Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Эволюция судано-российских отношений в новых исторических условиях

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В книге Амира Идриса «Конфликт и политика самоидентификации в Судане» исследуется взаимосвязь между процессом формирования государства и политикой самоидентификации в контексте конфликта в Судане. Автор ставит под сомнение утверждение, что вопросы расовой и культурной принадлежности не находятся в центре суданской трагедии. Напротив, это постколониальное государство, разделенное на расовые… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Факторы формирования внешней политики Судана в отношении СССР/РФ (1967−1991 гг.)
    • 1. Концептуальная основа и содержание африканской политики РФ
    • 2. Социально-экономические предпосылки политических процессов в Судане
    • 3. Основные аспекты внешней политики Судана (19 562 010 гг.)
  • Глава II. Установление дипломатических отношений между
  • Суданом и СССР. Развитие двустороннего сотрудничества Судана-РФ (политический аспект)
    • 1. Дипломатические контакты
    • 2. Научные и культурные связи
    • 3. Конфликтные ситуации в Судане и участие РФ в их урегулировании
  • Глава III. Динамика развития судано-российских отношений экономический аспект)
    • 1. История судано-советского экономического сотрудничества с 1956 г. по 1991 г
    • 2. История двусторонних торгово-экономических связей
  • РФ с Суданом
    • 3. Участие российских компаний в суданских экономических проектах

Эволюция судано-российских отношений в новых исторических условиях (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

Во второй половине истекшего столетия отношения СССР со многими странами Африки получили активное развитие. Советский Союз был важным стратегическим субъектом на континенте. С учетом его позиций решались многие африканские проблемы.

После распада Советского Союза перед Российской Федерацией встала задача формирования собственной внешней политики, исходя из национальных интересов, как самой России, так и ее зарубежных партнеров.

В современных условиях большую важность приобретают исследования взаимоотношений России со странами африканского континента, особенностей ее политических, экономических и иных связей с отдельными государствами и перспектив двустороннего сотрудничества.

В числе партнеров СССР в Африке Судану принадлежала особая роль. Советско-суданские отношения приобрели активное поступательное развитие. За почти 40-летний период был создан значительный потенциал двустороннего политического, технико-экономического и научно-культурного сотрудничества, эффективный, с точки зрения, как Советского Союза, так и Судана. К сожалению, в результате распада СССР значительная часть достигнутого была утеряна, однако изучение прошлого опыта сотрудничества, его современного состояния и перспектив, способно, как представляется, помочь обоим государствам в поисках оптимальных решений их национальных задач.

Объект исследования — российско-суданские политические и экономические отношения.

Предметом исследования является комплексный анализ места Африки во внешнеполитических приоритетах РФ на конкретном примере Судана, различных аспектов отношений Судана с СССР и Россией, а также изучение политической и экономической ситуации в Судане, его внешней политики и степени взаимной заинтересованности России и Судана в сотрудничестве.

Хронологические рамки исследования охватывают период с 1992 по 2010 гг. Поскольку для анализа современного состояния и перспектив российско-суданских отношений представляется необходимым дать оценку накопленного опыта двусторонних связей, диссертант затрагивает и советский период, рассматривая в общих чертах проблемы сотрудничества СССР с Суданом. В 2011 г. Судан как единая страна перестал существовать и разделился на два независимых государства.

Основной целью диссертации является анализ состояния российско-суданских отношений в политической, экономической, научной и культурных сферах. Исходя из указанной выше цели, автор ставил перед собой следующие задачи:

— дать оценку концептуальной основы и содержания африканской политики России;

Применительно к российско-суданским отношениям:

— проанализировать особенности политической системы Судана и современное состояние суданской экономики;

— охарактеризовать основные особенности внешней политики Судана на современном этапе;

— исследовать состояние и перспективы политического сотрудничества России и Судана, дать оценку их научных и культурных связей;

— дать характеристику этноконфессиональных и территориальных конфликтов в Судане в рассматриваемый период и оценить степень участия России в их урегулированиипроанализировать и обобщить опыт советско-суданского экономического сотрудничества и его значение для взаимоотношений между Россией и Суданом в новых исторических условиях;

— дать характеристику современного состояния торгово-экономических отношений России с Суданом;

— изучить проблему сотрудничества российских государственных и частных компаний с суданскими партнерами;

Степень разработанности темы. При подготовке диссертации был использован большой объем научной литературы. В своей работе автор опирался на фундаментальные исследования по проблемам Судана л о отечественных ученых: А. М. Васильева1, В. И. Гусарова, В. И. Киселева, Е. А. Кудрова4, К. И Полякова5, Н. К. Тихомирова6.

Автору потребовалось привлечь работы отечественных ученых по вопросам истории международных отношений, истории внешней политики СССР, а также по проблемам африканистики.

В 1990;е гг. учеными Института Африки РАН было подготовлено немало фундаментальных работ, в которых рассматривалось место Африки в современных международных отношениях, перспективы развития континента. В их числе труды при участии или под редакцией А. М. Васильева, Д. В. Гевелинга, Ан. А. Громыко, Р. Н. Исмагиловой, Н. Д. Косухина, Ю. В. Потемкина, Л. Н. Прибытковского, И. В. Следзевского, В. Г. Солодовникова, Г. Б. Старушенко, В. А. Субботина, А. А. Ткаченко, А. Ю. Урнова, Л. Л. Фитуни, М. Ю. Френкеля, A.M. Хазанова, В. Г. Шубина.

1 Васильев A.M. Африка — падчерица глобализации. М.: ИАфр РАН, 2003.

2 Гусаров В. И. Социально-экономическое развитие Судана, М., 1983.

3 Киселев В. И. Путь Судана к независимости, М., 1958.

4 Кудров Е. А. Конфликт в Дарфуре: основные причины и тенденции, М., 2008.

5 Поляков К. И. История Судана XX в., М., ИВ РАН, 2005.

6 Тихомиров H.K. Региональные конфликты. Проблема Юга Судана, М., 2006. 4.

Российские исследователи обратили особое внимание на такую особенность современного общественно-политического развития стран Африки, как эволюция во многих ее странах режимов от авторитарных к многопартийным. Большой интерес для диссертанта представили работы отечественных ученых, посвященные советско-африканским отношениям, а также современному состоянию и перспективам российско-африканского сотрудничества. В этой связи можно выделить монографии под редакцией Т. Л. Дейч и Е. Н. Корендясова. Целый ряд работ посвящен проблемам внешнеэкономических связей Африки и российско-африканского торговоо экономического сотрудничества, в частности, это монографии B.C. Баскина, В. В. Лопатова9, Г. И. Рубинштейна, Г. В. Смирнова, работы под редакцией Ю. М. Осипова и др. Многоплановость темы потребовала изучения африканской и западной литературы как по общеафриканской, так по суданской проблематике.

Е. А. Кудров в своей книге «Конфликт в Дарфуре: основные причины и тенденции» рассматривает причины политической нестабильности в Дарфуре, а также анализирует действия региональных игроков и мирового сообщества по поиску разрешения кризиса. В работе Н. К. Тихомирова «Региональные конфликты. Проблема Юга Судана» рассматривается гражданская война на Юге Судана, начавшаяся после обретения независимости Судана. К. И. Поляков в книге «История Судана XX в.» фундаментально исследует смену политических режимов в Судане, а также развитие судано-российских отношений.

7 Российско-африканские отношения и образ России в Африке. (Отв. ред. Т. Л. Дейч, E.H. Корендясов). М. 2007; Мирохозяйственные связи Африки в контексте внешнеэкономических интересов России. (Отв. ред Т. Л. Дейч, Е. Н. Корендясов, В.В.Лопатов). М., 2007 г.- Страны Африки и Россия. Справочник. (Отв. ред Т. Л. Дейч, Е. Н. Корендясов).М. Ин-т Африки РАН. 2004; Россия-Африка: новые ориентиры взаимоотношений. (Отв. ред. Т. Л. Дейч, Е. Н. Корендясов) М. 2010; Российско-африканские отношения в условиях глобализации". (Отв. ред.Т. Л. Дейч, Е. H. Корендясов). М. 2009; Россия в конкурентной борьбе за африканские минерально-сырьевые ресурсы (Отв. ред Т. Л. Дейч, Е. Н. Корендясов).М. 2011.

В. С. Баскин. Проблемы развития внешней торговли стран Африки в конце XX — начале XXI в. М. 2004 .

В. В. Лопатов Актуальные проблемы торгово-экономических отношений России с Африкой. М. 1995.

В книге Амира Идриса «Конфликт и политика самоидентификации в Судане» исследуется взаимосвязь между процессом формирования государства и политикой самоидентификации в контексте конфликта в Судане. Автор ставит под сомнение утверждение, что вопросы расовой и культурной принадлежности не находятся в центре суданской трагедии. Напротив, это постколониальное государство, разделенное на расовые меньшинства, навязывает единый взгляд на национальную идентификацию через политику арабизации и исламизации. Идрис исследует, как в Судане была сформирована и политически институализирована идеология иерархии, признающая центральное положение исторической легитимности рабства и колониализма в кризисе постколониальной гражданственности в Судане. Автор книги «Печаль Дарфура: История разрушения и геноцида» М. В. Дали прослеживает историю конфликта, корни которого лежат в далеком прошлом страны. Прослеживая историю с момента основания государства Фур в 17 веке до аннексии Дарфура англо-египетским Суданом, он показывает, как годы пренебрежения сделали этот регион неподготовленным к независимости. Известный европейский эксперт по Судану Алекс де Вааль в книге «Война в Дарфуре и поиск мира» дает глубокий анализ истоков и масштабов конфликта, включая детальное описание эволюции этнической и религиозной идентификации, провал местной администрации, появление арабской милиции, движения сопротивления и описание конфликта на региональном уровне. Исследование также фокусируется на поиске мирного решения конфликта, в который могли бы внести свой вклад стороны, которые задействованы в усилиях по разрешению конфликта на местном и международном уровне.

Проблемы Судана нашли широкое освещение в работах зарубежных, в т. ч. суданских авторов. В их числе монографии Идриса Амира10, М. В.

10 Idris, Amir H. Conflict and politics of identity in Sudan, New York, 2005. 6.

Дейли11, Фатха аль-Рахмана и Абдаллы аль-Шейха12, Халида Мансура13, Алекса де Вааля14, Джона Хогана15.

Методологической основой исследования является принцип историзма. При написании работы автор использовал проблемно-исторический метод исследования, рассматривая эволюцию советско-суданских и российско-суданских отношений в периоды сменявших друг друга политических режимов в Судане в контексте исторических, политических и экономических изменений международной обстановки с начала 1990;х гг. по 2010 г.

Источниковедческая база исследования. При подготовке диссертации был использован широкий круг источников, позволяющий оценить состояние развития российско-суданских связей в рассматриваемый период и их возможные перспективы. Первую группу источников составили архивные материалы, документы министерств и ведомств Судана, государственные документы Судана и его законодательные акты, официальные публикации суданского правительства (соглашения, договоры между Суданом и СССР, Суданом и Россией, официальные статистические издания)16. Daly M.W. Darfur’s Sorrow: a History of Destruction and Genocide, Cambridge, 2007.

12 Fath El-Rahman and Adalla El-Sheikh. The legal regime of foreign private investments in Sudan and Saudi Arabia, Cambridge, 2003.

13 Khalid M. War and Peace in Sudan: A Tale of Two Countries, London. 2003.

14 Alex de Waal. War in Darfur and the Search for Peace (Studies in Global Equity), Harvard University Press, 2007.

15 John Hagan, Wenona Rymond-Richmond. Darfur and the Crime of Genocide // Cambridge Studies in Law and Society, Cambridge University Press, 2008.

16 Соглашение о торговом представительстве СССР в Демократической Республике Судан от 15 сентября 1971 г., Парламентская библиотека Совета Федерации РФ.

Таможенная статистика внешней торговли РФ, М. Данные Госкомстата России.

МИД РФ Российско-суданские отношения 12−03−2009, Парламентская библиотека Совета Федерации РФ. Внешние экономические связи СССР в 1989 г., Статистический сборник, М., 1990 г., сс. 12−14. Министерство промышленности Судана — www.industry.gov.sd.

Вторую группу источников составили государственные документы и официальные публикации правительств СССР и РФ. Автор внимательно изучил «Концепцию внешней политики Российской Федерации» 2008 г., в которой определены приоритеты российской политики на африканском.

17 континенте. В диссертации также использованы сборники договоров и соглашений СССР с африканскими государствами, статистические сборники по внешней торговле СССР и России с африканскими государствами. Наряду с этим, автор использовал документы МИД РФ, посвященные различным.

1 Я аспектам взаимоотношений России и Судана, а также тексты официальных коммюнике, договоров и соглашений, заключенных между двумя странами19.

Министерство информации и связи Судана — http://exinfo.gov.sd.

AU Peace and Security Council. 45-th Meeting Communique. 12 January 2006. Addis-Ababa, Ethiopia. PSC/PR/Comm.(XLV) Art. 5.

17 Концепция внешней политики Российской Федерации 15 июля 2008 г. Президент России. Документы. -Ьйр//президент.рф /acts/785.

18 МИД РФ «О встрече Председателя ГД РФ Г. Н. Селезнева с послом Судана И. аль-Кабаши», 04−10−2001 Парламентская библиотека Совета Федерации РФ.

МИД РФ «О втором раунде диалога по поиску политического урегулирования южносуданского конфликта» 2411−22−11−2002, Парламентская библиотека Совета Федерации РФ.

МИД РФ «Об учреждении Советом Безопасности ООН миротворческой операции в Дарфуре» 1228−01−82 007, Парламентская библиотека Совета Федерации РФ.

МИД РФ «О подписании соглашения о статусе совместных сил ООН и Африканского союза в Дарфуре» 179−11−02−2008, Парламентская библиотека Совета Федерации РФ.

МИД РФ О встрече Министра иностранных дел России С. В. Лаврова с Министром финансов и национальной экономики А. Аль-Джазом 517−03−04−2009, Парламентская библиотека Совета Федерации РФ.

19 Соглашение о торговом представительстве Союза Советских Социалистических Республик в Демократической Республике Судан (Хартум, 8 января 1971 г.).

Долгосрочное торговое соглашение между Союзом Советских Социалистических Республик и Республикой Судан (Хартум, 1 ноября 1961 г.).

Соглашение о военно-техническом сотрудничестве между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Судан (Хартум, 3 марта 2003 г.).

Соглашение между СССР и Республикой Судан о воздушном сообщении между и за пределами соответствующих территорий (Москва, 20 октября 1962 г.).

Соглашение о взаимной защите секретной информации между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Судан (Москва, 19 сентября 2007 г.).

Третью группу источников составили документы международных организаций (ООН20, ЮНКТАД21, МВФ22, ВБ23), а также статистические сборники и справочники24.

Научная новизна исследования. В работе впервые в российской исторической науке рассмотрены отношения между Россией и Суданом в современных исторических условиях (1992;2010 гг.).

Наиболее важные научные результаты исследования, отражающие ее научную новизну, состоят в следующем:

— проанализирована концептуальная основа африканской политики России;

— подведены итоги исследования политической системы Судана, экономического потенциала и возможных перспектив развития этой страныопределена роль суданской экономики в мировом хозяйстве как экономики периферийного типа с ограниченными возможностями социально-экономического развития;

— проанализированы основные особенности внешней политики Судана на современном историческом этапе;

— определены важнейшие направления политического сотрудничества России и Суданасостояние двусторонних культурных и научных связей;

— дана оценка проблемы конфликтных ситуаций в Суданепроанализирована роль России в их урегулировании;

20 «Darfur Today is of All against All». Security Council Told in Briefing by Head of Joint African UnionUnited Nations Operation. Security Council 6112d Meeting. 27 April 2009. SC/9644. Department of Public Information. News and Media Division. New York.

21 UNCTAD Handbook of Statistics. 2008. UN New York and Geneva. 2009.

22 Direction of Trade Statistics Yearbook 2006 -2010. Washington. International Monetary Fund 2006;2010;

23 Всемирный Банк — http://www.worldbank.orgThe World Bank. World Development Indicators 2010. Washington, 2010.

24Darfur: UN, Sudan assess humanitarian needs after ouster of aid groups — www.un.org.

— проанализирован опыт советско-суданского сотрудничества;

— исследованы особенности и перспективы российско-суданских торгово-экономических отношений;

— изучена проблема деятельности российских компаний в Судане.

Практическая значимость диссертации заключается в том, что российско-суданские отношения рассматриваются в контексте проблем, с которыми на сегодняшний день сталкиваются все развивающиеся страны и мировая экономика в целом. Основные выводы и положения работы позволяют использовать их в практической работе государственными внешнеполитическими и внешнеэкономическими организациями, а также коммерческими структурами. Результаты исследования могут найти применение в профильных учебных курсах по истории международных отношений для студентов и аспирантов исторических специальностей.

Апробация результатов исследования. Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на заседании Центра социологических и политологических исследований Института Африки РАН. По теме диссертации автором были сделаны доклады на конференции в Институте Востоковедения РАН (2009) и на ХП-й Конференции африканистов в Институте Африки РАН (2011). По результатам конференций были опубликованы тезисы докладов.

Структура и содержание работы. Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии.

Заключение

.

Проведенный анализ показал, что российско-суданские отношения в новых исторических условиях строятся на фундаменте, заложенном в 1960 -80-е гг. истекшего века.

Исследование показало также, что начатые в Судане политические реформы были направлены, прежде всего, на перераспределение власти в пользу новых политических сил, которым необходимо было стать преемниками и гарантами привилегий нынешней элиты. Таким образом, суданское руководство создало новую политическую структуруобщесуданскую многонациональную и многоконфессиональную «партию власти» — Национальный конгресс Судана. Программы новой партии были одобрены представителями нового поколения суданской политической и экономической элиты, которая заинтересована в достижении стабильности, а именно, мирного сосуществования множественного конфессионального и этноплеменного сообщества.

Развитая многопартийная политическая жизнь Судана на протяжении многих десятилетий постоянно обостряется военными переворотами, революциями и межконфессиональными конфликтами. Вместе с тем, различия политических и экономических интересов суданских партий не предвещают в ближайшем будущем какую-либо общественную стабилизацию в Судане.

Высокий уровень безработицы и, как следствие этого, нищета приводят к росту преступности, коррупции, увеличивают «внутриклассовую» конкуренцию между самыми необеспеченными слоями населения, что не позволяет формировать сильное гражданское общество. Безработные вынуждены мигрировать в соседние страны и в Европу в поисках заработка.

Низкий уровень занятости в Судане объясняется аграрной перенаселенностью, ограниченными возможностями создания новых рабочих мест вследствие низкой способности экономики к накоплению, низким уровнем образования трудовых ресурсов, а также слабым вовлечением женщин в хозяйственную деятельность. Кроме того, низким остается удельный вес учащихся по техническим и производственным специальностям, из-за чего приходится привлекать соответствующие кадры из других стран. Наиболее важными социально-экономическими проблемами в Судане являются повышение уровня грамотности всего населения и совершенствование системы образования.

Увеличение темпов экономического роста и объемов средств, которые поступают в экономику Судана от продажи нефти и газа, и, конечно же, сельскохозяйственной продукции, позволило международным организациям обратиться к суданскому правительству с просьбой направить финансовые средства на борьбу с бедностью. В первую очередь, правительству необходимо обратить внимание на здравоохранение и начальное образование, а также заняться вопросами очистки воды, ирригационной системы.

Несмотря на значительные положительные сдвиги в последние годы, связанные, в первую очередь, с началом экспорта нефти, суданскому руководству предстоит осуществить еще немало мер, направленных на модернизацию экономической сферы, повышение и дифференциацию экспортного капитала, улучшение предпринимательского климата, а также усовершенствование национальной экономики для ее наиболее активного включения в систему внешнеторговых связей.

Промышленный сектор считается одним из важнейших локомотивов экономики и социального развития в любой стране. В этом контексте он нуждается в стратегии, которая принимает во внимание взаимодействие и связь с другими секторами экономики, такими как стратегия развития сельского хозяйства, энергетики, технологий, торговли и людских ресурсов и т. д.

В 1999 г. суданское руководство приняло закон о стимулировании инвестиций вместе с внесенными в него в 2000 г. поправками, который считается одним из самых всеобъемлющих законов в данном регионе. Этот закон вобрал в себя положения предыдущих законов о стимулировании инвестиций в области сельского хозяйства и животноводства, промышленного производства, энергетики и горной промышленности, транспорта, коммуникаций, туризма, окружающей среды, базовой инфраструктуры, административных услуг, услуг в образовании и здравоохранении, водопользования, культуры и информации.

Этот закон наделяет местных и иностранных инвесторов равными правами и обязанностями, а также предоставляет одинаковые условия заключения концессионных соглашений и материального стимулирования, а также освобождает продукцию производственно-технического назначения от таможенных пошлин. Согласно этому закону, проектам стратегического значения предоставляются налоговые каникулы на предпринимательскую прибыль на срок от 5 до 10 лет. Нестратегическим проектам предоставляются налоговые каникулы на срок 5 лет с последующим продлением этого срока еще на 5 лет.

Благодаря подобному стимулированию промышленного сектора, Судан получил доступ к COMESA (Common Market for Eastern and Southern AfricaОбщий рынок восточноафриканских и южноафриканских государств), который способствует развитию торговли и снятию таможенных барьеров. Это позволяет инвесторам стимулировать свое производство и поддерживать валютный курс со странами COMESA в соответствии с общими законодательными нормами.

За последние годы в равной степени выросла добыча нефти в Судане. Значимость этих ресурсов и уровня добычи заключается в том, что, не являясь членом ОПЕК, страна имеет хорошие возможности для увеличения объемов добычи путем ведения экстенсивной разведки, ввиду того, что на нее не распространяются ограничения, действующие на членов ОПЕК.

Даже с низкими показателями производительности Судан может занять собственное место на континенте. К примеру, это позволит Судану увеличить свое региональное влияние среди десяти африканских стран, расположенных в бассейне Нила.

Судан является отсталой аграрной страной, где сельское хозяйство остается основной сферой материального производства, соответственно, главным источником национального дохода и накоплений для развития промышленности.

На протяжении всей своей истории Судан является получателем экономической помощи, главным образом, от развитых стран и международных организаций. Главным донором развивающихся стран является Всемирный банк, чья деятельность направлена, в первую очередь, на борьбу с бедностью, с терроризмом, коррупцией, а также на восстановление экономики после гражданской войны и укрепление банковского сектора. В 2005 г. экономическая помощь Судану составила 4,5 млрд долл. США.

Приток прямых иностранных инвестиций в Судан с середины 1990;х гг. позволил приватизировать туристический, промышленный и банковский сектора. Также инвестиции направлены на эксплуатацию природных ресурсов, особенно, на развитие нефтедобывающей промышленности. В ближайшей перспективе экономическая помощь и инвестиции развитых стран будут основным источником роста. При помощи международных организаций Судан достигает высоких темпов роста, и при сохранении нынешней политики Хартума в перспективе страна сможет развиваться самостоятельно. В отличие от соседних африканских стран Судану удалось создать либеральный торговый режим и укрепиться на мировом рынке.

Объемы экспорта и импорта Судана, как было показано в последние годы, практически одинаковы.

В 2006 г. главными партнерами по импорту стали Китай (20,8%), Саудовская Аравия (8,0%), ОАЭ (8,0%) и Япония (6,6%). Китай стал для Судана самым важным экспортным рынком, обеспечивая в 2006 г. 75% экспорта страны. Япония (9,2%) и ОАЭ (4,0%) также стали важными рынками для суданского экспорта. Основными региональными партнерами Судана являются Египет, Кувейт, Саудовская Аравия и некоторые другие арабские государства. Европейские же страны, со своей стороны, пытаются обеспечить своим монополиям доступ к природным ресурсам Судана, соответственно, расширить экспорт из страны сырья и полуфабрикатов, которые пользуются наибольшим спросом на европейском рынке.

В результате сотрудничества с Советским Союзом в Судане начался процесс диверсификации промышленного производства, процесс перестройки суданской монокультурной экономики. Построенные предприятия, при содействии СССР, приносили прибыли с 1970;1971 гг., которые стали важнейшей статьей доходов государственного бюджета Судана. В частности, строительство объектов пищевой и мукомольно-крупяной промышленности способствовало социальному и культурному развитию районов, выбранных для строительства, и самое главное, росту занятости населения. Вокруг заводов выросли благоустроенные поселки, которые снабжались питьевой водой и электроэнергией.

Помощь, оказываемая Советским Союзом, была направлена на развитие жизненно важных для Судана отраслей национальной экономики, сокращение зависимости от импорта продовольственных товаров, укрепление государственного сектора, решение социальных проблем, в общем, на улучшение жизни местного населения, здравоохранения и образования, благодаря этому СССР завоевал высокий авторитет у суданского народа.

В новых исторических условиях существуют реальные возможности для прихода на рынок Судана российских частных компаний. Перспективы деловых отношений связаны, главным образом, с сотрудничеством в нефтегазовой сфере, в области машинно-технической продукции, электрооборудования и стройматериалов. Суданские партнеры проявляют интерес к поставкам продукции российских авиаи автомобильных предприятий, оптики, различных потребительских товаров, зерна. Однако действия российского бизнеса могли бы быть более успешными, если бы предприниматели руководствовались не только чисто коммерческими интересами, но и долгосрочной государственной внешнеэкономической стратегией, определяющей цели во взаимоотношениях с африканскими странами. Также необходимо совершенствование и развитие договорно-правовой базы торгово-экономических отношений посредством подписания межправительственных соглашений между Россией и Суданом.

Деятельность неправительственной организации «Российско-суданский деловой совет» оказывает существенное содействие предпринимателям, заинтересованным в освоении суданского рынка в новых условиях.

С началом нового столетия наблюдается значительное увеличение темпов роста внешнеторгового оборота между Россией и Суданом.

В современных условиях Россия строит свою внешнеполитическую концепцию, учитывая специфику исторических, экономических и геополитических интересов страны в рамках цивилизованных межгосударственных отношений. Приоритеты Российской Федерации относительно африканских стран переместились в сферу взаимовыгодного сотрудничества, свободного от идеологического и военно-политического воздействия.

Для проникновения среднего российского бизнеса в Судан необходимы финансовое и техническое обеспечение внешнеэкономической деятельности, ознакомление с местной ментальностью и умение ориентироваться в конъюнктуре суданского рынка. Российским предпринимателям необходимо наладить внешнеэкономическое сотрудничество и внешнеторговые контакты с суданской стороной. Для этого потребуется для начала создание небольших предприятий и малого производства.

15 января 2011 г. состоялся референдум о самоопределении Южного Судана. 7 февраля 2011 г. президент Судана Омар Хасан Ахмед аль-Башир объявил официальные результаты проведенного в январе референдума. 98,83 процента жителей юга страны высказались за независимость. «Мы принимаем и приветствуем их (результаты голосования), поскольку они отражают волю населения Юга» , — цитирует заявление аль-Башира «Интерфакс» .

Однако с определением нового статуса Южного Судана камнем преткновения становится богатый углеводородами штат Абъея. В настоящее время перед президентом Южного Судана С. Кииром стоит очень сложная дилемма: либо идти на компромисс с Хартумом по вопросам Абъея и тем самым потерять очень важных союзников внутри СНОД, либо отдать этот вопрос им на откуп, что впоследствии приведет к возникновению нового очага вооруженного конфликта. В случае отсутствия компромисса в ближайшее время возможны два варианта развития событий: либо Абъей делится в пропорциях, которые установлены Международным арбитражным судом в Гааге, либо С. Киир объявляет территорию штата территорией нового государственного образования". Надо сказать, что объявление Абъеи новым государственным образованием приведет к войне, даже несмотря на то, что «в качестве откупного Хартуму предлагается передача Южного Кордофана».

Может быть, передача Абъеи не вызовет немедленного негативного эффекта в силу монополии Хартума на средства транспортировки углеводородов, но в любом случае это создаст прецедент для других проблемных территорий. Отдача нефтяных скважин в Абъее очень больно.

143 ударит по серьезным представителям суданской элиты, прежде всего, отразится на высшем составе силовых структур, контролирующих и охраняющих эти скважины. Это недовольство останавливает Омара аль-Башира и заставляет его бороться до последнего.

Что же касается другого военного конфликта в западной провинции Дарфур, не прекращающегося последние 7 лет, то здесь все-таки главной проблемой его урегулирования остаются вопросы справедливого перераспределения доходов от нефтедобычи между центральным правительством и региональной элитой. С тех пор, как Дарфур стал основным источником поступлений от нефтяного экспорта для Хартума, требования повстанцев постоянно возрастают. На сегодняшний день суданское правительство никак не реагирует на требования лидеров повстанческих движений передавать в региональный фонд 2% выручки от добываемой нефти. Безусловно, подобная позиция Хартума негативно влияет на ход переговоров и является потенциальной угрозой процессу урегулирования ситуации в Дарфуре. Со своей стороны, суданское руководство планирует военное искоренение повстанческих группировок, не желающих присоединяться к переговорам с правительством, параллельно осуществляя программу социально-экономической адаптации местного населения.

Международная поддержка действующего суданского режима, оказываемая АС, ОИК и ЛАГ, наряду с Россией и Китаем, которые постоянно выступают в СБ ООН за мирное урегулирование ситуации в Дарфуре, направлена, в первую очередь, на недопущение возможного развала Судана на несколько так называемых государственных образований путем отстранения от власти нынешнего правительства.

С получением независимости в 1956 г. внешняя политика Судана формировалась под воздействием внутренних — социально-политических, экономических, конфессиональных факторов, а также международной обстановки в Африке и в мире в целом.

Судан исторически придерживался политики нейтрализма и неприсоединениястрана явилась одним из государств-основателей Организации африканского единства (ОАЕ). С приходом к власти в 1989 г. аль-Башира Судан стал больше ориентироваться на консервативные арабские режимы. На фоне сложной внутриполитической ситуации, вызванной этноконфессиональными конфликтами в Дарфуре и на Юге Судана, политика правительства в отношении которых вызвала жесткую критику со стороны США и других западных держав, руководство Судана было вынуждено искать поддержку в странах ближневосточного региона, Азии и России.

Показать весь текст

Список литературы

  1. UNCTAD Handbook of Statistics 2008 UN New York and Geneva, pp. 398−402
  2. UNCTAD Handbook of Statistics 2008 UN New York and Geneva, pp. 388−392
  3. UNCTAD Handbook of Statistics 2008 UN New York and Geneva, pp. 389−393
  4. Всемирный Банк http://www.worldbank.org
  5. Официальный сайт ООН http://www.un.org/
  6. UK Department for International Development www.dfid.gov.uk
  7. House of Commons, International Development Committee, «Darfur, Sudan: the
  8. Responsibility to Protect», 30.03.2005 www.parliament.co.uk
  9. Darfur: UN, Sudan assess humanitarian needs after ouster of aid groups -www.un.org
  10. Официальные документы Российской Федерации.
  11. Таможенная статистика внешней торговли РФ. Данные Госкомстата России.
  12. Соглашение о торговом представительстве СССР в Демократической Республике Судан от 15 сентября 1971 г., Парламентская библиотека Совета Федерации РФ
  13. МИД РФ «К подписанию в г. Навайша (Кения) протоколов по южносуданскому урегулированию «1262−03−06−2004, Парламентская библиотека Совета Федерации РФ
  14. МИД РФ «О встрече Председателя ГД РФ Г. Н. Селезнев с послом Судана И. аль-Кабаши», 04−10−2001 Парламентская библиотека Совета Федерации РФ,
  15. МИД РФ «О ситуации в Судане» 967−24−05−2001, Парламентская библиотека Совета Федерации РФ
  16. МИД РФ «К ситуации в Судане» 1703−03−09−2002, Парламентская библиотека Совета Федерации РФ
  17. МИД РФ «О втором раунде диалога по поиску политического урегулирования южносуданского конфликта» 2411−22−11−2002, Парламентская библиотека Совета Федерации РФ
  18. МИД РФ «Об учреждении Советом Безопасности ООН миротворческой операции в Дарфуре» 1228−01−08−2007, Парламентская библиотека Совета Федерации РФ
  19. МИД РФ «К вопросу о положении в Дарфуре» 604−30−03−2005, Парламентская библиотека Совета Федерации РФ
  20. МИД РФ «О подписании соглашения о статусе совместных сил ООН и Африканского союза в Дарфуре» 179−11−02−2008, Парламентская библиотека Совета Федерации РФ
  21. МИД РФ «О продлении мандата совместной Миссии Африканского союза и ООН в Дарфуре» 1125−01−08−2008, Парламентская библиотека Совета Федерации РФ
  22. Всеобъемлющее мирное соглашение между южносуданскими повстанцами и правительством Судана подписанное в Навайше (Кения) в 2005 г., Парламентская библиотека Совета Федерации РФ
  23. МИД РФ О встрече Министра иностранных дел России С. В. Лаврова с Министром финансов и национальной экономики А. Аль-Джазом 517−03−42 009, Парламентская библиотека Совета Федерации РФ
  24. МИД РФ Российско-суданские отношения 12−03−2009, Парламентская библиотека Совета Федерации РФ.
  25. Официальные документы Суданской Республики.
  26. Министерство промышленности Судана www.industry.gov.sd
  27. Министерство информации и связи Судана http://exinfo.gov.sd 12.09.2006.
  28. Министерство финансов и национальной экономики Судана -http://www.mof.gov.sd
  29. AU Peace and Security Council. 45-th Meeting Communique. 12 January 2006. Addis-Ababa, Ethiopia. PSC/PR/Comm.(XLV) Art. 5
  30. Secretary-General SG/SM/12 125 AFR/1821 NGO/667 Department of Public Information • News and Media Division • New York http://www.un.org/147
  31. Доклад о защите гражданских лиц в вооруженном конфликте S/2009/277 29.05.2009.30. http://www.un.org/russian/hr/civilians/secgen.htm
  32. И. О. История Судана в новое и новейшее время.//Период независимости. Социально-экономическое развитие. М., 1992.
  33. A.M., Потапов A.A. Военные конфликты в Африке // Страны Африки 2002, М.
  34. A.M. Египет и египтяне, М., 1986 г.
  35. В.К. Африка: очерки экономического развития. // Ученые записи вып. № 16, М., 2000, с. 178.
  36. Д.Р. Республика Судан (1956 май 1969 г.), М., 1978.
  37. Д.Р. Судан: история и современность, М., 1984 г.
  38. Д.Р. Судан. Новейшая история арабских стран Африки, М., 1990.
  39. Н. В. История публицистики Судана, СПб., 2011.
  40. В.И. Социально-экономическое развитие Судана, М., 1983.
  41. В. И. Экономическая независимость арабских стран, М., 1993.
  42. В.И. Советско-суданская дружба в середине 70-х годов, между желаемым и действительностью, М., 2000.
  43. В. И., Семин Н. С. Страны социализма верные друзья арабских народов, М., 1971.
  44. Т. Л., Корендясов E.H. Российско-африканские отношения и образ России в Африке, М., 2007.
  45. Е.Г. Внешнеэкономические связи Демократической Республики Судан, М, 1983.
  46. В. И. Путь Судана к независимости, М., 1958 г.
  47. Ю. М., Смирнова Г. И., Макаров Д. А. История Судана в новое и новейшее время, М., 1992 г.
  48. В.И. Проблемы становления гражданского общества. // Куда идешь Африка? М., 2004 г.
  49. Е.А. Конфликт в Дарфуре: основные причины и тенденции, М., 2008 г.
  50. О.В. История Судана в новое и новейшее время// Период независимости. Политическое развитие. М., 1992.
  51. А. Путешествие по Белому Нилу, М., 1968.
  52. П. А. Судан. Экономика и внешняя торговля, М. 1961.
  53. К.И. История Судана XX в., М., ИВ РАН, 2005.
  54. Рабочий класс стран Азии и Африки, М., 1964.
  55. С. Ю. Исламо-традиционализм и армия, М., 2006.
  56. Н.К. Региональные конфликты. Проблема Юга Судана, М., 2006.
  57. Н. 3. Исламский фактор в общественно-политической жизни Судана, М., 2004.
  58. В.А. Кризисы в Судане (Дарфур) и Сомали и позиция России // Российско-африканские отношения и образ России в Африке, сборник статей, М.1. Работы суданских авторов
  59. Idris, Amir Н. Conflict and politics of identity in Sudan, New York, 2005.
  60. Ахмед Мохаммед Саад. Экономико-статистический анализ внешнеэкономических связей Судана, М., 1999.
  61. Башир Мухаммед Омар Таарих аль-харака аль-ватанийя фи ас-Судан 1900−1969 (История национального движения в Судане в 1900—1969 гг.) Хартум, 1980 (на араб. яз.).
  62. Такрир ляджнат такассы аль-хакаик ан аль-мудирийят аль-джанубия. Аль-Джамийя ат-таасисийя. (Отчет по расследованию событий в южных провинциях. Учредительное собрание), Хартум, 1966 г. (на араб, яз.), с. 2.
  63. Махджуб Абд аль-Халик. Амама махаким ад-диктатурийя (Перед судом диктатуры). Хартум, 1965 (на араб. яз.).
  64. Рияд Генри Муджаз. Таарих ас-султа ат-тишриыйя фи ас-Судан (Краткая история законодательной власти в Судане). Бейрут-Хартум, 1967(на араб, яз.)
  65. Шол Денг Алак История международного регулирования вод Нила: политические, социально-экономические и правовые аспекты (автореферат диссертации), М., 2008.
  66. Bashir М.О. Revolution and Nationalizm in the Sudan, Khartum, 1974.
  67. Bashir M.O. The Southen Sudan. Background to Conflict, London, 1968.
  68. Deng F.M., Khalil M. War of Visions: Conflict of Identities in the Southern Sudan., Washington, DC, Brookings Institution, 1995.
  69. Dr. Ghazi: Meets French Ambassador // New Horizon, Khartoum, 12 January 1995.
  70. Khalid M. War and Peace in Sudan: A Tale of Two Countries, London, Kegan Paul International, 2003.
  71. Работы других зарубежных авторов
  72. Аль-Хамамсы Джаляль ад-Дин. Маза фи ас-Судан? (Что происходит в Судане?). Каир, 1957 (на араб. яз.).
  73. Дж., Фицджеральд П. Тайные операции английской разведки, М., 1987.
  74. Маамун Мухаммед аль-Амин Ac-Судан ва муамарат аль-истиимар (Судан и заговоры колониализма). Каир, 1957, (на араб. яз.).
  75. Хусейн Таха Мухаммед. Нахву Судан джадид (О новом Судане), Каир, (на араб. яз).
  76. Adar K.G. The Sudan Peace Process. Pretoria, Africa Institute of South Africa, 2005.
  77. Alex de Waal. War in Darfur and the Search for Peace (Studies in Global Equity), Harvard University Press, 2007.
  78. Burr J.M., Collins R.O. Revolutionary Sudan: Hassan al-Turabi and the Islamist State, 1989−2000, Leiden Brill, 2003.
  79. Collins R.O. A History of Modern Sudan, Cambridge University Press, 2008.
  80. Craig G.M. Agriculture of the Sudan. Oxford, Oxford University Press, 1991.
  81. Daly M.W. Darfur’s sorrow: a history of Destruction and Genocide, Cambridge, 2007.
  82. Daly M.W., Sikainga A.A. Civil War in the Sudan, London, British Academic Press, 1993.
  83. Fath El-Rahman and Adalla El-Sheikh. The legal regime of foreign private investments in Sudan and Saudi Arabia, Cambridge, 2003.
  84. Gerald Prunier. Darfur: The Ambiquous Genocide (Crises in World Politics), C Hurst and Co Publishers Ltd., 2005.
  85. John Hagan, Wenona Rymond-Richmond. Darfur and the Crime of Genocide // Cambridge Studies in Law and Sociaty, Cambridge University Press, 2008.
  86. Julie Flint, Alex de Waal. Darfur: A New History of a long War (Second Edition). A Short History of a Long War (African Arguments), Zed books, 2008.
  87. Lindsey T. Darfur A Cultural Handbook. Defence Academy of the United Kingdom, Conflict Studies Reseach Centre. April 2007.
  88. Robert O. Collins A History of Modern Sudan, Cambridge University Press, 2008.
  89. Rone, J. Civilian Devastation: Abuses by the Parties in the War in Southern Sudan. New York, NY, Human Rights Watch, 1994.
  90. Ruay, D.D.A. The Politics of Two Sudans: The South and North, 1921−1969, Uppsala, Nordic Africa Institute, 1994.89 http://www.tdrzd.ru/. Samuel Totten, Eric Markusen Genocide in Darfur, Routledge, 2006.
  91. Sylvester, A. Sudan under Nimeri, London, Bodley Head, 1977.
  92. Thomas G.F. Sudan: Struggle for Survival, 1984−1993, London, Darf, 1993
  93. The Congressional Record, S 4509, 3 April 1993.1. Справочники
  94. Африка 1961−1965 гг., М., 1967.
  95. Африка и Россия, М., 2000.
  96. Внешние экономические связи СССР в 1989 г., Статистический сборник, М., 1990.
  97. Демократическая Республика Судан, (справочник), М., 1973.
  98. Концепция внешней политики Российской Федерации, 2008 -^/?Л?.президент.рф
  99. Советско-африканские отношения (справочник), М., 1982.
  100. Энциклопедия Африки, отв. ред. Васильев А. М., т. 2, М., «Инфра-М», 2010.
  101. Периодические издания на английском языке100. Africa Digest.
  102. International Herald Tribune, (London). December 4, 2006. www.iht.com
  103. Euronews http://ru.euronews.net/2010/08/27/bashir-kenya-visit-risks-rift-with-icc/103. Quarterly economic review104. The Jerusalem Post105. The Observer106. Reuters, (London).107. Inquiry and Analysis.
  104. Периодические издания на русском языке108. Азия и Африка сегодня, М.109. Коммерсант, М.110. РИА «Новости». 111. Инфо-ТАСС АИСТ-8 7112. ИТАР-ТАСС
  105. Газета «Республика Татарстан» N 123−124, ИА «Эфир-информ», 20.06.2 001 114. Ведомости, М.115. Независимая газета, М.116. Финансовые известия, М.
  106. Периодические издания на арабском языке117. Аль-Айям, Хартум.
  107. SudanTribune (London) — http://www.sudantribune.com/spip.php7article25949119. SUNA (Khartum).120. Al-Ahdath (Sudan).121. Al-Intibaha (Sudan).122. Al-Rai Al-'Am (Sudan).
  108. Al-Sharq Al-Awsat (London)124. Al-Hayat (London).
Заполнить форму текущей работой