Лингвострановедческий подход как средство повышения мотивации при обучении иностранным языкам в старших классах средней школы: На материале фр. яз
Диссертация
Апробация работы. Предложенные в диссертации методические рекомендации и материалы проверялись в течение нескольких лет в ряде школ г. Ликино-Дулёво и г. Орехово-Зуево, а также в двух сельских школах Орехово-Зуевского района Московской области. Теотзетическое положение диссертационного исследования было изложено автором на методических семинарах кафедры французского языка Орехово-Зуевского… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. Проблема мотивации в обучении иностранным языкам ведней школе
- I. Понятие мотивации и ее возрастные особенности.,
- 2. Мотивация при обучении иностранным языкам, ее виды и разновидности
- Глава II. Лингво страноведение как аспект обучения
- I. Понятие лингвострановедения и возможности лингвострановедческого подхода
- 2. Краткий анализ отечественных и зарубежных учебников.. с*
- 3. Проблема учебника и отбор языкового материала в рамках лингвострановедческого подхода ,
- Глава III. Реализация лингвострановедческого подхода в учебном процессе
- I. Лингвострановедческое обучение французскому языку варших клах
- 2. Опытное обучение и его результаты
Список литературы
- Авхачева И.А., Пачина Л. Г. Игровые формы учебной деятельности как средство ее активизации на занятиях по иностранному языку. Интенсификация самостоятельной работы студентов, изучающих иностранные языки. Межвуз.сб. — Ленинград, 1989.
- Акимова М.К., Козлова В. Т. Индивидуальность и индивидуальный* подход. Знание, 1992.' -(Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Педагогика и психология- 3).
- Ахманова О.С. Словарь линвистических терминов. М., 1969.
- Береговская Э.М. Учебник иностранного языка для начинающих: каким ему быть?//Иностр.языки в школе. 1992. — № I.
- Бим И. Л. Подход к проблеме упражнений с позиций иерархии целей и задач // Общая методика обучения иностранным языкам: Хрестоматия/ Сост. Леонтьев A.A. М.:Рус.яз., 1991.
- Бим И. Л. Новый УмК по немецкому языку для УШ-IX классов (базовый курс)//Иноетр.яз. в школе. 1993. — № 4,
- Борзова S.B. 0 ситуативной организации обучения иностранным языкам //Иностр.яз.в школе. 1987. — № 4.
- Бухбиндер Б.А. О системе упражнений //Общая методика обучения иностранным языкам: Хрестоматия/Сост.Леонтьев A.A. м.: Рус.яз., 1991.
- Васильев И.А., Магомед-Эминов М.Ш. Мотивация и контроль за действием. М.:Изд-во МГУ, 1991.
- S) Веденина Л. Г. Лингвострановедческий аспект преподавания французского языка во Франции// Иностр.яз.в школе. 1993. 2.
- Веденина Л.Г. Особенности французского языка: Пособие для учителя. Просвещение, 1988,
- Верещагин Е.М., Костомаров В. Г. Язык и культура: Лингвостра-новедение в преподавании русского языка как иностранного, 3-е изд., перераб. и доп. М, 1983.
- Верещагин Е.М., Костомаров В. Г. Лингвострановедческая теория слова. М., 1980.
- ВйШс Й. Некоторые вопросы русской лексики в сопоставлении с чешской и проблемы ее усвоения. Методика русского языка за | рубежом. — Об.статей. — М.: Рус.яз.t 1981. 4
- Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие длястудентов пед. ин-тов по спец. № 2121 „Педагогика и методиканач. обучения"/ М. В. Матюхина, Г. С. Малальчик, Н. Ф. Прокина и др.-„1под ред. М. В. Гамезо и др. М.:Просмещение, 1984. |
- Воскресенская Л.В. Лингвострановедческая паспортизация лексики и теоретические принципы и. практическая реализация. Ц, В сб.: Словари и лиигвострановедений. — М.: Рус.яз. — 1982.
- Вятютнев М.Н. Зависимость техники обучения от стратегии усвоения. Рус.яз.за рубежом. — 1978* № 3.
- Гальскова Н.Д., Соловцова Э.й. К проблеме содержания обу1. Г vчения иностранным языкам на современном этапе развития школы//
- Иностр.яз.в школе. 1991. — № 3.
- Гез Н.И., Ляховицкий М. В., Миролюбов A.A., Фоломкина С. К., Шатилов С. Ф. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. М.:Высшая школа. — 1982.
- Говене Э. Игра на уроке иностранного языка//Вопросы методики обучения иностранным языкам за рубежом// Пособие для учителей ср.школы. Сост.: Е. В. Синявская, М. М. Васильева, С. В. Калинина. М.'Просвещение, 1978.
- Гоноболин Ф.Н. Внимание и его воспитание. М.:Педагогика, 1972.
- Горбунькова Т.Ф., Грачева H.H., Золотницкая С. П. и др. Кабинет иностранного языка в средней школе. М.: Просвещение^, 1986. — /Б-ка учител.иностр.яз.).
- Грицевский И.М., Грицевская С. Э. От учебника к творческому замыслу урока. Кн. для учителя. — М.: Просвещение, 1990.
- Гурвич П.Б., Григорян С. Г. Усиление мотивации учебной деятельности, направленной на овладение лексикон иностранного языка //иностр.яз.в школе. 1976.5.
- До Динь Тонг. Способность и мотивация при овладении русским языком вьетнамскими школьниками//Рус.яз. за рубежом. 1982. -Jfe 6.
- Есипович К.Б. Основы управления процессом обучения иностранным языкам в средней школе. Учебно-методич.пособ. по спецкурсу. Москва, 1983.
- Золотницкая о.П. спутник старшеклассника: Учеб. пособие по фр.яз. для X-XI кл. общеобразовательных учеб.заведений. -М.: Просвещение, 1993.
- Золотницкая С.П. Французский язык для Бас.: кн. для учителя. -М.:Просвещение, 1992.
- Китайгородская Г. А. Методика интенсивного обучения иностранным языкам: Учеб.пособие. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Выс. шк., 1985.
- Китайгородская Г. А. Французский язык. Интенсивный курс обучения: Учебнок пособие для вузов. 3-е изд. испр. и доп. — ^ М.: Высш.шк., 1992.
- Клычникова 3.W. Психологические особенности обучения чтению на иностранном языке: Пособие для учителя. 2-е изд.1,испр. М.: Просвещение, 1983.
- Ковалев В.И. Мотивы поведения и деятельность. М.: Наука, 1988.
- Комлев Н.Г. Компоненты содержательной структуры слова. -М., 1969.ai. Кон И. О. Психология ранней юности: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1989.
- Кондратенко Г. Ф. Использование внутренних ресурсов образности языка для активизации процесса обучения// Иностр. языки в школе. 1989. -15.
- Коночкин O.A., Прыгин Г. С. Связь учебной успеваемости студентов с индивидуально-типологическими особенностями их само-регуляции//Вопросы психологии. 1984. — № 3.
- Коростелев B.C. Обучение иноязычному общению на начальном этапе в школе//Иностр.яз, в школе. 1982.-$ 1.
- Костомаров В.Г., Митрофанов О. Д. Учебный принцип активной коммуникативности в обучении русскому языку иностранцев.
- В нн. Современное состояние и. основные проблемы изучения пре—подавания рус.яз. и лит-ры. Пятый Междунар. Конгресс преподавателей рус.яз. и лит-ры. МАПР Л. Доклады советской делегации. -М.: Рус.яз., 1982.
- Краевский В.В. Определение функции учебника как методическая проблема//Проблемы школьного учебника. М., 1976.
- Критинская О.В. Французские пословицы и поговрки. Гос. изд-во „Высшая школа“, — М., 1963.48.i Крупко А. Г. Лингвострановедческий подход в обучении французскому языку как фактор развивающегося обучения//йностр. яз. в школе. 1990. — № 6.
- Кузовлев В.П., Коростелев B.C., Пассов Е. И. Цель обучения иностранному языку на современном этапе развития общества.
- В кн. Общая методика обучения иностранным языкам: Хрестоматия/ Сост. Леонхьев A.A. М.:Русс.яз., 1991.
- Ладо Р. Обучение иностранному языку //Методика преподавания иностранных языков за рубежом? Сб. статей/Пер. с англ., франц., нем.: Сост. Васильев М. М. и Е. В. Синявская. М., 1967.
- Ласера К.?еалии французской культуры на уроках французско- V го языка// Лингвострановедческий асдевд преподавания русского языка иностранцам: Сб. статей/Под ред. Е. М. Верещагина, В. Г. Костомарова. М., 1974.
- Леонтьев A.A. Общение как объект психологического исследования. В кн. Методические проблемы социальной психологии. -М., 1975.
- Леонтьев A.A. Преподавание иностранных языков в школе: мнение о путях перестройки.//Иностр.яз.в шк. 1988. — № 4.
- Леонтьев A.A. Факторы вариативности речевых высказываний- Гл. 3 В кн. Основы теории речевой деятельности. — М., 1974.
- Леонтьев A.A. Основные линии развития методики прешдавания иностранных языков в СССР// Общая методика обучения иностранным языкам: Хрестоматия/ Сост. Леонтьев А. А. М.: Рус.яз., 1991.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975.
- Леонтьев А.Н. Потребность, мотивы, эмоции: Конспект лекций. -М.: Изд-во МГУ, 1971.
- Львова Ю.Л. Творческая лаборатория учителя: Из опыта работы. 2-е изд. перераб. и. доп. — М.: Просвещение, 1985.
- Методика преподавания иностранного языка как иностранного на начальном этапе/ Дергачева Г. И., Кузина О. С., Малашенко Г. И. и др. 2-е изд., перераб. и доп. — М.:Рус.яз., 1986.
- Миньяр-Белоручев Р. К. Учебник французского языка для У класса средней школы// Иностр.яз.в школе. 1991. — № 6,
- Миньяр-Белоручев Р.К., Оберемко О. Г. Лингвострановедениеиноязычная культура?"//Иностр.языки в школе. 1993. -№ 6.
- Миньяр-Белоручев Р. К. Методика обучения французскому языку: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. „Иностр.яз.“ М.: Просвещение, 1990.
- Миньяр-Белоручев Р.К. О принципах обучения иностранным v языкам. Общая методика обучения иностранным языкам./Сост. Леонтьев A.A. М.:Рус.яз., 1991.
- Орлова А. П. Формирование мотивации
- Миньяр-Белоручев P.K. Механизм билингвизма и проблема родного языка при обучении иностранному// Иностр.яз.в школе. -1991. № 5.
- Миньяр-Белоручев Р.К., Чернова Г. М. Подготовка будущих учителей к ситуативно-направленному преподаванию французского языка// Иностр.яз.в школе. 1987. — JB2.
- Митрофанова О.Д. О методических и психологических требованиях к системе упражнений по русскому языку. В кн.: Русский язык для студентов-иностранцев. М., 1972.
- Михайлова 0, Э. Общая методика обучения иностранному языку на специальных факультетах педагогических институтов. М.: МШИ им .В. И. Ленина, 1975.
- Михайлова О.Э. Использование кинофильмов при обучении иностранным языкам на специальных факультетах педагогических институтов. Ученые материалы. М., 1983.
- Мишин И.Ф. Методика обучения узуальным фермам речи студентов младших курсов языкового вуза. Дис.. канд.пед.наук. — М.!, 1981.
- Минск: Вышэйшая школа, 1981.
- Моисеев А.И. Лингвострановедение. Его сущность и место в процессе обучения иностранцев общению на русском языке. Теория и методика^ Лен-д, 1983.
- Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности: Кн. для учителя. -М.: Просвещение, 1991.
- Петрова Т.Е., Понятии Э. Ю. Особенности речи современной французской молодежи.//Иностр.яз.в школе. 1993. — № 2. ,
- Петровский A.B., Ярошевский М. Г. Психология. Словарь. -2-е изд. исп. и доп. М.: Политиздат, 1991.8з). Пономарева В. В., Пицкова A.B., Шепилова A.B. Совершенствование обучения французскому языку в общеобразовательной школе.,, 1.
- Метод.рекомендации. M., I99I.
- Райхштейн А.Д. Национально-культурный аспект интеркоммуникации// Иностр.яз.в школе. 1986. — № 5.
- Рекеда Ф. Структурные упражнения//В сб. статей „Вопросы методики обучения иностранным языкам за рубежом“. Пособ. для учителей средней школы//Сост.Е. В. Синявская, М. М-.Васильева, С. В. Калинина. М.:Просвещение, 1978.
- Репина Т.А. Французский язык в свете теории речевого общения. С пб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та, 1992.
- Риверс У.М. Пусть они говорят то, что им хочется сказать!// Методика преподавания иностранных языков за рубежом./Сост# Е. В. Синявская, М. М. Васильева, Е. В. Мусницкая. М., 1976. — Вып.П.
- Рогова Г. В., Рабинович Ф. М., Сахарова Т. Е. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. М.:Просвещение, 1991.
- Рогова Г. В.^тоги и перспективы//Иностр.яз.в школе. 1967. -№ 5.
- Розанова Е.Д. Новый концептуальный подход к проблеме обучения иностранным языкам в школе // Иностр. языки в школе. -1989. № 4.
- Ройзензон Л.И. Фразеология и страноведение//Билл, по фразеологии J6 I. Новая серия. Вып.234. Труды Самар. гос. ун-та, 2972.
- Саланович H.A. Использование лингвострановедческих материалов при обучении французскому языку //Иностр.яз.в школе.1992. № 3−4.
- Слободчиков В.А., Шапко А. П. Французский язык: Учебное пособие для уч-ся X класса средней школы. М.: Просвещение, 1988.
- Слободчиков В.А., Шапко А. П. Французский язык для уч-ся XI класса средней школы. М.:Просвещение, 1988.
- Слободчиков В, А., Заремская С. М. Основные виды иноязычной речевой деятельности учащихся и некоторые пути повышения ее творческой направленности//Иностр.яз.в школе. 1981. — Ш 5.
- Степанян А.Х. Французский язык: Интенсивный курс. Уч. пособие для-вузов. М.: Высш.шк., 1992.
- Сухошинский В.А. Сердце отдаю детям. Киев. — 1969. io5^ Томахин Г. Д. Понятие лингвострановедения. Его лингвистические и лиигводидактические основы//Иностр.яз.в школе. — 1980.-3 3.
- Томахин Г. Д. Фоновые знания как основной предмет лингв (c)-страноведения/Дностр.яз.в школе. 1980д — № 4,
- Тудаова И.А. В часы досуга: Кн. для учителя. 2-© изд. дораб. — М.: Просвещение, 1991.
- Фридман Л.М. Педагогический опыт глазами психологов. -Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1987.
- Хзгболдт, П. Изучение иностранных языков. Государ, учеб-но-педаг. изд-во Министерства просвещения РСФСР. М., 1963.
- Царькова В.Б. Типологические признаки речевых упражнений// Иностр.яз.в школе. 1980. — 1 3.
- Чайковская .Н. В. Использование лингвострановедческого подхода при обучении устной речи на младших курсах языкового вуза/ на материале немецкого языка/ Дисс.. канд. пед.наук. М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1984.
- Чернова Г. М. Реализация Коммуникативно-деятельностного подхода в современной методике преподавания французского языкакак иностранного//Иностр, яз. в школе“ 1993. — I“ 5,
- Шапко А.П., Слободчиков Б. А. Книга для учителя французского языка для IX класса средней школы. 2-е изд. М.: Просвещение, 1986.
- Шилина З.М. Формирование общественной направленности школьника. В помощь классному руководителю. М.:Просвещение, 1977.
- Шубин Э.П. Языковая коммуникация и обучение иностранным языкам. М.: Просвещение, 1972.
- Щерба Л.В. Преподавание иностранных языков в средней школе. Общие вопросы методики. М., 1947.
- Щукина Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов Учащихся. М.:Педагогика, 1988.
- Abdallah-Pretceille, Martine. Approche interculturellede l’enseignement des civilisation, Didactique des languestrangeres// Coll. dirige par R.Gallisson. CLE International. — Paris, 1986.
- Bertoochini, P., Costanzo, E, Manuel d’autoformation./
- A l’usage des professeurs de langue. Paris, Hachette, 1989.
- Besse, H. Cultiver une identite plurielle. Cultures, langues et identite plurielle// Le francais dans le monde. -1993.- H 254.
- Borgwardt, U. Einige Probleme des Herausbildung gesellschaftlich und personlich begrundeter Motive fur das Erlernen des russischen Sprache. Premdsprachenunterricht. — Berlin. -1974. — N 9.
- Byram, M. Culture et education en langue etrangere/ LAL CREDIF, Hatier/Didier. Paris, 1992.123» Calvet, L.-J. La chanson dans la classe de francais langue etrangere. Outils theoriques /CLE International. — 1. Paris. 1980.
- Gapelle, G., Gidon, 1. Espace. Methode de francais/ Hachette P.L.E., Paris, 1990.
- Carton, F., Duda, R. Ccoute,. ecoute./Didier. -Paris, 1986.
- Chamberlain, A., Steiles, A. Cahuer d’activite du guide pratique de la communication/Didier. F.L.E. — Paris, 1988.
- Chamberlain, A., Stelle, R. Quide pratique de la communication/Didier. P.I.E. — Paris, 1988.
- Chevalier, B. Methode pour apprendre. Al’ecole. Au college. Theorie et Pratiques/Nathen. Pedagogei. Edition Nathan, Paris, 1993.
- Courtillon, J. La notion de progression applique a l’enseignement de la civilisation// Le Francais dans le Monde. -1984- N 188. Paris.
- Courtillon, J,, 5'alin de G.-D. Libre Echange/ Hatier, Paris, 1991″
- Debyser, F. Introduction. Guide pedagogique pour le professeur de francais langue etrangere/ sous la direction d’Andre Reboullet. Librairie Hachette, 1971.
- Delacroix, D. Une nouvelle maniere de classer les debutants// Revue des enseignents de francais langue etrangere/ Reflet. 1989. — N 29/ CREDIF/.
- Fischer, G. Die landeskundiche Komponente bei der Behandlung literarischer Texte //Deutsch als Fremdsprache. 1977. -N 2.
- Galisson, R.^e la langue a la culture par les mots/ Didactique des langues etrangeres. CLE International. -Paris, 1991
- Galisson, R. Enseignement et apprentissage des langueset des cultures// Le Francais dans le Monde. 1989″ - N 227.
- Galisson, R. Pour dictionnaire des mots de la culture populaire// Le Francais dans ie Monde. 1984. — N 188.
- Garanderie, Antoine de la. ledagogie moyens d’apprendre. Les enseignants face aux profils pedagogiques 10 edition. Edition du Centurion: Paris, 1982.
- Hymes, D. Vers la competence de communication// Langues et apprentissage aes langues. Collection dirigee par H. Besse et E.Papo. Ecole Normale Superieure de Saint-81oud. CREDIF.-Hatier, Paris, 1984.
- Julien, P. Activites Ludiques. Techniques de classe/ CLE International, 1988.
- Klinberg, L. Zur didaktischen Inhalt-Methode-Relation// Wissenschaftliche Zeitschrift des Padagogischen Hochschule «K.Liebknecht». Potsdam, J G 27.
- Landmiral, J.-R., Lipianski, E.-M. La communication interculturelles. Bibliotheque europeenne des- sciences de l’education/ Dirigee par R. Hese et A. Savoye// Armand Colin Editeur. — Paris, 1989.
- Lebre-Peytard, M. Situation d’oral. Documents autentiques: analyse des langues etrangeres /CLE International. Paris, 1990.
- Le Francais dans le Monde. W special aout-septembre, 1987″
- Meinhardt, M. Zu Fragen der Motivation und Zielorienti-rung im Englischunterricht. Fremdschprachenunterricht. -Berlin. — 1978. N 5.
- Mermet, G. Francoscopie/ Larousse, Paris, 1991.
- Mermet, G. Francoscopie/Larousse, Paris, 1995.
- Moline, M. D’un univers culturel a l’autre// Le Francais dans le Monde. 1988. — N 221. «
- Mounin, G. Sens et place de la civilisation dans 1 'enseignement des langues// Le Francais dans le Monde. 1984. -N 188.149» Wiquet, G. Enseigner le Francais, Pour qui? Comment?// Didactiques. Hachette /Education/. — Paris, 1991.
- Obadia, M., Rausch, A., Copin, H. D’un ecrit a l’autre/ Hachette, Paris, 1985.
- Ouvarov. J.P. Enseignement en France// Иностр.ЯЗ.В школе. -1989. JE I.
- Porcher, L. La civilisation. Didactique des langues etrangeres//Collection diregee par R.Galisson. Paris. — 1986.
- Philippe, D., Verdelhan, M. Le Nouveau sans frontieres// CLE International, Paris, 1989.
- Reflet. Revue des enseignants de Francais langue etrangere// Alliance francaise. CREDIF. Hatier. — 1989.-H 29.
- Tougan-Baranovskaia, B. Plroverbes et dictions russes. -Edition du Progres. Moscou, 1963.
- Uhlemann, H. Erkentnisgestand und Forschungsaufgaben der Landeskunde// Deutsch als Fremdsprache. Leipzig. — 1989″ -N 4.
- Weil, S., Rameau.L. Tresors des expressions francaises/ Edition Belin. Paris, 1981.
- Wenk, B. Enseigner aux enfants /Techniques de classe/ CLE International. Paris, 1989.
- Zarate, G. Objektiver le rapport culture maternelle/ culture etrangere//Le Francais dans le Monde. 1983. -N 181.
- Zarate, G. Enseigner une culture etrangere// Recherches. Application. Paris, Hachette. — 1986.