Маркетинг формирования и развития региональной инфраструктуры розничной торговли на примере городов (теория, методология, практика)
![Диссертация: Маркетинг формирования и развития региональной инфраструктуры розничной торговли на примере городов (теория, методология, практика)](https://westud.ru/work/2523396/cover.png)
Совершенствование инвестиционной деятельности в торговле на региональном уровне в рамках расширенного воспроизводства предполагает использование системного подхода и маркетинговой детерминанты. Маркетинговая детерминанта инвестиционной деятельности торговли — это планомерное и системное изучение состояния региона или определенной территории, выбор маркетинговой стратегии выхода на рынок… Читать ещё >
Содержание
Актуальность темы исследования. Российский рынок розничной торговлимительно развивается, происходит рост федеральных, региональных и малых розничных сетей, увеличивается приток инвестиций в этот сектор экономики, расширяется ассортимент товаров, совершенствуется инфраструктура торговли, являясь связующим звеном между сферой производства и сферой обращения. Институты инфраструктуры розничной торговли создают рабочие места для 4% трудоспособного населенияны.
Россия располагает огромной территорией и многомиллионным населением, для неё характерно разнообразие социально-экономических и природных условий, различные политические, национальные, конфессиональные и культурные традиции, требующие учета в процессе формирования и развития инфраструктуры торговли. Однако зачастую экономические преобразования в сфере обращения проводятся без учета многочисленных факторов регионального, институционального и инфраструктурного характера.
Пространственное развитие инфраструктуры розничной торговли, все более активно, требует маркетинговых решений по формированию, размещению, развитию и структурированию ее форматов, что находит отражение в современных концепциях маркетинга: общественно-ориентированного, сервисного дополнения, создания партнерских отношений, их видоизменения применительно к современным реалиям, развития страны.
В конце двадцатого столетия, политические и экономические трансформации в стране, а также интеграционные процессы в экономике вновь обусловили интерес к проблемам развития региональной торговли, что актуализировало вопросы её пространственного размещения и организации.
Постановка данной проблемы требует проработки накопленного' в экономике опыта размещения и организации торговли. Существующие на соврерозничной торговли.
— Провести ранжирование городов на основе коэффициента поликрео-дичности с целью определения общей- и локальной привлекательности для торговой сети, что позволит разработать рекомендации по использованию предложенных подходов.
Объект исследования: коммерческие торговые организации и их рыночное позиционирование в региональной инфраструктуре розничной торговли.
Предмет исследования: организационно-экономические и управленческие отношения, модели, инструменты формирования, развития инфраструктуры розничной торговли в условиях современного состояния российской экономики с учетом интеграции потребительских рынков.
Диссертационное исследование выполнено в рамках паспорта научной специальности ВАК 08.00.05 — Экономика и управление народным хозяйством: маркетинг: п. 3.1 Теоретические и методологические основы реструктуризации бизнеса на основе концепции маркетинга- п. 3.2. Методологические основы и методический аппарат стратегического и операционного управления маркетингом- п. 3.3. Направлениями формы организации маркетинга и их адаптация к изменяющимся условиям экономики России:
Теоретико-методологическая основа исследования', разработки отечественных и зарубежных экономистов по концептуальным проблемам маркетинга, теории формирования инфраструктуры региональных рынков, методологии и эффективности пространственного размещения розничной торговли.
Исследование базируется на системно-функциональном подходе, позволяющем конструктивно и эффективно использовать теоретические положения, научные принципы и концептуальные позиции, обоснованные ведущими отечественными и зарубежными учеными в области теоретико-методологических основ теории формирования инфраструктуры региональной розничной торговли, стратегического маркетинга, при разработке авторской версии формирования и развития инфраструктуры розничной торговли. В процессе исследования получила развитие авторская идея о поликреодичности территориального развития инфраструктуры розничной торговли за счет предложенных в работе принципов регионального развития торговли и разработки инструментария маркетингового управления пространственного размещения розничной торговой сети.
Инструментарно-методический аппарат сформирован в рамках системно-функционального, объективно-субъективного и структурно-уровневого подходов. При этом были использованы такие приемы исследования, как анализ маркетинговой среды, стоимостной, факторный и стратегический анализ, процедуры респондирования, экспертных оценок, методы монографического обследования, графической интерпретации и др. Использование функциональных возможностей и аналитических способностей каждого из вышеозначенных приемов, позволило в контексте единого алгоритма достижения поставленной" в диссертационной работе цели обеспечить высокую > научную достоверность и аутентичность итоговых результатов, выводов и рекомендаций исследования. В работе использовались методы системного анализа- различные методы проведения экономических исследований: монографический, экономико-статистический, сравнительного, анализа, группировки данных, анкетирования, графический и другие. Каждый из этих частных методов использовался адекватно его функциональным возможностям и разрешающим способностям для решения соответствующих этапных исследовательских задач.
Информационно-эмпирическую базу исследования составляют исследования отечественных и зарубежных ученых, материалы международных маркетинговых исследований, материалы публикаций, отражающих маркетинговые решения развития инфраструктуры торговли и состояние реальных экономических связей и процессов в этой сфере, отраженных в материалах федеральных и региональных статистических отчетов. Исследование инфраструктуры региональной розничной торговли проводилось на обширном, самостоятельно собранном автором диссертационного исследования материале, а также с привлечением источников, представляющих разработки торговых компаний, включающих маркетинговые исследования- проводимые с участием автора.
Нормативно-правовую базу исследования составил ряд законодательных актов, в том числе федеральные законы «О торговле», «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров», «Защиты прав потребителей», «Гражданский кодекс РФ», Трудовой и Налоговый кодексы, законодательные акты Законодательного Собрания Ростовской области, постановления Правительства России и Администрации Ростовской области.
Логика исследования заключается в эволюционном движении процесса научного познания от концептуально-методологического уровня анализа экономической природы инфраструктуры розничной, торговли в координатах общей теории маркетинга к системно-функциональному, обеспечивающему исследование генезиса системы региональных маркетинговых решений в российских торговых компаниях, далее — к инструментарно-методическому уровню — разработке инструментарно-методического аппарата пространственного размещения розничной торговли, основанного на авторской концепции поли-креодичности, и, в завершение, — к организационно-прикладному знанию, а именно развитию инфраструктуры розничной торговли.
Концепция диссертационного исследования базируется на парадигме формирования и развития инфраструктуры розничной торговли, отражающей уровень достигнутого потенциала развития многоуровневых торговых сетей, их инфраструктуры в различных городах. В качестве теоретико-методологического основания научной позиции автора разработана концепция поликреодичности, учитывающая специфику социально-экономического развития городов, традиций потребления, адаптирующая предлагаемые торговые форматы к местным условиям, и предполагающая реализацию многовариантных сценариев проникновения. Исследование процесса формирования и развития инфраструктуры розничной торговли в городах ЮФО подтверждает высокую результативность предложенного подхода, позволяет выделить детерминанты
приложения потенциала маркетинга к процессу эволюционной трансформации пространственно-территориальной конфигурации торговли, исходя из динамически изменяющихся условий развития потребительского рынка и внешней среды в целом.
Положения диссертации, выносимые на защиту.
1. Проникновение отечественных сетевых компаний в регионы происходит без учета маркетингового потенциала территории проникновения, использование которого является ключевой идеей диссертационного исследования. Теоретические аспекты влияния фактора пространства на размещение розничной торговли раскрывает теория В. Кристалл ера, наиболее полно отражающая методологию размещения торговли в регионах. Согласно этой теории, розничная торговая сеть в малых городах удовлетворяет потребности в товарах первой необходимости и повседневного спроса, за счет наличия в торговой инфраструктуре преимущественно местных сетей, при отсутствии супермаркетов и гипермаркетов, сервисных центров. Для средних и больших городов уже характерно наличие специализированных торговых предприятий, сервисных центров, филиалов региональных и федеральных сетей. В крупных и крупнейших городах, городах-миллионниках инфраструктура торговли представлена специализированными торговыми предприятиями, сервисными центрами, региональными, федеральными, зарубежными торговыми сетями. Однако в нашей стране практическое преломление зон обслуживания и сбыта пока не приобрело форму правильных шестиугольников, поэтому представления В. Кристаллера не могут быть в полной мере использованы в отечественной практике. Эта проблема может быть решена при условии, если в основу формирования торговых сетей будет положен учет специфики территорий и особенностей развития городов, обеспечивающих гармоничное развитие сети и города.
2.Развитие теоретико-эмпирических основ организации розничной торговли нашло отражение в парадигме организации внутренней торговли на. потребительском рынке, что предопределило направления, совершенствования и принципы размещения розничной торговой сети, формируемые условиями рыночной среды, учитывающими взаимосвязи основных процессов торговой деятельности. Важной составляющей деятельности сетевых структур розничной торговли при проникновении в города, в целях завоевания потребительской лояльности, должен стать инструментарий фандрейзинга, предполагающий такие формы социальной поддержки как: участие в федеральных, региональных и муниципальных программах- спонсорство, меценатство, гранты общественных организаций и благотворительных фондов, что повысит эффективность деятельности торговых сетей и их конкурентоспособность. Такой подход создает предпосылки для расширения методического инструментария исследования, процесса коммуникационного развития розничной торговли.
3. Маркетинговый подход к развитию инфраструктуры регионального потребительского рынка предполагает включение инструментов, — направленных на комплексное развитие институтов инфраструктуры торговли. Модель продовольственного комплекса как экономическая система должна включать маркетинговую и инфраструктурную составляющую розничной торговли. Опора на маркетинг обеспечит новую информационную основу взаимодействия в рамках концепции маркетинга партнерских отношений и мобилизации, направленной на достижение потребительской лояльности на основе: стабильности и полноты ассортимента, культуры обслуживания, качества товара, легитимности торговой деятельности, качества торгового обслуживания и пр. Данный ракурс исследования позволяет создать инструментарно-методический базис направлений дальнейшего развития инфраструктуры регионального потребительского комплекса.
4'. Учет особенностей развития информационного пространства городов способствует эффективному развитию торговых сетей. Приоритетным маркетинговым решением должно стать достижение пертинентности информации торговой сети, обеспечивающей потребителей и потенциальных клиентов нужным объемом полезной информации, дифференцированной с учетом потребительских предпочтений, на основе которой' будет достигнуто принятие потребителями более обоснованных решений, что в значительной! степени увеличит лояльность потребителей торговой сети. Данный подход обеспечивает формирование информационного поля, учитывающего изменение объема полезной информации потребителя, на различных этапах территориального развития сети.
5. Современная розничная торговая сеть как совокупность разнообразных инфраструктурных элементов торговли может быть представлена как в универсальном, так и в конкретизированном виде. Малые, региональные и федеральные торговые сети эффективны лишь при соблюдении принципа «взаимовложенности». Содержание данного принципа сводится к следующему: форматы розничной торговли определяют соотношение универсализации и специализации, разнообразных по видам торговых предприятий, удовлетворяющих принципу «взаимовложенности сети», что позволит сформировать сегменты лояльных потребителей. Такой вариант развития создает предпосылки для снижения торговых издержек и предопределяет значительное-усиление функциональных взаимосвязей торговых систем.
6. Маркетинговая концепция формирования инфраструктуры розничной торговли представляет собой синтез форматного и концептуального похода к организации торгового объекта инфраструктуры. При этом индивидуальный концепт является базовым (единая концепция по построению и оформлению объектов торговой инфраструктуры), отличие состоит в комплексном диагностировании экономического состояния торговых организаций, разработке маркетинговых решений, направленных на усиление сервисной составляющей: магазин рассматривается не только как место совершения покупок, но и как объект, обладающий для покупателя дополнительной ценностью: комфортом, удобством, престижем, экономией времени и денег и так далее. В результате создается платформа для разработки мер по управлению подходами к организации торговых объектов инфраструктуры.
7. Проникновение торгового капитала, В- регионы, идет параллельно с притоком инвестиций в торговую отрасль.- Торговые сети принимают инвестиционные решения в условиях риска. Для. совершенствования инвестиционной деятельности в торговле вводится понятие маркетинговой детерминанты инвестиционной деятельности, использование которой дополняет традиционные представления об инвестиционном климате. Маркетинг дает информацию о конкурентной ситуации на потребительском рынке, соотношении различных форматов, степени насыщения рынка торговой площадью, покупательских фондах и уровне жизни. В: связи с этим актуальное значение приобретает проблема инвестиционной активности- торговых сетей как средство динамического равновесия в развитии инфраструктуры розничной торговли, обеспечивающее целостное единство структуры торговых элементов і
8. Концептуальные основы маркетингового управления размещением розничной- торговой сети обосновывают логическую последовательность процесса реализации. Маркетинг в розничной сети — это комплекс мер- направленных на повышение эффективности взаимодействия с участниками- дист-рибьюционной цепочки. Логическая последовательность реализации процесса маркетингового1 управления- размещением розничной торговой сети может быть выражена в виде алгоритма, включающего: маркетинговую оценку пространственной локализации спроса и предложения наг торговую-розничную услугу- проведение маркетинговых исследований по оценке конъюнктуры рынка потребительских товаров- определение системы показателей, характеризующих территориальные единицы как элементы розничной торговой сети- сегментацию территориальных единиц с целью выделения групп, имеющих одинаковое маркетинговое значение- определение коммуникационных решений, формирующих и закрепляющих спрос. Это обеспечивает координацию маркетингового управления торговых сетей.
9. Адаптационный механизм конкурентных стратегий применительно к розничной торговле федерального- регионального и локального уровня направлен на изменение конкурентной ситуации и перестройку нижнего уровня инфраструктуры продаж, в основе которого лежит поликреодичность. Малые сети обладают рядом преимуществ: знанием местных условий и потребителя, наличием административного ресурса. Но им сложно конкурировать с федеральными сетями, так как последние приносят в регионы новые форматы, финансовые ресурсы и перспективные торговые технологии. Маркетинговые решения федеральных сетей направлены на: проведение демпингового ценообразования (лидерство в области издержек) — использование эффекта масштаба (освоение новых территорий) — дифференциацию продукта- (предложение разных товаров разным потребителям). Малые сети, реализуя стратегию выживания, концентрируют свои усилия" на стратегии фокусирования- исходя из важного фактора близости к конечному потребителю. Стратегия поликреодично-сти розничных торговых сетей предполагает синтез альтернативных сценариев развития, что обеспечит эффективность, проникновения. Это выдвигает в число актуальных научных и практических задач разработку мер по преодолению фрагментарности развития торговых сетей.
10: Оценка, влияния факторов привлекательности региона для торговой сети, основанная: на систематизации: характеристик регионального и локального характера, обеспечивает экономическую обоснованность принимаемых маркетинговых решений- основанную на определении коэффициента поликре-о личности развития -города.- Данный показатель потенциала развития торговой инфраструктуры конкретной территории на основе интегральной оценки комплекса общих и- локальных факторов позволяет оценить перспективы формирования и развития инфраструктуры розничной торговой сети.
Научная новизна диссертационного исследования заключается в том, что в работе проведено комплексное исследование маркетинга формирования и развития региональной инфраструктуры, розничной торговли, сформулирована концепция маркетингового управления формированием и развитием торговли в городах, основанная на оценке факторов пространственного размещения инфраструктуры розничной торговли, в основе которых лежит поликрео-дичность территориального развития. Предложена методика оценки привлекательности территории для торговой сети, предполагающая расчет коэффициента поликреодичности.
В ходе исследования автором получены следующие теоретические и практические результаты, определяющие научную новизну и выносимые на защиту.
1. Установлено, что интеграционные процессы мирового и отечественного потребительского рынков определили формирование пространственных комплексов инфраструктуры торговли, активизацию маркетинговых решений их развития, что в последующем привело к отказу от стереотипных моделей проникновения сетевой розничной торговли в города страны. Это обусловливает необходимость разработки модели инфраструктуры розничной торговли, -которая будет учитывать местные особенности, специфику экономического состояния города, то есть поликреодичность. — многообразие факторов, определяющих проблемы проникновения, (п.п.3.1, 3.2)
2. Формирование авторской методологической позиции базируется на представлении регионального1 маркетинга как системы планомерного и систематического изучения состояния определенной территории с целью принятия решения о сегментации рынка, выборе маркетинговой стратегии выхода на рынок, ориентации на потребности целевых групп покупателей региональной продукции. Городской маркетинг — это комплекс маркетинговых действий стратегического характера с целью содействия развитию города с учетом особенностей городского образа жизни. Маркетинг региональной инфраструктуры розничной торговли ориентирован на конкретные зоны торгового обслуживания и направлен на обеспечение разнообразия функционально-структурных параметров торговых объектов. Важной составляющей данных категорий является адаптация инструментария фандрейзинга к инфраструктуре розничной торговли, что будет способствовать формированию лояльности городских потребителей по отношению к федеральным и региональным торговым сетям, создавать благоприятный образ сети в глазах потребителя, (п.п.3.2, 3.3)
3. Современный рынок и особенности общественного производства обусловливают превращение маркетинга из сбытовой практики в сложный экономический институт с развитой и самостоятельной спецификой отношений субъектов рыночных отношений с контрагентами и объектами инфраструктурного комплекса. Данный сценарий целесообразен при взаимодействии государственного и рыночного регулирования рынка продовольствия. В этом случае применение инструментария маркетинга в системе управления продовольственным комплексом страны будет направлено на обеспечение более эффективного использования товарных ресурсов и удовлетворение потребностей потребителей, (п.п.3.1, 3.2)
4. Установлено, что расширение процесса взаимодействия между потребителями и торговыми сетями в значительной степени вызвано стремлением к постоянному удовлетворению потребностей и неограниченными возможностями получения информации, благодаря чему более осведомленные потребители могут принимать более обоснованные решения. В данном случае речь идет о категории «пертинентности информации торговой сети». Игнорирование особенностей информационного и экономического пространства средних и малых городов будет способствовать изменению конкурентных позиций торговых сетей. Поэтому при формировании и развитии инфраструктуры розничной торговли необходим учет потребностей широкого круга потенциальных клиентов. В результате полезная информация будет дифференцирована с учетом потребительских предпочтений, (п.п. 3.2, 3.3)
5. Установлено, что проникновение в города характеризуется вытеснением из торговой инфраструктуры малых торговых форм регионального и местного значения. Эта тенденция предопределила изменение структуры доминирующих форматов торговых сетей в городах, уровень развития торговых сетей и товарную направленность. Поэтому особую значимость приобретает технология построения инфраструктуры розничных торговых сетей, как на региональном, так и федеральном уровне, учитывающая принцип взаимовложенности сети, что будет обеспечивать снижение торговых издержек, проведение гибкой ценовой политики и совершенствование механизма оказания, торговой услуги, (п. 3.1) г 6. На основе маркетинговой концепции по формированию инфраструктуры розничной торговли классифицированы принципы (с позиций стратегического развития торговой деятельности) развития инфраструктуры розничной торговли города: соответствие спроса на конкретные товары потребительским предпочтениям населения региона- соответствие индексов физического роста производства темпам роста населения и изменениям его структуры- приори! тетная роль маркетинга при определении потребительских предпочтений в получении объективной информации- соответствие торговой площади и количества торговых предприятий потребностях в них- равномерное размещение торговых предприятий на территории региона- оптимальное соотношение в ассортименте товаров местных, региональных и федеральных производителей- соблюдение принципа взаимовложенности ассортимента сети в ассортимент 1 города. Реализация вышеуказанных принципов предопределяет возможность устранения диспропорций в комплексном развитии инфраструктуры розничной торговли. (п. 3.2)
7. Введено в научный оборот понятие «Маркетинговая детерминанта инвестиционной деятельности в розничной торговле», в наиболее общей концептуально-методологической трактовке, представляющее собой планомерное и систематическое изучение состояния региона или определенной территории, выбор маркетинговой стратегии выхода на рынок, ориентацию на потребности целевых групп покупателей региональной продукции, активизацию инвести
I* ционной активности розничных торговых сетей, способствующей развитию регионов, улучшению схемы товародвижения, рациональному построению сетей, качеству торгового сервиса и формированию благоприятного образа региона у потенциальных инвесторов. Это позволило разработать и теоретически обосновать схему маркетингового обеспечения инфраструктуры розничной торговли, в которой выделено 7 блоков: маркетинг, логистика, инвестиции, финансовые инструменты, материально-техническое обеспечение управления товарными запасами, розничная торговля и потребитель. Данная систематизация создаст условия, как для унификации процесса маркетингового обеспечения, так и для выработки маркетинговых решений развития региональной инфраструктуры розничной торговли, (п. 3.3)
8. Обоснована роль маркетинга в процессе управления пространственным размещением розничной торговли. Уточнена трактовка понятия «маркетинг розничной торговой сети» — как комплекса эффективных мер для развития дистрибуции и повышения уровня продаж. Он включает в себя ценовое, финансовое, соревновательное стимулирование торговых посредников и собственного торгового персонала. Введена в научный оборот категория «маркетинг малой розничной торговой сети» — это совокупность маркетинговых действий, направленных на обеспечение взаимовложенности ассортимента и организации процесса товародвижения с учетом требований потребителя. Маркетинговое управление пространственными факторами размещения розничной торговли определяет стратегии эффективного управления и устойчивого функционирования социально-экономической составляющей инфраструктуры розничной торговли региона, тенденции и прогнозные параметры её развития. Это обеспечит доказательное обоснование концептуальных решений по развитию и организации торговли в> городах. (п. п. 3.1, 3.2)
9. Установлено, что одним из приоритетных направлений развития розничной торговли на ближайшее десятилетие является освоение потребительского рынка городов. Результатом этого процесса является наличие различного рода барьеров, делающих невозможным прямое возвращение процесса розничной торговли в исходное состояние, что обусловлено поликреодичностью экономических процессов, которые, исходя из специфики развития городов, могут иметь множественные вариации. Специфика развития территории, ее поликреодичность является определяющей при формировании розничной торговли. Введена в научный оборот категория «Стратегия поликреодичности», под которой понимается формирование плана действий по проникновению в регионы на основе учета специфики условий социально-экономического развития конкретной территории, традиций потребления, адаптации предлагаемых торговых форматов к местным" условиям. Реализация стратегии позволит обосновать многовариантные сценарии формирования и развития инфраструктуры розничной торговли, (п. п. 3.2, 3.3)
10. Разработана маркетинговая модель региональной инфраструктуры розничной торговли, развитие которой предусматривает выполнение следующих этапов: маркетинговое прогнозирование и планирование, маркетинговое управление, маркетинговые региональные решения, учитывающие поликрео-дичность пространственного развития, розничной торговли. Предложена авторская методика оценки привлекательности территории для торговой сети, предполагающая расчет коэффициента поликреодичности. В результате будут даны количественные оценки привлекательности территории и выявлены наиболее значимые факторы для развития розничной торговой сети. (п. п. 3.1, 3.2)
Теоретическая значимость работы заключается в уточнении, дополнении и- расширении системы категорий, концептуально отражающих функционирование' маркетинга в. торговле. Отдельные положения и концептуальные решения диссертационной работы могут быть использованы при формировании концепций развития региональных розничных сетей, применимы в преподавании курсов: «Маркетинговые исследования», «Маркетинг в торговле», «Территориальный маркетинг», «Поведение потребителей" — при подготовке учебников, учебных и методических пособий для студентов и аспирантов.
Практическая значимость работы состоит в возможности использования теоретико-методологических положений и практических рекомендаций по развитию форм и методов эффективного построения региональной инфраструктуры розничной торговли. Практическую значимость имеет программа маркетинговой оценки размещения объектов розничной торговли, разработанная для Волгодонского отделения торговой компании «Тандер». Отдельные результаты используются отделом потребительского рынка и защиты прав потребителей Администрации г. Волгодонска, в частности, программа проведения маркетинговых исследований по оценке потребительских предпочтений. Ряд результатов исследования, в частности, разработка комплекса рекомендаций по совершенствованию системы маркетингового управления пространственным размещением инфраструктуры розничной торговли приняты к внедрению в деятельности логистической и маркетинговой службы ООО «Артемида-Дон» (справка от 30.06.2010 г.), ЗАО «Тандер» гипермаркет «Семейный» (справка от 15.06.2010 г.), а также служб маркетинга ряда других компаний Юга России. Положения диссертационной работы легли в основу читаемых курсов по дисциплине «Маркетинг» в филиале ГОУ ВПО «Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)» (справка № 01−20/182 от 10.06.2010) в г. Волгодонске, ВИС ГОУ ВПО «Южно-Российский государственный университет экономики и сервиса» (справка № 224 от 10.06.2010 г.), ГОУ ВПО «ДГТУ» (справка № 04.2/291 от 24.11.2010 г.).
Апробация результатов исследования осуществлена в форме научных докладов на международных научных и научно-практических конференциях в г. г. Москва: Московский Государственный Институт Международных Отношений (Университет) и Российский Государственный Торгово-Экономический Университет, Орел: Орловский Государственный Институт Экономики Торговли, Ростов-на-Дону: Ростовский Государственный Экономический Университет (РИНХ) в период 2005—2010 гг.
Публикация результатов исследования. По результатам исследования опубликовано — 60 работ общим объемом 61,6 п.л., в том числе в изданиях, рекомендованных ВАК Минобразования РФ 16 статей (6,96 п.л.) — 6 монографий общим объемом 39,02 п.л. (из них 4 авторских: 36,82 п.л. и 2 коллективных, авторское участие: 2,2 п.л.)
Структура работа. Диссертация состоит из введения, 12 параграфов, объединенных в 4 главы, заключения, списка использованных источников, содержащих 256 наименований (в том числе 41 иностранных) и 4
приложения- включает 30 рисунков и 38 таблиц.