Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Экологические ориентации учащихся и их формирование в условиях интерактивного обучения

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В теоретической части диссертации был осуществлен психолого-педагогический анализ понятия «экологические ориентации». Определено место понятия «экологические ориентации» в ряду родственных категорий и сделан вывод, что экологические ориентации определяют генеральную линию поведения человека по отношению к природе. Предложено следующее рабочее определение рассматриваемого понятия: «экологические… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОРИЕНТАЦИИ КАК
  • ЭЛЕМЕНТ ЦЕННОСТНОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ИХ ФОРМИРОВАНИЯ В ИНТЕРАКТИВНОМ ОБУЧЕНИИ
    • 1. 1. Экологические ориентации в ценностной сфере 11 личности
      • 1. 1. 1. Категории «ценности» и «ценностные ориентации» как 11 основания для определения понятия «экологические ориентации»
      • 1. 1. 2. Условия формирования экологических ориентаций
      • 1. 1. 3. Становление ценностной сферы личности в подростковом 33 возрасте
    • 1. 2. Психологические условия активизации ценностных 36 ориентаций в интерактивном обучении
    • 1. 3. Формирование экологических ориентаций в различных 47 видах обучения
  • ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 2. 1. Программа исследования экологических 58 ориентаций учащихся и их формирования в условиях интерактивного обучения
    • 2. 2. Методика интерактивного обучения в 61 условиях формирующего эксперимента
    • 2. 3. Методы сбора и обработки эмпирических данных 66 2.3.1. Методы исследования структуры ценностных ориентаций личности
      • 2. 3. 2. Методы исследования структуры экологических 70 ориентации личности
      • 2. 3. 3. Методы исследования проявления экологических 74 ориентации в поведении
      • 2. 3. 4. Методы исследования личностных особенностей
      • 2. 3. 5. Методы статистической обработки эмпирических 80 данных
  • ГЛАВА 3. ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ОРИЕНТАЦИЙ 81 УЧАЩИХСЯ В ИНТЕРАКТИВНОМ ОБУЧЕНИИ
    • 3. 1. Характеристика экологических ориентаций в структуре 81 обыденного экологического сознания
    • 3. 2. Динамика структуры экологических ориентаций в 88 интерактивном обучении
      • 3. 2. 1. Динамика структуры экологических ориентаций на 88 адаптивном этапе интерактивного обучения
      • 3. 2. 2. Динамика структуры экологических ориентаций на 97 конструктивном этапе интерактивного обучения
      • 3. 2. 3. Динамика структуры экологических ориентаций на 104 креативном этапе интерактивного обучения
    • 3. 3. Изменение структуры экологических ориентаций в 118 контрольной группе
    • 3. 4. Влияние интерактивного обучения на экологическое 124 поведение школьников

Экологические ориентации учащихся и их формирование в условиях интерактивного обучения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность предлагаемой к рассмотрению темы «Экологические ориентации школьников и их изменение в интерактивном обучении» обусловлена вниманием, которое в настоящее время уделяется осмыслению роли психологии в обеспечении эффективного воздействия на экологическое поведение людей.

Важной причиной экологического кризиса является не только развитие промышленности или политико-экономические условия, а отношения и ценности, которые мотивируют человеческие решения. Вследствие этого, психология приобретает важное значение в решении экологических проблем современности в плане формирования экологически оптимального поведения людей. Для этого, по мнению В. И. Панова, требуется «использование методов активного формирования экологического сознания, что невозможно без исследования психологических основ воспитания у учащихся способности воспринимать, переживать, мыслить и действовать как экологический субъект» (98, с. 130).

При формировании личности, по словам С. Л. Рубинштейна «целью. должно быть не только одно лишь формальное соответствие внешнего поведения требованиям общества, не внешнее приспособление к ним, целью должно быть формирование у человека таких внутренних устремлений. из которых в порядке внутренней закономерности вытекало бы моральное поведение» (118, с. 135).

По мнению выдающихся отечественных ученых, ключевые механизмы, регулирующие поведение человека по отношению к окружающей среде, находятся в ценностно-смысловой сфере личности. В этой связи мы обратились к феномену ценностных ориентаций. На протяжении нескольких десятилетий в отечественной психологии ведется дискуссия о месте ценностей и ценностных ориентаций в структуре сознания. Вместе с тем, большинство исследователей сходятся на том, что ориентации отражают избирательность активности людей.

Находясь на пересечении двух больших предметных областей — мотивационной и мировоззренческой структур сознания, они выполняют функции регуляторов человеческого поведения и всех видов человеческой деятельности. Ценностные ориентации в меньшей степени подвержены ситуативным влияниям и определяют общую направленность поведения человека. Как подструктуру системы ценностных ориентации личности можно рассматривать экологические ориентации. Под экологическими ориентациями понимаются многоуровневые психические образования, обеспечивающие выбор направленности человеческой активности во взаимодействии с природой и обеспечивающие регуляцию целостного экологически оптимального поведения личности.

Долгое время в педагогической практике господствовало мнение, что становление ценностных ориентаций учащихся может быть эффективно обеспечено традиционными методами обучения — сообщением разнообразных фактов, развитием системы знаний в определенной области. Не отвергая эту точку зрения полностью, мы считаем, что развитие ценностных ориентаций может быть наилучшим образом обеспечено таким обучением, которое вовлекает учащихся в продуктивное межличностное взаимодействие.

Вместе с тем, как отмечает М. И. Бобнева, «фактически до сих пор у нас нет специальных работ по психологическим проблемам формирования, существования и изменения ценностей на „уровне“ личности и социально-психологической группы». (13, с.32). Это в полной мере относится и к проблеме формирования экологических ориентаций учащихся.

Формирование экологических ориентаций учащихся в обучении должно рассматриваться в контексте гуманизации образования, когда учебный процесс понимается как взаимодействие учителя и ученика и учащихся между собойкак их сотрудничество. В настоящее время создаются предпосылки для анализа обучения в категориях интерактивного подхода. Центральной идеей этого направления обучения, является идея общения и взаимодействия в самостоятельном построении участниками нового знания и опыта.

В настоящее время сам термин «интерактивный» используется все чаще. Он относится не только к ситуациям взаимодействия людей, но и к различным другим коммуникационным процессам — «интерактивная телепередача», «интерактивный режим компьютера» и т. д. Наше обращение к анализу интерактивного обучения — это не только дань времени, но и попытка решить конкретную задачу — обеспечить развитие экологических ориентации в условиях, наиболее полно соответствующих их социально-психологической природе. В этом состоит новизна нашего исследовательского подхода.

Таким образом, в нашей работе мы стремимся дать обоснование нового взгляда на процесс становления и формирования экологических ориентаций в интерактивном обучении, при котором центральная роль отводится межличностному взаимодействию самих учащихся.

Цель нашего исследования заключается в выявлении психологических условий формирования экологических ориентаций учащихся в интерактивном обучении.

Предметом нашего исследования являются экологические ориентации учащихся как подструктура системы ценностных ориентаций личности, регулирующая целостное экологически оптимальное поведение.

Установка на личную ответственность по отношению к природе наиболее характерна для молодежи (59, 150). У подростков также отмечается наибольшая динамичность структуры ценностного сознания. Это обусловило то, что в качестве объекта исследования выступили: учащиеся девятых классов, обучающиеся в общеобразовательных школах и учреждениях дополнительного образования.

Исходя из вышеизложенного, были сформулированы следующие исследовательские гипотезы:

• Существуют различия в структуре экологических ориентаций и уровнем их интегрированности с базовыми ценностями у школьников, обучающихся в условиях традиционного и интерактивного обучения.

• В условиях интерактивного обучения экологические ориентации приобретают действенный характер, что повышает готовность учащихся к экологически оптимальному поведению.

Для проверки гипотез было необходимо решить следующие задачи:

1. Осуществить теоретический анализ понятий «ценностные ориентации» и «экологические ориентации» в целях выявления их места в структуре личности и роли в регуляции экологического поведения, а также выявления особенностей формирования экологических ориентаций в подростковом возрасте;

2. Разработать методику интерактивного обучения, направленного на формирование экологических ориентаций школьников;

3. Дать характеристику структуры и содержания экологических ориентаций подростков;

4. Выявить влияние интерактивного и традиционного обучения на формирование структуры экологических ориентаций подростковвыявить субъективные условия, влияющие на этот процесс;

5. Охарактеризовать влияние, которое оказывает изменение в структуре и содержании экологических ориентаций учащихся на экологически оптимальное поведение.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы:

— методы косвенного исследования ценностных предпочтений;

— методика незаконченных предложений;

— опросник Р. Кеттела, тест-опросник В. В. Столина и С. Р. Пантелеева, методика «Натурафил» В. А. Ясвина, авторский опросник;

— статистическая обработка, включающая корреляционный и факторный анализ данных, проводилась с использованием стандартного пакета программ STATISTICA 5.0.

Пилотажное исследование было проведено на базе Дома Творчества Юных.

ДТЮ) Фрунзенского района Санкт-Петербургаформирующий эксперимент на базе ДТЮ и средних школ №№ 201 и 299 Фрунзенского района г. Санкт.

Петербурга. В исследовании приняли участие 312 школьников, из них 168 — в пилотажном исследовании, и 144 школьника — в формирующем эксперименте. Положения, выносимые на защиту:

1. Экологически оптимальное поведение учащихся регулируется экологическими ориентациями — особыми психическими образованиями ценностно-мотивационной сферы личности;

2. В обыденном сознании учащихся проявляется дезинтеграция экологических ориентации и базовых ценностей;

3. Интерактивное обучение способствует более интенсивному структурированию экологических ориентаций и их интеграции с базовыми ценностями, чем когнитивное обучение.

4. Учащиеся с наибольшей степенью интеграции экологических ориентаций и базовых ценностей чаще проявляют готовность к экологически оптимальному поведению.

Методологической базой исследования являются отечественные концепции, раскрывающие взаимодействие в системах «Человек-мир» (С.Л.Рубинштейн), «человек-человек» (Б.Г.Ананьев, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, В.Н. Панферов). Теоретической базой исследования выступили:

• Теории, отражающие место ценностей и ценностных ориентаций в философии и психологии (А.Г.Здравомыслов, М. И. Бобнева, М. С. Каган, К. Клакхон, М. Рокич);

• Взгляды и результаты исследований, отражающих возрастные особенности подростков (Л.И. Божович, Л. С. Выготский, Е. П. Ильин, И. С. Кон, А. П. Краковский, В. А. Крутецкий, Л. А. Регуш, Д.И. Фельдштейн);

• Исследования различных аспектов активного обучения (Ю.Н. Емельянов, С. П. Иванова, А. К. Маркова, Л.И. Петровская);

• Концепции исследователей психологических феноменов «экологического сознания» личности (П.Н.Виноградов, С. Д. Дерябо, А. А. Калмыков, В. И. Панов, В.А.Ясвин).

Надежность и достоверность результатов исследования обеспечивалась обоснованными теоретическими положениями, их адекватным отражением в методическом аппарате исследования, и их соотнесение с практическими результатамисоблюдением логики и структуры построения экспериментального исследования, репрезентативностью выборки, использованием валидного психодиагностического инструментария, статистической верификацией данных с помощью современных программных средств и последующей психологической интерпретацией. Апробация результатов исследования:

Результаты исследования на отдельных его этапах представлялись на международных, республиканских и городских научно-практических я конференциях: «Молодежная культура и ценности будущего», Санкт.

Петербург, 2001; «Образование для устойчивого развития: поиск стратегии, подходов, технологий», Санкт-Петербург, 2001; «Взаимодействие личности, образования и общества в изменяющихся социокультурных условиях», Санкт-ь Петербург, 2002. Результаты исследования включены в практику проведения семинаров Петербургской общественной организации содействия ' экологическому образованию «АсЭкО — Санкт-Петербург», проведенных в г. г.

Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Сургуте, Ханты-Мансийске.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения.

Список литературы

включает 175 источников. Текст диссертации составляет 144 страницы, содержащих 13 таблиц и 7 рисунков.

ВЫВОДЫ.

В ходе проведенного исследования нами были получены данные, на основании которых мы можем сделать следующие выводы:

1. Показано, что вне условий специально организованного воздействия, система экологических ориентаций слабо структурирована. Это проявляется в значительно меньшем количестве связей между экологическими ориентациями, по сравнению со связями между базовыми ценностями. Базовые ценности и экологические ориентации также интегрированы слабо.

2. Выявлено влияние интерактивного обучения на процесс структурирования экологических ориентаций, что проявляется в поляризации основных экологических ориентаций и их иерархизации.

3. Выявлены субъективные условия, влияющие на процесс формирования структуры экологических ориентаций на всех этапах интерактивного обучения. Они проявляются во взаимодействии экологических ориентаций, базовых ценностей, личностных особенностей, особенностей самоотношения и отношения к природе.

4. Выявлено влияние интерактивного обучения на поведение школьников. Количество учащихся, проявляющих готовность к экологически ориентированной деятельности, увеличивается по всем основным параметрам с увеличением их участия в интерактивном обучении.

5. Установлено, что полное осуществление разработанной методики формирования экологических ориентаций в условиях интерактивного обучения оказывает наибольшее воздействие на формирование готовности школьников к экологически сообразной деятельности. Эта готовность оказывается продуктивной, так как в дальнейшем реализуется в реальном поведении.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В теоретической части диссертации был осуществлен психолого-педагогический анализ понятия «экологические ориентации». Определено место понятия «экологические ориентации» в ряду родственных категорий и сделан вывод, что экологические ориентации определяют генеральную линию поведения человека по отношению к природе. Предложено следующее рабочее определение рассматриваемого понятия: «экологические ориентациимногоуровневые психические образования, обеспечивающие выбор направленности человеческой активности во взаимодействии с природой и обеспечивающие регуляцию целостного экологически оптимального поведения личности».

Анализ психологических работ, посвященных общим проблемам психического развития в подростковом возрасте и становлению экологического сознания в этом возрасте позволил сделать вывод, что к старшему школьному возрасту усиливаются процессы структурирования ценностных ориентацииа в плане развития отношения к природе данный возраст является критическим.

Также, была изучена эффективность различных подходов к формированию экологических ориентации. Основной вывод состоит в том, что в наибольшей степени на формирование системы экологических ориентаций будет оказывать обучение, в максимальной степени вовлекающее учащихся во взаимодействие. Такое обучение в литературе принято называть «нетрадиционным», «активным» и «интерактивным». Обсуждение особенностей последних привело нас к необходимости их разделения. Мы предложили следующее определение интерактивного обучения: «Интерактивное обучение — система психолого-педагогических воздействий на личность, основанная на ее включении в межличностное взаимодействие с целью решения определенной учебной задачи при условии самостоятельного построения учащимися нового индивидуального опыта под влиянием группового».

Были проанализированы исследования, посвященные формированию ценностных ориентаций личности, роли различных психологических механизмов в этом процессе, опыта психолого-педагогического воздействия с целью изменения отношений школьников к природе, экологических установок и поведения школьников. На основе этого анализа была предложена модель формирования экологических ориентаций школьников в интерактивном обучении. Данная модель состоит из трех этапов: адаптивного, конструктивного и креативного, последовательно направленных на активизацию и реализацию основных функций психики в процессе интериоризации.

В диссертации реализована программа исследования экологических ориентаций в условиях интерактивного обучения. С этой целью были обоснованы и подобраны адекватные экспериментальные методики. В частности, была разработана процедура сбора данных о предпочтении базовых ценностей и экологических ориентаций учащимися, которая позволила анализировать эти данные как количественные.

На констатирующем этапе исследования были выявлены основные экологические ориентации учащихся: 1. Природа как условие благополучного существования- 2. Природа как среда существования любимых животных и растений- 3. Природа как источник творческого вдохновения- 4. Природа как рекреационный фактор- 5. Природа как условие благополучия будущих поколений- 6. Природа как объект познания- 7. Природа как объект заботы- 8. Природа как самоценность.

Экспериментальная часть работы также содержит аналитические результаты изучения процесса формирования экологических ориентаций в интерактивном и традиционном обучении. Рассмотрено влияние изменений экологических ориентаций на экологически оптимальное поведение.

Цель работы заключалась в выявлении психологических условий формирования экологических ориентации учащихся в интерактивном обучении. К таким условиям мы относим обеспечение продуктивного взаимодействия учащихсяреализацию в ходе интерактивного обучения функции психики в процессе экстериоризацииобеспечение рефлексии и актуализации экологических ориентации и базовых ценностей учащихся, их последующую интеграцию.

Полученные в работе данные подтвердили положения, выносимые на защиту.

Первое выносимое на защиту положение, связанное с выявлением экологических ориентацией — особых психических образований ценностно-мотивационной сферы личности, регулирующих экологически оптимальное поведение учащихся, было подтверждено с помощью структурно-генетического анализа феномена ценностных ориентации. Подтверждают это положение и экспериментальные данные, которые продемонстрировали относительную независимость структур экологических ориентации и базовых ценностей в обыденном сознании. Показана связь между экологически оптимальным поведением и изменениями в структуре экологических ориентации.

Второе выносимое на защиту положение о том, что в обыденном сознании учащихся проявляется дезинтеграция экологических ориентаций и базовых ценностей, также нашло свое подтверждение в работе. Показано, что вне специально организованного воздействия количество связей в структуре экологических ориентаций существенно отличается от количества связей между базовыми ценностями.

Третье выносимое на защиту положение, заключающееся в том, что интерактивное обучение способствует более интенсивному структурированию экологических ориентаций и их интеграции с базовыми ценностями, подтверждено благодаря тому, что в работе выявлено существование различий в структурах экологических ориентаций учащихся из контрольной когнитивное обучение) и экспериментальной (интерактивное обучение) групп. У учащихся экспериментальной группы сформирована интегрированная структура экологических ориентаций. На основе данных корреляционного анализа показаны различия в динамике образования связей между экологическими ориентациями и базовыми ценностями в условиях традиционного и экспериментального обучения.

Заключительное, четвертое, положение содержало утверждение, что учащиеся с наибольшей степенью интеграции экологических ориентаций и базовых ценностей чаще проявляют готовность к экологически оптимальному поведению. Достоверные различия степени включенности учащихся в экологически ориентированную деятельность доказывают, что учащиеся в группе с наибольшей степенью интеграции экологических ориентаций с базовыми ценностями демонстрируют наибольшую готовность к экологически оптимальному поведению и наиболее часто реализуют эту готовность в реальном поведении, что позволяет считать доказанным и третье вынесенное на защиту положение.

Таким образом, положения, выносимые на защиту и выдвинутые гипотезы, получили свое подтверждение.

Практическую значимость проделанной работы мы видим прежде всего в том, что удалось обосновать возможность и необходимость интерактивного подхода к формированию экологических ориентаций учащихся, которое традиционно реализуется с помощью менее эффективных методов.

Особое значение результаты исследования имеют и для специалистов, занимающихся методикой экологического образования, так как полученные нами данные о влиянии условий обучения на эффективность формирования экологических ориентаций и на экологическое поведение, подтверждают эффективность применения интерактивных методов в экологическом образовании.

Полученные результаты исследования полезны в создании программ подготовки и переподготовки учителей, а также для анализа эффективности их работы. Результаты могут быть использованы в курсе «Экологическая психология», других курсах экологической и эколого-образовательной тематики.

Продолжение нашего исследования может быть связано с изучением устойчивости сформировавшихся в результате интерактивного обучения экологических ориентаций учащихся в более отсроченной перспективе. Подобные исследования позволили бы более полно изучить намеченные тенденции.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Активные формы и методы обучения. М.: Институт молодежи, 1988.
  2. C.B., Смирнова Е. Э. Школьное экологическое образование: реальность и перспективы. СПб.: Крисмас+, 1997 г. 95 с.
  3. В.Г. Ценностные ориентации как фактор жизнедеятельности и развития личности/ЯТсихологический журнал 1984 — т.5 — № 5, с. 36−42
  4. .Г. Человек как предмет познания. JI., 1968 г.
  5. .Г. О проблемах современного человекознания. М., 1977
  6. .Г. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1980.
  7. Г. М. Социальная психология. М., 1999. 312 с.
  8. Г. М., Богомолова H.H., Петровская JI.A. Современная социальная психология на Западе. М., 1978
  9. Э.А. Микросреда и трансформация общественных ценностей в ценностную ориентацию личности. Ереван, 1979.
  10. Ю.Баньковская С. П. Инвайронментальная социология. Рига, 1991. 112 с.
  11. В.М. Избранные работы по социальной психологии. М., 1994. 338 с.
  12. З.Бехтерев В. М. Коллективная рефлексология. Пг., 1921. 432 с.
  13. М.И., Дорофеев Е. Д. Ценностное сознание личности в период преобразования общества. Изд-во «ИП РАН», 1997. — 95 с.
  14. A.A. Психология общения. М.: «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «Модэк», 1996. 256 с.
  15. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968 г. 464 с.
  16. В.Ю. Типология ценностных ориентации и состояние кризисного сознания/ЛДенности социальных групп и кризис общества. М., 1991. с.45−61
  17. С.С. Исследование индивидуальной структуры ценностных ориентации личности. М.:Изд-во ИП РАН, 1991. 68 с.
  18. С. С. Ценностные ориентации личности как многомерная нелинейная система. ПЖ, 1999 г., том 20, № 5, с.38−44
  19. А.Л. Психическое развитие ребенка в процессе совместной деятельности//Вопросы психологии, № 3, 2001 г., с. 17−27
  20. O.P. Ролевая игра как метод моделирования диалога (в подготовке к педагогической деятельности). Автореферат дисс.канд.психол.наук. СПб, 1993.- 16 с.
  21. П.Н. Экологическое мировоззрение как ценность/ТМатериалы российско-финского семинара «Ценности 21-го века». Хельсинки, 2002. с. 25−35
  22. П.Н., Кириллов П. Н. Экологические ориентации молодежи и подходы к их развитию в образовании. Материалы конференции «Молодежная культура и ценности будущего». СПб: «Verba Magistri», 2001. Стр.243−247.
  23. П.Н. Условия повышения эффективности педагогического влияния в экологическом образовании школьников. В Сб. «Экологическое образование». СПб: Изд-во РГТТУ им. А. И. Герцена, 2000 г. С. 179−184.
  24. H.A. Динамика ценностных ориентаций в структуре личностных характеристик у школьников. Автореферат дисс.канд.психол.наук. JL, 1983
  25. JI.C. Развитие высших психических функций. М.: АПН РСФС, 1960.
  26. Выготский J1.C. Вопросы теории и истории психологии//Собр. Соч.: в 6 т. М., 1982. Т.1.
  27. A.B. Воспитание природой. Некоторые аспекты гуманизации экологического образования и воспитания. М., 2000. 116 с.
  28. A.A. Моделирующая игра как фактор становления ценностного отношения старшеклассников к правовым нормам. Автореферат дисс.канд.пед.наук. СПб: РГПУ им. А. И. Герцена, 1996. -21 с.
  29. A.A. Жизненные ориентации как детерминанты жизнедеятельности. //"Психологические проблемы самореализации личности". Вып. З, Изд-во СПбГУ, 1999 г. Стр.26−36
  30. Р. Основы психологического эксперимента. — М.: Прогресс, 1980.-215 с.
  31. С.Д. Методологические проблемы психологии экологического сознания. Тезисы 1-й Российской конференции по экологической психологии. М.: 1996, стр.50−52
  32. С.Д. Природный объект как значимый другой. Даугавпилс, 1995.
  33. С.Д., Ясвин В. А. Методологические проблемы становления и развития экологической психологии. ПЖ, Том 17, № 6, 1996. С.5−18
  34. С.Д., Ясвин В. А. Экологическая психология и педагогика. Р.-н.-Д.: Феникс, 1996
  35. С.Д., Ясвин В. А. Экологическая психодиагностика. Даугавпилс, 1994.
  36. Л.Г. Ценностные ориентации на разных этапах развития личности. Автореферат дисс.канд.психол.наук. СПб, 1995.
  37. А.И. Психология коллектива. М., 1984.
  38. Д.Джонсон, Р. Джонсон, Э. Джонсон-Холубек. Методы обучения. Обучение в сотрудничестве. СПб.: Экономическая школа, 2001. 256 с.
  39. Ю.Н. Алсгивное социально-психологическое обучение. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1985. — 168 с.
  40. Ю.Н. Обучение в учебно-тренировочной группе. ПЖ, 1987. -Т.8, № 2, с.81−87
  41. М.А., Кириллов П.Н, Корякина Н. И. «Детский экологический проект «Шаг в 21-й век""// «Вестник АсЭкО». № 2(16), 1999 г. с.3−46
  42. Ю.М. Ценности как детерминанты принятия решений. В кн. «Психологические проблемы социальной регуляции поведения». М., 1976.
  43. В.П., ХрящеваН.Ю. Социально-психологический тренинг. Л., 1990.
  44. И.Д. О приоритетах экологического образования// Экологическое образование в России: теоретические аспекты. М., 1997. -с.27−36.
  45. А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. М., 1986
  46. А.Г., Ядов В. А. Отношение к труду и ценностные ориентации личности. Сб. Социология в СССР, т. П, М., 1965.
  47. И.А. Педагогическая психология. М.: Издательская корпорация «Логос», 1999.-384 с.
  48. О.И., Бобнева М. И. Ценностные ориентации и механизмы социальной регуляции поведения. //Методологические проблемы социальной психологии. М., 1975, стр.241−254
  49. В. Дом Земля. Контуры экогеософского мировоззрения (научное развитие стратегии поддерживания). СПб, 2000. 112 с.
  50. А.Е. Развитие экологического образования в России в 90-е годы XX начале ХХЗ в.//Экологическое образование на пороге «Рио+10». Тезисы докладов. Тверь, Издательство ГУПТО ТОТ, 2002. — стр. 67−72.
  51. И. В. Социально-экологические ориентации учащихся в современной школе. // Школьное экологическое образование: реальность и перспективы. СПб.: Крисмас+, 1997 г. стр.77−90
  52. Н.В. Ценностные ориентации. // Новые ценности образования. Вып. 1, М., 1995. стр. 108−109
  53. С.П. Современное образование и психологическая культура педагогов. Псков, 1999. 564 с.
  54. Т.В. Экологические ценности в общественном сознании.// Психол. журн. 1999. № 3. С. 83−88.
  55. Е.П. Мотивация и мотивы. СПб: Изд-во «Питер», 2000. — 512 с.
  56. Использование игровых методов в обучении и совершенствовании систем управления. М.: ЦЭМИ, 1989. С.60−114
  57. Д.Н. Обучение и игра. Введение в активные методы обучения. М.: Московский психолого-социалъный институт, изд-во «Флинта», 1998. -192 с.
  58. Д.Н. Учебная игра как адаптивная среда. Тезисы 1-й Российской конференции по экологической психологии. М.: 1996, стр. 72−73.
  59. Д.Н., Овсянников A.A. Природа и люди России: основания к пониманию проблемы. М.: Проект ГЭФ «Сохранение биоразнообразия». 112 с.
  60. М.С. Философская теория ценности. СПб, ТОО ТК «Петрополис», -205 с.
  61. М.Г. Ценностные ориентации школьников и их формирование в коллективе. JI.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1989 г. 83 с.
  62. A.A. Введение в экологическую психологию. Курс лекций. М.: Изд-во МНЭПУ, 1999. — 128 с.
  63. Г. Н. К созданию методики экологического образования школьников. //Вопросы психологии № 1 1995 С. 69−73
  64. H.A. Ценностные ориентации в структуре интегральной индивидуальности. Автореф. дисс. канд. психол. наук, Пермь, 1997.
  65. Н.П. Психологические условия развития отношения к природе у городских старшеклассников. Автореф. дисс. канд. психол. наук М, 2002. -16 с.
  66. Кон И. С. Психология ранней юности. М.: Просвещение, 1989. — 225 с.
  67. Ю.А. Влияние коммуникативного тренинга на компетентность учителя в общении. Дисс. канд. психол. наук СПб, 1998. 266 с.
  68. Дж. Давайте наслаждаться природой вместе с детьми: настольная книга по восприятию природы для учителей и родителей. Владивосток: ИСАР Дальний Восток, 1999. 265 с.
  69. Н.И., Жевлакова М. А., Кириллов П. Н. Образование для устойчивого развития: поиск стратегии, подходов, технологий. СПб, 2000 г. 130 с.
  70. А.П. О подростках. М.: Педагогика, 1970., 272 с.
  71. B.C. Варианты формирования ценностных ориентаций //Формирование личности старшеклассника. М., 1989, С. 18−25.
  72. В.А. Основы педагогической психологии. М., 1972.
  73. М.М., Крюкова Л. И. Принципы отражения экономической действительности в деловых играх. М.: Наука, 1988. — 205 с.
  74. И.В. Психосемантическое исследование обыденных экологических представлений //Вопросы психологии. М., 1998, № 1. С.65−75
  75. А.Г. Ценностные ориентации современной молодежи. Саратов: СВШ МВД РФ, 1995. — 138 стр.
  76. Н.В. Психологические условия формирования экологического сознания. Автореф. дисс. канд. психол. наук, М., 2001. 21 с.
  77. Н.М. Ценностно-мотивационная структура личности в русской культуре. ПЖ, 2001, т.22, № 3, С.26−36
  78. К. Поведение и развитие как функции сознания. М., 1999. 216 с.
  79. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: «Политиздат», 1975.-218 с.
  80. Д.А. От социальных ценностей к личностным: социогенез и феноменология ценностной регуляции деятельности. Вестн.моск.ун-та. Сер. 14, Психология, 1996 г. № 4, стр.35−44.
  81. Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. М.: Смысл, 1999. — 487 стр.
  82. Ли Д. Практика группового тренинга. СПб.: Питер, 2001. — 224 с.
  83. . Ф. Системность в психологии. М.: «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «Модэк», 1996. — 384 с.
  84. Лэйси Хью. Свободна ли наука от ценностей? Ценности и научное понимание. М.: Логос, 2001. — 360 с.
  85. В.Я. Структура продуктивного учебного взаимодействия //Психолого-педагогические проблемы взаимодействия учителя и учащихся/Под ред. А. А. Бодалева, В. Я. Ляудис. М., 1980.
  86. А.К. Психология обучения подростка. М.: Знание, 1975 г., 64 с.
  87. А.К., Матис Т. А., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения. М., 1990
  88. A.C. Природа и люди России: экология, религия, политика и действие. -М.: Проект ГЭФ «Сохранение биоразнообразия». 132 с.
  89. А. Психология бытия. М.: «Рефл-бук». — 304 с.
  90. В.И., Алдашева A.A. Экологическое сознание: Учебное пособие. -М.: Логос, 2001.-376 с.
  91. Дж. Глубинная экология: отчаяние и могущество личности в ядерный век. СПб: Дети Балтики, 2000. 45 с.
  92. .А., Полянинов Л. Я. Человек. Город. Экология. Волгоград, 1996.- 184 с.
  93. О.П. Использование методики ценностных ориентаций в исследовательской практике по изучению восприятия экологической опасности//Учителю об экологии детства. М., 1995. С.65−71
  94. В.В. Технология личностно-коммуникативного образования — основа усвоения опыта эмоционально-ценностного отношения к природе. // Экологическое образование: инновационные педагогические технологии. М.-Волгоград-рязань, 1996., с. 62−64
  95. В.И. Формирование ценностных ориентаций в процессе межличностного общения//Социологические исследования 1984 — № 3, с.115
  96. В.И. Что же следует понимать под экопсихологией. Тезисы 1-й Российской конференции по экологической психологии. М.: 1996, С.4−8
  97. В.И. Введение в экологическую психологию. М.: Изд-во МНЭПУ, 2001.- 144 с.
  98. О.М. Система ценностей и структура личности. Автореферат дисс. канд.психол.наук, Л., 1979. -21 с.
  99. В.Н. Психология общения//Вопросы философии. 1971. — № 7. — С. 126−131.
  100. В.Н. Психология человека. СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2002. 253 с.
  101. Л.А. Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга. М.: МГУ, 1982
  102. Л.А. Компетентность в общении: социально-психологический тренинг. М.: МГУ, 1989. — 216 с.
  103. . Избранные психологические труды. М., 1969 г. 659 с.
  104. Н.М., Дорофеев Е. Д. История формирования понятия «ценностные ориентации личности»// К проблеме формирования ценностных ориентаций и социальной активности личности. Сб. научн.тр. -М., 1979 г. -С.38−52
  105. Приоритеты национальной экологической политики России./Под ред. В. М. Захарова. М.: ЦЭПР, 1999. 46 с.
  106. Психогимнастика в тренинге/Под ред. Н. Ю. Хрящевой. СПб: «Ювента», Институт Тренинга, 1999. — 256 с.
  107. Психологические знания как фактор формирования ценностных ориентаций личности//ПЖ, 1994 № 1 — стр. 94−102
  108. Психологические проблемы социальной регуляции поведения. М.: Наука, 1976
  109. Психология межличностных отношений. Сер. Педагогика и народное образование, Вып. 2(12), М., 1979.
  110. Психология. Словарь. П.р. А. В. Петровского и М. Г. Ярошевского. М.:1. ТГТ 1 ллл лг л «1ШЛИ1ШДа1, 177U 1. НУН и.
  111. JI.A. Развитие способностей прогнозирования в познавательной деятельности. J1., 1983. -83 с.
  112. К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М., 1984. -380 с.
  113. P.A. Динамика ценностей и интересов в модернизирующемся обществе. М., 1995. 68 с.
  114. Н.С. Устойчивое развитие и ценностное сознание. Препринт. Новосибирск: Институт философии и права СО РАН, 1994. 46 с.
  115. C.JI. Принципы и пути развития психологии. М.: АН СССР, 1959.
  116. C.JI. Проблемы общей психологии. М.:Педагогика, 1973. 369 с.
  117. C.JI. Человек и мир. М.: Наука, 1997. — 191 с.
  118. A.A. Социальные ценности и нормы. Киев, 1976. 216 с.
  119. Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология: Учеб. Пособие. Л.: Издат-во ЛГУ, 1990. — 256 с.
  120. Сенько Т В. Психология взаимодействия. Минск, 1999. -224 с.
  121. А.П. Критерии, методы и методики изучения и формирования отношения школьников к природе. Ставрополь: Пятигорский госпединститут, 1988. -201 с.
  122. Л.М. Анализ опыта разработки экспериментальных методов изучения ценностей. ПЖ, том 17, № 1, 1996. С. 157−168
  123. A.M. Методы активного обучения. М., 1991. 176 с.
  124. Совместная деятельность: методология, теория, практика. М: Наука, 1988 г. 232 с.
  125. М.В. Влияние художественно-изобразительной деятельности на ценностные ориентации подростка. Автореферат дисс. канд.психол. наук, СПб: РГПУ им. А. И. Герцена, 1998. 18 с.
  126. В.В., Пантелеев С. Р. Тест-опросник самоотношения // Детский психолог, выпуск 5. 1985. с. 18−23
  127. ИТ. Экологическая проблема: как ее изучать в общеобразовательной школе // Экологическое образование на пороге «Рио+10». Тезисы докладов. Тверь, Издательство ГУПТО ТОТ, 2002. с. 9091.
  128. С урина И. А. Ценностные ориентации как предмет социологического исследования. Учебно-методич.пособие. М.: ИМ, 1996. 132 с.
  129. В.П. О ценностях жизни и культуры. JL, 1960. 228 с.
  130. А.Д. Путь в ноосферу. Концепция выживания и устойчивого развития цивилизации. М., 1993 г. 180 с.
  131. Учителю об экологии детства/ Под ред. В. И. Панова, В. П. Лебедевой. -Черноголовка: Издат. Отдел ЦКФЛ РАО, 1995−231 с.
  132. З.И. Формирование ценностных ориентаций личности//Личность и ее ценностные ориентации. Инф. бюлл. № 19. М., 1969.-С. 48−56.
  133. Э.Н. Экологическое сознание студентов: дефицит знаний (на основе социологического материала)//Вестн. МГУ Сер. 12. Социология. 1991 № 4. С. 72−78
  134. Д.И. Психологические основы общественно-полезной деятельности подростков. Москва: Педагогика, 1982 г., 224 с.
  135. Философия экологического образования. Общ. ред. Лисеева И. К. М.: Прогресс-Традиция, 2001. — 416 с.
  136. М., Альберг Т. Характеристика социально-психологического тренинга поведения//Психологический журнал, 1984. Т.5, № 4, С.57−64
  137. В. Философия и экология. М. 1993. 312 с.
  138. Холмс Ролстон Ш. Существует ли экологическая этика?//Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности/ Сост. Л. И. Василенко и В.И.Ермолаева- М.: Прогресс, 1990ю 495 стр.
  139. Хон Р. Л. Педагогическая психология. Принципы обучения. М.: Деловая книга, 2002. — 736 с.
  140. Ю.Ж. Психологические особенности ценностных ориентаций девочек и мальчиков подросткового возраста. Автореф. дисс. канд. психол. наук, М., 1992
  141. Г., Павлов В. И., Рыженков П. Е. Исследование экологического сознания детей и подростков. ПЖ, Том 15, № 1, 1994 г.
  142. A.C. Система ценностных ориентаций как психологический механизм регуляции жизнедеятельности человека. Автореф.докт.дисс. Новосибирск, 2000.
  143. . Структура ценностных ориентаций. Эмпирическое исследование//Иностранная психология, т.2, № 2 (4), 1994. С.47−56
  144. ЭкоЛоджик! Экологическое образование. Методы и примеры. Фонд «Сохраним чистоту Швеции», Эдесхег, 1997 г. 71 с.
  145. Экопсихологические аспекты развития индивидуальности / Под ред. В. И. Панова. М.: Психологический инст-т РАО, 1997. 147 с.
  146. Э.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте//Вопросы психологии, 1971 г.№ 4, стр. 6−20
  147. С. Структура системы ценностей/АН СССР М.:ИНИОН, 1990.-164 с.
  148. И. Теория и практика групповой психотерапии. СПб: «Питер», 2000. — 640 с.
  149. В.А. История и психология формирования экологической культуры: удобно ли сидится на вершине пирамиды?. М.: Наука, 1999. 97 с.
  150. В.А. Психология отношения к природе. М., 2000, 456 с.
  151. В.А. Психолого-педагогические основы формирования субъективного отношения к природе: Автореферат дис. докт. психол. наук. М., 1998.-38 с.
  152. В.А. Мир природы в мире игр: опыт формирования отношения к природе. М.: Эколого-просветительский центр «Заповедники», 1998. —40 с.
  153. Blum А/ Student’s knowledge and beliefs concerning environmental issues in four countries// The Jornal of Environmental Education. 1987. V. 18(3). P.7−13.
  154. Bacher P., Nielsen E.G. Green Qualifications. Danish Research and Development Center for Adult Education, Copenhagen. 1995. 8 P.
  155. Cotgrove S.F., Duff A. Environmental values and social change. British Jornal of Sociology 1981 — Vol.32, № 1 — P.92−110
  156. Dish R.(ed) Ecological Concience: Values for Survival. Englewood Cliffs, N. Y., Prentice Hall, Inc., 1970
  157. Dispoto R.G. Interrelationships among measures of environmental activity, emotionality and knowledge//Educ.and Psych. Measurement. 1977. V.37. P.451−459.
  158. Froud K. Environmental Education: Teaching Approaches and Pupil Attitudes in Leal Filho, W. andMcDowell, J., Proceedings of the National Seminar on Environmental Education Research, ERTCEE, University of Bratford, 1994.
  159. Galang A, E. De la Cruz. Values education for the environment/Unesco Asia-Pacific Centre for Educational Innovation for Developmet. Griffith University, 1996.-pp. 74−89
  160. Kluckhohn C., Strodtbeck F.L. Variations in the value orientations. Evanston EL: Row Peterson, 1961.
  161. Kohlberg L. Essays on moral development: Vol.1, The philosophy of moral development. New-York: Harper and Row, 1984. V2.
  162. Posh, P. Approaches to values in environmental education in OECD/ENSI, Values in Environmental Education Conference report (Dundee, Scottish Consultative Council on the Curriculum (SCCC)). 1993
  163. Rokeach M. Long-term value change imitated by Computer feedback//Rokeach M. Understanding human values: individual and societal. New York: Free press, 1979. Pp.210−255
  164. Richmond J.M. Some outcomes of environmental knowledge and attitudes survey in England/Research in Science Education. 1978. V.8. P. 119−125
  165. SEEPS Sustainability Education in European Primary Schools. Moray House Institute of Education, Edinburgh, 1997. 180 p.
  166. Shean Glenn D., Shei Tamaka. The values of students environmentalists//J.Psychol. 1995 — 129, № 5, — P.559−564
  167. Spork, H. Environmental Education: a mis-match between theory and practice, Australian Journal of Environmental Education, 8(2), 1992 pp 147−166.
  168. Stengel M. Okologische Psychologie. Munchen, Wien: Oldenburg, 1999. 300 s.
  169. Stevenson, R.B. Schooling and environmental education: contradictions in purpose and practice, in: I. Robottom, (Ed.) Environmantal Education: practice and possibility (Deakin, Deakin University Press), 1987.
  170. The Pocket Oxford Russian Dictionary. Oxford: Oxford University Press, 1995. 623 p.
  171. Tomlins, B.&Froud, K. Environmental Education: teaching approaches and students' attitudes (Slough, National Foundation for Educational Research)., 1994.
  172. Van Matre. Earth Education. a new beginning. Warrenville, II: The Institute for Earth education, 1990.
Заполнить форму текущей работой