Инклюзивное образование детей-инвалидов с тяжелыми физическими нарушениями как фактор их социальной интеграции
Диссертация
Одной из задач общего среднего образования в России является развитие сети образовательных учреждений для детей с ограниченными возможностями здоровья и нуждающихся в психолого-педагогической коррекции. Тенденция увеличения в нашей стране количества детей-инвалидов, недостаточность существующих форм обучения и воспитания, соответствующих потребностям и способностям детей данной категории… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ ДЕТЕЙ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ
- 1. 1. Концептуализация понятия социальной интеграции людей с инвалидностью
- 1. 2. Дети с инвалидностью в обществе: численность, причины инвалидизации, типы и виды нарушений, подходы к реабилитации
- 1. 3. Сравнительный анализ международных правовых актов и российского законодательства, регламентирующих интеграцию детей-инвалидов в общество
- 1. 4. Анализ подходов к понятию «инклюзивное образование»: плюсы и минусы
- ГЛАВА 2. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАКТИКИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ: ТЕКУЩЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
- 2. 1. Мировой опыт практики инклюзивного образования
- 2. 3. Проблемы инклюзивного образования детей-инвалидов в зеркале обогащенного" общественного мнения
Список литературы
- Абрахамсон, П. Социальная эксклюзия и бедность / П. Абрахамсон // Общественные науки и современность. 2001. — № 2. — С. 158−166.
- Акатов, Л. О некоторых аспектах комплексного подхода к обучению и социальной реабилитации инвалидов / Л. Акатов, Ю. Блинкова. Доступ через .
- Гэри Банч, Включающее образование. Как добиться успеха? Основные стратегические подходы к работе в интегративном классе / Пер. с англ. Н. Грозной, М. Шихиревой. -М.: «Прометей», 2005. 88 с.
- Бергер, П. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания / П. Бергер, Т. Лукман. М.: Медиум, 1995. — 321 с. -ISBN 5−85 691−036−2
- Берне, Р. Развитие Я-концепции и воспитание: Пер. с англ. / Под ред. В. Я. Пилиповского. М.: Прогресс, 1986. — 423 с.
- Битов, А.Л. Особый ребенок: исследования и опыт помощи, проблемы интеграции и социализации. -М.: 2000.
- Борисова, Н. В. Инклюзивное образование: ключевые понятия / Н. В. Борисова, С. А. Прушинский. М.: Перспектива- Владимир: Транзит-ИКС, 2009. — 47 с. — ISBN 978−5-8311−0423−3.
- Борисова, Н.В. Социальная политика в области^ инклюзивного образования: контекст либерализации и российские реалии / Н. В. Борисова // Журнал исследований социальной политики. 2006. — Т. 4. — № 1. — С. 103 120.
- Булыко А.И. Современный словарь иностранных слов. Более 25 тысяч слов и словосочетаний М.: «Мартин», 2004. — 848с. — ISBN 5−8485−0192−7
- Бурдье, П. Структуры, habitus, практика / П. Бурдье // Современная социальная теория: Бурдье, Гидденс, Хабермас / Под ред. А. В- Леденевой. -Новосибирск: Изд-во НГУ. 1995. — 330 с. — ISBN5−7615−0366−2
- Бурлуцкая, М.Г. Интегративные процессы в современной России / М. Г. Бурлуцкая, И. А. Климов // Социологические исследования. 2002 — № 3. — С. 128−132.
- Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 30 сентября 1990 года):
- Всемирная декларация об образовании для всех (1990 год).
- Всемирная программа действий в отношении инвалидов (1982 год).
- Всеобщая Декларация прав человека (1948 год).
- Выготский, Л.С. Проблемы дефектологии / Л. С. Выготский — М.: Просвещение, 1995. 527 с. 18.: Выготский- Л. С. Собр. соч.: В 6 т: Т.5.: Основы дефектологии / Под ред. А. В- Запорожец. М.: Педагогика, 1983. — 367 с.
- Выготский, JI.C./ Л.С. Выготский- Педагогическая психология 1 2008"-: — ACT- 978−5-17−49 976−2
- Гилевич, И.М. Если ребенок со сниженным слухом- учиться в’массовой школе / И. М. Гилевич, Л. И. Тигранова // Дефектология: 1995- - № 3. -. С. 39−46-,. '' ': ' :¦¦!.
- Голиков, Н. Индивидуальная помощь, ребенку-инвалиду' в условиях обучения в массовом образовательном учреждении / Н. Голиков // Учитель. — 2006.-№ 1.-С. 22−24.
- Голикова, Т. А. Материальное обеспечение детей-инвалидов из федерального бюджета в следующем году повысится / Т. А. Голикова. Обращение к документу 9 февраля. 2010. Доступ, через .
- Грозная, Н. Развитие инклюзивного образования: международный опыт / Н. Грозная: Обращение к документу 29 июля 2008., Доступ через .
- Громов, О. Образовательная сегрегация / О. Громов // Русский журнал / Вне рубрик / Сумерки просвещения, 2001. Доступ через www.russ.ru/ist 5ОУг/5итегкп/20 010 823 grom.html.
- Гудонис, В. Интеграция лиц с нарушенным зрением / В. Гудонис // Дефектология. 1993.- № 4. -С. 13−16.
- Банч, Г. Включающее образование. Как добиться успеха? Основные стратегические подходы к работе в интегративном классе. http://school.msk.ort.rU/integration/index.php7pH:eachersp? г. 27., Воронин, Г. Л./ Г. Л. Воронин //
- Дайджест по инклюзивному образованию. 2010, июнь. http://orttoHfe2.ucoz.m/publ/rabotaiobrazovanie/dajdzhestpoinkljuzivnomuo Ьгаго V апу иу ип2010/4−1 -0−749
- Дакарские Рамки действий, принятые Всемирным форумом по образованию (Дакар, Сенегал, 26−28 апреля 2000 г.). Доступ через сЬИр ://www.un. ог|т/гиз51ап/еуе^э/Шегасу/dakar.htm>
- Данные и отчёты инспекторских проверок, справочные и методические материалы по проведению> инспекций находятся в открытом доступе и размещаются на- сайте Службы: Доступ через http://www.ofsted.gov.uk. (американский сайт)
- Декларация о правах инвалидов (Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 9 декабря 1975 года), docs.kodeks.ru/document/901 739 159
- Декларация о правах умственно-отсталых лиц (резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 20 декабря 1971 года). http://www.un.org/russian/documen/declarat/1970−1979.htm
- Декларация прав ребенка (резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1959 года), http://www.un.org/rassian/documen/declarat/1948−1969.htm
- Дементьева- Н. Ф Социальная работа с семьей ребенка с ограниченными возможностями. / Н. Ф. Дементьева, Г. Н., Багаева, Т. Н. Исаева. М.:Изд-во Ин-та социальной работы, 1996.
- Дудченко, О.Н. Социальная идентификация и адаптация личности / О. Н. Дудченко, A.B. Мытиль A.B. // Социологические исследования. 1995. -№ 6. -С. 110−120.
- Дюркгейм, Э. Самоубийство: Социологический этюд / Пер. с фр. с сокр.- Под ред. В. А. Базарова. М.: Мысль, 1994. — 399 с. — ISBN 5−244−574-Х.
- Дюркгейм, Э. Социология образования / Пер. с фр. Т.Г. Астаховой- Науч. ред. B.C. Собкин, В. Я. Нечаев. М.: ИНТОР, 1996. — 80 с. — ISBN 587 199−036−3.
- Дюркгейм, Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение / Пер. с фр.- Под ред. А. Б. Гофмана. М.: Канон, 1995. — 352 с. — ISBN 5−88 373−037-Х.
- Зайцев, Д. В. Образовательная интеграция детей с ограниченными возможностями / Д. В. Зайцев. Доступ черезhttp://www.socpolitika.ru/rus/conferences/3985/3986/3988/document4052.shtml >.
- Зайцев, Д.В. Проблемы обучения детей с ограниченными возможностями здоровья / Д. В. Зайцев // Педагогика. 2003. — № 1. — С. 21−30.
- Закон Российской Федерации «Об образовании» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. -№ 3. Ст. 150.
- Зиммель, Г. Общение. Пример чистой, или формальной социологии / Г. Зиммель. М.: Издательство Директмедиа Паблишинг, 2007. — 33 с. — ISBN 978−5-94 865−937−4.
- Зиммель, Г. Социальная дифференциация (социологические и психологические исследования) / Г. Зиммель // Избранное. Том 1. Философия культуры. -М.: Юрист, 1996.
- Зотова, A.M. Интеграция ребенка-инвалида, в среду здоровых сверстников как метод социальной адаптации./ A.M. Зотова // Дефектология. 1997. -№ 6. -С. 21−25.
- Иванов, Д.И. Компетенции и компетентностный подход в современном образовапии / Д. А. Иванов // Завуч 2008. — № 1. — С. 4−24.
- Из доклада Грозной Н, — эксперта Всемирной организации «Down-side-up» http://school.msk.ort.ru/integration/index.php?p=teor voivspdmo
- Карпова Г. Г. Социокультурная практика в отношении инвалидов: от законодательства к общественному мнению / Г. Г. Карпова, Е.Р. Ярская-Смирнова // Образование для всех: политика и практика инклюзии. -Саратов, 2008. С. 25−33.
- Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования (принята Генеральной Ассамблеей ООН 14 декабря 1960 года- ратифицирована. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 июля 1962 года). www.osoboedetstvo.ru/rights/ibase/files/aro04l.doc.
- Конвенция о правах инвалидов: равные среди равных.// Представительство ООН в РФ, Информационный центр ООН в Москве, Региональная общественная" организация инвалидов" «Перспектива» М.: «Алекс», 2008. http://www.edinayastrana.rU/docs/docs/Q 1 2.
- Конвенция о правах ребенка (резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 года- ратифицирована Постановлением Верховного Совета СССР от 13 июня 1990 года), base.garant.ru/2 540 422/
- Конвенция ООН о правах инвалидов (принята Генеральной Ассамблеей ООН 13 декабря 2006 года).http://www.un.org/russian/disabilities/convention/disabilitiesconv.pdf
- Конвенция ООН о правах ребенка (1989) ст. 23, п. 1. www.un.org/russian/disabilities/convention/disabilitiesconv.pdf
- Лесгафт, П.Ф. Семейное воспитание ребенка и- его значение / П. Ф. Лесгафт.- М- Педагогика, 1991. 179 с. -18ВЫ 5−7155−0404 -X.
- Лошакова, И: И. Инклюзивное образование детей-инвалидов / И. И. Лошакова, Е.Р.Ярская-Смирнова // Социологические исследования. 2003. -№ 5.-С. 100−106.
- Малофеев, Н.Н.- Современный этап в развитии системы специального образования в России: результаты исследования как основа для построения программы развития / Н.11. Малофеев // Дефектология. 1997. — № 4. — С. 315.
- Малофеев, Н.Н. Изменение специальной школы неизбежный Всемирный процесс // Нижегородское образование. — 2010. — № 3. — С. 4−9.
- Мертон, Р.К. Явные и латентные функции / Под ред. В. И. Добренькова // Американская социологическая мысль. М.: Изд-во МУБиУ, 1996.63- Мид, Дж. Г. Азия. Тексты / Американская социологическая мысль / Под ред. В. И. Добренькова. М.: Изд-во МУБиУ, 1996.
- На пути к инклюзивной школе. (Пособие для учителей).// М.: РООИ «Перспектива», 2005.
- О соблюдении прав детей-инвалидов в Российской федерации / из специального доклада уполномоченного по правам детей в России. Доступ через .
- Парсонс, Т. Система современных обществ / Пер. с англ. JI.A. Седова и А.Д. Ковалева- Под ред. М. С. Ковалевой. М.: Аспект Пресс, 1998. — 270с. -ISBN 5−7567−0225−3.
- Парсонс, Т. Функциональная теория измерения / Т. Парсонс // Американская социологическая мысль. Тексты. М., 1994. С. 464−480.
- По материалам докладов Альянса правозащитных организаций «Спасите детей» («Save the children»). Доступ через .
- Полат, Е.С. Новые педагогические технологии: Курс дистанционного обучения для учителей / Е. С. Полат. М.: Академия, 2006. Обращение к документу: 16 февраля 2009. Доступ через .
- Портал ООН и инвалиды. Доступ через .
- Послания Президента России Д. А. Медведева Федеральному собранию 30 ноября 2010 года, www.kremlin.ru/transcripts/messages
- Пособие для учителей. Пер. с англ. С. К. Котова. Ред. Н. В. Борисова // М.: РООИ «Перспектива», ООО «Издательство МБА», 2008.
- Приказ Министерства здравоохранения. РСФСР от 04.07.1991 № 117 «О порядке выдачи медицинского заключения на детей-инвалидов в возрасте до 16 лет» httD://rudoctor.net/medicine2009/bz-dv/med-eqdui.htm.
- Развитие инклюзивного образования: сборник материалов / Сост.: С.А. Прушинский^Ю.П. Симонова. М.: РООИ «Перспектива», 2007.
- Смирнова? Е. Р1 Толерантность как принцип отношения к детям-' с. '. ограниченными возможностями. // Вестник психосоциальной и, коррекционно-реабилитационной работы. 1997. — № 2. — С. 51−56.
- Сорокин, П.А. Социальная аналитика. Анализ элементов-взаимодействия / П. А. Сорокин // Теоретическая социология: Антология: В 2 ч. / Пер. с англ., фр., нем., ит. Сост. и общ. ред. С. П. Баньковской. М.: Книжный дом «Университет», 2002. — Ч-.2. — С.144.
- Социальная политика в современной России: реформы и повседневность/ В. Ярская, Н. Зубаревич, П. Романов, Е. Ярская-Смирнова и др./ Под ред П: Романова, Е. Ярской-Смирновой. М.: ЦСПГИ, Вариант. 2008.
- Стандартные правила обеспечения равных возможностей для* инвалидов (приняты Генеральной Ассамблеей ООН 20 декабря 1993 года).
- Тони Бут. Показатели инклюзии. Практическое пособие / Тони Бут, Мэл Эйнскоу / Под ред. Марка Вогана / Пер. с англ.: И. Аникеев- Научный ред.: Н. Борисова- Общая ред.: М. Перфильева. М.: РООИ «Перспектива», 2007. 124 С. — ISBN 978−5-91 400−009−4.
- Трошин, Г. Я. Антропологические основы воспитания. Сравнительная психология нормальных и ненормальных детей / Г. Я. Трошин // Процессы умственной жизни. СПб., 1915. — Т.2. — 403 с.
- Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.07.1998 N 125-ФЗ (с изменениями на 01.12.2007 N 309-ФЭ).
- Федеральный закон «Об образовании» от 10.07.1992 N 3266−1. .
- Фуко, М. История безумия в классическую эпоху / М. Фуко. СПб.: Университетская книга, 1997. — 576 с. — ISBN 5 791 400 179.
- Фуко, М. Надзирать и наказывать: Рождение тюрьмы / М. Фуко. М., 1999. ISBN 5−93 321−010−2
- Шипицына Л.М., Рейсвейк Ван К. Навстречу друг другу: пути интеграции. / Спец. образование в массовых школах в России и Нидерландах. СПб.: Ин-т спец. педагогики и психологии, 1998. — 132 с. — ISBN 5−81 790 001−7
- Шмидт, В.Р. Социальная эксклюзия и инклюзия в образовании. Учебно-методическое пособие / В. Р. Шмидт. М., 2006.
- Штомпка, П / П. Штомпка Социология социальных изменений Под ред. ЯдоваВ.А. М.:
- Энциклопедический словарь медицинских терминов: В 3-х томах / Гл. ред. Б. В. Петровский. М.: Сов. энциклопедия. — Т. 3. — 1984.
- Энциклопедический социологический словарь / Под общ. ред. Г. В. Осипова. М.: ИСПИРАН, 1995. ISBN
- ЮНЕСКО. Руководство по инклюзии: обеспечение доступа к образованию для всех. / Пер. с англ.: С. Котова. Ред.: М. Перфильева. М. Владимир ООО «Транзит-ИКС», 2007.
- Ярская-Смирнова, Е. Р. Инклюзивное образование детей-инвалидов / Е.Р. Ярекая-Смирнова, И. И. Лошакова // Социологические исследования. 2003. -№ 5. — С.100−106.
- Ярская-Смирнова, Е. Р. Когда в семье ребенок-инвалид* / Е.Р. Ярская-Смирнова // Социологические исследования. 1997. — № 1. — С. 83−90.
- Ярская-Смирнова, Е. Р. Люди с ограниченными возможностями / Е.Р. Ярская-Смирнова // Российская энциклопедия социальной работы. Москва: Институт социальной работы. 1997. — Т.1 — С. 291−295.
- Ярская-Смирнова, Е. Р. Понятие инклюзивного образования / Е.Р. Ярская-Смирнова // Образование для всех: пути интеграции. Саратов: Сарат. гос. тех. ун-т, 2003. С. 69−78.
- Ярская-Смирнова, Е. Р. Социальная работа с инвалидами / Е.Р. Ярская-Смирнова, Э. К. Наберушкина. Саратов: СГТУ, 2003. — 224 с. ISBN 5 743 312 176.
- Ярская-Смирнова, Е. Р. Социальное конструирование инвалидности / Е.Р. Ярская-Смирнова // Социологические исследования. 1999. — № 4. — С.38−45.
- Cochran М. Enviromental factors contracting network development // Extending families. N.Y., 1990. P. 227.
- Coleman, J.S. Social Capital’in the Creation of Human Capital / J.S. Coleman // American Journal of Sociology. 1988. — Vol. 94. — P. 95−120.
- Etzioni A. The active society. New York: Free Press, 1968. P. 417.
- Etzioni, A. The spirit of community: rights, responsibilities, and the communitarian agenda / A. Etzioni. N.Y.: Crown Publishers, 1993. — 323 p. -ISBN 517 592 770
- Florian L., Pullin D. Defining diffeenceЛn McLaughlin M., Rouse M. (eds.) Special Education and School Reform in the United States and Britain.//London and New York: Routledge, 2000. ISBN 0−415−19 757−0
- Dyson-A. Inclusion and inclusions: theories and discourses in inclusive education. // In Daniels H, Garner P.(eds.) Inclusive Education. London: Kogan Page, 1999.
- Giddens A. Central problems in social theory: Action, structure and contradiction in social analysis. London: Macmillan Press, 1979. P. 76. ISBN 0520−3 975−0
- Guralnick M.J., Connor R.T., Hammond M.A., Gottman J.M., Kinnish K. Immediate effects of mainstreamed settings on the social interactions and social integration of preschool children. // American Journal on Mental Retardation. -1996a-№ 100.
- Kavale K., Forness S. History, rhetoric and realty. Analysis of inclusion debate. // Remedial and Special Eduction. Vol. 21. No. 5. 2000.
- Park R. Assimilation // Introduction to the Science of Sociology / Ed. By R. Park and E.Burgess. Chicago, L.: Chicago Univ. Press, 1969. P. 734−739.
- Thomas G., Walker P., Webb J. The Making of the Inclusive School//London and New York: RoutledgeFalmer, 1998. ISBN 0−415−15 559−2
- Wright E.B. Full Inclusion of Children with Disabilities in the Regular Classroom: Is It the Only Answer? // Social work in Education. Vol. 21. No. 1. Jan. 1999.