Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Эффективность пар трения технического назначения

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

С другой стороны, преодоление сил трения в живой природе и в технических средствах связано с нерациональным расходованием энергии, преждевременным изнашиванием контактирующих тел и к выходу из строя как объектов живой природы, так объектов техники. Поэтому природа стремится создать такие пары трения, которые характеризуются минимальными силами трения, например, суставы животных, а человек… Читать ещё >

Содержание

  • 1. ИЗНОСОСТОЙКОСТЬ ТРИБОСОПРЯЖЕНИЙ — ОСНОВА 9 НАДЕЖНОСТИ МАШИН И МЕХАНИЗМОВ
    • 1. 1. Анализ потока отказов трибосопряжений различной природы
    • 1. 2. Анализ изнашивания деталей трибосопряжений
    • 1. 3. Анализ критериальных подходов к оценке износостойкости материалов, деталей и трибосопряжений
    • 1. 4. Анализ эффективности технических решений по управлению физико-химическими процессами на фрикционном контакте и организации трибосопряжений повышенной износостойкости
      • 1. 4. 1. Совместимость контртел
      • 1. 4. 2. Смазочные среды
      • 1. 4. 3. Бинарные поверхности
    • 1. 5. Определение общей цели и постановка научных задач исследования
  • 2. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИССЛЕДОВАНИЙ
    • 2. 1. Общие методические принципы аналитического исследования
    • 2. 2. Методика и программа экспериментальных исседований. 2.2.1. Выбор объектов исследования
      • 2. 2. 2. Макро- и микроскопические исследования и профилографиро-вание
      • 2. 2. 3. Определение износостойкости и триботехнических свойств пар трения
      • 2. 2. 4. Создание специального лабораторного оборудования
    • 2. 3. Методика математической обработки экспериментальных данных и компьютерное моделирование процессов изнашивания трибосопряжений
  • Выводы по главе 2
  • 3. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ТРИБО- 108 СОПРЯЖЕНИЙ
    • 3. 1. Гипотеза об основных принципах организации эффективных трибосистем
    • 3. 2. Принципы прогнозирования ресурса трибосопряжений
    • 3. 3. Системный анализ трибосопряжений
  • Выводы по главе 3
  • 4. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ТРИБОСОПРЯ ЖЕНИЙ РАЗЛИЧНОЙ ПРИРОДЫ
    • 4. 1. Исследование износостойкости трибосопряжений типа «металл-металл» при наличии и без смазочного материала
      • 4. 1. 1. Трибосопряжение «Медь-сталь» без смазки
      • 4. 1. 2. Трибосопряжение «Железо-сталь» без смазки
      • 4. 1. 3. Трибосопряжение «Чугун-сталь» при смазке маслом SAE
  • 15. W/
    • 4. 1. 4. Трибосопряжение «Чугун-сталь"при наличии в масле 0,04% присадки перекиси дикумила
    • 4. 1. 5. Трибосопряжение «Чугун-сталь"при наличии в масле 0,5% нафтиламина
    • 4. 1. 6. Трибосопряжение «Подшипниковый сплав L6 — сталь» в масле
  • SAE 15W/
    • 4. 1. 7. Трибосопряжение «Баббит Б82 — сталь» при смазке маслом
    • 4. 1. 8. Общий анализ экспериментальных данных по разделу
    • 4. 2. Исследование износостойкости трибосопряжений типа «металл-неметалл» при наличии и без смазочного материала
    • 4. 3. Исследование износостойкости трибосопряжений типа «металл-неметалл» при наличии бинарной поверхности трения на микроуровне
    • 4. 3. 1. Исходные данные
    • 4. 3. 2. Трибосопряжение «СИГМА — бронза»
    • 4. 3. 3. Трибосопряжение «СИГМА — сталь нержавеющая»
    • 4. 3. 4. Трибосопряжение «СИГМА — сталь углеродистая сырая»
    • 4. 3. 5. Трибосопряжение «СИГМА — сталь углеродистая термообработанная»
    • 4. 3. 6. Трибосопряжение «СИГМА — чугун серый»
    • 4. 3. 7. Исследование трибосопряжений «Металл — СИГМА» без смазки
    • 4. 3. 8. Зависимость коэффициента трения от продолжительности эксперимента
    • 4. 3. 9. Предельные условия эксплуатации
    • 4. 3. 10. Общий анализ экспериментальных данных по разделу
    • 4. 4. Исследование износостойкости трибосопряжений типа неметалл-неметалл» при наличии и без смазочного материала
    • 4. 4. 1. Трибосопряжение «твёрдых» неметаллических материалов
    • 4. 4. 2. Трибосопряжение «твёрдых» неметаллических материалов с полимерами
    • 4. 4. 3. Общий анализ экспериментальных данных по разделу
  • N 4.5. Исследование некоторых трибосопряжений в экстремальных условиях эксплуатации
  • Выводы по главе 4
    • 5. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ 221 ИССЛЕДОВАНИЙ
    • 5. 1. Разработка практических рекомендаций по оценке эффектив- 221 ности трибосопряжений
    • 5. 2. Разработка рекомендаций по практическому использованию 222 результатов исследований в конкретных отраслях промышленности Польши
    • 5. 3. Использование результатов исследований в учебном процессе
  • Выводы по главе 5

Эффективность пар трения технического назначения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Природа устроена таким образом, что, согласно Закону всемирного тяготения, все тела находятся в непосредственном контакте с другими телами или стремятся к такому контакту. Контактное взаимодействие твердых тел описывается различными законами, в том числе законами трения, когда наблюдается взаимное перемещение тел или отсутствие перемещения. В первом случае имеет место трение движения, во втором — трение покоя [37,109]. Практически все природные и техногенные объекты представляют собой совокупность внутренних и внешних пар трения, от которых зависит нормальное функционирование этих объектов.

Природа и человек практически постоянно сталкиваются с проблемой эффективности пар трения. Отсутствие сил трения между природными объектами, находящимися в контакте, делает невозможным существование природной среды в традиционном понимании. Например, камень или иной объект любой массы под действием слабого дуновения ветра должен перемещаться с ускорением, что должно приводить к разрушению окружающей среды. Природа противодействует такому сценарию, используя силы трения и создавая такие пары трения, которые эффективно препятствуют взаимному перемещению тел.

С другой стороны, преодоление сил трения в живой природе и в технических средствах связано с нерациональным расходованием энергии, преждевременным изнашиванием контактирующих тел и к выходу из строя как объектов живой природы, так объектов техники. Поэтому природа стремится создать такие пары трения, которые характеризуются минимальными силами трения, например, суставы животных, а человек аналогично природе создает машины и механизмы с парами трения, где силы трения минимальны. Существуют и противоположные задачи, когда требуются значительные силы трения, например, в тормозных устройствах. Поэтому в любом случае понятие «эффективность» применительно к парам трения представляет собой некую совокупность свойств, которая необходима для каждого конкретного объекта. В общем виде в эту совокупность могут входить свойства, характеризующие надежность пары трения, степень её опасности для окружающей среды (экологичность), экономические, эстетические и иные характеристики. Очевидно, что в одном исследовании невозможно дать оценку эффективности пар трения любого назначения и любой природы.

Настоящее диссертационное исследование посвящено эффективности техногенных пар трения, применение которых ограничено техническими средствами, в первую очередь машинами и механизмами. Можно назвать также иные техногенные пары трения, используемые в спортивных целях (коньки, лыжи, сани, сноуборды и др.), в детских игрушках, в пищевой промышленности (пробки пластмассовые и на основе древесины), в текстильной промышленности (сочетание тканей, кожи, древесины и др.) и т. п. В силу ограниченности объема работы указанные пары трения? не рассматривались.

ЕГкачестве объектов исследования были выбраны пары трения машин и механизмов, получившие широкое распространение в технике, организованные по принципу скольжения, пары трения качения i не исследовались. Среди пар трения скольжения исследовались такие, у которых контактирующие тела были выполнены из одинаковых и различных металлических и неметаллических материалов, со смазкой и без смазки. В качестве смазки использовались вода и техническое масло, проводились также исследования и без смазки. В качестве условий эксплуатации были выбраны «нормальные», экстремальные условия были исследованы минимально. К нормальным условиям эксплуатации отнесены: скорость скольжения до 15 м/с, нагрузки на уровне не более 20% предела прочности, температура в пределах от 0 до 100° С.

Первая глава посвящена исследованию достижений науки и техники по проблеме обеспечения эффективности трибосопряжений. Исследование выполнено на основании анализа публикаций в научно-технических изданиях России и зарубежных стран. Показана важная роль износостойкости трибосопряжений и дана оценка конструктивно-технологических решений с точки зрения обеспечения эффективности машин и механизмов. На основании аналитического исследования сформулированы главная цель исследования и основные научные задачи, которые необходимо решить для достижения цели.

Во второй главе дано описание методического обеспечения всего диссертационного исследования, которое состоит из аналитического и экспериментального разделов, существующих раздельно, или дополняющих друг друга. Так собственно аналитический раздел исследований представляет собой совокупность гипотез, оценок автора диссертации существующих принципов организации трибосопряжений и обеспечения их эффективности, а также принципов и методов прогнозирования трибосопряжений различной природы. Собственно экспериментальный раздел построен на базе программы исследований и методики выполнения экспериментов, основанных на реальных возможностях лаборатории, где выполнялись эксперименты и использованного оборудования, а также средств измерения. Аналитические методы исследований в экспериментальном разделе касаются обработки и оценки экспериментальных данных. Для этих целей использованы как качественные оценки, так и количественные. Первые применяются в тех случаях, когда отсутствует достаточная корреляция массивов входных и выходных данных, а также когда невозможна полезная статистическая обработка экспериментальных данных (велика дисперсия или рассеивание). Методика экспериментальных исследований предусматривает рациональную организацию экспериментов, выбор объектов исследования и назначение их характеристик, выбор лабораторного оборудования и измерительных средств применительно к изучению свойств поверхностей изучаемых тел (визуальное исследование, фотографирование, профилографирование) и к их триботехническим характеристикам (коэффициент трения, износ в абсолютных единицах).

Третья глава посвящена аналитическому исследованию трибосопряжений различной природы. В частности, рассмотрена гипотеза о принципах организации эффективных трибосистем, дана оценка существующих принципов прогнозирования ресурса трибосопряжений, выполнен анализ трибосопряже-ний на базе мономерных, бинарных и многомерных поверхностей трения раз-личных масштабных уровней.

В четвертой главе приведены результаты экспериментальных исследований, а также результаты аналитической обработки и оценки экспериментальных данных. Глава представляет собой совокупность таблиц, математических формул, графиков и текста с качественной оценкой полученных экспериментальных данных. Приводятся результаты исследований трибосопряжений типа «металл — металл», «металл — неметалл» и «неметаллнеметалл». Большое внимание уделено ранее не исследованным трибосопряжениям, в которых одно из тел выполнено из пластмассы с образованием бинарной поверхности на микроуровне, в том числе при смазке маслом, водой и без смазки. Достаточно подробно изучено поведение трибосопряжений типа «металл — металл» при смазке маслом и без смазки. Обращено внимание на пары трения с использованием таких специфических материалов, как медь и чистое железо в сочетании с углеродистой сталью и с чугуном. Исследования выполнялись с целью определения как общефизических (температура, электрическое сопротивление контакта) и триботехнических величин (коэффициент трения, износ). Отдельно были выполнены эксперименты по определению изменений коэффициента трения по времени эксперимента. При изучении трибосопряжений «металл — металл» рассматривались специальные металлические подшипниковые сплавы. Было также изучено влияние присадок в смазочную среду на триботехнические характеристики пар трения.

В пятой главе представлены результаты практического использования и рекомендации по пракическому применению результатов исследований в промышленности Польши. Приводится также информация об использовании полученных научных данных в учебном процессе ВУЗов Польши.

ОБЩИЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ВЫВОДЫ ПО ДИССЕРТАЦИИ.

На базе выполненных в работе аналитических и экспериментальных исследований получены следующие научные и практические результаты:

1. Предложена формулировка понятия «эффективность» применительно к техногенным парам трения технического назначения.

2. Экспериментальными исследованиями широкого диапазона трибосопряжений подтверждено известное утверждение о том, что свойства материалов с названием «износостойкость» не существует.

3. Сформулировано утверждение о том, что эффективность трибосопряжения есть функция большого количества факторов, а не только физико-механических или химических свойств материалов, формирующих пару трения.

4. Установлены качественные и количественные закономерности поведения широкого спектра трибосопряжений типа «металл-металл» .

5. Установлены качественные и количественные закономерности поведения широкого спектра трибосопряжений типа «металл-неметалл», в которых реализована схема изнашивания бинарных поверхностей трения на микроуровне.

6. Установлены частные закономерности поведения трибосопряжений различной природы при наличии и отсутствии смазочного материала: металл-металлметалл-неметаллнеметалл-неметалл.

7. Доказана возможность использования общефизических характеристик процесса трения для косвенного определения показателей эффективности трибосопряжений.

8. Предложена новая методика экспериментального исследования пары трения скольжения.

9. Сформулированы основные принципы организации эффективных техногенных пар трения скольжения.

10. Обоснованы пути совершенствования методики и экспериментального оборудования для определения показателей долговечности, износостойкости и параметров трения трибосопряжений технического назначения.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Автоматизированные смазочные системы и устройства. Авт.коллектив. М.: Машиностроение, 1982. 175 с.
  2. Анализ несущей способности металлополимерных подшипников при смазке водой /М.Б.Рубин, Л. М. Рыбакова, Л. И. Куксенова, В. М. Самылкин //Судостроение, 1982.
  3. П.Б., Петров В. М., Чулкин С. Г. Исследование приработочных свойств геомодификаторов трения //Труды Первого Международного Симпозиума по транспортной триботехнике «Транстрибо-2001″. — СПб.: Изд-во СПбГТУ, 2001. с. 132−134.
  4. А.Х., Рубин М. Б. Изнашивание в системе фрикционных сопряжений //Трение и износ, 1984.
  5. А.С. Молекулярная физика граничного трения. М.: Физматгиз, 1963.472 с.
  6. М.А. Исследование влиния микронапряжений на сопротивление изнашиванию //Вестник машиностроения, 1959, № 7.
  7. М.Д., Вальчук Г. И., Натансон Э. М. Влияние металлоплакирующих смазок на износ и коэффициент трения некоторых материалов //Сб.тр. ИПМ АН УССР. Киев, 1956. — № 22.
  8. Бахарева В. Е, Рубин М. Б., Корецкая Л. С. Углепластики для подшипников, работающих в воде //Трение и износ, 1981.
  9. А.Я., Миронов Н. И., Семенов В. П. Пластмассы в строительных и землеройных машинах. Л.: Машиностроение, 1981.- 191 с.
  10. Ю.Белый В. А., Свириденок А. И., Петроковец М. И., Савкин В. Г. Трение и износ материалов на основе полимеров. Минск: Наука и техника, 1976- 432с.
  11. И.Белый В. А., Свириденок А. И., Петроковец М. И., Савкин В. Г. Трение полимеров. М.: Наука, 1972. 202 с.
  12. Л.И. Трение как термомеханический феномен// Докл. АН УССР.Сер. А. 1977. № 6.-С.186−190.
  13. Л.И. О самоорганизации трибосистем. -//Проблемы трения и изнашивания: Республ.межвед.научн.-техн.сб.-1982. № 21.-С. 10−24.
  14. Г. И. Метод ускоренной приработки трущихся деталей машин, работающих в режиме избирательного переноса //Избирательный перенос при трении и его экономическая эффективность. М.: МДНТП, 1972. — с.151−155.
  15. Ф.П., Тейбор Д. Трение и смазка твердых тел. Пер. с англ. М.: Машиностроение, 1968. 544 с.
  16. Э.Д., Евдокимов Ю. А., Чичинадзе А. В. Моделирование трения и изнашивания в машинах. — М.: Машиностроение, 1982. — 191 с.
  17. В.П., Козырев Ю. П., Тулаев В. И., Фадин Ю. А. Кинетика разрушения поверхности при трении без смазочного материала // Трение и износ. 2001, Т. 22. № 1, С. 17−20.
  18. В.П., Полевая О. В., Седакова Е. Б., Фадин Ю. А. Временная зависимость коэффициента трения.//Письма в ЖТФ. 1996, Т. 22. В. 19. С. 1−5.
  19. В.А. Резонансный электромагнитный механизм диссипации энергии при внешнем трении: Докл.всесоюз.конф."Электрохимические процессы при трении и их использование для борьбы с износом».-Одесса, 1973. С. 21−26.
  20. Н.А. Металлические антифрикционные материалы. Справочник: Трение, изнашивание и смазка. -М.: Машиностроение, 1978.- с. 179−206.
  21. Н.А. Подшипниковые сплавы для подвижного состава. — М.: Транспорт, 1967. с. 222.
  22. Н.А. Трение, износ и усталость в машинах (Транспортная техника): Учебник для вузов. М. Транспорт, 1987. — 223 с.
  23. Н.А., Копытько В. В. Совместимость трущихся поверхностей. М.: Наука, 1981. 128 с.
  24. .В., Ханин С. М. Надежность судовых дизелей.-М., Транспорт, 1989, 184 с.
  25. С.В. Применение смазочных масел в двигателях внутреннего сгорания.-М.:Химия, 1979.-23 8 с.
  26. В.Н., Сорокин Г. М. Износостойкость сталей и сплавов. М.:Изд-во «Нефть и газ», 1994. 417 с.
  27. Д.В., Сенчило И. А. Моделирование контактного взаимодействия в парах трения при модификации их поверхностных слоев //Труды Второго Международного Симпозиума по транспортной триботехнике «Транстрибо-2002″. СПб.: Изд-во „Нестор“, 2002. с. 32−37.
  28. И.В., Михеев Е. Г. Судовые дизели и их эксплуатация. М.: Транспорт, 1990. — 360 с.
  29. К.Н. Испытания абразивных лент в лабораторных условиях. //Инструмент и технологии, № 9−10, 2002, 70−72 с.
  30. К.Н. Прогнозирование надёжности и остаточного ресурса пар трения. //Сборник докладов международной конференции 21−28.02.04
  31. Наука, техника и высшее образование», вып. 1, Египет, 2004, с. 74−75.
  32. К.Н. Прогнозирование надёжности механических систем. JI., Машиностроение, 1978, 208 с.
  33. К.Н., Алексеев С. П., Громский Б. В. Износ и надёжность трибосопряжений. // Инструмент и технологии, № 11−12, СПб, 2003, с. 73−77.
  34. К.Н., Алексеев С. П., Громский Б. В., Синюгин О. В. О роли смазки и проблемах в зоне трения при резании. //Вопросы материаловедения, 2003, с.З.
  35. К.Н., Шварц М. А. Анализ износа пар трения. //Гидравлика и пневматика, № 10, 2003, с. 15−17.
  36. .Д. Подшипники сухого трения. JL: Машиностроение, 1968. -140 с.
  37. .Д. Подшипники сухого трения. JL: Машиностроение, 1979. -224 с.
  38. Д.Н. Триботехника (износ и безизносность): учебник. — М.-«Издательство МСХА», 2001. 616 с.
  39. Д.Н. Триботехника. М.: Машиностроение, 1985. 424 с.
  40. Д.Н., Крагельский И. В. Об атомарном схватывании материалов при трении //ДАН.СССР, 1957.-т.ИЗ.-и 2.
  41. А.П. Пары трения из износостойких реакционноспеченных SiC-материалов //Труды Второго Международного Симпозиума по транспортной триботехнике «Транстрибо-2002». — СПб.: Изд-во «Нестор», 2002. с. 139−140.
  42. А.П., Гропянов В. М., Лагунов Ю. В. Абразивные материалы. Л.: Машиностроение, 1983. 231 с.
  43. А.П., Швайко-Швайковский В.Е., Бердиков В. Ф. Влияние нестехиометрии монокристаллов кубического диоксида циркония на их физико-механические характеристики. Известия АН СССР. Неорганические материалы, 1991. Т.27. № 4. с.758−762
  44. Н.Л. Схватывание в машинах и методы его устранения. -К.:Техника, 1965.-232 с.
  45. .И., Зильберг Ю. Я. Алюминиевый сплав АСМ для тяжелонагруженных подшипников. М.: Машгиз, 1959. — 183 с.
  46. Г. Расчет износа на основе гипотезы аккумулирования энергии при трении./Исследования по триботехнике под ред. А. В. Чичинадзе. м., НИИ информации по машиностроению, 1975, с. 187−195.
  47. .Д., Семирог-Орлик В.Н. Определение механических свойств высокопрочных сталей методом всестороннего неравномерного сжатия. Киев: НТО Машпром, 1956, 16 с.
  48. .Т., Зенкин А. Н., Прудников В. В. и др. Технологические методы повышения долговечности машин микрокриогенной техники. Новосибирск: Изд-во «Наука», 1999. 271 с.
  49. М.М. Динамические испытания металлов.- М.: Госиздат, 1929.286 с.
  50. А., Дине Дж. Точенные дефекты в металлах.-М.:Мир, 1966. 366 с.
  51. Двигатели внутреннего сгорания. Системы поршневых и комбинированных двигателей / Ефимов С. И., Иващенко Н. А., Ивин В. А. и др., М.: Машиностроение, 1985, 417 с.
  52. .В. Что такое трение? М.: Изд-во АН СССР, 1963. 230 с.
  53. И.Я., Осипов К. А. Влияние дефектов кристаллического строения на разрушение металлов. Докл. АН СССР, 1955, 104, № 2,с.229−231.
  54. Дизели. Справочник. Изд. 3-е, перераб. И доп. Под общей редакцией В. А. Ваншейдта, Н. Н. Иванченко, Л. К. Коллерова. Л.: Машиностроение, 1977.-480 с.
  55. В.Д., Семов Ю. И. Экзоэлектронная эмиссия при трении. М.: Наука, 1973. 181 с.
  56. Ю.А., Мазяр Е. З. Ускоренная приработка узлов. Ростов-на-Дону: Издательство Ростовского университета, 1977.- 77 с.
  57. М.А., Сатель Э. А. Технологические способы повышения долговечности машин. М.: Машиностроение, 1979. 438 с.
  58. Г. И. Зависимость силы трения от нормальной нагрузки. /Сухое трение.: Изд-во АН Латв. ССР, 1961.
  59. Ю.В. Планирование эксперимента в задачах автомобильного транспорта.- М.: Московский автомобильный институт, 1978. 153 с.бО.Зайт В. Диффузия в металлах. М.Л.: М.: Металлургия, 1958.- 421 с.
  60. А.К. Основы учения о трении, износе и смазке машин. М.: Машгиз, 1947. т. 1.- 256 с.
  61. B.C. //Химия металлических сплавов. М.: Наука, 1973. С.196−204.
  62. B.C. Усталостное разрушение. М.: Металургиздат, 1963. 272 с.
  63. B.C., Гордиенко Л. К. Новые пути повышения прочности металлов. М., Наука, 1964. 118 с.
  64. B.C., Терентьев В. Ф. Природа усталости металлов. М., Металлургия, 1975, 456 с.
  65. Н.Н., Скурндин А. А., Никитин М. Д. Кавитационные разрушения в дизелях. Л., Машиностроение, 1970, 152 с.
  66. У.А. Расчетные методы оценки абразивного износа. — М.: Машиностроение, 1987. -228 с.
  67. Информация АО «СИГМА». Электронный ресурс http: //www.ctr. narod.ru /sigma/sigma.htm.
  68. В.Н. Физико-химия трения. Минск: Изд-во БГУим. В. ИЛенина, 1978. — 208 с.
  69. М. Коррозия теплоэнергетического и ядерно-энергетического оборудования: Пер. с болг.-М.: Энергоатомиздат, 1988. -222 с.
  70. В.Е. Долговечность и износ двигателей при динамических режимах работы.- К. :Наукова думка, 1978.-256 с.
  71. В.Е. Основы надежности машин. К. Шаукова думка, 1982.-248 с.
  72. Р. Исследование поведения конструкционных материалов в экстремальных условиях работы //Труды Второго Международного Симпозиума по транспортной триботехнике «Транстрибо-2002». — СПб.: Изд-во «Нестор», 2002. с. 85−96.
  73. Р. Механизм разрушения внешнего слоя конструкционных материалдов в экстремальных условиях работы //Труды Первого Международного Симпозиума по транспортной триботехнике «Транстрибо-2001». СПб.: Изд-во СПбГТУ, 2001. с. 18−22.
  74. Р., Лысенков П. М., Чулкин С. Г. Исследование подшипников скольжения из углепластиков //Безопасность водного транспорта: Трудымеждународной научно-практической конференции СПГУВК. Санкт-Петербург, 2003, с.229−232.
  75. Р., Лысенков П. М., Чулкин С. Г. Исследование трибосопряжения металл-неметалл с образованием бинарной поверхности трения на неметаллической детали (в соавторстве с //Транспортные средства Сибири. Красноярск: Издательство КГТУ, 2003, с.54−59.
  76. Р., Саевич Э., Зазимко 0. Исследование кинетики переходных процессов при трении скольжения //Информационное письмо.-К.: УСХА, 1987.-4 с.
  77. Р., Чулкин С.Г.Подшипники, смазываемые водой, для судового механического оборудования //Судостроение, № 1, 2004 г. с.55−56.
  78. С. Оценка на износването на двигатели с вътрешно горене по данни от эксплоатацията им //Машиностроение. 1984.-№ 3, -C.I29-I3I /на болг./.
  79. В.А. Износ деталей паровозов. М.: Трансжелдориздат, 1948.- 332 с.
  80. И.Р. Об изнашивании металлов в абразивной струе // Тр. Таллиннского политех. института: Серия А, № 168, 1959. — с.3−27.
  81. Е.Н. Основы технической диагностики судовых энергетических установок. М.: Транспорт, 1980. — 150 с.
  82. Е.Н. Управление техническим состоянием судовой техники. — М.: Транспорт, 1985. 200 с.
  83. Е.Н., Попов С. А., Сахаров В. В. Идентификация и диагностика судовых технических систем. Л.: Судостроение, 1978. — 176 с.
  84. Р., Дейли Дж., Хэммит Ф. Кавитация. М., Мир, 1974, 585 с.
  85. A.M., Сапожников Е. Н. Эксплуатация дизелей 12 ЧСН 18/20, М50, М400, М401.- М.: Транспорт, 1982.- 128 с.
  86. С.П. Гидроабразивный износ металлов при кавитации. — М.: Машиностроение, 1971. 139 с.
  87. B.C. Оценка триботехнических свойств контактирующих поверхностей. М.: Наука, 1983. — 136 с. 91 .Конвисаров Д. В. Износ металлов ГОНТИ. M.-JI., 1938. — 304 с.
  88. Д.В. Трение и износ металлов. М.: Машгиз, 1947. -182 с.
  89. Н.Н. Отказы и дефекты судовых дизелей.-М.: Транспорт, 1985.- 152 с.
  90. Конструкционные карбидокремниевые материалы. /А.П.Гарпшн, В. В. Карлин, Г. С. Олейник, В. И. Островерхое. JL: Машиностроение, 1975.152с.
  91. .И. Трение, смазка и износ в машинах. Киев: Техника, 1970. 396 с.
  92. .И., Носовский И. Г. Износостойкость и антифрикционность деталей машин. Киев: Техника, 1965. 208 с.
  93. .И. Износостойкость деталей машин. -М.:Машгиз. 1950.- 168 с.
  94. .И. Комплекс фундаментальных условий самоорганизации технических трибосистем // Варшава: Трибологиа, 1987. № 12. С.18−27.
  95. .И. Основные положения структурно-энергетической теории трения, смазки и износа. В кн.: Medzinarodne Sympozium о klznom ulozeni,-Bratyslava, 1977. p. 33−55.
  96. .И. Структурно-энергетическая приспосабливаемость материалов при трении // Трение и износ, 1985.-t.VI.-.№ 2.-C.201−212.
  97. .И. Трение, смазка и износ в машинах.-К.: Техника, 1970. 396 с.
  98. .И. Управление изнашиванием машин. К.: Знание, 1984. -20 с.
  99. .И. Фундаментальные основы поверхностной прочности материалов при трении. К. :3нание, 1980. — 28 с.
  100. .И., Бершадский Л. И., Караулов А. К. Металлофизические проблемы надежности и долговечности машин // Металлофизика К.: Наукова думка, вып.48, 1973. — С.4−23.
  101. .И., Ивженко И. П. Автоматическая сварка. -К.: Знание, 1966.-5 с.
  102. .И., Носовский И. Г. Износостойкость и антифрикционность деталей машин. — Киев: Техника, 1965.- 206 с.
  103. А.Х. Теория дислокаций. М.: Мир, 1969. 95 с.
  104. И.А., Кривенко И. И. Оценка процесса изнашивания по электрической проводимости пары трения. //Проблемы трения и изнашивания.-Вып. 17. Техника, 1980.-С.28−31.
  105. И.В. Трение и износ. М.: Машиностроение. 1968. 480 с.
  106. И.В., Алисин В. В. Трение, износ и смазка. Справочник. -М.: Машиностроение, 1987.-400 с.
  107. И.В., Добычин М. Н., Комбалов B.C. Основы расчетов на трение и износ. М.: Машиностроение, 1977. — 526 с.
  108. И.В., Рубин М. Б., Зиновьев В. М. Протекторный метод подавления износа в морской воде//Надежность и контроль качества. 1975, №.8.
  109. И.В., Швецова Е. М. Влияние скорости скольжения на изнашивание одноименных металлов. /Трение и износ в машинах. Издательство АН СССР.1956.-С.74−79.
  110. И.В., Щедров B.C. Развитие науки о трении. М.: Изд-во АН СССР, 1956. 234 с.
  111. И.И. Определение характеристик изнашивания пар трения методом электрической проводимости.: Автореф.дис.канд.тех. наук КИИГА.-К. 1981.-23 с.
  112. В.Е. Оценка надежности и восстанавливаемости тонкостенных подшипников скольжения судовых дизелей //Судостроение, 1992.-№ 10.-С.15−19.
  113. В.Д. Наросты при резании и трении. М.: Гостехиздат, 1956. 284 с.
  114. В.Д. Роль наростов при трении. //Развитие теории трения и изнашивания. Изд-во АН СССР, 1957. C. I74-I9I.
  115. В.Д. Физика твердого тела. Томск: Красное знамя, 1957. -т.4. — 539 с.
  116. В.Д. Физика твердого тела. Материалы по физике внешнего трения, износу и внутреннего трения твердых тел. T.IV. Томск: Полиграфиздат, 1947. 542 с.
  117. A.M. Химия и технология присадок к маслам и топливам. Ленинград: Химия, 1985. 312 с.
  118. А.А. Износостойкие и антифрикционные покрытия. М.: Машиностроение, 1976. 152 с.
  119. В.И., Щукин Е. Д., Ребиндер П. А. Фиико-химическая механика металлов. М.: ВНИИСТ, 1982. 303 с.
  120. Ле Суан Ань. Кулоновское трение. СПб.: СПбГТУ, 2000. 217 с.
  121. П.М. Идеальный триботехнический комплекс в составе судового валопровода //Вопросы материаловедения. 2001. — № 2(26).
  122. П.М. Перспективы практического использования теории изнашивания бинарных поверхностей применительно к неметаллическим материалам.//Вопросы материаловедения. 2001. — № 2(26). — с. 119 — 121.
  123. П.М. Тревожные тенденции в развитии науки о трении и изнашивании. Сборник Трудов Первого международного симпозиума по транс-портной триботехнике «Транстрибо», «Водный транспорт». Изд-во СПбГТУ, 2001.
  124. П.М., Виниченко И. В. Ляшенко А.Б. Исследование предельных режимов эксплуатации антифрикционных материалов дейдвудных подшипников. Сб. «Вопросы судостроения». Серия «Технология судостроения». Вып. 15. 1977.
  125. П.М., Гусева М. И. Соков Е.В. Владимиров Б. Г. Модифицирование поверхности резиновых вкладышей дейдвудных подшипников методом ионной имплантации. Трение и износ. Том 14. № 4, 1993.
  126. П.М., Соков Е. В. Исследование подшипников, применяемых в судовых тяжелонагруженных узлах трения, смазываемых водой. «Вестник технологии судостроения», № 2, 1996.
  127. П.М., Соков Е. В. Особенности работы капролоновых подшипников при смазке водой. Судостроение. № 2−3, 1995.
  128. П.М., Соков Е. В. Повышение триботехнических характеристик резиновых вкладышей дейдвудных подшипников ионной имплантацией. Вестник Ноу-Хау. № 4, вып. 5, 1993.
  129. П.М., Спивак А. Я. Анализ результатов эксплуатации металлических дейдвудных подшипников на судах отечественной постройки. Сб. «Вопросы судостроения». Серия «Технология судостроения». Вып. 15. 1977.
  130. Машиностроительная керамика /А.П.Гаршин, В. М. Гропянов, Г. П. Зайцев, С. С. Семенов. СПб: Изд-во СПбГГУ, 1997. — 726 с.
  131. Ю.К. Трибология конструкционных материалов. Омск: ОмГТУ, 1996. 299 с.
  132. Р.И. В кн.: Исследование поверхности конструкционных материалов методом экзо-электронной эмиссии. Изд. УПИ Свердловск, 1969.
  133. Н.М. Внешнее трение твердых тел. М.:Наука, 1977. 219 с.
  134. Мишин И. А. Долговечность двигателей. — М.: Машиностроение, 1968. -260 с.
  135. Н.С. Восстановление изношенных деталей судовых механизмов. М.: Транспорт, 1988. 182 с.
  136. Морской энциклопедический справочник: В 2-х томах. Том 2 / Под ред. Н. Н. Исанина. JL: Судостроение, 1986. — 526 с.
  137. Надежность и долговечность машин /Под общ.ред.Б. И. Костецкого -К.: Техника, 1975. 408 с.
  138. Е. Влияние исходного зазора в трибосопряжении на износ вала с учетом масштабных эффектов //Труды Второго Международного Симпозиума по транспортной триботехнике «Транстрибо-2002». СПб.: Изд-во «Нестор», 2002. с. 74−84.
  139. Никольский М. Д, Рубин М. Б., Яшкин А. Г. Распределение давлений на металлополимерной поверхности трения//Вопросы судостроения. Сер. Технология судостроения. 1978, вып. 17.
  140. С.Г. Особенности трения потока пасты о контртело. Труды Первого Международного Симпозиума по транспортной триботехнике «Транстрибо-2001». СПб.: Изд-во СПбГТУ, 2001. с. 150−151.
  141. Обеспечение износостойкости изделий: Паспортизация результатов диагностики поверхностных разрушений при трении /ГОССТАНДАРТ, Укр ЦСМ УСХА /Под рук. Б. И. Костецкого. -К.: 1983.-64 с.
  142. М.К., Давыдов Г. А. Тепловая напряженность судовых дизелей. JL: Судостроение, 1975, 253 с.
  143. М.К., Петухов В. А. Судовые дизельные установки. Справочник. JL, Судостроение, 1986,424 с.
  144. Оптимизация конструкции теплонапряженных деталей дизелей/ С. М. Шелков, В. В. Мирошников, Н. А. Иващенко и др.- М.: Машиностроение, 1983.- 112 с.
  145. П.И. Основы конструирования. М.: Машиностроение, 1974.
  146. П.И. Смазка легких двигателей. М.: ОНТИ, 1937.420 с.
  147. К.А. Вопросы теории жаропрочности металлов и сплавов. М., Изд-во АН СССР, 1960. 285с.
  148. К.А. Некоторые активируемые процессы в твердых металлах и сплавах. М., АН СССР, 1962, 129 с.
  149. Основы трибологии (трение, износ, смазка): Учебник для технических вузов /А.В.Чичинадзе, Э. Д. Браун, Н. А. Буше и др.: Под общей ред. И. В. Чичинадзе. М.: Машиностроение, 2001. — 664 с.
  150. В .А., Башкаров А. Я., Веттегрень В. И. Физические основы прогнозирования долговечности конструкционных материалов. СПб.: Политехника, 1993. — 475 с.
  151. А.П. Защита судовых дизелей от кавитационных разрушений. Л., Судостроение, 1983, 128 с.
  152. Поверхностная прочность материалов при трении / Под общ. ред. Б. И. Костецкого, — К.:Техника, 1976. 296 с.
  153. Повышение долговечности судовых дизелей /В.А.Сомов, Б. С. Агеев, В. В. Чурсин, Ю. Л. Шепельский. М.: Транспорт, 1983. — 167 с.
  154. Повышение износостойкости и сроков службы деталей путевых машин / Ю. А. Евдокимов, А. К. Алферов, А. А. Бураков, В. В. Шаповалов, Р. Г. Ялышев. М.: Транспорт, 1985. 88с.
  155. Л.И., Пимошенко А. П., Капустин В. В. Эрозия в системах охлаждения дизелей. Калиниград: Академия транспорта РФ, 1993, 325 с.
  156. Л.И., Шевченко П. А. Гидроабразивный и кавитационный износ судового оборудования. Л.: Судостроение, 1984. 264 с.
  157. Л.И., Голубев Н. Ф. Теория и практика прогнозирования износостойкости и долговечности материалов и деталей машин.- СПб: СПГУВК, 1997.-415 с.
  158. Л.И., Кузьмин В. Н., Дудко П. П. Повышение надежности трибосопряжений. СПб.: Академия транспорта Российской Федерации. -2001.-304 с.
  159. М.Е. Упорные подшипники скольжения. — М.: Машиностроение, 1981. 261 с.
  160. О.В., Гинзбург Б. М., Фадин Ю. А., Козырев Ю. П., Булатов В. П. Оценка поверхностной прочности комбинацией методов акустической эмиссии и склерометрии // Письма в ЖТФ. 1993. Т. 19. В. 6. С. 58−61.
  161. В.Н., Лавров Ю. Г., Злобин В. Г., Аратский П. Б. Перспективы применения композиционных материалов с геомодификаторами трения в поршневых машинах //Вопросы материаловедения, 2001, № 2(26), с.61−64.
  162. И.С. Защита систем охлаждения дизеля от кавитационного разрушения. Л., Машиностроение, 1978, с. 150.
  163. Г., Мейсснер Ф. Основы трения и изнашивания. М.: Машиностроение, 1984. — 263 с.
  164. М.С. Технология упрочнения. Техноло. методы упрочнения. В 2 т. Т.1. М.: «Л.В.М. — СКРИПТ», Машиностроение, 1995. — 832 с.
  165. А.С. Надежность машин. М.: Машингостроение, 1978. 590 с.
  166. .В. Энергетические соотношения в трибосопряжении и прогнозирования его долговечности. Саратов: Изд-во Сарат.гос. ин-та, 1979.- 149 с.
  167. Л.Ю. Исследование методов испытаний на изнашивание. -М.: Наука, 1978.- 112 с.
  168. С. Новые достижения в трибологии. Краков, 2002. -315 с. (на англ.яз.).
  169. Н.И., Эдель Ю. У. Кавитация в гидротурбинах. JL, Машиностроение, 1974, 258 с.
  170. Э. Механизм полирования /Контактное взаимодействие твердых тел и расчет сил трения и износа. М., Наука, 1971, с. 15−22.
  171. А.Н. Полиамидные подшипники (расчет и проектирование). М.: Машиностроение, 1967. — 139 с.
  172. П.А. Физико-механическая механика.- М. гНаука, 1979. 831 с.
  173. А.К. Повышение износостойкости строительных и дорожных машин. М.: Машиностроение, 1986. — 184 с.
  174. Ремонт речных судов: Справочник /.К.Аристов, Ф. Ф. Бенуа, А. А. Вышеславцев и др.- Под ред. А. Ф. Видецкого. М.: Транспорт, 1988. — 431 с.
  175. Д.Н. Работоспособность и надежность деталей машин. М.: Высшая школа, 1974, 205 с.
  176. Е.М. Трение и износ несмазанных тел //Трение и износ в машинах. Вып. I. М.: Изд-во АН СССР, 1939. — С.93−102.
  177. Ю.А. Влияние смазочных масел на надежность и долговечность. М.: Машиностроение, 1970. 312 с.
  178. М.Б. Контактные процессы в режиме избирательного переноса при смазке водой //Повышение износостойкости на основе избирательного переноса. М.: машиностроение, 1977. — с.43−49.
  179. М.Б. Неравновесные контактные процессы на металлополимерной поверхности трения//Вопросы судостроения, Сер. Технология судостроения. 1978, вып. 17.
  180. М.Б. Саморегулирование и колебательные явления при изнашивании//Надежность и контроль качества. 1975, № 8.
  181. М.Б. Саморегулирование контактных процессов при избирательном переносе в воде//Избирательный перенос при трении.- М.:-1975.
  182. М.Б., Бахарева В. Е. Подшипники в судовой технике. Справочник. Судостроение. JL: 1987.
  183. М.Б., Зиновьев В. М. Свойства сервовитного слоя при избирательном переносе в воде //Материалы семинера «Избирательный перенос и его экономическая эффективность». МДНТП. М.: 1972, — с.53−58.
  184. JI.M., Куксенова Л. И. Структура и износостойкость металла. М.: Машиностроение, 1982. 209 с.
  185. В.И., Леонтьев Л. Б., Арон А. В. Надежность втулок цилиндров малооборотных дизелей. Морской транспорт. Экспресс-информация. Серия «Техническая эксплуатация флота», вып.4 (720) М., 1990.
  186. А.П. Схватывание металлов. Машгиз, 1958. — 238 с.
  187. B.C. Теплонапряженность и долговечность цилиндро-поршневой группы судовых дизелей. М.: Транспорт, 1968, 192 с.
  188. B.C., Трофимов П. С. Долговечность цилиндро-поршневой группы судовых дизелей. М.: Транспорт, 1969. — 216 с.
  189. Синергетика: Прочность и разрушение металлических материалов /B.C. Иванова. М.: Наука, 1992. 160 с.
  190. Словарь-справочник по трению, износу и смазке деталей машин /В.Д.Зозуля, Е. Л. Шведков, Д. Я. Ровинский, Э. Д. Браун. Киев: Наук. думка, 1990.-264 с.
  191. Г. М. Трибология сталей и сплавов. М.: ОАО Издательство «Недра», 2000.-317 с.
  192. Справочник по триботехнике: В 3 т. Т.1: Теоретические основы /Под общ.ред. М. Хебды А. В. Чичинадзе. М.: Машиностроение, 1989. — 400 с.
  193. Справочник по триботехнике: В 3 т. Т.2: Смазочные материалы, техника смазки, опоры скольжения и качения /Под общ.ред. М. Хебды А. В. Чичинадзе. М.: Машиностроение, 1990. — 416 с.
  194. Дж.С. Эрозия при воздействии капель жидкости. М., Машиностроение, 1981, 199 с.
  195. А.А., Гаркунов Д. Н. Долговечность трущихся деталей машин. М. Машиностронте, 1967. 394 с.
  196. М.С., Некоз А. И., Погодаев Л. И., Протопопов А. С. Закономерности кавитационно-эрозионного изнашивания металлов в коррозионных средах //Трение и износ. 1990, т.11, № 3, с.454−463.
  197. А.В., Чулкин С. Г., Мяхар В. В. Антифрикционные покрытия из дисперсных металлополимеров //Труды Второго Международного Симпозиума по транспортной триботехнике «Транстрибо-2002». СПб.: Изд-во «Нестор», 2002. с. 148−151.
  198. А.В., Чулкин С. Г., Фадин Ю. А. К вопросу о триботехнических исследованиях наполненных полиамидов //Труды Второго Международного Симпозиума по транспортной триботехнике «Транстрибо-2002». СПб.: Изд-во «Нестор», 2002. с. 253.
  199. Ю.В. Совершенствование сборки судовых дизелей при ремонте. Теоретические основы. М., Транспорт, 1985, 144 с.
  200. Г. И. Уменьшение износа автомобильных двигателей при пуске. -М.: Колос, 1982. 143 с.
  201. С.А. Ударно-абразивный износ и механические свойства наплавочных материалов //Пробл.трения и изнашивания. Киев, 1990, вып. З, с.34−38.
  202. М.М. Сопротивление абразивному изнашиванию. М.: Машиностроение, 1976. 271 с.
  203. Теоретические основы химмотологии. / Под ред. А. А. Браткова. М.: Химия, 1985.-320 с.
  204. А.Д. Механика процессов обработки металлов давлением. -М.: Машгиз, 1963. 235 с.
  205. Трение, изнашивание и смазка. Справочник. В 2 кн. Кн.2 /Под ред И. В. Крагельского и В. В. Алисина. М.: Машиностроение, 1979. — 358 с.
  206. Трибология. Физические основы, механика и технические приложения: Учебник для вузов /И.И.Беркович, Д.Г. Громаковский- Под ред. Д.Г.Громаковского- Самар.гос.техн.ун-т. Самара, 2000. 268 с.
  207. Ю.А. Динамика разрушения поверхности при сухом трении. // Письма в ЖТФ. Т. 23. В. 15. С. 75−78.
  208. Ю.А., Лексовский A.M., Гинзбург Б. М., Булатов В. П. Периодичность акустической эмиссии при сухом трении пары сталь латунь // Письма в ЖТФ. 1993. Т. 19. В. 5. С. 10−13.
  209. Ю.А., Полевая О. В., Попов И. Н. Размеры и форма частиц при сухом трении металлов // Письма ЖТФ. 1994. Т. 20. В. 17. С. 47 51.
  210. Ю.А., Булатов В. П., Киреенко О. Ф. Взаимосвязь износа и энергозатрат при трении металлов в отсутствие смазочного материала //Трение и износ. 2002. Т.23. № 5. С.566−570.
  211. Ю.А., Козырев Ю. П. Фрактальные особенности частиц износа // Письма в ЖТФ, 2000, Т. 26. В. 13. С.46−50.
  212. Ю.А., Козырев Ю. П., Булатов В. П. Оценка потери массы при абразивном изнашивании по данным акустической эмиссии//Трение и износ. 1999. Т.20. N 2. С.193−196.
  213. Ю.А., Козырев Ю. П., Полевая О. В., Булатов В. П. Корреляционная связь акустической эмиссии с размерами частиц износа при сухом трении// Заводская лаборатория. Диагностика материалов. 2001. Т. 67. № 3. С.43−47.
  214. Ю.А., Полевая О. В., Попов И. Н. Исследование частиц разрушения при трении с применением метода анализа изображения // Письма в ЖТФ. 1993. Т. 19. В. 22. С. 62 -65.
  215. Ю.А., Седакова Е. Б., Булатов В. П. Нагрев и разрушение поверхностных слоев металлов при трении.// Письма в ЖТФ, 1995, Т.21, В.2, С. 35−39.
  216. В.В. Кинетика повреждаемости и разрушения твердых тел. Ташкент: Фан, 1979. 186 с.
  217. В.В. Термодинамические аспекты прочности и разрушения твердых тел. Ташкент, Фан, 1979, 186 с.
  218. В.В., Хачатурьян С. В., Коршунов Л. Г. Исследование взаимной связи закономерностей износа металлов с энергетическими характеристиками процесса внешнего трения // Вестник ВНИИЖТ, 1977, № 4. С.30−34.
  219. С.В. Основы трибоэргодинамики и физико-химические предпосылки теории совместимости. Калининград: КГТУ, 2003. — 409 с.
  220. С.В. Применение методов эргодинамики деформирумых тел для описания совместимости трибосистем //Трение и износ. 1993, т.14, № 6, с-1010−1024.
  221. Г. Энергетический метод определения износа /Исследования по триботехнике. М., НИИ информации по машиностроению, 1975, с. 277−291.
  222. Е.К. Связи между трением и износом /Контактное взаимодействие и расчет сил трения и износа. М.: Наука, 1971. -С. 163−169.
  223. Г. Трибохимия. М.: Мир, 1987. — 582 с.
  224. М.В. Механическое изнашивание материалов. М., Изд-во стандартов, 1984, 152 с.
  225. М.М. Закономерности абразивного изнашивания. Сб.: Износостойкость. М., Наука, 1975. С.5−28.
  226. М.М. Классификация условий и видов изнашивания в машинах. Трение и износ в машинах.- М.: Изд-во АН СССР, 1953.- С. 5−17.
  227. М.М., Бабичев М. А. Абразивное изнашивание. М.: Наука, 1970. — 252 с.
  228. М.М., Бабичев М. А. Исследование изнашивания металлов. М.: изд-во АН СССР, 1960. 351 с.
  229. М.М., Курицина А. Д. Исследование изменений в строении рабочей поверхности баббита в процессе трения и изнашивания //Сб. «Трение и износ в машинах», № 5. Изд-во АН СССР, 1953. С.34−40.
  230. X. Системный анализ в трибонике. — М.: Мир, 1982. — 351 с.
  231. С.Ф. Трение и износ в машинах. М.: Изд-во АН СССР, 1951, t.IV.
  232. С.Г. Влияние химико-термической обработки на износостойкость газотермических покрытий //В кн. Методы прикладной математики в транспортных системах: Сб.науч.тр.: СПб, СПГУВК, 1998, с.247−256.
  233. С.Г. Проблемы трибологии на железнодорожном транспорте //Труды Второго Международного Симпозиума по транспортной триботехнике «Транстрибо-2002″. СПб.: Изд-во „Нестор“, 2002. с. 7−9.
  234. С.Г., Петров В. М. Исследование влияния препарата Форсан» на характеристики пар трения из серого чугуна //Труды Первого Международного Симпозиума по транспортной триботехнике «Транстрибо-2001». СПб.: Изд-во СПбГТУ, 2001. с. 83−86.
  235. Шульц В. В. Форма естественного износа деталей машин и инструмента. — JL: Машиностроение, 1990. 206 с.
  236. Л.Ш. Адгезионное взаимодействие твердых металлических тел. Уфа: Гилем, 1999. 199 с.
  237. Г. П. Физикохимия трения (применительно к избирательному перносу и водородному износу). Минск: Изд-во БГУ, 1978.-208 с.
  238. В.И. Прогнозирование износа по методу ЭВМ // Вестник машиностроения, 1978. № 10. — С. 22−26.
  239. В. Образование структур при необратимых процессах.- М.: Мир, 1979. 274 с.
  240. Эрозия /Под ред. К. Прис. М.: Мир, 1982, 464 с. Thiessen P.A., Meyer К., Heinicke G. Grundlagen der Tribochemie. Berlin: Akademie-Verlag, 1967, 267 p.
  241. Archard J.F. The wear of metals under unlubricated conditions// Proc.R.Soc. 1956. -N.1206, vol.236.- P. 397−410.
  242. Bartz W.J. Trybologia, smarowanie i materialy smarowe //Trybologia, nr l'83.-s. 21−31.
  243. Bartz WJ. Trybologia, smarowanie i materialy smarowe// Trybologia, nr 3'85. s. 4−15.
  244. Benjamin J.R., Cornell C.A. Rachunek prawdopodobienstwa, statystyka matematyczna i teoria decyzji dla inzynierow. WNT, Warszawa, 1977. 386 s.
  245. Bowden F.P., Tabor D. Reibumg und Schmierung fester Korper. Berlin, Springer-Verlag, 1959. 235 p.
  246. Bowden F.P., Tabor D. Vprowadzenie do trybologii. WNT, Warszawa, 1980−166 s.
  247. Dobiejewski Z. Badania nad zacieraniem niektdrych stopow Iozyskowych// Monografie 3. Politechnika Wroclawska, Wroclaw, 1970. -21 s.
  248. Dobrowolaki R.J. Panewki samochodowe. WKL, Warszawa, 1967.- 115 s.
  249. Eisenberg P., Preiser S., Thiruwengadam A. On the mechanism of cavitation damage and metods of protection -Transactions SNAME, 1965, v.73, p.241−286.
  250. L. // Periodica Politechnica, Enginiring-Maschinen and Bauwesen. Budapest, 1965, Vol.10, № 2, p.77−94.
  251. Hammer P. Untersuchungen von Zusammenhflngen zwischen Reibung, ustandsanderungen und Abrieb von Eisenwerkstoffen. Dissertation, Т.Н. Karl-Marx-Stadt, 1970. 198 p.
  252. Hebda M., Wachal A. Trybologia. WNT, Warszawa, 1980 612 s.
  253. Hirst W., Lancaster J.K. Surface films formation and metallic ear //J.Appl.Phys., 1956.-N. 9. vol. 27 P. 1057−1065.
  254. Johnson N.L., Leone F.C. Statistics and experimental design n engineering and the physical sciences. John Willey Sons, New York, 1977. 515 p.
  255. Kaczynski R., Sajewicz E. Badania procesow przejsciowych podczas tarcia w skojarzeniu stal 45 stop lozyskowy L6 // Zeszyty Naukowe Politechniki Bialostockiej. Mechanika, 1987, — № 8. 65−68 s.
  256. Kaczynsky P., Pogodaev L.I. Structure-energy model of the wear resistance of metallic materials in heterogeneous continua. Industrial Lubrication and Tribology. № 5. London, 2004, p. 13.
  257. Kaczynsky P., Tchoulkin S.G., Pogodaev L.I. Physical principles of investigation and modeling of wear resistance of metals and alloys on the basis of structure energy philosophy. Bialystok: BPI, SS № 96, 2002.- 112 p.
  258. Kaczynsky P. Destruction mechanism of the top layer at extremal conditions of work //Безопасность водного транспорта: Труды международной научно-практической конференции СПГУВК. Санкт-Петербург, 2003, р. 206−211.
  259. Klos Z. Preosc zmiany obciazenia jako parametr w badaniach smarowania granicznego //XIII Sympozjum Trybologiczne, Czestochowa-Poraj, 1984. -s. 196−204.
  260. Kombalov V.S. Theoretical fundamentals of prediction of life of materials by wear factor// 3-rd International Tribology Congress EUROTRIB 81, vol. I. Warszawa, 1981. p. 230−239.
  261. Kostetsky B. The structural — energetic concept in the theory of friction and wear (sinergim and self-organization), «Wear», 1992, 159, № 1, p. 1−15.
  262. Kulczycki A., Wachal A. Wplyw obciazenia i predkosci slizgania na trwalosc warstwy granicznej// XIII Sympozjum Tribologiczne, Czestochowa -Poraj, 1984.-s. 78−87.
  263. MacGregor S.W. Handbuch der auzlytischen Verschlei Bberechnung. New York, Plenura Press, 1964.
  264. Mandelbrot B.B. The fractal geometry of nature.N.Y.: Freeman, 1983. 480p.
  265. P.M.Lyssenkov, S.G.Tchoulkin, M.P. Lyssenkov. Ecological safety of lubricants of ship propulsive systems //6-th Internation Symposium INSYCONT'02: NEW ACHIEVEMENTS IN TRIBOLOGY. Cracov, 2002.- p.135−143.
  266. Pawlowski Z. Statystyka matematyczna. PWN. Warszawa, 1976.- 248 s.
  267. Pursche G. Neue grundlegende Uberlegungen zum Werkstoff Verschleiss, — Technik, 1972, Jg.27. 452−462 p.
  268. Quinn T.F. Roll of oxidation in the mild wear of steel. Brit// J. Appl., 1962.-N.l. vol. 13.-p. 33−37.
  269. Rabinowicz E. Friction and Wear of Materials New York, J. Willey, 1965.- 244p.
  270. Rabionowicz E. The wear coefficient-magnitude, scatter, uses // ASME J. ofLubr. Techn., 1981. vol. 103. N.2.- p. 188−194,
  271. Sadowski J. Cieplno mechaniczne podstawy zuzywania utleniajacego towarzyszacego tarciu zewnetrzenemu metali. WSI, Radom, 1984. — 214 s.
  272. Sadowski J. Temperatura styku powierzchni chropowatych podlegaj^cych zuzyciu wskutek tarcia //Zagadnienia Eksploatacji Maszyn, 1980 № 2.- s. 36−42.
  273. Sajewicz E. Statystyczna ocena zuzycia pierscieni tlokowych //Zeszyty Naukowe Politechniki Biaiostockiej, Mechanika, 1986, N- 4. — s. 59−67.
  274. Sikora P., Majewski W. Zuzycie wybranych materialow lozyskowych //Trybologia, nr 1/85. s. 4−6.
  275. Steller K., Krzysztofowiez T. Erozja kawitacyjna srub okr^towych -Budownictwo okr^towe, 1986, v.31, № 10, s.430−435.
  276. Thiruvengadam A., A Unified Theory of Cavitation Damage. Trans ASME. J. Basic Engr., D, 85, p 365−376, 1963.
  277. WendorffZ. Metaloznawstwo. WNT, Warszawa, 1972. 575 s.
  278. Wlodarski J.K. Tlokowe silniki spalinowe procesy trybo-logiczne. WKL, Warszawa, 1982. — 238 s.
  279. Yoshimoto C. and Tsukizoe T. On the mechanism of wear between metal surfaces // Wear, vol 1. 6. 1958. — P. 147−156.
Заполнить форму текущей работой