Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Разработка и анализ конструкторско-технологических решений композитных тройников трубопроводов

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Рис. 1.3. Тройник, полученный непрерывной намоткой стеклопластиковой лентой Особенно это относится к трубопроводам, применяемым в аэрокосмической технике и при добыче нефти и газа, когда предъявляемые требования находятся в области экстремальных. В аэрокосмонавтике и ракетостроении это связано с началом широкого применения криогенных гоплив — жидкого кислорода, жидкого водорода и сжиженного… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Анализ состояния вопросов. Цель и задачи исследования
    • 1. 1. Анализ конструкторско-технологических решений фасонных элементов трубопроводов топливных систем авиационной промышленности и нефтепроводов
    • 1. 2. Анализ технологических решений в производстве композитных тройников
    • 1. 3. Анализ существующих подходов к проектированию конструкции и технологии изготовления изделий из композитов
    • 1. 4. Цель и задачи исследования
  • Глава 2. Разработка методик для конструирования и расчета фасонных элементов трубопроводов из КМ
    • 2. 1. Модели приближенного расчета конструктивно-технологических параметров фасонных элементов трубопроводов
    • 2. 2. Использование метода конечных элементов для проектного расчета многослойных конструкций из КМ
    • 2. 3. Конструкторско-технологическое проектирование тройников, изготовленных склеиванием стеклопластиковых труб
  • Глава 3. Модели совмещенного конструкторско-технологического проектирования тройника из КМ. Разработка и построение морфологических блоков и баз данных
    • 3. 1. Алгоритм и этапы синтеза конструкторско-технологических решений фасонных элементов трубопроводов из ПКМ
    • 3. 2. Выбор предпочтительных вариантов с использованием функций полезности и платы за полезность
    • 3. 3. Разработка и построение морфологических блоков и баз данных конструкции фасонных элементов трубопроводов из ПКМ. щ
    • 3. 4. Разработка и построение морфологических блоков и баз данных технологии изготовления фасонных элементов трубопроводов из ПКМ
    • 3. 5. Создание укрупненного техпроцесса
    • 3. 6. Создание конструкторско-технологической документации для синтезированных вариантов
  • Глава 4. Практическое применение разработанных моделей конструкторско-технологического проектирования криогенного и нефтепромыслового тройников
    • 4. 1. Анализ технического задания на разработку криогенного тройника
    • 4. 2. Совмещенное конструкторско-технологическое проектирование криогенного тройника
    • 4. 3. Выбор конструктивно-технологических параметров силовой оболочки криогенного тройника
    • 4. 4. Анализ технического задания на разработку нефтепромысловых тройников магистральных трубопроводов
    • 4. 5. Совмещенное конструкторско-технологическое проектирование нефтепромыслового тройника поддержки пластового давления
    • 4. 6. Выбор конструктивно-технологических параметров силовой оболочки нефтепромыслового тройника

Разработка и анализ конструкторско-технологических решений композитных тройников трубопроводов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Применение композиционных материалов (КМ) определяется необходимостью повышения эффективности разрабатываемых конструкций. В свою очередь КМ открывают возможности для реализации принципиально новых конструкторских решений и технологических процессов. Эффективная реализация достоинств этих материалов в конструкциях требует решения комплекса задач, связанных с конструированием изделия, выбором материалов, с определением рациональной структуры материала, соответствующей полю механических, тепловых, химических и других воздействий, с учетом существующих технологических ограничений.

На рис. 1.1 представлена круговая диаграмма потребления полимерных композиционных материалов (ПКМ) в наиболее развитых государствах мира в различных отраслях народного хозяйства. Как следует из рис. 1.1, наибольшее применение ПКМ в настоящее время находят в нефтегазодобывающей промышленности, в авиаракетостроении и в космических программах.

Нефтегазодобывающая гфсмышпежость (28,7%).

Аамрасегостроенв (18%).

Сщосгроенав (12,4%).

Хии веская гфомышленность (11.9%).

Энаргвтиса<9£%).

Аетсмобипастром* транспорт.

7,4%) ¦Строительство (6,2%).

Товары народного погреблемп.

4.1%) ¦Прме (2.1%).

Рис. 1.1. Мировое потребление ПКМ.

Для снижения массы конструкции необходимо широкое применение новых материалов (в первую очередь ПКМ) и использование методов оптимального проектирования. Композиционные материалы используются в производстве транспортных (АН-28, АН-72, «Руслан»), пассажирских (ИЛ-86, ИЛ-96−300, ИЛ-114, ТУ-204, ТУ-334), спортивных (СУ-26М, СУ-29), военных (СУ-27, С-37, изд. 70) самолетов.

Некоторые элементы конструкций космических аппаратов станций изготавливают из композитов. К ним относятся высокопрочные штанги ферм, панели солнечных батарей, сосуды давления, «сухие» отсеки, рефлекторы и т. п. Для космической станции «Альфа», созданной в соответствии с российско-американской программой, многие конструкции изготавливались из композиционных материалов.

Особое место занимают КМ в космических программах XXI века. В рамках разработки демонстратора Х-34 (прототип космического челнока нового поколения) создаётся экспериментальный бак жидкого кислорода и крыло из КМ. По данным печати [1] планируется создание двух баков из КМ: первый для стендовых, второй для лётных испытаний. В ГКНПЦ им. Хруничева в план экспериментальных работ включено создание криогенного топливного бака из КМ для 1 ступени универсального разгонного модуля (УРМ) ракет системы «Ангара» .

МГТУ им. Н. Э. Баумана уже несколько лет успешно сотрудничает с КБ «Салют» в области разработки и изготовления прямых и криволинейных трубопроводов из ПКМ для разгонного блока изделий 12КРБ и КВРБ ракеты-носителя «Протон». Применение трубопроводов из ПКМ также предусмотрено в новой РН «Ангара» .

Применение КМ в конструкциях криогенной техники приводит к экономии массы в 1,5−2 раза по сравнению с аналогичными металлическими конструкциями. При разработке изделий из КМ для криогенной техники очень важно, чтобы отдельные детали были созданы из материалов с одинаковыми коэффициентами линейного термического расширения (KJITP). Иначе, в дополнение к основным нагрузкам возникают температурные.

Использование ПКМ предоставляет возможность широкого выбора исходных компонентов материала, структурных схем материалов в конструкции, технологических способов формообразования, геометрии и формы конструкции, что дает большую степень свободы разработчику.

В настоящее время во всем мире производится более 200 тысяч тонн труб из ПКМ, в основном из стеклопластика. Углепластиковые трубы более дороги и их применение целесообразно только для снижения массы конструкции. В криогенных конструкциях трубопроводов для силовой оболочки широкое применение нашли полиимидные пленки. Наиболее известными зарубежными фирмами, которые производят композитные трубы, являются: «Пластрекс-Манурен» (Франция), 'Труппо-Сарпласт" (Италия), «Хеганес» (Швеция), «Макклау-Андерсен инк», «Амерон» и «Центрон» (США). Только в США производится до 100 тысяч тонн, а в Германии и Италии — до 25 тысяч тонн труб в год.

В России и на Украине (в остальных странах СНГ подобного производства вообще нет) изготавливается не более 4 тысяч тонн стеклопластиковых труб. В России и на Украине имеются фирмы, накопившие уникальный опыт создания конструкций из ПКМ, на которых возможно производство труб и трубопроводов.

Соответственно возникла потребность производства не только трубопроводов, но также тройниковых и других фасонных элементов для трубопроводов различного назначения, в частности нефтегазовых. Силовая оболочка фасонного элемента имеет сложную форму с точки зрения намотки и в настоящее время производство фасонных элементов ограничено. Литературы, в которой рассматривается изготовление подобных элементов, также крайне мало [2].

Рис. 1.2. Тройник с раструбными законцовками На рис. 1.2 показан возможный вариант конструкции тройника для трубопровода.

Создание крупномасштабного производства труб и их соединений является перспективным направлением, и эта задача определена в приоритетных федеральных программах России.

На рис. 1.3. показан тройник из стеклопластиковой ленты после завершения намотки.

Рис. 1.3. Тройник, полученный непрерывной намоткой стеклопластиковой лентой Особенно это относится к трубопроводам, применяемым в аэрокосмической технике и при добыче нефти и газа, когда предъявляемые требования находятся в области экстремальных. В аэрокосмонавтике и ракетостроении это связано с началом широкого применения криогенных гоплив — жидкого кислорода, жидкого водорода и сжиженного природного газа, поскольку возможности ныне используемых топлив через 25−30 лет будут исчерпаны. Поэтому в настоящее время активно разрабатывается концепция криогенного топливного комплекса ракетных и аэрокосмических систем, и прорабатываются конструкторско-технологические решения агрегатов, баков и трубопроводов.

Диссертационная работа состоит из введения, четырёх глав и заключения.

Выводы по главе 4:

1. Даны примеры практического использования разработанной методики совмещённого конструкторско-технологического проектирования тройников для решения задач синтеза и выбора предпочтительных конструкторско-технологических решений криогенных тройников авиационного назначения и тройников внутрипромысловых трубопроводов.

2. Используя методику расчета методом конечных элементов, проведен анализ НДС реально существующих схем изготовления тройников и сравнение расчетных параметров с экспериментальными данными.

Заключение

и общие выводы по диссертационной работе.

Совокупность разработанных в диссертационной работе моделей конструкторско-технологического проектирования фасонных элементов трубопроводов из КМ, а также практические результаты внедрения позволяют сделать общие выводы по работе, которые изложены ниже.

1. В представленной диссертации решена важная задача, направленная на сокращение сроков конструкторско-технологического проектирования и повышение качества фасонных элементов трубопроводов топливных систем аэрокосмической техники и нефтепроводов.

2. Рассмотрены различные технологии изготовления фасонных элементов трубопроводов из ПКМ. Варианты технологии учтены при формировании морфоклассов технологии и синтезе конструкторско-технологических решений.

3. Исследована возможность использования существующих систем автоматизированного проектирования для автоматизации выпуска КД для синтезированных вариантов.

4. Реализован метод расчета фасонных элементов из КМ, основанный на МКЭ с использованием программы MSC/Nastran. Проведен анализ результатов расчетов и сравнение с результатами экспериментальных исследований.

5. Разработаны структура и состав морфологических блоков и баз данных конструкции и технологии фасонных элементов трубопроводов из ПКМ, на основе декомпозиции изделия, как по элементам конструкции, так и по элементам технологии их изготовления.

6. Использованы математические методы морфологического анализа и синтеза, позволяющие осуществлять генерацию вариантов без перебора синтезируемых элементов, уменьшать пространство допустимых решений посредством отсеивания заведомо непригодных вариантов по конструкторским и технологическим ограничениям, качественного и количественного характера, а также по физической несовместимости элементов синтеза между собой.

Показать весь текст

Список литературы

  1. И.Черный «Новости космонавтики» № 5 2000.
  2. Johan Scholliers, Hendrik Van Brussel, Computer-integrated filament winding: computer-integrated design, robotic filament winding and robotic quality control. Composites manufacturing, № 1, 1994.
  3. Д.Ф. Трубопроводы из пластмасс. М., Химия, 1980.
  4. Технология и оборудование для сварки и склеивания пластмассовых труб в системах газо- и водоснабжения. /АН УССР. Институт электросварки им. Е. О. Патона. Киев, ИЭС им. Е. О. Патона, 1985. — 98с.
  5. Д.А. и др. Сварка особотонкостенных труб. М., «Машиностроение», 1977.
  6. Д.Ф., Шпаков О. Н. Справочник конструктора трубопроводной арматуры. J1., «Машиностроение», 1987. -517с.
  7. И.М. Дисс. докт. техн. наук.
  8. И.М., Воробей В. В. Технология ракетных и аэрокосмических конструкций из композиционных материалов. М.: МГТУ, 1998.-516с.
  9. И.М., Кузнецов В. М., Нехороших Г. Е. Исследование технологии изготовления металлоуглеп ластиковых криогенных трубопроводов // Технология: Межотраслевой научно-технический сборник (Миасс). 1994. -№ 2. — С. 23−34. — д.с.п.
  10. Ю.Буланов И. М., Комков М. А., Нехороших Г. Е. Опыт создания криогенных труб из КМ // Технология: Межотраслевой научно-технический сборник (Миасс). -1991. -№ 4. С. 31−45. — д.с.п.
  11. П.Смыслов В. И. Научно-технические основы создания высокоэффективных корпусов РДТТ из КМ: Автореферат на соискание диссертации доктора технических наук: 05.07.04. М., 1985. -432с.
  12. С.П. Разработка и внедрение высокоэффективных КМ, новейших технологических решений и комплексов оборудования: Дисс. докт.техн.наук: 05.02.08. М., 1982. — 78с. — с.
  13. Композиционные материалы: Справочник / В. В. Васильев, В. Д. Протасов, И. А. Соловьев и др.- Под общей редакцией В. В. Васильева, Ю.М.
  14. Тарнопольского. М.: Машиностроение, 1990. — 512с.
  15. О.Г. Конструирование изделий из композиционных волокнистых материалов. JI.: Машиностроение, Ленинградское отделение, 1984. — 140с.
  16. С.А., Дрейцер В. И. Предварительно пропитанные ровинги -новый материал для изделий, формируемых методом намотки. М.: ВНИИСПВ, 1975.-62с.
  17. СЛ., Канович М. З., Колтунов М. А. Высокопрочные стеклопластики. М.: Химия, 1979. — 144с.
  18. И.М., Добровольский А. К., Харченко Е. Ф. Оптимизация технологии изготовления изделий из органопластика по структурным параметрам // Применение пластмасс в машиностроении. -1981. -№ 18. С. 81−91.
  19. В.Д., Филипенко А. А., Харченко Е. Ф. Влияние структурной неоднородности распределения компонентов в намоточных изделиях на их несущую способность // Проблемы прочности. 1978. -№ 4. -С.82−86.
  20. М.А., Буланов И. М. Определение конструктивно-технологических параметров оболочек, намотанных из композиционных материалов. М.: МГТУ, 1992. — 84с.
  21. Г. А. Пенополиуретаны и их применение на летательных аппаратах. М.: Машиностроение, 1970. -212с.
  22. Термопластичные полиуретаны: Каталог. Черкассы: НПО «Полимерсинтез», 1989. — 10 с.
  23. Вспененные пластические массы. Черкассы: НПО «Полимерсинтез», 1988. -39 с.
  24. Вспененные пластические массы: Сборник трудов НПО «Полимер-синтез». -М.: НИИТЭХИМ, 1990. 223 с.
  25. Э.А., Летенко В. А., Брянский Г. А. Основы технической подготовки производства и организации труда. М.: Машгиз, 1959.-243с.
  26. Г. А., Венгеровский Ю. Я. Структура технологической подготовки производства //Стандарты и качество. 1969. — № 11. -С. 29−35.
  27. В.А. Новые принципы подхода и формирования научных исследований в области техники и технологии. // Тр. XDC чтений, посвященных разработке научного наследия и развитию идей К. Э. Циолковского. М., 1985. — С. 17−33.
  28. А.В. Модели и средства концептуального проектирования автоматизированных производственных систем: Дисс. докт. техн. наук: 05.13.16. С.-Петербург, 1994. — 314 с.
  29. А.В., Юсупов P.M. Совмещенное проектирование: необходимость, проблемы внедрения, перспективы. С.-Петербург: СПИИРАН, 1992. -37 с.
  30. М.А. Автоматизированное проектирование авиационных конструкций. Этап предварительного проектирования. Казань: КАИ, 1982. -68 с.
  31. В.И. Оптимизация структуры и технологических параметров силовых элементов конструкции летательных аппаратов из гибридных композиционных материалов на полимерной матрице: Автореферат дисс. канд.техн.наук: 05.07.04. М., 1983. — 19 с.
  32. В.Б. Применение методов нечеткой математики на ранних стадиях проектирования динамических систем // Научно-технический прогресс в машиностроении и приборостроении. М.: МВТУ, 1982, — Вып.2. — 57 с.
  33. М.И. Методы автоматизированного проектирования летательных аппаратов. М.: Машиностроение, 1984. — 176 с.
  34. Г. И. Концепция создания автоматизированной технологии формообразования оптимальных конструкций из волокнистых композиционных материалов. Система автоматического формования. «Автоматизация и современные технологии». № 8 1999. с. 14−25.
  35. Г. И. Концепция создания автоматизированной технологии формообразования оптимальных конструкций из волокнистых композиционных материалов. Состояние и проблемы. «Автоматизация и современные технологии». № 5 1999. с.18−28.
  36. А. В. Кузнецов А.И. Метод системного подхода при исследовании трубных соединений типа «Раструб». «Автоматизация и современныетехнологии». № 10 1999. с.34−37.
  37. Ю.А. Расчет тройникового соединения тонкостенных труб методом конечных элементов. Дисс. канд. техн. наук. 1974.
  38. .Г. Расчет многослойных конструкций вариационно-матричными методами: Учебное пособие. М.: Изд-во МГТУ, 1993. -294 с.
  39. В.Н. Напряженное состояние в пересекающихся оболочках: Автореферат на соискание диссертации доктора технических наук: 01.02.03.-М., 1988.-33с.
  40. В. и др. Практическая технология комплексной оценки состояния трубопроводов. // САПР и графика. -№ 7, 1999.
  41. С.В. Геометрически нелинейный анализ напряженно-деформированного состояния элементов трубопроводов: Автореферат диссертации на соискание ученой степени канд.техн.наук:05.07.03. -Новосибирск, 1995. -18 с.
  42. А.С. Разработка рациональной конструкции и совершенствование технологии изготовления тройников судовых трубопроводов: Автореферат диссертации на соискание ученой степени канд.техн.наук:05.08.04. -СПб, 1996. -20 с.
  43. MSC/NASTRAN V70.5 QUICK REFERENCE GUIDE, THE MACNEAL-SCHWENDLER CORPORATION, 1998.
  44. John M. Lee MSC/NASTRAN Version 69+ Linear Static Analysis User’s Guide, 1994.
  45. Robert S. Lahey и др., MSC/NASTRAN Version 68 Reference Manual, 1994.
  46. В.Н. Строительная механика конструкций космической техники. -М.: Машиностроение, 1988, 392с.
  47. К.П., Попов Б. Г. Треугольный шестиузловой конечный элемент с 36 степенями свободы. // Вестник МГТУ им. Баумана. Сер. Машиностроение -М.: МГТУ им. Баумана, 2002, Вып. З (48) с. 3−14.
  48. В.Н., Рассоха А. А. Метод конечных элементов и голографическая интерферометрия в механике композитов. М.: Машиностроение, 1987, — 312с.
  49. О. Морган К. Конечные элементы и аппроксимация. М.: Мир, 1986,-318с.
  50. О. Метод конечных элементов в технике. М.: Мир, 1975, — 541с.
  51. Композиционные материалы: Справочник / В. В. Васильев, В. Д. Протасов, В. В. Болотин и др.- Под общ. ред. В. В. Васильева, Ю. М. Тарнопольского. -М.: Машиностроение, 1990. 512 с.
  52. В.Т., Пяткин В. А. Проектирование тонкостенных конструкций. М.: Машиностроение, 1994.-381с.
  53. В.Н. Расчетные модели комбинированных соединений в конструкциях летательных аппаратов.// Авиационная промышленность. -№ 8, 1995 г.
  54. Р., Заде Л. Принятие решений в расплывчатых условиях // Вопросы анализа и процедуры принятия решений. -М: Мир, 1976.-С. 172−215.
  55. Л. Понятие лингвистической переменной и его применение к принятию приближенных решений. М.: Мир, 1976. — 165 с.
  56. С.В. Методы и алгоритмы принятия решений. М.: Машиностроение, 1995.- 186 с.
  57. О.И. Качественные методы принятия решений. М.: Наука, 1996.-231 с.
  58. В.В., Ногин В. Д. Парето-оптимальные решения многокритериальных задач. М.: Наука, 1982. — 256 с.
  59. Р., Райфа X. Принятие решений при многих критериях: предпочтения и замещения. М.: Радио и связь, 1981. — 559 с.
  60. Э., Мюллер П. Методы принятия технических решений. М.: Мир, 1990.-204 с.
  61. С.А., Тарасов В. Б. Проблемы синтеза и выбора проектных решений на ранних стадиях разработки динамических систем // Динамика систем и конструкций. М.: Изд-во МГТУ, 1990. — С.138−156.
  62. П. Теория полезности для принятия решений. М.: Наука, 1978. — 352 с.
  63. А.А. Методы интеллектуализации САПР. М.: Наука, 1992. — 276с.
  64. .К. Основы теории принятия решений при проектировании. М.: МГТУ им. Н. Э. Баумана, 1992. — 58 с.
  65. Т.Р. Многокритериальность и выбор альтернативы в технике. М.:
  66. Радио и связь, 1984. 288 с.
  67. В.М., Саксельцев В. Г. Некоторые механические свойства оболочек из жестких полимерных плёнок // Механика полимерных материалов. Рига, 1971.-С. 135−139.
  68. С.П. Применение термоусаживающихся герметизирующих оболочек для ремонта и повышения срока службы судовых трубопроводов: Автореферат диссертации на соискание ученой степени канд. техн. наук: 05.08.04. Нижний Новгород, 1998. — 24 с.
  69. И.М., Комков М. А. Применение жестких полимерных пленок в криогенных топливных системах аэрокосмической техники // Вестник МГТУ. Машиностроение. 1992. — № 1. — С. 14−25.
  70. К.У. Тепло- и термостойкие полимеры. М.: Химия, 1984. 1056с.
  71. И.И. Свойства полимеров при низких температурах. М.: Химия, 1977.-272 с.
  72. С.А. Проницаемость полимерных материалов. М.:Химия, 1974. — 272 с.
  73. И.Ф. Разработка конструкции и технологии производства металлополимерных труб для сооружения нефтепромысловых трубопроводов: Автореферат диссертации на соискание ученой степени канд.техн.наук: 05.15.13. -Уфа, 1998. -20с.
  74. Справочник по композиционным материалам: В 2-х кн. / Под ред. Дж. Любина М.: Машиностроение, 1988. — Кн. 2 — 448 с.
  75. И.Г., Новицкий Л. А. Теплофизические свойства материалов при низких температурах: Справочник М: Машиностроение, 1982. — 328 с.
  76. Композиционные материалы: Справочник/ Под ред. Д. М. Карпиноса Киев: Наукова Думка, 1985 — 592 с.
  77. В.Н., Громов АН. Физико-химическая стойкость полимерных материалов в условиях эксплуатации. Л.: Химия, 1980. — 248 с.
  78. Д.А. Механические свойства материалов при низких температурах. — М.: Мир, 1974.-196 с.
  79. А.С. Проектирование химического оборудования из стеклопластиков и пластмасс. М.: Машиностроение, 1995. — 240 с.
  80. И.М., Нехороших Г. Е. Испытание материалов и конструкций из КМ. М.: МГТУ, 1992. — 42 с.
  81. В.А. и др. Армированные пластики. М.: Издательство МАИ, 1997 г. 402с.
  82. С.А., Домород Л. С., Евсеева Л. Е. Теплофизические свойства органопластиков в интервале температур 5−400К. // Пластические массы. -1984.-№ 6.-С. 30−32.
  83. Г. М. Структура и свойства полимерных волокнистых композитов. -М.: Химия, 1981.-232 с.
  84. Л.А. Применение полимерных композиционных материалов в криогенном оборудовании. М.: ЦИНТИХИМ Нефтемаш, 1987. — 50 с.
  85. И.О., Васильев В. В., Бунаков В. А. Оптимальное армирование оболочек вращения из композиционных материалов. — М.: Машиностроение, 1977.-144 с.
  86. К. П. Каюмов Р.А. Механические характеристики органо- и углепластиковых труб, изготовленных методом перекрёстной намотки. Механика композиционных материалов и конструкций. Том 4 № 4, 1998 стр. 3−20.
  87. А.Л. Введение в механику армированных полимеров. М.: «Наука», 1970−482с.
  88. Г. И. Проектирование деталей из композиционных материалов волокнистой структуры. М.: Машиностроение, 1982. — 84с.
  89. И.М., Смыслов В. И., Комков М. А. Сосуды давления изкомпозиционных материалов в конструкциях летательных аппаратов. М.: ЦНИИ информации, 1985. — 308с.
  90. В.А., Буланов И. М. Прогрессивные материалы в машиностроении. М.: Высшая школа, 1988. — 71 с.
  91. Прочность материалов элементов конструкции в экстремальных условиях: Справочник Киев: Наукова Думка, 1980. — 736.С.
  92. В.В., Сироткин О. С. Соединения конструкций из композиционных материалов. М.: Машиностроение, 1985. — 166 с.
  93. Ю.С. Конструирование соединений элементов JIA из композиционных материалов. М.: МАТИ, 1980. — 80 с.
  94. Основы проектирования и изготовления конструкций летательных аппаратов из композиционных материалов / Под ред. В. В. Васильева. М.: МАИ, 1985.-218 с.
  95. П.В. Методы соединения труб из стеклопластиков и соединительные элементы. М.: МНТИ, 1969. — 112 с.
  96. Э.Л., Ильин В. П. Расчет трубопроводов. Л.: Машиностроение, 1975.-240 с.
  97. М.И., Д.В.Стреляев., Расчеты соединений элементов конструкций из композиционных материалов на прочность и долговечность. Москва, ЛАТМЕС, 1996.
  98. Л.П. и др. Соединения трубопроводов. Справочник: В 2 т. М., Издательство стандартов, 1988.
  99. И.М. Клеевые соединения. // Энциклопедия машиностроения. -М.: Машиностроение, 1995. С. 227−245.
  100. А.А. Расчет и конструирование фланцевых соединений. М. .Машиностроение, 1972- 136с.
Заполнить форму текущей работой