Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Китайская диаспора в США в 60-е — 90-е годы XX века: опыт цивилизационного взаимодействия

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Бирюков В. И. Китайцы в США и американо-китайские отношения на современном этапе. — М., 1983 собой комплексное исследование, посвященное формированию китайской диаспоры в США, истории ее существования до начала 1980;х годов и ее роли в формировании американо-китайских отношений. Автором собран и проанализирован огромный материал, в том числе статистические данные. Особый интерес представляют… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. КУЛЬТУРНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ КИТАЯ КАК ОСНОВА ТРАДИЦИОННОГО КИТАЙСКОГО МЕНТАЛИТЕТА
    • 1. Метод аксиологического анализа культурно-психологической традиции
    • 2. Аксиологический анализ культурно-психологических традиций даосизма и конфуцианства
  • ГЛАВА 2. ЭВОЛЮЦИЯ ДЕМОГРАФИЧЕСКОГО СОСТАВА И СОЦИАЛЬНОЙ СТРУКТУРЫ КИТАЙСКОЙ ДИАСПОРЫ В США В 1960-Е — 1990-Е ГОДЫ
    • 1. 60-е гг. XX века: изоляция как способ социального поведения
    • 2. Изменения демографического состава и адаптация социальной структуры китайской диаспоры в США в 70-е -начале 80-х гг. XX века
    • 3. Вторая половина 80-х — начале 90-х гг. XX века: разрушение структурной изоляции
    • 4. Завершение процесса социальной адаптации китайской диаспоры в США во второй половине 1990-х гг
  • ГЛАВА 3. РОЛЬ КИТАЙСКОЙ ДИАСПОРЫ В
  • АМЕРИКАНСКОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ
    • 1. Основные стереотипы политического поведения китайцев по классическим канонам конфуцианства и даосизма
    • 2. 1960-е годы: вне политики
    • 3. Рост политической активности китайской диаспоры в США в 70-е — начале 80-х гг. XX в
    • 4. Изменения в политическом поведении и предпочтениях китайской диаспоры во второй половине 80-х — начале 90-х гг
    • XX. в
    • 5. Политическая жизнь китайской диаспоры во второй половине 1990-х гг. Методы влияния на политику США
  • Заключение
  • Список источников и литературы

Китайская диаспора в США в 60-е — 90-е годы XX века: опыт цивилизационного взаимодействия (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В современном мире взаимодействие этносов и государств в связи с глобализацией выходит на новый уровень и фактически трансформируется во взаимодействие цивилизаций1. Проявления цивилизационного взаимодействия обнаруживаются как в рамках глобальных процессов, так и в полиэтничных государствах, где зачастую сосуществуют этнические группы, имеющие разные цивилизационные основы.

Выход на новый уровень взаимодействия — цивилизационныйнаходит выражение и в негативных процессах (например, наметившееся противостояние между Западом и исламским Востоком), и в позитивных (в качестве частных проявлений можно назвать интеграцию в Европе).

Цивилизационное взаимодействие является качественно новым уровнем взаимоотношений внутри глобальной общественной системы. Оно, если можно так выразиться, более глобально. Если на уровне межгосударственных отношений в качестве исходной позиции взаимодействия выступает национальный интерес (то есть взаимодействие государств является по сути взаимодействием национальных интересов), то в случае с цивилизациями национальный интерес отходит на второй план, уступая место чему-то иному, что составляет основу цивилизации. I.

Для того, чтобы понять, чем подменяется национальный интерес на уровне взаимодействия цивилизаций, необходимо определиться с самим понятием цивилизации. Существует огромное количество определений данного понятия, и, на наш взгляд, нет смысла приводить их все. Приведем лишь типологию этих определений:

1) Синоним культуры.

2) Уровень, ступень общественного развития, материальной и духовной культуры (античная цивилизация, современная цивилизация).

3) Ступень общественного развития, следующая за варварством (JI.

Морган, Ф. Энгельс).

1 Удовин С. Л. Глобализация: семиотические подходы. — М., 2002. С. 6.

4) Эпоха деградации и упадка в противовес целостности, органичности культуры2.

5) Наиболее широкий уровень культурной идентичности людей3. Наиболее органичным определнием понятия «цивилизация» в аспекте цивилизационного взаимодействия нам представлеяется определение, данное С. Хантингтоном: «Цивилизация представляет собой некую культурную сущность. Мы можем определить цивилизацию как культурную общность наивысшего ранга, как самый широкий уровень культурной идентичности людей. Следующую ступень составляет уже то, что отличает род человеческий от других видов живых существ. Цивилизации определяются наличием общих черт объективного порядка, таких как язык, история, религия, обычаи, институты, — а также субъективной самоидентификацией людей"4.

В таком аспекте понятие цивилизации, как нам представляется, соотносится с понятием менталитета.

Понятие менталитета, вошедшее в последние годы в широкое употребление, к сожалению, не имеет четкого и однозначного определения. В основном данный термин понимается как синоним мировосприятия либо самосознания, а также как некая умственная функция (применительно к психике индивида) или как аналогия коллективного бессознательного.

В этнологии менталитет определяется как «свойственный данному народу склад мышленияпредставляет собой устойчивый изоморфизм, присущий культуре или группе культур, который обычно не осознается и принимается в этой культуре как естественныйон не поддается изменениям под воздействием идеологического давления"5, а также как нематериализуемая составляющая традиции, включающая в себя.

2 Megabook.ru // http://mega.km.ru/bes98/encyclop.asp?TopicNumber=70 995&search=UHB^H3auHfl#srch0.

3 Например: Хантингтон С. Столкновение цивилизаций? // http://www.politstudies.rU/fulltext/1994/l/3.htm.

4 Там же.

5 Краткий этнологический словарь. — М., 1994. С. 85. мировосприятие и самосознание6. То есть этнография понимает менталитет как составную часть этнического сознания, выполняющая интегрирующую функцию для этнической культуры, проявляющаяся в поведении.

Вполне очевидно, что этнический менталитет является наименее пластичным элементом этнического сознания, «отвечающим» за сохранение традиции и тем самым — этноса как самоосознающей структуры.

На наш взгляд, этнологическое определение менталитета может быть не только принято в качестве базового, но и распространено на иные, кроме этнического, уровни социальной общности. То есть, в случае с цивилизационным уровнем, менталитет служит концентрированным выражением цивилизационной основы, являющим собой образ мысли и образ действия, свойственный цивилизации.

Таким образом, исследование менталитета и его изменений может служить средством понимания более глубокой проблемы — проблемы межцивилизационного взаимодействия.

Подходы к проблемам межцивилизационного взаимодействия обычно либо ограничиваются исследованиями межкультурной коммуникации субъектов вазаимодействия, либо же эти проблемы рассматриваются в контексте международной политики. В качестве объектов исследования выбираются государства, регионы либо этнические общности.

Однако, в полиэтничных государствах сосуществующие этнические группы зачастую принадлежат к различным по своей основе цивилизациям. Поэтому мы предлагаем несколько иной подход к проблеме межцивилизационного взаимодействия, а именно: исследование механизмов взаимодействия цивилизаций внутри одного государства. Преимущества подобного подхода заключаются в следующем:

6 С. В. Лурье. Историческая этнология. http://svlourie.narod.rU/hist-ethnology/3.htm.

• Субъекты взаимодействия находятся на минимальном удалении друг от друга, и, следовательно, интенсивность взаимодействия возрастает, что позволяет точнее проследить механизмы взаимодействия.

• Взаимодействие происходит непрерывно, и, следовательно, результаты взаимодействия проявляются более быстро и явно.

• Цивилизационное взаимодействие, протекающее внутри одного государства, — в меньшей степени подвергается воздействию посторонних факторов, то есть оно в наибольшей мере является взаимодействием цивилизаций в чистом виде.

• Таким образом, подобный подход к проблеме цивилизационного взаимодействия позволит получить результаты более точные, более близкие к «идеальному типу».

Как правило, при длительном сосуществовании этнических групп с различными цивилизационными основами в одном государстве эти основы размываются, поскольку происходит ассимиляция. То есть для исследования процесса межцивилизационного взаимодействия в рамках одного государства в современных условиях следует избрать объекты, которые находятся во взаимодействии относительно недавно.

Такими объектами, на наш взгляд являются китайская диаспора и США:

• Китайская диаспора в США существует сравнительно недавно — в силу особенностей американского иммиграционного законодательства.

• Китайская диаспора в данном случае выступает как часть дальневосточной цивилизации, США — как концентрированное выражение цивилизации западнойболее того, некоторые исследователи выделяют китайскую нацию в качестве самостоятельной цивилизации7 (поэтому применительно к китайцам понятия «этнический менталитет» и «менталитет цивилизации» во многом совпадают), и точно также, пожалуй, можно выделить американскую цивилизацию в качестве самостоятельной.

• Китайская диаспора, помимо прочего, выступает как часть цивилизации, находящейся на стадии перехода от традиционного общества к индустриальному, тогда как США находится на стадии перехода от индустриального общества к постиндустриальному. То есть развитие китайской диаспоры в США служит примером взаимодействия цивилизаций, различных не только по своей основе, но и по уровню развития.

• И американская, и китайская цивилизации являются образованиями, внутри которых сосуществуют различные культуры. В США следствием такого сосуществования стал мультикультурализм, в Китае — синкретизм.

Такой подход является новым не только по отношению к проблемам взаимодействия цивилизаций, но и в исследованиях проблем, связанных с ролью диаспор, поскольку проблема диаспор в современной исторической науке, как правило, служит средством для изучения политических, экономических и культурных процессов в том или ином государстве, а также выступает в качестве одной из проблем, связанных с международными отношениями (в подобных исследованиях диаспоры рассматриваются как средство влияния одного государства на политику и экономику другого). Также исследование китайской диаспоры в США с позиций цивилизационного подхода позволит под иным углом взглянуть на проблематику мультикультурализма в США, поскольку сосуществование цивилизаций в данном случае происходит в условиях мультикультурализма.

7 Хантингтон С. Столкновение цивилизаций? //http://www.politstudies.rU/fulltext/1994/l/3.htm.

Таким образом, в качестве объекта нашего исследования выступает цивилизационное взаимодействие, а в качестве предмета — менталитет как концентрированное выражение цивилизационной основы.

Выбор периода (1960;е — 1990;е годы XX века) обусловлен тем, что именно в этот период происходит формирование китайской диаспоры в США и превращение ее в самостоятельную силу в социально-экономическом и политическом аспектах. До 1960;х годов американское законодательство ограничивало рост и формирование китайской диаспоры, с 1960;х годов ситуация изменяется. Верхний же предел обусловлен изменениями международной ситуации в начале XXI века. Для получения более точных результатов мы предлагаем разделить указанный период на четыре этапа: 1960;е годы, 1970;е — первая половина 1980;х годов, вторая половина 1980;хпервая половина 1990;х годов, вторая половина 1990;х годов. Такая периодизация определяется динамикой демографического и социального состава китайской диаспоры в США и изменениями в поведенческом аспекте8. Возможно, такая периодизация соответствует и этапам эволюции менталитета китайской диаспоры в США в указанный период.

Степень изученности собственно китайской диаспоры в США достаточно высока, однако большая часть исследований ограничивается частными аспектами ее существования. Можно выделить несколько групп исследований в соответствии с этими аспектами:

1. Работы, посвященные истории формирования и развития китайской диаспоры в США, а также ее роли и значению в общественно-политической жизни Соединенных Штатов. К этой группе относится также ряд отечественных исследований, среди которых особняком стоит монография Бирюкова В. И. «Китайцы в США и американо-китайские отношения на современном этапе"9. Работа представляет.

8 Об этом подробнее в главе 2.

9 Бирюков В. И. Китайцы в США и американо-китайские отношения на современном этапе. — М., 1983 собой комплексное исследование, посвященное формированию китайской диаспоры в США, истории ее существования до начала 1980;х годов и ее роли в формировании американо-китайских отношений. Автором собран и проанализирован огромный материал, в том числе статистические данные. Особый интерес представляют выводы, сделанные автором в отношении факторов формирования китайской диаспоры в США, ее социального состава и политических предпочтений. Похожие исследования можно найти и в зарубежной историографии: например, Chen J. «The Chinese of America"10. Кроме того, исследования, относящиеся к данной группе, содержат огромный эмпирический материал.

2. Вторую группу работ составляют исследования, в которых китайская диаспора рассматривается в сравнении с прочими азиатскими диаспорами (японской, корейской, филиппинской), существующими в США (Okihiro, Melendy, Daniels). Основной акцент в этих исследованиях делается на сравнение экономических и социальных аспектов существования диаспор, быта и т. п. В этой группе работ более интересной представляется эмпирическая часть, нежели теоретические выводы, потому что зачастую выводы представляют собой сопоставление количественных показателей жизни представителей азиатских диаспор. То, что исследования, посвященные непосредственно китайской диаспоры в США, как правило, более интересны описательной частью, чем теоретической, в целом, неудивительно, поскольку китайская диаспора в США существует не столь давно: фактически ее формирование в современном виде началось лишь с середины 1960;х годов. Таким образом, степень изученности собственно китайской диаспоры в США можно оценить следующим образом: существует значительное количество работ, посвященных ей, но они носят либо характер

10 Chen J. The Chinese of America. описаний (истории формирования диаспоры, бытовых особенностей, уровня жизни и т. п.), либо узконаправленных исследований, либо сравнительного анализа, либо попыток систематизации. Цивилизационный подход в исследовании китайской диаспоры в США до сих пор не находил применения, хотя, как уже говорилось, китайская диаспора в США может послужить практически идеальной моделью взаимодействия цивилизаций «классических» типов.

Что касается смежной проблематики, то здесь существует более широкий круг исследований:

1. Философские исследования. Прежде всего это работы, посвященные проблемам менталитета (Шарипова Э. А., Б. Е. Винер и т. д.). Основные направления таких исследований — попытки дать точное определение понятия «менталитет», выявить связи между менталитетом, культурой, национальным характером и т. п. Как уже было сказано выше, единообразия в определении данного понятия нет, но в большинстве работ прослеживается связь между понятием «менталитете» и понятием «идентичность». Кроме того, отношение к нашей теме имеют и работы, посвященные теории ценностей (Гречаный В.В., Каган М. С. и др.), поскольку ценностный анализ цивилизационной основы представляет собой отправную точку нашего исследования. К этой же группе относятся исследования, посвященные цивилизации и цивилизациям (Хантингтон).

2. Работы, посвященные различным аспектам религиозно-философских систем Китая. Наибольший интерес для нас представляют следующие: из работ о даосизме — исследования В. В. Малявина и Г. Н. Симкинаиз работ о конфуцианстве — исследования A.M. Карапетьянца и А. С. Мартынова.

3.

Литература

посвященная культурно-психологическим традициям Китая (Абаев Н.В., Передельский А.А.). Наибольший интерес представляет монография Абаева Н. В., являющая собой комплексное исследование культурно-психологических традиций средневекового Китая (даосизма, конфуцианства, чань-буддизма). Выводы, сделанные автором, представляются весьма убедительными и позволяют рассматривать психокультуру в качестве основы китайской цивилизации.

Таким образом, цель нашей работы — анализ изменений менталитета китайской диаспоры в США и выявление факторов и механизмов цивилизационного взаимодействия. Основные задачи нашего исследования таковы:

• Основываясь на классических памятниках конфуцианской и даосской культурно-психологических традиций, вывести классификацию основных черт, свойственных традиционному менталитету китайцев, и использовать полученную схему в качестве исходной позиции для анализа.

• Проанализировать поведение представителей китайской диаспоры в США в социальной и политической сферах на предмет проявления в нем черт традиционного менталитета и их эволюцию.

• Выявить изменения в менталитете китайской диаспоры в США в указанный период, механизм изменений, их причины, направление и последствия.

• На основе полученных данных попытаться выявить схему взаимодействия двух цивилизаций, одна из которых является классическим примером дальневосточной цивилизации, а другая относится к западному типу.

Предлагаемая работа — попытка комплексного исследования и систематизации данных о китайской диаспоре в США с позиций цивилизационной теории. Фактически подобный угол зрения на предмет исследования является новым.

Как явствует из формулировки темы исследования, в качестве методологического основания исследования мы избрали цивилизационный подход к историческому процессу. Проблематика нашего исследования носит междисциплинарный характер и находится на стыке истории, культурологии, этносоциологии, социальной психологии и отчасти политологии, поэтому методологические его основы также не могут быть ограничены рамками одной дисциплины. В работе мы использовали данные социологии, статистики, этнологиикомплекс общенаучных методов исследования. Кроме того, для анализа цивилизационной основы традиционного китайского менталитета мы использовали собственную разработку: метод аксиологического анализа культурно-психологической традиции11.

Круг источников достаточно определяется поставленными задачами. Все использованные нами источники относятся к двум большим группам:

1. Источники, содержащие данные о традиционном китайском менталитете.

К данной группе относятся конфуцианские и даосские канонические тексты, которые в чистом виде содержат культурно-психологические стереотипы, сформировавшие основу китайской цивилизации. Более подробный обзор этой категории источников, а также их анализ, приведен в главе I.

2. Источники, содержащие данные о различных аспектах бытия китайской диаспоры в США.

Данная группа источников делится на несколько подгрупп:

• Статистические данные. Мы использовали данные американского статистического справочника Statistical Abstract of the United States с тем, чтобы проследить изменения демографического и социального состава китайской диаспоры в США в указанный период. К сожалению, издания 1960;х годов и начала 70-х содержат Об этом подробнее в главе 1. весьма скудные данные собственно о китайской диаспоре (количественные показатели демографического и социального состава китайской диаспоры не всегда выделены из таковых, описывающих американцев азиатского происхождения в целом). Начиная с 80-х годов XX века репрезентативность данной категории источников возрастает.

• Новостные сообщения на крупнейших российских и зарубежных серверах12. Были использованы архивы новостей, относящихся в основном ко второй половине 1990;х годов, поскольку более ранних новостных интернет-архивов просто не существует13.

• Официальные сайты организаций, чья деятельность связана с китайской диаспорой. Эти сайты содержат огромное количество информации о китайской диаспоре — как о ее истории, так и о современном состоянии. Помимо текстовых данных, на этих сайтах зачастую можно найти графическую информацию, например, семейные фотоархивы.

• Эссе, написанные американцами китайского происхождения и посвященные их впечатлениям о Соединенных Штатах. Данная категория источников носит субъективный характер. Тем не менее, именно эти эссе позволяют составить более четкое и ясное представление об эволюции восприятия США и американского образа жизни американцами китайского происхождения, а также об изменениях их самоидентификации.

Репрезентативность различных категорий использованных источников также различна, как следует уже из самого их характера. Тем не менее, в их достоверности сомневаться не приходится.

12 Например: http://sina.com, http://internet.ru и т. п.

13 Как правило, это связано с нежеланием владельцев интернет-сайтов перегружать физическое пространство на сервере: новостные сайты постоянно обновляются, а для обновлений необходимо место на жестких дисках.

Заключение

.

В процессе нашей работы мы пришли к следующим выводам:

1. Характер и механизм изменений менталитета киатйской диаспоры в США в 60-е — 90-е годы XX века в соответствии с этапами можно представить в виде таблицы:

Показать весь текст

Список литературы

  1. Ames R.T. Chinese Rationality: an Охутогоп?//Рационалистическая традиция и современность. — М., 1993.
  2. Chang М. Multiculturalism, Immigration and Aztlan // http://www.diversityalliance.org/docs/Chang-aztlan.html
  3. Chen J. The Chinese of America. 1980.
  4. China and the World. NY, 1989
  5. Ching F. The Asian experience in the United States // The immigrant experience in America. 1976
  6. Closson D. Multiculturalism // http://www.probe.org/docs/multicul.html
  7. Daniels R. Asian America. 1988.
  8. Leary T. The psychedelic experience//CD «Библиотека в кармане», 1997.
  9. Lyman S. The Asian in North America 1977.
  10. O.Mark D., Mei Lin, Chih G. A place called Chinese America. 1982.
  11. Megabook.ru // http://mega.km.ru/bes98/encyclop.asp?TopicNumber=70 995&search=u ивилизация#згсЬО
  12. Melendy, H.B. The oriental Americans. 1972.
  13. Multicultural Issues // http://members.aol.com/lacillo/multicultural.html14.0kihiro. Margins and Mainstreams. 1994.
  14. Perrin L. Coming to America. 1980.
  15. Refugees in the United States. Westport — London, 1985
  16. Ross N.W. Three ways of Asian Wisdom. New York, 1966.
  17. SF&F encyclopedia//CD"Библиoтeкa в кармане", 1997.
  18. Steiner S. Fusang: The Chinese who built America. 1979.
  19. Stephens M. Immigrant Waves //Visions of America. NY, 1993
  20. H.B. Чань-буддизм и культурно-психологические традиции в средневековом Китае. Новосибирск, 1989.
  21. Атеисты, материалисты, диалектики Древнего Китая. М., 1967.
  22. Е.П. Китай и внешний мир. М., 1990.
  23. В.И. Китайцы в США и американо-китайские отношения на современном этапе. М., 1983.
  24. Е.П. Межкультурная коммуникация в глобализирующемся мире // http://www.ibci.ru/konferencia/page/statya30.htm
  25. Будцийский взгляд на мир. СПб., 1994.
  26. В.Г. Философия ханьской эпохи//Древнекитайская философия. Эпоха Хань. М., 1990.
  27. Бхабха Хоми К. Групповая идентичность «новый интернационализм»? // http://www.zagran.kiev.ua/pages/65/emigl .htm
  28. JI.C. Культы, религии, традиции в Китае. М., 1970.
  29. JT.C. История Религий Востока. М., 1983.
  30. .Е. К построению качественной регрессионной модели этнической идентичности // http://www.soc.pu.ru: 8101/publications/jssa/l 998/3/winer.html
  31. Внешняя политика КНР в оценках зарубежных политологов. -М., 1990
  32. Н.А. От «универсума» к «плюриверсуму»: смена культурной парадигмы в США // Американский характер. М., 1998.
  33. К.С. Американская нация: национальное самосознание и культура. М., 1990.
  34. К.С. Введение в геополитику. М., 1998.
  35. Геевский, Червонная. Национальный вопрос в общественно-политической жизни США М., 1985
  36. А.И. Взаимодействие культуры и субкультуры (на примере индеанистов).
  37. В.В. Аксиологический аспект философии. Л., 1989.
  38. Громан Шломо. Китайцы оккупируют Россию // http://shlomo-groman.narod.ru
  39. М.Н. Современные этноязыковые процессы в СССР. М., 1984.41.Даосская йога. М., 1992.
  40. Даосская философия/ZCD «Библиотека в кармане», 1997.
  41. Н. Современная организация лоббистских кампаний (на примере США). http://www.nlvp.ru/publications/31.html
  42. Н. Организация наиболее влиятельных иностранных лобби в США. // http://www.nlvp.ru/text/publications/30.html
  43. Л.Г. Социология культуры. М., 1996.
  44. История китайской философии. М., 1989.
  45. М.С. Философская теория ценности. СПб., 1997
  46. A.M. Первоначальный смысл основных конфуцианских категорий//Конфуцианство в Китае. М., 1982.
  47. A.M. Человек и природа в конфуцианском Четверокнижии/ЯТроблема человека в традиционных китайских учениях. М., 1983.
  48. Китайская философия: словарь. М., 1994.
  49. А.И. Личность, природа и судьба человека в конфуцианстве//Личность в традиционном Китае. М., 1992.
  50. А.И. Логическая рационализация в китайской классической философии//Рационалистическая традиция и современность. Китай. -М., 1993.
  51. А.И. Проблема природы человека в конфуцианстве//Проблема человека в традиционных китайских учениях. М., 1983.
  52. В.Н. «Божественный мрак», «Нирвана» и «Дао'7/Филос. и социол. мысль. 1990. — № 7.
  53. С.Г. Влияние китайской философии на творчество американской писательницы китайского происходения Эми Тань.
  54. С.И. Вопросы этнопсихологии в работах зарубежных авторов (на материалах стран Азии).
  55. А.Б. Учение Чжу Си о природе человека//Конфуцианство в Китае. М., 1982.
  56. В.В. Философские интерпретации проблемы ценностей//Вечные философские проблемы. Новосибирск, 1991
  57. Э. Межнациональная коммуникация: к мультикультурализму или от него? // http://www.relga.rsu.ru/n58/cult582.htm
  58. Курылёв Александр Юрьевич. Трудовая этика современных российских ре-иммигрантов: ценности труда и практики «самоконструирования».
  59. С.В. Историческая этнология.
  60. А.Г. «Компонент самоидентификации» в системе национального образования города Москвы: от этноцентризма к мультикультурализму // http://www.earthburg.ru/php/process.php?lang=r&cl=10&id=l &file=luc ky. htm
  61. B.C. Вызов национальному государству // http://www.carnegie.ru/ru/pubs/procontra/55 682.htm
  62. B.C. Парадоксы мультикультурализма // http ://magazines .russ.ru/inostran/1997/11/malachov.html
  63. B.C. Мультикультурализм или интеграция? // http://nlo.magazine.ru/philosoph/sootech/sootech49.html
  64. B.C. Ностальгия по идентичности // http://www.ruthenia.rU/logos/number/l99903/1 999 302.htm
  65. B.C. Культурный плюрализм versus мультикультурализм // http://intellectuals.ru/malakhov/izbran/5multcult.htm
  66. В.В. Даосизм как философия и поэзия в раннесредневековом Китае//Государство и общество в Китае. -М., 1978.
  67. В.В. Конфуций. М., 1992.
  68. А.С. «Искренность» мудреца, благородного мужа и императора//Из истории традиционной китайской идеологии. М., 1984.
  69. А.С. Конфуцианская личность и природа/ЯТроблема человека в традиционных китайских учениях. М., 1983.
  70. А.С. Конфуцианство, буддизм и двор в эпоху Мин//История и культура Китая. М., 1974.
  71. Место Китая в глобальной политике США. М., 1987.
  72. Национальные процессы в США. М., 1973
  73. А.А. Поиски духовного и физического совершенства в культурологических учениях древнего и средневекового Китая. М., 1992.
  74. JI.C. Конфуций о человеке//Личность в традиционном Китае. М., 1992.
  75. Плоть и кость дзен: комментарии. Калининград, 1993.
  76. Н.Н. Мультикультурализм как путь глобализации // http://l-i-c.narod.ru/20 015−6/mu-gl.htm
  77. Политический консультант в избирательных кампаниях. М., 1995.
  78. Т.В. Диаспоры в системе международных связей. М., 1998.
  79. Психология. Харьков, 1994.
  80. Путнэм Роберт. Игра в гольф в одиночку, или размывание общественного капитала Америки // http://www.russ.ru/journal/peresmot/97−09−17/putnam.htm
  81. Рабочий материал по соционике/ZCD «Библиотека в кармане», 1997.
  82. В.М. Российская традиция и трудовая этика. // http://diaghilev.perm.ru/confirence/s0/newpage5.htm
  83. А. Третья культура. СПб., 1996.
  84. Российская педагогическая энциклопедия. М., 1993. Т.1.
  85. Е.П., Корсакова Н. Е. Позолоченное гетто: Очерки о жизни в США эмигрантов из Китая, Кореи и Японии. М., 1983
  86. В.Я. Китай: страницы прошлого. М., 1987.
  87. Сикевич 3. В. О соотношении этнического и социального // http://www.soc.pu.ru:8101/publications/jssa/l 999/2/6sikev.html
  88. Г. И. Даосизм: алгоритмы Великого Неделания//Человек. -1992.- № 6.
  89. Е.П. Конфуцианство в эпоху Цинь//История и культура Китая. М., 1974.
  90. О.С. Этнокультурные проблемы США. // http://www.sno.spb.ru/art7.htm
  91. В.Ю. Теории американского мультикультурализма и проблемы развития гражданского общества //http ://polit.spb.ru: 8101 /art.php3 ?rub=358&id= 13 340
  92. Такаки Рональд. Америка как многорасовое общество // http://usinfo.state.gov/journals/itsv/0897/ijsr/race4.htm
  93. В.В. Политика мультикультурализма: теория и практика // http://www.uic.bashedu.ru/evrazia/rs/RTishkov.rtf
  94. Е. А. Даосизм. Опыт историко-религиоведческого описания // http://www.members.tripod.com/Eetorbest/daoism.html
  95. СЛ. Глобализация: семиотические подходы. М., 2002.
  96. А. Психотерапия: Восток и Запад. Львов, 1997.
  97. Е. Основы соционики. Челябинск, 1992.
  98. Философия Древнего Китая//Древнекитайская философия. -М., 1994. Т. 1.
  99. С. Столкновение цивилизаций? // http://www.politstudies.rU/fulltext/1994/l/3.htm
  100. С. Столкновение цивилизаций и передел мира // http://www.russ.ru/journal/peresmot/97−10−15/hantin.htm
  101. П. Китайский городовой // http://www.internet.ru/articles/nknz 1 .esp
  102. Я. Быть чеченцем: личность и этнические идентификации народа // http://www.sakharov-center.ru/chs/chrus04l .htm
  103. Чжан Дайнянь. Рационалистические воззрения в китайской философии//Рационалистическая традиция и современность. М., 1993.
  104. Чжан Дайнянь. Рационалистические воззрения в китайской философии//Рационалистическая традиция и современность. М., 1993.
  105. Э. А. Менталитет личности как философская проблема. // http://www.uic.bashedu.ru/konkurs/bagautdinov/bgu/sharipova.htm
  106. Ф.Ф. Буддийская логика/ЯЦербатской Ф. Ф. Избранные труды по буддизму. М., 1988.
  107. Язык и национализм в постсоветских республиках. М., 1994.
  108. Ян Хин-Шун. Древнекитайский философ JIao-цзы и его учение. М., 1950.
Заполнить форму текущей работой