Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Особенности государственного регулирования аграрного сектора экономики в условиях ее трансформации

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Острейшей проблемой является тяжелое финансовое положение ряда сельскохозяйственных товаропроизводителей, которое характеризуется: незначительными денежными поступлениями от реализации продукции из-за низкого уровня цен на нее и ограничений сбытанехваткой собственных оборотных средств для сезонного финансирования производства и недоступностью банковского кредитавысокой кредиторской… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I.
  • Глава II.
  • Специфика функционирования АПК в переходной экономике

Аграрные отношения: содержание и особенности развития в транзитивной экономике Реформирование аграрного сектора экономики в условиях становления рыночных отношений Организационно-экономические формы агробизнеса и специфика государственного АПК в трансформационной

Необходимость регулирования экономике

2.1. Причины необходимости государственного регулирования аграрного сектора в переходной экономике

2.2. Особенности и формы регулирования государством аграрных отношений в транзитивной экономике

2.3. Роль государства в становлении и развитии конкурентных отношений в аграрном секторе экономики

Особенности государственного регулирования аграрного сектора экономики в условиях ее трансформации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Современный этап социально-экономического развития России и ее регионов характеризуется коренным преобразованием всей системы общественных отношений.

Командно-административная модель хозяйствования, хотя и противоречиво, постепенно заменяется рыночной. Трансформационные процессы в определенной мере охватили и аграрные отношения. Можно утверждать, что агропромышленный комплекс, в том числе основное его звено — сельское хозяйство, уже втянуты в систему рыночных отношений.

Реформирование аграрного сектора экономики страны началось с принятием в 1990 году законов «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» и «О земельной реформе». Законодательное декларирование многообразия форм собственности и способов хозяйствования на земле дало возможность для преобразований земельных отношений на принципах рыночной экономики.

В ходе аграрной реформы меняются организационно-экономические, финансовые и правовые условия агропромышленного производства. Сельскохозяйственные товаропроизводители получили право самостоятельного выбора организационно-экономических форм хозяйствования, планирования своей производственной деятельности, распоряжения произведенной продукцией и доходами.

Появился ряд новых форм хозяйствования, основанных на частной и коллективно-долевой собственности на землю и имущество. В настоящее время в РФ функционируют более 270 тысяч крестьянских фермерских) хозяйств, в том числе в Республике Татарстан около 2,0 тысяч. Формирование полисистемы форм собственности и соответственно многообразия способов хозяйствования становится в современных условиях базой развития сельскохозяйственного производства.

Регулирование экономики является важной функцией государства в условиях рыночного хозяйствования. Государственное регулирование осуществляется в интересах всего общества для активизации всех форм деятельности и ограничения негативных процессов в экономике. Оно должно затрагивать интересы и проблемы хозяйственной и социальной сферы всех регионов страны, способствовать их развитию.

Государственное регулирование предусматривает общие правила экономической деятельности и предполагает ответственность за соблюдение этих правил. В то же время государственное регулирование обеспечивает самостоятельную деятельность всех экономических структур, то есть вмешательство государства в условиях рыночной экономики является ограниченным.

Вместе с тем, мировой опыт свидетельствует, что сельское хозяйство эффективно функционирует лишь при всесторонней поддержке его государством.

За счет средств государственного бюджета осуществляется дотирование и компенсация части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей, им предоставляется существенная помощь по рассрочкам платежей по кредитам, льготы в налогообложении. Во всех развитых странах государственная поддержка аграрному сектору экономики осуществляется в двух основных формах: прямой — дотация из государственного бюджета, косвенной — с помощью цен на сельскохозяйственную продукцию.

Осуществление экономических реформ в АПК и новые формы регулирования государством аграрных отношений выдвигают новые задачи и проблемы.

Необходимость научного осмысления происходящих существенных изменений в аграрном секторе экономики, а также разработка теоретических и практических рекомендаций по ускорению реформ в отрасли, устойчивое развитие аграрно-промышленного комплекса на ближайшее будущее и на перспективу является актуальным и имеет приоритетное значение для роста экономики страны в целом.

На основе вышеизложенного можно сделать вывод: сегодня есть потребность перехода от краткосрочных задач оперативного характера к разработке стратегии и целевых программ развития аграрного сектора российской экономики, формирования сбалансированного рынка продовольствия с учетом спроса и предложения, обеспечивающего продовольственную безопасность страны. Научное обоснование долгосрочной стратегии развития аграрного сектора представляется особенно важным в условиях все возрастающего дефицита материально-технических ресурсов.

В этой связи тема диссертации, безусловно, является актуальной, обладает новизной и практической значимостью.

Состояние изученности проблемы. Разработкой теоретических и прикладных проблем аграрных отношений занимаются отечественные и зарубежные ученые — аграрники, представляющие различные научные школы и направления. Ими разработаны теоретические концепции, научно-практические рекомендации и предложения по преобразованию земельных отношений, форм собственности и способов хозяйствования, а также методы управления и некоторые другие актуальные проблемы аграрного сектора экономики. В числе ученых, внесших теоретико-методологический вклад в отечественную экономическую науку, следует назвать Л. И. Абалкина, А. Г. Аганбегяна, В. Д. Андреянова, С. И. Андреева, Е. Н. Ведута, Ф. Г. Газизуллина, Н. Д. Колесова, Г. Я. Кузнецова, Л. П. Куракова, М. И. Куркина, Р. А. Нугаева, В. В. Радаева, Т. В. Погодину, И. К. Смирнова, И. И. Столярова, А. Ш. Хасанову, А. В. Чаянова, С. И. Шарапова, Г. И. Шмелева, Ю. В. Яковца и других.

Существующие проблемы, как правило, рассматривались исследователями чаще в прикладном аспекте, при этом не затрагивались специфические особенности развития аграрного сектора в условиях перехода на рыночные отношения, либо анализировались в связи с исследованиями иных фундаментальных экономических процессов и отношений. В этой связи следует назвать работы М. Ахмадеева, В. Ф. Башмачникова, И. Н. Буздалова, A.M.

Емельянова, В. К. Мамутова, Р. Ф. Муратова, Р. Т. Нагаева, Н. Я. Петракова, П. Д. Половинкина, JI.M. Рабиновича, Н. М. Якушкина, Е. Г. Ясина и других.

Вместе с тем в экономической литературе пока еще слабо освещены вопросы, раскрывающие особенности государственного регулирования в аграрном секторе экономики, а также проблемы развития отрасли в условиях становления рыночных отношений. В последнее время на страницах периодической печати стали появляться работы, посвященные проблемам реформирования агропромышленного сектора. При этом неправомерно упускалось из виду, что их практическая реализация возможна лишь посредством активизации человеческого фактора на селе. И эффективное осуществление государственного регулирования аграрного сектора находится в тесной зависимости от качества внутрихозяйственной деятельности на основе оптимального сочетания личных и общественных интересов.

Несмотря на возрастающее внимание исследователей к проблемам реформирования аграрных отношений и роли государства в регулировании деятельности аграрного сектора, в трактовке содержания, форм проявления новых организационно-экономических структур остается немало дискуссионных вопросов и противоречивых толкований, требующих дальнейшего анализа. В трансформационной экономике существенно отличаются методологические подходы к исследованию, казалось бы, идентичных вопросов и делаются различные, порой противоречащие, выводы.

Вышесказанное позволяет сделать вывод об актуальности избранной темы исследования как в теоретическом, методологическом, так и в практическом аспектах.

Целью данного исследования является: во-первых, выявление и анализ специфики государственного регулирования АПК в переходной экономикево-вторых, теоретическое обоснование практических рекомендаций, ускоряющих внедрение новых организационно-экономических форм хозяйствования и усиление роли государства в становлении и развитии конкурентных отношений в аграрном секторе экономики.

В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи:

— раскрыть содержание аграрных отношений и его особенности в переходной экономике;

— обосновать возможность и необходимость внедрения новых организационно-экономических форм хозяйствования в аграрном секторе экономики;

— выявить и проанализировать особенности регулирования государством аграрных отношений в условиях их трансформации.

— обосновать роль государства в создании конкурентной среды в аграрном секторе экономики;

— разработать и методологически обосновать предложения по государственному регулированию аграрного сектора в переходной экономике с учетом региональных особенностей.

Предметом исследованияявляются экономические отношения в АПК и их особенности в современных условиях.

Объектом исследования являются организационно-экономические формы агробизнеса в переходной экономике.

Теоретической и методологической основой исследования послужили труды отечественных и зарубежных ученых — экономистов по проблемам аграрных отношений.

Методология исследования базируется на применении методов диалектики, экономико-статистического анализа и экспертных оценок (нормативного, балансового, сравнительного, выборочного и других). Использованы системный, структурно-уровневый, функциональный методы анализа.

В качестве информационной базы использованы законодательные акты Государственной Думы РФ и Государственного Совета РТ, постановления Правительства РФ и РТ, данные годовых отчетов сельскохозяйственных предприятий, материалы Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан, справочные материалы.

Научная новизна диссертационной работы заключается в выявлении и анализе специфики государственного регулирования в аграрном секторе экономики в переходный период, образующем новый аспект в исследовании аграрных отношений, состоящий в усилении роли государства в становлении и развитии новых организационно-экономических форм хозяйствования и создания конкурентной среды, а также в сочетании экономических и социальных целей, приобретающих особое значение в аграрной сфере в период ее реформирования.

Основные положения новизны исследования конкретизируются в следующем:

— выявлены особенности аграрных отношений в переходной экономике, состоящие в сочетании существовавших и вновь формирующихся способов хозяйствования на основе полисистемы форм собственности;

— дан анализ новых основных организационно-экономических форм хозяйствования в аграрном секторе экономики (крестьянские (фермерские) хозяйства, акционерные общества открытого и закрытого типа, малое предпринимательство и др.) и методологически обоснована возможность и необходимость их внедрения в отрасли с учетом локальных (местных) особенностей;

— выявлены и исследованы особенности государственного регулирования аграрных отношений в период их трансформации, состоящие в необходимости одновременного решения экономических и социальных задач на селе посредством разработки приоритетных федеральных и региональных целевых программ, конкретизирующих и обеспечивающих их (задач) решение;

— выявлены причины неудовлетворительной динамики развития конкурентных отношений в АПК (весьма слабое развитие антимонопольных отношений в аграрном секторе экономики, все еще остающаяся в современных условиях традиционная аграрная политика, в том числе, кредитно-налоговая, и некоторые другие) и методологически обосновано усиление активной роли государства в создании соответствующей конкурентной среды в этой отрасли;

— на основе анализа существующей в современных условиях диспаритетной ценовой политики в аграрном секторе экономики (чрезмерно низкие цены на сельскохозяйственную продукцию и неоправданно высокие на промышленную: технику, горючее и т. п.) обоснована необходимость вмешательства государства в процессы ценообразования в АПК в целях сокращения объективно убыточных сельскохозяйственных предприятий;

— доказана приоритетная роль сельскохозяйственной продукции в обеспечении продовольственной безопасности страны;

— систематизированы новые и существенно обновленные ранее существовавшие организационно-экономические формы агробизнеса;

— обоснован вывод, что в условиях трансформационных процессов целесообразно в качестве показателей эффективности агробизнеса включать в бизнес-план наряду с экономической и социальной эффективностью научно-техническую, предполагающую получение новых научных и технологических результатов на основе их апробирования на практике.

Теоретическая значимость диссертации состоит в том, что основные положения и выводы могут быть использованы:

— в дальнейших исследованиях по проблемам аграрных отношений и их государственного регулирования;

— в учебном процессе в темах, относящихся к аграрным проблемам, и соответствующих спецкурсах;

— при разработке государственных федеральных и региональных целевых программ по дальнейшему реформированию аграрного сектора экономики.

Практическая значимость результатов исследования.

Обоснована рекомендация о необходимости создания механизма ценообразования в АПК, который позволил бы нивелировать диспаритет цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию. Также рекомендовано обеспечить гарантированный сбыт и закуп сельскохозяйственной продукции, позволяющих реализовать и приобретать товары без посредников с гарантиями поставок и их оплаты.

Кроме того, предложено в механизме распределения выручки от реализации произведенного продовольствия между сельскими товаропроизводителями, перерабатывающими и торговыми предприятиями учитывать вклад, уровень использования ресурсного потенциала, создание условий для дальнейшей модернизации и развития каждой подотрасли АПК. Таким механизмом могло бы стать создание на добровольной основе объединения сельскохозяйственных, перерабатывающих и торговых предприятий, работающих от конечного результата с установлением директивного согласия названных партнеров (подотраслей) фиксированного соотношения их доходов от реализации конкретных видов продовольствия с корректировкой закупочных, оптово-отпускных цен по мере изменения розничных цен на основные виды продовольствия.

Следует поддержать развитие межфермерской кооперации в различных сферах деятельности, включая кредитно-финансовую.

Целесообразна разработка и принятие программы развития малого и индивидуального предпринимательства на селе, что позволит более интенсивно решать их производственные и социальные проблемы, а также обеспечит занятость и самозанятость населения и необходимый уровень доходов. С учетом такой особенности сельскохозяйственного производства, как его сезонность, для обеспечения круглогодичной постоянной занятости целесообразно возродить и создать условия для развития народных промыслов.

Обоснована рекомендация о создании фонда пополнения материально-технической базы АПК за счет отчисления 0,5% от суммы реализованной продукции, как это делается в зарубежных странах. Предложено также более интенсивно развивать социальную сферу села, для чего передать объекты соцкультбыта на содержание государства, применять гибкую систему налогообложения для предприятий, вкладывающих средства в развитие сельских территорий.

Считаем целесообразным осуществлять таможенную политику в интересах защиты отечественных производителей сельскохозяйственной продукции путем своевременного установления таможенных тарифов и квота также введение для товаропроизводителей единого сельскохозяйственного налога с уплатой его один раз в год в четвертом квартале.

Апробация результатов исследования.

Основные результаты исследования получили одобрение на научно-практических и научно-методических конференциях в гг. Казань («Потребительская кооперация: Проблемы и пути решения» — 2002 г.- «Актуальные проблемы совершенствования учебной и научной деятельности в высшей школе» — 2003 г.- «Совершенствование преподавания в высшей школе» — 2003 г.) — Саратов («Роль кооперации в социально-экономической жизни общества» — 2003 г.), Мурманск.

Усиление борьбы с бедностью — стратегия и социальная миссия потребительской кооперации" - 2003 г.).

Ряд практических рекомендаций внедрены в практику аграрного сектора Республики Татарстан (см. справку о внедрении).

Основные положения диссертации нашли отражение в 7 публикациях.

Объем и структура диссертации.

Диссертация общим объемом 146 страниц состоит из введения, двух глав, содержащих 6 параграфов, заключения, списка использованной литературы (195 наименований) и 16 приложений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

На основе проведенного нами исследования обобщены следующие краткие выводы.

1. В результате преобразований в сельском хозяйстве почти 70% сельхозугодий перешло в частную собственность. Основными производителями товарной сельскохозяйственной продукции являются крупные предприятия, которые существенно изменили хозяйственное поведение: стали более адекватно реагировать на рыночные сигналы, учитывать спрос, искать выгодные каналы сбыта продукции. Идет процесс становления сектора крестьянских (фермерских) хозяйств, который хотя и остается небольшим по объемам производства (около 2,0%), но дает более 4% ВВП республики.

Развитие личных подсобных хозяйств увеличило возможности самообеспечения населения продуктами питания, что в период переустройства общества способствует сохранению социальной стабильности.

2. Вместе с тем, как показал анализ, негативные тенденции (давление властных структур на становление и развитие новых организационных форм хозяйствования) на местах не позволили полностью реализовать потенциал новых форм хозяйствования на селе и добиться роста эффективности сельскохозяйственного производства.

В силу низкой рентабельности в сельском хозяйстве в большей мере, чем в других отраслях, произошло сокращение производственно-технического потенциала. Отсутствие необходимых денежных поступлений привело к уменьшению закупок новой техники и оборудования, физической амортизации значительной части основных средств сельхозпредприятий. Поэтому даже при расширении спроса на отечественную продовольственную продукцию рост ее производства сдерживается ресурсными ограничениями.

3. Особенно актуальна проблема эффективности использования земель. В ходе анализа состояния сельхозугодий на примере Республики Татарстан обоснованы приоритетные направления деятельности по их улучшению с помощью использования адаптивных систем природопользования, восстанавливания севооборотов, оптимальной структуры посевных площадей, снижения агротехнической нагрузки и других организационно-хозяйственных мер.

4. Острейшей проблемой является тяжелое финансовое положение ряда сельскохозяйственных товаропроизводителей, которое характеризуется: незначительными денежными поступлениями от реализации продукции из-за низкого уровня цен на нее и ограничений сбытанехваткой собственных оборотных средств для сезонного финансирования производства и недоступностью банковского кредитавысокой кредиторской задолженностью, в основном по льготным государственным кредитам, платежам в бюджет всей уровней и внебюджетные фонды. Основная часть этих долгов приходится на пени и штрафы за просроченные платежи, так как существующая система налогообложения недостаточно учитывает сезонный характер производства и поступления финансовых ресурсов в сельском хозяйстве.

5. Особенности аграрных отношений в переходной экономике состоят в сочетании существовавших ранее, но сохранивших еще свое позитивное значение, и вновь формирующихся способов хозяйствования на основе полисистемы форм собственности.

6. Специфика государственного регулирования аграрного сектора экономики в условиях его реформирования заключается в том, что необходимо одновременно решать экономические и социальные задачи, накопившиеся на селе в течение десятилетий. Средством решения этих сложных задач в современных условиях становятся разработки приоритетных федеральных, региональных, локальных (местных) и внутрихозяйственных целевых программ, в которых конкретизируются решаемые проблемы и определяются их финансовое, кадровое и иное обеспечение.

7. Важной является задача обеспечения оптимального использования собственных, кредитных и бюджетных ресурсов, что позволит рационально использовать имеющиеся средства, придаст финансово-кредитному механизму гибкость и возможность быстро реагировать на изменения в условиях производства. Целесообразно создание эталонного ценового механизма, в котором были бы устранены диспаритет цен на сельскохозяйственную и материально-техническую продукцию промышленных предприятий и соблюдены паритет цен на все виды продукции, что будет способствовать решению проблемы.

К оборота основных видов сельскохозяйственной продукции и сократить количество посредников, доли неучтенного товарооборота.

Отсюда непрогнозируемое ценообразование, незаконная торговля, недостаток денежных средств и потеря источников финансирования. Необходимо создать механизм ценообразования в АПК и систему гарантированного сбыта и закупок сельскохозяйственной продукции, позволяющих продавать и приобретать товары без посредников, с ^ гарантиями поставок и их оплаты.

8. Сложившаяся в аграрном секторе ситуация и ее последствия тесно связаны с самоустранением государства от процесса ценообразования, несмотря на то, что оно обладает мощными экономическими рычагами, используя которые можно влиять на уровень цен, их динамику, размеры фонда оплаты труда без административного участия в этом процессе, а на чисто рыночной основе. В качестве таких рычагов выступает система налогов, дифференцированных в зависимости от уровня плодородия земли (единый земельный налог) и фонда заработной платы. Эти рычаги оказались бездействующими, в то время как в высокоразвитых странах Запада и Америки они активно применяются, и никто не считает это нарушением рыночных отношений.

9. В механизме распределения выручки от реализации производимого продовольствия между сельскими товаропроизводителями, перерабатывающими и торговыми предприятиями, следует учитывать вклад каждого звена в достижение конечного результатауровень использования ресурсного потенциала создание условий для дальнейшей модернизации и развития производства. Таким механизмом могло бы стать создание на добровольной основе объединения сельскохозяйственных, перерабатывающих и торговых предприятий, работающих от конечного результата, с установлением директивно, с согласия названных партнеров, фиксированного соотношения их доходов от реализации конкретных видов продовольствиякорректировкой закупочных оптово-отпускных цен по мере изменения розничных цен на основные виды продовольствия.

10. Анализ эффективности работы сельскохозяйственных предприятий показал, что более устойчивое экономическое положение имеют те из них, которые с учетом конъюнктуры рынка создали в рамках предприятия относительно замкнутый цикл «производство переработка — реализация». Это позволяет им продавать без посредников значительное количество продукции и получать дополнительные доходы, обеспечивающие рентабельность производства.

11. В аграрном секторе экономики широкое развитие получают к межфермерская кооперация в различных сферах деятельности, включая кредитно-финансовую. Это направление в деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств следует поддержать. Принятие законопроекта «О кредитных кооперативах» помогло бы стимулировать развитие кредитной кооперации на селе.

12. Малый бизнес в АПК играет важную социальную роль, обеспечивая самозанятость населения и благоприятную социальную обстановку, формирует жизненно необходимый уровень доходов, способствует проявлению инициативы и предприимчивости работников. Но, несмотря на позитивные тенденции развития малого предпринимательства в последние годы, малый бизнес продолжает испытывать на селе серьезные трудности: недостаточность собственных финансовых средств, усложненность порядка получения кредитов, механизма взимания налогов и платежей и т. д. Следовательно, целесообразно принять программу развития малого и индивидуального предпринимательства на селе. Это позволит эффективно решать многие производственные и социальные проблемы малых предприятий: зоотехнического, ветеринарного, агрономического обслуживания, организации материально-технического снабжения и системы кредитования, реализации продукции и многих других жизненно важных вопросов. f.

13. Аграрному сектору в укреплении экономического состояния предприятий необходимы специалисты-менеджеры, активно осваивающие принципы хозяйствования в рыночных условиях, владеющие инструментом перестройки внутрихозяйственных отношений, новыми технологиями и методами ведения хозяйства, способные обеспечить оптимизацию использования ресурсов, финансовый и инвестиционный анализ хозяйств.

14. Социальная инфраструктура села в значительной мере продолжает оставаться на содержании у сельхозпредприятий, увеличивая их непроизводственные расходы, ухудшая финансовое состояние.

Сложность проблемы заключается и в том, что в сельской местности, кроме сельскохозяйственной деятельности, практически нет других источников дохода. Это заставляет руководителей сельхозпредприятий сохранять избыточную численность работников для поддержания социальной стабильности на своей территории, что ведет к снижению производительности труда и общей рентабельности отрасли. Учитывая сезонность занятости сельского населения целесообразно возродить и развить народные промыслы на селе.

15. Основные меры государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей определены в.

Федеральном законе «О государственном регулировании агропромышленного производства», принятом в июле 1997 г. Однако на практике этот закон во многих регионах Федерации не исполняется, а меры государственной поддержки села с каждым годом урезаются.

В Республике Татарстан была разработана и последовательно реализовалась система государственного и иного экономического воздействия на проведение экономической реформы и финансовой ^ поддержки сельскохозяйственного производства. Ежегодно из республиканского бюджета сельскому хозяйству выделяются более 10% от общей суммы, а это 1,8−2,0 млрд руб.

16. Государство активно участвует во всех процессах, связанных с регулированием рынка, как это делается в развитых странах, и:

— осуществляет антимонопольную ценовую политику на рынке энергоносителейпроизводит закупочные и товарные интервенции сельскохозяйственной продукции за счет средств федерального бюджета, устанавливая при этом закупочные цены, определят объем стратегических запасов, стабилизируя цены на рынке путем продажи продукции из этих запасовпроводит авансирование и кредитование сельскохозяйственных товаропроизводителей и переработчиков за счет средств, выделенных на обеспечение продовольствием военных и приравненных к ним спецпотребителейстимулирует использование крестьянами интенсивных технологий, компенсируя им часть стоимости минеральных удобрений, гербицидов, других средств защиты растений.

Целесообразно в РФ:

— создать фонд пополнения материально-технической базы АПК за счет отчисления 0,5% от суммы реализованной продукции, как это сделано в лучших западных странах;

— интенсивно развивать социальную сферу села, для чего передать объекты соцкультбыта на содержание государства, применять гибкую систему налогообложения для вкладывающих средства в развитие сельских территорийпроводить таможенную политику в интересах защиты отечественных производителей сельскохозяйственной продукции путем ^ своевременного установления таможенных тарифов и квотввести для товаропроизводителей единый сельскохозяйственный налог с уплатой его один раз в год в четвертом квартале.

Предлагаемые в рамках рассматриваемых в диссертации меры не являются исчерпывающими. Однако, они крайне необходимы в условиях сохранения, а в ряде случаев и предотвращения нарастания негативных тенденций в агропродовольственной системе РФ и РТ. Без их реализации невозможно устранить остающееся крайне сложным финансово-экономическое положение большинства сельскохозяйственных товаропроизводителей, противостоять дальнейшему ухудшению инвестиционного климата в АПК и как следствие — спад производства и нарастание кризисных явлений в аграрном секторе экономики страны.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации. М.: Юрайт М, 2000. — 48с.
  2. Закон РФ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» и «О земельной реформе» от 23.05.03 № 63 ФЗ // Российская газета, 3 июня 2003 г.
  3. Закон РФ «О залоге», от 29.05.92 г. № 2872−1. Ведомости СНГ и ВСРФ, 11.06.92 № 23, с. 1239.
  4. Закон РФ «О страховании», от 27 ноября 1992 г. № 1415 // Российская газета от 12.01.03 № 6.
  5. Закон РФ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации"// Экономика и жизнь. 1995. № 25−26.
  6. Закон РФ „О государственном регулировании агропромышленного производства“, от 14 июля 1997 г.
  7. Закон РФ „О сельскохозяйственной кооперации“ от 11.06.03 № 73 ФЗ.// Российская газета, 17 июня 2003 г.
  8. Закон РФ „О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации“, от 20 июля 1995 г. № 115-ФЗ.
  9. Закон РФ „Об обороте земель сельскохозяйственного назначения“, 2002 г. новый сборник законов РФ (с изм. и доп.). -М.: Славянский дом книги, 2002.
  10. Указа Президента России „О реализации конституционных прав граждан на землю“, от 7 марта 1996 г. № 337.
  11. Земельный Кодекс РФ по состоянию на 1 апреля 2003 г. М., „Проспект“, 2003. 79с.
  12. Постановление Верховного Совета СССР о введении в действие Закона СССР „О собственности СССР“.— М.: Ведомости съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета, от 14 марта 1990 г. № 11
  13. Послание Президента Российской Федерации В. В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации // Российская газета, 17 мая 2003 г.
  14. МОНОГРАФИИ И НАУЧНЫЕ СТАТЬИ
  15. Л.И. Роль государства в становлении и регулировании рыночной экономики // Вопросы экономики, 1997 г., № 6. 4−6.
  16. С., Ястребова О. Государственная поддержка в регионах: состояние и проблемы реорганизации // Вопросыэкономики, 2001 г., № 5. С. 113−125.
  17. И.М., Емцов Р. Г. Холопов А.В. Государственная экономическая политика. М.: Дело и сервис, 1998 г.
  18. А. Управление агропромышленным производством нуждается в совершенствовании правовой основы // Экономист. -2001. -№ 3.-С. 83−89.
  19. Арданн Филипп, Франция: государственная система. Пер. с франц. М.: Юрид. лит., 1994.
  20. В.Д. Россия экономический и инвестиционный р потенциал. М. „Экономика“, 1999. 662с.
  21. Анализ и моделирование экономических процессов переходного периода в России. Выпуск 2 Новосибирск. 1996. — 216 с.
  22. Антикризисное управление от банкротства к финансовому оздоровлению./ Под ред. Г. П. Иванова. М., 1995.
  23. Антикризисный менеджмент. / Под ред. А. Г. Грязновой. М., 1999.
  24. Г. В. Государственной службе научное обновление. //Государственная служба в Российской Федерации: концепция, опыт, проблемы. М.: РАУ, 1993.
  25. М., КузнецовП., Исаева П. Кризис платежей в России: щ, что происходит на самом деле?// Вопросы экономики 1995- № 8.1. С. 52−68.
  26. М. Некоторые вопросы развития многоукладной аграрной экономики в Татарстане // АПК: экономика и управление. 1993. — № 4. — С. 37.
  27. Банкротство предприятий и кредитных организаций: Сб. актов и прак. рекомендаций. М. 1999.
  28. Г. Перспективы АПК// Экономист, 1997, № 9.33 С.81−85.
  29. В. Устанавливая „правила игры“ на земельном рынке// Вопросы экономики, 2001, № 8. С. 92.-97.
  30. Бикмуллин A. J1., Протасова JI.E. Государственное регулирование экономики и экономическая политика. Казань: Изд.-во КФЭИ, 2000. — 264с.
  31. Г. Шмадт С. Экономический анализ инвестиционных проектов// Пер. с англ. М. 1997.
  32. Большой экономический словарь/ Под. ред. А. Н. Азрилияна. 5-е изд. доп. и перераб. — М.: Институт новой экономики, 2002. -1280с.
  33. И. Частная собственность на землю основа эффективного сельского хозяйства// Вопросы экономики, 2000, № 7. — С.35.-39.
  34. А.В. Предпринимательство. М.: Дело, 1999. — 640с.
  35. Е.Н. Государственные экономические стратегии. М.: Рос. Экон. акад. 1998.
  36. Вклад российских экономистов в формирование и развитие теорий государственного регулирования экономики. Учебно-методическое пособие // Под ред. Г. Н. Сорвиной. М.: Изд-во РАГС. 1997.
  37. И. Факторы устойчивого развития сельскохозяйственного производства// Экономист, 2001, № 7. С. 78−85.
  38. Взгляд на реформы и регулирование экономики // Вопросы экономики. № 6, 1997.
  39. Р.Ф., Кликич J1.M., Зарипов И. Ш. Формы бытового обслуживания сельского населения. Уфа, Изд.-во „Центр ОГАУ“, 1999.-С. 122.
  40. Ф.С. Совершенствование хозрасчетных отношений на предприятиях агропромышленного комплекса: Автореф. д-ра экон. наук. Казань, 2003. — 37с.
  41. И. Регулирование цен в АПК// Экономист, 2001, № 2. -С. 86−91.
  42. А. Экономические механизмы регулирования агропромышленного комплекса// Экономист, 1998, № 6. С. 94−96.
  43. А. АПК долгосрочный стратегический потенциал. // „Экономика России: XXI век“, № 10 январь 2003 г.
  44. А. Состояние и перспективы производства продовольствия // Экономист, 2001, № 5. С.4−10.
  45. А. Государственное регулирование рыночной экономики: федеральный, региональный и муниципальный уровни. М.: Изд-во РАГС, 1998.-С.66.
  46. А. Крупные сельскохозяйственные организации и интегрированные агропромышленные формирования — локомотивы экономического роста в сельском хозяйстве. // „Крестьянские ведомости“, 10/12. 2002.
  47. Государственные приоритеты НТП и механизм их реализации. М.: Изд-во РАГС, 1993.
  48. Государственное регулирование экономики и совершенствование законодательства // „Экономико-правовой вестник“. Казань № 1 и 2, 1999. С. 20−22.
  49. Государственное регулирование рыночной экономики. М. „Экономика“ 2000. С. 21
  50. P.P. Сельскохозяйственная кооперация и агропромышленная интеграция в пореформенной России. // Российский экономический журнал 1997.-№ 9. С. 66 — 75.
  51. P.P. Новый этап аграрного кризиса: содержание и последствия.// Российский экономический журнал. 1998.-№ 6.57 С. 26−37.
  52. Р. Еще раз о коллизиях движения к земельному рынку // Российский экономический журнал, 2001, № 2. С. 29 — 32.
  53. Р. Отечественный АПК: мнимые и реальные экспортные возможность // Российский экономический журнал, 2001, № 8. —60 С. 35 42.
  54. М.П. Социально-педагогическая поддержка сельского населения. М.: Изд-во АСОП и Р. 2000. — 89с.
  55. Д. Экономическая теория и цели общества. М., 1979. С. 352−323.
  56. В.А. Стратегия реформирования агропромышленного комплекса: На примере Республики Беларусь: Дис. .докт. экон. наук. 08.00.05.- М., 1997. 400с.
  57. Д.Н. Современная микроэкономика: анализ и применение/ Пер. с англ. М.: 1999.
  58. В. Продовольственный комплекс России: переход к рынку, мировой опыт// МЭиМО 1994. № 11.
  59. Г. Связи сельскохозяйственных предприятий и государственного бюджета// Экономист, 2001, № 4. С. 87−91.
  60. В.М. Лизинг.Ростов Н/Д.: Изд. во „Феникс“, 1999.
  61. Доходы и потребление домашних хозяйств в 2002 году (материалы выборочных обследований). М.: Госкомстат РФ. 2000.
  62. А. Регулируемый рыночный оборот земли и частная собственность на землю// Вопросы экономики, 2001, № 8.70 С. 80 84.
  63. А. Российские аграрные реформы: от Сталыпина до наших дней// Вопросы экономики, 2001, № 11. С. 140 — 149.
  64. А. Коллизия становления многоукладное&trade- аграрного сектора экономики// Российский экономический журнал, 2001, №№ 5−6.-С. 47−59.
  65. А. Регулируемый рыночный оборот земли и частная собственность на землю // „Вопросы Экономики“, № 8, 2002.74 С. 73−79.
  66. А. Земельный вопрос в системе российских реформ // Экономист, 2001. № 6. С. 3−12.
  67. Земельные отношения в переходный период, экономика и право. -М.: Энциклопедия российских деревень. 2001. С. 22.
  68. В.П. Реформирование АПК, ресурсный потенциал, эффективность аграрного производства // АПК на пути к рынку: проблемы реформирования и эффективности. Казань: Изд-во КГСХА, 1996.
  69. Ю. Проблемы развития АПК// Экономист, 1999, № 1.79 С. 17−25.
  70. А. Современное состояние агропромышленного комплекса // Экономист. 2000. — № 1. — С. 84−86.
  71. А. Факторы производительности АПК // „Вопросы экономики“, № 7, 2000. С. 34−60.
  72. Е. Организационно-правовые формы сбыта сельскохозяйственной продукции// Экономист. 2001, № 9.83 С. 93−96.
  73. Е., Ртищев И. Особенности земельного законодательства в российских регионах // Вопросы экономики, 2000, № 7.-С. 76−85.
  74. З.М., Мирочицкая И. В. Рынки сельскохозяйственного сырья и продовольствия. Минск, БГЭУ, 2001. С. 226.
  75. Итоги социально-экономического развития Республики Татарстан в 2001 г. Казань, Госкомстат Республики Татарстан, 2002. — 134с.
  76. Р.С. Государственная поддержка основа успешного функционирования сельского хозяйства // Нива Татарстана. — 2000. — № 5−6.
  77. Дж.М. Общая теория занятости, процента и денег. М., „Гелиос АРВ“. 1999. 352с.
  78. С.В. Государственное регулирование сельского хозяйства в условиях переходной экономики. М., 1994.
  79. А., Юдин В. Контроль за качеством продовольствия // Экономист, 2000, № 2. С. 81 — 85.
  80. М. Реформирование земельных отношений в России (некоторые размышления)// Вопросы экономики, 2001, № 3. -С. 135- 140.
  81. М. Агропромышленный комплекс России в системе мирового продовольственного хозяйства// Международный сельскохозяйственный журнал. 2000, № 3. С. 19.
  82. Н.Д. Избранные произведения. М.: Экономика, 1993.
  83. А. Экономические механизмы. М.: Прогресс. 1993.
  84. О.В. Теоретические основы государственного регулирования экономического развития регионов. // „Вопросы экономики“. 2002, № 4. С. 46−60.
  85. В.И. Государственное регулирование экономики: цели, теоретические модели, практика. // Экономист. 1995. № 2. С. 72 -82.
  86. Ф. и др. Основы маркетинга. 2-е европ. изд. — М.- СПб- К.: Издательский дом „Вильяме“, 1999. — С. 152.
  87. Крутов Стратегия пропорционального развития регионального АПК //АПК: Экономика, управление. 2003, № 3. С. 22.
  88. В., Швецов А. Общероссийские реформы и территориальное развитие. Статья 7. Сельская Россия: потенциал выживания и условия развития// Российский экономический журнал, 2001, № 4. С. 33 — 48.
  89. В.Н., Швецов А. Н. Государство и регионы. Теория и практика государственного развития. М.: УРСС. 1997.
  90. Ю.А. Устойчивость продовольственного комплекса. М., 1997.
  91. Д., Местр А., Роми Р. Государственные службы и экономическое публичное право. Париж, 1992. С. 241−242.
  92. Малый бизнес в России. Проблемы и перспективы. М.: РАРМТ. 1996.
  93. Материалы сводных годовых отчетов сельскохозяйственных организаций за 1998, 1999, 2000 и 2001 годы (Министерство сельского хозяйства Республики Татарстан).
  94. Методические рекомендации по реформе предприятий (организаций). М.: 2000.
  95. Методологические положения по статистике/Госкомстат России.-М. 1996.-Вып./
  96. Многоукладная аграрная экономика и российская деревня/ Под ред. Е. Строева. -М., Изд.-во „Экономика“. 2001. С. 224−252.
  97. А. Преодоление налоговых неплатежей сельскохозяйственных предприятий // Экономист. 2001, № 9. С. 89−92.
  98. ., Карпунин М. И др. Анализ и обоснование хозяйсьвенных решений. М. Финансы и статистика, 1993.
  99. Р.Д. Постсоветское сельское хозяйство, переформированное, но оставляющее надежду// Проблемы теории и практики управления, 1997. № 6.
  100. В.К. Современные проблемы хозяйственного (предпринимательского) права // Государство и право, № 4, 1996. -С. 62.
  101. А.Н. Финансовое обеспечение и оценка эффективности инвестиционных проектов. М.: Мелиорация и водное хозяйство.1997.
  102. К. Капитал. Т. 1−3 // Маркс К., Энгельс Ф. Соч.2-ое изд. Т.23−25.-Ч. I-II.
  103. Е. Государственное регулирование агропромышленного производства в странах ЕС// Экономист, 1998, № 8.-С. 89−93.
  104. Г. Аграрная тематика в деятельности государственной думы// Экономист, 1999. № 9. — С. 91−93.
  105. Г. Проблемы агропромышленного комплекса, рассматриваемы в Государственной Думе // Экономист, 2001. -№ 9. С. 83−88.
  106. Я.С., Румянцев В. И. Кредитные ресурсы и анализ. М.: Изд.-во „Финансы и статистика“.1995.
  107. Ф.Х., Муратов Р. Ф., Бакиров Н. Б. и др. Республика Татарстан: время больших перемен. Казань: Издание Кабинета Министров Республики, 1996.
  108. Р.Т. Недвижимость. (Землеустройство. Градостроительство и Экономика). Терминологический словарь. Казань: Изд.-во ГУП „ПИК"Идель-Пресс“», 2000.- 616с.
  109. Д. Принятие инвестиционных решений/ Пер. с англ. М.: 1997.
  110. Налоги России. Справочник/ Под ред. Черника Д. Г. 4-е изд. М.: Финансы и статистика, 1999.
  111. А.А. Спираль многовековой драмы: аграрная наука и политика России XVIII XX вв. — М.: 1995. — 489с.
  112. Опыт и проблемы ресурсного обеспечения и развития рыночной инфраструктуры АПК: Сб. науч. тр. / Рос. акад. с.-х. наук, Всерос.
  113. НИИ по орг., экономике и технологии мат. техн. снабжения агропром. комплекса/ Под ред. Э. Л. Лайкам. — Рязань: ВНИИМС, 1997.-200с.
  114. Организационно-правовой механизм районных агропромышленных формирований.// «Экономико-правовой вестник». Казань. 1999. № 1,2.-С. 34−37.
  115. А.Г. Государственное регулирование сельского хозяйства. -М.: Принт экспресс, 1998. — С. 148.
  116. П.Д., Лысенко Ю. А. Экономические и организационные основы государственного регулирования устойчивого развития агропромышленного комплекса. В кн.: Выбор пути: дискуссии на полях земельного кодекса. М.: Флинта -Наука, 1998.
  117. В. Условия финансового оздоровления предприятий АПК// Экономист, 2001. № 5. С. 92−94.
  118. Правила государственной кадастровой оценки сельскохозяйственных угодий в субъекте Российской Федерации. -М.: Госкомзем России, 2000. С. 7, 15.
  119. Портфель конкуренции и управления финансами. М., Изд.-во «Финансы и статистика» 1996.
  120. Развитие конкуренции и открытость рынка // «Экономико-правовой вестник». Казань. 1999. № 1, 2. С. 7−8.
  121. Н. Влияние цен на себестоимость сельскохозяйственной продукции// Экономист, 1999. № 38. С. 90−95.
  122. Республика Татарстан: время больших перемен. Казань. Изд.-во Госкомстат Республики Татарстан. 1996. С. 383.
  123. Республика Татарстан. Статистический сборник. 1920−2000. Казань, 2001.-С. 292.
  124. Д. Начала политической экономии и налогового обложения. Анталогия экономической классики.— М., 1993.
  125. Н. Аграрные реформы в России 1910 1920-х годов (к 80-летию введения новой экономической политики)//"Вопросы экономики", 2001. № 8. — С. 130- 142.
  126. Россия может и должна достойно выйти из экономического кризиса.// «Экономико-правовой вестник». Казань, 1999. № 1,2. -С. 3−6.
  127. Роль государства в становлении и регулировании рыночной экономики. Материалы научно- практической конференции. М.: Изд. Совета Федерации, 1998.
  128. Рыночные отношения в АПК России: современное состояние и перспективы// Международная научно-практическая конференция. М. 1−2 июля 1997 г.
  129. Ричард Томас. Количественные методы анализа хозяйственной деятельности / Пер. с англ. М., 1999.
  130. М.В. Бизнес план. Технико — экономическое планирование и обоснование финансовой стратегии предприятия. Методика и практические рекомендации. Минск, 2000.
  131. Реформирование сельскохозяйственных предприятий (право и проблемы). -М., Изд.-во «Экономика», 1996. С. 47−68.
  132. В.М. Факторы и резервы роста эффективности сельскохозяйственного производства. Казань, 1992.
  133. Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятий АПК. Минск ООО «Новое знание», 2002. С. 625.
  134. П. Экономика. -М.: НПО «Алгон» ВНИИСИ «Машиностроение». 1994.
  135. И., Макурс К. Аграрные преобразования в странах с переходной экономикой. Вопросы экономики. 2001, № 8. С. 118 129.
  136. Сельское хозяйство Российской Федерации в 1991 2001 годах (экономический обзор)// АПК, 2002. № 11. — С. 19.
  137. С. А. Пространственная результативность государственного регулирования // Регион: Экономика и социология, № 2. 2003. С. 3−17.
  138. Е.В. Аграрные реформы в переходных экономиках: общие цели и различные траектории.// Рыночная трансформация сельского хозяйства: десятилетний опыт и перспективы. РАСХН. Москва, 2000.-С. 13−19.
  139. Е., Храмова И. Структура и функции агропродовольственных рынков в России// Вопросы экономики, 2000. № 7. С. 45 — 67.
  140. Е. Общественное мнение о российской аграрной реформе// Вопросы экономики, 2000. № 7. С. 21 — 35.
  141. В. Новый курс аграрной политики// Экономист, 1999. № 1. С. 12−17.
  142. И. Реальные предпосылки наращивания агропромышленного производства// Экономист, 2000. № 5. С. 9 -17.
  143. А. Некоторые проблемы управления АПК и пути их разрешения// Экономист, 2000. № 6. С. 76 — 80.
  144. А. Прогнозирование и индикативное планирование в сельском хозяйстве// Экономист, 2001. № 11. С. 81−85.
  145. А. Исследование о природе и причинах богатства народов.: Пер. с англ. М.: Экономика, 1962.
  146. JT. Государственное регулирование в сфере продовольственного обеспечения населения регионов// Экономист, 2002. № 8. С. 67−70.
  147. В., Жидков С. Формы и методы государственного регулирования регионального зернового рынка в условиях переходной экономики// Экономист, 2002. № 3 С. 92−96.
  148. Средний класс деревни бронежилет крупного агробизнеса// «Крестьянские ведомости», 15.02.2003.
  149. Системные проблемы. Путь в XXI веке. Стратегические проблемы и перспективы российской экономики. М.: «Экономика», 1999. -С.776.
  150. Стоимостные пропорции воспроизводства в аграрном секторе экономики. М.: ВНИИЭСХ. 2003.
  151. И. Агропромышленный комплекс: состояние и перспективы// Экономист, 2002. № 10. -С. 88−92.
  152. М., Мусакаев С. Факторы экономического роста в сельском хозяйстве// Экономист, 2002. № 9. С. 88−92.
  153. В.Я. Финансовое оздоровление и реформирование неплатежеспособных сельхозпредприятий / Материалы международной научно практической конференции. М.: Энциклопедия российских деревень. 2001.
  154. И.Г. Основные положения о концепции аграрной политики России.// АПК: Экономика, управление. -2000, № 2.
  155. И.Г. Развитие интернациональных процессов со странами СНГ в аграрном секторе// Экономист, 1997. № 6. С. 92 — 96.
  156. Насонова Д. Фермерские хозяйства или крупные агрохолдинги? Рынок расставит все точки над i. // «Крестьянские ведомости». 12.11.2002.
  157. Д.И., Минниханов Р. Н., Васильев В. П. Развитие сельскохозяйственной кооперации. Казань: Изд-во Казанской государственной сельскохозяйственной академии, 1998.
  158. О. Стоимость рабочей силы в России // Экономист. 2000. № 8 С. 45−50.
  159. Формирование местного самоуправления в Российской Федерации на 1 сентября 2000 г. (Госкомстат РФ Москва, октябрь 2000).
  160. . Аграрный сектор стран Центральной и Восточной Европы: становление «новой смешанной экономики» // Международный сельскохозяйственный журнал. 1997. — № 5.
  161. А.Ш. Конкурентные отношения в рыночной экономике. Вопросы теории и методологии. 2-е изд., доп. и перераб. Казань: Изд.-во ИЭУП, 1999.
  162. А.Ш. Конкурентные отношения и их трансформация в современных условиях: Автореф.. д-ра экон. наук. Казань, 1999.
  163. М.В. Потребительская кооперация Республики Бурятия. Проблемы и перспективы развития. // Регион: Экономика и социология. 2000. № 4. С. 36−44.
  164. П. Экономический образ мышления. Пер. с англ. — М.: Дело. 1993.
  165. Н. Основные направления стратегии развития АПК // Экономист, 2002. № 6. С. 23−28.
  166. Р.Н., Барнес С. Б. Планирование инвестиций. М., Дело Лтд, 1994.
  167. А.В. Основные идеи и формы организации крестьянской кооперации. М.: Наука, 1991.
  168. Е.М. Финансовый анализ производственных инвестиций. Изд-во «Дело», 1998. С. 255.
  169. P.P. Реформирование аграрного сектора экономики в условиях становления рыночных отношений. // Совершенствование преподавания в высшей школе: Материалы научно-методической конференции. Казань: Изд-во Казан, гос. техн. унта. 2003. С. 238−243.
  170. P.P. Организационно — экономические формы агробизнеса. //Совершенствование преподавания в высшей школе. Материалы научно-методической конференции. Казань: Изд-во Казан, гос. техн. ун-та. 2003. С. 214−222.
  171. А. Потребности муниципальных образований в финансовых средствах и бюджетно-налоговые возможности на удовлетворения// Российский экономический журнал. 2001. № 7. -С. 17−40.
  172. Г. И. Аграрная политика и аграрные отношения в России в XX в. М.: Наука, 2000 215с.
  173. И. Теория экономического развития. М.: Прогресс, 1982.
  174. Экономика, организация АПК в современных условиях: Сб. науч. тр. / Моск. гос. агроинженер. ун-т им. В. П. Горячкина / Под ред. В. И. Осинова. М.: МГАУ, 1996. — 75с.
  175. Экономика и ее государственное регулирование: особенности и закономерности переходной экономики (курс лекций). М.: Изд-во РАГС. 1995.
  176. Экономические реформы в России. М.: 1997.
  177. Экономика предприятия/ Под ред. О. И. Волкова 2-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА М, 2001.
  178. Экномическая энциклопедия/ Гл. ред. Л. И. Абалкин. М., 1999.
  179. М.М., Попова О. В. Статистическое измерение колебаний и устойчивость сельскохозяйственных культур// Вестник статистики 1980. № 9. С. 21−27.
  180. Н.М., Васильев В. П., Минниханов Р. Н. Аграрный сектор Татарстана в условиях развития рыночной экономики. Казань: Изд-во Казанской государственной сельскохозяйственной академии, 1997.
  181. Е.Г. Функции государства в рыночной экономике // Вопросы экономики, 1997. № 6.-С. 13−21.
  182. А.Ю. Конкуренция: теория и практика. М.: Изд.-во «Тандем», 1998.1. Показателиразвития сельского хозяйства в сельскохозяйственных организациях1. Республики Татарстан1
  183. Показатель 1998 1999 2000 2001
  184. Темпы роста валовой продукции сельского хозяйства (в сопоставимых ценах в 1994 г.) 1,0 1,07 1,12 1,20 В том числе: на 100 га сельхозугодий 1,0 1,08 1,14 1,21
  185. Темпы роста валовой продукции на одного среднегодового работника в сельском хозяйстве (производительность труда) 1,0 1,11 1,16 1,29
  186. Темпы роста фондовооруженности труда (среднегодовая стоимость основных средств на одного среднегодового работника) 1,0 0,96 0,92 0,94
  187. Фондоотдача (стоимость основных средств на 100 рублей валовой продукции) 1,0 0,90 0,84 0,80
  188. По данным сводных годовых отчетов Министерства сельского хозяйства и продовольствия РТ
  189. Основные фонды сельскохозяйственных организаций и их обеспеченность тракторами и комбайнами 1
Заполнить форму текущей работой