Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Конкурентная стратегия горнохимического холдинга на основе инвестиционной программы модернизации добывающего производства

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Практическая значимость исследований состоит в возможности использования результатов конкурентного анализа и экономической оценки, а также разработанных рекомендаций по формированию конкурентной стратегии для обоснования направлений развития компании «ФосАгро» и определяется следующими положениями: представлена отраслевая модель результатов анализа конкурентной среды, отражающая основные… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Стратегический анализ отрасли фосфорсодержащих минеральных удобрений
    • 1. 1. Концептуальные подходы к стратегическому анализу горнохимических холдингов при формировании конкурентной стратегии
    • 1. 2. Системный анализ отрасли и конкурентной ситуации на рынках фосфорсодержащих минеральных удобрении
    • 1. 3. Конкурентный анализ деятельности отечественных и зарубежных производителей минеральных удобрений
    • 1. 4. Анализ внутреннего потенциала горнохимического холдинга
  • ФосАгро"
  • Выводы по главе 1
  • Глава 2. Концептуальные и методические основы формирования конкурентных стратегий
    • 2. 1. Теоретические основы конкуренции и формирования конкурентных стратегий
    • 2. 2. Методы оценки и выбора путей реализации конкурентных стратегий
    • 2. 3. Отраслевые особенности процессов формирования и реализации конкурентных стратегий
    • 2. 4. Роль модернизации и инновационных преобразований при формировании конкурентных стратегий
    • 2. 5. Концепция конкурентной стратегии горнохимической компании на основе реализации комплекса инвестиционных проектов
  • Выводы по главе 2
  • Глава 3. Экономическая оценка конкурентной стратегии развития горнохимического холдинга (ОАО «ФосАгро»)
    • 3. 1. Экономическое обоснование внедрения эмульсионных взрывчатых веществ в условиях работы подземных рудников ОАО «Апатит»
    • 3. 2. Экономическая эффективность стратегических альтернатив развития эмульсионного производства
    • 3. 3. Экономико-математическое обоснование принятия целесообразного организационно-управленческого решения в рамках стратегических альтернатив
    • 3. 4. Оценка конкурентной стратегии холдинга «ФосАгро» на основе инвестиционной программы модернизации добывающего производства
  • Выводы по главе 3

Конкурентная стратегия горнохимического холдинга на основе инвестиционной программы модернизации добывающего производства (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

диссертационного исследования.

Производство минеральных удобрений является одним из наиболее развитых и экспортно-ориентированных сегментов российской промышленности. Россия производит около 10% минеральных удобрений в мире и находится на втором месте по выпуску фосфорных и калийных, на четвертом — по выпуску азотных. Продукция отрасли занимает 3-е место в структуре российского экспорта после ТЭК и металлургии и составляет около 15% мирового объёма торговли удобрениями.

Степень концентрации рынка фосфорного сырья и удобрений достаточно высока. Так, доля компании ОСР (Марокко) по добыче сырья составляет около 14%, доля крупнейших 8 компаний — порядка 40%- доля компании Mosaic (США) и крупнейших 8 компаний по производству промышленных фосфатов составляют соответственно около 20% и 60%. Интегрированные производители удобрений потребляют около 70% от объема выпускаемого в мире фосфорного сырья, при этом вертикальная интеграция в отрасли только усиливается.

Такая структура рынка минеральных удобрений и его волатильность, а также истощение мировых запасов богатой фосфорной руды оказывают основное влияние на развитие компаний, действующих в отрасли фосфорных удобрений, угрожают неинтегрированным производителям и предъявляют новые требования к повышению эффективности использования горнодобывающих активов компаний.

В этой связи стратегические направления развития российских горнохимических компаний, интегрированных на базовых сырьевых ресурсах, связаны с необходимостью удержания и наращивания конкурентных преимуществ путем разработки и внедрения инновационных программ развития добывающих производств.

Возрастающее число публикаций и научных дискуссий по проблемам стратегического планирования и управления конкурентными преимуществами промышленных предприятий подтверждает актуальность темы диссертационной работы. Так, теоретические подходы к трактовке содержания и оценке базовых экономических категорий стратегического и конкурентного развития, в том числе в горнопромышленном комплексе, нашли отражение в работах таких ученых, как: Азоев Г. Л., Ансофф И., Гельвановский М. И., Глухов В. В., Гурьев A.A., Денисова A. JL, Друкер П., Котлер Ф., Ламбен Ж.-Ж., Ларичкин Ф. Д., Петросов A.A., Поно-маренко Т.В., Портер М., Светуньков С. Г., Стрикленд Дж., Томпсон А., Фатхут-динов P.A., Шумпетер Й., Юданов А. Ю. и др.

Вместе с тем, несмотря на достаточно высокий общий уровень теоретической разработанности, целый ряд методических и особенно прикладных аспектов формирования стратегий развития, включая конкурентные стратегии горнохимических компаний, требует своей конкретизации и совершенствования.

Цель исследования заключается в разработке и экономическом обосновании конкурентной стратегии горнохимического предприятия, направленной на использование технологических и организационно-управленческих инноваций в добывающем производстве.

Основная научная идея. Научно-методические принципы обоснования и реализации конкурентной стратегии горнохимического предприятия необходимо формировать на основе адаптации теории стратегического управления конкурентными преимуществами к условиям и особенностям горнохимической отрасли с выделением комплекса мероприятий по снижению себестоимости производства и технологическому совершенствованию как основополагающих и выбором наиболее эффективных управленческих решений в рамках реализации инвестиционных проектов.

Основные задачи диссертационной работы: выполнить анализ мировой и российской отрасли по производству фосфорных удобренийуточнить концептуальные и методические подходы к формированию и оценке конкурентной стратегии горнохимической компании с учетом отраслевой спецификивыявить ключевые конкурентные преимущества в горнохимической отраслиоценить стратегические возможности компании «ФосАгро" — разработать алгоритм формирования и реализации конкурентной стратегии горнохимической компанииобосновать комплекс инновационных технологических и организационно-управленческих решений в области добычи сырья, направленных на достижение устойчивого конкурентного положения горнохимического предприятиявыполнить экономическую оценку комплекса инвестиционных проектов в добывающем производствеобосновать выбор целесообразного организационно-управленческого решения в рамках стратегических альтернатив развития производственных мощностей с помощью экономико-математических методоввыполнить оценку воздействия проводимых в горнодобывающем производстве мероприятий на конкурентную стратегию горнохимической компании.

Предметом исследования являются методы стратегического планирования и управления конкурентными преимуществами горнохимических холдингов.

Объект исследования — горнохимический холдинг «ФосАгро» и предприятие ОАО «Апатит», входящее в состав холдинга.

Методология и методы исследований. Теоретической и концептуальной основой диссертационной работы явились фундаментальные исследования отечественных и зарубежных авторов в области стратегического планирования на промышленных предприятиях, стратегического управления конкурентными преимуществами, современных концепций менеджмента, методических основ эффективности функционирования и развития крупных холдинговых структур. В диссертации применялись методы и инструменты стратегического, управленческого, экономического и структурного анализов. В работе использовался инструментарий теории принятия решений, методы решения задач многокритериальной оптимизации, а также динамические методы экономической оценки инвестиций.

Защищаемые научные положения:

1. Конкурентная стратегия горнохимической компании должна основываться на концепции адаптации базовой стратегии лидерства в издержках к отраслевым особенностям и условиям рыночной среды, обосновывающей необходимость поиска резервов повышения эффективности добывающего производства, являющегося стержневым активом холдинга.

2. Алгоритм формирования и реализации конкурентной стратегии горнохимического холдинга должен включать комплекс инвестиционных проектов модернизации добывающего производства, позволяющих удержать конкурентное преимущество по низким производственным издержкам, а также осуществить реорганизацию цепочки создания стоимости компании.

3. Методической основой стратегического выбора альтернатив модернизации добывающего производства и оценки конкурентной стратегии должны являться экономико-математическая модель, обосновывающая целесообразность создания собственного производства эмульсионных взрывчатых веществ, и комплекс показателей, оценивающих себестоимость конечной продукции, финансовые результаты компании и квалификацию персонала.

Научная новизна диссертационной работы заключается в следующем:

Усовершенствованы теоретико-методические положения формирования и оценки конкурентной стратегии горнохимического холдинга, доказывающие необходимость применения и адаптации стратегии лидерства в издержках к отраслевым и рыночным условиям, обосновывающие доступ к минерально-сырьевым ресурсам как конкурентное преимущество высокого порядка, а также использующие комплекс методов оценки и принятия управленческих решений при реализации инвестиционных проектов.

Предложена концепция адаптации конкурентной стратегии лидерства в издержках к особенностям горнохимической компании, основанная на ресурсно-рыночном подходе к формированию стратегии, определяющая ключевые факторы успеха в отрасли, стратегические активы и компетенции и основные способы достижения преимущества в издержках на основе внедрения новых технологий.

Разработана классификация основных источников конкурентных преимуществ в горнохимической отрасли, позволяющая выявить ключевые компетенции в отрасли, такие как: интеграция на базе сырьевых ресурсов, эффективная работа основных технологических звеньев производства, диверсифицированная бизнес-модель и эффективная дистрибуция.

Разработан алгоритм формирования и реализации конкурентной стратегии, определяющий основные направления инновационно-технологической модернизации в горнодобывающем производстве и включающий необходимые мероприятия по использованию потенциала снижения себестоимости добычи в области ведения взрывных работ.

Полученные научные результаты соответствуют паспорту специальности 08.00.05 «Экономика и управление народным хозяйством (экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами)»: пункт 1.1.4 — «Инструменты внутрифирменного и стратегического планирования на промышленных предприятиях, отраслях и комплексах», пункт 1.1.13. «Инструменты и методы менеджмента промышленных предприятий, отраслей, комплексов».

Достоверность и обоснованность научных положений, выводов и рекомендаций, содержащихся в диссертации, обеспечивается применением современных теорий стратегического управления конкурентными преимуществами и экономических методов исследования, а также корректным использованием большого объема аналитической и статистической информации (официальные материалы Росстата, данные научных и проектных организаций, аналитические обзоры банков и информационных агентств, материалы специализированных организаций, корпоративная отчетность российских и зарубежных горнохимических компаний) и др.

Практическая значимость исследований состоит в возможности использования результатов конкурентного анализа и экономической оценки, а также разработанных рекомендаций по формированию конкурентной стратегии для обоснования направлений развития компании «ФосАгро» и определяется следующими положениями: представлена отраслевая модель результатов анализа конкурентной среды, отражающая основные экономические характеристики отрасли фосфорных удобрений, особенности конкуренции, результаты анализа конкурентов, перспективы развития отрасли и ее общую привлекательность для развития бизнесапредложены практические рекомендации по развитию комплекса технических и организационно-управленческих мероприятий в рамках конкурентной стратегии, направленных на долгосрочное развитие ОАО «Апатит" — определена экономическая эффективность программы модернизации горнодобывающего производства компании «ФосАгро» за счет внедрения прогрессивных технологических решений в области ведения взрывных работ и масштабной реконструкции производственных мощностейуточнена и адаптирована к условиям развития эмульсионного производства ОАО «Апатит» модель принятия многокритериального решения для выбора стратегической альтернативы, определяющая ряд частных критериев оптимизации, имеющих разновекторную направленность, таких как: степень согласования принимаемых решений, возможность контроля цен, степень независимости от поставок эмульсионных взрывчатых веществ, квалификация и опыт, инвестиции, среднегодовая себестоимость производства, среднегодовая цена.

Апробация диссертации. Основные результаты и главные положения исследования были представлены на научных конкурсах и конференциях в 20 102 012 гг.: Межвузовской научно-практической конференции «Управление развитием отечественных компаний на основе инновационной активности: проблемы и перспективы», Международной научно-практической конференции «Проблемы и механизмы инновационного развития минерально-сырьевого комплекса России» (Горный университет, г. Санкт-Петербург) — Международной научно-практической конференции «Фундаментальные и прикладные исследования, разработка и применение высоких технологий в промышленности» (СПбНИУ ИТМО, г. Санкт-Петербург) — Международных научно-практических конференциях «Европейский.

Север: инновационное развитие", «Экономические исследования на Севере: от прошлого к будущему» (Институт экономических проблем им. Г. П. Лузина Кольского научного центра РАН, г. Апатиты) — 62-ой Международной научной конференции (Фрайбергская горная академия, г. Фрайберг, Германия) — Ы международной научной конференции, (Краковская горно-металлургическая академия, г. Краков, Польша) и других.

Публикации. По теме диссертации опубликовано 11 работ, в том числе в изданиях, рекомендованных ВАК Минобрнауки России, — 3 статьи.

Реализация результатов работы. Отдельные положения диссертационного исследования использованы при выполнении научно-исследовательских работ:

— по договору х/д № 10 040у «Анализ состояния рудно-сырьевой базы ОАО „Апатит“ с последующей разработкой организационных, технических и технологических решений, направленных на увеличение объемов производства, снижение потерь и разубоживания руды, увеличение производительности труда, сокращение затрат и повышение безопасности труда в 2011;2015 гг.»;

— по гранту в рамках ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009 — 2013 (по лоту «Поддержка научных исследований, проводимых целевыми аспирантами в области экономических наук») № 14.132.21.1034 «Формирование организационно-экономического механизма разработки и внедрения инновационных проектов ВУЗов на предприятиях минерально-сырьевого комплекса России».

Объем и структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, включающего 120 наименований, изложена на 185 страницах машинописного текста и содержит 73 рисунка, 54 таблицы.

Выводы по главе 3.

1. Определена формула для расчета ЧДД по проекту внедрения новой технологии ведения взрывных работ. Инвестиционный проект по внедрению ЭВВ на подземных горных работах является экономически эффективным: ЧДД составит 71,3 млн руб.- дисконтированный срок окупаемости — 6,3 летиндекс доходности инвестиций — 1,11. Основной экономический эффект от внедрения ЭВВ достигается путем снижения затрат на ВВ.

2. Инвестиционный проект по развитию эмульсионного производства, где эффектом от инвестирования принята экономия затрат на производство ЭВВ в случае самостоятельного перевооружения производственных мощностей, экономически целесообразен и имеет следующие показатели эффективности: ЧДД составит 339 млн руб.- дисконтированный срок окупаемости — 4,9 летдисконтированный индекс доходности инвестиций — 1,53.

3. Применение метода проверочного списка и метода оценки по системе баллов для оценки комплекса мероприятий, реализуемых в рамках конкурентной стратегии горнохимической компании, обосновывает создание собственного эмульсионного производства в качестве наиболее целесообразного варианта реализации инвестиционного проекта. Это связано с такими факторами, как возможность изготовления собственных ЭВВ для подземных горных работ по истечении договора с компанией «Орика», независимость от поставок и ценовой политики компании «Орика», полное согласование принимаемых решений, принадлежность интеллектуальной собственности ОАО «Апатит».

4. Уточнена и адаптирована к условиям развития эмульсионного производства ОАО «Апатит» модель принятия многокритериального решения для выбора стратегической альтернативы, определяющая ряд частных критериев оптимизации, имеющих разновекторную направленность, таких как: степень согласования принимаемых решений, возможность контроля цен, степень независимости от поставок эмульсионных взрывчатых веществ, квалификация и опыт, инвестиции, среднегодовая себестоимость производства, среднегодовая цена. Модель принятия решения также обосновывает вариант по созданию собственного производства ЭВВ для обеспечения потребностей открытых и подземных горных работ более целесообразным.

5. Реализация инвестиционной программы по внедрению ЭВВ в условиях работы ОАО «Апатит» позволит осуществить реорганизацию цепочки создания стоимости компании, в результате которой возможно снижение себестоимости добычи руды на подземных горных работах до 1%, на открытых горных работах — до 1,5% и снижение себестоимости производства удобрений (DAP) на 0,61%.

6. При реализации масштабных инвестиционных проектов инновационной направленности в горнохимическом комплексе возникает эффект инновационной спирали. Реальные инвестиции на начальных этапах внедрения инноваций не будут в достаточной степени эффективными, а являются инструментом для последующей полномасштабной реализации инновационных преобразований, получения эффекта обучаемости и накопления опыта. В случае инвестпрограммы ОАО «Апатит» при реализации проекта по обеспечению потребностей подземных горных работ ЭВВ собственного производства возникает такой эффект, при этом возможность снижения себестоимости на подземных горных работах увеличивается до 3% (до 12 руб.).

7. Для оценки воздействия проводимых в горнодобывающем производстве мероприятий на стратегию горнохимической компании использован разработанный комплекс показателей, который позволил сократить разрыв между долгосрочными стратегическими целями компании и текущими действиями в процессе ведения горных работ. Разработанный комплекс показателей определяет помимо снижения себестоимости добычи руды и производства удобрений (DAP) среднегодовой прирост чистой прибыли в размере 128 млн руб., среднегодовой темп прироста рентабельности производства на 1,1%, что, в конечном счете, обосновывает экономическую эффективность разработанной конкурентной стратегии горнохимической компании.

8. Таким образом, методической основой стратегического выбора альтернатив модернизации добывающего производства и оценки конкурентной стратегии должны являться экономико-математическая модель, обосновывающая целесообразность создания собственного производства эмульсионных взрывчатых веществ, и комплекс показателей, оценивающих себестоимость конечной продукции, финансовые результаты компании и квалификацию персонала.

Заключение

.

Диссертация представляет собой законченную научно — квалификационную работу, в которой решена актуальная задача по формированию и реализации конкурентной стратегии горнохимического холдинга «ФосАгро» и экономической оценке инвестиционных проектов в рамках предложенных стратегических альтернатив.

Выполненные исследования позволяют сделать следующие выводы и рекомендации:

1. Проведен анализ отрасли фосфорных минеральных удобрений, который показал, что объем мощностей горнохимических предприятий в мире продолжает увеличиваться, а запуск крупных конкурентоспособных проектов ведет к изменению географии мировых потоков, уровня цен и усилению конкуренции. В этих условиях российским производителям необходимо осуществлять поиск резервов для сохранения конкурентных позиций по отношению к предприятиям, имеющим низкие затраты производства.

2. Разработана концепция и ключевые факторы адаптации конкурентной стратегии лидерства в издержках к условиям и особенностям горнохимической компании, концентрирующие фокус снижения затрат на основе повышения эффективности производственных процессов в горнодобывающем производстве как стержневом активе холдинга.

3. Представлена классификация основных источников конкурентных преимуществ в горнохимической отрасли. Определено, что конкурентное преимущество, основанное на ключевых активах и компетенциях, может значительно усилить конкурентные позиции предприятия. Так, в отрасли минеральных удобрений интеграция на базе сырьевых ресурсов, эффективная работа основных технологических звеньев производства, диверсифицированная бизнес-модель и эффективная дистрибуция являются ключевыми компетенциями.

4. Выявлены сильные стороны и разработана матрица основных конкурентных преимуществ компании «ФосАгро» на основе отраслевой модели анализа конкурентной среды и с учетом степени их устойчивости и влияния на развитие холдинга. Разработку стратегии холдинга целесообразно осуществлять на основе сохранения и развития конкурентных преимуществ, оказывающих наибольшее влияние на развитие компании, таких как низкие производственные издержки, уникальная сырьевая база, вертикально-интегрированная бизнес-модель.

5. Разработан алгоритм формирования и реализации конкурентной стратегии горнохимической компании, отражающий основные целевые установки, направленные на снижение себестоимости производства, реорганизацию и контроль над «сцеплениями» цепочки создания стоимости, внедрение новых эффективных технологий в добыче сырья, удержание конкурентного преимущества по издержкам, эффект масштаба, обучаемости и накопления опыта.

6. Определено, что в рамках стратегии низких издержек горнохимическим компаниям необходимо проводить инновационную политику в добывающем производстве и осуществлять технологические скачки путем выведения устаревших технологий добычи и внедрения новых с высоким потенциалом повышения эффективности производства. Одним из основных направлений модернизации горнодобывающего производства является совершенствование технологии ведения взрывных работ и глубокая реконструкция мощностей по производству ЭВВ.

7. Инвестиционный проект по внедрению ЭВВ на подземных горных работах является экономически эффективным: ЧДД составит 71,3 млн руб.- дисконтированный срок окупаемости — 6,3 годадисконтированный индекс доходности инвестиций — 1,11. Основной экономический эффект от внедрения ЭВВ достигается путем снижения затрат на ВВ.

8. Инвестиционный проект по развитию эмульсионного производства, где эффектом от инвестирования принята экономия затрат на производство ЭВВ в случае самостоятельного перевооружения производственных мощностей, экономически целесообразен и имеет следующие показатели эффективности: ЧДД составит 339 млн руб.- дисконтированный срок окупаемости — 4,9 летдисконтированный индекс доходности инвестиций — 1,53.

9. Для оценки комплекса мероприятий, реализуемых в рамках конкурентной стратегии горнохимической компании, необходимо использовать классические показатели экономической оценки инвестиционных проектов в сочетании с инструментарием теории принятия решений и экономико-математическими методами. Разработанная модель принятия многокритериального решения по развитию эмульсионного производства ОАО «Апатит» обосновывает вариант по созданию собственного производства ЭВВ.

10. Для оценки воздействия проводимых в горнодобывающем производстве мероприятий на конкурентную стратегию горнохимической компании использован разработанный комплекс показателей, определяющий снижение себестоимости добычи руды на подземных горных работах до 1%, на открытых горных работах — до 1,5%, снижение себестоимости производства удобрений (DAP) на 0,61%, среднегодовой прирост чистой прибыли в размере 128 млн руб., среднегодовой темп прироста рентабельности производства на 1,1%.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , Д. Стратегическое рыночное управление. 7-е изд. / Пер. с англ. под ред. С. Г. Божук. СПб.: Питер, 2011. — 496 с.
  2. , Г. Л. Конкурентные преимущества фирмы / Г. JI. Азоев, А. П. Че-ленков. М.: Типография «Новости», 2000. — 256 с.
  3. , Г. JI. Конкуренция: анализ, стратегия и практика / Г. J1. Азоев. М.: Центр экономики и маркетинга, 1996. — 208 с.
  4. , И. Новая корпоративная стратегия / Пер. с англ. СПб.: Питер Ком, 1999.-416 с.
  5. , И. Стратегическое управление / Сокр. пер. с англ. М.: Экономика, 1989.-303 с.
  6. , JI. В. Анализ методов определения конкурентоспособности организаций и продукции / JI. В. Баумгартен // Маркетинг в России и за рубежом. -2005.- № 4. -с. 72 85.
  7. , В. JI. Анализ конкурентоспособности фирмы / В. JI. Белоусов // Маркетинг в России и за рубежом. 2001. — № 5(25). — с. 63−71.
  8. , Ф.П. Практические примеры оценки стоимости технологий / Пер. с англ. М.: ЗАО «Олимп — Бизнес», 2007. — 256 с.
  9. , Ю. Ф., Эрхард, М. С. Финансовый менеджмент 10-е изд. / Пер. с англ. под ред. к.э.н. А. Е. Дорофеева. СПБ.: Питер, 2010. — 960с.
  10. Ю.Вишневер, В. Я. Конкуренция в структуре отраслевого рынка / В. Я. Виш-невер // Вопросы экономики и права. -2011. № 3 — с. 49.
  11. П.Волков, М. В., Царев, П.П., Левин, Б. В. Реализация компанией «ФосАгро» стратегии устойчивого развития ОАО «Апатит» / М. В. Волков, П. П. Царев, Б. В. Левин // Горный журнал. 2009. — № 9. — с. 5−17.
  12. , М. И. Конкурентоспособность, открытость и безопасность российской экономики : раздел в учебнике: Экономическая безопасность. Общий курс / учебник под общей ред. В. К. Сенчагова, М.: «Дело», 2005. — 896 с.
  13. , В. В. Менеджмент. 3-е изд. учебник / В. В. Глухов, СПб.: Питер, 2008, — 608 с.
  14. , Е. П. Маркетинговые исследования: теория, практика, методология. / Е. П. Голубков. М.: Финпресс, 1998. — 416 с.
  15. , И. В., Нижегородцев, Р. М., Новиков, Д. А. Управление проектами: учебное пособие / И. В. Гонтарева, Р. М. Нижегородцев, Д. А. Новиков. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009. — 384 с.
  16. , М. М. Ценообразование и цены на продукцию горных предприятий: учебник для вузов / М. М. Гурен. М.: Изд-во МГУ, 2003. — 323 с.
  17. , А. А. Ключевые факторы конкурентоспособности компании ОАО «ФосАгро» / А. А. Гурьев // Современные аспекты экономики. 2010. — № 9 (157). -с. 40−45.
  18. , А. А. Повышение конкурентоспособности горнохимического холдинга на основе реализации программы технического перевооружения (на примере ОАО «ФосАгро»): автореф. дис. канд. экон. наук: 08.00.05 / Гурьев Андрей Андреевич. СПб., 2010. — 20 с.
  19. , А. Л., Уляхин, Т. М. Управление конкурентоспособностью промышленного предприятия: аспекты качества. / Под науч. ред. д-ра экон. наук, проф. А. Л. Денисовой. Тамбов: изд. Тамб. ГТУ, 2006. — 120 с.
  20. , П. Ф. Менеджмент. Вызовы XXI века / П. Ф. Друкер — М.: «Манн, Иванов и Фербер», 2012. — 256 с.
  21. Зак, Ю. А. Принятие решений в условиях нечетких и размытых данных: Fuzzy-технологии / Ю. А. Зак. М: Либроком, 2013.-352 с.
  22. , И. У., Ильясова, Л. Р. Метод расчета интегральной конкурентоспособности промышленных, торговых и финансовых предприятий / И. У. Зулькарнаев, Л. Р. Ильясова // Маркетинг в России и за рубежом. 2004. — № 4(24). — с. 47−57.
  23. , Е. А. Оценка конкурентоспособности предприятия. Высшее образование / Е. А. Иванова. М.: Феникс. -2008. -304 с.
  24. , А. М. Стратегический конкурентный анализ в транзитивной экономике России / А. М. Илышев, Н. Н. Илышева, Т. С. Селевич. М.: Финансы и статистика, ИНФРА-М. — 2010. — 480 с.
  25. , A.A. Зарубежный опыт коммерциализации инновационных разработок и возможности для российских ВУЗов / О. В. Трушко, А. А. Ильинова // Современные аспекты экономики. № 10, 2011. с. 6−14
  26. , А. А. Концепция формирования стратегии повышения конкурентоспособности горнохимической компании / A.A. Ильинова // Записки Горного института. СПб.: РИЦ СПГГУ. — 2012. — Т. 195. — с. 188−192.
  27. , А. А. Основные направления стратегического развития горнохимических компании: инновационный подход / A.A. Ильинова // Север и рынок: формирование экономического порядка. Апатиты: Изд-во ИЭП Кольского научного центра РАН. 2012. — № 2. — с.82−87
  28. Интернет-портал «В мире экономики и финансов» Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.2010ekonomiks.ru/.
  29. Информационное обеспечение управления конкурентоспособностью Электронный ресурс. / Под ред. проф. С. Г. Светунькова. // Энциклопедия маркетинга Режим доступа: http://www.marketing.spb.ru.
  30. , В. Д. К лидерству со сверхмалыми издержками / В. Д. Коршунов // Химия и бизнес. 2009. — № 6. — с. 28−31.
  31. , Ф. Маркетинг-менеджмент / Пер. с англ. СПб.: Питер, 1999.816 с.
  32. Кревенс, Дэвид В. Стратегический маркетинг, 6 издание / Пер. с англ. -М.: Издательский дом «Вильяме», 2003.-752 с.
  33. , В. В. Конкурентоспособность предприятия: источники формирования и оценка / В. В. Криворотое. Екатеринбург: Инст. эк. УрО РАН, 2003. -70 с.
  34. , Ж. Ж., Чумпитас, Р., Шулинг, И. Менеджмент, ориентированный на рынок. 2-е изд. / Пер. с англ. СПб.: Питер, 2010. — 720 с.
  35. , Ф.Д., Пономаренко Т. В. Модель стратегического управления конкурентоспособностью интегрированной компании / Ф. Д. Ларичкин, Т. В. Пономаренко // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. Вологда, 2011. № 6. с. 131−139.
  36. , М. А. Инвестиционные проекты и реальные опционы на развивающихся рынках : учебно-практическое пособие / М. А. Лимитовский. М.: Дело, 2004. — 528 с.
  37. , М. А. Инвестиционные проекты и реальные опционы на развивающихся рынках. 4-е изд., перераб. и доп. / М. А. Лимитовский. — М.: Издательство «Юрайт», 2008. — 486 с.
  38. , И. Н. Оценка конкурентоспособности промышленного предприятия / И. Н. Максимов // Маркетинг. 2000. — № 3. — с. 33−39.
  39. Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов. Третья редакция, исправленная и дополненная М. 2008. — 234 с.
  40. , Г. Стратегический процесс / Г. Минцберг, Дж. Б. Куинн, С. Гошал. Пер. с англ. Спб.: Питер, 2000. — 567 с.
  41. , Н. К. Международный маркетинг: учебник / Н.К. Моисеева-М.: Центр экономики и маркетинга, 1998. 320 с.
  42. , В. П. Технологическая модернизация : современные проблемы и наследство плановой экономики / В. П. Мусин // Ярославский педагогический вестник. 2011. — № 1. — том 1 (гуманитарные науки). — с. 71.
  43. , А. И. Организационно-экономическое моделирование: теория принятия решений: учебник / А. И. Орлов М.: КНОРУС, 2011. — 568 с.
  44. , А. И. Принятие решений. Теория и методы разработки управленческих решений. / А. И. Орлов, — М.: ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д, 2005. 496 с.
  45. , А. И. Теория принятия решений. / А. И. Орлов М.: Экзамен, 2005. — 656 с.
  46. Официальный информационный сайт химической отрасли Электронный ресурс. Режим доступа: http://rcc.ru/Rus/
  47. Официальный сайт «Международной ассоциации производителей удобрений» (IFA: International Fertilizers Industry Association) Электронный ресурс. -Режим доступа: http://www.fertilizer.org/
  48. Официальный сайт агентства «IMC». Интегрированные маркетинговые коммуникации Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.imc.ru/.
  49. Официальный сайт Всемирного банка на русском языке. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.worldbank.org/eca/russian/.
  50. Официальный сайт группы «Акрон» Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.acron.ru/.
  51. Официальный сайт инвестиционной компании Тройка Диалог Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.troika.ru/
  52. Официальный сайт информационно-аналитического центра «Минерал». Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.mineral.ru/.
  53. Официальный сайт информационного агентства «Металл-Курьер» Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.metalcourier.ru/.
  54. Официальный сайт информационного агентства «Росбизнесконсалтинг» Электронный ресурс. Режим доступа: http.7/www.rbc.ru/
  55. Официальный сайт компании «Agrium Inc.» Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.agrium.com/.
  56. Официальный сайт компании «GF Industries» Электронный ресурс. -Режим доступа: http://www.cfindustries.com/index.html.
  57. Официальный сайт компании «ЕвроХим» Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.eurochem.ru/
  58. Официальный сайт компании «Уага» Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.yara.com/.
  59. Официальный сайт компании Israel Chemicals (ICL) Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.icl-group.com/Pages/newhomepage.aspx.
  60. Официальный сайт компании K+S Aktiengesellschaft. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.k-plus-s.com/en/.
  61. Официальный сайт компании Maaden Phosphate Company (МРС) Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.maaden.com.sa/en.
  62. Официальный сайт компании Mosaic Company Электронный ресурс. -Режим доступа: http://www.mosaicco.com/index.htm.
  63. Официальный сайт компании Office Cherifien des Phosphates (ОСР) Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.ocpgroup.ma/.
  64. Официальный сайт компании Potash Corporation of Saskatchewan Inc. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.potashcorp.com/
  65. Официальный сайт консалтинговой группы FMB (Fertilizer Market Bulletin) Электронный ресурс. Режим доступа: http://www. ferti lizer-market.kiev.ua/.
  66. Официальный сайт Министерства промышленности и торговли РФ Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.minpromtorg.gov.ru/.
  67. Официальный сайт Министерства сельского хозяйства РФ Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.mcx.ru/.
  68. Официальный сайт независимой научно исследовательской и консультативной фирмы ООО «АЗОТЭКОН ПЛЮС» Электронный ресурс. — Режим доступа: http://www.azotecon.ru/.
  69. Официальный сайт ОАО «Объединенная химическая компания «УРАЛ-ХИМ» Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.uralchem.ru/
  70. Официальный сайт ОАО «ФосАгро» Электронный ресурс. Режим доступа: http ://phosagro.ru/
  71. Официальный сайт объединенной компании «Уралкалий» Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.uralkali.com/ru/
  72. Официальный сайт отраслевого аналитического агентства «Fertecon» Электронный ресурс. Режим доступа: www.fertecon.com.
  73. Официальный сайт российской ассоциации производителей удобрений. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.rapu-fertilizer.ru/.
  74. Официальный сайт статистического подразделения Продовольственной и сельскохозяйственной организация ООН (ФАО) (Food and Agriculture Organization, F AO) Электронный ресурс. Режим доступа: http://faostat.fao.org/.
  75. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.gks.ruA
  76. Официальный сайт центра экономических исследований «РИА-Аналитика» Электронный ресурс. Режим доступа: http://ria.ru/research/
  77. , А. А. Стратегическое планирование, прогнозирование, экономические риски горного производства: учебное пособие для вузов / А. А. Петро-сов. М.: изд-во МГГУ «Горная книга», 2009. — 684 с.
  78. , Т. В. Методология стратегической оценки конкурентоспособности горных компаний / Т. В. Пономаренко. СПб.: Изд-во Политех. Ун-та, 2011.-225 с.
  79. , М. Конкурентная стратегия: Методика анализа отраслей и конкурентов / Пер. с англ. 3-е изд. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2007. — 453с.
  80. , М. Конкурентное преимущество: как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость/ Пер. с англ. 3-е изд. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2008.-715 с.
  81. , М. Конкуренция, обновленное и расширенное издание: Пер. с англ. М.: ООО «И.Д. Вильяме», 2010. — 592 с.
  82. , М. Международная конкуренция: Конкурентные преимущества стран. М.: Международные отношения, 1993. — 896 с.
  83. Приказ ФАС РФ от 28.04.2006 № 220 «Об утверждении порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке»: офиц. текст. Электронный ресурс. — 2010 — Режим доступа: http://www.fas.gov.ru/legislative-acts/
  84. Руководство Осло. Рекомендации по сбору и анализу данных по инициативам / М.: «Центр исследований и статистики науки», 2006. 556 с.
  85. , Т. Принятие решений: Метод анализа иерархий. / Т. Саати. М.: Радио и связь, 1993.- 278 с.
  86. Сайт о модернизации России. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.moderniz.ru/news/.
  87. , С. Г., Литвинов, А. А. Конкуренция и предпринимательские решения / С. Г. Светуньков, А. А. Литвинов. — Ульяновск: Изд-во «Корпорация технологий продвижения», 2000. 256 с.
  88. , B.C., Звонарь, А.Ю., Запорожец, В. Ю. Стратегическое планирование основа стабильности работы предприятия / В. С. Свинин, А. Ю. Звонарь, В. Ю. Запорожец, // Горный журнал. — 2009. — № 9. — с. 25−28.
  89. , И.Б., Пономаренко, Т.В. Развитие стратегических конкурентных преимуществ горных компаний: институционально-теоретический аспект / И. Б Сергеев, Т. В. Пономаренко // Проблемы современной экономики. 2011- № 2(38). -с. 104−108.
  90. , Г. Н. Стратегический менеджмент. Планирование на предприятии: учебное пособие / Г. Н. Степанова М.: Издательство МГУП, 2001. -136 с.
  91. , О. С. Синергетика инвестиций / О. С. Сухарев, С. В. Шманев, А. М. Курьянов М.: Финансы и статистика- ИНФРА-М, 2008. -368 с.
  92. , Ю. В. Конкуренция и конкурентные стратегии. М.: Дело и Сервис / Ю. В. Тарануха. М.: Издательство «Дело и сервис», 2008. — 273с.
  93. , Ю.В. Конкуренция и конкурентные стратегии (в структурно-логических схемах): учеб.-метод, пособие / Ю.В. Тарануха- М: Издательство «Дело и сервис» 2008. 272 с.
  94. Томпсон-мл., Артур А., Стрикленд, III, А., Дж. Стратегический менеджмент: концепции и ситуации для анализа, 12-е издание / Пер. с англ. М.: Издательский дом «Вильяме», 2011 — 928 с.
  95. Томпсон-мл., Артур А. Стратегический анализ и ситуации для анализа / Артур А. Томпсон-мл., А.Дж. Стрикленд III. М., 2005. — 997 с.
  96. Управление конкурентоспособностью: учебное пособие / Е.И. Мазил-кина, Г. Г. Паничкина. 2-е изд.-М.: Омега-Л, 2008. — 325 с.
  97. , Р.А. Инновационный менеджмент: Учебник: 5-е издание / Р. А. Фатхутдинов. СПб.: Питер, 2005. — 448 с.
  98. , Р.А. Стратегическая конкурентоспособность : Учебник / Р. А. Фатхутдинов. М.: Экономика, 2005. — 496 с.
  99. , Р.А. Стратегически менеджмент : учебник /Р. А. Фатхутдинов. М.: Экономика, 2005. — 448 с.
  100. , Р.А. Управленческие решения : учебник.-6-е издание, пе-рераб. и доп. / Р. А. Фатхутдинов. М.: ИНФРА-М, 2009. — 344 с.
  101. Федеральный закон № 135-ФЭ «О защите конкуренции» (в редакции от 29.11.2010): офиц. текст. Электронный ресурс. — 2010 — Режим доступа: http://www.fas.gov.ru/legislative-acts/
  102. , Э. Теория монополистической конкуренции (Реориентация теории стоимости) / пер. с англ. Э. Г. Лейкина и Л. Я. Розовского. — М.: Экономика, 1996. —351 с.
  103. , И. Теория экономического развития. / И. Шумпетер, — М: Прогресс, 1982.-452 с.
  104. , А.Ю. Конкуренция: теория и практика. 3-е изд., испр. и доп. / А. Ю. Юданов — М., 2001. — 304 с.
  105. , J. В. Firm resources and sustainable competitive advantage / J. B. Barney. // Journal of Management, № 17, 1991. p. 99−120.
  106. Collis, D. J., Montgomery C. A., Competing on Resources, / D. J. Collis, C. A. Montgomery // Harvard Business Review, 2008, July-August, p. 140—150.
  107. World Phosphate Outlook, 2010−2020.
Заполнить форму текущей работой