Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Медико-организационная характеристика врачебного состава стоматологических учреждений и потребность в их последипломном обучении

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Стоматологическая помощь является одной из наиболее трудоёмких и дорогостоящих видов амбулаторно-поликлинической помощи. Это свидетельствует об актуальности данного вида помощи, повышения эффективности лечения стоматологических больных в специализированных лечебно-профилактических учреждениях. Настоящее положение дел дополняется сосуществованием, наряду с коммерческими, бюджетных форм… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОКАЗАНИЯ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ В СОВРЕМЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ УСЛОВИЯХ ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ)
  • ГЛАВА 2. МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЙ
  • РЕЗУЛЬТАТЫ СОБСТВЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ: ГЛАВА 3. СОСТОЯНИЕ ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ В
  • НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ СТОМАТОЛОГИЧЕСКИХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
  • ГЛАВА 4. МЕДИКО-ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КАДРОВОГО СОСТАВА НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ СТОМАТОЛОГИЧЕСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ
    • 4. 1. Распределение врачей по квалификационным категориям, званиям, стажу работы
    • 4. 2. Некоторые аспекты организации труда врачей
  • ГЛАВА 5. ХАРАКТЕРИСТИКА КАДРОВОЙ МИГРАЦИИ ВРАЧЕЙ-СТОМАТОЛОГОВ В УСЛОВИЯХ РЫНКА И ПОТРЕБНОСТЬ В ИХ ПОСЛЕДИПЛОМНОМ ОБУЧЕНИИ
    • 5. 1. Факторы, влияющие на миграцию врачебных кадров негосударственного стоматологического сектора
    • 5. 2. Отношение врачей к усовершенствованию

Медико-организационная характеристика врачебного состава стоматологических учреждений и потребность в их последипломном обучении (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ

В настоящее время в России активно функционируют стоматологические учреждения разного организационного типа с негосударственными источниками финансирования, ставящие своей целью оказание стоматологической помощи на платной основе. В течение последнего десятилетия появились исследования, посвящённые вопросам организации лечебно-профилактической деятельности таких учреждений, организации и управления негосударственными стоматологическими организациями (далее — НСО), однако вопросы детального изучения кадрового состава таких учреждений до сих пор остаются нерассмотренными, что сказывается на полноте научных исследований.

С аналогичными трудностями сталкиваются и руководители этих учреждений. Не имея соответствующих знаний в данной области, они не могут целенаправленно организовывать лечебную работу НСО. Особенно страдает, как показывают исследования, терапевтический и ортопедический аспект её [2, 5,107].

Стоматологическая помощь является одной из наиболее трудоёмких и дорогостоящих видов амбулаторно-поликлинической помощи. Это свидетельствует об актуальности данного вида помощи, повышения эффективности лечения стоматологических больных в специализированных лечебно-профилактических учреждениях [72, 78]. Настоящее положение дел дополняется сосуществованием, наряду с коммерческими, бюджетных форм лечебно-профилактических учреждений (далее — ЛПУ), где вопросы организации лечебно-профилактической помощи освещены в исследованиях целого ряда отечественных и зарубежных авторов [42, 43, 98].

С другой стороны, выбор кадров — это первое, с чем приходится сталкиваться любому руководителю, начинающему свой бизнес, особенно в сфере медицинских услуг [117, 133]. На рынке стоматологических услуг имеется конкуренция, основанная прежде всего на повышении качества услуг и снижении расходов и цен на эти услуги. Мировой опыт подтверждает, .что именно в условиях рыночной нестабильности и роста конкуренции планированию деятельности придаётся гораздо большее значение [98, 114, 116]. Всё вышеизложенное подтверждает актуальность выбранной темы и определяет необходимость настоящего исследования.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ

.

Цель исследования — совершенствование эффективности оказания стоматологической помощи населению на основе изучения особенностей организации и управления кадровым составом. Задачи исследования:

1) изучить состояние лечебно-профилактической помощи, эффективность лечебного процесса и факторы обращаемости в стоматологических учреждениях платного сектора здравоохранения;

2) изучить клинико-организационную структуру кадрового состава ЛПУ разных форм собственности;

3) дать подробную клинико-экспертную оценку работы врачей, в т. ч. на разных уровнях подчинённости;

4) изучить особенности миграции кадрового состава НСО, в том числе факторы, влияющие на это;

5) изучить особенности мотиваций врачебного состава к повышению квалификации, потребность в их последипломном обучении.

НАУЧНАЯ НОВИЗНА ИССЛЕДОВАНИЯ. Проведено комплексное изучение клинико-организационной структуры врачебного состава стоматологических учреждений в современных условиях, рассмотрен анализ врачебного состава по квалификационным характеристикам. Дана подробная клинико-экспертная оценка работы врачей, в том числе на разных уровнях подчинённости. Изучены особенности миграции врачебного состава стоматологических учреждений разных организационно-правовых форм, в т. ч. факторы, влияющие на это. Рассмотрены вопросы управления кадровым составом стоматологических ЛПУ разных форм собственности, впервые проведён сравнительный анализ различных ЛПУ с оценкой эффективности проводимой ими работы, в том числе и с экономико-организационных основ. Дана подробная клинико-психологическая оценка взаимоотношений внутри и вне кадрового состава ЛПУ.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ. Полученные в ходе исследования материалы способствуют повышению качества и эффективности стоматологической помощи населению, дают возможность руководителям стоматологических ЛПУ избежать или значительно понизить «текучку» кадров, и позволяют существенно облегчить работу руководителям ЛПУ и наметить правильные шаги в формировании кадрового состава негосударственных стоматологических ЛПУ. Полученные данные позволят снизить число ошибок и просчётов в кадровых вопросах ЛПУ, и, как следствие, получить более сплочённый и дружный коллектив, что отразится на качестве и эффективности оказываемой стоматологической помощи. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ, ВЫНОСИМЫЕ НА ЗАЩИТУ:

1. Анализ миграции кадров свидетельствует о непрерывном оттоке квалифицированных врачей в платный сектор стоматологии — больше всего переходит врачей из ГСУ, а также из других учреждений негосударственной сферыпочти в 1,5−2 раза меньше — из ведомственных ЛПУ. В последнее время нарастают процессы миграции врачей и внутри самой негосударственной сферы — особенно в отношении ортопедов и терапевтов.

2. Уровень и структура стоматологической помощи на основе обращаемости населения, а также данные клинико-экспертных оценок могут быть использованы при оценке эффективности разных форм организации негосударственных стоматологических учреждений.

3. Анализ квалификационных характеристик врачей, а также факторов миграции врачебного состава могут служить косвенными показателями уровня и качества организации и управления стоматологическим ЛПУ. АПРОБАЦИЯ РАБОТЫ.

ПУБЛИКАЦИИ. По материалам диссертации опубликовано 4 статьи, в т. ч. 1 — в журнале, рекомендованном ВАК РФ.

1. Гусейнова Г. Г., Абакаров С. И., Гринин В. М., Канукоева Е. Ю. Анализ состоянияздоровья врачей-стоматологов на терапевтическом приёме //Стоматология для всех, 2006, № 4, — с.36−37.

2. Тумасян Г. С., Канукоева Е. Ю., Абакаров С. И., Гринин В. М. Клинико-организационная модель оказания многопрофильной стоматологической помощи //Сб.: Здоровье, безопасность и здравоохранение, М., Изд. МГМСУ, 2006, — с.56−57.

3. Тумасян Г. С., Канукоева Е. Ю., Абакаров С. И., Гринин В. М. Системный подход в оценке качества и эффективности деятельности стоматологических учреждений и предприятий //Сб.: Здоровье, безопасность и здравоохранение, М., Изд. МГМСУ, 2006, — с.62−63.

4. Гусейнова Г. Г., Абакаров С. И., Гринин В. М., Канукоева Е. Ю. Роль профессиональных вредностей врача-стоматолога в повышении производительности труда //Сб.: Здоровье, безопасность и здравоохранение, М., Изд. МГМСУ, 2006, — с.15−17.

ОБЪЁМ И СТРУКТУРА ДИССЕРТАЦИИ. Диссертация состоит из введения, обзора литературы, изложения материалов и методов исследования, 3 глав собственных исследований, обсуждения полученных результатов и заключения, выводов и практических рекомендаций, списка литературы, приложений и изложена на 125 страницах машинописного текста. Диссертация содержит 18 таблиц и 6 рисунков.

Список литературы

состоит из 134 источников, в том числе 108 — отечественных и 26 — зарубежных авторов.

ВЫВОДЫ:

1. Структура обращений в. платный стоматологический сектор представлена в основном лечением и пломбированием отдельных зубов (40%) — почти в 2 раза реже — острой зубной болью и первичным зубопротезированием. Обращения с целью удаления зубов или корней составляют 12,6%, с профилактической целью — 7,9%. Установлены различия в целях первичных и повторных обращений в платные ЛПУ: лидирующее значение по частоте обращений приходится на лечение и пломбирование отдельных зубов (р=0,024) — частота обращений по острой зубной боли при повторных обращениях почти в 3 раза меньше (р=0,0002) — это же справедливо идля обращений с целью плановой санации (р=0,0033).

2. Основным фактором, побуждающим пациентов обращаться в платные стоматологические ЛПУ, является неудовлетворённость подобным приёмом в ГСУ. Четверть больных НСО жаловалась на недостаточную квалификацию врача государственного сектора, 27,0% - на низкое качество лечения. Почти пятая часть респондентов (18,9 и 20,0%) указали на низкую, по их мнению, культуру обслуживания и плохое качество применявшихся материалов.

3. Не менее 38,3% пациентов платного сектора оценивают работу врачей-ортопедов на «отлично» (54,8% - терапевтов). Оценка пациентами качества работы врачей коррелирует с их квалификационной категорией (г=0,68) и стажем практической деятельности (г=0,63) — число повторных обращений к врачам после законченного лечения возрастает обратно пропорционально, квалификации врача (г=-0,80).

4. Квалификационный анализ врачебного состава показал, что в платных ЛПУ высшая категория имелась у 12,7% врачей, первая — у 31,2%, вторая — у 24,9%, без категории было 31,2% врачей. В государственных ЛПУ высшая категория была у 12,8% врачей, первая — у 20,9%, вторая — у 15,1%, без категории — 51,2% (%2=68,33, р=0,0004). Более 2/3 врачей НСО имеют стаж практической работы от 1 до 10 лет (72,4%), доля врачей со стажем свыше 10 лет была в 4,2 раза меньше по сравнению с ГСУ (р=0,0003). Анализ миграции кадров показал, что происходит непрерывный отток квалифицированных врачей в платный сектор стоматологиив то же время как в ГСУ, так и в НСО сохраняется. достаточно высокая доля неаттестованных врачей.

5. Экспертная оценка качества работы врачей, заполнения медицинской документации и хронометраж рабочего времени (выполнения 1 у.е.Т) показали зависимость этих параметров от квалификационной категории и стажа работы врачей (г=0,86 и г=0,88) независимо от их врачебной специальности и сектора здравоохранения (р<0,01, р<0,01, р<0,005, р<0,05).

6. Больше всего на работу в негосударственную сферу переходит врачей из ГСУ (42,5%), а также из других учреждений негосударственной сферы. (27,6%) — почти в 1,5−2 раза меньше — из ведомственных ЛПУ (21,3%). Помимо перехода из государственных ЛПУ, в последнее время нарастают процессы миграции врачей и внутри самой негосударственной сферы — особенно в отношении ортопедов и терапевтов.

7. Большинство врачей всех специальностей (терапевты — 61,1%, хирурги -71,4%, ортопеды — 66,7%) приняло решение о переходе в платный сектор в связи с более высокой заработной платой, предлагаемой в НСО, на втором месте по частоте — причина-«лучше условия труда» (17,5%, 7,1%, 18,5% соответственно). Из-за проблем в прежнем коллективе перешли на новое место работы 7,9% терапевтов, 14,3% хирургов и 4,9% ортопедов. К своим друзьям и знакомым переходит 9,5% терапевтов и 6,2% ортопедов.

8. В НСО отмечена достаточно благоприятная (в отличие от ГСУ) мотивация к повышению квалификации врачебного состава: всего лишь 4,1% врачей считают, что это не нужно, 10,4% относятся к этому пассивно (нейтрально), почти треть (30,3%) — слабо положительно, и более половины (55,2%) — резко положительно.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ:

1. Уровень и структура стоматологической помощи на основе обращаемости населения, а также данные клинико-экспертных оценок могут быть использованы при оценке эффективности разных форм организации негосударственных стоматологических учреждений.

2. В стоматологических учреждениях любых форм собственности (ГСУ и НСО) целесообразно регулярное проведение опросов и анкетирования пациентов с целью оценки последними деятельности врача. Несмотря на некоторую субъективность этой оценки, она может являться побуждающим фактором для повышения как качества лечения, так и уровня обслуживания.

3. Выявленные факты неудовлетворённости населения уровнем помощи, оказываемой в ГСУ (ссылки на низкую квалификацию врачей, невысокое качество диагностики и лечения) могут служить показателями косвенной оценки качества деятельности стоматологических ЛПУ.

4. Руководителям стоматологических учреждений целесообразно поощрять положительное отношение врачей ЛПУ к усовершенствованию, что будет отражать повышение качества лечения и протезирования. Это может делаться двумя путями: либо оплачивать за счёт ЛПУ пропущенный врачом во время учёбы промежуток времени, либо оплачивать стоимость курсов усовершенствования. Данный факт послужит ещё одним дополнительным стимулом для совершенствования врача и предотвращения возможной миграции кадров.

5. Анализ квалификационных характеристик врачей, а также факторов миграции врачебного состава могут служить косвенными показателями" уровня и качества организации и управления стоматологическим ЛПУ.

6. Руководителям НСО' рекомендуется обращать тщательное внимание на качество заполнения медицинской документации врачами. Поскольку данный показатель сильно отстаёт от аналогичного в ГСУ, качественно заполненная документация предотвращает отрицательное решение КЭК в спорных или конфликтных случаяхв отношении стоматологической клиники.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А.В. О4 планово-нормативных и качественных показателях в стоматологии //Стоматология, 1999, № 1, — С.63−65
  2. А.В. Принципиальные подходы к организации профилактики стоматологических заболеваний в условиях рыночной экономики //Новое в стоматологии, 1997, № 5, — С.7−9
  3. А.В. Социологические исследования затрат времени населения на получение стоматологической помощи //В кн.: Управление, организация, социально-экономические проблемы стоматологической службы страны, Сб.научн.трудов ЦНИИС, 1991, М., С.46−505
  4. А.В., Кузнецов В. В. Проблемы экономического образования руководителей стоматологических организаций //Экономика и менеджмент в стоматологии, 2002, № 2, — С.20−21
  5. А.В., Попов Г. А., Мирзабеков О. М., Куракбаев К. К. Внутрихозяйственный расчёт в стоматологии //Здравоохранение Казахстана, 1989, № 8, — С.25−38
  6. Н.Г. Совершенствование системы экспертизы качества стоматологической помощи в медицинских организациях различных форм собственности, Автореф.дисс. .к.м.н., М., 2000, — 21 с.
  7. Е.П., Белов В. Н., Лайко С. И. Потребность населения в стоматологической, помощи и критерии её эффективности //Актуальные вопросы стоматологии, М., 1985, — С.9−15
  8. Э.С., Несынова Р. Б. Об изучении мнений пациентов о работе врачей поликлиники //Здравоохранение РФ, 1983, № 12, — С.16−18
  9. А.С., Кулик В. В. Методические подходы к изучению вопросов организации и управления стоматологической, службой региона //Тр.ЦНИИС, 1. М., 1991, — С.71−73
  10. Ю.Ашуров Г. Г. Основные организационные принципы разгосударствления, стоматологической сети //Стоматология, 1995, № 3, — С.77−79 П. Базиян Г. В., Новгородцев Г. А. Основы научного планирования стоматологической помощи, М., Медицина, 1986, — 240 с.
  11. А.Н. Возможности использования теории массового обслуживания в организации интенсивного приёма стоматологических больных //Стоматология, 1999, № 1, — С.62−63
  12. А.Н., Баранникова И. А., Яновский A.M. Универсальная аппроксимация возрастной динамики основных стоматологических заболеваний с помощью уравнения Гаусса //Стоматология, 1995, т.74, № 3,-С.70−71
  13. Н.Балмасов А. А., Свешников А. В. Социально-психологические аспекты управленческого труда в здравоохранении, Л., Медицина, 1985, — 181 с.
  14. А.Г. Методика и материалы по изучению организации труда врачей-стоматологов на приёме //В кн.: Вопросы учения заболеваемости и организации медицинской помощи населению, М., 1973, — С.54−59
  15. М. Реформы должны служить людям //Врач, 1996, № 5, — С.47
  16. С.Д., Гурвич Ф. Г. Математико-статистические методы экспертных оценок, М., Статистика, 1980, — 263 с.
  17. В.В. Концепции маркетинга и их применение в стоматологии //Экономика и менеджмент в стоматологии, 2002, № 2, — С.28−34
  18. В.В. Обратная связь с пациентами: цели, организация, итоги //Экономика и менеджмент в стоматологии, 2002, № 1(6), — С.58−64
  19. В.В., Кураскуа А. А., Мчелидзе Т. Ш. Внушающая и убеждающаяреклама в стоматологии //Стоматология, 1999, № 6, — С.45−48
  20. В.В., Кураскуа А. А., Мчелидзе Т. Ш. Реклама в стоматологии:стратегии, содержание, методы //Стоматология, 1999, № 4, — С.60−6223 .Борисова Е. Н., Иващук А. И., Вишнякова О. Ю. Обращаемость застоматологической помощью лиц пожилого и старческого возраста
  21. Стоматология, 1999, № 3, — С.58−61
  22. Е.В. Пути повышения качества лечебной работы //Стоматология, 1997, № 1, — С.65−68
  23. В.Г., Ананьева Н. Г., Власов Н. Н., Ковальский B.JI. Структура стоматологического рынка //Проблемы нейростоматологии и стоматологии, 1998, № 1, — С.58−62
  24. .Е. Результаты и перспективы в обеспечении гарантированных объёмов и качества медицинской помощи //Медицинское страхование, 1995, № 1, — С.114−116
  25. В.Д. Прогноз и тенденции развития стоматологии, с позиций специалистов и населения, Автореф.дисс. .к.м.н., Омск, 1998, — 23 с.
  26. В.Д., Захаров А. В. Экспертная оценка стоматологическихучреждений при лицензировании и текущем контроле за их деятельностью //Экономика и менеджмент в стоматологии, 2001, № 3(5), — С.43−45
  27. В.Д., Захаров А. В., Гуляева Т. А., Дробот Г. В., Шарапова Е. Г., Сизиков А. В. Медицинская карта стоматологического больного — документ медицинский или юридический? //Экономика и менеджмент в стоматологии, 2002, № 1(6), — С.82−85
  28. В.Д., Захаров В. А., Вашурин И. В. Лицензирование и аккредитация стоматологических учреждений: мнение специалистов-стоматологов //Экономика и менеджмент в стоматологии, 2001, № 3(5), — С.40−41
  29. В.Д., Захаров В. А., Сизиков А. В. Оценка стоматологических учреждений лицензирующими органами //Экономика и менеджмент в стоматологии, 2001, № 3(5), — С.38−39
  30. В.Д., Павленко И. В., Чекунков О. В. Регулирование трудовых отношений в стоматологических учреждениях //Экономика и менеджмент в стоматологии, 2002, № 2, — С.14−19
  31. Н.Н. Модели предпринимательской деятельности негосударственных стоматологических предприятий, Дисс. .к.м.н., М., 1998,155 с.
  32. А.И., Леонтьев В. К. О состоянии стоматологии в России и перспективы её развития //Стоматология, 1999, № 2, — С.44−47
  33. О.И., Дмитриев В. И., Щербаков В. Н. Изучение мнения населения об организации медицинской помощи //Здравоохранение РФ, 1988, № 4, — С.30−32
  34. Н.Н. Добровольная сертификация стоматологических услуг как элемент повышения, эффективности и качества стоматологической помощи //Экономика и менеджмент в стоматологии, 2001, № 3(5), — С.61−68
  35. Н.Н. Добровольная сертификация стоматологических услуг как элемент повышения эффективности качества стоматологической помощи //Экономика и менеджмент в стоматологии, 2002, № 1(6), — С.64−71
  36. В.Г. Лекции по методике и технике социологическихисследований, М., Изд. МГУ, 1988, — 232 с.
  37. В.М. Организация и совершенствование внебюджетной стоматологической помощи населению1 в условиях крупного города, Дисс: .к.м.н., М., 1993, — 197 с.
  38. В.М., Максимовский Ю. М. Роль и место внебюджетных форм в структуре оказания стоматологической помощи населению //Стоматология, 1995, № 4, С.28−31
  39. В.М., Мамедов С. С. К вопросу оказания стоматологической помощи во внебюджетных стоматологических учреждениях //Сб. научн. трудов ММСИ, 1994, М., С.46−47
  40. В.М., Предтеченский Н. Н. Анализ причин и целей обращений населения за терапевтической и. ортопедической стоматологической помощью в условиях стоматологического рынка //Стоматология для всех, 2003, № 1,-С.32−33
  41. В.В. Формы организации и пути совершенствования платной медицинской помощи населению, Дисс. .к.м.н., М., 1992, — 178 с.
  42. И.В., Вагнер В. Д. Уровень мотивации пациентов Сибирского региона к проведению ортодонтического лечения //Экономика и менеджмент в стоматологии, 2002, № 2, — С.45−48
  43. Е.И., Варганова Н. В. О постдипломной подготовке врачей-стоматологов //Стоматология, 2000, т.79, № 3, — С.59−60
  44. В.А., Рогачёв С. В., Якунин Н. И. Показатели и критерии эффективности управления, М., Мысль, 1975, — 72 с.
  45. В.И., Кирянов А. К., Никольский А. В. Медико-социологические исследования в здравоохранении, М., 1983, — 98 с.
  46. Дмитриев В .И, Никольский А. В. Методические подходы к проведению" медико-социологических исследований удовлетворённостью медицинской помощью //Здравоохранение РФ, 1982, № 4, — С.26−30
  47. Т.А. Физиолого-гигиенические особенности трудовой деятельности стоматологов ортопедического профиля, Автореф.дисс. .к.м.н., М., 1999, — 26с.
  48. И.М. Медико-организационные основы работы врача-стоматолога на городском территориальном участке, Дисс. .к.м.н., М., 1999, — 119 с.
  49. Н.А. Развитие лицензионного права на территории Тверской области //Экономика и менеджмент в стоматологии, 2001, № 3(5), — С.33−35
  50. К.И. Статистика в здравоохранении, М., Медицина, 1979, — 176 с. 56.3олотусская И. Б. Особенности стоматологии переходного периода: оценка и прогноз профессионалов и населения, Автореф. дисс. .к.м.н., М., 1998, — 19 с.
  51. К.М. Методы управления эффективностью стоматологического бизнеса//Экономика и менеджмент в стоматологии, 2001, № 3(5), — С.58−61
  52. В.А. Социально-гигиеническое исследование удовлетворённости поликлинической помощью, Дисс. .к.м.н., М., 1989, — 189 с.
  53. Ковальский B. J1. Научное обоснование функционально-организационной структуры негосударственных стоматологических предприятий, Автореф.дисс.. .к.м.н., М., 1999,-32 с.
  54. С.И., Латышев С. В. Планирование повышения квалификации стоматологов с учётом потребности практикующих врачей в консультативной помощи //Стоматология- 1999, № 5, — С.67−68
  55. Г. И., Бутова В. Г., Антипенко Э. С. Организация стоматологической помощи населению, М., 1989, — 66 с.
  56. Р.В., Коган В. Л. Морально-правовые факторы в совершенствовании руководства амбулаторно-поликлиническими учреждениями //В сб.: Вопросы организации амбулаторно-поликлинической* помощи населению, М., 1982, — С. 180−183
  57. Кривошеев Г. Г. Проблема кадрового развития стоматологической службы
  58. В кн.: Управление, организация и социально-экономические проблемы стоматологической службы страны, Тр. ЦНИИС, М., 1991, — С.73−77
  59. А.А. Управленческий учёт в учреждениях здравоохранения-//Здравоохранение РФ, 1996, № 9, — С.94−103
  60. Н.Б., Садовский В. В. Мониторинг стоматологической помощи в г.Москве в 2002 году //Экономика и менеджмент в стоматологии, 2002, № 1(6),-С.26−32
  61. К.К., Мирзабеков О. М. Приватизация стоматологических учреждений как форма адаптации отрасли к рыночным условиям //Экономика и менеджмент в стоматологии, 2002, № 2, — С.56−60
  62. В.З., Корюкин В. Г., Морозов В. П. Организационно-правовые формы экономической деятельности учреждений здравоохранения, СПб, 1994,16 с.
  63. В.К. О вероятных изменениях структуры сети государственных и частных стоматологических клиник //Стоматология, 1999, № 3, — С.54−56
  64. В.К. О состоянии стоматологии в России и перспективах её развития //Стоматология, 2002, т.81, № 1, — С.75−84
  65. В.К. Организация стоматологической службы в условиях рыночных отношений и страховой медицины //Стоматология, 1995, т.74, № 1,-С.66−72
  66. В.К. Пути повышения качества работы стоматологов //Дент-Арт, 1998, № 3, — С.11−15
  67. В.К., Шиленко Ю.В1 Социальная стоматология на современном этапе //Стоматология, 1999, № 1, — С.5−9
  68. П.А. Время исправлять ошибки //Новое в стоматологии, 1995, № 3,-С.25−31
  69. Л.М. Свобода порождает творчество! //Маэстро стоматологии- 2002, № 4, — С.55−61
  70. Т.М. Кадровое обеспечение стоматологической службы //В кн.: Управление, организация и социально-экономические проблемыстоматологической службы страны, Тр. ЦНИИС, М., 1991, — С.77−80
  71. P.M. Лицензирование и аккредитация, как фактор' совершенствования* стоматологической службы //Экономика и менеджмент в стоматологии, 2001, № 3(5), — С.18−25
  72. Ю.М., Гринин В. М., Бутова В. Г., Ананьева Н. Г. Совершенствование лечебно-диагностической работы и системы контроля качества в негосударственных стоматологических организациях, Уч.-метод.пособие, М., Изд. МГМСУ, — 23 с.
  73. Ю.М., Гринин В. М., Лакшин A.M., Константинов Г. И., Антипенко А. Э. Совершенствование деятельности внебюджетных стоматологических учреждений, Методич. рекомендации, М., 1993, 12 с.
  74. Ю.М., Лакшин А.М-, Гринин В. М., Мамедов С. С. Клинико-организационные основы деятельности внебюджетных стоматологических учреждений //В сб.: Тез.докл.научной сессии, посв.50-летию РАМН, М., Изд. ММСИ, 1994, — С.20
  75. Ю.М., Леонтьев В. К., Садовский В. В., Гринин В. М., Николаев Ю. В. Сборник нормативных документов для стоматологических учреждений всех форм собственности, М., 1999, т.1, 84 с.
  76. С.С., Гринин В. М., Максимовский Ю. М. Анализ гарантийных сроков внебюджетных стоматологических ЛПУ как форма контроля качества и эффективности //Сб.научн. трудов ММСИ, 1999, — С.34
  77. С.С., Гринин В. М., Максимовский Ю. М. Анализ качества и эффективности внебюджетных стоматологических ЛПУ //Сб.научн. трудов1. ММСИ, М., 1999, С.37
  78. М.З. Организация* ортопедической стоматологической помощи населению //В кн.: Руководство по ортопедической стоматологии, М., Медицина, 1993, — С.478−493
  79. Т.Ш. Новые формы организации стоматологической помощи в условиях рынка медицинских услуг, Автореф. дисс. .к.м.н., СПб, 1997, — 21 с.
  80. КВ., Тишура А. А. Дисквалификация: административное взыскание за нарушение законодательства РФ о труде. Затрагивает ли это только интересы главного врача и главного бухгалтера //Экономика и менеджмент в стоматологии, 2002, № 2, — С.7−10
  81. Положение о лицензировании медицинской деятельности. Постановление Правительства РФ № 402 от 21 мая 2001 года //Экономика и менеджмент в стоматологии, 2001, № 3(5), — С.4−9
  82. В.В., Кондратов В. В. Ценовая политика региональных клиник //Вестник стоматологии, 1999, № 9(76), — С.16
  83. В.И., Шамшурина Н. Г. Показатели эффективности коммерческой деятельности учреждений здравоохранения //Здравоохранение РФ, 1997, № 7,-С.107−112
  84. Н.Д., Кудрявая Н:В., Журули Н. Б. Психологические исследования в стоматологии //Стоматология, 1999, № 6, — С.57−64
  85. Г. Н. Психологические аспекты и элементы внутреннего и внешнего маркетинга на стоматологическом приёме //Экономика и менеджмент в стоматологии, 2002, № 2, — С.36−44
  86. Э.П., Кузнецов В. Н., Баранова И. Е. Управление стоматологической поликлиникой, М., 1980, 110 с.
  87. Н.Н., Яковлева Т. С. Организация лицензирования и сертификации медицинских услуг в стоматологической службе Псковской области //Экономика и менеджмент в стоматологии, 2001, № 3(5), — С.36−37
  88. Е.С., Полуев В. И., Логинов А. А. Ещё раз к вопросу о значении медицинской документации //Экономика и менеджмент в стоматологии, 2002, № 2, — С.11−13
  89. М.Н. Совершенствование управления стоматологической помощью населению //В кн.: Социально-гигиенические аспекты стоматологической заболеваемости, М., 1998, — С.44−49
  90. Ю.И., Максимовский Ю. М. Оценка стоматологами Москвы своих бытовых условий и состояния здоровья //Экономика и менеджмент в стоматологии, 2001, № 3(5)-- С.54−57
  91. Ю.И., Максимовский Ю. М. Работа и заработная плата врачей стоматологического профиля мнения, проблемы //Экономика и менеджмент в стоматологии, 2002, № 1(6), — С.32−36
  92. А.П., Алимский А. В. Изучение мнения населения о качестве и культуре оказываемой ему стоматологической помощи //В кн.: Управление, организация" и социально-экономические проблемы стоматологической службыстраны, ТрДНИИС, М., 1991, — С.54−56
  93. А.Г. Сокращение потерь рабочего времени врачей стоматологического профиля //В кн.: Управление, организация и социально-экономические проблемы стоматологической службы страны, Тр. ЦНИИС, М., 1991, — С.11−17
  94. В.Т. Особенности организации и управления стоматологической службы района и города областного подчинения, Автореф.дисс.. .к.м.н., М., 1981, — 23 с.
  95. С.Д. Новые формы организации стоматологической помощи — реальная потребность населения //Экономика и менеджмент в стоматологии, 2002, № 1(6), — С.49−55
  96. A" declaration on the Promotion of Patient’s Rights in Europe. International digest of health legislation, 1994, vol.45, N.3, — pp.411−419
  97. Alternative system of oral cure delivery, Rep. of a WHO expert comn., Geneva, WHO, 1987, — 58 p.
  98. Ayers C., Abrams R. Workday activity of dentist and auxiliaries. in a prison sitting //Dent.Res., 1999, vol.78, — pp.167
  99. Barnaud I., Morin D. Informatique et epidemiologie dentaire tratement des informations dentaires par ordinateur //Rev.Odontostomat., 1972, t.9, N.6, — pp.527 539
  100. Billi J.E., Wise C.G., Sher S. D: Selection in a preferred provider organization enrollment //Health Serv.res., 1993, vol.28, N.5, — pp.563−575
  101. Blendon R., Donelan K. British public opinion on national health service reform //Health Affairs, 1989, vol.8, N.4, — pp.55−59
  102. Boffa J., Pekrahn R. Prediction of dental care costs by use of a probability model //Publ.Health Rep., 1975, vol.90- N.6, — pp.528−531
  103. Brown L.J. The long-run cost characteristics of dental practices in the USA //Soc.Sci.Med., 1989, vol.29, N.6, — pp.695−703
  104. Bruce C.V. From the Health Care Financing Administration, JAMA, 1995, vol.273, N.10, — p.766
  105. Collier J. The patient’s right to know, World Health, 1994, N.5, — pp. 18−19
  106. Cost-effectiveness of sealants in private practice and standarts for use in prepaid dental care //J.Amer.Dent.Ass., 1985, vol.110, N.1, — pp. 103−107
  107. Could M.S.E., Picton D.C.A. An evaluation of the method of measuring forces excerted by the tongue on the teeth //Brit.Dental.J., 1963, Vol.14, — p. 175
  108. Delmo L.K. Measuring health care effectiveness. Research and policy implications //IntJ.Technol.Ass.Hlth.Care, 1990, vol.6, — pp.288−294
  109. Doherty N.J.G., Crakes G.M. Economic specification of cost estimates in dental programs //J.Dentres., 1985, vol.64, N.6, — pp.922−924
  110. Enthoven A.C. The History and principles of managed competition //Health Affairs, 1993, N.12, — pp.24−48
  111. Ginzberg E. Notes on evaluating the quality of medical' care //New.Engl.J.Med., 1975, vol.292, — pp.366−368
  112. Hinz R. Der Wert des Einsatzes von Medien zur Patientenaufklarung und Motivation//Fortschr.Kieferort. thop., 1986, Bd.47, Н. З, — ss.221−228
  113. Knoll K.H., Pantke H. Ergonomisch-hygienische Problembereiche in der zahnarztlichen Praxis //D.Z.Z., 1982, Bd.37, N.5, — ss.400−403
  114. Kostlan I. Oral health services in Europe, Copengagen, 1979, — 193 p.
  115. Leverett D.H. et al. Use of sealants in the prevention and early treatment of carious lesions cost analysis //Amer.Dent.Ass., 1993, — pp.39−42
  116. Mackie I.C., Lennon M.A. The relative values of preventive items in a resource related index //Comm.Dent.Health, 1984, N.1, — pp.213−219
  117. Wagner B. Ergonomie fur den Zahnarzt-Methoden und Ziele //D.Z.Z., 1974, 29, — ss.83−89
  118. Walther K. Technologie und Fortschrift von Informationssystemen in der zahnarztlichen Praxis //D.Z.Z., 1989, Bd.44, Н.9, — ss.641−646
  119. Wang NJ. Preventive dental care of children and adolescents in the 1990s: Denmark, Iceland, Norway and Sweden //Acta Odontol.Scand., 1998, vol.56, N.3,-p.56
  120. Yule В., Parkin D. The Demand for dental care: an assessment //Soc.Sci.Med., 1985, N.7, — pp.753−760
Заполнить форму текущей работой