Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Межкорейские экономические отношения и перспективы трехсторонних экономических проектов с участием России

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Практическое значение диссертационного исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы сотрудниками внешнеполитических и внешнеэкономических ведомств для анализа современного состояния экономических отношений между корейскими государствами, прогнозирования перспектив их развития, разработки новых элементов политики РФ на Корейском полуострове. Практическая значимость… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Ретроспективный анализ становления и развития межкорейских экономических отношений в 1980—1990-е годы
    • 1. 1. Некоторые концептуальные подходы к развитию межкорейского экономического сотрудничества
    • 1. 2. Внутренние и внешние предпосылки и условия развития межкорейских экономических отношений в 1990-е годы
    • 1. 3. Особенности и динамика экономического сближения Севера и Юга в 1990-е годы
  • Глава 2. Экономическое сотрудничество Севера и Юга на этапе расширения межкорейского диалога в 2000-е годы
    • 2. 1. Политические и экономические факторы активизации межкорейского экономического сотрудничества в 2000-е гг
    • 2. 2. Экономические результаты северокорейской политики президентов Ким Дэ Чжуна и, Но Му Хена
    • 2. 3. Политика сосуществования и сопроцветания администрации Ли Мен Бака как смена курса в экономических отношениях РК и КНДР
  • Глава 3. Проблемы и перспективы межкорейского экономического сотрудничества в конце первого десятилетия 21 века
    • 3. 1. Динамика экономических связей между Северной и Южной Кореей в период президентства Ли Мен Бака
    • 3. 2. Факторы, лимитирующие возможности развития межкорейского экономического сотрудничества на современном этапе
    • 3. 3. Перспективы межкорейских экономических отношений в формате трехстороннего и многостороннего сотрудничества

Межкорейские экономические отношения и перспективы трехсторонних экономических проектов с участием России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Затянувшаяся неурегулированность отношений КНДР и РК и изолированность Северной Кореи от мировой экономики способствовали превращению Корейского полуострова в очаг постоянной напряженности и потенциального ядерного конфликта. Изучение процесса развития и современного состояния экономических отношений КНДР и РК позволяет по-новому взглянуть на перспективы использования экономических методов в урегулировании ситуации на Корейском полуострове. Развитие межкорейского экономического сотрудничества как переходного этапа на пути к последующей интеграции двух стран могло бы способствовать мирному решению этой проблемы, а также ускорить включение экономики Северной Кореи в мировое хозяйство.

Активно идущие в мире глобализационные процессы требуют от государств расширения внешнеэкономического сотрудничества для повышения конкурентоспособности их экономик. На примере межкорейского сотрудничества могут быть продемонстрированы возможности развития в современном мире экономических связей между странами с двумя различными социально-экономическими системами, а также перспективы этого процесса для повышения роли Кореи в мире за счет объединения конкурентных преимуществ экономик двух государств и реализации геоэкономического потенциала Корейского полуострова.

Осуществление нескольких многосторонних экономических проектов в Северо-Восточной Азии, в том числе ряда проектов с участием России, блокируется из-за неурегулированности ситуации на Корейском полуострове. Перспективы соединения Транскорейской и Транссибирской магистралей, прокладки газопровода через Корейский полуостров и других проектов напрямую зависят от состояния межкорейских экономических отношений, обуславливая значимость их анализа и прогнозирования для России. Реализация крупных многосторонних проектов с участием КНДР, РК и РФ будет способствовать укреплению экономических и политических позиций России как на Корейском полуострове, так и в СВА в целом, а также позволит ослабить напряженность у ее дальневосточных границ и, возможно, решить ряд проблем, связанных с реализацией программ социально-экономического развития российского Дальнего Востока. Таким образом, актуальность темы исследования объясняется ее значимостью для урегулирования межкорейских отношений в целом, а также непосредственной заинтересованностью России в решении корейской проблемы на основе экономического сотрудничества и в открывающихся в связи с этим перспективах для продвижения интересов РФ на азиатском направлении.

Объект исследования — внешнеэкономическая политика КНДР и РК и развитие экономического сотрудничества между Севером и Югом Кореи.

Предмет исследования — становление и динамика межкорейских экономических отношений, изменение форм и направлений экономического сотрудничества Севера и Юга, особенности межкорейского экономического взаимодействия на современном этапе и его перспективы, в том числе и в рамках многосторонних проектов с участием России.

Цель работы состоит в проведении комплексного систематизированного исследования процесса становления и развития межкорейских экономических отношений, анализе опыта двустороннего экономического сотрудничества для каждой из сторон, оценке текущего состояния и перспектив межкорейского экономического сотрудничества, а также в изучении возможностей реализации многосторонних экономических проектов с участием двух корейских государств и России.

Для достижения поставленной цели ставятся следующие задачи: — выявить концептуальные подходы, которые определяют возможность и эффективность развития межкорейских экономических отношений;

— на основе анализа предпосылок и динамики развития экономических отношений между КНДР и РК обобщить накопленный опыт двустороннего экономического сотрудничества для каждой из сторон;

— выявить факторы, как лимитирующие возможности развития межкорейского экономического сотрудничества на современном этапе, так и способствующие его дальнейшему расширениюпроанализировать современное состояние и перспективы межкорейского экономического сотрудничества с учетом развертывания его в рамках трехстороннего (с подключением России) и многостороннего формата (в регионе СВА).

Степень научной разработанности проблемы. Состояние межкорейских экономических отношений, а также перспективы трехсторонних экономических проектов с участием России в различных аспектах периодически обсуждаются в ходе научных конференций корееведов России и стран СНГ в Институте Дальнего Востока РАН, российско-корейских форумов в Дипломатической Академии и других международных конференций, а также регулярно освещаются в трудах российских корееведов. Вопросы межкорейского сотрудничества затрагиваются в монографиях и статьях Ванина Ю. В., Денисова В. И., Жебина А. З., Ким Ен Уна, Ли В. Ф., Михеева В. В., Титаренко М. Л., Ткаченко.

B.П., Толораи Г. Д., Торкунова А. В и других. Анализ внешнеэкономической политики корейских государств, экономических отношений КНДР и РК, а также перспектив трехсторонних экономических проектов с участием России на определенных этапах представлен в трудах Андрианова В. Д., Бажановой Н. Е., Богдана И. И., Воронцова А. В., Грязнова Г. В., Каукина И. Г., Кузнецовой Н. В., Лешакова П. С., Левченко Г. Я., Мансурова А. Ю., Мацегоры А. И., Савельева Р. В., Синицына Б. В., Старичкова А. Ю., Стеклова М. М., Суслиной.

C.С., Тригубенко М. Е., Федоровского А. Н. Однако в российской науке пока еще не было работы, целиком посвященной комплексному анализу межкорейского экономического сотрудничества, где был бы обобщен опыт его развития, проанализированы результаты и значимость для экономики каждого из корейских государств.

Межкорейское экономическое сотрудничество в целом и различные его аспекты являются предметом пристального внимания южнокорейских ученых и регулярно освещаются в трудах исследователей РК, документах и статьях, публикуемых Банком Кореи, Корейским институтом национального объединения (KINU), Корейским институтом развития (KDI), Корейским институтом экономической политики (KIEP), Институтом Дальнего Востока Университета Кеннам (Сеул), Корейским Фондом, исследовательскими институтами крупных южнокорейских корпораций (таких как Самсунг и Хендэ). Особенно следует выделить работы по межкорейскому экономическому сотрудничеству и экономике Северной Кореи таких ученых как Ким Мен Хо, Хван Ый Гак, Лим Вон Хюк, Лим Кан Тэк, Лим Суп Хун, Ким Кю Рюн, Ли Чон Гюн, Юн Док Рен, Нам Сон Ук, Юн Дэ Кю, Ян Мун Су, Ю Ян Ок.

Отдельные вопросы экономического сотрудничества Севера и Юга Кореи освещаются западными корееведами, среди которых Вольф Ч., Ноланд М., Рудигер Ф., Сигал Л., Фостер-Картер Э., Хаггард С., Хейес П., Хоар Дж., Ча В. и другие, а также в докладах Американо-корейского Института Университета Дж. Хопкинса (Вашингтон, США), Института международной экономики (Вашингтон, США), Центра стратегических и международных исследований (Вашингтон, США), RAND Corporation, исследовательского центра банка Goldman Sachs.

В 2000;е годы в российских ВУЗах российскими и южнокорейскими аспирантами был подготовлен ряд диссертаций, в которых затрагиваются отдельные аспекты отношений между Севером и Югом Кореи, связанные с их взаимным экономическим сотрудничеством и перспективами трёхстороннего сотрудничества с участием России. Особого внимания заслуживают исследования Кан Мин Су, Юн Бюн Чол, Стеклова М. М. (анализ энергетического сотрудничества), Войцеховского А. В., КаукинаИ.В.,.

О Ен Иль, Ли Ен Гиль (о трехстороннем сотрудничестве), Ли Су Чжин (о перспективах межкорейского диалога с участием России), Пак Чжен Мин (анализ транспортного сотрудничества).

Научная новизна данной работы заключается в том, что она представляет собой первую в российском корееведении попытку комплексного исследования межкорейского экономического сотрудничества как важного составного элемента в процессе сближения КНДР и РК на современном этапе на пути к возможной интеграции двух государств Корейского полуострова в будущем:

— проведен системный анализ становления и развития экономического сотрудничества Севера и Юга Кореипредставлена периодизация этого процесса с учетом играющих важную роль внешних и внутренних фактороврассмотрены присущие каждому этапу особенности, формы и методы экономической политики КНДР и РК;

— изучение межкорейского экономического сотрудничества проведено на основе концептуальных подходов, выявляющих точки соприкосновения официальных программ объединения двух корейских государств и базирующихся на научных теориях мировой экономики;

— дан комплексный анализ современного периода межкорейских экономических отношений (с 2008 г. по настоящее время), основные тенденции которого пока еще не стали предметом глубокого исследования в российских научных кругахвыявлены важнейшие факторы, определяющие масштабы экономического сотрудничества КНДР и РК;

— дана объективная оценка значимости двустороннего экономического обмена для национального хозяйства каждого из корейских государств;

— проанализированы перспективы и даны прогнозы межкорейских экономических отношений в формате трехстороннего (с участием России) и многостороннего сотрудничества, а также роли • Корейского полуострова в расширении многосторонних интеграционных процессов в СВА.

Основные результаты, выносимые на защиту:

1. Анализ эволюции концепций объединения Севера и Юга свидетельствует о значительной трансформации их подходов к двустороннему экономическому сотрудничеству от видения в нем способа поглощения партнера к восприятию экономического сотрудничества как важнейшей фазы сближения сторон на переходном этапе к объединению.

2. Экономическое сотрудничество КНДР и РК стало возможным благодаря воздействию ряда факторов объективного и субъективного характера, определивших скорость, формы и методы экономического сближения двух государств в исторической ретроспективе (1980;1990;е гг.) и в первом десятилетии 21 века.

3. Расширенное участие РК в глобализации с 1990;х годов повлекло за собой стремление Южной Кореи включить весь Корейский полуостров в интеграционные процессы. Изменение экономического положения КНДР в системе мирохозяйственных связей в результате распада мировой социалистической системы определило для нее практически безальтернативный выбор (сотрудничество со странами с рыночной экономикой или крах в изоляции) в пользу развития отношений с капиталистическим Югом.

4. Общие тенденции и формы экономического сближения КНДР и РК на этапе практической реализации сотрудничества в значительной степени были предопределены взаимодополняющим характером экономических структур двух стран, который сохранился, несмотря на достаточно длительный период их развития в рамках разных общественных систем. Эта взаимодополняемость проявилась как в классическом сочетании факторов производства (труд и природные ресурсы со стороны Севера, капитал и технологии со стороны Юга), так и в том уникальном преимуществе, что две страны являются частями разделенной нации.

5. Результативность экономического взаимодействия Севера и Юга, на которую в значительной степени оказал влияние фактор политизации экономических связей, определяющий их специфику, может быть проанализирована на двух уровнях — функциональном и институциональном. Если на функциональном уровне стороны достигли определенных положительных результатов (в виде системы взаимовыгодной торговли и производственной кооперации), то на институциональном уровне их сотрудничество отстает по причинам отсутствия эффективных органов согласования взаимных интересов.

6. Межкорейское экономическое сближение в перспективе несет положительный заряд для ускорения и расширения многостороннего экономического сотрудничества в СВА, повышает значимость Корейского полуострова для России с точки зрения реализации региональных энергетических и транспортных проектов и в значительной степени определяет будущие контуры интеграции в Восточной Азии.

Границы проведенного исследования определяются тремя факторами: географическим (рассматривается экономическое сотрудничество двух корейских государств, а также перспективы трехсторонних (с участием России) и многосторонних экономических проектов в СВА), хронологическим (с конца 1980;х гг. до 2010 г.) и предметным (анализируются предпосылки, динамика, факторы, основные направления, особенности и перспективы экономических отношений КНДР и РК, а также основные многосторонние экономические проекты с участием обоих корейских государств, в реализации которых заинтересована Россия).

Теоретико-методологическая основа исследования. В настоящем исследовании автор опирался на фундаментальные труды по международным экономическим отношениям и работы отечественных корееведов по истории межкорейского диалога. Большую роль в процессе написания данной работы сыграли труды корееведов-экономистов Суслиной С. С., Федоровского А. Н., посвященные развитию экономики РК на современном этапе, Бажановой Н. Е., Грязнова Г. В., Мацегоры А. И., Тригубенко М. Е., содержащие анализ экономики КНДР в 1990;2000;е годы.

При анализе торгово-экономических отношений КНДР и РК были использованы элементы теории конвергенции, теории сравнительных преимуществ, теории переходной экономики, теории помощи развитию и теории международной экономической интеграции. Важную роль в подготовке теоретической базы исследования сыграло изучение научных подходов, представленных южнокорейскими учеными в работе «Развитие межкорейских экономических отношений для прогресса Корейского полуострова», опубликованной Корейским институтом национального объединения в 2009 г. В связи с тем, что статистические данные о межкорейской торговле представлены источниками РК, в подходе диссертанта к анализу динамики торгово-экономических отношений Севера и Юга Кореи был использован южнокорейский метод представления данных об экономических связях с КНДР.

Исследование основывается на проблемно-хронологическом принципе изложения материала с использованием метода факторного анализа данных, полученных в ходе экономико-статистического сбора и обработки информации.

Источники. В процессе научного исследования диссертантом использовался широкий круг документальных и статистических материалов. В качестве первоисточников послужили официальные документы различных министерств и ведомств, тексты межгосударственных соглашений и деклараций, выступления государственных лидеров, сообщения Центрального Телеграфного Агентства Кореи- (КНДР). Автором были изучены аналитические материалы по проблематике данной диссертации, подготовленные ведущими российскими и иностранными исследовательскими центрами, а также опубликованные в отечественных и зарубежных, в том числе южнокорейских, периодических изданиях и специализированных научных журналах.

В условиях отсутствия информации о межкорейском экономическом сотрудничестве со стороны Северной Кореи статистическую базу работы составили данные, представленные Министерством объединения РК, Банком Кореи, Таможенной службой РК, Национальным статистическим бюро РК, организацией КОТРА, крупными южнокорейскими компаниями (Самсунг, Хендэ) и ассоциациями предпринимателей, а также российскими компаниями, вовлеченными в реализацию проектов на Корейском полуострове.

Теоретическая и практическая значимость. Результаты данного исследования имеют теоретическую значимость для изучения проблем развития разделенных государств, а также могут быть полезны в поисках путей мирного урегулирования ситуации на Корейском полуострове. И хотя вопрос объединения не стоит на повестке дня ближайших лет, комплексное рассмотрение влияния двустороннего экономического сотрудничества на сближение двух корейских государств и возможную их интеграцию в будущем (в той или иной форме) имеет существенную научную значимость.

Практическое значение диссертационного исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы сотрудниками внешнеполитических и внешнеэкономических ведомств для анализа современного состояния экономических отношений между корейскими государствами, прогнозирования перспектив их развития, разработки новых элементов политики РФ на Корейском полуострове. Практическая значимость этой темы связана с тем, что Россия заинтересована в повышении своего влияния на корейском направлении и участии в реализации трёхсторонних экономических проектов. Прежде всего, это проекты в энергетической и транспортной отраслях, в которых сотрудничество трёх государств способно принести всем им значительные политические и экономические выгоды. Кроме того, материалы диссертации могут быть использованы в учебном процессе в ВУЗах, готовящих специалистов-востоковедов, при подготовке лекционных курсов по экономике Кореи и СВА, а также в научно-исследовательской деятельности при разработке проблем развития разделенных государств. Определённый интерес результаты данного исследования могли бы представить и для российских компаний, которые заинтересованы в участии в реализации трёхсторонних экономическаих проектов и проявляют внимание к развитию ситуации в регионе.

Апробация работы. Основные положения и выводы данного исследования нашли отражение в выступлениях автора на московских конференциях корееведов России и стран СНГ (2009;2011гг., Москва), Европейской конференции молодых корееведов (Korean Studies Graduate Students Convention (KSGSC) in Europe) (2009г., Москва), Региональной научной конференции молодых ученых-корееведов России «XX век в истории Кореи» (2010г., Москва). Некоторые результаты исследования были опубликованы в виде статей в журнале «Проблемы Дальнего Востока». Основное содержание данной работы изложено в четырех публикациях.

Структура работы определена целями и задачами научного исследования, а также логикой предложенного автором теоретико-методологического подхода к разработке темы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка использованной литературы и приложения.

Основные выводы по итогам проведенного диссертационного исследования можно суммировать следующим образом.

Недолгая история межкорейских экономических отношений свидетельствует о сильном влиянии политических и международных факторов на динамику экономических связей двух стран. Официальное начало межкорейской торговле было положено в 1988 г. по инициативе обеих сторон на фоне распада мировой системы социализма и трансформации геополитической ситуации в мире. С изменением корейской политики СССР КНДР лишилась политической, экономической и военной поддержки одного из главных своих союзников. Оказавшись в крайне тяжелой экономической ситуации, Север начал предпринимать меры по привлечению иностранных инвестиций через создание СЭЗ и совместных предприятий, функционирующих по рыночным принципам. Достигшая существенных экономических успехов РК стала для КНДР одним из альтернативных направлений получения иностранных инвестиций, валюты и необходимых товаров.

С самого начала межкорейской торговли стороны провозгласили ее «внутренним обменом» и дальнейшее развитие экономического сотрудничества Севера и Юга проходило на фоне декларируемых целей движения в сторону объединения. Главным условием успеха стала выработка такой формулы экономического взаимодействия, которая бы отвечала интересам обеих сторон. Для КНДР это, прежде всего, означало безопасность существующего режима и получение экономических выгод, а для РК было важно добиться улучшения межкорейских отношений и способствовать внутренним, в первую очередь социально-экономическим, изменениям на Севере, чтобы снизить стоимость объединения Кореи в дальнейшем.

Возобновление межкорейского диалога и подписание Соглашения о примирении, ненападении, сотрудничестве и обменах между Севером и.

Югом в 1991 г. открыло возможности для интенсификации экономического сотрудничества двух стран. Однако планы масштабных южнокорейских капиталовложений в КНДР оказались нереализованными в результате осложнения политической обстановки на полуострове после смерти Ким Ир Сена в 1994 г. Несмотря на кризисные экономические условия, Пхеньян, прежде всего, исходил из политических соображений в своих контактах с Сеулом и был вынужден приостановить начавшееся сближение, опасаясь внутренней нестабильности и поглощения более экономически сильным Югом.

Основными факторами, способствовавшими прогрессу в межкорейском экономическом взаимодействии, выходу его на межгосударственный уровень и переходу к практической реализации масштабных проектов стали политическая воля президентов РК Ким Дэ Чжуна и, Но Му Хена в 1998;2007 годы и тяжелое положение экономики КНДР. В сложившихся после окончания холодной войны и смерти Ким Ир Сена условиях, когда стало очевидно, что северокорейский режим в обозримом будущем не падет, президент РК Ким Дэ Чжун предложил наиболее адекватный подход к развитию отношений с КНДР, ядром которого стал принцип отделения экономики от политики. Его преемник, президент, Но Му Хен, продолжил линию на сближение двух частей расколотого государства даже в условиях второго ядерного кризиса.

Ким Дэ Чжун и, Но Му Хен стремились реализовать на практике курс на примирение и сотрудничество с целью вовлечения Северной Кореи в процесс межкорейской интеграции. Кроме того, за счет использования сравнительных преимуществ Севера в процессе производства Сеул планировал решить задачи по повышению конкурентоспособности южнокорейских товаров на мировом рынке. Северной Корее же пришлось сделать ставку на сотрудничество с Югом в условиях необходимости оживления экономики страны и ограниченности источников внешнего содействия.

Введение

в КНДР 1 июля 2002 г. «мер по улучшению управления экономикой» позволило сделать условия для южнокорейских инвестиций и межкорейского сотрудничества более благоприятными. Создание институциональных основ и правовых гарантий участникам совместных проектов, а также осознание обеими сторонами взаимных выгод от двустороннего экономического сотрудничества привели к существенному его расширению в период 20 002 007 гг.

Оценивая результаты «политики вовлечения» Севера, отметим, что хотя президентам Ким Дэ Чжуну и, Но Му Хену и не удалось добиться начала рыночных реформ в Северной Корее, им удалось наладить результативный диалог с Пхеньяном, приведший к сокращению физической и психологической дистанции между Севером и Югом, а также способствовавший началу изменений в КНДР. Можно даже говорить о том, что постепенно начал реализовываться сценарий конвергентного сближения двух различных систем, в ходе которого Юг стал больше понимать Север и учитывать его интересы в своей политике, а КНДР начала медленно вводить рыночные элементы в свою экономику и принимать капиталистические принципы хозяйствования в совместных с РК проектах, наиболее ярким примером которых стал Кэсонский промышленный комплекс. Позитивное использование опыта КПК и увеличение количества подобных СЭЗ могло бы превратить этот своего рода конвергентный сценарий урегулирования корейского вопроса через сближение экономических позиций во вполне реалистичную перспективу.

В 1990;е гг. межкорейское экономическое сотрудничество осуществлялось, главным образом, усилиями частных компаний РК и состояло в основном из обычной и процессионной торговли, а также некоммерческих поставок с Юга по линии КЕДО. Первый саммит Севера и Юга 2000 г. перевел экономический диалог двух стран на более высокий межправительственный уровень, дав старт реализации крупных проектов, которые в перспективе способствовали бы реальной интеграции двух стран. За 2000;2007 гг. объемы межкорейской торговли выросли более чем в 4 раза и достигли 1,79 млрд долл., а к ее главным составляющим добавились потоки товаров, связанных с реализацией совместных проектов, а также регулярные крупные поставки гуманитарной помощи. С 2002 г. РК стала вторым по значимости после Китая торговым партнером КНДР. В 2007 г. открылось регулярное железнодорожное сообщение через ДМЗ.

Второй межкорейский саммит 2007 г. и достигнутые на нем экономические договоренности могли бы способствовать существенному расширению поля межкорейского сотрудничества через создание новых совместных СЭЗ, восстановление инфраструктуры и производственных мощностей на территории КНДР. Более того, создание «зоны мира и сотрудничества» в районе г. Хэчжу и прилегающей акватории (недалеко от спорной территории межкорейской морской границы в Желтом море) могло бы дать дополнительный политический эффект в виде ослабления напряженности в этом районе. В южнокорейском Базовом плане развития межкорейских отношений на 2008;2012гг. одной из стратегических целей был переход к первой стадии экономического содружества Севера и Юга. Активность Пхеньяна в согласовании планов сотрудничества с Югом сразу после саммита и до прихода к власти следующего президента свидетельствовала о заинтересованности КНДР в сохранении и расширении существовавшего формата взаимодействия с Сеулом.

Однако слабость институциональной базы и недостаточность результатов межкорейского экономического сближения на функциональном уровне, достигнутых к концу 2007 года, сделали экономическое сотрудничество между Севером и Югом уязвимым перед лицом смены власти в Сеуле. Приход к власти в РК администрации Ли Мен Бака в 2008 г. стал поворотным пунктом в истории межкорейских экономических связей и новейшей истории Корейского полуострова в целом. В отличие от предыдущих президентов, которые выступали за одновременное развитие мирного процесса и экономического сотрудничества на полуострове, президент Ли заявил о необходимости создания сначала сообщества мира, а потом уже экономического сообщества Севера и Юга. Увязав развитие экономического сотрудничества с прогрессом в процессе денуклеаризации КНДР, администрация Ли Мен Бака прекратила масштабную гуманитарную помощь Северу и отказалась соблюдать договоренности, достигнутые на втором межкорейском саммите. Негативная реакция Пхеньяна на такой подход привела к ряду осложнений в функционировании совместных проектов в 2008;2009гг.

Резкое ухудшение межкорейских отношений в 2008;2010гг. и начавшийся в 2008 г. мировой финансовый кризис привели к сокращению объемов межкорейской торговли в 2009 г. Однако в то же время часть южнокорейского бизнеса продолжила демонстрировать заинтересованность в развитии обменов и совместного производства с КНДР. Позитивная динамика первого полугодия 2010 г. стала примером небывалого роста межкорейских обменов, связанных, прежде всего, с функционированием КПК.

Политически мотивированное решение правительства Ли Мен Бака ввести запрет на межкорейскую торговлю 24 мая 2010 г. привело к сокращению обычной и процессионной торговли Юга и Севера, что лишает последнего важных валютных поступлений. Учитывая тесную координацию северокорейской политики в рамках американо-южнокорейского союза при администрации Ли Мен Бака, логичен вывод о присоединении РК к линии США на максимальную экономическую изоляцию КНДР с целью добиться падения сложившегося на Севере режима. Однако вероятность подобного развития событий представляется достаточно низкой. Чтобы не допустить краха северокорейского режима, Пекин продолжает оказывать помощь Пхеньяну, параллельно закрепляя свои экономические интересы в Северной Корее.

В краткосрочном плане активизация межкорейских экономических отношений маловероятна, несмотря на предпринимаемые Севером шаги для достижения этой цели. Консервативная администрация РК настаивает на признании КНДР своей вины за потопление корабля Чхонан для снятия санкций на межкорейскую торговлю. Это обязательное условие автоматически блокирует любые возможности для возобновления продуктивного диалога.

Тем не менее, в долгосрочном плане у Сеула нет альтернативы возвращению к активному сотрудничеству с Пхеньяном, если РК не хочет оказаться в стороне от процессов экономической интеграции КНДР, которые в настоящее время уже идут в китайском направлении намного интенсивнее, чем в южнокорейском. Укрепляя свои стратегические позиции на Корейском полуострове, Китай стал главным торговым партнером и инвестором в КНДР, на долю которого в 2009 г. пришлось более 50% ее внешней торговли. Активно осуществляемая на современном этапе экономическая экспансия КНР в КНДР имеет целью использовать ресурсы, дешевую рабочую силу и транспортный потенциал Севера для развития трех северо-восточных провинций Китая (Цзилинь, Хэйлунцзян, Ляонин). Сохранение и расширение экономического присутствия Китая на севере полуострова может привести к потере Южной Кореей инициативы в текущей конкуренции за ресурсы и рынок КНДР.

Уже сейчас значительная часть политиков, экспертов и населения Южной Кореи выступают за выведение отношений с Севером из кризиса и продолжение развития двустороннего сотрудничества. Учитывая сохраняющийся раскол в южнокорейском обществе в отношении к КНДР, высока вероятность того, что следующий президент РК будет корректировать северокорейский подход своего предшественника в сторону большей гибкости и поиска взаимоприемлемых компромиссов. В этом процессе ему можно будет опереться на уже наработанный опыт межкорейского экономического сотрудничества, которое к настоящему времени по отдельным направлениям вышло на уровень коммерчески взаимовыгодного взаимодействия.

За 10 лет пребывания у власти президентов Ким Дэ Чжуна и, Но Му Хена зависимость КНДР от РК постепенно увеличивалась — по мере расширения экономического сотрудничества и помощи. Однако эта зависимость носила больше количественный, а не качественный характер, оставляя уровень межкорейских отношений на недостаточно высоком для реальной экономической интеграции уровне. В то же время, как нам представляется, потенциал этого процесса остается существенным, примером чему может служить достаточно успешное развитие Кэсонского промышленного комплекса. Стороны обладают хорошо совместимыми конкурентными преимуществами, и через соединение южнокорейского капитала и технологий и северокорейской земли и трудовых ресурсов на полуострове может быть сформирована полноценная система взаимовыгодного сотрудничества. Создание благоприятных политических условий и соответствующих институциональных инструментов будет содействовать постепенному нарастанию интеграционных процессов между Севером и Югом Кореи.

Что касается будущего многосторонних экономических проектов с участием России, КНДР и РК, то в краткосрочной перспективе их реализация представляется затруднительной в связи с необходимостью предварительного урегулирования межкорейских отношений, направленных на долгосрочное сотрудничество. Тем не менее, наиболее значимые для России проекты трехстороннего и многостороннего сотрудничества в области транспорта и энергетики сохраняют свою актуальность и продолжают обсуждаться в ожидании наступления более благоприятных политических условий.

Благодаря продолжающемуся укреплению позиций государств региона СВА в мировой экономике проект создания межконтинентального сухопутного моста Восток-Запад с подключением всего Корейского полуострова сохранит свою актуальность и имеет высокие шансы быть реализованным в будущем. При этом в условиях непрекращающегося роста межконтинентальных грузоперевозок оба направления ТКДЖ — с выходом на Хасан и с выходом на Даньдунь — могут быть реализованы и существовать не в режиме конкуренции, а в формате взаимодополнения, став надежными и быстрыми транспортными маршрутами из АТР в Европу.

В условиях сохранения высокого уровня энергопотребления экономикой РК и нерешенности энергетической проблемы КНДР экономическое значение существующих энергетических проектов с участием России (среди которых строительство газои нефтепровода из России через территорию Северной Кореи в Южную, доставка электроэнергии из энергоизбыточных регионов России на Корейский полуостров) будет явно возрастать. Экономическая выгода от реализации проектов трехстороннего сотрудничества в энергетической области очевидна. Однако на современном этапе претворение в жизнь наиболее крупных и затратных из них упирается в необходимость добиться стабилизации обстановки на Корейском полуострове и обеспечить финансирование дорогостоящих планов. Для этого, прежде всего, необходима нормализация межкорейских отношений и выведение их на уровень долгосрочного экономического партнерства, а также необходимо урегулирование ядерной проблемы Северной Кореи, что даст возможность разблокировать отношения КНДР с США и Японией, которые в противном случае будут торпедировать любые выгодные для Пхеньяна начинания.

Опасения Сеула по поводу безопасности прокладки трубопроводов и ЛЭП через территорию Севера, препятствующие вложению в эти проекты крупных инвестиций со стороны РК, могли бы быть в значительной мере сняты в случае создания системы многостороннего сотрудничества с единой системой гарантий, прежде всего, с участием России. Создание международного консорциума для строительства трубопроводов через Корейский полуостров могло бы обеспечить как политическую, так и финансовую поддержку этих масштабных проектов. Важной задачей для России в составе этого консорциума станет обеспечение должного влияние своей стороны. Одновременно перспективным направлением для РФ по мере стабилизации обстановки на Корейском полуострове является проведение взаимных консультаций соответствующих министерств и ведомств с участием крупного российского бизнеса по вопросам эффективности реализации транскорейских энергетических и транспортных проектов в объединенном формате с целью экономии материальных средств и максимизации результатов.

Заключение

.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Закон КНДР об иностранных инвестициях от 05.10.1992.
  2. Информационный бюллетень Комитета по содействию внешнеэкономическому сотрудничеству КНДР за 1996 г. Пхеньян, 1997.
  3. Ким Ир Сен. Программа великой консолидации всей нации во имя объединения Родины из десяти пунктов. Пхеньян, 1993.
  4. Московская декларация Российской Федерации и Корейской Народно-Демократической республики от 04.08.2001.
  5. Речь президента Республики Корея в Национальном Собрании от 11.07.2008.
  6. Речь президента Республики Корея в честь 65-летия Дня освобождения Кореи от 15.08.2010.
  7. Социалистическая конституция Корейской Народно-Демократической Республики. Пхеньян, 1998.8. 2001 White Paper on Korean Unification. Seoul: Ministry of Unification. 2001.9. 2005 White Paper on Korean Unification. Seoul: Ministry of Unification, 2005.
  8. A blueprint for Korean Unification. Seoul: National Unification Board, 1989.
  9. Address by President Kim Dae-jung of the Republic of Korea, Lessons of German Reunification and the Korean Peninsula. Berlin, 9 March 2000.
  10. Agreement on Clearing Settlement between the South and the North. 16.12.2000.
  11. Agreement on Investment Protection between the South and the North. 16.12.2000.
  12. Agreement on Prevention of Double Taxation of Income between the South and the North. 16.12.2000.
  13. Agreement on Procedures for Resolution of Commercial Disputes between the South and the North. 16.12.2000.
  14. Gross Domestic Product of North Korea in 2009. The Bank of Korea. Press Release. 2010.
  15. Inter-Korean Relations in 2008. Seoul: Ministry of Unification. February 2009.
  16. Kim Young-Sam. Pacific Era and Korea’s new diplomacy. // Korea Annual, 1993.
  17. Korea and the World, Key Indicators. Seoul,-1995.
  18. Korea Unification Policy. Seoul: National Unification Board, 1994.
  19. Ministry of Unification’s 2010 Administration Report to the President. 31.12.2009.
  20. Ministry of Unification’s «Overview of Exchanges & Cooperation» January-December 2008.
  21. Overview of Exchanges & Cooperation. // Monthly Report Inter-Korean Exchanges & Cooperation. Seoul: Ministry of Unification. January-December 2008, January-December 2009, January-November 2010.
  22. Policies of the National Government Regarding North Korea. Seoul: Ministry of Unification. 6 April 1998.
  23. Policy toward North Korea for Peace, Reconsolidation and Cooperation. Seoul, 1999.
  24. Small Business Corporation, Report on the Status of Processing Trade with North Korea of Small and Medium Business. Seoul, December 2001.
  25. Trends of North Korean Foreign Trade 2007. Seoul: KOTRA, 2007
  26. Азия-2000: путь к сотрудничеству и экономическому обновлению. М., 2001.
  27. Н.Е. Внешнеэкономические связи КНДР. В поисках выхода из тупика. М, 1993.
  28. Дж. Новое индустриальное общество. М., 1969.
  29. И.О. Корея. Концепции объединения. М., 1997.
  30. Н.П. Эволюция основных конституционно-правовых институтов КНДР: Учебное пособие. М., 2003
  31. А.З. Эволюция политической системы КНДР в условиях глобальных перемен. М., 2006.
  32. История Кореи (Новое прочтение). М., 2003.
  33. История Кореи (с древнейших времен до наших дней). Т.2. М., 1974
  34. Корейский вопрос и интеграционные процессы в Северо-Восточной Азии. Доклад по проекту «Корейский вопрос и процессы интеграции в СевероВосточной Азии». Горбачев-Фонд, 24 февраля 2005.
  35. Корейский полуостров и вызовы глобализации: доклады, представленные на 10-й научной конференции корееведов России и стран СНГ. М., 2006.
  36. Корейский полуостров и вызовы XXI века. М., 2003.
  37. Корейский полуостров: время новых вызовов: доклады, представленные на 13-й научной конференции корееведов России и стран СНГ. М., 2009.
  38. Корейское урегулирование и интересы России. М., 2008.
  39. Корея: взгляд из России: доклады, представленные на 11-й научной конференции корееведов России и стран СНГ. М., 2007
  40. Корея на пороге перемен: доклады, представленные на 12-й научной конференции корееведов России и стран СНГ. М, 2008.
  41. Корея на рубеже веков. М., 2002.
  42. Корея: новые горизонты: доклады, представленные на 9-й научной конференции корееведов России и стран СНГ. М., 2005
  43. Международные экономические отношения. // Под ред. H.H. Ливенцева. М., 2005.
  44. Перспективы межкорейского диалога: внутренние и внешние аспекты: материалы 5-й научной конференции корееведов России и стран СНГ. М, 2002.
  45. Перспективы российско-корейского сотрудничества в условиях глобализации. Материалы VII Российско-Корейского форума. М., 2007.
  46. Политические, экономические и культурные аспекты объединения Кореи: материалы научной конференции, 1996 год. М., 1997.
  47. Проблемы Корейского полуострова и интересы России: материалы 2-й научной конференции. М., 1998
  48. Д. Начала политической экономии и налогового обложения: Гл. VII «О внешней торговле» / Собр. соч. Т. 1. М., 1955.
  49. Россия и Корея в меняющемся мире. (Материалы научно-практической конференции). М., 1997.
  50. Россия и межкорейские отношения. Итоговый доклад по проекту «Российско-корейские отношения в архитектонике СВА и АТР» на 2002 год (при поддержке Корейского Фонда). Горбачев Фонд, февраль 2003.
  51. Сборник докладов международной конференции «Ситуация и будущие вопросы экономического сотрудничества Северо-Восточных стран». М., 2005.
  52. Современная Корея. Справочное издание. М., 1971.
  53. П. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.
  54. С.С. Экономика Республики Корея в свете глобализации. М., 2002.
  55. В.П. Корейский полуостров и интересы России. М., 2000.
  56. Титаренко M. J1. Россия и Восточная Азия. Вопросы международных и межцивилизационных отношений. М., 1994.
  57. В.Д. Корейская проблема и международные факторы (1945 -начало 80-х годов). М., 1998.
  58. A.B., Денисов В. И., Ли В.Ф. Корейский полуостров: метаморфозы послевоенной истории. М., 2008.
  59. A.B. Уфимцев Е. П. Корейская проблема: новый взгляд. М., 1995.
  60. А United Korea? Reassessing North Korea Risks. / by Goohoon Kwon. -Goldman Sachs Global Economics, Commodities and Strategy Research: Global Economics Paper No: 188. 21 September 2009
  61. Burghart S., Rudiger F. Inter-Korean Cooperation 2000−2008: Commercial and Non-commercial Transactions and Human Exchanges. Vienna Working Papers on East Asian Economy and Society. Vol. 1, No. l, 2008.
  62. Developing Inter-Korean Economic Relations for the Advancement of the Korean Peninsula. / Kang-Teag Lim, Kyuryoon Kim,.Hyungsoo Zang, Hanbum Cho, Taeuk Choi. Seoul: KINU, 2009.
  63. Eui-Gak Hwang. Inter-Korean Economic Cooperation: The Need for Reciprocity Does Lopsided Cooperation Continue to Soothe North’s Bluffing Mentality? The International Centre for the Study of East Asian Development, Kitakyushu. 2008.
  64. Eui-Gak Hwang. The Cost of Unification and Its Economic Impact: The Korean Perspective. Seoul: Korea University, 1993.
  65. Energy and Environmental Cooperation in the Korean Peninsula. Korea Foundation Project. Seoul, 2005
  66. Evaluation of South-North Economic Cooperation and Tasks for Success. / By Young-Yoon Kim. Seoul: KINU, 2005.
  67. Francoise Nicolas. Coming in from the cold? An update on North Korea’s External Economic Relations. The Institut francais des relations internationales. April 2010.
  68. Haggard S., Noland M. Witness to Transformation: Refugee Insights into North Korea. Peterson Institute for International Economics, Washington, DC. 2011.
  69. Jong-geun Lee. Research on the Structure of Processing Trade between two Koreas. M.A. Dissertation (Kyungnam Univeraity) December 2002.
  70. Kang-Taeg Lim, Sung-Hoon Lim. Strategies for Development of a North Korean Special Economic Zone through Attracting Foreign Investment. Seoul: Korea Institute for National Unification, 2005.
  71. Lim Soo-Ho. The Alleviation of US Economic Sanctions Against North Korea and Its Implication for Inter-Korean Economic Cooperation. Samsung Economic Research Institute. Seoul. 2008.
  72. Linneman H., Pronk J.P., Timbergen J. Convergence of Economic Systems in East and West. Rotterdam, 1965.
  73. North Korea’s External Economic Relations / Edited by Kyuryoon Kim. Seoul: Korea Institute for National Unification, 2008.
  74. Peter Hayes, David von Hippel, Jungmin Kang, Tatsujiro Suzuki, Richard Tanter, Scott Bruce. South Korea’s Power Play at the Six-Party Talks. // East Asia Science and Security Collaborative Special Report. The Nautilus Institute. 21.07.2005
  75. Wolf Ch., Jr. North Korean paradoxes: circumstances, costs and consequences of Korean Unification, 2005.
  76. Wonhyuk Lim. Inter-Korean Economic Cooperation at a Crossroads. Seoul: Korea Development Institute, 2006.
  77. Квак Дон Ги. Пукханэ кендже пальччон чолляк: сонгун чончхива пукхан кеджею (Стратегия экономического развития Северной Кореи: политика сонгун и северокорейская экономика). Сеул, 2006. (кор. яз.)
  78. Ли Ен Хун. Пукхан муек мит намбук кееги пукхан кендже сонджане мичхинын хюква пунсок (Анализ влияния внешней торговли Северной Кореи и межкорейской торговли на северокорейский экономический рост). Сеул: Банк Кореи, 2004. (кор. яз.)
  79. Пак Сок Сам. Кэсон кондан чосоне кенджеджок хюгва пунсок (Анализ экономического влияния Кэсонского промышленного комплекса). Сеул: Банк Кореи, 2004. (кор. яз.)
  80. Пукхан кенджева намбукхан кендже хемнек (Северокорейская экономика и межкорейское экономическое сотрудничество). / Сборник статей. Сеул: Форум по изучению северокорейской экономики, 2008. (кор. яз.)
  81. Хон Сун Чжик. Пукханэ тхыкку чончхэк пхенгава сонгон квачже. (Оценка политики Северной Кореи в отношении специальных зон и задачи сонгун). Сеул, 2003. (кор. яз.)
  82. Корус форум. 2000, 2001, 2003
  83. Проблемы Дальнего Востока. 1994, 2002, 2003, 2007
  84. Россия в глобальной политике. 200 889. Сеульский вестник. 2005
  85. Транспорт Российской Федерации. 2010.
  86. Asian Perspective. 2005, 200 892. Asian Survey. 1989
  87. East Asian Review. 1991, 1996, 1998, 2001, 2002, 2004−200 694. Foreign Affairs. 1999
  88. International Journal of Korean Unification Studies. 2000, 2008
  89. Journal of Common Market Studies. 1993.97. KINU Insight. 200 898. Korea Annual. 1993.99. Korea Focus. 1 998 100. Korea Times. 2 000 101. The Financial Times. 2010
  90. The Journal of East Asian Affairs. 2006
  91. The Korea Herald. 2007−2 010 104. Wall Street Journal. 2 006 105. Тона Ильбо. 1999, 2 008 106. Хангере Синмун. 2 007 107. Чосон Ильбо. 1998, 2 009 108. Чунан Ильбо. 2003, 20 081. Статьи:
  92. Э.М. Об углублении экономического сотрудничества России, Северной и Южной Кореи. // Перспективы российско-корейского сотрудничества в условиях глобализации. М., 2007.
  93. В.Д. Современное состояние и перспективы межкорейского торгово-экономического сотрудничества. // Политические, экономические и культурные аспекты объединения Кореи. М., 1997.
  94. И.И. Особенности торгово-экономического сотрудничества КНДР и PK. // Проблемы Корейского полуострова и интересы России. М., 1998.
  95. A.B., Ревенко О. П. Южная Корея в поисках баланса. // Россия в глобальной политике. № 6, Ноябрь- Декабрь 2008 http://www.globalaffairs.ru/numbers/35/
  96. А., Ревенко О. Реалистичен ли проект соединения железных дорог России и Корейского полуострова? // http://analyticsmz.ru/?p=155
  97. Г. В. Актуальные проблемы экономического развития КНДР (80−90-е гг.) // Корея на рубеже веков. М., 2002.
  98. Дегтерев Д. А Официальная помощь развитию в контексте глобального экономического и финансового кризиса. // Мировое и национальное хозяйство. № 2(13), 2010. http ://www.mirec.ru/index.php?option=comcontent&task=view&id= 155
  99. В.И. Проблемы межкорейского урегулирования и позиция России // Корейский полуостров и вызовы XXI века. М., 2003.
  100. А.З. Межкорейские отношения: взгляд из России. // Проблемы Дальнего Востока, 2003, № 2.
  101. А.З. О ситуации вокруг шестисторонних переговоров по ядерной проблеме Корейского полуострова. // Корейский полуостров: время новых вызовов. М., 2009.
  102. А.З. Ситуация на Корейском полуострове и интересы России. // Корейский полуостров и вызовы глобализации. М., 2006.
  103. Jl.В. Сотрудничество Китая и КНДР в решении проблем региональной безопасности. // Корейский полуостров: время новых вызовов. М., 2009.
  104. И.Г. Основные черты межкорейского экономического сотрудничества. // Проблемы Дальнего Востока, 2002, № 1.
  105. Ким Ен Ун. Межкорейские отношения в эпоху глобализации // Корейский полуостров и вызовы глобализации. М., 2006.
  106. Ким Ен Ун. Политика «сансэн конен»: цели и перспективы. // Корейский полуостров: время новых вызовов. М., 2009.
  107. Ю.В. Транссиб «версия 2.0» как инструмент восстановления транзитного потенциала и основа выживания России в 2020—2030 гг. // Транспорт Российской Федерации. — 2010, № 2 (27).
  108. П.С. Роль России в политике экономического вовлечения КНДР. // Корея: новые горизонты. М., 2005.
  109. Ли В. Ф. Концепция конвергенции и перспективы воссоединения Кореи. // Перспективы российско-корейского сотрудничества в условиях глобализации. Материалы VII Российско-Корейского форума. М., 2007.
  110. Ли Хен Сок. Усилия Северной Кореи по преодолению экономических трудностей. // Северокорейская экономика и межкорейское экономическое сотрудничество. Сеул, 2008. (кор. яз.).
  111. А. Как понимать «конвергентный путь развиия»? // Общество и экономика. 2009, № 7.
  112. А. О конвергентной системе национального сообщества: контуры обновленной концепции. // Общество и экономика. 2004, № 5−6.
  113. А.И. Свободные экономические зоны в КНДР и северокорейская экономическая реформа. // Проблемы Корейского полуострова и интересы России. М., 1998.
  114. В.В. Корейская интрига: взгляд изнутри и снаружи. // Перспективы межкорейского диалога. М., 2001.
  115. B.B. Теории международной экономической интеграции. // Экономика 21 века. 2007, № 1.
  116. Пак В.Г. О современной социальной политике в PK. // Корея: новые горизонты. М., 2005.
  117. А.Н. К вопросу об экономической целесообразности соединения Транссибирской магистрали с Транскорейской железной дорогой. // Корейский полуостров и вызовы глобализации. М., 2006.
  118. A.A. Кэсонский промышленный комплекс: современное состояние и перспективы развития // Проблемы Дальнего Востока, 2007, № 1.
  119. A.A. Кэсонский промышленный комплекс: экономическое и политическое значение для PK и КНДР. // Корея: взгляд из России. М., 2007.
  120. .В. Перспективы взаимоотношений России и Кореи. // Россия и Корея в меняющемся мире. М., 1997.
  121. А.Ю. Энергетические ресурсы Восточной Сибири и Дальнего Востока России и перспективы сотрудничества России и Республики Корея в их освоении. // Корейский полуостров и вызовы глобализации. М., 2006.
  122. М.М. Энергетические аспекты отношений в «треугольнике» КНР-КНДР-РК. // Корея на пороге перемен. М, 2008.
  123. С.С. Межкорейский экономический диалог и южнокорейский крупный бизнес. // Перспективы межкорейского диалога: внутренние и внешние аспекты. М, 2002.
  124. С.С. Специальные экономические зоны в КНДР: инвестиционный климат и реальность. // Корус Форум, № 1, 2003.
  125. В.П. Корея и ее великий сосед. // Корейский полуостров: время новых вызовов. М., 2009.
  126. М.Е. Влияние нормализации межгосударственных отношений РК с КНДР на развитие экономического сотрудничества двух стран, // Азия-2000: путь к сотрудничеству и экономическому обновлению. М., 2001.
  127. М.Е. Межкорейское сотрудничество: достижения и проблемы. // Корус Форум. 09.2001.
  128. М.Е. Некоторые соображения по поводу реформ в северокорейской экономике. // Корея: новые горизонты. М., 2005.
  129. А.Н. Влияние развития межкорейских отношений на внешнеэкономические приоритеты Южной Кореи. // Перспективы межкорейского диалога: внутренние и внешние аспекты. М., 2002.
  130. Чо Ен Ги. Поиски и направления северокорейской экономической политики. // Северокорейская экономика и межкорейское экономическое сотрудничество. Сеул, 2008. (кор. яз.)
  131. Юн Док Рен. Развитие экономического сотрудничества Северной и Южной Кореи и экономика Северной Кореи. // Сборник докладов международной конференции «Ситуация и будущие вопросы экономического сотрудничества Северо-Восточных стран», 2005.
  132. Ahn Christine and Kim Haeyoung. Sixty Years of Failed Sanctions. // Washington, DC: Foreign Policy In Focus, August 18, 2010.
  133. Chae Kyung-suk. The Future of the Sunshine Policy: Strategies for Survival. // East Asian Review. Vol. 14, No. 4, Winter 2002.
  134. Charles Wolf. Korean Reunification and Reconstruction: Circumstances, Costs and Implications. RAND Corporation. // http://www.nbr.org/downloads/pdfs/PSA/BSConfl06Wolf.pdf
  135. Cho Han-bum. South Korea’s Policies toward North Korea: Continuity and Changes. // North Korea’s External Economic Relations / Edited by Kyuryoon Kim. Seoul: Korea Institute for National Unification, 2008.
  136. Foster-Carter A. North Korea-South Korea Relations: Things Can Only Get Better? // Comparative Connections. Vol. 10, No. 4 (Jan. 2009). //http://csis.org/programs/pacific-fomm-csis/comparative-connections/vol-10-no-4jan-2009
  137. Hoare James E. Why the Sunshine Policy Made Sense. 38 North, Washington, D.C.: U.S.-Korea Institute at SAIS, Johns Hopkins University, April 1, 2010. Online at: www.38north.org/?p=188.
  138. Hong Soon-young. Thawing Korea’s Cold War.// Foreign Affairs, May/June 1999.
  139. Hong Yang-ho. Humanitarian Aid toward North Korea. // East Asian Review. Vol. 13, № 4, Winter 2001.
  140. Hwang Sun-Hye. The Mt. Kumgang Tourism Business: Issues and Prospects. // East Asian Review. Vol. 17, N. 4, Winter 2005.
  141. Jhe Seong-Ho. Four Major Agreements on Inter-Korean Economic Cooperation: Legal Measures for Implementation.// East Asian Review. Vol. 16, No. 4, Winter 2004.
  142. Kim Gahb-chol. The Principle of Separating Economics from Politics, and Prospects for Improvement in South-North Relations. // East Asian Review. Vol. 10. Number 2. Summer 1998.
  143. Kim Keun-Sik The June 15 Joint Declaration: Background, Implications and Assessment. //East Asian Review. Vol.18 No.3 Fall 2006.
  144. Kim Sung-han. North Korean Policy of the Lee Myung-bak Government. // KINU Insight, January 2008, № 4.
  145. Liu Ming. Deepening China-North Korea Economic Ties: Trends, Characteristics and its interaction with the Future Inter-Korean Economic Community. http://www.kiep.go.kr/include/filedown.jsp?fname=China-North%20Korea.pdf&fpath=EngSeminar
  146. Mansourov A. Economic Takeoff Possibilities and National Security Realities in DPRK. // The Journal of East Asian Affairs. Vol. 20. N2, Fall/Winter 2006.
  147. Na Hee-Seung. Strategy of Trans-Korean Railway Transportation and Development of International Corridors. Korea Railroad Research Institute. // http://www.unescap.org/ttdw/common/TIS/CorridorStudy/EGMfiles/ROKl.pdf
  148. Nam Sung Wook. Current Conditions at Gaesong Industrial Complex and Future Tasks // East Asian Review. 2006. Vol. 18. N 2.
  149. Paik Keun-Wook. Pipeline Gas Introduction to the Korean Peninsula. // Korea Foundation Project «Energy and Environmental Cooperation in the Korean Peninsula». Seoul, 2005
  150. Pan Zhenqiang. Some Thoughts on Lee Myung-bak's Policy towards the DPRK: A Chinese View. // ICINU Insight, Seoul, N 5, March 2008.
  151. Park Jung-dong. The July-1 Measures: A Genuine Change for Economic Reconstruction? // East Asian Review. Vol. 16, No. 4, Winter 2004.
  152. Sigal Leon V. Hand in Hand for Korea: a Peace Process and Denuclearization. // Asian Perspective, Vol. 32, N2, 2008,
  153. G. «A Turn to the Right?» A Russian Comment on the North Korean Policy of ROK Conservative Government // International Journal of Korean Unification Studies. Vol. 17, No. 1, 2008.
  154. Yang Young-shik. Kim Daejung Administration’s North Korea Policy. // Korea Focus. November- December 1998. PP. 54−55.
  155. Yeon Hacheong. Prospects for North Korea’s opening and for Inter-Korean Economic Cooperation. // East Asian Review, Volume III, Number 4, Winter 1991.
  156. Yoo Young Ock. North Korean Economic Situation and the Possibilities for South-North Economic Cooperation. // East Asian Review, Volume VIII Number 1 Spring 1996.
  157. Yoon Dae-Kyu, Yang Moon-Soo. Inter-Korean Economic Cooperation for North Korean Development: Future Challenges and Prospects. // Asian Perspective, Vol. 29, N.3, 2005.1. Интернет ресурсы:
  158. Официальный сайт Республики Корея http://www.korea.net
  159. Сайт Президента РК www.president.go.kr
  160. Сайт Министерства объединения Республики Кореяhttp://eng.unikorea.go.kr/eng/default.jsp?pgname=ENGhome
  161. Сайт Посольства Республики Корея в России www.infokorea.ru
  162. Сайт Банка Кореи http://eng.bok.or.kr/
  163. Сайт Министерства Иностранных Дел России www.mid.ru
  164. Сайт ЭСКАТО ООН www.unescap.org
  165. Сайт Организации по развитию энергетики на Корейском полуострове (КЕДО) www.kedo.org
  166. Сайт Корейского института международной экономической политики -www.kiep.go.kr
  167. Сайт Корейского института развития http://www.kdi.re.kiV
  168. Сайт Института Дальнего Востока Университета Кеннам (Масан, РК) -http://ifes.kyungnam.ac.kr/eng/default.asp
  169. Сайт аналитической программы «38 North» Американо-корейского Института Университета Джона Хопкинса (Вашингтон) — http://38north.org/
  170. Сайт журнала «Global Asia» южнокорейского фонда «East Asian Foundation» http://www.globalasia.org/
  171. Сайт «Foreign Policy In Focus» американского Института политических исследований http://www.fpif.org/
  172. Сайт американского Центра стратегических и международных исследований -http://csis.org/
  173. Сайт Французского Института Международных Отношений http://www.iiri.org/
  174. Новостной и аналитический сайт, посвященный экономике Северной Кореи http://www.nkeconwatch.com/
  175. Сайт Горбачев-Фонда http://www.gorby.ru/
  176. Сайт компании «Хендэ Асан» www.hdasan.com
  177. Сайт Управляющего комитета Кэсонской промышленной зоны-http://www.kidmac.com/
  178. Сайт Экспертного портала «Восточный нефтепровод» http://www.vstoneft.ru/
  179. Сайты «РЖД» http://rzd.ru/, http://corridors.rzd.ru/, http://inter.rzd.ru/
  180. Сайт компании «РЖД Строй» http://www.rzdstroy.ru/
  181. Сайт Центрального телеграфного агентства Кореи (КНДР) www.kcna.co.jp/index-k.htm
  182. Сайт южнокорейского информационного агентства «KBS World"http://world.kbs.co.kr/russian/news/newsIK.htm
  183. Сайт южнокорейского новостного агентства «Yonhap» http://english.yonhapnews.co.kr/
  184. Сайт российского информационного агентства РИА-новости -www.pda.rian.ru
  185. Сайт он-лайн газеты «Earth Times» http://www.earthtimes.org/
  186. Сайт издательского дома Коммерсант. — http://www.kommersant.ru/
  187. Сайт газеты «Ведомости» www.vedomosti.ru
  188. Деловой портал РосБизнесКонсалтинг- http://www.rbc.ru/
  189. Сайт газеты «ИБС Daily» http://www.rbcdaily.ru/
  190. Отраслевой интернет-портал http://www.transport.ru/index.htm
  191. Сайт газеты «Морские вести России" — http://www.morvesti.ru/
  192. Сайт издания «Аналитические записки» (приложение к журналу «Международная жизнь») http://analyticsmz.ru/
Заполнить форму текущей работой