Актуальность темы
диссертационного исследования. Реформа государственной службы в России проводится начиная с 2001 года. Важнейшей задачей реформы является формирование правовых основ государственной службы. К настоящему времени достигнуты определенные результаты. Впервые после 1917 года был принят основополагающий закон, закрепивший видовую классификацию государственной службы — Федеральный закон от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации"1. В развитие его положений принят Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации"2. Тем самым в стране созданы не только правовые предпосылки для установления единообразия в подходах к регулированию прохождения государственной службы различных видов, но и проведено разграничение полномочий между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации в сфере государственной гражданской службы. В рамках реформы государственной службы также предусматривается принятие федерального закона «О правоохранительной службе Российской Федерации» и дальнейшее совершенствование действующего законодательства о военной службе.
Несмотря на некоторые положительные результаты, достигнутые по вопросам реформы государственной службы, остается пока без должного внимания важнейшая проблема государственных социальных гарантий для государственных служащих, в том числе пенсионного обеспечения государственных служащих и их семей, решение которой в условиях оформившегося законодательно принципа единства системы государственной службы требуют переосмысления. Добиться этого невозможно без обстоятельного научного обоснования. Весомый вклад здесь может и должна внести как юридическая наука в целом, так и ее отраслевые науки, и прежде всего, учитывая характер данной государственной гарантии, наука трудового права и права социального обеспечения.
1 См.: Собрание законодательства РФ. — 2003. — № 22. — Ст. 2063.
2 См.: Собрание законодательства РФ. — 2004. — № 31. — Ст. 3215.
Вопросы, связанные с государственной службой, исследовалась отечественными учеными-юристами, в основном административистами3 и, правда в значительно меньшей степени, представителями науки трудового права и права социального обеспечения4. Анализ имеющейся научной литературы свидетельствует о том, что комплексное рассмотрение вопросов пенсионного обеспечения государственных служащих, включая историко-правовые и сравнительно-правовые аспекты, пока не проводилось. В отдельных публикациях (в виде статей, глав, параграфов или фрагментов в монографиях, диссертациях, учебниках или учебных пособиях)5 авторы обычно в сокращенном виде, воспроизводили положения действующего федерального и регионального законодательства. Но всесторонний системный анализ проблем пенсионного обеспечения государственных служащих, а также всех предусмотренных законом видов государственной службы отсутствует. Лишь в немногих работах, в частности А. А. Гришковца, дано обстоятельное изучение пенсионного обеспечения применительно к государственной гражданской службе6.
Законодательство РФ о пенсионном обеспечении государственных служащих неоднородно. Принятые федеральные законы, подзаконные См.: например, Манохин B.M. Служба н служащий в Российской Федерации: правовое регулирование. M., Юристь. 1997; Овсянко Д. М. Государственная служба Российской Федерации. М., Юристь. 2005; СтариловЮ.Н. Государственная служба в Российской Федерации. Теоретико-правовое исследование. Воронеж, Издательство Воронежского государственного университета. 1996.
4 См.: Гусев А. В. Российская государственная гражданская служба: проблемы правового регулирования. Монография. Екатеринбург. Издательский дом УрПОА. 2005; Иванова С. А. Правовое регулирование трудовых отношений государственных служащих. Екатеринбург. Учебное и научно-практическое пособие. 2002; Нестерова ТА Государственная служба в Российской Федерации и проблемы трудового права. Учебное пособие по спецкурсу. Пермь. 2002; ЧикановаЛЛ. Применение трудового законодательства к служебным отношениям на государственной фажданской службе. М., Щит-М, 2005.
5 См.: например, ГафаровЗ.С., Иванова СЛ., Шайхатдинов В. Ш. Правовое регулирование труда и социальной защиты государственных служащих субъектов Российской Федерации. Учебное пособие. Екатеринбург. 1998. С. 182−187- Новоселова H.B. Обязанности и права государственного служащего. Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Екатеринбург. 2001. С 154−157- Ноздрачев А. Ф. Государственная служба. Учебник для подготовки государственных служащих. М., Статут. С. 435−441- Правовое регулирование государственной гражданской службы (вопросы и ответы). Учебно-методическое пособие / Под ред. С. И. Петровой. М. ИПК госслужбы. 2006. С 163−179- ОгурцоваГ. Пенсии государственным служащим // Человек и закон. 1997. № 1. С. 17−19- Социально-трудовые отношения на государственной службе. Учебно-методическое пособие. М., 1997. С. 78−87- Фарниева З. В., Базилевский И. А. Пенсионное обеспечение государственного служащего // Бюллетень Министерства юстиции РФ. 1998. № 5−6. С. 85−90.
6 См.: Гришковец А. А. Правовое регулирование государственной гражданской службы в Российской Федерации. Учебный курс. — M.: Дело и сервис. -2003. — С. 323−347. нормативные правовые акты и акты субъектов Российской Федерации содержат различные решения правовых аспектов пенсионного обеспечения государственных служащих.
В науке трудового права и права социального обеспечения явный недостаток исследований проблем пенсионного обеспечения государственных служащих свидетельствует, что избранная тема диссертации является актуальной. Она позволяет заполнить имеющийся пробел в научном осмыслении не только собственно проблемы пенсионного обеспечения государственных служащих, но и более общей проблемы предоставляемых им государственных социальных гарантий. Это тем более важно, что в рамках реформы государственной службы предусматривается дальнейшее совершенствование системы государственных социальных гарантий, предоставляемых государственным служащим, включая упорядочение отношений по пенсионному обеспечению, результатом которого должно стать согласно Концепции реформирования системы государственной службы Российской Федерации7, утвержденной Президентом РФ 15 августа 2001 г., а также нормам федеральных законов «О системе государственной службы Российской Федерации» и «О государственной гражданской службе Российской Федерации» принятие федерального закона о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу, и их семей.
Выбор темы диссертации обусловлен необходимостью обобщения и дальнейшего развития правового регулирования пенсионных правоотношений государственных служащих, решения проблем применения законодательства и выбора путей его совершенствования.
Цель и задачи диссертационного исследования. Целью исследования является изучение (на примере гражданских служащих) проблем правового регулирования и организации пенсионного обеспечения в системе государственной службы в качестве одной из основных государственных гарантий,.
7 Утверждена Президентом РФ 15 августа 2001 г. № Пр-1496, — документ не был опубликован. предоставляемых государственным служащим, а также выработка концептуальных основ формирования правовой базы пенсионного обеспечения в системе государственной службы.
Цель исследования определила необходимость решения следующих задач: проведение историко-правового анализа законодательства Российской империи и СССР о пенсионном обеспечении государственных служащих и выявление на основе его опыта положений, приемлемых на современном этапе правового регулирования пенсионного обеспечения государственных служащих в РФосуществление сравнительного анализа правовых норм о пенсионном обеспечении военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов и государственных гражданских служащих федерального и регионального уровня и их семейисследование зарубежного законодательства о пенсионном обеспечении в системе государственной службы и подготовка на его основе предложений для использования в российской нормотворческой практикевыработка предложений по дальнейшему совершенствованию нормативной правовой базы пенсионного обеспечения в системе государственной службы РФформулирование концептуальных положений и подготовка модели законодательного акта, регулирующего пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации, замещавших должности государственной службы, и их семей.
Объект исследования. В качестве объекта исследования в диссертации выступают общественные отношения, складывающиеся в сфере государственной службы, и, прежде всего, в процессе правового регулирования пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу, и их семей.
Предметом исследования выступают правовые нормы, регулирующие государственно-служебные отношения и в особенности отношения по государственному пенсионному обеспечению граждан Российской.
Федерации, проходивших государственную службу, и их семей, а также складывающаяся на их основе правоприменительная практика.
Методологическую и теоретическую основу исследования составляет комплекс научных методов познания явлений (формально-догматический, исторического правоведения, сравнительного правоведения, конкретно-социологический и др.), а также относящиеся к теме исследования юридические, политологические, исторические и социологические труды.
При проведении исследования в качестве научно-теоретической базы использовались научные труды, монографии по теории управления, теории систем, общей теории государства и права, работы в области отраслевых юридических наук, прежде всего трудового и административного права, права социального обеспечения, а также конституционного права.
Теоретические проблемы института государственной службы исследовались такими учеными-административистами, как Г. В. Атаманчук, Д. ИБахрах, А. А. Гришковец, В. М. Манохин, А. В. Оболонский, Д. М. Овсянко,.
A.Ф.Ноздрачев, Ю. А. Розенбаум, ПЛ. Сергун, Ю. Н. Старилов и др.
Среди представителей науки трудового права, изучавших институт государственной службы, особо хотелось бы выделить упомянутые выше обстоятельные работы А. В. Гусева, С. А. Ивановой, Л. А. Чикановой и др. Также известны немногочисленные диссертации, где институт государственной службы специально исследовался с позиций науки трудового права8. Все они анализировались при подготовке диссертации.
Важной теоретической составляющей основы исследования служат труды о пенсионном обеспечений как советского, так и постсоветского периода.
B.С.Андреева, Е. ИАстрахана, В. А. Ачаркана, К. С. Батыгина, Л. В. Забелина,.
8 См.: например, Дедкова Т. А. Особенности регулирования труда государственных служащих администрации субъекта Российской Федерации. Автореф. дисс. канд. юрид. наук. Томск, ТГУ. 2000; Джиоев С. Х. Правовое регулирование трудовых отношений федеральных государственных служащих. Автореф. дисс. канд. юрид. наук. М., МПОА. 1997; Кирпатенко В. В. Особенности правового регулирования труда и социальной защиты государственных служащих: вопросы теории и практики. Автореф. дис. канд. юрид. наук. М., МГИУ. 2005; Холодова Е. В. Правовое регулирование труда государственных служащих. Автореф. дис. канд. юрид. наук. М., МГУ. 1995.
A.Д.Зайкина, М. Л. Захарова, Р. И. Ивановой, Е. Е. Мачульской, В. А. Тарасовой, Э. Г. Тучковой, Ю, Я. Цедербаума, В. Ш. Шайхатдинова.
В работе над диссертацией также использовались труды Е. Г. Азаровой,.
B.Б.Савостьяновой, З. А. Кондратьевой, М. И. Кучмы, В. ПГалаганова, Л. С. Вульф, А. С. Назарова, Ю. В. Воронина, Т. М. Савицкой й др., отражающие проблемы пенсионного обеспечения. Кроме того, изучались те немногие кандидатские диссертации, где специально исследовались проблемы пенсионного обеспечения государственных служащих (С.В.Наймушин9 и Д.А.Квасов10). Правда, ВДКвасов рассматривал его с историко-правовых позиций, а не с позиций науки трудового права и социального обеспечения.
Работы перечисленных авторов легли в основу теоретического фундамента диссертации.
Правовой основой исследования послужили Конституция Российской Федерации, конвенции и рекомендации Международной организации труда, международные договоры и соглашения, федеральные конституционные и федеральные законы, нормативные правовые акты Президента РФ, Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, постановления и определения Конституционного Суда РФ, практика судов общей юрисдикции, нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации, пенсионное законодательство зарубежных стран.
Научная новизна диссертационного исследования. В условиях дальнейшего углубления реформы государственной службы, продолжающегося совершенствования ее правовых основ, автором впервые системно исследуется на примере гражданской службы состояние правового регулирования пенсионного обеспечения государственных служащих РФ. Особенности правового регулирования пенсионного обеспечения указанных.
9 См.: НаймушинС.В. Пенсионное обеспечение работников правоохранительных органов (Правовые аспекты). Автореф. дисс. канд. юрид. наук. Екатеринбург. 2002.
10 См.: Квасов Д. А. Становление и развитие пенсионного законодательства о государственных служащих Российской империи XIX — начала XX вв. Автореф. дисс. канд. юрид. наук. M., 2005. лиц выявлены на основе комплексного изучения исторического и современного материала.
Содержание диссертации базируется на следующих положениях и выводах, выносимых на защиту:
1. Государственными гарантиями для государственных служащих являются установленные законом средства, способы и условия, с помощью которых обеспечиваются их права и свободы в сфере государственно-служебных отношений. Исходя из конституционных норм о необходимости предоставления государственных гарантий федеральными законами следует законодательно закрепить, что все виды государственных гарантий государственным служащим должны предоставляться (независимо от того, являются они основными или дополнительными) федеральными законами либо изданными во исполнение их открытыми для свободного доступа указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. При этом федеральными законами должны быть определены цели и задачи их установления.
2. Пенсионное обеспечение государственных служащих в решающей степени зависит от сложившейся в стране системы государственной службы. В дореволюционной России существовала публично-правовая модель государственной службы, при которой пенсии чиновникам в основном устанавливались актами высшей государственной власти как награда за долголетнюю и добросовестную службу.
В советском государстве, где существовала трудоправовая модель регулирования служебных отношений в гражданской части государственного аппарата, отсутствовало специальное пенсионное обеспечение государственных служащих. Пенсии за выслугу лет предоставлялись только военнослужащим и близким к ним по статусу сотрудникам правоохранительных органов как категории государственных служащих в современном понимании, и порядок осуществления пенсионного обеспечения был единообразным в соответствии с законодательством на всей территории страны.
В РФ в результате демократических преобразований был закреплен на конституционном уровне институт государственной службы и федеральными законами были разграничены полномочия между федеральным и региональным уровнями в этой сфере. В связи с этим нормы пенсионного обеспечения для государственных служащих РФ до сих пор содержатся в разных федеральных законах и законах субъектов Российской Федерации. Правовые подходы к вопросам пенсионного обеспечения указанных лиц различны.
В целях совершенствования системы пенсионного обеспечения государственных служащих должно быть определено, что пенсионное обеспечение федеральных государственных служащих устанавливается федеральными законами, а государственных гражданских служащих субъектов Российской Федерации — законодательными актами субъектов Российской Федерации. При этом пенсионное обеспечение государственных гражданских служащих субъектов Российской Федерации должно основываться на принципах предоставления пенсионного обеспечения федеральным государственным служащим.
3. Современное законодательство, регулирующее вопросы пенсионного обеспечения государственных служащих всех видов государственной службы, содержит различные правовые механизмы его реализации. Провозглашенная в рамках реформы государственной службы идея единства системы государственной службы создает основу для формирования общих, единых для всех видов государственной службы принципов пенсионного обеспечения лиц, проходивших государственную службу, и их семей. Поэтому диссертантом обоснована необходимость юридически установить единый, унифицированный порядок и соотносимые условия пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу, и их семей, сохранив при этом за ними ранее приобретенные пенсионные права.
4. В зависимости от вида государственной службы пенсионное обеспечение федеральных государственных служащих осуществляется, исходя из норм действующего законодательства, различными органами. Координация по вопросам применения пенсионного законодательства федеральных гражданских служащих, пенсии которым назначаются через органы Пенсионного фонда РФ, осуществляется Минздравсоцразвития России. Назначение и выплата пенсий государственным служащим военной и правоохранительной службы, а также связанные с ними организационные вопросы, решаются самостоятельно ведомствами, в которых проходила такая государственная служба (Минобороны России, МВД России, ФСБ России и др.). Необходимо учитывать, что вопросы управления пенсионного обеспечения, в том числе практика применения пенсионного законодательства, в этих ведомствах устанавливаются ведомственными инструкциями и не всегда однозначно применяются нормы действующего законодательства в сфере пенсионного обеспечения, а также то, что в дальнейшем законодателем предполагается принять системообразующий закон о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу, и их семей. Это даст возможность унифицировать практику применения нормативных правовых актов, касающихся пенсионного обеспечения государственных служащих. В этом законе диссертантом предлагается закрепить осуществление координации пенсионного обеспечения в системе государственной службы из единого центра.
5. Вопросы пенсионного обеспечения государственных служащих тесно связаны с вопросами финансирования пенсий. В ходе диссертационного исследования предлагается и обосновывается необходимость осуществления таких выплат для граждан, проходивших государственную гражданскую службу, и их семей, за счет средств федерального бюджета или бюджетов субъектов Российской Федерации. Исходя из принципа самостоятельности бюджетов, на федеральном уровне необходимо установить подробное унифицированное регулирование финансирования пенсионного обеспечения только в отношении федеральных государственных служащих.
6. При разработке нового механизма финансирования пенсий необходимо ввести порядок взаимозачетов между федеральным бюджетом Пенсионного фонда РФ в отношении федеральных государственных гражданских служащих. Такой порядок, по мнения автора исследования, должен предусматривать возврат из Пенсионного фонда РФ в федеральный бюджет ранее уплаченных федеральным государственным органом страховых взносов в случае, если федеральному гражданскому служащему будет установлена пенсия по закону о государственном пенсионном обеспечении для граждан Российской Федерации, проходивших государственную гражданскую службу, и их семей. В отношении государственных служащих, не приобретших право на пенсию по вышеназванному закону, следует предусмотреть единовременный возврат из федерального бюджета в бюджет Пенсионного фонда РФ сумм страховых взносов, сложившихся из тарифов страховых взносов за периоды, в которые осуществлялась государственная служба, и получаемого денежного содержания (вознаграждения), в целях назначения трудовой пенсии за периоды государственной службы, в отношении которых осуществляется возврат сумм страховых взносов.
На защиту выносится также редакция проекта федерального закона «О пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу, и их семей».
Представлены практические рекомендации по устранению пробелов и недостатков правового регулирования государственной службы РФ, прежде всего государственной гражданской службы.
Теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования. Результаты диссертационного исследования, выводы и предложения могут быть использованы для дальнейших теоретических изысканий в области правового регулирования пенсионного обеспечения в системе государственной службы РФ. Они обогащают научные представления о комплексном, межотраслевом социально-правовом институте государственной службы, а значит имеют практическое значение не только для науки трудового права и социального обеспечения, но и для других отраслевых юридических наук, прежде всего науки административного права, а также отчасти науки конституционного права.
Материалы диссертации могут быть также применены в учебном процессе для чтения лекций, подготовки учебно-методических материалов и проведения семинарских занятий по праву социального обеспечения и по специальному учебному курсу «Государственная служба Российской Федерации», который читается во многих образовательных учреждениях как высшего профессионального образования (преимущественно юридического профиля), так и дополнительного профессионального образования для государственных служащих.
Отдельные положения, сформулированные в диссертации, имеют прикладное значение и могут быть востребованы в деятельности практиков, занимающихся вопросами пенсионного обеспечения не только государственных гражданских служащих федерального и регионального уровня, но и военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов.
Предложения по реформированию законодательства о пенсионном обеспечении в системе государственной службы имеют перспективы быть востребованными в нормотворческом процессе, прежде всего при проработке проекта федерального закона о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу, и их семей, принятие которого предусмотрено в рамках реформы государственной службы.
Апробация и внедрение результатов исследования. Диссертация выполнена и обсуждена на кафедре трудового права и права социального обеспечения Академии труда и социальных отношений.
Материалы исследования используются автором в процессе чтения лекций и проведении практических занятий с государственными служащими в.
Академии народного хозяйства при Правительстве РФ в рамках рассмотрения темы «Государственные социальные гарантии государственных служащих».
Теоретические обобщения, полученные в диссертации, опубликованы в научных статьях, а также нашли отражение в Комментарии к пенсионному законодательству РФ (М.: Юрайт. — 2003).
Структура диссертационного исследования обусловлена целями, задачами исследования и состоит из введения, двух глав, объединяющих пять параграфов, заключения, перечня использованной литературы и нормативных актов, а также приложения проекта федерального закона о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу, и их семей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
Исследование правового регулирования пенсионного обеспечения государственных служащих Российской Федерации и их семей позволяет автору сделать следующие выводы: государственные гарантии государственных служащих Российской Федерации являются элементом правового статуса этих лиц. Исчерпывающий перечень государственных гарантий (независимо от того являются ли они основными или дополнительными) должен быть закреплен федеральными законами либо изданными во исполнение их открытыми для свободного доступа указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации для обеспечения их правовой и социальной защищенности, повышения мотивации эффективного исполнения ими своих должностных обязанностей, укрепления стабильности кадров государственной службы, а также компенсации налагаемых федеральными законами ограниченийпровозглашенная в рамках реформы государственной службы идея единства системы государственной службы создает основу для формирования общих, единых для всех видов государственной службы принципов пенсионного обеспечения лиц, проходивших государственную службу, и их семей. Это подтверждается закреплением в положениях Федерального закона от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» принципа единства правовых и организационных основ государственной службы и необходимости принятия федерального закона о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу, и их семей. Созданы предпосылки для преодоления пока еще сохраняющейся двойственности подходов к пенсионному обеспечению государственных служащих различных видов государственной службы в уже обновленной после проведения мероприятий реформы системе государственной службыследует создать единый орган по координации методического обеспечения деятельности по реализации пенсионного законодательства в системе государственной службы в целях устранения неоднозначного применения норм пенсионного законодательства в различных ведомствах. В связи с этим необходимо установить в ст. 16 Федерального закона от 27 мая 2005 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» положение о том, что система управления государственной службой создается, в том числе в целях координации пенсионного обеспечения лиц, проходивших государственную службу, и их семейвыплата всех видов пенсий для граждан, проходивших государственную гражданскую службу, и их семей, должна осуществляться только за счет средств федерального бюджета или бюджетов субъектов Российской Федерации. Исходя из принципа самостоятельности бюджетов, на федеральном уровне необходимо установить подробное унифицированное регулирование финансирования пенсионного обеспечения только в отношении федеральных государственных служащихпри разработке нового механизма финансирования пенсий предлагается ввести порядок взаимозачетов между федеральным бюджетом Пенсионного фонда РФ в отношении федеральных государственных гражданских служащих, которым назначена пенсия за выслугу лет и приобретшим право на трудовую пенсию по старости предусмотреть порядок возврата страховых взносов из Пенсионного фонда РФ в федеральный бюджет, за период уплаты федеральным органом исполнительной власти в период прохождения государственной службы, а в отношении государственных служащих, не приобретших право на пенсию по законопроекту следует предусмотреть единовременный возврат из федерального бюджета в бюджет Пенсионного Фонда РФ сумм страховых взносов, сложившихся из тарифов страховых взносов за периоды, в которые осуществлялась государственная служба и получаемого денежного содержания (вознаграждения), в целях назначения трудовой пенсии за периоды государственной службы, в отношении которых осуществляется возврат сумм страховых взносов.
Учитывая, что выявленные проблемы в пенсионном обеспечении государственных служащих Российской Федерации и их семей, требуют совершенствование пенсионного законодательства, диссертантом разработан проект федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении граждан, проходивших государственную службу, и их семей» (см. приложение).
СПИСОК НОРМАТИВНЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ.
I. Нормативные источники:
1. Конституция Российской Федерации. М., Юридическая литература. 1993.
2. Закон РСФСР от 20 ноября 1990 г. № 340−1 «О государственных пенсиях в РСФСР» // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и ВС РСФСР. 1990. № 27. Ст. 351.
3. Закон РФ от 18 апреля 1991 г. № 1026−1 «О милиции» // Ведомости Съезда народных депутатов и ВС РСФСР. 1991. № 16. Ст. 503 /.
4. Закон РФ от 17 января 1992 г. № 2202−1 «О прокуратуре Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 1995. № 47. Ст. 4472.
5. Закон РФ от 12 февраля 1993 г. № 4468−1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и ВС РФ. 1993. № 9. Ст. 328.
6. Закон РФ от 21 июля 1993 г. № 5473−1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» // Ведомости СНД и ВС РСФСР". 1993. № 33. Ст. 1316.
7. Закон РФ от 24 июня 1993 г. № 5238−1 «О федеральных органах налоговой полиции"//Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1993. № 29. Ст. 1114.
8. Федеральный закон от 3 апреля 1995 г. № 40-ФЗ «Об органах федеральной службы безопасности» // Собрание законодательства РФ. 1995. № 15. Ст. 1269.
9. Федеральный закон от 31 июля 1995 г. № 119-ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 1995. № 32. Ст. 2990.
10. Федеральный закон от 25 июля 1997 г. № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 1997. № 30. Ст. 3586.
11. Федеральный закон от 28 марта 1998 г. № 53-Ф3 «О воинской обязанности и военной службе» // Собрание законодательства РФ. 1998. № 13. Ст. 1475.
12. Федеральный закон от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» // Собрание законодательства РФ. 1998. № 22. Ст. 2331.
13. Бюджетный кодекс РФ от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1998. № 31. Ст. 3823.
14. Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2001. № 51. Ст. 4831.
15. Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. № 173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2001. № 52. Ст. 4920.
16. Федеральный закон от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2003. № 22. Ст. 2063.
17. Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2004. № 31. Ст. 3215.
18. Постановление Президиума Верховного Совета РСФСР «О привилегиях в РСФСР» от 17 июля 1999 г. № 111−1 // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1900. № 8. Ст. 115.
19. Постановление Верховного Совета РФ от 23 декабря 1992 г. № 4202−1 «Об утверждении Положения о прохождении службы в органах внутренних дел Российской Федерации» // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1993. № 2. Ст. 70.
20. Постановление Президиума Верховного Совета РФ — Совета Министров РФ от 30 декабря 1992 г. № 4249−1 /1024 «Об упорядочении оплаты труда работников органов представительной и исполнительной власти» // Правовой акт не публиковался.
21. Указ Президента РФ № 2267 от 22 декабря 1993 г. «Об утверждении Положения о федеральной государственной службе» // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. № 52. Ст. 5073.
22. Указ Президента РФ от 11 января 1995 г. № 33 «О Реестре должностей государственной службы» // Собрание законодательства РФ. 1995. № 3. Ст. 174.
23. Указ Президента РФ от 16 августа 1995 г. № 854 «О некоторых социальных гарантиях лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации и должности федеральных государственных служащих» // Собрание законодательства РФ. 1995. № 34. Ст. 3442.
24. Указ Президента РФ от 9 апреля 1997 г. № 310 «О денежном содержании федеральных государственных служащих» // Собрание законодательства РФ. 1998. № 10. Ст. 1164.
25. Указ Президента РФ от 3 сентября 1997 г. № 981 «Об утверждении перечней государственных должностей федеральной государственной службы» // Собрание законодательства РФ. 1997. № 36. Ст. 4129.
26. Указ Президента РФ от 6 марта 1998 г. № 265 «О денежном содержании федеральных государственных служащих территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, представительств Российской Федерации, представительств федеральных органов исполнительной власти и представительств государственных органов при федеральных органах исполнительной власти за рубежом, дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации, аппаратов федеральных судов и органов прокуратуры Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 1998. № 10. Ст. 1163.
27. Указ Президента РФ от 15 июня 1999 г. № 755 «О внесении изменений и дополнений в Указ Президента РФ от 16 августа 1995 г № 854 «О некоторых социальных гарантиях лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации и должности федеральных государственных служащих» // Собрание законодательства РФ. 1999. № 25. Ст. 3089.
28. Указ Президента РФ от 13 декабря 2000 г. № 2005 «О внесении изменений в Указ Президента РФ от 16 августа 1995 г. № 854 «О некоторых социальных гарантиях лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации и государственные должности федеральной государственной службы» // Собрание законодательства РФ. 2000. № 51. Ст. 4984.
29. Указ Президента РФ от 19 ноября 2002 г. № 1336 «О Федеральной программе «Реформирование государственной службы Российской Федерации (2003;2005 годы)» // Собрание законодательства РФ. 2002. № 47. Ст. 4664.
30. Распоряжение Президента РФ от 15 ноября 1994 г. № 585-рп // Правовой акт не публиковался.
31. Постановление Правительства РФ от 20 августа 1992 г. № 603 «О признании утратившим силу решений Правительства РСФСР и отмене действия на территории Российской Федерации решений правительства СССР по вопросам льгот и преимуществ бывшим персональным пенсионерам» // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1992. № 8. Ст. 511.
32. Постановление Совета Министров РФ — Правительства РФ от 22 сентября 1993 г. № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. № 40. Ст. 3753.
33. Постановление Правительства РФ от 12 августа 1994 г. № 942 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий работникам органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации и их семьям» // Собрание законодательства РФ. 1994. № 17. Ст. 2000.
34. Постановление Правительства РФ от 11 ноября 1999 г. № 1233 // Собрание законодательства РФ. 1999. № 47. Ст. 5698.
35. Постановление Правительства РФ от 4 марта 2002 г. № 141 «О некоторых вопросах реализации Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2002. № 10. Ст. 1002.
36. Постановление Правительства РФ от 28 апреля 2003 г. № 247 «Об организации назначения, перерасчета размера, выплаты и доставки пенсии за выслугу лет федеральных государственных служащих, ежемесячных доплат к пенсиям отдельным категориям граждан» // Собрание законодательства РФ. 2003. № 18. Ст. 1719.
37. Постановление Конституционного Суда РФ от 29 декабря 1999 г. № 19-П «По делу о проверке конституционности положений п. 3 ст. 20 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» в связи с жалобами граждан В. П. Малкова и Ю. А. Антропова, а также запросом Вахитовского районного суда города Казани//Собрание законодательства РФ. 2000. № 3. Ст. 354.
38. Постановление Конституционного Суда РФ от 24 мая 2001 г. № 8-П «По делу о проверке конституционности положений части первой статьи 1 и статьи 2 Федерального закона „О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей“ в связи с жалобами граждан А. С. Стах и Г. И.Хваловой» // Собрание законодательства РФ. 2001. № 22. Ст. 2276.
39. Определение Конституционного Суда РФ от 5 ноября 2002 г. № 320−0 «По жалобе гражданина Спесивцева Юрия Ивановича на нарушение его конституционных прав положениями пункта «а» части первой статьи 12 и статьи 133.1 Закона РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2003. № 5. Ст. 500.
40. Определение Конституционного Суда РФ от 8 июля 2004 г. № 195−0 «Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Самарского областного Суда о проверке конституционности пунктов2иЗ статьи2 Закона Самарской области «Об исчислении стажа государственной службы государственного служащего Самарской области» и пункта 4 приложения к Указу Президента РФ «О периодах работы (службы), включаемых в стаж государственной службы федеральных государственных служащих, дающий право на установление ежемесячной надбавки за выслугу лет» // Вестник Конституционного Суда РФ. 2004. № 6.
41. Закон Свердловской области от 18 октября 1995 г. № 26−03 «О государственной службе Свердловской области» // Ведомости Свердловской областной Думы. 1995. № 10.
42. Закон Кабардино-Балкарской Республики от 21 июня 1997 г. № 19-РЗ «О государственной службе Кабардино-Балкарской Республики» // Кабардино-Балкарская правда. 1997.26 июня.
43. Закон Калужской области от 3 июня 1999 г. № 19−03 «О государственной службе Калужской области» // Весть. 1999.9 июня.
44. Закон Калининградской области от 18 декабря 2002 г. № 211 «О порядке установления выплаты ежемесячной доплаты к пенсии за государственную службу» // Калининградская вечерка. 2002.30 декабря.
45. Закон Калининградской области от 13 октября 2005 г. № 664 «О внесении изменений в отдельные законы Калининградской области и признании утратившими силу отдельных законов Калининградской области» // Российская газета, (г. Калининград). 2005.14 октября.
46. Указ Президента Республики Башкортостан от 24 февраля 1997 г. № УП-119 «Об утверждении Положения о порядке назначения и выплата пенсий за выслугу лет государственной службы» // Ведомости.
Государственного Собрания, Президента и Кабинета Министров Республики Башкортостан. 1997. № 6 (60). Ст. 358.
47. Указ Мэра Москвы от 18 января 2007 г. № 1-УМ «Об утверждении Порядка назначения и выплаты ежемесячной доплаты к пенсии лицам, замещавшим должности государственной гражданской службы города Москвы» // Вестник Мэра и Правительства Москвы. 2007. № 7.
48. Постановление Министерства труда и социального развития РФ от 30 июня 2003 г. № 44 «Об утверждении Правил обращения за пенсией за выслугу лет федеральных государственных служащих, ее назначения и выплаты» // Российская газета. 2003.20 и 26 августа.
49. Постановление Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 9 декабря 2004 г. № 312 «Об утверждении Порядка подсчета и подтверждения стаже государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных служащих и определения соответствия должностей, периоды службы (работы) в которых включаются в стаж государственной службы» // Российская газета. 2005. 1 февраля.
50. Соглашение о гарантиях прав граждан государств — участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 г. // Бюллетень международных договоров. 1993. № 4.
51. Кодекс законов о труде РСФСР 1922 г. // СУ РСФСР. 1922. № 70. Ст. 903.
52. Закон СССР от 14 июля 1956 г. «О государственных пенсиях» // Свод законов СССР. 1990. Том 2. С. 532.
53. Закон СССР от 15 июля 1964 г. «О пенсиях и пособиях членам колхозов» // Свод законов СССР. 1990. Том 2. С. 616.
54. Закона СССР от 15 мая 1990 г. «О пенсионном обеспечении граждан в СССР» // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета СССР. 1990. № 23. Ст. 1416.
55. Закона СССР от 28 апреля 1990 г. «О пенсионном обеспечении военнослужащих» // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета СССР. 1990. № 23. Ст. 1414.
56. Положение о государственном обеспечении кадрового начальствующего состава рабоче-крестьянской красной армии, утвержденное Постановлением ЦИК СССР и СНК СССР от 19 марта 1926 г. // Собрание законов и распоряжений Рабоче-крестьянского Правительства Союза4 Советских Социалистических Республик. 1926. № 20. Ст. 131.
57. Постановление ЦИК СССР и СНК СССР от 13 февраля 1930 г. «Об утверждении Положение о пенсиях и пособиях по социальному страхованию // СЗ СССР. 1930. № 11. Ст. 132.
58. Постановление СНК СССР от 31 июля 1937 г. № 1230 «Об отмене ограничений в пенсионном обеспечении для лиц, ранее лишавшихся избирательных прав» // СЗ СССР. 1937. № 49. Ст. 205.
59. Постановление СНК СССР от 16 июля 1940 г. № 1269 «О пенсиях военнослужащих рядового и младшего начальствующего состава срочной службы и их семьям» // СП СССР. 1940. № 19. Ст. 465.
60. Постановление Совета Министров СССР от 4 августа 1956 г. № 1044 «Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий» // СП СССР. 1957. № 1. Ст. 1.
61. Постановление Совета Министров СССР № 1475, «Об утверждении Положения о персональных пенсиях» // СП СССР. 1957. № 2. Ст. 8.
62. Постановление Совета Министров СССР от 27 июля 1959 г. № 876 «О пенсиях генералам, адмиралам, офицерам, военнослужащим рядового, сержантского и старшинского состава сверхсрочной службы Советской Армии и Военно-Морского Флота, Комитета государственной безопасности при Совете Министров СССР и войск Министерства внутренних дел, а также их семьям» // Документ опубликован не был.
63. Постановление Совета Министров СССР от 17 февраля 1960 г. № 168 «О пенсиях и пособиях лицам начальствующего и рядового состава органов Министерств внутренних дел и их семьям» // Документ опубликован не был.
64. Постановление Совета Министров СССР от 10 ноября 1982 г. № 986 «Об утверждении Положения о пенсионном обеспечении лиц офицерского состава, прапорщиков, мичманов, военнослужащих сверхсрочной службы и их семей» // Документ опубликован не был.
65. Постановление Совета Министров СССР от 30 мая 1985 г. № 493 «Об утверждении Положения о пенсионном обеспечении лиц начальствующего и рядового состава органов Министерства внутренних дел СССР и их семей» // Документ опубликован не был.
66. Манифест о даровании вольности и свободы российскому дворянству от 18 февраля 1762 г. // Полное собрание законов Российской Империи. СПб., 1830. Т. XV. № 11 444.
67. Свод уставов о службе гражданской // Свод законов Российской Империи. Издание 1896 г. Т. П1.
68. Концепция реформирования системы государственной службы Российской Федерации, утвержденная Президентом РФ 15 августа 2001 г. № Пр-1496, — документ не был опубликован.