Культура повседневности народа мари
Диссертация
Духовность человека фундаментальна, универсальна и целостна. Содержание духовности раскрывается не только с точки зрения религиозных ценностей, но и предполагает научные, нравственные и эстетические составляющие. В сфере духовной реальности народа мари особое место до сих пор занимает традиционная национальная религия, ключевые установки которой связаны с универсальными принципами витальности… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. Теоретические и исторические аспекты феномена повседневности
- 1. 1. Особенности развития зарубежной и отечественной теории повседневности
- 1. 2. Категориально-понятийный аппарат исследования культуры повседневности
- Глава II. Культурно-исторический мир повседневности народа мари
- 2. 1. Семейные отношения в повседневной культуре народа мари
- 2. 2. Марийские народные календарные праздники и обряды жизненного цикла как носители народного знания
- 2. 3. Тендерные аспекты культуры повседневности народа мари
- 2. 4. Всеобщие принципы витальности в миропредставлении народа мари
Список литературы
- Багин С. А. Гадатели и знахари у царевококшайских черемис // ИОАИЭ. Т. XXVI. Вып. 3. Казань, 1916. — С. 262−273.
- Байбурин А. К., Топорков A. JI. У истоков этикета: этнографические очерки JL: Наука, 1990. — 165 с.
- Байбурин А. К. Жилище в обрядах и представлениях восточных славян. -Л., 1983.- 188 с.
- Байдимиров Д. А. «Ara пайрем» (праздник пашни) представление весеннего календарного обряда народа мари в музейном пространстве // XXII Международная финно-угорская студенческая конференция. Йошкар-Ола: Марийс. гос. ун-т, 2006. — С. 279−281.
- Байдимиров Д. А. Домостроительная обрядность и семантика жилища народа мари // Материалы Международной научно-практической конференции «Финно-угры как часть мировой культуры»: к 90-летию МРОКОМ им. И. Д. Воронина. Саранск, 2009. — С. 34−39.
- Байдимиров Д. А. Культ огня в повседневной жизни марийской сельской семьи: (по результатам этнографической экспедиции к восточным мари
- Республики Башкортостан, 2009 г.) // Музейный вестник. Йошкар-Ола, 2012.-№ 6.-С. 188−191.
- Байдимиров Д. А. Отражение традиционной религии народа мари в повседневной сфере // Актуальные решения современной науки: сборник научных работ аспирантов. Вып. № 2. Йошкар-Ола: Марийс. гос. ун-т, 2011.-С. 10−13.
- Байдимиров Д. А. Свадебный обряд как фактор социализации в традиционной культуре восточных мари // Современные проблемы науки и образования. 2012. — № 5- URL: http://www.science-education.ru/105−7146 (дата обращения: 10.10.2012).
- Байдимиров Д. А., Шурыгин А. В. Современные молодежные национальные движения РМЭ: (общественные организации транслирующие марийскую и русскую культуру) // Музейный вестник. Йошкар-Ола, 2010. -№ 4. — С. 131−134.
- Байдимиров Д. А. Сферы повседневности марийской сельской и городской семьи: традиции и современность // XI Международный конгресс финно-угроведов. Венгрия — Пилишчаба, 2010. — С. 125−126.
- Байдимиров Д. А. Этнокультурные традиции: (на примере Мишкинского района Республики Башкортостан) // XXII Международная финно-угорская студенческая конференция. Йошкар-Ола: Марийс. гос. ун-т, 2006. — С. 256 257.
- Белик A.A. Культура повседневности провинциального купечества конца XVIII первой половины XIX в.: (на материалах Вятского края): автореф. дис. канд. культурологи. — Киров, 2005. — 17 с.146
- Белоусова Е. А. «Родины, дети, повитухи в традициях народной культуры» // URL: http://nb.rus.ec/b/384 122/view. (дата обращения: 15.11.2012).
- Бендас Т. В. Тендерная психология: учеб. пособие. СПб., 2007. — 431 с.
- Бергер П. Социальное конструирование реальности: трактат по социологии знания / Бергер П. Лукман Т.- пер. Е. Руткевич. М., «Медиум», 1995.-323 с.
- Большая советская энциклопедия. Т. 4. Брос-Веш. М., 1971. — 600 с.
- Болыпов С. В. Древние культовые памятники Марий Эл: монография / Болыпов С. В., Большова Н. А., Данилов О. В. Йошкар-Ола, 2008. — 163 с.
- Бродель Ф. Структуры повседневности: возможное и невозможное (Материальная цивилизация, экономика и капитализм XV—XVIII вв.) пер. с фр. М.: Прогресс. — 1986. — 622 с.
- Ван Геннеп А. Обряды перехода. Систематическое изучение обрядов. -М., 1999.- 198 с.
- Васильев В. М. Верования и обряды мари // ИОАИЭ. Т. XXXI. Вып. 1. -Казань, 1920. С. 49−70.
- Васильев В. М. Марийская религиозная секта «Кугу сорта». Йошкар-Ола, 1928. — 127 с.
- Васильев В. М. Материалы для изучений верований и обрядов народа мари. Краснококшайск, 1927. — 127 с.
- Власова И. В. Брак и семья русских (XII начала XX века). Русские. -М.: Наука, 1999. — С. 416−432.
- Волков Г. Н. Этнопедагогика: учеб. для студ. сред, и высш. пед. учеб. заведений. Москва: Издательский центр «Академия», 1999. — 168 с.
- Волчай А. В. Тендерные аспекты повседневности в современном обществе: автореф. дис. к. филос. наук. Ростов-на-Дону, 2007. — 26 с.
- Тендерные исследования в гуманитарных науках: материалы четвертой межвузовской научной конференции, 24−25 марта 2005 г. Йошкар-Ола: МГПИ, МарГТУ, 2005. — 224 с.
- Георги И. Г. Описание всех обитающих в Российском государстве народов. Ч. I.- СПб., 1799. 152 с.
- Глухова Н. Н. Экспрессивность марийских языческих мотивов // Финноугроведение. 1994. — № 2. — С. 38−52.
- Гоген-Торн Н. И. Магическое значение волос и головного убора в свадебных обрядах Восточной Европы // Советская этнография. М., 1933. -№ 5−6.-С.119−135.
- Горелова А. А. Культурология: учебное пособие. М., 2002. — 400 с.
- Городской Г. О черемисах, проживающих в Красноуфимском уезде Пермской губернии // Этнографический сборник Русского географического общества. Вып. VI. Спб., 1864. — С. 23−34.
- Гринкова Н. П. Родовые пережитки, связанные с разделением по полу и возрасту // Советская этнография. М., 1936. — № 2. — С. 21−54.
- Гуревич А. Я. Исторический синтез и школа «Анналов». М., 1993. -328 с.
- Евсеев Т. Е. Марийская масленица // НРФ МарНИИ. Оп.З., Д. 10.
- Евсеев Т. Е. Ага-пайрем (праздник сохи) // Марий Эл. 1928. — № 3−4-С.51−63.
- Евсеев Т. Е. Важнейшие моменты правого быта и обычного права марийского народа // Марий Эл. 1928. — №№ 5−6, 7−8, 9−10.
- Евсеев Т. Е. Обычаи, верования и суеверия марийцев / Евсеев Т. Е. // Марий Эл. 1927.-№ 4−10-С. 125−165.
- Емельянов А. И. Языческие моления черемис в д. Нурумбал Себе-Усадской волости Краснококшайского уезда Казанской губернии, 26, 27 сентября 1919 года // ИОАИЭ. Т. XXXI. Вып. 4, Казань, 1921. — С. 7−39.
- Ерохина JI. Д. Гендерология и феминология: учебное пособие. М.: Флинт: Наука, 2009. — 348 с.
- Ерохина Т. И. Поведение как сфера актуализации «повседневности» и «быта» // Ярославский педагогический вестник. 2009. — № 3. — С. 157−160.
- Ерусланов П. Краткий очерк о поездке к черемисам // Этнографическое обозрение. 1896. — № 2−3. — С. 325.
- Ерусланов П. Родственный союз по поколениям восточных черемис // Этнографическое обозрение. 1895. — № 2. — С. 38.
- Ефремов Т. Е. Описание старинного марийского праздника Шорыкйол с ролью Васлий кугыза с Девичьим пиром // НРФ МарНИИ. Оп. 1., Д. 895- НРФ МарНИИ. — Оп. 1., Д. 895.
- Золотухина-Аболина Е. В. Философия обыденной жизни. Ростов-на-Дону, 1994.-С. 9.
- Золотухина-Аболина Е. В. Философская антропология: учеб. пособие для вузов. М.: МарТ, 2006. — 232 с.
- Иванова Г. И., Попов Н. С. Народная медицина / Марийцы: историко-этнографический очерк. Йошкар-Ола, 2005. — С. 237−243.
- Из истории крестьянства Марийского края. Йошкар-Ола, 1980. — 154 с.
- Ионин Л. Г. Социология культуры. М., 1998. — 148 с.
- История Марийской АССР / МарНИИ яз., лит. и истории им. В. М. Васильева. Йошкар-Ола: Марийс. кн. изд-во, 1986. — 298 с.
- Календарные праздники и обряды народа мари. Этнографическое наследие. Вып. 1. Йошкар-Ола, 2003. — 286 с.
- Калиев Ю. А. Религиозные верования / Этнография марийского народа: учебное пособие для старших классов. Йошкар-Ола, Марийс. кн. изд-во, 2001.- 184 с.
- Калиев Ю. А. Мифологическое сознание мари. Феноменология традиционного мировосприятия: монография. Йошкар-Ола, Марийс. гос. унт, 2003.-216 с.
- Калинина О. А. Марийские праздники: справочник = Марий пайрем влак: полшык. Йошкар-Ола, 2006. — 52 с.
- Касавин И. Т., Щавелев С. П. Анализ повседневности. М., 2004. -430 с.
- Китиков А. Е. Марий калык пале-влак = Марийские народные приметы. -Йошкар-Ола, 1989. 284 с.
- Кнабе Г. С. Древнейший Рим история и повседневность. — М., 1986. -519 с.
- Козлова К. И. Восточные марийцы // Труды МарНИИЯЛИ. Вып. XI. -Йошкар-Ола, 1958.-С. 110−122.
- Козлова К. И. Очерки этнической истории марийского народа. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1978. — 345 с.
- Кононенко Б. И. Большой толковый словарь по культурологии. М.: Вече, 2003.-512 с.
- Коробов С. А. Прошлое марийского народа. Йошкар-Ола, Марийс. кн. изд-во, 1957. — 157 с.
- Кравченко А. И. Культурология: словарь. М., Академический проект, 2000. — 672 с.
- Крюкова Т. А. Материальная культура марийцев XIX века. Йошкар-Ола, 1956.- 107 с.
- Кудрявцев В. Г. Деревянное зодчество марийцев. Йошкар-Ола, 2003. -120 с.
- Кудрявцев В. Г. Культовое зодчество марийцев // Финно-угроведение. -Йошкар-Ола, 2000. № 1. — С. 31−42.
- Кузнецов С. К. Культ умерших и загробные верования луговых черемис // Этнографическое обозрение. М., 1904. — № 1. — С. 67−90- № 2. — С. 56−109.
- Кузнецов С. К. Очерки из быта черемис // Древняя и новая Россия. Б. м., 1877, год третий. — Т. 11: Май, июнь, июль, август. — С. 346−358.
- Культурология. XX век: словарь. СПб.: Университетская книга, 1997.- 640 с.
- Кушнер Ю. 3. Методология и методы педагогического исследования: учебно-методическое пособие. Могилев, МГУ им. А. А. Кулешова. 2001. -66 с.
- Дедовских Н. П. Эволюция обыденного сознания в русской культуре XVIII века (проблемы отношения к власти, церкви и человеку): автореф. дис. д-ра филос. наук. СПб., 2002 — 41 с.
- Лелеко В. Д. Пространство повседневности в европейской культуре. Санкт-Петербургский гос. ун-т культуры и искусств. СПб., 2002. — 320 с.
- Лехтинен И. Повседневность как коллективная память: процесс модернизации марийской женщины // Финно-угроведение. 2006. — № 2. — С. 3−18.
- Лотман Ю. М. Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства (XVIII начало XIX века). — СПб.: Искусство, 1994. — 758 с.
- Лурье С. Историческая этнология. // URL: http://www.gumer.info/bibliotek Buks/History/Lyrie/ (дата обращения: 14.10.2012)
- Магомедова А. А. Феномен повседневности (социально-философский анализ): автореф. дис. канд. филос. наук. СПб., 2000. — 20 с.
- Марийско-русский словарь. 2-е издание, с изменениями. — Йошкар-Ола, Марийс. кн. изд-во, 1991. — 512 с.
- Марийцы: историко-этнографические очерки: коллективная монография.- Йошкар-Ола, МарНИИЯЛИ, 2005. 336 с.
- Марков Б. В. Культура повседневности. СПб., Питер, 2008. — 352 с.
- Материалы для географии и статистики России, собранные офицерами Генерального штаба. Пермская губерния. Т. XVII. Ч. 1. / сост. Мозель 3. X. -СПб., 1864.-366 с.
- Материалы для географии и статистики России, собранные офицерами Генерального штаба. Пермская губерния. Т. XVII. Ч. 2. / сост. Мозель 3. X. СПб., 1864.-740 с.
- Мендияров Г. О черемисах Уфимской губернии // Этнографическое обозрение. 1894. -№ 3. — С. 34−53.
- Миллер Г. Ф. Описание живущих в Казанской губернии языческих народов, яко то черемис, чуваш и вотяков. СПб., 1791. — 101 с.
- Молотова Т. JI. Марийский народный костюм. Йошкар-Ола, 1992. -112 с.
- Молотова Т. Л. Родильные обряды марийцев // АЭМК. Йошкар-Ола, 1993.-Вып. 22.-С. 85−94.
- Молчанов В. И. Время и сознание. Критика феноменологической философии: монография. -М.: Высш. шк., 1998 144 с.
- Никольский Д. П. Из поездки к восточным черемисам // Известия Русского Географического общества. Т. 31. Спб., 1895. — С. 82−85.
- Никольский Д. П. О черемисах: этнографически-антропологический очерк // Записки Уральского Общества любителей естествознания. Т. XVII. в. 1.-Екатеринбург, 1896.-С. 83−117.
- Никольский Н. В. История мари (черемис). Вып.1 Казань, 1920. -180 с.
- Никольский Н. В. Программа для собирания сведений об инородцах Поволжья//ИОАИЭ. Т. XXIX. Вып. 1.-Казань, 1916.-С. 173−186.
- Новикове. С. Восточные марийцы. Философия, история, люди. Т. 1. -Йошкар-Ола: ГУП «Газета «Марий Эл», 2007. 316 с.
- Новиков С. С., Калитов Г. Г. Восточные марийцы. Философия, история, люди. Т. 2. Йошкар-Ола: ГУП «Газета «Марий Эл», 2009. — 276 с.
- Новиков С. С. Восточные марийцы. Философия, история, люди. Т. 4. -Йошкар-Ола: ГУП «Газета «Марий Эл», 2011. 308 с.
- Ноговицын О. Н. Феноменология повседневности: теория социального конструирования реальности: текст лекции ГУАП. СПб., 2006. — 40 с.
- Паллас П. С. Путешествия по разным провинциям Российской империи. Ч. III.-СПб., 1788.-348 с.
- Пассонен X. Другие праздники (перевод с немецкого из: Tscheremissische Texte Gesammelt von H.Pasonen. Herausgegeben von Paavo Siro. SUST, T.78 Helsinki, 1939. — 251 s.)
- Патрушев В. С. Из прошлого нашей столицы: (археологические очерки о Йошкар-Оле и Марийском крае). Йошкар-Ола, 1987. — 77 с.
- Петров В. Н. Марийская народная медицина. Йошкар-Ола, 2003. -116с.
- Петров В. Н. Методы акупунктуры марийцев и их параллели в народной медицине других народов // Межэтнические связи населения Марийского края. АЭМК. Вып. 20 Йошкар-Ола, 1991. — С. 123−153.
- Подласый И. П. Педагогика: 100 вопросов 100 ответов: учеб. пособие для вузов. — М., 2004. — 365 с.
- Полякова И. П. Повседневность в социально-философском контексте теоретико-методологический анализ: автореф. дис. д-ра филос. наук. М., 2011. / URL: http://dissers.ru/avtoreferati-dissertatsii-filosofiya/a78.php (дата обращения: 17.09.2012)
- Попов Н. С. Марийский традиционный праздник Кугече // Полевые материалы марийской этнографической экспедиции 80-х годов. АЭМК. Вып. 22. Йошкар-Ола, 1993. — С. 52−76.
- Попов Н. С. О некоторых обрядах и обычаях, связанных с хозяйственной деятельностью марийцев / Попов Н. С. // Из истории хозяйства населения Марийского края. АЭМК. Вып. 4. Йошкар-Ола, 1979. -С. 103−138.
- Попов Н. С. Похоронные обряды и поминки // Марийцы: историко-этнографические очерки: коллективная монография. Йошкар-Ола, МарНИИЯЛИ, 2005. — 336 с.
- Риттих А. Ф. Материалы для этнографии России. Казанская губерния. Ч. П. 1.-Казань, 1970.-225 с.
- Розенберг Н. В. Аналитика культуры повседневности Поволжья: философский аспект: автореф. дис. д-ра филос. наук. Тамбов, 2010 / URL: http://dissers.ru/avtoreferati-dissertatsii-filosofiya/al 82.php. (дата обращения: 10.09.2012)
- Розенберг Н. В. Дихтомность структур культуры повседневности // Аналитика культурологии. 2012. — № 2 (23) — URL: http://analiculturolog.ru/iournal/new-number/item/839−8.html. (дата обращения: 11.09.2012)
- Русско-марийский словарь. М.: Изд-во «Советская энциклопедия», 1966.-848 с.
- Рычков Н. П. Журнал или дневные путешествия по разным провинциям Российского государства в 1769 и 1770 гг. СПб., 1770. — 190 с.
- Сам себе знахарь: тайны марийского языческого целительства. -Йошкар-Ола: Марийс. кн. изд-во, 1991. 46 с.
- Сануков К. Н. История Марийской ССР: учебное пособие для учеников X-XI классов. Йошкар-Ола, Марийс. кн. изд-во, 1992. — 96 с.
- Сепеев Г. А. К вопросу о переселении марийцев в Прикамье и Приуралье // Труды МарНИИЯЛИ, выпуск XXII. Йошкар-Ола, 1967. — С. 115−116.
- Сепеев Г. А. К вопросу о формировании этнографических особенностей восточных марийцев. Происхождение марийского народа. Йошкар-Ола, 1967.-С. 132−134.
- Сепеев Г. А. Несколько замечаний о материальной культуре восточных марийцев: (по итогам этнографической экспедиции 1962 года). Труды МарНИИЯЛИ, вып. XIX. Йошкар-Ола, 1964. — С. 209−230.
- Сепеев Г. А. Топонимические и родовые названия восточных марийцев как историко-этнографический источник / Сепеев Г. А. // Вопросы финноугроведения. Вып. V. Йошкар-Ола, 1970. — С. 286−287.
- Сепеев Г. А. Этнографическая экспедиция МарНИИЯЛИ 1963 года: тезисы докладов на научной сессии по итогам исследовательских работ института за 1963 год. Йошкар-Ола, 1964. — С. 13−15.
- Сепеев Г. А. Восточные марийцы: историко-этнографическое исследование материальной культуры (середина XIX начало XX вв.). -Йошкар-Ола, 1975.-246 с.
- Сигов П. Марийцы (черемисы) Уральской области: историко-этнографические очерки. // Марий Эл. Йошкар-Ола, 1928. — № 5−6. — С. 88 103.
- Ситников К. И. Словарь марийской мифологии. Бога, духи, герои. Т. 1. -Йошкар-Ола, 2006. 160 с.
- Смирнов И. Н. Дореволюционная марийская семья и ее быт // Межэтнические связи населения Марийского края. АЭМК. Вып. 20. Йошкар-Ола, 1991.-С. 94−122.
- Смирнов И. Н. Черемисы: историко-этнографический очерк // ИОАИЭ. Т. VII. Казань, 1889. — 221 с.
- Смирнов И. Н. Черемисы: историко-этнографический очерк. Казань, 1889.-221 с.
- Соколова И. Б. Феноменологический подход к анализу произведений культуры / Культурологические исследования. СПб.: Астерион, 2006. — С. 73−75.
- Степанов А. Ф. Сотворение мира. Йошкар-Ола, 2003. — 116 с.
- Теория культуры: учебное пособие. СПб.: Питер, 2008. — 592 с.155
- Титова Е. В. Терминологический анализ как метод и задача исследования /URL: http://www.emissia.org/offline/2010/1425.htm. (дата обращения: 20.10.2012)
- Тойдыбекова JI. С. Марийская языческая вера и этническое самосознание. Йоенсуу, 1997. — 397 с.
- Тойдыбекова JI. С. Марийская мифология: этнографический справочник. Йошкар-Ола, Марийс. кн. изд-во, 2007. — 312 с.
- Токарев С. А. Ранние формы религии. М., 1990. — 622 с.
- Троицкая Н. Черемисы Арбанской волости Царевококшайского уезда // ИОАИЭ. Т. XI. Вып. 1. Казань, 1893. — С. 65−82.
- Философский энциклопедический словарь. -М., 2006. 576 с.
- Формирование, историческое взаимодействие и культурные связи финно-угорских народов: материалы III Международного исторического конгресса финно-угроведов. Йошкар-Ола: МарНИИЯЛИ, 2004. — 656 с.
- Фрезер Д. Д. Золотая ветвь: исследование магии и религии. 2-е издание, пер. с англ. — М., 1983. — 703с.
- Фукс А. А. Записки Александры Фукс о чувашах и черемисах Казанской губернии. Казань, 1840. — 329 с.
- Хайдеггер М. Исследовательская работа Вильгельма Дильтея и борьба за историческое мировоззрение в наши дни. Десять докладов, прочитанных в Касселе (1925) // Вопросы философии. М., 1995. — 202 с.
- Харузин Н. Очерк развития жилищ у финнов // Этнографическое обозрение. 1895. -№ 1−2. — 104 с.
- Хольмберг У. Религия черемис. Земледельческие и другие годовые праздники (перевод с нем.: Части главы из: Holmberg U. Die religion der Tscheremissen. Porvool926. — 128 s.) // НРФ МарНИИ. — On.l. Д. 91.
- Человек в мире культуры: история и культура повседневности: материалы VII международного философско-культурологического симпозиума. Рязань: «Рязань. Mip», 2011. — 230 с.
- Чузаев Р. И. Марийское национальное движение в 1917 г. // Узловые проблемы современного финно-угроведения: материалы I Всероссийской научной конференции финно-угроведов. Йошкар-Ола, 1995. — 268 с.
- Чуриков И. А. Этнопедагогика народа мари. М., 2005. — 156 с.
- Шабыков В. И. Межнациональные отношения в Республике Марий Эл: (по материалам социологического исследования 1994 г.) / Шабыков В. И., Соловьев В. С., Исанбаев С. Н. Йошкар-Ола, 1995. — 131 с.
- Шаров В. Д. Основные черты этнического самосознания марийцев // АЭМК. Йошкар-Ола, 1993. — Вып. 22. — С. 31−41.
- Шкалина Г. Е. Традиционная культура и современное самосознание народа мари: автореф. дис. д-ра культурологи. Йошкар-Ола, 2003. — 51 с.
- Шкалина Г. Е. Традиционная культура народа мари. Йошкар-Ола: Марийс. кн. изд-во, 2003. — 208 с.
- Элиаде М. Шаманизм. Архаические техники экстаза. Киев, 2000. -480 с.
- Этнография марийского народа: учебное пособие для старших классов. -Йошкар-Ола, 2001.- 184 с.
- Юадаров К. Г. Вера предков язычество. — Йошкар-Ола, 1999. — 45 с.
- Юдина H.A. Русские обычаи и обряды. М.: Изд-во «Вече», 2005. -320 с.
- Яковлев Г. Я. Религиозные обряды черемис: монография.- Казань, 1887. -82 с.
- Веке O. Tscheremissische texte. Band I. IV. Budapest, 1957. — 692 s., 1961. — 540 s.
- Lehtinen I. Timofej Jevseevs ethnographische Sammlungen uber die Tcheremissen. Helsinki, 1985. — 138 s.
- Lehtinen I. Timofej Jevsevjev Tseremissien rakunnukset. Ceremis Bildungs Etnograpica Jevsevievana. Seciete Finno-Ougrienne. 2002. — 263 s.