Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Становление и развитие частной охранно-детективной деятельности в Российской Федерации (1992-1999 гг.)

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Хронологические рамки исследования охватывают 1992;1999 годы, представляющие собой достаточно цельный период, в рамках которого проходило экстенсивное становление российской системы частной охранно-детективной деятельности. Выбор этого периода объясняется его несомненной цельностью в плане последовательной реализации задачи формирования правоохранительных органов нового типа, призванных… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Раздел 1. Предпосылки и условия становления частной охранно-детективной деятельности в РФ
  • Раздел 2. Законодательное обеспечение частной охранно-детективной деятельности в РФ
  • Раздел 3. Основные направления деятельности частных охранно-детективных структур

Становление и развитие частной охранно-детективной деятельности в Российской Федерации (1992-1999 гг.) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Развернувшееся в 1990;е годы в России формирование полноценной рыночной системы существенно изменило процессы, протекающие в сфере социально-экономической жизни страны, которые в главном были связаны с кардинальной трансформацией отношений собственности и развитием предпринимательства. При этом появление новых субъектов экономической деятельности шло достаточно сложно, как в силу определенной инерции общественного сознания, так и в силу заметного отставания в формировании новой правовой системы в России, призванной обеспечить условия для формирования в стране правового государства, стоящего на страже интересов, как бизнеса, так и отдельных граждан.

В силу того, что практическое решение многих проблем формирования новой правовой (в том числе и правохозяйственной) среды существенно осложнялось отсутствием их теоретических разработок, своевременного обновления норм российского законодательства, а также повседневного практического воплощения в деятельности правоохранительных органов, в условиях реформ государству в целом не удалось обеспечить безопасность развития предпринимательства.

Деятельность традиционных правоохранительных структур не отвечала требованиям современного этапа развития российского предпринимательства. На протяжении длительного времени российские предприниматели испытывали и продолжают испытывать определенные сложности, в том числе, связанные с негативным влиянием криминалитета. Все это потребовало принятия адекватных мер защиты с их стороны, привело к появлению частных детективно-охранных предприятий, наиболее весомого элемента негосударственной системы безопасности личности и предпринимательства.

Возникновение новых форм собственности в российской экономике, рост численности и появление новых субъектов хозяйственной деятельности, обострение проблем борьбы с преступностью повлекли за собой количественные и качественные изменения субъектов обеспечения безопасности. В результате негосударственные (частные) охранные предприятия, их объединения, а также службы безопасности стали активно участвовать в охране общественного порядка, коренным образом изменяя существовавшую ранее в этой сфере систему субъектов правоохранительной деятельности.

С учетом тенденции развития сферы негосударственных (частных) охранных услуг и непрекращающегося роста ее масштабов (в частности, за период с 1993 г. по 2003 г. количество частных охранных предприятий возросло почти в 10 раз), фактически можно говорить о возникновении относительно устойчивой системы, включающей в себя разнообразные коммерческие и некоммерческие организации, которые специализируются на различных видах экономической деятельности в области безопасности: информационном обеспечении, физической и технической охране, защите прав собственности, в том числе путем оказания услуг по контролю за исполнением обязательств, возвратом долгов, разрешением коммерческих споров и т. д.

Частная охрана превратилась в непременный атрибут российской рыночной экономики, свидетельствующий, с одной стороны, об утрате монополии государства в области правоохранительной деятельности, а с другой — о формировании принципиально новой модели правоохранительной деятельности в России, строящейся на принципах равенства государственных и негосударственных субъектов правоохранительной деятельности, их взаимодействии.

В настоящее время в стране зарегистрировано 17,9 тыс. частных охранно-сыскных структур, в том числе 12,9 тыс. частных охранных предприятий и 4,9 тыс. служб безопасности юридических лиц. Общая численность персонала этих структур в Российской Федерации достигла 450 тыс. человек, что превышает аналогичные показатели в таких развитых странах, как Германия, Франция и Англия1.

Вместе с тем, в условиях правового вакуума и стремительного роста преступности в постсоветской России создание бизнес-структурами собственных силовых подразделений вряд ли можно воспринимать однозначно. Они также несли на себе отпечаток времени, нередко нарушая закон, осуществляя преступные действия и зачастую мало чем отличаясь от организованных преступных групп. В итоге, общество несло огромные экономические и нравственные издержки из-за нецивилизованных отношений в сфере предпринимательства.

Именно в силу перечисленных выше факторов назрела необходимость в осуществлении комплексного изучения российского исторического опыта обеспечения безопасности граждан и предпринимательства как силами государства, так и негосударственных специализированных структур.

Формирование системного представления об исторических предпосылках становления и основных тенденциях развития негосударственной системы безопасности предпринимательства, места и роли этого феномена в общественных отношениях является, таким образом, назревшим. Данная исследовательская работа позволяет сформировать объективное представление о сути обеспечения безопасности этого вида деятельности негосударственной системой и выработать концептуальные подходы по совершенствованию организационных, правовых основ ее осуществления, государственного.

1 См.: Килясханов И. Ш. Параллельная армия // Литературная газета. 2003. № 40. С. 4. контроля и регулирования, понимания ее предназначения различными слоями общества.

Актуальность работы также обусловлена тем, что во многом развитие частных охранно-детективных структур в 1990;е годы является достаточно новым для России явлением. Хотя институт участия в различных формах граждан и общественности в правоохранительной деятельности в советское время был достаточно распространен, в своей классической форме частная детективно-охранная деятельность в советское время в стране отсутствовала. В данной связи особенно важно аккумулировать и обобщить тот опыт, который был накоплен в данной, относительно новой для России сфере правоохранительной деятельности в годы либеральных реформ 1990;х годов.

Историография. Несмотря на большой объем имеющейся научной литературы по проблеме, состояние ее научной разработанности вряд ли можно признать удовлетворительным. Главная причина заключается в том, что сам объект исследования весьма специфичен. Частная детективно-охранная деятельность как особое направление в правоохранительной политике в российских условиях лишь в постсоветский период вполне оформилась и заявила о себе как о важной сфере общественной жизни. В данной связи внимание к вопросам, связанным с организацией и деятельностью соответствующих структур проявили в первую очередь, представители частного бизнеса, а также юристы, представители государственных правоохранительных органов.

При этом важно подчеркнуть, что лишь некоторые из российских социальных ученых специально сколько-нибудь подробно разрабатывали отдельные проблемы истории данного института. Среди них Б. Г. Соколов, В. В. Черняев, В. Б. Белорусов и В. В. Марущенко и др~.

2 Соколов Б. Г., Черняев В. В. Частная охранная деятельность: Теория и практика. М., 2002; Белорусов В. Б. Становление частной детективной и охранной деятельности.

Пожалуй, единственным исключением здесь стали работы молодого саратовского исследователя, доктора исторических наук И. С. Овчинникова, которому на богатом историческом материале удалось воссоздать развитие частной охранной деятельности в России. Определяя предметом своего исследования процесс развития частной охраны и сыска в условиях перехода от советской огосударствленной экономики к рыночной системе хозяйства в 1980;1990;е годы, он, вместе с тем, рассматривает данную проблему на широком историческом фоне (фактически с Киевской Руси), весьма точно и убедительно показывает исторические предпосылки возникновения и русские традиции негосударственных форм обеспечения правопорядка и защиты прав собственности. Автор анализирует основные проблемные моменты развития системы частных детективно-охранных агентств, показывает сложности становления данных структур в условиях серьезного государственного диктата.

Отмечая большое значение появления данных работ, вместе с тем, укажем, что они являются исключением. Собственно история становления негосударственных правоохранительных структур исследована крайне недостаточно. В основном весьма фрагментарный материал подобного рода содержится в работах общего плана, где проблемы частной охранно-детективной деятельности рассматриваются косвенно, попутно с основным объектом исследования. В данной связи известный интерес представляют труды по истории отечественного в России // Мир безопасности. 2002. № 5- Богомолова С. И. Частная охрана // Мир безопасности. 2000. № 2- Марущенко В. В. Проблемы становления негосударственной правоохранительной системы // Право. 1997. № 1- Иванов П. В. Частная детективная и охранная деятельность: Административно-правовой аспект. Дис.. канд. юрид. наук. СПб., 1998; Андреева Е. Г. Аптикриминогенная деятельность частных детективных и охранных предприятий. Дис. канд. юрид. наук. М., 2000.

3 Овчинников И. С. Частные детективно-охранные предприятия в России. 80−90 годы XX столетия. Саратов, 2001; Овчинников И. С. Исторические предпосылки и развитие системы безопасности предпринимательства в России, 80 — 90-е гг. XX в. Дис.. д-ра ист. наук. Саратов, 2002. предпринимательства, 4 правоохранительной деятельности российского государства.5 Некоторое значение имеют также работы общего плана, посвященные проблемам борьбы с преступностью.6.

Особо выделим труды, посвященные проблемам организованной и экономической преступности. В частности, общие вопросы криминализации экономической жизни России в 90-е и роли охранного бизнеса по защите участников цивилизованного рынка исследованы в работах Ю. А. Агафонова, Х. Д. Аликперова, А. Аслаханова, Я. Гилинского, А. И. Долговой, C.B. Дьякова, В. В. Колесникова, М. Е. Матвеева, Г. М. Миньковского, С. Максимова, В. Овчинского, Г. Подлесских, Г. Раевского, А. Терешонка, B.C. Устинова, и др.

Темы борьбы с организованной преступностью в сфере экономики в начале 90-х годов и развития инициативы граждан, начавших предпринимать на коммерческой основе меры по защите своей жизни и имущества освещены в работах ведущих экспертов по проблемам.

4 Галаган A.A. История предпринимательства российского. От купца до банкира. М., 1997; и др.

5 Черников В. В. Судебная система, правоохранительные органы, специальные службы России. М., 2001; Матвеев М. Е. Правоохранительные органы и обеспечение правопорядка. М., 1999; и др.

6 Организованная преступность в России: теория и реальность. СПб., 1996; Основы борьбы с организованной преступностью // Под ред. В. Овчинского, В. Эминова, Н. Яблокова. М., 1996; и др.

7 Агафонов Ю. А., Лукин В. К., Сотская Т. В. Теневая экономика. Краснодар, 1997; Аслаханов А., Максимов С. Организованная преступность и коррупция в сфере экономики: состояние и прогноз развития // Криминальный вестник. 1995. № 32- Гилинский Я. Теневая экономика и экономическая преступность // Молодежь: Цифры. Факты. Мнения. 1994. № 3- Долгова А. И., Дьяков C.B. Организованная преступность-2. М., 1993; Долгова А. И., Дьяков C.B. Организованная преступность-3. М., 1996; Долгова А. И. Организованная преступность-4. М., 1998; Миньковский Г. М., Аликперов Х. Д. Понятие организованных форм преступности в сфере экономики и проблемы совершенствования борьбы с ними // Актуальные проблемы борьбы с экономической преступностью. Труды Академии МВД РФ. М., 1992; Основы борьбы с организованной преступностью // Под ред. В. Овчинского, В. Эминова, Н. Яблокова. М., 1996; Организованная преступность в России: теория и реальность. СПб., 1996; Подлесских Г., Терешонок А. Воры в законе: бросок к власти. М., 1994; Проблемы борьбы с организованной преступностью // Материалы научно-практической конференции (Москва, 28−29 ноября 1995 года). М., 1996; и др. экономической безопасности из числа ученых, политиков и сотрудников правоохранительных органов — Г. Гутмана, С. Глазьева, В. Колесникова, Е. Ведута, Е. Раздиной, О. Никитина и др. 8 Авторы убедительно показывают, что, поскольку правоохранительные органы не смогли, в силу ряда объективных причин, противопоставить стремительному росту преступности в стране адекватные меры, развитие всех форм негосударственной системы безопасности с использованием финансовых ресурсов предпринимателей является, безусловно, необходимой мерой.

Отмечая некоторое значение отмеченных выше работ общего плана, вместе с тем, укажем, что изначально проблема развития частной охранно-сыскной деятельности наиболее плодотворно исследовалась именно с позиции выяснения конкретных форм и методов организации системы безопасности на новой основе. В данной связи для большого количества работ была характерна ярко выраженная практическая направленность.9 Не случайно в общем массиве работ, рассматривавших текущие вопросы безопасности бизнеса, большое место заняли публикации в журнальной периодике, содержавшие богатый информационный материал, отражающий опыт становления новых форм.

8 Аксенов И. А. Криминализация экономики как угроза экономической безопасности // Юрист. 1999. № 10- Глазьев С. Ключевые аспекты экономической безопасности / Финансовый бизнес. 1996. № 12- Гутман Г. В. и др. Экономическая безопасность региона: Теория и практика. М., 1996; Ипполитов К. Х. Экономическая безопасность: стратегия возрождения России. М., 1996; Колесников В. Растущая угроза национальной и экономической безопасности // Финансовый бизнес. 1996. № 8- Ведута E.H. Экономическая безопасность РФ. М., 1997; Никитин О. Исследование угроз экономической безопасности // Проблемы эффективной банковской системы. 1998. Вып. 2- Экономическая безопасность: вопросы реализации государственной стратегии: Всероссийская научно-практическая конференция / Сб. материалов. М., 1998; Богданов И. Я. и др. Экономическая безопасность России: Цифры и факты, 19 921 998. М., 1999; и др.

9 Стригин Е. М. Частный детектив. М., 1992; Арзамасцев Н. И. и др. Служба частной охраны. М., 1996; Балев М. Ю. Профессия — частный охранник. М., 2001; Безуглов В. В. Частная охранная деятельность. М., 1995; Разаренов Ф. С. Прудников A.C. Негосударственные правоохранительные организации. М., 1995; Федоткин С. Н. Основы частной охранной деятельности. М., 2002; Волков В. В. Рынок охранных услуг. М., 2003;и др. правоохранительной деятельности.10 На наш взгляд, такие работы имеют скорее источниковое значение.

К данному блоку работ непосредственно примыкают труды по общим вопросам безопасности предпринимательской деятельности, а также таким аспектам предпринимательской деятельности, как защита информации, сохранение коммерческой тайны11. В работах данного плана нередко затрагиваются также отдельные аспекты, главным образом, административно-правовые и организационно-технические, становления и развития частных детективно-охранных предприятий в России в 90-х годах12.

Настоятельная потребность в разработке текущих проблем организации и деятельности частных охранно-детективных структур обусловила также появление достаточно широкого круга исследований, посвященных анализу различных аспектов проблемы повышения.

10 Казакевич О. Ю., Кочев Н. В., Максименко В. Г., Пипия А. Г., Шиян Н. И. Предприниматель в опасности: способы защиты. Практическое руководство для предпринимателей и бизнесменов. М., 1992; Олейников В. В. Делайте бизнес надежным и безопасным. Рыбинск, 1997; Организационно-правовые основы частной охранной деятельности: практические советы деловым людям / Подгот. А. А. Фастенков, В. И. Жиляев. М., 1993; и др.

11 Герасименко В. А. Основы защиты коммерческой информации и интеллектуальной собственности в предпринимательской деятельности. М., 1991; Кедровская Л. Г., Ярочкин В. И. Коммерческая тайна в условиях рыночной экономики. М., 1992; Вус М. А., Морозов Г. В. Информационно-коммерческая безопасность: защита коммерческой тайны. СПб., 1993; Герасименко В. А. Основы защиты коммерческой информации и интеллектуальной собственности в предпринимательской деятельности. М., 1991; Рубанов В. Охрана коммерческих тайн в рыночных условиях // Вестник агентсва «PostFactum». 1990. № 11- Юдина Е. В. В режиме коммерческой тайны // Диалог. 1992. № 4. и др.

Раевский Г. Угрозы экономической безопасности предприятия и задачи службы безопасности по их нейтрализации // Частный сыск. 1994. № 4- Казакевич О. Ю., Кочев Н. В., Максименко В. Г., Пипия А. Г., Шиян Н. И. Предприниматель в опасности: способы защиты. Практическое руководство для предпринимателей и бизнесменов. М., 1992; Пилюгин П. Л. Роль системы негосударственной правоохраны и информационно-аналитического обеспечения бизнеса в обеспечении безопасности предпринимательства в России // БДИ. 1996. № 4- Технологии безопасности предпринимательской деятельности / Под ред. С. А. Овчинникова. Саратов, 1997. эффективности их работы, 13 в том числе отработки различных практических методик. Весьма большое внимание в литературе уделялось также исследованию различных вопросов кадровой работы, 14 изучения психологических особенностей сотрудников негосударственных охранных и сыскных структур.15 В данной связи весьма интересной представляется постановка проблемы соотношения различных аспектов.

16 деятельности частных агентств, а также усвоения мирового опыта их работы в процессе международного сотрудничества.17.

Учитывая специфику деятельности частных охранных предприятий в российских условиях, особое внимание современными авторами уделяется проблемам организации их взаимодействия с правоохранительными органами российского государства. 18 В данной связи обращает на себя внимание тот факт, что основной акцент в подобного рода исследованиях делается на вопросы государственного.

13 Волощук С. Я., Панфилов Г. А., Ядрихинский В. Н. Охранные услуги через призму «Московского качества» // Частный сыск. Охрана. 1999. № 1- Выхристюк О. В. Проблемы частной детективной деятельности // Следователь. 1998. № 7- Гравин И. Частные охранные предприятия // Хозяйство и право. 1996. № 4- Сальников В. П., Маркитантов Б. С, Буряк Ю. Н. Служебная подготовка сотрудников частных охранных предприятий. СПб., 2002; и др.

14 Борисенко Н. В., Белоконь В. Н. Охранная и детективная деятельность в негосударственной сфере. Кадровая работа. М., 1999; Шелковникова Е. Д. Правовая и социальная защита частных детективов и охранников // Правозащитник. 1997. № 3- и др.

15 Тернова C.B. Психология частной охранной деятельности. М., 2003; и др.

16 Солнышкова О. В. Соотношение частной охранной и детективной и правоохранительной деятельности // Российское право. 2001. № 9;

17 Волошин Н. Г. Опыт международного сотрудничества негосударственных структур безопасности по обеспечению безопасности предпринимательства и личности. М.,.

1997; и др. 1 A.

Арестова E.H. Взаимодействие органов внутренних дел с частными детективными и охранными предприятиями, объединениями, службами безопасности // Вопросы совершенствования правоохранительной деятельности органов внутренних дел. Ч. 1. М., 1996; Борисов, Г. Л. Актуальные проблемы организации взаимодействия органов внутренних дел со службами безопасности коммерческих банков // Проблемы организации и деятельности органов внутренних дел в условиях формирования правового государства. Белгород, 1999. Вып. 3- и др. контроля за деятельностью частных структур. Так, в частности, особое внимание авторами уделено порядку их лицензирования.19.

Весьма представительным является также и блок публикаций, связанных с анализом вопросов нормативно-правового обеспечения.

20 деятельности охранных структур. Содержащийся в них материал имеет все же скорее общее справочное значение, позволяет выяснить наиболее болезненные проблемы развития, требующие своевременного решения.

В частности, коснулась этой темы в своем диссертационном исследовании и О.Г. Федорова". Причем оно стало широко известно вследствие того, что ради его завершения и успешной защиты Оксана Федорова отказалась от титула «Мисс Вселенная-2002».

Оценивая процесс исследования проблем развития охранно-детективной деятельности негосударственных структур, следует признать, что со временем они стали привлекать к себе все более пристальное внимание ученых. В данной связи, одним из свидетельств растущей актуальности данной проблематики стало проведение специальных научных конференций22.

19 Буденко Н. И., Бочаров С. Н. Лицензирование органами внутренних дел частной детективной и охранной деятельности и контроль за ее осуществлением. М., 1996;

20 Мак-Мак В. П. Служба безопасности предприятия как субъект частной правоохранительной деятельности. М., 2003; Андреева Е. Г. Уголовно-правовая защита интересов частных охранных и детективных предприятий // Законность.

2000. № 9-Андреева Е. Г. Совершенствование правовых основ антикриминогенной деятельности частных охранных и детективных предприятий // Право и политика.

2001. № 4- Андреева Е. Г. Уголовно-правовая защита интересов частных охранных и детективных предприятий // Законность. 2000. № 9- Белорусов В. Б. К изменениям и дополнениям законодательства о частной охранной и детективной деятельности // Вестн. Саратов, гос. акад. права. 1999. № 4- Бубон К. В. Некоторые вопросы правового регулирования частной охранной деятельности // Юридический мир. 2002. № 12- Крылов Г., Осин В. Деятельность частных охранников и детективов требует современной правовой основы // Российская юстиция. 1997. № 6- и др.

21 Федорова О. Г. Гражданско-правовое регулирование частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации. Дис. канд. юрид. наук. СПб., 2002.

22 См. напр.: Негосударственная система безопасности: проблемы и решения: Материалы Международной конференции // Под ред. Гурова А. И. М., 2001.

В целом, литературный обзор показал, что проблемы истории развития частной охранно-детективной деятельности в России в 1990;е годы исследованы весьма недостаточно, фрагментарно. В поле зрения авторов в основном оказывались отдельные частные проблемы имеющее большей частью текущее практическое значение. В то же время системный, комплексный анализ эволюции негосударственных (частных) охранных организаций, который бы учитывал условия современного этапа развития российского общества, новые тенденции в правоохранительной сфере охраны и требования, предъявляемые в этой связи к органам внутренних дел.

В контексте проведенного литературного анализа представляется также необходимым отметить, что проблемы развития частных охранных структур активно разрабатывались за рубежом. Среди зарубежных авторов по данной проблематике необходимо выделить работы В. Барона, М. Брукс, М. Баттона, К. Хэрндэна, Д. Кеннеди, А. Микаччи, М. Розена и И. Сомерсона", опубликованные в крупных международных журналах, посвященных деятельности частных правоохранительных структур — Security journal (Журнал по безопасности), International journal of the sociology of law (Международный журнал по социологии права) и Journal of criminal justice (Журнал по криминальному праву). В этих работах.

23 Baron V. Cues, needs and decisions: a «lens» model of security operations // Security journal. 1999. Vol. 12. № 3. P. 41−55- Brooks M. Maximizing professionalization: the value of formal and informal library instruction for security management students // Security journal. 1995. Vol. 6. № 2. P. 107−121- Button M. Beyond the public gaze — the exclusion of private investigators from the British debate over regulating private security // International journal of the sociology of law. 1998. Vol. 26. № 1. P. 1−16- Hearnden K. Multi-tasking in British businesses: a comparative study of security and safety managers // Security journal. 1995. Vol. 6. № 2. P. 123−132- Kennedy D.B. A synopsis of private security in the United States // Security journal. 1995. Vol. 6. № 2. P. 101−105- Micucci A. A typology of private policing operational styles // Journal of criminal justice. Vol. 26. № 1. P. 41−51- Rosen M.B. U.S. corporate investigative compliance programs. Implications for internal counsels, security practitioners and their organizations // Security journal. 1995. Vol. 6. № 2. P. 133 136- Somerson I.S. Preemployment screening — an overview // Security journal. 1995. Vol. 6. № 2. P. 137−146. детально рассмотрены вопросы профессиональной и теоретической подготовки специалистов частной охраны и сыска, их роль по защите интересов корпоративных и индивидуальных клиентов, порядок служебной проверки кандидатов на работу в негосударственных охранно-детективных предприятиях.

Взаимосвязь между развитием экономики и ростом потребности бизнеса в негосударственной охране детально проанализирована в книге X. Абадински и работах ряда авторов в сборнике «Проблемы преступности», вышедшем в 1996 году под редакцией Дж. Мюнчи и А. Маклолина24. Представляется, что выводы этих авторов могут быть учтены и в российских условиях.

Большое внимание задачам и порядку работы «частной полиции», как это называют в некоторых европейских странах, уделял М. Налла25. Автор, сам многие годы проработавший в системе частной охраны, глубоко проанализировал принципы взаимодействия профессионалов государственной (полиции) и негосударственной структур безопасности, а также порядок их обучения и практической подготовки к совместной работе.

Также необходимо отметить серьезные исследования по изучению национальных особенностей развитию охранной деятельности в Германии (Б. Жендхор)", Украины (В. Гевко)" и Болгарии (В. Гюрова, В.

24 Abadinsky Н. Organized crime. Chicago, 1994; The problem of crime // Eds. Muncie J., McLaughlin A. New York, 1996.

25 Nalla M.K. Assessing goals and functions of private police // Journal of criminal justice. 2003. Vol. 31. № 3. P. 237−247- Nalla M.K. Practitioner’s perceptions of graduate curriculum in security education // Security journal. 1995. Vol. 6. № 2. P. 93−99- Nalla M.K. Relations between police officers and security professionals: a study of perceptions // Security journal. 1999. Vol. 12. № 3. p. 31−40.

26 Jeandheur B. Von der Gefahrenabwehr als staatlicher Angelegenheit zum Einsatz privater Sicherheitskrafte: Einige rechtspolitische und verfassungsrechtliche Anmerkungen // Arch, des off. Rechts. 1994. Bd 119. H. 1. S. 107−136.

27 Гевко В. Захист прав учасниюв кримшального процесу в концепцй' приватноТ детективно! та охоронно!' д! яльност1 // Право Укра’ши. 1998. № 8. С. 90−92.

Кръстева)". Большое внимание к данной проблематике уделяется в деятельности правительств и парламентах зарубежных стран29.

Однако комплексной исторической работы, в которой бы было дано всестороннее рассмотрение проблемы становления и развития негосударственной охранной и сыскной деятельности в России и 90-е годы, до сегодняшнего дня нет. Можно констатировать и недостаточную разработанность этой проблемы в целом в отечественной исторической науке.

Подводя итоги литературного обзора, в целом, можно сделать вывод о том, что тема привлекает к себе пристальное внимание. Тем не менее, анализ историографии проблемы показывает, что она не изучена в должной мере и нуждается в комплексном изучении.

Исходя из этого, цель работы состоит в изучении процесса становления и развития частной охранно-детективной деятельности в Российской Федерации в 1992;1999 годах. Задачи диссертации:

— изучить предпосылки и основные условия становления частной охранно-детективной деятельности, определить ее место и роль в правоохранительной системе российского государства;

— рассмотреть процесс законодательного обеспечения частной охранно-детективной деятельности;

— проанализировать основные направления деятельности частных охранно-детективных структур.

28 Гюрова В. Контролни, информационни и социалнопсихологически взаимоотношения между полицията и частните фирми за охрана // Трудове на Научноизследователския институт по криминалистика и криминология. Т. 22. С., 1998. С. 66−79- Кръстева В. Правни и организационни аспекта на взаимодействието между полицията и частните охранителни фирми // Трудове на Научноизследователския институт по криминалистика и криминология. Т. 22. С., 1998. С. 80−91.

29 См., например: Hearings regarding private security guards: Hearings before the Subcommittee on human resources of the Committee on education and labor House of representatives, 103d Congress, 1st. session, June 15 and 17,1993. Washington, 1993.

Хронологические рамки исследования охватывают 1992;1999 годы, представляющие собой достаточно цельный период, в рамках которого проходило экстенсивное становление российской системы частной охранно-детективной деятельности. Выбор этого периода объясняется его несомненной цельностью в плане последовательной реализации задачи формирования правоохранительных органов нового типа, призванных содействовать становлению институтов рыночной экономики в России. Нижние хронологические рамки определены 1992 годом, связанным с началом процесса формирования законодательной базы частной охранно-детективной деятельности, обеспечившей переход от периода стихийного саморазвития данных структур к государственно регулируемой политике. Верхние хронологические рамки связаны с активизацией процесса перехода к новым формам работы, связанной с необходимостью адаптации к новой социально-экономической реальности, сложившейся после кризиса 1998 года.

Источниковая база диссертации формировалась на основе использования как опубликованных, так и архивных документов и материалов.

Среди открытых публикаций следует, в первую очередь, указать на разнообразные нормативно-правовые акты. Важными источниками явились Конституция и Законы РСФСР и Российской Федерации, Указы и Послания Президента РФ, постановления Правительства.30.

Их дополняют законодательные акты, опубликованные как в текущей периодике, так и в специальных тематических сборниках и.

30 Конституция (Основной Закон) Российской Федерации — России. М., 1993; Собрание законодательства РФ (СЗ РФ) — Собрание актов Президента РФ и Правительства РФ (САПП) — Ведомости Верховного Совета РСФСРСобрание постановлений Правительства РСФСРПослание Президента РФ Федеральному Собранию РФ// «Об укреплении российского государства». // Российская газета. 1994. 25 февраляи др. изданиях.31 Интерес представляют также доклады и аналитические отчеты различных структур, материалы и стенограммы слушаний, круглых столов ГД ФС РФ по оценке процессов развития негосударственной охранно-детективной деятельности.32.

Особое значение в ходе исследования приобрели специальные от постановления Правительства РФ, ' а также ведомственные нормативные акты МВД России, дополняющие существующее законодательство, а порой и существенно корректирующие практическую реализацию политики государства в отношении негосударственных правоохранительных структур. 34 Отметим также региональные нормативные акты, определявшие специфику организации и деятельности охранно-сыскных структур на местах.35.

Закон Российской Федерации от 11 марта 1992 г. № 2487−1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ. 1992. № 13. Ст. 888- Частная детективная и охранная деятельность: Сб. норматив, актов: Регистрация, лицензирование, применение оружия и спецсредств. М., 2002; Нормативные основы частной охранной деятельности / Сост. C.B. Тернова. М., 2002; и др.

32 См. напр.: Негосударственные охранные и сыскные организации: правовое регулирование их деятельности, перспективы развития. Материалы парламентских слушаний, 24 октября 2000 г. М., 2001; др.

33 См. напр.: О частичном изменении постановления Правительства Российской Федерации от 14 августа 1992 г. № 587 «Вопросы частной детективной и охранной деятельности»: Постановление Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 г. №.921 // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. № 17. Ст. 1989; и др.

34 О некоторых мерах по обеспечению исполнения органами внутренних дел законодательства о частной детективной и охранной деятельности: Приказ Министерства внутренних дел Российской Федерации от 2 декабря 1992 г. № 442 // Российские вести. 1993. 18 февраляПриказ МВД России от 31 декабря 1999 г. № 1105 «О мерах по усилению контроля органами внутренних дел за частной детективной и охранной деятельностью" — и др.

35 См. напр.: Об упорядочении деятельности частных детективных и охранных предприятий: Распоряжение мэра — председателя правительства СПб. от 25.07.94 г. № 769-р // Вестник С.-Петербургского гор. Совета нар. депутатов. 1994. № 11- Распоряжение Премьера Правительства Москвы от 20 февраля 1998 г. № 178-РП «Об организации работы по контролю за деятельностью частных охранно-детективных предприятий на территории Москвы" — и др.

В силу избранных хронологических рамок, обусловивших известную неразработанность исследуемой научной проблемы, чрезвычайно большое значение для сбора фактического материала имела периодическая печать. При этом особое внимание уделялось наиболее авторитетным органам печати, предлагающим серьезные аналитические публикации — журналам «Законность», «Мир безопасности», «Частный сыск», «Хозяйство и право», «Правозащитник» и др.

В диссертационном исследовании были также использованы неопубликованные материалы текущих архивов органов государственной власти и управления Российской Федерации.

Автором привлекались архивные материалы из фондов текущих архивов секретариатов Комитета по обороне и безопасности, а также Комитета по законности и правопорядку Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. Среди них особый интерес представляют проекты законов и законодательные предложения по изменению законодательства в данной сфере, запросы в МВД, прокуратуру по вопросам деятельности охранно-сыскных структур и ответы на них.

Значителен объем материалов был извлечен из фондов текущих архивов секретариатов Совета безопасности РФ и Генпрокуратуры РФ, фондов секретариата Главного управления обеспечения общественного порядка МВД РФ (ГУООП МВД РФ) за 1992;1999 гг., а также архивных материалов секретариата МВД РФ.

Интереснейшие источники по развитию охранно-сыскной деятельности в российских регионах были найдены в фондах дел текущего хранения секретариатов подразделений лицензионно-разрешительной работы ГУВД гг. Москвы, Санкт-Петербурга, Краснодарского края.

Автором использовались также текущие архивы объединений, ассоциаций по направлениям охранной и детективной деятельности, в т. ч., Российского союза предприятий безопасности, Ассоциации «Безопасность предпринимательства и личности» (создана в 1992 году как общественная организация, а в 1996 г. преобразована в Ассоциацию международного сотрудничества негосударственных структур безопасности), «Ассоциации поставщиков систем безопасности» (АПСБ), которая была создана в феврале 1996 года и других.

Деятельность частных охранных и сыскных структур раскрыта с использованием текущих архивов наиболее крупных и стабильно действующих на протяжении 90-х годов предприятий такого рода в городах Москва, Санкт-Петербург, в Краснодарском и Ставропольском краях. Это крупнейшие по финансовым показателям, количеству лицензированных охранников и охраняемых объектов, степени диверсификации и наиболее авторитетные структуры на рынке таких услуг. Характеризуя эту часть источниковой базы, следует отметить особенность, выявленную при работе с исходным материалом. Из-за отсутствия законодательных требований к накоплению и обработке материалов, отражающих существо деятельности практически всех названных выше структур, документооборот в них ведется неорганизованно и он не унифицирован.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в осуществлении комплексного исторического анализа процесса становления и развития частной охранно-детективной деятельности в РФ в 1992;1999 гг.

В работе обоснован вывод о том, что проблемы, сопровождавшие становление частного охранно-детективного бизнеса, в главном, были обусловлены неготовностью российского общества в течение довольно длительного времени принять саму идею рыночной экономки. В данной связи не только широкая общественность, работники правоохранительных структур, но даже и сами организаторы частных предприятий сомневались в их будущем. Лишь после событий 1993 г., обозначивших ясную перспективу продолжения рыночных реформ, тенденция стремительного развития данного сектора получила свое закрепление.

Исследованием установлено, что основной организационной проблемой развития частных охранно-детективных предприятий стало их позиционирование в отношении криминальных структур, с одной стороны, и государственных правоохранительных органов — с другой. При этом если криминалитет, в итоге, удалось в основном вытеснить из бизнеса, то с государством отношения выстраивались с немалым трудом. В данной связи в рамках периода эффективное взаимодействие государственных и частных структур наладить в целом не удалось.

Одним из наиболее очевидных свидетельств неурегулированности отношений с государством стало торможение процесса оформления законодательной базы частной охранной деятельности и диктат ведомственного нормотворчества. Автор доказывает, что это создавало многочисленные правовые лакуны, существенно замедлило развитие негосударственной правоохранительной активности.

В работе доказано, что олигархический характер российской экономики в полной мере отразился на охранно-детективном бизнесе, обусловив доминирование на рынке отдельных крупных подразделений в лице объединений и холдингов, а также становление нерыночных структур в лице служб безопасности крупных компаний. При этом развитие средних и, особенно, мелких предприятий было максимально затруднено.

Автор показал, что специфическая черта развития российского негосударственного сектора, состоявшая в абсолютном преобладании охранных структур над детективными (сыскными), была обусловлена, с одной стороны, колоссальным ростом общеуголовной преступности, а с другой — низкой правовой грамотностью населения, его бедностью, а также явным дефицитом подготовленных кадров — специалистов в области сыска.

На основе изученных материалов автор приходит к выводу, что в условиях отсутствия в России нормальной правохозяйственной среды, отличительной чертой деятельности частных охранно-детективных структур в рамках всего периода являлась их существенная ориентация на использование неправовых, полукриминальных методов работы.

Методологическая основа. Теоретико-методологическую основу исследования составляет совокупность идей, относящихся к диалектико-материалистическому пониманию теории и истории. В работе над диссертацией автор использовал как общенаучные (диалектико-материалистический, формально-системный), так и специальные исторические методы. В частности, применен сравнительно-исторический метод исследования, который включает в себя принцип историчности, периодизации проблемы, конкретный и сравнительный анализ, позволяющий выявить общее и особенное в восходящем развитии истории.

Вместе с тем, обращаясь к проблемам деятельности негосударственных правоохранительных органов, автором учитывалась сложность и многоплановость исследуемого явления. В данной связи, одной из методологических основ исследования неизбежно явился принцип междисциплинарного синтеза. Автором использовались также теоретические исследования по проблемам современного социально-экономического развития.

Научная и практическая значимость диссертации. Направленность работы на выявление конструктивных механизмов участия негосударственных правоохранительных органов в регулировании правопослушной деятельности субъектов экономической жизни с учетом интересов как государства и общества, так и отдельных собственников, позволяет использовать ее результаты как в теоретическом, так и в практическом направлении.

Значимость диссертации определяется характером выполняемого исследования и обусловлена тем, что результаты предпринятого изыскания позволяют внести необходимые коррективы как в государственную политику в отношении частных охранно-детективных структур, так и в практику деятельности частных правоохранительных органов, в целях ее оптимизации и более целенаправленного и эффективного разрешения существующих экономико-правовых проблем. Это, в свою очередь, позволит улучшить состояние законности в стране.

Материалы диссертации могут использоваться для подготовки научных и учебно-методических трудов, привлекаться в процессе преподавания в учебных заведениях системы, занятых подготовкой работников правоохранительной сферы.

Апробация исследования. Результаты диссертации изложены в 3 публикациях автора, а также в сообщениях и докладах на научных конференциях.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех разделов, заключения, списка использованных источников и литературы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Подводя итоги работы, а также, оценивая основные факторы, определившие особенности эволюции частных структур охраны и сыска в постсоветской России следует отметить, что ведущее стимулирующее значение среди них имели процессы криминализации российской жизни, прежде всего, формирования теневой экономики, складывания крайне неблагоприятной правохозяйственной среды, роста насильственной преступности. О масштабах проблемы, в частности, говорят представленные в ООН данные о наличии в 1994 г. в России 5700 организованных преступных группировок (3 млн. членов), а также удвоение в 1990;е гг. коэффициента регистрируемых преступлений на 100 тыс. населения (с 1 до 2 тысяч). Установлено, что рост числа преступных посягательств на личность и собственность стал определяющим фактором, стимулировавшим возникновение частных охранно-сыскных структур. Его дополнительно питало снижение доверия населения к органам правопорядка.

Фактически негосударственная охранная деятельность стала продуктом усилившегося стремления нарождавшегося российского бизнеса обеспечить «частной собственности — частную охрану». При этом его становлению способствовали процессы реорганизации и сокращения силовых ведомств, спецслужб. В результате, в большинстве структур, особенно в их руководстве, оформилась четкая «клановость», «кастовость» («ментовские», «армейские», «эфэсбэшные»), которая сохранилась и в последующем. В итоге, охранно-детективный бизнес вобрал в себя огромное число «отставников», стал крупным сектором российской экономики.

Отличительными чертами становления частных охранных и сыскных предприятий, особенно начального этапа, была неупорядоченность их статуса, проникновение криминала, негативное восприятие руководством МВД РФ, для которого само появление частных «секьюрити» стало шоком. В данной связи и в середине 1990;х годов сохраняли актуальность споры о том нужна ли России вообще система частных охранных и детективных учреждений.

Отметим, что жесткость позиции, занятой органами правопорядка, прежде всего, МВД РФ имела также, несомненно, позитивное значение. В результате довольно напряженной работы, включавшей проведение масштабных спецопераций, удалось оздоровить климат в охранном бизнесе, изъять лицензии у криминальных лиц. В итоге, в 1996;1997гг. произошла стабилизация охранного бизнеса.

Отмечая борьбу здоровой тенденции и криминальных элементов в охранно-сыскной сфере, автор далек от идеализации вновь создававшихся структур. Утвердившиеся в российском бизнесе бандитские и полубандитские методы решения возникающих хозяйственных вопросов повлекли за собой потребность в реальной «защите», причем также вне рамок правового поля. В данной связи по формам и методам работы охранные предприятия нередко не отличались от неформальных структур — «крыш». Тем не менее, только эти структуры и являлись единственной альтернативой процессу тотальной криминализации российской экономики.

В данной связи одним из важнейших условий, развития охранно-детективной деятельности явилось объединение предприятий с целью противодействия угрозам, как со стороны криминала, так и консервативного и (или) коррумпированного чиновничества. Это позволило также добиться и официального признания о необходимости сотрудничества от МВД РФ.

Объективные потребности в обеспечении безопасности частного бизнеса уже на рубеже 1990;х годов диктовали необходимость создания ясной правовой среды для деятельности стихийно возникавших охранных структур. В данной связи установлено, что стремительное изменение социальной среды серьезно опережало процесс законотворчества, создавая известный правовой вакуум. Частные охранно-сыскные агентства зарождались и развивались на крайне шаткой правовой основе Закона РСФСР 1990 г. «О предприятиях и предпринимательской деятельности», что порождало постоянные трения с правоохранительными органами, способствовало проникновению в данный бизнес криминальных элементов.

Первоначально ВС РСФСР достаточно быстро отреагировал на сложившуюся ситуацию. 11 марта 1992 года ВС РФ принял Закон «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации». Однако в дальнейшем законотворческий процесс был существенно осложнен последовательно консервативной позицией ограничения возможностей частных структур. Государственные органы, прежде всего, МВД России были в основном сориентированы на регулирование данной сферы ведомственными нормативными актами, что не позволило модернизировать базовый закон 1992 года первоначально рассчитанный на 2−3 года. В данной связи основное значение приобрело ведомственное нормотворчество. В целом, его следует оценить как вполне эффективное, однако не способное решить принципиальные вопросы законодательного плана.

Установлено, что назревшая необходимость обновления охранного законодательства, в частности, обнаружилось на региональном уровне. Не дожидаясь изменения федерального законодательства, на местах именно с середины 1990;х годов началась активная нормотворческая деятельность в данном направлении. Однако она развивалась далеко не однозначно и отличалась известной противоречивостью.

В целом, мы приходим к выводу о том, что процесс оформления административно-правового статуса частных охранно-детективных структур, в рамках периода остался незавершенным, а законодательные нормы, не отличались четкостью и определенностью.

Оценивая деятельность охранно-детективных структур в условиях законодательной неупорядоченности, нужно признать, что в основном ее параметры были заданы острой потребностью в физической защите формирующегося слоя отечественных предпринимателей. При этом изначально исключительно остро встала проблема отсутствия в России профильного опыта деятельности, что не могло быть компенсировано как опытом работы советских органов правопорядка, так и заимствованиями зарубежных образцов. В данной связи работникам первых охранно-детективных структур пришлось буквально по крупицам собирать ценный опыт, нарабатывая его на практике.

При этом работа охранно-детективных предприятий была обставлена массой запретов и ограничений. К примеру, ЧОПы не могли охранять местные администрации, диппредставительства, объекты фармацевтики, обработки драгоценных камней и пр. Ситуация дополнительно осложнялась тем, что ЧОПы, объективно составлявшие конкуренцию вневедомственной охране МВД России, нередко попадали под ведомственный пресс. Частыми были случаи, когда появлялись прямые предписания — заменить на тех или иных объектах частную охрану на вневедомственную охрану.

Тем не менее, в рамках рассматриваемого периода определился широкий спектр деятельности охранно-детективных предприятий в сфере информационной, коммерческой, пожарной и экологической безопасности. Обеспечение охраны коммерческих и ряда государственных структур, проверка торговых и финансовых партнеров, благонадежности граждан при устройстве на работу, предоставление услуг по защите жизни и здоровья граждан, охране грузов, консультации по защите от преступных посягательств, монтаж средств сигнализации и охрана порядка на различных мероприятиях, обеспечение защиты информационных систем — все это способствовало сокращению темпов роста правонарушений, сохраняло от расхищения значительные средства.

Со второй половины, особенно к концу 90-х гг., появились также новые тенденции в развитии рынка охранно-детективных услуг. В частности, наиболее динамично стали развиваться комбинированные способы охраны, в то время как экономическая эффективность физической охраны падала. При этом начался переход на качественно новый уровень, когда охранники не просто заменялись техникой, но и само построение систем охраны переходило с технологий работы привычных стационарных постов на технологии мониторинга, оповещения и реагирования. Таким образом, начался отход от низкорентабельных и нетехнологичных услуг.

Новым моментом стало также предоставление комплексов услуг, когда потребитель приобретал не столько услуги или средства контроля, сколько «состояние безопасности». В данной связи весьма показательными стали попытки выработать некие стандарты качества охраны. Специфика развития отрасли с середины — второй половины 1990;х годов состояла также в том, что в это время в качестве угрозы бизнесу на передний план все более выходила не агрессия извне, а издержки внутрикорпоративных отношений. Список наиболее типичных злоупотреблений со стороны персонала, с которыми приходилось сталкиваться практически всем работодателям включал в себя: воровство, передачу конкурентам информационных ресурсов предприятиясговор с клиентами, компьютерные злоупотребления и др.

Вместе с тем, структура российского рынка детективно-охранных услуг показывает, что по-прежнему здесь был весьма мал удельный вес сыскной деятельности, что, по мнению автора, свидетельствует о деформациях в экономической и политической жизни России. Тем не менее, несмотря на имеющиеся издержки, в исключительно острой криминогенной ситуации частные охранно-сыскные предприятия стали неотъемлемой частью системы внутренней безопасности государства. Они вносили важный вклад в дело борьбы с преступностью.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств РФ. 1992−1993. Ведомости Верховного Совета СССР. 1987−1991. —: -- Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской ' Федерации. 1991−1993.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации // Собрание законодательства РФ. 05.12.1994. № 32. Ст. 3301- 29.01.1996. № 5. Ст. 410.--•Закон Российской Федерации «О безопасности» от 5 марта 1992 г.
  3. Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1992. № 15. Ст. 769.
  4. Закон Российской Федерации от 11 марта 1992 г. № 2487−1 «О частной. Г! детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ. 1992. № 13. Ст. 888.
  5. Закон Российской Федерации от 18 апреля 1991 г. № 1026−1 «О милиции» // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РСФСР. 1991. № 16. Ст.503// Собрание законодательства РФ. 1999. № 14. Ст. 1666.
  6. Концепция развития органов внутренних дел и внутренних войск МВД Российской Федерации // Щит и меч. 1996. № 3.
  7. О порядке и размерах платежей при выдаче лицензий на осуществление частной детективной и охранной деятельности: Приложение № 2 к приказу Министерства внутренних дел России от 2 декабря 1992 г. № 442 //Российские вести. 1993. 18 февраля.
  8. О порядке и размерах платежей при выдаче лицензий на осуществление частной детективной и охранной деятельности: Письмо Министерства финансов Российской Федерации от 23 октября 1992 г. № 99 // Законодательство и экономика. 1992. № 24.
  9. О частичном изменении постановления Правительства Российской Федерации от 14 августа 1992 г. № 587 «Вопросы частной детективной и охранной деятельности»: Постановление Правительства Российской
  10. Федерации от 12 августа 1994 г. №.921 // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. № 17. Ст. 1989
  11. Об упорядочении деятельности частных детективных и охранных предприятий: Распоряжение мэра председателя правительства СПб. от 25.07.94 г. № 769-р // Вестник С.-Петербургского гор. Совета нар. депутатов. 1994. № 11.
  12. Постановление Правительства Российской Федерации от 14 августа 1992 г. № 587 «Вопросы частной детективной и охранной деятельности» // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1992. № 8. Ст. 506.
  13. Приказ МВД России от 22 августа 1992 г. № 292 «Об организации исполнения органами внутренних дел Закона РФ «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации»
  14. Приказ МВД России от 24 января 1994 г. № 319 «Об утверждении Инструкции о порядке предоставления информации на договорной основе».
  15. Приказ МВД России от 31 декабря 1999 г. № 1105 «О мерах по усилению контроля органами внутренних дел за частной детективной и охранной деятельностью».
  16. Распоряжение Мэра Москвы от 03 октября 1996 г. № 357/1-РМ «Об общественных пунктах охраны порядка»
  17. Распоряжение Премьера Правительства Москвы от 20 февраля 1998 г. № 178-РП «Об организации работы по контролю за деятельностью частных охранно-детективных предприятий на территории Москвы»
  18. Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. «О Правительстве Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 1998. № 1. Ст. 1.
  19. Частная детективная и охранная деятельность: Сб. норматив, актов: Регистрация, лицензирование, применение оружия и спецсредств. М., Приор, 2002.1. Архивы
  20. ТА Государственной Думы ФС РФ. ТА Совета безопасности РФ. ТА Секретариата Генпрокуратуры РФ ТА Секретариата МВД РФ.
  21. ТА Секретариата Главного управления обеспечения общественного порядка МВД РФ (ГУООП МВД РФ). ТА Российского союза предприятий безопасности. ТА Ассоциации «Безопасность предпринимательства и личности»,
  22. Периодическая печать Вестник Мэрии Москвы. 1995−1999. Законность. 1995−1999. Известия. 1990−1999. Комсомольская правда. 1998.
  23. Мир безопасности. 1997−2002. Охрана. 1999.
  24. Право и безопасность. 2001. Правозащитник. 2000. Российская газета. 1992−2004. Формула безопасности. 2000. Частный сыск. Охрана. 1993−2001.
  25. И.А. Криминализация экономики как угроза экономической безопасности // Юрист. 1999. № ю. С. 20−24.
  26. С.С. Базарную вольницу наконец-то поменяли на гражданское право // Российская газета. 1995. 9 декабря.
  27. Е.Г. Совершенствование правовых основ антикриминогенной деятельности частных охранных и детективных предприятий // Право и политика. 2001. № 4.
  28. М. Ю. Профессия частный охранник. М., 2001.
  29. Безопасность: Информационный сборник фонда национальной имеждународной безопасности. М., 1998
  30. В.В. Частная охранная деятельность. М., 1995.
  31. P.A. Правоохранительные органы. М., 2001.
  32. В.Б. К изменениям и дополнениям законодательства о частнойохранной и детективной деятельности // Вестн. Саратов, гос. акад. права.1999. № 4.
  33. И .Я. и др. Экономическая безопасность России: Цифры и факты, 1992−1998. М., 1999
  34. С.И. Частная охрана // Мир безопасности. 2000. № 2. Борисенко Н. В., Белоконь В. Н. Охранная и детективная деятельность в негосударственной сфере. Кадровая работа. М., 1999.
  35. В.А. Соответствие правоохранительных систем масштабамсовременной преступности // Право и безопасность. 2001. № 1. Васильев H.H. и др. Правоохранительные органы Российской Федерации. Учебник. Ч. 1. М., 2000.
  36. JI.B. Проблемы взаимодействия: решать повседневно, решать практически, начиная с простого // Мир безопасности. 2002. № 2. Ведута E.H. Экономическая безопасность РФ. М., 1997 Волков В. В. Рынок охранных услуг. М., 2003.
  37. Н.Г. Опыт международного сотрудничества негосударственных структур безопасности по обеспечению безопасности предпринимательства и личности. М., 1997.
  38. С.Я., Панфилов Г. А., Ядрихинский В. Н. Охранные услуги через призму «Московского качества» // Частный сыск. Охрана. 1999. № 1.
  39. Ю.Г. Рекомендации по обнаружению слежки при частной охране. М., 1998.
  40. Bye М.А., Морозов Г. В. Информационно-коммерческая безопасность: защита коммерческой тайны. СПб., 1993
  41. О.В. Проблемы частной детективной деятельности // Следователь. 1998. № 7.
  42. .Н., Елисеев Б. П., Чернявский А. Г. и др. Правоохранительные органы Российской Федерации. М., 2002. Галаган A.A. История предпринимательства российского. От купца до банкира. М., 1997.
  43. Я. Теневая экономика и экономическая преступность // Молодежь: Цифры. Факты. Мнения. 1994. № 3
  44. С. Ключевые аспекты экономической безопасности / Финансовый бизнес. 1996. № 12. С. 2−7
  45. А.З. Правовое регулирование участия граждан в обеспечении правопорядка в Российской Федерации. М., 2001. Гнесь П. А. Тактика охранной деятельности. Учебно-методическое пособие. СПб., 2002.
  46. И. Частные охранные предприятия // Хозяйство и право. 1996. № 4. С. 103−106.
  47. Г. В. и др. Экономическая безопасность региона: Теория и практика. М., 1996
  48. Т.В. Особенности государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности. М., 2001.
  49. Т. В. Комментарий к Закону РФ «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации». М., 2003. Ионова И. JI. Правовые проблемы легитимации предпринимательства // Государство и право. 1997. № 5.
  50. К.Х. Экономическая безопасность: стратегия возрождения России. М., 1996.
  51. История органов внутренних дел России. Саратов, 1999.
  52. О.Ю., Кочев Н. В., Максименко В. Г., Пипия А. Г., Шиян Н.И.
  53. Предприниматель в опасности: способы защиты. Практическоеруководство для предпринимателей и бизнесменов. М., 1992.
  54. Л.Ф., Кваша Ю.Ф. Правоохранительные органы Российской
  55. Федерации. 4.II. М., 2000.
  56. Л.Г., Ярочкин В. И. Коммерческая тайна в условиях рыночной экономики. М., 1992.
  57. И.Ш. Права и свободы граждан в учетно-регистрационной и лицензионно-разрешительной деятельности милиции. Омск, 1997. Колесников В. Растущая угроза национальной и экономической безопасности // Финансовый бизнес. 1996. № 8
  58. В.В. Криминальная экономика как особая сфера приложения труда // Труд и бизнес в современном обществе: Межвузовский сборник научных статей. Науч. ред. H.A. Горелов. СПб., 1999
  59. JI.M. Основные направления совершенствования государственного управления в современных условиях // Академия: вчера, сегодня, завтра: Труды. М., 1995.
  60. .П. Общественная безопасность и административно-правовые средства ее обеспечения. М., 1998.
  61. .П., Соловей Ю. П., Черников В. В. Российский закон «О милиции». М.: Вердикт, 1992.
  62. Г., Осин В. Деятельность частных охранников и детективов требует современной правовой основы // Российская юстиция. 1997. № 6.
  63. A.B. Безопасность предпринимательской деятельности. М., 1996. Курс лекций по истории органов МВД России. М., 1995. Левин A.A. Секрет фирмы. М., 1992.
  64. В.И. Справочник частного охранника. М., 2003.
  65. Мак-Мак В. П. Служба безопасности предприятия как субъект частнойправоохранительной деятельности. М., 2003.
  66. В.В. Проблемы становления негосударственной правоохранительной системы // Право. 1997. № 1.
  67. М.Е. Правоохранительные органы и обеспечение правопорядка. М., 1999.
  68. Г. М., Аликперов Х. Д. Понятие организованных форм преступности в сфере экономики и проблемы совершенствования борьбы с ними // Актуальные проблемы борьбы с экономической преступностью. Труды Академии МВД РФ. М., 1992
  69. Г. Е. История государства Российского. XIX век. М., 1995. Мисайлов М. Частный сыск // Советская милиция. 1992. № 2. Наумов А., Рощин А. Тайны коммерческой тайны в России // Деловые люди. 1993. № 3
  70. О. Исследование угроз экономической безопасности / Проблемы эффективной банковской системы. 1998. Вып. 2.
  71. И.С. Частные детективно-охранные предприятия в России. 80−90 годы XX столетия. Саратов, 2001
  72. В. В. Делайте бизнес надежным и безопасным. Рыбинск, 1997. Организационно-правовые основы частной охранной деятельности: практические советы деловым людям / Подгот. А. А. Фастенков, В. И. Жиляев. М., 1993.
  73. Организация и осуществление контроля в органах внутренних дел. М., 1976.
  74. Организованная преступность в России: теория и реальность. СПб., 1996 Основы борьбы с организованной преступностью // Под ред. В. Овчинского, В. Эминова, Н. Яблокова. М., 1996.
  75. В. Охрана коммерческих тайн в рыночных условиях // Вестник агентства «PostFactum». 1990. № 11.
  76. A.A. Методы административно-правового регулирования предпринимательской деятельности в Российской Федерации. М, 2003. Савюк JI.K. Правоохранительные органы. М. 2001.
  77. В.П., Маркитантов Б.С, Буряк Ю. Н. Служебная подготовка сотрудников частных охранных предприятий. СПб., 2002. Соколов Б. Г., Черняев В. В. Частная охранная деятельность: Теория и практика. М., 2002.
  78. О.В. Соотношение частной охранной и детективной и правоохранительной деятельности // Российское право. 2001. № 9. Солянов В. М., Черняев В. В. Частная охранная деятельность в вопросах и ответах. Учебное пособие. М., 2001.
  79. Ю.А. Безопасность предприятия // Маркетинг. 1993. № 1 Стригин Е. М. Частный детектив. М., 1992.
  80. А.П., Лекарев C.B. Безопасность предпринимательской деятельности. М., 2001.
  81. C.B. Каверзные вопросы частной охранной деятельности. М, 2003.
  82. C.B. Психология частной охранной деятельности. М., 2003. Технологии безопасности предпринимательской деятельности / Под ред. С. А. Овчинникова. Саратов, 1997.
  83. С.Н. Основы частной охранной деятельности. М., 2002. Частная детективная и охранная деятельность: Организация деятельности, лицензирование, оружие и спецсредства. М., 2004
  84. В.В. Судебная система, правоохранительные органы, специальные службы России. М., 2001.
  85. Г. П. Предприниматель кто он? М., 1992.
  86. А.Г. Борьба с преступными и иными противоправными посягательствами на безопасность негосударственных субъектов экономики криминологические, уголовно-правовые и организационные проблемы). М., 1997.
  87. В.М. Теоретические основы координации и взаимодействия в органах внутренних дел. М., 1978.
  88. Е.Д. Правовая и социальная защита частных детективов и охранников // Правозащитник. 1997. № 3. Шестаков В. И. Участие частного детектива в уголовном процессе // Мир безопасности. 2001. №№ 7−8.
  89. Шульц B. JL, Александров М. Н. А на каком этапе находимся мы сейчас? // Мир безопасности. 2000. № 2.
  90. А.Ю. Частное детективное и охранное право. М., 1999. Экономическая безопасность: вопросы реализации государственной стратегии: Всероссийская научно-практическая конференция / Сб. материалов. М., 1998
  91. A.M. Преступность как образ жизни. М., 1967.
  92. В.И. Система безопасности фирмы. М., 2003.
  93. Baron V. Cues, needs and decisions: a «lens» model of security operations // Security journal. 1999. Vol. 12. № 3. P. 41−55
  94. Brooks M. Maximizing professionalization: the value of formal and informal library instruction for security management students // Security journal. 1995. Vol. 6. № 2. P. 107−121
  95. Kennedy D.B. A synopsis of private security in the United States // Security journal. 1995. Vol. 6. № 2. P. 101−105
  96. Micucci A. A typology of private policing operational styles // Journal of criminal justice. Vol. 26. № 1. P. 41−51
  97. Nalla M.K. Assessing goals and functions of private police // Journal of criminal justice. 2003. Vol. 31. № 3. P. 237−247
  98. Somerson I.S. Preemployment screening an overview // Security journal. 1995. Vol. 6. № 2. P. 137−146.
  99. Д.К. Организационные и правовые основы регулирования частной детективной и охранной деятельности. Дис.. канд. юрид. наук. Хабаровск, 2002.
  100. М.И. Административно-правовые проблемы охраны общественного порядка в советском государстве. Дис. докт. юрид. наук. М., 1967.
  101. Л.Ф. Негосударственные субъекты правоохранительной деятельности в Российской Федерации. Автореф. дис. канд. юрид. наук. М., 1996.
  102. И.С. Исторические предпосылки и развитие системы безопасности предпринимательства в России, 80 90-е гг. XX в. Дис.. д-ра ист. наук. Саратов, 2002
Заполнить форму текущей работой