Наше Отечество, вступившее на путь радикальной социально-экономической, политической и духовной модернизации, переживает в начале XXI века один из самых драматичных периодов своей многовековой истории. В такой обстановке вполне закономерным выглядит обращение к историческому опыту. Человечество всегда пытается найти ответы на вызовы современности в своем прошлом. Представляет в данной связи определенную, в первую очередь, инструментальную ценность опыта близкого прошлогопоследнего двадцатилетия XX века. Двадцатилетие, которое было насыщено в истории нашего Отечества событиями, поистине ставшими судьбоносными.
Обобщение исторического опыта, извлечение уроков из деятельности местных органов военного управления, администрации и общественных организаций по военно-патриотическому воспитанию молодежи Самарской области в 1980;2000 гг. станет, с точки зрения автора данной научной квалификационной работы, решением задачи, имеющей существенное значение для дальнейшего развития исторической науки на современном этапе. Обобщение исторического опыта, извлечение уроков из анализа военно-патриотического Боепитания в Самарской области будет способствовать более эффективному решению этой проблемы.
Настоящее диссертационное исследование является актуальным для отечественной исторической науки. Это обуславливается определенными обстоятельствами .
Во-первых, особой значимостью периода в истории государства Российского. Период 1980;2000 гг. характеризуется сменой цивилизационных парадигм. История Отечества сегодня — это период глубинных изменений в экономической, социально-политической и духовной жизни страны. XXI век, по крайней мере его начало, сулит России, судя по всему, непростые времена. Причем, к сложностям внутреннего порядка, характерным для движения Отечества по пути радикальной модернизации, результатом которой должна стать трансформация России в демократическое правовое социальное государство, добавились трудности, обусловленные ростом международной напряженности. Ее источник — открытый вызов сообществу мировых цивилизаций, брошенный международным терроризмом.
Во-вторых, преобразовательная деятельность в нашей стране с середины 80-х гг. логично привела к радикальной военной реформе, которая идет уже на протяжении нескольких летпринят ряд официальных документов, в том числе — военная доктрина Российской Федерации1. Этот документ представляет совокупность официальных взглядов (установок), определяющих военно-политические, военно-стратегические и военно-экономические основы обеспечения военной безопасности Российской Федерации. Для решения таких сложных задач Вооруженным Силам РФ нужны людские резервы, которые должны быть патриотами своего Отечества. В последние годы проблема патриотического воспитания обострилась. Ведь будущим воинам придется выполнять конституционные обязанности по защите Отечества в сложных, а порою и в экстремальных условиях.
В-третьих, а умелая и целенаправленная работа по воспитанию молодых патриотов—защитников Родины — способствует объединению всего населения страны для совместной защиты общего дома. Она может и должна существенно снизить напряженность, в частности, в межнациональных отношениях, стать фактором единства армии и народа. Не секрет, что нравственное и духовное состояние современ.
1 Принципиальное значение имеет утверждение Указом Президента Российской Федерации от 21 апреля 2000 года № 706 «Военной доктрины Российской Федерации» // Российская газета. 2000. 25 апреля. Подчеркнем, что Военная доктрина является документом переходного периода — периода становления демократической государственности, многоукладной экономики, преобразования военной организации государства, динамичной трансформации системы международных отношений. Военная доктрина носит оборонительный характер, что предопределяется органическим сочетанием в ее положениях последовательной приверженности к миру с твердой решимостью защищать национальные интересы, гарантировать военную безопасность Российской Федерации и ее союзников (соискатель). ного российского общества переживает серьезный кризис. Отрицанию и переоценке подверглись нравственные основополагающие ориентиры, в том числе и такое понятие, как патриотизм. В современном общественном сознании, не без влияния рада средств массовой информации, слово «патриот», «патриотизм», «долг по защите Родины» приобрели в отдельных кругах общественности негативный оттенок. В таких условиях глубокий и объективный анализ процессов, происходивших в военно-патриотическом воспитании молодежи в 1980 — 2000 гг., критическое осмысление деятельности в данной сфере местных органов военного управления, администрации и общественных организаций Самарской области в 1980 -2000 гг., обобщение исторического опыта и извлечение уроков являются важной задачей дальнейшего развития исторической науки.
В-четвертых, современная конкретно-историческая обстановка в России, утверждение новых подходов к изучению пройденного страной пути, когда на первое место выдвигается беспристрастность изложения исторических фактов, первоздан-ность информации из источников, не сенсационные, а вызывающие доверие архивные материалы, создали условия для объективного рассмотрения поставленной в диссертации проблемы. Появилась возможность исправить некоторые искажения в отечественной литературе в освещении деятельности местных органов военного управления, администрации и общественных организаций по воешо-патриотическому воспитанию молодежи.
Следует также подчеркнуть, что актуальность темы усиливается в связи с недостаточной ее разработанностью, отсутствием по ней крупных специальных обобщающих научных трудов, в которых раскрывался бы как положительный, так и отрицательный опыт деятельности по военно-патриотическому воспитанию молодежи местными органами военного управления, администрации и общественных организаций Самарской области в 1980 — 2000 гг.
Таким образом, с точки зрения исторического опыта и уроков, изучение и обобщение материалов по теме диссертационного исследования объективно необходимо и полезно, так как позволяет выйти на новый уровень исторического синтеза по актуальным проблемам, представляющим сегодня повышенный тучный интерес дня ученых.
Степень научней разработанности нро&пемы* Рассматриваемая в диссертации проблема была в СССР в поле зрения ученых-историков и публицистов. Это же самое можно сказать и о России постсоветской. Причем, исследуемая в настоящей научной квалификационной работе тема нашла свое отражение как в литературе общесоюзного (общероссийского) масштаба, так и в региональной литературе. Историографию проблемы можно разделить условно на два периода: первый (советская историография) 1980;1991 гг.- второй (постсоветская историография) 19 912 000 гг.
Первый условный историографический период (начало 1980;х — 1991 гг.). В его рамках выделяются два этапа: первый -1980 -1985 гг.- второй -1985;1991 гг. В это время термин «военно-патриотическое воспитание» молодежи твердо вошел в литературный и, особенно, научно-исследовательский оборот.
К началу 1980;х годов понятие «подготовка молодежи к защите Родины» полностью заменяется универсальным термином «военно-патриотическое воспитание», о чем можно судить как по названию, так и по структуре и его содержанию. Такой подход был вполне оправдан. Термин «военно-патриотическое воспитание» наиболее полно раскрывал суть проводившейся работы, хотя по формальным признакам выглядел более узко, чем «подготовка молодежи к защите Отечества», которая, по сути, должна была включать и его.
Авторы определяли методологическую основу деятельности государственных органов и общественных организаций по подготовке молодежи к защите родины, исходя из господствующих идеологических установок. Основой всей работы в этом направлении было ленинское учение защиты социалистического Отечества. Небольшая группа ученых, в основном философов, полагала, что основой военно-патриотического воспитания является марксистско-ленинское учение о патриотизме"1. Противоречивших классическим марксистским и ленинским постулатам подходов не было, что вполне объяснимо, так как все, что не укладывалось в заранее подготовленные схемы, объявлялось далеким от науки, чаще всего просто враждебным господствовавшей идеологии. Следует отметить, что среди ученых периода с 60-х до начала 80-х гг. имело место различное толкование понятия «направления военно-патриотического воспитания». Некоторые авторы — специалисты в педагогике полагали, что они зависят от социальных и возрастных категорий2.
Большая часть ученых, на наш взгляд, абсолютно правильно не поддержала такую точку зрения, справедливо полагая, что поддержать ее означало бы, что в школе следует формировать одни качества, в вузе — другие, упуская при этом преемственность и комплексность в самой организации воспитания патриотов страны. Вместе с тем, соглашаясь с мнением исследователей о необходимости учета особенностей различных групп населения, соискатель полагает, что это должно находить отражение в формах, средствах и методах работы, а не в направлениях. Таковыми, на взгляд ученых рассматриваемого периода, были: морально-политическая и психологическая подготовка, физическая подготовка, лечебно-оздоровительная работа3.
1 Горпиневич Н. А. Некоторые проблемы военно-патриотического воспитания трудящихся в свете учения В. И. Ленина о защите социалистического Отечества. Дис.. канд. филос. наук. Ставрополь, 1971; Мишуровский Г. Ф. Актуальные вопросы военно-патриотического воспитания в современных условиях // Научный коммунизм. 1985. № 2. С. 121−125.
Лебедев В.А. Военно-патриотическое воспитание школьников: методическое пособие. Л., 1973; Бирковский В. Г. Военно-патриотическое воспитание студенческой молодежи. М., 1973; Марченко И. В. Задачи, принципы, методы, формы и средства военно-патриотического воспитания студенческой молодежи // Военно-патриотическое воспитание студенческой молодежи. Минск, 1973. С. 28- Калинина С. В. О состоянии и задачах научных исследований по военно-патриотическому воспитанию учащихся // Военно-патриотическое воспитание учащихся. М., 1974. С. 63.
Бублик Л.А. Военно-патриотическое воспитание советской молодежи: теория, система, опыт. М.: ВПА, 1976; Васютин Ю. С. Военно-патриотическое.
На взгляд автора, наиболее объективный подход в освещении проблемы военно-патриотического воспитания изложен в трудах А.П.Волкова1.
Достаточно показательной является вышедшая в 1983 г. коллективная работа под редакцией Г. В. Средина «Военно-патриотическое воспитание советской молодежи» — крупная, многотиражная книга по проблеме воспитания патриотов страны2. Следует подчеркнуть, что над этим изданием работали наиболее известные ученые, занимавшиеся проблемами воспитания будущих защитников Отечества. Надо сказать также то, что данная книга была коллективным трудом секции военно-патриотического воспитания общественного совета по координации научных исследований проблем коммунистического воспитания молодежи при ЦК ВЖСМ и Академии педагогических наук, которую возглавлял Г. В. Средин. Книга фактически стала венцом научной мысли для того времени по вопросам подготовки молодых патриотов. Авторский коллектив раскрыл систему, направления, формы и методы этой работы различных государственных и общественных структур под руково тлт-тпп дством кл воспитание: теория и опыт. М.: Мысль, 1984; Зверев В. Некоторые вопросы военно-патриотической работы среди трудящихся // Вопросы истории КПСС. 1967. № 3. С. 33−34- Трущенко Н. В. О коммунистическом воспитании молодежи и ее подготовке к труду и защите социалистического Отечества. М.: Мол. Гвардия, 1977 и др.
1 Волков А. П. Деятельность государственных органов и общественных организаций СССР по подготовке молодежи к защите Родины (1961;1991 гг.). Дис.. д-ра ист. наук. М., 1994. Исторический опыт деятельности государственных органов и общественных организаций СССР по подготовке молодежи к защите Родины (1961;1991 гг.). М., 1994. Пацифизм и защита Отечества. М., 1990. Подготовка молодежи к защите Родины: проблемы и пути их решения (1985;1991 гг.). М.: ГАВС, 1992.
2 Военно-патриотическое воспитание советской молодежи / Бублик JI.A., Ан-дрющенко Е.Г., Ковалева В. Н. и др.: под ред. Средина Г. В. М.: Воениздат, 1983.
Мало отличается от предыдущего издания выпущенная в 1984 г. книга Ю. Вас юти на «Военно-патриотическое воспитание: теория и опыт"1, где наряду с традиционными вопросами — методологическими основами военно-патриотического воспитания, идейно-политического воспитания молодежи, военно-технической и физической подготовки трудящихся, автор остро поставил вопрос о комплексном подходе к оборонной работе с населением страны. По мнению Ю. Васютина, комплексный подход к военно-патриотической работе выступает как действенное средство оптимизации воспитания, улучшения организации морально-политической, психологической, военно-технической и физической подготовки трудящихся. Он предполагает взаимодействие названных сторон подготовки, с одной стороны, с идейно-политическим, трудовым и нравственным воспитанием трудящихсяс другой2. При этом, учитывая реалии дня и роль компартии в жизни страны, в книге особо подчеркивается необходимость координации «усилий государственных и общественных организаций», где партия указывает пути, средства и формы совместной работы3. Вместе с тем, о какой-либо критической оценке высших эшелонов КПСС речи не шло. Это сыграло, в целом, необъективную роль в оценке положения с подготовкой молодежи к защите Родины.
Историографический анализ показывает, что в начале 80-х гг., после смерти Л. И. Брежнева, появились первые работы, в которых делались попытки открыто говорить о недостатках в области военно-патриотического воспитания. Показательной здесь может быть книга В. И. Другова «Военно-патриотическое воспитание — на уровень требований партии"4, где автор не только обобщил массу положительного опыта в оборонной работе с молоде.
1 Васютин Ю. С. Военно-патриотическое воспитание: теория и опыт. М.: Мысль, 1984.
2 Там же. С. 37.
3 Там же. С. 49.
4 Другое В. И. Военно-патриотическое воспитание — на уровень требований партии. М.: ДОСААФ, 1984. жью1. Отрицательные явления, по его мнению, связаны с рядом «дестабилизирующих факторов». Среди них автор называет сокращение числа участников Октябрьской революции как непосредственных носителей героических традицийсужение воспитательного влияния семьипроникновение элементов пацифизмапоявление в структуре военно-патриотического воспитания «во многих случаях» разрыва взаимосвязи между различными его направлениями. Помимо объективных причин, В. И. Другов показывает и субъективные факторы, относя к ним также эпизодичность проводимых мероприятии, их кампанейский характер, что выразилось в приурочивании их к праздничным датамнедостаточное разнообразие патриотических мероприятий, их убедительности и эмоциональной насыщенностинесоответствие форм, методов и средств воспитания возрастным потребностям и запросам масс. Среди них автор назвал и недостаточное внимание подготовке молодежи к воинской службе2.
Среди исследований этой проблемы выделяются работы, анализирующие факты конкретной деятельности партийных и государственных органов, общественных организаций СССР по подготовке молодежи к защите Родины. Причем, наряду с работами «общесоюзного» масштаба намного большее количество составляли издания, раскрывающие общие проблемы в региональном масштабе. Неся специфику своего региона, они построены по стандартным для рассматриваемого периода схемам. Нами не ставится цель дать подробный историографический анализ подобных работ, так как по сути они во многом повторяют друг друга, а разница состоит в большинстве случаев в цифрах, фактах. Организация всей военно-патриотической работы осуществлялась в центре, а на местах шел процесс ее дублирования с внесением своей специфики.
1 Другов В. И. Военно-патриотическое воспитание — на уровень требований партии. М.: ДОСААФ, 1984. С. 2.
2 Там же. Негативным моментам В. И. Другов посвятил всего две страницы из восьмидесяти своей книги. С. 65−66.
Большое количество работ посвящено проблеме подготовки молодежи к защите Родины в национальных регионах1. Отличительная черта этих работ, написанных на материале национальных регионов СССР, — чрезмерная, на наш взгляд, хвалебная тональность при анализе процесса воспитания молодых патриотов-интернационалистов на территории бывшей общей Родины — Советского Союза. В целом, на основании изучения литературы автор сделал вывод о том, что в своих трудах ученым необходимо было более четко выделять особенности своего региона не только во введении, но и в содержании исследования. Отсутствие такого подхода ведет к обезличиванию регионального анализа, смешению общего и особенного при показе деятельности государственных органов и общественных организаций по подготовке защитников Отечества.
Проблемы военно-патриотического воспитания в этот период в основном изучались на уровне диссертационных исследований. Всего, например, с начала 60-х до середины 80-х годов было защищено одних только диссертаций, рассматривающих исследуемые проблемы, по Москве и Московской области — девять, Ленинграду — восемнадцать, Европейской части РСФСР сорок, Уралу — семь, Сибири — восемь, Дальнему Востоку — пять, Украине сорок пять, Белоруссии — четырнадцать, Прибалтике — пять, Молдавии — две, Северному Кавказу — одиннадцать, Закавказью — десять, Казахстану — девять, Средней Азии — одиннадцать2. Необходимо отметить, что данная проблема.
1 Шеленин Ю. Г. Руководство Компартии Латвии деятельностью государственных и общественных организаций по осуществлению закона СССР «О всеобщей воинской обязанности» (1967;1980 гг.). Дис.. канд. ист. наук. М., 1984; Ахмедов Б. Г. Деятельность Дагестанской организации КПСС по интернациональному воспитанию молодежи (1964;1977 гг.). Дис.. канд. ист. наук. Махачкала, 1979; Асанов Д. А. Военно-патриотическое воспитание молодежи. Фрунзе, 1976; Бейсенов Д. З. Деятельность Компартии Казахстана по военно-патриотическому воспитанию молодежи (1962;1972 гг.). Дис.. канд. ист. наук. Алма-Ата, 1982.
Данные обобщены по каталогу отдела диссертаций Государственной библиотеки РФ и каталогу библиотеки Военного университета Минобороны РФ. тика на местах разрабатывалась практически только партийными историками.
Одновременно можно выделить те исследования, в которых наиболее рельефно представлены специфические особенности деятельности государственных и общественных структур в различных регионах СССР. В частности, проблемы военно-патриотического воспитания на материале Дальнею Востока рассматривались в диссертациях Ф. Г. Аксенова, Е. П. Скурлатовой, Э.В. Офицерова1. С. И. Красиков рассмотрел специфические условия, в которых проводилась оборонная работа с молодежью в сельской местности, выделяя малочисленность трудовых коллективов и низкий уровень культурно-просветительной работы, нехватку кадров для работы с молодежью2.
Следует отметить, что работа государственных органов и общественных организаций по подготовке сельской молодежи к защите Родины не нашла полного отражения в исторической литературе. На практике нет ни одного полного исследования этой проблемы, что и сейчас требует к ней пристального внимания ученых.
К указанному периоду относятся работы, в которых анализируются основные направления воспитания патриотов — защитников страны в первой половине 80-х годов. В ряде работ рассмотрена морально-политическая и.
1 Аксенов Ф. Г. Деятельность партийных организаций Дальнего Востока по военно-патриотическому воспитанию населения в период между XXII и XXIII съездами КПСС. Дис.. канд. ист. наук. Владивосток, 1968; Скурлато-ва Е. П. Деятельность партийных организаций Дальнего Востока по военно-патриотическому воспитанию трудящихся и учащейся молодежи в условиях развитого социализма 1971;1975 гг. (на материалах Приморского и Хабаровского краев). Дис.. канд. ист. наук. М., 1984; Офицеров Э. В. Деятельность партийных организаций Дальнего Востока по военно-патриотическому воспитанию молодежи и подготовке ее к службе в Советских Вооруженных Силах в современных условиях (1971;1980 гг.). Дис. канд. ист. наук. М. 181 с.
2 Красиков С. И. Коммунистическая партия — организатор военно-патриотического воспитания трудящихся в период между XXIII и XXIV съездами КПСС (на материалах Московской области). Дис. канд. ист. наук. М., 1979. С. 40 психологическая подготовка молодежи1. Авторы видели ее в следующем: в выработке КПСС научно обоснованных положений и принципов по этим вопросамв определении сущности данной работы, в основе которой лежало формирование научного мировоззрения, воспитание патриотизма и интернационализма, формирование морально-политических качеств на «революционных, боевых и трудовых традициях" — в организации планомерной, целенаправленной подготовки молодого поколения к защите социализмав руководстве государственными и общественными организациями и координации их деятельности в подборе, расстановке кадров для организации и проведения морально-политической и психологической подготовки молодежи к защите страныв осуществлении действенной системы контроля за состоянием дел.
Из сказанного выше видно, что ученые следовали устоявшимся стереотипам понимания роли компартии в воспитании молодежи и на этом строили свои выводы и суждения. О критическом характере показа эффективности работы соответствующих органов и структур, как КПСС, так и других организаций, в имевшейся литературе речи не шло. «Партийное руководство» -это «табу», на которое смотреть можно было только под официальным углом зрения.
Однако надо отметить, что и в эти годы ученым страны удалось показать и раскрыть достаточно глубоко основные направления деятельности государственных органов и общественных организаций по воспитанию патриотов-интернационалистов. В то же время, отмечая отдельные недостатки, в научных трудах проходила лакировка действительностии на деле же теория получилась оторванной от реальности, которая была более суровой. Возьмем,.
1 Казенко П. В. Формирование у советской молодежи морально-политической готовности к защите Родины в условиях развитого социализма. Дис.. канд. филос. наук. Киев, 1980; Военно-патриотическое воспитание // Правда. 1983.
4 июня. например, работу A.M. Арустамяна1 — парадность, восхваление достигнутого и отсутствие проблем в интернациональном и патриотическом воспитании в Армении вперемежку с критикой и призывами бороться с «дашнаковцами» -такое основное содержание исследования. Аналогичный подход можно найти в диссертациях В. А. Петросяна, А. М. Магомедова, С. Саидкасимова2 и других.
В эти же годы появился ряд диссертационных исследований, рассматривавших зарубежную историографию проблемы. Интересные аспекты рассмотрения проблемы подготовки молодежи к защите Отечества в зарубежной историографии представлены в диссертации Е.В. Рудневой3. Несмотря на имевшую место односторонность в оценке рассматриваемых работ, Е. В. Руднева справедливо подвергла критическому анализу тезисы о милитаристском характере военно-патриотического воспитания и о доминирующем характере оборонной работы в деятельности комсомола, отстаиваемые В. Джексон,.
A.Кассоф, В. Райхо насильственном характере военно-патриотического воспитания и нежелании молодежи служить в Советской Армии, высказанные.
B.Джексон, Р.Вессоп. Указанная работа Е. В. Рудневой была и остается единственной в своем роде, хотя необходимость в подобных трудах имеется. Именно в 60−70-е годы, в связи с активизацией военно-патриотического воспитания после принятия нового закона «О всеобщей воинской обязанности», на Западе начали появляться издания по проблемам подготовки молодежи Арустамян A.M. Деятельность Коммунистической партии Армении по интернациональному и патриотическому воспитанию трудящихся в период между XXIV и XXV съездами КПСС. Дис. канд. ист. наук. Ереван, 1982.
2 Петросян В. А. Деятельность Коммунистической партии Армении по интернациональному воспитанию трудящихся (1959;1965 гг.). Дис.. канд. ист. наук. Ереван, 1969; Магомедов A.M. Интернациональное и патриотическое воспитание молодежи. Махачкала, 1984; Саидкасимов С. Патриотизм и интернационализм — важные черты образа жизни советской молодежи. М.: Знание, 1982. <2.
Руднева Е. В. Критика буржуазных фальсификаций деятельности Ленинского комсомола как помощника и резерва КПСС в условиях развитого социализма. Дис.. канд. ист. наук. М., 1976.
СССР к защите Отечества и роли в этом различных государственных и общественных структур.
Представляет интерес и анализ западной историографии по вопросам военного строительства, представленный С.А.Мишановым1. Из анализируемых автором публикаций на иностранных языках наибольший интерес по теме исследования представляют работы 80-х годов: Э. Джоунса «Красная Армия и общество" — Э. Уильямса «Советские военные: боевая и политическая подготовка и мораль" — Г. Скотта и У. Скотта «Советские Вооруженные Силы» и «Советская доктрина», где раскрываются проблемы подготовки заблаговременно обученных резервов для Вооруженных Сил СССР.
В целом, можно отметить недостаточное внимание советских и российских ученых к анализу западной историографии по проблемам подготовки молодежи к защите Отечества, что в значительной мере связано с ее недоступностью абсолютному большинству ученых (в том числе из-за языкового барьера) и незначительным влиянием, в отличие от средств массовой информации, на умы и сердца молодых людей СССР, ход военно-патриотической работы.
Говоря о региональной историографии, следует отметить, что проблемы патриотического воспитания в Поволжье, в основном, рассматривались партийными историками в форме защищенных кандидатских диссертаций2.
1 Мишанов С. А. Критика современных буржуазных фальсификаций ленинского учения о защите социалистического Отечества. Дис.. канд. ист. наук. М., 1983; Мишанов С. А. Строительство Красной Армии и Флота 1921 — июнь 1941 гг. (Анализ западной историографии). Дис.. д-ра. ист. наук. М., 1993. Всего в кандидатской диссертации дан анализ 178 работ на иностранных языках, в докторской — 358.
2 Буланчиков В. И. Участие ветеранов Великой Отечественной войны в идейно-воспитательной работе партийных организаций 1975;1985 гг. (на материалах Волгоградской, Куйбышевской, Саратовской и Ульяновской областей). Куйбышев. КГУ. 1990. 20 сНикольский А. Н. Руководство КПСС коммунистическим воспитанием рабочей молодежи в условиях развитого социализма (1976;1980 гг.) (на материалах Куйбышевской области). Куйбышев. КГУ. 1983. 225 е.- Романов B.C. Деятельность КПСС по повышению эффек.
Этим работам были присущи все достоинства и недостатки работ, изложенные выше.
Таким образом, рассматривая первый историографический период, можно отметить, что литература и диссертационные исследования в целом отражали дух времени. Вместе со стремлением к объективной разработке проблем деятельности различных государственных и общественных структур по подготовке молодежи к защите Родины, отмечалось явное несоответствие их выводов с реальным положением дел на практике, что было обусловлено следующим. Во-первых, тем, что на деятельности ученых сказался действовавший в эти годы запрет на открытый показ малой эффективности проводимой работы и имевшихся недостатков, особенно если это касалось высших эшелонов власти. Во-вторых, это связано с тем, что официальные документальные материалы, с которыми работали исследователи, во многом содержали ложную информацию.
Второй период в разработке проблем деятельности государственных органов и общественных организаций СССР по подготовке молодежи к защите Родины начинается с середины 80-х годов и заканчивается в августе 1991 года. Он связан с началом отхода от догматизма в исторической науке при сохранении прежней методологической основы исследования — марксизма-ленинизма, обязательного для всех. Толчок к этому был дан новым курсом советского руководства во главе с М. С. Горбачевым, направленным на поиск «урока правды» и пересмотром исторического прошлого страны1.
В целом литература данного периода имеет ту же структурированность, что и в первой половине 80-х годов, но в то же время отличается своими специфическими особенностями. Среди основных можно выделить тивности коммунистического воспитания на этапе совершенствования развитого социализма (1971;1980 гг.) (на материалах Куйбышевской области). Куйбышев. КГУ. 1985. 202 е.- Шакиров P.M. Партийное руководство идейно-политическим воспитанием рабочей молодежи промышленных предприятий (1971;1975 гг.). Куйбышев. КГУ. 1982. 239 с.
1 Материалы XXVII съезда КПСС. М.: Политиздат, 1986. С. 23. следующие: постепенное схождение к нулю работ общего плана и резкое снижение к 1991 г. активности ученых, публицистов по изучению проблемы военно-патриотического воспитания, что было вызвано массированной антиармейской пацифистской кампанией в странеусиливающееся влияние на труды ученых разраставшегося пацифистского движения в СССРпоявление работ, критически оценивавших не только деятельность государственных органов и общественных организаций на местах, но и ставивших открыто проблемные вопросы перед ЦК КПСС, Правительством СССР, ЦК ВЛКСМ и ЦК ДОСААФпоявление первых историографических работ.
Из выпущенных в эти годы изданий заслуживает особого интереса коллективный труд JI.A. Бублика, Ю. С. Васютина, А. Н. Вырщикова, Ю. И. Дерюгина и других — «Основы военно-патриотического воспитания"1, в котором рассматривались вопросы военно-патриотического воспитания в теоретическом и методологическом планах. В работе дан анализ разносторонней деятельности субъектов, участвовавших в подготовке молодежи к военной службе. Исследование внесло существенный вклад в дальнейшее совершенствование этого процесса. Однако, как и раньше, в книге не нашли отражение проблемы подготовки молодежи к защите Отечества во второй половине 80-х годов, мало внимания уделялось имевшимся трудностям и противоречиям.
В трудах, подготовленных на рубеже 80-х — 90-х годов историками, юристами, философами, представителями государственных структур и органов народного образования2, в основном, раскрывались содержание, формы и.
1 Основы военно-патриотического воспитания / Бублик Л. А., Васютин Ю. С., Вырщиков А. Н. и др. / Под ред. Средина Г. В. М.: Просвещение, 1988.
2 Быстров В. И., Артамошин Ю. Н., Тугусова Г. В. Готовить достойных защитников Отчизны. М.: Воениздат, 1988; Вырщиков А. Н. К разработке методологических основ военно-патриотического воспитания // Советская педагогика. 1988. № 2. С. 14−17- Военно-патриотическое воспитание школьников: Теория и практика. М.: Педагогика, 1990; Военно-патриотическое воспитание молодежи: Проблемы и опыт: Сборник / Сост. Дерюгин Ю. И. М.: Патриот, 1991; Галибин Г. И., Волков А. П., Попов В. В. Военно-патриотическое методы работы различных структур по подготовке молодежи к службе в Вооруженных Силах СССР, исследовались методологические основы оценки эффективности работы государственных и общественных организаций, включенных в этот процесс,.
Необходимо также отметить, что многим из названных трудов недостает критического взгляда на практику подготовки молодежи к защите страны. Основной акцент авторами делался на констатации уже достигнутого, на успехах, а проблемы, недостатки, упущения лишь упоминались и трактовались как временные явления субъективного характера. Авторам не хватало взвешенного, острого анализа прошлого, исключающего полуправду, стыдливо обходящую острые углы. Это приводило к тому, что различные аспекты деятельности государственных органов и общественных организаций нередко рассматривались в отрыве от реальных противоречий действительности, от конечных результатов, прежде всего качественного порядка.
В разработку проблем подготовки молодежи к защите Родины значительный вклад внесли диссертационные исследования ученых. Научную ценность представляют диссертации П. И. Удовенко, В. А. Воропаева, B.C. Жил-кина, А. Г. Бееова, В. Н. Вохмянина, В. Г. Кадочникова, В. В. Петрова, И.А. Зо-сименко, А. А. Шинкоренко и некоторых других ученых1. В них раесматривавоспитание: Вопросы и ответы. М.: Знание РСФСР, 1989; Конжиев Н. М. Система военно-патриотического воспитания в общеобразовательной школе. М., 1986; Макарова Л. В., Олейник В. В. Готовить надежных защитников Родины // Сб. статей. М.: ДОСААФ, 1986; Революционный держите шаг! /* Под общей ред. Руденко С. И. Л.: Судостроение, 1987.
1 Бесов А. Г. Деятельность КПСС по военно-патриотическому воспитанию молодежи в условиях перестройки (на материалах местных партийных организаций и политорганов Московского военного округа 1985;1989 гг.). Дис.. канд. ист. наук. М., 1990; Воропаев В. А. Роль Советов народных депутатов в совершенствовании подготовки молодежи к защите соц. Отечества (80-е годы): Юг Украины и Молдавия Дис.. канд. ист. наук. Одесса, 1989; Вохмя-нин В. Н. Деятельность партийных организаций автономных республик Среднего Поволжья по военно-патриотическому воспитанию допризывной и призывной молодежи (1970;1981 гг.). Дис.. канд. ист. наук. М., 1990; Жил-кин B.C. Роль общественных организаций в военно-политической подготовке лиеь отдельные стороны подготовки молодежи к защите Отечества, обобщался опыт работы государственных органов и общественных организаций по морально-политической, военной и физической подготовке молодых людей, содержался богатый фактический материал, даны интересные выводы и рекомендации по улучшению подготовки юношей к военной службе в современных условиях. Более открыто стали писать авторы и о негативных аспектах проблемы.
Наиболее резко излагались упущения и недостатки в организации этой работы в материалах периодической печати, прежде всего военной1, и печатных органах бывшего ЦК КПСС — газетах «Правда» и «Советская Россия».
В этот период под массированным давлением пацифистского движения появляются первые труды, содержащие более практический подход к исследуемой проблеме. В связи с этим следует отметить диссертационные исслемолодежи к защите соц. Отечества. Из опыта работы Компартии Украины (80-е годы). Дис.. канд. ист. наук. Харьков, 1989; Кадочников В. Г. Деятельность Коммунистической партии по подготовке допризывной и призывной молодежи Урала к службе в армии и на флоте в 1976;1986 гг. (на материалах Свердловской, Пермской, Челябинской областей). Дис. канд. ист. наук. М., 1990; Петров В. В. Партийное руководство военно-патриотическим воспитанием в системе профессионально-технического образования в период между XXVI и XXVII съездами КПСС (на опыте Ленинградской партийной организации и политорганов Ленинградского военного округа). Дис.. канд. ист. наук. Л., 1987; Удовенко П. И. Деятельность Коммунистической партии по подготовке молодежи к службе в ВС СССР 1971;1976 гг. (на материалах партийной организации УССР). Дис. .канд. ист. наук. Киев, 1985; Шинко-ренко А.А. Военно-патриотическое воспитание молодежи в 80-е годы: Опыт, проблемы (на примере Московской городской партийной организации). Дис. .канд. ист. наук. М., 1990; Засименко И. Д. Деятельность партийных организаций Среднего Поволжья по военно-патриотическому воспитанию допризывной и призывной молодежи 1980;1989 гг. (на материалах Куйбышевской, Пензенской и Ульяновской областей): Дис.. канд. ист. наук. Куйбышев, 1990. 197 с.
1 Только в 1988;1989 гг. газета «Красная звезда» на своих страницах около двадцати раз ставила проблемы допризывной подготовки молодежи. Призывник из Москвы, как его готовить к службе // Красная звезда. 1989. 29 апреля. дования Г. Д. Калмыкова и С. В. Ханша, учебные пособия А.Г. Бесова1. Диссертация С. В. Ханина — первая по специальности «Отечественная история», в которой разработаны проблемы деятельности государственных и общественных структур по подготовке молодых патриотов-защитников страны. Как и труд Г. Д. Калмыкова, она написана с учетом новых методологических подходов. Особенно интересны эти работы тем, что ее авторы использовали ранее закрытые источники. Однако, эти диссертации рассматривали вопросы воспитания будущих защитников Родины только через призму подготовки юношей к военной службе, оставляя в стороне другие категории молодых людей. Бросается в глаза региональная и временная ограниченность — 80-е годы, отсутствие попыток по-новому взглянуть на более отдаленное историческое прошлое.
Во второй половине 1980;х годов впервые появились историографические труды по проблемам военно-патриотической работы, которые представлены главой в диссертации А. Я. Снитко, диссертациями П. Г. Радько и А.П.Волкова2. В них даны оценки части имевшейся по исследуемому периоду литературы, отражающей прежде всего деятельность Коммунистической.
1 Калмыков Г. Д. Деятельность государственных и общественных организаций г. Москвы по подготовке юношей допризывного и призывного возрастов к военной службе в 1981;1991 гг. Дис.. канд. ист. наук. М., 1993; Ханин С. В. Деятельность государственных органов и общественных организаций Марийской, Мордовской, Чувашской АССР по подготовке молодежи к службе в Вооруженных Силах СССР в 1980;1990 гг. Дис.. канд. ист. наук. М., 1991; Военная политика в зеркале прессы. 1987;1990 гг. / А. Бесов и др. М.: ГА ВС, 1992.
2 Снитко А. Я. Историография партийного руководства деятельностью комсомола Украины по коммунистическому воспитанию молодежи (1961;1980 гг.). Дис.. канд. ист. наук. Днепропетровск, 1986; Радько П. Г. Историография деятельности Компартии Украины по патриотическому воспитанию трудящихся (1971;1985 гг.). Дис.. канд. ист. наук. Киев, 1987; Волков А. П. Деятельность Коммунистической партии по военно-патриотическому воспитанию допризывной молодежи (1961;1988 гг. Историографическое исследование). Дис. канд. ист. наук. М., 1989. партии по подготовке молодежи к защите Родины. Государственным, общественным организациям и ведомствам уделено незначительное внимание.
Вторая половина 1980;х гг. характеризуется резким снижением интереса к проблеме военно-патриотического воспитания со стороны историков региона. Можно назвать только одну работу, посвященную данной проблематике — диссертационное исследование И. А. Зосименко, в котором были рассмотрены формы и методы работы партийных организаций Среднего Поволжья по военно-патриотическому воспитанию молодежи1. Но и она была написана в русле устоявшихся традиций.
Анализ исторической литературы по проблеме военно-патриотического воспитания молодежи показывал, что исторический опыт деятельности государственных органов и общественных организаций СССР по подготовке молодежи к защите Родины в 1981;1991 годы раскрыт еще недостаточно полно. По данной проблеме и периоду до настоящего времени нет специального, построенного на новых подходах обобщающего труда. Ни одна из перечисленных монографий и диссертаций объективно не освещает в полном объеме функционирование государственных и общественных структур СССР в рамках созданной в 1981;1991 годах системы воспитания молодых патриотов Отечества.
Таким образом, несмотря на то, что отдельные аспекты темы затрагивались отечественными и зарубежными историками, историография на современном этапе ее развития не располагает специальным трудом, посвященным деятельности органов военного управления, администрации и общественных организаций по военно-патриотическому воспитанию молодежи.
Традиционно принято считать 1991 г. — временем начала нового этапа российской историографии. Свобода в выражении мнений, пересмотр устаревших положений.
1 Зосименко И. А. Деятельность партийных организаций Среднего Поволжья по военно-патриотическому воспитанию допризывной и призывной молодежи 1980;1989 гг. (на материалах Куйбышевской, Пензенской и Ульяновской областей). Дис.. канд. ист. наук. Куйбышев, 1990. и догм, -сзронтбльспю нового демократического оощбсшз, сложное международное положение РОССИИ й ВиснНЗЯ реформа, ПрОВОДИМВЯ В СТраНс, КаЗШЮСЬ бы ДОЛЖШ ПОВЫСИТЬ интерес к проблемам всюнно-патриошческого восшпнния молодёжи. Однако этого не произопшо. Историки и публицисты, давая негативную оценку советской системе военно-патриотического воспитания, не проводили исследование этого явления.
Говоря о новом этапе российской историографии, нельзя не отметить и появление ряда работ, в которых предприняла попытка нового подхода к проблеме военно-патриотического воспитания молодежи. Как и в предыдущие годы, это было сделано на уровне дассертацйонных исследований. Проблемы ишриотического и военно-патриотического воспитания рассмотрены в работах А. Е. Гончар, О. Е. Куликовой, С. Ч. Мансуровой, В. П Тй’гко1. Отмечая несомненные достоинства этих работ, следует сказать, что авторы рассматривают проблему военно-патриошческош воспитания в основном на материалах императорской России и Великой Отечественной войны, не вьщеляя молодежь как особую категорию, призванную защищать Родину. Исключением является труд С. Ч. Мантуровой. Автор обратилась к рассмотрению периода первой половины 1970;х it. Однако в ней проанализирована деятельность по политическому воспитанию только одной группы молодежи—студенчества.
Можно сделать вывод, что в 1990 гг. проблема военно-патриотического воспитания не стала предметом комплексного исследования российских историков. Количество работ, посвященных проблеме патриотического воспитания, резко уменьшилось, а рассматривавшие военно-патриотическое воспитание — вообще отсутствовали. Молодежь, как особая категория населения, призванная бьггь готовой к защите Отечества в военное и мирное время, также не изучалась.
1 Гончар А. Е. Традиции русской армии в XVIIIпервой половине XIX в.: сущность, история, уроки. Автореф. дис.. канд. ист. наук. М., 1994; Манту-рова С. Ч. Практика политического воспитания студенческой молодежи в вузах Восточной Сибири в 1971;1975 гг. Иркутск, 1995; Титко В. П. Прогрессивная печать России о военно-патриотическом воспитании русской армии (1880−1917 гг.). Автореф. дис.. канд. ист. наук. СПб, 1995; Куликова О. Е. Формирование патриотического сознания населения Ленинграда в годы Великой Отечественной войны. Автореф. дис.. канд. ист. наук. СПб, 1999.
Проведенный исюржярафическии анализ литературы позволил сделать вывод, что советскими историками внесен большой вкщц в изучение проблемы военно-патриотического воспитания молодежи. Ими были изучены формы и методы проведения этой работы, раскрыты ее особенносги в зависимости от социальной принадлежности юношей, показаны региональные особенности практики воеш ю-патристгичсского воспитания. Вместе с тем авторы в своих исследованиях не могли выйти за границы идеологических установок этого периода, что привело к лакировке действительности и отсутствию конструктивной критики негативных явлений. В последние десяпшегия XX века проблема военно-патриотического воспитания не стала предметом специального исследования. Не создано ни одного комплексного научного труда, обобщающего деятельность органов военного управления, администрации и общественных организаций по военно-патриотическому воспитанию молодежи. Это в полной мере относится и к региональной историографии.
Объект исследования — система военно-патриотического воспитания молодежи.
Предмет исследования деятельность местных органов военного управления, администрации и общественных организаций по военно-патриотическому воспитанию молодежи в Самарской области.
Хронологические рамки исследовании определены соискателем с учетом актуальности проблемы и в соответствии с замыслом настоящей научной квалификационной работы. Началу 1980 года для СССР, в том числе и России, характерно обострение международной обстановки, вызванной вводом ограниченного контингента советских войск на территорию Афганистана. Через почти десятилетнюю войну только из Самарской области пройдет более 7 тысяч человек. Постсоветский (1991;2000 гг.) период для возрождения и становления России не стал в полной мере созидательным. Как участие в Афганских событиях, так и в контргеррорисгических операциях на Северном Кавказе, кризис политического режима и распада СССР дсшшы были вызвать изменение качественных параметров и новых явлений в постановке военно-патриотического воспитания, гак в стране, так и в отдельно взятом ее субъекте.
Территориальные рамки исследования — Самарская область'. Соискателю представляется, что даже если проблем} его исследования ограничшъ территориально лишь только одной Самарской областью, диссертабельносгь темы не пострадает. Тому есть ряд объективных показателей. В первую очередь — демографическая масштабность Самарской области2, ее экономическая и социальная развитость3, мобилизационные возможности, связанные в первую очередь с наличием призывного конгинген.
1 До 1991 — Куйбышевская область.
На ее территории почти в 54 тысячи кв, км проживает около 3,4 млн. чел., из них городское население составляет 80,4%. Наиболее крупные административные центры: г. Самара с численностью населения 1 млн. 156 тыс. чел.- г. Тольятти — 723 тыс.чел.- г. Сызрань — 187 ты с. чел.- г. Новокуйбышевск -116,2 тыс.чел.- г. Чапаевск — 82,5 тыс. чел.- г. Отрадный — 53,6 тыс. чел.- г. Кинель — 51,8 тыс. чел.- г. Жигулевск — 48 тыс. чел. и др. (см.: Демографический ежегодник. Стат. сборник. Самара, 2000. С. 10−11.).
3Область является крупным промышленным центром России. Крупнейшими предприятиями являлись лидер отечественного автомобилестроения «АвтоВАЗ», Государственный научно-производственный ракетно-космический центр «ЦСКБ-Прогресс», СКВ им. Н. Д. Кузнецова, подшипниковые и нефтеперерабатывающие заводы и ряд других. Город Самара и область в целом занимают ведущее положение в вопросах наличия и использования культурных центров. Характерно, что в период с 1990 по 2000 гг. число профессиональных театров увеличилось с 7 до 10, а число музеев — с 13 до 25. Число учреждений культуры клубного типа и массовых библиотек достигает до 1 тысячи единиц каждая.
4 На начало 2001 года в образовательных учреждениях обучалось более 45 тысяч юношей, подлежащих подготовке по основам военной службы. Наряду с этим, из числа не обучающихся в общеобразовательных учреждениях должны проходить подготовку по основам военной службы на учебных пунктах еще более 2-х тысяч юношей. Ежегодно из области призывается для прохождения военной службы по призыву до 10 тыс. человек, а численность мобилизационных ресурсов позволяет с высоким качеством обеспечить выполнение плановых заданий на период мобилизационного развертывания. Научные центры городов Самары, Тольятти тесно сотрудничают с научными центрами Москвы и Поволжья. Всего в области работают 13 государственных ВУЗов (в том числе 5 университетов и 4 академии), 9.негосударствен.
Цель исследовании — осуществление комплексного анализа деятельности местных органов военного управления, администрации и общественных организаций по военно-патриотическому воспитанию молодежи в Самарской области, синтезирование исторического опыта, извлечение уроков, формулирование научно-теоретических положений и выводов, практических рекомендащш.
Дня достижения поставленной цели определены следующие задачи: обосновать необходимость, сущность подготовки молодежи к защите Отечествапроанализировать систему военно-патриотического воспитания молодежи в странена основе архивных и опубликованных документов обобщить опыт деятельность местных органов военного отравления, адшнистрацни. и общественных организаций по военно-патриотическому воспитанию молодежи в Самарской областидать авторскую оценку наиболее дискуссионным аспектам проблемы исследованиясинтезировать обобщения, сделать выводы, извлечь уроки, привлечь внимание к опыту деятельности местных органов военного управления, администрации и общественных организаций по Е4зеш10-штриотическому воспитанию молодежи в Самарской областиопираясь на результаты диссертации, выработать соответствующие научно-практические рекомендации.
Мешдшюгаческие основы исследования. При написании диссертации автор руководствовался диалектическим методом, подразумевающим рассмотрение деятельности местных органов военного управления, администрации и общественных организаций по военно-патриотическому воспитанию молодежи в Самарской области в многообразии возникающих глубинных ных, а также 13 филиалов ВУЗов других регионов с численностью студентов более 110 тысяч человек. Число дневных общеобразовательных школ на конец 2000;го года составляло 990 единиц с численностью учащихся допризывного и призывного возраста около 60 тысяч. связей и отношений. Проблема исследуется при помощи таких общенаучных принципов, как объективность и историзм в изучении явлений, процессов, связей и отношений1.
В диссертации наблюдается соединение проблемного и хронологического методов исследования. Проблемный метод является ведущим. Он представляется соискателю наиболее оптимальным, так как позволяет относительно полно охватить во времени и пространстве многоаспекшость кошфешо-исторической обстановки, в которой протекала деятельности местных органов военного управления, администрации и общественных организаций по военно-патриотическому воспитанию молодежи в Самарской области. Между тем диссертант учел, что без реконструкции событий в их временной последовательности нельзя понять глубину содержания исследуемой проблемы. Но чисто событийная история могла повернуть диссертацию в нарративный ключ.
Исгочниковая база исследования состоит из широкого круга источников, которые можно разделить на несколько групп. Первую группу источников составили документы законодательной и исполнительной власти СССР и Российской Федерации. Материалы съездов и пленумов КПСС и ВЛКСМ позволили проанализировать систему военно-патриотического воспитания, сложившуюся в стране в годы Советской власти. Анализ законодательной базы, регулирующий процесс призыва юношей и прохождения ими действительной службы в Вооруженных Силах страны, помог определить роль военно-патриотического воспитания в системе подготовки молодежи к выполнению воинского долга. Состояние и действенность военно-патриотического воспитания в первой половине и середине 1990;х гг. позво.
1 Под объективностью соискатель подразумевает рассмотрение как источни-кового, так и реального исторического материала по теме диссертации во всем многообразии, без каких-либо заранее заданных оценочных суждений и конъюнктурных соображений. Под историзмом диссертант понимает анализ каждого исследуемого факта в его развитии, взаимосвязи, взаимообусловленности, единстве прошлого настоящего и будущего. Поэтому автор анализирует все источники и лшелили определить законодательные акты Президента и правительства Российской Федерации. Анализ современной военной доктрины государства и ныне действующего законодательства позволил выявить направления перестройки военно-патриотического воспитания и его состояние на современном этапе. Особую роль в раскрытии этих процессов сыграл анализ Концепции военно-патриотического воспитания молодежи1, определяющей его место и роль в системе работы с молодежью. Особую подгруппу в этой группе источников составили распорядительные документы местных органов власти: советов народных депутатов, их исполнительных комитетов, губернских и городских дум и других административных органов. Изучение этих материалов позволило выяснить механизм взаимодействия административных органов с органами военного управления на местах. Основу источниковой базы составили неопубликованные документы, извлеченные из центральных и местных архивохранилищ. Всего в диссертационном исследовании были использованы материалы 23 фондов из 10 архивов страны. Особое значение для раскрытия поставленной проблемы имели материалы, извлеченные из Центрального архива Министерства Обороны Российской Федерации (ЦАМО РФ). В фонде № 32 были изучены документы, характеризующие состояние военно-патриотического воспитания призывной молодежи и солдат срочной службы. Неоценимое значение для раскрытия темы оказали постановления и материалы Министерства Обороны о состоянии военно-патриотического воспитания призывной молодежи и солдат срочной службы, предназначенные для служебного пользования и совсем недавно ставшие доступными для исследователей. Они позволили воссоздать реальную картину состояния военно-патриотического воспитания молодежи в стране. Документальный материал, сосредоточенный в Ф. 1 Центра хранения документов молодежных организаций (ЦХДМО) содержит документы Государственного комитета Росратуру по проблеме как с точки зрения накопления и систематизации, так и с точки зрения их оценки и интеграции,.
1 Концепция военно-патриотического воспитания молодежи. М., 1998. сийской Федерации по делам молодежи. Их анализ позволил выявить механизм перестройки молодежной политики государства в период становления российской государственности, ее основные направления, успехи и трудности ее осуществления. В Государственном архиве Российской Федерации (ГАРФ) автор использовал материалы фондов министерства здравоохранения СССР (Ф. Р-8009) и министерства просвещения СССР (Ф. Р-9563). Материалы последнего позволили составить представление о состоянии военно-патриотического воспитания и преподавания основ начальной военной подготовки в школах страны. Особенно интересные материалы для раскрытия темы содержит Ф. Р-9552 (Центрального Комитета ДОСААФ). Они позволили показать систему профессиональной подготовки молодежи к службе в армии.
В фонде № 1 Науч! ю-исс- !едовательско! о центра высшей комсомольской школы автор ознакомился с материалами социологических опросов, проводимых сотрудника.
TW TTPH-rTV^ Г* TTf^rrtiTO Rталггртггтсг оттглгпАпиа ттлгтй%т'тт ь* рш. лк^а тз R/vr\гд'йътш-ту тлтоу ЦСП i ра v i i, VJ I! ri' - BDl/lViiVl ifi/s U UiUUiVilim «I'WIV wIj/HCfV D iJUv/p V /fvwi lilDl^V wruiuA.
Анализ изменений социологических данных позволил выявить тенденции этого процесса, а следовательно, и реальнее оценить глубину воздействия системы военно-патриотического воспитания на молодежь в различные периоды развития государства. Знакомство с социологическими исследованиями помогли автору провести собственное социологическое обследование призывной молодежи.
Большой комплекс документального материала был извлечен автором из местных архивохранилищ. В Самарском областном Государственном архиве социально-политической истории (СО ГАСЛИ) были изучены фонды партийных и комсомольских организаций области. Они позволили проанализировать систему военно-патриотического воспитания, действовавшую в 1980;е гг., показать ее сильные и слабые стороны. Решению этой же проблемы способствовали материалы, изученные автором в архивном отделе мэрии г. Тольятти и государственном архиве г. Сызрани. Их анализ позволил рельефнее показать роль ветеранских организаций в военно-патриотическом воспитании молодежи, провести сравнение форм и методов воспитательной работы ветеранов Великой Отечественной войны по сравнению с детгсльноегью ветеранских орi анизаций «афганцев» и военнослужащих, принимавших участие в комртеррористиче-ской операции в Чечне.
К сожалению, вышеназванные архивы не содержат материалы, относящиеся к последним годам XX в. Неоценимую помошь в проведении анализа системы военно-патоиотичрск-пго впоггелпания могтгтежи этого петмогтя окятягти материя ггм Л путляя титяпа.
1 «- ¦ - - ¦ „“ ' '» «i * ~.* «Г» «:
Приволжского военного округа (Фонд П-112-Политические органы Приволжского военного округа) и текущего архива Военного комиссариата Самарской области. В этих архивах сосредоточены материалы, характеризующие службу солдат, призванных из Самарской области, отчеты городских и районных военных комиссаров о проведении военно-патриотического воспитания, участии ветеранских организаций в патриотическом воспитании, деятельность военно-споршвных объединений и клубов по военно-патриотическому воспитанию допризывной и призывной молодежи.
Интересный материал о военно-штриотическом воспитании в стране и Самарской области содержат периодические издания изучаемого периода. Издания Министерства Обороны1, союзная, а затем и российская периодическая печать2 значительное мало на своих страницах отводили военной тематике. В основном центральные издания интересовали вопросы проведения военной реформы, проблемы военно-патриотического воспитания рассматривались значительно реже, а с конца 1980;х гг. эта тема практически уходит со страниц печати. Следует отмстить, что не всегда газетный материал содержал объективный анализ описываемых процессов.
Местная периодическая печать" 1 уделяла вопросам военно-патриотического воспитания гораздо больше внимания. На страницах газет публиковались репортажи о слетах призывников и других мероприятиях, проводимых военными комиссариатами, о деятельности военно-патриотических клубов и кружков, очерки о ветеранах Великой.
1 Армейский сборникВоенно-исторический журналВоенные комиссариатыВоин РоссииОриентир и др.
Аргументы и фактыИзвестияКомсомольская правдаМосковский комсомолецНезависимая газетаПравдаРоссийская газета и др. J Волжская коммунаВолжский комсомолецВолжская заряСолдат Отечества и др.
Отечественной войны и военной операции в Афганистане, проводящих большую работу по военш-пшрисшзчесгому воспитанию молодежи.
Уточнению и конкретизации ряда аспектов исследуемой проблемы способствовали беседа и воспоминания участников боевых действий в республике Афганистан: П. Константинова (председатель городского совета воинов — ишернационалисгов), А. Грачева (в настоящее время — кандидат филологических наук, доцент Самарского педагогического университета) и Ю.О. Кольцовой1 (заместитель директора музея истории войск ПРИВО). Они сообщили интересные сведения об участии ветеранских организаций воинов-афганцев в военно-патриотическом воспитании молодежи.
При работе с источниками автор учитывал и то обстоятельство, что значительная часть документов партийных, комсомольских, рада государственных и общественных организаций и средств массовой информации приукрашивали состояние военно-патриотической работы, умалчивали или преуменьшали негативные моменты згой работы Поэтому использование этих источников потребовало серьезной сравнительно-аналитической работы, привлечение разного типа источников.
Совокупность использованных в работе источников позволили изучить деятельность административных органов, органов военного управления и общественных организаций по проведению военно-патриотического воспитания с молодежью в 1980;е -1990;е гг. XX века.
Актуальность темы
исследования, ее недостаточная разработанность в историографии дают основания, по мнению автора настоящей научной квалификационной работы, утверждать: диссертация несет в себе научную новизну. В конкретном плане научная новизна исследования состоит в том, что в нем впервые: на уровне кандидатской диссертации на основе современных достижений и точек зрения, всестороннего и комплексного изучения решается задача, которая, с точки зрения соискателя, имеет существенное значение для дальнейшею развития исторической науки — деятельность местных органов военного управления, администрации и общественных организаций по военно-патриотическому воспитанию.
1 Личный архив автора. молодежи в Самарской области, обобщен сдатвеилвующий исторический опыт, извлечены УрОКТц на основе научных методов и современных достижений исторической науки, большого числа архивных документов представлены результаты авторского анализа DaCC^a"DMвземой гггуюттгмьг.
X 1 * i «* * в научный оборот вводятся новые архивные документы и материалы, которые ранее были неизвестны и малоизвестны научной общественностипо итогам исследования сформулированы теоретические выводы и научно-практические рекомендации, имеющие, по мнению их автора, существенное значение для дальнейшего развития современной концепции военно-патриотического воспитания молодежи.
Практическая значимость диссертации заключается в том, что ее положения, обобщения, выводы, уроки дают возможность более полно и объективно представить роль и место воешо-пшриотического воспитания молодежи в системе обеспечения военной безопасности государства. Есть возможность творчески использовать это в деятельности местных органов военного управления, администрации, общественных организаций в воспитательной работе с молодежью. Материалы исследования могут быть применены в учебно-воспитательном процессе и научно-исследовательской работе в государственных военных, гражданских, а также и в негосударственных образовательных учреждениях РФ. Результаты, полученные автором, позволяют определить новые перспективные направления в научно-исследовательской работе. Они могут послужить исходным материалом для решения следующих научных задач: подготовка обобщающих трудов, научно-справочных изданий, монографий, статей, учебников и учебных пособий по проблемам истории России в 80−90-е тт. XX в.
Апробация исследования. Основные идеи диссертации были апробированы на научных конференциях, мобшшзационных сборах, проюдцмых по пиану Командующего войсками округа на базе военного комиссариата Самарской области 20 012 002 гг., совместных мероприятиях исполнительных органов власти городов и районов области с ссшветствующими военными комиссариатами. Б ходе обсуждений было принято решение развить отдельные положения материалами анкетирования.
ППТ1ПТ гп-пп^"n-ni ——'" «rfyV.J ТТ&bdquo-«->———— 1ПАП————;
I IphiiiiiiJiniVvJii ъ-JUlu^i I I ttiXvna-i'Ji/i/?. ! sO ti i oiVI Ui ipOwa OKU. iO ZUuU iijJ>I ibjjDtibi (-D подготовлен материал социологического характера для использования при решении практических задач и прогнозирования проблемы военной реформы в России. Ряд выводов и предложений из исследуемых проблем нашли практическое применение в разработке областной целевой программы «Патриотическое воспитание граждан Самарской области» на 2002;2005 года".
Основное содержание диссертации, выводы и обобщения отражены в ряде публикаций соискателя2.
Цель и задачи исследования
определили структуру диссертации: введение, две главы, заключение, перечень источников и литературы. В научной квалификационной работе помещены также восемь приложений, которые органически связаны с содержанием, и наряду с данными текста служат документальным подтверждением выдвигаемых соискателем положений и выводов.
1 Приложение № 7.
2Брошюра «АвтоВАЗ — патриотический». Самара, 2002. Услов. п л 2.13- Брошюра «Взаимодействие». Самара, 2002. Услов. п. л. 2.38- Статья «Развитие военного патриотизма в послереволюционный период». Телескоп. 2002.
Выводы:
1, Отсутствие в стране объективного подхода к оценке состояния деятельности по военно-патриотическому воспитанию молодежи создает много иллюзий и субъективных толкований ее уровней. В частности, в последнее время педагогика дает большое количество научных трудов по положительной мотивации отношения молодежи к военной службе, с чем трудно согласиться. Последнее пока не имеет реальной основы. Трудно предполагать, что сам теоретический аспект школьной программы несет в себе идею возвышенного чувства любви к Родине. Более того, имеет место основание считать, что все изменения, вызванные реформированием школьной системы, все больше увеличивают отрыв в осуществлении этой идеи. Следует иметь в виду, что организационная работа и наличие материальной базы далеко не в полной мере способствуют наращиванию возможностей воспитания в духе готовности защищать свое Отечество.
2. Элементы формализма и заорганизованности, что имело место в советское время и не изжито сегодня, имеют первичной предпосылкой своего рода дистанцирование органов государственной власти и управления от военно-патриотического воспитания молодежи. Организационное начало было переложено на удаленные по значимости инстанции. Безусловно, каждая из них: ВЛКСМ, ДОСААФ, Советы ветеранов, неформальные организации в постсоветской России — обязана была вносить свою лепту с учетом специфики их деятельности и предназначения. Это необходимое условие повышения эффективности и качества военно-патриотического воспитания молодежи. Но далеко недостаточное.
3. Прошедшее двадцатилетие показало: в умах и настроениях молодежи все больше распространяется теория «девоенизации» обучения и воспитания. К сожалению, она находит определенную поддержку и во властных структурах государства. По причине начавшихся так называемых процессов перестройки изменилось в сторону уменьшения воспитательного воздействия на молодежь окружающей его действительности, общества. Застойные явления позволили дестабилизирующим элементам развернуть кампанию критики в адрес Вооруженных Сил. Последнее особо ощутимо сказалось на деятельности военных комиссариатов, в первую очередь, в решении вопросов призыва молодежи, работы с местным населением в условиях недостаточной эффективной работы по обеспечению безопасности военной службы, а с началом боевых действий в Афганистане, так и по сей день, поступления «грузов 200».
Опыт деятельности местных органов военного управления, администрации и общественных организаций по военно-патриотическому воспитанию молодежи Самарской области в 1980;2000 гг. позволяет извлечь некоторые уроки:
4. Необходима разработка государственной политики по воспитанию патриотов-защитников своего Отечества, координации и укреплению сотрудничества государственных и общественных организаций, независимо от их политических целей. На данный момент можно определенно считать, что такой цельной программы нет. В частности, разработанная в координационном совете при Президенте Российской Федерации по воспитательной работе в Вооруженных Силах, других войсках, воинских формированиях и органах «Концепция военно-патриотического воспитания молодежи"1 практической реализации так и не получила.
5. Следует пересмотреть Государственную программу «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 — 2005 гг.». Обладающая государственным статусом ее реализация предусматривает сохранение общественной стабильности, восстановление национальной экономики и укрепление обороноспособности страны. Однако ее эффективность сегодня вызывает определенные сомнения. В целом, этот серьезный многоплановый документ с целевой установкой на систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины, определении первостепенных задач и подходов к их решению как бы «размывает» эту идею. В частности, не просматривается глобальный характер «Мероприятий по реализации государственной программы. — разрабатываемая.
1 Концепция военно-патриотического воспитания молодежи. М., 1998 г.
2 Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001;2005 гг.». М&bdquo- 2001 .
3 Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001;2005 гг.». М., 2001. нормативная правовая база патриотического воспитания, на наш взгляд, в полной мере не затрагивает принципиальные основы перестройки молодежной полит ики1- механизм реализации программы нуждается в более четкой централизации деятельности государственных органов власти2.
С учетом целевых установок Государственной программы эти недостатки трансформировались и в региональные программы (субъектов РФ, других органов местной власти), В проанализированныхОбластной целевой программе «Патриотическое воспитание граждан Самарской области» на 2001 -2005гг. ' соответствующих Программ городов Сызрани, Оградного, Чапаевска, Кинеля и др., в основном, просматривается большой перечень различного рода мероприятий, посвященных празднованиям исторических дат, проведение военизированных игр, конкурсных состязаний, фестивалей, «круглых столов» и т. д. В то же время нет логического завершения подходов к освещению этих проблем в средствах массовой информации, в деятельности правоохранительных органов, влияния на деятельность формальных и неформальных движений. Вряд ли можно предполагать, что даже целый комплекс воспитательных мер окажут существенное воздействие на все возрастающие остро опасные негативные явления в молодежной среде с учетом усиливающейся криминогенной обстановки в обществе. Существенным является тот факт, что в этом программном документе сделано ударение на четкую формулировку позиции военно-патриотического воспитания граждан как составной части патриотического воспитания в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе».
6. Местным органам военного управления следует сосредоточить усилия на восстановлении прежних, традиционных форм, продолжая наполнять их качественно новым содержанием.
1 Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001;2005 гг.». М., 2001. С. 9−10.
2 Там же. С. 13−14.
3 Текущий архив Самарской области. Д-8.
7. Есть существенные аспекты в решении проблемы взаимодействия военных комиссариатов со всеми задействованными в воспитательном процессе структурами, в первую очередь, с органами исполнительной власти.
8. Требует активизации деятельность СМИ в рассматриваемой сфере, особенно тех, кто имеет государственный статус.
На основе проведенного исследования соискатель выдвигает ряд практических рекомендаций.
1. Принять Федеральный закон «О патриотическом воспитании граждан РФ», который должен определять идеологию патриотического воспитания в масштабе государства и основные направления этой работы. В своей основе закон должен содержать всесторонне обоснованную Программу деятельности всех субъектов воспитания в установленной последовательности и взаимосвязи. Система финансирования этой программы должна быть составляющей ежегодного государственного бюджета.
2. В Законе следует предусмотреть, что основным организующим звеном военно-патриотического воспитания стали бы органы исполнительной власти субъектов федерации и органы местного самоуправления, которые должны объединить усилия субъектов, осуществляющих работу по военно-патриотическому воспитанию. Полагаем при этом уместным определить подходы к этой работе не в рекомендательном плане, а как выполнение государственного заказа.
3. Подготовку граждан по основам военной службы и проведение патриотического воспитания осуществлять в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования и на учебных пунктах организаций, которые должны быть оснащены для этого необходимыми техническими средствами и работниками. При принятии государственных образовательных стандартов общего и профессионального образования в связи с переходом на другие сроки обучения (12 лет) предусмотреть получение гражданами начальных знаний об обороне государства, о воинской обязанности граждан, приобретение навыков в области гражданской обороны, так как есть стремление вынести изучение данных предметов на факультативной основе.
4. Представляется целесообразным в системе народного образования ввести изучение курса «Военной истории», в котором по существу можно было бы раскрывать истинный героизм народапреподаваемые гуманитарные дисциплины должны в значительно большей степени раскрывать примечательность нашего Отечества, познание его исторических традиций, обычаев, углубленное знание русского языка и литературына государственном уровне должна быть принята программа информационного и материально-технического обеспечения спецклассов (аудиторий) с целью показа документальных видеофильмов, разрабатываемых централизованно на основании Программы Министерством обороны РФ, другими силовыми структурами. Важную роль в этом может сыграть Росвоенцентр, который может стать организатором этой работы.
5. В предлагаемом Федеральном Законе представляется необходимым установить, что принятие нормативных актов на всех уровнях осуществлять с учетом реального обеспечения престижности военной службы, обеспечения социальной защиты защитников Родины, инвалидов и участников боевых действий, формирования приверженности к идеалам служения Отечеству, ценностям Российского общества, безупречного выполнения конституционного долга всеми гражданами РФ.
6. Органам военного управления на местах, народного образования и исполнительной власти субъектов Федерации осуществлять более тесное взаимодействие по вопросам военно-патриотического воспитания.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
Диссертационное исследование на тему «Деятельность местных органов военного управления, администрации и общественных организаций по военно-патриотическому воспитанию молодежи (1980;2000 гг,)» (на материалах Самарской области) позволяет утверждать: решена научная задача, имеющая существенное значение для дальнейшего развития отечественной исторической науки на современном этапе. Соискатель, опираясь на обширную источниковую базу, ядро которой составили ранее неизвестные или малоизвестные исторической науке архивные документы, историографические наработки предшественников, применяя современные принципы и методы исторического исследования, провел анализ деятельности субъектов системы военно-патриотического воспитания, функционирующей в Самарской области в хронологических рамках, обозначенных выше, и вышел на ряд обобщений. Они и составили основные результаты данной научной квалификационной работы.
Анализ состояния военно-патриотического воспитания молодежи на отрезке времени, в котором произошла смена цивилизационных парадигм, показал следующее: воспитательная работа с населением, в том числе и военно-патриотическое воспитание молодежи, — неотъемлемая часть государственной политики при любом правящем политическом режиме в стране. Однако на цивилизационных разломах, когда ослабевает организующая роль государства, здесь появляются сбои, которые, в конечном итоге, в комплексе с множеством других причин негативно влияют на укрепление национальной безопасности России. И что особенно настораживает — это негативное влияние на военную безопасность как несущую составляющую национальной безопасности страны.
Как показал изученный соискателем исторический отрезок времени, в советский период военно-патриотическое воспитание молодежи велось с размахом, присущими приемами и методами, прошедшими солидную апробацию на протяжении всей истории СССР. Однако система воспитательной работы, в том числе и по военно-патриотическому воспитанию молодежи, функционировала на методологической основе, взятой в жесткую систему координат догматизированного марксизма-ленинизма в большевистском его измерении. Субъекты системы военно-патриотического воспитания были вынуждены «играть по правилам игры», установленным авторитарно-бюрократическим режимом, который все более погружался в глубинный экономический, социально-политический и духовный кризис. Отсюда — формализм, начетничество, приукрашивание действительности, неприятие альтернативных решений, возникающих в процессе военно-патриотического воспитания молодежи.
Сказанное отнюдь не означает, что 80-е годы XX в. не принесли положительного в систему военно-патриотического воспитания молодежи. Например, четко прослеживалась преемственность идей в развитии, связь времен, опора на боевые традиции Вооруженных Сил СССР, использование на полную мощь воспитательного потенциала ветеранов Великой Отечественной войны.
В постсоветский период, примерно до начала второй половины 90-х гг., ослабшие субъекты системы военно-патриотического воспитания, которая в ослабшем государстве приняла довольно аморфный вид, испытывали своего рода методологическую растерянность: старое —- разрушено, новое — не создано. Большой урон в тот момент нанесло искусственное насаждение тезиса: «Армия — вне политики». Он был рожден на базе эйфории победы демократии, в частности над иолиторганами Вооруженных Сил, которые были организационно упразднены. Вместе с тем, политорганы, не только являлись жесткими проводниками политики КПСС в Вооруженных Силах СССР, но были еще и бесценным кладезем опыта воспитательной работы, в том числе и в сфере военно-патриотического воспитания молодежи. Немаловажную негативную роль в налаживании системы военно-патриотического воспитания молодежи в новой конкретно-исторической обстановке сыграл и абстрактный пацифизм, ставший на некоторое время господствующим в сознании не только широких слоев масс, но и у представителей органов государственной власти и управления.
Со второй половины 90-х гг. указанные выше перекосы начали устраняться. Система военно-патриотического воспитания стала принимать относительно стройный вид. Стала возрождаться преемственность идей в развитии, связь времен. Старые формы и методы работы из советского времени стали наполняться качественно новым содержанием. Мощным стимулом в совершенствовании системы военно-патриотического воспитания стали события в Чечне. Они несли исключительно новые грани в военно-патриотическое воспитание молодежи, которые не имеют аналогов в советском периоде и требуют дальнейшей углубленной научной проработки.
Между тем, диссертационное исследование показало, что военно-патриотическое воспитание молодежи сегодня требует сосредоточения комплексных усилий органов государственной власти и управления, общественных организаций, ибо здесь пока что имеется множество «узких мест».
Опыт деятельности местных органов военного управления, администрации и общественных организаций по военно-патриотическому воспитанию молодежи Самарской области в 1980;2000 гг. позволяет сделать некоторые выводы:
Деятельность государственных органов и ведомств, общественных организаций, участвующих в решении задач воспитания молодежи в духе постоянной готовности к защите своего Отечества в новых конкретно-исторических условиях не имеет пока что научно обоснованных, соответствующих современным реалиям концептуальных подходов и установок. К сожалению, субъекты системы военно-патриотического воспитания молодежи в своей деятельности зачастую полагаются, как правило, на традиционность и сиюминутную эффектность. За последнее время нет серьезных наработок в создании механизма координации и организации воспитательной работы с молодым поколением на всех уровнях, постоянно увеличивается разрыв между учеными и практиками.