Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Экспорт образовательных услуг высшей школы

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Предложены меры по повышению конкурентоспособности России на мировом рынке образовательных услуг высшей школы, которые включают в себя меры по улучшению инфраструктуры образовательного сотрудничества, усиление вузовского потенциала и создание информационного пространства с целью выхода на мировой рынок образовательных услуг, в том числе через подписание и развитие соглашений о взаимном признании… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ МИРОВОГО РЫНКА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
    • 1. 1. Современное состояние мирового рынка высшего образования
    • 1. 2. Факторы, влияющие на международную мобильность студентов
    • 1. 3. Роль образования в социально-экономическом развитии страны
  • ГЛАВА 2. РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКСПОРТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ: МИРОВОЙ ОПЫТ
    • 2. 1. Механизмы регулирования экспорта образовательных услуг
    • 2. 2. Модели продвижения и стимулирования экспорта образовательных услуг
    • 2. 3. Финансирование образования в зарубежных странах
  • ГЛАВА 3. ЭКСПОРТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ РОССИИ
    • 3. 1. Место России на мировом рынке образовательных услуг
    • 3. 2. Способы и направления стимулирования экспорта образовательных услуг в России
    • 3. 3. Основные рекомендации по стимулированию экспорта образовательных услуг

Экспорт образовательных услуг высшей школы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность диссертационного исследования обусловлена ролью сферы образования, в особенности высшей школы, в современном мире как важнейшего фактора социально-экономического прогресса общества.

Сфера образования — это отрасль, результаты деятельности которой, как правило, отражаются только в перспективе, а эффект, получаемый человеком и обществом, трудно оценить количественно. Однако такие экономисты как Т. Шульц, Г. Беккер и Э. Денисон произвели количественную оценку вклада образования в экономический рост.

В настоящее время продолжает формироваться новая экономика, основанная на знаниях, что в свою очередь обуславливает возрастание роли образования.

Развитие системы образования в любой из стран мира имеет стратегическое значение. В первую очередь это связано с тем, что образование является одной из самых крупных сфер мировой экономики и одним из наиболее быстро развивающихся секторов мировой торговли услугами и во многом определяет экономическое развитие страны и ее конкурентоспособность в мировом масштабе.

К концу 20 в. сформировался мировой рынок образовательных услуг с объемом продаж в несколько десятков миллиардов долларов и потоками международной академической мобильности в несколько миллионов человек в год. В настоящее время в условиях острой конкурентной борьбы на мировом рынке образовательных услуг расширение и стимулирование экспорта образования вошло в число наиболее важных приоритетов государственной политики всех развитых стран мира. С разных позиций идет массированная атака на национальные системы образования, с целью их адаптации к запросам экономической среды. Важнейшей целью становится высшее образование, профессиональная подготовка и переподготовка кадров. В первую очередь, это можно объяснить тем, что совместное обучение иностранных студентов стимулирует повышение качества образования, содействует разработке новых, более востребованных и конкурентоспособных программ обучения и др., иностранные выпускники вносят вклад в поддержание и развитие науки. Именно поэтому такие страны как, США, Великобритания, Германия, Франция, Австралия постоянно проводят различные мероприятия по увеличению числа иностранных студентов.

В настоящее время положение России на мировом рынке образования характеризуется ослаблением позиций как лидера в области экспорта образовательных услуг — страна переместилась со второго на шестое место на мировом рынке образовательных услуг высшей школы.

Изначально распад СССР, затем переходный характер российской экономики оказывал существенное негативное влияние на все сферы жизни общества, в том числе и сферу образования. Поэтому сегодня особо остро стоит вопрос научного осмысления необходимых направлений и мер по стимулированию экспорта российского образования.

Обучение иностранных студентов и развитие экспорта образовательных услуг безусловно внесут вклад в стабильное экономическое развитие нашей страны, позволят активизировать процессы ее интеграции в мировое образовательное пространство, а также получить прямую экономическую выгоду и усилить конкурентоспособность всей экономики в целом. В связи с этим, перед государством в целом, и вузами в частности, стоят задачи, связанные с увеличением числа иностранных студентов, вследствие и доли страны на мировом рынке образовательных услуг, что подразумевает повышение качества образования, разработку и планирование конкурентоспособных и востребованных образовательных продуктов, повышение репутации национальных вузов, обеспечение благоприятной атмосферы в стране и безопасности иностранным студентам, борьбу с ксенофобией, улучшению бытовых условий проживания студентов, а также укреплению культурных и идеологических связей.

Степень разработанности проблемы. Развитие и динамика мирового рынка образовательных услуг и его структуры в последние годы вызывают повышенный интерес и исследуются многими учеными. Значительный вклад в его изучение внесли такие российские ученые и экономисты, как Алиев Ш. М., Арефьев A. JL, Айдрус И. А., Беляков С. А., Галаган А. И., Кальней В. А., Клячко Т. Л., Константиновский Д. Л., Краснова Г. А., Куприянова Л. М., Полушкина Е. А., Сюлькова Н. В., Шереги Ф. Э., Шишов С. Е., Филиппов В. М., и другие. Письменная Е. Е., Рязанцев C.B., Тюрюканова Е. В. разрабатывали понятие учебной миграции, с выделением категорий «образовательная миграция».

Предпосылки к возникновению и разработке концепции человеческого капитала восходят к теоретическим трудам представителей различных экономических школ: У. Петти, А. Смита, А. Маршалла, Дж. Р. Уолша, Н. Сениора, Т. Шульца и Г. Беккера, М. Фишера, Э. Денисона и др.

Актуальность названных проблем, возрастающая потребность их практического решения определили выбор темы, объекта и предмета исследования, обусловили постановку цели и задач диссертационной работы.

Цель настоящей работы — анализ современного состояния и тенденций развития мирового рынка образовательных услуг высшей школы с позиций достижения эффективного участия в его функционировании, прежде всего России, в интересах повышения конкурентоспособности национального экспорта образовательных услуг.

В соответствии с этой целью в диссертации поставлены следующие задачи:

1. Выявить особенности развития мирового рынка высшего образования.

2. Оценить конкуренцию, выявить лидеров и новых «игроков» на мировом рынке образовательных услуг.

3. Обосновать влияние образования на социально-экономическое развитие страны, как одного из главных факторов повышения ее конкурентоспособности и экономического роста.

4. Выявить факторы, влияющие на международную мобильность студентов.

5. Провести сравнительный анализ особенностей государственного стимулирования экспорта образовательных услуг в странах мира.

6. Оценить положение и перспективы России на мировом рынке высшего образования с учетом развития ее национального экспорта образовательных услуг.

Объект исследования — мировой и российский рынки образовательных услуг высшей школы.

Предметом исследования являются закономерности развития мирового рынка высшего образования на современном этапе развития, экономические отношения, складывающиеся в процессе развития экспорта образовательных услуг высшей школы стран мира.

Теоретической основой проведенного исследования послужили работы отечественных и зарубежных ученых в области экономики общественного сектора, теорий человеческого капитала, мирового рынка образовательных услуг, государственного регулирования сферы образования, исследования и отчеты международных организаций, посвященные теме диссертации (ЮНЕСКО ОЭСР, Всемирный банк), материалы зарубежных национальных организаций, и, в частности, исследования: Арефьева A. J1., Беккера Г., Гусакова Н. П., Исаева В. А., Кейнса Дж., Клячко T. JL, Матюшка В. М., Пономаренко Е. В., Ромера П., Рязанцева C.B., Садовничего В. А., Тихонова А. Н., Чистохвалова В. Н., Филиппова В. М., Шульца Т. У. и других авторов.

При выполнении работы в рамках системного подхода применялись общенаучные методы исследования — системного анализа, статистического анализа, логического моделирования, многопризнаковой классификации.

Источниками информации для диссертационного исследования явились научные труды и материалы зарубежных национальных организаций: Министерства образования и занятости США, Великобритании, Австралии, Франции, Германии, Китая, Сингапура, Катара, ОАЭ и др., материалы федеральных, региональных и местных органов власти, федеральное и местное законодательство по теме и объекту исследования, аналитические материалы международных рейтинговых агентств. Основной статистической базой исследования стал электронный сборник статистики «Education at a Glance 2011», а также «Global Education Digest 2011: Comparing Education Statistics Across the World», «Human Development Indices».

В качестве источников статистической информации о российском рынке были привлечены данные Федеральной службы государственной статистики РФ (Росстат), Министерства образования и науки, Министерства экономического развития РФ, материалы конференций и совещаний по исследуемым вопросам.

Автором были изучены и проанализированы российские и зарубежные научные издания по исследуемой проблематике, в частности, журналы Journal of Studies in International Education, International Journal of Higher Education, International Perspectives on Higher Education Research, «Высшее образование в России», «Высшее образование сегодня», «Экономика образования», «Мировая экономика и международные отношения», «Социально-гуманитарные знания» и другие российские и зарубежные издания.

Тематика диссертационного исследования соответствует п. 1 Паспорта ВАК РФ по специальности 08.00.14 — Мировая экономика «Всемирное хозяйство, его структура, закономерности и современные тенденции развития», п. 2 «Теории развития мирового хозяйства и международных экономических отношений. Анализ и оценка современных концепций», п. 11 «Механизмы регулирования международной торговли», п. 17 «Мировой рынок товаров и услуг: тенденции развития, отраслевая и фирменная структура. Организация и техника международной торговли», п. 20 «Экономические и социальные проблемы международной миграции рабочей силы, специалистов и ученых», п. 29 «Участие России в международном разделении труда. Формирование и перспективы развития экспортного потенциала и импортных потребностей российской экономики. Возможности улучшения международной производственной специализации России».

Научная новизна диссертации состоит в том, что на основе комплексного анализа современного мирового рынка образовательных услуг высшей школы определены общие тенденции его развития, разработаны и предложены научно-практические рекомендации по совершенствованию российского экспорта образовательных услуг отечественными вузами, для укрепления положения России на мировом рынке высшего образования.

Наиболее существенными являются следующие результаты, характеризующие научную новизну и личный вклад автора:

1. Выявлены тенденции в развитии международного рынка образовательных услуг, важнейшими среди которых являются: рост объемов рынка и, прежде всего, общей численности иностранных студентов, усиливающаяся конкуренция в связи с ослаблением позиций ведущих лидеров (США, Великобритания, Франция, Германия) и появлением новых региональных игроков (таких как Китай, Сингапур, ЮАР, Катар, ОАЭ, Бахрейн) — и, как следствие, увеличение спроса на высококачественные образовательные услуги.

2. Уточнена роль образования в формировании человеческого капитала, как одного из главных факторов обеспечения экономического развития страны, усиления ее конкурентоспособности, а также исследована эволюция и систематизированы теории развития человеческого капитала.

3. Разработана авторская классификация факторов, влияющих на мобильность иностранных студентов и их решение на обучение в конкретной зарубежной стране с позиций развития страныгосударственного регулированиякачества высшего образованияразличных исторических и географических причиндемографических факторов, а также по направлениям мотивации иностранных учащихся.

4. Выявлены модели систем высшего образования и предложена их типология по способам стимулирования экспорта образовательных услуг: традиционная модель (США, Великобритания, Германия, Франция, Австралия, Новая Зеландия, Россия), догоняющая модель (Китай, Малайзия, Сингапур, ЮАР) и модель «нового типа» (Катар, Бахрейн, ОАЭ), которая подразумевает выход на мировой рынок образовательных услуг через создание свободной экономической зоны в сфере высшего образования без развития собственной системы высшего образования.

5. Выявлены основные конкурентные преимущества и недостатки российской системы образования при реализации образовательных услуг высшего образования на внешнем рынке. Преимуществами являются: сочетание более высококачественного образования, чем в ряде развивающихся стран, его фундаментальности, а также предоставление полного пакета образовательных услуг (включая ступень МСКО 6) при относительно низких ценах, накопленном опыте обучения иностранных студентов. Слабыми сторонами являются: низкая информированность иностранных граждан об уровне и качестве российского образования, недостаточное продвижение русского языка, высокая стоимость жизни в крупных городах, криминальные риски, отсутствие достаточной поддержки по стимулированию экспорта образовательных услуг со стороны государства и достаточного числа качественных учебных программ на иностранных языках.

6. Предложены меры по повышению конкурентоспособности России на мировом рынке образовательных услуг высшей школы, которые включают в себя меры по улучшению инфраструктуры образовательного сотрудничества, усиление вузовского потенциала и создание информационного пространства с целью выхода на мировой рынок образовательных услуг, в том числе через подписание и развитие соглашений о взаимном признании дипломов между Россией и другими странами, разработку и внедрение большего количества программ и курсов на иностранных языках, решение проблем безопасности и ксенофобии, мониторинг спроса на российские образовательные услуги и прогнозирование потребностей подготовки национальных кадров для зарубежных стран, активное продвижение русского языка и русской культуры на образовательных рынках различных стран, через открытие центров и представительств, а также работу с русскими диаспорами в зарубежных странах мира.

Практическая значимость работы состоит в возможности применения результатов исследования в процессе разработки стратегии развития экспорта образовательных услуг России и его дальнейшего стимулирования, а также при разработке международной стратегии деятельности вузов. Материалы диссертационного исследования представляют также практический интерес для учебного процесса при освещении вопросов, связанных с анализом мирового рынка образовательных услуг сферы высшего образования в курсах «Мировая экономика», «Международная торговля», «Международный рынок труда и миграции», «Россия в глобальной экономике», а также спецкурсах, в т. ч. разработанном автором спецкурс «Мировой рынок высшего образования».

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертационного исследования были апробированы в Учебно-методических материалах «Мировой рынок высшего образования» (выпущены в соавторстве с научным руководителем), а также в докладах на международных и вузовских научно-практических конференциях и семинарах, таких как: XI Международная научно-практическая конференция «Страны с развивающимися рынками: успехи, риски и вызовы инновационного развития» (ОАЭ, Дубай, 2012 г.), научный семинар «Россия в постиндустриальном мире» (Москва, 2012), X Международная научнопрактическая конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Страны с развивающимися рынками в условиях финансово-экономического кризиса» (Москва, 2011 г.), научная конференция «Актуальные проблемы глобальной экономики» (Москва, 2011 г.), в рамках Международного конкурса молодых ученых «Ливия в современном мире: реальность и перспективы» (Москва, 2011), IX Международная научно-практическая конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Страны с развивающимися рынками в условиях глобализации» (Москва, 2010 г.).

По теме исследования опубликовано 6 статей общим объемом 2,37 п.л., в том числе 2 статьи объемом 0,81 п.л. в периодических изданиях, входящих в перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий ВАК России и 1 статья на иностранном языке объемом 0,2 п.л. в научном сборнике Emerging Economies: Development Challenges and the Innovative Approach solutions.

Структура диссертации. Диссертация включает в себя введение, три главы, заключение (164 стр. текста, 23 рисунка, 4 таблицы), список использованной литературы (152 наименования, в т. ч. 20 на иностранных языках) и приложение, содержащее 3 таблицы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Современный этап общественного развития отличается значительным возрастанием роли знаний, информации и интеллектуальной собственности, способствующих достижению высоких результатов экономической деятельности. Поэтому мировой рынок образовательных услуг в целом и человеческий капитал в частности, становятся одними из центральных объектов исследования.

В результате исследования проведен анализ структуры мирового рынка образовательных услуг и динамики его показателей. Отмечается рост студенческой мобильности, тогда как структура, с точки зрения его основных лидеров, остается относительно стабильной. В тоже время, появляются новые сильные «игроки», и в ближайшее десятилетие вполне вероятен образовательный передел мира.

География потоков студентов, отражая отчасти направленность общих миграционных потоков, имеет свои особенности и можно выделить несколько критериев, влияющих на мобильность иностранных студентов и их решение на обучение в конкретной зарубежной стране, с позиции развития страны, государственного регулирования, качества высшего образования, исторических, географических или демографических факторов, а также в зависимости от мотивации иностранных учащихся.

Если суммировать многочисленные исследования теорий человеческого капитала, можно сказать, что все исследователи сходятся в том, что образование является наиболее приоритетной ценностью, обеспечивающий социальный прогресс общества, а уровень развития образования и науки — один из основных факторов, определяющих сегодня место любой страны в системе мирового хозяйства. Ценной и перспективной необходимо признать установку на сохранение и развитие человеческого капитала в качестве главного приоритета общественно-экономического развития страны, поскольку альтернативы вложениям в человека ни с экономической, ни с социальной точки зрения нет и в будущем не будет.

Основные каналы воздействия образования на экономический рост и производительность труда: образование — наделяет новую рабочую силу уже накопленными, «старыми» знаниями — содействует приобретению новых знаний уже функционирующей рабочей силы — способствует процессу производства новых знаний.

Изучение критериев и факторов привлекательности стран-реципиентов и мотивации иностранных учащихся при выборе места обучения сможет оказать значительную помощь в планировании международной образовательной деятельности страны. Очевидно, что состояние экспорта образовательных услуг определяется привлекательностью страны, ее системы обучения и доступностью получения высшего образования, престижностью вузов, а также маркетинговой политикой по продвижению образовательных услуг на мировой рынок образовательных услуг.

Одним из главных факторов по стимулированию экспорта образовательных услуг и увеличению доли страны на мировом рынке образования является грамотная государственная политика. Государственное регулирование экспорта образовательных услуг осуществляется с помощью различных инструментов: административных, финансовых, налоговых. «Внешняя» же ориентированность государственной политики стимулирования экспорта образовательных услуг предполагает регулирование как на уровне государства, в рамках национальных экономик, так и на мировом, наднациональном уровне.

Стратегической задачей государственной политики в области экспорта образовательных услуг является эффективное использование имеющихся и создание новых возможностей для подготовки высококвалифицированных кадров для зарубежных стран с учетом их приоритетов, потребностей и запросов.

Каждая страна разрабатывает стратегию стимулирования экспорта высшего образования исходя из собственных экономических и политических возможностей, принимая во внимание масштабы и географическое положение, историю и культуру, качество и отличительные особенности своей системы высшего образования, роль языка своей страны в мире, а также уровень международного сотрудничества. Все страны мира можно разделить по способу продвижения себя на мировой рынок образовательных услуг и следовательно привлечения к себе на обучение иностранных студентов, и выделить три модели систем высшего образования по типу стимулирования экспорта образовательных услуг: традиционную, догоняющую и модель «нового типа».

Кроме того, во всех экономически развитых странах система образования является приоритетным объектом финансирования. Одной из тенденций второй половины 20 века стало то, что во многих развитых странах высшее образование столкнулось с финансовым кризисом, вызванным резким увеличением числа студентов и существенно более низкими темпами роста государственных расходов на одного студента. Реакцией на этот кризис стало увеличение доли частных расходов. Однако, несмотря на тенденцию роста влияния частного сектора, ввиду важнейшей роли образования в целом, и высшего образования в частности, государство должно контролировать соотношение расходов на ученые заведения.

В целом же, уровень инвестиций в образование и темпы экономического роста являются взаимозависимыми показателями. При этом низкий уровень инвестиций в образование в настоящем означает замедление темпов экономического роста, которое, в конечном итоге, приведет к снижению дохода, следствием которого будет дальнейшее сокращение инвестиций в образование, что вызовет новое сокращение ВВП и т. д.

Положение России характеризуется ослаблением позиций с 1992 г. как лидера в области экспорта образовательных услуг, и перемещением со второго на шестое место в списке стран-экспортеров высшего образования.

На ее долю приходится чуть более 4% от общего числа иностранных студентов. Перед правительством стоит задача восстановить достойное и выгодное место на международном рынке образовательных услуг.

Преимущества России как образовательного центра состоят в сочетание более высококачественного образования, чем в ряде развивающихся стран, его фундаментальности, а также предоставление полного пакета образовательных услуг (включая ступень МСКО 6) при относительно низких ценах, накопленном опыте обучения иностранных студентов. Слабыми сторонами являются: низкая информированность иностранных граждан об уровне и качестве российского образования, недостаточное продвижение русского языка, высокая стоимость жизни в крупных городах, криминальные риски, отсутствие достаточной поддержки по стимулированию экспорта образовательных услуг со стороны государства и достаточного числа качественных учебных программ на иностранных языках.

Конкуренция российской системы образования с системами передовых стран обуславливает необходимость широкой поддержки со стороны государства. В первую очередь, для дальнейшего стимулирования и увеличения экспорта образовательных услуг требуется осуществление ряда мер по повышению конкурентоспособности российского образования, которые включают меры по улучшению инфраструктуры образовательного сотрудничества, усиление вузовского потенциала и создание информационного пространства с целью выхода на мировой рынок образовательных услуг.

Вхождение России в мировое образовательное пространство возможно только при устойчивом функционировании национальной образовательной системы, как в рамках российской экономики, так и на международном рынке образовательных услуг. Именно опора на образованность общества, на качество человеческого капитала позволит России сохранить свое место в ряду государств, способных оказывать влияние на мировые процессы.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Нормативно-правовые акты
  2. Генеральное соглашение по тарифам и торговле 1994 года («ГАТТ 1994») —
  3. Глоссарий к документам по Болонскому процессу // Международные правовые акты и документы по развитию Европейской интеграции в образовании и исследованиях / Под ред. Г. А. Лукичева. М., 2004-
  4. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р-
  5. Международная стандартная классификация образования ЮНЕСКО, МСКО, переиздание, Май 2006-
  6. Федеральный Закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992 N 3266−1-1. Первоисточники, монографии и учебные пособия
  7. H.A., Филиппов В. М. Мировой рынок образовательных услуг: Учеб. пособие М.: РУДН, 2008-
  8. Ш. М. Рынок образовательных услуг и вопросы его регулирования: дисс. канд. экон. наук: 08.00.05 Москва, 2003-
  9. А.Л. Российские вузы на международном рынке образовательных услуг М.: Центр социального прогнозирования, 2007-
  10. Г. А. Управление развитием образования: организационно-экономический аспект М.: Экономика, 2003-
  11. М. Г. Тенденции развития международного рынка образовательных услуг: на примере стран Евросоюза и Российской Федерации: дисс. канд. экон. наук: 08.00.14 Москва, 2009-
  12. С.А. Новые лекции по экономике образования М.: МАКС Пресс, 2007-
  13. Ш. 3. Рынок образовательных услуг: теоретические аспекты, Федеральное агентство по образованию и науке, Уфимская гос. акад. экономики и сервиса, 2008-
  14. М.К., Шереги Ф. Э. Молодежь России: социальный портрет -М., 2009-
  15. Э. Исследование различий в темпах экономического роста / Пер. с англ. М.: Прогресс, 1971-
  16. E.H. Экономика общественного сектора некоммерческих организаций. М.: Изд-во Московского университета, 1996-
  17. В.Г. и др. Экономика социальной сферы. Учебное пособие. -Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2001-
  18. Р.И. Современные буржуазные концепции формирования рабочей силы: критический анализ. М.: Наука, 1981-
  19. Р.И. Теории человеческого капитала. Казань: Форум Стратегии регионального развития, 2003 —
  20. Д.Л. Неравенство в образовании: опыт социологического исследования жизненного старта российской молодежи М., 2008-
  21. В.В. Человеческий капитал и его развитие. В кн.: Экономическая теория. Трансформирующаяся экономика. // Под ред. И. П. Николаевой. -М.: ЮНИТИ, 2004-
  22. В.В. Экономика образования: иллюзии и факты. М.: Мысль, 1985-
  23. М.М. Человеческий капитал М.: Изд. ЛГУ, 1991 —
  24. К. Капитал. Критика политической экономии / Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.49. М.: Политиздат, 1974-
  25. В.И., Соболева И. В. Экономика человека: Учеб. пособие -М.: Аспект Пресс, 1995-
  26. В.М. Методологические аспекты формирования стратегии экономического развития России в условиях глобализации: диссертация доктора экономических наук: 08.00.14 Москва, 2003-
  27. Международный, Федеральный и региональный рынок образовательных услуг: состояние и перспективы развития: IV Международная научно-практическая конференция, декабрь 2007 г.: сборник статей / Пенза: Приволжский Дом знаний, 2007-
  28. Обучение иностранных граждан в высших учебных заведениях Российской Федерации: Статистический сборник. Выпуск 8 / Министерство образования и науки Российской Федерации. М.: ЦСПиМ, 2011-
  29. У. Экономические и статистические работы М.: Соцекгиз, 1940-
  30. Д. Начала политической экономии и налогового обложения. Избранное М.: Эксмо, 2007-
  31. , И. И. Международная торговля услугами. М., 2003-
  32. Е.В., Исаев В. А. Экономика и финансы общественного сектора (основы теории эффективного государства): Учебник. М.: ИНФРА-М, 2007-
  33. C.B., Айдрус И. А., Письменная Е. В. Демографический потенциал как основа развития системы высшего образования Учеб. пособие. М.: РУДН, 2008-
  34. C.B., Ткаченко М. Ф. Мировой рынок труда и международная миграция М.: Экономика, 2010-
  35. Л.Г. Человеческий капитал в инновационной экономике. -Санкт-Петербург: ИНЖЕКОН, 2000-
  36. А. Исследование о природе и причинах богатства народов / Отв.ред. Абалкин. А.И. М.: Наука, 1980- '
  37. Дж. Экономика государственного сектора. Пер. с анг. Под ред. Г. М. Куманина. М.: Изд-во МГУ — Инфра-М, 1997-
  38. Л.Н. Международная торговля товарами, услугами, технологиями. М. Уникум-Центр, 2001-
  39. Ф.Э., Арефьев А. Л. Наркотизация в молодежной среде: структура, тенденции, профилактика М., 2003-
  40. C.B. Экономика социальной сферы. Учебное пособие. М.: ВШЭ, 2003-
  41. Л.И. Государственный сектор экономики. Экономическая теория и практика. М.: ВШЭ-ГУ, 2000-
  42. И.А. Мировой рынок высшего образования на современном этапе // Aima mater 2010, № 1 —
  43. О. Высшее образование и структура российской экономики // Высшее образование в России 2006, № 5-
  44. В.И. Россия в Болонском процессе: проблемы, задачи, перспективы // Высшее образование сегодня 2005, № 5-
  45. Г. Вклад образования в создание ВВП страны // Экономист -2006, № 7-
  46. Е.А. Комплексная оценка поведения потребителя на рынке образовательных услуг // Экономика образования 2005, № 4-
  47. Т.Б. Экономическое обоснование взаимодействия вузовской подготовки и рынка труда // Экономика образования 2006, № 4-
  48. С.Н. Развитие человеческого потенциала в России // Вестник МГУ. Серия 6 Экономика 2005, № 1-
  49. P.C. Инновационные процессы в национальном образовании // Педагогика 2006, № 3-
  50. В. Динамика развития человеческого потенциала и приоритеты высшего образования // Высшее образование в России -2005, № 2-
  51. А.Б. Искривленная экономика образования России // Экономика образования 2005, № 1-
  52. М.В. О месте инноваций в образовании // Высшее образование сегодня 2005, № 5-
  53. Высшее образование в условиях глобализации: новые тенденции и парадигмы // Экономика образования 2005, № 5-
  54. А.И. Современное состояние мирового рынка образовательных услуг и положение на нем России // Социально-гуманитарные знания2004, № 3-
  55. JI.B. Прогнозы внедрения государственных именных финансовых обязательств: будет ли платить потребитель? // Высшее образование сегодня 2005, № 2-
  56. Т.Н. Образование как объект перспективных инвестиций // Финансы и кредит 2006, № 35-
  57. А. Возможные сценарии (О развитии высшего образования в России) // Высшее образование в России 2006, № 5-
  58. .С. Болонский процесс стандартизация или свободный полет // Высшее образование сегодня — 2005, № 5-
  59. И.Г. Система финансирования высшего образования в Нидерландах // Экономика образования 2005, № 1-
  60. A.C. Образование как ресурс сокращения бедности и барьеры в доступе к нему // Экономика образования 2006, № 4-
  61. В.И. Стратегические ориентиры и реальная политика развития образования // Педагогика 2005, № 6-
  62. Т.Е. Образование как ресурс информационного общества // Социологические исследования 2005, № 7-
  63. С. Болонский процесс: проблемы конкурентоспособности // Alma Mater. Вестник высшей школы 2004, № 7-
  64. JI.A., Павлова Е. С. Исследование взаимосвязи социально-экономических факторов развития системы образования // Экономика образования 2006, № 5-
  65. .М. Образование как важнейший ресурс экономики, основанной на знаниях // Проблемы экономики и управления — 2005, № 3-
  66. И.В. Тенденции развития образования в контексте реформы // Высшее образование сегодня 2005, № 10-
  67. JI.A. Общее и особенное в развитии рынка услуг высшего образования в России // Экономика образования 2006, № 5-
  68. В. Рынок образовательных услуг и ценности образования (Между ВТО и Болонским процессом) // Высшее образование в России -2006, № 2-
  69. Конкурентоспособность американской экономики и высшее образование // Экономика образования 2005, № 5-
  70. Е.В. Оценка качества образования с учетом требований потребителей // Экономика образования 2006, № 1-
  71. В. Рынок образовательных услуг // Высшее образование в России 2006, № 6-
  72. Н.Е. О модернизации образования в России // Педагогика2005, № 3-
  73. JI.M. О финансировании подготЬвки специалистов с высшим образованием // Экономика образования 2006, № 1−76
Заполнить форму текущей работой