Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Государственное регулирование высокотехнологичных отраслей российской экономики

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Стратегия развития российской экономики должна иметь инновационную, а не «догоняющую» направленность, поэтому при ее разработке и реализации очень важно правильно расставить приоритеты государственного регулирования. Это должны быть те отрасли и сферы, где имеются серьезные научно-технологические достижения и продвинутые позиции России на мировых рынках. Именно они способны стать локомотивами… Читать ещё >

Содержание

  • Гл. 1. Теоретико-методологические аспекты государственного регулирования высокотехнологических отраслей экономики
    • 1. 1. Сущностная характеристика государственного регулирования высокотехнологичных отраслей российской экономики
    • 1. 2. Влияние отношений собственности на процессы регулирования высокотехнологичных отраслей
    • 1. 3. Институциональное обеспечение государственного регулирования высокотехнологичных отраслей экономики
  • Гл. 2. Особенности государственного регулирования высокотехнологичных отраслей в условиях формирования инновационной экономики
    • 2. 1. Факторы развития научно-промышленного комплекса и проблемы модернизации российской экономики
    • 2. 2. Инновационные возможности высокотехнологичных отраслей и их эффективное использование
    • 2. 3. Экономическая политика государства в условиях модернизации российской экономики

Государственное регулирование высокотехнологичных отраслей российской экономики (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Одной из важнейших задач реформирования российской экономики сегодня является переход от сырьевой доминанты к экономике, основанной на инновациях и приоритетном развитии высокотехнологичных отраслей. Глобальный экономический кризис ещё острее обнажил провалы в развитии отечественной экономики и стал полигоном для испытания новых методов её государственного регулирования. Это обусловило особое внимание к проблеме выбора эффективной, научно обоснованной государственной стратегии экономического развития.

Стратегия развития российской экономики должна иметь инновационную, а не «догоняющую» направленность, поэтому при ее разработке и реализации очень важно правильно расставить приоритеты государственного регулирования. Это должны быть те отрасли и сферы, где имеются серьезные научно-технологические достижения и продвинутые позиции России на мировых рынках. Именно они способны стать локомотивами роста всей экономики, если будут созданы условия для их подъема. На получение статуса приоритетного может, в первую очередь, претендовать высокотехнологичный комплекс российской экономики, как обладающий высоким потенциалом конкурентоспособности и нуждающийся в особой государственной поддержке. Наряду с микроэлектроникой, телекоммуникациями, биотехнологиями и другими динамично развивающимися сегодня индустриями, на острие научно-технического прогресса был и остается оборонно-промышленный комплекс (ОГЖ).

При усилении государственного регулирования высокотехнологических отраслей в настоящее время Россия могла бы существенно улучшить свое положение в мировой экономике, добившись опережающего становления нового технологического уклада и подъема отечественной экономики на волне его роста.

Чтобы достичь указанного эффекта, необходимо разработать эффективный механизм реализации государственной политики, способствующий ускоренной модернизации высокотехнологичных отраслей российской экономики. В связи с этим актуальным становится формирование соответствующей методологической и методической базы государственной политики, адаптированной к институциональным особенностям России, специфике ее отраслей и регионов и, вместе с тем, учитывающей передовой мировой опыт.

Степень разработанности проблемы. Проблемами развития высокотехнологичных отраслей экономики, поиском путей и методов их государственного регулирования занимались такие выдающиеся ученые-экономисты, как Р. Гильфердинг, В. Зомбарг, Дж. М. Кейнс, Р. Коуз, Ф. Лист, К. Маркс, А. Маршалл, Дж. С. Милль, О. Уильямсон, Й. Шумпетер. Теоретические и практические аспекты государственной политики в области развития высокотехнологичных отраслей рассматривались в работах Р. Акселрода, Я. Дранева, П. Кругмана, К. Монро, М. Портера, В. Сенгенбергера. Взаимосвязь государственного регулирования высокотехнологических отраслей с институциональным реформированием национальной и региональных экономик исследована в трудах В. Анисимова, Ш. Валитова, В. Завадчикова, В. Камаева, Д. Львова, В. Мальгина,.

B. Полтеровича, В. Попова, А. Татаркина.

Современные исследования трансформации отношений собственности, процессов слияния и поглощения, отраслевой реструктуризации за рубежом осуществляли Н. Х. Браун, К. Боулдинг, М. Вайденбаум, К. А. Ванган, Дж. Ф. Вестон, В. Леонтьев, Б. А. Каплан, Я. Корнай, Е. Легер, Дж. П. Рейс, М. Л. Рок, Р. Х. Рок, Д. Е. Росентал, Ч. А. Сейд, М. Сикора, X. Синг, Д. С. Харрис, К. П. Шапиро, Р. С. Шварц, С. Дж. Шерман, В. Дж. Эдварс. Изучению институциональных условий и особенностей трансформации отношений собственности в России посвящены труды С. Авдашевой,.

C. Андреева, Ю. Винслава, С. Глазьева, В. Дементьева, М. Дерябина,.

Т. Долгопятова, Г. Мальгинова, С. Мокичева, Р. Нуриева, Я. Паппэ, А. Радыгина, В. Семенова, Г. Семенова, А. Яковлева и др.

Между тем, теоретические и методологические исследования в данной области нельзя считать завершенными. При всем многообразии подходов к анализу состояния отечественной экономики, принципов и стратегии развития ее высокотехнологичных отраслей, практически отсутствуют комплексные исследования роли государственного регулирования в модернизации российской экономики. Недостаточная степень проработанности проблемы и наличие большого круга дискуссионных вопросов определили цель и задачи данного исследования.

Цель и задачи исследования

Цель исследования состоит в том, чтобы на основе обобщения имеющихся теоретических разработок, сопоставления различных научных подходов, изучения эмпирического материала выявить и обосновать роль государства в развитии высокотехнологичных отраслей российской экономики.

Для достижения поставленной цели были поставлены следующие основные задачи:

— провести анализ существующих теоретических подходов к сущности и принципам государственного регулирования высокотехнологичных отраслей и на этой основе разработать авторский подход к определению его современного содержания;

— уточнить и обосновать критериальные признаки определения приоритетов в развитии высокотехнологичных отраслей;

— обобщить результаты проведенного эмпирического анализа и выявить структурные и институциональные особенности реформирования высокотехнологичных отраслей;

— исследовать социально-экономические последствия и противоречия трансформационных процессов в российской экономике;

— показать влияние институциональных преобразований на реструктуризацию российской экономики и эволюцию отношений собственности в ее высокотехнологичных отраслях;

— определить основные направления экономической политики государства в условиях модернизации российской экономики.

Область исследования. Исследование проведено в рамках раздела 1.1 «Политическая экономия — структура и закономерности развития экономических отношенийэкономические интересывзаимодействие производительных сил, экономических форм, методов хозяйствования и институциональных структурзакономерности эволюции социально-экономических систем», а также раздела 1.4. «Институциональная и эволюционная экономическая теория» специальности 08.00.01 «Экономическая теория» Паспорта специальности ВАК (экономические науки).

Объектом диссертационного исследования являются организационно-экономические и институциональные формы государственного регулирования развития высокотехнологичных отраслей российской экономики.

Предметом исследования выступают экономические отношения, возникающие в процессе государственного регулирования развития высокотехнологичных отраслей и институциональные изменения, их сопровождающие.

Теоретической и методологической основой исследования явились труды отечественных и зарубежных ученых по проблемам трансформации российской экономики и развития высокотехнологичных отраслей. В работе использовались общенаучные методы единства исторического и логического, индуктивного и дедуктивного, диалектический, метод научной абстракции, а также системный анализ, спектральный анализ, институциональный анализ.

Информационной базой исследования послужили данные Федеральной службы государственной статистики и Территориального органа.

Федеральной службы государственной статистики по Республике Татарстан, материалы научно-экономической и периодической печати, отраслевых изданий и бюллетеней, нормативные документы и законодательные акты Российской Федерации и Республики Татарстан, аналитические отчеты, интернет-ресурсы.

Научная новизна диссертационной работы заключается в следующем:

— обоснована эволюция теоретических подходов к роли государства в развитии высокотехнологичных отраслей, позволяющая утверждать, что современная политика регулирования развития высокотехнологичных отраслей должна пониматься как система стратегического частно-государственного соуправления высокотехнологичными отраслями экономики с целью обеспечения экономического роста и представлять собой совокупность мер, реализуемых через институты взаимодействия государства и отраслевого бизнеса;

— дана расширенная классификация мер государственного регулирования развития высокотехнологичных отраслей в контексте следующих классификационных признаков: уровень формирования, форма воздействия и содержание, степень охвата объекта регулирования, направления регулирования, субъект регулирования, масштабность, срочность. Предложенная классификация позволяет достаточно полно охватить существующий инструментарий государственного регулирования экономики;

— уточнены критериальные требования к выбору приоритетов государственной поддержки высокотехнологичных отраслей экономики. Применен теоретический подход, согласно которому к числу приоритетных относятся отрасли, развитие которых отвечает интересам национальной безопасности, обеспечивает первенство прорывных промышленно-инновационных проектов перед догоняющими, а также проекты, реализация которых задействует эффект синергии взаимодействия различных отраслей и обеспечивает устойчивое развитие российской экономики;

— выявлена тесная взаимосвязь трансформации форм собственности (государственная — частная (акционерная) — смешанная (государственно-корпоративная) и особенностей государственного регулирования высокотехнологичных отраслей, сопровождающаяся эволюцией их организационно-правовых форм. Исследование данной взаимосвязи позволило определить современные закономерности развития высокотехнологичных отраслей: активизация создания государственных холдингов и корпораций, вставших на путь увеличения масштабов за счет слияния и поглощениядоведение размера государственной доли в уставном капитале корпорации до величины, позволяющей оказывать решающее влияние на ее деятельностьобязательность согласования крупных сделок как с участием отечественных, так и зарубежных партнеров с государственными структурами и др.;

— установлены институциональные факторы, влияющие на ускорение процессов развития высокотехнологичных отраслей, а именно: наличие специфических форм частно-государственного партнерстваформирование инфраструктур, обеспечивающих устойчивое развитие высокотехнологичных отраслейкачество ресурсного потенциала (основных фондов, кадров, ноу-хау) — взаимодействие хозяйствующих субъектов и научных центровсоздание промышленных кластеровразвитие фондов венчурного финансирования и др.;

— приведены дополнительные аргументы в пользу того, что на современном этапе развития российской экономики основными задачами государственного регулирования высокотехнологичных отраслей являются: обеспечение синхронизации развития российской и мировой экономики, оптимизация темпов развертывания производства, обращения, потребления, финансированиясоздание национальной инновационной системыизменение системы подготовки кадровинновационная стандартизация производства. Их реализация позволит создать систему так называемых «связанных процессов»: «разработка и внедрение передовых технологий» — подготовка кадров, способных работать с новыми технологиями" -«закрепление системы стандартов, стимулирующей модернизацию высокотехнологичных отраслей экономики».

Практическая значимость работы заключается в том, что ее результаты могут быть использованы:

— в качестве теоретической базы для дальнейшего исследования проблем, связанных с государственным регулированием российской экономики;

— при разработке национальных и региональных программ модернизации высокотехнологичных отраслей;

— в учебном процессе для преподавания отдельных разделов курсов «Экономическая теория», «Микроэкономика», «Макроэкономика», «Государственное регулирование экономики» а также спецкурсов по исследуемой проблематике.

Апробация работы. Основные выводы и результаты диссертационного исследования обсуждались на ежегодных итоговых научно-практических конференциях КГФЭИ, международных научно-практических конференциях.

Основные теоретические положения и результаты исследования отражены в 8 научных публикациях, общим объёмом 2,75 пл., в том числе одна статья в издании, рекомендуемом ВАК, объёмом 0,6 пл.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих шесть параграфов, заключения, библиографического списка использованной литературы, включающего 127 наименований. Работа изложена на 168 страницах, содержит 6 таблиц.

Заключение

.

Достижение стратегических целей социально-экономического развития страны все больше зависит от своевременных перемен в базовых отраслях российской промышленности. Современная промышленная политика — это система активных мер со стороны государства, которые влияют на конкурентоспособность десятков тысяч отечественных предприятий — как на внутреннем, так и на внешнем рынках. Государство должно поддерживать усилия предприятий, которые направлены на внедрение новых эффективных технологий и выпуск продукции с высокой степенью переработки.

Перед российским государством фактически сейчас стоит задача обеспечить двойную синхронизацию. С одной стороны, синхронизацию развития российской и глобальной экономики, интеграции российской промышленности в мировой рынок. С другой стороны, необходимо обеспечить синхронизацию темпов развертывания экономических процессов: производства, обращения, потребления, финансирования. Трудно рассчитывать на то, что задача двойной синхронизации будет решена только при помощи институциональных реформ.

В сфере производства на статус государственных проектов, способствующих интеграции страны в мировую экономику, прежде всего, претендуют: 1) создание национальной инновационной системы (НИС) — 2) изменение системы подготовки кадров- 3) инновационная стандартизация производства. Все эти три проекта не под силу реализовать в рамках отдельного бизнеса, отрасли или одной, пусть даже и очень крупной, корпорации. Возникает система так называемых «связанных решений»: «стимулирование разработки и внедрения новых технологий» — «подготовка кадров, способных работать с новыми технологиями» — «закрепление системы стандартов, стимулирующей технологическое развитие промышленности». Все три решения должны быть согласованы друг с другом и реализованы примерно в одни и те же сроки.

Решение задачи «двойной синхронизации» требует коренной перестройки государственного регулирования экономических процессов в стране. Без частно-государственного партнерства сделать это будет чрезвычайно трудно. При этом необходимо соблюсти баланс государственных и частных интересов, что и должно лечь в основу современной промышленной политики.

На основании вышесказанного предложена авторская трактовка промышленной политики как системы стратегического частно-государственного соуправления приоритетными отраслями экономики с целью обеспечения экономического роста, представляющей собой систему мер, реализуемых через институты взаимодействия государства и отраслевого бизнеса.

Сегодня мировая экономика переживает непростые времена. Выход из нынешнего глобального кризиса предполагает становление нового технологического уклада (ТУ). Его расширение создаст материальную основу для новой длинной волны экономического роста.

В фазе структурного кризиса, обусловленного замещением технологических укладов, крайне важно опережающее освоение ключевых производств ядра нового технологического уклада, что позволит получать интеллектуальную ренту в глобальном масштабе и финансировать за счет нее подъем экономики в целом. В этих условиях для России открывается возможность ускоренного развития за счет быстрого формирования технологических совокупностей ядра нового ТУ, а также модернизации его несущих отраслей.

Сегодня необходимо обосновать рекомендации по выработке стратегии развития нового технологического уклада в России и соответствующие меры государственной промышленной политики. Исходя из общих закономерностей долгосрочного экономического роста, оптимальная стратегия развития и распространения нового технологического уклада в российской экономике должна, сочетать: стратегию лидерства в тех направлениях, где российский научно-промышленный комплекс имеет технологическое превосходствостратегию догоняющего развития в направлениях, где наблюдается значительное отставаниестратегию опережающей коммерциализации в остальных направлениях.

По экспертным оценкам, ведущим ресурсом реструктуризации экономики сегодня мог быть научно-производственный потенциал ОПК. Ориентируя технологические ресурсы оборонной промышленности на реформы в производстве гражданской продукции, можно модернизировать целые отрасли.

ОПК занимает ведущее место в обеспечении национальной безопасности и обороноспособности государства, в реализации его внешнеэкономической стратегии. Однако, несмотря на, положительную докризисную динамику роста объемов производства, полностью преодолеть негативные тенденции в развитии ОПК пока не удается.

Наиболее существенными из указанных тенденций являются:

— отсутствие необходимых объемов финансовых, производственных и трудовых ресурсов не только для развития, но в ряде случаев и для поддержания промышленного и научно-технического потенциала предприятий;

— неконкурентоспособность большинства предприятий ОПК по заработной плате и как следствие — потеря научных, конструкторских и производственно-технологических школ, являющихся основой развития отрасли.

Существует и ряд субъективных факторов, затягивающих выход из кризисной ситуации.

Система управления в высокотехнологичных отраслях пока не носит четкой направленности на решение вопросов повышения эффективности производства, стимулирования его роста, сосредоточения ресурсов на наиболее перспективных направлениях, привлечения требуемых инвестиций. Решения государственных органов не способствуют полной реализации их инновационного потенциала, диверсификации и выходу на новые рынки сбыта, снижению издержек, использованию для наращивания объемов производства имеющихся имущественного и научного потенциалов, эффективности использования государственных средств, повышению инвестиционной привлекательности предприятий.

На большинстве предприятий отсутствует четкая, экономически обоснованная стратегия развития, устарели механизмы организации управления производством, финансовыми потоками, маркетингом, персоналом. Имущественный комплекс используется крайне неэффективно, высок уровень затрат на производство единицы продукции, что делает ее изначально неконкурентоспособной. Финансовые ресурсы, поступающие от государства, идут не на повышение эффективности, а на покрытие необоснованно высоких издержек.

На наш взгляд, для ускоренной модернизации российской экономики и перехода к новому технологическому укладу, необходимо разработать на федеральном уровне промышленную политику, в основе которой должна лежать система мер по стимулированию инновационного развития высокотехнологичных отраслей.

К основным направлениям государственного регулирования высокотехнологичных отраслей можно отнести:

— формирование инфраструктур, обеспечивающих устойчивое развитие существующей промышленности и стимулирующих строительство новых предприятий;

— организация бизнес-среды, благоприятной для развития национальной промышленности и обеспечивающей высокий уровень ее конкурентоспособности;

— развитие региональных кластеров;

— внедрение современной системы мониторинга процессов устойчивого развития;

— формирование системы подготовки и переподготовки квалифицированных кадров для современного промышленного комплекса России.

Решение вышеизложенных задач будет способствовать ускорению технологической модернизации как оборонно-промышленного комплекса, так и российской экономики в целом, укреплению оборонного, научно-технического и экономического потенциала страны.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Выступление В. Путина перед коллективом МИГа, февраль 2009.
  2. Военно-промышленный комплекс России. Реестр предприятий ВПК. ML: ТС-ВПК, 2007.
  3. Анализ процессов приватизации государственной собственности в Российской Федерации за период 1993—1994 годов. / Под ред. С. В. Степашина. -М.: Олита, 2004.
  4. Т. Теория праздного класса. М.: Прогресс, 1984.
  5. Г. А. Промышленная политика в условиях перехода к инновационной экономике: Опыт стран Центральной и Восточной Европы и СНГ. / Власкин Г. А., Ленчук Е. Б. М.: Наука, — 2006.
  6. Государственная промышленная политика России: проблемы формирования и реализации. М.: ТИП РФ. 2003.
  7. Г. М. Экономическая теория: Проблемы «новой экономики». СПб.: Питер., 2003. — С. 1405.
  8. Индикаторы науки. Статистический сборник Минобразования и науки РФ. Росстат. ГУВШЭ. М. 2006.
  9. Индикаторы науки. Статистический сборник Минобразования и науки РФ. Росстат. ГУВШЭ. М. 2008.
  10. К. Капитал. /Маркс К., Энгельс Ф. Собр. соч. — М.: 1960. -Т. 25.-ч. 1., ч. 2.
  11. P.M. Институционализм: вчера, сегодня, и завтра / Олейник А. Н. Институциональная экономика. М.: ИНФРА-М, 2000.
  12. К. Великая трансформация: политические и экономические истоки нашего времени / Перевод с англ. СПб.: Алетейя, 2002.
  13. Регионы России. Основные характеристики субъектов Российской Федерации. Статсборник. / Росстат. М. 2006.
  14. Регионы России. Основные характеристики субъектов Российской Федерации. Статсборник. / Росстат. М. 2008.
  15. Республика Татарстан: статистический сборник. Татарстанстат. -Казань. 2006.
  16. Республика Татарстан: статистический сборник. Татарстанстат. -Казань. 2008.
  17. Реформирование и перспективы развития оборонно-промышленного комплекса. М.: ИМЭПИ РАН. — 2003.
  18. Россия в цифрах, 2008. Краткий статистический сборник. / Росстат -М. -2008.
  19. Управление социально-экономическим развитием России: концепции, цели, механизмы. / Рук. авт. кол.: Д. С. Львов, А. Г. Поршнев. -М.: Экономика, -2002.
  20. Экономика. Учеб. Под, ред. А. И. Архипова, А. К. Большакова. 3-е изд. перераб. и доп. — М.: Проспект, — 2008. — с. 639.
  21. М. О промышленной политике и налоговом регулировании. // Свободная мысль. 2009. — № 1.
  22. М.Д. Промышленная политика и налоговое регулирование. // ЭКО. 2009. — № 1.
  23. С., Симачев Ю. Государственные корпорации: можно ли оценить корпоративное управление? // Вопросы экономики. 2009. — № 6.
  24. С.Б., Долгопятова Т. Г., Пляйнес X. Корпоративное управление в АО с государственным участием: российские проблемы в контексте мирового опыта. Препринт WPI / 2007 / 01 М.: Издательский дом ГУ-ВШЭ. 2007.
  25. Э.П., Бажанов В. А. Интегральная оценка инновационного потенциала регионов России. //Регион: экономика и социология.-2006. -№ 2.
  26. А. К дискуссии о новой индустриализации. // Экономист. -2009. № 6.
  27. В. Реализация муниципальной промышленной политики (методологические и методические вопросы). // Рос. экон. журн. 2002. -№ 9.
  28. Г. Д. Как сформировать эффективные интегрированные компании в промышленности России? / Г. Д. Антонов, О. П. Иванова // ЭКО. -2002.-№ 12.
  29. С. Развитие интеллектуального потенциала страны: место и роль образовательных структур. // Человек и труд. 2008. — № 7.
  30. Е.В. Промышленный государственный сектор России: диспропорции развития и способы их устранения. // Вестник РАН. 2003. -т. 73.-№ 12.
  31. JI. Глобализационное измерение реформы и задачи промышленной политики.//Российский экономический журнал.-2001.-№ 3.
  32. М.А. Инновационная модель экономического развития и особенности ее инвестиционного обеспечения в развитых странах // Проблемы современной экономики. Евразийский международный научно-аналитический журнал. 2009. — № 1.
  33. А.Р. Сценарии экономического развития России на 15-летнюю перспективу. // Проблемы прогнозирования. 2006. — № Г.
  34. А.В. Концепция модернизации промышленности в политике антикризисного развития. И Проблемы современной экономики. Евразийский международный научно-аналитический журнал. 2009. — № 1.
  35. В.В. Методические подходы к выбору направлений разработки стратегии поддержания конкурентоспособности предпринимательских структур в условиях экономического кризиса // Экономические науки. 2009. — № 8.
  36. Ш. М. Особенности региональной промышленной политики в условиях кризиса. / Ш. М. Валитов, А. Р. Сафиуллин // Вестник КГФЭИ. 2009. — № 1.
  37. Ю. Конверсия отечественного оборонно-промышленного комплекса: фрагменты ретроанализа и некоторые актуальные выводы. // Российский экономический журнал. 2006. — № 3.
  38. Ю. Федеральная промышленная политика. // Российский экономический журнал. 2008. — № 1−2.
  39. Н.А. Специфика взаимодействия государственного и рыночного хозяйствования в современных условиях // Аудит и финансовый анализ.-2009.-№ 4.
  40. С. Кризис, антикризисные меры и стратегия инновационного народнохозяйственного развития в зеркале теории долгосрочной метатехнической динамики. // Российский экономический журнал.- 2008. -№ 12.
  41. Т. Динамика промышленного производства. // Экономический вестник Республики Татарстан. — 1997. -№ 1.
  42. Р. Глобальный кризис, его российское преломление и реакция федеральных властей. // Российский экономический журнал. 2008. -№ 9−10.
  43. А. Трансрегрессивный подход к региональной промышленной политике. Научный доклад. Екатеринбург: ИЭ УрО РАН, 2007.
  44. С. Промышленная политика и государство. // Экономист. -2004. № 7.
  45. С. К политике неондустриализации России. // Экономист. -2009.-№ 9.
  46. В.Е. Ловушка технологических заимствований и условия ее преодоления в двухсекторной модели экономики. // Экономика и математические методы. 2006. — № 4.
  47. В. Корпоративные планы как инструмент управления компаниями с государственным участием. // Проблемы теории и практики управления. 2007. — № 8.
  48. В. Догоняющее развитие через призму теории «длинноволновой» технологической динамики: аспект «окон возможностей» в кризисных условиях. // Российский экономический журнал. 2009. — № 1−2.
  49. Я.Н. Активная промышленная политика: безотлагательная необходимость. // Пробл. прогнозирования. 2003. — № 1.
  50. В. О промышленной политике Российской Федерации. // Общество и экономика. 2007. — № 2−3.
  51. В. Промышленная политика в России. // Экономическая политика. 2007. — № 3.
  52. В.В. Институциональные проблемы реализации системных функций экономики / Зотов В. В., Пресняков В. Ф. Розенталь В.О. // Экономическая наука современной России. 2001. — № 3.
  53. B.C. Рациональное управление территорией как фактор развития промышленной политики. // Микроэкономика. 2009. — № 5.
  54. А.И. Оправданно ли создание госкорпораций как инструмента для активации промышленной политики России? // Государство и право. 2009. — № 7.
  55. В. Как преодолеть «низкотехнологическое равновесие». // Российский экономический журнал. 2005. — № 9−10.
  56. Г. Системная парадигма и экономическая политика. // Общественные науки и современность. 2007. — № 2.
  57. Ф. Ключевые подходы к регулированию экономики. // Экономист. 2006. -№ 11.
  58. В. Кто оплатит издержки глобализации. / В. Княгинин, П. Щедровицкий // Эксперт. 2004. — № 1.
  59. Н.Д. Большие циклы конъюнктуры: Доклады и их обсуждения в Институте экономики. М. — 1928.
  60. Я. Системная парадигма. // Вопросы экономики. 2002.4.
  61. А.И. Механизм взаимодействия властных и предпринимательских структур в рыночной среде. // Проблемы современной экономики. Евразийский международный научно-аналитический журнал. -2009.-№ 2.
  62. Ю.С. Предпринимательская деятельность и рынок высоких технологий в России на современном этапе. // Проблемы современной экономики. Евразийский международный научно-аналитический журнал. — 2009. — № 3.
  63. О. Развитие инновационных процессов в Республике Татарстан. // Экономический вестник Республики Татарстан. 2007. — № 4.
  64. А. Мировой финансовый кризис и его влияние на Россию. // «Вопросы экономики». 2009. — № 1.
  65. В. Приватизация: Ретровзгляд. // Российский экономический журнал. 2007. — № 5−6.
  66. Р. Роль государства в формировании инновационной экономики. // Экономист. 2009. — № 6.
  67. Т.Б. Методологические основы формирования перспективной инвестиционной политики экономических систем промышленного комплекса. // Аудит и финансовый анализ. — 2009. № 3.
  68. В. Россия до, во время и после глобального кризиса. // Российский экономический журнал. 2009. — № 7−8.
  69. Л.Л. Особенности взаимодействия государственных и предпринимательских структур в условиях реализации государственного заказа. // Экономические науки. 2009. — № 4.
  70. Д. Новая промышленная политика России. // Экономическая наука современной России. 2007. — № 3.
  71. Л.А. Российское промышленное предпринимательство (1725−1761). // Финансы и кредит. -2008. -№ 33.
  72. Э.Ф. Формирование инфраструктуры промышленного предпринимательства в условиях конкурентной среды. // Управление собственностью: теория и практика. 2008. — № 1.
  73. Независимое военное обозрение. 2003. — № 45.
  74. Л. КНР: инвестиции в преодоление кризиса. // Российский экономический журнал. 2009. — № 1−2.
  75. Д. Институциональные изменения: рамки анализа // Вопросы экономики. 1997. — № 3.
  76. Р. Теория общественного выбора // Вопросы экономики, 2002.-№ 8.
  77. Р. Теория развития: Институциональные концепции становления рыночной экономики. // Вопросы экономики. 2000. — № 6.
  78. О., Черенкова Ю. О некоторых современных изменениях на рынке труда. // Дайджест Финансы. — 2004. — № 1.
  79. Н. Загубим машиностроение — утратим суверенитет страны. // Российская Федерация сегодня. 2006. — № 16.
  80. А. Оборонное наследство. Дар или бремя? // Российская Федерация сегодня. 2006. — № 4.
  81. И. Кластерная политика в России. // Общество и экономика. 2007. — № 8.
  82. . О промышленной политике. // Экономист. — 2004.
  83. В. Стратегии модернизации, институты и коалиции. // Вопросы экономики. 2008. — № 4.
  84. В.М. Механизм глобального экономического кризиса и проблемы технологической модернизации. // Новая экономическая ассоциация. 2009. — № 1.
  85. В.М. Проблема формирования национальной инновационной системы. // Экономика и математические методы. — 2009. — № 2.
  86. В. Ловушка отсталости: Россия имеет шансы выйти из нее. // Прямые инвестиции. 2009. — № 5.
  87. В. Гипотеза об инновационной паузе и стратегия модернизации. // Вопросы экономики. 2009. — № 6.
  88. Н. Частная ли частная собственность в России? // Вопросы экономики. 2006. — № 1.
  89. А., Мальгинов Г. Рынок корпоративного контроля и государство. // Вопросы экономики. 2006. — № 3.
  90. Российская промышленность на перепутье: что мешает нашим фирмам стать конкурентоспособными. Доклад ГУ-ВШЭ // Вопросы экономики. 2007. — № 3.
  91. Российская экономика на фоне мирового кризиса: текущие тенденции и перспективы развития. // Вопросы экономики. 2009. — № 9.
  92. И. О приоритетах промышленной политики. // Экономист. -2003. -№ 12.
  93. . Каким должен быть уровень инфляции? // Проблемы прогнозирования. 2006. — № 3.
  94. Е. Инновационный вектор промышленной политики Европейского Союза. // Международная экономика. 2007. — № 2.
  95. С. Как сформировать и реализовать государственную промышленную политику? // Российский экономический журнал. 2003. -№ 7.
  96. А., Романова О. Промышленная политика и механизмы ее реализации: системный подход. // Экономика региона. 2007. — № 3.
  97. А. Промышленная политика как основа системной модернизации экономики России. // Проблемы теории и практики управления. 2008. — № 1.
  98. М. Ключевые проблемы рынка труда и очередные задачи службы занятости. // Человек и труд. 2003. — № 1.
  99. Т.И. Контуры современной российской государственной промышленной политики. // Экономическая наука современной России. -2006. № 4.
  100. С.М. Проблемы формирования государственно-частного партнерства в России // Проблемы современной экономики. Евразийский международный научно-аналитический журнал. 2009. — № 3.
  101. Д. Подходы к промышленной политике (на примере Красноярского края). // Экономист. 2007. — № 4.
  102. В. Инновационное воспроизводство как антикризисный ресурс. // Экономист. 2009. — № 6.
  103. С. Оборонно-промышленный комплекс: меры модернизации. // Экономист. 2006. — № 10.
  104. А. Важнейший приоритет промышленной политики. // Экономист. 2001. — № 2.
  105. А.Е. Институциональная среда предпринимательской деятельности (Стимулы, ограничения, стратегии развития) / А. Е. Шаститко // Общественные науки и современность. — 2008. № 2.
  106. А. Государственная региональная политика в новейших кризисных обстоятельствах: оценка и принципиальная рекомендация. // Российский экономический журнал. 2009. — № 7−8.
  107. А., Симачев Ю., Данилов Ю. Российская корпорация: модели поведения в условиях кризиса. // Вопросы экономики. 2009. — № 6.
  108. Communication from the Commission Towards a European Strategy for Nanotechnology. / European Commission. Luxembourg: Office for Official Publications of the European Communities, — 2004.
  109. David P., Aghion Ph. Science, Technology and Innovation for Economic Growth: Linking Policy Research and Practice in 'STIG' Systems. // MPRA Paper No 12 096. 2008. mpra.ub.uni-muenchen.de/12 096/.
  110. Helpman Elhanan, (ed.). General Purpose Technologies and Economic Growth. Cambridge, Massachusetts: The MIT Press, 1998.
  111. Mensch, G. Stalemate in Technology. Cambridge, MS: Ballinger Publishing Company. 1979.
  112. Perez C., Soete L. Catching up in Technology: Entry Barriers and Window of Opportunity / Technical Change and Economic Theory. New York: Pinter Publishers, 1988.
  113. Rodrik D. Industrial Policy for the Twenty First Century. Harvard University. — 2004.
Заполнить форму текущей работой