Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Формирование маркетинг-менеджмента в системе шоу-бизнеса

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Таким образом, анализ литературных источников показал, что наиболее разработанными направлениями являются вопросы организации и управления маркетингом в сфере культуры и искусства с ориентацией на некоммерческий подход к построению деятельности, а также отдельные аспекты экономики индустрии развлечений в целом. При этом систематизированные представления об этих проблемах изложены, в основном… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические и организационные основы маркетинг-менеджмента в системе шоу-бизнеса
    • 1. 1. Сущность и задачи шоу-бизнеса в системе предпринимательства
    • 1. 2. Экономико-организационные проблемы создания и распространения услуг в системе шоу-бизнеса
    • 1. 3. Роль и значение маркетинга в организации услуг шоу-бизнеса
  • Глава 2. Маркетинговые исследования услуг в сфере шоу-бизнеса
    • 2. 1. Диагностика маркетинговой среды сферы шоу-бизнеса
    • 2. 2. Исследование процессов сегментации потребителей услуг шоу-бизнеса
    • 2. 3. Особенности формирования процесса позиционирования услуг, предоставляемых организациями в сфере шоу-бизнеса
  • Глава 3. Методические основы формирования маркетинг-менеджмента в системе шоу-бизнеса
    • 3. 1. Обоснование маркетинговой концепции в системе шоу-бизнеса
    • 3. 2. Методические принципы и методы формирования маркетинг-менеджмента в системе шоу-бизнеса
    • 3. 3. Методические основы формирования маркетинг-менеджмента киноиндустрии

Формирование маркетинг-менеджмента в системе шоу-бизнеса (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Шоу-бизнес — это крупная и быстро развивающаяся сфера мировой экономики, приносящая многомиллиардные доходы. Привлекательность и прибыльность шоу-бизнеса в развитых странах мира обусловлены быстрым расширением сферы услуг в целом, растущими потребностями населения в услугах индустрии развлечений, стремительным развитием научно-технического прогресса и технологий, глобализацией рынков. Наряду с этими тенденциями наблюдается значительное увеличение конкуренции в сфере шоу-бизнеса, растущее значение системы взаимоотношений с потребителями, степени удовлетворения их потребностей. Данные обстоятельства объясняют растущий интерес к маркетингу шоу-бизнеса и как концепции управления, и как инструменту воздействия.

В России шоу-бизнес довольно молод относительно мировой практики. Само понятие «шоу-бизнес» появилось в нашей стране только с переходом к рыночным отношениям. До перестройки шоу-бизнеса не существовало как такового, поскольку в рамках административно-командной системы было невозможно выполнение одного из самых главных условий сферы шоу-бизнеса — осуществление коммерческой деятельности в полном смысле этого слова.

В недавнем прошлом в культурно-досуговом комплексе были широко представлены как бюджетные учреждения, так и хозрасчетные предприятия. Однако грань, отделявшая первых от вторых, отнюдь не была границей между некоммерческим сектором, с одной стороны, и полем предпринимательской деятельности — с другой. Деятельность большинства организаций в культурно-досуговом комплексе жестко регулировалась, была предельно идеологизирована и ориентировалась на цели, не способные находить адекватного выражения в спросе населения. При этом фактическое отсутствие самостоятельности как в отношении содержания деятельности, так и в отношении маневра ресурсами, было присуще и многим из тех организаций культурно-досугового комплекса, которые считались хозрасчетными.

С переходом на новые экономические отношения в культурно-досуговом комплексе стали появляться элементы реального предпринимательства. Организации получили значительную свободу в творческом и экономическом плане. Именно тогда стали формироваться организации, образующие сферу шоу-бизнеса. В этой связи следует отметить, в частности, появление театров-студий и новой экономической модели в кинематографии, предусматривающей замену системы централизованного планирования и финансирования кинопроизводства и кинопроката на систему рыночного взаимодействия экономически самостоятельных киностудий, кинопрокатных организаций и кинотеатров [40]. Получили свободу действий также и телекомпании, и эстрадные организации. Экономические показатели, отражающие зрительские предпочтения, пришли на смену идеологическим критериям.

Вместе с тем как ранее существовавшие предприятия культурно-досугового комплекса, так и вновь образовавшиеся организации сферы шоу-бизнеса оказались не готовы к деятельности в новых экономических, политических и культурных условиях. Формирование новой структуры коммерческих, некоммерческих и государственных институтов в сфере шоу-бизнеса, адекватной сложившимся общественным отношениям, выдвинуло на первый план необходимость построения деятельности организаций на совершенно иных принципах, обусловленных приоритетами открытой политико-экономической системы. В процессе переориентации направлений деятельности организации столкнулись с целым комплексом проблем. Прежде всего, отсутствовал механизм организации и управления предпринимательской деятельностью, направленной на получение прибыли, не была развита система взаимоотношений между участниками отрасли. Наряду с этим, не было соответствующей рыночной инфраструктуры в виде развитых маркетинговых, финансовых, юридических услуг. В результате в тот период все сферы шоу-бизнеса оказались в той или иной мере в неблагоприятном положении, поскольку не смогли полностью адаптироваться и перестроить свою деятельность. Однако за последнее десятилетие реформ менеджеры в сфере шоу-бизнеса продвинулись вперед в практике управления деятельностью организаций.

Концептуальные положения маркетинга в сфере шоу-бизнеса опираются на общую теорию маркетинга. В развитие теоретических и методологических основ маркетинга внесли значительный вклад как зарубежные ученые Б. Берман (В. Berman) [102], П. Диксон (P. Dickson) [19], П. Друкер (Р. Drucker) [23], Ф. Котлер (Ph. Kotler) [43, 44], Ж. Ламбен (J. Lambin) [48], Т. Левит (Th. Levitt) [138], Дж Эванс (J. Evans) [102] и др., так и отечественные специалисты О. Д. Андреева [5], Г. Л. Азоев [2], Г. Л. Багиев [7, 8, 9, 10], Д. И. Баркан [12], A.A. Браверман [14], Е. П. Голубков [16], Т. П. Данько [18], Н. К. Моисеева [54], А. Н. Романов [50], В. В. Томилов [88, 89], В. Е. Хруцкий [95] и др.

Большинство трудов отечественных ученых в области культуры, относящихся к дореформенному советскому периоду (80-х — начала 90-х годов), посвящены социально-экономическим проблемам организации экономики культуры и искусства. Среди многочисленных исследований можно выделить работы А. Я. Рубинштейна [71, 72], И. А. Столярова [78, 79, 80], Е. В Егорова [26, 27], Л. И. Якобсона [105], A.A. Новиковой [56], О. Новотного [57, 58]. В этот период появляются также первые публикации И. В. Абанкиной и Т. В. Абанкиной [1], Н. И. Глаголева и P.M. Писконтиной [15], затрагивающие проблемы маркетинга в сфере культуры. В этих работах намечаются возможности применения теории и практики маркетинга в культурной сфере. Однако с переходом к новым моделям экономической деятельности данные публикации заметно утратили актуальность, потребовав пересмотра отдельных положений.

По мере развития экономической реформы в России появляются научные работы как по теоретическим вопросам маркетинга культуры в целом, так и посвященные отдельным сферам культурно-досугового комплекса — театру, кино, телевидению, эстраде, кино, спорту и т. п.

В работе Г. Л. Тульчинского [91] проведен анализ состояния российской экономики и сферы культуры в условиях рыночных отношений, роли маркетинга в сфере культуры. Эта публикация является важной для развития маркетинга в сфере культуры, поскольку дает представление о современном понимании маркетинга, закладывает теоретические основы эффективного использования маркетинга в культуре.

Наиболее важные аспекты маркетинга в театральной сфере были исследованы в трудах В. Э. Гордина [17], Е. И. Пучковой [66]. Был проведен детальный анализ маркетинговой деятельности в театральной сфере: рассмотрена маркетинговая среда театров, изучены принципы сегментации зрителей, предложены стратегии маркетинга для организаций в сфере театра.

Основные положения спортивного маркетинга представлены в работе Ф. Шаафа [98]. Главное внимание в труде уделено финансовой стороне индустрии спорта и той роли, которую играют взаимоотношения между участниками спортивного бизнеса: болельщиками, спортсменами и спонсорами. Автор приводит и анализирует многочисленные примеры из деятельности известнейших фирм мира, которые выступают ценными рекомендациями на практике. Проблемы организации спортивного маркетинга были также рассмотрены в трудах В. В. Алешина [3], Л. В. Жестянникова [28].

В развитие маркетинговых основ индустрии кино значительный вклад внесли И. Е. Кокарев [39], Б. И. Криштул [45]. В работах авторов подведен итог становления рыночной киноиндустрии в постсоветской России, проанализированы принципы функционирования кино, предложены направления дальнейшего развития. Важное внимание в публикациях уделено маркетинговым стратегиям деятельности организаций в сфере кино, в частности, касающихся перспектив вторичных кинорынков, горизонтальной интеграции киноиндустрии.

Проблемы теории и практики организации маркетинга в сфере телевидения нашли отражение в трудах А. Д. Евменова [24, 25], В. Л. Полукарова [65]. Работы посвящены организации, регулированию и планированию деятельности систем телевидения, их эффективности. Наиболее важные аспекты управления маркетингом услуг телекомпаний были рассмотрены в публикации [25].

В работе E. JL Игнатьевой, Т. П. Бавакова [30] проведен анализ музыкальной индустрии. Рассмотрены основные концепции маркетинга в сфере музыкального бизнеса, предложены теоретические и методологические основы маркетинга применительно к музыкальной индустрии.

Целесообразно обратиться к публикациям зарубежных ученых и специалистов, которые внесли значительный вклад в развитие маркетинга в сфере культуры, искусства, индустрии развлечений. Вопросам разработки теории и практики маркетинга в сфере культуры, искусства, индустрии развлечений посвящено большое число работ. Среди них следует отметить базовые исследования Ф. Котлера (Ph. Kotler) [135], X. Фогеля (Н. Vogel) [161], Д. Бьеркегрена (D. Bjorkegren) [109], Ш. Дикмана (Sh. Dickman) [119, 120], П. Штейдля (P. Steidl) [156], А. Розенталя (Al. Rosenthal) [70], М. Моргана (М. Morgan) [145], Т. Лука (Т. Lukk) [141], К. Дигглс (К. Diggles) [121], М. Моква (М. Mokwa) [144], Дж. Скот (J. Scott) [154] и др.

Основополагающей работой в области организации маркетинга в сфере искусства выступает публикация Ф. Котлера (Ph. Kotler) [135]. Она закладывает теоретические основы разработки маркетинговых стратегий для некоммерческих организаций в сфере исполнительского искусства — музыки, танца, оперы и театра. В работе рассмотрены вопросы маркетинговой концепции деятельности, маркетинговых исследований аудитории, управления организацией.

Наиболее важные аспекты экономики индустрии развлечений были исследованы в фундаментальной публикации X. Фогеля (Н.Vogel) [161]. В работе представлены основные направления организации создания, распространения и потребления развлекательных услуг в индустрии развлечений — кино, телевидение, музыка, радио, азартные игры, спорт, компьютерные игры, исполнительские искусства, игрушки, парки развлечений, печатные средства информации. Важное внимание уделяется финансовому анализу индустрии развлечений. Проанализированы отдельные аспекты маркетинга, касающиеся вопросов продвижения, ценообразования применительно к некоторым сферам индустрии развлечений — кино, телевидение, звукозапись.

Таким образом, анализ литературных источников показал, что наиболее разработанными направлениями являются вопросы организации и управления маркетингом в сфере культуры и искусства с ориентацией на некоммерческий подход к построению деятельности, а также отдельные аспекты экономики индустрии развлечений в целом. При этом систематизированные представления об этих проблемах изложены, в основном, в зарубежных публикациях, основанных на опыте развития сферы культуры и искусства, индустрии развлечений в западных развитых странах мира и являющихся неотъемлемой частью их политических и экономических систем и культурных традиций. В этой связи не все теоретические и практические положения в области маркетинга этих сфер применимы в нашей стране. Наряду с этим имеются публикации, в которых получили развитие теоретические и методологические основы маркетинга применительно к отдельным сферам — кино, телевидение, театр, музыка, спорт и т. п.

Итак, как правило, ученые и специалисты в своих научных трудах и публикациях рассматривают либо более широкие понятия, такие как культура, искусство, индустрия развлечений, либо более узкие, характеризующие отдельные виды творческой деятельности: эстраду, театр, кино, телевидение и т. д. Проблемы теории и практики маркетинга шоу-бизнеса как системы нашли еще малое отражение в зарубежной и отечественной экономической литературе. По-прежнему, существует значительный дефицит в области комплексных, систематизированных теоретических и практических знаний в области управления предпринимательской деятельностью в сфере шоу-бизнеса, включая маркетинг и менеджмент. Вместе с тем современный этап развития сферы услуг, потребностей населения, научно-технического прогресса, конкуренции выдвигает задачи совершенствования управления сферой шоубизнеса, требующего внедрения современных принципов и методов маркетинга, позволяющего обеспечить адекватное удовлетворение потребностей человека в развлечениях и достижение целей организации. Наряду с этим, маркетинг применительно к сфере шоу-бизнеса, используя положения общей теории маркетинга, принимая во внимание его особенности как специфического вида деятельности, закладывает теоретические основы нового направления в маркетинге — маркетинга шоу-бизнеса. Поэтому исследования организации маркетингового управления в сфере шоу-бизнеса следует признать важными и актуальными.

Целью диссертационной работы является разработка теоретических и методических основ формирования маркетинг-менеджмента в системе шоу-бизнеса. В рамках выдвинутой цели поставлены и решены следующие задачи:

— раскрытие сущности и задач шоу-бизнеса с позиций системного подхода;

— изучение проблем и особенностей создания и распространения услуг в сфере шоу-бизнеса;

— диагностическое исследование маркетинговой среды шоу-бизнеса и процессов сегментации и позиционирования на рынке услуг в сфере шоу-бизнеса;

— обоснование маркетинговой концепции организации управления в системе шоу-бизнеса, а также раскрытие ее социально-экономического содержания, роли и значения;

— разработка методических основ формирования маркетинг-менеджмента в системе шоу-бизнеса, а также принципов и методов его организации. Объектом исследования выступает система шоу-бизнеса. Предметом исследования является механизм формирования маркетинг-менеджмента в системе шоу-бизнеса.

Основные результаты диссертационного исследования представлены * применительно к одной из важнейших составляющих сфер шоу-бизнеса киноиндустрии.

Теоретической и методологической базой диссертационной работы явились труды отечественных и зарубежных ученых и специалистов в области экономической теории, предпринимательства, маркетинга, а также законы и постановления правительства Российской Федерации. В ходе исследования использовались методы системного анализа, статистического и экономического анализа, экспертных оценок и др.

К основным научным результатам, составляющим новизну исследования, относятся:

— развитие понятийного аппарата шоу-бизнеса в рамках системного подхода, который позволяет выявить особенности и закономерности формирования шоу-бизнеса и обуславливает необходимость применения маркетинга в данной сфере;

— формирование концептуальных подходов к исследованию маркетинговой среды шоу-бизнеса, а также процессов сегментации и позиционирования на рынке услуг шоу-бизнеса, которые рассматриваются как одни из ключевых элементов маркетинга в сфере шоу-бизнеса и позволяют получить конкурентное преимущество;

— обоснование маркетинговой концепции организации управления в системе шоу-бизнеса, базирующейся на сочетании элементов сервисной и коммуникативной концепций, а также раскрытие сущности и значения данной концепции, которая позволяет обеспечить максимальную эффективность функционирования системы шоу-бизнеса;

— разработка методических основ формирования маркетинг-менеджмента в системе шоу-бизнеса на примере киноиндустрии, которые позволяют обоснованно учитывать специфику деятельности и определять приоритеты маркетингового инструментария на каждом этапе маркетинг-менеджмента в сфере шоу-бизнеса.

Практическая значимость диссертационного исследования состоит в том, что разработанные теоретические и методические положения по формированию маркетинг-менеджмента в сфере шоу-бизнеса позволят организациям усовершенствовать управление своей деятельностью и достигнуть поставленных целей на основе внедрения в практику современных принципов и методов маркетинга.

Заключение

.

Проведенное в диссертационной работе исследование позволяет сделать следующие выводы.

1. Развит понятийный аппарат шоу-бизнеса как системы предпринимательства, определена сущность шоу-бизнеса. Выявлено, что шоу-бизнес — коммерческая деятельность по созданию и распространению зрелищ или представлений, воздействующих на зрительные органы чувств (в сочетании с другими органами чувств) с целью развлечения массового зрителя. Объектом в системе шоу-бизнеса является услуга — зрелище, удовлетворяющее потребности массового зрителя в развлечении. Субъектом в системе шоу-бизнеса выступает организация, занимающаяся созданием, распространением или показом зрелищ с целью развлечения массового зрителя. Создание услуг в сфере шоу-бизнеса можно рассматривать в двух аспектах: творческом и организационном. При этом зрелища распространяются с помощью как организаций, непосредственно предназначенных для показа зрелищ, так и различных средств распространения информации.

2. Определены основные задачи шоу-бизнеса в системе предпринимательства. Сфера шоу-бизнеса включает кино, телевидение, эстраду, театр, спорт и индустрию компьютерных игр. Главными задачами сферы шоу-бизнеса являются: коммерческий характер деятельностиудовлетворение потребности населения в развлеченияхзрелищность представления и ориентация на массовых зрителей.

3. Исследованы основные факторы, определяющие большое значение маркетинга в сфере шоу-бизнеса, — демократизация системы управления, предусматривающая отказ от жесткой регламентации экономической и творческой деятельностиусиление конкуренции, вызванной влиянием элементов маркетинговой средывысокая неопределенность рыночной конъюнктуры.

4. Сформулированы важнейшие особенности шоу-бизнеса, обуславливающие необходимость применения маркетинга. К их числу относятся: высокая степень неопределенности относительно коммерческого восприятия зрелищных услугвысокий уровень неудач услуг в сфере шоу-бизнеса при относительно больших маркетинговых затратах на единицу продукциивозрастающее значение вторичных или вспомогательных рынковкороткий жизненный цикл большинства зрелищных услугбольшое разнообразие постоянно выходящих на рынок новых зрелищных услугвысокая зависимость успеха организации в сфере шоу-бизнеса от небольшого количества «хитов» или «блокбастеров», на которые приходится основная доля доходовключевая роль «звезд» — известных артистов, спортсменов.

5. Проведена диагностика маркетинговой среды шоу-бизнеса. Выполнено исследование направлений воздействия основных факторов макросреды и микросреды на сферу шоу-бизнеса. Показано, что технологическая среда открывает новые возможности для сферы шоу-бизнеса в плане совершенствования качества предоставляемых услуг и увеличения каналов их распространения. В то же время ускорение научно-технического прогресса приводит к появлению новых услуг, усиливающих конкуренцию на функциональном уровне.

Показано, что, с одной стороны, факторы социально-демографической и экономической среды, в целом, негативно влияют на развитие шоу-бизнеса. Уровень платежеспособности, фонд свободного времени и возрастная структура населения как основные показатели, определяющие уровень спроса на зрелищные услуги, пока имеют не столь благоприятные показатели для быстрого развития шоу-бизнеса. С другой стороны, культурная и политическая среда оказывает благоприятное воздействие на сферу шоу-бизнеса. Потребность в зрелищных услугах при высоком стремлении к культурной идентификации и регулирующая и протекционистская деятельность государственных органов с целью содействия развитию сферы шоу-бизнеса в выбранном направлении создают благоприятные условия для успешной деятельности в сфере шоу-бизнеса.

Выявлены наиболее заметные негативные воздействия факторов микросреды на примере индустрии кино. Киностудии сталкиваются с экономическими и творческими проблемами, препятствующими созданию кинофильмов, ориентированных на зрителей. Конкуренция усиливается как на функциональном, так и на видовом и межфирменном уровнях. Основной аспект деятельности маркетинговых посредников заключается в порядке выхода кинофильма на каждый рынок. При этом вследствие развала системы кинопроката, главенствующую роль приобретают вспомогательные средства распространения: видео и телевидение, что в целом значительно сокращает потенциальные доходы участников киноиндустрии.

6. Исследован процесс сегментации в сфере шоу-бизнеса. Доказано, что творческий подход к сегментации аудитории услуг в сфере шоу-бизнеса закладывает основы разработки эффективной стратегии маркетингового управления. При сегментации потребителей зрелищных услуг наиболее важным является вопрос выбора критериев сегментации. Выявлено, что наиболее адекватными применительно к сфере шоу-бизнеса выступают психографические признаки сегментации в сочетании с социально-демографическими и географическими. Выделено четыре сегмента потребителей зрелищных услуг: «социально активные», «пассивные», «апатичные», «любители», и составлены их характеристики.

7. Показано, что позиционирование играет ключевую роль в маркетинге шоу-бизнеса. Ввиду большого разнообразия постоянно выходящих на рынок зрелищных услуг, имеющих короткий жизненный цикл и характеризующихся неопределенностью восприятия у публики, правильный выбор атрибутов позиционирования во многом определяет успех организации в сфере шоу-бизнеса. Наиболее эффективными стратегиями позиционирования в сфере шоу-бизнеса выступают: позиционирование по руководителю организации, репертуару или программе, артисту, месту проведения или имиджу организации. Четкое восприятие зрелищных услуг позволяет добиться конкурентного преимущества.

8. Исследована маркетинговая концепция организации системы шоу-бизнеса. Проведен анализ эволюции маркетинговой концепции в сфере шоу-бизнеса от производственной, сбытовой и товарной через традиционную маркетинговую к новым направлениям — социально-этической, сервисной и коммуникативной.

Выявлено, что в основе маркетинговой концепции организации шоу-бизнеса лежат следующие идеи: принятие управленческих решений на основе результатов маркетинговых исследованийтворческий подход к сегментации и выбору целевых сегментовширокая трактовка конкуренции в сфере шоу-бизнеса и учет всех элементов комплекса маркетинговых мероприятий при разработке стратегии.

Указано на необходимость использования социально-этической концепции маркетинга в шоу-бизнесе, которая обусловлена выполнением некоторых социально-значимых функций, а также социальной ответственностью и этикой предпринимательства в сфере шоу-бизнеса.

Показано, что активное развитие и применение в теории и практике шоу-бизнеса новых концепций — сервисной и коммуникативной, в основе которых лежит установление долгосрочных взаимовыгодных отношений как с потребителями, так и другими ключевыми партнерами по бизнесу, предопределено особенностями системы шоу-бизнеса и тенденциями развития сферы услуг в целом. Маркетинг зрелищных услуг требует скоординированной программы взаимодействия между участниками системы для создания среды, способствующей благожелательному восприятию и отношению к новым и существующим услугам в сфере шоу-бизнеса. При этом максимальной эффективности функционирования сферы шоу-бизнеса можно достичь путем применения сочетания основных элементов как сервисной, так и коммуникативной концепций.

9. Рассмотрена система методических принципов и методов формирования маркетинг-менеджмента услуг в сфере шоу-бизнеса, которые выступают руководящими правилами и способами маркетингового управления и залогом разработки эффективной стратегии маркетинга. Показано, что основой маркетингового управления в сфере шоу-бизнеса выступают принципы и методы, которые традиционно приняты в практике стратегического планирования, управления инвестиционным портфелем и собственно маркетинга. Вместе с тем продемонстрировано, что приоритеты рассмотренных принципов и методов маркетингового управления варьируются в зависимости от степени важности конкретных показателей для сферы шоу-бизнеса.

10. В рамках маркетинговой концепции организации шоу-бизнеса и на основе принципов и методов маркетингового управления разработаны методические основы формирования маркетинг-менеджмента услуг на примере индустрии кино. Исследована последовательность этапов формирования маркетинг-менеджмента для кинокомпании: ситуационный анализопределение миссии, целей и задачразработка стратегии ростапортфельный анализразработка программы маркетингаконтроль. Показаны особенности этапов формирования маркетинг-менеджмента в сфере кино. Составлены рекомендации по формированию каждого уровня маркетингового управления в сфере шоу-бизнеса на примере кинокомпании.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Г. Л. Конкуренция: анализ, стратегия и практика. М.: Центр экономики и маркетинга. — 1996. — 208 с.
  2. В.В., Переверзин И. И. Менеджмент и маркетинг на европейских стадионах. -М.: Советский спорт, 1999. 239 с.
  3. С.Н. Основы концепции маркетинга некоммерческих субъектов // Маркетинг в России и за рубежом. — 1999. — № 5. — С. 27−30.
  4. О.Д. Технология бизнеса: маркетинг. М.: Инфра М-Норма, 1997.-224 с. I
  5. И. Новая корпоративная стратегия. СПб.: Издательство «Питер», 1999.-416 с.
  6. Г. Л. Маркетинг взаимодействия: философия организации. Инструментарий. СПб: Издательство СПбГУЭФ, 1998. — 113 с.
  7. Г. Л. Маркетинг взаимодействия: методология и методика организации коммуникативной политики. СПб.: Издательство СПбГУЭФ, 1999.-208 с.
  8. Г. Л., Новиков O.A. Маркетинг средств производства. Санкт-Петербург: Издательство Санкт-Петербургского Университета Экономики и Финансов, 1991. — 136 с.
  9. Г. Л., Тарасевич В. М., Анн X. Маркетинг. — М.: Экономика, 1999.-703 с.• 11. Баканова Е. Маркетинг паблик рилейшнз и культура. http://pressclub.host.ru/techn22.htm
  10. Д.И. Маркетинг для всех. Л.: Культ-информ-пресс, 1991.256 с.
  11. Большая советская энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, 1979.
  12. A.A. Маркетинг в российской экономике переходного периода: методология и практика. М.: Экономика, 1997. — 639 с.
  13. Н.И., Писконтина P.M. О маркетинге культуры // Социально-экономические проблемы художественной культуры. -М.: Б.и., 1987.-208 с.
  14. Е.П. Маркетинговые исследования: теория, практика и методология. М.: Финпресс, 1998. — 416 с.
  15. В.Э. Социальная политика и социальный маркетинг. Санкт-Петербург: Издательство Санкт-Петербургского Университета Экономики и Финансов, 1993. — 156 с.
  16. Т.П. Управление маркетингом. М.: Инфра-М, 2001. — 334 с.
  17. П. Управление маркетингом. М.: ЗАО «Издательство «Бином», 1998. — 560 с.
  18. Динамика появления Dolby-кинотеатров в России. http://www.nevafilm.spb.rU/forum.htm#start
  19. Д. Рынок визуального удовольствия // Эксперт. 1997. -№ 43. — С. 80−84.
  20. Д. Паблисити и паблик рилейшнз. М.: Информационно-издательский дом Филинъ, 1996. — 283 с.
  21. П. Эффективное управление. Экономические задачи и оптимальные решения. М.: ФАИР-ПРЕСС, 1998. — 288 с.
  22. А.Д. Организация, регулирование и планирование деятельности систем телевидения. Санкт-Петербург: Издательство Санкт-Петербургского Университета Экономики и Финансов, 1996. -194 с.
  23. А.Д. Управление маркетингом услуг телекомпаний. СПб: Изд-во СПбГУКиТ, 2000. — 119 с.
  24. E.B. Социально-экономические основы механизма хозяйствования в социально-культурном комплексе. М.: Экономика, 1994. — 375 с.
  25. Е.В. Эффективность социально-культурного комплекса. М.: Изд-во МГУ, 1989.-79 с.
  26. JI.B. Современная концепция маркетинга услуг в сфере физической культуры и спорта. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2000. -19с.
  27. Г. П., Игнатьева E.JI. Предпринимательская деятельность в сфере культуры. М.: МЭГУ, 1994. — 154 с.
  28. Игнатьева E. JL, Баваков Т. П. Маркетинг в сфере музыкального бизнеса. М.: МЭГУ, 1997. — 90 с.
  29. Игра как зрелище, http://www.skive.ag.ru/80 399.shtml
  30. М. Петербуржцы и культурная жизнь города: 10 лет наблюдений, http://snits.by.ru/culture01 .htm
  31. В.И. Поведение потребителей. http://www.marketing.spb.ru/read/m7/indexold.htm
  32. Исследование региональных рекламных рынков, http ://www. internews .ru/report/regionmarket/12 .html
  33. B.C., Порховник Ю. М., Зубов И. П. Менеджмент: проблемы, программы, решения. — Л.: Лениздат, 1990.
  34. Кассовые сборы российских фильмов, http ://www. kinogi d. ru/prokat/prokat4. shtml
  35. Кинословарь. M.: Советская энциклопедия, 1966. — 790 с.
  36. Классификация компьютерных игр. http://halyava.ru/deno/classif.html
  37. И.Е. Российский кинематограф: между прошлым и будущим. М.: Российский фонд культуры, Русская панорама, 2001. — 488 с.
  38. Коммерческая и некоммерческая деятельность в социальной сфере. -М.: Наука, 1995.- 155 с.
  39. Концепция развития кинематографии до 2005 года // Российскаягазета. 1998. — 3 февраля.
  40. Р.Д. Кинематограф плюс телевидение. М.: Искусство, 1977.- 135 с.
  41. Ф. Маркетинг менеджмент. — СПб: Питер Ком, 1998. 896 с.
  42. Ф. Основы маркетинга. М.: Прогресс, 1991. — 736 с.
  43. .И. Кинопродюсер. М.: РФК — Русская панорама, 2000. -336 с.
  44. Н. Кинематографисты подвели итоги // Петербургский телезритель. 1998. — № 12.
  45. С. Итоги киногода. В моем кабинете пессимизма нет. http://wwлv.kulturaрО11а1.ги/1гее/сикрарег/а111с1е.8р?питЬег=1 000 176&риЬ1ё=66 335
  46. Ламбен Ж.-Ж. Стратегический маркетинг. Европейская перспектива.- СПб: Наука, 1996. 589 с.
  47. С. Кино прибыльная отрасль // Эксперт. — 1997. — № 43. — С. 85−87.
  48. Маркетинг / А. Н. Романов, Ю. Ю. Корлюгов, С. А. Красильников и др.- под ред. А. Н. Романова. М.: Банки и биржи- ЮНИТИ, 1995. -560 с.
  49. Л.Н. Эволюция маркетингового управления: основные этапы и современные тенденции Н Маркетинг в России и за рубежом.- 1999. -№ 5. С. 3−16.
  50. М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М.: Дело, 1997.-704 с.
  51. Е.А. Стратегический менеджмент и стратегический маркетинг: проблемы взаимосвязи и взаимопроникновения Н Менеджмент в России и за рубежом. 1999. — № 2. — С. 33−44.
  52. Н.К. Международный маркетинг. М.: Центр экономики и маркетинга, 1998. — 320 с.
  53. В.Я. Масштабы приобщенности населения к искусствуопыт социологического исследования) // Социально-экономические проблемы художественной культуры. М.: Б.и., 1987. — 208 с.
  54. A.A. Планирование социально-культурных комплексов. -Ростов-на-Дону: РИНХ, 1991. 28 с.
  55. О. Экономика культуры. М.: Прогресс, 1987. — 253 с.
  56. О., Фишер Я. Экономика культуры. М.: Прогресс, 1990. -278 с.
  57. Д., Эбурдин П. Что нас ждет в 90-е годы. Мегатенденции: год 2000. М.: Республика, 1992. — 414 с.
  58. Обзор российского телевидения. Исследование зрительской аудитории и рынка, http://www.internews.ru/report/tvrus/tv7.html
  59. Основные экономические и социальные показатели в 2000 г. http://www.gks.ru/scripts/free/1 с. ехе?ХХХХ51 F. 1.12.1.1 /12 0000R
  60. Основы законодательства Российской Федерации о культуре // Российская газета. 1992. — 17 ноября.
  61. Е.В. Маркетинг услуг. СПб: Издательство «Питер», 2000. — 160с.
  62. Положение об основах хозяйственной деятельности и финансирования организаций культуры и искусства // Экономика и жизнь. 1995. -№ 33.
  63. В.Л. Экономика телерадиовещания. М.: Изд-во МНЭПУ, 1998.- 103 с.
  64. Е.И. Маркетинг в сфере театрального искусства // Маркетинг успеха. 1999. — № 4. — С. 49−55.
  65. Региональные органы управления Министерства культуры РФ. Концертные организации и коллективы системы Министерства культуры РФ Санкт-Петербург.http://www.mincult.isf.ru/RoboStat/RgConcrt.asp?RegNumber='78'
  66. А. Создание кино и видеофильмов как увлекательный бизнес. М.: Издательство Триум, Издательство Эра, 2000. — 352 с.
  67. А.Я. Введение в экономику исполнительского искусства. М.: Всесоюзное объединение Союзтеатр, 1991. — 382 с.
  68. А.Я. Экономика искусства. М.: Рик Культура, 1991. -182 с.
  69. Г. Я. Волнующий шаг к успеху: маркетинг и досуг. -Барнаул: Б.и., 1994. 95 с.
  70. Самые кассовые фильмы США, собравшие более 200 млн долл. http://www.kinogid.ru/prokat/prokat2.shtml
  71. К. Чувство реальности и дефицит реализма // Искусство кино.- 1995. -№ 4.-С. 15−20.
  72. Словарь иностранных слов. М.: Русский язык, 1990. — 624 с.
  73. Социально-экономические проблемы России. Поддержка сферы культуры. http://www.fiper.rU/spr/chapter-13−3.html#hd2
  74. И.А. Планирование развития культуры. М.: Б.и., 1987. -72 с.
  75. И.А. Современные методы и средства управления в отраслях культуры и искусства. М.: Экономика, 1983. — 208 с.
  76. И.А. Управление культурой: организационно-экономический механизм. М.: Экономика, 1989. — 260 с.
  77. Е. Спортивный бум в маркетинге. http://pressclub.host.ru/techn23.htm
  78. Телевидение: вчера, сегодня, завтра. М.: Искусство, 1989. — 266 с.
  79. Телеканалы // Практика рыночных исследований 2000 г. СПб., 2000.- С. 89−90.
  80. Е. Кино и телевидение в США. М.: Искусство, 1966. — 209 с.
  81. О.В. Индустрия досуга в США. М.: Наука, 1983. — 176 с.
  82. Типы и виды Product Placement. http://productplacement.nm.ru/Basic/basic-types.htm
  83. Толковый словарь русского языка, http://mega.km.ru/ojigov/
  84. В.В. Организационная культура и предпринимательство. -СПб: СпбУЭиФ, 1994. 164 с.
  85. В.В., Песоцкая Е. В. Маркетинг в системе предпринимательства. СПб: «Геликон Плюс», 2000. — 520 с.
  86. А.А., Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998.-576 с.
  87. Г. Л. Маркетинг в сфере культуры. Санкт-Петербург: Санкт-Петербургская Государственная Академия Культуры, 1995. -90 с.
  88. М.А. Особенности маркетинга кинорынка и специфика кинопродукции как объекта маркетинга // Маркетинг в России и за рубежом. 2000. — № 2. — С.56−62.
  89. Универсальная энциклопедия Кирилла и Мефодия. http://mega.km.ru/bes98/
  90. Федеральный закон о государственной поддержке кинематографии // Собрание законодательства РФ. 1996. — № 28. — С. 10−15.
  91. В.Е., Корнеева И. В. Современный маркетинг: Настольная книга по исследованию рынка: Учебное пособие. М.: Финансы и статистика, 1999. — 523 с.
  92. Е. Год под знаком кино // Петербургский телезритель. -1998. -№ 10.
  93. Е.Э. Аудиовизуальный бизнес. Договорное регулирование. М.: РосКонсульт, 1999. — 336 с.
  94. Ф. Спортивный маркетинг. М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», 1998. -464 с.
  95. И. Кассовые ленты плюс Dolby и попкорн // Эксперт. -1997. -№ 43.-С. 88−91.
  96. И. Легенда о русском шоу-бизнесе // Эксперт. 1997. — № 25.-С. 86−91.
  97. Е.Л. Особенности формирования ценовой политики в сфере культуры. http://www.marketing.spb.rU/conf/9/95.htm
  98. Дж.Р., Берман Б. Маркетинг. М.: Экономика, 1990. — 350 с.
  99. Экономические отношения в социально-культурной сфере. Санкт-Петербург: Издательство Санкт-Петербургского Университета Экономики и Финансов, 1992. — 147 с.
  100. Эстрада: что? где? зачем? М.: Искусство, 1988. — 351 с.
  101. Л.И. Экономические методы управления в социально-культурной сфере. -М.: Экономика, 1991. 174 с.
  102. Bagella М., Becchettithe L. Determinants of Motion Picture Box Office Performance: Evidence from Movies Produced In Italy // Journal of Cultural Economics. 1999. — vol. 23. — № 4. — p. 237−256.
  103. Barksdale H. An Analysis of Atlanta’s Entertainment Industry. http://www.researchatlanta.Org/exesum4.html#ab
  104. Bergier M. J. A conceptual model of leisure-time choice behavior // Journal of Leisure Research. 1981.-vol. 13.-№ 2. — p. 139−157.
  105. Bjorkegren D. The Culture Business: Management Strategies for the Arts-related Business. London: Routledge, 1996. — 216 p.
  106. Bloch P., Bruce G. Product involvement as leisure behavior // Advances in Consumer Research. 1984. — vol. 11. — p. 197−202.
  107. Braman S. Art in the Information Economy. http://www.wlu.ca/~wwwpress/jrls/cjc/BackIssues/21.2/braman.html
  108. Brown W. The Spectacle of Entertainment. http://www.spectacle.org/496/brown.html
  109. Chartrand H. Towards an American Arts Industry. http://www.culturaleconomics.atfreeweb.com/Towards.htm
  110. Close H., Donovan R. Who’s my market? A Guide to Researching Audiences and Visitors in the Arts. http://www.ozco.gov.au/resources/publications/marketing/whosmymarket/ index. htm
  111. Coombs H.C. The economics of the performing arts // Economic Papers. -1971.-№ 35.-p. 32−46.
  112. Cuadrado M. Segmentation of cinema audiences: an exploratory study applied to young consumers // Journal of Cultural Economics. 1999. -vol. 23. -№ 4. -p. 257−267.
  113. De Vany A.- Walls D. Uncertainty in the Movie Industry: Does Star Power Reduce the Terror of the Box Office? // Journal of Cultural Economics. -1999. vol. 23. — № 4. — p. 285−318.
  114. Dickman Sh. Arts Marketing: the Pocket Guide. http://www.ozco.gov.au/resources/publications/marketing/pocketguide/ind ex. htm
  115. Dickman Sh. What’s my plan? A Guide to Developing Arts Marketing Plans. http://www.ozco.gov.au/resources/publications/marketing/whatsmyplan/in dex. htm
  116. Diggles K. Guide to Arts Marketing: The Principles and Practice of Marketing as they Apply to Arts. London: Rhinegold Publishing Limited, 1986.-243 p.
  117. Dowling R. Entertainment Career Marketplace, http ://www. c sun. edu/~entinst/do wl ing. htm
  118. Emenheiser D., Sproles G. Segmenting Local Markets for Entertainment Services: the Case of Discotheques II Advances in Consumer Research.1978.-vol. 5.-p. 682−687.
  119. Finn A., McFadyen St., Hoskins C. Marketing, Management, and ^ Competitive Strategy in the Cultural Industries. http://www.wlu.ca/~wwwpress/jrls/cjc/BackIssues/! 9.3/finn.html
  120. Fontenelle S., Zinkhan G. Gender differences in the perception of leisure: a conceptual model // Advances in Consumer Research. 1993. — vol. 20. -p. 534−540.
  121. Gapinski, J.H. What price patronage lost? A view from the input side // Journal of Cultural Economics. 1979. — vol. 3. — p. 62−72.
  122. Globerman S. Foreign Ownership of Feature Film Distribution and the Canadian Film Industry. http://www.wlu.ca/~wwwpress/jrls/cjc/BackIssues/16.2/glober.html
  123. Globerman S. Price awareness in the performing arts // Journal of Cultural Economics. 1978. — vol. 2. — № 2. — p. 27−42.
  124. Hawes D. Time Budgets and Consumer Leisure-Time Behavior //y
  125. Advances in Consumer Research. 1977. — vol. 4. — p. 221−229.
  126. Highland Council Arts Strategy: 2000 to 2005. http://www.highland.gov.uk/cl/publicservices/artsstrategy.pdf
  127. Hoskins C., McFadyen St., Finn A. The Environment in which Cultural Industries Operate and Some Implications // Canadian Journal of Communications. 1994. — vol. 19. — № ¾. — p. 52−64.
  128. Interactive Electronic Entertainment Industry Overview. http://www.dfcint.com/news/newslold.html
  129. Jeffrey L. Rethinking Audiences for Cultural Industries: Implications for Canadian Research. http://www.wlu.ca/~wwwpress/jrls/cjc/BackIssues/19.3/jeffrey.html
  130. Keen B. Dynamic Growth in the Interactive Entertainment Market // Media Business file. 1998. — Spring/Summer. — p. 65−70.
  131. Kotler P, Scheff J. Standing Room Only. Strategies for Marketing the Performing Arts. Boston: Harvard Business School Press, 1997. — 560 p.
  132. Landon E., Locander W. Family Life Cycle and Leisure Behavior research. http://oxygen.vancouver.wsu.edu/otcgi/llscgi60.exe
  133. Law and Business of the Entertainment Industries. New York: Praeger, 1992.-789 p.
  134. Levitt T. Marketing Myopia // Harvard Business Review. 1960. — vol. 38. — July-August. — p. 24−47.
  135. Lorimer R., Duxbury N. Of Culture, the Economy, Cultural Production, and Cultural Producers: An Orientation // Canadian Journal of Communications. 1994. — vol. 19. — № ¾. — p. 71−79.
  136. Lucier C., Torsilieri J. To Win with Innovation Kill R&D. http://www.strategy-business.com/pdf/99 302.pdf
  137. Lukk T. Movie Marketing: Opening the Picture and Giving It Legs. Los Angeles: Silman-James Press, 1997. — 274 p.
  138. Marketing Violent Entertainment to Children: A Review of Self-Regulation and Industry Practices in the Motion Picture, Music Recording & Electronic Game Industries. http://www.ftc.gov/reports/violence/vioreport.pdf
  139. McGuiggan R. Determining Leisure Preference, Personality or Demographics? // European Advances in Consumer Research. 1999. -vol. 4.-p. 224−231.
  140. Mokwa M., Dawson W., Prieve E. Marketing in the Arts. New York: Praeger Publishers, 1980. — 286 p.
  141. Morgan M. Marketing for leisure and tourism. London: Prentice Hall, 1996.-344 p.
  142. Music Industry, http://ftp.fedworld.gov/pub/irs-mssp/music.pdf
  143. Oxford Advanced Learner’s Dictionary. Oxford: Oxford University Press, 1996.- 1190 p.
  144. Product Placement 101. Script to Screen. http://www.erma.org/stsc/propplac.html
  145. Product Placement, киномерчандайзинг, кросс-промоушн и их возможности. http://productplacement.nm.ru/Basic/basic-promol .htm
  146. Radbourne J. Relationship marketing in the nonprofit arts industry: shaping loyalty and advocacy. http://www.anzmac99.unsw.edu.aU/anzmacfiles/R/Radbourne.pdf
  147. Rothmann T., Mvsko N., Schleich L., Bikart L. Music Marketing: Past, Present & Future, http://geocities.yahoo.com/addons/interact/mbe.html
  148. Scheff J. Factors Influencing Subscription and Single-Ticket Purchases at Performing Arts Organizations // International Journal of Arts Management. 1999. — № 1. — p. 16−27.
  149. Scheff J. Understanding Arts Audiences. http://www.aiam.com.au/05jpapers/jScheff2.pdf
  150. Scott J. Fundamentals of leisure business success: a manager’s guide to achieving success in the leisure and recreation industry. London: Haworth Press, 1998.- 189 p.
  151. Sedgwick J., Pokorny M. Movie Stars and the Distribution of Financially Successful Films in the Motion Picture Industry // Journal of Cultural Economics. 1999. — № 23. — p. 319−323.
  152. Steidl P., Hughes R. Marketing strategies for arts organizations. http://www.ozco.gov.au/resources/publications/marketing/strategies/index. htm
  153. Strengthening Management Practice in Canada’s Cultural Sector: a Learning Strategy Final Report. http://www.arts.uwaterloo.ca/ccm/documents/cmlsdocs/cmls 1 .html
  154. The Highland Council Film and Television Strategy. http://www.highland.gov.uk/cl/publicservices/filmandtelevision/film&t vstrategy. htm
  155. The Internet as a Research Tool for the Study of Leisure. http://www.business.uts.edu.au/leisure/research/LeisureLinks.htm
  156. Throsbv C. Public policy and the performing arts // Economic Papers.1976. vol. 52. — p. 2−15.
  157. Vogel H. Entertainment Industry Economics. Cambridge: Cambridge University Press, 1986. — 457 p.
  158. Voss G., Voss Z. Strategic Orientation and Firm Performance in an Artistic Environment. http://www4.ncsu.edu/unity/users/g7gvoss/www/IJAM.PDF
  159. Voss J., Blackwell R. Markets for Leisure Time // Advances in Consumer Research. 1975. — vol. 2. — p. 837−846.
  160. Webb L. Price formation in the art market // Economic Papers. 1970. -vol. 35. — p. 8−19.
  161. Withers G.A. Demand for performing arts services // Economics of the Australian Service Sector. London: Croom Helm, 1977. — p. 385−413.
Заполнить форму текущей работой