Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Свобода и необходимость как онтологические основания творчества: философско-методологический анализ

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Для нашего времени характерно то, что свобода в общественном мнении зачастую представляется как вседозволенность. Человек весьма часто выставляет обществу «требование» осуществлять любые действия, не противоречащие имеющимся в этом обществе законам. При этом, как правило, упускается из виду то, что сами законы выступают продуктами культуры человеческого рода, а значит и сами они несовершенны, как… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Глава 1. Феноменологические и методологические аспекты творчества
    • 1. 1. Феноменологические аспекты творчества
    • 1. 2. Методологические аспекты феномена творчества
  • Глава 2. Онтологический статус свободы и необходимости в структуре оснований творчества
    • 2. 1. Свобода и необходимость, как основное противоречие творчества
    • 2. 2. Онтологический статус противоречия свободы и необходимости в творческой деятельности

Свобода и необходимость как онтологические основания творчества: философско-методологический анализ (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Феномен творческой деятельности исследуется различными научными дисциплинами: психологией, социологией, антропологией, эвристикой, педагогикой и рядом других. При этом, как правило, каждая из них претендует на однозначное и непротиворечивое свое собственное истолкование и определение творческого процесса, зачастую не «интересуясь» альтернативными определениями, пониманием и интерпретацией феномена творчества в других научных областях.

Феномен творчества и творческой деятельности, конечно же, интересует и философию. Философия, в частности, задается вопросом о том, что будет, если соединить воедино все определения творчества? Получим ли мы единую сущностную картину того, что есть творчество по самому своему существу? Различные видения и интерпретации феномена творчества, соединяясь друг с другом, вовсе не гарантируют нам выявления сущности творческого процесса. В связи с этим, в ряде философских школ и направлений формулируется и, отчасти, решается проблема поиска онтологических, гносеологических и методологических оснований феномена творчества и творческой деятельности. Сам творческий процесс при этом может трактоваться и как Божественный дар, и как «квинтэссенция» предметного тела человеческой культуры, и как природный дар человека, и проч.

Выявление истинной сущности феномена творчества, нахождение подлинных онтологических, гносеологических и методологических оснований творческого процесса, в перспективе, способно обогатить соответствующие трактовки творчества, характерные для отдельных научных дисциплин, направлений и школ. Это, в свою очередь, способно конкретизировать их частно-научную роль и функции в исследовании того или иного специфического вопроса о сущности творчества. Все это сделало бы возможным, хотя бы в отдаленной перспективе, создание такой непротиворечивой концепции творчества, которая бы включала в себя не только онтологические, гносеологические, методологические основания творчества, выявляла бы не только психологические, социологические, антропологические, социальные, эвристические аспекты творчества, но и представляла бы собой единую, целостную, логически-непротиворечивую, всеобъемлющую концепцию.

Отметим, что последнее могло бы оказать неоценимую помощь в прогрессивных изменениях как экономической, так и политической инфраструктуры нашего общества, ведь никто не станет отрицать связь тех же проблем из областей «ноу хау» с творческим процессом.

Когда мы говорим о взаимоотношении свободы с необходимостью, когда мы предполагаем, что свобода и необходимость могут выступать онтологическими основаниями феномена творчества, мы тем самым предопределяем необходимость анализа такой сферы человеческого бытия, как свобода. Собственно проблема свободы, особенно в ее связи с творческой деятельностью, вопрос о специфике свободы воли субъекта деятельности, взаимосвязь свободы воли с необходимыми закономерностями окружающей действительности сквозь призму творчества субъекта являлись и являются «вечными», а, следовательно, и всегда актуальными философскими проблемами.

Для нашего времени характерно то, что свобода в общественном мнении зачастую представляется как вседозволенность. Человек весьма часто выставляет обществу «требование» осуществлять любые действия, не противоречащие имеющимся в этом обществе законам. При этом, как правило, упускается из виду то, что сами законы выступают продуктами культуры человеческого рода, а значит и сами они несовершенны, как и породившая их инфраструктура. Поэтому необходим не только юридический регулятив, ограничивающий «свободу» индивида, но и этические, нравственные, общекультурные факторы, влияющие на саму возможность выбора индивидом тех или иных идеалов, норм, критериев или поступков. Отсюда и непреходящая ценность собственно свободы как одного из важнейших оснований вышеозначенного регулятива, как фундамента истинно творческой деятельности, как онтологической основы собственно человеческого в человеке. Всем вышеизложенным и обусловлена актуальность данного диссертационного исследования.

Степень разработанности проблемы. Феномен творчества во все времена вызывал неподдельный интерес у мыслителей самых разных школ и направлений. Проблему творчества, так или иначе, затрагивали Платон и Аристотель, Августин Блаженный и Фома Аквинский, различные представители науки, искусства, философии эпохи Возрождения, такие как Данте Алигьери, Джованни Боккаччо, Георгиос Гемистос, Николай Кузанский, Леонардо да Винчи, Мишель Монтень, Франческо Петрарка, Эразм Роттердамский и другие.

В эпоху Нового времени проблемой творчества, так или иначе, интересовались Ф. Бэкон, Ф. Вольтер, Р. Декарт, Г. Лейбниц, Д. Локк, Ш. Л. Монтескье, Б. Паскаль, Ж. Ж. Руссо, Б. Спиноза и другие. Позднее феноменом творчества занимались такие философы как О. Конт, С. Кьеркегор, К. Маркс, Ф. Ницше, Г. Спенсер, А. Шопенгауэр.

Онтологию творчества исследовали такие представители немецкой классической философии, как Г. В. Ф. Гегель, И. Г. Гердер, И. Кант, И. Г. Фихте, Ф. В. Й. Шеллинг.

Неподдельный интерес к исследованию творчества проявляли и русские философы девятнадцатого и двадцатого веков. Среди них, прежде всего, необходимо упомянуть Н. А. Бердяева, С. Н. Булгакова, В. В. Розанова, В. С. Соловьева, Н. Ф. Федорова, П. А. Флоренского, П. Я. Чаадаева, Л. И. Шестова, А. С. Хомякова, П. К. Энгельмейера и других.

Среди философов двадцатого века феномен творчества анализировали А. Адлер, Е. А. Александров, Г. С. Альтшуллер, Г. С. Батищев, А. Бергсон, И. А. Бескова, Д. Б. Богоявленская, Э. Д. Боно, В. Н. Брюшинкин, Г. Буш, М.

Вертгеймер, Е. Галантер, Э. Гуссерль, В. Дильтей, В. Н. Дружинин, Д. Дьюи, И. П. Калошина, И. Т. Касавин, Л. С. Коршунова, Ю. Н. Кулюткин, Л. Н. Ланда, П. Линдсей, А. С. Майданов, Дж. Миллер, И. Мюллер, Д. Норман, А. Ньюэлл, X. Ортега и Гасет, Д. Пойа, Я. А. Пономарев, К. Прибрам, В. Н. Пушкин, Е. И. Регирер, Г. Саймон, Ж. П. Сартр, О. Ф. Серебряников, В. Ф. Спиридонов, О. Н. Тихомиров, 3. Фрейд, Э. Фромм, М. Хайдеггер, М. А. Холодная, Дж. Шоу, К. Юнг и др.

Понятиям свободы, свободы воли, взаимосвязи свободы и творчества многие исследователи также уделяли большое внимание. В известной мере все вышеозначенные философы, в той или иной степени, интересовались и проблемами свободы. О связи свободы и необходимости также писали Т. Гоббс, П. Гольбах, Е. Дюринг, Ж. Ламетри, П. Лаплас и ряд других исследователей.

Интересные размышления по вопросу о свободе воли и, отчасти, ее связи с феноменом творчества мы встречаем у Ф. Баадера, Я. Беме, Б. П. Вышеславцева, Д. Гартли, Н. Гартмана, А. Гейлинкса, Р. Ингардена, А. Камю, С. А. Левицкого, Н. О. Лосского, А. М. Максимова, Н. Мальбранша, Дж. Пристли, Г. Райнера, Ж. П. Сартра, Г. П. Федотова, М. Шелера, К. Ясперса и ряда других.

Положения касательно «свободы воли», выводящие на методологические основания творчества, встречаются у А. И. Антонова, П. Е. Астафьева, О. М. Бакурадзе, А. А. Введенского, В. Виндельбанда, Г. Гефдинга, К. С. Гутберлета, Э. Меймана, О. К. Нотович, Ф. Полана, Е. И. Степановой, Э. Фаркаш, Ф. С. Ферстера, К. Фишера, М. Филлипова, Ж. Фонсегрив, В. М. Хвостова, А. П. Чермениной и других мыслителей.

Тесную связь проблемы свободы с феноменом творчества, важнейшую роль онтологического статуса свободы в самом акте творческой деятельности одним из первых продемонстрировал Н. А. Бердяев в своей работе «Философия свободы. Смысл творчества», где он обосновывает тот факт, что творчество, по своему онтологическому статусу, — это и есть свобода. Но как вывести" из данного онтологического основания многообразие тех аспектов творческой деятельности, которые постоянно «поставляют» нам психология и социология, антропология и эвристика? Выступает ли свобода единственным основанием творческой деятельности? Является ли свобода (как особого рода реальность) именно онтологическим, а, скажем, не гносеологическим или методологическим основанием творческой деятельности? Сохраняется ли в трактовке свободы как онтологического основания творчества ее прежний концептуальный, понятийный каркас «познанной необходимости» или в связи с феноменом творчества свобода должна уже наполняться несколько другим понятийным содержанием? Если свободу определить как онтологическое основание творчества, то как она соотносится с необходимостью? Каков онтологический статус последней в структуре творчества?

На эти и подобные им вопросы мы в настоящее время не встречаем сколь-нибудь полных и развернутых ответов. Данное диссертационное исследование призвано, хотя бы в определенной мере, ликвидировать означенный пробел.

Объектом настоящего исследования выступает творчество как феномен бытия человека.

Предметом исследования являются свобода и необходимость как онтологические основания творчества.

Цель исследования — обосновать и исследовать свободу и необходимость как онтологические основания творчества.

Для достижения поставленной цели предполагается решение следующих задач:

1. Проанализировать феноменологические аспекты творчества.

2. Исследовать методологические аспекты феномена творчества.

3. Выявить и обосновать место и роль свободы и необходимости в структуре основного противоречия творчества.

4. Определить онтологический статус противоречия свободы и необходимости в творческой деятельности.

Методологическим основанием исследования является, прежде всего, диалектический метод. В рамках диалектического метода автор опирался на принципы единства бытия и мышления, единства диалектики, логики и теории познания, единства исторического и логического. Кроме того, в исследовании использован системный подход, а также применяются методы структурно-функционального анализа, идеализации, моделирования ит. д.

Научная новизна исследования состоит в следующем:

— открыто, что существует тенденция становления и развития социальной сущности субъекта творческого и практического преобразования объективной реальности, в ходе и посредством которой меняется и сам субъект деятельности (человек);

— доказано, что различие форм и видов «меры творчества» обусловливается определенной спецификой разрешения в практической деятельности фундирующего противоречия свободы и необходимости;

— обнаружены общие феноменологические предпосылки творческой деятельности как таковой;

— определены и разработаны основные методологические подходы, на основании которых целесообразно теоретически исследовать феномен творчества;

— выявлены и проанализированы основные предпосылки феномена творчества, определяющие его роль и статус в сфере человеческого бытия;

— постулирована и разработана идея единства свободы и необходимости как онтологического основания феномена творчества;

— обосновано, что в качестве предельно общего критерия «меры творчества» самого творческого процесса выступает мера возрастания свободы человека. У.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что полученные в настоящем исследовании результаты позволяют определить сущностные аспекты творческой деятельности вне зависимости от самих видов деятельности и от того предметного содержания, которое эксплицирует феномен творчества в различные частно-научные направления.

Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные в диссертационном исследовании результаты и выводы могут быть использованы в ходе преподавания общего курса философии, а также стать основой для разработки соответствующих спецкурсов по онтологии и гносеологии.

Положения, выносимые на защиту:

1. Методологическим основанием выявления сущности творчества выступает диалектический метод, посредством которого определяются основополагающие принципы, выводящие на сущностное понимание творчества: принцип единства мышления и бытия, принцип единства диалектики, логики и теории познания, принцип отражения, принцип практики и принцип развития.

2. Онтологическим, сущностным основанием творчества выступает противоречие свободы и необходимости. При этом сама свобода нами трактуется как познанная необходимость, проявляющаяся в деятельности, намеренно осуществляемой в соответствии с существующими закономерностями действительностив преобразовании действительности посредством «подчинения» данным закономерностям.

3. Творчество представляет собой деятельность, направленную на преобразование различных аспектов сущего, посредством его познания и подчинения его закономерностям.

4. Различные компоненты творческой деятельности, определяющие ее структуру, так или иначе, обусловливаются самой противоречивой природой творчествапоследняя, соответственно, определяется противоречием свободы и необходимости.

Апробация работы. Основные результаты и положения диссертационного исследования обсуждались на аспирантских и теоретических семинарах кафедры социальной философии Оренбургского государственного университета, на заседаниях кафедры философии Магнитогорского государственного университета, на Всероссийских и Международных научных конференциях по проблемам человека и общества (2009 — 2011 г. г.). Основное содержание работы было представлено в сообщениях и докладах на научных конференциях преподавателей Оренбургского государственного университета (2010, 2011 г.), на Всероссийской научно-теоретической конференции «Вопросы экономики, управления и права в контексте философско-антропологической парадигмы» (Екатеринбург — Магнитогорск, 2010 г.), на внутривузовской научной конференции преподавателей, аспирантов и соискателей МаГУ «Современные проблемы науки и образования» (Магнитогорск, 2010 г.), на Всероссийской научной конференции «Философские вопросы естественных* технических и гуманитарных наук» (Магнитогорск, 2010 г.). Основные положения работы были отражены в 9 публикациях автора (из них 5 статей выполнены в соавторстве, 4 статьи опубликованы в журналах, входящих в Перечень ВАК МОиН РФ). Материалы и результаты проведенного исследования использовались автором при разработке лекционных курсов для студентов, обучающихся по специальности «Философия», в стенах Оренбургского государственного университета.

Заключение

.

Исследование проблематики феномена творчества через специфику его фундирующего основания позволяет выявить возможную логику методологического подхода к выявлению сущности творчества. Возможное решение проблемы выявления сущности творчества заключается в применении диалектического метода, в признании ведущей роли принципов единства бытия и мышления, а также единства диалектики, логики и теории познания, принципов практики, отражения и развития. Благодаря этому становится возможным выявление логики восхождения от абстрактного к конкретному, на основании которой сущность творчества выявляется через исходное противоречие свободы и необходимости. При этом чем в большей степени субъект деятельности сообразуется с закономерной и неотвратимой логикой окружающей действительности (с необходимостью), тем в большей степени он выступает как подлинно свободное и творчески мыслящее существо.

Обоснование истинного значения диалектического метода как общего методологического основания комплексной проблемы творчества, в конечном счете, обусловливает теоретическую возможность более основательно раскрыть роль, функции и содержание вышеозначенных принципов и на базе этого выявить адекватный метод нахождения сущности феномена творчества. Таковым выступает метод восхождения от абстрактного к конкретному. Применение данного метода создает гносеологические и методологические предпосылки для исследования феномена творчества в его историческом развитии, для определения всеобщих, основных и непосредственных условий возникновения противоречия свободы и необходимости в практической деятельности, воспроизводство и разрешение которого обеспечивает ее творческий характер. Благодаря этому, феномен творчества удалось понять как специфическое и закономерное выражение всеобщего движения материи на уровне ее социальной формы.

Данного рода подход, в частности, позволяет трактовать суть творческой деятельности как проявление общественного феномена, возникающего на базе определенных природных условий и предпосылок, как такую форму становления и развития, через которую практика начинает интерпретироваться как главный способ социального бытия человека. Посредством диалектической логики выявления сущности творчества можно также выделить особое основание творческой активности субъекта: преобразование, применение и создание определенной системы средств практической деятельности. Посредством этой же методологической основы осуществляется углубление предметной стороны философского анализа творчества. Благодаря этому открыто, что существует тенденция становления и развития социальной сущности субъекта творческого и практического преобразования объективной реальности, в ходе и посредством которой меняется и сам субъект деятельности (человек).

С известной долей условности можно отметить, что творчество (в той или иной форме) присуще практически любому виду деятельности. Различие форм «меры творчества» обусловливается определенной спецификой разрешения в практической деятельности фундирующего противоречия свободы и необходимости. Специфика самих форм «меры творчества» определяется уровнем развития практики, тем или иным соотношением индивидуального и общественного в деятельности субъекта.

Исходя их того, что фундирующим основанием сущности творчества выступает противоречие свободы и необходимости, а сама свобода, так или иначе, должна представляться как познанная необходимость и логика действия сообразно необходимо существующим закономерностям действительности, мы вывели авторскую интерпретацию сущности творчества. Творчество для нас предстает как практическая деятельность, направленная на преобразование различных аспектов сущего посредством познания и подчинения его закономерностям.

Соответственно вышеизложенному пониманию сущности творческого процесса, представляется крайне важным решение вопроса о критерии творчества. На наш взгляд, в качестве предельно общего критерия «меры творчества» самого творческого процесса выступает мера возрастания свободы человека, включающая в себя все более и более сущностное понимание необходимых зависимостей существующих в объективной действительности по отношению к самой этой действительности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , В. А. Правила удачи / В. А. Абчук. JL: Детская лит-ра, 1986.-128 с.
  2. , Ж. Диалектико логические принципы построения теории / Ж. Абдильдин, А. Нысанбаев. — Алма — Ата: Наука, 1973. — 420 с.
  3. Абдульханова-Славская, К. А. Деятельность и психология личности / К. А. Абдульханова-Славская. М.: Наука, 1980. — 333 с.
  4. , В. И. Становление культуры мышления как проблема / В. И. Авдеев. Воронеж: Изд-во ВГУ, 1992. — 176 с.
  5. , Н. С. Рациональность: наука, философия, жизнь / Н. С. Автономова // Рациональность как предмет философского исследования. -М.: ИФ РАН, 1995. С. 56−90.
  6. , А. Д. Еще раз о деятельной сущности человека / А. Д. Александров // Вопросы философии. 1988. — № 7. — С. 34 — 46.
  7. , Г. Ф. История западноевропейской философии / Г. Ф. Александров. М.: Просвещение 1945. — 684 с.
  8. , Е. А. Основы теории эвристических решений / Е. А. Александров. М.: Советское радио, 1975. — 256 с.
  9. , И. С. О критериях научной рациональности / И. С. Алексеев // Методологические проблемы историко-научных исследований. -М.: Наука, 1982.-С. 112−113.
  10. , Г. С. Алгоритм изобретения / Г. С. Альтшулер. -Воронеж: Воронежский рабочий, 1973. 296 с.
  11. , Г. С. Как научиться изобретать? / Г. С. Альтшулер. -Тамбов: Изд-во тамбовского ун-та, 1961. 217 с.
  12. , Г. С. Основы изобретательства / Г. С. Альтшулер. -Воронеж: Научное мировоззрение, 1964. 352 с.
  13. Античная философия: учеб. пособие для вузов / сост. Б. Ц. Гарабидьянц. М.: Просвещение, 1960. — 763 с.
  14. Аристотель. Метафизика / Аристотель // Соч.: в 4 т. М.: Мысль, 1975. -Т.1. — 587 с.
  15. , В. Ф. Понятие / В. Ф. Асмус // Логика. М.: Госполитиздат, 1956. — 367 с.
  16. , Г. С. Категория противоречия и ее мировоззренческая функция / Г. С. Батищев // Диалектическое противоречие. М.: Политиздат, 1979.-248 с.
  17. , Г. С. Противоречие как категория диалектической логики / Г. С. Батищев. М.: Наука, 1963. — 362 с.
  18. , М. М. Человек в мире слова / М. М. Бахтин. М.: Изд-во Российского открытого ун-та, 1995. — 140 с.
  19. , М. М. Эстетика словесного творчества / М. М. Бахтин. -М.: Искусство, 1979. 424 с.
  20. , И. А., Максимов, А. М. Целостность и свобода человека/ И. А. Беляев, А. М. Максимов. Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та, 2004.-180 с.
  21. , Н. Дух и реальность / Н. Бердяев. М.: Русская идея, 2007.-472 с.
  22. , Н. О рабстве и свободе человека / Н. Бердяев. М.: Русская идея, — 2006. — 352 с.
  23. , Н. Философия свободного духа / Н. Бердяев. М.: Русская идея, — 2006. — 324 с.
  24. , Н. Философия свободы. Смысл творчества / Н. Бердяев. -М.: Мысль, 1989.483 с.
  25. , Н. Царство духа и царство кесаря / Н. Бердяев. М.: Логос, 1995. 372 с.
  26. , А. Творческая эволюция / А. Бергсон. М.: Интерра, 2006. — 482 с.
  27. , Н. М. Социальный детерминизм и научное предвидение / Н. М. Бережной // Философские науки. 1992. — № 4. — С. 54 -62.
  28. , Д. Соч. в двух т. / Д. Беркли. М.: Мысль, 1978. Т. 1,528 с.
  29. , В. Ф. Вопрос как форма мысли / В. Ф. Берков. Минск: Изд-во БГУ, 1972. — 136 с.
  30. , В. С. Мышление как творчество / В. С. Библер. М.: Просвещение, 1975. — 462 с.
  31. , В. С. Понятие как элементарная форма движения науки / В. С. Библер // Анализ развивающегося понятия. М.: Наука, 1967. — 439 с.
  32. , А. С. Существуют ли «конкретно всеобщие понятия?» / А. С. Богомолов // Вестник Московского университета, серия 8, Философия, — 1968. — № 6. — С. 20 — 29.
  33. , В. А. Диалектика как теория развития / В. А. Босенко. -Киев: Наука, 1966. 327 с.
  34. Бройль, Луи де. По тропам науки / Луи де Бройль. М.: Наука, 1962.-567 с.
  35. , А. В. Деятельность, действие и психическое как процесс / А. В. Брушлинский // Вопросы психологии. 1984. — № 5. — С. 1729.
  36. , А. В. Психология мышления и кибернетика / А. В. Брушлинский. -М.: Мысль, 1970. 191 с.
  37. , В. Основные идеи философов двадцатого века в их произведениях / В. Бурдье. М.: Росспэн, 2006. 872 с.
  38. Буш, Г. Проблемология эвристики / Г. Буш. Рига: Ин-т философии и права АН Латвийской ССР, 1989, — 77 с.
  39. , И. В. Познание и свобода / И. В. Бычко. М.: Просвещение, 1976. — 253 с.
  40. , Ф. Соч.: в 2 т. / Ф. Бэкон. М.: Мысль, 1972. — Т. 2. — 472с.
  41. , В. А. Рассудочное и разумное мышление в развитии познания / В. А. Вазюлин // Диалектика процесса познания. М.: МГУ, 1985. -298 с.
  42. , М. Продуктивное мышление / М. Вертгеймер. М.: Прогресс, 1987.-336 с.
  43. , В. П. Границы новоевропейской науки: модерн и постмодерн // Границы науки / под ред. Л. А. Маркова. М.: ИФ РАН, 2000. -С. 204−231.
  44. , В. История древней философии / В. Виндельбанд. -СПБ: Образование, 2002. 373 с.
  45. , В. О свободе воли / В. Виндельбанд. М.: Образование, 2004. — 382 с.
  46. , Н. Кибернетика и общество / Н. Винер. М.: Наука, 1958. -216 с.
  47. , М. Логика / М. Владиславцев. СПб.: «Русич», 1999.-287 с.
  48. , Е. К. Понятие / Е. К. Войшвилло М.: Издательство Московского гос. университета, 1967. -285 с.
  49. , М. Ф. Проблема индивидуального объекта в научном познании : автореф. дис. канд. филос. наук / М. Ф. Волкова- Новосибирский гос. ун-т. Новосибирск, 1973. — 28 с.
  50. , Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л. С. Выготский. М.: Просвещение, 1991. — 93 с.
  51. , Л. С. Психология искусства / Л. С. Выготский. М. Наука, 1968.-573 с.
  52. , Ф. Ф. Предметное противоречие и его теоретический «образ» / Ф. Ф. Вяккерев // Диалектическое противоречие. М.: Политиздат, 1979.-248 с.
  53. , Н. К основоположению онтологии / Н. Гартман- Пер. с нем. Ю. В. Медведевой. СПб.: Наука, 2003. — 640 с.
  54. , Г. В. Ф. Эстетика / Г. В. Ф. Гегель // Соч.: в 4 т. М.: Искусство, 1968. — Т. 1. — 309 с.
  55. , Г. В. Ф. Эстетика / Г. В. Ф. Гегель // Соч.: в 4 т. М.: Искусство, 1973. — Т. 4. — 548 с.
  56. , Т. Избранные произведения : в 2 т. / Т. Гоббс. М.: Мысль, 1964. — Т. 1. — 528 с.
  57. , Т. Избранные произведения : в 2 т. / Т. Гоббс. М.: Мысль, 1964. — Т. 2. — 613 с.
  58. , П. Система природы / П. Гольбах. М.: Просвещение, 1940.-396 с.
  59. , П. Здравый смысл / П. Гольбах. М.: Просвещение, 1941.-442 с.
  60. , Н. В. Гений в искусстве и науке / Н. В. Гончаренко. М.: Искусство, 1991. — 432 с.
  61. , В. И. Проблемы диалектических противоречий / В. И. Горбач. М.: Просвещение, 1973. — 263 с.
  62. , В. Г. Знать, чтобы делать / В. Г. Горохов М.: Знание, 1987.-176 с.
  63. , П. А. Философия Иоганна Вольфганга Гёте / П. А. Горохов. 2-е изд., испр. и доп. — Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 2003. — 312 с.
  64. , П. А. Шекспир. Загадки мыслителя / П. А. Горохов.-Оренбург: ИПК ГОУ ОГУ, 2010. 306 с.
  65. , Г. А. Установка и адаптация личности в творческом труде : дисс. канд. псих. наук. / Г. А. Горошидзе. Тбилиси, 1982. — 165 с.
  66. , Р. М. Интуиция и искусственный интеллект / Р. М. Грановская, И. Я. Березная. Ленинград: Изд-во Ленинградского ун-та, 1991.-272 с.
  67. , Е. С. Художественное творчество / Е. С. Громов. М.: Просвещение, 1970. — 362 с.
  68. , В. Д. Жизнь как метафора бытия / В. Д. Губин. М.: Рос. гос. гуманит. ун-т, 2003. — 208 с.
  69. , А. В. Миф как философская проблема / А. В. Гулыга // Античная культура и современная наука: сб. ст. М.: Наука, 1985. — С. 271 276.
  70. , Г. А. Творчество и диалектика / Г. А. Давыдова. М.: Наука, 1976.-426 с.
  71. , В. А. Объект и предмет науки / В. А. Демичев // Философские науки. 1983. -№ 5. — С. 128−131.
  72. , А. М. Проблемная концепция научного поиска: автореф. дис. доктора филос. наук / А. М. Дорожкин. М., 1993. — 32 с.
  73. , Ф. М. Избранные произведения / Ф. М. Достоевский. М: Современная книга, 2005. — 573 с.
  74. , Д. И. Психические явления и мозг / Д. И. Дубровский. М.: Наука, 1971. — 330 с.
  75. , В. В. Об образе Божием в человеке / В. В. Зеньковский // Вопросы философии. 2003. — № 12. — С. 147−161.
  76. , Э. В. Вопрос о тождестве мышления и бытия в домарксистской философии / Э. В. Ильенков // Диалектика теория познания. Историко — философские очерки. — М.: Наука, 1964. — 364 с.
  77. , Э. В. Диалектика абстрактного и конкретного в научно теоретическом мышлении / Э. В. Ильенков — М.: Издательство «Росспэн», 1997.-476 с.
  78. , Э. В. О материальности сознания и трансцендентальных кошках / Э. В. Ильенков // Диалектическое противоречие. — М.: Политиздат, 1979. 248 с.
  79. , Э. В. Предмет логики как науки в Новой философии / Э. В. Ильенков // Вопросы философии. 1965. — № 5. — С. 71 — 82.
  80. , Э. В. Философия и культура / Э. В. Ильенков. М.: Изд-во полит, лит-ры. 1991. — 464 с.
  81. , И. П. Структура и механизмы творческой деятельности / И. П. Калошина. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1983. — 168 с.
  82. , И. Критика чистого разума / И. Кант // Соч.: в 6 т. М.: Мысль, 1964. — Т. 3. — 596 с.
  83. , И. Критика практического разума / И. Кант // Соч.: в 6 т. -М.: Мысль, 1964. Т. 4. — 487 с.
  84. , И. Критика способности суждения / И. Кант // Соч.: в 6 т. -М.: Мысль, 1966. Т. 5. — 530 с.
  85. , И. Т. Рациональность в познании и практике. Критический очерк / И. Т. Касавин, 3. А. Сокулер. М.: Наука, 1989. — 191 с.
  86. Категории диалектики (теоретико методологические проблемы): учеб. пособие для вузов / сост.: И. Я. Лойфман, В. В. Ким, Н. В. Бряник, М. Н. Руткевич. — Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2003. -251с.
  87. , Б. М. О диалектике научных открытий / Б. М. Кедров // Вопросы философии. 1966. — № 12. — С. 64 — 73.
  88. , Б. М. Оперирование научными понятиями в диалектической и формальной логике / Б. М. Кедров // Диалектика и логика.-Формы мышления. М.: Изд. АН СССР, 1962. — 344 с.
  89. , В. И. Логика : учебник / В. И. Кириллов // М.: Высшая школа, 1977. — 259 с.
  90. , П. В. Проблемы мышления в современной науке / П. В. Конин. М.: Мысль, 1964. — 468 с.
  91. , П. В. Диалектика как логика и теория познания / П. В. Копнин. М.: Наука, 1973. — 473 с.
  92. , А. М. Теория отражения и творчество / А. М. Коршунов. М.: Просвещение, 1971. — 372 с.
  93. , Р. И. Свобода и ответственность / Р. И. Косолапов, В. С. Марков. М.: Политиздат, 1969. — 293 с.
  94. , В. Ф. Исследование развития познавательной деятельности / В. Ф. Кременчук. М.: Педагогика, 1971.-391 с.
  95. , С. Б. Истина и мнение / С. Б. Крымский // Философские науки. 1990. — № 10. — С. 73−77.
  96. Кун, Т. Структура научных революций / Т. Кун. М.: Прогресс, 1978.-300 с.
  97. , И. История науки и ее рациональная реконструкция / И. Лакатос // Структура мира и развитие науки: Из Бостонских исследований по философии науки. -М.: Прогресс, 1978. С. 203−235.
  98. , Г. Соч.: в 4 т. / Г. Лейбниц. М.: Мысль, 1983. — Т. 2.623 с.
  99. , В. А. Субъект, объект, познание / В. А. Лекторский. -М.: Наука, 1980.-360 с.
  100. , В. А. Эпистемология классическая и неклассическая / В. А. Лекторский. М.: Эдиториал УРСС, 2001. — 256 с.
  101. , А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. / А. Н. Леонтьев. М.: Просвещение, 1975. — 261 с.
  102. , Т. Г. Философия науки: традиции и новации / Т. Г. Лешкевич. М.: ПРИОР, 2001.-368 с. и о
  103. , И. Процесс и структура человеческого учения. / И. Лингарт. М.: Прогресс, 1970. — 683 с.
  104. , Д. Избранные философские произведения : в 2 т. / Д. Локк. М.: Мысль, 1960. — Т. 1. — 463 с.
  105. , А. Ф. Философия имени / А. Ф. Лосев. М.: МГУ, 1990.271 с.
  106. , А. Ф. Философия. Мифология. Культура / А. Ф. Лосев. -М.: Республика, 1991.-525 с.
  107. , К. Н. Проблема субъекта и объекта в немецкой классической и марксистко-ленинской философии / К. Н. Любутин. -Свердловск: Изд-во Уральского ун-та, 1973. 317 с.
  108. , А. М. Измерения свободы / А. М. Максимов. -Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та, 1994. 152 с.
  109. , А. М., Чупров, А. С. Природа человека и его свобода / А. М. Максимов, А. С. Чупров Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та, 1996.-192 с.
  110. , Л. В. Когнитивизм как парадигма гуманитарно-философской мысли / Л. В. Максимов. М.: РОССПЭН, 2003. — 160 с.
  111. , М. К. Классические и неклассический идеалы рациональности / М. К. Мамардашвили. М.: «Логос», 2004. — 238 с.
  112. , М. К. Философия и личность / М. К. Мамардашвили // Человек. 1994. — № 4. — С. 7−19.
  113. , М. К. Эстетика мышления / М. К. Мамардашвили. М.: Моск. шк. полит, исследов., 2000. — 416 с.
  114. , К. Структурный анализ эпистемологии / К. Мангейм // Специализированная информация по общеакадемической программе «Человек, наука, общество: комплексные исследования». М.: ИНИОН РАН, 1992.-40 с.
  115. , С. Н. Диалектика логического и исторического и ее место в логико методологической концепции / С. Н. Мареев // Вопросы философии. — 1977. — № 2. — С. 36 — 45.
  116. , С. Н. Диалектика формального и содержательного в познании (историко методологический очерк) / С. Н. Мареев // Проблемы материалистической диалектики как теории познания. — М., 1979. — 188 с.
  117. , Э. А. Категории диалектики и язык науки / Э. А. Мариничев. Л.: Издательство Ленинградского гос. университета, 1973. -166 с.
  118. , К. К критике политической экономии / К. Маркс // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., Т. 13. — 167 с.
  119. , К. Тезисы о Фейербахе / К. Маркс // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 3, — 639 с.
  120. , Л. А. Современная проблематизация вечной темы / Л. А. Микешина // Философские науки. 1990. — № 10. — С. 81−82.
  121. , Дж. Планы и структура поведения / Дж. Миллер, Е. Галантер, К. Прибрам. М.: Прогресс, 1965. — 236 с.
  122. , Н. С. Процессы творчества / Н. С. Морозов. Рязань: Рягосттипография, 1975. — 23 с.
  123. , Н. С. Рациональное и иррациональное философская проблема (читая А. Шопенгауэра) / Н. С. Мудрагей // Вопросы философии. -1994.-№ 9.-С. 32−40.
  124. , А. А. Некоторые психологические и философские проблемы интуитивного познания / А. А. Налчаджян. М.4: Мысль, 1972. -272 с.
  125. , И. С. К вопросу об отражении диалектики движения в понятиях / И. С. Нарский // Формальная логика и методология. М.: Наука, 1964.-264 с.
  126. , И. Д. Свобода и знание / И. Д. Невважай. Саратов: Саратовская государственная академия права, 1995. — 204 с.
  127. , А. Л. От формальной логики к истории науки: Критический анализ буржуазной методологии науки / А. Л. Никифоров. М.: Наука, 1983.- 177 с.
  128. , А. Н. Формирование приемов эффективного решения творческих задач : дис. канд. психол. наук / А. Н. Орехов. М. 1985. — 240 с.
  129. Оруджев, 3. М. Соотношение эмпирических и теоретических понятий в структуре научного познания / 3. М. Оруджев, С. С. Худяков // Философские науки. 1974. — № 2. — С. 48 — 57.
  130. Оруджев, 3. М. Формально логическое и диалектическое противоречие. Различие структур /3. М. Оруджев // Диалектическое противоречие. — М.: Политиздат, 1979. — 248 с.
  131. Платон. Соч.: в 3 т. / Платон. М.: Мысль, 1968. Т. 1. — 573 с.
  132. Платон. Соч.: в 3 т. / Платон. М.: Мысль, 1968. Т. 2. — 632 с.
  133. , М. Личностное знание / М. Полани. М. Прогресс, 1985. -344 с.
  134. , В. А. Проблема предмета науки в контексте типов научной рациональности / В. А. Полехин. Магнитогорск, 2007. — 136 с.
  135. , Я. А. Психика и интуиция / Я. А. Пономарев. М.: Политиздат, 1967. — 255 с.
  136. , Я. А. Психология творческого мышления / Я. А. Пономарев. М.: Просвещение, 1960. — 284 с.
  137. , Я. А. Психология творчества / Я. А. Пономарев. М.: Наука, 1976. — 352 с.
  138. , К. Р. Логика и рост научного знания // Избр. работы / К. Поппер- Пер. с англ. В. Н. Садовского. М.: Прогресс, 1983. — С. 33−325.
  139. , В. Н. Не «разлучать», а различать / В. Н. Пору с // Диалектическое противоречие. М.: Политиздат, 1979. — 248 с.
  140. , В. Н. Парадоксальная рациональность / В. Н. Порус // Рациональность на перепутье, кн. 2. М.: РОССПЭН, 1999. — С. 152−164.
  141. , Л. К. Проблема личности в свете диалектики общего и отдельного : автореф. дис. канд. филос. наук / Л. К. Порфирьев- Казанский гос. ун-т. Казань, 1972. — 20 с.
  142. , Ю. В. Диалектика общего и специфического в познании нового : автореф. дис. канд. филос. наук / Ю. В. Преображенская- Российский ун т. дружбы народов им. Лумумбы — М., 1973. — 19 с.
  143. , А. О науке / А. Пуанкаре- пер. с фр. Л. С. Понтрягина.- 2-е изд. М.: Наука, 1990. — 736 с.
  144. , Г. В. Познавательная активность человека / Г. В. Пугач -М.: Политиздат, 1985. 96 с.
  145. , В. Н. Эвристика наука о творческом мышлении / В. Н. Пушкин. — М.: Политиздат, 1967. — 272 с.
  146. , А. И. Принципы научного мышления / А. И. Ракитов. -М.: Политиздат, 1975. 143 с.
  147. , А. Н. Рациональность и теоретическое познание / А. Н. Ракитов // Вопросы философии. 1982. — № 11. — С. 66−81.
  148. , M. М. Принципы диалектической логики / M. М. Розенталь. М.: Соцэкгиз, 1960. — 478 с.
  149. , В. М. Типы и дискурсы научного мышления / В. М. Розин.- М.: Эдиториал УРСС, 2000. 248 с.
  150. , M. Н. Актуальные проблемы ленинской теории отражения / M. Н. Руткевич. Свердловск: Наука, 1970, — 273 с.
  151. , В. Н. Основы систематизации всеобщих категорий / В. Н. Сагатовский. Томск: Томский медицинский институт, 1973. — 431 с.
  152. , Е. Н. Понятие практики у К. Маркса и современные дискуссии / Е. Н. Самарская. М.: Наука, 1977. — 427 с.
  153. , Ж. П. Бытие и ничто / Ж. П. Сартр. М.: Новая книга 2003.-837 с.
  154. , Ж. П. Экзистенциализм это гуманизм / Ж. П. Сартр // Сумерки богов. -М., 1989. — С. 319−344.
  155. , H. Н. Наука и общество / H. Н. Семенов. М.: Московский педагогический институт, 1973. — 271 с.
  156. , В. Ф. Введение в методологию современной биологии / В. Ф. Сержантов. Л.: Ленинградский государственный университет, 1972. 328 с.
  157. , Е. П. О разумной и рассудочной диалектике / Е. П. Ситковский // Вопросы философии, 1981. — № 4. С. 128−132.
  158. , Е. Ф. Введение в диалектическую логику. Философия в системе наук и мировоззрения / Е. Ф. Солопов. Л.: Наука. Ленинградское отделение, 1972. — 212 с.
  159. , Д. Новото и старото в логиката / Д. Спасов. София: Акад на науките, 1958. — 172 с.
  160. , Б. Избранные произведения : в 2 т. / Б. Спиноза. М.: Интерра, 1996. — Т. 1. — 448 с.
  161. , Б. Избранные произведения : в 2 т. / Б. Спиноза. М.: Интерра, 1996. — Т. 2. — 592 с.
  162. , А. П. Сознание и самосознание / А. П. Спиркин. М.: Политиздат, 1972. — 193 с.
  163. , В. С. Теоретическое знание / В. С. Степин. М.: Прогресс — Традиция, 1999. — 572 с.
  164. , В. С. Теоретическое знание. Структура, Историческая эволюция / В. С. Степин. М.: Прогресс-традиция, 2000. — 744 с.
  165. , М. С. Логика : учебник / М. С. Строгович. М.: Госполитиздат, 1969.-361 с.
  166. , Г. В. Основы психологической теории деятельности / Г. В. Суходольский. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1988. — 168 с.
  167. , Т. Д. Диалектика индивидуального и всеобщего в формировании духовного мира личности : автореф. дис. канд. филос. наук / Т. Д. Суходуб. Киев, 1984. — 22 с.
  168. Творчество // Новая Философская Энциклопедия / под ред. В. С. Степина и др. М., 2001. — Т. 4. — 794 с.
  169. Творчество // Философский энциклопедический словарь / под ред. JI. Ф. Ильичева и др. М., 1983. — 832 с.
  170. , JI. Избр. филос. произведения: в 2 т. / JI. Фейербах. -М.: Гос. изд. полит, литер., 1951. Т. 1. — 483 с.
  171. , JI. Избр. филос. произведения: в 2 т. / JI. Фейербах. -М.: Гос. изд. полит, литер., 1955. Т. 2. — 562 с.
  172. , И. Г. О назначении ученого / И. Г. Фихте. М.: Литера -М, 2002.-186 с.
  173. , И. Г. Ясное как солнце сообщение широкой публике о подлинной сущности новейшей философии / И. Г. Фихте. М.: Соцэкгиз, 1937.-107 с.
  174. , К. История Новой философии / К. Фишер. СПБ: Образование, 2008. — 593 с.
  175. , С. Л. Предмет знания. Об основах и пределах отвлеченного знания / С. Л. Франк // Предмет знания. Душа человека. СПб.: Наука, 1995. — С. 37−418.
  176. , Ф. Новый метод исследования личности / Ф. Франселла. М.: Прогресс, 1987. — 236 с.
  177. , М. Герменевтика субъекта / М. Фуко // СОЦИОЛОГОВ -Вып. 1.-М.: Прогресс, 1991. С. 310−322.
  178. , М. Бытие и время / М. Хайдеггер- пер. с нем. В. В. Бибихина. М.: Ad Marginem, 1997. — 451 с.
  179. , П. П. Философские основы логики и методологии научного познания / П. П. Чупин. Свердловск: Изд-во Свердловского унта, 1975.-328 с.
  180. , В. С. Рациональность как философская проблема / В. С. Швырев // Рациональность как предмет философского исследования. М.: ИФ РАН, 1995.-С. 3−20.
  181. , Ф. В. Система трансцендентального идеализма / Ф. В. Шеллинг. М.: Литера — М., 2002. — 480 с.
  182. , Ф. В. Философские исследования о сущности человеческой свободы / Ф. В. Шеллинг. СПБ: Великие философы прошлого, 2008. — 382 с.
  183. , М. Поворот в философии / М. Шлик // Хрестоматия по философии. М., 1997.-С. 121−142.
  184. , Г. Философский энциклопедический словарь / Г. Шмидт, Ф. Шенкман, Р. Склерат. М.: Образование, 1998. — 673 с.
  185. , А. Свобода воли и основы морали / А. Шопенгауэр. СПБ: Великие философы прошлого, 2006. — 528 с.
  186. , А. История средневековой философии / А. Штекль. М.: Гардарики, 2002. — 489 с.
  187. , Г. П. Онтологии и картины мира (методологическая дискуссия) / Г. П. Щедровицкий // Кентавр. № 23. -2000.-С. 5−38.
  188. , Г. П. Синтез знаний: проблемы и методы / Г. П. Щедровицкий // На пути к теории научного знания. М.: Наука, 1984. — С. 68−107.
  189. , Г. П. Философия. Наука. Методология / Г. П. Щедровицкий. М.: Школа культурной политики, 1997. — 572 с.
  190. , А. Эволюция физики // Собр. науч. трудов: в 4 т. / А. Эйнштейн. Т. 4. — М.: Прогресс, 1967. — 627 с.
  191. , П. К. Эврилогия или всеобщая теория творчества / П. К. Энгельмейер. Харьков, Изд-во «Образование» 1914. — 160 с.
  192. , Ф. Анти-Дюринг / Ф. Энгельс // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. М.: Изд — во полит, лит — ры., 1974. — Т. 20. — 626 с.
  193. , Ф. Диалектика природы / Ф. Энгельс // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. М.: Изд — во полит, лит — ры., 1974. — Т. 20. — 626 с.
  194. , Ф. Людвиг Фейербах и конец немецкой классической философии / Ф. Энгельс // Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., Т. 21. — 523 с.
  195. , Э. Г. Как понимать объект и предмет научного познания / Э. Г. Юдин // Политсамообразование. 1967. — № 3. — С. 92−101.
  196. , В. А. Диалектика творческого процесса в науке / В. А. Яковлев. М.: Издательство МГУ, 1989. — 128 с.
  197. , П. М. Процесс творческой работы изобретателя / П. М. Якобсон. М.: Мысль, 1954. — 135 с.
  198. , П. М. Психология художественного творчества / П. М. Якобсон. М.: Просвещение, 1978. — 284 с.
  199. , V. Е. Der Reidende Mensch / V. Е. Frankl. Bern, huber, 1984.-383 p.
  200. Fromm, E. Man for Himself / E. Fromm. New York: Holt, Rinehart and Winston, 1947.-183 p.
  201. Genie, M. Contemporary Approaches to Creative Thinking / M. Genie. New York, 1963. — 382 p.
  202. James, W. The Meaning of Truth (The Works of William James, Vol. 2). Cambridge: Cambridge University Press, 1975. — 240 p.
  203. Jung, C. G. Letters / C. G. Jung. Princeton, NJ: Princeton University Press, 1973. — 294 p.
  204. Mariten, D. La responsabilite de Lartiste / D. Mariten. Paris, 1911. —189 p.
Заполнить форму текущей работой