Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Инклюзивное образование детей-инвалидов с тяжелыми физическими нарушениями как фактор их социальной интеграции

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Одной из задач общего среднего образования в России является развитие сети образовательных учреждений для детей с ограниченными возможностями здоровья и нуждающихся в психолого-педагогической коррекции. Тенденция увеличения в нашей стране количества детей-инвалидов, недостаточность существующих форм обучения и воспитания, соответствующих потребностям и способностям детей данной категории… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ ДЕТЕЙ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ
    • 1. 1. Концептуализация понятия социальной интеграции людей с инвалидностью
    • 1. 2. Дети с инвалидностью в обществе: численность, причины инвалидизации, типы и виды нарушений, подходы к реабилитации
    • 1. 3. Сравнительный анализ международных правовых актов и российского законодательства, регламентирующих интеграцию детей-инвалидов в общество
    • 1. 4. Анализ подходов к понятию «инклюзивное образование»: плюсы и минусы
  • ГЛАВА 2. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАКТИКИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ: ТЕКУЩЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
    • 2. 1. Мировой опыт практики инклюзивного образования
    • 2. 3. Проблемы инклюзивного образования детей-инвалидов в зеркале обогащенного" общественного мнения

Инклюзивное образование детей-инвалидов с тяжелыми физическими нарушениями как фактор их социальной интеграции (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

Одной из задач общего среднего образования в России является развитие сети образовательных учреждений для детей с ограниченными возможностями здоровья и нуждающихся в психолого-педагогической коррекции. Тенденция увеличения в нашей стране количества детей-инвалидов, недостаточность существующих форм обучения и воспитания, соответствующих потребностям и способностям детей данной категории, многочисленные проблемы их адаптации и социальной интеграции в общество (как следствие ущербной вторичной социализации) позволяют сделать вывод о несовершенстве социальной и образовательной политики в отношении детей с нарушениями развития. До сих пор в образовательной политике российского государства господствующей является ориентация на традиционное образование детей- -инвалидов в специализированных учебных заведениях. В развитых странах Запада взят курс на инклюзивное образование детей-инвалидов в массовой школе вместе со здоровыми сверстниками, дающее лучшие результаты в подготовке детей к последующей жизни и их включению в общество.

Развитие инклюзивного образования в России — веление времени и обязанность социального государства, взявшего на себя как член ООН ряд обязательств по отношению к детям-инвалидам. Успешность реализации этих обязательств зависит не только от государства, но и от. позиции общества по отношению к лицам с ограниченными возможностями вообще и к образованию этих детей-инвалидов, в частности. Идея совместного обучения и воспитания детей-инвалидов и здоровых детей встречает возражения со ссылками на отсутствие условий для их осуществления: материальных, организационных, финансовых, менталитета населения и педагогических работников.

Степень научной разработанности проблемы. Несмотря на интерес педагогов, психологов, социологов (H.H. Малофеев1, Н.И. Скок2, Е.Р. Ярская-Смирнова3, Т. А. Добровольская и Н.Б. Шабалина4, В.П. Гудонис5, Н.Д. Шматко6 и др.) к вопросам интеграции в социальную среду лицс различными нарушениями развития, эта проблема остается недостаточно разработанной в теоретическом и практическом плане, о чем свидетельствует малочисленность фундаментальных работ, противоречивость взглядов на качественную оценку интеграционного процесса и фрагментарность его практического осуществления в современной России.

Эффективность системы специального образования в Европе и Америке исследовали такие ученые и практики, как С. Thomas, Р. Walker, J. Webb7. L. Florian и D. Pullin8 описали практику реализации инклюзивного обучения детей с физическими нарушениями в Великобритании и США Е. Wright9 разрабатывал систему принципов реализации идей инклюзивного обучения, а также описывал пути развития практики инклюзивного обучения детей с инвалидностью в различных странах мира.

В своей работе мы опирались на труды Э. Дюркгейма10 и Г. Зиммеля11, на их понятия социальной нормы и отклонения от неефундаментальные.

1 Малофеев, Н. Н. Современный. этап в развитии системы специального образования в России: результаты исследования как основа для построения программы развития. // Альманах Института коррекционной педагогики РАО. — Вып. 1.-2000.

2 Скок, H. И. Биосоциальный потенциал лиц с ограниченными возможностями и социальные механизмы его регуляции/ Н.И. Скок// Социологические исследования. -2005. -№ 4. — С. 124−127.

3 Ярская-Смирнова, Е. Р. Социальное конструирование инвалидности / Е.Р. Ярская-Смирнова' // Социологические исследования. — 1999. -№ 4. — С. 38−45.

4 Добровольская, Т. А. Инвалид и общество: социально-психологическая интеграции / T.A. Добровольская, Н. Б. Шабалина. — Социологические исследования. — 1991. -№ 5. — С. 3−8.

5 Гудонис, В. П. Незрячий в обществе: социальные меридианы / В. П. Гудонис // Мир психологии. — 2001. -№ 2. -С. 186−197.

6 Шматко, Н. Д. Новые формы коррекционной помощи детям с отклонениями в развитии/ Т. Д. Шматко. -Альманах ИКП РАО, 2003. выпуск № 7. http://wvvw.ikprao.rU/almanah/7/st02.ht. обращение 23.09.2010.

7 Thomas G. The Making of the Inclusive School / J. Thomas, P. Walker, J. Webb. — London and New York: RoutledgeFalmer, 1998.

8 Florian L. Special Education and School Reform in the United States and Britain / L. Florian, D. Pullin. -London and New York: Routledge, 2000.

9 Wright E.B. Full Inclusion of Children with Disabilities in the Regular Classroom: Is It the Only Answer? // Social work in Education. — 1999. — Vol. 21. — No. 1.

10 Дюркгейм, Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение. Пер. с фр. — М.: Канон, 1995.

11 Зиммель, Г. Общение. Пример чистой, или формальной социологии. Избранное. Созерцание жизни. -М.: Юрист, 1996. — Т. 2. — С. 486−500. идеи Т. Парсонса1 по организации процессов интеграции в социальных системахна работы по социальной интеграции общества и социальной мобильности П.А. Сорокина2- на концепции Дж.Г. Мида3 и Ч. Кули4 о социальной роли, сути процессов восприятия индивидом других людейна исследования в области теории и методологии социальной педагогики и социальной работы отечественных социологов и педагогов: С.А. Беличевой5, разработавшей систему социально-психологической помощи семьям группы рискаA.B. Мудрика6, который внес значительный вклад в разработку основных понятий социальной педагогики и выделил педагогические 7 аспекты в социальной работеТ.Ф. Яркиной, которая внесла заметный вклад в разработку основных понятий социальной работы и социальной педагогики.

В трудах Т. А. Добровольской и Н.Б. Шабалиной8 оформились основные условияи способы социальной интеграции* людей с инвалидностью^. Н.И. Скок9 существенно расширила понятийное представление о возможностях инвалидов. Е.Р. Ярская-Смирнова10 положила начало-исследованию понятия «нетипичности» в российской социологии, а также уделила внимание понятию «инклюзивное обучение».

Парсонс, Т. Система современных обществ. Пер. с англ. Л. А. Седова и А. Д. Ковалева. / Под ред. М. С. Ковалевой. — М.: Аспект Пресс, 1998.

2 Сорокин, П. А. Социальная аналитика. Анализ элементов взаимодействия / П. А. Сорокин // Теоретическая социология: Антология: В 2 ч. / Пер. с англ., фр., нем., ит. / Сост. и общ. ред. С. П. Баньковской. — М.: Книжный дом «Университет», 2002. — Ч. 2. — С. 144.

3 Мид, Дж. Г. Азия. Тексты / Американская социологическая мысль / Под ред. В. И. Добренькова. М.: Изд-во МУБиУ, 1996.

4 Кули, Ч. Х. Человеческая природа и социальный порядок. hto. V/www.i-u.ru/biblio/archive/kulichelov/. Обращение 01.12.2010.

5 Беличева, С.А. Социально-педагогическое обследование и поддержка семей группы риска / С. А. Беличева // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы — 2005. — № 2. — С. 21−32.

6 Мудрик, A.B. Социальная педагогика. — М: Академия ИЦ, 1999.

7 Яркина, Т. Ф. Гуманизм как теоретико-методологическая основа социальной педагогики // Т. Ф. Яркина // Институт педагогики соц. работы Рос. акад. образования, Ассоц. соц. педагогов, соц. работников Рос. Федерации. — М.: Б.и., 1997.

8 Добровольская, T.A. Инвалид и общество: социально-психологическая интеграция / T.A. Добровольская, Н. Б. Шабалина // Социологические исследования, 1991. — № 5. — С. 3−8.

9 Скок, Н. И. Биосоциальный потенциал лиц с ограниченными возможностями и социальные механизмы его регуляции/ Н. И. Скок. // Социологические исследования. — 2005. — № 4. — С. 124−127.

10 Ярская-Смирнова, Е. Р. Социокультурный анализ нетипичности / Е.Р. Ярская-Смирнова. — Саратов: Саратовский государственный технический университет, 1997; Романов П., Ярская-Смирнова Е. Политика инвалидности: Социальное гражданство инвалидов в современной России // http://vestnik.ssu.samara.ru/gum/2002web3/soci/200 230 702.htm.

Анализ содержания, форм, видов, условий, проблем интеграции детей-инвалидов в социальную среду осуществлялся на базе исследований Д-.В. Зайцева1, сформулировавшего основные подходы к социальной* интеграции детей с инвалидностью в обществоВ.И. Лубовского2, создавшего систему интеграции неслышащих, а также слепоглухих детейH.H. Малофеева3, работающего над проблемами образования детей с различными видами нарушенийН.Д. Шматко, разработавшей систему интеграции детей дошкольного возраста с нарушениями развития.

Проблема исследования состоит в противоречии между декларированием в России равноправия детей-инвалидов со здоровыми детьми на получение полноценного образования (вторичной социализации) и фактической дискриминацией этого контингента, что препятствует их социальной интеграции в общество и приводит в дальнейшем к депривации значительной части российских инвалидов и их социальной эксклюзии.

Противоречия, проблемы, трудности становления в России инклюзивного образования детей с тяжелыми физическими нарушениями остаются всё ещё вне развернутого социологического анализа.

Объектом исследования является образование детей с инвалидностью как процесс их социальной интеграции.

Предмет исследования — инклюзивное образование детей с тяжелыми физическими нарушениями как фактор их социальной интеграции.

Цель — исследование формирования в России практики инклюзивного образования детей с тяжелыми физическими нарушениями.

Задачи исследования:

1. На основе анализа нормативно-правовых документов выявить степень готовности государственных институтов к практике инклюзивного образования для детей-инвалидов с тяжелыми физическими нарушениями Зайцев, Д. В. Социальная интеграция детей-инвалидов в современной России / Д. В. Зайцев. — Саратов, 2003.

2 Слепоглухота Специальная психология / Под ред. В. И. Лубовского. — М.: Academa, 2003.

3 Малофеев, H.H. Современный этап в развитии системы специального образования в России: результаты исследования как основа для построения программы развития / H.H. Малофеев // Альманах Института коррекционной педагогики РАО/ - 2000. — Выпуск № 1.

ТФН1);

2. Провести сравнительный анализ международных и российских правовых актов, связанных с регламентацией интеграционных процессов в образовании детей-инвалидов;

3. Выявить эффективные пути реализации инклюзивного образования на основе опыта европейских стран (Великобритании, Италии, Греции и др.);

4. Показать роль некоммерческих организаций в практике инклюзивного обучения в России;

5. Изучить позицию «обогащенного» общественного мнения2 в отношении инклюзивного образования детей-инвалидов в современной России.3.

Теоретико-методологической базой исследования являются фундаментальные теоретические положения, рассматривающие развитие личности как следствие специфических отношений между людьми, которые формируются в пространстве социальных связей (Г. Зиммель, Дж. Г. Мид, Ч. Кули) — концепции, посвященные развитию личности с нарушениями (JI.C. Выготский, В. И. Лубовский, Е.Р. Ярская-Смирнова, H.H. Малофеев) — основные положения* прав человека, закрепленные в международных документах и Конституции РФ.

Эмпирической базой диссертационного исследования выступают данные, полученные в процессе:

1) анализа международных и отечественных нормативно-правовых актов по вопросам прав человека, образования детей-инвалидов, и материалов государственной статистики;

2) авторского исследования «Обогащенное» общественное мнение об инклюзивном образовании", проведенное среди родителей здоровых.

1 ТФН — здесь и далее — тяжелые физические нарушения.

2Носителями «обогащенного» общественного мнения являются представители социальных групп, непосредственно сталкивающихся с данной проблемой, — родители здоровых учеников и учителя общеобразовательных школ. учащихся 1−8-х классов и учителей общеобразовательных школ г. Н. Новгорода осенью 2009 г. Анкетные опросы проходили в 6 школах во время родительских собраний. Опрос учителей проводился в этих же школах. Всего опрошено 344 респондента, из них 134 учителя и 210 родителей (или бабушек и дедушек учащихся);

3) наблюдения автора в ходе проведения семинаров в общественных организациях инвалидов в Нижнем Новгороде по распространению практики инклюзивного обучения детей с инвалидностью (Межрегиональная общественная организация инвалидов «САМИ» (Союз активных молодых инициативных), «Нижегородская региональная общественная организация инвалидов Инватур», Фонд содействия реализации равных возможностей «Открытые двери») — в ходе данной работы было проведено 20 семинаров для учителей общеобразовательных школ на тему «Инклюзивное обучение — путь к ежедневной практике» (2010 г.) и около 400 часов уроков — толерантности для учеников начальных классов общеобразовательных школ Н. Новгорода (2006;2010 г. г.);

4) включенного наблюдения автора в период обучения в коррекционной школе-интернате для слепых и слабовидящих детей.

Для статистической обработки материалов опроса использовался пакет SPSS, версия 13.

Научная новизна исследования:

1. На базе проведенных исследований выявлена крайне низкая степень готовности государственных и образовательных институтов к практике инклюзивного образования детей-инвалидов с тяжелыми физическими нарушениями (ТФН).

2. Проведен сравнительный анализ законодательств ряда европейских стран, международного и российского законодательства по вопросам инклюзивного образования.

3. Определены эффективные пути реализации инклюзивного образования на основе опыта европейских стран.

4. Показана инициаторская роль общественных организаций инвалидов и-родителей детей с инвалидностью в, распространении в России практики> инклюзии.

5. На основе данных эмпирического исследования автором определено отношение родителей здоровых детей и учителей массовых школ г. Нижнего Новгорода к перспективе инклюзивного обучения детей с тяжелыми физическими нарушениями.

Положения, выносимые на защиту:

1. На основе анализа нормативно-правовых актов России сделан вывод о неготовности государственных институтов к реализации практик инклюзии. В законодательстве РФ нет самого понятия «инклюзивное обучение», не регламентированмеханизм его осуществления, создания дополнительных условий для детей с физическими нарушениями.;

2. Сравнительный анализ российских и международных норм правапоказал неразработанность российского законодательства в сфере, касающейся интеграции детей с инвалидностью в социум: они ориентированы преимущественно на социальнуюзащиту, нежели на позитивную социальную' интеграцию детей с ТФН. Фактически возможности обучения в общеобразовательной российской школе ребенка с ТФН родители могут добиться исключительно через судебное решение.

3. К числу успешных подходов к реализации инклюзивного образования детей-инвалидов с" тяжелыми физическими нарушениями, за рубежом можно отнести: наличие правовых документов, регламентирующих повседневную практику обучения детей с ТФНактивное вовлечение родителей детей с. инвалидностью, в построение инклюзивного пространства для их ребенкаиспользование накопленного потенциала коррекционных школ для формирования на их базе центров поддержки инклюзивного обученияпрактика работы с инклюзивным классом «связки» — обычный? педагог — специальный педагог и пр.

4. Общественные объединения инвалидов и родителей детей с инвалидностью вносят чрезвычайно важный вклад в развитие инклюзивного образования и в развитие гражданских инициатив России в целом. С начала 90-х годов прошлого века некоммерческие организации реализуют идеи инклюзии на практике и сегодня именно российские НКО обладают уникальным опытом интеграции детей с ТФН в общество.

5. Данные эмпирического исследования позволили выявить в целом позитивное отношение родителей здоровых детей и учителей общеобразовательных школ к идее реализации практики инклюзивного обучения детей с тяжелыми физическими нарушениями.

Научно-практическая значимость работы заключается.

— в анализе нарушений конституционных прав детей-инвалидов в России на получение качественного образования;

— в обобщении опыта ряда зарубежных стран в сфере образовательной • инклюзии и выделении эффективных практикв обобщении опыта некоммерческих организаций по внедрению инклюзивного образования в общеобразовательных школах Россиив выявлении принятия и поддержки большинством учителей общеобразовательных школ и родителями здоровых детей идеи инклюзивного образования, что позволяет продвигать инклюзивное образование в России с опорой на силу общественного мнения.

Материалы и полученные результаты исследования предоставляют новые возможности для углубления содержания, ряда вузовских курсов по общей социологии, социологии образования и социальной работе.

Апробация работы.

Основные положения и выводы диссертационной работы изложены в 15 научных публикациях общим объемом 4 п.л., из них три в изданиях, рекомендуемых ВАК, а также докладывались и обсуждались на научных конференциях, в числе которых:

III Всероссийский социологический конгресс (Москва, октябрь 2008);

IV Всероссийская конференция «Сорокинские чтения». Отечественная социология: обретение будущего через прошлое". (Саратов, 2008) — 13-я нижегородская сессия молодых ученых (гуманитарные науки). (Нижний Новгород, 2008) — Всероссийская научно-практическая конференция «Молодежь — позитивная сила развития российского общества» (сентябрь 2009, Санкт-Петербург) — Всероссийская научно-практ. конференция «Общество и образование» (Москва, октябрь 2009) — Европейский социологический конгресс (Лиссабон, октябрь 2009) — Всероссийская научно-практ. конференция «Социальная работа в России: образование и практика (Томск, 2009) — Всероссийская научно-практ. конференция «Социальная адаптация детей и молодежи с ограниченными возможностями (Белгород, 2009) — Межрегиональная научно-практ. конференция «Актуальные проблемы социальной работы XXI в.» (Иваново, 2009) — Международная научно-практ. конференция «Модернизационный потенциал регионов» (Иваново, 2010).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Итак, с нашей точки зрения-, которую мы изложили в данной работе, дети с тяжелыми физическими нарушениями (незрячие, неслышащие и дети, перемещающиеся при помощиинвалиднош коляски) должны иметь право выбора места получения образования, и это право должно-быть закреплено в системе федерального законодательства и регламентировано на уровне практики. Обучение этих детей в общей школе существенно облегчит их дальнейшую социальную интеграцию, а также повысит уровень мотивированности и комфорта при получении ими послешкольного образования, а также позитивным образом скажется на воспитании толерантного отношения к «инаковости» среди здоровых учеников.

Отметим, что на сегодняшней день в России наблюдается недостаточная проработанность законодательства в тойего части, которая касается интеграции детей с инвалидностью5 в общественную жизнь, что свидетельствует о неготовности государственных институтов к повсеместной реализации: практики инклюзии. Однако, — мы смогли увидеть, что-фрагментарно, практика, инклюзивного обучения уже присутствует в некоторых российских школах, реализуемаясиламиотдельных энтузиастов из числа людей-, непосредственно: в' ней заинтересованных, чтов свою очередь, свидетельствует о готовности некоторой части общества: эту практику принять. Этот вывод подтверждают и данные, проведенного нами эмпирического исследования мнений родителейздоровых учеников и учителей общеобразовательных школ в г. Н.Новгороде, которые в большинстве случаев поддерживают реализацию практики инклюзии. Такая же ситуация наблюдалась и других странах мира, многие из них проходили в своем развитии этот период. Вследствие чего можно констатировать, что система, коррекционного образования детей с инвалидностью находится на пороге неизбежных изменений и принятие соответствующих законов — дело времени.

Благодаря рассмотренному опыту различных стран мы можем сделать вывод, что образовательной системе России необходимо: закрепить в системе нормативно-правовых актов федерального уровня понятие инклюзивного обучения, чтобы родителям детей с инвалидностью не приходилось отстаивать свое право на получение их ребенком образования в любом среднем общеобразовательном учреждении (предоставленном законом об образовании) через судпринять систему правил и инструкций, четко регламентирующих механизм реализации инклюзивного обучения на практике (в том числе и механизм создания дополнительных условий) применительно к каждой группе ограничений в зависимости от характера и степени инвалидностиразработать систему инструкций для психолого-медико-педагогических комиссий и для бюро медико-социальной экспертизы, разрабатывающих индивидуальную программу реабилитации ребенка с инвалидностью, в соответствии с которой специалисты данных структур могли предложить корректные и четкие рекомендации о месте обучения ребенка с нарушениями — общеобразовательная или коррекционная школазаконодательно закрепить термин «Ребенок, со специальными образовательными потребностями», который является^ значительно более точным и чутким к ребенку (дети с одними и теми же нарушениями могут испытывать различные проблемы в обучении) — создать и установить порядок функционирования центров помощи детям с нарушениями в развитии, получающим образование в общей школе. Это должны быть центры, оказывающие индивидуальную, техническую и информационную помощь детям и их учителям, которую они не могут получить в общих условиях. разработать механизм участия родителей ребенка с инвалидностью в выборе учреждения получения образования для их ребенка, а также в формировании и оценке создаваемых для него дополнительных условий.

Для эффективной реализации инклюзивного обучения на практике необходимо учитывать положения, определяющие его1 основную идею:

Г. Программы раннего вмешательства^ осуществляются уже на основе принципа инклюзии и готовят ребенка с инвалидностью * (и родителей) к интегративному детскому саду;

2. дети с инвалидностью ходят в местный (находящийся^ рядом с домом) детский сад, затем и в школу;

3. практикуются образовательные методики для поддержки в процессе обучения детей с различными способностями (в результате улучшается качество обучения не только детей с нарушениями, но и всех детей в инклюзивном классе).^ В частности, подобной* методикой может стать практика составления индивидуальных планов обучения;

4. все детиимеют возможность участвовать во всех классных и внеклассных мероприятиях, проводимых, в школе.

Таким образом, инклюзия в образовании — это процесс, осуществление которого предполагает не только техническое или организационное изменение системы, но и изменение философии, образования. Причём, изменения при инклюзии, затрагивают в значительно, большей степени массовые школы, нежели специальные, чего так сильно опасаются сотрудники ¡-самих специализированных учреждений образования: Инклюзия в образовании включает в себя:

1. Признание для общества равной ценности всех учеников.

2. Повышение степени участия всех учеников школы во всех аспектах школьной' жизнии одновременное снижение уровня изолированности некоторых групп учащихся:

3. Изменение педагогических методов работы школы таким образом, чтобы школа могла полностью соответствовать разнообразным потребностям всех учеников, проживающих рядом со школой.

4. Анализ, изучение и преодоление барьеров на пути получения знаний и полноценного участия в школьной жизни длявсех учащихся школы, а не только для тех, кто имеет инвалидность или специальные образовательные потребности.

5. Проведение реформ и изменений, направленных на благо всех учеников школы в целом, а не только какой-либо одной группы.

6. Различия между учениками — это ресурсы, способствующие педагогическому процессу, а не препятствия, которые необходимо преодолевать.

7. Признание того, что инклюзия в образовании — это один из аспектов инклюзии в обществе.

Однако, при всей важности идеи инклюзивного образования надо понимать, что в существующих условиях оно вряд ли станет доступным для всех детей с нарушениями: прежде всего, оно вряд ли коснется детей с мультинарушениями в тяжелой форме и детей с тяжелыми ментальными нарушениями. Эта категория детей с сенсорными нарушениями в тяжелой форме являются перспективной группой и они способны и должны получать образование наравне со здоровыми сверстниками при наличии необходимых средств реабилитации.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , П. Социальная эксклюзия и бедность / П. Абрахамсон // Общественные науки и современность. 2001. — № 2. — С. 158−166.
  2. , Л. О некоторых аспектах комплексного подхода к обучению и социальной реабилитации инвалидов / Л. Акатов, Ю. Блинкова. Доступ через .
  3. Гэри Банч, Включающее образование. Как добиться успеха? Основные стратегические подходы к работе в интегративном классе / Пер. с англ. Н. Грозной, М. Шихиревой. -М.: «Прометей», 2005. 88 с.
  4. , П. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания / П. Бергер, Т. Лукман. М.: Медиум, 1995. — 321 с. -ISBN 5−85 691−036−2
  5. , Р. Развитие Я-концепции и воспитание: Пер. с англ. / Под ред. В. Я. Пилиповского. М.: Прогресс, 1986. — 423 с.
  6. , А.Л. Особый ребенок: исследования и опыт помощи, проблемы интеграции и социализации. -М.: 2000.
  7. , Н. В. Инклюзивное образование: ключевые понятия / Н. В. Борисова, С. А. Прушинский. М.: Перспектива- Владимир: Транзит-ИКС, 2009. — 47 с. — ISBN 978−5-8311−0423−3.
  8. , Н.В. Социальная политика в области^ инклюзивного образования: контекст либерализации и российские реалии / Н. В. Борисова // Журнал исследований социальной политики. 2006. — Т. 4. — № 1. — С. 103 120.
  9. А.И. Современный словарь иностранных слов. Более 25 тысяч слов и словосочетаний М.: «Мартин», 2004. — 848с. — ISBN 5−8485−0192−7
  10. , П. Структуры, habitus, практика / П. Бурдье // Современная социальная теория: Бурдье, Гидденс, Хабермас / Под ред. А. В- Леденевой. -Новосибирск: Изд-во НГУ. 1995. — 330 с. — ISBN5−7615−0366−2
  11. , М.Г. Интегративные процессы в современной России / М. Г. Бурлуцкая, И. А. Климов // Социологические исследования. 2002 — № 3. — С. 128−132.
  12. Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 30 сентября 1990 года):
  13. Всемирная декларация об образовании для всех (1990 год).
  14. Всемирная программа действий в отношении инвалидов (1982 год).
  15. Всеобщая Декларация прав человека (1948 год).
  16. , Л.С. Проблемы дефектологии / Л. С. Выготский — М.: Просвещение, 1995. 527 с. 18.: Выготский- Л. С. Собр. соч.: В 6 т: Т.5.: Основы дефектологии / Под ред. А. В- Запорожец. М.: Педагогика, 1983. — 367 с.
  17. Выготский, JI.C./ Л.С. Выготский- Педагогическая психология 1 2008"-: — ACT- 978−5-17−49 976−2
  18. , И.М. Если ребенок со сниженным слухом- учиться в’массовой школе / И. М. Гилевич, Л. И. Тигранова // Дефектология: 1995- - № 3. -. С. 39−46-,. '' ': ' :¦¦!.
  19. , Н. Индивидуальная помощь, ребенку-инвалиду' в условиях обучения в массовом образовательном учреждении / Н. Голиков // Учитель. — 2006.-№ 1.-С. 22−24.
  20. , Т. А. Материальное обеспечение детей-инвалидов из федерального бюджета в следующем году повысится / Т. А. Голикова. Обращение к документу 9 февраля. 2010. Доступ, через .
  21. , Н. Развитие инклюзивного образования: международный опыт / Н. Грозная: Обращение к документу 29 июля 2008., Доступ через .
  22. , О. Образовательная сегрегация / О. Громов // Русский журнал / Вне рубрик / Сумерки просвещения, 2001. Доступ через www.russ.ru/ist 5ОУг/5итегкп/20 010 823 grom.html.
  23. , В. Интеграция лиц с нарушенным зрением / В. Гудонис // Дефектология. 1993.- № 4. -С. 13−16.
  24. , Г. Включающее образование. Как добиться успеха? Основные стратегические подходы к работе в интегративном классе. http://school.msk.ort.rU/integration/index.php7pH:eachersp? г. 27., Воронин, Г. Л./ Г. Л. Воронин //
  25. Дайджест по инклюзивному образованию. 2010, июнь. http://orttoHfe2.ucoz.m/publ/rabotaiobrazovanie/dajdzhestpoinkljuzivnomuo Ьгаго V апу иу ип2010/4−1 -0−749
  26. Дакарские Рамки действий, принятые Всемирным форумом по образованию (Дакар, Сенегал, 26−28 апреля 2000 г.). Доступ через сЬИр ://www.un. ог|т/гиз51ап/еуе^э/Шегасу/dakar.htm>
  27. Данные и отчёты инспекторских проверок, справочные и методические материалы по проведению> инспекций находятся в открытом доступе и размещаются на- сайте Службы: Доступ через http://www.ofsted.gov.uk. (американский сайт)
  28. Декларация о правах инвалидов (Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 9 декабря 1975 года), docs.kodeks.ru/document/901 739 159
  29. Декларация о правах умственно-отсталых лиц (резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 20 декабря 1971 года). http://www.un.org/russian/documen/declarat/1970−1979.htm
  30. Декларация прав ребенка (резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1959 года), http://www.un.org/rassian/documen/declarat/1948−1969.htm
  31. Дементьева- Н. Ф Социальная работа с семьей ребенка с ограниченными возможностями. / Н. Ф. Дементьева, Г. Н., Багаева, Т. Н. Исаева. М.:Изд-во Ин-та социальной работы, 1996.
  32. , О.Н. Социальная идентификация и адаптация личности / О. Н. Дудченко, A.B. Мытиль A.B. // Социологические исследования. 1995. -№ 6. -С. 110−120.
  33. , Э. Самоубийство: Социологический этюд / Пер. с фр. с сокр.- Под ред. В. А. Базарова. М.: Мысль, 1994. — 399 с. — ISBN 5−244−574-Х.
  34. , Э. Социология образования / Пер. с фр. Т.Г. Астаховой- Науч. ред. B.C. Собкин, В. Я. Нечаев. М.: ИНТОР, 1996. — 80 с. — ISBN 587 199−036−3.
  35. , Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение / Пер. с фр.- Под ред. А. Б. Гофмана. М.: Канон, 1995. — 352 с. — ISBN 5−88 373−037-Х.
  36. , Д. В. Образовательная интеграция детей с ограниченными возможностями / Д. В. Зайцев. Доступ черезhttp://www.socpolitika.ru/rus/conferences/3985/3986/3988/document4052.shtml >.
  37. , Д.В. Проблемы обучения детей с ограниченными возможностями здоровья / Д. В. Зайцев // Педагогика. 2003. — № 1. — С. 21−30.
  38. Закон Российской Федерации «Об образовании» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. -№ 3. Ст. 150.
  39. , Г. Общение. Пример чистой, или формальной социологии / Г. Зиммель. М.: Издательство Директмедиа Паблишинг, 2007. — 33 с. — ISBN 978−5-94 865−937−4.
  40. , Г. Социальная дифференциация (социологические и психологические исследования) / Г. Зиммель // Избранное. Том 1. Философия культуры. -М.: Юрист, 1996.
  41. , A.M. Интеграция ребенка-инвалида, в среду здоровых сверстников как метод социальной адаптации./ A.M. Зотова // Дефектология. 1997. -№ 6. -С. 21−25.
  42. , Д.И. Компетенции и компетентностный подход в современном образовапии / Д. А. Иванов // Завуч 2008. — № 1. — С. 4−24.
  43. Из доклада Грозной Н, — эксперта Всемирной организации «Down-side-up» http://school.msk.ort.ru/integration/index.php?p=teor voivspdmo
  44. Г. Г. Социокультурная практика в отношении инвалидов: от законодательства к общественному мнению / Г. Г. Карпова, Е.Р. Ярская-Смирнова // Образование для всех: политика и практика инклюзии. -Саратов, 2008. С. 25−33.
  45. Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования (принята Генеральной Ассамблеей ООН 14 декабря 1960 года- ратифицирована. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 июля 1962 года). www.osoboedetstvo.ru/rights/ibase/files/aro04l.doc.
  46. Конвенция о правах инвалидов: равные среди равных.// Представительство ООН в РФ, Информационный центр ООН в Москве, Региональная общественная" организация инвалидов" «Перспектива» М.: «Алекс», 2008. http://www.edinayastrana.rU/docs/docs/Q 1 2.
  47. Конвенция о правах ребенка (резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 года- ратифицирована Постановлением Верховного Совета СССР от 13 июня 1990 года), base.garant.ru/2 540 422/
  48. Конвенция ООН о правах инвалидов (принята Генеральной Ассамблеей ООН 13 декабря 2006 года).http://www.un.org/russian/disabilities/convention/disabilitiesconv.pdf
  49. Конвенция ООН о правах ребенка (1989) ст. 23, п. 1. www.un.org/russian/disabilities/convention/disabilitiesconv.pdf
  50. , П.Ф. Семейное воспитание ребенка и- его значение / П. Ф. Лесгафт.- М- Педагогика, 1991. 179 с. -18ВЫ 5−7155−0404 -X.
  51. Лошакова, И: И. Инклюзивное образование детей-инвалидов / И. И. Лошакова, Е.Р.Ярская-Смирнова // Социологические исследования. 2003. -№ 5.-С. 100−106.
  52. , Н.Н.- Современный этап в развитии системы специального образования в России: результаты исследования как основа для построения программы развития / Н.11. Малофеев // Дефектология. 1997. — № 4. — С. 315.
  53. , Н.Н. Изменение специальной школы неизбежный Всемирный процесс // Нижегородское образование. — 2010. — № 3. — С. 4−9.
  54. , Р.К. Явные и латентные функции / Под ред. В. И. Добренькова // Американская социологическая мысль. М.: Изд-во МУБиУ, 1996.63- Мид, Дж. Г. Азия. Тексты / Американская социологическая мысль / Под ред. В. И. Добренькова. М.: Изд-во МУБиУ, 1996.
  55. На пути к инклюзивной школе. (Пособие для учителей).// М.: РООИ «Перспектива», 2005.
  56. О соблюдении прав детей-инвалидов в Российской федерации / из специального доклада уполномоченного по правам детей в России. Доступ через .
  57. , Т. Система современных обществ / Пер. с англ. JI.A. Седова и А.Д. Ковалева- Под ред. М. С. Ковалевой. М.: Аспект Пресс, 1998. — 270с. -ISBN 5−7567−0225−3.
  58. , Т. Функциональная теория измерения / Т. Парсонс // Американская социологическая мысль. Тексты. М., 1994. С. 464−480.
  59. По материалам докладов Альянса правозащитных организаций «Спасите детей» («Save the children»). Доступ через .
  60. , Е.С. Новые педагогические технологии: Курс дистанционного обучения для учителей / Е. С. Полат. М.: Академия, 2006. Обращение к документу: 16 февраля 2009. Доступ через .
  61. Портал ООН и инвалиды. Доступ через .
  62. Послания Президента России Д. А. Медведева Федеральному собранию 30 ноября 2010 года, www.kremlin.ru/transcripts/messages
  63. Пособие для учителей. Пер. с англ. С. К. Котова. Ред. Н. В. Борисова // М.: РООИ «Перспектива», ООО «Издательство МБА», 2008.
  64. Приказ Министерства здравоохранения. РСФСР от 04.07.1991 № 117 «О порядке выдачи медицинского заключения на детей-инвалидов в возрасте до 16 лет» httD://rudoctor.net/medicine2009/bz-dv/med-eqdui.htm.
  65. Развитие инклюзивного образования: сборник материалов / Сост.: С.А. Прушинский^Ю.П. Симонова. М.: РООИ «Перспектива», 2007.
  66. Смирнова? Е. Р1 Толерантность как принцип отношения к детям-' с. '. ограниченными возможностями. // Вестник психосоциальной и, коррекционно-реабилитационной работы. 1997. — № 2. — С. 51−56.
  67. , П.А. Социальная аналитика. Анализ элементов-взаимодействия / П. А. Сорокин // Теоретическая социология: Антология: В 2 ч. / Пер. с англ., фр., нем., ит. Сост. и общ. ред. С. П. Баньковской. М.: Книжный дом «Университет», 2002. — Ч-.2. — С.144.
  68. Социальная политика в современной России: реформы и повседневность/ В. Ярская, Н. Зубаревич, П. Романов, Е. Ярская-Смирнова и др./ Под ред П: Романова, Е. Ярской-Смирновой. М.: ЦСПГИ, Вариант. 2008.
  69. Стандартные правила обеспечения равных возможностей для* инвалидов (приняты Генеральной Ассамблеей ООН 20 декабря 1993 года).
  70. Тони Бут. Показатели инклюзии. Практическое пособие / Тони Бут, Мэл Эйнскоу / Под ред. Марка Вогана / Пер. с англ.: И. Аникеев- Научный ред.: Н. Борисова- Общая ред.: М. Перфильева. М.: РООИ «Перспектива», 2007. 124 С. — ISBN 978−5-91 400−009−4.
  71. , Г. Я. Антропологические основы воспитания. Сравнительная психология нормальных и ненормальных детей / Г. Я. Трошин // Процессы умственной жизни. СПб., 1915. — Т.2. — 403 с.
  72. Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.07.1998 N 125-ФЗ (с изменениями на 01.12.2007 N 309-ФЭ).
  73. Федеральный закон «Об образовании» от 10.07.1992 N 3266−1. .
  74. , М. История безумия в классическую эпоху / М. Фуко. СПб.: Университетская книга, 1997. — 576 с. — ISBN 5 791 400 179.
  75. , М. Надзирать и наказывать: Рождение тюрьмы / М. Фуко. М., 1999. ISBN 5−93 321−010−2
  76. Л.М., Рейсвейк Ван К. Навстречу друг другу: пути интеграции. / Спец. образование в массовых школах в России и Нидерландах. СПб.: Ин-т спец. педагогики и психологии, 1998. — 132 с. — ISBN 5−81 790 001−7
  77. , В.Р. Социальная эксклюзия и инклюзия в образовании. Учебно-методическое пособие / В. Р. Шмидт. М., 2006.
  78. Штомпка, П / П. Штомпка Социология социальных изменений Под ред. ЯдоваВ.А. М.:
  79. Энциклопедический словарь медицинских терминов: В 3-х томах / Гл. ред. Б. В. Петровский. М.: Сов. энциклопедия. — Т. 3. — 1984.
  80. Энциклопедический социологический словарь / Под общ. ред. Г. В. Осипова. М.: ИСПИРАН, 1995. ISBN
  81. ЮНЕСКО. Руководство по инклюзии: обеспечение доступа к образованию для всех. / Пер. с англ.: С. Котова. Ред.: М. Перфильева. М. Владимир ООО «Транзит-ИКС», 2007.
  82. Ярская-Смирнова, Е. Р. Инклюзивное образование детей-инвалидов / Е.Р. Ярекая-Смирнова, И. И. Лошакова // Социологические исследования. 2003. -№ 5. — С.100−106.
  83. Ярская-Смирнова, Е. Р. Когда в семье ребенок-инвалид* / Е.Р. Ярская-Смирнова // Социологические исследования. 1997. — № 1. — С. 83−90.
  84. Ярская-Смирнова, Е. Р. Люди с ограниченными возможностями / Е.Р. Ярская-Смирнова // Российская энциклопедия социальной работы. Москва: Институт социальной работы. 1997. — Т.1 — С. 291−295.
  85. Ярская-Смирнова, Е. Р. Понятие инклюзивного образования / Е.Р. Ярская-Смирнова // Образование для всех: пути интеграции. Саратов: Сарат. гос. тех. ун-т, 2003. С. 69−78.
  86. Ярская-Смирнова, Е. Р. Социальная работа с инвалидами / Е.Р. Ярская-Смирнова, Э. К. Наберушкина. Саратов: СГТУ, 2003. — 224 с. ISBN 5 743 312 176.
  87. Ярская-Смирнова, Е. Р. Социальное конструирование инвалидности / Е.Р. Ярская-Смирнова // Социологические исследования. 1999. — № 4. — С.38−45.
  88. Cochran М. Enviromental factors contracting network development // Extending families. N.Y., 1990. P. 227.
  89. Coleman, J.S. Social Capital’in the Creation of Human Capital / J.S. Coleman // American Journal of Sociology. 1988. — Vol. 94. — P. 95−120.
  90. Etzioni A. The active society. New York: Free Press, 1968. P. 417.
  91. Etzioni, A. The spirit of community: rights, responsibilities, and the communitarian agenda / A. Etzioni. N.Y.: Crown Publishers, 1993. — 323 p. -ISBN 517 592 770
  92. Florian L., Pullin D. Defining diffeenceЛn McLaughlin M., Rouse M. (eds.) Special Education and School Reform in the United States and Britain.//London and New York: Routledge, 2000. ISBN 0−415−19 757−0
  93. Dyson-A. Inclusion and inclusions: theories and discourses in inclusive education. // In Daniels H, Garner P.(eds.) Inclusive Education. London: Kogan Page, 1999.
  94. Giddens A. Central problems in social theory: Action, structure and contradiction in social analysis. London: Macmillan Press, 1979. P. 76. ISBN 0520−3 975−0
  95. Guralnick M.J., Connor R.T., Hammond M.A., Gottman J.M., Kinnish K. Immediate effects of mainstreamed settings on the social interactions and social integration of preschool children. // American Journal on Mental Retardation. -1996a-№ 100.
  96. Kavale K., Forness S. History, rhetoric and realty. Analysis of inclusion debate. // Remedial and Special Eduction. Vol. 21. No. 5. 2000.
  97. Park R. Assimilation // Introduction to the Science of Sociology / Ed. By R. Park and E.Burgess. Chicago, L.: Chicago Univ. Press, 1969. P. 734−739.
  98. Thomas G., Walker P., Webb J. The Making of the Inclusive School//London and New York: RoutledgeFalmer, 1998. ISBN 0−415−15 559−2
  99. Wright E.B. Full Inclusion of Children with Disabilities in the Regular Classroom: Is It the Only Answer? // Social work in Education. Vol. 21. No. 1. Jan. 1999.
Заполнить форму текущей работой