Аскетическое понимание человека и общества в русской православной религиозно-философской и богословской мысли XIX века
Диссертация
В общественном сознании Церковь пользуется уважением и авторитетом, который чаще всего носит формальный и отвлеченный характер. В то же время это религиозно лояльное большинство относится к Церкви с настороженностью, избегает ее, видя в Церкви опасность для своей личной автономности и самостоятельной частной жизни. Подавляющая часть людей не против христианства и вообще религии, но они хотели бы… Читать ещё >
Содержание
- Глава II. ервая. Основания православной аскетической мысли
- 1. Характер христианского аскетизма и социальные воззрения Православной Церкви в XIX веке
- 2. Своеобразие православной аскетической мысли
- 3. Дуализм бытия человека в мире и пути его преодоления в православном аскетизме
- 4. Эсхатологические мотивы в аскетизме
- Глава вторая. Аскетические воззрения на государство и общество
- 1. Аскетическое учение о власти
- 2. Общественный идеал православного аскетизма
- Глава третья. Аскетическая мысль и светская культура в историко-философском аспекте
- 1. Аскетическое отношение к культуре в XIX веке
- 2. Русская богословско-аскетическая мысль и философия XIX века: проблема аутентичности и интерпретации
Список литературы
- Аверинцев С.С. Иисус Христос // Мифы народов мира. Т.1 М. 1980.-490−499 с.
- Аверинцев С.С. София Логос. Киев, 2000. — 450 с.
- Андроник (Трубачев), игумен. Преподобный Амвросий Оп-тинский. Издание Спасо-Преображенского Валаамского монастыря. 1993. 223 с.
- Белякова Е.В. Церковный суд и проблемы церковной жизни. М., 2004. 664 с.
- Бердяев Н. О назначении человека. М., 1993. 383 с.
- Бердяев Н. О характере русской религиозной мысли XIX века // http://www.magister.msk.ru
- Бердяев Н. Самопознание. Опыт философской автобиографии. Париж., 1949. 375 с.
- Бердяев Н. Судьба России. М., 1990. 346 с.
- Бердяев Н. Философия свободного духа. М., 1994. 480 с. Ю. Булгаков С. Н. Свет невечерний. Созерцания и умозрения. М., 2001.-667 с.
- Вехи. Из глубины. М., 1991. 607 с.
- Георгий (Тертышников), архимандрит. Святитель Феофан Затворник и его учение о спасении. М., 1999. 570 с.
- Гиппиус 3. Дневники в двух книгах. Кн. 1. М., 1999. 736 е., Кн. 2. М., 1999. — 720 с.
- Гиппиус 3. Живые лица. Воспоминания. Книга II. Тбилиси, 1991.-383 с.
- Государство и Церковь // Отечественные записки. N 1. 2001. -287 с.
- Игнатий (Брянчанинов), святитель. Будущее в руках Божественного промысла. Письма к H.H. Муравьеву-Карскому. М., 1998. 140 с.
- Игнатий (Брянчанинов), святитель. О прелести. СПб., 1996. -135 с.
- Игнатий (Брянчанинов). Архиепископские воззвания по вопросу освобождения крестьян от крепостной зависимости от 17 января 1859 года // Полное собрание творений святителя Игнатия Брянчанинова. Т. II. М., 2001. 376−395 с.
- Игнатий (Брянчанинов). Аскетическая проповедь // Святитель Игнатий Брянчанинов. Творения. Кн. 3 (2). М., 2002. 745 с.
- Игнатий (Брянчанинов). Аскетические опыты // Святитель Игнатий Брянчанинов. Творения. Кн. 1. М., 2001. 841 с.
- Игнатий (Брянчанинов). О необходимости собора по нынешнему состоянию Российской Православной Церкви // Полное собрание творений святителя Игнатия Брянчанинова. Т. III. М., 2001.-518−530 с.
- Игнатий (Брянчанинов). Отечник // Святитель Игнатий Брянчанинов. Творения. Кн. 5. М., 2001. 855 с.
- Игнатий (Брянчанинов). Письма к мирянам // Святитель Игнатий Брянчанинов. Творения. Кн. 3 (2). М., 2002. 746−947 с.
- Игнатий (Брянчанинов). Письма свт. Игнатая Брянчанинова к разным лицам. // Святитель Игнатий Брянчанинов. Творения. Кн. 6. М., 2001.- 1102 с.
- Игнатий (Брянчанинов). Приношение современному монашеству // Святитель Игнатий Брянчанинов. Творения. Кн. 4. М., 2002. 765 с.
- Игнатий (Брянчанинов). Слово о смерти // Святитель Игнатий Брянчанинов. Творения. Кн. 3 (1). М., 2002. 108−284 с.
- Игнатий (Брянчанинов). Слово о человеке // Полное собрание творений святителя Игнатия Брянчанинова. Т. I. М. 2001. 533 594 с.
- Иларион (Алфеев), иеромонах. Таинство веры. Введение в православное догматическое богословие. М. Клин, 1996. -288 с.
- Ильин И.А. Основы христианской культуры // Собрание сочинений. Т. 1. М., 1993. 285 — 330 с.
- Ильин И.А. Путь духовного обновления // Собрание сочинений. Т. 1.М., 1993.-39−282 с.
- Ильин И.А. Путь к очевидности. М., 1993. 431 с.
- Иоанн (Снычев), митрополит. Жизнь и деятельность Филарета, митрополита Московского. Самара, 1997. 622 с.
- Иоанн Кронштадский, прот. Новые грозные слова отца Иоанна (Кронштадтского) «О Страшном поистине Суде Божием, грядущем и приближающемся». СПб., 2000. 95 с.
- Иоанн Кронштадский, прот. Полное собрание сочинений протоиерея Иоанна Ильича Сергиева. СПб., Т. 1. 1993. 528 е.- Т. 2. 1994. — 726 е.- Т. 3. 1994. — 508 е.- Т. 6. 1994. — 640 е.- Т. 7. 1994.-712 с.
- Иоанн Кронштадтский, прот. Моя жизнь во Христе. В двух томах. Т. 1. СПб., 1893. 400 е.- Т. 2 СПб., 1893. — 429 с.
- Карташев A.B. История русской церкви. Т. 1. М., 2000 -. 847 е.- Т.2. М., 2000. -815 с.
- Клиффорд Гирц. Интерпретация культур. М., 2004. 560 с.
- Кырлежев А. Власть церкви. М., 2003. 191 с.
- Леонтьев К. Храм и Церковь. М., 2003. 636 с.
- Леонтьева Т.Г. Вера и прогресс. М., 2002. 272 с.
- Липовецки Жиль. Эра пустоты. Эссе о современном индивидуализме. СПб., 2001.-331 с.
- Лисовой H.H. Обзор основных направлений русской богословской академической науки в XIX начале XX столетия // Богословские труды. Сборник тридцать седьмой. М. 2002. — 5127 с.
- Литвинова Л.В. Аскетизм // Православная энциклопедия. М., Т.3.2001.-593−608 с.
- Мейендорф И. Православие в современном мире. М., 1997. -248 с.
- Мельник В. Проблема культуры в творениях святителя Филарета, митрополита Московского и Коломенского// http ://www.pagez.ru/philaret/about009.php
- Никодим, архимандрит. О театральных представлениях с церковной точки зрения. Казань, 1899. 18 с.
- Николаева О. Современная культура и православие. М., 1999. 288 с.
- Письма великих оптинских старцев. XIX век. М., 2001. 645 с.
- Победоносцев К.П. Великая ложь нашего времени. М., 1993. -638 с.
- Полунов А.Ю. Под властью обер-прокурора. Государство и церковь в эпоху Александра III. М., 1996. 141 с.
- Православие и социальное служение. Нижний Новгород. 1997. 248 с.
- Православное богословие на пороге третьего тысячелетия. Москва, 7−9 февраля 2000 г. Материалы. М., 2000. 461 с.
- Розанов В.В. Религия и кулыура. М., 1990. 636 с.
- Розанов В.В. Собрание сочинений. М., 1996. 702 с.
- Розанов В.В. Сумерки просвещения. М., 1990. 624 с.
- Русские писатели-богословы. Историки Церкви. Исследователи и толкователи Священного Писания. М., 2001. 460 с.
- Русское православие: Вехи истории. Нижний Новгород. 1998. 375 с.
- Савельев С.Н. Идейное банкротство богоискательства в России в начале XX века. Ленинград. 1987. 184 с.
- Святые и мученики XX века // http://www.orthodoxworld.ru
- Собрание писем преподобного оптинского старца иеросхимо-наха Амвросия к монашествующим // http://www.krotov.ru
- Советы и пророчества Оптинских Старцев // http://www.wco.ru/biblio/books/optinal
- Соловьев В. Россия и Вселенская Церковь. М., 1999. 1600 с.
- Социальная концепция Русской Православной Церкви. М., 2001.- 192 с.
- Тажуризина З. А. Никонов К.И. Критика идеологических основ православного монашества. М., 1982. 64 с.
- Феодор (Поздеевский), архиепископ. Смысл христианского подвига. М., 1991.-181 с.
- Феофан Затворник, святитель. Мудрые советы Святителя Феофана из Вышенского затвора. М., 1998. 700 с.
- Феофан Затворник, святитель. Наставления в духовной жизни. Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь. 1994. -1887 с.
- Феофан Затворник, святитель. Против лжеучителей. СПб, 1996.-47 с.
- Феофан Затворник, святитель. Созерцания и размышления. М., 2000. 569 с.
- Феофан Затворник. Начертание христианского нравоучения. М., 1890.-506 с.
- Филарет (Вахромеев), митрополит Минский и Слуцкий. Христианство и культура на пороге третьего тысячелетия. Доклад на Международной конференции «Христианство на порогетретьего тысячелетия» (Москва, 20−2 июня 2000 г.) // http://info.aorta.ru /ге^а
- Филарет (Дроздов), митрополит Московский. Мнения, отзывы и письма. М., 1998. 369 с.
- Филарет (Дроздов), митрополит. Государственное учение Филарета, митрополита Московского. М., 1883. 131 с.
- Филарет (Дроздов), митрополит. Донесения и письма Филарета, митрополита Московского и Коломенского по некоторым церковным и государственным вопросам. СПб, 1891.-68 с.
- Филарет (Дроздов), митрополит. Как создать православную семью. Наставления святителя Филарета христианам, живущим в миру. М., 1996. 48 с.
- Филарет (Дроздов), митрополит. Мнение преосвященного Филарета о драматическом сочинении Н. В. Сушкова «Начало Москвы» // http://www.pagez.ru/philaret/nasl016.php
- Филарет (Дроздов), митрополит. Мысли и изречения. М., 1999. -124 с.
- Филарет (Дроздов), митрополит. Письма Филарета, митрополита Московского к князю Сергею Михайловичу Голицыну. М., 1884.- 121 с.
- Филарет (Дроздов), митрополит. Святитель Филарет: Духовное наследие // http://www.pagez.ru/philaret/nasl022.php
- Филарет (Дроздов), митрополит. Сочинения Филарета, митрополита Московского и Коломенского. Слова и речи. Т 1. 1803−1821 гг., М., 1873. 299 с.
- Филарет (Дроздов), митрополит. Сочинения Филарета, митрополита Московского и Коломенского. Слова и речи. Т 2. 1821−1826 гг., М., 1874.-426 с.
- Филарет (Дроздов), митрополит. Сочинения Филарета, митрополита Московского и Коломенского. Слова и речи. Т 3. 1826−1836 гг., М., 1877. 480 с.
- Филарет (Дроздов), митрополит. Сочинения Филарета, митрополита Московского и Коломенского. Слова и речи. Т 4. 1836−1848 гг., М., 1882. 636 с.
- Филарет (Дроздов), митрополит. Сочинения Филарета, митрополита Московского и Коломенского. Слова и речи. Т 5. 1848−1867 гг., М., 1885. 581 с.
- Фирсов С. Русская Церковь накануне перемен (конец 1890-х -1918 гг.). М., 2002.-623 с.
- Флоренский П.А. Столп и утверждение истины. Т. I (1). М., 1900. 490- Т. I (2). М., 1990. — 491−839 с.
- Флоренский Павел, свящ. Собрание сочинений. Т. I. Статьи по искусству. Париж, 1985. 399 с.
- Флоровский Г., прот. Пути русского богословия. Париж, 1988. 601 с.
- Флоровский Г. В. Христианство и цивилизация // http ://www. orthodoxia.org/rus/pt/14/260.aspx
- Франк С.JI. Духовные основы общества. М., 1992. 511 с.
- Хеффнер Й. Христианское социальное учение. М., 2001. 323.
- Хоружий С. К феноменологии аскезы. М., 1998. 352 с.
- Хоружий С.С. Алексей Хомяков: учение о соборности и церкви // Богословские труды. Сборник тридцать седьмой. М. 2002.- 153−179 с.
- Хоружий С.С. Владимир Соловьев и мистико-аскетическая традиция православия // Богословские труды. N 33, М., 1997. 233−245 с.
- Хоружий С.С. Диптих безмолвия. М., 1991. 137 с.
- Христос источник новой культуры для Европы на заре нового тысячелетия. Предсинодальный Симпозиум в Ватикане, 11−14 января 1999 года. Тверь, 2000. — 367 с.
- Шиманский Г. И. Христианская добродетель целомудрия и чистота по учению Святых Отцов и подвижников Православной Церкви. М, 1997. 478 с.
- Шохин В. Святитель Филарет в истории русской философии // Альфа и омега. N4(11). 1996.
- Юбилейный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви. Материалы. М., 2001. 479 с.
- Dublanchy Е. Ascetisme // Dictionnare de theologie catholique. P. 1903. T. 1. Col. 2055.