Представление, обработка и контроль знаний на основе элементарных вербальных единиц
Диссертация
Мышление, память, когнитивные процессы человека доступны для непосредственного восприятия только ему самому, а для других людей всегда остаются «черным ящиком». Поэтому судить о знаниях человека, содержании его памяти, способах мышления можно только по внешним проявлениям этих характеристик в деятельности человека, которые выступают своеобразными индикаторами для формирования суждений. Таким… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. ОБЗОР СУЩЕСТВУЮЩИХ МЕТОДОВ И МОДЕЛЕЙ АКЗ
- 1. 1. Общая характеристика задачи АКЗ. Понятия АВЗ и АВАЗ
- 1. 1. 1. Выявление и оценка знаний
- 1. 1. 2. Понятия АВЗ и АВАЗ. Две базовые парадигмы решения задачи АКЗ
- 1. 1. 3. Концептуальная модель АКЗ
- 1. 2. Классификация методов и моделей АКЗ
- 1. 2. 1. Классификации компьютерных средств обучения
- 1. 2. 2. Классификации методов АКЗ по некоторым критериям
- 1. 2. 3. Классификация методов взаимодействия человек-компьютер, применяемых для решения задачи АКЗ
- 1. 2. 4. Классификация типов моделей персональных знаний, формируемых с помощью различных методов АКЗ
- 1. 3. Математические модели АКЗ, ие использующие теорию и методы искусственного интеллекта
- 1. 3. 1. Математическая теория обучения (научения). Статистическая теория обучения и контроля знаний
- 1. 3. 2. Модели теории педагогических измерений
- 1. 4. Модели представления знаний и модели рассуждений в задачах АКЗ
- 1. 4. 1. Краткий обзор моделей представления знаний и моделей рассуждений
- 1. 4. 2. Обзор моделей представления знаний и моделей рассуждений, применяемых в существующих интеллектуальных системах обучения и контроля (диагностики) знаний для решения задачи АКЗ (АВЗ)
- 1. 4. 3. Концептуальная модель применения моделирования знаний и рассуждений для решения задачи АКЗ
- 1. 5. Выводы по главе
- 1. 1. Общая характеристика задачи АКЗ. Понятия АВЗ и АВАЗ
- ГЛАВА 2. МОДЕЛИ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ЗНАНИЙ И МОДЕЛИ РАССУЖДЕНИЙ, СОСТАВЛЯЮЩИЕ ОСНОВУ ПРЕДЛАГАЕМОЙ МЕТОДИКИ АКЗ
- 2. 1. Модели представления знаний
- 2. 1. 1. Понятие фигуры знания. Связь фигур знания с ассоциативным тезаурусом
- 2. 1. 2. Представление знаний о предметной области: общая характеристика
- 2. 1. 3. Представление знаний о предметной области: формальная модель
- 2. 1. 4. Представление персональных знаний. Инструменты анализа знаний
- 2. 1. 5. Формальное определение состояний МПЗ и преобразований между ними
- 2. 1. 6. Формальная постановка задачи АКЗ (АВЗ). Преимущества и недостатки предлагаемого подхода к формализации задачи АКЗ (АВЗ)
- 2. 2. Модели рассуждений
- 2. 2. 1. Краткая характеристика типов моделируемых рассуждений
- 2. 2. 2. Рассуждения о знании/незнании ЦЕЗ и логический анализ персональных знаний на уровне ЦЕЗ на основе логики аргументации А
- 2. 2. 3. Доказательство монотонности преобразования «МПЗ на уровне вопросов —> МПЗ на уровне ЦЕЗ», задаваемого на основе семантики логики аргументации А
- 2. 2. 4. Рассуждения о знании/незнании КЕ и операция «свертки». Условие монотонности преобразования «МПЗ на уровне ЦЕЗ МПЗ на уровне КЕ». Структурный анализ персональных знаний
- 2. 2. 5. Варианты реализации операции «свертки». Логический анализ персональных знаний на уровне КЕ
- 2. 2. 6. Генетический алгоритм для настройки СНЛВ операции «свертки»
- 2. 2. 7. Механизм рассуждений в процессе адаптивного взаимодействия. Критерии эффективности адаптации и пример их вычисления
- 2. 2. 8. Анализ соответствия персональных знаний эталонным образам знания
- 2. 2. 9. Преимущества и недостатки предлагаемых моделей рассуждений
- 2. 3. Выводы по главе
- 2. 1. Модели представления знаний
- ГЛАВА 3. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МОДЕЛИ И АЛГОРИТМЫ. ПРЕДЛАГАЕМАЯ МЕТОДИКА АКЗ
- 3. 1. Дополнительные модели и алгоритмы
- 3. 1. 1. Алгоритм анализа ответа на вопрос с учетом возможных опечаток
- 3. 1. 2. Модели отбора подмножеств вопросов
- 3. 1. 3. Интегральные числовые характеристики когнитивного тезауруса!
- 3. 1. 4. Модель уменьшения количества ЦЕЗ, имеющих статус «противоречие», на основе решения задачи многокритериальной порядковой экспертной классификации
- 3. 2. Предлагаемая методика АКЗ
- 3. 2. 1. Краткая характеристика основных этапов применения методики!
- 3. 2. 2. Рекомендации по разработке основных компонентов когнитивного тезауруса
- 3. 2. 3. Модель применения АСКЗ
- 3. 2. 4. Место предлагаемой методики АКЗ среди других подходов к решению задачи АКЗ (АВЗ)
- 3. 3. Экспериментальные исследования предлагаемой методики АКЗ
- 3. 3. 1. Эксперимент по накоплению фигур знания. Разработка когнитивного тезауруса для предметной области «Основы информатики»
- 3. 3. 2. Экспериментальное исследование валидности выявления знаний
- 3. 3. 3. Экспериментальное исследование механизма адаптации
- 3. 4. ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ
- 3. 1. Дополнительные модели и алгоритмы
- ГЛАВА 4. ПРОГРАММНАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ МЕТОДИКИ АКЗ
- 4. 1. Общее описание
- 4. 1. 1. Наименование, цели и назначение разработки
- 4. 1. 2. Диаграмма прецедентов в нотации UML
- 4. 1. 3. Функции программного продукта
- 4. 2. Архитектура системы
- 4. 2. 1. Реализация системы в рамках архитектуры «клиент-сервер». Автоматизированные рабочие места (АРМ)
- 4. 2. 2. Характеристика модели базы данных
- 4. 3. Реализация импорта данных когнитивного тезауруса. Интерфейс взаимодействия «пользователь-система»
- 4. 3. 1. Обобщенный алгоритм импорта данных когнитивного тезауруса. Форматы файлов загрузки
- 4. 3. 2. Графы диалога автоматизированных рабочих мест системы
- 4. 4. Выводы по главе
- 4. 1. Общее описание
Список литературы
- Педагогический энциклопедический словарь / Под ред. Б.М. Бим-Бад. — М.: Большая рос. энцикл., 2002. 527 с.
- Челышкова М.Б. Теория и практика конструирования педагогических тестов: Учебное пособие. — М.: Логос, 2002.-432 е.: ил.
- Атанов Г. А. Пустынникова И.Н. Обучение и искусственный интеллект или Основы современной дидактики высшей школы. — Донецк: Изд-во ДОУ, 2002. 504 с.
- Караулов Ю.Н. Вербальные единицы знания: структура, объем, качество // Язык и мы. Мы и язык: Сборник статей памяти Б. С. Шварцкопфа / Отв. ред. Р. И. Розина. М.: РГГУ, 2006. — 546 с.
- Большой энциклопедический словарь. 2-е изд. — М.: Науч. изд-во «Большая российская энциклопедия», 1998.
- Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2003.- 192 с.
- Лавров O.A. Что есть знание? Является ли обучение передачей знаний? Что такое е-знания? Является ли е-обучение передачей е-знания? // Образовательные технологии и общество. — 2003. — № 6(3). — С. 91−96.
- Розина И. Н. Педагогическая коммуникация в электронной среде: теория, практика и перспективы развития // Образовательные технологии и общество. — 2004.-№ 7(2).
- Аванесов B.C. Педагогическое измерение латентных качеств // Педагогическая диагностика. — 2003. — № 4.
- Нейман Ю.М. Как измерять учебные достижения? // Вопросы тестирования в образовании. — 2001. — № 1. — С. 40−56.
- Михеев О.В. Математические модели стандартизованных педагогических тестов // Материалы международной конференции-выставки «Информационные технологии в образовании». — Москва, 2003.
- Левинская М.А. Автоматизированная генерация заданий по математике для контроля знаний учащихся // Образовательные технологии и общество. — 2002. № 5(4). — С. 214−221.
- Норенков И.П., Зимин А. М. Информационные технологии в образовании. -М.: Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2004. — 352 е.: ил. (Сер. Информатика в техническом университете).
- Нариньяни A.C. Модель или алгоритм: новая парадигма информационной технологии // Информационные Технологии. — 1997. № 4. — С. 11−16.
- Стариченко Б.Е. Теоретические основы информатики: Учебное пособие для вузов. — 2-е изд. перераб. и доп. — М.: Горячая линия — Телеком, 2004. — 312 е.- ил.
- Башмаков А.И., Башмаков И. А. Разработка компьютерных учебников и обучающих систем. — М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», 2003. — 616 с.
- Полат Е.С., Бухаркина М. Ю., Моисеева М. В. Теория и практика дистанционного обучения: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. Е. С. Полат. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 416 с.
- Галеев И.Х., Иванов В. Г., Ахмадуллин М. С., Сосновский С. А., Чепегин В. И., Колосов О. В. О развитии инфраструктуры системы открытого образования // Материалы Всероссийской научно-методической конференции «Телематика 2002». — Санкт-Петербург, 2002.
- Буч Г. Объектно-ориентированный анализ и проектирование с примерами приложений на С++, 2-е изд./Пер. с англ. — М.: «Издательство Бином», СПб.: «Невский диалект», 2000. — 560 е., ил.
- Гаврилова Т. А. Хорошевский В.Ф. Базы знаний интеллектуальных систем. СПб.: Питер, 2001. 384 е.: ил.
- Герман О.В. Введение в теорию экспертных систем и обработку знаний. -Мн.: ДизайнПРО, 1995.-255 е.- ил.
- Нейлор К. Как построить свою экспертную систему: Пер. с англ. — М.: Энергоатомиздат, 1991.-286 е.: ил.
- Аллахвердов В.М. Методологическое путешествие по океану бессознательного к таинственному острову сознания. — СПб.: Издательство «Речь», 2003.-368 с.
- Пенроуз Р. Новый ум короля: О компьютерах, мышлении и законах физики: Пер. с англ. / Общ. ред. В. О. Малышенко. Предисл. Г. Г. Малинецкого. Изд. 2-е, испр. — М.: Едиториал УРСС, 2005. 400 с. (Синергетика: от прошлого к будущему).
- Люгер, Джордж Ф. Искусственный интеллект: стратегии и методы решения сложных проблем, 4-е издание.: Пер. с англ. — М.: Издательский дом «Вильяме», 2003. 864 с.: ил. — Парал. тит. англ.
- Рассел, Стюарт. Норвиг, Питер. Искусственный интеллект: современный подход, 2-е изд.: Пер. с англ. — М.: Издательский дом «Вильяме», 2006. — 1408 с.: ил. — Парал. тит. англ.
- Поспелов Д.А. Интеллектуальные интерфейсы для ЭВМ новых поколений // Электронная вычислительная техника. Сборник статей. Вып.З. М.: Радио и связь, 1989. — С. 4−20.
- Попов Э.В. Общение с ЭВМ на естественном языке. Изд. 2-е, стереотипное. — М.: Едиториал УРСС, 2004. 360 с. (Науки об искусственном).
- Валькман Ю.Р. Моделирование НЕ-факторов — основа интеллектуализации компьютерных технологий // Новости искусственного интеллекта. 2004. — № 2. — С. 64−81.
- Кривошеев А.О. Разработка и использование компьютерных обучающих программ // Информационные технологии. 1996. — № 2. — С. 14−18.
- Гаврилова Т.А., Червинская K.P. Извлечение и структурирование знаний для экспертных систем. — М.: Радио и связь, 1992.
- Зайцева Л.В., Прокофьева Н. О. Модели и методы адаптивного контроля^ знаний // Образовательные технологии и общество. — 2004. — № 7(4). — С. 265 277.
- Панкратова Л.П., Челак E.H. Контроль знаний по информатике: тесты, контрольные задания, экзаменационные вопросы, компьютерные проекты. — СПб.: БХВ-Петербург, 2004. 448 е.: ил.
- Аванесов B.C. Основы педагогической теории измерений // Педагогические измерения. — № 1.
- Аванесов B.C. Этапы разработки теста // «Конструирование педагогических тестов по русскому языку как иностранному». Доклады и сообщения. ЦМО МГУ им. М. В. Ломоносова. 15−16 апреля 2003 г. М., 2003. — С. 7−12.
- Аванесов B.C. Основы научной организации педагогического контроля в высшей школе. М.: Иссл. центр, 1989. 167 с.
- Аванесов B.C. Композиция тестовых заданий. 1, 2 и 3 изд.- 3 изд. М.: Центр тестирования 2002 г. — 217 с.
- Аванесов B.C. Математические модели педагогического измерения. Научное издание. М.: Иссл. центр проблем качества подготовки специалистов, 1994.-26 с.
- Бирюкова Н.С., Соловова Д. В. Логический контроль знаний в компьютерных обучающих системах // Материалы международной научно-методической конференции «Образование и виртуальность». Ялта: ХНУРЭ, 2003.
- Всеволодский С.Н., Гаврилов A.B. Архитектура интеллектуальной системы тестирования знаний с анализом ответов на естественном языке. // Международная конференция ИСТ-2003 «Информационные системы и технологии'^ Новосибирск, 2003. Т. З, С. 114−115.
- Ерохин A. JL, Захаров И. П., Никитенко А. Н. Программа дистанционного тестирования знаний на основе алгоритма смыслового конструирования. // Материалы международной научно-методической конференции «Образование и виртуальность». — Ялта: ЯИМ, 2001.
- Олкконен Е.А. Методы диагностики знаний обучаемого и анализа его ответов в языковых интеллектуальных обучающих системах // Труды Петрозаводского государственного университета. Сер. «Прикладная математика и информатика». Вып. 7, 1998.
- Олкконен Е.А. Модели представления знаний в языковых интеллектуальных обучающих системах // Труды Петрозаводского государственного университета. Сер. «Прикладная математика и информатика». Вып. 6, 1997.
- Леоненков A.B. Нечеткое моделирование в среде MATLAB и fiizzyTECH. СПб.: БХВ-Петербург, 2005. — 736 е.: ил.
- Рудинский И.Д. Принципы интеллектуального автоматизированного тестирования знаний // Материалы международной конференции-выставки «Информационные технологии в образовании». Москва, 2001.
- Кривицкий Б.Х. К вопросу о компьютерных программах учебного контроля знаний // Образовательные технологии и общество. — 2004. — № 7(2). — С. 158−169.
- Васильев В.И., Тягунова Т. Н. Культура компьютерного тестирования. Ч. 1. Философия адаптивного тестирования. М.: МГУП, 2002, 200 с.
- Васильев В.И., Тягунова Т. Н. Культура компьютерного тестирования. Ч.
- Программно-дидактическое тестовое задание. М.: МГУП, 2002. 90 с.
- Васильев В .И., Тягунова Т. Н. Культура компьютерного тестирования. Ч.
- Содержательность и логичность тестовых суждений. М.: МГУП, 2002. 95 с.
- Васильев В.И., Глухов В. В., Тягунова Т. Н. Культура компьютерного тестирования. Ч. 5. Оптимальная оценка уровня учебных достижений тестируемых. М.: МГУП, 2002. 75 с.
- Белоногов А.Н. Пакет серверных компонентов «QTI READY» для работы с тестами в формате IMS QTI // Материалы международной конференции-выставки «Информационные технологии в образовании». — Москва, 2004.
- Малых A.A., Манцивода A.B., Романова O.A., Стукушин Н.О. QTI-плейер: онлайновый сервис поддержки тестирования // Материалы Всероссийской научно-методической конференции «Телематика 2004». — Санкт-Петербург, 2004.
- Гужов В.И., Данин В. Ю., Пинтус Е. С. Система тестирования на основе спецификации EMS QTI // Материалы Всероссийской научно-методической конференции «Телематика 2003». — Санкт-Петербург, 2003.
- Напрасник C.B., Цимбалюк Е. С., Шкиль A.C. Компьютерная система тестирования знаний OpenTEST 2.0 // Материалы международной научно-методической конференции «Образование и виртуальность». Ялта: ХНУРЭ, 2006.
- Буль Е.Е. Обзор моделей студента для компьютерных систем обучения // Образовательные технологии и общество. — 2003. — № 6(4). — С. 245−250.
- Александров И.О., Максимова Н. Е. Закономерности формирования нового компонента структуры индивидуального знания // Психологический журнал. 2003. — № 24(6). — С. 55−76.
- Андреев А.Б., Усачев Ю. Е. Разработка интеллектуальных средств обучения // Материалы Всероссийской научно-методической конференции «Телематика 2002». Санкт-Петербург, 2002.
- Калашникова Т.Г. Применение аналогии для оценки системы знаний // Перспективные информационные технологии и интеллектуальные системы. — Таганрог: Изд-во, ТРТУ, 2001, № 5. С. 220−232.
- Евланов М.В., Скляров А. Я., Штангей C.B. Топологическая модель лекционного материала и методов контроля знаний, приобретенных в ходе дистанционного образования // Проблемы бионики. 2002. — № 57. — С. 37−41.
- Пантелеев A.B., Бакулйна О. И. Формирование систем тестирования-обучения на основе фрагментных фреймов // Научный вестник МГТУ ГА № 38, серия «Информатика». -М.: Изд-во МГТУ ГА, 2001. С.31−40.
- Перескокова О.И. Проблемы моделирования знаний в целях организации их эффективного автоматизированного контроля // Материалы региональной научно-практической конференции «Моделирование социально-педагогических систем».
- Аткинсон Р., Бауэр Г., Кротерс 3. Введение в математическую теорию обучения: Пер. с англ. М.: Мир, 1969. — 486 с.
- Растригин Л.А., Зренштейн М. Х. Адаптивное обучение с моделью обучаемого. -Рига: Зинатне, 1988. — 160 с.
- Буш Р., Мостеллер Ф. Стохастические модели обучаемости. Г.: Физ-матгиз, 1962. — 484 с.
- Свиридов А.П. Условные и безусловные алгоритмы диагностического контроля подготовки операторов ЭВМ. — М.: Моск. энерг. ин-т, 1987. 69с.
- Свиридов А.П. Применение методов планирования эксперимента при обучении обучающих и контролирующих машин. — М.: Моск. энерг. ин-т, 1975. -65с.
- Свиридов А.П. Основы статистической теории обучения и контроля знаний. — М.: Высшая школа, 1981. — 262 с.
- Рудинский И.Д., Грушецкий C.B. Статистические методы вывода оценки результатов автоматизированного тестирования // Материалы международной конференции-выставки «Информационные технологии в образовании». — Москва, 2003.
- Растригин JI.А. Обучение с моделью // Вопросы кибернетики. Человеко-машинные обучающие системы. -М.: АН СССР, 1979. С. 40−49.
- Шмелев А.Г., Бельцер А. И., Ларионов А. Г., Серебряков А. Г. Адаптивное тестирование знаний в системе «ТЕЛЕТЕСТИНГ» // Тезисы докладов Всероссийской научно-практической конференции «Информационные технологии в образовании». Москва, 2000.
- Филиппович Ю.Н., Черкасова Г. А., Дельфт Д. Ассоциации информационных технологий: эксперимент на русском и французском языках. С предисловием Уфимцевой Н. В. М.: МГУП, 2001. 304 с. Книга в комплекте с CD-ROM.
- Караулов Ю.Н., Сорокин Ю. С., Тарасов Е. Ф., Уфимцева Н. В., Черкасова Г. А. Русский ассоциативный словарь. Т. 1−6, М., 1994−1998.
- Хапров B.C., Дударь З. В. Применение методики создания теста в компьютерных системах дистанционного обучения // Материалы международной научно-методической конференции «Образование и виртуальность». — Ялта: ХНУРЭ, 2002.
- Шкиль A.C., Чумаченко C.B., Напрасник C.B. Методика оценивания в компьютерной системе тестирования знаний // Материалы международной научно-методической конференции «Образование и виртуальность». — Ялта: ХНУРЭ, 2002.
- Евсеев В.В., Алёхина C.B., Евсеева И. В. Выбор релевантного алгоритма оценивания знаний обучаемых в системе дистанционного обучения // Материалы международной научно-методической конференции «Образование и виртуальность». -Ялта: ХНУРЭ, 2003.
- Печенежский H.A., Маслов A.A. Модель системы компьютеризированного адаптивного тестирования // Материалы международной научно-методической конференции «Образование и виртуальность». — Ялта: ХНУРЭ, 2002.
- Протасов A.C. Создание интеллектуальных средств адаптивного тестирования // Материалы международной конференции-выставки «Информационные технологии в образовании». — Москва, 2003.
- Пуголовок К.Н. Мультиагентный модуль распознавания уровня знаний студента // Материалы международной научно-методической конференции «Образование и виртуальность». — Ялта: ЯИМ, 2001.
- Попов Д.И. Подсистема адаптивного тестирования среды дистанционного обучения // Материалы международной конференции-выставки «Информационные технологии в образовании». — Москва, 2002.
- Крайтор Д.В. Инструментальный комплекс программ для создания обучающих систем на основе интеграции адаптивных технологий // Материалы международной конференции-выставки «Информационные технологии в образовании». Москва, 2002.
- Русаков C.B., Перескокова О. И., Шестакова JI.B. «Интеллектуальный» генератор тестов // Материалы международной конференции-выставки «Информационные технологии в образовании». — Москва, 1998.
- Васильев В.И. Математическая модель оценки динамики остаточных знаний // Труды Петрозаводского государственного университета. Сер. «Прикладная математика и информатика». Вып. 7, 1998.
- Луговой H.H., Любчак В. А., Собаева Е. В. Модуль интерактивной познавательной деятельности в системе дистанционного обучения // Материалы международной научно-методической конференции «Образование и виртуальность». -Ялта: ХНУРЭ, 2003.
- Бобровников А.Э. Принципы функционирования Web-сайта системы тестирования с фреймово-иерархической структурой предметного наполнения в Internet // Труды МАИ. 2003. — № 12.
- Метешкин К.А., Низиенко Б. И. Методы представления знаний в интеллектуальных обучающих системах // Информатика. Сб. научн. тр. — К.: Наукова думка, 1999.-С. 13−17.
- Метешкин К. А. Шаронова Н.В. Лингвистическое обеспечение обучающих систем с интегрированным интеллектом // Новий колепум, Харюв. — 2002. -№ 4/5.-С. 64−68.
- Метешкин К.А., Шаронова Н. В. Использование гибридного интеллекта в учебном процессе высших учебных заведений // «Aima mater» («Вестник высшей школы»). -2001. -№ 11. С. 10−15.
- Ерохин А.Л., Кольченко A.B., Патрах Т. Е., Струкова A.B. О создании систем тестирования знаний с адаптацией на испытуемого // Материалы международной научно-методической конференции «Образование и виртуальность». Ялта: ХНУРЭ, 2003.
- Лесная Н.С., Штангей C.B. Математическая модель тестовых заданий в информационной системе дистанционного образования // Материалы международной научно-методической конференции «Образование и виртуальность». -Ялта: ХНУРЭ, 2003.
- Надточий И.Л., Кафтанников И. Л. Методология и средства повышения степени интеллектуализации ИТ-учебного процесса // Образовательные технологии и общество. 2003. — № 6(3). — С. 154−163.
- Филиппович Ю.Н., Прохоров A.B. Семантика информационных технологий: Опыты словарно-тезаурусного описания. С предисловием А. И. Новикова М.: МГУП, 2002. 368 с. Книга в комплекте с CD ROM.
- Смит Б. Методы и алгоритмы вычислений на строках.: Пер. с англ. -М.: ООО «И.Д. Вильяме», 2006. — 496 е.: ил. — Парал. тит. англ.
- Маклаков Г. Ю., Маклакова Г. Г. Некоторые принципы построения компьютерных систем диагностики знаний // Материалы международной научнометодической конференции «Образование и виртуальность». — Ялта: ХНУРЭ, 2006.
- Белоус Н.В., Куцевич И. В. Методы определения правильности выполнения тестовых заданий // Материалы международной научно-методической конференции «Образование и виртуальность». — Ялта: ХНУРЭ, 2006.
- Слабоспицкий A.A. Открытые формы ответов в дистанционном образовании // Материалы международной научно-методической конференции «Образование и виртуальность». — Ялта: ХНУРЭ, 2006.
- Углев В.А. Обучающее адаптивное тестирование с применением экспертных систем // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Информационные технологии в образовании и науке». — М.: МФА, 2006. — Ч. З.-С. 216.
- Агаев Ф.Т., Мамедова Г. А., Керимов К. В. Использование адаптивных методов тестирования в Интернет-среде // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Информационные технологии в образовании и науке». М.: МФА, 2006. — Ч. 2. — С. 222.
- Чистов В.В. Исследование операций. Учебное пособие. — М., 2001. — 144с.
- Яхъева Г. Э. Нечеткие множества и нейронные сети: Учебное пособие /Г.Э. Яхъева. М.: Интернет-Университет Информационных Технологий- БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006. — 316 е.: ил., табл. — (Серия «Основы информационных технологий»).
- Прокофьева Н.О. Алгоритмы оценки знаний при дистанционном обучении // Материалы международной научно-методической конференции «Образование и виртуальность». — Ялта: ЯИМ, 2001.
- ПО.Михаль О. Ф. Интеллектуальная система дистанционного тестирования знаний на локально-параллельных нечетких алгоритмах // Материалы международной научно-методической конференции «Образование и виртуальность». -Ялта: ЯИМ, 2001.
- Сулейманов Дж. Ш. Исследование базовых принципов построения семантического интерпретатора вопросно-ответных текстов на естественном языке в АОС // Образовательные технологии и общество. — 2001. — № 4(3). — С. 178 192.
- Осипов Г. С. Искусственный интеллект: состояние исследований и взгляд в будущее, //http://ah.raai.org/about/persons/osipov/pages/ai/ai.html.
- Системный анализ и принятие решений: Словарь-справочник: Учеб. Пособие для вузов/Под ред. В. Н. Волковой, В. Н. Козлова. М.: Высш. шк., 2004−616 е.: ил.
- Смолин Д.В. Введение в искусственный интеллект: конспект лекций. — 2-е изд., перераб. М.: ФИЗМАТЛИТ, 2007. — 264 с.
- Поспелов Д.А. Моделирование рассуждений. Опыт анализа мыслительных актов. -М.: Радио и связь, 1989. — 184 е.: ил.
- Поспелов Д.А. Логико-лингвистические модели в системах управления. -М.: Энергоиздат, 1981. -231 с.
- Поспелов Д.А. Ситуационное управление. Теория и практика. — М.: Наука, 1986.-284 с.
- Дюбуа Д. Прад А. Теория возможностей. Приложения к представлению -знаний в информатике: Пер. с фр. — М.: Радио и связь, 1990. — 288 с.
- Нечеткие множества в моделях управления и искусственного интеллекта /Под ред. Д. А. Поспелова. М.: Наука, 1986. — 311 с.
- Пойа Д. Математика и правдоподобные рассуждения. — М.: ИЛ, 1957. -535 с.
- Белнап Н., Стил Т. Логика вопросов и ответов. — М.: Прогресс, 1981. — 288 с.
- Гаазе-Рапопорт М.Г., Поспелов Д. А. От амебы до робота: модели поведения / Предисл. Э. В. Попова. Изд. 2-е. М.: Едиториал УРСС, 2004. 296 с. (Науки об искусственном.)
- Ярушкина Н.Г. Основы теории нечетких и гибридных систем: Учеб. пособие. М.: Финансы и статистика, 2004. — 320 е.: ил.
- Нечеткие гибридные системы. Теория и практика /Под ред. Н.Г. Яруш-киной. М.: ФИЗМАТЛИТ, 2007. — 208 с.
- Борисов В.В., Круглов В. В., Федулов A.C. Нечеткие модели и сети. — М.: Горячая линия-Телеком, 2007. — 284 е.: ил.
- Башмаков А.И., Башмаков И. А. Интеллектуальные информационные технологии: Учеб. пособие. М.: Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2005. — 304 е.: ил. — (Информатика в техническом университете).
- Минский М. Фреймы для представления знаний. — М.: Энергия, 1979.
- Девятков В.В. Системы искусственного интеллекта: Учеб. пособие для вузов. — М.: Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2001. 352 е., ил. (Сер. Информатика в техническом университете).
- Соснин П.И. Моделирование рассуждений (конспект лекций). // http://ofap.ulstu.ru/res/kl.zip.
- Достоверный и правдоподобный вывод в интеллектуальных системах / Под ред. В. Н. Вагина, Д. А. Поспелова. -М.: ФИЗМАТЛИТ, 2004. 704 с.
- Гладков Л.А., Курейчик В. В., Курейчик В. М. Генетические алгоритмы / Под ред. В. М. Курейчика. 2-е изд., испр. и доп. — М.: ФИЗМАТЛИТ, 2006. -320 с.
- Белоусов А.И., Ткачев С. Б. Дискретная математика: Учеб. для вузов / Под ред. B.C. Зарубина, А. П. Крищенко. — 4-е изд., исправл. — М.: Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2006. — 744 с. (Сер. Математика в техническом университете- Вып. XIX).
- Представление знаний в человеко-машинных и робототехнических системах / Том А. Фундаментальные исследования в области представления знаний. (Отчет рабочей группы РГ-18 КНВВТ.) М.: ВИНИТИ, 1984.
- Статические и динамические экспертные системы: Учеб. пособие / Э. В. Попов, И. Б. Фоминых, Е. Б. Кисель, М. Д. Шапот. — М.: Финансы и статистика, 1996.-320 е.: ил.
- Вениаминов Е.М. Алгебраические методы в теории баз данных и представлении знаний. — М.: Научный мир, 2003. — 184 с.
- Кацнельсон С.Д. Содержание слова, значение и обозначение. /Под общ. ред. В. М. Жирмунского, М. М. Гухман, С. Д. Кацнельсона. Изд-е 2-е, стереотипное. — М.: Едиториал УРСС, 2004. — 112 с. (Лингвистическое наследие XX века.).
- Георгиев В.О. Модели представления знаний предметных областей диалоговых систем // Изв. РАН. Техническая кибернетика. — 1993. — № 5. С. 24−44.
- Брусиловский П.Л. Построение и использование моделей обучаемого в интеллектуальных обучающих системах // Изв. РАН. Техническая кибернетика. -1992.-№ 5.-С. 97−119.
- Петрушин В.А. Интеллектуальные обучающие системы: архитектура и методы реализации (обзор) // Изв. РАН. Техническая кибернетика. — 1993. — № 2.-С. 164−189.
- Растригин Л.А. Обучающие системы // Изв. РАН. Техническая кибернетика. 1993.-№ 2. — С. 153−163.
- Колос В.В., Кудрявцева С. П., Сахно A.A. Разработка и реализация семейства интеллектуальных обучающих систем на основе учебных структур знаний // Изв. РАН. Техническая кибернетика. — 1993. — № 2. — С. 190−201.
- Бушуев С.Д. Интегрированная система компьютерного обучения управлению проектами в условиях рынка // Изв. РАН. Техническая кибернетика. 1993. — № 2. — С. 202−208.
- Софиев А.Э., Черткова Е. А. Компьютерные обучающие системы. — М.: ДеЛи принт, 2006. — 296 е.: 93 ил.
- Стефанюк В.Л. Введение в интеллектуальные обучающие системы: Учебно-метод. пособие. — М.: Изд-во РУДН, 2002. — 58 с.
- Гаврилова Т.А., Зудилова Е. В., Ильясов М. З. Интеллектуальные и обучающие системы: Учеб. пособие. — СПб. гос. техн. ун-т, СПб., 1996. — 110 с.
- Рудинский И.Д., Клеандрова И. А. Математические основы педагогического тестирования знаний. Часть 1. Модели нечеткого оценивания знаний и количественного оценивания степени объективности тестирования. — Калининград: Изд-во КГТУ, 2003. 70 с.
- Рудинский И.Д. Математические основы педагогического тестирования знаний. Часть 2. Информационно-кибернетический анализ системы педагогического контроля знаний. Калининград: Изд-во КГТУ, 2003. — 73 с.
- Егоров С.Н. Понятие. — СПб: «Издательство Александра Сазанова», Ре-дакционно-издательская фирма «Роза мира», 2005. — 88 с.
- Яхно Т.М. Системы продукций: структура, технология, применение. — ВЦ РАН, Новосибирск. 1990. — 127 с.
- Осипов Г. С. Приобретение знаний интеллектуальными системами: Основы теории и технологии. М.: Наука. Физматлит, 1997. — 112 с. — (Проблемы искусственного интеллекта).
- Сучков Г. В. Фреймовая модель представления знаний как основа построения адаптивных систем автоматизированного обучения // Проблемы создания автоматизированных обучающих и тестирующих систем: Сб. науч. тр. — Новочеркасск: ЮРГТУ (НПИ), 2001. С. 55−58.
- Астанин СВ., Драгныш Н. Г., Жуковская Н. К. Особенности разработки обучающей экспертной системы // Перспективные информационные технологии и интеллектуальные системы. — Таганрог: ТРТУ, 2002. — № 1(9). — С. 72−77.
- Астанин C.B., Калашникова Т. Г. Разработка индивидуальной модели поведения обучаемого в системе дистанционного образования // Перспективные информационные технологии и интеллектуальные системы. — Таганрог: ТРТУ, 2001.-№ 1.-С. 179−196.
- Божич В.И., Горбатюк Н. В. Интеллектуальная система компьютерного обучения // Перспективные информационные технологии и интеллектуальные системы. Таганрог: ТРТУ, 2001. -№ 1. — С. 196−206.
- Гречин И.В. Приобретение знаний экспертными системами // Перспективные информационные технологии и интеллектуальные системы. — Таганрог: ТРТУ, 2001. № 1. — С. 46−49.
- Попов Д.И., Никифорова A.M. Оценка тестовых заданий при дистанционном контроле знаний // Перспективные информационные технологии и интеллектуальные системы. — Таганрог: ТРТУ, 2001. — № 1. — С. 206−213.
- Курейчик В.В., Головинова Г. Компьютерный контроль знаний // Перспективные информационные технологии и интеллектуальные системы. — Таганрог: ТРТУ, 2003. -№ 1. С. 68−72.
- Калашникова Т.Г. Применение дистанционных технологий в образовании // Перспективные информационные технологии и интеллектуальные системы. Таганрог: ТТТУ, 2005. — № 1 (21). — С. 117−125.
- Попов Д.И., Попова Е. Д. Количественные характеристики банков тестовых заданий // Перспективные информационные технологии и интеллектуальные системы. Таганрог: ТРТУ, 2005. -№ 1 (21). — С. 90−93.
- Нечаева Т.А. Контроль и оценка в вузовском образовании // Перспективные информационные технологии и интеллектуальные системы. — Таганрог: ТРТУ, 2007. № 1 (29). — С. 64−67.
- Вишняков Ю.М., Родзин С. И. Проблемы интеграции интеллектуальных гипермедийных обучающих сред в виртуальные образовательные структуры // Перспективные информационные технологии и интеллектуальные системы. — Таганрог: ТРТУ, 2001. № 2. — С. 207−220.
- Кравченко Ю.А., Марков В. В. Роль интеллектуальных систем обучения в развитии дивергентного мышления // Перспективные информационные технологии и интеллектуальные системы. — Таганрог: ТРТУ, 2007. — № 2 (30). — С. 22−25.
- Нужнов Е.В. Возможности построения эффективных средств получения и контроля знаний в средах компьютерного обучения // Перспективные информационные технологии и интеллектуальные системы. — Таганрог: ТРТУ, 2000.-№ 3.-С. 190−196.
- Голец И.Н., Попов Д. И. Модель представления знаний в интеллектуальной системе дистанционного образования // Перспективные информационные технологии и интеллектуальные системы. — Таганрог: ТРТУ, 2001. — № 3. — С. 135−138.
- Попов Д.И. Проектирование интеллектуальных систем дистанционного образования // Перспективные информационные технологии и интеллектуальные системы. Таганрог: ТРТУ, 2001. -№ 3. — С. 123−130.
- Левинская М.А. Построение интеллектуальных обучающих систем по математике с использованием языка Tree-REFAL // Перспективные информационные технологии и интеллектуальные системы. — Таганрог: ТРТУ, 2003. — № 3 (15). С. 98−105.
- Голец И.Н., Попов Д. И. Построение пространства знаний на основе результатов тестирования // Перспективные информационные технологии и интеллектуальные системы. — Таганрог: ТРТУ, 2003. — № 4 (16). С. 119−123.
- Сороколетов В.В. Анализ, проблемы и состояние моделей представления знаний в системах принятия решений // Перспективные информационные технологии и интеллектуальные системы. — Таганрог: ТРТУ, 2006. — № 4 (28). — С. 16−24.
- Ибрагимов И.М. Информационные технологии и средства дистанционного обучения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / И.М. Ибрагимов- под ред. А. Н. Ковшова. — 2-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2007. 336 с.
- Саркисян С.Г., Овакимян A.C., Бархударян C.B. Генетические алгоритмы в интерактивных обучающих системах // Новости искусственного интеллекта.-2005.-№ 1.-С. 58−62.
- Таран Т.А., Ривкинд А. И. Аргументационная система контроля знаний // Новости искусственного интеллекта. — 2001. — № 5−6. — С. 12−18.
- Стефанюк B.JI. Учить или учиться? // Новости искусственного интеллекта. 2002. — № 5(53). — С. 13−24.
- Таран Т.А., Сирота C.B. Технология обучения понятиям в интеллектуальных обучающих системах // Новости искусственного интеллекта. — 2003. — № 6(60).-С. 18−23.
- Ларичев О. И., Нарыжный Е. В. Компьютерное обучение процедураль-ным знаниям // Психологический журнал. — 1999. Т. 20, № 6. — С. 53−61.
- Голенков В.В., Емельянов В. В., Тарасов В. Б. Виртуальные кафедры и интеллектуальные обучающие системы // Новости искусственного интеллекта. -2001.-№ 4.-С. 3−13.
- Жуковская Н.К. Исследование и разработка моделей рассуждений в интеллектуальных обучающих системах: Дис. канд. тех. наук: 05.13.17. — М.: РГБ, 2003.-222 с.
- Сарвилина И.Ю. Модели и средства представления знаний в информационных обучающих системах: Дис. канд. тех. наук: 05.13.17, 05.25.05 Пенза.: РГБ, 2006.-181 с.
- Карпова И.П. Исследование и разработка подсистемы контроля знаний в распределенных автоматизированных обучающих системах: Автореферат дис. канд. тех. наук: 05.13.13 -М., 2002. 18 с.
- Жуков Д.О. Математические модели управления знаниями в информационных обучающих системах: Дис. д-ра техн. наук: 05.13.10 М.: РГБ, 2006. -347 с.
- Интеллектуальные обучающие системы для пользователей лазерных технологических комплексов / О. И. Ларичев, М. Ю. Стернин, С. С. Маломуж и др. // Новости искусственного интеллекта. — 2003. № 4(58). — С. 4−11.
- Еремеев А.П., Малиновский В. П. Реализация онтологического подхода в обучающей экспертной системе для подготовки менеджеров проектов // Материалы 9-ой Национальной конференции по искусственному интеллекту с международным участием КИИ-2004.
- Карпов В.Э., Карпова И. П. Язык описания системы контроля знаний // Компьютеры в учебном процессе. — 2000. — № 4. — С. 147−155.
- Аверкин А.Н., Гаазе-Рапопорт М.Г., Поспелов Д. А. Толковый словарь по искусственному интеллекту. — М.: Радио и связь, 1992. — 256 с.
- Поспелов Д.А. Из. истории искусственного интеллекта: история искусственного интеллекта до середины 80-х годов // Новости искусственного интеллекта. 1994. — № 4. — С. 70−90.
- Плесневич Г. С. Понятийно-ориентированные языки в инженерии знаний // Новости искусственного интеллекта. — 2003. — № 6(60). — С. 3−9.
- Прокофьева Н.О. Методы контроля знаний при компьютерном обучении // Материалы международной научно-методической конференции «Образование и виртуальность». — Ялта: ХНУРЭ, 2005.
- Интеллектуальные составляющие в электронном образовании /В.М. Бредихин, В. В. Карасюк, A.B. Карпухин и др. // Материалы международной научно-методической конференции «Образование и виртуальность». — Ялта: ХНУРЭ, 2005.
- Бирюкова Н.С., Марченко Ю. С. Базы знаний для логического контроля изучаемого материала в системе дистанционного образования // Материалы международной научно-методической конференции «Образование и виртуальность». -Ялта: ХНУРЭ, 2005.
- Кобозева И.М. Лингвистическая семантика: Учебник. Изд. 3-е, стереотипное. М.: КомКнига, 2007. — 352 с. (Новый лингвистический учебник.)
- Словарь терминов логики, //http://diс.academic.ru/diс.nsf/logic/279.
- Потапова P.K. Новые информационные технологии и лингвистика: Учебное пособие. Изд. 2-е. М.: Едиториал УРСС, 2004. — 320 с.
- Мизогучи Р. Шаг в направлении инженерии онтологий // Новости искусственного интеллекта. — 2000. — № 1−2. С. 11−37.
- Ногин В.Д. Принятие решений в многокритериальной среде: количественный подход. -М.: ФИЗМАТЛИТ, 2002. 144 с.
- Жуйков В. В. Использование тестового контроля для проверки уровня- усвоения дидактических единиц // Материалы международной научно-практической конференции «Информационные технологии в образовании (ИТС)-Черноземье-2008)», 8−11 декабря, г. Курск, 2008.
- Хорошевский В.Ф. Пространства знаний в сети Интернет и Semantic Web (Часть 1) // Искусственный интеллект и принятие решений. — 2008. — № 1. С. 80−97.
- Титенко С.В., Гагарш О. О. Семантична модель знань для цшей оргашзацй' контролю знань у навчальнш системь // Сборник трудов международной конференции «Интеллектуальный анализ информации-2006». — Кшв: npocBITa, 2006. С. 298−307.
- Трембач В.М. Применение интеллектуальных технологий к формированию компетенций обучающихся // Искусственный интеллект и принятие решений. 2008. — № 2. — С. 34−45.
- Рыбина Г. В. Обучающие интегрированные экспертные системы: некоторые итоги и перспективы // Искусственный интеллект и принятие решений. — 2008.-№ 1.-С. 22−46.
- Демидова Е.А., Макаров С. И., Скуратов А. К. Инновационные технологии тестирования компьютерной грамотности и ИКТ-компетентности // Материалы XV Всероссийской научно-методической конференции «Телематика 2008», Санкт-Петербург, 2008.
- Исакова О.Ю. Автоматизированный анализ конструкции заданий в тестовой форме // Материалы XV Всероссийской научно-методической конференции «Телематика 2008», Санкт-Петербург, 2008.
- Шихнабиева Т.Ш. О структуризации знаний в области информатики на основе адаптивных семантических образовательных моделей // Материалы XV Всероссийской научно-методической конференции «Телематика 2008», Санкт-Петербург, 2008.
- Штовба С.Д. Введение в теорию нечетких множеств и нечеткую логику http://matlab.exponenta.ru/fiizzvlogic/bookl/index.php.
- Проскурнин A.A. Интеллектуальные системы тестирования и контроля знаний // Вестник информационных технологий в образовании. Сборник учебно-методических и научных работ. Выпуск 1. — М.: УМК по специальности ИТО, 2005.-С. 152−160.
- Проскурнин A.A. Математические модели оценки знаний // Интеллектуальные технологии и системы. Сборник учебно-методических работ и статейаспирантов и студентов. Выпуск 7. / Сост. и ред. Ю. Н. Филипповича. — М.: Изд-во ООО «Эликс+», 2005. С. 197−210.
- Проскурнин A.A. Автоматизированная система контроля знаний // Интеллектуальные технологии и системы. Сборник учебно-методических работ и статей аспирантов и студентов. Выпуск 8. / Сост. и ред. Ю. Н. Филипповича. — М.: Изд-во ООО «Эликс+», 2006.
- Brusilovsky, P. Adaptive and Intelligent Technologies for Web-based Education // Special Issue on Intelligent Systems and Teleteaching. — Konstliche Intelligenz, 1999.-№ 4.-P. 19−25.
- Brusilovsky, P. Adaptive and Intelligent Web-based Educational Systems // International Journal of Artificial Intelligence in Education. — 2003. — № 13. — P. 156−169.
- Sosnovsky S., Shcherbinina O., Brusilovsky P. Web-based Parameterized Questions as a Tool for Learning // Proceedings of E-Learn 2003, Phoenix, Arizona USA, November 7−11, 2003. P. 2151−2154.
- Person K., Graesser S., Kreuz J., Pomeroy V. and the Tutoring Research Group. Simulating Human Tutor Dialog Moves in AutoTutor // International Journal of Artificial Intelligence in Education. -2001. -№ 12. -P.23−39.
- Soh L.-K., Blank, T. Integrating Case-Based Reasoning and Meta-Learning for a Self-Improving Intelligent Tutoring System // International Journal of Artificial Intelligence in Education. 2008. — № 18. — P.27−58.
- Rash G. Probabilistick Models for Some Intelligence and Attainment Tests, 1960, Copenhagen, Denmark: Danish Institute for Educational Re-search.
- Brusilovsky, P., Miller, P. Web-based testing for distance education // Proceedings of WebNet'99, World Conference of the WWW and Internet, Honolulu, HI, Oct. 24−30, AACE, 1999. P. 149−154.
- Kinshuk A., Patel A. A conceptual framework for Internet based intelligent tutoring systems // Knowledge transfer (volume II) (ed. A. Behrooz), pAce, London, 1997.-P. 117−124.
- Brusilovsky, P., Nijhawan, H. A Framework for Adaptive E-Learning Based on Distributed Re-usable Learning Activities // Proceedings of World Conference on E-Learning, E-Learn 2002, Montreal, Canada, October 15−19, 2002, AACE. P. 154 161.
- Galeev I., Chepegin V., Sosnovsky S. MONAP: Models, Methods and Applications // Proceedings of the International Conference KBCS 2000, Mumbai, India, 2000.-P. 217−228.
- Mizoguchi R., Bourdeau J. Using Ontological Engineering to Overcome Common AI-ED Problems // International Journal of Artificial Intelligence in Education.-2000.-№ 11.-P. 107−121.
- Self J. Theoretical Foundations for Intelligent Tutoring Systems // International Journal of Artificial Intelligence in Education. 1990. — № 1(4). — P. 3−14.
- Ragnemalm E. Student diagnosis in practice- bridging a gap // User Modeling and User-Adapted Interaction. 1995. — № 5(2). — P. 93−116.
- Sophiana Chua Abdullah. Student Modelling by Adaptive Testing A Knowledge-based Approach. PhD thesis, Computing Laboratory, University of Kent, Canterbury, Kent, UK, June 2003.
- Shiri M., Aimeur E., Frasson C. Student Modelling by Case Based Reasoning // Proceedings of the 4th International Conference, ITS' 98 San Antonio, Texas, USA, August 16−19, 1998. Springer Berlin/Heidelberg, 1998. — P. 394−403.
- Gonzalez C., Burguillo J.C., Llamas, M. A Qualitative Comparison of Techniques for Student Modeling in Intelligent Tutoring Systems // Frontiers in Education! Conference, 36th Annual, 2006. P. 13−18.
- Guzman E., Conejo R. A model for student knowledge diagnosis through adaptive testing // International conference on intelligent tutoring systems, Maceio, 30 August 3 September, 2004. — P. 12−21.
- Kurt Vanlehn, Zhendong Niu. Bayesian student modeling, user interfaces and feedback: A sensitivity analysis // International Journal of Artificial Intelligence in Education.-2001.-№ 12.-P. 154−184.
- Eunice E. A Review of: «Cognitive Diagnostic Assessment for Education: Theory and Application» // International Journal of Testing. 2008. — № 8 (3). — P. 290−295.
- Branko Zitko, Slavomir Stankov, Marko Rosic, Ani Grubisic. Dynamic test generation over ontology-based knowledge representation in authoring shell // Expert Systems with Applications. 2009. — № 36 (4). -P. 8185−8196.
- Manning S., Dix A. Identifying students' mathematical skills from a multiple-choice diagnostic test using an iterative technique to minimise false positives // Computers & Education. 2008. — № 51 (3). — P. 1154−1171.
- Chih-Ming Chen, Ling-Jiun Duh. Personalized web-based tutoring system based on fuzzy item response theory // Expert Systems with Applications. — 2008. — № 34 (4).-P. 2298−2315.
- Stathacopoulou R., Magoulas G., Grigoriadou M., Samarakou M. Neuro-fuzzy knowledge processing in intelligent learning environments for improved student diagnosis // Information Sciences. 2005. — № 170 (2−4). — P. 273−307.
- Yang Shuqun, Ding Shuliang, Cai Shengzhen, Ding Qiulin. An algorithm of constructing concept lattices for CAT with cognitive diagnosis // Knowledge-Based Systems. 2008. -№ 21. — P. 852−855.
- Chang, K.-E., Sung, Y.-T., Chang, R.-B., & Lin, S.-C. A New Assessment for Computer-based Concept Mapping // Educational Technology & Society. 2005. — № 8 (3). — P. 138−148.
- Liu, C.-L. Using Mutual Information for Adaptive Item Comparison and Student Assessment // Educational Technology & Society. 2005. — № 8 (4). — P. 100 119.
- Nykanen, O. Inducing Fuzzy Models for Student Classification // Educational Technology & Society. 2006. — № 9 (2). — P. 223−234.
- Henze, N., Dolog, P., & Nejdl, W. Reasoning and Ontologies for Personalized E-Learning in the Semantic Web // Educational Technology & Society. — 2004. -№ 7 (4).-P. 82−97.
- Lu, C.-H., Wu, C.- W., Wu, S.-H. Chiou, G.-F., & Hsu, W.-L. Ontological Support in Modeling Learners' Problem Solving Process // Educational Technology & Society. 2005. — № 8 (4). — P. 64−74.
- Wang, H.-Y., & Chen, S. M. Artificial Intelligence Approach to Evaluate Students' Answerscripts Based on the Similarity Measure between Vague Sets // Educational Technology & Society. 2007. -№ 10 (4). — P. 224−241.
- Boyce, S., & Pahl, C. Developing Domain Ontologies for Course Content. Educational Technology & Society. 2007. — № 10 (3). — P. 275−288.
- Al-A'ali, M. Implementation of an Improved Adaptive Testing Theory. Educational Technology & Society. 2007. — № 10 (4). — P. 80−94.
- Patokorpi, E. Logic of Sherlock Holmes in Technology Enhanced Learning. Educational Technology & Society. 2007. — № 10 (1). — P. 171−185.
- Chang, S.-H., Lin, P.-C., & Lin, Z. C. Measures of Partial Knowledge and Unexpected Responses in Multiple-Choice Tests // Educational Technology & Society. 2007. — № 10 (4). — P. 95−109.
- Olfos, R., & Zulantay, H. Reliability and Validity of Authentic Assessment in a Web Based Course // Educational Technology & Society. 2007. — № 10 (4). — P. 156−173.
- Tao, Y.-H., Wu, Y.-L., & Chang, H.-Y. A Practical Computer Adaptive Testing Model for Small-Scale Scenarios // Educational Technology & Society. 2008. -№ 11(3).-P. 259−274.
- Huang, C.-J., Chen, C.-H., Luo, Y.-C., Chen, H.-X., & Chuang, Y.-T. Developing an Intelligent Diagnosis and Assessment E-learning Tool for Introductory Programming // Educational Technology & Society. 2008. — № 11 (4). — P. 139−157.
- Heh, J.-S., Li, S.-C., Chang, A., Chang, M., & Liu, T.-C. Diagnosis Mechanism and Feedback System to Accomplish the Full-Loop Learning Architecture // Educational Technology & Society. 2008. — № (l). p. 29−44.
- Marks, A. M., & Cronje, J. C. Randomised Items in Computer-based Tests: Russian Roulette in Assessment? // Educational Technology & Society. — 2008. № 11 (4).-P. 41−50.
- Lin, F. O. Book review: Semantic Web and Education (Vladan Devedzic) // Educational Technology & Society. 2008. — № 11(3). — P. 292−293.
- Martins, A. C., Faria, L., Vaz de Carvalho, C., & Carrapatoso, E. User Modeling in Adaptive Hypermedia Educational Systems // Educational Technology & Society. 2008. — № 11 (l).-P. 194−207.
- Bunt A., Conati C. Probabilistic Student Modelling to Improve Exploratory Behaviour // User Modeling and User-Adapted Interaction. — 2003. — № 13(3). — P. 269−309.
- Jameson A. Numerical uncertainty management in user and student modeling: An overview of systems and issues // User Modeling and User-Adapted Interaction. 1995.-№ 5(3−4).-P. 193−251.
- Self J. Model-based cognitive diagnosis // User Modeling and User-Adapted Interaction. 1993. — № 3(1). — P. 89−106.
- Cartucci A., Cialdea M., Nardi D. Reasoning about Student Knowledge and Reasoning // Proceedings of the International Joint Conference on Artificial Intelligence, 1991, volume 2.-P. 1087−1093.
- Dolog P., Nejdl W. Challenges and benefits of the semantic web for user modelling // Workshop on Adaptive Hypermedia and Adaptive Web-Based Systems (AH2003), 2003. P. 99−112.
- Davis R., Shrobe H., Szolovits P. What is a Knowledge Representation? // AI Magazine.- 1993. -№ 14(1).-P. 17−33.
- Aamodt A., Plaza E. Case-based reasoning: foundational issues, methodological variations, and system approaches // AI Communications. IOS Press. Vol. 7:1. 1994.-P. 39−59.
- Wille R., Ganter B. Formal Concept Analysis: Mathematical Foundations. — Springer Verlag, Berlin. — 1998.
- Никичкин Б. В., Цуканова Н. И. Управление процессом обучения с использованием нечетких сетей Петри // «Микросистема-93»: Тезисы докладов научно-техн. конф., Москва, МГИЭМ, 1993. С. 8−11.
- Ивлева Е.В. Разработка и исследование интеллектуальных контролирующих систем с настраиваемой нечеткой экспертной подсистемой выставления оценок: Дис. канд. тех. наук: 05.13.11. — М.: РГБ, 2005. — 180 с.
- Plantinga Е. Student Modelling Using a Genetic Algorithm. Artificial Intelligence University of Groningen, The Netherlands, 2003.
- Попов Д.И. Комплексная автоматизация и управление процессами аттестации персонала промышленных предприятий: Дис. д-ра техн. наук: 05.13.06: — М.: РГБ, 2007.-290 с.
- Doignon J.-P., Falmagne J.-C. Spaces for the assessment of knowledge // International Journal of Man-Machine Studies. 1985. — № 23. — P. 175−196.
- Караулов Ю.Н. О единицах знания // Полифония образования и англистика в мультикультурном мире. Тезисы первой международной конференции Ассоциации англоведов и преподавателей английского языка 25−26 ноября 2003 г. Москва, МГЛУ, 2003.
- Ротштейн А.П. Интеллектуальные технологии идентификации: нечеткая логика, генетические алгоритмы, нейронные сети. Винница: УНИВЕРСУМ-Винница, 1999.-320 с.
- Поспелов Д.А. «Серые» и/или «черно-белые» // Прикладная эргономика. Специальный выпуск «Рефлексивные процессы». — 1994. — № 1. — С. 29−33.
- Недосекин А.О. Применение нечетких множеств в бизнесе, экономике и финансах (Послесловие к конференции FSSCEF-2004) // Новости искусственного интеллекта. 2004. — № 2. — С. 27−34.
- Джонс М.Т. Программирование искусственного интеллекта в приложениях / М. Тим Джонс- Пер. с англ. Осипов А. И. М.: ДМК Пресс, 2004. — 312 е.: ил.
- Асанов A.A. Методы извлечения и анализа экспертных знаний: Автореферат дис. канд. тех. наук: 05.13.10 -М., 2002. 31 с.
- Кочин Д.Ю. Построение баз экспертных знаний для интеллектуальных обучающих систем: Автореферат дис. канд. тех. наук: 05.13.01 — М., 2006. — 24 с.