Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Теоретические основы разработки двухблочного роторно-поршневого двигателя методом математического моделирования

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В третьей главе исследования описана численная математическая модель, разработанная для исследования рабочего процесса, происходящего в двухблочном четырехкамерном РПД. В основу математической модели двухблочного РПД положены законы сохранения энергии и массы открытой термодинамической системы, характеристическое уравнение состояния рабочего тела Клапейрона-Менделеева. Математическая модель… Читать ещё >

Содержание

  • Принятые условные обозначения
  • ГЛАВА 1. ОБЗОР КОНСТРУКТИВНЫХ РЕШЕНИЙ СУЩЕСТВУЮЩИХ ТИПОВ И СХЕМ ДВС
    • 1. 1. Обзор конструктивных решений построения ДВС, альтернативных традиционному решению (конструкции с КШМ)
      • 1. 1. 1. Классификация конструктивных схем роторно-поршневых двигателей
      • 1. 1. 2. Конструктивные схемы роторно-поршневых двигателей в патентной литературе
      • 1. 1. 3. Конструктивные схемы роторно-поршневых двигателей в Интернет — источниках
      • 1. 1. 4. Конструктивные схемы роторно-поршневых двигателей в реферативных журналах
    • 1. 2. Достоинства и недостатки роторно-поршневых двигателей в сравнении с поршневыми двигателями
    • 1. 3. Выводы по главе. Постановка цели и задач диссертационной работы
  • ГЛАВА 2. КОНСТРУКТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ И ПРИНЦИП действия
  • ДВУХБЛОЧНОГО ЧЕТЫРЕХКАМЕРНОГО РОТОРНО-ПОРШНЕВОГО ДВИГАТЕЛЯ
    • 2. 1. Описание конструкции и принципа действия двухб л очного роторно-поршневого двигателя по патентам [1,2]
    • 2. 2. Обоснование выбранных геометрических параметров двухб л очного роторно-поршневого двигателя
      • 2. 2. 1. Определение рабочего объема камер двигателя
      • 2. 2. 2. Выбор оптимального значения эксцентриситета е
      • 2. 2. 3. Выбор оптимального отношения H/D
      • 2. 2. 4. Определение фаз газораспределения
      • 2. 2. 5. Определение параметров процесса перепуска
      • 2. 2. 6. Торцевые уплотнения как необходимость герметизации смежных камер двухблочного роторно-поршневого двигателя
    • 2. 3. Предварительная оценка параметров рабочего процесса двухблочного роторно-поршневого двигателя по методу Гриневецкого-Мазинга
    • 2. 4. Выводы по главе
  • ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА ЧИСЛЕННОЙ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ РАБОЧЕГО ПРОЦЕССА ДВУХБЛОЧНОГО РОТОРНО-ПОРШНЕВОГО ДВИГАТЕЛЯ
    • 3. 1. Базовые принципы построения численной математической модели рабочего процесса двухблочного роторно-поршневого двигателя
    • 3. 2. Процесс тепловыделения при сгорании топлива и процесс теплообмена в цикле двухблочного роторно-поршневого двигателя
    • 3. 3. Методика численного моделирования рабочего процесса двухблочного роторно-поршневого двигателя в среде программирования «Excel» (OC"Windows")
      • 3. 3. 1. Исходные данные для математического моделирования
      • 3. 3. 2. Начальные условия для решения дифференциальных уравнений, описывающих процессы в камере всасывания блок всасывания)
      • 3. 3. 3. Начальные условия для решения дифференциальных уравнений, описывающих процессы в камере сгорания (блок сгорания)
      • 3. 3. 4. Алгоритм численного интегрирования системы уравнений
    • 3. 4. Выводы по главе
  • ГЛАВА 4. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ РАБОЧЕГО ПРОЦЕССА ДВУХБЛОЧНОГО РОТОРНО-ПОРШНЕВОГО ДВИГАТЕЛЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ РАЗРАБОТАННОЙ ЧИСЛЕННОЙ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ
    • 4. 1. Анализ характеристик рабочего процесса двухблочного роторно-поршневого двигателя на режиме проектной номинальной мощности

    4.2. Исследование характеристик рабочего процесса двухблочного роторно-поршневого двигателя в широком диапазоне его нагрузочных и скоростных режимов. Представление универсальных характеристик двигателя в форме регрессионных моделей

    4.3. Исследования, направленные на оптимизацию рабочего процесса двухблочного роторно-поршневого двигателя.

    4.3.1. Исследование возможности увеличения мощности двухблочного роторно-поршневого двигателя повышением частоты вращения вала

    4.3.2. Увеличение мощности двухблочного роторно-поршневого двигателя изменением фазы начала впуска рабочей смеси.

    4.3.3. Увеличение мощности двухблочного роторно-поршневого двигателя изменением проходного сечения впускного отверстия камеры всасывания.

    4.3.4. Увеличение мощности двухблочного роторно-поршневого двигателя изменением фазы начала перепуска смеси из камеры сжатия в камеру сгорания.

    4.3.5. Увеличение мощности двухблочного роторно-поршневого двигателя изменением проходного сечения канала перепуска рабочей смеси из камеры сжатия в камеру сгорания

    4.3.6. Увеличение степени сжатия.

    4.4. Сравнительный анализ параметров двухблочного роторно-поршневого двигателя, роторно-поршневого двигателя Банке ля и поршневого ДВС

    4.5. Выводы по главе.

Теоретические основы разработки двухблочного роторно-поршневого двигателя методом математического моделирования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Более двух столетий для выработки механической энергии человечество использует тепловые двигатели. За это время создано большое число разновидностей тепловых двигателей: поршневые и роторно-поршневые, реактивные двигатели, газовые турбины и т. д. Наиболее распространены двигатели с кривошипно-шатунным механизмом (КШМ), применяемым в двигателях внутреннего сгорания (ДВС) и в двигателях с внешним подводом теплоты. Это объяснимо: развитая теория, относительная простота конструкции, вековая эволюция, отработанная технология изготовления позволяют создавать двигатели мощностью от десятых долей до нескольких десятков тысяч киловатт. Конструкция тепловых двигателей непрерывно совершенствуется (применение высокого турбонаддува, четырехклапаной системы газообмена цилиндра, впрыскивание топлива непосредственно в цилиндр, внедрение аккумуляторных топливоподающих систем с электронным управлением, систем с несколькими (двумя) свечами зажигания на цилиндр и т. д.), совершенствуются термодинамические характеристики рабочих процессов, происходящих в двигателях.

Двигатели с КШМ конструктивно достаточно сложны. Попыткой изменить их кинематику, чтобы избавиться от конструктивно присущих им недостатков, явилось создание во второй половине прошлого столетия двигателя принципиально новой конструкции — роторно-поршневого двигателя Ванкеля. Организация рабочего процесса и конструктивная схема, применяемая в двигателе Ванкеля, позволяют получить более высокую удельную мощность и упростить конструкцию ДВС. В двигателях Ванкеля вал отбора мощности, проходящий через центр статора, имеет эксцентрик, на котором вращается ротор. Ротор и эксцентриковый вал вращаются в одном направлении в эпитрохоидных схемах. Благодаря благоприятному характеру изменения рабочих объемов, образующихся камер, простоте конструкции (только две подвижные детали), отсутствию вспомогательных механизмов отсутствует сложный механизм газораспределения), и почти полной уравновешенности роторно-поршневые двигатели относятся к прогрессивному типу ДВС. Однако двигатель Ванкеля имеет существенный недостаток — это сложный профиль внутренней поверхности статора (камер, в которых совершаются такты рабочего цикла двигателя), в связи с чем в двигателе применяется сложная и недостаточно надежная система газовых уплотнений.

С учетом изложенного доктором физико-математических наук, профессором О. Г. Тайцем и М. А. Старокожевым была предложена новая схема двухблочного роторно-поршневого двигателя на основании патента [1].

Двигатель имеет простую конструкцию и, как будет показано в диссертационном исследовании, хорошие технико-экономические показатели. Можно предположить, что данный двигатель будет также обладать хорошими экологическими характеристиками, будет достаточно надежным и иметь хороший моторесурс. Чтобы оценить технические характеристики двигателя, было решено провести исследование рабочего процесса двигателя с использованием метода математического моделирования.

Диссертационная работа содержит четыре главы.

Первая глава посвящена анализу конструктивных решений ДВС, отличных от традиционного решения, основанного на использовании кривошипно-шатунного механизма В главе ставятся цель и задачи исследования.

Во второй главе описана предлагаемая конструкция двухблочного четырехкамерного РПД и принцип его работы, определены основные геометрические размеры двигателя (определены фазы газораспределения, проходные сечения каналов для осуществления процессов газообмена, объемы камер двигателя и пр.). В заключение второй главы дана предварительная оценка параметров исследуемого РПД на основе теплового расчета, выполненного по методу Гриневецкого-Мазинга.

В третьей главе исследования описана численная математическая модель, разработанная для исследования рабочего процесса, происходящего в двухблочном четырехкамерном РПД. В основу математической модели двухблочного РПД положены законы сохранения энергии и массы открытой термодинамической системы, характеристическое уравнение состояния рабочего тела Клапейрона-Менделеева. Математическая модель представляет собой систему дифференциальных уравнений, описывающих процессы, происходящие в камерах двигателя. В главе приводится описание методики численного решения системы дифференциальных уравнений на персональном компьютере в среде программирования «Excel» (ОС «Windows»).

В четвертой главе приведены результаты численного моделирования рабочего процесса исследуемого двухблочного четырехкамерного РПД, проанализированы процессы, происходящие в двигателе (приведены индикаторные диаграммы, характеристики процессов массообмена, теплообмена рабочего тела со стенками камер, теплоподвода к рабочему телу в результате сгорания топлива и пр.), приведены полученные в результате моделирования интегральные характеристики двигателя (эффективная мощность, удельный эффективный расход топлива, условное среднее индикаторное давление цикла, средний крутящий момент на валу двигателя и ряд других параметров). Также приведены результаты исследования характеристик двухблочного четырехкамерного РПД в широком диапазоне его нагрузочных и скоростных режимов (выполнен численный математический эксперимент на режимах, сочетающих изменение скоростного режима работы двухблочного четырехкамерного РПД в диапазоне частот вращения 1000.4000 мин'1 и изменение положения дроссельной заслонки, регулирующей поступление смеси в камеру всасывания). В результате исследования получены универсальные характеристики двигателя в координатах «эффективная мощность — частота вращения вала»: pc=f{nde, Ре), дц=Дпдв, РеРсгтах =Лпдв, Ре), Тсгтах =/{пдв,.

Ре), Ье = Xпдв, Ре). Универсальные характеристики описывают изменение параметров двигателя в форме квадратичных полиномов в диапазоне изменения мощности от режимов внешней скоростной характеристики (дроссельная заслонка полностью открыта) до режимов холостого хода (дроссельная заслонка «слегка» прикрыта). Кроме того, приведены результаты, полученные при решении оптимизационных задач. В частности, исследовано «поведение» двигателя при работе по внешней скоростной характеристике, вплоть до частот вращения вала пдв = 10 000 мин*1. Исследован характер изменения интегральных характеристик двигателя в зависимости от изменения фаз газораспределения и величин проходных сечений каналов. В конце главы сопоставлены характеристики двухблочного четырехкамерного РИД, роторно-поршневого двигателя Банке ля и карбюраторных двигателей традиционной конструкции (с КШМ).

В заключение диссертационного исследования подводятся итоги работы, формулируются выводы, вытекающие из результатов диссертационного исследования.

В диссертационной работе рассмотрены термодинамические аспекты работы двухблочного РИД, и с этих позиций дана оценка его работоспособности. Вопросы экологии, прочности (теплонапряжённости), надежности функционирования, детальной проработки конструкции (выбор материалов, обеспечение уплотнений и пр.), технологичности изготовления его деталей и ряд других будут являться предметом дальнейших исследований. i >¦

КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ Актуальность работы обусловлена тем, что она направлена на разработку ДВС принципиально новой конструкции, который, может быть эффективно использован в различных сферах энергетики страны.

Роторно-поршневые двигатели внутреннего сгорания (РИД), в частности, двигатель Ванкеля, в отличие от двигателей внутреннего сгорания, не содержат в своей конструкции кривошипно-шатунный механизм, однако имеют ряд недостатков: быстрый износ торцевых и радиальных уплотненийпотеря компрессии в работесложная система смазки вращающегося роторасложная траектория движения роторанерационально исполненная кинематическая схема с точки зрения восприятия поверхностью ротора давления рабочих газов расширения и т. д.

Многие из указанных недостатков позволяет решить конструктивная схема двухблочного РПД.

Двигатель имеет простую конструкцию, состоящую всего из двадцати элементов. Рабочая поверхность статора — постоянной кривизны, что в совокупности с уплотнительными элементами сравнительно большой площади контакта существенно снижает риск потери компрессии смежных камер.

Как известно, двигатель Ванкеля имеет дополнительный механизм эксцентрикового вала, который обеспечивает его работу.

В двухблочном РПД данная проблема решена лишь вводом некоторого параметра — эксцентриситета (смещения центра вала относительно центра статора), который и обеспечивает работу двигателя благодаря созданию рабочих объемов камер.

Цель диссертационной работы: разработать теоретические основы, необходимые для создания перспективных конструкций роторно-поршневых двигателей внутреннего сгорания [1].

Задачи диссертационной работы:

1. Доказать работоспособность перспективных конструкций роторно-поршневых двигателей внутреннего сгорания (РПД);

2. Разработать математическую модель рабочего процесса РПД;

3. Исследовать рабочий процесс РПД с помощью метода математического моделирования и определить оптимальные технико-экономические характеристики;

4. Сопоставить полученные параметры двухб л очного роторно-поршневого двигателя с соответствующими параметрами поршневых и роторно-поршневых двигателей.

Научная новизна исследования — заложены теоретические основы разработки РПД новой конструкции. Разработана математическая модель рабочего процесса двухблочного четырехкамерного РПД. С использованием математической модели выполнен анализ рабочего процесса роторно-поршневых двигателей.

Получен патент на конструкцию двухблочного четырехкамерного РПД (конструкция двигателя и принцип его работы обладают научной новизной).

Методы исследования — метод математического моделирования рабочего процесса ДВС (расчетно-теоретический).

Достоверность и обоснованность полученных результатов определяется обоснованным использованием основных теоретических положений научных дисциплин — термодинамики, газовой динамики, теории рабочих процессов ДВС при анализе процессов, происходящих в двигателе.

Практическая ценность работы — выбрана и разработана конструкция двухблочного четырехкамерного РПД, методика и программа математического моделирования процессов, происходящих в РПД, методика анализа рабочего процесса РПД с целью оптимизации его характеристик. Математическая модель может быть использована при создании перспективных типов РПД.

Основные положения диссертации, выносимые на защиту.

— конструкция и принцип действия двухблочного четырехкамерного РПД;

— математическая модель двухблочного четырехкамерного РПД;

— характеристики двигателя, полученные методом математического моделированиярезультаты оптимизационных исследований с помощью разработанной математической модели.

ОБЩИЕ ВЫВОДЫ И ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

В качестве наиболее существенных результатов диссертационного исследования можно назвать следующие:

1. Дан обзор существующих нетрадиционных конструктивных схем построения ДВС. Проанализированы достоинства и недостатки данных схем в сравнении друг с другом и с традиционным решением (конструкция ДВС с КШМ).

2. Среди нетрадиционных схем выделен двухблочный роторно-поршневой двигатель (патент № 2 405 950 от 24.02.2009 г., авторы изобретения: д.ф.-мат. наук, проф. О. Г. Тайц, М.А. Старокожев) для более углубленного исследования с целью определения его работоспособности и технико-экономических показателей.

3. Разработана конструктивная схема двухблочного роторно-поршневого двигателя (РПД), дано подробное описание принципа его работы.

4. На основе фундаментальных принципов термодинамики разработана математическая модель двухблочного РПД. В основу математической модели положен квазистатический подход к рассмотрению процессов, происходящих в двигателе. Модель описывает процессы, происходящие в двигателе, на основе дифференциальных уравнений сохранения энергии, массы и уравнения состояния рабочего тела.

5. Математическая модель РПД реализована в среде программирования «Excel» (ОС «Windows»). К достоинствам такой модели следует отнести простоту её реализации (приложения ОС «Windows» широко используются исследователямив образовательных целях программа может использоваться студентами ВУЗов). С помощью разработанной математической модели проанализированы процессы, происходящие в камерах двигателя, определены основные технико-экономические показатели двигателя.

6. С помощью разработанной математической модели решены некоторые оптимизационные задачи, направленные на улучшение свойств двухблочного РПДпроанализированы параметры двигателя в широком диапазоне его эксплуатационных режимов (от режимов холостого хода до режима номинальной мощности), и построены его универсальные характеристики.

7. Дано сопоставление технико-экономических параметров двухблоч-ного РПД с двигателем Ванкеля и двигателем традиционной конструкции. Показано, что по отдельным параметрам двухблочный РПД превосходит двигатели традиционной конструкции (с КШМ).

В диссертационной работе рассматривались термодинамические аспекты работы двухблочного роторно-поршневого двигателя новой запатентованной конструкции, и с этих позиций дана оценка его работоспособности. Вопросы экологии, прочности (теплонапряжённости), надежности функционирования, детальной проработки конструкции (выбор материалов, обеспечение уплотнений и пр.), технологичности изготовления его деталей и ряд других будут являться предметом дальнейших исследований.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Роторный двигатель: пат. 2 384 719 Рос. Федерация, МПК7 F02B53/08, FOICI9/02 / Тайц О.Г.- заявитель и патентообладатель Брян. гос. инженер.-технол. акад. № 2 007 131 901/06- заявл. 22.08.07- опубл. 20.03.10 Бюл. № 8. 9 с.: ил.
  2. Е.И., Болотов B.C., Горбатый В. К. Судовые роторные двигатели. Л.: Судостроение, 1967. 358 с.
  3. П.П. Сведения по предыстории ДВС // Двигателестроение. 1985. № 11. С. 32−34.
  4. Г. Д. Развитие конструкции ротопоршневых двигателей внутреннего сгорания. М.: НАТИ, 1963. 148 с.
  5. В.М. Автомобильные двигатели / под ред. М. С. Ховаха. М.: Машиностроение, 1977. 591 с.
  6. B.C., Гостев В. Б. К расчету кинематики и рабочих объемов роторно-поршневого двигателя // Тракторы и сельхозмашины. 1961. № 11. 56 с.
  7. B.C., Гостев В. Б. К расчету процесса обработки контура рабочей полости роторно-поршневого двигателя // Тракторы и сельхозмашины. 1961. № 9. 78 с.
  8. B.C., Гостев В. Б. Исследование геометрии ротора и рабочей полости ротопоршневого двигателя // Тракторы и сельхозмашины. 1961. № 7. 45 с.
  9. B.C. О выборе отношения высоты рабочей полости к эксцентриситету в роторно-поршневом двигателе // Тракторы и сельхозмашины. 1961. № 5. 46 с.
  10. B.C. Определение параметров ротопоршневого двигателя. М.: НАТИ, 1961. 90 с.
  11. B.C. Расчет ротопоршневого двигателя. М.: НАТИ, 1965. 120 с.
  12. B.C. Ротопоршневые двигатели. Машиностроение, 1968. 151 с.
  13. A.M. Система уплотнения ротопоршневого двигателя. М.: НАТИ, 1965. 98 с.
  14. Н.Р., Вихерт М. И., Гутерман И. И. Быстроходные дизели. М.: Машгиз, 1951. 520 с.
  15. Н.Р. Двигатели внутреннего сгорания. М.- Л., 1935. 312 с.
  16. Д. Д. Сгорание в поршневых двигателях. М.: Машиностроение, 1969. 248 с.
  17. A.A. Имитационное моделирование производственных систем. М.: Техника, 1983. 416 с.
  18. В.Н. Дедукция и обобщение в системах принятия решений. М.: Наука, 1988. 384 с.
  19. Ю.В. Компьютерные технологии вычислений в математическом моделировании. М.: Финансы и статистика, 2001. 253 с.
  20. И.И. Новое о рабочем цикле двигателей. М.: Машгиз, 1962. 272 с.
  21. А.Н. Сгорание в быстроходных поршневых двигателях. М.: Машиностроение, 1977. 277 с.
  22. А.Н. Экспериментальное исследование детонации в двигателях // Сгорание в трансп. поршневых двигателях: сб. науч. тр. М.: Изд-во АН СССР, 1951. С. 213−248.
  23. С.Н. Руководство по ремонту, техническому обслуживанию и эксплуатации автомобилей ВАЗ-2107, ВАЗ-21 072, BA3−21 073−04, ВАЗ-2074. М.: Третий Рим, 1998. 176 с.
  24. Е.А. Численные методы. М.: Наука, 1987. 248 с.
  25. И.П. Распространение фронта пламени в роторно-поршневом двигателе // Автомобилестроение / НИИНавтопром. М., 1971. Вып. 3. С. 50−57.
  26. A.A., Цеслинский A.C. Выбор основных размеров ротопоршневого двигателя // Автомобильная промышленность. М., 1966. № 3. 122 с.
  27. Г. Газовые, нефтяные и прочие двигатели внутреннего сгорания. Их конструкция и работа, их проектирование / пер. с нем.- под ред. В. И. Гриневецкого. М., 1907. 594 с.
  28. Г. Г. Необычные двигатели. М.: Знание, 1971. 64 с.
  29. Двигатели внутреннего сгорания. Теория поршневых и комбинированных двигателей: учеб. для вузов / Вырубов Д. Н., Иващенко H.A., Ивин В. И. и др.- под общ. ред. A.C. Орлина, М. Г. Круглова. М.: Машиностроение, 1983. 372 с.
  30. Дж. Проектирование систем. М.: Мир, 1969. 440 с.
  31. Р.П. Определение неравномерности хода двигателя и угловых колебаний маховика при резонансе крутильных колебаний коленчатого вала// Двигателестроение. 1991. № 10, № 11. С. 26 27.
  32. Н., Смит Г. Прикладной регрессионный анализ / пер. с англ. и науч. ред. Ю. А. Адлера, В. Г. Горского. М.: Статистика, 1973. 392 с.
  33. В.Г. Теория двигателей внутреннего сгорания: учебник. Харьков: ХНАДУ, 2009. 500 с.
  34. М.Ю. Математическая модель и теоретические исследования рабочих процессов многоцилиндровых двигателей внутреннего сгорания // Изв. ТулГУ. Тула, 1999. Вып. 3. С. 104−107.
  35. , М.Ю. Об оценке влияния переменности теплоемкости рабочего тела на показатели работы ДВС // Изв. ТулГУ. Тула, 1998. Вып. 2. С. 166- 169.
  36. B.C. Математическое моделирование в технике. М.: Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2001. 195 с.
  37. JI. Н. Течение сжимаемой жидкости. М.: Изд-во иностр. лит., 1954. 76 с.
  38. Я. Б. Теория детонации. М.: Гостехиздат, 1955. 268 с.
  39. Я. Б. Теория ударных волн и введение в газодинамику. М.: Изд-во АН СССР, 1946. 187 с.
  40. И.В. Особенности газодинамики заряда роторно-поршневого двигателя // Автомобилестроение / НИИНавтопром. М., 1970. Вып. 4. С. 82−85.
  41. И.В. Особенности процесса сгорания в роторно-поршневом двигателе и некоторые пути его совершенствования: автореф. дис.. канд. техн. наук. Волгоград: ВоТИ, 1983. 20 с.
  42. А.П. Руководство по ремонту автомобилей ВАЗ-2107, ВАЗ-21 072, BA3−21 073, ВАЗ-21 074 с центральной системой впрыска топлива. М.: Ливр, 1997. 177 с.
  43. Н.В. Процессы сгорания в двигателях. М.: Машгиз, 1949. 345 с.
  44. В. Взрывы и горение в газах. М.: Изд-во иностр. лит., 1952. 688 с.
  45. Квасенко-Нилов В. М. Геометрические соотношения элементов роторного двигателя внутреннего сгорания // Изв. АН СССР. М., 1961. № 3. 56 с.
  46. А.И., Демидов В. П. Расчет автомобильных и тракторных двигателей: учеб. пособие для вузов / 3-е изд. перераб. и доп. М.: Высш. шк., 2002. 496 е.: ил.
  47. М.Г. Термодинамика и газодинамика двухтактных двигателей внутреннего сгорания. М.: Машгиз, 1963. 272 с.
  48. В.И. Двигатель внутреннего сгорания как регулируемый объект. М.: Машиностроение, 1978. 526 с.
  49. И.В. Моделирование волновых процессов в выпускных каналах ДВС // Изв. ТулГУ. Тула, 1999.- Вып. 3. С. 93−96.
  50. В. М. Новый тип двигателя внутреннего сгорания. Л.: Судостроение, 1965. 211 с.
  51. Кэй Дж., Лэби Т. Таблицы физических и химических постоянных / под ред. К. П. Яковлева. М.: Машиностроение. 1962. 248 с.
  52. И.М., Костров В.А, Малышкин О. М. Автомобильные и тракторные двигатели. 4.1. Теория двигателей и системы их топливоподачи / под. ред. И. М. Ленина. М.:Высш. шк., 1976. 368 с.
  53. . Н. Новые конструкции роторно-поршневых автомобильных двигателей. М.: Машгиз, 1968. 31 с.
  54. . Экспериментальные методы исследования процессов горения в двигателях. Химические основы работы двигателя. М.: Изд-во иностр. лит., 1948. 269 с.
  55. Г. С., Подойников В. Х. Роторно-поршневые двигатели внутреннего сгорания. М.: Знание, 1964. 92 с.
  56. H.H. Математические задачи системного анализа. М.: Наука, 1981. 487 с.
  57. Мультимедийное руководство по ремонту и эксплуатации автомобиля VOLKSWAGEN GOLF IV 1997 г. выпуска.- Режим доступа: http://www.neotechsoft.ru, — Загл. с экрана.
  58. Т. Повышение топливной экономичности роторного двигателя // Дзидося гидзюцу. 1979. Т. 33. С. 754−762.
  59. В.В. Техническая термодинамика и теплопередача: учеб. пособие для вузов / 3-е изд., испр. и доп. М.: Высш. шк., 1980. 469 е.: ил.
  60. Ю. Машинный подход к решению математических задач. М.: Мир, 1977. 352 с.
  61. A.A., Старокожев М. А. Исследование процессов двухблочного роторно-поршневого двигателя с помощью метода математического моделирования // Вестн. БГТУ. Брянск, 2011. № 4 (32). С. 47−54.
  62. A.A., Старокожев М. А. Исследование характеристик двухблочного четырехкамерного роторно-поршневого двигателя в широком диапазоне его нагрузочных и скоростных режимов // Вестн. БГТУ. Брянск, 2012. № 1(33). С. 77 85.
  63. A.A., Старокожев М. А. Двухблочный роторно-поршневой двигатель // Двигателестроение. 2012. № 1(247). С. 18−22.
  64. A.A., Старокожев М. А. Исследование параметров двухблочного четырехкамерного роторно-поршневого двигателя в широком диапазоне его нагрузочных и скоростных режимов // Вестн. БГТУ. Брянск, 2012.- № 1(33). С. 77−84.
  65. A.A., Старокожев M.А. Сравнительный анализ технико-экономических показателей двухблочного роторно-поршневого двигателя и роторно-поршневого двигателя Ванкеля // Вестн. БГТУ. Брянск, 2012. № 2 (34). С. 48 54.
  66. С.А. Особенности работы двухканальной системы зажигания в условиях роторно-поршневого двигателя: дис.. канд. техн. наук.- Волгоград, 1983. 187 с.
  67. A.C., Круглов М. В. Двигатели внутреннего сгорания. Конструирование и расчет на прочность поршневых и комбинированных двигателей. М.: Машиностроение, 1984. 384 с.
  68. Д., Пул У. Введение в численные методы решения дифференциальных уравнений / пер. с англ. Н. Б. Конюховой- под ред. А. А. Абрамова. М.: Наука, 1986. 288 с.
  69. А.И., Коробченко C.B. Бензиновые двигатели с послойным распределением топлива в заряде.- М.: НИИИАП, 1976. 70 с.
  70. А.Н. Исследование утечки рабочего тела в роторно-поршневом двигателе: автореф. дис.. канд. техн. наук. Харьков.: ХаТИ, 1972. 18 с.
  71. И. С. Новое в развитии роторно-поршневых двигателей за рубежом. М.: Машиностроение, 1970. 40 с.
  72. И. С., Рязин В. В. Перспективы развития роторно-поршневых двигателей за рубежом. JL: Автомоб. пром-сть, 1976. С. 36 38.
  73. В.В. Исследование нестационарного течения газа во впускном трубопроводе и неравномерности наполнения многоцилиндрового двигателя: дис.. канд. техн. наук. М., 1977. 163 с.
  74. , А. А., Мизайлов А. П. Математическое моделирование. Идеи. Методы. Примеры. М.: Наука. Физмат-лит.-1997. 320 с.
  75. A.A., Гулин A.B. Численные методы: учеб. пособие для вузов. М.: Наука, 1989. 432 с.
  76. М.Д. Введение в математическое моделирование. М.: Солон-Р, 2002. 111 с.
  77. И. В. Математическое моделирование основных технических параметров двухблочного роторного двигателя внутреннего сгорания новой конструкции: автореф. дис.. канд. техн. наук / Брян. гос. инженер. технол. акад. Брянск, 2009. 20 с.
  78. И.В. Сопоставление математических моделей расчета эффективной мощности поршневых ДВС, роторнопоршневого двигателя Ванкеля и нового двухвершинного роторного двигателя внутреннего сгорания // Вестн. БГТУ. Брянск, 2009. № 1. С.95−99.
  79. .Я., Яковлев С. А. Моделирование систем: учеб. для вузов. М.: Высш. шк., 2001. 343 с.
  80. A.C. Основы теории детонации в двигателях // Сгорание в транспортных поршневых двигателях: сб. науч. тр. М.: Изд-во АН СССР, 1951. С. 185 211.
  81. В. В. Дифференциальные уравнения термодинамики. М.: Наука, 1981. 195 с.
  82. И.Н., Тургумбаев Г. А. Причинный анализ сложных систем. Алма-Ата.: Мектеп, 1984. 126 с.
  83. Ю.Ю. Математическое и компьютерное моделирование. М.: УРСС, 2002. 141 с.
  84. Тер-Мартичьян Г. Г. Сравнение термодинамических циклов поршневых двигателей // Тр. НАМИ. М., 1978. Вып. 172. С. 31−36.
  85. H.П. Математическое моделирование циклов поршневых двигателей с искровым зажиганием // Энергетика. Алма-Ата, 1975. Вып. 5. С. 48−53.
  86. Э., Рёнц Б. Методы корреляционного и регрессионного анализа / пер. с нем. В. М. Ивановой. М.: Финансы и статистика, 1983. 302 с.
  87. И.Т. Гносеологические проблемы моделирования. М.: Наука, 1961. 41 с.
  88. Н. С. и др. Автомобильные ротопоршневые двигатели. М.: Машиностроение, 1964. 184 с.
  89. JI.H. Физика горения и взрыва. М.: Изд-во МГУ, 1957. 442 с.
  90. .Я. и др. Особенности использования теплоты в роторно-поршневых двигателях. М.: Машиностроение, 1970. С. 107−112.
  91. С. Б., Ханин Н. С. Проблема роторных автомобильных двигателей // Автомоб. пром-сть. 1961. № 2. 35 с.
  92. В.К. Тенденции изменения некоторых параметров ДВС за 80 лет (с 1900 г. по 1980 г.) // Изв. вузов. Машиностроение. 1980. № 3. С. 63−67.
  93. .А. Двигатели внутреннего сгорания: теория, моделирование и расчёт процессов: учебник для вузов.- Челябинск: Изд. ЮУрГУ, 2004. 344 с.
  94. A.M. Изобретающим роторные двигатели // Изобретатель и рационализатор. 1961. № 7. 26 с.
  95. Элементы автоматического проектирования ДВС / P.M. Петриченко и др. М.: Машиностроение, 1990. 328 с.
  96. Ansdale R.F. Rotary Combustion Engines // Automobile Engineer. 1964. № 13. 151 p.
  97. Ansdale R.F. NSU Wankel Engine // Automobile Engineer. 1960. 76 p.
  98. Benhassaine M., Champoussin J. S, Guerrassi N. Repatrion du frottement in-stane dans chaque segment et dans la jupe despistons d’un moteur alternative // Entropie. 1993. P. 119−126.
  99. Bentele M. New Rotating Combustion Engines by Curtiss // Wright SAE. 1961. № 5. 67 p.
  100. Brown G., Swanson C. H Прогнозирование автомобильных силовых установок // Автомоб. пром-сть США. 1974. № 3. С. 4−7.
  101. Canudas de Wit С., Olsson Н. A new Model for Control of Systems with Friction // IEEE Trans. AC-40. 1995. № 3. P. 419 425.
  102. Ein luftgekuhlter Wankelmotor // MTZ. 1965. № 4. 56 p.
  103. Fabbri S. Capsulismi a Rotore Planetario // ATA. 1961. 82 p.
  104. Famaguchi J. Rotary update // Automot. Eng. 1988. № 7. 118 p.
  105. Multi crankshaft, variable — displacement engine: пат. 7 032 385 США, МПК7 F01B21/04. / Gray Charles L.- заявитель и патентообладатель USA Administrator of the U.S. Environmental Protection Agency. — № 11/369- заявл. 01.12.2004. 19 p.
  106. Hurley R. T. C.-W. Rotating Combustion Engines // Wright SAE. 1961. № 6. 41 p.
  107. Kappos C., Rajan S. Relative performance of rotary and piston engines on synthetic coal-derived gasoline // SAE Technical Paper 890 212. 1989. doi: 10.4271/890 212. 9 p.
  108. Kenichi Y., Muroki T. Development on Exhaust Emissions and Fuel Ekonomy of the Rotary Engine at Toyo Kogyo // Congress and Exposition Cobo Hall.- Detroit. 1978. № 2. 5 p.
  109. Kenji, S., Tomo T. Rotary engine efficient improved // Automot. Eng. 1982. № 1. 56 p.
  110. Mahler W. Rotary Engine Illustrated. Режим доступа: http://www.rotaryengineillustrated.com. — Загл. с экрана.
  111. Mundy Н. NSU Wankel Rotary Expansion Engine // Wright — The autocar. 1960.34 р.
  112. Pervozvanski A., de Wit С Canudas. Vibrational Smoothing in Systems with Dynamic Friction // Subm. to Trans. ASME. 1998. 615 p.
  113. Variable cycle engine and operation mode switching method: пат. 6 971 338 США: МПК7 F02B69/06. / Toyota Jidosha, заявитель и патентообладатель Япония- НПК 123/21. № 10/786 152- заявл. 26.02.2004- опубл. 06.12.2005. 14 е.: ил.
  114. Wankel F. Rotary Piston Engine Performance Criteria // Wright -Automobile Engineer. 1964. 20 p.
  115. Wong V.W., Hoult D.P. Rapid Distortion Theory Applied to Turbulent Combustion. SAE Technical Paper Series. 1979. № 790 357. 20 p.
  116. Yamaguchi J. New ceramic apex seals for a racing rotary engine // Automot. Eng. 1990. № 1. P. 25 28.
  117. Двигатель: науч.-техн. журн. Режим доступа: http://engine.aviaport.ru. — Загл. с экрана.
  118. Роторные двигатели: прошлое, настоящее, будущее: науч.- техн. журн.- Режим доступа: http://www.rotor-motor.ru. Загл. с экрана.
Заполнить форму текущей работой