Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Совершенствование механизма экономического развития предприятий на основе инновационной деятельности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Положения диссертационного исследования, выносимые на защиту. На защиту выносят следующие положения, имеющие научную новизну и практическую значимость: содержание механизма экономического развития предприятия во взаимосвязи с его инновационной деятельностьюклассификация факторов экономического развития промышленного предприятияметодический подход к обоснованию стратегии экономического развития… Читать ещё >

Содержание

  • 1. Теоретические аспекты механизма экономического развития предприятий на основе инновационной деятельности
    • 1. 1. Сущность и содержание механизма экономического развития предприятия
    • 1. 2. Научный подход к обоснованию и классификации факторов экономического развития промышленных предприятий
    • 1. 3. Управление экономическим развитием предприятия на основе инновационной деятельности
    • 1. 4. Содержание стратегии экономического развития предприятия
  • 2. Методы исследования тенденций развития предприятий на основе активной инновационной деятельности
    • 2. 1. Методика диагностики экономического роста предприятий кондитерской промышленности
    • 2. 2. Методический подход к обоснованию стратегии экономического развития отраслевых предприятий на основе инновационной деятельности
    • 2. 3. Моделирование экономического роста предприятий с учетом сбалансированного использования имеющихся ресурсов
  • 3. Механизм стратегического развития предприятия на основе инновационной деятельности
    • 3. 1. Системный подход к обеспечению развития предприятия в условиях динамической предпринимательской среды
    • 3. 2. Механизм обеспечения экономического развития предприятия на основе инновационной деятельности
    • 3. 3. Стратегические направления развития предприятий кондитерской промышленности с учетом целевых инноваций

Совершенствование механизма экономического развития предприятий на основе инновационной деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Деятельность многих российских промышленных предприятий характеризуется негативными тенденциями падения производства, низкой инновационной активности, неконкурентоспособностью продукции, неэффективной системой управления. Вместе с тем, стабильный экономический рост возможен только на инновационной основе при активном использовании современных научно-технических достижений. Проблемам инновационного развития экономики уделяется значительное внимание, как на уровне Правительства, так и на региональном уровне. Целью инновационной политики РФ является увеличение ВВП за счет развития инновационных технологий и методов управления предприятиями, что требует формирования и функционирования в рамках предприятия соответствующего механизма управления инновационными процессами, позволяющего генерировать, воспроизводить и использовать научно-технические инновации для повышения темпов экономического развития хозяйствующих субъектов.

Прогресс промышленного производства сдерживается несоответствием теоретико-методической базы предпринимательской среде функционирования предприятия, возникает потребность в уточнении стратегии экономического развития с учетом особенностей инновационной деятельности, его организационно-экономической природы и содержательного характера. С данных позиций актуальность темы исследования заключается в необходимости совершенствования механизма экономического развития предприятий в условиях активизации инновационной деятельности с целью выработки направлений повышения потенциала экономических систем.

Степень изученности проблемы. Исследованию сущности и содержания экономического развития промышленного производства посвящены работы многих отечественных и зарубежных ученых.

Проблемам теории и практики инновационной деятельности уделено внимание отечественных ученых: В. М. Анынина, В. П. Баранчеева, А. А. Дагаева, А. П. Градова, С. Д. Ильенковой, Р. А. Фатхутдинова. Значительный вклад внесли зарубежные экономисты: П. Ф. Дракер, Ф. Валента, С. Кузнец, Б. Твисс, Й. Шумпетер, Адам Б. Яффе.

В исследовании теоретических и практических аспектов механизма стратегического управления экономическим развитием отраслевых предприятий на основе инновационной деятельности автор руководствовался научными взглядами Ю. П. Анисимова, В. М. Баутина, А. М. Букреева, И. П. Богомоловой, В. П. Воронина, В. Г. Закшевского, Т. И. Овчинниковой, А. И. Хорева, Л. И. Чурикова, Л. В. Шульгиной.

Несмотря на многообразие научных исследований проблемы экономического развития, многие теоретические и методические вопросы недостаточно проработаны. Возможны дополнения теоретических положений, отражающих механизм экономического развития на основе научно-технического прогресса и инновационной деятельности. Отсутствует общепризнанный подход к классификации факторов экономического развития, остаются неразработанными отдельные методические положения по оценке и моделированию стратегии экономического роста в развитии инновационной деятельности.

Необходимость усиления научной обоснованности механизма экономического развития промышленных предприятий в инновационной деятельности обусловили тему настоящего исследования, цели, задачи и структуру работы.

Цель и задачи исследования

Целью диссертационной работы является развитие теоретических положений, научно-методических и практических рекомендаций по совершенствованию механизма экономического развития предприятий кондитерской промышленности на основе управления инновационной деятельностью.

Достижение поставленной цели предопределило постановку и решение следующих задач: уточнить теоретические положения, отражающие сущность и содержание механизма экономического развития предприятия во взаимосвязи с инновационной деятельностьюопределить факторы экономического развития промышленного предприятиявыработать методический подход к обоснованию стратегии экономического развития предприятия на основе инновационной деятельностиразработать эконометрическую модель прогнозной оценки экономического роста предприятия и определения предельных эффектов действия факторов, обеспечивающих экономический ростоптимизировать материально-ресурсный, информационный и финансовый потоки производственно-коммерческой деятельности предприятия с использованием методических аспектов системного подхода на базе теории исследования операцийсформировать механизм разработки стратегии экономического развития предприятия на основе инновационной деятельности.

Объект исследования. В качестве объекта исследования выбраны предприятия кондитерской промышленности Центрального Федерального округа. Углубленные исследования отдельных аспектов механизма экономического развития проводились в ОАО «Воронежская кондитерская фабрика», ОАО «Кондитерская фабрика «Ударница», ОАО «Тульская кондитерская фабрика «Ясная Поляна», ОАО «Кондитерская фирма «ТАКФ" — ОАО «Липецкая кондитерская фабрика «Ликонф».

Предмет исследования. Предметом исследования является совокупность организационно-экономических отношений, возникающих в процессе совершенствования механизма экономического развития предприятия на основе инновационной деятельности.

Теоретической и методологической основой исследования послужили труды отечественных и зарубежных ученых-экономистов по проблемам формирования механизма экономического развития и инновационной деятельности. Методы исследования определялись целями и задачами работы и включали: теоретический анализ и синтез, системный подход, методы экономического и статистического анализа, экономико-математического моделирования, экспертных оценок, ранжирования и сравнения, регрессионного анализа.

Информационная база исследования включает публикации в периодических изданиях, материалы научно-практических конференций, нормативно-правовые акты РФ, официальные данные Госкомстата РФ (территориальный орган государственной статистики), бухгалтерскую, финансовую и иную отчетность исследуемых предприятий, ресурсы сети Интернет.

Научная новизна исследования. Научная новизна диссертационной работы заключается в развитии теоретико-методических подходов к совершенствованию механизма экономического развития предприятия на основе инновационной деятельности. Степень научной новизны характеризуют следующие наиболее существенные научные и практические результаты, полученные лично автором: уточнено содержание механизма экономического развития предприятия во взаимосвязи с инновационной деятельностью, отличающееся от известных положений совокупностью последовательных действий и элементов, направленных на его обеспечение с обоснованием системы инноваций в процессе постепенной экономической трансформацииобоснована классификация факторов экономического развития промышленных предприятий, в отличие от существующих подходов позволяющая отразить основные причины и обстоятельства, воздействующие на производственно-коммерческую деятельность промышленного предприятия и обеспечивающая его экономическое развитиевыработан методический подход к обоснованию стратегии экономического развития предприятия, отличающийся использованием системы показателей для оценки его конкурентных и инновационных возможностей при построении диаграммы стратегического положенияразработана эконометрическая модель бинарного выбора, отличием которой является возможность осуществления перспективной прогнозной оценки вероятности экономического роста предприятия на базе анализируемых факторов и определения предельных эффектов влияния каждого из них на экономический ростпроведена оптимизация материально-ресурсного, информационного и финансового потоков производственно-коммерческой деятельности предприятий кондитерской промышленности с использованием методов исследования операций и системного анализа, реализованных с помощью программного продукта, отличительной особенностью которого является возможность максимизации показателей экономического развитиясформирован механизм разработки стратегии экономического развития предприятия на основе инновационной деятельности, отличающийся использованием математического моделирования экономических процессов, направленных на достижение соответствия внутренних возможностей предприятия требованиям внешней среды и минимизирующий дисбаланс целевых характеристик стратегических альтернатив его развития.

Практическая значимость работы. Результаты исследования могут быть использованы в процессе совершенствования механизма экономического развития предприятий кондитерской промышленности, осуществляющих инновационную деятельность.

Практическое значение имеют научные и прикладные разработки, содержащие: методический подход к обоснованию стратегии экономического развития предприятия с учетом инновационной деятельности, позволяющий исследовать его конкурентные и инновационные возможности, а также определить стратегию перспективного развитиямодель прогнозирования вероятности экономического роста предприятия под влиянием факторов, отражающих внешние и внутренние условия деятельности экономической системымеханизм формирования стратегии экономического развития предприятия на основе инновационной деятельности с целью создания оптимального соответствия внутренних возможностей предприятия требованиям внешнего окружения.

Использование разработанных автором научно-методических положений и рекомендаций будет способствовать разрешению основных противоречий и совершенствованию управления отраслевыми предприятиями.

Внедрение и апробация результатов исследования. Теоретические положения и практические результаты проведенного диссертационного исследования докладывались на международных, межвузовских и отчетных научно-практических конференциях в Воронежской государственной технологической академии, Воронежском государственном техническом университете в 2007;2009 гг.

Содержащиеся в диссертационной работе рекомендации внедрены в практическую деятельность ряда предприятий: ОАО «Воронежская кондитерская фабрика», ЗАО «Кондитерская фабрика «Славянка», ОАО «Хлебозавод № 2», ООО «Шеврон», что подтверждено актами внедрения. Основные положения диссертационной работы используются в учебном процессе ГОУ ВПО ВГТА при изучении дисциплины «Экономика организаций» для студентов экономических специальностей.

Положения диссертационного исследования, выносимые на защиту. На защиту выносят следующие положения, имеющие научную новизну и практическую значимость: содержание механизма экономического развития предприятия во взаимосвязи с его инновационной деятельностьюклассификация факторов экономического развития промышленного предприятияметодический подход к обоснованию стратегии экономического развития предприятия, основанный на построении диаграммы стратегического положенияэконометрическая модель прогнозирования вероятности экономического роста предприятияпроцедура обоснования выбора стратегии экономического развития предприятия с использованием системного анализа и решения задачи о максимальном потоке, учитывающая изменения происходящие в системе под воздействием факторов внутренней и внешней средымеханизм формирования стратегии экономического развития предприятия на основе инновационной деятельности, ориентированный на достижение максимального соответствия внутренних возможностей предприятия требованиям внешней среды.

Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников, включающего 175 наименований. Основное содержание работы изложено на 158 страницах компьютерного текста, содержит 10 таблиц, 31 рисунок, 40 формул и 23 приложения.

Данные выводы подтверждают статистические данные, показывающие, что основной целью инвестирования в основной капитал остается замена изношенной техники и оборудования, увеличение производственных мощностей с неизменной номенклатурой продукции и ее расширением, повышение экономической эффективности производства [43, С. 31].

Исходя из вышесказанного, по нашему мнению, в данных условиях стратегическое значение приобретает, во-первых, наиболее оптимальное формирование и использование собственных источников финансирования для вложений в объекты, обеспечивающие социально-экономическую значимость предприятия, увеличение доходности и процесс дальнейшего воспроизводства, с целью разработки и выведения на рынок новых видов продукции и торговых марок. Во-вторых, поиск внешних источников финансирования с разработкой соответствующих бизнес-планов, подтверждающих целесообразность объектов вложений средств. Последняя стратегическая установка имеет первостепенное значение, поскольку в структуре капитальных вложений затраты на приобретение технологических линий и комплексов по выпуску новой продукции составляют только 10−15%, основная же часть приходится на приобретение отдельных установок, часто уже бывших в употреблении [43, С. 32].

С позиции автора, обновление и расширение производства, планирование поставок необходимых компонентов и ресурсов, внедрение НИОКР для разработки и выпуска новых продуктов не сможет повысить эффективность деятельности предприятия без реализации конкурентных стратегий на рынке.

Исходя из сказанного, современный сбыт подразумевает глубокое изучение производителями кондитерских изделий канала продаж и использование информации из различных источников. Заказы от розницы передаются дистрибьюторами непосредственно предприятиям, которые используют оперативные данные о продажах для планирования загрузки своих производственных мощностей, а также для анализа цен с целью обобщения результатов для прогнозирования распределения спроса по сегментам и динамики этого распределения [80, С. 24].

Помимо этого для оценки эффективности развития и выработки предприятиями конкурентной стратегии, модели дистрибуции и управления поставками необходимо использовать мониторинг продаж независимых исследовательских компаний. Результаты исследований показывают реальное состояние локальных рынков. Так, по данным компании АСМекеп за последние два года идет смещение в сторону цивилизованной торговли — развиваются сети и минимаркеты за счет снижения доли продаж через продуктовые магазины и открытые рынки. В свою очередь, продуктовые магазины остаются, по прежнему, самыми емкими, при этом открытые рынки не столь стремительно снижают свою долю (рисунок 3.12).

Су пер м ар кеты/ Универсамы.

Минимаркеты.

Продуктовые магазины.

Булочные.

Киоски/ Павильоны.

Открытые рынки 122% в 190/0.

17%.

17%.

Н3% 3% —3 4%.

28% 26%.

36% 38%? 40% 12%.

О 2006 2007.

Рисунок 3.12 — Распределение продаж кондитерских изделий по каналам сбыта в натуральном выражении.

Следовательно, на наш взгляд, основной стратегической задачей кондитерского предприятия для построения розничной стратегии продвижения продукции, управления продажами и распределения ресурсов является сегментирование и классифицирование всех клиентов. Данная процедура, по словам Ю. А. Паршина, способствует разработке стратегии, позволяющей применять различные подходы сотрудничества с каждой группой с учетом своих потребностей и возможностей [105, С. 37].

Проведенное исследование стратегических направлений развития предприятий кондитерской промышленности позволило выделить основные особенности отрасли на современном этапе с учетом внедрения инноваций (рисунок 3.13).

С нашей точки зрения внедрение разработанных рекомендаций позволит, предприятиям кондитерской промышленности наиболее эффективно адаптироваться к требованиям рынка, провести необходимые преобразования организационно-управленческой структуры предприятий холдинговых структур, выработать направления по повышению качества и технологического превосходства выпускаемой продукции, разработать механизмы снижения затрат на ее изготовление на основе внедрения прогрессивных технологических методов нормализации, механизация и автоматизация производства, а также совершенствования методов логистики.

С целью совершенствования инновационных механизмов экономического развития предприятий кондитерской промышленности необходимо формирование научно-инновационной политики, охватывающей все структурные звенья и определяющей научно-технический прогресс.

Рисунок 3.13 — Особенности развития кондитерской отрасли с учетом внедрения целевых инноваций.

Заключение

.

Результаты выполненного диссертационного исследования позволили сделать следующие выводы:

1. Уточнено содержание механизма экономического развития предприятия во взаимосвязи с его инновационной деятельностью, отличающееся совокупностью последовательных действий и элементов его обеспечения. Изучение теоретических положений, позволило автору, опираясь на взгляды ученых и практиков, трактовать развитие как главную цель предприятия, основополагающую идею, важнейший методологический принцип, основу установления, объяснения взаимосвязей процессов и явлений в системе производственно-коммерческой деятельности. Критерием экономического развития является экономический рост — количественное увеличение и качественное совершенствование общественного продукта, — который обеспечивают факторы его производства как элементы системы предприятия: природные, человеческие, капитал (денежный капитал и средства производства), предпринимательская способность (система управления), осуществляющая инновационные изменения.

2. Обоснована классификация факторов экономического развития промышленных предприятий, которая дает возможность упорядочить внешние и внутренние факторы по степени важности на разных уровнях организационной иерархии, выявить доминирующие и установить их зависимость от других факторов.

3. Выработан методический подход к обоснованию стратегии экономического развития отраслевого предприятия с учетом инновационной деятельности позволяющий использовать систему параметров, отражающих конкурентные и инновационные возможности изучаемых объектов, показать их взаимосвязи при построении диаграммы стратегического положения, определить оптимальную стратегию дальнейшего развития предприятия.

4. Разработана эконометрическая модель бинарного выбора, способствующая осуществлению перспективной прогнозной оценки экономического роста предприятия на базе анализируемых параметров, определить, какие из них в большей степени его обеспечиваютобосновать принятие эффективных управленческих решений относительно выбора инновационных проектов с учетом возможностей предприятия, а также определить направления его дальнейшего развития.

5. Формирование стратегии развития предприятия базируется на разработанных автором методических положений в рамках системного анализа его деятельности на основе решения задачи о максимальном потоке, построении графической модели предприятия, что позволяет получить четкое визуальное и содержательное представление о системе, возможность производить расчеты изменений элементов системы под воздействием меняющихся условий и выработать направления развития предприятий кондитерской промышленности.

6. По результатам диссертационного исследования сформирован механизм разработки стратегии экономического развития предприятия на основе инновационной деятельности, отличающийся комплексным подходом и логическим набором необходимых процедур, ориентированных на максимальное использование преимуществ предприятия и устранение недостатков, выявленных на основе стратегической диагностики.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , П. В. Философия : учебник / П. В. Алексеев, А. В. Панин. — М.: Проспект, 1997. 564 с.
  2. , Е. Ю. Основные пути и факторы повышения конкурентоспособности промышленных предприятий / Е. Ю. Алексейчева // Пищевая промышленность. 2005. — № 2. — С. 90−92.
  3. , Ю. П. Доходность инновационной деятельности : монография / Ю. П. Анисимов, В. Б. Артемейко, О. А. Зайцева — под ред. Ю. П. Анисимова. Воронеж: АОНО «ИММиФ», 2002. — 192 с.
  4. , Ю. П. Устойчивость развития предприятия при инновационной деятельности : монография / Ю. П. Анисимов, О. Н. Григорова — под ред. Ю. П. Анисимова. Воронеж: АОНО «ИММиФ», 2006. — 188 с.
  5. , Ю. П. Управление устойчивым развитием предприятия на основе инноваций и интрапренерства / Ю. П. Анисимов, Ю. В. Журавлев, Г. Д. Черткова, А. В. Соломка. Воронеж: Изд-во ВГТА, 2006. — 403 с.
  6. , Ю. П. Управление инвестиционной активностью / Ю. П. Анискин, А. Ю. Бударов, В. В. Привалов, А. Н. Попов — под ред. Ю. П. Анискина. М.: Омега, 2002. — 272 с.
  7. , Н. А. Стратегия развития предприятия: основы методологии, опыт практические расчеты / Н. А. Анисова. — Екатеринбург: Сред.-Урал. кн. изд-во, 2004. 108 с.
  8. , И. Новая корпоративная стратегия / И. Ансофф — при содействии Э. Дж. Макдоннела. СПб.: Питер, 1999. — 416 с. — (Теория и практика менеджмента).
  9. Антикризисное управление / под ред. проф. Э. М. Короткова. 2-е изд., доп. и перераб. — М.: ИНФРА-М, 2007. — 620 с.
  10. , В. И. Экономическая теория / В. И. Антипина, И. Э. Белоусова, Р. В. Бубликова и др. — под ред. И. П. Николаевой. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ТК Велби — Изд-во «Проспект», 2006. — 576 с.
  11. , М. Основы стратегического менеджмента / М. Байгереев // Человек и труд. 2007. — № 2. — С. 12−16.
  12. , А. В. Темпы и качество экономического роста : новые подходы / А. В. Балабанов // Финансовый бизнес. — 2003. — № 6. — С. 48−45.
  13. Н.Баутин, В. М. Механизм агропромышленного взаимодействия субъектов молокопродуктового подкомплекса АПК в современных условиях: учеб. пособие с грифом Министерство сельского хозяйства РФ / В. М. Баутин. Воронеж: Изд-во ВГТА, 2004. — 135с.
  14. , В. П. Золото как фактор экономического роста: методологический аспект / В. П. Бауэр // Финансы и кредит. 2004. — № 27 (165). — С. 48−58.
  15. , Ф. Ф. Сущность понятия инновация и его классификация Электронный ресурс. / Ф. Ф. Бездудный, Г. А. Смирнова, О. Д. Нечаева // Инновации. 1998. — № 2−3. — Режим доступа: http://www.mag.innov.ru/. -17.12.2006.
  16. , Т. Чтобы было не только вкусно, но и рентабельно / Т. Богатова // Кондитерская промышленность. 2006. — № 4. — С. 4−6.
  17. , А. А. Тектология : всеобщая организационная наука: кн. 2 / А. А. Богданов. М.: Наука, 1989. — 304 с.
  18. , И. П. Организационно-экономические аспекты устойчивого развития предприятий на основе ресурсосбережения (на примере масло-жировых предприятий Воронежской области) / И. П. Богомолова, О. М. Пасынкова. Воронеж: Изд-во ВГУ, 2004. — 200 с.
  19. , И. П. Формирование экономического механизма развития предприятий на основе повышения качества продукции и услуг / И. П. Богомолова, А. Э. Тыртычный. Воронеж: Изд-во ВГУ, 2004. — 124 с.
  20. , А. Г. Методика формирования стратегии экономического развития предприятия / А. Г. Болдычева, Т. М. Панченко // Кондитерская промышленность. — 2006. — № 1. — С. 20−26.
  21. Болыиой толковый словарь русского языка / сост. и гл. ред. С. А. Кузнецов. СПб.: «Норинт», 1998. — 1536 с. 23 .Большой экономический словарь / под ред. А. Н. Азрилияна. 7-е изд., доп. — М.: Институт новой экономики, 2007. — 1472 с.
  22. , А. Б. Большой экономический словарь / А. Б. Борисов. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Книжный мир, 2007. — 860 с.
  23. В. Стратегия развития предприятия и инновационные приоритеты / В. Бородин, О. Бородина // Проблемы теории и практики управления. 2005. -№ 6. — С. 107−111.
  24. , А. М. Кризис-менеджмент в акционерных обществах / А. М. Букреев, И. В. Рощупкина — под общ. ред. А. М. Букреева. Воронеж: Изд-во ВГУ, 2006.-323 с.
  25. , А. Г. Рейтинговая оценка конкурентоспособности кондитерских предприятий Электронный ресурс. / А. Г. Бурда, В. В. Кочетов // Научный журнал КубГАУ. 2006. — № 17 (01). — Режим доступа: http://ej.kubagro.ru/2006/01/17/. — 20.09.2008.
  26. , В. Р. Стратегическое управление / В. Р. Веснин. М.: ТК Велби: Изд-во Проспект, 2004. — 328 с.
  27. , О. В. Направленность стратегического развития предприятия: модели, контроль и управляющие воздействия / О. В. Вишневская // Менеджмент в России и за рубежом. 2004. — № 5. — С. 58−65.
  28. , Л. К победе шаг за шагом / Л. К. Власова // Экономика и жизнь. 2007. — № 2. — С. 35.
  29. , М. В. Правовая сущность термина инновации / М. В. Волынкина. Инновации. — 2006. — № 1 (88). — С. 64−69.
  30. , В. П., Подмолодина, И. М. Теоретические основы экономического роста и конкурентоспособности России / Вестник Воронежской государственной технологической академии. 2005. — № 10. — С. 171−178.
  31. , Н. А. Исследование терминологически-классификационного аспекта инновационной деятельности / Н. А. Воронов // Вестник ИНГУ. Сер. Экономика и финансы. — Нижний Новгород, 2005. — Вып. 1 (7).-С. 285−295.
  32. , С. Р. Методика выбора стратегии развития предприятия / С. Р. Гаджибутаева // Экономинфо: науч.-практ. журнал — Воронеж, гос. технич. ун-т. 2006. — № 5. — С. 61−62.
  33. , Г. М. Инновационная стратегия предприятия / Г. М. Гвичия // Инновации. 2003. — № 9 (66). — С. 61−63.
  34. , Д. Б. Зонирование территории по степени нагрузки сточными водами с помощью обобщенной функции желательности / Д. Б. Гелашвили, А. А. Королев, В. А. Басуров // Поволжский экологический журнал. 2006. — № 2/3. — С. 129−138.
  35. , С. Ю. Теория долгосрочного технико-экономического развития / С. Ю. Глазьев. М.: ВлаДар, 1993. — 310 с.
  36. , В. А. Стратегия инновационного развития регионов России и роль университетских комплексов в модернизации образования Текст. / В. А. Голенков, Ю. С. Степанов, В. Г. Садков, П. Н. Машегов. М.: Машиностроение 1, 2003. — 286 с.
  37. , Е. П. Системный анализ как методологическая основа принятия решений / Е. П. Голубков // Менеджмент в России и за рубежом. -2003. -№ 3-С. 95−115.
  38. Гэлбрейт Джон Кеннет Экономические теории и цели общества: учеб. пособие / Джон Кеннет Гэлбрейт. М.: ЮНИТИ, 2000. — 342 с.
  39. , В. Б. О политике обновления производства предприятий в условиях дефицита инвестиций / В. Б. Дасковский, А. Д. Ефимов // Пищевая промышленность. 2007. — № 4. — С. 30−31.
  40. Дли, М. И. Формирование стратегии предприятия на региональном уровне / М. И. Дли, В. И. Рашевский // Пищевая промышленность. 2005. -№ 5.-С. 4−5.
  41. , Т. Н. Формирование и реализация стратегии экономического роста организаций потребительской кооперации Текст.: авто-реф. дис.. канд. экон. наук.: специальность 08.00.05 / Т. Н. Добродомова. — Белгород, 2008. 28 с.
  42. , С. В. Финансовый анализ : теория и практика: учеб. пособие / С. В. Дыбаль. СПб.: Бизнес-пресс, 2004. — 300 с.
  43. , А. Г. Улучшение качества продуктов питания как основа повышения конкурентоспособности / А. Г. Еганян // Пищевая промышленности. 2006. — № 6. — С. 34−35.
  44. , Ю. И. Проблемы управления и оптимизации ассортимента в кондитерском холдинге / Ю. И. Егоров, А. С. Носенко // Кондитерская промышленность. 2006. — № 6. — С. 4−6.
  45. , И. Н. Менеджмент корпорации : учебник / И. Н. Иванов. -М.: ИНФРА-М, 2004. 368 с.
  46. , С. Н. Макроэкономика / С. Н. Ивашковский. — 3-е изд., испр. М.: Дело, 2004. — 472 с.
  47. Инновационный менеджмент: учеб. пособие / под ред. В. М. Ань-шина, А. А. Дагаева. -М.: Дело, 2003. 528 с.
  48. Инновационный менеджмент: учебник / под ред. А. И. Базилевича, Л. Я. Аврашкова. М.: ИНФРА-М, 2007. — 348 с.
  49. Инновационный менеджмент в АПК: учеб. пособие для вузов по дисциплине «Менеджмент» / Р. Н. Минниханов и др. — М.: Изд-во МСХА, 2003.-432 с.
  50. Итоги работы кондитерской отрасли в 2007 году // Кондитерское производство. 2008. — № 2. — С. 6−7.
  51. , В. Г. Анализ макроэкономических показателей развития пищевой и перерабатывающей промышленности Российской Федерации за 1995−2006 гг. / В. Г. Кайшев // Пищевая промышленность. 2007. — № 5. -С. 42−45.
  52. , А. Реструктуризация в стратегии развития промышленных предприятий / А. Карлик, Е. Гришпун // Проблемы теории и практики управления. 2000. -№ 6. — С. 87−91.
  53. , М. Н. Семинар «Шоколад. Глазурь. Инновации» / М. Н. Кирюхина // Кондитерское и хлебопекарное производство. 2006. — № 6.-С. 4−5.
  54. Классики Кейнсианства: в 2 т. / Э. Хансен — ред. 3. А. Басырова — предисл. и сост. А. Г. Худокормов. М.: Экономика, 1997. — Ч. 3−4. — 414 с.
  55. , Г. Б. Микроэкономические факторы и ограничения экономического роста Электронный ресурс. / Г. Б. Клейнер. Режим доступа: http://rusref.nm.ru/kleiner.htm. — 24.10.2008.
  56. , В. В. Финансовый анализ: методы и процедуры / В. В. Ковалев. — М.: Финансы и статистика, 2003. 560 с.
  57. , В. В. Финансовый анализ: методы и процедуры / В. В. Ковалев. М.: Финансы и статистика, 2005 — 559 с.
  58. , Н. Д. Большие циклы конъюнктуры и теория предвиденья / Н. Д. Кондратьев. — М.: Экономика, 2002. — 768 с.
  59. , Н. Д. Проблемы экономической динамики / Н. Д. Кондратьев. -М.: Экономика, 1989. 526 с.
  60. , Н. Ю. Характер и факторы экономического роста в современной России : дис.. канд. экон. наук: специальность 08.00.05 / Н. Ю. Кравцова.- СПб., 2005. 176 с.
  61. , Н. Ш. Теория вероятностей и математическая статистика: учебник для студ. вузов, обуч. по экон. специальностям / Н. Ш. Кремер. — 2-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ, 2006. — 573 с.
  62. , В. В. Повышение конкурентоспособности предприятий при помощи коммуникационных воздействий / В. В. Кудрявцев // Пищевая промышленность. 2006. — № 10. — С. 34−35.
  63. , В. В. Влияние интеграционных процессов на конкурентоспособность предприятий / В. В. Кудрявцев // Пищевая промышленность. — 2007,-№ 7.-С. 56−57.
  64. , С. Современный экономический рост : результаты исследований и размышлений: нобелевская лекция / под ред. Ю. В. Яковца. СПб.: Гуманистика, 2003. — 421 с.
  65. , С. А. Инновации в рыночной экономике / С. А. Кузнецова // Бизнес в России. 2004. — № 2. — С. 11−17.
  66. , Д. Хозяйственная стратегия: разработка, осуществление, контроль / Д. Кэхилл // Проблемы теории-и практики управления 2001. -№ 1.-С. 92−93.
  67. , Д. Б. Процедура формирования стратегии промышленного бизнеса в условиях внедрения продуктовых инноваций / Д. Б. Лебединская // Экономинфо: науч.-практ. журн. — Воронеж, гос. технич. ун-т. 2005. — № 3. — С. 36−40.
  68. , М. В. Системный подход в менеджменте / М. В. Локтионов. М.: Генезис, 2000. — 288 с.
  69. , Л. И. Экономико-математический словарь / Л. И. Ло-патников. М.: Наука, 1987. — 509 с.
  70. , Л. И. Экономико-математический словарь : словарь современной экономической науки / Л. И. Лопатников. — 5-е изд., перераб. и доп. М.: Дело, 2003. — 520 с.
  71. , А. И. Международный бизнес : учеб. пособие / А. И. Лылов,
  72. A. А. Лылов, Ю. И. Мартынов — Воронеж, гос. ун-т — науч. ред.
  73. B. П. Воронин. Воронеж: Изд-во ВГУ, 2003. — 146 с.
  74. , Г. О. Использование фруктозы в производстве зефира на пектине / Г. О. Магомедов, Т. Н. Мирошникова, Л. А. Лобосова // Кондитерская промышленность. 2006. — № 3. —~С. 41−42.
  75. , М. Д. Совершенствование продвижения продукции / М. Д. Магомедов, А. С. Фролов // Пищевая промышленность. 2007. — № 3. —1. C. 24−25.
  76. , В. А. Стратегия развития промышленных предприятий в условиях нестабильной экономики : дис.. канд. экон. наук: специальность 08.00.05 / В. А. Мазаев. М., 2003. — 161 с.
  77. , Е. Е. Исследование инновационного потенциала при разработке стратегии предприятия / Е. Е. Макарова // Экономинфо: науч.-практ. журн. — Воронеж, гос. технич. ун-т* — 2006. № 6. — С. 22−25.
  78. , Е. Е. Методика анализа стратегического менеджмента при инновационной деятельности промышленных предприятий / Е. Е. Макарова // Экономинфо: науч.- практ. журнал — Воронеж, гос. технич. ун-т. — 2006.-№ 5.-С. 25−30.
  79. , Е. Е. Сущность и содержание стратегического менеджмента промышленных предприятий в условиях развития инновационной деятельности / Е. Е. Макарова // Экономинфо: науч.- практ. журн. — Воронеж, гос. техн. ун-т. 2004. — № 2. — С. 66−70.
  80. , К. Р. Экономикс : принципы, проблемы и политика: учеб. пособие / К. Р. Макконнелл, С. JI. Брю. — Пер. с англ. М.: Инфра-М. 2000. — 937 с.
  81. , К. Анти-Дюринг / К. Маркс, Ф. Энгельс // Сочинения: в 30 т. М.: Госполитиздат, 1962. Т. 20. — 817 с.
  82. , В. В. Макроэкономика-2 : учеб. пособие /
  83. B. В. Матершева, С. П. Клинова, Б. А. Соловьев. — Воронеж: Изд-во ВГУ, 2008.-373 с.
  84. , В. Г. Инновационный менеджмент / В. Г. Медынский. — М.: ИНФРА-М, 2002. 295 с. — (Серия «Высшее образование»).
  85. Менеджмент в АПК / Ю. Б. Королев, В. Д. Коротнев, Г. Н. Кочетова и др. М.: Колосс, 2007. — 424с.
  86. Микроэкономика. Теория и российская практика / под ред. А. Г. Грязновой, H. Н. Думной. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: КНОРУС, 2005. — 668 с.
  87. , Г. Стратегический процесс / Г. Минцберг, Дж. Б. Куинн,
  88. C. Гошал — пер с англ. под ред. Ю. Н. Каптуревского. — СПб.: Питер, 2001. — 688 с.
  89. , Ю. П. Инновационный менеджмент : учеб. пособие для вузов / Ю. П. Морозов, А. И. Гаврилов, А. Г. Городнов. 2-е изд., переб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. — 471 с.
  90. , В. Н. Стратегия устойчивого развития Российской Федерации / В. Н. Незамайкин // Финансы и кредит. 2005. — № 17 (185). -С. 31−35.
  91. , О. И. Стратегия экономического развития промышленного предприятия : дис.. канд. экон. наук: специальность 08.00.05 / О. И. Новакова. Волгоград, 2004. — 335 с.
  92. , С. М. Управление материальными потоками крупного кондитерского холдинга / С. М. Носенко, В. С. Кузнецов, В. В. Смирнов // Кондитерская промышленность. 2006. — № 2. — С. 4−8.
  93. Организация и ее деловая среда / В. Г. Смирнова, Б. 3. Мильнер, Г. Р. Латфуллин, В. Г. Антонов — науч. ред. А. И. Наумов. М.: ИНФРА-М, 1999. — 240 с. (17 — модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации» / Модуль 2).
  94. Основы экономического роста. Макроэкономика: ч. 2 / В. И. Боровиков, Ю. В. Бацунов, С. Н. Гапонова, Л. С. Докудовская, Л. И. Петренко, И. В. Школьник — под ред. В. И. Боровикова // Воронеж, гос. технич. ун-т. — Воронеж, 2003. 205 с.
  95. , М. С. Инновации как качественный фактор экономического роста : дис.. канд. экон. наук: специальность 08.00.01 / М. С. Очковская. М., 2007. — 156 с.
  96. , А. И. Стратегический менеджмент : учеб. пособие для вузов / А. И. Панов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. — 240 с.
  97. , Е. Л. Качество инновационного продукта / Е. Л. Пархоменко, Б. И. Герасимов, Л. В. Пархоменко — под науч. ред. докт. экон. наук, проф. Б. И. Герасимова. Тамбов: Изд-во ТГТУ, 2005. — 77 с.
  98. , Ю. А.Сегментирование клиентов для построения розничной стратегии кондитерского предприятия / Ю. А. Паршин // Пищевая промышленность. — 2009. № 1. — С. 36−37: *
  99. , А. Н. Методология выработки стратегии развития предприятия / А. Н. Петров. СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1992. — 127 с.
  100. Пидоймо, JL П. Положение предприятия на рынке в зависимости от факторов внешней и внутренней среды / JI. П. Пидоймо, А. П. Марюшен-кова — Воронеж, гос. технич. ун-т. Воронеж: ВГПУ, 2009. — 99 с.
  101. , С. Г. Формирование инновационной стратегии развития организации с использованием метода Innovation Scorecard / С. Г. Поляков, И. М. Степнов, А. В. Федоров // Инновации. 2003. — № 10 (67). — С. 46−51.
  102. , Р. А. Антикризисное-управление / Р. А. Попов. М.: Высш. шк., 2003. — 429 с.
  103. , М. Конкуренция / М. Портер — пер. с англ. М.: Изд. дом «Вильяме», 2000. — 495 с.
  104. , М. Э. Конкуренция / М. Э. Портер. М.: Вильяме, 2005.-608 с.
  105. Построение интегрированной системы управления пищевым холдингом // Пищевая промышленность. 2007. — № 11. — С. 42−43.
  106. , А. М. Процедура оценки уровня экономического роста предприятий с помощью функции желательности / А. М. Прыгунков // Вестник университета: гос. ун-т управления, 2009. № 16. — С. 221−223.
  107. , В. И. Венчурный капитал в стратегии антикризисного управления / В. И. Романчин, И. В. Скоблякова, В. Т. Смирнов. Орел: Изд-во ОГТУ, 2002.-246 с.
  108. Рынок кондитерских изделий в России // Кондитерское и хлебопекарное производство. 2007. — № 1. — С. 16.
  109. , Т. Ф. Направление реструктуризации ассортиментной политики предприятий пищевой промышленности / Т. Ф. Рябова, В. В. Мозолин, Е. А. Шамшура // Пищевая промышленность. 2006. — № 10. — С. 36−38.
  110. , Т. В. К разработке региональных концепций создания функциональных изделий / Т. В. Савенкова, М. А. Талейсник, М. Г. Гаппа-ров, JI. Н. Шатнюк // Кондитерское производство. 2008. — № 2. — С. 12−13.
  111. , Т. В. Научные принципы создания технологий производства функциональных кондитерских изделий (на примере помадных конфет) / Т. В. Савенкова, А. П. Ходак // Кондитерское производство. 2007. -№ 6. -С. 16−18.
  112. , А. В. Организационно-экономический механизм инновационного развития большой компании : автореф. дисс.. докт. экон. наук: специальность 08.06.01 / А. В. Савчук. Донецк, 2003. — С. 32.
  113. , Е. Правовое регулирование инновационной деятельности в Российской Федерации Электронный ресурс. / Е. Самылина. 2006. — Режим доступа: http://www.advocacy.ru/pub/innovacii.pdf.
  114. , Б. Сила инновационного саморазвития / Б. Санто // Инновации. 2004. — № 2 (69). — С. 5−15.
  115. , Дж. Экономикс / Дж. Сломан — пер. с англ. под ред. С. В. Лукина. 5-е изд. — СПб.: Питер, 2005. — 832 с.: ил. — (Серия «Учебник» для вузов").
  116. Современный экономический словарь / под ред. Б. А. Райзберга, Л. Ш. Лозовского, Е. Б. Стародубцевой. — 5-е изд., перераб. М.: Инфра-М, 2006. — 495 с.
  117. , Е. В. Методика оценки инновационной активности промышленных предприятий / Е. В. Солнцева // Экономинфо: науч.-практ. журн.- Воронеж, гос. технич. ун-т. — 2006. № 6. — С. 33−37.
  118. Состояние российского кондитерского рынка // Кондитерское и хлебопекарное производство. — 2007. — № 6. С. 23.
  119. , А. Ориентиры экономического роста / А. Спицин // Экономист. 2004. — № 10.-С. 35−41.
  120. , M. П. Оценка конкурентоспособности предприятия и сценарный прогноз развития внешней среды / М. П. Стеколыцикова, О. М. Новак // Кондитерская промышленность. 2006. — № 3. — С. 4−8.
  121. Стратегический менеджмент / под ред. А. Н. Петрова. — СПб.: Питер, 2005. — 496 с. — (Серия «Учебник для „вузов“).
  122. , Г. И. Стратегия и тактика укрепления конкурентной позиции промышленных предприятий хлебопекарной отрасли / Г. И. Тамошина, В. П. Воронин, H. Н. Сивальнева. — Воронеж: Изд-во ВГТА, 2006.-132 с.
  123. , X. А. Введение в исследование операций : пер. с англ. / X. A. Taxa. 7-е изд. — М.: Вильяме, 2005. — 901 с.
  124. Теория организации: учеб. пособие / О. Г. Туровец, В. Н. Родионова — Воронеж, гос. технич. ун-т. — Воронеж, 1998. — 106 с.
  125. , А. А. Стратегический» менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии: учеб. для вузов / А. А. Томпсон, А. Дж. Стрикленд / пер с англ. под ред. JI. Г. Зайцева, М. И. Соколовой. — М.: Банки и биржи — ЮНИТИ, 1998. 576 с.
  126. Толково-энциклопедический словарь. СПб.: Норин, 2006. -2144 с.
  127. , А. А. Оценка инновационной активности / А. А. Трифилова // Инновации. 2003. — № 10. — С. 51−55.
  128. , Ю. В. Способы реструктуризации дебиторской и кредиторской задолженности холдингов / Ю. В.' Трушин // Пищевая промышленность. 2006. — № 10. — С. 34−35.
  129. , Ю. В. Определение приоритетности привлечения внешних инвестиций для развития производства / Ю. В. Трушин, Н. И. Кочуров // Пищевая промышленность. 2006. — № 9. — С. 52−54.
  130. , А. И. Экономические стратегии управления бизнесом в рыночных условиях. / А. И. Удовиченко, Н. А. Серебрякова, JI. И. Чуриков. -Воронеж: Изд-во ВГУ, 2004. — 552 с.
  131. Управление организацией: учеб. пособие / под ред.
  132. A. Г. Поршнева, 3. П. Румянцевой, Н. А. Соломатина. — М.: Инфра-М, 2000. 697 с.
  133. , И. В. Стратегия экономического роста мебельного производства в регионе на основе инновационной деятельности : автореф. дис.. канд. экон. наук: специальность 08.00.05 / И. В. Усачева. — Воронеж, 2007.-21 с.
  134. , Р. А. Инновационный менеджмент : учебник / Р. А. Фатхутдинов. 2-е изд., — М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2000. — 624 с.
  135. , Р. А. Стратегический менеджмент / Р. А. Фатхутдинов. 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Дело, 2001. — 448 с.
  136. Фаузер, В.. Корпоративные стратегии Электронный ресурс. /
  137. , Н. П. О целях и стратегии социально-экономического развития России / Н. П. Федоренко // Экономика и математические метод. — 2003.-Том 39, № 1,-С. 3−13.
  138. , Е. Н. Инновационная стратегия развития предприятия в переходном периоде : дис.. канд. экон. наук: специальность 08.00.05 / Е. Н. Федорова. СПб., 2002. — 178 с.
  139. , В. О. Состав и структура организационно-экономического механизма управления собственностью крупных промышленных корпоративных образований / В. О. Федорович // Сибирская Финансовая Школа. 2006. — № 2. — С. 45−54.
  140. , О. К. Планирование, финансы, управление на предприятии : практ. пособие / О. К. Филатов, J1. А. Козловских, Т. Н. Цветкова. М.: Финансы и статистика, 2004. — 384 с.
  141. , А. В. Циклы Кондратьева в экономике России : учеб. пособие / А. В. Фомина. М.: ЮНИТИ, 2005. — 145 с.
  142. , Ю. И. Методология исследования категории «новая стоимость» / Ю. И. Хаустов. — Воронеж: Изд-во ВГУ, 2003. 81 с.
  143. , Н. К. Математическое моделирование экономических систем / Н. К. Хачатрян. М.: Изд-во «Экзамен», 2008. — 158 с.
  144. , К. Ю. Структура формирования стратегии создания новой продукции / К. Ю. Хватов // Экономинфо: науч.-практ. журн. — Воронеж, гос. технич. ун-т. 2004. — № 1. — С. 64−69.
  145. , А. И. Формирование инновационного механизма предприятий промышленности / А. И. Хорев, В. Б. Артеменко, И. В. Платонова. — Воронеж: Изд-во ВГТА, 2006. 188 с.
  146. , А. И. Формирование механизма стратегического управления устойчивым развитием предприятия (на примере предприятий мясной промышленности) / А. И. Хорев, А. И. Пахомов, Ю. А. Саликов, С. А. Ушаков. Воронеж: Изд-во ВГТА, 2006. — 220 с.
  147. , А. И. Моделирование вероятности наступления экономического роста предприятия (на примере ОАО «Воронежская кондитерская фабрика») / А. И. Хорев, А. М. Прыгунков // Финансы. Экономика. Стратегия. 2009. — № 9. — С. 31−34.
  148. , А. И. Применение системного подхода для построения модели предприятия, поддерживающего экономический рост / А. И. Хорев, ' А. М. Прыгунков // Финансы. Экономика. Стратегия. — 2009. — № 4. С. 10−12.
  149. , О. М. Инновационный менеджмент : учеб. пособие / О. М. Хотяшева. СПб.: Питер, 2005. — 318 с. — (Серия. «Учебное пособие»).
  150. , В. А. Моделирование экономического роста / В. А. Цы-батов — науч. ред. Г. Р. Хасаев. — Самара: Изд-во СГЭУ, 2006. — 385 с.
  151. , А. В. Разработка методики выбора стратегии развития производственной организации (на основе двухступенчатой критериальной оценки): дис.. канд. экон. наук: специальность 08.00.05 / А. В. Шевченко. -Москва, 2007. 152 с.
  152. , И. В. Факторы экономического роста в России / И. В. Шевченко, Е. Н. Александрова // Финансы и кредит. № 7 (121). — 2003. — С. 2−7.
  153. , П. В. Менеджмент : управление организационными системами: учеб. пособие / П. В. Шеметов, JI. Е. Чередникова, С. В. Петухова. М.: Изд-во «Омега-JI», 2007. — 406 с.
  154. , JI. С. О некоторых понятиях стратегического управления / Л. С. Шеховцева // Менеджмент в России и за рубежом. 2002. -№ 6. — С. 34−40.
  155. , H. Н. Методика финансового анализа предприятия / H. Н. Шишкоедова // Экономический анализ: теория и практика. 2005 — № 3 (36).-С. 49−53.
  156. , С. Е. Выбор стратегии развития малого инновационного предприятия на основе матричной модели : автореф. дис.. канд. экон. наук: специальность 08.00.05 / С. Е. Шкуратов. М., 2006. — 25 с.
  157. , Л. В., Евсеева, С. В. Развитие механзма потребительского кредитования в России ФЭС / Шульгина Л. В., Евсеева С. В. // Финансы. Экономика. Стратегия. 2008. — Т. 51. № 1. — С. 42−46.о с
  158. , И. Теория экономического развития / И. Шумпетер. — М.: Прогресс, 1982. 455 с.
  159. Экономическая теория: учебник / под ред. А. Г. Грязновой, Т. В. Чечеловой. М.: Изд-во «Экзамен», 2003. — 589 с.
  160. Экономическая теория: учебник для студентов вузов / под ред. В. Д. Камаева. — 11-е изд., перераб. и доп. — М.: Гуманитар, изд. центр «ВЛАДОС», 2005. 592 с.
  161. Экономическая энциклопедия / науч.-ред. совет изд-ва «Экономика» — ин-т экон. РАН — гл. ред. Л. И. Авалкин. М.: ОАО Изд-во «Экономика», 1999.-1055 с.
  162. Экономический словарь / под ред. А. Н. Азрилияна. М.: Институт новой экономики, 2007. — 1152 с.
  163. Энциклопедический словарь: в 3 т. М.: Большая советская энциклопедия, 1953. — Т. 1. — 690 с.
  164. , Ю. В. Эпохальные инновации 21 века / Ю. В. Яковец. — М.: Экономика, 2004. 446 с.
  165. , Е. Структурный маневр и экономический рост / Е. Ясин // Вопросы экономики. 2003. — № 8. — С. 6−7.
  166. Chandler, A. D. Strategy and structure: A Chapter in the History of Industrial Enterprises / A. D. Chandler. Cambridge Mass: MITPress, 1962. — 724 p.
Заполнить форму текущей работой