Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Криминологические проблемы деятельности прокуратуры по предупреждению преступлений

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Впервые после длительного перерыва подготовлено и издано в 2004 г. методическое пособие о деятельности прокуратуры по предупреждению преступлений в современных условиях, отдельные рекомендации по данному вопросу сформулированы в учебной литературе последнего времени (начиная с 1990;х годов). Однако теоретические основы предупредительной деятельности органов прокуратуры применительно… Читать ещё >

Содержание

  • Введение.стр
  • Глава1. Теоретические основы деятельности прокуратуры по предупреждению преступлений
    • 1. Прокуратура в системе субъектов предупреждения преступлений. стр
    • 2. Объекты и принципы предупредительной деятельности прокуратуры. стр
    • 3. Использование криминологических познаний в деятельности прокуратуры по предупреждению преступлений. стр
  • Глава2. Содержательная характеристика деятельности прокуратуры по предупреждению преступлений
    • 1. Предупреждение преступлений средствами прокурорского надзора. стр
    • 2. Предупреждение преступлений в ходе уголовного преследования. стр
    • 3. Предупреждение преступлений в процессе осуществления иных функций прокуратуры. стр

Криминологические проблемы деятельности прокуратуры по предупреждению преступлений (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

обусловлена прежде всего настоятельной необходимостью воссоздания системы предупреждения преступлений как непременного условия снижения остроты сложившейся в стране криминальной ситуации. Занимая особое место в системе правоохраны, прокуратура призвана сыграть ведущую роль в коренном улучшении использования антикриминогенного потенциала правоохранительных органов, деятельность которых по борьбе с преступностью она координирует. Между тем значение предупредительной деятельности прокуратуры (как на организаторском, так и на исполнительском уровнях) недооценивается и в научно-доктринальном плане, и среди практических работников. Нет ясности в исходных, концептуальных вопросах, касающихся целей и задач, места и роли прокуратуры в системе субъектов криминологического предупреждения, нуждаются в разработке прикладные аспекты проблемы.

Впервые после длительного перерыва подготовлено и издано в 2004 г. методическое пособие о деятельности прокуратуры по предупреждению преступлений в современных условиях, отдельные рекомендации по данному вопросу сформулированы в учебной литературе последнего времени (начиная с 1990;х годов). Однако теоретические основы предупредительной деятельности органов прокуратуры применительно к изменившимся социально-экономическим и политическим условиям, существенно обновленному законодательству, новой криминальной ситуации остаются неразработанными. Без этого невозможно обеспечить качественно новый, диктуемый объективными параметрами социальной и криминальной ситуации уровень целенаправленной деятельности правоохранительных органов по предупреждению преступлений.

Данное исследование направлено на устранение имеющейся существенной неопределенности как в теории, так и в практике предупреждения преступлений, чем и определяется его актуальность.

Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в сфере предупреждения преступлений в результате осуществления надзорной и иных функций органов прокуратуры.

Предмет исследования — теоретические основы, механизм, содержание и формы предупредительного воздействия органов прокуратуры на преступность и ее причинный комплекс.

Цели и задачи исследования. Цель исследования состоит в разработке научных основ частной криминологической теории под условным названием «прокурорская криминология» (по аналогии с прокурорским надзором, прокурорским следствием, прокурорской координацией) и раскрытии ее роли в практике предупреждения преступлений средствами и методами деятельности органов прокуратуры.

Достижению этой цели служит решение следующих научно-познавательных и прикладных задач:

• определение места и роли органов прокуратуры в системе субъектов криминологического предупреждения;

• характеристика объектов деятельности прокуратуры по предупреждению преступлений;

• рассмотрение общих и частных принципов предупредительной деятельности прокуратуры;

• раскрытие возможностей и научно-методическое обоснование использования криминологических познаний в практической деятельности органов прокуратуры;

• содержательная характеристика выявления и устранения (нейтрализации, блокирования) причин, условий преступлений и иных криминологических детерминант, а также других мер предупреждения преступлений, осуществляемых органами прокуратуры в ходе уголовного преследования, в процессе реализации надзорной, координационной и остальных их функций.

Методология и методика исследования. Методологической основой исследования являются законы, категории и понятия философии, общенаучные и частнонаучные методы познания, используемые в социально-правовых исследованиях. При разработке темы автор опирался на труды Аванесова Г. А., Алексеева А. И., Антоняна Ю. М., Бабаева М. М., Блувштейна Ю. Д., Боголюбовой Т. А., Босхолова С. С., Герасимова С. И., Горяинова К. К.,.

Гурова А.И., Дамаскина О. В., Дашкова Г. В., Дикановой Т. А., Долговой А. И., Дьяченко А. П., Ермакова В. Д., Ефремовой Г. Х., Жевлакова Э. Н., Журавлева М. П., Звирбуля В. К., Иншакова С. М., Карпеца И. И., Косоплечева Н. П., Кузнецовой Н. Ф., Ларькова А. Н., Лекаря А. Г., Леонтьева Б. М., Лунеева В. В., Миньковского Г. М., Овчинского B.C., Петрова Э. И., Побегайло Э. Ф., Сахарова А. Б., Скворцова К. Ф., Сухарева А. Я., Токаревой М. Е., Устинова B.C., Щербы С. П., Эминова В. Е., Яковлева A.M., Ястребова В. Б. и других ученых.

По формализованной программе опрошено 236 прокурорских работников. Проанализированы материалы о деятельности по предупреждению преступлений, представленные прокурорами 30 субъектов РФ. Использовались статистические данные о результатах работы органов прокуратуры.

Научная новизна. В диссертации предложена новая классификация субъектов предупреждения преступлений с введением в классификационно-понятийный аппарат ранее не выделявшихся критериев их разграничения (нормативно-правового закрепления функции предупреждения преступлений, ее объема и др.).

Обосновано положение о том, что несмотря на отсутствие прямого закрепления в законодательстве применительно к органам прокуратуры функции предупреждения преступлений, оно является имманентным свойством всех направлений их деятельности, и эти органы относятся к числу государственных специализированных субъектов криминологического предупреждения с универсальной компетенцией.

Впервые не только на уровне методических рекомендаций, но и с необходимыми теоретическими обобщениями и научными аргументами дана системная характеристика антикриминогенного потенциала всех функций органов прокуратуры.

Впервые после законодательного закрепления это сделано в отношении института уголовного преследования.

Исследована специфика интерпретации общих принципов предупреждения преступлений применительно к деятельности органов прокуратуры, рассмотрены законодательно закрепленные принципы организации и деятельности органов прокуратуры, реализуемые в ходе превентивного воздействия на преступность и ее причинный комплекс.

Наряду с теоретическим обоснованием положений, составляющих в совокупности частную криминологическую теорию (прокурорскую криминологию), сформулированы авторские предложения о внесении изменений в законодательство (ч. 4 ст. 29, ч. 2 ст. 158 УПК РФ, ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации»), а также о совершенствовании деятельности по предупреждению преступлений путем разработки и принятия ведомственных нормативных правовых актов и организационно-распорядительных документов.

Теоретическая значимость исследования состоит в выделении в системе криминологических знаний, относящихся к научному познанию закономерностей, действующих в сфере предупреждения преступлений, частной теории — прокурорской криминологии.

Практическое значение исследования определяется тем, что содержащиеся в нем положения и выводы, предложения и рекомендации могут быть использованы в законотворческой работе и в ходе совершенствования управления деятельностью по предупреждению преступлений на специально-криминологическом уровне, а также в процессе подготовки кадров для правоохранительных органов и повышении их квалификации.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. В разработке проблем предупреждения преступлений весьма продуктивным является субъектный подход (ныне недооцениваемый), предполагающий исследование вопросов превентивного воздействия на преступность и ее причинный комплекс в разрезе субъектов криминологического предупреждения, представляющих собой определенную систему. Его реализация обеспечивает разработку мер криминологического предупреждения не «вообще» (обезличенно), а максимально предметных и конкретных, в полной мере учитывающих специфику деятельности каждого из субъектов, в том числе тех ее направлений, которые непосредственно нацелены на решение других задач.

2. Органы прокуратуры, несмотря на отсутствие законодательного закрепления их предупредительной функции, являются специализированным государственным субъектом предупреждения преступлений, активно действующим на обширном антикриминогенном пространстве. Предупреждение преступлений, не будучи специально выделенной функцией, внутренне присуще всем направлениям их правоохранительной деятельности по обеспечению законности: надзору за соблюдением Конституции РФ и реализацией законовуголовному преследованию, осуществляемому как на досудебной, так и судебной стадияхучастию в рассмотрении судами гражданских и арбитражных делкоординации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностьюучастию в правотворчествемеждународному сотрудничеству в правовой сфереправовоспитательной работе.

3. Наиболее значимы для достижения целей предупреждения преступлений следующие функции органов прокуратуры: надзор за реализацией законов, осуществление уголовного преследования и руководство им, координирующая.

4. Причинный комплекс преступности, как основной объект предупредительной деятельности органов прокуратуры, имеет свою специфику, связанную с функциональным предназначением этих органов — в поле их зрения по общему правилу находятся лишь юридически значимые причины, условия, иные детерминанты преступлений, имеющие значение таких юридических фактов, как нарушения законов.

5. Криминологическая природа объектов предупредительной деятельности органов прокуратуры выражается преимущественно в связях состояний, связях причинения и обусловливания, а также корреляции.

6. Органы прокуратуры осуществляют предупреждение преступлений путем использования в пределах компетенции в той или иной мере всего спектра превентивных мер, применяемых на специально-криминологическом уровне. Однако наиболее характерны для них и наиболее эффективны в антикриминогенном плане:

• выделяемые по критерию содержания правовые меры;

• меры ранней криминологической профилактики, главным образом общей (а не предотвращения замышляемых и подготавливаемых, и пресечения начатых преступлений);

• меры-сигналы (а не меры-действия);

• меры, осуществляемые на организаторском (управленческом), а не на непосредственно исполнительском уровне;

• меры не узко направленные, а осуществляемые в широком диапазоне во всех основных сферах правоотношений;

7. Из общих и частных принципов организации и деятельности органов прокуратуры их особая роль в предупреждении преступлений в решающей степени определяется принципом независимости и подчиненности только закону.

8. Широкое и активное использование криминологических познаний в деятельности прокуратуры является conditio sine gua поп успешной реализации ее антикриминогенного потенциала, что требует коренного улучшения криминологической подготовки прокурорских кадров.

9. На защиту выносятся также сформулированные автором предложения по совершенствованию некоторых норм действующего законодательства, разработке и изданию приказа Генерального прокурора РФ, предусматривающего введение в штаты органов прокуратуры должностей прокуроров-криминологов, утверждение Положения о них и другие меры.

Апробация результатов исследования и внедрение его результатов. Результаты исследования нашли отражение в трех публикациях автора (одна из них в соавторстве), использованы при подготовке изданного Генеральной прокуратурой РФ «Обзора практики использования прокурорских полномочий в целях предупреждения преступлений» (№ 15−18−02 от 25.12.2002 г.), а также в учебном процессе — при преподавании в Институте международного права и экономики им. А. С. Грибоедова курсов «Прокурорский надзор», «Криминология».

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих шесть параграфов, заключения и списка использованных источников.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

1. Содержащиеся в диссертации положения и выводы, предложения и рекомендации, в их взаимосвязи и единстве, представляют собой основы частной криминологической теории, которую условно можно назвать прокурорской криминологией (по аналогии с прокурорским надзором, прокурорским следствием и т. д.). Она является составной частью «субъектного» раздела криминологического учения о предупреждении преступности. Как целостная система знаний прокурорская криминология исследует закономерности превентивного противодействия преступности средствами и методами, присущими органам прокуратуры, дает научное описание, объяснение и прогнозирование связанных с этим явлений и процессов. Эти знания служат научно обоснованным ориентиром и руководством к действию в ходе комплексного решения на практике задач предупреждения преступлений с использованием специфических полномочий органов прокуратуры по надзору за реализацией законов, уголовному преследованию, осуществлению всех функций прокуратуры.

2. Эффективное использование полномочий прокуратуры в целях предупреждения на специально-криминологическом уровне преступлений приносит конкретные и весьма ощутимые результаты в деле превентивного противодействия преступности, которые могут предметно проявляться в следующих позитивных изменениях криминальной ситуации: в общем снижении преступности, причинно связанном с конкретными, как правило, кардинальными и масштабными мерами длящегося характера, осуществляемыми по инициативе органов прокуратуры с участием органов государственной власти и местного самоуправления, населения, широкого круга специализированных и неспециализированных субъектов предупреждения преступленийв прекращении в результате принятых прокуратурой предупредительных мер определенных видов преступной деятельности, недопущении или существенном сокращении ранее распространенных преступлений, совершавшихся в конкретных условиях, месте и времени (определенными контингентами лиц, на определенных объектах, определенными способами и т. д.) — в улучшении в результате мер прокурорского реагирования работы контролирующих органов, активизации административной (в том числе административно-юрисдикционной), гражданско-правовой и иной деятельности по своевременному и полному выявлению и пресечению административных и других правонарушений непреступного характера, перерастающих в преступления, при наличии соответствующих признаков (крупный размер, крупный ущерб и др.) — в связанном с актами прокурорского надзора более активном применении норм уголовного закона с «двойной превенцией»;

• в устранении (блокировании, нейтрализации) на основе мер прокурорского реагирования обстоятельств, способствовавших совершению преступлений, повлекшем фиксированные позитивные результаты, благоприятные изменения в состоянии, уровне, структуре, динамике, последствиях преступности в целом либо отдельных видов преступлений. В целях совершенствования многогранной деятельности органов прокуратуры по предупреждению преступлений необходимо осуществить комплекс правовых, организационных, научно-методологических и иных мер, направленных на более эффективное использование их антикриминогенного потенциала. Наряду с изменениями и дополнениями действующего законодательства первостепенное значение в этом плане имеет подготовка и издание специального «отраслевого» приказа Генерального прокурора РФ «О мерах совершенствования деятельности органов прокуратуры по предупреждению преступлений». В приказе сформулировать задачи органов и подразделений прокуратуры по предупреждению преступлений, средства и методы их решения применительно к функциям надзора за реализацией законов, уголовного преследования, участия прокурора в рассмотрении дел судами, координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью, международного сотрудничества, участия в правотворчестве и правовом воспитании. Признать необходимым введение в штаты органов прокуратуры должностей прокуроров-криминологов, разработать и утвердить Положение о них и квалификационную характеристику (профессиограмму).

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации. М., 1998.
  2. Уголовный кодекс Российской Федерации. М., 2004.
  3. Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР. М., 2000.
  4. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации. М., 2004.
  5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. М., 2004.
  6. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации. М., 2002.
  7. Всеобщая декларация прав человека.
  8. Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка.
  9. Минимальные стандартные правила, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних.
  10. Руководящие принципы в области предупреждения преступности и уголовного правосудия в контексте развития и нового международного экономического порядка. (№ 7−10 опубликованы в сборнике «Международно-правовые документы о правах человека». М., 2002).
  11. ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации». М., 1999.
  12. ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». М., 2002.
  13. Указание Генерального прокурора РФ № 52/20 от 28.08.2001 «Об организации надзора за исполнением законодательства, направленного на предупреждение преступных проявлений».
  14. Приказ Главного военного прокурора № 255 от 17.09.2002 «О повышении эффективности работы органов военной прокуратуры по профилактике преступлений и других правонарушений».
  15. Положение о прокурорах-криминалистах в органах прокуратуры
  16. Российской Федерации (приказ Генерального прокурора РФ от2301.1997).
  17. Приказ Генерального прокурора РФ № 39 от 05.07.2002. «Об организации прокурорского надзора за законностью уголовного преследования в стадии досудебного производства».
  18. Приказ Генерального прокурора РФ № 28 от 03.06.2002. «Об организации работы прокурора в судебных стадиях уголовного судопроизводства».
  19. Приказ Генерального прокурора РФ № 50 от 03.08.1998 «Об организации международного сотрудничества прокуратуры Российской Федерации».
  20. Г. А. Криминология. Изд. 2—, М., 1984.
  21. Г. Д., Алексеев А. И., Попов В. И., Смирнов Г. Г. О законодательном регулировании превентивного контроля за лицами, освобожденными из мест лишения свободы «Черные дыры» в российском законодательстве. № 1, М., 2004.
  22. А.И. Криминология. Курс лекций. Изд. 4—, М., 2004.
  23. А.И. Прокуратура как институт государственной власти. -Уголовное право, № 2, 2002.
  24. А.И. Станет ли Россия криминальной страной. Россия на рубеже тысячелетий. М., 2000.
  25. А.И., Герасимов С. И., Сухарев А. Я. Криминологическая профилактика: теория, опыт проблемы. М, 2001.
  26. А.И. Должна ли прокуратура заниматься предупреждением преступлений? Законность, № 1, 2002.
  27. А.И., Смирнов Г. Г. О законе «Об основах государственной системы предупреждения преступлений «Черные дыры» в российском законодательстве. № 1, 2004.
  28. А.И. Внесение следователем представлений об устранении причин и условий, способствовавших совершению преступлений.-Вопросы криминалистики. № 12 (27), 1964, С. 70−78.
  29. Ю.М., Бабаев М. М., Гуров А. И. и др. Криминальная ситуация в России на рубеже XXI века. М., 2000.
  30. Ю.М., Кудрявцев В. Н., Эминов В. Е. Личность преступника. СПб., 2004.
  31. А.Д. Третья власть в России. Книга вторая продолжение реформ. М., 2002.
  32. Ю.Д., Зырин М. И., Романов В. В. Профилактика преступлений. Минск, 1976.
  33. С.С. Основы уголовной политики. М., 1999.
  34. О.Н. Теория и практика борьбы с преступностью в Великобритании. М., 2001.
  35. С.И. Актуальные проблемы предупреждения рецидивной преступности Материалы Международной научно-практической конференции ВНИИ МВД России. М., 2004.
  36. С.И. Проблемы социальной и криминологической профилактики преступлений в современной России Материалы Всероссийской научно-практической конференции с одноименным названием (18−20 апреля 2002 г.), выпуск № 1, М., 2002.
  37. С.И. Организация криминологической профилактики в городе Москве. Предисловие Алексеева А. И., М., 2000.
  38. С.И. Концептуальные основы и научно-практические проблемы предупреждения преступности. Автореф. дисс. докт. юрид. наук. М., 2001.
  39. В.В. Криминологическая профилактика, предотвращение и пресечение преступлений. Киев, 1989.
  40. А.Г., Горшенков Г. Г., Горшенков Г. Н. Преступность как объект управленческого воздействия. Сыктывкар, 1999.
  41. А.И. Защита потерпевших важная государственная задача -Международная научно-практическая конференция «Защита прав жертв террористических актов и иных преступлений». М., 2004.
  42. С.И. Установление и устранение причин и условий, способствовавших совершению преступления, в стадии предварительного расследования. Автореф. дисс. канд. юрид. наук. М., 2001.
  43. Деятельность органов прокуратуры по предупреждению преступлений. (Методическое пособие). Под ред. А. И. Алексеева, М., 2004.
  44. Ю.А., Шапкин М. А. Правоохранительные органы. М., 2002.
  45. А.И., Серебрякова В. А., Горбатовская Е. Г., Кригер В. И. Основы криминологии для практических работников. М., 1985.
  46. А.И. Преступность, ее организованность и криминальное общество. М., 2003.
  47. O.JI. Принятие решения в механизме преступного поведения и индивидуальная профилактика преступлений. М., 1977.
  48. А.Э. Специальное предупреждение преступности в СССР (вопросы теории). М., 1976.
  49. П.Э., Борбат А. В., Разинкин B.C. и др. Латентная преступность в Российской Федерации за 2001−2002 г.г. (статистический сборник). М., 2004.
  50. С.П. Профилактика преступлений и правонарушений в Чувашской республике: опыт и проблемы Актуальные вопросы криминологической профилактики преступлений. (Проблемы законодательной регламентации и практики). Чебоксары, 2004.
  51. С.П. Пресекаем вымогательство среди учащихся. Законность, 2004, № 7.
  52. В.К. Деятельность прокуратуры по предупреждению преступности (Научные основы). М., 1971.
  53. Информационно-аналитическая записка о состоянии законности и правопорядка в Российской Федерации и работе органов прокуратуры в 2003 г. Под ред. А .Я. Сухарева. М., 2004.
  54. С.М. Криминология. М., 2000.
  55. И.И. Преступность: иллюзии и реальность. М., 2002.
  56. А.В. Проблемы правового обеспечения предупреждения преступлений. Автореф. дисс. канд. юрид. наук. М., 2002.
  57. Ю.В. Основы координации прокурорской деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью. Автореф. дисс. канд. юрид. наук. М., 2002.
  58. В.Е. Основы виктимологии. М., 1999.
  59. Е.Н. Изучение личности обвиняемого следователем в целях оказания профилактического воздействия. Автореф. дисс. канд. юрид. наук. М., 2003.
  60. Н.П., Сидоренко Е. Н., Новикова А. В. Анализ состояния преступности и планирование профилактических мероприятий в городе (Экспериментальная разработка). М., 1975.
  61. Н.П., Сидоренко Е. Н., Цыганова А. А. Схема анализа состояния и динамики преступности в городе и районе (Методические рекомендации для городских и районных прокуроров). М., 1976.
  62. Н.П., Сидоренко Е. Н. Анализ состояния преступности и организация ее предупреждения (Методические рекомендации для городских и районных прокуроров). М., 1979.
  63. Н.П., Измайлова Ф. Ш. Местное самоуправление: организация профилактики преступлений. М., 2000.
  64. Колл. авт. Организация деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений. Под. ред. В. Д. Малкова, А. Ф. Токарева. М., 2000.
  65. Колл. авт. Концептуальные основы развития системы социальной профилактики правонарушений и предупреждения преступлений. М., 1998.
  66. Колл. авт. Теоретические основы предупреждения преступности. Отв. ред. В. К. Звирбуль, В. В. Клочков, Г. М. Миньковский. М., 1977.
  67. Колл. авт. Криминология. Учебник под ред. И. И. Карпеца, В. Н. Кудрявцева, Н. Ф. Кузнецовой, А. Б. Сахарова. М., 1976.
  68. Колл. авт. Криминология. Общая часть. Учебник под. ред. В. В. Орехова. СПб., 1992.
  69. Колл. авт. Криминология. Учебник под ред. Н. Ф. Кузнецовой, Г. М. Миньковского. М., 1998.
  70. Колл. авт. Криминология. Учебник под ред. В. Н. Кудрявцева, В. Е. Эминова. М., 1999.
  71. Колл. авт. Криминология. Учебник под ред. А. И. Долговой, изд. 2—, М., 2001.
  72. Колл. авт. Правоохранительные органы Российской Федерации. Учебник под. ред. В. П. Божьева. М., 2002.
  73. Колл. авт. Криминология и организация предупреждения преступлений. Пособие под ред. Э. И. Петрова. М., 1995.
  74. Комментарий к уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации. Под ред. А .Я. Сухарева, М., 2002.
  75. Комментарий к уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации. Под. общ. ред. С. В. Степашина. Изд. 2~, М., 1999.
  76. Криминология. Под ред. А. И. Долговой. И., 1997.
  77. В.Н. Генезис преступления: опыт криминологического моделирования. М., 1998.
  78. В.Н. Стратегии борьбы с преступностью. М., 2003.
  79. Курс советской криминологии. Предупреждение преступности. Под. ред. В. Н. Кудрявцева, И. И. Карпеца, Б. В. Коробейникова. М., 1986.
  80. В.Г. Профилактика преступлений. М., 1972.
  81. В.В. Тенденции современной преступности и борьбы с нею в России Государство и право, № 1, М., 2004.
  82. В.В. К проекту закона о предупреждении преступности. Государство и право, № 11, М., 1996.
  83. В.В. Преступность XX века: мировые, региональные и российские тенденции. М., 1997.
  84. Г. М., Арзуманян Т. М., Звирбуль В. К., и др. Деятельность органов расследования, прокурора и суда по предупреждению преступлений. М., 1962.
  85. А.В. Субъекты советского права. М., 1962.
  86. А.Г. Теоретические основы методики предупреждения преступлений. Автореф. дисс. докт. юрид. наук. М., 2003.
  87. А.Г. Методика предупреждения преступлений (Теоретические основы). Воронеж, 2003.
  88. В.В. Методология и методика криминологических исследований. М., 1972.
  89. Проблемы общей теории права и государства. Учебник для вузов под общей редакцией B.C. Нерсесянца. М., 2002.
  90. Работа прокурора по предупреждению правонарушений (материалы научно-практической конференции прокуратуры СССР). Харьков, 1968.
  91. Рабочая книга социолога. Отв. ред. Г. В. Осипов. М., 1976.
  92. Д.В., Устинов B.C. Виктимология. Нижний Новгород, 1998.
  93. Российская юридическая энциклопедия. Главный редактор Сухарев А.Я.М., 1999.
  94. Сборник ГИЦ МВД России: Состояние преступности в России за январь-декабрь 2002 г. М., 2003- за январь 2003 г. М., 2003- за январь -июнь 2004 г. М., 2004.
  95. Г. Г. Криминологическое учение о предупреждении преступности: содержание, развитие, реализация. Екатеринбург, 2004.
  96. Состояние законности и правопорядка в Российской Федерации -работа органов прокуратуры. Информационно-аналитическая записка за 1 полугодие 2004 г. Под ред. А. Я. Сухарева. М., 2004.
  97. Состояние законности в Российской Федерации (2000−2001 годы). Аналитический доклад под ред. Алексеева А. И. М., 2002.
  98. П. Теория и метод в общественных науках. М., 1967.
  99. А.Я. Феномен российской преступности в переходной период: тенденции, пути и средства преодоления. Автореф. дисс. докт. юрид. наук. М., 1996.
  100. А.Я., Алексеев А. И., Журавлев М. П. Основы государственной политики борьбы с преступностью в России. Теоретическая модель. М., 1997.
  101. Г. Ф. Криминология. М., 1998.
  102. В.Б. Прокурорский надзор. М., 2001.
Заполнить форму текущей работой