Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Формирование стратегии и механизмов инновационного развития региональной экономики

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

На основе использования разработанной экспертно-компьютерной методики и других результатов данного исследования выявлены основные механизмы становления инновационной сферыустановлено, что в Тюменской области, с учетом реальной социально-экономической ситуации, к приоритетным мероприятиям в инновационной сфере относятся и рекомендуются для реализации: создание базовых элементов инфраструктуры… Читать ещё >

Содержание

  • Общая характеристика работы
  • Раздел 1. Проблемы и методы развития инновационной сферы
    • 1. 1. Инновационная деятельность в России и за рубежом
    • 1. 2. Стратегия государственной поддержки инноваций
    • 1. 3. Механизмы повышения эффективности инновационной деятельности
    • 1. 4. Критерии и методы конкурсного отбора инновационных предложений
    • 1. 5. Базовые инфраструктурные элементы поддержки малого инновационного предпринимательства на региональном уровне
    • 1. 6. Выводы по разделу 1. Конкретные задачи, решаемые в данной работе
  • Раздел 2. Развитие методических основ и моделей инновационно-технологической деятельности
    • 2. 1. Методологические основы формирования стратегии инновационного развития региона
    • 2. 2. Моделирование инновационных процессов
      • 2. 2. 1. Линейные модели инновационного процесса
      • 2. 2. 2. Нелинейная модель инновационного процесса
    • 2. 3. Разработка экспертно-компьютерной методики рейтинговой оценки инновационных проектов и программных мероприятий
    • 2. 4. Метод снижения инвестиционных рисков на стадиях исследований и разработок на основе технологического аудита
    • 2. 5. Выводы по разделу
  • Раздел 3. Механизмы реализации региональной инновационной стратегии (на примере Тюменской области)
    • 3. 1. Анализ научно-технической и инновационной деятельности в Тюменской области
    • 3. 2. Цель, стратегические задачи и индикативные показатели научно-технической и инновационной деятельности
    • 3. 3. Механизмы реализации инновационной политики в Тюменской области
      • 3. 3. 1. Нормативно-правовые механизмы, регулирующие научно-техническую и инновационно-промышленную деятельность
      • 3. 3. 2. Инвестиционно-кредитные механизмы инновационной деятельности
      • 3. 3. 3. Инфраструктурные механизмы реализации инновационной политики
    • 3. 4. Разработка и сравнительный анализ программных мероприятий по развитию научно-технической и инновационной деятельности в Тюменской области
    • 3. 5. Выводы по разделу

Формирование стратегии и механизмов инновационного развития региональной экономики (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Экономический рост стран и отдельных регионов, уровень жизни населения во многом определяются эффективностью научной и инновационно-технологической деятельности. В странах-лидерах мировой экономики до 85% прироста валового внутреннего продукта приходится на долю наукоемких товаров и технологий. В течение последних двух-трех десятилетий в этих странах проводится политика, направленная на создание конкурентных преимуществ национальных и региональных экономических систем.

Одним из основных приоритетных стратегических направлений повышения конкурентоспособности государства является переход от рентной экономики, базирующейся на эксплуатации природных богатств, к экономике развития, основанной на использовании человеческого капитала, интеллектуальных ресурсов и высоких технологий. Задачу удвоения ВВП невозможно решить без поддержки региональных стратегий инновационного развития. И этот процесс уже становится важным фактором в ускорении социально-экономических трансформаций территорий. Только за счет постоянно обновляющегося производства качественных товаров и услуг, создания принципиально новой наукоемкой продукции, снижения затрат на производство путем совершенствования и оптимизации технологических процессов может быть построена эффективная экономика на микрои макроуровнях.

Эти закономерности необходимо учитывать, исследовать и использовать при модернизации экономики, как в России в целом, так и в регионах, в частности, в Тюменской области — ведущем в стране поставщике нефти и газа. На протяжении многих лет экономика области развивается, в основном, благодаря использованию природных минерально-сырьевых ресурсов. Не учитывается фактор их истощения, лежащий в основе экономических отношений сырьевого региона. Достижение стабильного функционирования экономики региона в долгосрочной перспективе требует создания структуры хозяйства, основанной на возобновляемых ресурсах и наукоемких технологиях. В число первоочередных выдвигается проблема формирования, в период активной эксплуатации природных ресурсов, региональной инновационной системы (РИС), обладающей развитой инфраструктурой и эффективными механизмами государственного регулирования и поддержки.

Целью диссертационного исследования является разработка теоретических положений и практических мер по формированию стратегии инновационного развития региональной экономики и совершенствованию организационно-экономических механизмов ее реализации.

Задачи исследования.

1. На основе анализа зарубежного и отечественного опыта предложить рациональную структуру РИС, обеспечивающую переход экономики региона на инновационный путь развития.

2. Разработать структурную модель экономических отношений в инновационной сфере, учитывающую обратные связи в инновационной деятельности на региональном уровне при выполнении фундаментальных и прикладных исследований, опытно-конструкторских работ и на этапе коммерциализации технологий.

3. Разработать методику снижения инвестиционных рисков при финансировании научно-исследовательских и инновационно-технологических проектов с применением технологического аудита.

4. Обосновать методические подходы к формированию механизмов и системных программных мероприятий в инновационной сфере и применить эти подходы к решению задач социально-экономического развития региона (на примере Тюменской области).

Объект исследования — инновационная сфера региональных социально-экономических систем.

Предмет исследования — экономические отношения при формировании и развитии региональных инновационных систем.

Теоретическую и методологическую основу диссертационной работы составили труды ведущих отечественных и зарубежных ученых по региональной экономике, теории инноваций, методам государственной поддержки инновационного предпринимательства, экспертно-компьютерным методам экономической оценки управленческих решений, методам привлечения инвестиций в инновационную сферу, по теории и практике развития инновационных технопарковых структур в Российской Федерации и других странах.

Информационная база исследований состоит из законодательных актов, принятых Государственной думой РФ, Советом безопасности РФ, Тюменской областной думой, документов администрации Тюменской области, из материалов монографий, периодической печати и конференций, органов государственной статистики, отчетных материалов предприятий Тюменской области.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем.

1. Сформулированы принципы формирования и предложены программные организационно-экономические мероприятия по созданию региональных инновационных систем. Уточнено понятие инновационной стратегии экономического развития региона и разработан базовый перечень основных стратегических направлений.

2. Предложена и обоснована нелинейная модель инновационных процессов на региональном уровне, учитывающая сильные и слабые экономические связи при выполнении фундаментальных и прикладных исследований, опытно-конструкторских работ, при управлении инфраструктурой коммерциализации инновационных проектов, на рынках нововведений, инвестиций, конкурентных предложений, в наукоемком производственном бизнесе, при управлении ресурсами региональной поддержки и мониторинга инновационной деятельности.

3. Обоснована необходимость выделения на стадиях прикладных исследований и опытно-конструкторских работ фаз, отличающихся достижением критической вероятности успешной коммерциализации результатов исследований и разработок. Предложена методика выявления исследовательских проектов с высокими технико-экономическими показателями на основе процедуры технологического аудита.

4. Разработана экспертно-компьютерная система оценки инновационных проектов на основе частных и комплексных интегральных критериев социально-экономической эффективности. Система реализована на региональном уровне как инструментарий выбора оптимальных вариантов прямой государственной поддержки технологических нововведений.

5. Разработана и практически реализована в Тюменской области методика рейтинговой экономической оценки приоритетности мероприятий, реализующих инвестиционно-кредитные, нормативно-правовые, организационные, инфраструктурные и научно-образовательные механизмы развития региональной инновационной системыпоказана важность и особенности комплексирования этих механизмов.

Основные защищаемые положения заключаются в следующем.

1. Необходимым условием перевода экономики территории на инновационный путь развития является создание региональной инновационной системы и рациональное управление ею. Базовые элементы системы — инфраструктурные объекты с различными формами собственности: инновационно-промышленные и научно-технологические центры, научно-технологические парки с сервисными фирмами (консалтинг, технологический аудит и др.), бизнес-инкубаторы, центры трансфера технологий, венчурные фонды, инновационно-выставочные комплексы. При этом важнейшее значение имеет государственная поддержка инновационной деятельности с помощью исследованных в работе законодательных, финансово-экономических, инфраструктурных, образовательных и организационных механизмов.

2. Инновационные процессы, происходящие в экономике регионов, целесообразно анализировать с помощью предложенной в работе нелинейной структурной модели. Эта модель учитывает экономические взаимоотношения при выполнении научных исследований и опытно-конструкторских разработок, на рынках научных достижений, нововведений и проектов, при поддержке науки и инноваций на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, а также на этапах коммерциализации технологий.

3. Предложенный в работе метод определения критических моментов на ранних стадиях (фазах) создания новых товаров и услуг позволяет выявлять инновационные проекты, имеющие уменьшенные инвестиционные риски и высокий потенциал коммерциализуемости.

4. На основе развитых в работе теоретических положений, моделей и методик выявлена система приоритетных программных мероприятий по инновационному развитию региональной экономики применительно к реалиям социально-экономической ситуации в Тюменской области.

Достоверность результатов исследований обеспечена использованием фактических данных при анализе опыта инновационной деятельности в России и за рубежом, применением современных экспертно-компьютерных методов рейтинговой оценки управленческих решений в инновационной сфере, адаптации применяемых моделей и методов к реальным инновационным процессам в Тюменской области.

Практическая значимость работы заключается в том, что результаты теоретических и методических исследований доведены до уровня методик, алгоритмов и программ и использовались при определении стратегических направлений и конкретных механизмов поддержки инновационной деятельности в Тюменской области, при проведении процедур технологического аудита и конкурсного отбора научно-исследовательских и инновационных проектов.

Апробация работ. Основные материалы диссертации докладывались автором на научных конференциях и семинарах, в том числе, на Всероссийской научно-практической конференции «Культурологические проблемы развития региона» (Тюмень, 1999 г.), Третьей Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Достижения науки и техникисибирским регионам» (Красноярск, 2001 г.), Седьмой межрегиональной научно-практической конференции «Проблемы региональной экономики» (Красноярск, 2001 г.), на научных семинарах в Ивановском государственном химико-технологическом университете (Иваново, 2002 г.) и Тюменском госуниверситете (Тюмень, 2004 г.).

Результаты исследований апробированы и внедрены при разработке концепции развития инновационной деятельности в Тюменской области до 2010 г., при технологическом аудите проектов в Тюменском госуниверситете, при проведении экспертно-компьютерной оценки инновационных проектов во время III областного конкурса инновационных и инвестиционных, с элементами инноваций, проектов (Тюмень, 2002 г.). и.

Публикации: основные положения диссертации отражены в 9 публикациях общим объемом 9,4 п.л. (авт. — 5,45 п.л.).

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех разделов, заключения, списка литературы и приложений. Объем диссертации- 176 стр., который включает 7 таблиц, 10 рисунков, 8 приложений и список литературы из 155 источников.

3.5. Выводы по разделу 3.

1. На основе анализа мировых тенденций, с учетом ситуации в научно-технической и инновационной деятельности в Российской Федерации и в Тюменской области, как одном из регионов-лидеров российской экономики, добывающем и поставляющем на российский и внешние рынки значительную долю топливно-энергетических ресурсов, сформулированы цели и задачи региональной научно-технической и инновационной политики. Установлено, что стратегическими приоритетами инновационного развития хозяйственного потенциала Тюменской области являются: 1 разработка и заимствование новых высоких технологий- 2) организация и всемерная поддержка производства высокотехнологичных конкурентоспособных товаров и услуг- 3) формирование регионального рынка высокотехнологичных товаров и услуг, выход с ними на рынки других регионов и стран- 4) наполнение бюджетов за счет успешной финансово-хозяйственной деятельности инновационных фирм- 5) рациональный баланс потребления бюджетных средств между сферой инновационного развития и социальной сферой.

2. Для реализации целевых задач научно-технической и инновационной политики необходимо задействовать следующие механизмы: нормативно-правовые, инфраструктурные и институциональные, финансово-кредитные, научно-образовательные, организационные. При этом предложен ряд конкретных механизмов, которые необходимо использовать при формировании инфраструктуры региональной инновационной системы и целевых комплексных программ в Тюменской области.

3. На основе разработанной при участии автора и описанной в разделе 2 данной работы экспертно-компьютерной методики сформирован перечень приоритетных конкретных мероприятий, которые должны составить основу системной деятельности и которые необходимо осуществить в ближайшие годы и на период до 2010 года. В качестве критериев значимости мероприятий и направлений использованы: 1) актуальность и значимость в 2002 — 2004 годах- 2) бюджетная эффективность- 3) стратегическая значимость на период до 2010 года- 4) комплексный аддитивный критерий значимости. На основе оперативной экспертизы свыше шестидесяти мероприятий, отобранных экспертами, установлены приоритетные перечни по отдельным критериям и итоговый перечень по комплексу показателей, а также приоритетные перечни мероприятий в сфере образования и науки, инфраструктурных и институциональных мероприятий, нормативно-правовых и организационных мероприятий, а также мероприятий в финансово-кредитной сфере.

4. Сформирован и приведен перечень индикативных показателей, использование которых позволит осуществлять мониторинг, оценивать эффективность принимаемых мер и общий ход реализации стратегического замысла по всем основным компонентам инновационного развития территории.

5. Для реализации стратегического приоритета — инновационного развития Тюменской области, необходимо тесное взаимодействие различных ветвей власти и общества. Причем инициатива должна оставаться у властных структур, опирающихся в своей деятельности на часть общества (ученые, менеджеры, преподаватели, чиновники, предприниматели, представители СМИ и др.), которая понимает и принимает инновационный путь развития. Для вовлечения широких масс населения в эти процессы требуются эффективные меры публичной политики, основанной на демонстрации преимуществ и успехов инновационного развития.

Заключение

.

1. На основе анализа инновационной деятельности в России и других странах показана существенная роль государственной поддержки при формировании инновационной инфраструктуры, в которой концентрируются стратегические интересы населения, государства, регионов, муниципалитетов, предпринимательского сообщества, ученых и специалистов, занимающихся инновационной деятельностьюсделаны научные обобщения, касающиеся необходимости развития моделей инновационного процесса в направлении учета обратных связей экономических отношений между участниками этого процесса на различных этапах создания и продвижения на рынок наукоемких товаров и услуг.

2. Предложена и разработана нелинейная структурная модель инновационного процесса, учитывающая сильные и слабые экономические связи в инновационной сфере, включая государственную и муниципальную поддержку науки и инноваций, стадии опытно-конструкторских работ при создании и взаимодействии элементов инновационной инфраструктуры, а также на этапах коммерциализации инновационных проектовустановлены связи отдельных инновационных подсистем с рынками научно-технических достижений, инвестиций и конкурентных инновационных проектов.

3. Одним из существенных направлений развития региональной экономики должно стать формирование региональных инновационных систем, их взаимодействие и координация на государственном уровнеключевым фрагментом этих систем должна стать подсистема коммерциализации инновационных проектов, реализуемых в предпринимательском сообществе при существенной государственной поддержке инфраструктуры инновационного предпринимательства.

4. Предложен и разработан подход, основанный на процедуре технологического аудита результатов прикладных исследований и опытно-конструкторских работ, позволяющий снизить риски инвестиций в инновационной сфере и повысить результативность научных исследованийвведено понятие и разработан метод определения критических моментов на стадиях прикладных НИР и ОКР, которые отделяют периоды высоких инвестиционных рисков в жизненном цикле инноваций от периодов, для которых выявлены группы исследований и разработок, имеющих высокий потенциал коммерциализуемости, уменьшенные инвестиционные риски.

5. Разработана экспертно-компьютерная методика рейтинговой оценки важности очередности проведения системных законодательных, финансовых, организационных мероприятий, действий по созданию инновационной инфраструктуры и по подготовке кадров для инновационной сферы. Методика применена при формировании и оценке приоритетности мероприятий по развитию инновационной деятельности на примере формирования программных мероприятий инновационной деятельности в Тюменской области. Методика обобщена и апробирована при рейтинговой оценке инновационных проектов.

6. На основе использования разработанной экспертно-компьютерной методики и других результатов данного исследования выявлены основные механизмы становления инновационной сферыустановлено, что в Тюменской области, с учетом реальной социально-экономической ситуации, к приоритетным мероприятиям в инновационной сфере относятся и рекомендуются для реализации: создание базовых элементов инфраструктуры региональной инновационной системы, формирование в г. Тюмени, а затем и в других городах области, территории инновационно-промышленного развития, разработка и координация комплексной матричной программы инновационного развития производства в.

Тюменской области, организация конкурсного отбора и финансирования наиболее эффективных инновационных проектов, принятие закона о государственной поддержке инновационной деятельности в Тюменской области, подготовка инженеров-менеджеров, специалистов по управлению инновациями в сфере высоких технологий.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Р. Планирование будущего корпорации.-М.: Прогресс, 1985.-318 с.
  2. Т., Кардасис Д., Строгилопулос Г. и др. Инновационные процессы в малом предпринимательстве //docs.resme.ru/rus/RC/Innovations
  3. Аллен Джон, Берр Дерек, Бродхерст Том и др. Научные парки: организация и управление //www.technopark.al.ru/tpark/
  4. И. Теория и практика использования информационных ресурсов на примере малого бизнеса // Информационные ресурсы России. 2001.-№ 8.- С. 3−8.
  5. И. Стратегическое управление. М.: Экономика, 1989.-273 с.
  6. Н.В., Бочаров А. В. Государственная инновационная политика//Наука и промышленность России.-2002.-№ 1.
  7. Н.В., Захаров Д. И., Харин А. А. Успех в инновационной политике зависит от уровня подготовки кадров//Наука и промышленность России.-2002.-№ 1.
  8. С. Бизнес — ангел, прилетай. Где искать поддержку инновационному бизнесу? // Поиск.- 2001.- № 50.- С. 5.
  9. Ю.Богатырев Д. В. Моделирование динамики инновационных процессов и взаимодействие иерархических уровней инновационно- инвестиционной системы региона//Состояние инновационной деятельности за рубежом и в России, — Самара, 2001.
  10. Н.Богданов А. И. Стратегическое управление научно-техническим процессом на предприятии. М.: ВАФ, 1991.-415 с.
  11. В.А. Стратегия управления инновационной фирмой-Новосибирск: ЭКО, 1996.-189 с.
  12. З.Бурков В. Н. Как управлять проектами. М.: ИЛУ РАН, 1997.-178 с.
  13. И.К. Организация научных исследований в промышленных фирмах — М.: Экономика, 1970.-407 с.
  14. Е., Виленский А. Российская модель взаимодействия малого и крупного предпринимательства // Вопросы экономики.- 1999 № 12, — С. 66−78.
  15. С.В. Коммерческая реализация новых технологий.-СПб., 1995.192 с.
  16. Власов, А Венчурный капитал и малое предпринимательство // Общество и экономика.- 1999.- № 12.- С. 93−99.
  17. .В. Курс теории вероятностей.-М.:ГИТТЛ, 1954.-253 с.
  18. В.В. Важнейшие критерии результативности управления М: МНИИПУ, 1998.-130 с.
  19. В.В. Проблемы совершенствования управления нововведениями на промышленных предприятиях Западных стран М.: ЭКОС, 1986.-218 с.
  20. В.В. Роль организационных нововведений в ускорении НТП промышленных фирм Западных стран М.: ЭКОС, 1987.-308 с.
  21. Н.П. и др. Маркетинг инновационного процесса — К.: ВИРА-Р, 1998.-370 с.
  22. В.А., Шабаров А. Б., Шеломенцев В. В. Инновационная политика Тюменской области // Налоги, инвестиции, капитал.- 2001.- № 3−4.-С. 71−77.
  23. М.В. Инновационная деятельность в промышленности: теория и практика в странах рыночной экономики и инновационные опросы российских предприятий. М.: РАН МИЭМО, 1994.-357 с.
  24. И.Г. Обеспечение эффективных механизмов осуществления инновационной деятельности в российской экономике //www.iet.ru
  25. И.Г., Цыганов С. А. Создание новых технологий, или прыжок через пропасть // Вестник Российской академии наук.- 2000- т. 70, № 4.- С. 291−294.
  26. Г. А. Инновационные фонды и малые инновационные предприятия.- М:.— 1992.28.3авлин П.Н. и др. Инновационная деятельность в условиях рынка. СПб.: Наука, 1994.-275 с.
  27. М.М. и др. США: управление наукой и нововведениями.-М.: Наука, 1990.-403 с.
  28. О.Иванова Н., Национальные инновационные системы//Вопросы экономики.-2001 .-№ 7.
  29. В.В. Экономика и управление инновациями.-Калининград, 1995.277 с.
  30. С.В. Управление нововведениями в промышленности. Л.: ЛФЭИ, 1991.-367 с.
  31. Инвестирование в инновационный бизнес: мировая практика — венчурный капитал — М.: Дело, 1996.-297 с.
  32. Инновации плюс инвестиции. Организационный механизм поддержки инновационно-инвестиционной деятельности.-СПб.: СПбГТУ, 1996.-123 с.
  33. Инновационная деятельность зарубежных фирм.-М.: ИНИОН РАН, 1993.-381с.
  34. Инновационная и конкурентная стратегия корпораций: научно-аналитический обзор. М.: ИНИОН РАН, 1994.-327 с.
  35. Инновационная деятельность промышленных предприятий в 1992—1994 гг.: Стат.сб. / Тюм.обл.ком-т гос. стат-ки.- Тюмень, 1995.- 118 с.
  36. Инновационный менеджмент / Завлин П. Н. и др. М.: ЦИСН, 1998.-521 с.
  37. Инновационный менеджмент: Учебник для вузов / С. Д. Ильенкова, Л. М. Гохберг, С. Ю. Ягудин и др.: Под ред. С. Д. Ильенковой.- М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997.- 327 с.
  38. Инновационный менеджмент: справочное пособие/Завлин П.Н. и др. -СПб.: Наука, 1997.-543 с.
  39. Инновационный процесс в странах развитого капитализма-М., 1991.-416 с.
  40. В.А. и др. Выбор и реализация приоритетов научно-технического прогресса. Л.: ЛФЭИ, 1994.
  41. Итоги деятельности субъектов малого предпринимательства за 1999 год: Статистический бюллетень/ Тюменский областной комитет государственной статистики.- Тюмень, 2000.- 27 с.
  42. В., Кларк С. Инновации на постсоветских промышленных предприятиях // Вопросы экономики, — 2001.- № 7.- С. 19−33.
  43. А.К. и др. Практический менеджмент.-М.:ИНФРА-М, 1998.-341 с.
  44. В. Инновационная политика//Свободная мысль.-2001.-№ 6.-С. 68−80.
  45. Г. Д. Основы инновационного менеджмента.-М.: ЮНИТИ, 1999.452 с.
  46. Д. Государственное финансирование инновационной деятельности //Финансовый бизнес.- 2000.- № 11−12.- С. 37−39.
  47. Коммерциализация технологий. Мировой опыт — российским регионам. -M.:Moscow News, 1995.-227 с.
  48. Т. Стратегия и структура японских предприятий. М.: Прогресс, 1987.-294 с.
  49. . Фонд помогает молодым ученым // Бизнес для всех, — 2001.-№ 17.
  50. В.А. Основы предпринимательской деятельности и бизнеса.-Кемерово:Кемеровский госуниверситет, 2002.-328 с.
  51. Концепция научной, научно-технической и инновационной политики в системе образования Российской Федерации на 2001−2005 годы.-М.Минобразования РФ, 2000.-9 с.
  52. Концепция государственной инновационной политики Российской Федерации на 2002−2004 годы.-М.: Минпромнауки РФ, 2001.-21 с.
  53. Концепция проекта федерального закона «Об инновационно -инвестиционной инфраструктуре РФ». -М.: Минпромнауки РФ, 2002.
  54. О.П., Трифилова А. А., Коршунов И. А. Роль инноваций в процессе формирования стратегии предприятия// Менеджмент в России и за рубежом.-2000.- № 3
  55. Н.Ю. Инновационный менеджмент. М.: Ступень, 1996.-317 с.
  56. Н. Региональные факторы развития малого предпринимательства // Социально- экономические и правовые проблемы нефтегазового региона: Материалы межвузовской конференции.-Нижневартовск: Изд-во «Приобье», 2000.-С. 144.
  57. В.И., Фоломьев А. Н., Селезнев А. З., Смирницкий Е. К. Иннова-ционность хозяйственных систем.- М.:Эдиториал УРСС, 2000.-208 с.
  58. Э.М. Научно-технический потенциал области: проблемы вхождения в рыночную экономику // Социально-экономические проблемы региона в переходный период.- 1997.
  59. Е.А. Инновационная среда региона: основные составляющие и условия развития//Тем. серия «Научно-технологические парки, инновационные бизнес-центры и инкубаторы». Часть 3.- Тверь: Тверской госуниверситет, 1996.-С. 144−156.
  60. Н.Д. Зоны научно-технического развития и города науки.- Тверь-Москва: МЭИ-Тверской инноцентр, 1994.- 14 с.
  61. Румшисский J1.3. Элементы теории вероятностей.-М.:ГИФМЛ, 1960.-155 с.
  62. Н.П. и др. Инновационный менеджмент.— Саранск: Мордовский университет, 1997.-289 с.
  63. Малый бизнес: статистическая панорама / Госкомстат России- Тюменский областной комитет государственной статистики-Тюмень, 2000.- 15 с.
  64. Медовников Дан В поисках технократического мифа // Эксперт. -2001.-№ 15.
  65. Медовников Дан Стратегическое сырье // Эксперт.- 2000.- № 16.- С. 27−30.
  66. В.Г., Ильдеменов С. В. Реинжиниринг инновационного предпринимательства: Учеб. пособие для вузов / Под ред. проф. В. А. Иринева.- М.: ЮНИТИ, 1999.- 414 с.
  67. В.Г., Шаршукова Л. Г. Инновационное предпринимательство: Учебное пособие.- М.:ИНФРА М, 1997.- 340 с.
  68. В.Г. Инновационный менеджмент.-М.:ИНФРА-М, 2002.-389 с.
  69. Межведомственная программа активизации инновационной деятельности в научно-технической сфере России на 2000−2003 гг.
  70. Менеджмент организации/ Румянцева З. П., Соломатин Н. А., Акбердин Р. З. и др. М.: ИНФРА-М, 1997.-432 с.
  71. Мир управления проектами. М.: Алане, 1994.-289 с.
  72. Ю.П. Инновационный менеджмент: Учебное пособие для вузов. М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2000.- 446 с.
  73. Р. Малый инновационный бизнес // Малое предпринимательство.- 2000.- № 12.- С. 21−22.
  74. Наука на рынке инвестиций//Налоги, инвестиции, капитал.- 2001.- № 3−4.-С. 67−70.
  75. Новая технология и организационные структуры. М.: Экономика, 1990.256 с.
  76. Об итогах деятельности малых предприятий по Тюменской области за 1993 год: Стат.сб./Тюменский областной комитет по статистике.- Тюмень, 1994.-50с.
  77. Организация наукоемкого бизнеса. СПб.: Полигон, 1992.-188 с.
  78. Ю., Рогов С. Лицом к науке // Наука в Сибири.- 2001.-№ 40.- С. 6−8
  79. Основы инновационного менеджмента: теория и практика: учебное пособие / Под ред. П. Н. Завлина и др.-М.: ОАО «НПО «Изд-во «Экономика», 2000. 475 с.
  80. Первая окружная конференция «Активная государственая инновационная политика основа экономического возрождения России»: Материалы.-Екатеринбург: Издательство АМБ, 2001.- 188 с.
  81. И. Нововведения в организациях. М.: Экономика, 1980.-320 с.
  82. Положение об университетских технопарках.
  83. Положение о государственно-общественной аккредитации университетских технопарков.
  84. А.Г. Управление инновациями в условиях перехода к рынку.-М.:РИЦЛО «Мегаполис-Контакт», 1993.-273 с.
  85. Постановление Правительства Российской Федерации от 31.12.99 № 1460 «О комплексе мер по развитию и государственной поддержке малого предпринимательства в сфере материального производства и содействию их инновационной деятельности».
  86. А.Н. Нововведения: стимулы и препятствия. — М.: Политиздат, 1989.-314 с.
  87. Приказ Государственного комитета РФ по высшему образованию от 9.07.93 № 72 «О программе «Поддержка малых предприятий и новыхэкономических структур в науке и научном обслуживании высшей школы».
  88. Проблемы и пути обеспечения экономического роста Тюменской области в начале 21 века. :Материалы региональной научно-практической конференции.- Тюмень: Тюменский международный институт экономики и права, 2000. -264 с.
  89. Проект закона РФ «Об инновационной деятельности и государственной инновационной политике в РФ» от 07.05.97.
  90. А. Трамплин для прыжка в будущее //Наука и жизнь.-2001.-№ 9.-С.2−9
  91. С. Замкнутый круг? // Поиск.- 2001.- № 38.- С. 5
  92. Российский статистический ежегодник: Стат. сб.- М.: Госкомстат России, 1997.- 749 с.
  93. Российский статистический ежегодник: Стат. сб. М.:Госкомстат России, 1998 — 813 с.
  94. Российский статистический ежегодник: Стат. сб.- М. Госкомстат России., 1999.- 621 с.
  95. Российский статистический ежегодник: Стат. сб.- М.:Госкомстат России, 2000.- 642 с.
  96. . Инновация как средство экономического развития: Перевод с венг. / Общ. ред. и вступ. ст. Б. В. Сазонова.- М.: Прогресс, 1990 296 с.
  97. Т.Е. Венчурный бизнес в рыночной трансформации российской экономики // Социально- гуманитарные знания.-1999.-№ 2.-С. 138−146.
  98. JI. Риски в инновационном предпринимательстве//Риск.-1998.-№ 5−6.
  99. Д.В. и др. Предпосылки анализа и формирование инновационной политики. — СПб.: ГУЭФ, 1997.- 103 с.
  100. А. Рискнуть и выиграть // Поиск.-2001.-№ 42.-С. 4
  101. Стратегия корпораций в области новейшей технологии. М.: ИНИОН, 1990.-315 с.
  102. О.Б. Инновационный менеджмент.-Казань: Каз. гос. техн. ун-т, 1997.-256 с.
  103. . Управление научно-техническими нововведениями. — М.: Экономика, 1989.- 389 с.
  104. Теория и практика создания научно технических парков и инкубаторов бизнеса / Научно — методический сборник материалов 3 международной конференции по научным и технологическим паркам, 1993 год.
  105. А.А., Коршунов И. А. Современный инновационный менеджмент//Инновации.-2000.-№ 2−3.- С. 85−89.
  106. Тюменская область в цифрах / Тюменский областной комитет государственной статистики.- Тюмень: Тюменская статистика, 1999.-211 с.
  107. Управление инновациями в США: проблема внедрения-М: Наука, 1996.- 326 с.
  108. Управление инновациями. Факторы успеха новых фирм М.: Дело Лтд, 1995.-371 с.
  109. Управление исследованиями и инновациями .- М.: Наука, 1994.- 214 с.
  110. Управление исследованиями, разработками и инновационными проектами .-СПб.:СПбУ, 1993.-214 с.
  111. Управление процессом нововведений в капиталистической фирме .- М.: ИМЭМОД985.- 408 с.
  112. В.А. Управление инновационной деятельностью в процессе создания новой техники, освоения производства новой продукции.- М., 1995.-270 с.
  113. С.Г. Инновационный менеджмент М., 1996.- 349 с.
  114. Р.А. Инновационный менеджмент— М.: Бизнес-школа «Интел-Синтез», 1998.-411 с.
  115. С., Панкратова Ю. Прогнозирование прибыли венчурных проектов//Риск.-2001 .-№ 11.
  116. Фоломьев и др. Менеджмент инноваций.- М.: РАГС, 1997.-418 с.
  117. Р. Обновление производства: атакующие выигрывают.- М.: Прогресс, 1987.-401 с.
  118. В.Н., Репин И. В. Инновационная политика Российской Федерации на 2001−2005 гг.//Промышленность России.-2000.-№ 6.
  119. Н.А. Управление инновационным проектом — М., 1995.- 316 с.
  120. М. Инновации на предприятиях и их внедрение .-М.: Луч, 1992.371 с.
  121. В.И., Уханов В. А. //Инновации.-2000.-№ 2−3.-С. 90−94.
  122. А.Б. Проблемы создания региональной инновационной системы// Социально- экономические проблемы региона в переходный период: Сборник статей.- Тюмень: Издательство ТГУ, 1999.-116 с.
  123. А.В. К вопросу о становлении и развитии рынка ценных бумаг //Культурологические проблемы развития региона/Материалы Всероссийской научно-практической конференции.-Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 1999. -С. 151−156.
  124. А.В. Механизмы реализации региональной инновационной политики//Проблемы экономики, финансов и управления производством /Сборник научных трудов вузов России. Девятый выпуск.- Иваново: Издательство ИГХТУ, 2002.-С.115−123.
  125. А.Б., Шевцов А. В. Формирование стратегии инновационного развития региона//Современные аспекты экономики.- 2004.- № 11 (62).- С. 58−66.
  126. А.Б., Шевцов А. В. Проблемы и методы развития инновационной сферы. М., 2004.- 58 е.- Деп. в ИНИОН РАН 19.08.04, № 58 836.
  127. А.Б., Шевцов А. В. Нелинейная модель инновационных процессов // Современные аспекты экономики, — 2004.- № 11 (62).-С.67−78.
  128. А.Б., Шевцов А. В. Стратегии, модели и механизмы инновационной сферы региона.- Тюмень: Изд-во «Вектор Бук», 2004.44 с.
  129. С.Ю. Инновационное развитие и конкурентоспособность: методология обоснования стратегических решений. СПб., 1996.- 218 с.
  130. А.Н. Инновационный менеджмент.- Вологда.: Вологодский ЦНТИ., 1998.- 176 с.
  131. В.Е. Российские технопарки: вчера, сегодня, завтра — СПб.:АС Технопарк, 1995.- 71 с.
  132. В.Е., Варюха A.M. Исследование взаимодействия университетских технопарков и малых инновационных предприятий (клиентов технопарков).-М.: «Испо-Сервис», 1999.-188 с.
  133. В.Е., Варюха A.M. Услуги, оказываемые технопарками и инкубаторами бизнеса малым инновационным предприятиям.- М.: «Испо-Сервис», 1997.-119 с. U
  134. И. Теория экономического развития М.: Прогресс, 1982.434 с.
  135. JI.И. Государственное регулирование развития инновационного предпринимательства на базе венчурного капитала. М., 1996.- 279 с.
  136. В.И. Инновационная деятельность: экономика, организация, управление-Иваново, 1996.- 217 с.
  137. Экономические проблемы становления рыночных отношений: Сборник научных статей / Под ред.Р. К. Мазитовой, Е. М. Смирновой, С. И. Шарапова.-Казань: Изд-во Казан, гос. техн. ун-та, 1998.- 152 с.
  138. Экспертиза инноваций. В помощь предпринимателю и банкиру М.: Дж. ИПЛалимитед, 1992.- 179 с.
  139. Л.А. Венчурное инвестирование: проблемы и перспективы // Налоги, инвестиции, капитал.- 2001.-№ 3−4.-С. 176−180.
  140. Л.А. Венчурный бизнес в России // Региональные проблемы функционирования финансово-кредитного механизма: Сборник статей.-Тюмень: Изд-во ТГУ, 2000. Вып. 4.-188 с.
  141. Ю.В. Ускорение НТП: теория и экономический механизм — М. Экономика, 1988.- 412 с.
  142. Corsten Н. Die Gestaltung von Innovations prozessen: Hindernisse und Erfolgfaktoren im Organisations, — Finanz-und Informationsbereich: Berlin, 1989, s.6.
  143. Geschka H. Innovations management// Betriebswirt-schaftslehre der Mittel — und Kleinbetriebe: Berlin, 1997, s. 191−223.
  144. Gutenberg E. Unternehmensfurung. Organisation und Entscheidung: Wiesbaden, 1992, s. 60.
  145. Klimenko A., Rogalev N., Serebrennikov S. University Technology Transfer Networks.// Intern. Conf. of Technology Management
  146. Rogalev N. Technology Transfer in Russian University// The International Simposium «The Sciense City in a Global Context», Japan, Kansai, 1994.
  147. Sehmalholz H. Innovationen als Wachstumsmotor Info-Schnelldienst, Nr.6, 1986, s. 5−10
  148. Schewe G. Erfolg im Technologiemanagement//Zeitschrift ftir Betriebswirtschoft, Ig. 64, 1999, s. 999−1026.
Заполнить форму текущей работой