Экологические ориентации учащихся и их формирование в условиях интерактивного обучения
![Диссертация: Экологические ориентации учащихся и их формирование в условиях интерактивного обучения](https://westud.ru/work/2528174/cover.png)
Диссертация
В теоретической части диссертации был осуществлен психолого-педагогический анализ понятия «экологические ориентации». Определено место понятия «экологические ориентации» в ряду родственных категорий и сделан вывод, что экологические ориентации определяют генеральную линию поведения человека по отношению к природе. Предложено следующее рабочее определение рассматриваемого понятия: «экологические… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОРИЕНТАЦИИ КАК
- ЭЛЕМЕНТ ЦЕННОСТНОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ИХ ФОРМИРОВАНИЯ В ИНТЕРАКТИВНОМ ОБУЧЕНИИ
- 1. 1. Экологические ориентации в ценностной сфере 11 личности
- 1. 1. 1. Категории «ценности» и «ценностные ориентации» как 11 основания для определения понятия «экологические ориентации»
- 1. 1. 2. Условия формирования экологических ориентаций
- 1. 1. 3. Становление ценностной сферы личности в подростковом 33 возрасте
- 1. 2. Психологические условия активизации ценностных 36 ориентаций в интерактивном обучении
- 1. 3. Формирование экологических ориентаций в различных 47 видах обучения
- 1. 1. Экологические ориентации в ценностной сфере 11 личности
- ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
- 2. 1. Программа исследования экологических 58 ориентаций учащихся и их формирования в условиях интерактивного обучения
- 2. 2. Методика интерактивного обучения в 61 условиях формирующего эксперимента
- 2. 3. Методы сбора и обработки эмпирических данных 66 2.3.1. Методы исследования структуры ценностных ориентаций личности
- 2. 3. 2. Методы исследования структуры экологических 70 ориентации личности
- 2. 3. 3. Методы исследования проявления экологических 74 ориентации в поведении
- 2. 3. 4. Методы исследования личностных особенностей
- 2. 3. 5. Методы статистической обработки эмпирических 80 данных
- 3. 1. Характеристика экологических ориентаций в структуре 81 обыденного экологического сознания
- 3. 2. Динамика структуры экологических ориентаций в 88 интерактивном обучении
- 3. 2. 1. Динамика структуры экологических ориентаций на 88 адаптивном этапе интерактивного обучения
- 3. 2. 2. Динамика структуры экологических ориентаций на 97 конструктивном этапе интерактивного обучения
- 3. 2. 3. Динамика структуры экологических ориентаций на 104 креативном этапе интерактивного обучения
- 3. 3. Изменение структуры экологических ориентаций в 118 контрольной группе
- 3. 4. Влияние интерактивного обучения на экологическое 124 поведение школьников
Список литературы
- Активные формы и методы обучения. М.: Институт молодежи, 1988.
- Алексеев C.B., Смирнова Е. Э. Школьное экологическое образование: реальность и перспективы. СПб.: Крисмас+, 1997 г. 95 с.
- Алексеева В.Г. Ценностные ориентации как фактор жизнедеятельности и развития личности/ЯТсихологический журнал 1984 — т.5 — № 5, с. 36−42
- Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. JI., 1968 г.
- Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М., 1977
- Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1980.
- Андреева Г. М. Социальная психология. М., 1999. 312 с.
- Андреева Г. М., Богомолова H.H., Петровская JI.A. Современная социальная психология на Западе. М., 1978
- Арутюнян Э.А. Микросреда и трансформация общественных ценностей в ценностную ориентацию личности. Ереван, 1979.
- Ю.Баньковская С. П. Инвайронментальная социология. Рига, 1991. 112 с.
- Бехтерев В.М. Избранные работы по социальной психологии. М., 1994. 338 с.
- З.Бехтерев В. М. Коллективная рефлексология. Пг., 1921. 432 с.
- Бобнева М.И., Дорофеев Е. Д. Ценностное сознание личности в период преобразования общества. Изд-во «ИП РАН», 1997. — 95 с.
- Бодалев A.A. Психология общения. М.: «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «Модэк», 1996. 256 с.
- Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968 г. 464 с.
- Бойко В.Ю. Типология ценностных ориентации и состояние кризисного сознания/ЛДенности социальных групп и кризис общества. М., 1991. с.45−61
- Бубнова С.С. Исследование индивидуальной структуры ценностных ориентации личности. М.:Изд-во ИП РАН, 1991. 68 с.
- Бубнова С. С. Ценностные ориентации личности как многомерная нелинейная система. ПЖ, 1999 г., том 20, № 5, с.38−44
- Венгер А.Л. Психическое развитие ребенка в процессе совместной деятельности//Вопросы психологии, № 3, 2001 г., с. 17−27
- Веретина O.P. Ролевая игра как метод моделирования диалога (в подготовке к педагогической деятельности). Автореферат дисс.канд.психол.наук. СПб, 1993.- 16 с.
- Виноградов П.Н. Экологическое мировоззрение как ценность/ТМатериалы российско-финского семинара «Ценности 21-го века». Хельсинки, 2002. с. 25−35
- Виноградов П.Н., Кириллов П. Н. Экологические ориентации молодежи и подходы к их развитию в образовании. Материалы конференции «Молодежная культура и ценности будущего». СПб: «Verba Magistri», 2001. Стр.243−247.
- Виноградов П.Н. Условия повышения эффективности педагогического влияния в экологическом образовании школьников. В Сб. «Экологическое образование». СПб: Изд-во РГТТУ им. А. И. Герцена, 2000 г. С. 179−184.
- Волкова H.A. Динамика ценностных ориентаций в структуре личностных характеристик у школьников. Автореферат дисс.канд.психол.наук. JL, 1983
- Выготский JI.C. Развитие высших психических функций. М.: АПН РСФС, 1960.
- Выготский J1.C. Вопросы теории и истории психологии//Собр. Соч.: в 6 т. М., 1982. Т.1.
- Гагарин A.B. Воспитание природой. Некоторые аспекты гуманизации экологического образования и воспитания. М., 2000. 116 с.
- Геворкян A.A. Моделирующая игра как фактор становления ценностного отношения старшеклассников к правовым нормам. Автореферат дисс.канд.пед.наук. СПб: РГПУ им. А. И. Герцена, 1996. -21 с.
- Грачев A.A. Жизненные ориентации как детерминанты жизнедеятельности. //"Психологические проблемы самореализации личности". Вып. З, Изд-во СПбГУ, 1999 г. Стр.26−36
- Готтсданкер Р. Основы психологического эксперимента. — М.: Прогресс, 1980.-215 с.
- Дерябо С.Д. Методологические проблемы психологии экологического сознания. Тезисы 1-й Российской конференции по экологической психологии. М.: 1996, стр.50−52
- Дерябо С.Д. Природный объект как значимый другой. Даугавпилс, 1995.
- Дерябо С.Д., Ясвин В. А. Методологические проблемы становления и развития экологической психологии. ПЖ, Том 17, № 6, 1996. С.5−18
- Дерябо С.Д., Ясвин В. А. Экологическая психология и педагогика. Р.-н.-Д.: Феникс, 1996
- Дерябо С.Д., Ясвин В. А. Экологическая психодиагностика. Даугавпилс, 1994.
- Десфонтейнес Л.Г. Ценностные ориентации на разных этапах развития личности. Автореферат дисс.канд.психол.наук. СПб, 1995.
- Донцов А.И. Психология коллектива. М., 1984.
- Д.Джонсон, Р. Джонсон, Э. Джонсон-Холубек. Методы обучения. Обучение в сотрудничестве. СПб.: Экономическая школа, 2001. 256 с.
- Емельянов Ю.Н. Алсгивное социально-психологическое обучение. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1985. — 168 с.
- Емельянов Ю.Н. Обучение в учебно-тренировочной группе. ПЖ, 1987. -Т.8, № 2, с.81−87
- Жевлакова М.А., Кириллов П.Н, Корякина Н. И. «Детский экологический проект «Шаг в 21-й век""// «Вестник АсЭкО». № 2(16), 1999 г. с.3−46
- Жуков Ю.М. Ценности как детерминанты принятия решений. В кн. «Психологические проблемы социальной регуляции поведения». М., 1976.
- Захаров В.П., ХрящеваН.Ю. Социально-психологический тренинг. Л., 1990.
- Зверев И.Д. О приоритетах экологического образования// Экологическое образование в России: теоретические аспекты. М., 1997. -с.27−36.
- Здравомыслов А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. М., 1986
- Здравомыслов А.Г., Ядов В. А. Отношение к труду и ценностные ориентации личности. Сб. Социология в СССР, т. П, М., 1965.
- Зимняя И.А. Педагогическая психология. М.: Издательская корпорация «Логос», 1999.-384 с.
- Зотова О.И., Бобнева М. И. Ценностные ориентации и механизмы социальной регуляции поведения. //Методологические проблемы социальной психологии. М., 1975, стр.241−254
- Зубаков В. Дом Земля. Контуры экогеософского мировоззрения (научное развитие стратегии поддерживания). СПб, 2000. 112 с.
- Зубарев А.Е. Развитие экологического образования в России в 90-е годы XX начале ХХЗ в.//Экологическое образование на пороге «Рио+10». Тезисы докладов. Тверь, Издательство ГУПТО ТОТ, 2002. — стр. 67−72.
- Иванова И. В. Социально-экологические ориентации учащихся в современной школе. // Школьное экологическое образование: реальность и перспективы. СПб.: Крисмас+, 1997 г. стр.77−90
- Иванова Н.В. Ценностные ориентации. // Новые ценности образования. Вып. 1, М., 1995. стр. 108−109
- Иванова С.П. Современное образование и психологическая культура педагогов. Псков, 1999. 564 с.
- Иванова Т.В. Экологические ценности в общественном сознании.// Психол. журн. 1999. № 3. С. 83−88.
- Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб: Изд-во «Питер», 2000. — 512 с.
- Использование игровых методов в обучении и совершенствовании систем управления. М.: ЦЭМИ, 1989. С.60−114
- Кавтарадзе Д.Н. Обучение и игра. Введение в активные методы обучения. М.: Московский психолого-социалъный институт, изд-во «Флинта», 1998. -192 с.
- Кавтарадзе Д.Н. Учебная игра как адаптивная среда. Тезисы 1-й Российской конференции по экологической психологии. М.: 1996, стр. 72−73.
- Кавтарадзе Д.Н., Овсянников A.A. Природа и люди России: основания к пониманию проблемы. М.: Проект ГЭФ «Сохранение биоразнообразия». 112 с.
- Каган М.С. Философская теория ценности. СПб, ТОО ТК «Петрополис», -205 с.
- Казакина М.Г. Ценностные ориентации школьников и их формирование в коллективе. JI.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1989 г. 83 с.
- Калмыков A.A. Введение в экологическую психологию. Курс лекций. М.: Изд-во МНЭПУ, 1999. — 128 с.
- Каропа Г. Н. К созданию методики экологического образования школьников. //Вопросы психологии № 1 1995 С. 69−73
- Кириллова H.A. Ценностные ориентации в структуре интегральной индивидуальности. Автореф. дисс. канд. психол. наук, Пермь, 1997.
- Колодяжная Н.П. Психологические условия развития отношения к природе у городских старшеклассников. Автореф. дисс. канд. психол. наук М, 2002. -16 с.
- Кон И. С. Психология ранней юности. М.: Просвещение, 1989. — 225 с.
- Конев Ю.А. Влияние коммуникативного тренинга на компетентность учителя в общении. Дисс. канд. психол. наук СПб, 1998. 266 с.
- Корнелл Дж. Давайте наслаждаться природой вместе с детьми: настольная книга по восприятию природы для учителей и родителей. Владивосток: ИСАР Дальний Восток, 1999. 265 с.
- Корякина Н.И., Жевлакова М. А., Кириллов П. Н. Образование для устойчивого развития: поиск стратегии, подходов, технологий. СПб, 2000 г. 130 с.
- Краковский А.П. О подростках. М.: Педагогика, 1970., 272 с.
- Круглов B.C. Варианты формирования ценностных ориентаций //Формирование личности старшеклассника. М., 1989, С. 18−25.
- Крутецкий В.А. Основы педагогической психологии. М., 1972.
- Крюков М.М., Крюкова Л. И. Принципы отражения экономической действительности в деловых играх. М.: Наука, 1988. — 205 с.
- Кряж И.В. Психосемантическое исследование обыденных экологических представлений //Вопросы психологии. М., 1998, № 1. С.65−75
- Кузнецов А.Г. Ценностные ориентации современной молодежи. Саратов: СВШ МВД РФ, 1995. — 138 стр.
- Лапчинская Н.В. Психологические условия формирования экологического сознания. Автореф. дисс. канд. психол. наук, М., 2001. 21 с.
- Лебедева Н.М. Ценностно-мотивационная структура личности в русской культуре. ПЖ, 2001, т.22, № 3, С.26−36
- Левин К. Поведение и развитие как функции сознания. М., 1999. 216 с.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: «Политиздат», 1975.-218 с.
- Леонтьев Д.А. От социальных ценностей к личностным: социогенез и феноменология ценностной регуляции деятельности. Вестн.моск.ун-та. Сер. 14, Психология, 1996 г. № 4, стр.35−44.
- Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. М.: Смысл, 1999. — 487 стр.
- Ли Д. Практика группового тренинга. СПб.: Питер, 2001. — 224 с.
- Ломов Б. Ф. Системность в психологии. М.: «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «Модэк», 1996. — 384 с.
- Лэйси Хью. Свободна ли наука от ценностей? Ценности и научное понимание. М.: Логос, 2001. — 360 с.
- Ляудис В.Я. Структура продуктивного учебного взаимодействия //Психолого-педагогические проблемы взаимодействия учителя и учащихся/Под ред. А. А. Бодалева, В. Я. Ляудис. М., 1980.
- Маркова А.К. Психология обучения подростка. М.: Знание, 1975 г., 64 с.
- Маркова А.К., Матис Т. А., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения. М., 1990
- Мартынов A.C. Природа и люди России: экология, религия, политика и действие. -М.: Проект ГЭФ «Сохранение биоразнообразия». 132 с.
- Маслоу А. Психология бытия. М.: «Рефл-бук». — 304 с.
- Медведев В.И., Алдашева A.A. Экологическое сознание: Учебное пособие. -М.: Логос, 2001.-376 с.
- Мейси Дж. Глубинная экология: отчаяние и могущество личности в ядерный век. СПб: Дети Балтики, 2000. 45 с.
- Навроцкий Б.А., Полянинов Л. Я. Человек. Город. Экология. Волгоград, 1996.- 184 с.
- Неменова О.П. Использование методики ценностных ориентаций в исследовательской практике по изучению восприятия экологической опасности//Учителю об экологии детства. М., 1995. С.65−71
- Николина В.В. Технология личностно-коммуникативного образования — основа усвоения опыта эмоционально-ценностного отношения к природе. // Экологическое образование: инновационные педагогические технологии. М.-Волгоград-рязань, 1996., с. 62−64
- Паниотто В.И. Формирование ценностных ориентаций в процессе межличностного общения//Социологические исследования 1984 — № 3, с.115
- Панов В.И. Что же следует понимать под экопсихологией. Тезисы 1-й Российской конференции по экологической психологии. М.: 1996, С.4−8
- Панов В.И. Введение в экологическую психологию. М.: Изд-во МНЭПУ, 2001.- 144 с.
- Панфилов О.М. Система ценностей и структура личности. Автореферат дисс. канд.психол.наук, Л., 1979. -21 с.
- Панферов В.Н. Психология общения//Вопросы философии. 1971. — № 7. — С. 126−131.
- Панферов В.Н. Психология человека. СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2002. 253 с.
- Петровскся Л.А. Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга. М.: МГУ, 1982
- Петровская Л.А. Компетентность в общении: социально-психологический тренинг. М.: МГУ, 1989. — 216 с.
- Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М., 1969 г. 659 с.
- Полянская Н.М., Дорофеев Е. Д. История формирования понятия «ценностные ориентации личности»// К проблеме формирования ценностных ориентаций и социальной активности личности. Сб. научн.тр. -М., 1979 г. -С.38−52
- Приоритеты национальной экологической политики России./Под ред. В. М. Захарова. М.: ЦЭПР, 1999. 46 с.
- Психогимнастика в тренинге/Под ред. Н. Ю. Хрящевой. СПб: «Ювента», Институт Тренинга, 1999. — 256 с.
- Психологические знания как фактор формирования ценностных ориентаций личности//ПЖ, 1994 № 1 — стр. 94−102
- Психологические проблемы социальной регуляции поведения. М.: Наука, 1976
- Психология межличностных отношений. Сер. Педагогика и народное образование, Вып. 2(12), М., 1979.
- Психология. Словарь. П.р. А. В. Петровского и М. Г. Ярошевского. М.:1. ТГТ 1 ллл лг л «1ШЛИ1ШДа1, 177U 1. НУН и.
- Регуш JI.A. Развитие способностей прогнозирования в познавательной деятельности. J1., 1983. -83 с.
- Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М., 1984. -380 с.
- Розенберг P.A. Динамика ценностей и интересов в модернизирующемся обществе. М., 1995. 68 с.
- Розов Н.С. Устойчивое развитие и ценностное сознание. Препринт. Новосибирск: Институт философии и права СО РАН, 1994. 46 с.
- Рубинштейн C.JI. Принципы и пути развития психологии. М.: АН СССР, 1959.
- Рубинштейн C.JI. Проблемы общей психологии. М.:Педагогика, 1973. 369 с.
- Рубинштейн C.JI. Человек и мир. М.: Наука, 1997. — 191 с.
- Ручка A.A. Социальные ценности и нормы. Киев, 1976. 216 с.
- Рыбалко Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология: Учеб. Пособие. Л.: Издат-во ЛГУ, 1990. — 256 с.
- Сенько Т В. Психология взаимодействия. Минск, 1999. -224 с.
- Сидельковский А.П. Критерии, методы и методики изучения и формирования отношения школьников к природе. Ставрополь: Пятигорский госпединститут, 1988. -201 с.
- Смирнов Л.М. Анализ опыта разработки экспериментальных методов изучения ценностей. ПЖ, том 17, № 1, 1996. С. 157−168
- Смолкин A.M. Методы активного обучения. М., 1991. 176 с.
- Совместная деятельность: методология, теория, практика. М: Наука, 1988 г. 232 с.
- Сокольская М.В. Влияние художественно-изобразительной деятельности на ценностные ориентации подростка. Автореферат дисс. канд.психол. наук, СПб: РГПУ им. А. И. Герцена, 1998. 18 с.
- Столин В.В., Пантелеев С. Р. Тест-опросник самоотношения // Детский психолог, выпуск 5. 1985. с. 18−23
- Суравегина ИТ. Экологическая проблема: как ее изучать в общеобразовательной школе // Экологическое образование на пороге «Рио+10». Тезисы докладов. Тверь, Издательство ГУПТО ТОТ, 2002. с. 9091.
- С урина И. А. Ценностные ориентации как предмет социологического исследования. Учебно-методич.пособие. М.: ИМ, 1996. 132 с.
- Тугаринов В.П. О ценностях жизни и культуры. JL, 1960. 228 с.
- Урсул А.Д. Путь в ноосферу. Концепция выживания и устойчивого развития цивилизации. М., 1993 г. 180 с.
- Учителю об экологии детства/ Под ред. В. И. Панова, В. П. Лебедевой. -Черноголовка: Издат. Отдел ЦКФЛ РАО, 1995−231 с.
- Файнбург З.И. Формирование ценностных ориентаций личности//Личность и ее ценностные ориентации. Инф. бюлл. № 19. М., 1969.-С. 48−56.
- Фаустова Э.Н. Экологическое сознание студентов: дефицит знаний (на основе социологического материала)//Вестн. МГУ Сер. 12. Социология. 1991 № 4. С. 72−78
- Фельдштейн Д.И. Психологические основы общественно-полезной деятельности подростков. Москва: Педагогика, 1982 г., 224 с.
- Философия экологического образования. Общ. ред. Лисеева И. К. М.: Прогресс-Традиция, 2001. — 416 с.
- Форверг М., Альберг Т. Характеристика социально-психологического тренинга поведения//Психологический журнал, 1984. Т.5, № 4, С.57−64
- Хёсле В. Философия и экология. М. 1993. 312 с.
- Холмс Ролстон Ш. Существует ли экологическая этика?//Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности/ Сост. Л. И. Василенко и В.И.Ермолаева- М.: Прогресс, 1990ю 495 стр.
- Хон Р. Л. Педагогическая психология. Принципы обучения. М.: Деловая книга, 2002. — 736 с.
- Шайгородский Ю.Ж. Психологические особенности ценностных ориентаций девочек и мальчиков подросткового возраста. Автореф. дисс. канд. психол. наук, М., 1992
- Шагун Г., Павлов В. И., Рыженков П. Е. Исследование экологического сознания детей и подростков. ПЖ, Том 15, № 1, 1994 г.
- Шаров A.C. Система ценностных ориентаций как психологический механизм регуляции жизнедеятельности человека. Автореф.докт.дисс. Новосибирск, 2000.
- Шледер Б. Структура ценностных ориентаций. Эмпирическое исследование//Иностранная психология, т.2, № 2 (4), 1994. С.47−56
- ЭкоЛоджик! Экологическое образование. Методы и примеры. Фонд «Сохраним чистоту Швеции», Эдесхег, 1997 г. 71 с.
- Экопсихологические аспекты развития индивидуальности / Под ред. В. И. Панова. М.: Психологический инст-т РАО, 1997. 147 с.
- Эльконин Э.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте//Вопросы психологии, 1971 г.№ 4, стр. 6−20
- Яловецкий С. Структура системы ценностей/АН СССР М.:ИНИОН, 1990.-164 с.
- Ялом И. Теория и практика групповой психотерапии. СПб: «Питер», 2000. — 640 с.
- Ясвин В.А. История и психология формирования экологической культуры: удобно ли сидится на вершине пирамиды?. М.: Наука, 1999. 97 с.
- Ясвин В.А. Психология отношения к природе. М., 2000, 456 с.
- Ясвин В.А. Психолого-педагогические основы формирования субъективного отношения к природе: Автореферат дис. докт. психол. наук. М., 1998.-38 с.
- Ясвин В.А. Мир природы в мире игр: опыт формирования отношения к природе. М.: Эколого-просветительский центр «Заповедники», 1998. —40 с.
- Blum А/ Student’s knowledge and beliefs concerning environmental issues in four countries// The Jornal of Environmental Education. 1987. V. 18(3). P.7−13.
- Bacher P., Nielsen E.G. Green Qualifications. Danish Research and Development Center for Adult Education, Copenhagen. 1995. 8 P.
- Cotgrove S.F., Duff A. Environmental values and social change. British Jornal of Sociology 1981 — Vol.32, № 1 — P.92−110
- Dish R.(ed) Ecological Concience: Values for Survival. Englewood Cliffs, N. Y., Prentice Hall, Inc., 1970
- Dispoto R.G. Interrelationships among measures of environmental activity, emotionality and knowledge//Educ.and Psych. Measurement. 1977. V.37. P.451−459.
- Froud K. Environmental Education: Teaching Approaches and Pupil Attitudes in Leal Filho, W. andMcDowell, J., Proceedings of the National Seminar on Environmental Education Research, ERTCEE, University of Bratford, 1994.
- Galang A, E. De la Cruz. Values education for the environment/Unesco Asia-Pacific Centre for Educational Innovation for Developmet. Griffith University, 1996.-pp. 74−89
- Kluckhohn C., Strodtbeck F.L. Variations in the value orientations. Evanston EL: Row Peterson, 1961.
- Kohlberg L. Essays on moral development: Vol.1, The philosophy of moral development. New-York: Harper and Row, 1984. V2.
- Posh, P. Approaches to values in environmental education in OECD/ENSI, Values in Environmental Education Conference report (Dundee, Scottish Consultative Council on the Curriculum (SCCC)). 1993
- Rokeach M. Long-term value change imitated by Computer feedback//Rokeach M. Understanding human values: individual and societal. New York: Free press, 1979. Pp.210−255
- Richmond J.M. Some outcomes of environmental knowledge and attitudes survey in England/Research in Science Education. 1978. V.8. P. 119−125
- SEEPS Sustainability Education in European Primary Schools. Moray House Institute of Education, Edinburgh, 1997. 180 p.
- Shean Glenn D., Shei Tamaka. The values of students environmentalists//J.Psychol. 1995 — 129, № 5, — P.559−564
- Spork, H. Environmental Education: a mis-match between theory and practice, Australian Journal of Environmental Education, 8(2), 1992 pp 147−166.
- Stengel M. Okologische Psychologie. Munchen, Wien: Oldenburg, 1999. 300 s.
- Stevenson, R.B. Schooling and environmental education: contradictions in purpose and practice, in: I. Robottom, (Ed.) Environmantal Education: practice and possibility (Deakin, Deakin University Press), 1987.
- The Pocket Oxford Russian Dictionary. Oxford: Oxford University Press, 1995. 623 p.
- Tomlins, B.&Froud, K. Environmental Education: teaching approaches and students' attitudes (Slough, National Foundation for Educational Research)., 1994.
- Van Matre. Earth Education. a new beginning. Warrenville, II: The Institute for Earth education, 1990.