этапом профессионального самоопределения обусловленным влиянием макро-, мезо-, микросредовых и личностных социально-психологических факторов и одновременно личностно опосредованным актом принятия решения в процессом профессиональной самоидентифищ кации, имеющим определенную динамику, показателями которой являются: наличие, степень осознанности и сформированности личных профессиональных плановвыраженность профессиональных предпочтений, интересов и ценностейспособности и степень психологической включенности учащегося в учебно-профессиональную деятельность.

4. Оптимизация выбора профессиональной специализации курсантами вузов МВД предполагает управление социально-психологическими факторами мезосреды, которые, в основном, детерминируют развитие процесса профессиональной самоидентификации, способствуют устойчивости выбора, усвоению и принятию профессионально-ролевых норм и ценностей. Ш 5. Моделирование выбора профессиональной специализации в условиях группового психологического тренинга позволяет значительно оптимизировать процесс профессионализации курсантов и слушателей в ходе обучения в вузах МВД России.

6. Изучение социально-психологических факторов выбора профессиональной специализации, разработка системы критериев и показателей его успешности являются одними из основных условий целенаправленного управления * процессом профессионализации курсантов (через систему профориентационных мероприятий, профессиональных тренингов, подбора, отбора в группы специализации в период профессионального обучения) и дает возможность прогнозировать успешность адаптации курсантов к профессиональной деятельности.

Заключение

.

На этапе постановки научно-исследовательской задачи мы выявили, ф что игнорирование на макро-, мезои микросредовом уровнях специфического влияния взаимосвязи социально-психологических факторов на выбор курсантами профессиональной специализации, наблюдаемое в существующей практике профессионального образования высших образовательных учреждений МВД, негативно сказывается на процессе профессионализации обучающихся. Доминирование социально-психологических факторов макро-и микросреды, при игнорировании необходимости повышения роли влияния мезосредовых и личностных факторов на выбор специализации, осложняет социальную ситуацию профессионального развития курсантов, приводит к принятию вероятностной стратегии выбора специальности, изначально искажает весь процесс профессионального становления будущих сотрудников органов внутренних дел и затрудняет впоследствии их адаптацию к деятельности в профессиональной среде.

Успешность профессионального пути личности, как правило, задается осознанным и самостоятельным выбором профессии. Случайный, неосознанный и несамостоятельный выбор профессии в большинстве случаев определяет стратегию адаптивного поведения специалиста, которая, к сожалению, является в настоящее время типичной для органов внутренних дел и неконструктивной на всех стадиях профессиональной развития личности. Отсутствие интереса и стремления к освоению конкретной правоохранительной профессии, интериоризации профессиональных ценностей, ролевых моделей поведения, при обучении курсантов указанной категории, требует от вуза чрезмерных, зачастую неоправданных затрат учебного времени и материальных средств. Неоправданные психологические и энергетические затраты при освоении специализации требуются и от самого курсанта, особенно при недостаточной выраженности у него личностных социально-психологических факторов, мотивирующих на овладение профессией, неадекватности устанод вок, целей и социальных ориентиров.

Таким образом, результаты проведенного исследования убедительно доказывают тот факт, что успешность деятельности выпускников вузов МВД в профессиональной среде во многом определяется именно этапом выбора специа-Ф лизации. Обретение обучающимися статуса потенциального профессионала происходит не столько в процессе получения знаний и умений в высшем учебном заведении, сколько в процессе профессиональной самоидентификациисначала формирования стремления к тождественности с представителями определенной правоохранительной специальности, соответствующего интересам и способностям курсанта, а затем выбора им профессиональной специализации на основе осознаваемых профессиональных предпочтений, fc Однако, в сложившихся условиях профессионального обучения социальнопсихологические факторы мезосреды оказывают минимальное воздействие на выбор курсантами специализации, в то время как в детерминации выбора играют социально-психологические факторы макрои микросреды, что делает этот процесс стихийным, недостаточно управляемым и, в конечном счете, негативно сказывается на профессиональной подготовленности выпускников. Это свидетельствует о том, что традиционное профессиональное образование не вполне оправдывает себя, не достаточно эффективно формирует у курсантов осознание принадлежности к определенной профессиональной группе, специфических ценностных ориентаций, установок на осуществление конкретной деятельности в ОВД. Неоптимально происходит интериоризация профессиональных ценностей и поведенческих стереотипов в отношении определенной правоохранительной специальности, тормозится развитие процесса профессиональной идентификации.

В ходе проведенного исследования выявлено, что внедрение психологических тренингов (профессиональных проб) в образовательные программы вузов МВД с целью оптимизации выбора профессиональной специализации развивает у курсантов способность к разрыву замкнутого круга взаимного порождения социально-психологических факторов негативно детерминирующих выбор, способствует улучшению социальной ситуации профессионального развития. Эта способность определяется уровнем активности курсантов в процессе иден-Ф тификации с учебно-профессиональной средой и развивается в условиях психологического тренинга, который, являясь эффективной психотехнологией, позволяет усилить влияние личностных факторов курсантов в процессе профессионального самоопределения, значительно повысить осознанность и транзитивность принятия решения о выборе профессиональной специализации. Увеличение «веса» влияния мезосредовых и личностных социально-психологических факторов на процесс выбора профессиональной специализации курсантами проявляется в повышении уровня самоидентификации личности обучающегося с избираемой профессией («Я-профессиональное»), степени усвоения корпоративных ценностей и профессионально-ролевых норм поведения, объеме его включенности в учебно-профессиональную деятельность, способствует повышению адекватности выбора профессиональной специализации, позволяет прогнозировать успешность адаптации курсантов к деятельности в профессиональной среде.

Эмпирические данные проведенного исследования доказывают, что предлагаемая нами система мероприятий по оптимизации процесса выбора курсантами профессиональной специализации способна улучшить результаты управления образовательным ресурсом вузов МВД. С одной стороны, решить задачу создания контингента хорошо подготовленных специалистов, отвечающим потребностям правоохранительных органов. С другой стороны, обеспечить для этой группы молодых специалистов продуктивную занятость, но не только в виде стабильной работы, а с возможностью саморазвития, профессиональными перспективами, учитывая, что задача управления человеческим ресурсом в образовательно-профессиональном «поле» предполагает «раскрытие возможностей и закономерностей развития субъекта как целостного существа, находящегося в непрерывном взаимодействии с миром в своем ближайшем окружении в определенной социальной среде"1.

На основании результатов диссертационного исследования мы предлагаем следующие практические рекомендации по оптимизации процесса выбора профессиональной специализации курсантами вузов МВД:

1. В работе кадровых аппаратов, учебных отделов, преподавательского.

1 См.: Забродин Ю. М. Проблемы управления человеческими ресурсами (российские реформы и перспективы развития психологии) // Управление человеческими ресурсами. — М., 1997. — С. 17. состава вузов МВД целесообразно:

1) расширение объема профориентационной работы с выпускниками средних школ в регионе;

2) организовать профессионально-психологическое просвещение и консультирование курсантов-первокурсников о профиле вуза по подготовке специалистов для органов внутренних дел, содержании и особенностях правоохранительных специальностей;

3) зачисление курсантов в учебные группы по профилю обучения осуществлять на основе результатов предварительного прохождения обучающимися практики (не позднее второго курса) в условиях моделирующих профессиональную среду специализации;

4) в интересах оптимального распределения курсантов в группы профессиональной специализации его целесообразно проводить на основе экспертных оценок преподавательского состава и заключений психологической службы вуза о профессиональных интересах, предпочтениях, установках, мотивах учебно-служебной активности обучающихся;

5) в ходе профессиональной подготовки больше использовать активные формы и методы обучения для формирования и конкретизации профессионального «Я — образа» курсантов, корпоративных ценностей и установок, чувства принадлежности к определенной профессиональной группе, самоидентификации обучающихся с профессиональным эталоном-целью.

6) в целях повышения мотивации к обучению по специальности необходимо обеспечение контроля за распределением выпускников в комплектующие органы внутренних дел согласно полученной ими специализации, которое целесообразно осуществлять на основе конкурсного (рейтингового) принципа.

2. Отделениям (лабораториям, группам) психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса в высших образовательных учреждениях МВД России целесообразно:

1) с целью оптимизации процесса профессиональной самоидентификации, формирования устойчивого профессионального интереса, уточнения профессиональных предпочтений, намерений и установок проведение, разработанного автором, «Психологического тренинга оптимизации процесса выбора профессиональной специализации курсантами высших образовательных учреждений МВД России»;

2) проведение подбора специальности, соответствующей интересам, ценностям и установкам курсантов и их отбора в группы специализации на основе профессиональных предпочтений, стремлений и индивидуально-психологических особенностей обучающихся.

3) в целях мониторинга процесса профессионального становления и адаптации выпускников к деятельности в профессиональной среде целесообразно создание единой информационной базы социально-психологических данных отделений (лабораторий, групп) психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса вузов МВД и Центров психологической диагностики, психологических служб территориальных органов внутренних дел.

Дальнейшие перспективы исследования влияния социально-психологических факторов на выбор курсантами профессиональной специализации могут быть связаны с изучением:

— механизмов и закономерностей влияния социально-психологических факторов макросреды на формирование профессиональных эталонов и корпоративно-приемлемых норм поведения;

— социально-психологического содержания фактора элитарности отдельных юридических специальностей и профессиональных групп;

— механизмов и закономерностей влияния образовательной среды и социально психологического климата вуза на формирование профессиональных ценностей и установок курсантов;

— социально-психологических возможностей профессиональной психодиагностики для отбора курсантов в группы специализации.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Ф 1. Воспитание и развитие личности учащихся образовательных учреждений МВД России: Нормативные и аналитические материалы. М.: ЦИ и НМОКП МВД России, 1998.
  2. Закон Российской Федерации «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22.08.96 г. № 125-ФЗ.
  3. Квалификационные требования к сотрудникам основных служб органов внутренних дел МВД России. / Под редакцией В. И. Колесникова. М.:* ГУК МВД России, 1997.
  4. Квалификационные характеристики выпускников образовательных учреждений МВД России. / Под редакцией В. И. Федорова. М.: ГУК МВД России, 1997.
  5. Обзоры (справочники) нормативных документов МВД России по вопросам подготовки кадров и деятельности образовательных учреждений Министерства. М.: ГУК МВД России, 1996 — 1999.
  6. Приказ МВД России «О концепции развития ОВД и внутренних войск МВД России на период до 2005 года» от 20.03.96 г. № 145.
  7. Приказ МВД России «Об утверждении Концепции воспитательной работы с курсантами и слушателями образовательных учреждений МВД России» от 10.12.96 г. № 651.
  8. Приказ МВД России «Об утверждении Положения о группах психологического обеспечения учебно-воспитательной процесса учебных заведений
  9. МВД России «от 09.04.97 г. № 215.
  10. Приказ МВД России «Об утверждении Концепции психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях МВД РФ» от 30.12.97 г. № 862.
  11. Приказ МВД России «Об объявлении решения коллегии МВД России» от 23.12.98 г. № 6 км/1 «О состоянии работы с кадрами и кадровой политике в системе МВД России» от 11.01.99 г. № 12.
  12. Решения коллегии МВД России «О состоянии и мерах совершенствования профессиональной подготовки кадров ОВД» от 10.03.95 г. № 2 км/1.
  13. Сборник нормативных правовых актов и документов, регламентирующих деятельность психологов органов и подразделений внутренних дел,-М.: ГУК МВД России, 2001.1. Монографии и статьи
  14. Т.Л. Методологические проблемы социологии профессий // Социол. исследования. 2000. — № 8.
  15. Г. М., Уровень социальной стабильности и особенности социализации / Г. М. Андреева, К. Хелкама, Е. М. Дубовская, Т. Г. Стефаненко // Вестник МГУ. Психология. 1997. — № 4.
  16. Л.И. О динамическом подходе к психологическому изучению личности // Психологический журнал. 1981. — Т.2. — № 2.
  17. Ф. Личность как функция проектирования человеком самого себя // Вопросы психологии. 1990. -№ 2. — С. 153−159.
  18. Е.П. Временные аспекты Я концепции и идентичности // Мир психологии. — 1999. — № 3. — С. 140−146.
  19. В.А. Проблемы профессионального психологического отбора // Психологический журнал. 1985. — № 2. — С. 85−94.
  20. Л.И. Психологические закономерности формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии. 1976. — № 6 — С.45−53.
  21. С.Е. Деловая игра как метод социально-психологического тренинга // Вопросы психологии. — 1999. № 4. — С.52−58.
  22. А.В. Проблема субъекта в психологии // Психологический журнал. — 1991.-Т. 12. № 6.
  23. А.В. Проблема субъекта в психологической науке (статья вторая) // Психологический журнал. 1992. — Т. 13. — № 6.
  24. А.В. Проблема субъекта в психологической науке (статья третья) // Психологический журнал. -1993. Т. 14. — № 6.
  25. Т.М. О проблемах становления чувства самоидентичности у студентов-психологов // Вестник МГУ. Психология. 2000. — № 1. — С.56−62.
  26. В.Е. Использование модульного подхода для психологической классификации профессий в целях профориентации // Вопросы психолоф гии.-1987.-№ 1.
  27. М.Р. Личностное самоопределение как психологическая проблема // Вопросы психологии. 1988. — № 2.
  28. М.Р. Психологическое содержание личностного самоопределения // Вопросы психологии. 1994. -№ 3. — С. 43−52.
  29. В.В. О понятии личности в современной психологии // Психологический журнал. 1988. — Т.6. — № 4. — С. 87−93.
  30. V 29. Денисова Г. С. Молодежь Северного Кавказа: общее и особенное впрофессиональной профориентации / Г. С. Денисова, М. Р. Радовель, Ю. А. Чеботарев, Р. Х. Шогенов // Социологические исследования. — 1999. — № 5. С. 64.
  31. Я.В. Динамика профессионального самоопределения студентов // Социологические исследования. 2001. — № 5. — С. 132−135.
  32. В.Т. Новые исследования в психологии и возрастной физиологии / В. Т. Дорохина, С. И. Равикович // Предметно-информационная ориентация как фактор профессионального самоопределения личности абитуриента. -М., 1990.-С.55−61.
  33. Н.А. Молодежь на рынке труда // Вопросы эконом. 1998. —1.
  34. В.В. Профессиональная идентичность как критерий адекватности выбора профессиональной специализации курсантами вузов МВД // Вестник ВИ МВД России. 2002. — № 1 (10). — С. 167−169.
  35. Ермолаев В. В. Психологические аспекты оптимизации профессионального становления выпускников высших образовательных учреждений
  36. Е.П. Профессиональная идентичность как комплексная характеристика соответствия субъекта и деятельности // Психол. обозрение. — 1998. № 2. — С.35−46.
  37. Ю.М. Мотивационно смысловые связи в структуре направленности человека / Ю. М. Забродин, Б. А. Сосновский // Вопросы психологии.1989.- № 6.- С. 100 -107.
  38. Э.Ф. Кризисы профессионального становления личности / Э. Ф. Зеер, Э. Э. Сыманюк // Психологический журнал. Том 18. — № 6. — 1997.
  39. А.И. К вопросу о классификации мотивационных факторов трудовой деятельности и профессионального выбора. / А. И. Зеличенко, А. Г. Шмелев // Вестник МГУ. Психология. — 1987 № 4.
  40. Т.Б. Личностные изменения в ситуациях жизненных перемен //
  41. Психологический журнал. 1988. -№ 5. -С.120 — 127.
  42. Кон И. С. Категория Я в психологии // Психологический журнал. 1981. Т. 2. -№ 3.
  43. И.М. Методологическое обоснование зарубежных теорий профессионального развития / И. М. Кондаков, А. В. Сухарев // Вопросы психологии. -1989. № 5. -С. 158−164.
  44. Т.В. О типах интеллектуальных стратегий принятия решения // Вест. МГУ (Серия 14). 1985. — № 3. — С.11−24.
  45. А.И. психологические проблемы исследования активности человека // Вопросы психологии. 1984. — № 3.
  46. С.П. Управление формированием профессиональных интересов // Вопросы психологии. -1985. № 3.
  47. Т.В. Влияние характерологических особенностей личности на динамику профессионального самоопределения / Т. В. Кудрявцев, А. В. Сухарев // Вопросы психологии. 1985. — № 1.
  48. Т.В. Психологический анализ профессионального самоопределения личности. / Т. В. Кудрявцев, В. Ю. Шегурова // Вопросы психологии. ф 1983-№ 2.
  49. Т.В. Психолого-педагогические проблемы высшей школы // Вопросы психологии 1981. — № 2. — С. 20 — 30.
  50. .Ф. Системный подход и система детерминизма в психологии // Психологический журнал. 1989. -№ 4. — С. 19−33.
  51. Г. Ю. От первокурсника до выпускника: проблемы профессионального и личностного самоопределения студентов-психологов // Вест.
  52. Моск. ун-та. Сер.14: Психология. 2000. -д № 1. — С. 48 — 55.
  53. Л.М. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях // Вопросы психологии. № 4 — 1997. -С. 28−38.
  54. И.В. Проблема профессиональной зрелости в трудах Д.Е. Сьюпера// Вопросы психологии. -1975.-№ 5.
  55. И.М. Профессиональная культура предпринимателя / И.М. Мо* дель, Б. С. Модель // Социол. исследования. 1997. — № 10. — С. 23.
  56. Д.Д. Проблемы социализации молодежи Сибирского региона в современных условиях / Д. Д. Невирко, Н. А. Горбач // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2000.-№ 1 (13). — С. 57−61.
  57. Ю. П. Формирование информационной основы деятельности в процессе профессионального обучения / Ю. П. Поваренков, В.Д. Шадри-ков // Психологический журнал. 1990 — № 2.
  58. В.Г. Человек в мире профессий // Вопросы философии. -1972-№ 8.
  59. Н.С. Деловая игра как способ активизации учащихся в профессиональном самоопределении // Вопросы психологии 1987. — № 4.
  60. Психологическая поддержка в вузе: Круглый стол // Психологический журнал. -1994. № 5.
  61. В.Ф. Психологические аспекты самоопределения личности / В. Ф. Сафин, Г. П. Ников // Психологический журнал. 1983. — № 4. — С. 65−74.
  62. П.И. Социальная должность как основная личностная ценность // Вестник ЛГУ. Сер. 6.1990. Вып. 3. — С.38 — 43.
  63. Г. Н. Сдвиги в системе профессиональной подготовки молодежи / Г. Н. Спиридонова, О. В. Лылова // Вопросы экономики. 1998. — № 1.
  64. М.Х. Ценности, влияющие на выбор профессии // Вопросы философии. 1969. — № 4. — С.52−61.
  65. И.Б. К вопросу о профессиональной составляющей в структуре образа мира. // Вестник МГУ. Серия 14: Психология. — 1990 № 3.
  66. Д.И. Психологические особенности развития личности //
  67. Вопросы психологии 1988. — № 6. — С. 31−41.
  68. Ф.Р. Выбор профессии: мотивы и их реализация // Этика. — 1986.- № 9- 1986. С. 23.
  69. В.В. Психологические проблемы профориентации школьников // Вопросы психологии. 1971. — № 1.
  70. В.В. О подготовке учащихся средней школы к выбору профессии /В.В. Чебышева, О. И. Галкина. Л. М. Зюбина // Вопросы психологии.1959.-№ 5.-С. 29−39.
  71. В.Д. Проблемы профессиональных способностей // Психологический журнал. -1982. — Т. 3. № 5.
  72. Ф 75. Шубкин В. Н. Выбор профессии: мотивы и их реализация. / В. Н. Шубкин, Т. А. Бабушкина // Этика. 1986. — № 9. — С. 46−51.
  73. I. Учебники, учебные пособия, лекции, диссертации, авторефераты
  74. Альбуханова-Славская К.А. О субъекте психической деятельности. — М., 1973.
  75. Абульханова-Славская Н. А. Стратегия жизни. -М., 1991.
  76. .Г. Избранные психологические труды. Т. 1,2.- М., 1980.
  77. .Г. О проблемах современного человекознания. М., 1977.
  78. Г. М. Социальная психология. М., 1996.
  79. Д.А. О понятии адаптации. Исследование адаптации студентов к условиям учебы в вузе // Проблемы интеллектуального и культурного развития студенчества. Д., 1973.
  80. Л.И. Развитие личности специалиста как субъекта своей профессиональной жизни. Психологические исследования проблемы формирования личности профессионала / Под ред. В. А. Бодрова. М.: Ин-т психол. АН СССР, 1991.
  81. Ю.С. Методика организации и проведения деловых игр в образовательных учреждениях МВД России. М.: МЦ ГУК МВД России, 1998.
  82. А.Г. Психология личности. — М.: Изд-во Московского ун-та, 1990.
  83. П.И., Ермолаев В. В., Бирюков И. В., Кравцова Ю. А. Психологическое обеспечение образовательного процесса и профессиональной деятельнощ сти в Воронежском институте МВД России. Воронеж: Воронежский институт1. МВД России, 2000.
  84. Т.Л. Динамика мотивов трудовой деятельности. В кн. «Проблемы индустриальной психологии», Ярославль, 1979.
  85. Ф 89. Базаров Т. Ю., Рыбкин И. В., Пыркова Т. С. Управленческие команды иих формирование // Современный кадровый менеджмент. Вып. 1. Под ред. Ю. П. Базарова. М., 1997.
  86. И.И. Формирование профессионального самоопределения студентов педагогических училищ. Дис. канд. психол наук. М., 1998.
  87. Н.Н., Стефаненко Н. Г. Контент-анализ. М., МГУ, 1992.
  88. А.А. Вершина в развитии взрослого человека: характеристикаt и условия достижения. М., 1998.
  89. В.А. Психологическое исследование проблемы профессионализации личности // Психологическое исследование проблемы формирования личности профессионала / Под ред. В. А. Бодрова. М.: Ин-т психол. АН СССР, 1991.
  90. В.А. Психология профессиональной пригодности. Учебное пособие для вузов. М.: ПЕР СЭ, 2001.
  91. Е. М. Профессиональное самоопределение: (личностный аспект): Дис. д-ра психол. наук. М., 1995.
  92. Е.М. О роли профессиональной деятельности в формировании личности. // Психология формирования и развития личности. М.: Наука. 1981. с.159−177.
  93. В.Ю. Психологический тренинг. Социодинамика, игры, упражнения. СПб., 1996.
  94. Большой толковый словарь русского языка. /Сост. и гл. ред. С. А. Кузнецов. СПб.: «Норинт», 1998.
  95. Большой энциклопедический словарь. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: «Большая Российская энциклопедия», СПб.: «Норинт», 1999.
  96. Большой психологический словарь / Сост. и общ. ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. СПб, 2003.
  97. В.Д. Влияние представлений о выбранной профессии на профессиональное самоопределение учащейся молодежи. Автореф.дис. кан. пс. наук. -М., 1976.
  98. В.И. Профессиональная и социально-психологическая адаптация студентов и молодых специалистов. М., 1976.
  99. А.В. Психология субъекта и его деятельность. Современная психология: Справочное руководство / Под ред. В. Н. Дружинина. М.: ИНФРА-М, 1999.
  100. Ю.П. Психологические особенности и основные факторы профессионального самоопределения старшеклассников средних школ. Дис. канд. психол. наук. Ярославль, 1971.
  101. И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники. -М., 2000.
  102. А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М.: В ысшая школа, 1991.
  103. В.И. Психодиагностическое обеспечение формирования психологической готовности личности к профессиональной деятельности. Дис.кан. пс. наук. М., 1996.
  104. В.В. Психологическая наука и общественная практика // Тезисы докладов 4 Всероссийской школы-семинара молодых психологов. — М., 1987.-С.58−61.
  105. Вопросы социальной психологии в укреплении правопорядка. Учебное пособие / Под ред. В. А. Бакеева, В. М. Кукушина. — М., 1981.
  106. А.Н. Анализ жизненных планов как метод профориентации и профотбора. В сб. «Диагностика профессиональных и познавательных способностей». Под ред. В. Д. Шадрикова и др., м., 1988.
  107. А.Н., Сенин И. Г., Чирков В. И. (авторы адаптации). Опросник профессиональных предпочтений. Руководство. Второе издание. Ярославль. НПЦ «Психодиагностика», 1997.
  108. Е.И., Козача В. В. Методика профессиографии. Саратов, 1992.
  109. Я.С., Коряк Н. М. Социально-психологическое сопровождение деловой игры // Игровое моделирование. Методология и практика. Новосибирск: Наука, 1987.-С.61−78.
  110. Дж., Стэнли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии. М.: МГУ, 1964.
  111. Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи. Киев: Наумова думка, 1988 .ф> 116. Голомпггок А. Е. Выбор профессии и воспитание личности школьника.1. М., 1979.
  112. Гранат H. J1. Профессионализм как принцип организации деятельности ОВД. Профессиональные и общественные начала ОВД. М.: Академия МВД СССР, 1990.
  113. Л.П. Резервы человеческой психики: Введение в психологию активности. М.: Политиздат, 1987.
  114. Ш 119. Гуревич К. М. Профессиональная пригодность и основные свойстванервной системы человека. М.: Наука, 1970.
  115. К.Д. Социальная установка и социальная ориентация личности. // Социальная психология и философия. Л., 1975.-Вып. 3.
  116. М.Г. Проведение социально-психологических тренингов в уголовно-исполнительной системе. М., Академия МВД России, 1996.
  117. А.А., Кузьмина Н. В. Акмеология: пути достижения вершинпрофессионализма. М.: РАГС, 1993.
  118. Динамика социально-психологических явлений в изменяющемся обществе / Под. ред. А. Л. Журавлева. М., 1996.
  119. А.И., Жуков Ю. М., Петровская Л. А. Практическая социальная психология как область профессиональной деятельности // Введение в практическую социальную психологию / Под ред. Ю. М. Жукова, Л. А. Петровской, О. В. Соловьевой. -М., 1994.
  120. Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение. М., 1985.
  121. Р.П. Профессиональное становление специалиста среднего звена в системе непрерывного образования. Дис. док. пед. наук. — Красноярск, 1994.
  122. Ю.М. Ценности как детерминанты принятия решения // Психологические проблема социальной регуляции поведения. М., 1976. — С.254−277.• 128. Забродин Ю. М. Проблемы формирования профессиональной пригодности специалистов. М.: Экономика, 1985.
  123. Ю.М., Зазыкин В. Г. Основные направления исследований деятельности человека-оператора в особых и экстремальных условиях. В кн. ф «Психологические проблемы деятельности в особых условиях». Под ред. Б.Ф.
  124. , Ю.М. Забродина, М., 1985. С.40−64.
  125. Д.Н. Когнитивные регуляторы профессиональной деятельности // Образ в регуляции деятельности: Тезисы докладов к международной конференции. М., 1997. С. 75−78.
  126. Д.Н. Профессиональные способности как синтез психических потенциалов человека. Психологические исследования проблемы форми
  127. Ф рования личности профессионала / Под ред. В. А. Бодрова. М.: Ин-т психол. АН1. СССР, 1991.
  128. Н.Д. Психологическая структура способностей. Развитие и диагностика способностей / Отв. ред. В. Н. Дружинин, В. Д. Шадриков. М.: Наука, 1991.
  129. В.Г., Чернышев А. П. Акмеологические проблемы профессионализма. М., 1993.
  130. A.M. Психологические основы интенсификации профессиональной подготовки. Автореф. докт. дисс., Киев, 1989.
  131. О.И. Некоторые аспекты социально-психологической адаптации личности // Психологические механизмы регуляции социального поведения. М., 1979.
  132. О.И., Кряжева Н. К. Методы исследования социально-психологических аспектов адаптации // Методология и методы социальнойпсихологии. М., 1977.
  133. Л.А. Проблемы профессиональной ориентации школьников. — М., 1983.
  134. А.В. Психология принятия решений в профессиональной деятельности. Ярославль: ЯрГУ, 1988.
  135. А.В. Психологические основы принятия решения в профорие-тационной работе. Учебное пособие. М., 1986.
  136. Ш 140. Касаткина Н. Г. Психологические факторы профессионального самоопределения. Автореф. канд. психол. наук. СПб., 2000.
  137. И.А. Психологическое сопровождение подготовки специалистов в вузах МВД. Автореф. канд психол. наук. — СПб., 2000.
  138. А. В. Подшивалова Л.И. Информативность модельных представлений о самоопределении личности. Киев, 1990.
  139. И .Я. Профессиональная ориентация и профессиональный отбор в капиталистических странах. М., 1968.
  140. А.И. Психология управления. М., 1979.
  141. Е.А. Психология профессионала. Психологи Отечества. М.: Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996.
  142. Е.А. Общая типология ситуаций (казусов) и структура мыслительных задач, возникающих в практике работы профконсультанта / Научные труды НИИ профтехобразования. Л., 1976. Вып. 32.
  143. Е.А. Психолого-педагогические проблемы профессиональной консультации. М., 1986.
  144. Е.А. Психология профессионального самоопределения. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.
  145. A.M. Психологическое обеспечение личностно профессионального становления в вузе. М.: Академия ФПС России, 2002.
  146. Кон И.С. В поисках себя. Личность и ее самосознание. М., 1984.
  147. Кон И. С. Психология ранней юности. М.: Просвещение, 1989.
  148. Кон И. С. Психология юношеского возраста. М., 1979. С. 146.
  149. О.А. О структуре психологического уровня саморегуляции деятельности // Соотношение биологического и социального в человеке. — М.: Наука, 1975.-С. 78−103.
  150. О.А. Формирование личного жизненного плана фактор активизации профессионального самоопределения учащихся общеобразовательной школы. Дис. кан. пед. наук. М., 1992.
  151. А.И. Формирование мотивов профессионального становления учащихся профессиональных училищ: Автореферат диссертации к. п. н. — Новосибирск, 1996. С. 18.
  152. P.JI. О механизме детерминации статуса личности в социальной группе // Проблемы формирования ценностных ориентаций и активности личности в ее онтогенезе, М.1987.
  153. С.И. Психология формирование профессиональных интересов. Вильнюс, 1981.
  154. Т.В. Психология профессионального обучения и воспитания. М: МЭИ, 1985.
  155. И.Ю. Психологические особенности профессионального самоопределения личности в разнотипных профессиях. Дис. канд. психол. наук. т м.: МГУ, 2000.
  156. И.В. Психологический анализ подготовки и принятия решения о выборе профессии: Дис.канд. психол. наук: Ярославль, 1986.
  157. Е.С. Актуальные проблемы социальной психологии. Л.: ЛГУ, 1987.
  158. .В. Основы профессиональной психодиагностики. М., 1984.
  159. Д. Модели экспериментов в социальной психологии и при* кладных исследованиях.-М., 1980.
  160. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.
  161. Е.Ю. Рефлексивные аспекты самоопределения личности в особых жизненных ситуациях: Автореф. дис. канд. пс. наук. М., 1992.
  162. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984.
  163. .Ф., Журавлев А. Л. Психология управления. -М.: Знания, 1978. ф 168. Лысенко Н. И. Эталон личности общественника в представлении студента // В сб. Вопросы психологического познания людьми друг друга и самопознания. Краснодар, 1977. С.95−101.
  164. БД., Горбатов С. В. О взаимоотношении внешних и внутренних детерминант в профессиональном самоопределении «трудных» подростков. В кн. «Психологическое обеспечение социального развития». Под ред. А. А. Крылова, Л., 1989.
  165. С. Интересы личности в условиях профессионального выбора ипрофессионализации. Дис. канд. пс. наук.- Минск, 1995.
  166. С.И. Психология тренинга в профессиональной деятельности.-СПб., 1998.
  167. С.И., Хрящева Н. Ю., Сидоренко Е. В. Психогимнастика в тренинге. СПб., Институт тренинга, 1993.
  168. Г. И. Методы моделирования и анализ ситуаций в социально-психологическом тренинге. Киров, 1995.
  169. А.К. Психология профессионализма. М., 1996.
  170. Методы исследования в психологии: квазиэксперимент.— М., 1998.
  171. Методы социальной психологии / Под ред. Е. С. Кузьмина и В. Е. Семенова. Л.: ЛГУ, 1977.
  172. Л.М. Психологическое сопровождение выбора профессии. М.: Московский психолого-социальный институт, 1998.
  173. Л.М. Проблемы профессиональной социализации личности. Кемерово, 1996.
  174. Моделирование деятельности специалиста на основе комплексного исследования. Под ред. Смирновой Е. Э., Л., 1984.
  175. Ш. А. Социальные ориентации личности. // Социальная психология личности. М., 1979.-С.165−183.
  176. И.Н. Выбор профессии как решение проблемы // Профессиональная ориентация и профессиональная консультация молодежи. Сборник материалов. — Киев. 1966.
  177. И.Я. Профессиональная ориентация и профессиональный отбор в капиталистических странах. М., 1968.
  178. Д.Д. Особенности социализации личности в авторитарных институтах России 90-х годов (социологический анализ специфики профессиональной подготовки кадров органов внутренних дел): Дис. док. соц. наук. Барнаул, 2000. — 360 с.
  179. Д.Д., Горбач Н. А. Методики изучения профессионально-психологических и социальных качеств молодежи. Красноярск: Сибирский юридический институт МВД России, 1999.
  180. Г. С. Надежность профессиональной деятельности. С-Пб.: СпбУ, 1996.
  181. Г. С. Психология профессиональной подготовки. С-Пб. 1993.
  182. Г. С., Зимичев A.M., Макшанов С. И., Джанерьян С. Т. Пси-ф хология профессиональной подготовки. / Общ. ред. Никифорова Г. С. — С-Пб., 1993.
  183. В.В. Социальная психология: феномен и наука. М., 2003.
  184. В.В., Забродин Ю. М. Психологическое управление, изд. 3-е. -М., 1992.
  185. НурковаВ.А. Совершенное продолжается: Психология автобиографической памяти личности. М., 2000.
  186. Ы 191. Общая психодиагностика / Под ред. А. А. Бодалева и В. В. Столина. М.:1. МГУ, 1987.
  187. Основы социально-психологической теории. Учебное пособие / Под ред. А. А. Бодалёва. -М., 1995.
  188. Основные виды деятельности и психологическая пригодность к службе в системе органов внутренних дел. Справочное пособие / Под ред. Б. Г. Бовина, Н. И. Мягких, А. Д. Сафронова. М.:НИЦПМО МВД РФ, 1997.
  189. Е. М. Формирование мотивов выбора профессии. Киев, 1980.
  190. .Д. Основы социально-психологической теории. -М., 1971.
  191. Парыгин Б. ДС современное состояние и проблемы социальной психологии. -М.: Знания, 1973.
  192. К.К. Проблемы способностей. М.: Наука, 1972.
  193. Ю.П. Психологический анализ профессионализации // Пси-9 хологические проблемы профессионального становления личности. М., 1992.
  194. Ю.П. Критерии профессионализации и формирование структуры профессиональных способностей // Диагностика и способности. -М., 1992.
  195. Ю.П. Психологическое содержание профессионального становления человека. М., 2002.
  196. Ю.П. Психологическая концепция профессионального ста-% новления личности // Звезды ярославской психологии / Под ред. В. В. Козлова.
  197. Ярославль: просвещение, 2000. С. 195−218.
  198. В.М. Методы юридической психологии: состояние и перспективы развития. Рязань, 1998 г.
  199. О.Б. Психологические особенности выбора профессии педагога-психолога. Дис. канд. психол. наук. -М., 2000. С. 58.
  200. И.Б., Трубочкин В. П. Психотехнология общения. — М., 1996.
  201. А. А. Состояние готовности к труду в условиях проблемной ситуации // Психологические проблемы профессиональной деятельности / Под ред. JL Г. Дикой, А. Н. Занковского, М., 1991.
  202. Практикум по социально-психологическому тренингу / Под ред. Б. Д. Парыгина. СПб., 1994.
  203. Проблема личности в социальной психологии / Под ред. Е. В. Шороховой, М. И. Бобневой. -М., 1979.
  204. Проблемы принятия решения. / Отв. ред Емельянов С. В. М., 1974.
  205. Проблемы формирования профпригодности специалистов / Под ред. Ю. М. Забродина. М.: Экономика, 1985.
  206. Профессиональное самоопределение и профессиональная карьера молодежи. Сборник РАО (п. р. Чистяковой С. Н. и др.). М.: Изд-во Ин-та профессионального самоопределения молодежи, 1993.
  207. Н.С. Право на нравственность: этические проблемы практической психологии // Психологическая наука и образование, 1999.
  208. Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. М.: Ин-т практической психологии. Воронеж: МОДЭК, 1996.
  209. Н.С., Пряжникова Е. Ю. Психология труда и человеческого достоинства. М., 2001. С. 356.
  210. Н.С. Психологический смысл труда. М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997.
  211. Психогимнастика в тренинге / Под ред. Н. Ю. Хрящевой. СПб., Институт Тренинга, 2001.
  212. Психологический словарь. / Под общ. ред. А. В. Петровского 2-е изд. исп. и. доп. — М.: Политиздат, 1990.
  213. Психологические исследования проблемы формирования личности профессионала / Под ред. В. А. Бодрова. — М., 1991.
  214. Психологическое обеспечение учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждений МВД России / Под ред. А. С. Батышева. Иркутск: ф ВСИ МВД России, 1999.
  215. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности / Под ред. Г. С. Никифорова. СПб.: СпбУ, 1991.
  216. Психологическое сопровождение выбора профессии. Под ред. JI. C Ми-тиной. -М.: Московский психолого-социальный институт, 1998.
  217. Психологические проблемы профессионального обучения. Под ред. B.C. Филатова, В. Д. Шадрикова, Ярославль, 1972.
  218. Ф 222. Психология профессиональной подготовки в вузе. Ред. Ф. И. Иващенко идр. Минск, 1982.
  219. Психология профессиональной подготовки. Под ред. Г. С. Никифорова, С-Пб, 1993.
  220. Психология и педагогика в деятельности сотрудников органов внутренних дел. Под. ред. Батышева А. С. М.: 1997.
  221. Психология и педагогика в профессиональной подготовке сотрудника
  222. ОВД / Под. ред. А. Ф. Дунаева, Батышева А. С. М., 1993.
  223. Психология самосознания. Хрестоматия // Столин В. В. Уровни и единицы самосознания. Самара. 2000.
  224. Психология самосознания. Хрестоматия // Кон. И. С. Психология самосознания. — Самара. 2000.
  225. Психофизиологические вопросы становления профессионала / Под ред. К. М. Гуревича. -М., 1974. щ 229. Принцип развития в психологии / Под ред. Л. И. Анцыферовой. — М., 1978.
  226. Н.Л. Профессиональная идентичность как проявление самореализации учителя // Психологические проблемы самореализации личности. Выпуск 6 / Под ред. Л. А. Коростылевой. СПб., 2002.
  227. З.А. Психологические основы профессионального обучения. М., 1985.• 232. Романова Е. С. Психология профессионального становления личности: Дисс. док. пс. наук. М., 1992.
  228. Л., Нисбетг Р. Человек и ситуация. Уроки социальной психологиии / Под ред. Е. Н. Емельянова, B.C. Магуна М., 2000.
  229. В.М. Проблема индивидуальности в становлении профессионала. Психологические исследования проблемы формирования личности профессионала / Под ред. В. А. Бодрова. М.: Ин-т психологии АН СССР, 1991.
  230. С.Л. Бытие и сознание. М.: АН СССР, 1957.
  231. С.Л. Основы общей психологии. В 2-х т.М., 1989.
  232. В.В., Поливанова Н. И., Ривина И. В., Улановская И. М., Высоцкая Е. В., Зак А.К. Коммуникативно-ориентировочные образовательные среды // Психология проектирования. М., 1996.
  233. З.И. Социально-перцептивный эталон личности преподавателя вуза. Дис.канд. пс. наук. М., 1983.
  234. В.Ф. Психология самоопределения. Свердловск, 1986.
  235. Словарь практического психолога / Сост. С. Ю. Головин. Минск, 1997.
  236. Е.Э. Пути формирования модели деятельности специалиста с высшим образованием. Л., 1977.
  237. Г. Н. Экономическая социология: Учеб. Пособие для вузов. Минск, 1998.
  238. Социальная психология: Учеб. пособие для вузов / Под. ред. проф. A.M. Столяренко. — М., 2001.
  239. Социально-психологическая динамика в условиях экономических изменений // Под ред. А. А. Журавлева, Е. В. Шороховой. М., 1999.
  240. Статистические методы анализа экспертных оценок. М., 1977.
  241. З.В. Самосознание личности. М., 1983.
  242. А.М. Мировой педагогический опыт и профессиональное образование в МВД РФ на рубеже 21 века. М.: Академия управления МВД России, 1997.
  243. A.M. Методы изучения социально-психологического климата в ОВД.-М., 1987.
  244. А.В. Психологические критерии профессионального самоопределения. Дис. канд. психол. наук.-М., 1987.
  245. М. X. Выбор профессии как социальная проблема. М.: Мысль, 1978.
  246. Ф 251. Фукуяма С. Теоретические основы профессиональной ориентации. М.:1. МГУ, 1989.
  247. Г. А. Школа массовая и элитарная: перемены в деятельности и карьеры учащихся // Профессиональное самоопределение выпускников общеобразовательных школ / под. Ред. В. Н. Шубкина, Д. Л. Константиновского. М., 1996.
  248. Г. А., Шубкин В. Н. Молодежь вступает в жизнь (социоло-Ф гические исследования проблемы выбора профессии и трудоустройства). — М., 1985.
  249. В.И. Современные требования, цели и задачи морально-психологической подготовки личного состава ОВД. М.: РИПК МВД России, 1992.
  250. Г. В. Социально-психологические проблемы профессионального отбора кадров на службу в ОВД. М., 1993.
  251. П.А. О некоторых методологических аспектах проблемы профес-^ сионального самоопределения. — В сб.: Движущие силы учебновоспитательного процесса. Тюмень, 1974, вып. 1. С. 63−76.
  252. П.А. Психология профессионального самоопределения в ранней юности.-М.: Педагогика, 1981.
  253. В.Д. Деятельность и способности. -М., 1995.
  254. В.Д. Введение в психологическую теорию профессионального обучения. — Ярославль, 1982.• 261. Шадриков В. Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. М., 1982.
  255. В. Д. Дружинин В.Н. Формирование подсистемы профессионально важных качеств в процессе профессионализации. В кн. «Проблемыф индустриальной психологии». Ярославль, 1979.
  256. В.Д. Способности человека. М.: Издательство «Институт практической психологии», 1997.
  257. П.Н. Современная социальная психология. М., 1999.
  258. П.Н. Социальная установка как предмет социально-психологического исследования // Психологические проблемы социальной регуляции поведения. М., 1976. ф 266. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М., 1996.
  259. В.А. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения JL-М., 1979.-248с.
  260. Buhler Ch. Meaningful Living in the Mature Years // Aging and Leisure. N4.,-1961.
  261. Crites J. Vocational Psychology. The Study of Vocational Behaviour and Development. -N.Y., 1969.
  262. Ginzberg E., Etc. Jccupational choice: An approach to a general theory. N.Y., 1951.
  263. Gysbers N.C., Moor E.I. Cfreer cjunsling: skills a. rechniguet for practitioщ ners Englewood Cliffs (N.Y.): Prentice-Hall, 1987. — P. 186 — 192.
  264. Fukuyama Sh. F-test for ahkaraising the ability toshtose metodicallyamong occupations. Ashiya. Hyogo, Japan: Ashiya College Press, 1977,1980,1984.
  265. Herr E.L. New technologilt in guidance in the age of technology // Educational and vokational guidanat. 1984. — 41. — P. 24 — 41.
  266. Hezzberg F. Work and the nature of man. N.Y., 1966.
  267. Holland J.L. Mking vocation choice: A theoiy of careers. N. Y., 1973.• 9. Holland J.L. Manual Supplement / Psyhological Assessment Resources. -Odessa, Florida, 1987. 17 p.
  268. Holland J.L. The psychology of vocotional choice. Waltham (Mase): Brais-dell, 1966-P. 110−116.
  269. Kinner R.T., Krymboltz J. D/ Proceduret for succetful career counteling. San Francisco- London, -1986. P. 307 — 355.
  270. Parsons T. Social system and the evolution of action theory. N. Y.- L., 1977/
  271. Roe A. The psychology off Occupations №.4., 1964. 340 p.
  272. Super D.E. Synthetic: Or if it diftillation // The personnel and gudance your-nal. 1983. — 8. — P. 508−512.
  273. Super D.E. The psychology of careers. N.Y., 1957.
  274. Vernon M. The relationship of occupation to personality // Britich Psych. 1951. V. 31, 3−4, P. 294−325.
Заполнить форму текущей работой