Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Мониторинг деятельности предприятий в управлении региональной экономикой: На примере Калининградской области

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Методы и подходы при проведении экономических исследований на уровне региона являются необходимым базовым элементом, обуславливающим их «результативность» и возможность использования в управленческих процессах. Методологические основы проведения мониторинга для целей определения приоритетов государственной политики разрабатываются и используются различными экономическими ведомствами… Читать ещё >

Содержание

  • 1. Научные основы управления региональной экономикой
    • 1. 1. Экономические особенности регионального развития
    • 1. 2. Механизм регулирования региональной экономики
    • 1. 3. Проблемы управления региональной экономикой в Калининградской области
  • 2. Методологические аспекты мониторинга деятельности экономических субъектов
    • 2. 1. Особенности мониторинга экономических субъектов в зарубежных странах
    • 2. 2. Организационное построение системы мониторинга экономических субъектов в России
    • 2. 3. Совершенствование методических основ мониторинга. ф, 3. Организация проведения и использования мониторинга в регулировании региональной экономики
    • 3. 1. Организационные основы мониторинга деятельности предприятий в Калининградской области
    • 3. 2. Методологические подходы к построению модели взаимодействия нефинансовых корпораций и банковского сектора Калининградской области
    • 3. 3. Практические направления использования мониторинга в процессе регулирования региональной экономики

Мониторинг деятельности предприятий в управлении региональной экономикой: На примере Калининградской области (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

9 Актуальность темы исследования. В настоящее время дискуссии о смысле и содержании проводимых в России реформ во многом определяются разногласиями по поводу роли и места государства в рыночной экономике. Это понятно, так как степень воздействия государства на протекание экономических процессов — своеобразный индикатор и типа государственного управления, и масштабов социализации общества, и возможностей реализации индивидуальных прав и свобод. Однако, интерес к теории «государство-экономика» долгое время заслонял не менее важную и актуальную для России проблему «государство-регионы», или более точно «Федерация — ее субъекты», в то время как любое государство мира более свободно от ответственности за дела и судьбу хозяйствующих субъектов, чем от обязательств перед территориальными сообществами. Все большее число государств может позволить себе полностью отказаться от прямого вмешательства в деятельность свободных субъектов рынка, ограничиваясь косвенным регулированием (через ш систему налогов, экологических, антимонопольных и прочих правовых ограниченийчерез.

Wi законы о труде и деятельность профсоюзов и других общественных организаций и т. п.). Но ни одно государство в мире, как бы оно ни декларировало и ни обеспечивало самостоятельность своих территориальных единиц, не может уйти от ответственности за территориальную целостность страны, от проблем недопущения экологических, экономических, этнических и иных региональных депрессий, от вопросов развития всех территорий государства как среды жизнеобеспечения народа. Все это — норма поведения каждого государства в относительно спокойной фазе его существования.

В нынешнее переходное время ни в одном вопросе российской внутренней политики нет таких принципиальных расхождений между существом проблемы и методами ее ф решения, между теорией и конъюнктурной практикой, как в вопросе о государственном регулировании территориального развития и, соответственно, о формировании научных основ регионального развития и управления. Это вполне естественно, так как дореформенная модель отношений государства и регионов себя изжила более радикально, чем модель отношений экономических. Но если в экономике процессы перехода к рыночным основам хоть в какой то мере направляются ориентирами мирового опыта и теорией, то в сфере региональных отношений ситуация совершенно иная. России еще только предстоит осваивать конституционно закрепленную схему «федеративное государствогосударственные образования субъектов Федерации — негосударственные муниципальные образования». Складывающаяся ситуация не оставляет места для реализации долгосрочной региональной стратегии и понуждает государственную власть, равно как и федеративную и муниципальную, к чрезвычайным и немедленным действиям в этой сфере. Такая ситуация, временно приглушая внутрии межрегиональные проблемы, вольно или невольно способствует их постоянному репродуцированию. Выход из «заколдованного круга» возможен только при сильной политической воле к упорядочению государственного регулирования территориального развития, к побуждению регионов серьезно и на постоянной основе заниматься выстраиванием своей региональной политики и системы управления.

Современная региональная политика преимущественно ориентирована не на «развитие», а на «поддержку». Неудивительно, что, начиная с 1994 года, в федеральном бюджете присутствует Фонд финансовой поддержки регионов — источник трансфертов. Однако следует признать, что современная «поддержка» по ряду объективных причин не обеспечивает выхода регионов из бедственного положения. Одна из таких причин состоит в том, что в России были нарушены не только законы развития общества и его экономической базы, но и законы территориального развития. Вот почему столь необходимо, не отвергая практики государственной «поддержки» сформировать политику собственно территориального развития и проводить ее в соответствии со смыслом этого развития и с имеющимися политическими, организационными, материальными и финансовыми возможностями государства и регионов.

Определяющую роль в этом процессе играет правильная оценка всеми возможными и доступными способами ситуации как в целом в России, так и в отдельных субъектах РФ, отслеживание динамики развития, выявление согласованных или противоречивых тенденций развития регионов общероссийской динамике, оценка перспектив развития с учетом экологической, геополитической, климатической, экономической специфики отдельных субъектов Российской Федерации. В современной России такие исследования получили признание и используются достаточно успешно для формирования взаимоотношений «федеральный центр-регион», при этом ведутся изучения как отдельных аспектов, так и комплексное исследование проблемы. Состав субъектов, ведущих исследования в этой области, постоянно расширяется, что обусловлено как спецификой проводимых исследований, так и необходимостью экономических субъектов владеть достоверной экономической информацией для принятия стратегически обоснованных решений. Так, активное изучение макроэкономических пропорций ведет Центр экономической конъюнктуры при Правительстве Российской Федерации, исследование процесса развития отдельных субъектов РФ, их ранжирование по степени инвестиционной привлекательности осуществляют различные экономические агентства, например аналитическая группа журнала «Эксперт». В 1999 году стройную систему мониторинга хозяйствующих субъектов на предмет их финансового состояния, инвестиционной активности и оценки складывающейся экономической конъюнктуры разработал и внедрил Центральный банк Российской Федерации (Банк России).

Однако при всей многогранности проводимых исследований необходимо отметить, что глубокое изучение региональной экономики с практическим выходом результатов таких исследований на оценку используемых механизмов управления региональной экономикой, формирование наиболее оптимального сочетания региональных (локальных) и общегосударственных интересов, а также схемы взаимодействия власти, бизнеса и населения ведется недостаточно активно и, что самое главное, эпизодически. Хотя в силу быстрой изменчивости экономической и политической жизни в России на современном этапе, в этом направлении необходимы изучения и апробации результатов на постоянной основе.

Степень разработанности проблемы. Теоретическим аспектам проблемы использования мониторинга деятельности экономических субъектов для целей управления региональной экономикой уделялось не столь значительное место. Большинством российских и зарубежных экономистов велось изучение двух самостоятельных теммониторинга экономических субъектов и региональной экономики: ее состояния, степени «встроенности» в общегосударственный экономический механизм, при этом достаточно полно были раскрыты понятия «управление», «региональная политика», «региональная экономика». Вместе с тем, в работах экономистов и практиков мониторингу экономических субъектов придавалась преимущественно роль «информационного обеспечения» органов власти субъектов РФ или представителей бизнеса о происходящих процессах на уровне региона. Как элемент управления региональной экономикой мониторинг не рассматривался. Тем самым за мониторингом экономических субъектов признавалась «косвенная» роль в процессе регионального развития. Требуют изучения и специфически факторы, оказывающие влияние на развитие субъекта РФ, и, как следствие, возможность внесения необходимых корректив в развитие региона посредством мониторинга влияния указанных особенностей на деятельность региональных предприятий и организаций.

Методы и подходы при проведении экономических исследований на уровне региона являются необходимым базовым элементом, обуславливающим их «результативность» и возможность использования в управленческих процессах. Методологические основы проведения мониторинга для целей определения приоритетов государственной политики разрабатываются и используются различными экономическими ведомствами в РоссииГосударственным комитетом по статистике, Центром экономической конъюнктуры при Правительстве Российской Федерации, Институтом экономки переходного периода и другими экономическими ведомствами. Однако в силу того, что целевой установкой таких исследований является определение приоритетов развития государства, выявление общеэкономических тенденций, они преимущественно ориентированы на наиболее крупные регионы России, оказывающие в силу объемов формируемых финансовых потоков, имеющихся природных ресурсов доминирующую роль при определении таких тенденций. Например, Москва и Московская область, Санкт-Петербург, Республика Башкортостан, Тюменская область и т. д. Остальные регионы России в этом контексте изучаются периодически, мониторинг, проводящийся на уровне таких субъектов РФ, охватывает наиболее проблемные для экономики государства вопросы. Однако, для целей управления региональной экономикой должны использоваться не периодические, а постоянные исследования, позволяющие на уровне каждого регионасвоевременно выявлять формируемые проблемные аспекты, распознать причину их появления и своевременно методами администрирования исключить дальнейшее негативное влияние этих факторов на деятельность экономических субъектов. С этой целью требуется методологическая проработка вопросов мониторинга экономических субъектов на уровне субъектов РФ.

Определенную позитивную направленность проводимым исследованиям и отработке методов практического применения их результатов, может придать изучение и систематизация опыта зарубежных стран в этой сфере. Вместе с тем, простое копирование зарубежного опьгга неприемлемо в силу особых условий исторического и экономического развития России, особенностей ее традиций и менталитета.

Цель и задачи исследования

Целью исследования является разработка методологических и практических основ проведения мониторинга экономических субъектов на уровне региона для целей совершенствования управления региональной экономикой с учетом специфики функционирования экономики Калининградской области.

В соответствии с указанной целью в диссертации решаются следующие задачи:

— обобщение механизмов управления региональной экономикой на примере Калининградской области, как Особой экономической зоны, определение места и роли мониторинга деятельности экономических субъектов в процессе оптимизации систем управления региональной экономикой,.

— анализ методологических основ проведения мониторинга экономических субъектов в России различными экономическими ведомствами, выявление на основе сравнительного анализа методологических основ, наиболее приемлемых для исследования региональной экономики, обобщение зарубежной практики проведения мониторинга деятельности экономических субъектов, выявление общих черт и различий российской и зарубежной систем мониторинга и возможных направлений ее дальнейшего совершенствования,.

— разработка предложений по эффективному взаимодействию экономических субъектов, органов власти и федеральных структур в целях реализации экономической стратегии региона,.

— разработка методологических основ проведения мониторинга деятельности экономических субъектов в системе управления региональной экономикой.

Объектом исследования является региональная экономика и методы управления хозяйственным комплексом региона.

Предметом исследования являются методы проведения мониторинга и оценки деятельности экономических субъектов, функционирующих на территории субъекта РФ.

Методологическая и теоретическая база исследования. Теоретическую и методологическую базу исследования составили работы отечественных и зарубежных экономистов, посвященные проблемам управления региональной экономикой, методам исследования деятельности экономических субъектов.

Изучению проблем мониторинга деятельности экономических субъектов посвящены работы российских и зарубежных экономистов: Афанасьева В. Я, Беляевского И. К., Бильчика B.C., Видяпина В. И., Гизатуллина Х. Н., Дульшикова Ю. С., Козлова JI.A., Лексина В. В., Марковой Н. П., Павленко С. А., Панкрухина А. П., Салова О. А., Суринова А. Е., Брюна Э., Вебера А., Дейана А. Эткинсона Дж. и других.

В работе использованы нормативно-правовые акты Российской Федерации, касающиеся регионального развития, материалы научных конференций и семинаров по изучаемой тематике, материалы периодических изданий, публикации Федеральной службы государственной статистики, Центра экономической конъюнктуры при Правительстве РФ, Банка России по исследуемой тематике, а также информация официальных сайтов экономических ведомств в Интернете. Исследование базируется на применении статистических и аналитических выборок, а также использовании экономико-статистических методов анализа.

Научная новизна проведенного исследования заключается в развитии теоретических и практических подходов к проведению мониторинга экономических субъектов на уровне региона, отработке направлений использования результатов мониторинга в управлении региональной экономикой.

Научная новизна состоит в следующем:

— обобщены и проанализированы механизмы управления региональной экономикой, дана характеристика мониторинга деятельности экономических субъектов, направления его использования для целей разработки обоснованных экономических решений;

— выявлены характерные черты методологических подходов зарубежных и российских экономических ведомств при проведении мониторинга функционирования экономических субъектов;

— сформулированы и обоснованы методологические подходы проведения мониторинга предприятий на уровне субъекта РФ с учетом специфики функционирования региона;

— разработана авторская модель эффективного взаимодействия экономических агентов в регионе в направлении принятия грамотных управленческих решений.

Практическая значимость работы заключается в разработке методологических и практических рекомендаций для использования органами власти субъектов РФ при оценке складывающихся пропорций в регионе, определении узких мест в функционировании экономики, установлении приоритетов дальнейшего развития и принятия обоснованных и взвешенных экономических решений.

В частности, практическую ценность имеют следующие предложения:

— обоснован набор показателей и направлений, по которым целесообразно проводить исследования деятельности экономических субъектов в регионе,.

— определены методы оценки получаемых результатов мониторинга,.

— даны практические рекомендации по использованию результатов мониторинга для получения максимального экономического эффекта.

Апробация и внедрение результатов. Представленная в диссертации методология проведения мониторинга деятельности экономических субъектов апробирована на примере экономических субъектов Калининградской области, использована Администрацией Калининградской области для целей управления региональной экономикой. Материалы диссертации используются в учебном процессе в Балтийском институте экономики и финансов и Калининградском государственном университете.

Результаты исследования в полной мере подтвердили сохраняющуюся диспропорцию в структуре ресурсной базы региональных банков, а также факторы, ограничивающие их активность на кредитном сегменте рынка. В частности, по данным банковской статистики привлеченные средства кредитных организаций Калининградской области на 85% сформированы краткосрочными ресурсами, при этом на депозиты юридических лиц приходится только 7% общей суммы привлеченных средств. Этому в полной мере соответствуют и высказанные предложения предприятий в рамках изучения регионального рынка банковских услуг в части возможности размещения депозитов — только 5% респондентов заинтересованы в размещении ресурсов в банках на депозитных счетах, однако заявленный срок не превышает 6 месяцев.

Что касается кредитования, как традиционного вида банковских услуг, большинство предприятий, участвующих в опросе были ориентированы в своих оценках на получение максимально возможной суммы кредита на максимально возможный срок. В то же время возможности банков по удовлетворению таких запросов были ограничены сформированной краткосрочной ресурсной базой, поэтому около 80% задолженности по кредитам относится к ссудам, выданным на срок до 1 года.

Таким образом, первые результаты проводимого Главным управлением Банка России по Калининградской области анализа рынка банковских услуг свидетельствуют о том, что они имеют практическую ценность как для банковского сообщества, так и для предприятий сектора нефинансовых корпораций.

Такой анализ может быть дополнен информацией со стороны коммерческих банков о спектре предлагаемых услуг и их цене. В частности, коммерческие банки региона в рамках Мониторинга формируют свое предложение услуг, основанное на тарифной политике. Сопоставление двух потоков информации, аккумулированном в одном органе — Главном управлении Банка России по Калининградской Области — позволит увидеть имеющиеся диспропорции в востребованности банковских услуг и их предложении на региональном рынке. Иными словами — сопоставить спрос и предложение банковских услуг на рынке. Такой информацией в совокупности не располагает сегодня никакой другой экономический орган, а ее практическая ценность заключается в возможности оказания влияния на процесс формирования оптимального рынка банковских услуг, адекватных финансовых потоков, а, следовательно, управленческими решениями способствовать развитию региональной экономики. В наиболее общем виде схема такого взаимодействия показана на рисунке 13,.

Первичная информация.

Предприятия нефинансового сектора экономики.

I этап принятия решения — на уровне предприятия.

Главное управление Банка.

России по Калининградской области (2 этап принятия решений).

Коммерческие банки региона.

3 этап принятия решений.

Администрация области, Главы муниципальных образований (по созданию необходимых условий, исключению диспропорции).

1 л ап припи ши решения — решение на уровне коммерческого банка.

Рис. 13. Принятие управленческих решении, но результатам мониторинга предприятий сектора нефинансовых корпораций и банковского сектора региона.

Организация Мониторинга по такой схеме позволит построить 3-этапную модель принятия управленческих решений, а, следовательно, сделать такие решения максимально верными с позиции устранения имеющихся диспропорций.

1 этап принятия решений — полученная и обобщенная Главным управлением Банка России по Калининградской области информация о спросе банковских услуг на региональном рынке и их востребованности предприятиями и организациями на фоне складывающихся общероссийских тенденций направляется непосредственным участникам проводимых опросов — коммерческим банкам и предприятиям. Указанные экономические субъекты на своем уровне (уровне руководителей предприятий) принимают необходимые управленческие решения.

Предприятие, например, проанализировав информацию о предложении банками услуг и спросе на указанные услуги со стороны предприятий, могут получить информацию о том, насколько цена услуг, предлагаемая банком, в котором оно обслуживается, является приемлемой по сравнению со среднерегиональными и общероссийскими тарифами, насколько спектр услуг, предлагаемых своим банком, широк, какие услуги не предлагаются банком, но имеются (предлагаются другими банками) на региональном рынке. Результатом таких рассуждений предприятия могут стать решения в части перехода на обслуживание в другой банк, а также ведение переговоров с банком относительно изменения тарифов (ставок кредитования, тарифов на проведение депозитных или расчетных операций).

Коммерческий банк, получив сводную информацию, может принять решение о внедрении на рынке новой услуги, востребованность по которой высказана в ходе Мониторинга предприятиями, об изменении методики взаимоотношений с предприятиями (например, в части отработки индивидуальных подходов, корректировке стиля взаимоотношений с клиентами), об изменении тарифной политики (снижении или повышении тарифов на услуги).

Такие решения, в некоторой степени, позволят сгладить или нивелировать диспропорции возникающие во взаимоотношениях с клиентами, обеспечить более динамичное развитие как предприятий, так и банков.

2 этап принятия решений — Главное управление Банка России, обобщив информацию предприятий и банков, направляет ее в Банк России. Для Банка России и его территориальных учреждений такая информация позволит корректировать имеющимися в распоряжении методами общее направление развития банковского сектора, в том числе в регионах, будет способствовать укреплению конкурентоспособности кредитных учреждений, а также формированию оптимального рынка банковских услуг с точки зрения их спектра и стоимости. В частности, полученная от всех регионов и обобщенная на уровне России информация позволит корректировать процентную политику Банка России, которая оказывает влияние на установление коммерческих ставок кредитования, а также изменять надзорные требования в части снижения требований по формированию резервов под активы, если они сопряжены с введением или внедрением нового вида банковских услуг и т. д. Таким образом, решения Банка России в основном могут быть связаны с оказанием влияния различными рычагами на банковский сектор.

3 этап принятия решений — направление сводной информации в органы власти субъекта РФ и Глав муниципалитетов позволит оказывать некоторое влияние на развитие сектора нефинансовых корпораций. Это может выражаться в распространении опыта позитивного взаимоотношения между предприятиями и банками, (в рамках различного рода совещаний и консультаций), оказания возможной поддержки банкам, активно развивающим востребованный, но слабо представленный на рынке вид банковской услуги. Формы диалога банковского сектора, предприятий и органов власти может быть самой различной — от совещаний на уровне Администрации до выступлений в средствах массовой информации.

В целом такая форма взаимоотношений и предлагаемая трехступенчатая форма принятия решений позволит обеспечить необходимые условия для развития обоих секторов в регионе, обеспечить единство их интересов.

2 задача. Формирование Банка инвестиционных проектов. Именно в Главное управление стекается информация как от предприятий, так и от коммерческих банков, тем самым оно располагает данными о том, имеется ли у банков свободная ликвидность, имеется ли потребность у предприятий в кредитовании и какова эта потребность.

Главному управлению Банка России по Калининградской области можно в рамках Мониторинга собрать информацию о потребности предприятий в реализации инвестиционных проектов — краткую характеристику проекта, его стоимость, срок окупаемости, рентабельность проекта. Обобщенная информация является информационной базой инвестиционных проектов, получив доступ к которой, банки могут принять решение об участии в проекте.

На уровне Администрации области в рамках реализации программы развития Калининградской области до 2010 года такая информация есть, в настоящее время база насчитывает 149 региональных проектов.

Однако база инвестиционных проектов на уровне Главного управления Банка России по Калининградской области могла бы решить важную задачу — объединении интересов средних и мелких предприятий и средних по размеру коммерческих банков. Преимущества реализации такого предложения следующие:

1. Не секрет, что проекты, имеющие региональное значение и поименованные в Программе развития области до 2010 года — это крупные проекты, на реализацию которых должны быть направлены значительные средства. При этом не все коммерческие банки в регионе могут себе позволить участие в столь грандиозных проектах. По данным банковской статистики, только 4 коммерческих банка региона имеют собственные средства свыше 5 млн. Экю, остальные относятся к категории средних и малых банков. Поэтому кредитование крупных проектов для них невозможно с точки зрения необходимости соблюдения надзорных требований к достаточности капитала. Приемлемой формой является кредитование средних и малых предприятий, что и позволяет сделать база инвестиционных проектов на уровне Главного управления.

2. Проекты развития малых и средних предприятий не являются стратегически важными с точки зрения Программы развития области до 2010 года, однако нужды и потребности этой категории предприятий Могут и должны дойти до коммерческих банков. Особенно это касается малых предприятий и частных предпринимателей.

3. Важное значение для принятия решения об участи в реализации проекта может играть дополнительная информация, направляемая как предприятиям, так и банкам.

В частности, изучение конъюнктурного анализа ситуации в отрасли позволит коммерческому банку сделать обоснованный вывод о том, как себя на фоне складывающейся в отрасли ситуации будет чувствовать предприятие — потенциальный ссудозаемщик. Если динамика развития отрасли благоприятна, то предприятие, относящееся к указанной отрасли, с позиции кредитования является благополучным. Кроме того, рассмотрение ситуации в отраслях, изучение информации о рыночном потенциале и доминировании тех или иных отраслей на рынке является важным инструментом установления новых и изменения действующих лимитов кредитования в отраслевой разбивке. Тем самым могут быть сформированы индивидуальные подходы к конкретному предприятию.

Предприятие, получившее предложение от банка на помощь в реализации инвестиционного проекта, может изучить предлагаемые банком условия, сопоставить их с складывающимися на рынке основными ценовыми пропорциями на банковские услуги и сделать свой вывод о целесообразности дальнейших взаимоотношений с банком, выразившим готовность участвовать в под держке проекта.

В результате такой совместной работы (см. рис. 14) формируются наиболее приемлемые условия взаимоотношений представителей двух секторов, рыночными методами осуществляется согласование их интересов.

При этом взаимодействие конкретного предприятия и банка может не привести к согласованию интересов, в этом случае возможны последующие контакты конкретного предприятия с другим банком, что на схеме изображено двойной стрелкой — неудачная попытка взаимодействия не прекращает участия ни предприятия, ни банка в дальнейшем использовании информации банка инвестиционных проектов.

Рис. 14. Biaiiсоотношений предприятий н коммерческих банков при реализации инвестиционных проектов.

Третье направление. Подготовка прогноза развития региональной экономики. Прогнозирование — самый сложный и непредсказуемый пропесс исследования рынка. Для подготовки достоверного прогноза необходимо детальное изучение всего спектра факторов, оказывающих влияние на развитие рынка. Вместе с тем понятно, что наличие прогнозного инструмента может оказать влияние на принятие необходимых управленческих решений.

Прогноз развития региональной экономики может проводиться Главным на основе изучения темповых характеристик развития отраслей и кредитных организаций и базироваться на использовании Индекса хозяйственной активности (ИХА). Такая работа осуществляется на базе программного продукта, который рассчитывает тенденцию изменения основных, заданных пользователями показателей. Степень обобщения данных может быть различной, зависеть от целей изучения и включать:

— банковский сектор в целом, а также группы отдельно по филиалам иногородних банков и по региональным банкам,.

— региональную экономику в целом, а также отрасли и ли группы предприятий,.

— муниципальные образования области в целом, а также отрасли или группы предприятий в муниципальном образовании.

В качестве основных показателей для подготовки прогноза могут использоваться наиболее существенные данные, характеризующие в комплексном виде деятельность предприятий и коммерческих банков — объем производства, объем реализации продукции, финансовые ресурсы (для предприятий), капитал, работающие активы, вклады населения, остатки на расчетных и текущих счетах, кредитный портфель, вложения в ценные бумаги, прибыль (для коммерческих банков).

В модели реализован количественный подход — на основе темповых характеристик объемных показателей и использования корректирующего коэффициента (корректировка на темп инфляции, сезонные факторы) определяется количественный параметр каждого показателя на заданном временном интервале (обычно до 6 месяцев). Модель функционирует с использованием любого уровня обобщений — коммерческий банк — группа банков — банковский сектор в целом или предприятие — группа предприятий — отрасль производство в целом, что позволяет использовать его и для прогноза предполагаемых количественных параметров деятельности на каждом их уровне обобщений. Особенностью программного комплекса является возможность встраивания для осуществления прогноза любого количества показателей в соответствии с конкретными задачами и целевыми установками пользователей. Прогнозные количественные показатели могут с помощью дополнительного Модуля использоваться для расчетов заданных коэффициентов. Таким образом, в зависимости от целей исследования возможно прогнозирование будущего состояния тех или иных аналитических коэффициентов на основе построенных прогнозов отдельных количественных параметров финансовой отчетности банковских институтов и финансовых анкет предприятий.

Такой подход дает возможность прогнозирования деятельности различных субъектов рынка и в целом динамики развития региональной экономики, моделирования предполагаемого развития событий, что немаловажно для организации эффективных действий по управлению региональной экономикой.

Примеры прогноза развития отдельных отраслей экономики Калининградской области, а также ее отдельных Муниципальных образований представлены в Приложениях 10 и 11.

Важным результативным элементом проведения Мониторинга предприятий является анализ и оценка факторов, оказывающих влияние на развитие экономики. В рамках проводимого мониторинга все факторы, изучаемые в рамках анкетирования подразделяются на внутренние и внешние.

Внешние факторы — это факторы, не зависящие непосредственно от деятельности предприятий и организаций, на которые экономические субъекты не могут оказывать непосредственного влияния. К таким факторам в рамках конъюнктурных и финансовых анкет относятся — изменение условий кредитования, изменении просроченной дебиторской задолженности, изменение экономической конъюнктуры, изменение спроса и влияние курса рубля на деятельность.

Внутренние факторы — это факторы, зависящие от деятельности предприятий, влиянии на которые предприятия могут оказывать. К таким факторам в рамках конъюнктурных и финансовых анкет относятся — обеспеченность оборотными средствами, уровень загрузки производственных мощностей, изменении заказов на внутреннем и внешнем рынках, обеспеченность производства заказами, факторы, определяющие производство.

Группировка оценок, полученных от предприятий по каждой из групп факторов, позволяет оценить степень влияния каждой из групп факторов на развитие региональной экономики в целом, и, как следствие, определить тренд влияния этих факторов на перспективу.

Анализ полученных данных в рамках инвестиционного и конъюнктурного обзора за 2003 год позволил нам сгруппировать факторы и оценить их влияние на деятельность предприятий и региональной экономики в целом.

Как видно из приведенной диаграммы (см. Рисунок 15) влияние на развития региональной экономики внешних факторов имеет тенденцию усиления, поэтому, в ближайшие 3 месяца (в связи с лагом в 3 месяца между причинно-следственной связью в развитии экономических процессов28) динамика влияния факторов существенно не изменится. Такая информация может помочь органам управления (Главам муниципальных образований, Администрации области) в корректировке экономической политики — следует определить какие из внешних факторов, оказывающие влияние на развитие процессов, относятся к разряду негативных и попытаться ослабит влияние этих факторов имеющимися рычагами воздействия.

28 См. параграф 2.3. диссертационной работы.

Рис. 15. Динамика внутренних н внешних факторов, оказывающих влияние на развитие региональной жономнкн.

Важной составляющей анализа является анализ тех же факторов, но в другой классификации — на факторы предложения и факторы спроса. Методика изучения факторов идентична, описанной выше, и заключается в отборе и обобщении оценок предприятий о тех факторах, которые формируют предложение товаров (услуг) на рынке и спрос со стороны экономических агентов на указанные товары (услуги). Анализ строится на основном экономическом правиле — спрос и предложение должны соответствовать, в этом случае формируется позитивная динамика развития. В противном случае (несоответствие между этими категориями) возникают диспропорции, которые выравниваются рынком — например, если предложение продукции превышает спрос, о товары не находят реализации, происходит затоваривание складов, что объективно способствует снижению производства. Анализ факторов спроса и предложения на региональном рынке приведен на рисунке 16.

Рис. 16. Динамика фактории спроса и предложения, оказывающих влияние на развитие региональной экономики.

Таким образом, в большей степени на развитие региональной экономики влияют факторы спроса, при этом степень влияния этих факторов усиливается. Поэтому на этапе анализа именно эти факторы в большей мере оказываю т влияние на развития региональной экономики. При принятии решений в сфере управления экономикой (с уче том сохранения влияния факторов на 3-месячном интервале) они должны быть подвергнуты более тщательному изучению в целях усиления предложения товаров и услуг на рынке для избежания серьезных диспропорций. С этой целью органами управления должны быть задействованы рычаги, стимулирующие развитие производства, или сдерживающие дальнейший рост спроса (например, введением ограничений на присутствие зарубежных покупателей на рынке). В каждом конкретном случае меры и рычаги воздействия должны применяться с учетом возможных последствий их применения.

Определение перспектив дальнейшего развития институциональных характеристик региона можно в некоторой степени отнести к прогнозному подходу. Он основывается на изучении типа рынка в регионе. При прочих равных условиях низкая концентрация рынкаэто возможность появления на нем новых экономических субъектов, а, соответственно, и расширение степени конкуренции. Тем самым, органами власти, принимающими решения по управлению региональной экономикой, может быть сделан вывод о том, что ситуация на региональном рынке складывается достаточно благоприятно, существует спрос. неудовлетворенный предложением, следовательно, в такой ситуации можно задавать вектор дальнейшего развития на рынке.

Например, товарный рынок Калининградской области (на основе коэффициента Герфиндаля-Гиршмана, о котором было сказано выше) не является высококонцентрированным, следовательно, существует потенциальная возможность для расширения присутствия действующих экономических субъектов на рынке, а также для регистрации новых предприятий и организаций на территории области. При этом такой анализ может быть дополнен сопоставлением анализа рынка в регионах, являющихся соседями Калининградской области. Это позволит определить те отрасли экономики, в которых позиция региона является сильной и, наоборот, те отрасли, которые достаточно слабо представлены на региональном рынке.

Анализ рыночной позиции Калининградской области на фоне регионов Северозападного федерального округа представлен в Приложении 12.

По результатам анализа доля Калининградской области, в общей выручке СевероЗападного округа составляет 2,7%. В отраслевом разрезе регион занимает 2 место (после Санкт-Петербурга) по удельному весу выручки предприятий торговли и общественного питания региона в общей выручке — 16,7% и сохраняет высокие качественные показатели. Неплохую позицию имеют предприятия пищевой промышленности — на них приходится 12,9% рынка отрасли. В лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности, несмотря на низкую долю региона в выручке (2,5% - 7 место), по объему произведенной и реализованной продукции область стоит на 3 позиции, что говорит о неплохом качественном уровне предприятий отрасли. В остальных отраслях доля калининградских предприятий невысокая: 1,9% - в машиностроении и металлообработке, 2,9% - в строительстве, 1,3% - в транспортной отрасли.

Анализ рыночной позиции предприятий Калининградской области по сравнению с другими регионами позволяет выделить доминирующие отрасли в регионе, отрасли, имеющие наибольший финансовый и экономический потенциал. Поэтому учет результатов такого анализа должен использоваться органами управления региональной экономикой для формирования необходимых условий их функционирования, возможной поддержке и устранению различных барьеров, в том числе административных, на пути их развития.

Заключение

.

Рассмотрение практических аспектов проведения Мониторинга деятельности экономических субъектов для целей выбора наиболее приемлемых механизмов регулирования экономики региона позволило обобщить практику проведения исследований Банком России и выделить наиболее приемлемые, но требующие дальнейшей детализации методологические особенности:

— исследование деятельности экономических субъектов осуществляется посредством анкетной формы. Исследования проводятся по четырем формам анкет — ежемесячной конъюнктурной, ежеквартальной инвестиционной, финансовой и анкеты о спросе на услуги банков. Анкеты включают смешанные показатели — количественные и качественные. Такое построение анкет позволяет качественные данные подтвердить количественными характеристиками, что значительно повышает ценность получаемых результатов.

— выборка формируется на основе принципа репрезентативности — структура выборки предприятий, участвующих в опросах, должна соответствовать структуре экономических субъектов по отраслям экономики. Кроме того, выборка должна постоянно пополняться с учетом принципа репрезентативности, а также включения в нее структурообразующих предприятий региона.

— благодаря программному комплексу могут проводиться различные группы обобщений предприятий по различным, заданным пользователями признакам — по отраслям, по территориальной принадлежности предприятий, по величине предприятий, по группам предприятий и т. д. В результате проведения различных группировок информации исследователь в зависимости от целей анализа может проводить изучение и аналитическое представление ситуации по каждой из классификаций.

— централизованное обобщение информации на уровне каждого субъекта РФ (на уровне территориальных учреждений Банка России) и на уровне России в целом (на уровне Банка России). Тем самым в рамках Мониторинга Банка России реализован главный принципучет региональной специфики. В сводных результатах присутствуют данные каждого из регионов России. Кроме того, исследователь получает широкие возможности по проведению сопоставлений ситуации, складывающейся в различных регионах, а также с общероссийской ситуацией.

— участие в Мониторинге кредитных организаций позволяет изучать оба сектора (сектор нефинансовых корпорации и банковский сектор) в единстве, находить узкие места и сглаживать имеющиеся диспропорции.

Таким образом, выстроенная система Мониторинга позволяет проводить достаточно широкий спектр исследований с различной степенью детализации и сравнения. Вместе с тем, одной из главных его особенностей является региональная составляющая, что может в полной мере использоваться в каждом из субъектов Федерации для целей управления региональной экономикой.

Вместе с тем, применяемая сегодня методология проведения анализа должна быть усовершенствована с целью получения более точных и достоверных результатов. Таким направлением является изучение аспектов рыночной позиции по субъектам экономических отношений, а также применение весовых коэффициентов при обобщении результатов полученных исследований.

С точки зрения методологии проведения мониторинга анализ рыночной позиции предприятий, определяемый как доля крупнейших продавцов на рынке, может использоваться:

1. На этапе формирования выборки предприятий. Анализ рыночной позиции предприятий позволит выделить отрасли, доля которых на рынке максимальна. Именно предприятия этих отраслей следует считать наиболее динамично развивающимися, а, соответственно и формирующими наибольший финансовый потенциал и наибольшие налоговые поступления в бюджет. Поэтому выборку предприятий следует пополнять, в первую очередь, предприятиями этих отраслей.

2. При определении отраслей для проведения дополнительных (специальных) анкетных опросов. Отрасли, занимающие прочную рыночную позицию, формируют большую часть бюджета субъекта Федерации, поэтому предприятия этих отраслей должны изучаться и анализироваться более детально, их деятельность, финансовые возможности, факторы, оказывающие влияние на их развитие может и должна изучаться в ходе дополнительных анкетных опросов.

3. При установлении весовых коэффициентов предприятиям, отрасли которых доминируют на рынке. Исходя из соображений адекватности оценки, было бы целесообразно присваивать итоговому балансу ответов предприятий, доминирующих на рынке, некий поправочный коэффициент, который следует использовать только при подготовке сводной оценки. Такой методологический подход позволял бы корректировать итоговую оценку и более достоверно оценивать общие результаты и общие выводы. С этой точки зрения изучение рыночного потенциала предприятий — важный этап аналитической работы в перерыве между очередными опросами.

Дополнение методологии сводной оценки изучением аспекта рыночного потенциала предприятий региона и корректировка сводных результатов на поправочный коэффициент позволит сделать результаты анализа более объективными и достоверными, что немаловажно для результатов проводимых исследований.

Результаты проводимых исследований могут иметь важную практическую ценность для целей управления региональной экономикой. В этом отношении основными направлениями практического использования результатов Мониторинга являются следующие.

1. Представление результатов анализа в разрезе отраслей, а также административно-территориальных образований с целью принятия адекватных управленческих решений. Проводимые исследования позволяют:

— иметь более широкий объем информации об участниках экономических отношений,.

— группировать ее в зависимости от целей исследования в отраслевом разрезе или в разрезе муниципальных образований,.

— проводить сопоставления полученных данных со среднерегиональным уровнем,.

— оценивать факторы, оказывающие влияние на различные группы исследуемых субъектов,.

— принимать обоснованные решения, направленные на нивелировку негативных, и усиление позитивных факторов для достижения целей развития на региональном рынке (налоговые рычаги, устранение излишних административных барьеров, облегчение таможенных процедур, ограничение конкуренции на рынке и т. д.).

При этом основным субъектом принятия решений должны стать органы власти, обладающие набором экономических рычагов для воздействия на рынок.

2. Использование результатов Мониторинга предприятий для объединения интересов предприятий сектора нефинансовых корпораций и банковского сектора экономики. Результаты исследований, проводимых Банком России, могут использоваться в двух направлениях:

— оценка предприятиями спроса на услуги коммерческих банков, а также предложения услуг банками на региональном рынке. Главное управление ЦБ РФ по Калининградской области является координатором информационных потоков, обобщает информацию и направляет ее участникам мониторинга. В последующем на основе анализа представленной информации формируется трехступенчатая форма принятия решений — на уровне предприятий и коммерческих банков (на микроуровне), на уровне субъектов РФ и Глав муниципальных образований (на региональном уровне) и на уровне Банка России (на макроуровне). В целом такая форма взаимоотношений и предлагаемая трехступенчатая форма принятия решений позволит обеспечить необходимые условия для развития обоих секторов в регионе, обеспечить единство их интересов.

— создание Банка инвестиционных проектов на уровне Главного управления Банка России по Калининградской области, которая могла бы решить важную задачуобъединении интересов средних и мелких предприятий и средних по размеру коммерческих банков. При этом важное значение для принятия решения об участии каждого из субъектов в реализации проекта может играть дополнительная информация, имеющаяся в Главном управлении и направляемая как предприятиям, так и банкам по анализу конъюнктурных изменений в отраслях региональной экономики, инвестиционной активности предприятий, спросе на услуги банков.

3. Прогноз развития региональной экономики и факторов, оказывающих влияние на ее динамику. Это направление практического использования результатов проводимого Банком России мониторинга строится на применении Индекса хозяйственной активности. В основе расчета количественный подход — на основе темповых характеристик объемных показателей и использования корректирующего коэффициента (корректировка на темп инфляции, сезонные факторы) определяется количественный параметр каждого показателя на заданном временном интервале (обычно до 6 месяцев). В последующем темповые характеристики отдельных показателей обобщаются в единый темповой индекс. Главная особенность такого метода — возможность поведения различного рода классификаций и обобщений, что значительно повышает ценность аналитических выводов и результатов. Такой подход дает возможность прогнозирования деятельности различных субъектов рынка и в целом динамики развития региональной экономики, моделирования предполагаемого развития событий, что немаловажно для организации эффективных действий по управлению региональной экономикой. Дополнением к указанной методике является изучение и прогнозирование влияния различных групп факторов (внешние и внутренние, спроса и предложения).

И, наконец, важной составляющей анализа является сопоставительный анализ рыночного потенциала региона с другими регионами России, имеющими схожую отраслевую структуру, особенности или находящиеся территориально в непосредственной близости. Учет результатов такого анализа может использоваться органами управления региональной экономикой для формирования необходимых условий функционирования, предприятий, возможной поддержке и устранению различных барьеров, в том числе административных, на пути их развития.

Вместе с тем, результаты анализа должны быть должным образом использованы, т. е. «переложены» на реальные экономические условия с целью достижения максимального экономического эффекта. Для этого в диссертации была отработана схема эффективного взаимодействия организаций Калининградской области в рамках Стратегии развития реального h финансового секторов экономики. Главными достоинствами указанной модели являются:

— организация взаимодействия между различными организациями, обществами (например, Союз промышленников и предпринимателей), бизнесом и властью в направлении аккумуляции информационных потоков, которыми они располагают. В частности, результаты мониторинга предприятий являются одной из составляющих всего информационного поля. разграничение специализации организаций при выполнении своих функций в реализации Стратегии. Это позволяет максимально четко осуществлять взаимодействие по линии постановки задачи или оценки эффективности и принятия решений.

— обеспечение взаимодействия интересов реального (через Союз промышленников и предпринимателей) и финансового (через Координационный финансовый центр) секторов экономики.

— обеспечение тесной обратной связи между органами власти (в лице комитетов Администрации области) и представителями экономического сообщества региона.

Такая модель должна способствовать главному — соединению интересов всех представителей экономического сообщества региона, а, соответственно, исключению конфликта интересов власти, бизнеса и населения.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.Н. Калининградская область: социально-политические и геополитические аспекты общественной трансформации 90-х гг. СПб.: Нестор, 1998.
  2. Г. Местное самоуправление: к концептуальному обоснованию главных задач в сфере экономики// Российский экономический журнал. 1999. № 3.3. Америка. 1987, № 362.
  3. В., Реализация муниципальной промышленной политики// Российский экономический журнал. 2002. № 9.
  4. Н., Курбатова М. Взаимодействие региональной администрации и бизнеса в процессе использования ресурсов региона// Вопросы экономики. 2003. -№ 11.
  5. И.К. Маркетинговое исследование: информация, анализ, прогноз. -М.: Финансы и статистика, 2002.
  6. B.C. Приграничная экономика: Монография. Калининград: Изд-во КГУ, 2001.
  7. B.C. Захаров В. Ф. Региональная экономика. Калининград- «Янтарный сказ», 1998.
  8. В., Самсон И., Федоров Г. Калининградский полюс интеграции, Калининград: Изд-во КГУ, 2000.
  9. Большой экономический словарь. Под ред. А. Н. Азрилияна. М.: «Институт новой экономики», 1998.
  10. Э. Региональная наука и понятие региона: вводные элементы// Вестник Балтийского научного центра. 1997.
  11. В.И. Основы региональной экономики. Ростов на Дону: Книжный дом «Университет», 2000
  12. Бюллетень банковской статистики. ЦБ РФ, 1999−2004.
  13. А. Теория размещения промышленности. М.: Центр, 1926.
  14. А.И. Региональная экономика и управление. М.: ЮНИТИ-М, 2002.
  15. Х.Н. Проблемы выбора оптимальной структурной политики региона// Общество и экономика. 1994. № 7−8
  16. С. Основа обеспечения экономической безопасности страны и альтернативный реформационный курс//. Российский экономический журнал. 1997. № 1.
  17. С. Жукова М. Потенциал региональной бюджетно-налоговой политики// Российский экономический журнал. 2002. № 8.
  18. А.Г. Основы региональной экономики. М.: Высшая школа экономики, 2000.
  19. А., Зайцева Ю. Производство и использование ВРП: межрегиональные соотношения// Российский экономический журнал. 2003. — № 1.
  20. Г. В. Управление региональной экономикой. -М.: ИНФРА-М, 2002.
  21. А. Изучение рынка. Санкт-Петербург.: Нева, 2003.
  22. Ю.С. Региональная политика и управление. М.: Изд-во РАГС, 2001
  23. М. Потенциал малого предпринимательства и экономика российских регионов// Российский экономический журнал. 2003. — № 9−10.
  24. В.Г. Российский регион в центре Европы // Вопросы экономики. 2001. № 11.
  25. В. П. Инвестиционные механизмы регионального развития. Калининград: Янтарный сказ, 2001.
  26. В.П. Организация и финансирование инвестиций. Калининград: Янтарный сказ, 2000.
  27. В.П., Пустовгаров В. И., Федоров Г. М. Пространственное развитие экономики и расселения региона. Калининград: Изд-во КГУ, 2002.
  28. В.П., Федоров Г. М. О стратегии развития Калининградской области в условиях расширения НАТО и Европейского союза на Восток // Проблемы внешней и оборонной политики России: 2002- № 9.
  29. Золотогоров В. Г Энциклопедический словарь по экономике. Минск.: Полымя, 1997.
  30. В. В. Программно-стратегическое развитие Приморского региона России. Теория, методология, практика. Калининград: Изд-во КГУ, 2003.
  31. В.В., Самойлова Л. Б. Свободные экономические зоны в зарубежных странах и России. Калининград: Янтарный сказ, 1999.
  32. В.Г., Бутов В. И. Регионоведение (экономика и управление). Учебное пособие. М.: Тесса- Ростов-на-Дону: Изд. Центр «МарТ», 2000.
  33. Инвестиционный рейтинг регионов России // Эксперт. 2002. № 45.
  34. Калининградская область: географические аспекты регионального развития: Сборник научных трудов. Калининград, 1996.
  35. Калининградская область: диагностика кризиса/ Под. Ред. И. Самсона. -Калининград, 1998.
  36. Калининградская область: регион сотрудничества. 2002—2003. М.: Издательский дом «Русская Европа», 2002.
  37. Калининградская область России и расширение ЕС. Проблемы общеевропейской интеграции. Аналитический доклад. Калининград: Изд-во КГУ, 2003.
  38. Калининградская область в цифрах: Статистический сборник / Калинингр. обл. комитет госстатистики. Калининград, 2003.
  39. Калининградский регион 2010. Потенциал, концепции и перспективы/ Под ред. И. Самсона. Гренобль: Ун-т Пьера Мендеса Франса, 2000.
  40. Калининградский регион: особенности экономики и предпринимательской деятельности. Калининград: Изд-во КГУ, 2002.
  41. Калининградский социум в европейском контексте / Под ред. А. П. Клемешева. Калининград: Изд-во КГУ, 2002.
  42. Калининградский эксклав: оценка условий и результатов развития. М.: Ин-т экономики РАН, 1999.
  43. У. Экономическое пространство Балтийского региона. Хельсинки: Отава, 1996.
  44. А.П., Козлов С. Д., Федоров Г. М. Особая территория России. Калининград: Изд-во КГУ, 2003.
  45. А.П., Козлов С. Д., Федоров Г. М. Остров сотрудничества. Калининград: Изд-во КГУ, 2002.
  46. А.П., Федоров Г. М., Алимпиева А. В. Калининградский социум: проблемы консолидации и стратификации // Регион сотрудничества. Вып. 2 (20). Калининград: Изд-во КГУ, 2003.
  47. JI.A. Экономические проблемы регионов и региональная структурная политика России//Российский экономический журнал. 1997. № 3.
  48. Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию. Утв. Указом Президента Российской Федерации от 1 апреля 1996 г. № 440.
  49. С.В. Калининград: мегапроект для Большой Европы // Вест ник аналитики. 2003. № 4 (14).
  50. В.В. Региональная экономическая политика. М.: «РДЛ», 2001.
  51. Г. В. Калининградская область РФ и Республика Белоруссия: состояние и перспективы сотрудничества // Проблемы внешней и оборонной политики России: Сб. ст. Вып. 6. М.: РИСИ, 2000.
  52. О.В. Федеральная экономическая политика в отношении экс-клавного региона // Вопросы экономики. 2001. № 11.
  53. Кузнецова О.В., May В. А. Калининградская область: От «непотопляемого авианосца» к «непотопляемому сборочному цеху»: Взгляд из России / Комитет «Россия в объединенной Европе». М., 2002.
  54. В. Региональная политика России: концепции, проблемы, решения/ТРоссийский экономический журнал. 1997. № 3
  55. В. Шевцов А. Общероссийские реформы и территориальное развитие// Российский экономический журнал. 1999. № 4.
  56. В. Шевцов А. «Незаметная реформа»: передача социальных объектов в муниципальную собственность// Российский экономический журнал. 1998. № 1−2.
  57. В. Региональная политика России: концепции, проблемы, решения//Российский экономический журнал. — 1994. № 2.
  58. Н. Региональная политика государства на современном этапе// Экономист. 1996. № 11.
  59. Механизмы управления развитием региона. Под ред. Афанасьева В. Я. М.: Луч, 2001.
  60. Н. Инвестиционная политика: диалектика федерального и регионального уровней // Российский экономический журнал. 2000. — № 1.
  61. Наблюдаемая экономика: попытка количественных измерений. Под редакцией Суринова А. Е. М.: «Финстатинформ», 2003.
  62. Обзор экономической политики в России за 2002 год / Бюро экономического анализа. М.: ТЕИС, 2003.
  63. Об особой экономической зоне в Калининградской области. Сборник нормативных актов. Калининград.: «Янтарный сказ», 1998.
  64. С. Регионы и региональная политика// Вопросы экономики. 1994.9.
  65. Н.В. Региональное развитие России и задачи региональной политики// География в школе. -1994. № 1.
  66. В.В., Жданов В. П., Федоров Г. М. Калининградская область: видение и перспективы развития // Вопросы экономики. 2001. № 11.
  67. Приоритеты управления региональной экономикой. Под ред. Афанасьева В. Я. М.: Луч, 2001.
  68. В.И., Жданов В. П., Федоров Г. М. Экономика и расселение Калининградской области. Калининград: Изд-во КГУ, 2001.
  69. Региональная политика: цели и стратегия// Экономика и жизнь. 1993. № 22.
  70. Региональная экономика/ Под ред. М. В. Степанова. М.: ИНФРА-М, 2000.
  71. Региональные аспекты формирования рыночных механизмов: Межвузовский сборник научных трудов. Калининград: Изд-во КГУ, 1995−2000.
  72. Региональные финансы и кредит. Под редакцией Сергеева Л. И. Калининград, БИЭФ, 1998.
  73. Регионоведение/ Под ред. Т. Г. Морозовой. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ-М, 1998.
  74. Регионы России. М: Госкомстат России, 1997.
  75. Региональная экономика/ Под ред. Н. Г. Кузнецова, Т. Г. Тяглова. Ростов на Дону: Феникс, 2001.
  76. Российская экономика в 2001 году. Тенденции и перспективы. М.: ИЭПП, 2002.
  77. И.Л. Природно-ресурсное районирование России//География и природные ресурсы.-1997. № 1.
  78. О.А., Королева-Конопляная Г.И. Местное самоуправление: историческая практика и современность. М.: Экономика, 2003.
  79. И., Елисеева И. Новый образ Калининградской области // Вопросы экономики. 2003. № 2.
  80. М. Цветков В. Интегральная оценка меры социально-экономического благополучия . российских городов: новая методика и результаты//Российский экономический журнал. 2001. № 5−6.
  81. С. Критерии определения статуса территорий приоритетного развития// Экономист. 1994. № 7.
  82. Н. Калининград в условиях объединения Европы: вызов и ответ // Вопросы экономики. 2001. № 11.
  83. Н.В., Жуков С. В. Калининградский анклав в Европе: заплыв против течения. Диагностика состояния и возможностей экономического развития. М.: Ин-т Восток — Запад, 2003.
  84. И.Ю. О взаимодействии федеральных и местных властей в региональных экономических программах.//США: экономика, политика, идеология. — 1994. № 1.
  85. Стратегия социально-экономического развития Калининградской области как региона сотрудничества на период до 2010 года / Администрация Калининградской области. Калининград, 2003.
  86. С. Методические проблемы прогнозирования приоритетов и последствий государственной региональной политики// Российский экономический журнал. -2000. № 2.
  87. С .Д. Стратегическое управление регионом. Калининград: Янтарный сказ, 2000.
  88. В. Приграничные регионы как субъекты приграничного сотрудничества// Российский экономический журнал. -1999. № 2.
  89. Ф.С. Инвестиционный потенциал региона: Теория. Проблемы. Практика. М.: Экономика, 1999.
  90. Управление экономикой (Словарь-справочник). М.: Экономика, 1986.
  91. Управление экономическим и социальным развитием области. Киев: Наук. Думка, 1987.
  92. А., Рязанова JI. Разработка прогнозов социально-экономического развития регионов с использованием комплексной имитационной модели// Российский экономический журнал. — 2000. № 2.
  93. Г. М., Зверев Ю. М. Внешние связи как фактор устойчивого раз вития эксклавного региона. На материалах Калининградской области // География и окружающая среда. СПб.: Наука, 2003.
  94. Г. М., Зверев Ю. М. Калининградские альтернативы. Калининград: Изд-во КГУ, 1995.
  95. Г. М., Зверев Ю. М. Социально-экономическое и геополитическое развитие Калининградской области. Калининград: Изд-во КГУ, 2002.
  96. Г. М. Экономическое и социальное развитие Калининградского региона и зарубежных посткапиталистических стран Балтийского региона: Опыт сравнительного анализа.- Калининград: Калининградский университет, 1996.
  97. Г. М., Зверев Ю. М., Корневец B.C. Российский эксклав на Балтике: Калининградская область в балтийском экономическом пространстве.- Калининград, 1997.
  98. Г. М., Корневец B.C. Балтийский регион: социально-экономическое развитие и сотрудничество. Калининград: Янтарный сказ, 1999.
  99. Т.Н., Корнеевец B.C. Балтийский регион. Калининград: Янтарный сказ, 1999.
  100. Финансовый менеджмент: теория и практика. Учебник/ Под. Ред. Е. С. Стояновой. М.: Изд-во «Пероспектива», 2002.
  101. Г., Иванова JI. К применению автоматизированных средств прогнозирования регионального развития// Российский экономический журнал. 2000. -№ 2.
  102. А.П., Федоров Г. М. Калининградская область: регион сотрудничества. Калининград: Янтарный сказ, 2000.
  103. М.А., Жданов В. П., Федоров Г. М. Эффективность и совершенствование механизма Особой экономической зоны в Калининградской области. Калининград: Изд-во КГУ, 2003.
  104. А.Е., Яковлева E.JI. Принципы организации особых экономических зон в Российской Федерации // Бюро экономического анализа // Информ.-аналит. бюллетень. 2003. Сент. № 46.
  105. Экономика России: три года после кризиса / Минэкономразвития Рос сии. М., 2002.
  106. Экономическая теория: Учебник/ Под общей редакцией В. И. Видяпина, А. И. Добрынина, Г. П. Журавлевой, Л. С. Тарасевича. М.: ИНФРА-М, 2003.
  107. Экономическая теория. Под редакцией В. Д. Камаева. М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000.
  108. Дж., Уилсон Й. Стратегический маркетинг: ситуации, примеры. М.: Юнити, 2001.
  109. Официальный сайт Банка России www.cbr.ru
  110. Официальный сайт журнала «Эксперт» www.expert.ru
  111. Официальный сайт Швейцарского Международного Института стратегического развития www.imd.ch
  112. Официальный сайт агентства «Интерфакс» www.interfax.ru
  113. Официальный сайт консалтинговой компании KPMG (www.kpmg.com')
  114. Распределение регионов России по уровням социальной напряженности и социального неблагополучия*.
  115. Степень социального неблагополучия Социальная напряженность
  116. Низкая Пониженная Средняя Повышенная Высокая
  117. Низкая Чувашия Приморский край Карелия Камчатская область
  118. Пониженная Рязанская Кировская Удмуртия Архангельская Ивановская Калужская Костромская Ярославская Нижегородская Астраханская Московская Хабаровский край Омская Амурская Сахалинская Г. Санкт-Петербург г. Москва Северная Осетия
  119. Повышенная Вологодская Новгородская Орловская Курская Ленинградская Тульская Мордовия Белгородская Тамбовская Волгоградская Иркутская Саратовская Краснодарский край Пермская Томская Калининградск ая Читинская
  120. Высокая Курганская Псковская Ростовская Калмыкия Свердловская Тюменская Тува Якутия Коми Дагестан
  121. Методика расчета: Петров Н. В. Региональное развитие России и задачи региональной политики. География в школе, 1994, № 1
  122. Перечень организаций, ведущих экономические исследования и обобщающиеданные во Франции
  123. Парижская торгово-промышленная палата2. Банк Франции
  124. Центр изучения торговли и распределения (CECOD)
  125. Французский центр по внешней торговле (CFCE)
  126. Генеральный комиссариат по планированию6. центр изучения условий жизни (CREDOC)
  127. Управление по облагораживанию городских территорий (DATAR)
  128. Французская федерация франчайзинга (FFF)
  129. Институт изучения торговли и потребления (ICC)
  130. Французский институт изучения магазинов самообслуживания (IFLS)
  131. Национальный институт изучения промышленной собственности (INPI)
  132. Национальный институт статистики и экономических исследований (INSEE)
  133. Министерство экономики и финансов
  134. Министерство промышленности
  135. Министерство сельского хозяйства
  136. Французская ассоциация посредников в области информации (AF2i)
  137. Консультационно-маркетинговая компания (поставка информации, издание ежегодника, подготовка досье по заданной теме, сбор данных относительно конкурентов) (FLA Consultants)
  138. Система показателей программы конъюнктурных обследований, проводимых Центром экономической конъюнктуры при Правительстве РФп/п Показатели Индикаторы1 Период изменения2 Шкала измерения3
  139. Средняя численность работников В, С, М Ф К
  140. Численность занятых В, С, М Ф, Т, Б 1, Р
  141. Уровень загрузки производственных мощностей В, С, М Ф I
  142. Использование производственных мощностей В, С, М Ф, Т, Б Р, 1
  143. Выпуск основного вида продукции В, С, М Т, Б Р
  144. Спрос на продукцию предприятия В, С, М Т, Б Р
  145. Спрос на продукцию предприятия на внешнем рынке В, С Т, Б Р
  146. Объем экспортных сделок В, С Т, Б Р
  147. Объем импортных поставок В, С Т, Б Р
  148. Инвестиции в том числе иностранные В, С Т, Б Р
  149. Инвестиции в основной капитал В, С Ф N
  150. Запасы сырья и материалов В, С Ф, Т, Б Р, О
  151. Запасы готовой продукции В, С, М Ф, Т, Б р, о
  152. Портфель заказов В, с Ф Р, о
  153. Обеспеченность производственными мощностями относительно ожидаемого спроса (в ближайшие 6 месяцев) в, с Ф О
  154. Конкурентоспособность основного вида продукции В, С Ф р
  155. Цены на сырье и материалы В, С, М Т, Б р
  156. Цены на готовую продукцию В, С, М Т, Б р
  157. Обеспеченность финансовыми ресурсами В, С, М Т, Б N, Р
  158. Просроченная задолженность в, с, м Т, Б N, Р
  159. Прибыль (убыток) в, с, м Т, Б Р
  160. Финансовая ситуация в, с, м Ф, Т, Б Р
  161. Факторы, ограничивающие производство в, с, м Ф N
  162. Экономическая ситуация В, С, М Ф, Т, Б Р
  163. Причины изменения численности работников S, c Ф N
  164. Альтернативные формы расчетов s, c Т, Б N, Р
  165. Причины осуществления наличных расчетов s, c Ф N
  166. Цели предполагаемых инвестиций S, H Ф N
  167. Факторы, сдерживающие осуществление инвестиций S, H Ф N
  168. Состояние инновационной деятельности S, H Ф Р
  169. Причины осуществления инновационной деятельности S, H Ф D, N
  170. Цели проведения инноваций S, H Ф N
  171. Мероприятия по осуществлению инновационной деятельности S, H Ф N
  172. Источники финансирования инновационной деятельности S, H Ф N
  173. Затраты на инновационную деятельность (в S, H Ф Iот прибыли)
  174. Результаты инновационной деятельности S, H Ф N, Р
  175. Факторы, сдерживающие инновационную деятельность S, H Ф N1. Индикаторы:
  176. В основные (задаются регулярно) S — специальные (задаются по мере необходимости) М — ежемесячных обследований С — квартальных обследований Н — полугодовых обследований2 Период изменения:
  177. Т изменения в текущем периоде по сравнению с прошлым периодом Б — изменения в будущем периоде по сравнению с текущим периодом Ф — состояние на момент обследования3 Шкала измерения:
  178. К — количественная N номинальная I — интервальная Р — порядковая D — бинарная О — отношения
  179. Образец анкеты опроса руководителей экономических, финансовых и социальных ведомств субъектов РФ о состоянии экономики региона Центром экономическойконъюнктуры при Правительстве РФ
  180. Название субъекта Наименование организации, департамента1. Российской Федерации1. Адрес, телефон1. Уважаемый коллега!
  181. ОЦЕНКА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ В РЕГИОНЕ
  182. Инвестиции в основной капитал1. Иностранные инвестиции 1. Экспорт продукции региона 1. Прибыль организаций
  183. Доля убыточных организаций
  184. Объем налоговых поступлений: в федеральный бюджетв консолидированный бюджет региона
  185. Задолженность организаций по обязательным платежам: в федеральный бюджетв консолидированный бюджет региона 1. Уровень безработицы
  186. Реальные денежные доходы населения1. Потребительские цены
  187. Стоимость жилищно-коммунальных услуг1. Оборот розничной торговли
  188. Объем платных услуг населению1. ОЦЕНИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, ПЕРСПЕКТИВЫ ИСПОЛНЕНИЯ КОНСОЛИДИРОВАННОГО БЮДЖЕТА РЕГИОНА В 2004 ГОД
  189. По итогам 2004 года ожидается: Затрудняюсь ответитьпрофицит бюджета бездефицитное исполнение бюджета дефицит бюджета1. Продолжение Приложения 4
  190. Ш. КАКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ОБЪЕМАХ НАЛОГОВЫХ ПОСТУПЛЕНИЙ В КОНСОЛИДИРОВАННЫЙ БЮДЖЕТ РЕГИОНА ВЫ ОЖИДАЕТЕ В 2004 ГОДУ ПО СРАВНЕНИЮ С 2003 ГОДОМ1. Ростзначительныйнезначительный
  191. Усиление налогового администрирования
  192. Работа с организациями -крупнейшими налогоплательщиками
  193. Снижение налоговой нагрузки на организации и сокращение Масштабов теневой экономики
  194. Повышение эффективности управления государственной собственностью
  195. Проведение структурных реформ в экономике
  196. Создание благоприятных условий для предпринимательской деятельности и сокращение административных барьеров
  197. Увеличение объемов заимствований на финансовых рынках
  198. Повышение денежных доходов населения и потребительского спроса1. Затрудняюсь ответить
  199. V. КАКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ОБЪЕМАХ ЗАДОЛЖЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ ПО ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ ПЛАТЕЖАМ В КОНСОЛИДИРОВАННЫЙ БЮДЖЕТ РЕГИОНА ВЫ ОЖИДАЕТЕ В 2004 ГОДУ ПО
  200. Рост Сохранение объемов поступлений на уровне 2003 года Снижениезначительный незначительный незначительное значительное
  201. VI. УКАЖИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, НАИБОЛЕЕ ЗНАЧИМЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАСХОДОВ КОНСОЛИДИРОВАННОГО БЮДЖЕТА ВАШЕГО РЕГИОНА В 2004 ГОДУ (отметьте не более 4 -х позиций).
  202. Поддержка инвестиционной деятельности в реальном секторе экономики1. Дорожное строительство
  203. Обеспечение функционирования жилищно-коммунального хозяйства
  204. Оказание поддержки сельскохозяйственным организациям •1. Северный завоз
  205. Выплата заработной платы бюджетникам и обеспечение социальных выплат
  206. Развитие отраслей социальной сферы (кроме ЖКХ)
  207. Финансирование «федеральных мандатов» (расходных полномочий, переданных из федерального центра)1. Улучшение экологии1. Затрудняюсь ответить
  208. VII. ОЦЕНИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, УРОВЕНЬ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНА В ПРОВЕДЕНИИ НАЛОГОВО-БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ В 2004 ГОДУ
  209. Достаточный Требующий некоторого повышения самостоятельности Недостаточный Затрудняюсь ответить
  210. VUI. КАКИМ ОБРАЗОМ, ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ, ИЗМЕНИЛИСЬ ФИНАНСОВЫЕ УСЛОВИЯ ИСПОЛНЕНИЯ ПЕРЕДАННЫХ РЕГИОНУ РАСХОДНЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ В 2004 ГОДУ ПО СРАВНЕНИЮ С
  211. Условия улучшились Ситуация не изменилась Условия ухудшились Затрудняюсь ответить1. ОЦЕНИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, ДОСТАТОЧНО ЛИ ЧЕТКИМИ ЯВЛЯЮТСЯ КРИТЕРИИ И ПРОЦЕДУРЫ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ ПОМОЩИ ИЗ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА С 2003 ГОДА
  212. Да Ситуация в последние годы улучшилась, но требуется внесение корректив Нет Затрудняюсь ответить
  213. X. УКАЖИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, НА КАКОЙ ФИНАНСОВОЙ ОСНОВЕ СЛЕДУЕТ ВЫСТРАИВАТЬ
  214. На основе оказания регионам финансовой поддержки из федерального бюджета На основе совершенствования распределения консолидированного сбора налоговых платежей между федеральным и региональным уровнями Затрудняюсь ответитькоидиденциальность гарантируется
  215. Объем произведенной продукции, тыс.руб. Среднесписочная численность, человек
  216. Пояснения к заполнению анкеты сиотри на оборотецентральный банк российской федерации
  217. Как Вы оцениваете экономическое положение Вашего предприятияхорошееудовлетворительное плохое
  218. Как Вы оцениваете изменение объема производстваувеличился не изменилсяуменьшился | |отсутствовал | |
  219. Как Вы оцениваете изменение объема отгруженной продукцииувеличился не изменился уменьшилсяотсутствовал
  220. Как Вы оцениваете изменение запасов готовой продукцииувеличились не изменились • уменьшилисьотсутствуютв. Как Вы оцениваете уровень запасов готовой продукции избыточные достаточные недостаточныеотсутствуют
  221. Как изменился объем заказов на Вешу продукцию на внутреннем рынкеувеличился не изменился уменьшилсяотсутствуют
  222. Как изменился объем заказов на Вашу продукцию на внешнем рынкеувеличился не изменился уменьшилсяотсутствуют
  223. Э.Как Вы оцениваете обеспеченность Вашего производства заказами высокая | Iудовлетворительная | Iнизкая ' |отсутствуют
  224. Как изменился уровень загрузки производственных мощностей увеличился не изменился уменьшился
  225. Как изменились цены на Вашу готовую продукциюувеличились не изменилисьуменьшились ||
  226. Кек изменились издержки производстваувеличились не изменилисьуменьшились
  227. Как изменился объем денежных средств, которыми Вы респолагалиувеличился не изменилсяуменьшился
  228. Как изменилась величина просроченной кредиторской задолженностиувеличилась не изменилась уменьшилась отсутствуетую продукт %твадств, котор! %нои кредиттрасли %ротными срусловия кре %шои дебито >1. Код отрасли1. Код предприятия.
  229. Факторы, воздействующие на производство
  230. Как по Вашему мнению изменились риски хозяйственной деятельностиувеличились | Iне изменились I Iуменьшились | |не знаю I |
  231. Как изменился спрос на продукцию отраслиувеличился не изменилсяуменьшился
  232. Как изменилась обеспеченность оборотными средствамиулучшилась не измениласьухудшилась
  233. Как по Вашему мнению изменились условия кредитованияулучшились не изменилисьухудшились. .
  234. Как изменилесь величина просроченной дебиторской задолженностиувеличилась не изменилась уменьшилась отсутствует
  235. Как Вы оценивеете влияние рисков хозяйственной деятельности значительное умеренное слабое отсутствует
  236. Как Вы оцениваете влияние спросе значительное умеренное слабоеотсутствует
  237. Как Вы оцениваете влияние обеспеченности оборотными средствами значительное умеренное слабоеотсутствует
  238. Как Вы оцениваете влияние условий кредитования значительное умеренное слабоеотсутствует
  239. Как Вы оцениваете влияние просрочаннои~дебиторской задолженности значительное умеренное слабоеотсутствует
  240. Как повлияло изменение валютного курса рубля на хозяйственную деятельность Вашего предприятия позитивно на повлияло негативно
  241. Ваши ожидания на ближайшую перспективу
  242. Как изменится, а следующие 3 месяца объем производства продукции увеличится не изменится уменьшится
  243. Как изменится в следующие 3 месяца спрос на продукцию предприятия увеличитсяне изменится | Iуменьшится | |
  244. Как изменятся в следующие 3 месяца цены на готовую продукцию предприятияувеличатся не изменятсяуменьшатся
  245. Как изменится в следующие 3 месяца потребность в заемных ресурсах увеличится не изменится уменьшитсяотсутствует
  246. Как изменится в следующие 3 месяца численность занятых на предприятииувеличится не изменится уменьшитсян ооъем пра спрос на i %а цены на г %а потребно! |в численноцентральный банк российской федерации
  247. Главное управление по Калининградской области
  248. ЙЙЦЦуН, Д 6 1У н6яЬ (1)й 2UU1 г. факс 57−12−61конфиденциальность гарантируется
  249. МОНИТОРИНГ ПРЕДПРИЯТИИ -1 Э квартал 2001 г.
  250. Объем товарообороте, тыс.руб. Среднесписочная численность, человек
  251. Пояснения к заполнению енкеты смотри на обороте1. Код отрасли1. Код предприятия
  252. Как изменилось финансовое состояние Вашего предприятия в текущем квартале улучшилось не изменилось ухудшилось
  253. Уровень использования производственных мощностей на Вашем предприятии составил (в%) Г~
  254. З.На какой период времени обеспечена заказами Ваша производственная программа (месяцы) Г
  255. Ю.Как изменилась инвестиционная активность Вашего предприятиявозросла | Iне изменилась | Iснизилась | |отсутствовала Ц
  256. В какой форме осуществлялись инвестиции на Вашем предприятии11. вложения в здания и сооружения12. вложения в машины и оборудование13. лизинг и аренда14. инвестиции в дочерние компании15. долгосрочные финансовые вложения?? ?? ??? ? ?
  257. Как изменится финансовое состояние Вашего предприятия в следующем квартале улучшитсяне изменится ухудшится не знаюцентральный банк российской федерации
  258. Главно* управление Банка России по Калининградской области8
  259. Конфиденциальность гарантируется
  260. Объем товарооборота, тыс.руб. Среднесписочная численность занятых, чел.1. Просьба вернуть анкету до
  261. МОНИТОРИНГ ПРЕДПРИЯТИЙ -11 ЗА 9 месяцев 2003 годаГ
  262. Просим Вас привести данные по следующим показателям:1.II
  263. Выручка (нетто) от продажи1 Внеоборотные активы2 Основные средства3
  264. Доходные вложения в материальные ценности
  265. Долгосрочные финансовые вложения
  266. Инвестиции в дочерние и зависимые компании6 Запасы7
  267. НДС по приобретенным ценностям
  268. Дебиторская задолженность (платежи ожидаются более чем через 17 мес. после отчетной даты)
  269. Дебиторская задолженность 9 (платежи ожидаются в течение12 мес. после отчетной даты)
  270. Просроченная дебиторская задолженность
  271. Краткосрочные финансовые вложения12 Денежные средства13 Общая величина активов14 Капитал и резервы15 Убытки
  272. Долгосрочные обязательства17
  273. Краткосрочные обязательстватом числе Кредиты банкове том числе Кредиты банков19 Займы и кредиты20
  274. Кредиторская задолженность22
  275. Просроченная кредиторская задолженность23 Чистые активы
  276. Собственные средства для. финансированиядолгосрочных инвестиций и финансовых вложений25
  277. Средняя ставка по кредитам банков, полученным в рублях
  278. Средняя ставка по кредитам 26 банков, полученным в иностранной валюте1.27 товаров, продукции, работ, услуго Доля бартера и зачетов в выручке предприятия (в %)29
  279. Затраты, произведенные предприятием
  280. Доля постоянных затрат в об30 |цих затратах предприятия (в%)31 Проценты к уплате32 Проценты к получению
  281. Доходы от участия в других организациях
  282. Прибыль (убыток) от продаж
  283. Прибыль (убыток) до налогообложения36 Чистая прибыль (убыток)37
  284. Дивиденды на акции предприятия
  285. Какой метод учетной политики используется на Вашем предприятии39 метод амортизации (1, 2, 3, 4 или 10) метод оценки запасов (5, в, 7 или 10) метод определения выручки от продаж (8, 9)
  286. Применяется ли на Вашем предприятиибюджетное финансирование (дотации) -да /нет
  287. К какому типу относится баланс Вашего предприятия (А, В, или С)
  288. Центральный Банк Российской Федерации Главное управление (Национальный банк*)
  289. Спрос на банковские услуги 1 квартал 2003 г.
  290. Итог баланса, тыс, руб | Код участника
  291. Объем выручки, тыс.руб. | КодОКВЭД
  292. Численность работников, чел. | Код ОКОНХ1Оцените возможность получения Вами услуг кредитных организаций (КО) Высокая | | Отсутствует1. П. Ваш выбор КО изменился91. Средняя ?1. Низкая2.0цените Вашу потребность в услугах КО Высокая Средняя НизкаяП
  293. З.К.1К изменился и.1.11 спрос ли услуги КО Увеличился
  294. Увеличили Не изменили Уменьшили Нсалняли
  295. Услугам" какого числа КО Вы пользовались?11 12 m31 | а сд болве41 I
  296. Услугами каких КО н как часто Вы пользовались?
  297. Российских КО в регионе Часто Редко Никогда
  298. Местных (региональных) КО П? ?
  299. Филиалов местных КО? ? ?
  300. Филиалов КО из других регионов О ?
  301. Российских КО в других регионах О п ?1. Иностранных КО? о U ?
  302. Как часто Вы обращались в КО за получением новых услут?0 | 1 I раз | | 2 | | от 3 до 5 | 15 и более
  303. В избранны)! Вами КО преобладал следующий уровеньобслуживания качеств услугвысокий | | высокий |средний I средний | Jнизкий низкий1. Нет1. Не изменился 1—1. Уменьшился 4.0цсните Башу активность в использовании услуг КО 1. Высокая ?1. Средняя 1. Низкая
  304. Оценнте степень удовлетворенности Вашего спроса на услуги КО1. Высокая LJ Отсутствует1. Средняя? ?1. Низкая б. Как изменили использование Вами услуг КО следующие факторы
  305. Какие факторы определили Ваше решение
  306. Наличие опыта сотрудничества
  307. Уверенность в финансовом положении КО
  308. Предложение КО новых видов услуг
  309. Изменение условий оказания услуг
  310. Наличие у КО опыта внешнеэкономических операций
  311. Применение КО компьютерных технологий1. Удобное расположение КО
  312. Знакомство с руководителями КО1. Участие в капитале КО
  313. Уровень квалификации персонала КО
  314. Требование Вашей головной компании
  315. Рекомендации Ваших партнеров1. С13,Были ли характерны для КО, с которыми Вы сотрудничаете
  316. Да -для всех Да -для части Не были
  317. Быстрота решений Оперативность обслуживания Учет специфики отрасли Анализ Ваших потребностей Гибкость в оказании услуг Удобный режим работы Вежливость персонала
Заполнить форму текущей работой