Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Методология системного проектирования авионики с отказоустойчивыми свойствами

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Однако возрастание объемов цифровой техники и усложнение алгоритмов обработки данных приводит к появлению принципиально новой технической проблемы, заключающейся в существенном понижении отказоустойчивости цифровых комплексов. Этот феномен связывается с возможностью разрушения не только аппаратной части, осуществляющей непосредственные преобразование сигналов и/или кодов (как это было в авионике… Читать ещё >

Содержание

  • 1. ТИПОВЫЕ СТРУКТУРЫ АВИОНИКИ
    • 1. 1. Функции авионики на борту летательного аппарата
    • 1. 2. Модели систем авионики
      • 1. 2. 1. Модель конструкций
      • 1. 2. 2. Модель сенсорной системы
      • 1. 2. 3. Модель системы электропитания
      • 1. 2. 4. Модели бортовой ЭВМ
      • 1. 2. 5. Структуры программных пакетов
      • 1. 2. 6. Межмодульные интерфейсы авионики
      • 1. 2. 7. Модель бортовой кабельной сети
      • 1. 2. 8. Модель интерфейса между оператором и авионикой
    • 1. 3. Обобщенная структура объектов авионики
    • 1. 4. Отказоустойчивость авионики с иерархической структурой
    • 1. 5. Выводы
  • 2. СЕТИ ПЕТРИ-МАРКОВА
    • 2. 1. Определение и способы задания сетей Петри-Маркова
      • 2. 1. 1. Задание СПМ
      • 2. 1. 2. Структурные аспекты СПМ
      • 2. 1. 3. Процессы в СПМ
    • 2. 2. Основные свойства СПМ
    • 2. 3. Упрощение СПМ
    • 2. 4. Выполнение полушагов из непримитивных переходов
    • 2. 5. Сведение сети, инцидентной непримитивному переходу, к ЭППМ
    • 2. 6. Аппроксимация композиции плотностей законом распределения
    • 2. 7. СПМ как инструмент для имитационного моделирования
    • 2. 8. Выводы
  • 3. СТРУКТУРНО-ПАРАМЕТРИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ОТКАЗОВ
    • 3. 1. Параметрические отказы в системе
    • 3. 2. Структурные модели отказов в системе
      • 3. 2. 1. Модель отказа одного из элементов
      • 3. 2. 2. Модель отказов любых m элементов из У
      • 3. 2. 3. Модель отказов m элементов из J, или одного из оставшихся К
      • 3. 2. 4. Общая структура сети, моделирующей отказы
    • 3. 3. Выводы
  • 4. ОТКАЗОУСТОЙЧИВОСТЬ ТИПОВЫХ ТЕХНИЧЕСКИХ 192 РЕШЕНИЙ АВИОНИКИ
    • 4. 1. Отказоустойчивость систем с пассивным резервированием
      • 4. 1. 1. Типовая структура системы с пассивным резервированием
      • 4. 1. 2. Структурно-параметрическая модель отказов 197 в системе с пассивным резервированием
      • 4. 1. 3. Временные характеристики системы 205 с пассивным резервированием
      • 4. 1. 4. Оценка эффективности пассивного резервирования
      • 4. 1. 5. Пассивное резервирование при интенсивности отказов, 218 не зависящих от величины нагрузки на элемент
    • 4. 2. Активное резервирование с переключением блоков
      • 4. 2. 1. Системы с активным резервированием 224 при нестационарных потоках отказов
      • 4. 2. 2. Отказы системы с активным резервированием 226 при стационарных потоках отказов
    • 4. 3. Активное резервирование с отключением отказавших элементов
      • 4. 3. 1. Случай безотказной работы контролирующего устройства
      • 4. 3. 2. Случай неработоспособности всей системы в результате отказа контролирующего устройства
      • 4. 3. 3. Общая методика формирования СПМ для различных случаев отказов контролирующего устройства
    • 4. 4. Выводы
  • 5. ОТКАЗЫ БОРТОВЫХ ЭВМ АВИОНИКИ
    • 5. 1. Особенности отказов программного обеспечения
    • 5. 2. Отказы технических средств ЭВМ
      • 5. 2. 1. Простейший случай контроля
      • 5. 2. 2. Идентификация сбоев с контрольным просчетом
      • 5. 2. 3. Идентификация отказов по методу «голосования» в автоматах с резервированием
      • 5. 2. 4. Идентификация отказов по методу «голосования» в системе автоматов с контрольным просчетом
    • 5. 3. Выводы
  • 6. ПРАКТИКА ПРОЕКТИРОВАНИЯ ОТКАЗОУСТОЙЧИВОЙ АВИОНИКИ
    • 6. 1. Требования к отказоустойчивости, вытекающие из условий эксплуатации бортовых измерительно-информационных комплексов
    • 6. 2. Технология реализации отказоустойчивости в бортовых ЭВМ
    • 6. 3. Перспективная система авионики
    • 6. 4. Параметры отказоустойчивости перспективного комплекса 291 бортового оборудования
    • 6. 5. Методы отработки, сертификации и эксплуатации отказоустойчивой авионики
    • 6. 6. Выводы

Методология системного проектирования авионики с отказоустойчивыми свойствами (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

Современный этап развития авиационной техники, характеризуется тем, что в обеспечении полетов все в большей степени используются бортовые измерительно-информационные комплексы, называемые ави-оникой. Бортовые измерительно-информационные комплексы оказывают существенное влияние на эффективность применения технических средств летательного аппарата в процессе выполнения полетов, а в ряде случаев, например в форс-мажорных ситуациях, и/или на летательных аппаратах специального назначения, определяют работоспособность и даже жизнеспособность борта.

В настоящее время разработчики бортового электронного оборудования имеют дело с авионикой четвертого поколения, которое характеризуется широким применением цифровых технических средств для обработки сигналов сенсорной системы и для информационного взаимодействия с оператором. Аппаратные средства обработки данных реализуются в виде микропроцессорных контроллеров, распределенных по летательному аппарату, и/или в виде бортовых ЭВМ, сосредотачивающих вычислительные ресурсы в одном месте. При этом, на борту летательного аппарата формируются сети ЭВМ, работающие в мультипрограммном режиме, что позволяет говорить об авионике, как интегрированном измерительно-информационном комплексе бортового оборудования.

Однако возрастание объемов цифровой техники и усложнение алгоритмов обработки данных приводит к появлению принципиально новой технической проблемы, заключающейся в существенном понижении отказоустойчивости цифровых комплексов. Этот феномен связывается с возможностью разрушения не только аппаратной части, осуществляющей непосредственные преобразование сигналов и/или кодов (как это было в авионике трех предшествующих поколений), но и аппаратуры, хранящей программный код и поступившие на обработку данные. Кроме того, часть отказов возникает вследствие временных рассогласований в функционировании отдельных компонентов интегрированного комплекса бортового оборудования. Пониженная отказоустойчивость снижает эффективность целевого использования летательного аппарата и порождает необходимость реализации аппаратно-программной защиты от сбоев.

Поэтому необходимым этапом системной разработки информационно-измерительных аппаратно-программных комплексов является этап учета влияния на характеристики авионики в целом технических решений, направленных на обеспечение отказоустойчивости системы. Это может быть реализовано путем введения зависимостей, позволяющих оценивать показатели отказоустойчивости, в систему ограничений, либо в целевую функцию оптимизационной задачи проектирования. Однако при этом возникает научная проблема, заключающаяся в отсутствии общей методологии аналитической оценки параметров отказоустойчивости системы в целом на основании известных характеристик отказоустойчивости элементов для конкретных технических решений.

Все вышеперечисленное, а именно потребности в авионике четвертого поколения и отсутствие общей теории анализа и расчета эффективности и отказоустойчивости указанных систем, объясняет необходимость и актуальность исследований, проведенных в диссертационной работе.

Объектом исследования диссертации является авионика, состоящая из сенсорной системы, ряда функциональных компонентов (узлов и блоков) по преобразованию информации, бортового вычислителя, средств передачи и отображения информации. Структура исследуемых комплексов является иерархической в том смысле, что авионика состоит из ряда взаимодействующих систем, которые, в свою очередь включают ряд взаимодействующих подсистем, разбиваемых на узлы, блоки и т. п., вплоть до электрических, механических, оптических и т. п. элементов.

Важным требованием, предъявляемым к комплексам исследуемого класса, является обеспечение эффективности и отказоустойчивости в процессе эксплуатации, что позволяет не только надежно выполнять полетные задания, но и обеспечивать общую работоспособность оборудования в условиях постоянных (отказов) и перемежающихся (сбоев) нарушений работоспособности элементов, внешних информационных помех и физических возмущений. Понятие отказоустойчивости неразрывно связано с понятием состояния. Состояния систем авионики (работоспособные, неработоспособные и предельные) определяются и регламентируются в отечественной практике ГОСТ 27.002−83. При этом предполагается, что переход системы из состояния в состояние вызывается как параметрической деградацией элементов любых типов, вследствие естественных причин, так и случайными воздействиями на элементы со стороны внешних физических явлений. Все отказы развиваются не иначе, как во времени.

Важной особенностью интегрированных комплексов бортового оборудования является наличие ресурсного обеспечения для осуществления реконфигурации в случае отказов элементов. При этом различается реконфигурация математическая (информационная), осуществляемая без изменения структуры комплекса, и реконфигурация физическая, осуществляемая с изменением взаимосвязей между блоками.

Предметом исследования диссертации являются показатели эффективности и отказоустойчивости авионики, реализуемые как системные свойства перспективных авиационных комплексов бортового оборудования, а также методы целенаправленного изменения указанных показателей за счет структурных технических решений, закладываемых на этапе проектирования и реализуемых на этапе производства и/или эксплуатации комплексов.

Под отказоустойчивостью авионики понимается способность при работе в условиях отказов любых типов ее физических элементов, внешних информационных помех и физических возмущений в любой момент времени гарантировать выполнение целевых функций с эффективностью, соответствующей работоспособным состояниям, возможно, с реконфигурацией системы. Авионика отказоустойчива, если она практически гарантирует в любой момент времени жизнеспособность борта и выполнение полетного задания. Указанные требования могут быть выполнены, если в жизненном цикле системы применяются процедуры восстановления, ограничивающие степень параметрической деградации элементов путем технического обслуживания.

Необходимым при создании эффективной авионики является этап формирования и исследования таких моделей, которые адекватно отражали бы релевантные аспекты ее функционирования. В силу того, что комплекс описывается в виде структуры, состоящей из взаимодействующих элементов, причина отказов развивается во времени, и отказ возможен, в том числе и в результате нарушения взаимодействия, релевантная модель отказов должна быть структурно-параметрической, причем структурный аспект должен учитывать:

1) иерархичность структуры самого комплекса и наличие в нем множества состояний компонентов на каждом иерархическом уровне;

2) возможность перехода компонентов комплекса из текущего состояния в одно из множества сопряженных состояний;

3) фактор взаимодействия компонентов на всех иерархических уровнях, возможно также приводящий к отказу комплекса.

Параметрический аспект модели должен учитывать: стохастический характер отказовфактор временилогику взаимодействия элементов в процессе нормального функционирования и нарушенную логику взаимодействия формируемую в результате разрушении элементов комплекса и/или их связей.

Подходов к моделированию отказоустойчивости, в равной мере учитывающих все перечисленные аспекты, в настоящее время не существует, поэтому диссертация опирается на подход, связанный с аналитическими методами математического моделирования. В работе использованы теория систем, теория вероятностей, теория сетей Петри, теория полумарковских процессов, теория надежности. Впервые для анализа показателей эффективности и отказоустойчивости авионики применен аппарат сетей Петри-Маркова, который позволяет не только исследовать структурные аспекты отказов, но и проследить их развитие во времени.

Методология, разработанная в диссертации, может быть применена для обеспечения отказоустойчивости измерительно-информационных комплексов систем различного назначения, например, систем управления морскими или наземными транспортными средствами, следовательно объект исследования может быть расширен до класса объектов.

Диссертационная работа является дальнейшим развитием методологии исследования надежности, у истоков которой стояли такие видные ученые, как B.C. Авдуевский, Е. Ю. Барзилович, Ю. К. Беляев, Б. В. Гнеденко, Г. В. Дружинин, А. И. Рембеза, И. А. Ушаков, А. М. Широков, Р. Барлоу, Д. Р. Кокс, Д. Ллойд, М. Липов, Ф. Прошан, К. Райншке, В. Л. Смит, В. Харрис. Методология моделирования систем с использованием аппарата сетей Петри-Маркова основывается на работах В. Е. Котова, К. Петри, Дж. Питерсона, B.C. Королюка, А. Ф. Турбина, И. Н. Коваленко, А. Ю. Кузнецова, В. М. Шуренкова, Д. С. Сильвестрова.

Цель диссертации состоит в разработке методологии оценки показателей отказоустойчивости и эффективности систем исследуемого класса, основанной на аналитическом описании процесса отказов/восстановлений в формируемых в процессе проектирования комплексов структурах, обеспечивающих отказоустойчивость.

Задачи исследований.

1. Анализ особенностей функционирования бортовых измерительно-информационных комплексов, которые оказывают влияние на показатели эффективности и отказоустойчивости, обобщение особенностей функционирования различных систем авионики и подбор фундаментальных теорий, которые могли бы быть положены в основу метода аналитического математического моделирования процесса отказов/восстановлений.

2. Разработка концепции математического моделирования процесса отказов/восстановлений в комплексах исследуемого класса.

3. Разработка методологии оценки показателей отказоустойчивости и изменения показателей в зависимости от мероприятий по повышению эффективности систем.

4. Создание методов исследования временных и стохастических характеристик сетей Петри-Маркова по их структурно-параметрическим моделям, в частности метода упрощений сетей Петри-Маркова и матричного метода оценки вероятностных и временных характеристик достижения выделенных состояний.

5. Исследование явления «соревнования» на непримитивных переходах сетей Петри-Маркова, приводящего к снижению эффективности комплекса и разработка метода предсказания исхода «соревнования» с точностью до плотностей распределения и вероятностей.

6. Разработка методики моделирования с помощью сетей Петри-Маркова процессов типовых структур аппаратного и программного обеспечения бортовых измерительно-информационных комплексов.

7. Получение зависимостей для оценки показателей отказоустойчивости типовых структур, обеспечивающих избыточность аппаратно-программных комплексов.

8. Анализ особенностей возникновения отказов в аппаратных и программных средствах цифровых устройств обработки данных и получение аналитических зависимостей для оценки эффективности их работы.

9. Выработка рекомендаций по обеспечению отказоустойчивости систем и практическая их реализация в перспективных комплексах бортового электронного оборудования.

10. Экспериментальная проверка разработанного метода обеспечения отказоустойчивости при создании и внедрении в авиации реальных программно-технических комплексов.

Научная новизна диссертации заключается в следующем.

1. Сформулирована концепция аналитического моделирования процесса отказов/восстановлений бортовых интегрированных измерительно-информационных комплексов, состоящих из множества взаимосвязанных систем, и обладающих аппаратной и программной избыточностью для повышения отказоустойчивости.

2. Создан обобщенный метод комплексного анализа отказоустойчивости авионики, основанный на математическом (аналитическом) структурно-параметрическом моделировании процессов отказов в программных и аппаратных средствах с применением сетей Петри-Маркова, в том числе при взаимодействии их компонентов.

3. Разработан метод преобразования сетей Петри-Маркова, основанный на последовательном упрощении их структуры и сведения структуры к полумарковскому процессуполучены математические зависимости для оценки временных и стохастических параметров сетей Петри-Маркова при их последовательных упрощениях с учетом логики взаимодействия отдельных компонентов моделируемых систем.

4. Предложены стохастико-временные соотношения, определяющие требования к составу и структуре избыточных средств авионики, обеспечивающих ее отказоустойчивость.

5. Разработаны методы решения ряда проектных задач, и получены зависимости для оценки эффективности и отказоустойчивости систем, в структуры которых заложена аппаратная избыточность, повышающая эффективность комплекса.

6. Исследованы информационные характеристики последовательных вычислительных процессов в аппаратно-программных средствах авионики и сформулированы основные принципы методологии практического проектирования отказоустойчивых комплексов.

Принципиальный вклад в развитие теории проектирования отказоустойчивой авионики состоит в следующем.

1. Произведено обоснование общих свойств, которыми должны обладать структурно-параметрические модели надежности авионики, показано, что структуры моделей процесса отказов/восстановлений не тождественны структурам моделей технических средств, и должны учитывать как физику моделируемого процесса, так и наличие избыточных средств, обеспечивающих требуемые показатели отказоустойчивостикроме того, модели должны учитывать фактор времени и логику взаимодействия систем интегрированных комплексов оборудования на борту летательного аппарата.

2. Постановлена и решена задача разработки формализованного подхода к математическому (аналитическому) моделированию временных и вероятностных характеристик процесса отказов в компонентах системы, приводящих к неработоспособности всей системы в целом.

3. Показано, что процесс деградации элементов приводит к пуассоновс-кому потоку отказов, а наличие дополнительных аппаратных средств, хотя и является само по себе источником отказов, позволяет увеличить время перехода в неработоспособной состояние, получены зависимости для оценки увеличения временных интервалов.

4. Для ряда структурных методов обеспечения отказоустойчивости получены математические выражения определения стохастико-временных параметров эффективности мероприятий.

5. Впервые проведен анализ функционирования цифровых аппаратно-программных комплексов с точки зрения возникновения отказов с разделением источника отказов на аппаратную и программную составляющие, а также предложен метод дельта-синхронизации вычислительного процесса для повышения эффективности функционирования бортовых вычислительных систем.

6. Предложены основные проектные решения для бортовых отказоустойчивых информационно-измерительных и управляющих систем.

Практическая ценность работы заключается в том, что методология отказоустойчивого проектирования ориентирована на создание практических рекомендаций, позволяющих повысить качество вновь разрабатываемых систем исследуемого класса при сокращении сроков их разработки.

Достоверность полученных теоретических результатов подтверждается успешным применением методологии при решении практических задач разработки ряда навигационно-пилотажных комплексов самолетов гражданской авиации.

Научные положения, выносимые на защиту.

1. Концепция аналитического моделирования процесса отказов/восстановлений бортовых интегрированных измерительно-информационных комплексов, состоящих из множества взаимосвязанных систем, и обладающих аппаратной и программной избыточностью для повышения эффективности.

2. Метод комплексного структурно-параметрического анализа отказоустойчивости авионики основанный на формировании сети Петри-Маркова, учитывающей временные и вероятностные характеристики отказов, а также логику взаимодействия элементов, в нормальном режиме работы и при возникновении аварийных ситуаций.

3. Метод последовательных упрощений структур сетей Петри-Маркова, основанный на сведении их элементарных подсетей к единственной позиции и определении временных и вероятностных параметров ветвления процесса на непримитивных переходах с учетом логики взаимодействия отдельных компонентов моделируемых систем.

4. Математические выражения для определения стохастико-временных параметров эффективности мероприятий по обеспечению отказоустойчивости технических средств бортовых измерительно-информационных комплексов.

5. Модель механизма возникновения отказов в цифровых аппаратно-программных комплексах с разделением источника отказов на аппаратную и программную составляющие.

6. Метод дельта-синхронизации вычислительного процесса для повышения эффективности функционирования бортовых вычислительных систем.

Реализация и внедрение результатов. Предложенные в диссертации концепция, методы и методики реализованы автором в процессе выполнения нижеследующих научно-исследовательских работ ФГУП «ОКБ «Электроавтоматика» «: «Борт-80» (инв. № 8830, 1978), «Структура» (инв. № 7889, 1984), «НПК для перспективных самолетов гражданской авиации» (ВИДК 460 202.001, 2000 г.) «Технология проектирования отказоустойчивых БЛВС» (ВИДК 460 202.002, 2001 г.).

Результаты, полученные в диссертации, внедрены в ФГУП «ОКБ «Электроавтоматика» «в следующих разработанных средствах: бортовой вычислительный комплекс БЦК-29, машина цифровая вычислительная ЦВМ90, многопрограммный пульт-вычислитель для реализации вычислительных систем самолетовождения, система самолетовождения и индикации ССИ-80 для самолета СУ-80.

Апробация работы.

Основные положения диссертации докладывались на следующих конференциях и семинарах.

1. III Международная научно-техническая конференция «Пилотируемые полеты в космос», РГНИИ ЦПК, Москва, 1997.

4. II Международный симпозиум «История авиации и космонавтики», Москва, ИИЕТРАН, 1997.

3. Международный симпозиум «Аэрокосмические приборные технологии», Санкт-Петербург, 2002.

4. 10 СПб Международная конференция по интегрированным навигационным системам, ЦНИИ Электроприборостроения, 2003 г.

5. 8 Международный симпозиум Авиационные технологии XXI века, Москва, ЦАГИ 2003 г.

6. Всероссийская научно-техническая конференция «Проблемы проектирования систем и комплексов», Тула, 2002, 2003, 2004 гг.

7. Научно-технические конференции профессорско-преподавательского состава ГИТМО (ТУ), Санкт-Петербург, 1999, 2001, 2003 гг.

9. Научно-практические конференции профессорско-преподавательского состава кафедр «Приборы управления» и «Робототехника и автоматизация производства» Тульского государственного университета 2001, 2002, 2003, 2004 гг.

По теме диссертации опубликовано 45 работ, включенных в список литературы, в том числе: 2 монографии, 12 тезисов докладов на международных, всесоюзных, республиканских и отраслевых конференциях, семинарах и симпозиумах, 14 статей, 17 авторских свидетельства на изобретение.

Структура и объем работы. Диссертационная работа состоит из введения, шести разделов и заключения, изложенных на 280 страницах машинописного текста, и включающих 104 рисунка и 3 таблицы, приложений на 20 страницах и списка использованной литературы из 140 наименований.

6.6. Выводы.

1. Определены требования по отказоустойчивости авионики, вытекающие из условий ее эксплуатации в составе летательного аппарата и необходимости решения целевых задач.

2. Практически показано, что указанные требования могут быть обеспечены только путем введения в конструкцию технических средств авионики и программное обеспечение ее бортовых ЭВМ плановой избыточности, повышающей уровень отказобезопасности системы в целом при отказах и/или параметрической деградации ее элементов.

3. Разработана технология реализации принципов обеспечения отказоустойчивости при проектировании системы, в частности подход к резервированию основных аппаратных средств и введения избыточности в программное обеспечение.

4. Разработана перспективная структура бортового интегрированного измерительно-информационного комплекса, в которой использованы принципы отказоустойчивой авионики.

5. Определены параметры отказоустойчивости и отказобезопасности перспективного комплекса бортового оборудования, вытекающие из требования нормативных документов по обеспечению эффективности и безопасности полетов самолетов военной и гражданской авиации.

6. Предложена общая технология разработки, отладки и сертификации аппаратно-программных комплексов авионики, практически реализованная при разработке систем указанного класса на ОКБ «Электроавтоматика» .

7.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

1. На основании анализа особенностей функционирования бортовых измерительно-информационных комплексов, сделан вывод об идентичности задач обеспечения эффективности и отказоустойчивости различных систем комплексов, а также возможности общего подхода к их решению, основанного на аналитическом математическом моделировании процессов отказов/восстановлений в системах различного уровня.

2. Разработана концепции математического моделирования процесса отказов/восстановлений в комплексах исследуемого класса, основанная на формировании структурно-параметрических образований, отражающих технические решения по повышению эффективности бортовых измерительно-информационных систем, и учитывающих логику взаимодействия систем на борту летательного аппарата.

3. Сформулировано понятие сети Петри-Маркова, как двудольного графа, предназначенного для моделирования двух типов событий: случайных, связанных с процессами отказов/восстановлений в элементах комплекса, и детерминированных, связанных с логикой взаимодействия элементов в комплексепоказана применимость сетей Петри-Маркова для решения задачи оценки параметров отказоустойчивости и эффективности сложных систем.

4. Сформулировано понятие элементарной подсети Петри-Маркова и разработан метод последовательных упрощений СПМ, основанный на сведении ЭППМ к совокупности позиций и сопряженных с ними непримитивных переходов, а также удалении непримитивных переходов и замены их элементарными подсетями Петри-Маркова.

5. Получены зависимости, определяющие стохастические и временные параметры СПМ при последовательных упрощениях: при сведении ЭППМ к совокупности позиций, основанные на создании полумарковской матрицы и выполнении матричных операций с нейпри удалении примитивных переходов из ЭППМпри удалении непримитивных переходов, основанные на анализе соревнования процессов с учетом логических условий выполнения полушагов из непримитивного перехода.

6. Исследовано явление соревнования на непримитивных переходах сетей Петри-Маркова, в частности соревнования при пуассоновских потоках событий, приводящих к снижению эффективности комплекса, и разработка метода предсказания исхода соревнования с точностью до плотностей распределения и вероятностей.

7. Проведен анализ с помощью СПМ типовых структур технических средств, параллельной, последовательной и параллельно-последовательнойформирование базовой структуры, включающей параллельно расположенные позиции, и используемой для построения более СПМ, моделирующей отказы/восстановления в сложных системах.

5. Разработаны методы решения ряда проектных задач, и получены зависимости для оценки эффективности и отказоустойчивости систем, в структуры которых заложена аппаратная избыточность, повышающая эффективность комплекса: систем с пассивным резервированием для случаев изменяющегося и неизменяющегося характера отказов при изменении нагрузки на элементысистем с активным резервированием с переключением блоковсистем с активным резервированием с отключением блоков для случая неотказуестойчивой схемы управления.

8. На основании анализ особенностей возникновения отказов в цифровых системах обработки данных сделан вывод о различиях механизма отказов в аппаратных и программных средствах указанных систем: в программных средствах ошибки закладываются на этапе разработки алгоритмов и устраняются по мере увеличения срока службы программного продуктаотказы аппаратных средств возникают на этапе переключения элементов памяти последовательностных автоматов вследствие внешних физических воздействий.

9. Получение аналитических зависимостей для оценки эффективности функционирования программно-технических комплексов.

10. Разработана технология реализации принципов обеспечения отказоустойчивости при проектировании систем исследуемого класса, в частности подход к резервированию основных аппаратных средств и введения избыточности в программное обеспечение.

11. Разработана перспективная структура бортового интегрированного измерительно-информационного комплекса, в которой использованы принципы отказоустойчивой авионикиОпределены параметры отказоустойчивости и отказобезопасности перспективного комплекса бортового оборудования, вытекающие из требования нормативных документов по обеспечению эффективности и безопасности полетов самолетов военной и гражданской авиации.

12. Предложена общая технология разработки, отладки и сертификации аппаратно-программных комплексов авионики, практически реализованная при разработке систем указанного класса на ОКБ «Электроавтоматика» — выработаны рекомендации по обеспечению отказоустойчивости авионики и практическая их реализация в перспективных комплексах бортового электронного оборудования.

13. Разработанные принципы внедрены во ФГУП ОКБ «Электроавтоматика» при разработке перспективных измерительно-информационных комплексов бортового электронного оборудования и в Тульском государственном университете в учебном процессе по кафедрам «Приборы управления» и «Робототехника и автоматизация производства» .

Показать весь текст

Список литературы

  1. Авионика в информационно-измерительных системах // Сабо Ю. И. и др. — Датчики и системы. — № 8. — 2001. — С. 7 — 10.
  2. Авионика на рубеже тысячелетий // Ю. И. Сабо и др. Мир авиони-ки. — № 1 — 2. — 2000. — С. 45 — 49.
  3. В.В., Паненко C.B. Пакет программ моделирования дискретных процессов расширенными сетями Петри // УСиМ. № 8. — 1991. — С. 83 — 87.
  4. И.В., Северцев H.A. Модели технического обслуживания сложных систем. М.: Высшая школа, 1982. — 231 с.
  5. В.В. Теория и практические методы резервирования радиоэлектронной аппаратуры. М.: Энергия, 1977. — 360 с.
  6. В.П., Дубницкий П. Г. Выявление причин отказов радиоэлектронной аппаратуры. М.: Радио и связь, 1983. — 480 с.
  7. И.А. Техническая диагностика. М.: Машиностроение, 1978. — 240 с.
  8. Богданофф Д.К. Ф. Вероятностные модели накопления повреждений. М.: Мир, 1989. — 341 с.
  9. Р., Прошан Ф. Статистическая теория надежности и испытания на безотказность. М.: Наука, 1984. — 327 с.
  10. В.В., Кузьмук В. В. Сети Петри, параллельные алгоритмы и модели мультипроцессорных систем. Киев: Наукова Думка, 1990. — 212 с.
  11. В.А., Тюрин A.B. Поиск неисправного блока при помощи последовательности выявляющих тестов // Автоматика и телемеханика. -№ 3.- 1975.-С. 126- 136.
  12. Е.С. Теория вероятностей. М.: Наука, 1969. — 576 с.
  13. И.Б., Трепакова С. Б. Алгоритм верификации поведения временных сетей Петри // Проблемы теоретического и экспериментального программирования. Новосибирск: СО РАН. Институт Систем информатизации, 1993. — С. 33 -46.
  14. Л.И., Шишкевич Л. М. Надежность летательных аппаратов. М.: Высшая школа, 1975. — 239 с.
  15. В.М. Автоматизированная компоновка приборных отсеков летательных аппаратов. М.: Машиностроение, 1988. — 136 с.
  16. .В., Беляев Ю. К., Соловьев А. Д. Математические методы в теории надежности. М.: Наука, 1965. — 524 с.
  17. P.C., Чипулис В. П. Техническая диагностика цифровых устройств. М.: Энергия, 1976. — 224 с.
  18. Т.А. Прикладная теория надежности. М.: Высшая школа, 1977.- 159 с.
  19. Д.В., Сабо Ю. И. Волномерные буи для натурных испытаний судов // Приборы и системы: Всероссийская научно-техническая конференция. -Тула: ТулГУ. 2001. — С. 95 — 99.
  20. Д.В., Сабо Ю. И. Применение индуктивных датчиков давления в приборах для измерения давления // Приборы и системы. Тула: ТулГУ, 2003. — С. 23−26.
  21. М.Е., Ларкин Е. В. Анализ систем автоматического управления с помощью сетей Петри-Маркова // Известия ТулГУ. Сер. Вычислительная техника. Автоматика. Управление. Т. 2. Вып. 3. Управление. Тула: ТулГУ, 2000. — С. 133 -138.
  22. М.Е., Ларкин Е. В. Организация кусочного режима реального времени под операционными средами Windows9x // Известия ТулГУ. Сер. Вычислительная техника. Автоматика. Управление. Т. 4. Вып. 1. Вычислительная техника. Тула: ТулГУ, 2002. — С. 42 — 47.
  23. Г. В. Методы оценки и прогнозирования качества. М.: Радио и связь, 1982. — 160 с.
  24. H.A., Сабо Ю. И. Модель структурных отказов в системе // Известия ТулГУ. Сер. Проблемы специального машиностроения. Т. 6 (ч. 2). Тула: ТулГУ, 2003. — С. 59 — 61.
  25. И.Г., Кожевникова И. А. Стохастическое моделирование процессов. М.: МГУ, 1990. — 146 с.
  26. В.М., Ларкин Е. В. Сети Петри-Маркова. Тула: ТулГУ, 1997. — 163 с.
  27. Интеграция авионики основное направление комплексирования бортового радиоэлектронного оборудования перспективных самолетов и вертолетов // Ю. И. Сабо и др. — Сборник докладов 11 конференции НААП.- М: НА-АП. — 1999.-С. 13 — 19.
  28. Интеграция основная тенденция в развитии авионики // Ю. И. Сабо и др. — Датчики и системы. — № 8. — 2001. — С. 47 — 49.
  29. В.Ю., Нижняк В. В. Пакет программ работы с сетями Петри для ПЭВМ // УСиМ. № 4. — 1989. — С. 48 — 51.
  30. И.Н., Кузнецов А. Ю., Шуренков В. М. Случайные процессы: Справочник. Киев: Наукова думка, 1983. — 368 с.
  31. И.Н., Москатов Г. К., Барзилович Е. Ю. Полумарковские процессы в задачах проектирования систем управления летательными аппаратами. М.: Машиностроение, 1973. — 176 с.
  32. Д.Р., Оукс Д. Анализ данных типа времени жизни. М.: Финансы и статистика, 1988. — 189 с.
  33. Д.Р., Смит В. Л. Теория восстановления / Ред., доп. Ю. К. Беляева. М.: Советское радио, 1967. — 300 с.
  34. Контроль функционирования больших систем / В. П. Шибанов и др. М.: Машиностроение, 1977. — 360 с.
  35. B.C., Турбин А. Ф. Полумарковские процессы и их приложения. Киев: Наукова думка, 1976. — 184 с.
  36. В.Е. Сети Петри. М.: Наука, 1984. — 160 с.
  37. М.М., Парамонов П. П., Сабо Ю. И. Методология проектирования перспективных авиационных комплексов бортового оборудования (ПАКБО) // Авиакосмическое приборостроение. № 5. — 2003. — С. 2 — 8.
  38. В.Д., Синица М. А., Чинаев П. И. Автоматизация контроля радиоэлектронной аппаратуры. М.: Советское радио, 1977. — 256 с.
  39. Е.В. К вопросу об отказах программного обеспечения // Известия ТулГУ. Сер. Вычислительная техника. Информационные технологии. Системы управления. Т. 2. Вып. 1. Вычислительная техника. Тула: ТулГУ, 2003. — С. 3 — 8.
  40. Е.В. К вопросу о расчете временных характеристик сетей Петри-Маркова // Известия ТулГУ. Сер. Вычислительная техника. Автоматика. Управление. Т. 1. Вып. 1. Вычислительная техника. Тула: ТулГУ, 1997. — С. 68 -75.
  41. Е.В. Моделирование параллельных систем одного класса // Известия ТулГУ. Сер. Математика. Механика. Информатика. Т. 6. Вып. 3. Информатика. Тула: ТулГУ, 2000. — С. 92 — 97.
  42. Е.В. Некоторые случаи «соревнований» в многопроцессорных системах // Алгоритмы и структуры систем обработки информации. Тула: ТулГТУ, 1994. — С. 26 — 28.
  43. Е.В. Редукция сетей Петри-Маркова // Известия ТулГУ. Сер. Математика. Информатика. Механика. Т. 3. Вып. 1. Математика. Тула: ТулГУ, 1995.-С. 99- 109.
  44. Е.В. Сети Петри-Маркова для моделирования параллельных процессов // Приборы и приборные системы: Тезисы докладов. Тула: ТулГТУ, 1994.-С. 41.
  45. Г. Н. Методы принятия оптимальных решений в задачах управления и контроля. М.: МАИ. — 1992. — 221 с.
  46. A.A., Мальцев A.M., Спиридонов A.M. Сети Петри в моделировании и управлении. Л.: Наука, 1989. — 135 с.
  47. М.З., Рогинский И. В., Сабо Ю. И. Коллиматорные прицельно -пилотажные и пилотажно-навигационные индикаторы: Обзор по материалам зарубежной печати за 1966 1970 гг. — М.: ОЦАОНТИ, 1971. — 77 с.
  48. A.B., Мусин С. М., Янковский Б. Ф. Выявление причин отказов авиационного оборудования. М.: Транспорт, 1996. — 286 с.
  49. Малогабаритный магниторезонансный томограф на постоянных магнитах // «Пилотируемые полеты в космос». III Международная научно-практическая конференция. Сабо Ю. И. и др. М: Зв. Городок, 1997. — С. 358 — 359.
  50. А.И., Павлов Б. И., Сабо Ю. И. Опыт внедрения волновых передач в приборостроении // Сер. Улучшение качества промышленной продукции (стандартизация, надежность, защитные покрытия, техническая эстетика). Л.: ЛДНТП. — 1973. — 40 с.
  51. С.Ф. Основы системного проектирования комплексов летательных аппаратов. М.: Машиностроение, 1987. — 238 с.
  52. Методология проектирования перспективных комплексов бортового оборудования (ПКБО) гражданской авиации // Ю. И. Сабо и др. Гироскопия и навигация. -2003. — № 3(45). — С. 85.
  53. В.П. Модели управления надежностью авиационной техники. М.: Машиностроение, 1981. — 199 с.
  54. Надежность и эффективность в технике: Справочник: Т. 1. Методология. Организация Терминология / Ред. А. И. Рембезы, — М.: Машиностроение, 1986. 224 с.
  55. Надежность кабелей и проводов для РЭА / Ред. Л. И. Криникфельда, И. Б. Пешкова. М.: Энергоиздат, 1982. — 200 с.
  56. Надежность технических систем: Справочник / Ю. К. Беляев и др. Ред. И. А. Ушакова. М.: Радио и связь, 1985. — 608 с.
  57. Нашлемная система целеуказания и индикации на базе координат-но-чувствительного // Ю. И. Сабо и др. Датчики и ситемы. — № 8. — 2001. — С. 2 -3.
  58. В.И. Структурный анализ систем (эффективность и надежность). М.: Советское радио, 1977. — 135 с.
  59. Л.А., Сабо Ю. И. Автоматический контроль технического состояния аналого-цифровых вычислительных устройств // Авиационная промышленность. 1980. — № 3. — С. 21 — 23.
  60. Л. А. Сабо Ю.И., Диагностическая КПА для аналого-цифровых вычислительных устройств // Технология авиационного приборо- и агре-гатостроения. № 4. — 1980. — С. 19−22.
  61. Основы технической диагностики / П. П. Пархоменко, В. В. Карибский, Е. С. Согомонян, В. Ф. Халгев. Ред. П. П. Пархоменко. М.: Энергия, 1976. -464 с.
  62. Оценка ресурсов бортовых ЭВМ // Ю. И. Сабо и др. Гироскопия и навигация. — 2002. — № 2. — С. 105.
  63. И.В. Статистические методы оценки надежности сложных систем по результатам испытаний. М.: Радио и связь, 1982. — 168 с.
  64. П.П. Основы проектирования авионики. Тула: Гриф и К0, 2003. — 228 с.
  65. П.П., Сабо Ю. И., Шелобаев Е. В. Авионика и мехатро-ника: общность и различия // XXXI научно-техническая конференция профессорско-преподавательского состава ГИТМО (ТУ). СПб: ГИТМО (ТУ), 2002. -С. 52.
  66. П.П., Сабо Ю. И., Шелобаев Е. В. Опыт применения волновых передач в авионике // Научно-технический вестник ГИТМО. Актуальные проблемы анализа и синтеза сложных технических систем. Вып. 11. — СПб: ГИТМО (ТУ), 2003. — С. 193.
  67. П.П. Основные задачи технической диагностики // Техническая диагностика. М.: Наука, 1972. — С. 7 — 22.
  68. Дж. Теория сетей Петри и моделирование систем. М.: Мир, 1984.-264 с.
  69. Применение индуктивных датчиков давления в приборах для измерения давления // Ю. И. Сабо и др. Датчики и системы. — № 8. — 2001. — С.
  70. В.А., Голиков В. Ф. Учет априорной информации при оценке надежности. Минск: Наука и техника, 1979. — 208 с.
  71. К., Ушаков И. А. Оценка надежности систем с использованием графов. М.: Радио и связь, 1988. — 209 с.
  72. Ю.И. Включение бортовых ЭВМ в систему авионики // Изв. ТулГУ. Сер. Проблемы специального машиностроения. Вып. 5 (ч.2). Тула: ТулГУ, 2002. — С. 42 — 46.
  73. Ю.И., Беккер Я. М., Майоров С. А. Постоянное запоминающее устройство. A.c. № 238 507 (СССР). — G 11 С.
  74. Ю.И., Бузников С. Е. Выбор дисциплины информационного обмена в мультиплексном канале// Авиационная промышленность. № 8. -1980.-С. 15 — 17.
  75. Ю.И., Вайнштейн А. Х. Источник опорного напряжения. A.c. № 568 943 (СССР). — G 05 F.
  76. Ю.И., Ефимов П. А. Устройство для ввода информации в бортовой вычислитель. A.c. № 568 312 (СССР). — G 06 F.
  77. Ю.И., Коновалов В. М. Устройство для допускового контроля параметров. A.c. № 643 842 (СССР). — G 06 F.
  78. Ю.И., Липин Е. С. Устройство для ввода информации. A.c. № 339 924 (СССР). — G 06 К.
  79. Ю.И., Лодыжинский Е. Р. Цифровой индикатор. A.c. № 208 357 (СССР).-G 05 В.
  80. Ю.И., Львовский М. З. Индикаторное устройство. A.c. № 378 353 (СССР). В 64 D.
  81. Ю.И., Львовский М. З. Пилотажный индикатор. A.c. № 378 716 (СССР). В 64 D.
  82. Ю.И., Львовский М. З. Пилотажный индикатор. A.c. № 500 697 (СССР). — В 64 D.
  83. Ю.И., Майоров С. А. Запоминающее устройство на печатных платах с выборкой по двум координатам. A.c. № 378 870. — G 11 С.
  84. Ю.И., Майоров С. А. Устройство для индикации информации.- A.c. № 251 922 (СССР). G 06 F.
  85. Ю.И., Малышев А. И. Генератор волновой передачи. A.c. № 485 261 (СССР).-F 16 Н.
  86. Ю.И., Малышев А. И. Задатчик угловых величин. A.c. № 467 229 (СССР). — G 05 G.
  87. Ю.И., Малышев А. И. Устройство для индикации информации.- A.c. № 251 922 (СССР). G 06 F.
  88. Ю.И. Нашлемный механизм для ввода угловых перемещений.- A.c. № 355 610 (СССР). G 06 G.
  89. Ю.И., Си Л.К. Метод определения объема промежуточного запоминающего устройства при согласовании функциональных устройств // Изв. Вузов. Приборостроение. № 5. — 1968. — Т. XI.- С. 62 — 65.
  90. Ю.И., Соколов В. В. Многоканальное устройство для сопряжения аналоговых сигналов. A.c. № 1 448 931 (СССР). — G 06 F.
  91. Ю.И., Стародубцев Э. В. Запоминающее устройство для знаковой индикации. A.c. № 212 632 (СССР). — G 06 F.
  92. Ю.И., Ткачев B.K. Алгоритмические методы встроенного контроля приборного оборудования на основе ЦВМ // Авиационная промышленность. № 8. — 1980. — С. 41 — 43.
  93. Ю.И. Устройство для ввода информации. A.c. № 587 466 (СССР). — G 04 Р.
  94. Ю.И. Устройство для линейного преобразования угла поворота вала в напряжение постоянного тока. A.c. 388 291 (СССР). — G 08 С.
  95. Ю.И., Шипятский M.J1. Устройство для автоматизированного контроля выходных параметров датчиков // Технология авиационного приборостроения. № 3. — 1978. — С. 14 — 16.
  96. Ю.И., Шипятский M.J1. Устройство для ввода информации. -A.c. № 713 323 (СССР). G 06 F.
  97. Ю.И., Шипятский M.J1. Устройство для ввода информации. -A.c. № 1 151 942 (СССР). G 06 F.
  98. В.П. Байесовские методы статистического оценивания: Надежность технических объектов. М.: Наука, 1989. — 322 с.
  99. Л.И. Методы подобия и размерности в механике. М.: Наука, 1981.-447 с.
  100. A.B., Добрица Б. Т., Убар P.P. Проектирование автоматизированных систем контроля бортового обрудования летательных аппаратов. -М.: Машиностроение, 1983. 224 с.
  101. Д.С. Полумарковские процессы с дискретным множеством состояний. М.: Сов. радио, 1980. — 272 с.
  102. Системы оборудования летательных аппаратов / Ред. A.M. Матвиенко, В. И. Бекасова. М.: Машиностроение, 1985. — 496 с.
  103. Системы цифрового управления самолетом / А. Д. Александров и др. М.: Машиностроение, 1983. — 223 с.
  104. А.Н. Основы логических методов проверки автоматов. -Рига: Зинатне, 1979. 192 с.
  105. P.C. Испытания технических систем: Выбор объемов и продолжительности. М.: Машиностроение, 1988. — 272 с.
  106. О.И. Многомерные задачи контроля планирования испытаний на надежность по одному контрольному уровню. М.: Знание, 1980. — 90 с.
  107. В.М. Справочник по надежности специальных подвижных установок. М.: Машиностроение, 1997. — 200 с.
  108. И.А. Вероятностные модели надежности информационно-вычислительных систем. М.: Радио и связь, 1991. — 132 с.
  109. В.Ю., Чуканов В. О. Интегрированный пакет моделирования сетей Петри с отказами // УСиМ. N ¾. — 1992. — С. 97 — 100.
  110. М.Е., Крылов К. А., Кораблев А. И. Надежность авиационных разъемных соединений. М.: Транспорт, 1979. — 192 с.
  111. Ч. Взаимодействующие последовательные процессы. М.: Мир, 1989.-264 с.
  112. A.A., Лукьященко В. И., Котин Л. В. Надежность сложных систем. М.: Машиностроение, 1976. — 286 с.
  113. А.Н. Вероятность. М.: Наука, 1989. — 576 с.
  114. Эффективность и надежность сложных систем / И. Л. Плетнев, А. И. Рембеза, Ю. А. Соколов, В.А. Чалый-Прилуцкий. М.: Машиностроение, 1977. -216 с.
  115. М.С., Миронов М. А. Марковская теория оценивания случайных процессов. М.: Радио и связь, 1993. — 460 с.
  116. Г., Мэннинг Е., Метц Г. Диагностика отказов цифровых вычислительных систем. М.: Мир, 1972. — 224 с.
  117. Agerwala Т. Putting Petri nets to work // Computer. N 12. — 1979. — Pp. 85 — 94.
  118. Athreya K.B., McDonald D., Ney P.E. Limit theorems for semi-Marcov processes and renewal theory for Marcov chains // Annual Probabilities. № 5. -1978. — Pp. 788 — 797.
  119. Feldbrugge F. Petri net overview 1986 // Lect. Notes Comput. Sci. -1987.-Vol. 255.-Pp. 20−61.
  120. Gilbert P., Chandler W. Interference between communicating processes // Communications of the ACM. 1972. — № 3. — Pp. 171 — 176.
  121. Girard E., Ranit J.C. A programming technique for software reliability // IEEE Symp. of Comput. Software Reliability. N. Y.: New York City, 1973 — Pp. 44−50.
  122. Ghosh S. Some comments on timed Petri nets // AFCET Journees sur les Resseaux de Petri. Paris: AFCET, 1977. — Pp. 213 — 226.
  123. Hassapis G. High level Petri nets modelling and analysis of VME-based multiprocessors // Microprocessors and microprogramming. N. 4. — 1993. — Pp. 195 -204.
  124. Holiday M.A., Vernon M.K. A generalized timed Petri net model for performance analysis // IEEE Transactions on Software Ingeneering. Vol. 13. — N. -12. — 1987. — Pp. 1297 — 1310.
  125. Jensen K. Computer tools for construction, modification and analysis of Petri nets // Lect. Notes Comput. Sci. Vol. 255. — 1987. — Pp. 4 — 19.
  126. Maiocchi M. The use of Petri nets in requirements and functional specification // System Description Methodologies. Amsterdam: Elsevier Science Publishing co., 1985. — Pp. 253 — 274.
  127. Murata T. Petri nets, marked graphs and circuit system theory // IEEE Circuits and System Society Newsletter. N. 3. — 1977. — Pp. 2 — 12.
  128. Ntafos S.C., Hakimi S.L. On structured digraphs and program testing // IEEE Transactions on Computers. Vol. C-30. — N. 1. — 1981. — Pp. 67 — 71.
  129. Peattic C.G., Adams J.D. Carrel S.L., George T.D., Valck M.H. Elements of semiconductor device reliability // Proc. IEEE. 1974. — Vol. 2. — № 2. — Pp. 149 -168.
  130. Peck D. S., Zierdt C.H. The reliability of semiconductor devices in the Bess System// Proc. IEEE. 1974. — Vol. 62. — № 2. — Pp. 185−211.
  131. Peterson J. Petry nets // Computer Survey. N. 3. — 1977. — Pp. 223
  132. Petri C.A. Introduction to general net theory // Lecture Notes in Computer Science. Berlin: Springer-Verlag, 1980. — Pp. 251 — 260.
  133. Reynolds F.H. Thermally accelerated aging of semiconductor components // Proc. IEEE/ 1974/ - Vol. 62. — № 2. — Pp. 212—222.
  134. Sifakis J. Use of Petri nets for performance evaluation // Proceedings of the Third International Workshop on Modeling of Computer Systems. Amsterdam: TIWMCS. — 1977. — Pp. 75 — 93.
  135. Software testing and evaluation / R.A. DeMillo, W.M. McCracken, R.J. Martin, J.F. Passafiume. Menlo Park, California: The Benjamin/Cummings Publishing Company, Inc., 1987. — 537 p.
  136. Tabakov I.G. Test generation for synchronous realization of Boolean interpreted Petri nets using composite multi-valued nets // Petri nets Newsletters. N. 4. — 1994.-Pp. 15−28.
  137. Thatte S.M., Abraham J.A. Test generation for microprocessors // IEEE Trans, on computer. Vol. C-29. — N. 4. — 1980. — Pp. 429 — 441.
  138. Первый уровень организован в виде новой компоненты среды Delphi, разработанной на основе компоненты TShape: unit PetryShape- interface uses
  139. Windows, Messages, SysUtils, Classes, Graphics, Controls, Forms, Dialogs, ExtCtrls- type
  140. TPetry Shape = class (TShape) private { Private declarations } FD, FP1, FP2, FP3, FMin, FMaxiReal- F Caption: string- FM, FNumb: integer- FInpar: TQueue- FOutpar: TQueue- protected
  141. Protected declarations } procedure Click- override- public
  142. Public declarations } property lnpar: TQueue read Flnpar write FInpar- property Outpar: TQueue read FOutpar write FOutpar- published
  143. RegisterComponents ('PetryTPetryShape.) — end-procedure TPetryShape. Click- begin Inherited- end- end.
  144. Компонента TPetryShape универсальна и используется для описания как позиций, так и переходов.
  145. Все компоненты создаются динамически в процессе работы посредством процедуры ImageIMouseDown.
  146. Массив Maintabl является основным массивом, который отражает связи между позициями и переходами.
  147. Следующие три массива являются производными от основного и предназначены для отражения таблиц переходов и событий. Эти массивы в отличии от первого принимают значения целого типа, чтобы облегчить вывод массива, а также работу с данными.
  148. Массивы Coordpos и Coordper хранят общие координаты позиций и переходов соответственно.
  149. Массив Nkriv содержит параметры кривых, соединяющих позиции и переходы системы.
  150. Массив Numpoint содержит количество узлов в кривых.
  151. Массив Coordpoint содержит координаты всех узлов в кривых.
  152. Массива Coordarrow содержит параметры стрелок на кривых.
  153. Переменная one используется при рисовании кривых. Устанавливается при выборе начала кривой.
  154. Переменная posd используется при рисовании кривых. Содержит номер элемента, из которого выходит кривая.
  155. Переменная numpos используется для определения номера новой позиции и содержит текущее количество позиций.
  156. Переменная питрег используется для определения номера нового перехода и содержит текущее количество переходов.
  157. Переменная numuzl используется для рисования кривых и содержит текущее количество узлов в кривой.
  158. Переменная numkriv используется для определения номера новой кривой и содержит текущее количество кривых.
  159. Переменная t используется для определения номера элемента, на котором была нажата клавиша мыши и содержит номер этого элемента.
  160. Переменная питсигрег используется для определения номера перехода, для которого задаются параметры, и содержит этот номер.
  161. Переменная bufo используется для определения имени элемента, для которого задаются параметры, и содержит имя элемента.
  162. Переменная bufol используется для определения элемента, для которого задаются параметры, и содержит этот элемент.
  163. Структура основных массивов и переменных изображена на рис. П1.1.1. Номер позиции
  164. Координаты верхнего, левого угла позиции1. XI
Заполнить форму текущей работой