Актуальность исследования. Рыночные преобразования, проводимые в России с начала 90-х годов постепенно привели к отмене существовавшей долгое время монополии государства на экспортно-импортную деятельность. Либерализация экспортно-импортной деятельности существенно расширила круг ее участников, получивших право непосредственного выхода на внешний рынок. Наряду и в связи с этим закономерным процессом развития рыночных отношений, формирования открытой экономики, у России возникли проблемы, затрагивающие интересы национальной экономики, угрожающие ее экономической безопасности. К их числу относятся: невозврат в страну экспортной выручки под предлогом различных чрезвычайных обстоятельств, необоснованные авансовые перечисления в счет фиктивных контрактов на поставку в страну товаров и оплаты фиктивных импортных услуг, манипуляции с ценами при безвалютных товарообменных сделках с последующим оставлением за границей сэкономленных таким образом валютных средств, преднамеренное занижение контрактных цен при экспортных операциях и их завышение при импортных сделках и т. д., т. е. все то, что можно обозначить понятием «нелегальное бегство капитала».
В этих условиях возникает объективная необходимость государственного регулирования и управления экспортно-импортной деятельностью, усиления государственного контроля над валютными и внешнеэкономическими операциями и принятия системы целенаправленных мер по борьбе с правонарушениями в этой области. Государственная политика в области экспортно-импортной деятельности должна соответствовать целям и приоритетам развития страны, содействовать решению ее социальных проблем. В основе такой политики должна лежать стратегия укрепления экономической безопасности страны.
Особенно актуальным данный подход представляется для стран с переходной экономикой, где экспортно-импортные операции часто ведут к утечке инвалютных ресурсов из страны. Применяемые государством меры регулирования экспортно-импортной деятельности разнообразны. Среди них — меры по ограничению вывоза, по его поддержке, а также по учету и анализу экспортно-импортных операций. Логически связанные друг с другом, они образуют систему государственного регулирования экспортно-импортной деятельности, т. е. механизм реализации государственной политики в этой области. Они реализуются преимущественно через административный и валютный контроль. В этой связи разработка целостного по своей сущности и принципам построения организационно-экономического механизма валютного контроля над экспортно-импортной деятельностью предприятий и организаций страны приобретает особую актуальность.
Теоретико-методологические основы государственного регулирования и управления экспортно-импортной деятельностью разработаны в трудах Л. Абалкина, В. Андрианова, А. Булатова, Л. Красавиной, Б. Мильнера, М. Халдина, Б. Ясина и других. Однако практически отсутствуют труды, в которых в диалектическом единстве с теоретико-методологическими основами государственного управления экспортно-импортной деятельностью анализировались бы методология и практические механизмы административного и валютного контроля над экспортно-импортной деятельностью предприятий и организаций страны, что свидетельствует о значимости развития данного направления экономической мысли. Актуальность обозначенной проблемы, недостаточная ее разработанность и несомненная практическая значимость определили выбор темы диссертационного исследования, его цель и задачи.
Цель и задачи исследования
Основной целью исследования является комплексный системный анализ организационно — экономического механизма валютного контроля над экспортно-импортными операциями в условиях переходной экономики, раскрытие его сущности и структуры и определение основных направлений его совершенствования, обеспечивающих минимизацию нелегальной утечки инвалютных ресурсов страны за рубеж.
Данная цель исследования диктует необходимость постановки и решения следующих задач:
— определение сущности и содержания государственного регулирования экспортно-импортной деятельности;
— раскрытие сущности и форм валютного контроля над валютными и экспортно-импортными операциями предприятий и организаций страны;
— уточнение места и роли органов валютного контроля в системе управления экспортно-импортной деятельностью;
— анализ существующего организацинно-экономического механизма валютного контроля над экспортно-импортными операциями;
— определение и обоснование основных направлений совершенствования организационно-экономического механизма валютного контроля над валютными и экспортно-импортными операциями предприятий и организаций страны.
Предметом исследования является действующий организационно-экономический механизм валютного контроля над экспортно-импортными операциями.
Объектом исследования является экспортно-импортная деятельность предприятий и организаций страны.
Теоретико-методологической основой исследования служат труды отечественных и зарубежных ученых в области регулирования и управления экспортно-импортной деятельностью, а также нормативно-правовые акты регулирования экспортно-импортной деятельности предприятий и организаций страны. В диссертации использовались современные методы исследования экономических процессов, в том числе системный анализ, логический и экономико-статистический анализ. В работе использованы статистические материалы Госкомстата России, Минэкономики России и таможенной статистики России.
Научная новизна исследования состоит в следующем:
— обоснована объективная необходимость и раскрыты особенности государственного регулирования экспортно-импортной деятельности в условиях переходной экономики;
— выявлена сущность валютного контроля над валютными и экспортно-импортными операциями и его связь с валютным регулированием;
— дана аналитическая оценка действующего организационно-экономического механизма валютного контроля над валютными и экспортно-импортными операциями и выявлены его недостатки;
— предложены основные направления совершенствования организационно-экономического механизма валютного контроля над валютными и экспортно-импортными операциями, обеспечивающие приток иностранной валюты и стимулирование возврата валютной выручки экспортерами;
— уточнены и определены направления расширения функций органов таможенной службы в осуществлении валютного контроля над валютными и экспортно-импортными операциями.
Практическая значимость исследования определяется его ориентацией на решение актуальных проблем в области регулирования экспортно-импортной деятельности, реально возможностью использования выдвинутых предложений и рекомендаций в процессе осуществления валютного контроля над валютными и экспортно-импортными операциями предприятий и организаций страны. Практический интерес представляют рекомендации в области совершенствования организационно-экономического механизма валютного контроля над валютными и экспортно-импортными операциями, что создает объективную основу для разработки конкретных направлений ужесточения валютного контроля в системе управления экспортно-импортной деятельностью.
Апробация и реализация результатов исследования. Основные положения и выводы диссертационной работы докладывались на международной научно — практической конференции «Регулирование ВЭД и эволюция таможенной политики России (22−23.10.1996г., г. Москва), на межгосударственной научно-практической конференции «Компьютерные технологии в экономике, науке и образовании» и на конференциях профессорско-преподавательского состава Дагестанского государственного университета в 1997;1999 годах, а также отражены в научных публикациях общим объемом 1,9 п.л. Предложения и рекомендации, полученные автором, используются в процессе преподавания курса «Международный бизнес» на экономическом факультете Дагестанского государственного университета.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
Проведенное исследование позволяет сделать ряд выводов, касающихся совершенствования валютного контроля в Российской Федерации.
1. В Российской Федерации, как и в большинстве стран мира, осуществляется государственное и рыночное регулирование валютных отношений. Государственное валютное регулирование реализуется путем законодательных актов и действий исполнительной власти. Рыночное валютное регулирование осуществляется с использованием экономических, в частности валютно-кредитных методов воздействия на поведение экономических агентов рынка.
Сегодня, в период кризисных потрясений в стране, когда государственное валютное регулирование должно преобладать над рыночным, степень его влияния на валютные отношения резидентов и нерезидентов не отвечает потребностям нынешнего этапа развития экономики страны. Поэтому необходимо временно, до улучшения валютно-экономического положения в стране, ужесточить государственное валютное регулирование.
2. Специфика валютного рынка России состоит в том, что он преимущественно представлен валютными биржами. В основном именно через валютные биржи осуществляется регулирование внутреннего валютного рынка страны (т.е. рыночное валютное регулирование). Ведущую роль среди них играет ММВБ, где определяется курс доллара США к российскому рублю, от повышения или понижения которого во многом зависит поведение экономических агентов рынка. По результатам торгов на ММВБ ЦБ РФ устанавливает официальный курс доллара США к российскому рублю.
На тенденцию изменения валютного курса в России существенное влияние оказывают действия участников биржевых торгов, а в частности действия игроков. Действия последних, преследующие цель получения прибыли на повышении курса доллара США посредством выставления и постепенного снятия в ходе торгов заявок на приобретение долларов США, не обеспеченных рублевыми средствами на счетах банков — участников. Для ограничения возможности получения прибыли игроками за счет подобных спекулятивных атак предлагается ввести в качестве постоянных меры, применяемые ЦБ РФ для поддержания курса рубля изредка в качестве временных. Эти меры предполагают установление определенных правил, в соответствии с которыми участники торгов имеют право осуществлять операции по покупке долларов США только в пределах остатков своих средств, находящихся на клиринговом счете ММВБ к моменту начала торговой сессии. Предлагается также для повышения надежности биржевых операций ввести лимиты на объем сделок для каждого банка-члена ММВБ в зависимости от его финансового положения, рассмотреть возможность создания страхового фонда и системы коллективной ответственности членов ММВБ по обязательствам каждого участника.
Особо хотелось бы обратить внимание на неправильный подход ЦБ РФ к установлению официального курса доллара США к российскому рублю, который устанавливается им по результатам торгов на ММВБ. Это не соответствует мировой практике. ЦБ РФ при установлении официального курса национальной валюты должен учитывать не только биржевой курс на валютных торгах, но также и уровень инфляции, темпы экономического роста, паритет покупательной способности рубля.
Однако внутренний валютный рынок состоит не только из биржевого рынка, но и из межбанковского рынка и рынка наличной валюты. Но их влияние на валютный рынок России не столь ощутимо.
3. В РФ осуществляется банковский, таможенный, налоговый контроль за валютными операциями. Основным предназначением валютного контроля в РФ является соблюдение валютного законодательства резидентами и нерезидентами при осуществлении различных валютных операций, а также противодействие утечке капитала из России. Но на сегодняшний день эта проблема остается не полностью разрешенной. Использующийся в современный период механизм валютного регулирования и валютного контроля не достаточно эффективен, так как базируется на выявлении фактов нарушения экспортно-импортных и других видов валютных операций и применения санкций по ним, а не на их предупреждении.
Для решения этой проблемы предлагается: а) ввести на территории РФ обязательный порядок представления экспортерами и импортерами до подписания в уполномоченном банке ПСэ или ПСи залога, эквивалентного по стоимости соответственно отгруженным товарам или переведенным средствам иностранным контрагентам, который в случае нарушения валютного законодательства РФ изымался бы бесспорном порядке ВЭК РФ в пользу государства. А для того, чтобы подобные меры не замораживали часть оборотных средств участников внешнеэкономической деятельности и тем самым не снижали их конкурентоспособность на мировых рынках разрешить им предоставлять в качестве залога ценные бумаги, часть их имущества и другие фондовые и иные ценности, после их предварительной оценки созданной специально для этих целей инспекцией. б) в кратчайшие сроки ввести на территории РФ обязательную инспекцию количества и качества товара по экспортным, импортным и бартерным операциям. в) для прекращения тезаврации долларов населением запретить реализовать иностранную валюту резидентам на территории РФ на иные цели, чем те, которые предусматривает их участие во внешнеэкономической деятельности, расчетов по ним и по кредитам, привлеченным в иностранной валюте, выезд резидентов за границу. г) в ближайшей перспективе разработать и внедрить на территории РФ развитую коммуникационную сеть между участниками экономического механизма валютного контроля и контрольными органами, что сократило бы сроки обмена информацией между ними и позволило бы устранить один из каналов утечки капитала из России. В настоящее же время наличие большого срока прохождения информации с момента обнаружения органами и агентами валютного контроля до реального применения санкций к нарушителю позволяет ему самоликвидироваться за этот период. д) распространить импортный контроль на все 15 таможенных режимов. В целях совершенствования таможенного валютного контроля необходимо: во-первых, совершенствование действующего законодательства о валютном контролеподготовить правовые акты, направленные на реализацию контрольных функций таможенных органов при осуществлении внешнеторговой деятельности, в процессе которой возможны нарушения валютного законодательстваво-вторых, разработать единые принципы осуществления валютного контроля таможенными органами государств-участников Таможенного союзав — третьих, укрепить взаимодействие таможенных органов с иными органами валютного контроля в осуществлении валютного контроля и борьбы с «отмыванием грязных денег».
Предлагается также устранить противоречия и внести некоторые изменения в существующее законодательство, в частности отменить существующее требование валютного законодательства об обязательной легальности происхождения валютных средств. В выполненной работе предлагается объявить финансовую амнистию всем капиталам, вывезенным из РФ вплоть до настоящего времени, и использовать их для поднятия экономики нашей страны. В закон «О валютном регулировании и валютном контроле» внести изменения, касающиеся использования политики дифференциации сроков платежей по внешнеэкономическим сделкам, исходя из того, что является предметом сделки.
Как видим, существует достаточно большое количество проблем в области валютного регулирования и валютного контроля, для разрешения которых руководству страны необходимо поставить перед собой целый комплекс задач и обеспечить их реализацию в ближайшем будущем, среди которых первоочередными должны стать следующие: во-первых, усиление значимости национальной валюты и уменьшение инфляционного давления на валютный курсво-вторых, стимулирование притока иностранной валюты и совершенствование контроля за возвращением валютной выручки экспортерамив-третьих, стимулирование объектов внешнеэкономической деятельности, то есть поощрение экспорта и создание условий для импорта, обеспечивающих создание импортозамещающих производств.