Психологические и психофизиологические особенности младших и старших школьниц из различных типов образовательных учреждений
![Диссертация: Психологические и психофизиологические особенности младших и старших школьниц из различных типов образовательных учреждений](https://westud.ru/work/2531821/cover.png)
Сегодня не вызывает споров научный факт, свидетельствующий, что для нормального созревания головного мозга в раннем онтогенезе необходима внешняя стимуляция организма. Н. М. Щелованов писал, что пребывание ребенка в условиях сенсорного дефицита (слепота, глухота) влечет замедление и отставание в развитии всех сторон психики. Проявления сенсорной дефицитарности характерны и для детей… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА I. АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ
- 1. 1. Изучение проблемы развития детей из неблагополучных ^ семей и находящихся в закрытых учебных заведениях
- 1. 2. Проблема интеллектуального развития и средово- 29 генетические исследования интеллекта
- 1. 3. Психологические и психофизиологические особенности 43 развития младших школьников и подростков
- ГЛАВА II. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
- 2. 1. Характеристика объекта исследования
- 2. 2. Методы исследования
- 2. 3. Методы статистической обработки результатов
- 3. 1. Материалы экспериментального исследования интеллектуального развития младших и старших школьниц
3.1.1. Характеристика интеллектуального развития детей 7- gj 8лет из семей, обучающихся по обычной образовательной программе- детей 7−8 лет из семей, обучающихся по усложнённой программе- детей 7−8лет, проживающих в детском доме и обучающихся по обычной образовательной программе.
3.1.2. Характеристика интеллектуального развития 37 подростков 16−17 лет из семей и обучающихся по обычной образовательной программе- подростков 16−17 лет из семей и обучающихся в академической гимназии- подростков 16−17лет, проживающих в детском доме и обучающихся по обычной образовательной программе.
3.1.3. Сопоставление результатов обследования 93 интеллектуального развития детей 7−8 лет и подростков 16 -17лет.
3.2. Изучение особенностей психофизиологических механизмов регуляции активности сердца младших и старших школьниц.
3.2.1. Изучение психофизиологических показателей 96 регуляции активности сердца детей 7−8лет из семьей, обучающихся по обычной образовательной программе- детей 7ц 8лет из семей, обучающихся по усложненной программе- детей 7
8лет, проживающих в детском доме и обучающихся по обычной образовательной программе.
3.2.2. Изучение психофизиологических показателей 109 регуляции активности сердца подростков 16−17 лет из семей, обучающихся по обычной образовательной программе- подростков 16−17 лет из семей, обучающихся в академической гимназии- подростков 16−17лет, проживающих в детском доме и обучающихся по обычной образовательной программе.
3.2.3. Сопоставление результатов изучения 127 психофизиологических показателей регуляции активности сердца детей 7−8 лети подростков 16- 17лет.
3.3. Изучение индивидуальных особенностей личностных 134 характеристик подростков из семьей и обучающихся по обычной образовательной программе- подростков из семей и обучающихся в академической гимназии- подростков, проживающих в детском доме и обучающихся по обычной образовательной программе.
Список литературы
- Абульханова-Славская М., 1986.-С.98−130
- Агаджанян Н.А., Руженкова И. В., Старшинов Ю. П., Ермакова Н, В., Куцов Г. М., Радыш И. В. Особенности адаптации сердечно-сосудистой системы юношеского организма. Физиология человека. 1
- Адлер А. Воспитание детей. Ростов-на-Дону., 1998. с.
- Айзенк Г. Ю. Интеллект: Новый взгляд. Вопросы психологии. Аксенеко Т. А. Личность учаш, ихся школы-интерната как жертвы социализации. Актуальные проблемы психологии, этнолингвистики и фоносемантики Материалы Всероссийской конференции. М., Пенза, 1999.-c.8-ll.
- Аксенеко Т.А. Создание семейной обстановки условие успешной социализации отношений воспитанников школы интерната. Педагогика и психология воспитания: Материалы региональной на) Ачно-практической конференции. Пенза, 2001. с. 67 70. 7. 8.
- Анастази А. Психологическое тестирование. М., 1982. с.
- Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. М., 1975.-с.
- Антропова М.В. работоспособность учащихся 8 1 0 лет в период их адаптации и дезадаптации к учебной деятельности. Физиологические и педагогические критерии готовности к обучению в школе. М., 1977. -с.бЗ.
- Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. М., 1976. с 158. К. А. Личностные типы мышления. Когнитивная психология: Материалы советско-финского симпозиума. 150
- Баевский P.M. Прогнозирование состояний на грани нормы и патологии. М., 1979. с. 298.
- Баевский P.M., Берснева А. П. Оценка адаптационных возможностей организма и риск развития заболеваний. М., 1997. с. 221.
- Баевский P.M., Кирилов О. И., Клецкин З. Математический анализ изменений сердечного ритма при стрессе. М., 1984. с. 223. 15. Бак П., Чен К. Самоорганизованная критичность. В мире науки. 1991.-ХоЗ.-с. 16−24.
- Барабанов СВ. Евлахов В. И., Пуговкин А. П., Рудакова Т. Л. Физиология сердца. СПб., 2001. с. 89 99.
- Бине А., Симон Т., 1911. цит. по В. П. Дружинину, 1999.
- Блонский П.П. Психология младшего школьника. М., 1997. с. 25 30.
- Богомолов A.M., Портнова А. Г. Динамика психологических механизмов адаптации детей сирот. Ежегодник Российского психологического общества: Материалы 3-го Всероссийского съезда психологов (25 28 июня 2003 г.). СПб. 2003. -Т.1. с. 513 516.
- Богомолов A.M., Портнова А. Г. Связь интенсивности психологической защиты личности с процессом самореализации. Психология науки и образования. 2004. № 2. с. 30 35.
- Богомолов А.М., Портнова А. Г. Структурно-динамическая модель системы психологической защиты личности. Успехи современного естествознания. 2005. № 3. с. 27 29.
- Боулби Д. Создание и разрушение эмоциональных связей. М., 2004. с. 213.
- Брунер Дж. Психология познания. М., 1977. с. 412.
- Брушлинский А.В. Мышление: процесс, деятельность, обшение. М., 1982.-с. 387. 151
- Вайнруб Е.М., Краснянская П. Л., реакций учащихся Матвеева 1 и и 3 В.В. классов Особенности к учебной критерии адаптационных деятельности. Физиологические психологические готовности к обучению в школе. М., 1977. с. 71 73.
- Ванюшин Ю.С. Компенсаторно-адаптационные реакции кардиореспираторной системы: Автореф. дис. на соискание учёной степени доктора биологических наук. Казань, 2001. с. 47.
- Величковский Б.М. Функциональная организация познавательных процессов: Автореф. дисс. на соискание учёной степени докт. психол. наук. М., 1987. с. 52.
- Вертгеймер М. Психология продуктивного мышления. М., 1987. с. 335.
- Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. М., 1990.-с. 283
- Вознюк А.М., Вознюк Н. П., Михасек О. М., Потин В. Ф. К проблеме адаптации безнадзорных детей в социально-реабилитационном центре. Современные технологии образования: Материалы практической психологии межвузовской в системе научно-практической конференции 28 29 ноября 2001 г. СПб., 2001. с. 180 184.
- Выготский Л.С. Мышление и речь. Собрание сочинений. М., 1982. Т.2.-С.361.
- Гаевская Н.Д. Влияние спорта на сердечно-сосудистую систему. М., 1975.-с. 327.
- Галеев А.Р., Игишева Л. Н., Казин Э. М. Вариабельность сердечного ритма у здоровых детей в возрасте 6 1 6 лет. Физиология человека. 2002. Т.28. }{о2. 54 58. 152
- Гальтон Ф., 1883. цит. по В. Н. Дружинину, 1999.
- Грановская P.M., Никольская И. М. Психологическая защита у детей. СПб., 2000.-с. 137.
- Грибанов А.В., Леус Э. В. Возрастная характеристика волновой структуры сердечного ритма у детей Севера 7 1 0 лет. Экология человека. 2001. Х22. с. 37 39.
- Гринене Э., Вайткевичус Т.16.-№ 1.-с. 89−92.
- Данилова Н.Н. Психофизиология. М., 2002. с. 372.
- Данилова Н.Н., Астафьев Г. Изменение вариабельности сердечного ритма при информационных нагрузках. Журнал высшей нервной деятельности. 1999. Т.49. Вып.1. с. 28 35.
- Дворяшина М.Д. Особенности интеллектуального развития студентов в процессе обучения. Человек и общество. Л., 1973. Вып. XIII. с. 97 -105.
- Дерманова И.Б., Панкина А. С. Психологические психологии защиты в и смысложизненные ориентации в старшем школьном возрасте. Современные образования: технологии Материалы практической межвузовской системе научно-практической В.Ю., Марачинскене Э. Особенности сердечного ритма у школьников. Физиология человека. 1999. конференции 28 29 ноября 2001 г. СПб., 2001. с. 73 81.
- Дружинин В.Н. Психология общих способностей. СПб., 1999. с. 356.
- Дубровина И.В., Рузская А. Г. Психическое развитие воспитанников детского дома. М., 1990. с. 17−23.
- Дубровинская Н.В., Фарбер Д. А., Безруких М. М. Психофизиология ребёнка: психофизиологические основы дстской валеологии. М., 2000.-с. 45. 153
- Егорова М.С., Зырянова П. М., Пьянкова Д. Возрастные изменения генотин-средовых отношений в показателях интеллекта. Вопросы психологии. 1993. № 2. с. 23 35.
- Еникеева Д.Д. Пограничные состояния у детей и подростков: основы нсихиатрических знаний. М., 1998. с. 215 224.
- Ждан А.Н. История психологии. От античности к современности. М., 1997.-с. 441.
- Жемайтите Д. Возможности клинического применения и автоматического анализа ритмограмм: Автореф. дис. на соискание учёной степени доктора медицинских наук. Каунас, 1972. с. 42.
- Заруба Н.А., Никифорова О. Д., учебной Брынцанова В.Е. Зависимость от психологических и успешности деятельности физиологических особенностей первоклассников. Валеология. 1998.-№ 3.-с. 24−27.
- Зверева СВ. Влияние мотивационных нагрузок на эффективность деятельности младших школьников. Психофизиология эмоций и мотиваций. XXX Всероссийское совещание по проблемам высшей нервной деятельности. СПб. 2000. с. 87 96.
- Зверева СВ. Интенсификация интеллектуального развития как фактор трансформации физиологических механизмов адаптации первоклассников. Дошкольник и младший школьник в системе образования. Герценовские чтения. СПб. 2004. с. 95 101.
- Зверева СВ. Разработка и апробация психофизиологического диагностического подхода к оценке потенциала интеллектуального развития и стрессустойчивости младших школьников. Природные и социальные основания интеллектуального развития и деятельности: Материалы Всероссийской конференции. СПб. 2000. 154
- Зверева СВ. Форсирование интеллектуального развития как фактор трансформации психофизиологичес-ких, личностных и характерологических особенностей юношей и девушек 16−17 лет. Природные факторы -2005.-с. 67−78.
- Зюзюлькин Ю. С Влияние условий Севера на ритм кандидата биологических наук. Казань, 2002. с. 25.
- Иванчикова И.Л. Особенности развития личности подростков, оставшихся без попечения родителей. Проблемы психологии личности: возрастной, социальный и культзфно-исторический аспект. Петропавловск Камчатский, 2004. с. 77 113.
- Иващенко О.И., Резчикова Т. Н. Обучение различению микроинтервалов времени с помощью словесной обратной связи. Журн. ВИД. 1987. Т.37. № 3. с. 81 86.
- Ильин Е.П. Мотивы человека. Теория и методы мзучения. Киев, 1998. с 291.
- Инструментальные методы исследования сердечно-сосудистой системы. Под. ред. Т. С. Виноградовой. М., 1986. с. 15 33.
- Казин Э.М., Блинова Н. Г., Душенина Т. В., Галеев А. Р. Комплексное лонгитюдное исследование развития особенностей учащихся на физического этапах и психофизического детского, сердечных сокращений школьников: Автореф. дис. на соискание учёной степени социальные условия успешности обучения: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. СПб. подросткового и юношеского периодов развития. Физиология человека. 2003. Т.29. № 1. с. 70 76. 155
- Калюжная Р.А. Физиология и паталогия сердечно-сосудистой системы детей и подростков. М., 1973. с. 328.
- Каменская В.Г. Психологическая защита и мотивация в структуре конфликта. СПб., 1999. с. 143.
- Каменская В.Г. Семейная депривация ребёнка. и отклонения Социальные в и психофизиологическом развитии биологические факторы в психофизиологическом развитии ребёнка: Материалы Всероссийской конференции (9 -11 ноября 1994г). СПб., 1995.-с. 13−19.
- Каменская В.Г., Головко П. В. Практическая диагностика социальнопсихологических проявлений эмоциональных реакций школьников из детских домов в сравнении с их сверстниками, воспитывающихся в семье. Современные технологии практической психологии в системе образования: Материалы межвузовской научно-практической конференции 28 29 ноября 2001 г. СПб., 2001. с. 50 52.
- Каменская В.Г., Зверева СВ. Возрастные и гендерные особенности системы психологических защит в подростково-юношеском возрасте. Психологический лсурнал. 2005. Т.26. № 4. с. 77 88.
- Каменская В.Г., Зверева СВ., Мельникова И. Е. Психологические характеристики старшеклассников в массовых школах и школахгимназиях. //Вопросы психологии. 2005. № 3. с. 38 51.
- Каменская В.Г., Зверева СВ., Музалевская Н. И., Томанов Л. В. Изменения кардиоритма и его стохастических параметров у первоклассников с нормальным нервно-психическим развитием и у детей с речевыми нарушениями в ситуации интеллектуальной деятельности. Жури, высшей нервной деятельности. М. 2002. Т. 52. -№ 2.-с. 166−174. 156
- Келер В. Некоторые задачи гештальт-психологии. Хрестоматия по истории психологии. М., 1980. с. 102 120.
- Ковалёва А.В. Физиологические и психофизиологические предпосылки различного уровня умственного развития и социальной адаптации у младших школьников. Материалы Всероссийской конференции: природные и социальные основания интеллектуального развития и деятельности. СПб., 2000. с. 21 22.
- Козьмин-Соколов П. Б. Нормальная электрокардиограмма и основные клинико-электокардиографические синдромы у подростков: Автореф. дис. на соискание учёной степени кандидата медицинских наук. Л, 1989.-с. 24.
- Комаров В.В. Детерминирующие факторы девиантного поведения подростков-сирот, воспитывающихся в детских домах. Актуальные проблемы профилактической, работы с коррекционно-адаптационной девиантными и и реабилитационной деликвентными подростками в современных условиях: Материалы всероссийской научно-практической конференции. Арзамас, 2004. с. 23 27.
- Комаров В.В. Особенности воспитания и социализации детей-сирот в образовательном и интернатном учреждении. Телескоп: Научный альманах. Самара, 2004. Вып.9. с. 41 44.
- Кондратьев М.Ю. Психология межличностных отношений подростка в закрытых учебно-воспитательных учреждениях: Автореф. дисс. на соискание учёной степени докт. психол. наук. М., 1994. с. 49.
- Кондратьев М.Ю. Социальная психология закрытых образовательных учре>вдений. СПб., 2005. с. 299. 157
- Коул М. Культурно-историческая психология. М., 1997. с. 431.
- Крайг Г. Психология развития. СПб., 2002. с. 987.
- Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Развитие ребёнка от рождения до 17 лет. М., 1998. с. 177.
- Куравский Л.С., Малых СБ. Анализ динамики следовых влияний в близнецовых исследованиях. Вопросы психологии. 2001. № 6. с. 36−42.
- Лангмейер И., Матейчик
- Психическая депривация в детском возрасте. Прага., 1984. с. 334.
- Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. М., 1994.-с. 602.
- Леви-Строс К. Первобытное мышление. М., 1994. с. 382.
- Лисина М. И, Проблемы онтогенеза общения. М., 1986. с. 143.
- Ломов Б.Ф. Методологичес1сие и теоретические проблемы психологии. -М., 1984.-с. 444.
- Лурия А.Р. Об историческом развитии познавательных процессов. М., 1974.-с. 172
- Лурия А.Р. Речь и интеллект в развитии ребёнка. М., 1928. с. 94.
- Лучшие психологические тесты: Петрозаводск, 1993. с. 51 61.
- Малых СБ. Проблема наследственности в современных психологических исследованиях. Вопросы психологии. 2004. Ж1. с 136−147.
- Малых СБ., Егорова М.С, Мешкова Т. А. Основы психогенетики. М., 1998.
- Мастерова Е.И., Васильев В. М. Связь психоэмоционального соетояния с регуляцией ритма сердца и имунным статусом человека. Рссийский физиологический журнал. 1999. № 5. с. 65 71. 158
- Меерсон Ф.З., Пшенникова М. Г. Адаптация к стрессорным ситуациям и физическим нагрузкам. М., 1988. с. 254.
- Менчинская Н.А. Проблема учения и умственное развитие школьника. -М., 1989.-с. 134.
- Морозова механизмов А. В. Возрастные обеспечения особенности психофизиологических лет: Автореф. дис. на мотивационно-обусловленной интеллектуальной деятельности детей 4 8 2003.-с. 24. соискание зд1ёной степени кандидата психологических наук. СПб,
- Мудрик А.В. Роль социального окрзжения в формировании личности подроска. -М., 1979. с. 39.
- Музалевская Н.И., Урицкий и В.М. Стохастические в методы функциональной диагностики коррекции медицине. Телемедицина: новые информационные технологии на пороге 21 века. -СПб., 1998.-с. 260−263.
- Музалевская Н.И., Урицкий В. М. Фрактальные Проблемы принципы гомеостатической саморегуляции. нейрогенетики, ангионеврологии, нейротравматологии. Иваново, 1999.
- Мухина B.C. Психологическая помощь детям, воспитывающимся в учреждениях интернатного типа. Вопросы психологии. 1989. .№ 1. с 51−55.
- Нидеккер И.Г., Фёдоров Б. М. Проблема математического анализа сердечного ритма. Физиология человека. 1993. № 3. с. 64 69.
- Николаева Е.И. Особенности переживания ситуаций поощрения и наказания детьми, живущими в семье и детьми из детского дома. Материалы Всероссийской научной конференции «Психологические проблемы современной рассийской семьи». М., 2003. 159
- Ноздрачёв А.Д., Чумасов Е. И. Периферическая нервная система. СПб., 1999.-с. 281.
- Ноздрачёв А.Д., Щербатых Ю. В. Современные снособы оценки функционального состояния вегетативной нервной системы. Физиология человека. 2001. № 6. с. 52 57.
- Обухова Л.Ф. Конценция Ж.Пиаже: за и против. М., 1991.
- Обзова Л.Ф. Этаны развития детского мышления. М., 1972. с. 152.
- Осколкова М.К., Вульфсон И. Н. Функциональные особенности сердечно-сосудистой системы в различные возрастные периоды. Актуальные проблемы педиатрии. М., 1978. с. 11 27.
- Парин В.В., Баевский P.M., Волков Ю. Н., Газенко О. Г. Космическая кардиология. Д., 1967. с. 228.
- Пиаже Ж. Генетический аспект языка и мышления. Психолингвистика. М., 1984. с. 325 335.
- Пломин Р., Прайс Т. С. Генетика и когнитивные способности. Иностранная психология. 2001. № 14. с. 6 17.
- Потягайло Е.Г. Сердечно-дыхательный синхронизм в оценке фунющональных состояний и регуляторно-адаптивных возможностей организма у детей: Автореф. дис. на соискание учёной степени доктора медицинских наук. Краснодар, 2001. с. 48.
- Потягайло Е.Г., Покровский В. М. Сердечно-дыхательный синхронизм в оценке функциональных состояний и регуляторно-адптивных возможностей организма у детей. Физиология человека. 2002. Т.29.-№ 1.-с.59−63.
- Прежесецкая СИ. Когнитивное и личностное развитие младших школьников в разных системах обучения: Автореф. дис. на соискание учёной степени кандидата психологически наук. М., 1985. с. 24. 160
- Прихожан А.М., Толстых Н. П. Психология сиротства. СПб., 2005. с. 400.
- Прихожан A.M., Толстых П. П. Юферева Т.И. Подростковый возраст. Психическое развитие воспитанников детского дома. М., 1990.
- Прогрессивные цветные матрицы. Исследование интеллекта у детей. Методическое пособие. СПб., 1992.
- Психическое развитие воспитанников детского дома. Под ред. И. В. Дубровиной, А. Г. Рузской. М. Педагогика, 1990. с. 190.
- Психологическая диагностика индекса жизненного стиля. Пособие для врачей и психологов. Под. ред. Л. И. Вассермана. СПб., 1999.
- Ратанова Т.А. Психофизиологические особенности интеллектуального развития старших подростков. Психологический журнал. 1999. Т.20.-№ 2.-с.90−101.
- Роль среды и наследственности в формировании индивидуальности человека. Под ред. И.В. Равич-Щербо. М., 1988.
- Рубинштейн Л. Основы общей психологии. М., 1989. с. 360 482.
- Рябыкина Г. В., Соболев А. В. Вариабельность ритма сердца. М., 2001. с 200.
- Селье Г. На уровне целевого организма. М., 1972. с. 256.
- Семаго Н.Я., Семаго М. М. Проблемные дети: основы диагностической и коррекционной работы психолога. М., 2001. с. 75 154.
- Сергиенко Е.А., Пугачёва А. Н. Представления о гендерной роли у девушек, выросших в семье и в детском доме. Мир детства. 2002. ХоЗ.-с. 27−31.
- Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. СПб., 2001.-с. 316−321.
- Симонов П.В. Функциональная асимметрия эмоций. Журн. ВПД. 1998.-Т.48.-№ 2. 161
- Смага А.А. исследования физиологии. М. 1980. № 1. с.
- Роль ассоциативного эксперимента при овладении многозначностью слова. Проблемы детской речи: Материалы межвузовской конференции. СПб., 1994. с. 61 62.
- Степанова Е.И. Структура интеллекта взрослых. М., 1979. с. 110.
- Стернберг Р.Д. Триархическая теория интеллекта. Иностранная психология. -1
- Стрелков Р.Б. Метод интервалов вычисления средних стандартной арифметических ошибки величин и с доверительных помощью таблиц. Сзсуми. 1966.
- Тадж Д. Влияние коммуникации между сверстниками на их развитие. Вопросы психологии. 1991. JSfol. с. 32 35.
- Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М., 1975. с. 344
- Тихомиров O.K. Психология мышления. М., 1984. с. 270.
- Томанов Л. В. Морозова А.В. Возрастные особенности регуляции активности сердечно-сосудистой системы детей 4 5 и 7 8 лет. Международная конференция, посвяшённая 100-летию со дня рождения А. Р. Лурия. М., 2002. с. 137 138.
- Тулупьева Т.В. Психологическая зашита и особенности личности в юношеском возрасте: Автореф. дис. на соискание учёной степени кандидата психологически наук. СПб., 2001. с. 25.
- Урицкий В.М., Музалевская Н. И. Фрактальные структуры и процессы в биологии (обзор). Биомедицинская информатика. СПб., 1995. с. 84.
- Ушаков Д.В. Интеллект: Структурно-динамическая теория. М., 2003. с 224. 162
- Ушакова Т.Н. Двойственность природы речеязыковой способности человека. Психологический журнал. 2004. Т.25. jsr22. с. 5 16. 147. Фёдоров Б. М. Стресс, кардиологические аспекты. Физиология человека. 1997. Т.23. Х22. с. 89 99.
- Фракталы в физике. М., 1998. с. 670.
- Фрейд А. Психология Я и защитные механизмы. М., 1993. с. 140.
- Психоанализ и детские неврозы. М 1997. с. 295
- Ходакова Е.Ю. Факторы среды и индивидуально-психологические различия старших школьников: Автореф. дис. на соискание учёной степени кандидата психологически наук. М., 2004. с. 21.
- Холодная М.А. Психология интеллекта. СПб., 2002. с. 264.
- Хорни К. Певроз и развитие личности. М., 1997.
- Чораян И.О. Онтогенетические аспекты совершенствования интеллектуальной деятельности. Психологический журнал. 2003. Т.24.-№ 3.-с.45−55.
- Шипицына Л. М. Иванов Е.С. Виноградов А. Д. Развитие личности ребёнка в условиях материнской депривации. СПб., 1997. 156. 111ипиць1на Л. М. Интегрированное обучение детей с проблемами в развитии. В сб. Компенсирующее обучение перспективы. Повгород. 1994. с. 42 45.
- Шогенов М.З. Об общих закономерностях формирования девиантной направленности. Вестник социальной работы. 2002. Вып.2. с. 95 -98.
- Шогенов М.З. Социально-психологическая дезадаптация детей как условие 105. 163 опыт, проблемы, семейного неблагополучия появления девиантного поведения. Вестник социальной работы. 2003. Вып.4. с. 98
- Эйдукайтис А.С. Оценка изменений корреляционной размерности динамического ряда RR-интервалов в ходе функциональной пробы с физической нагрузкой. Физиология человека. 2004. Т.ЗО. № 3. с. 7 5 8 1
- Эриксон Э. Детство и общество. СПб., 1996. с. 415.
- Ярославцева И.В. Депривированные дети: проблемы здоровья и адаптации. Иркутск., 2002. с. 160.
- Ярославцева И.В. Психология депривированного подростка. Иркутск, 2000.-с. 121.
- Ainsworth M.D., Bowlby Т. An ethological approach to personality development. Amer. Psychologist. 1991. V.46. P. 251 259.
- Albus M., MuUer-Spahn F., Ackenheil M., Engel R. Different stress responses to mental and physical stressors in healthy volunteers. Stress Medicine. 1990. № 4. P. 79 89.
- Belmont L., Marolla F.A., 1973. цит. no Крайг Г., 2002.
- Brenner I.K., Thomas S., Shephard R.J. Autonomic regulation of circulation during exercise and heat exposure. Inferences from heart rate variability. SportsMed. 1998. V.26. 2 P. 7 9 9 1
- Cramer Ph. Evidence for change in childrens use of defense mechanisms. J. of personality. 1997. V65. № 2. P. 233 249.
- Eves F.F., Gruselier J.H. Individual differences in the cardiac response to high intensity auditoy stimulation. Psychophysiology. 1984. V.3. Xo3.P.367−378.
- Feuerstein R., Rand J., Hoffman M., Miller R. Instrumental enrichment. An intervention program for cognitive modifiability. Baltimor, 1980.
- Friedman M., Resenman R. Type A behavior and your heart. Greenwich, Conn.: Fawcett, 1974.
- Glaser R. Education and thinking: the role of knowledge. Amer. Psychologist. 1984. V.39. P. 421 430. 164
- Hunt E. Intelligence as an information processing concept. Brit. J. of Psychology. 1980. V. 71. p. 449 474. 175. McMfhus I.e., Mascie-Taylor G.G.N., 1984. цит. no Крайг Г., 2002.
- Musha Т., Yamamoto M. 1/f like fluctuations, biological rhythm. Proc. 3-th Int. Cong, of Noise in physical systems and 1/f Fluctuations. Singapore, 1995. p. 2 2 3 1
- Nakanishi A., Tbabta R., Kobayashy Т., Effect of aging and diseases to fluctuation of EGG RR intervals. Proc. 1-th Int. Conf. on Noise in Physical Systems and 1/f Fluctuations. Tokyo, 1991. p. 699 704.
- Newman H.H., Freeman F.N., Holzinger K.J., 1937. цит. no Крайг Г., 2002.
- Plutchic R., Kellerman H., Conte H. A structural theory of ego defences and emotions Emotions in personality and psychopathology. 1979. P. 123 156. 180. Rim Y., 1984. цит. no Крайг Г., 2002.
- Rutter M.L., Madge M., 1976. цит. no Крайг Г., 2002.
- Staats A.W. Learning and cognitive development. Chicago, 1970.
- Task Force of the European Society of Cardiology and the North American Society of Pacing and Electrophysiology. Heart Rate Variability. Standards of measurements. Physiological Inteфretation and Clinical Use. Europ. Heart J. 1996. V.17. p. 354 381.
- Zajonc R.B., Markus G.B., 1979. цит. no B.H. Дружинину, 1999. 165