Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Механизм формирования доходов розничного торгового предприятия и пути его совершенствования

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Изменение уровня торговых надбавок естественно скажется на снижении или повышении розничных цен на отдельные товары. Наиболее существенно снизятся розничные цены на чай — на 12,1%, водку и ликеро-водочные изделия — на 11,5%, сыр — на 10,9%, табачные изделия на 10,3%. Вместе с тем, значительно повысятся розничные цены на соль — на 66,7%, сельди — на 52,09%, муку — на 50,9%, сахар — на 43,5… Читать ещё >

Содержание

  • Введение ^
  • 1. Экономическое содержание доходов и издержек обращения торгового предприятия
    • 1. 1. Экономическое содержание и источники формирования доходов розничного торгового предприятия. у
    • 1. 2. Экономическая характеристика издержек обращения торгового предприятия ib
  • 2. Определение издержек обращения розничного торгового предприятия по реализации отдельных товаров 55~
    • 2. 1. Анализ методов расчета издержек обращения по товарным группам в розничной торговле. ° «
    • 2. 2. Методика определения издержек обращения по отдельным группам продовольственных товаров W
  • 3. Экономическое обоснование доходов розничного торгового предприятия {
    • 3. 1. Анализ рентабельности реализации отдельных групп продовольственных товаров 4QO
    • 3. 2. Обоснование размера торговых надбавок в розничном торговом предприятии по системе «Затраты плюс прибыль» {о
    • 3. 3. Экономическое обоснование размера торговых надбавок с учетом эластичности спроса от цены у^Ъ
  • Заключение.
  • Список использованной литературы Ч
  • Приложения

Механизм формирования доходов розничного торгового предприятия и пути его совершенствования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

диссертационного исследования.

Основным показателем хозяйственной деятельности предприятий торговли в условиях рынка является прибыль. Важнейшим фактором, позволяющим торговому предприятию покрыть необходимые расходы, выполнить обязательства перед бюджетами всех уровней и получить прибыль, являются доходы, которые в основном определяются размерами торговых надбавок по отдельным товарам.

Переход к рыночным условиям хозяйствования коренным образом изменил условия формирования доходов розничных торговых предприятий.

В настоящее время предприятия торговли независимо от подчиненности и форм собственности самостоятельно устанавливают размеры торговых надбавок (наценок) при формировании розничных цен, по подавляющему большинству товаров исходя из экономических условий деятельности, т. е. размер максимальной и минимальной торговой надбавки (наценки) не регламентирован. Вместе с тем размер торговых надбавок (наценок) должен обеспечивать торговому предприятию с одной стороны, безубыточную работу, а с другой стороны, нормальную прибыль, обеспечивающую возможности капитализации ее части, а также идущую на потребление и удовлетворение социальных потребностей собственника и наемных работников. Кроме того, торговая надбавка являясь элементом розничной цены товара не должна быть завышена, т.к. в противном случае это приведет к повышению розничных цен и снижению конкурентоспособности предприятия.

Таким образом, для экономического обоснования размера торговых надбавок должны быть разработаны: методика определения издержкоемкости реализации отдельных товарных групп на уровне торгового предприятия, а также методика определения потоварной рентабельности.

Кроме того, торговые надбавки должны учитывать изменение спроса населения на товары в зависимости от изменения розничных цен.

Цель и задачи исследования

.

Целью диссертации является формирование теоретических, методических и практических подходов к оценке издержкоемкости реализации отдельных групп продовольственных товаров, расчету их рентабельности и экономическому обоснованию размера торговых надбавок с учетом конъюнктуры торговли на уровне торгового предприятия.

Названная цель предполагает решение следующих задач:

— проанализировать эффективность действующей системы торговых надбавок в розничной торговле продовольственными товарами;

— проанализировать имеющиеся методы определения издержкоемкости реализации отдельных товаров;

— разработать систему показателей, оказывающих определяющее влияние на расходы по статьям издержек обращения с позиции реализации отдельных продовольственных товаров;

— разработать методику определения издержкоемкости реализации отдельных продовольственных товаров практически приемлемую для использования на уровне розничного торгового предприятия;

— разработать методику определения рентабельности реализации отдельных товаров;

— разработать методику установления торговых надбавок по отдельным товарам с учетом изменения цен на них.

Перечисленные задачи рассмотрены в диссертации и по ним сделаны соответствующие выводы.

Теоретические и методологические основы исследования.

Теоретической и методологической основами исследования в диссертации явились труды отечественных ученых по исследуемым вопросам: М. И. Баканова, А. А. Белова, Э. Ш. Гуковской, В. А. Кантаровича, С. Н. Капелюша, Е. Я. Линецкого, A. J1. Макаровой.

В работе использованы также теоретические положения и выводы прикладных исследований немецкого экономиста М.Биттинг.

В основе диссертационной работы лежит диалектический метод, предусматривающий изучение экономических и социальных явлений в их взаимосвязи и постоянном развитии.

В процессе написания работы применялись различные статистические и экономико-математические методы, а также общенаучные приемы и методы.

Научная новизна.

Научная новизна исследования заключается в разработке научных и практических рекомендаций по определению размера торговых надбавок в розничных предприятиях по торговле продовольственными товарами.

В результате получены следующие наиболее существенные научные результаты: предложена система показателей, влияющих на суммы расходов по статьям издержек обращения в разрезе отдельных продовольственных товарных групппредложена методика определения издержек обращения по отдельным продовольственным товарным группампроанализирована рентабельность реализации отдельных продовольственных товарных групппредложена методика установления размеров торговых надбавок с уметом конъюнктурных условий деятельности торгового предприятия.

Практическая значимость.

Проведенное исследование позволило разработать пригодную для практического использования методику определения величины торговых надбавок по отдельным продовольственным товарам с учетом их издержкоемкости и рентабельности, а также с учетом изменения цен и спроса на них.

Апробация работы и публикации.

Основные положения диссертационной работы прошли апробацию в одном из крупнейших универсамов Санкт-Петербурга и практически используются в АОЗТ «Универсам Южный». По основным результатам исследований опубликовано 4 статьи.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Основой жизнедеятельности предприятий и отраслей является создаваемая в них добавленная стоимость за счет которой возмещаются потребленные авансированные ресурсы и другие затраты, а также формируется прибыль. В торговле в качестве добавленной стоимости выступает валовая прибыль (валовой доход), который создается трудом торговых работников. Кроме того, в качестве источника возмещения затрат на выполнение торговых функций и получения нормальной прибыли, выступает прибавочный продукт, создаваемый производственными предприятиями и передаваемый в торговлю в качестве оплаты услуг по реализации созданных в производстве товаров.

На практике применяются самые разнообразные источники формирования доходов торговых предприятий от обычной деятельности: от надбавок или наценок за товарные операции до комиссионных или процента от товарооборота за услуги по организации рыночных связей или помощь в ориентации на рынке. Основным видом деятельности розничного торгового предприятия является продажа товаров, а основной доход — разница между продажной и покупной ценой товараваловая прибыль.

Валовая прибыль торгового предприятий в основном образуется за счет торговых надбавок, которые предназначены для возмещения издержек обращения, уплаты налогов и получения чистой прибыли.

Торговая надбавка — это денежное выражение определенной части стоимости товара. Выполняя определенную и самостоятельную роль, эта часть цены обособляется и выражает специфическую часть стоимости, созданную в сфере обращения. Реализованная торговая надбавка не является избытком цены над стоимостью, она по своей природе есть часть стоимости.

Стоимость представленная суммой реализованных торговых надбавок, неоднородна по своему составу и происхождению. В ней содержится старая стоимость (овеществленный труд) и новая стоимость (живой труд). Старая стоимость представлена суммой издержек обращения за минусом заработной платы и отчислений с нее в социальные фонды. Вновь созданная стоимость, входящая в сумму реализованных надбавок, создана живым трудом самих торговых работников, занятых в области продолжения процесса производства в сфере обращения.

До 1992 г. торговые скидки утверждались в централизованном порядке Государственным Комитетом цен при Совете Министров СССР в % к розничной цене товара. Система торговых скидок основывалась на их дифференциации: по отдельным товарам и товарным группампо местонахождению торговых организацийпо принадлежности торговых организаций к той или другой торговой системе.

В настоящее время предприятиям торговли независимо от подчиненности и форм собственности предоставлено право самостоятельно устанавливать размеры торговых надбавок по подавляющему большинству товаров при формировании свободных (рыночных) розничных цеп на отечественные и импортные товары с учетом их качества, конъюнктуры рынка и сложившегося уровня цен в регионе т. е. размер максимальной и минимальной торговой надбавки для предприятий торговли не регламентирован.

Размер торговых надбавок в значительной степени определяется суммой издержек обращения по реализации отдельных товаров.

Издержки обращения представляют собой выраженные в денежной форме текущие затраты по доведению товара от производства до потребителя.

Затраты, включаемые в состав издержек обращения, классифицируются по различным признакам: по участию в образовании стоимости товара (дополнительные и чистые) — по способу отнесения на отдельные товары и товарные группы (прямые и косвенные) — по составу (простые и комплексные) — по рациональности использования (производительные и непроизводительные) — по экономическому содержанию затрат (материальные расходы, расходы на оплату труда, отчисления на социальные нужды, амортизация основных средств, прочие расходы)-по степени зависимости от объема товарооборота (переменные и постоянные).

Объем товарооборота оказывает определяющее влияние на сумму и уровень издержек обращения, однако деление расходов на переменные и постоянные условно. Многие виды расходов для одних предприятий могут рассматриваться как переменные, а для других — как постоянные затраты. Список переменных и постоянных издержек обращения для каждого предприятия может быть свой, но критерий классификаций универсален: зависимость или независимость от изменения объема товарооборота. Наиболее верно деление расходов на четыре группы: постоянные, полупостоянные, полупеременные и переменные.

Конкретное отнесение статьи издержек обращения к той или иной группе должно осуществляться на основе значений коэффициентов корреляции, характеризующих тесноту связи между суммами расходов по отдельным видам затрат и объемом товарооборота.

Решение проблемы установления экономически обоснованных размеров торговых надбавок невозможно без разработки практически приемлемой методики определения издержкоемкости реализации отдельных товаров.

В настоящее время отсутствует учет издержек обращения по отдельным товарным группам. В экономической литературе предлагается целый ряд методов для определения издержкоемкости товаров, которые имеют, как свои достоинства, так и недостатки. Методика расчета издержек обращения по отдельным товарам должна отвечать двум требованиям: во-первых, она должна быть научно обоснованной и давать достоверные результаты и во-вторых, она должна быть достаточно простой с тем, чтобы ее могли использовать любые предприятия: от самого малого до самого крупного.

Этим требования отвечает комбинированный метод определения издержек обращения по товарным группам, сочетающий распределение расходов по отдельным статьям: 1). С помощью коэффициентов издержкоемкости- 2). Пропорционально удельному веса объема товарооборота по отдельным товарным группам- 3) Пропорционально суммам расходов по другим статьям издержек обращения.

Основным методическим вопросом при определении издержек обращения по товарным группам с помощью коэффициентов издержкоемкости является вопрос о выборе тех экономических показателей, на основе которых определяется издержкоемкость отдельных товарных групп. Эти экономические показатели должны характеризовать факторы, формирующие затраты в процессе обращения товаров отражающие специфику торговли отдельными товарами. Разные виды затрат, связанные с теми или иными торговыми операциями, зависят от разных факторов, и поэтому вопрос о выборе экономических показателей для определения коэффициентов издержкоемкости решается дифференцированно в отношении различных видов расходов. При этом экономические показатели должны отвечать ряду общих требований:

— во-первых, они должны быть количественно измеримы по каждой отдельной группе;

— во-вторых, они должны находиться в тесной корреляционной связи с анализируемым видом торговых расходов.

Сумма транспортных расходов по продовольственным товарам зависит от двух основных факторов: физической массы поступающих товаров и их стоимости. Поэтому при расчете коэффициентов издержкоемкости для распределения этих расходов по отдельным товарным группам следует использовать показатель физической емкости одного рубля поступления товара:

МП*.

ФЕ'= ПГ~ (49) где: OEiфизическая емкость 1-го рубля поступления «i» -го товара, кгруб.;

МП* -физическая масса поступления «i» -го товара, кг;

TTiобъем поступления «i» -го товара, руб;

Коэффициент корреляции рассчитанный по данным АОЗТ «Универсам Южный» за 1995;1999 гг. показывает, что между транспортными расходами и физической емкостью 1-го рубля поступления существует тесная связь: ч = -0,853.

Наличие обратной связи объясняется тем, что неуклонный рост цен на товары ведет к ежегодному уменьшению физической емкости 1-го рубля поступления товаров, а транспортные расходы за счет роста тарифов, ежегодно растут.

При распределении расходов на оплату труда по отдельным продовольственным товарам в качестве критерия для расчета коэффициента сравнительной издержкоемкости могут быть использованы коэффициенты трудоемкости реализации отдельных товаров:

МП!

KTl = ПГ~ (50) где: KTiкоэффициент трудоемкости реализации «i» -го товара, кгруб.;

Mlliфизическая масса реализации «i"-го товара, кг.;

Tiобъем товарооборота «i» -го товара, руб.

Между суммой расходов на оплату труда и трудоемкостью реализации товаров существует заметная обратная связь. Коэффициент корреляции рассчитанный по данным АОЗТ «Универсам Южный» за 1995;1999 гг. составляет — 0,630.

В качестве критерия для расчета коэффициентов сравнительной издержкоемкости по статье «Расходы на аренду и содержание зданий, сооружений, помещений, оборудования и инвентаря» может быть использован показатель удельных товарных запасов: T3i yT3i~ Ti (51) где: YT3iудельный товарный запас по «i» -ой товарной группе, кгруб.;

T3iмасса среднего товарного запаса по «i» -ой товарной группе, кг.;

Tiобъем товарооборота по «i» — ой товарной группе, руб.

Данный показатель показывает какая масса среднего товарного запаса приходится на 1 рубль товарооборота, т. е. с одной стороны он показывает какая масса данного товара хранится в торговом предприятии, а от этого зависит необходимая площадь для хранения и продаж, а с другой стороны — как быстро она реализуется. Между расходами на аренду и содержание зданий, помещений и т. д. и удельными товарными запасами наблюдается высокая теснота связи:

Т = 0,977.

С помощью этого же критерия (УТЗ «I») следует рассчитывать коэффициенты сравнительной издержкоемкости по статье «Амортизация основных средств» Коэффициент корреляции характеризующий тесноту связи между суммой амортизации основных средств и показателем удельных товарных запасов, рассчитанный по АОЗТ «Универсам Южный» по данным 1995;1999 гг. очень высок — 0,912.

Основным показателем влияющим на сумму расходов по статье «Затраты по оплате % за пользование займами» является товарооборачиваемость. Коэффициент корреляции характеризующий тесноту связи между этими показателями составляет 0,647. Поэтому коэффициенты сравнительной издержкоемкости отдельных товаров по этой статье будут прямо пропорциональны соотношению товарооборачиваемости.

Суммы расходов по таким статьям издержек обращения как «Расходы на хранение, подработку, подсортировку и упаковку товаров», «Потери товаров и технологические отходы», «Расходы на рекламу», «Прочие расходы» следует распределять по отдельным товарным группам пропорционально удельному весу оборота этих товаров в общем товарообороте торгового предприятия. Об определяющем влиянии объема товарооборота на суммы расходов по указанным статьям свидетельствуют значения коэффициентов рассчитанных по данным АОЗТ «Универсам Южный» за 1995;1999 годы:

— «Расходы на хранение, подработку, подсортировку и упаковку товаров» — ч = 0,954;

— «Потери товаров и технологические отходы» — ч = 0,969;

— «Расходы на рекламу» — ч = 0,966;

— «Прочие расходы» — ч = 0,934.

Расходы по остальным статьям издержек обращения следует распределять по товарным группам следующим образом:

— статья «Отчисления на социальные нужды»: пропорционально расходам на оплату труда, приходящимся на соответствующую товарную группу;

— статья «Расходы на ремонт основных фондов»: пропорционально амортизации основных средств, приходящихся на соответствующую товарную группу. Коэффициент корреляции, характеризующий тесноту связи между расходами по указанным статьям издержек обращения составляет 0,912;

— статья «Износ санитарной и специальной одежды, малоценных и быстроизнашивающихся предметов», пропорционально расходам на оплату труда, приходящаяся на соответствующую товарную группу (Т = 0,881).

Расчеты издержкоемкости реализации отдельных товаров, произведенные по данным АОЗТ «Универсам Южный» за 1999 г. показали, что они имеют значительные колебания: от 4,39% к обороту по коньяку до 116,5% к обороту по соли. Уровень издержек обращения до 5% к обороту кроме коньяка, наблюдается по чаю натуральному — 4.48%- водке и ликеро-водочным изделиям — 4,69%. Наибольшее количество товарных групп (40,0%) имеют уровень издержек обращения в пределах от 5,01 до 10,0% к обороту. Это такие товарные группы как: мясоптица, колбасные изделия, рыба, масло животное, кондитерские изделия и др. На долю этих товарных групп приходится 74,0% объема товарооборота. Уровень издержек обращения от 10,01 до 15% к обороту имеют: масло растительное, майонезная продукция, яйца.

Кроме соли значительный уровень расходов наблюдается по сельди — 27,7%, к обороту, сахару — 54,5% к обороту, муке — 54,06% к обороту. На долю товаров имеющих уровень издержек обращения свыше 25,0% к обороту приходится только 1,5% общего объема товарооборота АОЗТ «Универсам Южный».

Размер торговых надбавок должен быть достаточным не только для возмещения издержек обращения, уплаты налогов, но и обеспечивать предприятию определенный размер прибыли при реализации каждого товара.

Сравнение издержкоемкости реализации отдельных товаров с учетом уплаты налога на добавленную стоимость с установленными в АОЗТ «Универсам Южный» торговыми надбавками показывает, что рентабельность реализации в % к обороту отдельных товаров имеет значительные колебания. Из 30 товарных групп реализация 19 или 63,3% являлась рентабельной. Причем уровень рентабельности варьировал от 0,76%) к обороту по мясу и птице до 14,77%) к обороту — по коньяку. Из рентабельных товаров 26,3% наименований товаров имели уровень рентабельности до 5,00% к обороту, 31,6% товаров — от 5,01% до 7,50% к обороту, 15,8% товаров — от 7,51% до 10,00% к обороту, 15,8% товаровот 10,01% до 12,50% к обороту, 10,5% имеет уровень рентабельности свыше 12,50% к обороту.

Вместе с тем 11 товарных групп или 36,7% общего количества продавались в 1999 г. в убыток предприятию. Убыточным является реализация соли, картофеля, сахара, муки, сельди, крупы и бобовых, пива, макаронных изделий, маргариновой продукции, овощей, фруктов и ягод.

Для соизмерения издержек обращения с денежными накоплениями, как в целом по торговому предприятию, так и в особенности по товарным группам, а также для разработки оптимально дифференцированных уровней торговых надбавок целесообразно использовать уровень рентабельности по отношению к издержкам обращения.

По товарным группам, приносящим прибыль АОЗТ «Универсам Южный» рентабельность по отношению к издержкам обращения также имеет резкие колебания: от 8,5 рубля прибыли с 1-го рубля издержек обращения по мясу и птице до 336,4 рубля по коньяку. Все это свидетельствует об отсутствии в настоящее время какого-либо экономического обоснования устанавливаемых торговыми предприятиями размеров торговых надбавок.

Величина торговой надбавки должна позволить предприятию покрыть издержки обращения, получить прибыль от продаж товара и обеспечить конкурентность розничной цены на товар на рынке.

Формирование политики установления торговых надбавок торговым предприятием может осуществляться на основе трех принципиальных целевых ориентиров: ориентира на покупателей, ориентира на текущие затраты и ориентира на прибыль. В условиях рыночной экономики предприятие при ценообразовании отдает предпочтение ориентиру на прибыль.

Наиболее обоснованным методом расчета необходимой предприятию прибыли от продаж является метод целевого планирования прибыли, позволяющий обеспечить увязку ее размеров с целями развития предприятия. Основой этого метода является определение суммы прибыли достаточной предприятию для уплаты налога на прибыль, погашения долгосрочных кредитов и процентов по ним, удовлетворения потребностей в средствах для выплаты дивидендов, осуществления социальных выплат работникам, а также для накопления средств, необходимых предприятию для его производственного развития. Однако в современных условиях каждый предприниматель старается получить как можно большую сумму прибыли, которая зачастую может превышать и сумму необходимой ее целевой величины. С другой стороны величина получаемой прибыли ограничивается имеющимися у населения денежными средствами на покупку товаров, имеющимися у предприятия ресурсами и эффективностью их использования. На наш взгляд, определение суммы прибыли предприятия от продаж должно осуществляться путем ее моделирования как функции от эффективности использования во времени отдельных видов ресурсов: трудовых (производительность труда 1-го работника), материальных (нагрузка на 1 кв. метр торговой площади) и финансовых (товарооборот на 1 рубль средств, вложенных в товарные запасы — скорость обращения товарных запасов).

Рассчитанное по данным АОЗТ «Универсам Южный» за 1995;1999 гг. уравнение множественной регрессии, выраженное в стандартизованном масштабе и характеризующее зависимость суммы прибыли от продаж (11.234) от производительности труда 1-го работника (ti), нагрузки на 1 кв. метр торговой площади, (t3) и скорости обращения товарных запасов (t4) имеет вид:

11.234 = 0.530 t2+0.318t3,+0.154t4.

Поскольку в уравнении все коэффициенты выражены в одинаковом измерении, т. е. в сигмах, то они показывают, что прибыль от продаж АОЗТ «Универсам Южный» на 52,9% зависит от изменения производительности труда одного работника, на 31,7% - от изменения нагрузки на 1 кв. метр торговой площади и на 15,4% - от изменения скорости обращения товарных знаков.

Использование полученной модели для планирования прибыли от продаж АОЗТ «Универсам Южный» возможно при пересчете параметров из стандартизованного в натуральный масштаб измерения.

11.234 = - 2,463+ 3,728t2+0.012t3,+0.101 U (52).

Средний процент ошибки аппроксимации составляет 4,46%. Подставляя в полученную модель соответствующие значения на планируемый период производительности труда одного работника (млн.руб.), нагрузки на 1 кв. метр торговой площади (млн.руб), скорости обращения товарных запасов (оборот) получаем плановую сумму прибыли от продаж (млн.руб).

На основе полученной плановой суммы прибыли от продаж рассчитывается рентабельность реализации отдельных товарных групп. Исчисление оптимальной рентабельности реализации отдельных товаров предполагает: во-первых, ее выражение по отношению к издержкам обращения (издержкоемкости реализации товара), во-вторых, обеспечение рентабельности продажи каждого товара, в-третьих, одинаковую рентабельность реализации каждой товарной группы. Это означает, что в целях создания одинаковой материальной заинтересованности в реализации отдельных товаров, предприятие должно получать равную прибыль с рубля издержек обращения по продаже каждой товарной группы. Следовательно, рентабельность реализации отдельной товарной группы может быть определена по формуле:

1П х И О т-PHOi ~ 1ИО (53) где: Рио"ь> -уровень рентабельности реализации «i» -го товара, % к издержкам обращения;

— сумма прибыли от продаж в целом по торговому предприятию, руб;

ИОгсумма издержек обращения по реализации i" -го товара, руб;

ЕИОсумма издержек обращения в целом по торговому предприятию, руб.

В пересчете на розничный товарооборот, в целях создания одинаковой материальной заинтересованности в реализации отдельных товаров, уровень рентабельности продажи отдельных товаров в АОЗТ «Универсам Южный» должен составлять у 13,3% товарных групп до 2,00% к обороту, у 30,0% товарных групп — от 2,00% до 3,00% к обороту, у 20,0% товарных групп — от 3,01% до 4,0Уо к обороту, у 16,7% товарных групп — от 4,01% до 6,00% к обороту и 20,0% товарных групп — свыше 6,00% к обороту. Как уже отмечалось, уровень торговой надбавки в процентах к розничной цене товара может быть рассчитан по формуле:

У’ГН'7″ —УиО" («+УР'Г (54) где: Утн» /" -уровень торговой надбавки по «i» -ому товара, % к розничной ценеУш>" /" -уровень издержек обращения по реализации «i» -го товара- % к розничной ценеУvi' -уровень рентабельности реализации «i» -го товара, % к розничной цене;

В пересчете на покупную стоимость товара формула имеет вид:

Утн.гпп" = Уn i" >" 1^ 100) (55) где: Утиши" -уровень торговой надбавки по «i» -ому товара, % к покупной цене;

В АОЗТ «Универсам Южный» уровень торговых надбавок в настоящее время колеблется от 10,0 до 30,0% к покупной цене, в то время как при их достаточном экономическом обосновании они должны варьироваться в пределах от 7,23 до 437,51% к покупной цене товара.

При обосновании размера торговой надбавки (цены торговли) необходимо учитывать взаимосвязь меэвду ценой и спросом. Цена и спрос на товар тесно взаимосвязаны: необоснованно высокая или низкая торговая надбавка, а следовательно и цена, немедленно отразится на спросе. Поэтому при установлении торговых надбавок необходимо учитывать ценовую эластичность спроса на данный товар и характеристику товара, т. е. его значение для потребителя.

Коэффициенты эластичности спроса по цене могут быть исчислены как в стоимостном, так и в натуральном (физическом) измерении. Коэффициенты эластичности в натуральном выражении показывают как изменяется реализация (спрос) товаров в физическом измерении при изменении цены на 1,0%. При росте цен, как правило, происходит уменьшение реализации товаров в натуральном выражении. Так, по АОЗТ «Универсам Южный» в 1999 году по сравнению с 1998 годом при росте цен на 1,0% произошло уменьшение продажи в натуральном выражении по 81,5% товарных групп и особенно по таким товарам, как сахар на 3,2%, картофель — на 0,8%, соль — на 0,8%, муке — на 0,4%, маргариновой продукции — на 0,46, маслу растительномуна 0,35% и другим. В то же время при росте цен на 1,0% происходит увеличение реализации кондитерских изделий — на 0,0067%, шампанского — на 0,185%, коньяка — на 0,187%, водки и ликеро-водочных изделий — на 0,345%, и яиц — на 0,363%.

Уменьшение реализации товаров в натуральном выражении торговые предприятия компенсируют ростом розничных цен в результате объем продажи в стоимостном выражении увеличивается. Только по 3 товарам в 1999 г. по сравнению с 1998 г. при росте цен произошло уменьшение объема реализации в стоимостном выражении: при увеличении цены на 1% уменьшается реализация сахара на 2,49%, картофеля — на 0,2% и соли — на 0,13%.

Коэффициенты эластичности, характеризующие изменение массы реализуемых товаров в натуральном выражении в зависимости от изменения цен, следует использовать для корректировки величины торговых надбавок, что позволит учитывать влияние изменения розничных цен на возможный спрос населения:

УСпг/" =Ушшг/" (1+ Э «/<�¦) (56) где: УСтн’суровень торговой надбавки по «i «- ой товарной группе с учетом эластичности спроса от цены, % к покупной цене;

Утмпц" /" - -уровень торговой надбавки по «i «- ой товарной группе, полученный по системе «Затраты плюс прибыль», % к покупной цене;

Э-i- -коэффициент эластичности спроса в натуральном выражении по цене по «i «- ой товарной группе, % Расчеты произведенные по данным АОЗТ «Универсам Южный» показывают, что при установлении торговых надбавок по системе «Затраты плюс прибыль» с учетом эластичности спроса от цены их уровень по сравнению с действующими следует понизить по 56,7% товарным группам: по коньяку на 16,42%, кондитерским изделиям — на 15,50%, водке и ликеро-водочным изделиям — на 14,41%, сыру — на 13,30%, табачным изделиям на 12,86%, консервам рыбным — на 10,58%, рыбе и морепродуктам — на 9,19% и другим. В то же время по 43,3% товарных групп торговые надбавки нуждаются в повышении, особенно по солина 78.87%, муке — на 61,59%, сахару — на 51,64%, сельди — на 52,09%.

Изменение уровня торговых надбавок естественно скажется на снижении или повышении розничных цен на отдельные товары. Наиболее существенно снизятся розничные цены на чай — на 12,1%, водку и ликеро-водочные изделия — на 11,5%, сыр — на 10,9%, табачные изделия на 10,3%. Вместе с тем, значительно повысятся розничные цены на соль — на 66,7%, сельди — на 52,09%, муку — на 50,9%, сахар — на 43,5%, картофель на 16,0%, т. е. на товары, достаточно важные в потреблении. В то же время, снижение торговых надбавок, а следовательно, и розничных цен на такие социально незначимые товары, как водка и ликеро-водочные изделия, коньяк, вино, шампанское, табачные изделия вряд ли оправдано. Торговые предприятия при окончательной корректировке торговых надбавок должны учитывать социальную значимость для населения реализуемых товаров.

За счет установления повышенных торговых надбавок на социально незначимые товары можно несколько снизить их размеры по социально значимым и важным для потребления товарам. Валовая сумма прибыли на которую могут быть снижены торговые надбавки, а следовательно, и розничные цены на социально значимые и важные для питания населения товары за счет их повышения по социально незначимым товарам может быть определена по формуле:

ICH =1ВПл.тнЕВПн.тн (57) где: £СНвозможная сумма снижения торговых надбавок (розничных цен) по социально значимым и важным для потребления товарам, руб;

ЦВПд-тнсумма валовой прибыли, получаемая предприятием по социально незначимым товарам при действующих торговых надбавках, руб.;

ХВПи.тисумма валовой прибыли, получаемая предприятием по социально незначимым товарам при новых торговых надбавках, руб.

Так, по АОЗТ «Универсам Южный» эта сумма за 1999 г. составляет 2219,5 тыс.рублей. В то время, как для того, чтобы по социально значимым товарам (сахар, соль, картофель, мука) уровень торговых надбавок и розничных оставить без изменения необходимо 816,6 тыс. руб.

По предлагаемой методике расчета торговых надбавок по АОЗТ «Универсам Южный» по 12 товарным группам их уровень следует понизить, по 8 — повысить и 10 — оставить без изменения. Аналогичным образом изменятся и розничные цены на товары.

Внедрение экономически обоснованной системы торговых надбавок может вызвать единовременное уменьшение суммы валовой прибыли, однако в дальнейшем за счет упорядочивания розничных цен это приведет к увеличению реализации товаров, а следовательно и суммы доходов предприятия.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации часть I, часть II — № 52-ФЗ
  2. Об основах налоговой системы в РФ Пост. ВС РФ № 2119 1 от 27.12.91
  3. О налоге на добавленную стоимость Пост. ВСРФ № 1994 — 1 от 6.12.91
  4. О налоге на прибыль с предприятий и организаций Пост. ВСРФ № 2117−1 от 27.12.91
  5. Указ президента РФ «О признании утратившими силу некоторых указов президента РФ» от 15.11.1997 № 1233
  6. Положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг) включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг) и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли ППРФ от 5.08.92 № 552
  7. Методические рекомендации по бухгалтерскому учету затрат, включаемых в издержки обращения производства, и финансовых результатов на предприятиях торговли и общественного питания -Утверждено приказом Комитета РФ по торговли от 20.04.951.50/32−2
  8. Методические положения по оценке финансового состояния предприятий и установлению неудовлетворительной структуры баланса Утверждено Распоряжением Федерального управления № 31-р от 12.08.94
  9. Методические рекомендации по разработке инвестиционной политики предприятия: Министерство экономики РФ / Приказ от 01.10.97 № 118-ЭЖ, № 50, 1997 ~ с.13
  10. Методические рекомендации по разработке и снабженческо-сбытовой политике предприятия: Министерство экономики РФ / Приказ от 01.10.97 № 118-ЭЖ, № 49, 1997 с. 14,15
  11. Методические рекомендации по разработке ценовой политике предприятия: Министерство экономики РФ / Приказ от 01.10.97 № 118-ЭЖ, № 51, 1997 с. 12,13
  12. А. И. «Резервы снижение издержек обращения в розничной торговле» М.: Экономика, 1980 — с.72
  13. Ю. JI., Петрученя И. В., Терещенко Н. Н. «Экономика торгового предприятия» Красноярск: Кр. ГТЭИ, 1997 -С.2И
  14. Ю. ЛСмирнова А. М. «Издержки обращения торгового предприятия: анализ и экономическое обоснование» -Красноярск: Кр. ГТЭИ, 1999 с. 121
  15. Ю. Л., Терещенко Н. Н. «Экономика товарного обращения»/- Красноярск: Кр. ГТЭИ, 1999 с.274
  16. В., Мазель Л. «Товарные издержки обращения в розничной торговле» Вопросы экономики, 1965 — с.51
  17. М. И. «Издержки обращения в СССР» М.: Госторгиздат, 1959 — с. 186
  18. М. И. «Издержки обращения в советской торговле» -М.: Госторгиздат, 1940-с.83
  19. М. И. «Рентабельность торговли и резервы ее повышения» М.: Экономика, 1978 -с.212
  20. М. И. «Экономические методы анализа рентабельности розничной торговли и общественного питания» -М.: ЗИСТ, 1977- с.63
  21. М. И., Горман Г. А., Капелюш «Проблемы рентабельности торговли» М.: Экономика, 1968 — с.206
  22. М. И., Шерелит А. Д. «Теория экономического анализа» М.: Финансы и статистика, 1993 — с.288
  23. И. Т. «Финансовый менеджмент» М.: Финансы и статистика, 1994-с.244
  24. А. А. «Методика анализа и планирования издержек обращения в торговле» М.: Госторгиздат, 1948 — с.61
  25. А. А. «Анализ и планирование издержек обращения» -М.: Центросоюз, 1951 с.70
  26. И. А. «Управление прибылью» Киев: Эльга, 1998 -с.543
  27. И. В. «Определение издержек обращения по товарным граппам» Советская торговля, 1965, № 7 — с. 1828. «Все налоги России» М.: Экономика и финансы, 1996 — с.528
  28. Н. А. «Валовый доход торгового предприятия» М.: Экономика, 1997 — с.
  29. Н.А., Чибинев В. Н., Бахарев В. В. Ценообразование. Мнтодология и политика СПб, СПТЭК, 1999 -с.105
  30. Л.П., Фесенко Ф.Д, Шпиг А. А. Учет и анализ финансовых результатов в централизованной бухгалтерии торга. -М.: Экономика, 1974-C.108
  31. Ю.П. Совершенствование планирования и экономического стимулирования в торговле. М.: Экономика, 1972 — с. 144
  32. Э.Ш. Изучение издержек обращения по товарным группам в государственной оптовой торговле. М.: ЗИСТ, 1970 — с. 48
  33. Я.П. Хозрасчет и рентабельность. М.: Экономика, 1968. с.84
  34. К.Н. Анализ финансового положения торговых организаций. Киев, Техника, 1976 — с. 34
  35. И.Д., Сидорова Ж. И. Прибыль и потребительные фонды М.: Финансы, 1972. с.24
  36. В.К. Повышать эффективность затрат в торговле М.: Экономика, 1970 — с.56
  37. Л .В., Зернов Л. С., Фитерман Н. И. Система оперативного контроля рентабельности швейного производства М.: Легкая индустрия, 1976 -с. 101
  38. И.Я. Организация производства и маркетинг в условиях рынка СПб.: СПбВАТТ, 1977. — с.114
  39. Ю. Как организовать оплату труда в торговле в условиях инфляции. ЭЖ, № 21, 1995. — с. 38
  40. А. Налоговый марафон продолжается. ЭЖ, № 5, 1997.-с.2, 18
  41. Иваницкий В. И, Ушакова Н. Н. Планирование капитальных вложений в торговле М.: Экономика, 1972. — с. 125
  42. .Н. Бухучет в торговле изд. 3-е — М.: АО «ДИС», 1995. -с. 384
  43. Из линейно- функционального прошлого в дивизиональное будящее?./ проект консалтинговой группы «БИГ» ЭЖ, СПб. Региональный выпуск, № 4, 1997. с. 15
  44. Издержки обращения в СССР и пути их снижения. Н.: Госполитиздат, 1955 — с. 485
  45. В., Ильдеменов С. Спасение утопающих дело рук самих утопающих. Технология и опыт использования внутренних резервов предприятия. — ЭЖ, № 23, 1996. — с. 31
  46. В. Налоговые камни в бюджетном огороде. -ЭЖ, № 20, 1996.-с.З
  47. Е. Обмен товарами, работами, услугами: некоторые проблемы бухгалтерского учета и налогообложение, ноябрь, 1997.-с. 11
  48. В.Я. Издержки обращения в торговле. М.: Госфиниздат, 1933.- с.76
  49. В.Я. Издержки обращения в торговле отдельными товарами. Советская торговля, 1933, № 5. — с.6
  50. В.Я. Издержки обращения в торговле в странах капитализма. М.:. 1934. — с.85
  51. С.М. Новое в учете издержек обращения в государственной розничной торговле М.: ЗИСТ, 1967 — с. 79
  52. Г. С. Корреляционный мотод изучения связей экономических явлений. М.: Статистика, 1976 — с. 114
  53. Ц. К вопросу об изучении издержек обращения -Плановое хозяйство, 1930, № 2 с.2
  54. В.В. Финансовый анализ: Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчетности. М.: Финансы и статистика, 1995-с. 160
  55. A.M. Финансы в управлении предприятием.- М.: Финансы и статистика, 1995- с. 160
  56. С. Как организовать управленческий учет. ЭЖ, № 10, 1998.-c.21
  57. С. Организация учета через центры ответственности. ЭЖ, № 49, 1997. — с.22
  58. Количественные методы финансового анализа /под ред. Брауна Д. М.: ИНФРА-М, 1996. — с.90
  59. В. Первый шаг уточнение организационной структуры. — ЭЖ, № 5, 1997. — с. 30
  60. В.В., Кузнецова Г. В. Налоговая проверка предприятия М.: ПРИОР, 1995. — с. 240
  61. Л. За что мы платим налоги? ЭЖ, СПь. Региональный выпуск, № 18, 1996. — с. 10
  62. А. «Малый» учет для малого предприятия. ЭЖ, бухгалтерское приложение, № 9, 1998. — с. 9
  63. Ф. Основы маркетинга М.: Прогресс, 1990. — с. 736
  64. А. Институт коллективного инвестирования в России. ЭЖ, СПб. Региональный выпуск, № 1, 1996. — с. 10
  65. Н. Аренда с правом выкупа или лизинг? Типичные ошибки, допускаемые хозяйствующими субъектами при некоторых видах арендных отношений ЭЖ, бухгалтерское приложение № 9, 1998-с. 25
  66. Л.И. Анализ хозяйственной деятельности в торговле 4-е изд. — Мн.: Выш.шк., 1995. — с. 415
  67. М.Н. Анализ финансового состояния и инвестиционной привлекательности акционерных обществ в промышленности, строительстве и торговле М.: OA «ДИС», MB -Центр, 1994.-с. 256
  68. А.Б., Маркушевич О. Г. Механизм управления предприятием в условиях свободной экономики СПб: Политехника, 1992. — с. 360
  69. В. Статистика по новым правилам. ЭЖ, № 43, 1997.- с. 10
  70. Н. Новый импульс развитию предпринимательства. ЭЖ, № 19, 1996. — с. 22
  71. В. Почему плохо работают налоги. ЭЖ, СПб. Региональный выпуск, № 24, 1997. — с. 13
  72. Н.В., Бычкова С. М. Методы оценки товарно-материальных ценностей. Бухгалтерский учет/специальный выпуск/, 1997. с. 109
  73. С. Доступное средство от банкротства. Ключевые проблемы и направления совершенствования структуры управления. ЭЖ, № 5, 1997. с.31
  74. .Я., Савранский Д. Я. О калькуляции издержек обращения розничной торговли по товарным группам. Харьков, ХИСТ, 1952. с. 74
  75. Ю.А. Основы экономики и организации бизнеса -СПб.: ГМП «Формика», 1993. с. 387
  76. А. П. Определение издержек обращения по товарным группам М.: Экономика, 1964. — с. 121
  77. Маркетинг. М.: МГКУ, 1999. — с. 566
  78. Маркетинг /Под ред. Романова А. Н. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1996. с. 560
  79. А. Принципы экономической науки: В 3 т. /Пер. с англ./ под. Ред. Радынова О. Г. М.: ИГ «Прогресс», 1983 — 1993
  80. А. Реформа предприятий: между концепцией и практикой. ЭЖ, № 50, 1997. — с. 1
  81. А.Н. Как планировать налоговые платежи. Практическое руководство для предпринимателей М.: ИНФРА -М, 1996.-с. 192
  82. М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. -М.: Прогресс, 1992.-е. 701
  83. М. Льготы: быть или не быть. ЭЖ, № 37, 1996. — с. 3
  84. Налоги / Под. Ред. Д. Г. Черникова. М.: Финансы и статистика, 1995. — с. 400
  85. Налоги /Сб.норм.док. М.: Финансы и статистика, 1997. — с. 107
  86. Налоги в России /Сб.норм.док. М.: Юрид.Лит., 1995. — с. 275
  87. . И др. «Принципы бухгалтерского учета» Пер. с англ. / Под. Ред. Соколова Я. В. М.:. Финансы и статистика, 1993. — с. 496
  88. С.А. Особенности учета затрат в условиях рынка: система «директ-костинг». М.: Финансы и статистика, 1993. — с. 128
  89. В.Д. и др. Бухгалтерская отчетность: составление и анализ./ Под. Ред. Новодворского В. Д. В 3 ч. — М.: Бухгалтерский учет
  90. Нормы естественной убыли продовольственных товаров в торговле -ML: Ось -89, 1995. -с. 66 /
  91. О составе затрат и единых нормах амортизационных отчислений / Сборник нормативных документов. М.: Финансы и статистика, 1995. — с. 208
  92. Общая теория статистики: Статистическая методология в изучении коммерческой деятельности: Учебн. пособие/ Под. ред. Спирина А. А., Башиной О. Э. М.: Финансы и статистика, 1994. -с. 296
  93. А.С. Бизнес план — М.: Ось — 89, 1996. — с. 96
  94. Е.П. Маркетинговый анализ в деятельности фирмы -М.: Ось-89, 1997.-с. 80
  95. Планирование цен М.: Высшая школа, 1982. — с. 255
  96. А.К. Хозяйственный расчет и рентабельность в торговле М.: Экономика, 1968. — с. 74
  97. И.А. Анализ прибыли и рентабельности М.:. Финансы, 1974.-с. 104
  98. Проблемы хозяйственного расчета в торговле и общественном питании М.: ЗИСТ, 1965. — с. 194
  99. Пути повышения экономической эффективности в торговле на современном этапе М.: ЗИСТ, 1977. — с. 98
  100. Расчет численности и расходов на оплату труда М.: Пригор, 1996.-с. 32
  101. В.М., Федорова М. А. Финансовая устойчивость предприятия в условиях инфляции М.: перспектива, 1995. — с. 98
  102. A.M. и др. Научные основы и практика хозяйственного расчета М.: Экономика, 1974 — с. 276
  103. П.И. Анализ рентабельности Л.: Лениздат, 1972 — с. 74
  104. Я.Л., Черников Ф. С. Издержки обращения в розничной торговле М.: Экономика, 1966 — с. 79
  105. М.Ф. Издержки обращения в торговле М.: Экономика, 1974 — с. 51
  106. Состав и учет затрат, включаемых в себестоимость: торговля, промышленность, сельское хозяйство, науки, банки /Сб.норм.док./ -М: Международный центр финансово-экономического развития, 1995 с.-305
  107. Списание недостач в торговле М.: Пригор, 1995 — с. 64
  108. Л.Л. Экономико-математические методы М.: Статистика, 1972-с. 274
  109. Д.Ф. и др. Ценообразование и торговые скидки. М.: Экономика, 1970 -с. 174
  110. Д.Ф. и др. Хозяйственный расчет в торговле-М.: Экономика, 1973 с.197
  111. Торговля: управление, маркетинг, финансовый анализ и прогнозирование СПб.: СПТЭК, 1996 — с. 75
  112. И.П., Попова JI.B. Детализация учета и цены М.: ЗЛО «Бухгалтерский бюллетень, 1997 — с. 192
  113. Учет затрат в торговле и общественном питании М.: Ось-89, 1995-с. 48
  114. Финансы /под ред. Родионовой В. Н. М.: Финансы и статистика, 1995 — с. 432
  115. Фишер С, Дорнбуш, Шмалензи Р. Экономика М.: Дело ЛТД, 1993-с. 432
  116. Н.М. Хозрасчет и рентабельность в розничной торговле М.: Знание, 1975 — с. 49
  117. Е.Н. Финансовые проблемы государственной торговли М.: Финансы, 1972 — с. 142
  118. П. Контроль затрат и финансовых результатов при анализе качества продукции М.:. Аудит, 1994, — с.286
  119. Е.М. Методы финансовых и коммерческих расчетов М.: Дело, 1992, с. 320
  120. И.Ф. Калькуляция и статистика в хозяйстве потребительных обществ М.: изд. Всероссийского центрального союза потребительных обществ, 1919, -с. 61
  121. А.Д., Сайфулин Р. С. Методика финансового анализа -М.: ИНФРА-М, 1996, с.-176
  122. Шим Д.К., Сигел Д. Г. Методы управления стоимостью и анализа затрат М.: Филин, 1996, с. — 346
  123. Экономика и организация деятельности торгового предприятия М.: ИНФРА- М, 2000, с. 294
  124. Marianne Bitting. Das Kostenproblem in einer i 'mst/.pruppcnrnchnun}> im ni/dhnndnlshctrich. Muncben. 1959. cj -124
  125. Наименование товаров Реализация товаров Коэфф|П"|ИГТЫ трудоемкости pcLWiaieof отдельных товаров Кг/тьк.руб.кг тыс.руб.
  126. Мясо, птица 804 000 43 552 18,5
  127. Колбасные изделия и копчености 364 000 22 805 16,0
  128. Консервы мясные 7600 703 10,8
  129. Рыба и морепродукты пищевые 203 000 12 670 16,01. Сельди 67 000 936 71,6
  130. Консервы рыбные 10 300 1633 6,3
  131. Масло животное 49 000 3015 16,3
  132. Масло растительное 35 300 1526 23,1
  133. Маргариновая продукция 14 400 394 36,5
  134. Майонезная продукция 40 000 1269 31,51. Сыр 111 000 11 825 9,41. Яйца 41 000 1265 32,51. Сахар 51 000 436 117
  135. Кондитерские изделия 330 000 15 370 21,5
  136. Чай натуральный 9500 2026 4,71. Соль 46 800 169 276,9
  137. Водка и ликероводочные изделия 80 730 14 132 5,71. Вино 61 420 3472 17,71. Коньяк 5170 1633 3,2
  138. Шампанское 21 990 1401 15,71. Пиво 127 700 3015 42,41. Мука 47 000 500 94,0
  139. Крупа и бобовые 90 000 2096 42,9
  140. Макаронные изделия 59 000 1865 31,6
  141. Картофель 278 000 1572 176,81. Овощи 764 000 16 797 45,5
  142. Фрукты, ягоды, бахчевые 304 000 7915 38,3
  143. Табачные изделия 4400 967 4,6
  144. Прочие продовольственные товары 693 200 45 614 15,2
  145. Сопутствующие товары 217 900 14 339 15,2
  146. Расчет тесноты связи между суммой расходов на аренду и содержание зданий, сооружений, помещений, оборудования и инвентаря и удельными товарными запасами по АОЗТ «Универсам Южный»
  147. Наименование Товарные Товарооборот Удельюе товарныетоваров запасы тыс.руб. запасы Кг/тыс .руб.кг i 2 3 4
  148. Мясо, птица 19 000 43 552 0,44
  149. Колбасные изделия и копчености 14 000 22 805 0,61
  150. Консервы мясные 878 703 1,25
  151. Рыба и морепродукты пищевые 3750 12 670 0,301. Сельди 1150 936 1,23
  152. Консервы рыбные 1680 1633 1,03
  153. Масло животное 2150 3015 0,71
  154. Масло растительное 1300 1526 0,85
  155. Маргариновая продукция 300 394 0,76
  156. Майонезная продукция 400 1269 0,321. Сыр 2400 11 825 0,201. Яйца 640 1265 0,511. Сахар 3250 436 7,45
  157. Кондитерские изделия 3750 15 370 0,24
  158. Чай натуральный 500 2026 0,251. Соль 2000 169 11,83
  159. Водка и ликероводочные изделия 4390 14 132 0,311. Вино 3630 3472 1,051. Коньяк 695 1633 0,431. Шампанское 1590 1401 1,131. Пиво 3150 3015 1,041. Мука 5300 5500 10,6
  160. Крупа и бобовые 5900 2096 2,81
  161. Макаронные изделия 4100 1865 2,201. Картофель 4500 1572 2,861. Овощи 10 350 16 797 0,62
  162. Фрукты, ягоды, бахчевые 4750 7945 0,60
  163. Табачные изделия 11 084 967 1,22
  164. Прочие продовольственные 17 789 45 614 0,39товары
  165. Сопутствующие товары 5592 14 339 0,39
Заполнить форму текущей работой