Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Экономическое обоснование эффективной структуры грузооборота транспортного предприятия

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Методические рекомендации по совершенствованию структуры портфеля грузовых перевозок могут быть применены в ОАО «РЖД» на уровне отделений железных дорог при коммерческой диспетчеризации грузов, дочерних и зависимых обществах ОАО «РЖД» — для определения перспективных направлений развития перевозочной деятельности, и компаний-операторов — для повышения уровня доходности перевозок и снижения… Читать ещё >

Содержание

  • ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТ В ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЕ РФ: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ
    • 1. 1. Железнодорожный транспорт в транспортной системе РФ
    • 1. 2. Железнодорожный транспорт в конкурентной среде — состояние и проблемы
    • 1. 3. Проблемы совершенствования методов реализации услуг ОАО «РЖД»
    • 1. 4. Перспективы развития логистики на железнодорожном транспорте
    • 1. 5. Выводы по главе
  • МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ОПТИМАЛЬНОЙ СТРУКТУРЫ ГРУЗООБОРОТА ТРАНСПОРТНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
    • 2. 1. Резервы повышения эффективности деятельности железнодорожного транспорта в условиях рыночных отношений
    • 2. 2. Методические подходы к управлению портфелем финансовых инструментов
    • 2. 3. Методика оптимизации структуры грузооборота железнодорожного предприятия
    • 2. 4. Выводы по главе
  • ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ОПТИМАЛЬНОЙ СТРУКТУРЫ ГРУЗООБОРОТА ТРАНСПОРТНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
    • 3. 1. Сегментирование грузооборота транспортного предприятия
    • 3. 2. Оптимизация структуры грузооборота транспортного предприятия
    • 3. 3. Условия и направления применения методики оптимизации структуры грузооборота на железнодорожном транспорте
    • 3. 4. Выводы по главе

Экономическое обоснование эффективной структуры грузооборота транспортного предприятия (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследуемой проблемы. Преобразование железнодорожного транспорта в полноправного участника и субъекта рыночных отношений обусловливает необходимость изменения существующих подходови приоритетов в экономике и организации транспортного производства. В условиях рыночной экономики функционирование железнодорожного транспорта должно осуществляться с ориентацией на потребности пользователей транспортных услуг в условиях развития конкуренции на транспортном рынке страны.

Повышение рентабельности и устойчивости работы отрасли, как основных индикаторов её эффективного функционирования в конкурентных условиях, непосредственно зависит от доходности грузов и равномерности их предъявления к перевозке. Между тем, доля ОАО «РЖД» в грузообороте высокодоходных грузов за 8 месяцев 2005 года снизилась на 8 п.п., а неравномерность поступления провозной платы — увеличилась в 1,6 раза.

Таким образом, очевидным резервом повышения конкурентоспособности железнодорожного транспорта является управление и стимулирование спроса на перевозки с позиций совершенствования структуры грузооборота по критериям уровня доходности перевозок и равномерности их предъявления к оплате, что определяет актуальность выбранного направления исследования.

Цель и задачи исследования

Целью диссертационной работы является разработка методического подхода к обоснованию эффективной структуры грузооборота транспортного предприятия и рекомендаций по его применению при принятии управленческих решений в этой сфере.

Для реализации данной цели необходимо определить и решить следующие основные задачи:

• рассмотреть состояние и перспективы развития железнодорожного транспорта как части транспортной системы РФ;

• определить направления повышения эффективности методов реализации услуг железнодорожного транспорта в сфере грузовых перевозок;

• разработать методику оценки эффективности структуры грузооборота железнодорожного предприятия по критериям абсолютной суммы доходов и равномерности поступления провозных платежей;

• предложить практические рекомендации по совершенствованию структуры грузооборота железнодорожного предприятия.

Объектом исследования является организационно-экономический механизм реализации услуг железнодорожного транспорта в сфере грузовых перевозок.

Предметом исследования являются экономические отношения, возникающие в процессе оказания услуг по перевозке грузов и управления портфелем грузовых перевозок железнодорожного предприятия.

Методологическую и теоретическую основу исследования составили положения теории экономики и управления на железнодорожном транспорте, маркетинга, финансово-инвестиционного анализа, изложенные в трудах отечественных и зарубежных учёных: А. П. Абрамова, И. В. Белова, Т. В. Богдановой, А. В. Болотина, А. А. Вовка, Б. А. Волкова, В. Г. Галабурды, Р. А. Кожевникова, В. А. Козырева, П. В. Куренкова, Б. М. Лапидуса, Л. П. Левицкой, М. Е. Мандрикова, Д. А. Мачерета, А. Марковица, А. В. Орлова, В. А. Персианова, С. М. Резера, К. Х. Салатова, A.A. Смехова, Н. П. Терешиной, М. М. Толкачевой, М. Ф. Трихункова, P.M. Царева, У. Шарпа, В. Я. Шульги и многих других.

В ходе исследования использовались современные методы экономико-математического моделирования, технико-экономических расчётов, финансового и портфельного анализа, экспертных оценок.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем:

• обоснованы направления улучшения методов реализации услуг по перевозке грузов на базе их коммерческой диспетчеризации;

• предложен методический подход к сегментации портфеля грузовых перевозок с учётом их приоритетности для транспортного предприятия;

• разработан алгоритм экономического обоснования эффективной структуры грузооборота субъекта транспортного рынка;

• обоснованы методические рекомендации по совершенствованию структуры грузооборота железнодорожного предприятия при принятии управленческих решений в сфере грузовых перевозок.

Практическая ценность состоит в том, что реализация рекомендаций, подготовленных по результатам исследований, позволит повысить эффективность деятельности железнодорожного предприятия на базе коммерческой диспетчеризации грузов, ориентированной на увеличение абсолютной суммы получаемых от перевозки грузов доходов и снижение неравномерности поступления провозных платежей.

Внедрение и апробация работы. Результаты исследования использованы в практической деятельности Департамента анализа конъюнктуры рынка ОАО «Российские железные дороги», методические положения работы обсуждались и получили положительную оценку на научно-практических конференциях: «Безопасность движения поездов» (Москва, 2004, 2005 гг.), «ТелеКомТранс-2004» (Сочи, 2005 г.), 1й Московской городской научно-практической конференции «Вузы-Наука-Город» (Москва, 2005 г.).

Диссертация обсуждена и одобрена на совместном заседании кафедры «Финансы и кредит» и кафедры «Экономика и управление на транспорте» Московского государственного университета путей сообщения (МИИТа), а её результаты используются в учебном процессе на экономических специальностях Московского государственного университета путей сообщении, практической деятельности.

Публикации. Основные результаты исследований опубликованы в 7 статьях.

Структура и объём работы. Диссертация состоит из введения, трёх глав, заключения, библиографического списка. Основной текст изложен на 166 машинописных страницах и содержит 31 таблицу, 16 рисунков. Библиографический список включает 94 наименования.

3.4. Выводы по главе.

1. Автором проведён анализ доходности перевозок и неравномерности поступления провозных платежей на примере транспортного предприятия (компании-оператора). Согласно разработанной методике, перевозимые предприятием грузы сегментированы по критериям доли каждого груза в общей стоимости портфеля, уровня неравномерности поступления провозных платежей. Сегментирование позволило определить основные цели и ограничения оптимизации структуры грузооборота предприятия (повышение доходности при неизменной неравномерности, или снижение неравномерности при сохранении уровня доходности).

2. При оптимизации структуры грузооборота предприятия снижена общая неравномерность поступлений тарифных платежей на 12,6%, а доходность перевозок увеличена на +8,6%. Изменены доли отдельных грузов в портфеле предприятияперевозки некоторых грузов по итогам оптимизации признаны неприоритетными для предприятия.

3. По итогам оптимизации определены уровни приоритетности перевозки грузов для предприятия. Наиболее приоритетными для предприятия являются перевозки тех грузов, доли которых максимальны в сформированном портфеле грузов.

4. Разработанная методика применима в качестве инструмента анализа структуры грузооборота транспортных предприятий, оптимизации структуры грузооборота. Перевозка грузов в соответствие с приоритетами, выделенными при анализе, позволяет увеличить доходы транспортного предприятия и снизить неравномерность доходных поступлений.

5. Эффективное применение методики оптимизации структуры грузооборота на железнодорожном транспорте возможно при совершенствовании программы Структурной реформы, создании дочерних грузовых компаний ОАО «РЖД», реализации системы мероприятий ФОССТИС.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В соответствии с темой научного исследования управления хозяйственной деятельностью предприятий железнодорожного транспорта в данной работе из полученных теоретических и практических результатов сделаны следующие выводы:

1. Мероприятия структурной реформы железнодорожного транспорта создают организационно-правовые предпосылки устойчивого развития отрасли. Вместе с тем, формирование рыночных отношений требует разработки новых методических подходов к совершенствованию экономических механизмов управления качеством транспортного обслуживания, в т. ч. за счёт экономического обоснования эффективной структуры грузовых перевозок транспортного предприятия.

2. Перспективным подходом к совершенствованию грузооборота транспортного предприятия является метод коммерческой диспетчеризации грузов, в основу которого заложено определение приоритетности принятых заявок на перевозку в условиях ограниченных провозных мощностей. В рыночных условиях в качестве критериев приоритетности принимается доходность перевозок, определяемая общей суммой провозных платежей, и неравномерность поступления платы за перевозку.

3. Предложенный алгоритм оптимизации структуры грузооборота транспортного предприятия включает в себя двухфакторное сегментирование портфеля грузов по критериям приоритетности, моделирование зависимости уровня доходности и неравномерности сегментов, установление целей и ограничений оптимизации, оптимизацию структуры грузооборота с применением компьютерных технологий.

4. Практическая апробация методического подхода к совершенствованию структуры грузооборота на примере деятельности компании-оператора позволила увеличить сумму провозных платежей на 8,2% при снижении неравномерности их поступления на 12,6%.

5. Методические рекомендации по совершенствованию структуры портфеля грузовых перевозок могут быть применены в ОАО «РЖД» на уровне отделений железных дорог при коммерческой диспетчеризации грузов, дочерних и зависимых обществах ОАО «РЖД» — для определения перспективных направлений развития перевозочной деятельности, и компаний-операторов — для повышения уровня доходности перевозок и снижения неравномерности доходных поступлений. При этом управление структурой грузооборота транспортного предприятия предложено осуществить в процессе реализации комплекса мероприятий по формированию спроса и стимулирования сбыта (ФОССТИС), направленного на продвижение продукции транспорта на рынке.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А.П. Оценка эффективности инвестиционных проектов. // Вопросы экономики № 5, 2000.
  2. А.П., Галабурда В. Г., Иванова Е. А. Маркетинг на транспорте. Под общей редакцией д-ра экон. наук, проф. В. Г. Галабурды. Учебник для вузов. М.: Желдориздат. 2001. 329 с.
  3. М.М. Основы банковского права. Учение о ценных бумагах. -М.:БЕК, 1994 -С.201−206.
  4. Н.Е., Лапидус Б. М., Мишарин A.C. Железные дороги России: от реформы к реформе. М.: Транспорт, 2001. — 335 с.
  5. М.Ю. Рынок ценных бумаг и организация работ на нем // М.: Перспектива, 1991 134с.
  6. Анализ хозяйственной деятельности предприятий железнодорожного транспорта. / Клещ Н. Я., Печенкин А. Д. и др.- Под общ. ред. Клеща H .Я. М.: Транспорт, 1979. — 264 с.
  7. Анализ хозяйственной деятельности железных дорог. /Под ред. Винниченко Н. Г. М.: Транспорт, 1982. — 336 с.
  8. Армакост Самуэль X. Проектное финансирование М.: 1999 — 480 с.
  9. М.И., Шеремет А. Д. Теория экономического анализа. М.: Финансы и статистика, 1995. 288 с.
  10. С. Д., Гурвич Ф. Г. Математико-статистические методы экспертных оценок. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Статистика, 1980. -263 е., ил.
  11. A.B. Инвестиции за счет кредитов и оценка эффективности. // Железнодорожный транспорт № 6, 1999.
  12. Г. В. Мониторинг и анализ рынка транспортных услуг и его окружения // Экономика железных дорог. № 10, — 2001. — с.57−65.
  13. В.И., Сотников Е. А., Голубев Б. Л. Система фирменного транспортного обслуживания (СФТО) при перевозках грузов по железным дорогам России. М.: Интекст, 2001. — 184 с.
  14. П.Л., Лившиц В. Н., Смоляк С. А. Оценка эффективности инвестиционных проектов: Теория и практика // Учебно-практическое пособие. М.: Дело, 2001.
  15. О.С. Стратегическое управление: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Гардарики, 1999. — 296 с. Виханский О. С. Стратегическое управление: Учебник. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Гардарики, 1999. — 296 с.
  16. A.B. Инвестиции и финансирование: методы, оценки и обоснование. СПб.: СПбУ, 1998. 528 с.
  17. A.M. Логистика: Учебник. 2-е изд. — М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 1999. — 228 с.
  18. В.Г. Маркетинг на транспорте: Учебное пособие. М.: МИИТ, 1992.
  19. В.Г. Комплексная оценка качества транспортного обслуживания потребителей транспортных услуг. // Ж.-д. транспорт.-Сер. Маркетинг и коммерческая деятельность. ЭИ/ЦНИИТЭИ.-1998.-Вып.2.-с.1−10, 1 ил.
  20. В.Г., Бубнова Г. В., Ковшова М. М. Маркетинг в условиях реформирования отрасли. // Железнодорожный транспорт. 2001, № 4.
  21. В.Е. Теория вероятностей и математическая статистика. Учеб. пособие для вузов. Изд. 7-е, стер. М.: Высш. шк., 2000. — 479 е.: ил.
  22. Государство и отрасли инфраструктуры в современной рыночной экономике / Отв. ред. Рекитар Я. А., Демидова J1.C. // М.: Наука, 2001. -310 с.
  23. Г. А. Основные направления социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу // Доклад Министерства экономики, 2002 243 с.
  24. H.H., Персианов В. А. Управление на транспорте: Учебник для вузов. М.: Транспорт, 1990. — 336 с.
  25. Дэй Д. Стратегический маркетинг. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002. -640 с.
  26. Единая транспортная система. / Под ред. В. Г. Галабурды. М.: Транспорт, 1996.
  27. Железнодорожный транспорт: XX век. М.: Железнодорожное дело, 2001.
  28. Железно дорожные перевозки По вагонам! — М.: Эксперт, 2004.
  29. О.О., Толстопятенко A.B., Черемных Ю. Н. Математические методы в экономике: Учебник. М.: МГУ им. М. В. Ломоносова, Издательство «ДИС», 1997. — 368 с.
  30. O.A. Инвестиции и производственные мощности. М., 1987.
  31. Инновационный менеджмент. / Под ред. С. Д. Ильенковой. М.: ЮНИТИ, 2000. 327 с.
  32. В.В. Финансовый анализ: управление капиталом, выбор инвестиций, анализ отчетности. М.: Финансы и статистика, 1996. 432 с.
  33. В.В. Финансовый анализ: методы и процедуры. М.: Финансы и статистика, 2001. — 560 е.: ил.
  34. Конкуренция н управление рисками на предприятиях в условиях рынка / Цай Т. Н., Грабовый П. Г., Марашда Бассам Сайел, Изд-во «Алане». 1997. 288 с.
  35. A.B. Система государственного субсидирования в США. // США-Канада. Экономика, политика, культура № 9, 2002.
  36. Е.А., Крупин A.B. Совершенствование транспортно-экспедиционной деятельности. // «Железнодорожный транспорт», 1999, № 4- с. 43−45.
  37. .М. Система фирменного транспортного обслуживания на железнодорожном транспорте. // Сер.: Общетранспортные вопросы и экономика. ЭИ/ЦНИИТЭИ МПС, 1996, Вып. 3 с. 1−6.
  38. .М. Система фирменного транспортного обслуживания: от замысла к практической реализации. // «Железнодорожный транспорт», 1997, № 1- с. 2−7.
  39. .М. Системные методы управления взаимодействием железнодорожного транспорта с пользователями на базе фирменного транспортного обслуживания. Дисс. .канд. экон. наук. М.: 1996, 128 с.
  40. .М. СФТО и рынок транспортных услуг. Замысел, становление, перспективы. // «Железнодорожный транспорт», 1999, № 4- с. 5−8.
  41. .М. Экономические проблемы управления железнодорожным транспортом России в период становления рыночных отношений (системный анализ). М.: Изд-во МГУ, 2000. — 288 с
  42. В.Н. Системный анализ экономических процессов на транспорте М.: Траснпорт, 1986. — 240 с.
  43. Н.Е. Совершенствование работы дорожных центров фирменного транспортного обслуживания с учетом экономических рисков в их взаимоотношениях с клиентами. // Дисс.. канд. экон. наук. -М., 1999- 176 с.
  44. Макконнелл Кэмпбелл Р., Брю Стэнли Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. В 2 т.: Пер. с англ. 11-го изд. Т.2. М.: Республика, 1993. — 400 с.
  45. Маркетинг: Учебник / А. Н. Романов, Ю. Ю. Корлюгов, С. А. Красильников и др.- Под ред. А. Н. Романова. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1996, — 560 е.: ил.
  46. Д.А., Чернигина И. А. Экономический риск на рынке грузовых перевозок // «Железнодорожный транспорт» 1997, № 3.
  47. Д.А. Перспективы развития маркетинга на железнодорожном транспорте в условиях структурной реформы // М.: Ж.-д. транспорт. -Сер. Маркетинг и коммерческая деятельность. ЭИ / ЦНИИТЭИ. 1998. -Вып.З. — с. 1−7.
  48. Д.А., Чернигина И. А. Экономические проблемы грузовых железнодорожных перевозок. М.: МЦФЭР, 2004. — 240 с.
  49. Микроэкономика: в 2-х тт. / Под ред. В. М. Гальперина. СПб.: Экономическая школа, 1994.
  50. Я.М. Ценные бумаги и фондовый рынок // М.: Перспектива, 1995 -536 с.
  51. А., Лазаревский А. Угол зрения. Реформа железнодорожного транспорта. // Финансовые известия № 677, 2002.5 5. МПС РФ ЦФТО «Сборник нормативных документов системы фирменного транспортного обслуживания» М.: МПС 1996. 95 с.
  52. Д. X. Мур, Л. Р. Уэдфорд «Экономическое моделирование в Microsoft Excel», М., СПб.: Вильяме, 2004 г. 57.0бщая теория статистики. Под ред. Спирина A.A. М.: Финансы и статистика, 1995. -296 с.
  53. В.В., Мешков В. М. Кредитование банками предприятий: потребности, возможности, интересы. // Финансы № 8, 1999.
  54. В.А., Поклад О. П., Медведев Е. А., Федина Т. В. Управление транспортом за рубежом: Учебное пособие. М.: МИУ, 1986. 48 с.
  55. Повышение качества транспортного обслуживания народного хозяйства / Под ред. А. В. Комарова и В. С. Кравченко.-М.'Транспорт, 1988.-205 с.
  56. Постановление Правительства РФ № 384 «О программе структурнойреформы на железнодорожном транспорте» от 18 мая 2001 г.
  57. Постановление Правительства РФ от 15 мая 1998 г. N 448 «О Концепции структурной реформы федерального железнодорожного транспорта»
  58. С.М. Логистика экспедирования грузовых перевозок М: ВИНИТИ РАН, 2002−469 с.
  59. С.М. Взаимодействие транспортных систем — М:Наука, 1985 г. -242 с.
  60. М.А. Методы управления экономическими рисками автотранспортного предприятия на основе портфельного подхода. Дисс. канд. экон. наук. М., 1997. — 152 с.
  61. .Б. Мировые фондовые рынки: Современное состояние и закономерности развития.-М.: ФА, 2002 -С.4−6
  62. К.Х., Р.М.Царев, А. Д. Шишков Экономика заводов по ремонту подвижного состава М: Транспорт, 1989 — 368 с.
  63. Э.Ф.Сигел Практическая бизнес-статистика. М., СПб., К.: 2004, 1051 с.
  64. В.А. Ценные бумаги и привлечение инвестиций // ЭИА «РЕЙТИНГ» еженедельника «Экономика и жизнь» 1997. — 231с.
  65. Н.П. Инновационная политика и конкурентоспособность // Железнодорожный транспорт. 1996. — № 7. — С.54−56.
  66. Н.П. Экономическое регулирование и конкурентоспособность перевозок. -М.: ЦНТБ МПС РФ, 1994. 131с.
  67. Н.П., Журавлева Е. А. Инновационная деятельность и конкурентоспособность отрасли // Железнодорожный транспорт. 1999. — № 1.-С.51−55.
  68. Н.П., Шкурина J1.B. Конкурентоспособность железнодорожного транспорта. -М.: УМК МПС России, 2002.- 128с.
  69. М.Ф. Транспортное производство в условиях рынка. Качество и эффективность. М.: Транспорт, 1993. — 255 с.
  70. Т. Дж., Паррамоу К. Количественные методы в финансах: Учеб. пособие для вузов / Пер. с англ. Под ред. М. Р. Ефимовой. М.: Финансы, ЮНИТИ, 1999. — 527 с.
  71. Э.А. Финансовый менеджмент. — М.: Зерцало, 1998. 285 с.
  72. Финансовый менеджмент / Под ред. Стояновой Е. С. М.: Перспектива, 1993 г.
  73. Федеральный закон № 16-ФЗ «О внесении изменения и дополнений в Федеральный закон «О естественных монополиях».
  74. Федеральный закон № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации».
  75. Федеральный закон № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта российской Федерации».
  76. Федеральный закон № 147-ФЗ «О естественных монополиях» от 19 июля 1995 г.
  77. Т.В. Государственное регулирование на транспорте России и в странах с рыночной экономикой (Сравнительный анализ) / Тематический сборник научных трудов «Проблемы управления на транспорте». М.: ГАУ, 1996. -178 с.
  78. А. Б. Основы рынка производных ценных бумаг // -М.: ИНФРА-М, 1996.-96 с.
  79. Г. П. Математические методы и модели в коммерческой деятельности: Учебник. М.: Финансы и статистика, 2001. — 544 е.: ил.
  80. В.А. Экономико-математические методы анализа коммерческого риска в условиях рыночных отношений. // Дисс.. канд. экон. наук. М., 1994. — 146 с.
  81. .М. Рынок ценных бумаг. М. .-Экзамен, 2001 — С.8−10.
  82. П.К. Правовая основа структурной реформы железнодорожного транспорта, его демонополизации и развития конкуренции. // Экономика железных дорог. 2000 г. — № 11. — с. 5 — 8.
  83. У., Александр Г., Бэйли Дж. Инвестиции: Пер. с англ. М.:
  84. ИНФРА-М, 1999.-XII, 1028 с. 89. Шульга, Н. Г. Смехова. Себестоимость железнодорожных перевозок.
  85. М.: Транспорт, 1985. 280 с. 90. Экономика железнодорожного транспорта. / Под ред. И. В. Белова.
  86. М.: Транспорт, 1996. 351 с. 91. Экономика железнодорожного транспорта. / Под ред. В. А. Дмитриева.
Заполнить форму текущей работой