Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Архитектура зданий римско-католических и евангелическо-лютеранских церквей в Сибири и на Дальнем Востоке, 1792-1917 гг

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В дореволюционный период имеются сведения о некоторых зданиях западно-христианских церквей Сибири в исследованиях A.B. Адрианова, М. Морошкина, Н. С. Романова, Д. А. Толстого, Д. В. Цветаева, посвященных истории католицизма и реформаторства в России. Краткая информация по количеству конфессиональных приходов, а также по церковным зданиям и сооружениям, отмечались в справочных изданиях, журналах… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Римско-католическая и евангелическо-лютеранская конфессии, строительство конфессиональных сооружений в Российской империи
    • 1. 1. Римско-католическая и евангелическо-лютеранская конфессии в Российской империи
    • 1. 2. Строительство зданий церквей римско-католической и евангелическо-лютеранской конфессий в Российской империи
  • Глава 2. Типология и стилистика римско-католических и евангелическо-лютеранских церквей в Сибири и на Дальнем Востоке (1792−1917 гг.)
    • 2. 1. Ранний период (1792−1857 гг.)

    2.1.1. Расположение зданий церквей римско-католической и 2.1.4. Интерьеры неправославных христианских церквей евангелическо-лютеранской конфессий в городской в раннем периоде (1792−1857 гг.). застройке в раннем периоде (1792−1857 гг.).23 2.1.5. Конструкции и материалы неправославных хрисгиан

    2.1.2. Стилистика построенных зданий римско-католичес- ских церквей в раннем периоде (1792−1857 гг.).. .39 ких и евангелическо-лютеранских церквей в раннем 2.1.6. Детали неправославных христианских церквей в периоде (1792−1857 гг.).28 раннем периоде (1792−1857 гг.).

    2.1.3. Планировочное и объемно-пространственное решения 2.1.7. Архитекторы. неправославных христианских церквей в раннем периоде (1792−1857 гг.).

    2.2. Неоготический период (1858−1896 гг.).

    2.2.1. Расположение зданий церквей римско-католической и 2.2.4. Интерьеры неправославных христианских церквей в евангелическо-лютеранской конфессий в городской неоготическом периоде (1858−1896 гг.). застройке в неоготическом периоде (1858−1896 гг.). 44 2.2.5. Конструкции и материалы зданий римско-католичес

    2.2.2. Стилистика построенных зданий римско-католичес- ких и евангелическо-лютеранских церквей в неоготиких и евангелическо-лютеранских церквей в неоготи- ческом периоде (1858−1896 гг.). ческом периоде (1858−1896 гг.).52 2.2.6. Детали зданий римско-католических и евангелическо

    2.2.3. Планировочное и объемно-пространственное решения лютеранских церквей в неоготическом периоде (1858неправославных христианских церквей в неоготичес- 1896 гг.). ком периоде (1858−1896 гг.).58 2.2.7. Архитекторы.

    2.3 Новый период (1900−1917 гг.).

    2.3.1 Расположение зданий церквей римско-католической и 2.3.4. Интерьеры неправославных христианских церквей в евангелическо-лютеранской конфессий в городской новом периоде (1900−1917 гг.). застройке в новом периоде (1900−1917 гг.).70 2.3.5. Конструкции и материалы зданий римско-католичес

    2.3.2. Стилистика построенных зданий римско-католичес- ких и евангелическо-лютеранских церквей в новом ких и евангелическо-лютеранских церквей в новом периоде (1900−1917 гг.). периоде (1900−1917 гг.).76 2.3.6. Детали зданий римско-католических и евангелическо

    2.3.3. Планировочное и объемно-пространственное решения лютеранских церквей в новом периоде (1900−1917 гг.). неправославных христианских церквей в новом периоде (1900−1917 гг.).84 2.3.7. Архитекторы.

    Глава 3. Комплексный анализ и характеристика сибирского и дальневосточного западно-христианского храмостроительства в общем наследии российского церковного зодчества (70-е гг. ХУШ — нач. XX вв.).

    3.1. Период (70-е гг. ХУШ — 1-я пол. XIX вв.).

    3.1.1. Планировочное и объемно-пространственное решения 3.1.2. Стилистика построенных зданий римсконеправославных христианских церквей (70-е гг. ХУШ католических и евангелическо-лютеранских церквей -1 -я пол. XIX вв.).107 (70-е гг. XVI11 -1 -я пол. XIX вв.).

    3.2. Период (2-я пол. XIX вв.).

    3.2.1. Планировочное и объемно-пространственное 3.2.2. Стилистика построенных зданий римскорешения неправославных христианских церквей католических и евангелическо-лютеранских (2-я пол. XIX вв.).117 церквей (2-я пол. XIX вв.).

    3.3. Период (нач. XX вв.).

    3.3.1. Планировочное и объемно-пространственное 3.3.2. Стилистика построенных зданий римскорешения неправославных христианских церквей католических и евангелическо-лютеранских нач. XX вв.).130 церквей (нач. XX вв.).

Архитектура зданий римско-католических и евангелическо-лютеранских церквей в Сибири и на Дальнем Востоке, 1792-1917 гг (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Архитектура зданий римско-католических и евангелическо-лютеранских церквей сибирского и дальневосточного региона в культурно-историческом наследии многонационального и многоконфессионального российского государства представляет собой одну из малоизученных областей церковного зодчества страны. Европейские традиции храмостроительства оказали непосредственное влияние на становление и развитие российского неправославного церковного зодчества. Сохранившиеся памятники западно-христианской конфессиональной архитектуры демонстрируют яркое проявление национально-религиозных традиций западноевропейской культуры поселенцев и ссыльных (немцев, поляков, литовцев, латышей, шведов и пр.). Здания римско-католических и евангелическо-лютеранских церквей являлись неотъемлемой частью архитектурного облика городской застройки и привносили элемент историчности городской среды, столь необходимый для сибирских городов, начавших динамично развиваться с середины XIX века. Поэтому проведение комплексного анализа архитектуры зданий западно-христианских церквей становится одной из насущных задач историко-архитектурного исследования. С целью воссоздания целостной картины конфессионального строительства в сибирском и дальневосточном регионах Российской империи было осуществлено настоящее исследование.

В контексте религиозного возрождения в Российской федерации (законы «О свободе вероисповедания» от 25.10.90- «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26.09.97 и пр.) встает вопрос современной научной и практической заинтересованности религиозных организаций в изучении наследия западно-христианского зодчества, с целью выявления исторических фактов существования этническо-конфессиональных групп на территории Сибири и Дальнего Востока.

Исследование объектов римско-католического и евангелическо-лютеранского храмостроительства представляет научно-практическую ценность в процессе современной практики реконструкции и строительства новых церковных зданий. Сохранение исторических памятников, изучение национальных архитектурно-художественных традиций, необходимых возродившимся в 1990;х годах религиозным организациям — Римско-католической и Евангелическо-лютеранской Церквям России, становится первостепенной задачей в деле восстановления преемственности современной церковной архитектуры и наследия прошлого.

Состояние вопроса.

Тема исследования требует глубокого и всестороннего изучения. В работах сибирских архитекторов, историков и искусствоведов ранее не проводилось комплексного анализа наследия западно-христианского зодчества сибирского и дальневосточного регионов. Касающиеся данной темы современные исследования имеют краеведческую и историко-статистическую направленность, что находит отражение в работах П. П. Вибе, Ю. И. Гринберга, Б. А. Жученко, С. П. Заварихина, В. В. Кириллова, В. И. Кочеда.

4 введение мова, Н. И. Лебедевой, Б. Т. Литвинова, С. И. Медведева, В. А. Обертаса, Т. Степанской, С. П. Федорчука, Б. С. Шостаковича и других.

В дореволюционный период имеются сведения о некоторых зданиях западно-христианских церквей Сибири в исследованиях A.B. Адрианова, М. Морошкина, Н. С. Романова, Д. А. Толстого, Д. В. Цветаева, посвященных истории католицизма и реформаторства в России. Краткая информация по количеству конфессиональных приходов, а также по церковным зданиям и сооружениям, отмечались в справочных изданиях, журналах римско-католических диоцезий и евангелическо-лютеранских консисториальных округов, инвентарных описях церковных приходов и прочих источниках. Сведения по проектируемым и строящимся зданиям западно-христианских церквей на территории Сибири и Дальнего Востока были представлены в документах Министерства Внутренних Дел (Санкт-Петербург), делах Могилевской архи-диоцезии (Минск), строительных отделений губернских управлений.

Историко-фактологический аспект преобладает в зарубежном опыте исследований, в работах Гельмута Ангера (Helmut Anger), Пауля Бельца (Paul Beltz), Теофила Мейера (Theophil Meyer), Йозефа Шнурра (Josef Schurr), Карла Штумпа (Karl Stumpp), Якоба Штаха (Jakob Stach) и пр. В трудах европейских исследователей представлен широкий обзор истории колониального расселения и формирования римско-католических и евангелическо-лютеранских приходов в Сибири и на Дальнем Востоке, а также сведения, касающиеся истории строительства конфессиональных зданий и сооружений.

Работы A.A. Алова, Н. Г. Владимирова, Ф. Г. Овсиенко, С. О. Терехина и др. по истории иноверческих конфессий затрагивают проблему воссоздания утраченного культурного наследия национально-религиозных общин на территории Российской Федерации, в частности, восстановления памятников в стилизации западно-христианского церковного зодчества.

Отсутствие специального исследования особенностей типологии и стилистики зданий римско-католических и евангелическо-лютеранских церквей в Сибири и на Дальнем Востоке не позволяет составить целостного представления о традиции церковной архитектуры данных регионов и делает решение проблемы неполным.

Объектом исследования является архитектура зданий римско-католических и евангелическо-лютеранских церквей, построенных на территории сибирского и дальневосточного регионов Российской империи.

Предметом исследования выбраны типологические особенности зданий западно-христианских церквей, выявляемые на основе комплексного анализа градостроительного аспекта, планировочного, объемно-пространственного, конструктивного и стилистического решений.

Границы исследования: хронологические — 1792−1917 годы — основной период строительства западно-христианских церквейтерриториальные — Акмолинская область, Тобольская, Томская, Енисейская, Иркутская губернии, Забайкальская, Амурская, Приморская области, о. Сахалин — в границах Российской империи.

Цель исследования заключается в определении периодизации изменения типологических особенностей зданий западно-христианских церквей на территории сибирского и дальневосточного регионов в рассматриваемых хронологических границахв определении социо-культурной и историко-архитектурной роли в наследии российского церковного зодчества. Задачи исследования:

1. Изучение истории возникновения и развития западно-христианских конфессий на территории Российской империи и строительства конфессиональных зданий и сооружений.

2. Выявление и описание зданий римско-католических и евангелическо-лютеранских церквей в Сибири и на Дальнем Востоке на основе комплексного анализа градостроительного, стилистического, планировочного, объемно-пространственного, конструктивного и пр. решений.

3. Проведение сравнительного анализа архитектуры зданий западно-христианских церквей на территории Российской империи на основе рассмотрения планировочного, объемно-пространственного и стилистического решений в отмеченных периодах строительства.

Методика исследования основана на системном комплексном сравнительно-историческом и статистическом анализе особенностей типологии и стилистики церковных зданий западно-христианских конфессий в Сибири и на Дальнем Востоке включающем с себя:

1. изучение и использование отечественных и зарубежных литературных источников, проектных документов и графических материалов из фондов центральных и областных архивов, материалов из периодической печати;

2. проведение натурных обследований и фотофиксаций сохранившихся памятников;

3. составление графических реконструкций утраченных и измененных со временем объектов исследования с целью воссоздания первоначального облика церковных зданий;

4. систематизация научно-исследовательских данных;

5. выявление истории строительства и эволюции типологии церковных зданий сибирского и дальневосточного регионов;

6. проведение сравнительного анализа западно-христианского церковного зодчества в европейской и сибирско-дальвосточной частях Российской империи на основе существовавших аналогов и исследованных объектов.

Научная новизна работы заключается в системном подходе к решаемой проблеме, дающем наиболее полную научную информацию. На защиту выносятся:

Исторический обзор расселения и формирования приходов католиков и протестантов, строительства зданий западно-христианских церквей на территории Сибири и Дальнего Востока.

6 введение.

Российской империи. Периодизация типологических особенностей зданий западно-христианских церквей в сибирском и дальневосточном регионах Российской империи.

Эволюции типологических особенностей зданий западно-христианских церквей в сибирском и дальневосточном регионах Российской империи.

Комплексный анализ и характеристика архитектуры сибирского и дальневосточного западно-христианского храмостроительства в общем наследии российского церковного зодчества.

Апробация работы.

Основные положения работы опубликованы в печати и рассмотрены на Межвузовской научной студенческой конференции Новосибирской государственной архитектурно-художественной академии (Новосибирск, 1998;99), Международной научной конференции «Протестантизм в Сибири» (Омск, 1998), Международной научно-практической конференции «Сибирские полонии: прошлое, настоящее и будущее» (Томск, 1999). Материалы исследования использованы Курией Римско-Католической Апостольской Администратуры (Новосибирск) для составления архива по истории строительства римско-католических церквей в Сибири и на Дальнем Востоке.

Практическая ценность исследования определяется возможным использованием собранных и систематизированных в нем фактов историко-архитектурного содержания в практической работе по реконструкции зданий западно-христианских церквей, восстановлению утраченных памятников церковного зодчества, для обоснования передачи церковных зданий религиозным объединениям. Результаты диссертационной работы расширяют фактологический фонд истории церковной архитектуры и могут быть использованы в дальнейших архитектурных, исторических исследованиях, в краеведческой и музейной работе, в соответствующих учебных курсах по регионализму в высшей школе.

Выводы по третьей главе.

1. Исторически связанная с культурными европейскими традициями архитектура западно-христианских церквей «западных» губерний (бывших Речи Посполитой, Эстляндии, Лифляндии, Курляндии и пр.) и колониальных поселений (Поволжья, Причерноморья, Крыма, Северного Кавказа) европейской части Российской империи привнесла в российское церковное зодчество базовые принципы организации и построения римско-католических и евангелическо-лютеранских церквей. Архитектура зданий западно-христианских храмов, построенных в 70-е гг. XVIII — 1-ой пол. XIX вв., характеризуется: а) разнообразием объемно-пространственных и планировочных решений, основанных на традициях базиликального, зального и центрического типа храма. Здания приходских церквей западной Украины, Беларуси и Литвы относились к базили-кально-купольному типу храма, привнесенному в ХУ1-ХТП вв. в церковную архитектуру монашествующими орденами. Данный тип храма не получил дальнейшее развитие в классицистических формах церковных зданий. На смену ему приходит центрический и зальный типы, последний становится наиболее распространенным объемно-планировочным решением западно-христианского храма в данном периоде. Сибирский регион Российской империи был представлен значительно меньшим числом церквей, что обуславливалось малочисленностью конфессиональных приходов. Западно-христианские храмы, построенные в сибирских городах в первой трети XIX века, относились к зальному и центрическому типам. В романтический период утверждается преобладание зального типа, как наиболее рационального и экономичного решения приходского храма. б) проявлением барочного, классицистического и романтического стилистических направлений. Незначительное отставание региональной архитектуры в стилистическом решении отразилось на времени и характере строительства церковных зданий. Влияние барокко не было столь ощутимым как, например, в архитектуре западных губерний. Классицистические традиции в первой трети XIX века нашли повсеместное отражение в архитектуре провинциальных городов Российской империи. Приходские храмы, построенные в Сибири для ссыльного контингента, уравнивались с казенной классицистической архитектурой городов региона. Провинциальный классицизм в архитектуре зданий западно-христианских конфессий, как и столичный классицизм, основывался на европейских аналогах, в частности, французских, итальянских. Однако отличался от столичных образцов невысоким уровнем исполнения и несоблюдением канонов ордерной системы. Романтическое направление в архитектуре западно-христианских церквей сформировалось на территории Сибири и Дальнего Востока под влиянием также западноевропейских церковных традиций, нов 1860-е гг.

2. Архитектура зданий римско-католических и евангелическо-лютеранских церквей в.

Российской империи во 2-ой пол. XIX вв. характеризуется: а) типологической выдержанностью композиционной схемы построения храма зального типа в планировочном и объемно-пространственном решениях. Не зависимо от выбранной стилистики решения архитектурно-художественного образа церкви планировочное решение остается единым практически во всех рассматриваемых примерах. Оно основывается на продольном развитии плана и представляет собой симметричную композицию, состоящую из основных функционально-каноничных зон. Многочисленная группа западно-христианских церквей, относящихся к зальному типу с башенной композицией объема, становится лидирующей в неправославном христианском зодчестве второй половины XIX века. Наиболее простым типом внутренней организации храма является однонефный зал, перекрытый крестовыми (цилиндрическими, коробовыми и пр.) сводами или плоским (наклонным) потолком. Трехнефный равновысотный либо разновысотный зал, встречается значительно режепоследний вариант был представлен двумя разновидностями объемно-пространственного решения — псевдобазиликой и базиликой. Однобашен-ный и однонефный тип зальной церкви становится наиболее распространенным объемно-пространственным решением в западно-христианском церковном зодчестве Сибири и Дальнего Востока. Зальный объем, обозначенный со стороны западного портала башней звона либо колокольней, а с восточной — апсидой, становится принципиальной схемой объемно-композиционного решения церковного здания. Говоря о типологической выдержанности структуры западно-христианского храма, следует отметить достаточно устойчивую тенденцию традиционализма в формообразовательном процессе, характерную в целом для эклектики российского зодчества второй половины XIX векаб) формированием и последовательным развитием неоготического, неоренессансно-го, необарочного и неоклассического направлений в контексте «архитектуры выбора» российского церковного зодчества. Наиболее выразительным направлением в «западном» храмостроительстве была признана неоготика. Неоренессансные, необарочные и неоклассические направления в «архитектуре выбора» представлены единичными примерами западно-христианских храмов, расположенных в европейской части Российской империи. «Наднациональные» стили не находят столь «маесового» применения в церковном зодчестве. Идейно-художественный, религиозно-символический строй «готики» в большей степени способствует выражению конфессиональной принадлежности поселенцев, переселенцев, ссыльного контингента. В ней наиболее отчетливо проявляется «архитектурный симбиоз» стилистического, планировочного и объемно-пространственного решений, формирующий образно-художественный строй западно-христианского храма. Неоготика в неправославном христианском зодчестве Российской империи второй половины XIX века является многонациональным стилевым направлением, представляющем традиции немецкой, прибалтийской, английской, скандинавской, польской культовой архитектуры.

3. Западно-христианское церковное зодчество начала XX века характеризовалось, прежде всего, грандиозным масштабом строительства, охватившего практически все регионы Российской империи. За короткий временной промежуток было выстроено значительно больше церковных зданий, чем в ранее рассматриваемые периоды, с 1770-е по 1900 гг. К наиболее характерным проявлениям особенностей планировочного, объемно-пространственного и стилистического решений относятся: а) зальный тип построения плана и организации внутреннего пространства. Планировочная схема данного типа, как и объемно-пространственное решение храма композиционно усложнялись. Характерной особенностью зальной планировки становится развитие поперечного направления трансепта, за счет которого план храма приобретает крестообразное очертаниесложный контур его формируется обособленными в отдельные формы составляющими планировочного и объемного решений здания, выходящими за границы условного прямоугольника. Зальный тип храма, представленный тремя разновидностями — равноили разновысотный трехне-фный, псевдобазилика и однонефный, определял характер архитектурного решения фасадов и объема церковного здания. Одноили трехнефный разновысотный зал перекрытый системой крестовых сводов, в плане состоящий из ячеек разных размеров, представлял наиболее распространенное объемно-планировочное решение в российском западно-христианском церковном зодчестве данного периода. Архитектура российских западно-христианских храмов, в частности сибирских и дальневосточных регионов, следуя традициям зального типа организации плана и построения объема, отличалась устойчивым характером планировочного и композиционной вариантностью объемно-пространственного решенийб) исторический ретроспективам, в контексте формообразовательного процесса неоромантизма начала XX века. Архитектура российских западно-христианских храмов, сохраняя традиции европейской неоготики второй половины ХЕК века, была представлена данным стилистическим направлением, характеризующимся проявлением архитектурно-художественных форм различных стилей прошлого с соблюдением «чистоты» выбранного стиля. В архитектурном облике церковных зданий с большей достоверностью отражались черты национальных стилей: польской, немецкой, прибалтийско-скандинавской неоготики, австрийского необарокко, итальянского неоклассицизма и пр. «Нео-» стили и направления начала XX века в российском западно-христианском зодчестве характеризовались подлинностью и достоверностью воссоздания исторического образа-прототипа. Национальное наследие европейской церковной архитектуры оказывало непосредственное влияние на стилистический выборпредпочтение отдавалось стилю, отождествляемому с традициями храмостроительства исторической родины прихожан. Достижения строительной науки и производства в Российской империи начала XX века активно применялись при возведении церковных зданий, что позволило использовать различные конструктивно-выразительные формы не зависимо от регионального места строительствакрупномасштабные храмы возводились повсеместно — на территориях «западных» губерний и восточных окраин страны, в столицах, в губернских и уездных городах. Архитектура зданий российских западно-христианских церквей, учитывая специфику строительно-материальной базы регионов, отличалась по характеру и качеству реализации проектного замысла. Однако «неоднородность» церковного строительства не проявлялась так очевидно как, например, в рассмотренных предыдущих периодах. Храмы, построенные в Сибири и на Дальнем Востоке в архитектурно-художественном решении не отличались от аналогичных построек европейской части Российской империи и являлись лучшим проявлением традиций европейского западно-христианского церковного зодчества.

Показать весь текст

Список литературы

  1. A.B. Томская старина // Город Томск. Томск, 1912.
  2. A.A., Владимиров Н. Г., Овсиенко Ф. Г. Католицизм, Протестантизм, Армянская апостольская церковь в России. М.: Институт наследия, 1995.
  3. С.Н. Архитектура Барнаула. Барнаул: Алтайское кн. изд., 1974.
  4. С.Н. Культовое каменное зодчество Сибири в XVIII в. Новосибирск, 1994.
  5. Г. В. Юбилейный сборник сведений о деятельности бывших воспитанников Института гражданских инженеров (1842−1892гг.). СПб., 1893.
  6. М.И. Николай Бенуа. СПб.: Стройиздат, 1994.
  7. JI.B. Красноярск изначальный Красноярск, 1978.
  8. О.Н. Памятники истории и архитектуры Иркутска: Культовое зодчество. Новосибирск, 1990.
  9. Библия. Книга Ветхого Завета. Вторая книга Моисеева. Исход. Гл. 25−27. -Объединенные Библейские Общества, 1992.
  10. Д.Б. Правительственная политика в отношении римско-католической церкви (60-е гг. XIX в.) // Вестник Московского университета. 1996. — Серия 8: История — № 4.
  11. Благовещенск: Фоторассказ. Благовещенск, 1990.
  12. Е.А. Русская архитектура второй половины XIX века. М., 1979.
  13. Н.И. Очерки по истории архитектуры: Греция Рим — Византия. — M.-JL: ACADEMIA, 1935 — Т. 2.
  14. Т.И. Протестантство в России: Лекции по церковному праву. Харьков, 1913.
  15. А. Московская готика // Архитектура и строительство Москвы. 1989. -№ 7.
  16. П.П., Михеев А. П., Пугачева Н.'М. Омский историко-краеведческий словарь. -М.: Отечество, 1994.
  17. Владивосток // Брокгауз Ф. А., Эфрон И. А. Энциклопедический словарь. СПб., 1896 -Т. VIII.
  18. Владивосток: Сборник исторических документов (1860−1907гг.). Владивосток: Приморское кн. изд., 1960.19.
Заполнить форму текущей работой