Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Экономическая политика государства по формированию пенсионной системы в переходной экономике России

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Теоретическое исследование пенсионного обеспечения позволило выявить институциональные аспекты воздействия пенсионных фондов на экономический рост, рост благосостояния населения и социально-экономическое развитие. Пенсионные фонды занимают уникальное положение в современном обществе. По своей сути они одновременно являются важнейшим социальным и экономическим институтом, соответственно… Читать ещё >

Содержание

  • I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
    • 1. 1. Эволюция мировых систем пенсионного обеспечения
    • 1. 2. Этапы становления пенсионного обеспечения (системы) в России
    • 1. 3. Место негосударственных пенсионных фондов в системе пенсионного обеспечения России
  • II. ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ ПЕНСИОННЫХ ФОНДОВ НА ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ
    • 2. 1. Теоретические аспекты экономического роста на современном этапе
    • 2. 2. Институциональное воздействие пенсионных фондов на развитие экономики
    • 2. 3. Тенденции влияния пенсионных фондов на социально-экономическое развитие России

Экономическая политика государства по формированию пенсионной системы в переходной экономике России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования связана с глобальными демографическими изменениями, которые происходят в настоящее время. Многие страны, как развитые, так и развивающиеся, а также страны с переходной экономикой приступили к реформированию пенсионных систем в ответ на глобальные демографические изменения, а именно, старение населения, которое ведет к росту нагрузки на работающее население, так как из-за роста продолжительности жизни и падения рождаемости увеличивается число пенсионеров по отношению к числу трудящихся. В большей степени это касается развитых стран, хотя этот процесс сглаживается приростом молодого населения за счет иммиграции, но в последнее время эта проблема стала актуальной и для развивающихся стран. В существующих распределительных системах пенсионного обеспечения растет дефицит. В большинстве случаев реформирование идет по пути ввода накопительной составляющей или ее усилении по отношению к распределительной. Такой накопительный элемент организуется чаще всего через пенсионные фонды, которые инвестируются на рынке капитала. В связи с этим возникают новые проблемы социального характера, как в условиях негарантированной нормы прибыли на пенсионные активы обеспечить будущим пенсионерам необходимый уровень пенсионных пособий, как уменьшить их риски. В некоторых развитых странах размер пенсионных активов достигает 80−90% от ВВП. Возникает проблема диверсификации активов. Развитые страны ищут место приложения своих пенсионных капталов на международных рынках, что усиливает глобальное влияние описанных тенденций.

В России одновременно с трансформацией всей экономики, всего государственного устройства, началось реформирование системы пенсионного обеспечения. По примеру западных стран была организована система негосударственных пенсионных фондов (НПФ), а в 2002 г. — обязательная накопительная составляющая. В отличие от развитых стран, в России реформа началась в условиях жесткого кризиса и полного отсутствия ресурсов, как отчаянная попытка исправить положение, которое сложилось в системе социального обеспечения. Особенностью российских реформ является то, что они проводятся практически вслепую, часто под влиянием только политических взглядов. Развитие новой пенсионной системы тормозится из-за множества противоречий. С одной стороны накопительная система и деятельность НПФ подразумевает участие пенсионных денег в рыночных отношениях посредством их инвестирования в различные отрасли экономики, но при этом статус НПФ определен государством как некоммерческая организация. Кроме этого, отсутствует необходимая финансовая инфраструктура, механизмы инвестирования и объекты инвестирования, так как реальный сектор экономики был разрушен. Прибыльными являются только сырьевые отрасли. Ситуация усложняется тем, что большинство населения получают зарплату скрытую от учета, из которой не производятся социальные отчисления. При этом общественное сознание еще не перестроилось: граждане не осознают, что останутся без пенсии. Поэтому при растущих в последние годы реальных доходах и, соответственно, растущем потреблении, и без того маленький коэффициент замещения еще больше снижается. В этой связи очевидна необходимость создания таких экономических основ, которые бы повышали уровень жизни пенсионеров. Но при этом становится понятно, что повышение уровня жизни отдельно взятой группы населения, в принципе, невозможно без общего роста благосостояния страны. И в этой связи накопительная система, аккумулирующая посредством пенсионных фондов средства отложенного спроса, может выступить одним из факторов экономического роста.

В связи с этим остро ощущается необходимость в теоретическом исследовании пенсионного обеспечения как экономического механизма и влияния этого механизма на экономический рост. В России принято обращать внимание на социальную природу пенсии, пенсионных фондов, системы пенсионного обеспечения как факторов социальной защиты населения. В условиях перехода к рыночной экономике социальная значимость системы неуклонно возрастает в связи с изменением рыночной конъюнктуры, колебаниями цен, инфляционными процессами, ростом численности пенсионеров. Нельзя забывать, однако, что социальная защита населения невозможна без соответствующего материального, экономического обеспечения, без формирования соответствующих экономических отношений. Поэтому, необходимо исследовать пенсионное обеспечение как фактор экономического роста.

В связи с этим важно подчеркнуть, что актуальность темы возрастает в связи с недостаточной изученностью политико-экономической природы пенсионного обеспечения в условиях рыночной экономики и потенциальной роли НПФ в стимулировании экономического роста. Это особенно важно, если принять во внимание кардинальные изменения экономических основ пенсионного беспечения в ходе его реформирования, преобразования полностью распределительной системы в частично накопительную, в которой пенсионные фонды осваивают инвестиционные функции, превращаясь в необходимую отрасль российской экономики, участвующей в расширенном воспроизводстве. Растущая рыночная экономика неизбежно нуждается в долгосрочных ресурсах, «длинных» деньгах, которые способна дать только накопительная система пенсионного обеспечения. Экономической наукой пока слабо исследованы эти новые изменения в системе пенсионного обеспечения. Они отличаются недостаточной методологической и теоретической разработанностью, что и определяет актуальность избранной темы исследования.

Степень разработанности проблемы. В зарубежной экономической литературе к настоящему времени издано множество работ, описывающих теоретические вопросы пенсионного обеспечения и, в частности, деятельности пенсионных фондов. Активное изучение началось в 90-е гг. когда, с одной стороны, в развитых странах, таких как США и Великобритания был накоплен большой опыт деятельности пенсионных фондов, а пенсионные активы стали играть огромную роль в экономике, с другой стороны стали очевидными неминуемые трудности в связи с демографическими изменениями, и, наконец, многие развивающиеся страны и страны с переходной экономикой приступили к реформированию своих распределительных систем. Следует выделить наиболее известных экономистов, занимающихся изучением экономических основ пенсионных фондов, их влияния на рынки труда, капитала, корпоративные финансы, на совокупные национальные сбережения. Это Ф. Дэвис, М. Клоуз, Е. Палмер, X. Бейтман, Д. Пигготт, Г. Кингстон, Е. С. Эндрюс, Б. Д. Бернхейм, Д. К. Шольц, Д. Б. Шовен, Д. Е. Девеса, К. Видал, Д. Е. Песандо, Р. Захлер, С. Вальдес, Р. Сифуентес. Более широкие вопросы пенсионного обеспечения изучаются исследователями таких крупнейших международных организаций как МВФ и Всемирный Банк. Среди стран лидером по изучению теории пенсионного обеспечения является Великобритания. Здесь специально для этих целей создана Пенсионная комиссия, а также действует Пенсионный институт Лондонского Университета. Сотрудниками этих организаций проведены тщательные исследования как пенсионной системы в своей стране, так международного опыта. На основе результатов проведенных исследований построены различные модели дальнейшего развития пенсионного обеспечения, степень адекватности которых еще предстоит проверить на практике.

Однако, до полного осмысления пенсионного обеспечения как экономического явления пока далеко. Это подтверждается тем, что точки зрения на то, как должны трансформироваться пенсионные системы, в какой степени они подвержены демографическим факторам, как они взаимодействуют с факторами экономического роста, часто оказываются прямо противоположными.

В отечественной литературе также началось теоретическое исследование вопросов пенсионного обеспечения с началом реформ, но, как правило, исследуются узкие вопросы, касающиеся социальной сферы или деятельности пенсионных фондов.

В условиях перехода к рынку острота пенсионных проблем породила множество законодательных и нормативных документов по вопросам реформирования российской системы пенсионного обеспечения и публикаций в периодической печати по вопросам мирового опыта развития различного рода пенсионных систем в развитых странах, а также аналитических работ о состоянии и преобразовании российской пенсионной системы. Здесь можно выделить работы В. В. Басова, Н. С. Будниковой, А. В. Ефремова, Т. А. Аксеновой, С. В. Парамоновой, М. С. Федотова, Д. Г. Александрова, Л. П. Якушева, В. Н. Баскакова и М. Е. Баскаковой, С. В. Бровчака, М. Аранжереева, С. Н. Смирнова, Н. И. Исаева, Л. И. Сычевой, J1.B. Михайлова, Е. В. Тимофеева, Е. В. Марушкиной.

Кроме того, много статей, материалов и статистических данных по пенсионным вопросам систематически публикуются в журналах «Пенсия», «Пенсионные фонды и инвестиции», «Социальная защита», «Трудовые отношения», «Вопросы экономики». Ведется статистический учет о состоянии пенсионной системы России в «Российском статистическом ежегоднике», «Социальное положение и уровень жизни населения России», «Россия в цифрах». Большое значение имеют аналитические исследования пенсионной реформы, а также результатов и перспектив деятельности пенсионных фондов, проводимые специалистами Фонда «Бюро экономического анализа». В последнее время все больше внимания уделяют деятельности пенсионных фондов рейтинговые агентства, такие как, агентство «Эксперт РА», Рейтинговое агентство Интерфакс, «НАУФОР» и др.

Таким образом, накоплен обширный практический материал, необходимый для теоретических обобщений и исследований. В этой связи необходимо отметить отставание теоретических знаний от практического опыта в области пенсионного обеспечения, роль которого в развитии экономики становится все более важной. Все это и послужило основанием для выбора темы предлагаемого исследования.

Цель исследования состоит в определении путей эффективного реформирования российской пенсионной системы в целях повышения благосостояния и уровня жизни населения в нетрудоспособном возрасте. Кроме этого, цель исследования — показать, что для формирования эффективной пенсионной системы государству необходимо проводить такую экономическую и социальную политику, которая будет направлена на переход к расширенному воспроизводству, на повышение относительной доли прибавочного продукта в совокупном продукте. Целыо также является исследование потенциальной роли пенсионных фондов в социально-экономическом развитии России, в повышении темпов экономического роста и уровня жизни населения.

Для реализации этой цели необходимо было в ходе исследования решить следующие задачи:

— изучить экономическую сущность пенсии, пенсионного обеспечения, пенсионной системы;

— рассмотреть эволюцию развития и современное состояние основных типов пенсионных систем на примере развитых и развивающихся стран, выявить степень влияния на их формирование исторических, национальных, социальных, экономических, политических факторов;

— рассмотреть особенности становления пенсионного обеспечения в России;

— сравнить распределительные и накопительные пенсионные системы, выявить преимущества и недостатки каждой из них, и факторы, определяющие эффективность их функционирования;

— определить роль пенсионных фондов как экономического и социального института, исследовать механизмы их взаимодействия с другими институтами, в том числе с государством;

— рассмотреть институциональные аспекты воздействия пенсионных фондов на экономический рост и социально-экономическое развитие;

— выявить тенденции развития пенсионной системы и ее влияния на социально-экономическое развитие России.

Цель исследования и его задачи определили структуру диссертации. Она состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения и списка литературы. В первой главе рассматриваются вопросы возникновения и развития пенсионного обеспечения в мире, характерные черты и особенности пенсионных систем в некоторых развитых и развивающихся странах, особенности становления пенсионного обеспечения в России, а также современное состояние пенсионного обеспечения.

Заключение

.

Общественный характер производства и потребления стал предпосылкой роста системности в обеспечении старости, создания пенсионных систем.

Современные пенсионные системы развивались на основе двух моделей: Отто Бисмарка и Лорда Бевериджа. Пенсионная система любой из развитых стран сочетает в себе в разном соотношении элементы этих двух моделей.

Все пенсионные системы, общественные или частные, обязательные или добровольные, осуществляют перемещение ресурсов от сегодняшнего работающего поколения к сегодняшним пенсионерам. Доля этих ресурсов в ВВП зависит от таких факторов, как щедрость системы, уровень доходов пенсионеров, а также демографическая структура, т. е. доля пенсионеров во всем населении.

В последние годы перед лицом старения населения многие развитые страны провели пенсионные реформы в попытке сделать общественные пенсионные расходы приемлемыми в финансовом смысле. Изменения в рамках реформ можно сгруппировать в три раздела:

— повышение пенсионного возраста;

— автоматическая адаптация в соответствии с продолжительностью жизни;

— увеличение частного фондируемого обеспечения с целыо компенсации снижения в общественном пенсионном обеспечении.

Многие страны избрали рост частных пенсий в качестве ключевой стратегии сдерживания роста финансового бремени на экономику, вызванного старением населения. Большинство стран ожидают ускорение роста частных пенсий через процесс коллективных переговоров. Даже страны с высокими уровнями частного пенсионного обеспечения, такие как Нидерланды и Великобритания, выдвигают положения, что роль частного сектора будет расти дальше.

Большие активы пенсионных фондов сформировались в странах двух категорий: страны с обязательными сберегательными системами (Швейцария,.

Нидерланды, Австралия) — страны, в которых добровольное частное пенсионное сбережение развивалось с целью компенсации ограниченной щедрости государственной системы (Великобритания, США, Канада).

Среди стран со значительным уровнем фондируемого пенсионного обеспечения существуют важные различия в подходах к распределению активов. В последние годы наметилась общая тенденция к увеличению доли акций в инвестиционном портфеле пенсионных фондов.

Теоретическое исследование пенсионного обеспечения позволило выявить институциональные аспекты воздействия пенсионных фондов на экономический рост, рост благосостояния населения и социально-экономическое развитие. Пенсионные фонды занимают уникальное положение в современном обществе. По своей сути они одновременно являются важнейшим социальным и экономическим институтом, соответственно способствуют гармоничному развитию социальной и экономической сфер деятельности. За счет такого объединения ролей пенсионные фонды способствуют повышению качества экономического роста и эффективности общественного потребления, следовательно, обеспечивают более высокий КПД прибавочного продукта. Экономический рост должен способствовать росту уровня жизни населения. Пенсионные фонды, в свою очередь, выполняя социальную функцию повышения качества жизни пенсионеров, должны способствовать экономическому росту за счет высвобождения ресурсов, которые можно использовать в развитии экономики.

Накопительная система может способствовать повышению социальной ответственности населения: если молодые люди будут знать, что будущее их пенсионное обеспечение зависит лишь от них самих, от того, сколько они накопят средств, они будут тратить деньги более обдуманно, тем самым повышая качество потребления.

Пенсионные фонды также несут выгоды для работодателей: с точки зрения перспективы экономики труда фонды с установленными выплатами могут помочь работодателю снизить текучесть рабочей силы. Как показывает практика, работники, охваченные пенсионными планами менее мобильны, чем те, которые не охвачены.

Пенсионные фонды могут выступать в качестве институциональных инвесторов, вовлеченных в управление активами на рынке капиталов. Соответственно, они напрямую выполняют функции перемещения ресурсов во времени и объединения фондов в потенциально эффективном виде189.

Одно из направлений, в котором увеличение пенсионных накоплений влияет на финансовое развитие — это увеличение индивидуальных сбережений. Рост индивидуальных сбережений ведет к росту национальных сбережений, а через них — к росту инвестиций.

В дополнение к потенциальному росту сбережений, пенсионные фонды также оказывают воздействие на рынки капиталов. В сравнении с домохозяйствами, в накоплениях пенсионных фондов больше доля капитально-неопределенных долгосрочных активов, приносящих более высокие прибыли. Благодаря своим размерам пенсионные фонды также имеют конкурентное преимущество в смысле компенсации возрастающего риска путем распределения между разными активами, доходности по которым несовершенно коррелированны между собой — преимущество, которое усиливается низкими трансакционными издержками в крупных сделках и возможностью инвестировать в крупные неделимые активы, такие как недвижимость. Рост предложения долгосрочных активов на рынках капиталов должен заметно улучшить показатели функции перераспределения ресурсов. Следствием этого является то, что переход к фондированию должен увеличить предложение долгосрочных фондов на рынке капиталов, в значительной мере в форме акций.

Перераспределение ресурсов в пользу долгосрочны активов должно иметь значительное воздействие на уровень роста ВВП. Переход к долгосрочным активам будет стремиться к снижению стоимости и росту доступности привлечения средств в компании посредством акций и.

189 Davis, Е. Р. (1997), Pension Funds (Oxford University Press), p. 21.

184 долгосрочного долга, и следовательно, может повысить уровень формирования производительного капитала. В свою очередь экономически эффективное формирование производительного капитала может увеличить выпуск и вызвать «эндогенный рост"190, таким образом потенциально внося вклад в разрешение проблемы защиты престарелого населения путем увеличения масштабов доступных будущих ресурсов. Эндогенный рост, позволяющий повысить инвестиции капитала в производительность труда, может привести к смещению от трудоемкого, низкопроизводительного неформального сектора к капиталоемкому высокопроизводительному формальному сектору.

Кроме своего количественного воздействия, развитие пенсионных фондов может привести в действие также качественные улучшения на финансовых рынках. Эти качественные улучшения могут усиливать функции управления неопределенностью, контроля над рисками и предоставления ценовой информации. Эти совершенствования имеют позитивный внешний эффект, и другие инвесторы также могут получать выгоду от них.

Введение

и развитие фондирования может также оказывать качественное воздействие на корпоративный сектор. Формирование капитала чрез развитие фондирования должно сделать доступным долгосрочный долг и акционерный капитал, в свою очередь стимулируя первичные размещения акций и приватизацию. Это также может дать огромный потенциал роста, особенно для малых фирм. Фондирование может также вносить вклад в рост производственных предприятий благодаря доступности долгосрочного долгового финансирования191.

С начала 90-х годов в России началась эпоха радикальных экономических реформ, среди которых пенсионная реформа занимала одно из ключевых мест.

С учетом экономической и демографической ситуации с 2002 года в Российской Федерации осуществлен переход к распределительно.

190 Точка зрения, согласно которой инвестиции могут не просто повысить потенциальный выпуск, но также повысить потенциальный рост, известна как теория «эндогенного роста».

191 Caprio G. and Demirguf-Kunt А. (1998), «The role oflong term financetheory and evidence», World Bank Research Observer, 13, p. 171−189. накопительной системе пенсионного обеспечения. В основу новой пенсионной системы положен принцип обязательного пенсионного страхования.

Важное значение реформа сыграла для развития негосударственного пенсионного обеспечения. На сегодняшний день система негосударственного пенсионного обеспечения характеризуется следующими показателями:

— по состоянию на 01.10.2005 в России имеется 297 лицензированных.

НПФ;

— их активы составили 251,5 млрд руб.;

— пенсионные резервы достигли 198,9 млрд руб.;

— число участников НПФ превышает 5,9 млн. человек;

— на 01.01.2005 системой негосударственного пенсионного обеспечения было охвачено 5,9% экономически активного населения и свыше 1700 предприятий;

— негосударственные пенсии получают 689,5 тыс. человек;

— средняя негосударственная пенсия составляет 629 рублей192.

Пенсионные активы характеризуются высоким уровнем концентрации: так, 75% пенсионных резервов фондов сконцентрировано в НПФ первой пятерки, а 96% - в 50 крупнейших фондах. Таким образом, на остальные 247 НПФ приходится всего 5,9 млрд рублей.

В настоящее время ускоренную динамику демонстрируют корпоративные и отраслевые фонды, работающие с предприятиями тех отраслей, где производство растет. В деятельности же открытых пенсионных фондов, работающих с физическими лицами, наблюдается стагнация, что можно объяснить прежде всего отсутствием позитивных сдвигов в доходах и уровне жизни населения.

Специалисты считают, что к 2010 году общий объем пенсионных накоплений может составить 800−900 млрд руб., что должно соответствовать.

192 Араижереев М. Негосударственные пенсионные фонды, 2005 год: итоги, задачи, проблемы // Пенсионные фонды и инвестиции -№ 2 (20), 2005, с. 41−54.

40% всей рублевой денежной массы193. Ни один рынок не растет с теми темпами, как пенсионные накопления'94. Таким образом появляется проблема избытка средств и недостаточности инструментов для их инвестирования. В целях решения этой проблемы необходимо на государственном уровне разработать инвестиционную стратегию, в рамках которой пенсионные средства будут направляться в разные отрасли экономики. Длинные пенсионные деньги будут стимулировать рост соответствующих отраслей, который в свою очередь будет давать отдачу пенсионным фондам в виде дохода на предоставленные капиталы.

Перспективы развития НПФ в направлении своей основой деятельности весьма велики. В развитых странах соотношение суммы всех пенсий к зарплате составляет 60−70%, а в России государственная пенсия не дотягивает до 30% от средней зарплаты. Восполнить такой недостаток поможет система негосударственного пенсионного обеспечения.

Для российского бизнеса необходимость НПФ становится все более явной, так как корпоративное пенсионное обеспечение — это цивилизованный способ проведения социальной политики, управления персоналом и конкуренции между предприятиями за качественных наемных работников. Безусловно, тормозом на пути его развития является недружественная система налогообложения, но даже и в этих условиях работодатели все чаще организуют программы дополнительного пенсионного обеспечения.

Дальнейшее развитие отрасли НПО зависит в первую очередь от роста уровня жизни населения России, а также от результатов конкурентной борьбы НПФ с другими институтами, предлагающими альтернативные формы сбережения средств для обеспечения жизни в преклонном возрасте, а именно страховые компании, инвестиционные фонды, банки, инструменты рынка недвижимости.

193 Угрюмов К. Обязательное пенсионное страхование: опыт НПФ, проблемы, перспективы // Пенсионные фонды и инвестиции -№ 2 (20), 2005.

194 Дубровский В. Как развиваться дальше, зависит от самих НПФ // Пенсионные фонды и инвестиции — № 2 (20), 2005, с. 5−6.

Пенсионные фонды необходимы для поступательного развития российской экономики, поскольку в отсутствие «длинных» пенсионных денег многие институты рыночной экономики не могут развиться и полноценно функционировать. Одним из возможных направлений использования пенсионных средств для развития экономики является ипотечное кредитование. Основная причина низкого уровня развития ипотеки — это недостаток «длинных и дешевых» денег в экономике.

Инвестиции в жилье являются достаточно высоколиквидными вложениями. Поэтому НПФы, вкладывая в жилье путем покупки муниципальных (областных) облигаций, будут уравновешивать высокодоходные, но вместе с тем более рисковые проекты.

Точно так же, как жилищный сектор, пенсионные деньги могли бы оживить и другие отрасли реального сектора экономики. Однако пока что управляющие компании имеют право вкладывать пенсионные накопления только в бумаги «первого эшелона» — то есть в «голубые фишки». Если в будущем они получат возможность инвестировать и в средний бизнес, влияние пенсионной реформы на экономику станет особенно ощутимым.

Пенсионные активы можно использовать для финансирования кредитов на образование. Как пенсионное обеспечение, так и образование, являются отраслями с длинными циклами. Люди, получившие образование в кредит, через проценты по кредиту фактически будут формировать свои же собственные пенсионные накопления. Такой синтез был бы намного эффективнее, чем синтез пенсионной и строительной отраслей. Строительство жилья на пенсионные деньги будет обеспечивать в основном простой экстенсивный экономический рост и только до определенного момента, до насыщения рынка, в то время как инвестиции в человеческий капитал создают условия для интенсивного экономического роста и доходность от таких инвестиций теоретически неограничена.

Для того, чтобы пенсионные фонды в полной мере могли выполнять свои социальные функции, в России сегодня остро необходима новая, хорошо продуманная политика роста доходов населения, сокращения социальной дифференциации и повышения качества жизни пенсионеров. В ее основе должно лежать повышение не только абсолютного уровня, но и удельного веса затрат на рабочую силу, заработную плату и пенсию в валовом национальном продукте.

В целях эффективной работы накопительной пенсионной системы необходимо стимулировать организации к легализации трудовых отношений.

Сегодня еще рано говорить о развитой системе негосударственного пенсионного обеспечения, хотя перспективы развития негосударственных пенсионных систем выглядят довольно оптимистично. О потенциальных возможностях рынка негосударственных пенсионных услуг говорит положительный опыт развитых западных стран. Российские негосударственные пенсионные фонды, при должном налоговом и правовом регулировании, и стабильном развитии национальной экономики в ближайшее десятилетие могут также рассчитывать на высокий процент участия в пенсионной системе страны.

Одной из основных проблем развития негосударственных пенсионных фондов в Российской Федерация является концентрация основной массы активов в небольшом числе корпоративных фондов, что является следствием монополизированное&tradeотечественной экономики.

Дальнейшее развитие пенсионной реформы предполагает не только добровольное сотрудничество с негосударственными пенсионными фондами, но и обязательное формирование дополнительных пенсий в рамках профессионального пенсионного обеспечения и накопительной части трудовой пенсии. Но, наиболее перспективным видится развитие индивидуального дополнительного пенсионного обеспечения граждан в независимых фондах открытого типа.

В будущем развитие системы капитализированных пенсий объективно должно идти по нарастающей, поскольку личные пенсионные сбережения могут обеспечить вполне прогнозируемый уровень жизни после выхода на пенсию.

Социальная значимость накопительной пенсии выражается прежде всего в том, что такой механизм пенсионного обеспечения позволяет увязать размер будущего пенсионного дохода индивида не только с размером и качеством затраченного труда в течение трудового периода жизни, но и с уровнем сознательности потребительского поведения, а также дальновидности в планировании своей жизни за пределами трудового периода. Кроме того, НПФ в некоторой степени осуществляют перераспределение доходов: так, если пенсионные средства работников из низкодоходных отраслей инвестируются в развитие высокодоходных отраслей, то это позволяет таким работникам участвовать в более высоких прибылях через повышенную инвестиционную доходность на их сбережения, и, соответственно, более высокую пенсию.

Таким образом, введение накопительных элементов формирования пенсионных накоплений и активное привлечение негосударственных структур, наряду с жестким государственным контролем за всем процессом, позволит существенно изменить состояние пенсионной системы в Российской Федерации, дав ее гражданам, возможность реально влиять на размер своей будущей пенсии.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Федеральный закон «О внесении изменений в порядок уплаты страховых взносов работодателями в Пенсионный фонд российской Федерации / / Российская газета 2000 г. 10 января.
  2. Федеральный закон от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».
  3. Федеральный закон от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в российской федерации» // В сборнике: «Пенсионная реформа в Российской Федерации».
  4. Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в российской федерации» (ред. от 29.05.2002) // В сборнике: «Пенсионная реформа в Российской Федерации».
  5. Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-Ф3 «О трудовых пенсиях в российской федерации» // В сборнике: «Пенсионная реформа в Российской Федерации».
  6. Федеральный закон от 24 июля 2002 года № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в российской федерации».
  7. Федеральный закон от 7 мая 1998 года № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» (с изменениями от 12 февраля 2001 г., 21 марта 2002 г., 10 января 2003) // Правовая система «Гарант».
  8. Ю.Федеральный закон от 8 августа 2001 года № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».
  9. Источники на русском языке
  10. П.Абалкин Л. И. Логика экономического роста М.: Институт экономики РАН. 2002.
  11. Е.М., Овчарова Л. Н. Сбережения населения: перспективы частного инвестирования // СоцИс: Социальные исследования, 1998 —
  12. Е., Григорьева С., Латышева О., Назарова Л. Иллюзия научного потенциала // Экономика и жизнь, № 18 2005 г.
  13. Актуальные вопросы организации пенсионного обеспечения (вопросы и ответы по новому пенсионному законодательству) // «Пенсия» № 2, 2002.
  14. Акционерные предприятия: Роль и место в рыночной экономике / Редколл.: В. В. Акимов, А. С. Баталов. Ленинград: Изд-во «Интеллектуальный бизнес», 1991.
  15. с. Некоторые аспекты законодательства связанные с негосударственными пенсионными фондами // РЦБ 2001 — № 16.
  16. П.Андреев B.C. Материальное обеспечение граждан СССР в старости, в случае инвалидности и временной нетрудоспособности. М.: Госюриздат, 1963.
  17. ВС. Социальное страхование в СССР.- М.: Профиздат, 1973.
  18. М. Негосударственные пенсионные фонды, 2005 год: итоги, задачи, проблемы // Пенсионные фонды и инвестиции № 2 (20), 2005.
  19. Архив Инспекции негосударственных пенсионных фондов, Федеральная служба по финансовым рынкам.
  20. В.А., Синицына Т. А. Фонды социального обеспечения в СССР.-М.: Финансы, 1977.
  21. Ю.М. Экономические проблемы содержания нетрудоспособных по старости при социализме. Кишинев: «Штиинца», 1987.
  22. В.Н., Баскакова М. Е. О пенсиях для мужчин и женщин. М: НИИ ПММ МГТУ им. Н. Э. Баумана. — 1998.
  23. М.С., Гуриев СМ, Оленев Н.Н. Механизм стимулирования экономического роста посредством восстановления сбережений населения // Экономика и математические методы. -1996. -Т.32. вып. 3.
  24. И.Я. Измерение экономического роста // Экономика и математические методы. 1996.-Т.32. — вып.4.
  25. Е.Ф. Экономическая теория / Е. Ф. Борисов. М.: Юристь, 2001.
  26. М. Анализ экономической эффективности капиталовложений / Пер. с англ. -М.: ИНФРА-М, 1996.
  27. Н. Политическая экономия рантье (теория ценности австрийской школы).- М.: Орбита, 1988.
  28. Вайс Гэри, Фридман Джон. Взаимные фонды и пенсионные сбережения.// Бизнес Уик. 1993.- № 6.
  29. ЗГВеблен Т. Теория праздного класса. М. Прогресе. 1984. с. 202−203.
  30. П.Л., Лившиц В. Н., Орлова Е. Р., Смоляк С. А. Оценка эффективности инвестиционных проектов. М.: Дело, 1998.
  31. З.Д. Социально-правовая природа пенсий по старости.//
  32. Вопросы социального обеспечения, — Вып.7.- Москва.- 1975.
  33. А.Ю. Личное потребление и экономический рост: Опыт стран Южной и Юга-Восточной Азии / РАН. Институт мировой экономики и международных отношений. М.: Наука, 1992.
  34. Ю.В. Пенсионное обеспечение в дореволюционной России. // Пенсия.-1997, — № 7.
  35. Ю.В. Пенсионное обеспечение в дореволюционной России. // Пенсия.-1997.-№ 7.
  36. Ю.В. Пенсионные системы и страхование в Германии.// Экономика и жизнь, — 1994, — № 48.
  37. Ю.В. Страховые пенсионные кассы в дореволюционной России. // Пенсионные фонды. 1996, № 2.
  38. Ю.В. Типы и виды пенсионных касс в России. // Пенсионные фонды. 1995.-№ 4.
  39. К. К проблеме госстимулирования инвестиционной деятельности российских корпоративных структур. // РЭЖ 1999, № 910.
  40. Всемирная история экономической мысли. Т.2,3,4. М.: Мысль, 1989.
  41. Н.В. Общественные фонды потребления: необходимость, сущность, направление развития. Минск.: Наука и техника, 1978.
  42. С. Ю. Теория долгосрочного экономического развития. М.: Наука, 1990.
  43. B.C. Современные буржуазные теории воспроизводства рабочей силы. -М.: Наука, 1975.
  44. Л. Большинство НПФ остались за чертой бедности // Коммерсантъ (Москва). 19.05.2005.
  45. И. Негосударственные пенсионные фонды: социальный институт и субъекты рынка // Человек и Труд, № 8, 2005 г.
  46. А.Е. Накопление и экономический рост. М.: Наука, 1983. -272.
  47. А.Е. Экономический рост в странах Южной Азии. М.: Наука, 1988.
  48. И., Иванов Н. Экономический рост: теории и мировая практика // Экономист, № 6, 1996.
  49. Г. П. От общественного призрения к социальному обеспечению и социальной защите. // Пенсия, — 1998.- № 3.51 .Дегтярев Г. П. Пенсионное обеспечение государственных служащих в Российской Империи в XVIII XIX веках. // Пенсия.- 1997.- № 10.-с.58.~ № 12.
  50. Г. П. Пенсионное обеспечение государственных служащих в Российской Империи в XVIII XIX веках. // Пенсия.- 1997.- № 10, № 12.
  51. Э. Исследование различий в темпах экономического роста. М.:1. Прогресс, 1971.
  52. Джоэль Мокир (Joel Mokyr) «Дары Афины. Исторические корни экономики знаний» (Принстон, изд-во Принстонского университета, 2002).
  53. Ю. Как заработать на пенсию // Невское время 16.06.2005
  54. Закон РСФСР от 20.11.1990 г. № 340−1 «О государственных пенсиях в РСФСР». //Ведомости СНД и ВС РСФСР.- 1990.- № 27.59.3лобин П. О программе инвестирования средств НПФ и строительство жилья // Пенсионные фонды и инвестиции № 3 (21) 2005.
  55. У. (William Easterly) «Неуловимые поиски роста. Приключения и злоключения экономистов в тропиках» (Кембридж, Массачусетс, изд-во MIT, 2002).
  56. Йохан Норберт (Johan Norbert) «В защиту глобального капитализма». (Вашингтон, дистрикт Колумбия, Институт Катона, 2003).
  57. Э.Т., Левант НА. Справочное пособие по личному страхованию. М.: НИВФ «ЮКИС», 1993.
  58. Дж.М. Общая теория занятости, процента и денег // Антология экономической классики.- М.: Эконов, 1993.
  59. , Дж. М. Избранные произведения. М., 1993.
  60. Клайд Вейн Круз (Clyde Wayne Crews) «Десять тысяч заповедей» (Вашингтон, дистрикт Колумбия, Институт Катона, 2003).
  61. Клейн Джеймс. Роль общественных и частных пенсионных систем в социальной политике США. // Пенсионные фонды.- 1996.- № 4.
  62. , И.Т. Принципы теории экономического роста и развития / И. Т. Корогодин // Актуальные проблемы роста и развития российской экономики: материалы Всероссийской научно-практ. конференции. -Воронеж: ВГУ, 2004.
  63. П., Обстфельд М. Международная экономика. Теория и политика / пер. с англ. Под ред. В. П. Колесова, М. В. Кулакова. М.: Экономический факультет МГУ, ЮНИТИ, 1997.
  64. Курс переходной экономики / Под ред. акад. Л. И. Абалкина М.: ЗАО «Финстатинформ», 1997.
  65. М.С. Социальное обеспечение в СССР (экономический аспект) М.: Экономика, 1976.
  66. Ленин В.И. VI (Пражская) Всероссийская конференция РСДРП.-Полн.собр.соч.-Т.21.
  67. Ю.З., Афанасьев С. А. Пенсионная реформа частьмодернизации экономики // «Пенсия» № 10, 2000. С. 38−42.
  68. К.Р., Брю C.J1. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. В 2 т. / Пер. с англ. 11-го изд. Т.2. М.: Республика, 1992 и др.
  69. К. Критика Готской программы. М.:ОГИЗ, 1948.
  70. , К. Соч. / К. Маркс Ф. Энгельс // т. 24,25.
  71. Материалы к вопросу об учреждении пенсионной кассы служащих в земстве Пермской губернии.- Пермь.: 1904.
  72. Мильтон Фридман (Milton Friedman) «Свобода в Америке. Свободная торговля и что стоит за этим» (Программная речь). Институт Катона, конференция в Мехико, 19 мая 1992 года.
  73. , Н.Б. К вопросу прогнозирования экономического роста. Преодоление кризиса в экономике страны / Н. Б. Митрофанова // Преодоление кризиса в экономике страны: социально-экономический и нормативно-правовой аспекты. -Ч. 1. Воронеж: ВФ МГЭИ, 2002.
  74. , В.И. Эффективность производства и экономический рост / В. И. Мишин // Преодоление кризиса в экономике страны: социально-экономический и нормативно-правовой аспекты. Ч. 1. Воронеж: ВФ МГЭИ, 2002.
  75. Р.Г. Инвестиции и инновации в концепции экономического роста / Российская экономическая академия им. Г. В. Плеханова. М.: РЭА, 1997.
  76. Национальная экономика России: потенциалы, комплексы, экономическая безопасность / В. И. Волков и др.- под общ. ред. В. И. Лисова. М: ОАО «НПО «Экономика»», 2000.
  77. А. Снижение ЕСН: плюсы и минусы // Пенсионные Фонды и Инвестиции 2004, № 4.
  78. А. Переход к экономическому росту в России: Институциональные и структурные предпосылки // Вестник научной информации: Институт международных экономических и политических исследований РАН. -1996. № 12.
  79. А. Экономический рост на основе институциональных изменений // Вопросы экономики. -1996. № 7.
  80. Д. Институциональные предпосылки экономического роста в России // Вопросы экономики. -1997. № 2 11.
  81. В. изменения социально-экономических процессов. / /Экономист -2001, № 3.
  82. . Б. Социальное значение увеличения продолжительности жизни. 9-й Международный конгресс геронтологов. Киев: 1983, — с. 80.90.0лейник А. Н. Институциональная экономика. М. ИНФР А-М. 2000.
  83. Отчет Европейской Комиссии European Commission (2001).
  84. Т., Доклад для международной конференции «Либеральная программа для нового века: глобальный взгляд», 8−9 апреля 2004 г., Москва.
  85. Пенсионная реформа в Российской Федерации. М.: Пенсионный фонд Российской Федерации, 2002. С.4−123.
  86. Постановление Правительства Российской Федерации от 07.08.1995 № 790 // Правовая система «Гарант».
  87. Л.И. Повышение эффективности социального обеспечения.-М.: Экономика, 1990.
  88. Н. (Nathan Rosenberg) и Бирдзелл Л. Е. (L. Е. Birdzell) мл. «Как Запад стал богатым. Экономическая трансформация индустриального мира» (Нью-Йорк, Базовая библиотека, 1997).
  89. Россия в цифрах. Статистический сборник. М., 2005. Монографии, брошюры, научные статьи
  90. ВВ. Экономика и организация страхового дела.- СПб.: — Изд-во СПб университета экономики и Финансов, 1993.
  91. A.M. Первобытный способ производства. М.: Наука, 1987.
  92. ЮО.Сальваторе Д. Международная экономика / Пер. с англ. Под ред. А.А.
  93. Аракеляна. М.: Институт внешних экономических связей и управления, 1998.
  94. Ю1.Самуэльсон, П. Экономика / П. Самуэльсон. М.: «Прогресс», 1964.
  95. Ю2.Селищев А. С. Восточно-Азиатская модель экономического роста (уроки для России). Иркутск, 1995.
  96. Ю.И. Назаре человеческой истории. М.: Мысль, 1989.
  97. Ю4.Сивашенков В. Наша история. // Пенсионные фонды, — 1995, — № 2.
  98. Ю5.Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. // Антология экономической классики, — М.: Эконов, 1993.
  99. Юб.Справочное пособие по социальной работе. М.: Юристь, 1994.
  100. Ю7.Теперман В. Пенсионные фонды создают рынки капитала в странах Латинской Америки. // Частная собственность.-1993, — № 121.
  101. Ю8.Угрюмов К. Обязательное пенсионное страхование: опыт НПФ, проблемы, перспективы // Пенсионные фонды и инвестиции, № 2 (20), 2005.
  102. Ю9.Усоскин Д. Денежный мир Милтона Фридмена. М.:Мысль, 1989.
  103. ИО.Хабиби Р. И. Механизм распределения общественных фондов потребеления.-М.:Экономика, 1986.
  104. Ш. Хейнц Ламперт. Социальная рыночная экономика.(Германский путь).// М.: Дело. -1994.
  105. Я. Факторы экономического роста / Пер. с венгер. М.: Экономика, 1974.
  106. НЗ.Чехутова B.C. Митькина Т. В. Финансовые ресурсы социальногообеспечения. М.: Финансы и статистика, 1986.
  107. И.В. Соотношение государственного и частного в пенсионном обеспечении за рубежом // «Пенсионные деньги» (№ 3, 2004).
  108. В.А. Возникновение производящего хозяйства. М.: Наука, 1989.
  109. Пб.Шумпетер И. А. Теория экономического развития / Пер. с нем. М.: Прогресс, 1982.
  110. П.Щербаков А. Пенсионная касса народных учителей и учительниц. // Пенсионные фонды.- 1998.- № 1.
  111. Экономическая эффективность государственного страхования. /ред.Плешкова А.П./-М.: Финансы и статистика, 1990.
  112. . Ф. Письмо к Марксу от 25 сентября 1869 г. Маркс К. Энгельс.Ф. Соч.2-е изд.- Т.32.
  113. Л.П. «Социальная защита» // уч. пособие, редакция журнала «Пенсия» М., 1998.
  114. Л.П. Организация и финансирование многоукладных пенсионных систем // Пенсия. Ноябрь 1998. № 11.
  115. Источники на английском языке
  116. Bateman, Н. and Piggott J. The Australian Approach to Retirement Income Provision Working Paper Prepared for the International Seminar on Social Security Pensions, Tokyo 5−7 March 2001.
  117. Bateman, H., Kingston, G. and Piggott, J. (2001), Forced Saving: Mandating Private Retirement Provision, Cambridge University Press.
  118. Bernheim, B. D., and Scholz. J. K. (1992), Private Saving and Public Policy (Working Paper No. 4213- National Bureau of Economic Research).
  119. Bernheim, B. D., and Shoven, J. B. (1988), 'Pension Funding and Saving', in Z. Bodie, J. B. Shoven, and D. A. Wise (eds.), Pensions in the US Economy (University of Chicago Press).
  120. , Z. (1990), 'Pensions and Financial Innovation', Financial Management, 19: 11−22.
  121. B6rsch-Supan A., R. Palacios and P. Tumbarello (1999): «Pension systems in the Middle East and North Africa: A window of opportunity». The World Bank. Mimeo.
  122. , M. J. (2000), The Money Flood: How Pension Funds Revolutionized Investing. Wiley.
  123. Conde-Ruiz, J. I. and Profeta, P. What Social Security: Beveridgean or Bismarckian? (Discussion Paper PI-0316, The Pensions Institute Birkbeck College, University of London, September 2003).
  124. Connolly, E. and Kohler, M. (March 2004), The Impact of Superannuation on Household Saving, Reserve Bank of Australia, Research Discussion Paper 2004−01.
  125. Cutler, D. and Johnson, R. (2001). The birth and growth of the social insurance state: explaining old-age and medical insurance across countries, Federal Reserve Bank of Kansas City RWP 01−13.
  126. , E. P. (1997), Pension Funds: Retirement-Income Security & the Development of Financial Systems an International Perspective (Oxford University Press).
  127. Devesa, J. E. and Vidal C. The Reformed Pension Systems in Latin America -The World Bank Social Protection Discussion Paper No. 0209, May 2002.
  128. , M. (1977), 'Social Security and Private Saving: International Evidence in an Extended Life Cycle Model', in M. Feldstein and R. Inman (eds.), The Economics of Public Services (International Economic Association).
  129. Hills, J. Ditch, J. and Glennerster, H. (eds) (1994). Beveridge and Social Security. Clarendon Press. Oxford.
  130. Holzmann, R.- «Pension Reform, Financial Market and Economic Growth, t
  131. Preliminary Evidence from Chile" — International Monetary Fund Staff Papers- June- International Monetary Fund, Washington.
  132. , R. V. (1986), 'Pension Wealth and Individual Saving: Some New Evidence', Journal of Money, Credit and Banking, 18: 167−78.
  133. , E. P. (1979), 'Why is there Mandatory Retirement?', Journal of Political Economy, 87: 1261−84- (1981), 'Agency, Earnings Profiles, Productivity and Hours Restrictions', American Economic Review, 71: 60 620.
  134. McCormick, В., and Hughes, G. (1984), 'The Influence of Pensions on Job Mobility', Journal of Public Economics, 23.
  135. Palmer, E., The Swedish Pension Reform Model: Framework and Issues // Social Protection Discussion Paper Series No. 0012: The World Bank, 2000.
  136. Pensions: Challenges and Choices. The First Report of the Pensions Commission. 2004.
  137. , J. E. (1992), 'The Economic Effects of Private Pensions' in OECD, Private Pensions and Public Policy (DECO, Paris).
  138. , A. W.- (1993) — Pension System Reform in Latin America- in Finance and The Real Economy- ed. Y. Akyuz, G. Held, ECLAC, UNCTAD, UNU- Santiago, Chile. Cited by Singh (1996).
  139. Valdes-Prieto, S., and Cifuentes, R. (1994), 'Credit Constraints and Pensions', paper presented at a conference on 'Pensions Privatization', in Santiago, Chile, 26−27 January.
  140. Venti, S. F., and Wise, D. (1987), 'IRAs and Saving', in M. S. Feldstein (ed.), The Effects of Taxation on Capital Accumulation (University of Chicago Press, Chicago).
  141. Palacios, R. and M. Pallares (2000): «International Patterns Of Pension Provision». Social Protection Discussion Paper, No. 0009. The World Bank. Available at http://www.worldbank.org/pensions
  142. Pigou, Arthur C. The Economics of Welfare / Arthur С Pigou. Macmillan and Co. London, Fourth edition, 1932. //http://www.econlib.org/library/NPDBooks/Pigou/pgEW.html
  143. , W. (1999): «Latin America an overview». In ISSA: Elfuturo de la Seguridad Social. Conferencia de Estocolmo. Julio de 1998. Federation de Oficinas del Seguro Social. Estocolmo. http://www.issa.int
  144. The Guardian http://www.guardian.co.uk
  145. Внешэкономбанка официальный сайт www.veb.ru.1 бО. Интернет-эциклопедия Wikipedia
  146. Е. Что-то пить не хочется // http://vip.lenta.ru/, 02.02.2004.
  147. Пятнадцать принципов регулирования частных пенсионных фондов / International Network of Pension Regulators and Supervisors, 2001.
  148. Рейтинговое агентство «Эксперт РА» http://www.raexpert.ru/ratings/npf/2005/
  149. Ричард Фейнман, Текст выступления в Калифорнийском технологическом институте (Калтех) в 1974 году на выпускном вечере. http://www.physics.brocku.ca/etc/cargocultscience.html
  150. Рынок страхования России: тенденции и перспективы октябрь 2005 г. www.rbc.ru
  151. Л.П. Национальная специфика понятия многоукладное&trade- пенсионной системы http://www.pensionreforrn.ru/pension/24 685 30.12.98.
Заполнить форму текущей работой