Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Коммуникативно-ориентированная методика обучения младших школьников лексической стороне иноязычной речи: на материале немецкого языка

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Практическая значимость исследования: разработана и апробирована коммуникативно-ориентированная методика, включающая созданную в процессе исследования модель обучения младших школьников лексической стороне иноязычной речи, основными компонентами которой являются: а) предметно-целевойб) процессуальныйв) технологическийг) результативный. Разработанная методика может быть использована в других… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ЛЕКСИЧЕСКОЙ СТОРОНЕ РЕЧИ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОВЛАДЕНИЯ НЕМЕЦКИМ ЯЗЫКОМ КАК СРЕДСТВОМ ОБЩЕНИЯ
    • 1. 1. Особенности учебной деятельности младшего школьника и психологические факторы, влияющие на неё
    • 1. 2. Когнитивные аспекты в обучении лексической стороне речи: знак и символ в обучении лексике
    • 1. 3. Психологические характеристики лексических навыков, их учёт на занятиях по немецкому языку в начальной школе
    • 1. 4. Специфика лексического материала на начальном этапе обучения немецкому языку
  • Выводы по первой главе

ГЛАВА II: ОСОБЕННОСТИ КОММУНИКАТИВНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЛЕКСИЧЕСКОЙ СТОРОНЕ ИНОЯЗЫЧНОЙ РЕЧИ И.1. Характеристика модели обучения лексической стороне речи на немецком языке на начальном этапе.

11.2. Характеристика коммуникативно-ориентированных стратегий обучения лексике и особенности их реализации в учебном процессе по немецкому зыку.

11.3. Система упражнений по формированию лексических навыков на начальном этапе обучения иностранному языку.

11.4. Опытное обучение младших школьников лексической стороне речи на немецком языке и описание его результатов.

Выводы по второй главе.

Коммуникативно-ориентированная методика обучения младших школьников лексической стороне иноязычной речи: на материале немецкого языка (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Определившее проблематику настоящего диссертационного исследования раннее изучение иностранного языка рассматривается как одно из приоритетных направлений в модернизации средней общеобразовательной школы, которое в Российской Федерации в настоящее время закреплено законодательно.

Задачи обучения в начальной школе детерминированы подготовкой младшего школьника к активному, грамотному и творческому участию в будущей социальной деятельности. Важным условием такого участия выступают приобретаемые знания, навыки и умения в пользовании не только родным языком, но и иностранным. Опыт использования родного языка младшими школьниками позволяет «успешно реализовывать коммуникативную функцию языка и на новом языковом материале» (А. А. Леонтьев).

Обучение иностранному языку в начальной школе осуществляется с максимальной опорой на возможности формирующего обучения, то есть с учётом индивидуальных преимуществ каждого отдельного ученика с одной стороны и на основе осознанного использования языковых средств, которое обеспечивается их рефлексией, с другой. Все действия по усвоению средств родного и иностранного языков сводятся таким образом «в единую систему интеллектуальных действий младшего школьника» (Л'. И. Айдарова).

Обучение иностранному языку в начальной школе базируется одновременно на нескольких подходах. Это, во первых, компетентностный, или практикоориентированный подход, определяющий «результативно-целевую направленность всего образования» (И. А. Зимняя), в соответствии с которым предусмотрено развитие у школьника разных видов компетенций с самого начала обучения иностранному языку. Заложенные на раннем этапе, они выступают впоследствии в качестве базы для их совершенствования в рамках профильного обучения в старших классах школы.

Во вторых средоориентированный подход (И. Л. Бим, Э. Ф. Зеер, Ю. С. Мануйлов, Л. И. Новикова, В. А. Ясвин), предполагающий не только создание условий, способствующих обучению, развитию и воспитанию младшего школьника средствами иностранного языка, но и влияние обучающегося на условия, в которых осуществляется образовательный процесс. Это взаимовлияние по существу задает гуманитарную направленность образовательной среды через включение значимых для человека знаний и использование комфортных, принимаемых школьниками технологий обучения. Одно из таких условий — создание благоприятного эмоционально-психологического климата для овладения языком и, в частности, лексической стороной устной и письменной речи как реальным средством общения, (Е. И. Негневицкая, 3. Н. Никитенко, Г. В. Рогова, А. Д. Яковлев). Использование приемов и способов работы над школьным лексическим материалом, лексических стратегий и упражнений гарантирует достижение целей и задач, зафиксированных в Примерных программах по иностранным языкам. Названные средства моделируют благоприятную образовательную среду, которая, по словам Г. В. Роговой, создает условия, когда ребенку «хочется говорить на иностранном языке».

В третьих раннее обучение иностранному языку, в том числе и его лексическому аспекту, опирается на когнитивный подход, учитывающий и использующий интеллектуальные и эмоциональные возможности детей данного возраста (Н. В. Барышников, Ю. А. Ситнов, А. Н. Шамов, А. В. Щепилова).

В четвёртых, это деятельностный подход к изучению иностранного языка и дальнейшему практическому овладению им, который осуществляется «с опорой на языковой опыт (в родном языке) и природную языковую интуицию детей» (М. С. Соловейчик). Реализация развивающих функций обучения и воспитания младшего школьника средствами языка обусловлена характером познавательных и практических задач, а также особенностью педагогического управления этим процессом: способом и последовательностью подачи информации, языковой, лексической, интеллектуальной и эмоциональной рефлексией (Р. Архаханов, В. И. Загвязинский).

Указанные подходы обеспечивают возможности получения высоких результатов в области обучения лексической стороне речи, а также решение целого комплекса образовательно-воспитательных задач, стоящих перед учебным предметом «Иностранный язык» на раннем этапе овладения им.

Школьный словарный запас должен находиться, по мнению И. Л. Бим, в состоянии «мобилизационной готовности к употреблению». Учитель обязан заботиться о предотвращении его забывания. Как свидетельствует практика, работа над лексическим материалом часто носит схематичный, бессистемный характер. Результаты срезов, проведённых в рамках исследования, показали, что уровень владения лексическими навыками разных видов речевой деятельности у учащихся остаётся низким. Объективные трудности в усвоении лексических единиц немецкого языка, необходимость кропотливой работы, неясность для многих учеников сути тех действий, которые следует выполнять, непонимание смысла предъявляемых требований ведут к падению интереса к предмету. В связи с этим серьёзному переосмыслению подвергается процесс обучения младших школьников лексической стороне иноязычной речи, что определяет необходимость поиска методов обучения, оптимизирующих процесс овладения лексикой и активизирующих речемыслительную деятельность обучающихся.

Следует отметить, что проблема обучения младших школьников лексической стороне иноязычной речи является до конца всё ещё нерешённой. Известно, что обучение лексике является сложным лингводидактическим и психологическим процессом, трудности которого обусловленны рядом противоречий между:

— необходимостью создания единой системы обучения иностранным языкам и недостаточной разработанностью технологии организации учебного процесса, обеспечивающего реализацию идей преемственности по обучению лексической стороне речи на всех этапах преподавания учебного предмета;

— высокими требованиями в области обучения младшего школьника сторонам и видам речевой деятельности и использованием по-прежнему традиционных, часто нерациональных, мало эффективных приемов обучения лексике, которые приводят к созданию стрессовых ситуаций, отсутствию комфортных условий на уроке, неприятию, а иногда и отторжению иностранного языка как учебного предмета уже в начальной школе;

— необходимостью: создания прочных лексических основ видов речевой деятельности в начальной школе и отсутствием возможности использования иностранного языка как реального средства общения.

Указанные противоречияобозначили проблему исследования: как обеспечить-, эффективное обучение4 младших школьников! лексической стороне иноязычношречи с целью создания базы для: успешного изученияиностранного языка в средней школе?

Актуальность проблемы, её теоретическаяи практическая значимость, недостаточная: разработанность, обусловили выбор темы, исследования: «Коммуникативно^ ориентированнаяметодика обучения младших школьников лексической стороне иноязычной речи (на материале немецкого языка)».

Цель исследования: — разработка коммуникативно ориентированной методики обучения младших школьников лексической стороне, иноязычной речи, способствующей активизации речемыслительной деятельности учащихся, а также становлению и развитию личности обучаемых. *.

Объект исследования: процесс обучения младших школьников лексической стороне иноязычной речи.

Предмет исследования: технологический компонент коммуникативно-ориентированной методики обучения: младших школьников лексической стороне иноязычной речи.

Гипотеза исследования: обучение иностранному (немецкому) языку детей младшего школьного возраста будет результативным, если методика формирования лексических основ: разных видов речевой деятельности предусматривает:

— учет психолингвистических и методических особенностей лексических единиц, усваиваемых на начальном этапе;

— создание благоприятного эмоционально-психологического климата на уроке, позволяющего преодолевать психологические барьеры, помехи в общении на изучаемом языке в виде недостаточного количества коммуникативно значимых лексических единиц, незнания наиболее распространенных словообразовательных элементовнезнания элементов культуры немецкого народа, обозначаемых культуроведчески маркированными лексическими единицами;

— разработку модели обучения лексической стороне иноязычной речи, способствующей активизации речемыслительной деятельности младших школьников и становлению их языковой личности.

Задачи исследования:

1. Изучить современное состояние проблемы обучения лексической стороне иноязычной речи в началъной школе.

2. Выявить психолингвистические, дидактические и методические особенности организации образовательного процесса по иностранному языку в начальной школеопределить условия эффективного формирования лексических навыков младших школьников.

3. Сформулировать принципы обучения лексической стороне иноязычной речи на начальном этапе как формы социализации личности младших школьников, фундамента межкультурной коммуникации и условия обеспечения преемственности в обучении языку на разных этапах овладения им.

4. Разработать стратегии и тактики обучения младших школьников лексической стороне иноязычной речи, обосновать дидактико-методическую эффективность каждой из них.

5. Провести опытное обучение с целью проверки результативности разработанных коммуникативно ориентированных стратегий обучения младших школьников лексической стороне иноязычной речи и тактик их реализациипровести качественный и количественный анализ полученных результатов.

Методологической основой исследования послужили: а) положения личностно-деятельностного (JL С. Выготский, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, С. JI. Рубинштейн и др.) и личностно-ориентированного (П. П. Блонский, М. А. Викулина, И. А. Зимняя, И. С. Якиманская) подходовв) идеи коммуникативного подхода в обучении иностранным языкам (И. JI. Бим, Г. И. Воронина, Н. Д. Гальскова, Н. И. Гез, Р. Ладо, Р. П. Мильруд, А. А. Миролюбов, Е. И. Пассов, В. В. Сафонова, Е. Н. Соловова, Г. В. Яцковская, Brigitte Jonen-Dietmar, G. Fraerch, G. Kasper, R. Oxford и др.) — г) когнитивного подхода в обучении иностранным языкам (А. В. Артёмов, Б. В. Беляев, И. Л. Бим, П: П. Блонский, Л. С. Выготский, Н. И. Жинкин, А. А. Залевская, С. Л. Рубинштейн, Р. Л. Солсо, Ф. Сосюр, А. Н. Шамов, G. Miller, J. Morton, A. Pavio, D.D. Wickens и др.) — д) компетентностного подхода (И. Л. Бим, И. А-. Зимняя, В. В. Краевский,.

A. Н. Леонтьев, В. В. Сафонова) — е) идеи средового подхода (И. Л. Бим, Ю. С. Мануйлов, Л. И. Новикова,.

B. А. Левин).

Теоретической базой исследования выступили: а) учение о возрастных особенностях детей младшего школьного возраста и младшем школьнике как субъекте образовательной деятельности (Б. В. Беляев, Л. И. Божович, Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, А. А. Леонтьев, В. С. Мухина, А. В. Петровский, Р. Л. Солсо, Д. Б. Эльконин, Дж. Брунер, Ж. Пиаже и др.) б) труды в области речевого развития личности младшего школьника (Е. Д. Божович, Дж. Брунер, А. Бэдли, Л. С. Выготский, Л. В. Занков, И. А. Зимняя, Б. А Ильюк, А. А. Леонтьев, М. Я. Микулинская, Е. И. Синица, В. М. Филатов, А. М. Шахнарович, Д. Б. Эльконин и др.) — в) теории личности, творчества, саморегуляции и самореализации в процессе учебной деятельности (Ш. А. Амонашвили, Б. Г. Ананьев, Л. И. Божович, Н. И. Жинкин, А. В. Запорожец, Е. П. Ильин, А. Н. Леонтьев, К. Фопель и др.). г) современные разработки педагогической науки в области организационных форм обучения младших школьников иностранным языкам (М. 3. Биболетова, И. Л. Бим, Н. И. Верещагина, Е. И. Негневицкая, Г. В. Рогова, Г. В. Яцковская и др.).

Методы исследования. Для решения поставленных в исследовании задач и доказательства выдвинутой гипотезы использовалась совокупность взаимодополняющих и взаимопроверяющих методов исследования: а) теоретических (сравнительный анализ имеющихся научных источников и синтез точек зрения на исследуемую проблему) — б) эмпирических (изучение научной литературы, опыта организации учебно-познавательной деятельности младших школьников, наблюдение и пр.) — в) диагностических (анкетирование, опрос, проведение разных видов срезов и пр.) — д) опытное обучение по выявлению обучающих возможностей предлагаемой коммуникативно ориентированной методики.

Опытно-экспериментальной базой исследования выступили МОУ СОШ № 11, 26, 45 г. Н. Новгорода, Вачская МОУ СОШ. Всего в эксперименте приняло участие 118 учащихся и 8 преподавателей.

Организация и этапы исследования. Исследование проводилось с 2005 г. по 2008 г.

Первый этап (2005;2006 гг.) — поисково-теоретический. Проводился для выявления проблемы исследования, постановки цели и задач предстоящего исследования.

Второй этап (2006;2007 гг.) — опытно-моделирующий. В процессе его были определены приемы и стратегии работы над лексическим материалом, разработана система лексически направленных упражнений. Проводилась проверка предложенных стратегий, приемов работы над лексикой, системы лексических упражнений в условиях начальной школы для подтверждения их эффективности и рациональности.

Третий этап (2007 — 2008 гг.) — аналитико-обобщающий. Анализ и оценка результатов, полученных опытным и теоретико-аналитическим путем, систематизация, интерпретация и математическая обработка полученных результатов. Публикация результатов исследования, подготовка и редактирование текста диссертации.

Научная новизна исследования состоит в том, что:

— выявлены условия эффективного формирования лексических основ видов речевой1 деятельности младших школьников: а) учёт психологических* особенностей младших школьников, б) структура учебной деятельности в начальной школев) создание благоприятного эмоционально-психологического климата на уроке.•.

— разработаны группы и виды стратегий, обеспечивающих усвоение лексического материала, созданы на их основе качественно новые виды лексических навыков и уменийисследовано их значение для активизации учебно-познавательной и речевой деятельности младших школьников;

— на основе разработанных лексических стратегий создана система упражнений по формированию лексических навыков, которая характеризуется параметрами, определяющими учебную и познавательную деятельность младшего школьника и моделирует благоприятный эмоционально-психологический климат на уроке;

Теоретическая значимость исследования: а) обоснована важность лексического компонента при развитии иноязычной коммуникативной компетенции в целомб) обозначены специфические условия обучения младших школьников лексической стороне иноязычной речи на основе предлагаемой модели и, в частности, коммуникативно ориентированных стратегий и системы упражнений, учитывающих специфику работы по усвоению немецкого языка как средства общения.

Практическая значимость исследования: разработана и апробирована коммуникативно-ориентированная методика, включающая созданную в процессе исследования модель обучения младших школьников лексической стороне иноязычной речи, основными компонентами которой являются: а) предметно-целевойб) процессуальныйв) технологическийг) результативный. Разработанная методика может быть использована в других образовательных условиях по овладению языком. Она обогащает практическую деятельность учителя, способствует её оптимизации и рационализации. Предложенная модель используется в работе учителей немецкого языка образовательных учреждений Н. Новгорода и Нижегородской области. Выводы по результатам исследования доказывают образовательную ценность предложенных стратегий, приёмов и упражнений и свидетельствуют о качественно ином уровне сформированности лексических навыков и умений.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения диссертационного исследования докладывались и обсуждались на заседании кафедры иностранных языков Нижегородского института развития образования (НИРО), кафедры лингводидактики и методики обучения иностранным языкам НГЛУ им. Н. А. Добролюбова. По материалам исследования подготовлены и сделаны сообщения на конференциях «Актуальные проблемы лингвистики, психолингвистики и лингводидактики» (Орск, 2007) — «Проблемы раннего обучения иностранному языку», (Н. Новгород, 2008) — «Актуальные задачи методики в ситуации коренного улучшения условий обучения иностранному языку в общеобразовательной школе», (Владимир 2008) — «Проблемы содержания и организации гимназического образования» (Н. Новгород, 2008).

Результаты исследования внедрены в практику организации курсов повышения квалификации учителей иностранных языков в ГОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования (НИРО). С 2006 по 2007 гг. для учителей немецкого и английского языков были прочитаны два учебных курса: «Лексические стратегии и особенности их реализации на занятиях по иностранному языку в начальной школе» (20 часов) — «Моделирование благоприятной образовательной среды на занятиях по иностранному языку на основе лексических стратегий» (20 часов).

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается исходными методологическими позициями и опорой на достижения лингводидактики, методики, психологии (детской, возрастной и когнитивной), теории воспитания и теории обученияиспользованием различных методов педагогического исследованиякачественными и количественными данными, получеными в ходе опытного обучения.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Обучение младших школьников лексической стороне иноязычной речи детерминировано: а) психологическими особенностями младших школьников, проявляющимися в оптимизации познавательной сферы (становление интеллекта, развитие механизмов сознания) — б) структурой учебной деятельности (становление и принятие цели в обучении иностранному языку, осознание её отношения к мотиву деятельностисозданием побудительных факторов к формированию познавательных, учебно-речевых и речевых действий учащихся, освоение способов и средств речевой деятельности) — в) становлением и развитием языковой личности младшего школьника (языковая направленность, ценностные ориентации, самосознание и самооценивание). Результативное обучение лексической стороне иноязычной речи возможно только при условии что все названные факторы используются в системе.

2. На основе положений коммуникативно-ориентированной методики разработана модель обучения младших школьников лексической стороне иноязычной речи, включающая предметно-целевой, процессуальный, технологический и результативный компоненты.

3. Технологический компонент обучения лексической стороне речи на уроках немецкого языка включает: а) коммуникативно ориентированные стратегии обучения лексике (мотивирующие, психотехнические, развития чувства языка и языковой практики, успеха) — б) приёмы обучения лексике (семантизация, автоматизация лексических навыков, творческое применение лексического материала, обобщение и повторение лексики, контроль усвоенного лексического материала) — в) систему упражнений по формированию лексических навыков, которая характеризуется параметрами, определяющими учебную и познавательную деятельность младшего школьника.

4. Система лексических упражнений для овладения младшими школьниками немецким языком строится на основе разработанных в процессе исследования положений и включает четыре комплекса в соответствии с используемыми коммуникативно-ориентированными стратегиями.

По теме исследования опубликовано 10″ работ в открытой печати, в том числе 1 работа в изданиях, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки РФ. По материалам исследования издано учебно-методическое пособие для учителей немецкого языка, работающих в начальной школе «Познавательные стратегии школьников, их использование на уроках иностранного языка в начальной школе» (Н. Новгород, 2008).

Структура диссертации: введение, две главы, выводы по главам, заключение, библиографический список (228 источников, из них 25 — на английском и немецком языках). Работа содержит 7 рисунков, 7 таблиц.

Выводы по второй главе.

1. При обучении младших школьников лексической стороне иноязычной речи важно не только формирование иноязычных речевых навыков и умений, но и всестороннее развитие личности учащегося в целом: в современной модели обучения иностранным языкам учащийся выполняет роль субъекта учебного процесса и субъекта межкультурного взаимодействия.

2. Разработанная в рамках исследования модель обучения младших школьников лексической стороне иноязычной речи способствует эффективному обучению лексике и создаёт базу для успешного изучения иностранного (немецкого) языка в средней школе. Модель имеет многокомпонентную структуру, которая включает: предметно-целевой, процессуальный, технологический, результативный компоненты.

3. Технологический компонент включает четыре группы коммуникативно-ориентированных стратегий обучения младших школьников лексической стороне иноязычной речи. Разработанные стратегии имеют свою специфику, которая объясняется психологическими особенностями детей младшего школьного возраста, механизмами развития личности школьника в процессе их реализации.

4. Предлагаемые стратегии взаимосвязаны. Они обусловливают: а) развитие личности школьника в целомб) развитие его когнитивных способностейв) создание у младших школьников предпосылок к управлению собственной речевой деятельностьюг) развитие языковой, лексической, интеллектуальной и эмоциональной рефлексии. Главное назначение предлагаемых стратегийдостижение целей и задач обучения лексической стороне иноязычной речи в начальной школе.

5. Реализация стратегий обеспечивается системой лексически направленных упражнений. Такая система строится на основе определённых положений, выведенных из закономерностей в смежных с методикой науках и самой методической науки.

6. Результаты экспериментального обучения подтвердили эффективность предлагаемой коммуникативно-ориентированной методики обучения младших школьников лексической стороне иноязычной речи. Об этом свидетельствует коэффициент успешности по выполнению операций в структуре лексических навыков разных видов. Все значения выше, чем 0,7. Уровень операционной готовности позволяет учащимся начальной школы решать элементарные коммукативные задачи (в говорении, понимать тексты при аудировании и чтении). Использование рекомендуемых стратегий и тактик обеспечивают: а) качественное усвоение лексического материалаб) прочность и длительность его храненияв) включение лексических единиц активного и рецептивного характера в разные виды речевой деятельностиг) осознанное употребление младшими школьниками лексических единиц в речи, их успешное узнавание и понимание в текстах разной модальности.

7. Разработанные учебно-методические материалы были апробированиы в ряде школ г. Н. Новгорода и Нижегородской области. Апробация подтверждает возможность и целесообразность использования предложенной коммуникативно-ориентированной методики обучения младших школьников лексической стороне иноязычной речи на практике.

8. Разработанная коммуникативно-ориентированная методика обучения младших школьников лексической стороне иноязычной речи обеспечивает эффективное обучение лексике и создаёт базу для успешного изучения иностранного языка в средней школе. Г.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведённое исследование показало, что сознательное и прочное владение определённым запасом лексического материала на раннем этапе обучения обеспечивает: а) формирование лексической компетенции как основы для формирования коммуникативнойб) качественное владение аудированием, говорением, чтением, письмом.

1. Доказана актуальность проблемы исследования, а именно: разработана модель обучения младших школьников лексической стороне иноязычной речи, обеспечивающая эффективное обучение лексике и создающая базу для успешного изучения иностранного языка в средней школе.

2. Установлено, что обучение иностранному (немецкому) языку младших школьников будет результативным, если методика формирования лексических основ разных видов речевой деятельности предусматривает создание благоприятного эмоционально-психологического климата на уроке, позволяющего преодолевать психологические барьеры и помехи в общении на изучаемом языке, проявляющиеся в виде недостаточного количества коммуникативно-значимых лексических единиц, незнания наиболее распространенных словообразовательных элементовнезнания элементов культуры немецкого народа, обозначаемых культуроведчески маркированными лексическими единицами.

3. Определен характер стратегий и тактик обучения младших школьников лексической стороне иноязычной речи, способствующих усвоению и использованию лексических единиц языка как средства речевого и межкультурного взаимодействия детей младшего школьного возраста и призванных заложить основы лексической компетенции у младших школьников в разных видах речевой деятельности.

4. Выявлено, что стратегии обучения младших школьников лексической стороне иноязычной речи имеет свою специфику, которая определяется: а) лингвистическими, психологическими, дидактическими и методическими особенностями организации образовательного процесса по иностранному языкуб) возрастными и психологическими особенностями младших школьниковв) типологическими особенностями лексических единиц, включённых в лексический минимум начальной школы.

5. Экспериментальное обучение доказало правомерность рабочей гипотезы о рациональности и эффективности разработанных коммуникативно-ориентированных стратегий обучения младших школьников лексической стороне иноязычной речи, расширяющих возможности коммуникативно-ориентированной методики. Тенденция прогрессивного роста и стабильности показателей по сформированности операционной структуры лексических навыков устной речи позволяет считать предлагаемую методику достаточно эффективной. Это доказывает, что цель диссертационного исследования достигнута.

Проведённое исследование не исчерпывает всех вопросов, касающихся решения проблемы обучения младших школьников лексической стороне иноязычной речи. Перспективы дальнейшего изучения связаны с разработкой проблемы, поднятой в рамках исследованияс поиском более рациональных и эффективных приёмов обучения младших школьников лексической стороне иноязычной речис внедрением основных положений диссертации в теорию и практику обучения иностранному (немецкому) языку в области создания лексических основ разных видов речевой деятельности в начальной школе.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , Э. Г. Смысл и значение Текст. / Э. Г. Аветян Ереван: Изд-во Ереванского университета, 1979. — 412 с.
  2. , Э. Г., Словарь методических терминов (теория и практика преподавания языков) Текст. / Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин. СПб: Златоуст, 1999.-427 с.
  3. , Л. И. Психологические проблемы обучения младших школьников русскому языку Текст. / Л. И. Айдарова М.: Просвещение, 1983. — 144 с.
  4. , Ш. А. Как живёте, дети? Текст. / Ш. А. Амонашвили М.: Просвещение, 1988. — 176 с.
  5. , Ш. А. Личностно-гу манная основа педагогического процесса Текст. / Ш. А. Амонашвили М.: Просвещение, 1990. — 196 с.
  6. , Б. Г. Психология чувственного познания Текст. / Б. Г. Ананьев -М.: Изд-во АПН, 1960.-486 с.
  7. , Б. Г. О проблемах современного человекознания Текст. / Б. Г. Ананьев М.: Наука, 1977. — 380 с.
  8. , М. А. Личностно-ориентированный подход и обучение иностранному языку в классах с неоднородным составом обучаемых Текст. / М. А. Ариян // Иностранные языки в школе. 2007. — № 1. — С. 3−12.
  9. , Е. Ю. Психология субъективной семантики: Монография Текст. / Е. Ю. Артемьева Изд-во ПКИ, 2007. 136 с.
  10. , А. В. Психология обучения иностранным языкам Текст. / А. В. Артёмов. М.: Просвещение, 1969. — 279 с.
  11. , Б. В. Очерки по психологии обучения иностранным языкам Текст. / Б. В. Беляев. М.: Просвещение, 1965. — 227 с.
  12. , В. П. Теория учебника: Дидактический аспект Текст. / В. П. Беспалько. -М.: Педагогика, 1988. -160 с.
  13. , Н. П. Нейрофизиологические аспекты психической деятельности человека Текст. / Н. П. Бехтерева. Л.: Медицина, 1974. — 152 с.
  14. , М. 3. Enjoy English. Английский язык. 2-3 кл. Текст. / М. 3. Биболетова, Н. В. Добрынина, Е. А. Ленская. Обнинск: Изд-во «Титул», 1996. -224 с.
  15. Бим, И. Л. Методика обучения иностранным языкам как наука и проблемы школьного учебника Текст. / И. Л. Бим. М.: Русский язык, 1977. -288 с.
  16. Бим, И. Л. Теория и практика обучения немецкому языку в средней школе Текст. / И. Л. Бим. М.: Просвещение, 1988 — 256 с.
  17. Бим, И. Л. Первые шаги. Книга для учителя к учебнику немецкого языка для 2 класса общеобразовательных учреждений Текст. / И. Л. Бим, Л. И. Рыжова, Л. В. Садомова. М.: Просвещение, 2003 — 104 с.
  18. Бим, И. Л. Первые шаги. Книга для учителя к учебнику немецкого языка для 3 класса общеобразовательных учреждений Текст. / И. Л. Бим, Л. И. Рыжова, Л. В. Садомова. -М.: Просвещение, 2005. 96 с.
  19. Бим, И. Л. Первые шаги. Книга для учителя к учебнику немецкого языка для 4 класса общеобразовательных учреждений. Текст. / И. Л. Бим, Л. И. Рыжова, Л. В. Садомова, О. В. Каплина. М.: Просвещение, 2005. — 96 с.
  20. Бим, И. Л. Первые шаги: учебник немецкого языка для 2-го класса общеобразовательных учреждений в 2 ч. Текст. / И. Л. Бим, Л. И. Рыжова. -М.: Просвещение, 2006. 206 с.
  21. Бим, И. Л. Первые шаги: учебник для 3-го класса бщеобразователь-ных учреждений в 2 ч. Текст. / И. Л. Бим, Л. И. Рыжова, Л. М. Фомичёва. М.: Просвещение, 2006. 236 с.
  22. Бим, И. Л. Первые шаги: учебник для 4-го класса общеобразовательных учреждений в 2 ч. Текст. / И. Л. Бим, Л. И. Рыжова, Л. В. Садомова, О. В. Каплина. -М.: Просвещение, 2007. 236 с.
  23. , П. П. Память и мышление. Текст. / П. П. Блонский СПб.: Питер, 2001−288 с.
  24. , Е. Д. Исследование умственной работы учащихся при выполнении ими грамматических заданий по образцам. О путях повышения эффективности обучения русскому языку в средней школе Текст. / Е. Д. Божович. М.: Изд-во МГУ, 1972. — Вып. 3. С. 34−52
  25. , Л. И. Избранные педагогические труды: проблема формирования личности Текст. / Е. Д. Божович. М.: Междунар. пед. акад, 1995.-209 с.
  26. , А. Теория межличностных отношений и когнитивные теории личности Текст. / А. Боричев. М.: Прайм-Еврознак, 2007. — 128 с.
  27. , Дж. Процесс обучения Текст. / Дж. Брунер. М.: Прогресс, 1962.-218 с.
  28. , Дж. Психология познания Текст. / Дж. Брунер. М.: Прогресс, 1977.-412 с.
  29. , В. А. Основы обучения лексике в средней школе (на материале немецкого языка) Текст. / В. А. Бухбиндер. Киев, 1971. — 558 с.
  30. , К. Теория языка: Репрезентативная функция языка Текст. / К. Бюлер. М.: Прогресс, 1993. — 206 с.
  31. , А. Ваша память/ Пер. с англ./ Текст. / А. Бэдли. М.: Эксмо-Пресс, 2001. -320 с.
  32. Дейк, ван Т. А. Язык. Познание. Коммуникация Текст. /Т. А. ван Дейк. -М.: Прогресс, 1989. 312 с.
  33. , Л. Г. Теория межкультурной коммуникации и значение слова Текст. / Л. Г. Веденина // Иностранные языки в школе. 2000 — № 5 — С.72−76.
  34. , Л. Г. Введение в языкознание Текст. /Л. Г. Вендина.- М.: Высшая школа, 2001. 228с.
  35. , Б. М. Функциональная структура перцептивных процессов Текст. / Б. М. Величковский // Познавательные процессы:-Чощущения, восприятие / Под ред. А. В. Запорожца, Б. Ф. Ломова, В. П. Зинченко. М.: Педагогика, 1982. С. 219 — 246.
  36. , Е. М. Язык и культура: лингвострановедение в преподавании русского языка как иностранного Текст. / Е. М. Верещагин, В. Г. Костомаров. М.: Русский язык, 1990. — 246 с.
  37. , В. К. Психологические механизмы мотивации человека Текст. / В. К. Вилюнас. М.: Изд-во МГУ, 1990. — 288 с.
  38. , О. С Менеджмент Текст. / О. С. Виханский, А. И. Наумов. -М.: Гардарики, 2001.- 528 с.
  39. Возрастная и педагогическая психология: Уч. Пос. для студ. всех спец. пед. вузов Текст. / Под ред. М. В. Гамезо. М.: Педагогическое общество России, 2003.-512 с.
  40. , Л. С. Избранные психологические исследования: Мышление и речь: проблемы психологического исследования ребёнка Текст. / Л. С. Выготский. М.: АПН РСФСР, 1956. — 519 с.
  41. , Л. С. Мышление и речь. Текст. / Л. С. Выготский // Собр.соч. М.: Педагогика, 1982. — Т. 1. — 487 с.
  42. , Л. С. Мышление и речь Текст. / Л. С. Выготский М.: Лабиринт, 1999. — 350 с.
  43. , М. Н. Теория учебника русского языка как иностранного (методические основы) Текст. / М. Н. Вятютнев. М.: Русский язык, 1984. -186 с.
  44. , П. Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий Текст. / П. Я. Гальперин // Исследование мышления в советской психологии. М.: 1966. — С. 26 — 54
  45. , П. Я. Методы обучения и умственного развития ребёнка Текст. / П. Я. Гальперин. М.: МГУ, 1985. — 45 с.
  46. , Н. Д. Современная методика обучения иностранным языкам: лингводидактика и методика Текст. / Н. Д. Гальскова. М., Изд. центр «Академия», 2002. — 165 с.
  47. , Н. Д. Теория обучения иностранным языкам: лингводидактика и методика Текст. / Н. Д. Гальскова, Н. И. Гез. М.: «Академия», 2004. — 336 с.
  48. , Н. Д. Межкультурное обучение: проблема целей и содержания обучения иностранному языку Текст. / Н. Д. Гальскова // Иностранные языки в школе. 2004. — № 1- С. 3 -8.
  49. , М. В. Психологические аспекты методологии и общей теории знаков и знаковых систем Текст. / М. В. Гамезо, Б. Ф. Ломов, В. Ф. Рубахин // Психологические проблемы переработки знаковой информации. М.: Наука, 1977.-С.5−48.
  50. , Р. А. Обучение шимпанзе жестовому языку в общении с людьми Текст. / Р. А. Гарднер // Иностранная психология. 2000 — № 13.- С. 18 — 28.
  51. Гез, Н. И. Методика обучения иностранным языкам в средней школе Текст. / Н. И. Гез, М. В. Ляховицкий, А. А. Миролюбов. М.: Высшая школа, 1882.-373 с.
  52. Г. Игра в бисер Текст. / Г. Гессе. СПб: Азбука- классика, 2004. -496 с.
  53. , В. Б. Основы лексической категоризации глагола. Типология структурных семантических связей. Моделирование процессов функциональной категоризации глагола Текст. / Б. В. Гольдберг. Тамбов: ТГУ им. Г. Р. Державина, 2000. — С. 90−138.
  54. , В. Б. Лексика современного английского языка в свете лингвистических парадигм: методы исследования Текст. / Б. В. Гольдберг. -Тамбов: ТГУ им. Г. Р. Державина, 2003. 92 с.
  55. , М. М. Чувство языка: психолингвистический и дидактический аспекты Текст. / М. М. Гохлернер. Николаев, 1992. — 189 с.
  56. , Е. К.Обучаем иначе Текст. / Е. К. Григальчик, Д. И. Губаревич. // Стратегия активного обучения / Минск — 2003. С. 13−14
  57. , П. Б. Основы обучения устной речи на языковых факультетах: курс лекций Текст. / П. Б. Гурвич. Владимир: ВГПИ, 1972. — 156 с.
  58. , П. Б. Теория и практика эксперимента в методике преподавания иностранных языков Текст. / П. Б. Гурвич. Владимир, ВГПИ, 1980. — 103 с.
  59. , П. Б. Лексические умения, обусловливающие говорение на иностранном языке Текст. / П. Б. Гурвич, Ю. А. Кудряшов. //Общая методика обучения иностранным языкам / Сост. А. А. Леонтьев.- М.: Рус. яз., 1991. 360 с.
  60. , Н. И. Психологическая готовность к школе Текст. / Н. И. Гуткина. Спб: Питер, 2004. — 208 с.
  61. , В. В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования Текст. / В. В. Давыдов. М.: Педагогика, 1986. — 240 с.
  62. , В. В. Виды обобщения в обучении Текст. / В. В. Давыдов. М.: Педагогическое общество России, 2000. — 480 с.66
  63. , М. А. Деятельностная методика обучения иностранным языкам Текст. /М. А. Давыдова. М.: Наука, 1990. — 170 с.
  64. , Н. И. Механизмы речи Текст. / Н. И. Жинкин. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958. — 370 с.
  65. , Н. И. Речь как проводник информации Текст. / Н. И. Жинкин. -М.: Наука, 1982.-160 с.
  66. , Н. И. Язык. Речь. Творчество Текст. / Н. И. Жинкин. М.: Лабиринт, 1998. — 368 с.
  67. , Н. А. Методика раннего обучения иностранному языку электронный ресурс. /arhiv/lseptember/гu/eng /2002/ 02/2.Ь1т
  68. , В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования Текст. / В. И. Загвязинский, В. Артаханов. М.: «Академия», 2008.-207 с.
  69. Р. Стадии психического развития ребёнка Текст. / Р. Заззо. М.: Наука, 1968. — 293 с.
  70. Закон Российской федерации «Об образовании» Текст. /. М.: ИНФРА — 2004.-51с.
  71. , А. А. Слово в лексиконе человека: психолингвистические исследования Текст. / А. А. Залевская. Воронеж: ВГУ: 1990. — 205 с.
  72. , А. А. Введение в психолингвистику Текст. / А. А. Залевская. -М.: РГГУ, 1999.-382 с.
  73. , Л. В. Избр. Пед. труды Текст. / Л. В. Занков. М.: Дом педагогики, 1999. — 532 с.
  74. , Л. В. Обучение и развитие: Экспериментально-педагогическое исследование Текст. / Л. В. Занков. М.: 1975 — 284 с.
  75. , А. В. Избранные психологические труды Текст. / А. В. Запорожец. М.: Педагогика, 1986. т.1 — 316 с- т.2 -296 с.
  76. А. 10 и 90 новая статистика интеллекта Текст. / А. Зверев // Знание — сила — 1997. — № 4 — С. 5−17.
  77. , И. А. Психология обучения иностранным языкам в школе Текст. / И. А. Зимняя. М.: Просвещение, 1991. — 222 с.
  78. , И. А. Педагогическая психология Текст. / И. А. Зимняя. М.: Логос, 1999.-384 с.
  79. , И. А. Лингвопсихология речевой деятельности Текст. / И. А. Зимняя. М.: НПО «МОДЭК», — 2001. — 432 с.
  80. , Дж. В поисках хорошей формы: Гештельт-терапия с супружескими парами и семьями Текст. / Дж. Зинкер. М.: Класс, 2000. — 312 с.
  81. , Е. П. Мотивация и мотивы Текст. / Е. П. Ильин. СПб.: Питер, 2006. — 508 с.
  82. Истомина, 3. М. Развитие памяти Текст. / 3. М. Истомина. М.: Наука, 1978.-156с.
  83. , С. Д. Содержание слова. Значение и обозначение Текст. / JI. С. Канцельсон. M.-JL: Наука, 1965. — 108 с.
  84. , Эд. Психология развития и экспериментальная педагогика Текст. / Эд. Клаперед. СПб., 1911. — 211 с.
  85. , И. JI. Англо-русский терминологический справочник по методике преподавания иностранных языков Текст. / И. JI. Колесникова, О. А. Долгина. СПб: Блиц, Cambridge University Press, 2001. — 224 с.
  86. , Я. JI. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста: книга для учителя Текст. / Я. JT. Коломинский, Е. А. Панько. М.: Просвещение, 1988. — 196 с.
  87. , Е. В. Хочу, могу, умею Текст. / Е. В. Коротаева. М.: КСП, 1997. — 222с.
  88. , К. Основы психического развития Текст. / К. Коффка. М.: Наука, 1964. — 340 с.
  89. Краткий психологический словарь Текст. / под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского М: Советская энциклопедия, 1985. — 364 с.
  90. , В. А. Основы педагогической психологии Текст. / В. А. Крутецкий. М.: Просвещение, 1972. — 305 с.
  91. , В. П. Иностранный язык как учебный предмет на современном этапе развития общества Текст. / В. П. Кузовлев, В. С. Коростелёв, Е. И. Пассов // Иностранные языки в школе. 1999. — № 3 — С 3−16.
  92. , П. С. Очерки исторической морфологии русского языка Текст. / П. С. Кузнецов. М.: АН СССР, 1959. — 274 с.
  93. , В. Н. Межличностное общение. Учебник для вузов Текст. / В. Н. Куницына, Н. В. Казаринова, В. М. Поголына. СПб.: Питер, 2001- 544 с.
  94. Р. Обучение иностранному языку Текст. / Р. Ладо // В кн.: Методика преподавания иностранных языков за рубежом //Сост. М. М. Васильева, Е. В. Синявская. М.: Прогресс, 1967. — С. 120−136.
  95. Леви-Брюль Л. Сверхестественное в первобытном мышлении Текст. / Л. Леви-Брюль. М.: Педагогика-Пресс, 1994. — 608 с.
  96. , А. А. Язык, речь, речевая деятельность Текст. / А. А. Леонтьев. М.: Просвещение, 1969. — 215 с.
  97. , А. А. Психологические основы обучения русскому языку как иностранному Текст. / А. А. Леонтьев. // В кн.: Методика. Зарубежному преподавателю русского языка. М. 1982. 235 с.
  98. , А. А. Основы психолингвистики Текст. / А. А. Леонтьев. М.: Смысл, 1997.-287 с.
  99. , А. А. Психологические предпосылки раннего овладения иностранным языком Текст. / А. А. Леонтьев // Иностранные языки в школе. -1985.-№ 5.-С. 18−21.
  100. , А. Н. Деятельность. Сознание. Личность Текст. / А. Н. Леонтьев. М.: Политиздат, 1975. -304 с.
  101. Лингвистический энциклопедический словарь Текст. // Под ред., В. Н. Ярцевой. М.: Советская энциклопедия, 1990. — 685 с.
  102. , А. И. К вопросу о методах выявления самооценки как личностного параметра умственной деятельности Текст. / А. И. Липкина // Проблемы диагностики умственного развития учащихся. М.: Наука, 1975 С 2126.
  103. , А. И. Самооценка школьника Текст. / А. И. Липкина. М., 1976.-172 с.
  104. , А. И. Критичность и самооценка в учебной деятельности Текст. / А. И. Липкина. М.: Педагогика, 1968. — 183 с.
  105. , М. И. Потребность в общении Текст. /М. И. Лисина // Проблемы онтогенеза общения. М.: Педагогика, 1986. — С. 31−57.
  106. , М. И. Общение, личность и психика ребёнка Текст. / М. И. Лисина. М.: МПСИ, 2001 — 384 с.
  107. , П. П. Как быстро выучить много немецких слов Текст. / П. П. Литвинов. М.: Айрис-пресс, 2007. — 160 с.
  108. , Б. Ф. Системность в психологии. Избр. психол. труды. Текст. / Б. Ф. Ломов М.:МПСИ, 2003. — 423 с.
  109. , А. Р. Язык и сознание Текст. / А. Р. Лурия. М., Феникс, 1998. -416 с.
  110. , М. В. Методика обучения иностранным языкам в средней школе Текст. / М. В. Ляховицкий, Н. И. Гез, А. А. Миролюбов. М.: Высшая школа, 1882.-373 с.
  111. , В. Я. Память в процессе развития Текст. / В. Я. Ляудис М.: МГУ, 1976.-253 с.
  112. , В. А. Лингвокультурология Текст. / В. А. Маслова. М.: Академия, 2001.- 208 с.
  113. , Ю. С. Введение в языкознание Текст. / Ю. С. Маслов. М.: Высшая школа, 1987. — 272 с.
  114. , Ю. С. Введение в языкознание Текст. / Ю. С. Маслов. Спб: Академия, 2006.-384 с.
  115. , А. Мотивация и личность Текст. / А. Маслоу пер. с англ. -СПб.: Питер, 2003. 352 с.
  116. , Н. А. Вопросы умственного развития ребёнка Текст. / Н. А. Менчинская. М.: Знание, 1970. — 218 с.
  117. , М. Я. Развитие лингвистического мышления учащихся: Экспериментальное психологическое исследование обучения пониманию предложений при чтении Текст. / М. Я. Микулинская. М.: Педагогика, 1989. — 144 с.
  118. , Дж. А. Магическое число семь плюс или минус два. О некоторых пределах нашей способности перерабатывать информацию. Психология памяти Текст. / Дж. А. Миллер // Под ред., Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. М.: ЧеРо, 2000. — С. 564−582.
  119. , Р. П. Развивающее обучение средствами иностранного языка в школе: Дис.докт.пед.наук: 13.00.02-М., 1992.-541с.
  120. , Р. П. Основные способы стимулирования речемыслительной деятельности на иностранном языке Текст. / Р. П. Мильруд // Иностранные языки в школе. 1996. — № 6 — С. 6−12.
  121. , Р. П., Максимова, И. Р. Современные концептуальные принципы коммуникативного обучения иностранным языкам // Иностранные языки в школе. 2000. — № 4. — С. 9−15- № 5 — С. 17−22.
  122. Миньяр-Белоручев, Р. К. К проблеме формирования лексических навыков Текст. / Р. К. Миньяр-Белоручев // Иностранные языки в высшей школе: Сб.науч.-метод. статей / Под ред. С. К. Фоломкиной. Выпуск 22. — М.: МГПИ им., В. И. Ленина, 1989. — С. 3−9.
  123. Миньяр-Белоручев, Р. К. Методический словник. Толковый словарь терминов методики обучения языкам Текст. / Р. К. Миньяр-Белоручев. М.: Стелла, 1999. -144 с.
  124. , А. А. История отечественной методики обучения иностранным языкам Текст. / А. А. Миролюбов // Психолого-педагогические основы обновления методики преподавания иностранных языков // Aima mater. 1998.-№ 12. -С. 1−6.
  125. , В. С. Возрастная психология: фоменология развития, детство, оторочество: Учебник для студ. вузов Текст. / В. С. Мухина. М.: Академия, 1999.-456 с.
  126. , X. А. Мотивация и деятельность Текст. / X. А. Мюррей, X. Хекхаузен. М.: Смысл, 2003. — 860 с.
  127. , Е. И. Язык и дети Текст. / Е. И. Негневицкая, А. М. Шахнарович. М.: Наука, 1981. — 110 с.
  128. , Р. С. Психология. Учебник, кн. 1. Общие основы психологии Текст. / Р. С. Немов. 2-е изд. -М.: Просвещение / Владос, 1995. — 385 с.
  129. Никитенко, 3. Н. Технология обучения лексики в курсе обучения английского языка для детей 6 лет в первом классе средней школы Текст. / 3. Н. Никитенко // Иностранные языки в школе. — 1991. № 4. — С. 52−59.
  130. Новые государственные стандарты по иностранному языку Текст. / — М.: ACT: Астрель, 2006. 380 с.
  131. Обуховский К, Психология влечения человека Текст./ К. Обуховский. -М.: Просвещение, 1972. 248 с.
  132. О введении иностранного языка во вторых классах начальной школы вусловиях эксперимента по обновлению структуры и содержанию лбщегообразования в 20 002/2003 уч. году 17.12.2001 № 957 электронный ресурс. ihttp:// www.zankov.ru/direktor/dok7/asp/
  133. , А. М. К вопросу об объективной обусловленности так называемого чутья языка Текст. / А. М. Орлова // Вопросы психологии. 1955. — № 5 — С. 71−83.
  134. , Е. И. Коммуникативный метод обучения иностранному говорению Текст. / Е. И. Пассов. М.: Просвещение, 1985. — 208 с.
  135. , Е. И. Урок иностранного языка в средней школе Текст. / Е. И., Пассов. М.: Просвещение, 1988. — 267 с.
  136. , Е. И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению Текст. / Е. И. Пассов. М.: Русский язык, 1989. — 276 с.
  137. , Е. И. Общение как умение Е. И. Пассов. М.:Русский язык, 1989.-165 с.
  138. , Е. И. 40 лет спустя или сто и одна методическая идея Текст. / Е. И. Пассов. М.: ГЛОСА-Пресс, 2006. — 240 с.
  139. , А. В. Основы теоретической психологии Текст. / А. В. Петровский. М.: Просвещение, 1999. — 356 с.
  140. , А. В. Общая психология Текст. / А. В. Петровский. М.: Просвещение, 1986.- 416 с.
  141. , А. В. Развитие личности и проблемы ведущей деятельности Текст. / А. В. Петровский // Вопросы психологии. 1987. — № 1 -С.19−26.
  142. , А. В. Игры, развлечения, досуг Текст. / А. В. Петрусинский. М.: Новая школа, 1994. — 368 с.
  143. , Ж. Психология интеллекта. Избранные психологические труды Текст. / Ж. Пиаже. М.: Педагогика, 1969. — 315 с.
  144. , В. В. Психология мышления Текст. / В. В. Петухов. М.: МГУ, 1987.-90 с.
  145. , А. А. Познавательные стратегии школьников Текст. / А. А. Плигин. М.: Профит Стайл, 2007. — 528 с.
  146. А. Знак и деятельность Текст. / А. Полторацкий, Б. Швырёв. М.: ИПЛ, 1970.-228 с.
  147. , Ф. Ф. Мысль и язык Текст. / Ф. Ф. Потебня // Психолингвистика в очерках и извлечениях: Хрестоматия / Под общ. ред. В. К. Радзиховской. М.: Академия, 2003. — С. 97−119.
  148. , И. В. Основные направления в методике преподавания иностранных языков в XIX XX вв. Текст. / И. В. Рахманов. — М.: Педагогика, 1972.-320 с.
  149. , А. Е. Управление речевой деятельностью учащихся на уроках немецкого языка в 4 классе сельской школы Текст. / А. Е. Рацимор // Иностранные языки в школе. 1988. — № 1. — С. 34−38- № 3 — С. 53−58.
  150. , А. А. Психология человека от рождения до смерти Текст. / А. А. Реан. СПб.: Прайм-еврознак, 2002. — 656 с.
  151. , А. А. Социальная педпгогическая психология Текст. / А. А. Реан, Я. JL Коломинский. Спб: Питер, 1999. — 416 с.
  152. , А. А. Введение в языкознание Текст. /А. А. Реформатский. М.: Просвещение, 1967. — 344 с.
  153. , Г. В. Методика обучения английскому языку на начальной ступени обучения Текст. / Г. В. Рогова, И. Н. Верещагина. М.: Просвещение, 1988.-224 с.
  154. , Г. В. и др. Методика обучения иностранным языкам в средней школе Текст. / Г. В. Рогова. М.: Просвещение, 1991. — 287 с.
  155. , Р. Язык, речь и коммуникация Текст. / Р. Рометвейт / Пер. с норв. М.: Тривола, 1972. — 230 с.
  156. Рубинштейн, С. JL О мышлении и путях его исследования Текст. / С. JL Рубинштейн. М.: Изд-во АН СССР, 1958. — 147 с.
  157. , И. Б. Актуальные вопросы обучения иностранному языку в начальной школе Текст. / И. Б. Смирнов // В кн.: Актуальные вопросы преподавания немецкого языка в средней школе. СПб.: Каро, 2005. — 160 с.
  158. , С. Д. Мир образов и образ мира Текст. / С. Д. Смирнов // Вестник Московского университета, серия 14. Психология. 1981. — № 2. С. 1529.
  159. , М. С. Программа «Русский язык"Текст. / М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2005. — 40 с.
  160. , Е. Н. Методика обучения иностранным языкам: базовый курс лекций Текст. / Е. Н. Соловова. М.: Просвещение, 2002. — 240 с.
  161. , P. JI. Когнитивная психология Текст. / P. J1. Солсо. М.: Тривола, 1996.-600 с.
  162. , М. В. под ред. Адамского, А. И. Формирование оценочной компетенции школьников Текст. / М. В. Старостенкова, А. Н. Тубельский. М.: Эврика, 2004. — 194 с.
  163. , Э. Психопедагогика Текст. / Э. Стоуне. М.: Педагогика, 1984. -420 с.
  164. , И. П. Введение в языкознание Текст. / И. П. Сусов. М.: Восток-Запад, 2007. — 379 с.
  165. , Е. Ф. Тенденции развития психолингвистики Текст. / Е. Ф. Тарасов. М.:Наука, 1987. — 168 с.
  166. Теоретические основы методики обучения иностранным языкам в средней школе Текст. / Под ред. А. Д. Клименко, А. А. Миролюбова. М.: Педагогика, 1981.-456 с.
  167. , О. К. Мышление, знание, и понимание Текст. / О. К. Тихомиров, В. В. Знаков // Вестник Моск. ун-та. Психология. 1989. — № 2. -С. 28−36.
  168. , А. А. Слово в лексико-семантической системе языка Текст. / А. А. Уфимцева. М.: Наука, 1970. — 272 с.
  169. , К. Д. Пед. соч.: т. 1 М.: Педагогика, 1988. — 365 с.
  170. , В. М. Некоторые аспекты раннего обучения иностранным языкам Текст. / В. М. Филатов // Иностранные языки в школе. 1998. — № 5 -С. 18−23.
  171. , В. М. Антропологическая модель обучения иностранному языку в начальной школе и пед.колледжах: Монография Текст. / В. М. Филатов. -Ростов-на /Д: АНИОН, 2002. 400 с.
  172. Философский словарь Текст. / Под ред. И. Т. Фролова М.: Политиздат, 1985.-588 с.
  173. Философско-психологические проблемы развития образования. Текст. / Под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика, 1981.- 265 с.
  174. , К. Как научить детей сотрудничать? (Психологические игры и упражнения) Текст. / К. Фопель. М.: Генезис, 1998. — 326 с.
  175. К. Практическое пособие для педагогов и школьных психологов Текст. / К. Фопель. М.: Генезис, 2006. — 284с.
  176. Фрейд, 3. Забывание иностранных слов. Хрестоматия по общей психологии: Психология памяти Текст. / 3. Фрейд. — М.: 1979. 420 с.
  177. , К. Из жизни пчёл. М.: Мир, 1980. — 186 с.
  178. , В. С. Работа над словом Текст. / В. С. Цетлин // Иностранные языки в школе. 1988. — № 3. — С. 33−36.
  179. , И. И. Основы теории обучения пониманию иноязычной речи Текст. / И. И. Халеева. М.: Высшая школа, 1989. — 238 с.
  180. , X. Мотивация и деятельность Текст. / X. Хекхаузен. М.: Смысл, 2003. — 860с.
  181. , В. В. Дидактика взаимодействия Текст. / В. В. Хохлова. Н. Новгород: НГМА, 1999. — 128 с.
  182. , JI. В. Психология памяти: Учебное пособие для студ.высш.учебн.заведений Текст. / Л. В. Черемушкина. М.: Изд. центр Академия, 2002. — 380 с.
  183. , Н. И. Психология умственного развития Текст. / Н. И. Чуприкова. М.: АО Столетие, 1997. — 478 с.
  184. , В. Д. Мнемические способности: развитие и диагностика Текст. / В. Д. Шадриков, Л. В. Черемушкина. М.: Педагогика, 1990. — 175с.
  185. , В. Д. Деятельность и способности Текст. / В. Д. Шадриков. -М.: Логос, 1994. 320с.
  186. , А. Н. Психолого-дидактические основы организации познавательной деятельности учащихся в процессе овладения лексической стороной иноязычной речи. Монография Текст. / А. Н. Шамов. Н. Новгород: НГЛУ им., Н. А. Добролюбова, 2003. — 239с.
  187. , А. Н. Когнитивный подход к обучению лексике: моделирование и реализация: Монография Текст. / А. Н. Шамов. Н. Новгород: НГЛУим., Н. А. Добролюбова, 2006. — 277 с.
  188. , С. Ф. Методика обучения немецкому языку в средней школе Текст. / С. Ф. Шатилов. М.: Просвещение, 1986. — 223 с.
  189. , С. Ф. Коммуникитивный подход к обучению грамматмке иностранного (немецкого) языка в общеобразовательной средней школе Текст. / С. Ф. Шатилов, И. Б. Смирнов. СПб: ИОВ РАО, 1998. — 198 с.
  190. , А. М. Психолингвистика Текст. / А. М. Шахнарович. М.: Прогресс, 1984.-367 с.
  191. , А. М. Психолингвистический анализ семантики и грамматики Текст. / А. М. Шахнарович, Н. А. Юрьева. М.: Наука, 1990. — 166 с.
  192. , А. М. Онтогенез мыслеречедеятельности: семантика и текст Текст. / А. М. Шахнарович // Филологические науки. 1998. — № 1. — С. 56−65.
  193. , Н. Ю. Об активных потенциях, заключённых в слове // Слово в грамматике и словаре Текст. / Н. Ю. Шведова. М.: Наука, 1984. — С. 7−15.
  194. В. Психология раннего детства до шести лет Текст. / В. Штерн. -М.: Просвещение, 1965.-256 с.
  195. , В. А. Моделирование и философия Текст. / В. А. Штофф. Изд. С-Пет. универ., 2007. — 430 с.
  196. , JI. В. Языковая система и речевая деятельность Текст. / Л. В. Щерба. М.: Наука, 1974.- 361с.
  197. , Д. Б. Избранные педагогические труды Текст. / Д. Б. Эльконин. М.:Педагогика, 1989. — 560 с.
  198. Д. Б. Психология игры Текст. / Д. Б. Эльконин. М.: Просвещение, 1978. — 304 с.
  199. , И. С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе Текст. / И. С. Якиманская. М.: Наука, 1996. — 295 с.
  200. , В. А. Психологическое моделирование образовательных сред Текст. / В. А. Ясвин // Психологический журнал. 2000. — Т. 21 — № 4. — С.79−89.
  201. , Г. В. Книга для учителя к пробному учебному пособию по немецкому языку «Добрый день!» для 1-го класса средней школы Текст. / Г. В. Яцковская, Н. П. Каменецкая. М.: Просвещение, 1993. — 128 с.
  202. , Г. В. Книга для учителя к учебнику немецкого языка 2-го класса школ с углублённым изучением немецкого языка Текст. / Г. В. Яцковская, Н. П. Каменецкая. Под ред. И. Л. Бим. М.: Просвещение, 1990. -160 с.
  203. Bildungstheorien: Probleme und Positionen Text. / Hrsg. Von Jurgen-Eckardt PI eines, Freiburg: 1978. 280 S.
  204. Bohn R/Schreiter I. Sprachspielereien fiier Deutschlernende. Text. / Bohn R/Schreiter I. Leipzig: Langescheid-Verlag Enzykloopedie 1995. — 168 S.
  205. Brigitte Jonen-Dietmar. Spielstrasse Deutsch. Materialen und Spiele fuer den Unterricht Deutsch als Fremdsprache im Primarbereich Text. / Brigitte JonenDietmar. Hannover: Schroedel Schulbuchverlag. 1991. — 148 S.
  206. Ch. & Hetzer. H. Das erste Verstandniss fur Ausdruck in erstem Lebensjahr Text. / Buhler Ch. & Hetzer. H. Zschr. f. Psychol., Bd. 107, 1928. — S. 15−33.
  207. Christa Dauvillier. Im Sprachunterricht spielen? Aber ja! Text. / Christa Dauvillier. Munchen: Goethe-Institut, 1986 -165 S.
  208. Dreke M. Wechselspiel Text. / M. Dreke, W. Lind. Muenchen: LangescheidVerlag, 1996. — 160 S.
  209. Gardner R. A., Gardner, B. T., 1969, Teaching sign language to a chimpanzee Text. / R. A Gardner, B. T. Gardner, //Science. V. 1969.- 165. P.
  210. Halliday M. A. Language structure and language function Text. / M. A. Halliday //J. Lyons ed. New horizons in linguistics. Harmondsworth: Penguin, 1970.-P. 140−165.
  211. Faerch, C. Strategies in Interlanguage Communication Text. / C. Faerch, G. Kasper. London: Longman, 1983. — 170 p.
  212. Frisch K., Von. The Dance Language and Orientation of Bees (trans. By Chadwick K.E.) Text. / K. Frisch Cambridge, Mass., Harvard Univ.Press. — 1967. -186 p.
  213. Jaffke. Ch. Fremdsprachenunterricht auf der Primarstufe. Text. / Ch. Jaffke. Weinheim: Deutscher Studienverlag, 1996.-293 S.
  214. Miller G.A. The place of language in a scientific psychology Text. / G. A. Miller // Psychological Science. Vol. 1. — No. 1. — 1990. — 172 p.
  215. Morton J. The logogen model and orthographic structure Text. / J. Morton //In: Frith U. Cognitive processes in spelling. London: Academic Press, 1980. — p. 3541.
  216. Muhlbrandt U. LOGO. Konzentrationstraining filer den Deutschunterricht Text. / U. Muhlbrandt. Berlin: Cornelsen-Verlag, 1994. 95 S.
  217. Naiman N. The good language learner/ N. Naiman, M. Frohlich, H. Stern Text. /A.Todesco// Toronto. Onterio Institute for Studies in Education. -Cambridge: Cambridge University Press, 1978. — 129 p.
  218. Oxford, R. Language Learning Strategies: What Every Teacher Should Know/ R. L. Oxford Text. / R. Oxford. Boston: Heinle and Heinle Publishers, 1990. — 143 P
  219. Philosophieren in der Grundschule / Beitr. von Barbara Bruning Text. / Rostock: Univ., 1999.-238 S.
  220. Premack D. Language in chimpanzee? Text. /D. Premack // Science. 1971. -172 p.
  221. Paivio A. Mental representations: A dual coding approach Text. / A. Paivio. -New York: Oxford University Press. 1986. — 323 p.
  222. Quillian R. Semantic memory. PhD dissertation, Carnegie Institute of Technology Text. /R. Quillian-Pittsburg: Pennsylvania. 1966. 168 p.
  223. Quillian R. The teachable language comprehender: A simulation program and theory of language Text. / R. Quillian Communications of the Association for Computing Machinery, 1969. — p. 21−26.
  224. Rubin J. What a good language learner can teach us. Text. / J. Rubin. -TESOL Qarterly, 1975. P. 37−48.
  225. Schulmann A.I. Memory for words recently classifield Text. / G. A. Schulmann // Memory & Cognition. 1974. — No 2. — P. 47−52.
  226. Williams, M., Burden R, Psychology for Language Teachers Text. / M. Williams, R. Burden. Cambridge University Press, 1998. — 164 p.
  227. Wickens D.D.& CO. Imagenery and abstractness in shortterm memory Text. / D.D. Wickens // Journal of Experimental Psychology. 1970. — No 84. — P. 272−286
Заполнить форму текущей работой