Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Системный анализ и управление физической активностью студентов в условиях урбанизированного Сибирского Севера

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

На основе теории хаоса и синергетики идентифицированы различия в параметрах аттракторов 4-х групп студентов с различным уровнем физической активности — объем параллелепипеда (ОП), внутри которого находится аттрактор движения ВСОЧ студентов, освобожденных от занятий физической культурой (7,66* 1019) в 4,56 раза больше, чем ОП студентов спортсменов (1,68* 1019). Нейрокомпьютерная идентификация… Читать ещё >

Содержание

  • Список сокращений

Глава 1. Анализ эффективности управляющих воздействий на физическую активность и функциональное состояние организма человека.

1.1. Понятие активности.

1.2. Понятие физической активности человека.

1.2.1. Классификация физической активности человека.

1.2.2. Виды физической активности человека.

1.3. Параметры физической активности человека.

1.4. Современные подходы к оценке физической активности человека.

1.4.1. Теория хаоса.

1.4.2. Теория фазатона мозга.

1.4.3. Транстеоретическая модель изменения поведения.

1.5. Влияние климатических и антропогенных факторов Сибирского Севера на функциональные системы организма человека.

1.6. Характеристика функциональных изменений при вмешательствах с целью коррекции низкой физической активности студентов.

Глава 2. Объект и методы исследования.

2.1. Объект исследований.

2.2. Методы исследований.

2.2.1. Морфологические исследования и соматотипирование.

2.2.2. Оценка физической подготовленности и ФСО.

2.2.3. Изучение факторов здоровья студентов.

2.2.4. Оценка психологического статуса.

2.2.5. Изучение показателей кардиореспираторной системы.

2.2.6. Исследование аттракторов.

2.2.7. Обработка данных в нейрокомпьютере.

2.3. Анкетирование.

2.4. Внешнее управляющее воздействие.

Глава 3. Результаты исследований и их обсуждение.

3.1. Системный анализ физического развития студентов

3.2. Системный анализ функционального состояния студентов

3.3. Системный анализ физической подготовленности студентов.

3.4. Системный анализ физической активности студентов.

3.5. Внешнее управляющее воздействие.

3.6. Системный анализ факторов здоровья студентов.

3.7. Психологический статус студентов.

3.8. Обсуждение результатов.

Системный анализ и управление физической активностью студентов в условиях урбанизированного Сибирского Севера (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Снижение физической активности человека — явление повсеместное и неблагоприятное (R.R. Pate et al., 1995; U.S. Department of Health and Human Services. , 1996; P.A. Потемкина, 2002; Государственный доклад. , 2003; L. Haerens et al. 2007).

Низкая физическая активность (НФА) характерна для всех возрастных групп населения, в том числе и студентов. Она является установленным фактором риска возникновения гипертонии, инфаркта миокарда и ишемической болезни сердца (S.G. Wannammethee, A.G. Shaper, 2001; Y.A. Shakir et al., 2004; N. Nakanishi, К. Suzuki, 2005), рака груди и толстой кишки (А. Tavani et al., 2001; F. Lagra et al., 2004), диабета, не связанного с недостатком инсулина (F.B. Hu et al., 2000), ожирения, остеопороза и депрессивных состояний (Е.Г. Старостина, A.B. Древаль, 2001; CJ. Crespo et al., 2001; V. Nadalin et al., 2004; A. Devine et al., 2004; P.A. Eiken et al., 2005).

Как и другие негативные факторы, НФА, вызывает снижение степени синергизма, сужение интервалов устойчивости биологических динамических систем (БДС), способствует уходу в глубокую тоническую фазу показателей фазатона мозга. Это четко соотносится с новейшими достижениями биомедицинской науки, полученными на базе новых медицинских технологий (В.В. Скупченко, В. М. Еськов, A.A. Хадарцев и др., 1991;2007).

Регулярные занятия физическими упражнениями способствует снижению массы тела и повышению минерализации костей (К. Brooke-Wavell, 2000), снятию стресса, улучшению настроения и повышению работоспособности (S.A. Adams et al., 2005). Они также снижают уровень агрессивности среди молодых людей и позволяют уменьшить долю проявления отклоняющихся форм поведения, связанных с наличием вредных привычек (С.Н. Блэйер, 1994; В. А. Полесский, 1998). Высоко мотивированная физическая активность человека снижает частоту возникновения ощущений психических состояний, связанных с одиночеством, улучшает физическое и психическое здоровье, повышает социальное благополучие (S.A. Palushka, T.L. Schwenk,.

2001). Физическая активность наряду с рационально организованной трудовой, учебной и досуговой деятельностью, а также гигиеной сна и питания является важнейшим компонентом саногенеза (В.К. Бальсевич. В.А. Запорожа-нов, 1987; В. П. Куликов, В. И. Киселев, 1998).

Таким образом, физическая активность человека (ФАЧ) выступает ведущим системообразующим фактором здорового образа жизни. Она находится на стыке задач, решаемых в этой области биомедицинской кибернетикой, физиологией, социологией, психологией, педагогикой и физической культурой (А.Г. Комков, Е. В. Антипова, 2003; В. М. Еськов и др., 2006, С. И. Логинов и др. 2000;2006).

ФАЧ представляет собой сложную биосоциальную систему с хаотической динамикой поведения. На фоне повсеместной НФА снижение физической активности на Севере носит еще более драматичный характер. Это связано с тем, что жители городских поселений северных территорий РФ подвержены влиянию комплекса факторов, включающих суровые природно-климатические условия, неблагоприятную экологию и своеобразную социальную среду. Студенчество в этом плане не является исключением. Однако, следует заметить, что Вуз становится последней инстанцией, где еще возможно организованное вмешательство с целью коррекции НФА.

Коррекция ФАЧ до уровня, обеспечивающего безопасное проживание человека на Севере, возможна на основе системного анализа и синергетики. Определение параметров порядка, минимальной размерности фазового пространства состояний ФАЧ и взаимосвязанных с ней функциональных систем организма (ФСО) человека, разработка моделей внешних управляющих воздействий с целью коррекции НФА представляет собой актуальную проблему биомедицинской кибернетики.

Цель исследования.

На основе системного анализа и теории хаоса с использованием полного набора конструктов транстеоретической модели изменения поведения человека исследовать эффективность внешнего управляющего воздействия для коррекции физически низкоактивного поведения студентов, постоянно проживающих в условиях урбанизированного Сибирского Севера.

Задачи исследования.

1. Разработать новые методы изучения параметров ФАЧ и ФСО на базе ЭВМ с использованием системного анализа и синтеза.

2. Изучить количественные показатели ФАЧ, физического развития, физической подготовленности и функционального состояния организма студентов различных групп здоровья в условиях урбанизированного Сибирского Севера с учетом параметров фазового пространства, в котором находится вектор состояний организма человека.

3. Исследовать факторы здоровья и их взаимосвязи с состоянием вегетативного статуса студентов на основе теории фазатона мозга.

4. Изучить с позиций теории хаоса, синергетики и ТТМ эффекты внешнего управляющего воздействия, предназначенного для коррекции низкой физической активности студентов, постоянно проживающих в условиях урбанизированного Сибирского Севера.

Научная новизна работы.

На базе транстеоретической модели изменения поведения разработан высоковалидный инструментарий для оценки количественных показателей физической активности студентов в комплексе с изучением ФСО и физической подготовленности.

Впервые на основе транстеоретической модели изменения поведения и теории хаоса идентифицированы параметры порядка физической активности студентов в комплексе с показателями ФСО и физической подготовленности.

Установлены новые тендерные закономерности проявления физически низкоактивного поведения студентов различных групп здоровья в условиях Севера в зависимости от ФСО, физической подготовленности и вегетативного статуса.

Впервые на основе ТТМ, теории хаоса и синергетики разработано и апробировано внешнее управляющее воздействие, которое было успешно использовано для коррекции физически низкоактивного поведения студентов, постоянно проживающих в условиях урбанизированного Сибирского Севера.

Новые методы обработки экспериментальных данных с позиций теории хаоса и синергетики, а также разработанные, апробированные и опубликованные высоковалидные анкеты и опросники позволяют проводить научные изыскания в области биомедицинской кибернетики, психофизиологии, адаптивной и оздоровительной физической культуры и социологии на индивидуальном и популяционном уровнях. Методы оценки и коррекции физической активности в зависимости от вегетативного статуса и стадии мотивационной готовности обеспечивают получение объективной информации о текущем уровне физической активности студента и позволяют прогнозировать уровень его физической активности на ближайшую перспективу.

Научно-практическая значимость.

Представленные новые сведения о структуре физической активности студентов целесообразно использовать в учебных заведениях Севера РФ при планировании учебного, тренировочного процессов и досуговой деятельности студентов. Морфофизиологические показатели, в том числе центильные таблицы длины, массы тела, окружности грудной клетки, индекса массы тела и соматотипы целесообразно использовать в учебных заведениях Севера РФ для объективной оценки динамики физического развития лиц ювенального возраста. Разработанное на основе системного анализа внешнее управляющее воздействие с использованием полного набора конструктов транстеоретической модели удобно использовать для оценки и прогноза изменения физически низкоактивного поведения не только учащихся и студентов, но и представителей других категорий населения.

Внедрение результатов.

Разработанные методы оценки и коррекции физической активности прошли апробацию и внедрены в практическую деятельность Окружной больницы «Травматологический центр». Результаты исследований используются при подготовке студентов в Сургутском государственном университете в лекционных курсах и на практических занятиях по оздоровительным технологиям, физической реабилитации, экологии человека и медицинской кибернетике, а также при осуществлении мониторинга физической активности и здоровья в гимназии № 4 г. Сургута и средней школе № 4 г. Лянтора, о чем свидетельствуют акты о внедрении.

Апробация работы.

Материалы диссертации обсуждались на кафедральных и факультетских семинарах, а также в рамках тематики лаборатории кинезиологии и физической активности НИИ Биофизики и медицинской кибернетики Сургутского госуниверситета (19.04.2007 г.). Основные положения работы докладывались на международном конгрессе «Здоровье, обучение, воспитание детей и молодежи в XXI веке» (Москва, 2004) — международных конференциях «Совершенствование системы физического воспитания, оздоровления детей, учащейся молодежи и других категорий населения» (Сургут, 2005, 2006) — Всероссийской научно-практической конференции «Функциональное состояние и здоровье человека» (Ростов-на-Дону, 2006) — межрегиональной конференции «Клиническая психология и психотерапия: парадигмы, концепции, инструментарий в контексте актуальных проблем развития психологии в информационном обществе» (Сургут, 2006) — VII Окружной конференции молодых ученых «Наука и инновации XXI века» (Сургут, 2007).

Работа апробирована на заседании Ученого совета НИИ Биофизики и медицинской кибернетики при Сургутском государственном университете 04.05.2007 г.

Публикации.

По теме диссертации опубликовано 20 печатных работ, в том числе 4 статьи в журналах по списку ВАК. Перечень публикаций приведен в конце автореферата.

Личный вклад автора заключается в разработке задач исследования, проведении библиографического поиска и анализа современного состояния проблемы низкой физической активности как поведения, связанного со здоровьем, в разработке методов оценки и коррекции ФА, современного инструментария для социологического исследования, в построении модели управляющего воздействия на физически низко активное поведение студентов, в проведении лабораторных и квазиэкспериментальных исследований физического развития, физической подготовленности, функционального состояния и физической активности студентов различных групп здоровья, обработке данных.

Положения, выносимые на защиту.

1. Использование полного набора конструктов транстеоретической модели изменения поведения в комплексе с изучением показателей ФСО и физической подготовленности обеспечивает качественную и количественную оценку уровня и структуры физической активности человека в условиях урбанизированного Сибирского Севера.

2. Применение новых методов теории хаоса и синергетики позволяет идентифицировать параметры порядка вектора состояний организма человека в условиях урбанизированного Сибирского Севера.

3. Знание параметров ФСО, физической подготовленности и состояния вегетативного статуса обеспечивает идентификацию возрастных и половых различий среди студентов, постоянно проживающих на урбанизированном Сибирском Севере Российской Федерации.

4. Разработанное автором на основе ТТМ, теории хаоса и синергетики внешнее управляющее воздействие обеспечивает коррекцию физически низкоактивного поведения студентов, постоянно проживающих на урбанизированном Сибирском Севере.

Выводы.

1. Разработанный нами инструментарий (семидневный самоотчет бюджета времени студента, анкета «Физическая активность и здоровье», ТТМ-опросник изменения физически низкоактивного поведения студентов) в сочетании с анализом аттракторов поведения вектора состояний организма человека (ВСОЧ) обеспечивает надежную количественную дифференцировку параметров физической активности и ФСО студентов, проживающих на урбанизированном Сибирском Севере.

2. На основе теории хаоса и синергетики идентифицированы различия в параметрах аттракторов 4-х групп студентов с различным уровнем физической активности — объем параллелепипеда (ОП), внутри которого находится аттрактор движения ВСОЧ студентов, освобожденных от занятий физической культурой (7,66* 1019) в 4,56 раза больше, чем ОП студентов спортсменов (1,68* 1019). Нейрокомпьютерная идентификация параметров ВСОЧ выявила наиболее значимые поведенческие и функциональные признаки: самоосвобождение, самоэффективность, СИМ, контроль стимулов внешней среды и коэффициент ЬБ/НР, характеризующий соотношение парасимпатических и симпатических влияний на ФСО студентов в условиях урбанизированного Сибирского Севера.

3. Три функциональные подсистемы 4-х компонентной модели здоровья студентов (физическое развитие, функциональное состояние и физическая подготовленность) находятся в состоянии удовлетворительной адаптации, в то время как физическая активность является крайне низкой. Интенсивная ФА юношей и девушек составляет всего 3−4 минуты в сутки, а умеренная и общая ФА — в среднем 60−70 мин. При этом каждый третий юноша и каждая вторая девушка ведут низко активный образ жизни и нуждаются в коррекции поведения, связанного с физической активностью.

4. Внешнее управляющее воздействие (ВУВ), разработанное на основе транстеоретической модели, теории хаоса и синергетики обеспечило удовлетворительную коррекцию физически низкоактивного поведения студентов, в частности изменились: сумма всех аргументов «за», самопереоценка и самоосвобождениесредний эффект был получен для показателей самоэффективности, осознания необходимости изменения поведения, переоценки окружения, выработки условных рефлексов и контроля отвлекающих влиянийнезначительный эффект ВУВ наблюдался для социального освобождения, устранения неприятных ощущений при выполнении физических упражнений (облегчение), показателя все аргументы «против» и взаимопомощи. Прогностическое значение самоосвобождения подтверждается также расчетами с использованием нейрокомпьютера. В целом, под влиянием ВУВ количество студентов, ведущих физически низкоактивный образ жизни уменьшилось с 61% до 40%.

Практические рекомендации.

1. Программные средства и методы идентификации параметров движения аттракторов ВСОЧ в многомерном фазовом пространстве состояний на примере физической активности и кардиореспираторной системы перспективно использовать в практике оздоровительных центров для текущего контроля жизнедеятельности и прогноза состояния здоровья.

2. Опросник «Физическая активность и здоровье» — ФАЗ-С (вариант для студентов) и ФАЗ-Р (вариант для родителей) следует применять в образовательных учреждениях для оперативного выявления параметров повседневной физической активности для последующей её индивидуальной коррекции до уровня обеспечивающего поддержание оптимального качества жизни на Севере.

3. Семидневный самоотчет бюджета времени студентов (7Д-СБВС) целесообразно использовать в учебном и учебно-тренировочном процессах общеобразовательных и спортивных школ, высших и среднеспециальных учебных заведений для контроля интенсивности и продолжительности занятий физическими упражнениями, а также определения расхода энергии (ккал) за 1 день или неделю. Это позволит научно-обосновано управлять режимом труда и отдыха, составлять диеты с целью контроля массы тела и объема оздоровительных физических нагрузок.

4. Транстеоретическую модель с полным набором конструктов рекомендуется применять для изучения стадий мотивационной готовности к изменению физически низкоактивного поведения учащихся средней школы, студентов, а также других категорий населения. С помощью показателей познавательной и поведенческой стратегий и самоэффективности можно оценивать текущее состояние физической активности человека, корректировать процесс ее изменения и прогнозировать дальнейшие результаты на индивидуальном и популяционном уровнях.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская, К. А. Психология и сознание личности (проблемы, методология, теории и исследования реальной личности) / К.А. Абульханова-Славская. — М.-Воронеж: Изд-во ИПП, 1999.
  2. , А.П. Патология человека на Севере / А. П. Авцын, A.A. Жаворонков, А. Г. Марачев. М.: Медицина, 1985. — 215 с.
  3. , H.A. Экологический портрет человека на Севере / H.A. Агаджанян, Н. В. Ермакова. М.: «КРУК», 1997. — 208 с.
  4. , Б. Молекулярная биология клетки / Б. Албертс, Д. Брей, Дж. Льюис, М. Рэфф et al, В 5-ти томах. Т.З. -М.: Мир, 1987. — 296 с.
  5. , Л.Ф. Проблема активности личности в психологии: Авто-реф. дисс. докт. психол. наук / Л. Ф. Алексеева. Томск, 1997. — С. 8.
  6. Американская ассоциация кардиологов. Прогулки и здоровое сердце: пер. с англ. М.: Вост. книжн. комп., 1997. — 208 с.
  7. , Н.М. Физическая активность и сердце / Н. М. Амосов, Я. А. Бендет. Киев: Здоровье, 1989. — 216 с.
  8. , П.К. Кибернетика функциональных систем. М., Медицина, 1998.-285 с.
  9. , A.B. Проектирование систем / A.B. Антонов. Обнинск: ИАТЭ: 1996.-157 с.
  10. , Л.Т. О проблеме оценки состояния здоровья детей и подростков в гигиенических исследованиях / Л. Т. Антонова, Г. Н. Сердюков-ская // Гигиена и санитария. 1995. — № 6. — С. 22−28.
  11. , Г. С. Социальная активность / Г. С. Арефьев // Проблема субъекта и объекта в социальной практике и познании. М., 1974. — С. 16.
  12. , И.А. Физиологические механизмы и закономерности индивидуального развития. Основы негэнтропийной теории онтогенеза / И. А. Аршавский. М.: Наука, 1982. — 270 с.
  13. , А.Г. Деятельность и установка / А. Г. Асмолов. М.: Изд-во МГУ, 1979.
  14. , И.В. Азбука анализа вариабельности сердечного ритма / И. В. Бабунц, Э. М. Мириджанян, Ю. А. Машаех. Ставрополь, 2002. — 112 с.
  15. , P.M. Прогнозирование состояний на грани нормы и патологии / P.M. Баевский. М.: Медицина, 1979. — 295 с.
  16. , P.M. Холтеровское мониторирование в космической медицине: анализ вариабельности сердечного ритма / P.M. Баевский, Г. А. Никулина // Вестник аритмологии. 2000. — Вып. 16.
  17. , В. К. Физическая культура для всех и для каждого / В. К. Бальсевич. М.: ФиС, 1988. — 208 с.
  18. , В.К. Онтокинезиология человека / В. К. Бальсевич. М.: Теория и практика физ. культ., 2000. — 275 с.
  19. , В.К. Физическая активность человека / В. К. Бальсевич. В. А. Запорожанов. Киев: Здоровье, 1987. — 224 с.
  20. , Э.С. Теоретическая биология / Э. С. Бауэр. JL: МИЭМ, 1936. — 246 с.
  21. , H.A. Биомеханика и физиология движений / Под. ред. В. П. Зинченко. М.: Изд-во института практ. Психологии- Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. 608 с.
  22. , H.A. Очерки по физиологии движений и физиологии активности / H.A. Бернштейн. М.: Медицина, 1966. — 172 с.
  23. , В.М. Коллективная рефлексология / В. М. Бехтерев. Петроград: Колос, 1921.
  24. , С.Н. Физическая активность важный фактор здоровья и функционального состояния / С. Н. Блэйер // Современные достижения спортивной науки: тез. докл. междунар. конф. — СПб., 1994. — С. 117−119.
  25. , Ю.Н. Проверь себя. К индивидуальной системе самосовершенствования человека / Ю. Н. Вавилов, Е. И. Ярош, Е. П. Какорина // Теория и практика физ. культ. 1997. — № 9. — С. 58, 59.
  26. , Ф.В. Способ экспресс-контроля за уровнем физического состояния человека (Контрэкс-3) / Ф. В. Викторов // Теория и практика физ. культ. 1990. — № 1. — С. 26−28.
  27. , Ю.Л. Логико-семантический анализ понятия активности: Мат-лы межвуз. науч. конф. по проблеме возрастания активности общественного сознания / Ю. Л. Воробьёв. Курск, 1968. — С. 14.
  28. , Л.С. Собрание сочинений в 6-ти томах / Л. С. Выготский. -М., 1984.-Т. 4.
  29. , А.И. Нейрокомпьютеры. Кн. 3: учеб. пособие для вузов / общая ред. А. И. Галушкина. М.: ИПРЖР, 2000. — 528 с.
  30. , Э.А. Способности и индивидуальность / Э. А. Голубева. М., 1995.
  31. Государственный доклад о состоянии здоровья населения Российской
  32. Федерации в 2001 г. // Здравоохранение РФ. 2003. — № 3. — С. 5−13.
  33. , Т.А. Особенности развития личности подростков в различных типах семей / Т. А. Гурко // Социс. 1996. -№ 3. — С. 81−90.
  34. Даль, В Толковый словарь живого русского языка / В. Даль. М.: 1955. -С. 9.
  35. , A.B. Двигательные и организационно-методические умения как факторы приобщения студентов к самостоятельной физкультурной деятельности : автореф. дис.. канд. пед. наук / A.B. Дзюбалов. М., 1996.-20 с.
  36. , О.Г. Физиолого-гигиенические проблемы здоровья студентов / О. Г. Добромыслова, В. Г. Маймулов // Гигиена и санитария. 1991.-№ З.-С. 42—45.
  37. , В.А. Оценка физического и нервно-психического развития детей / В. А. Доскин, K.JI. Печера, Э. Л. Фрухт // Современные технологии реабилитации в педиатрии. М.: ОДИ International, 2000. — С. 17−57.
  38. В.М., Филатова O.E. Компьютерная идентификация респираторных нейронных сетей. Монография, ОНТИ РАН, Пущино. 1994. 84 с.
  39. , В.М. Синергетика в клинической кибернетике: Часть I. Теоретические основы системного синтеза и исследований хаоса в биомедицинских системах / В. М. Еськов, A.A. Хадарцев, O.E. Филатова. Самара, 2006. — с. 229.
  40. , В.М. Экологические факторы Ханты-Мансийского автономного округа / В. М. Еськов и др. Часть II. Безопасность жизнедеятельности человека на севере РФ. — Самара: «Офорт», 2004. (гриф РАН). -172 с.
  41. , Л. Статистическое оценивание / JI. Закс. М.: Статистика, 1976. — 548 с.
  42. , Ф.Е. Вариабельность сердечного ритма: стандарты измерения, показатели, особенности метода / Ф. Е. Зарубин // Вестник арит-мологии. 1998.-Вып. 10.
  43. , Э.М. Особенности психофизиологической адаптации студентов факультета физической культуры, специализирующихся в различных видах спорта, к условия обучения в вузе / Э. М. Казин, JI.A. Варич // Физиология человека. Т.31, № 1. — 2005. — С. 77−81.
  44. , В.А. Современные медико-экологические проблемы урбанизированного Севера / В. А. Карпин и др. М., 2003. 98 с.
  45. , B.JI. Исследование физической работоспособности у спортсменов / B.JI. Карпман, З. Б. Белоцерковский, И. А. Гудков. М.: Физкультура и спорт, 1988.-208 с.
  46. , О.И. Самооценка молодежи как индикатор ее социокультурной идентификации / О. И. Карпухин // Социс. 1998. — № 12. — С. 89−96.
  47. Ким, В. В. Физическая подготовка студентов / В. В. Ким — Центр оздоровит. физ. культ. ТюмГУ, 2005. Электронный ресурс. — Режим доступа: http://sport.utmn.ru/ students.shtml.
  48. , А. Г. Формирование физической активности детей и подростков как социально-педагогическая проблема / А. Г. Комков, Е.В. Анти-пова // Теория и практика физ. культ. 2003. — № 3. — С. 5−8.
  49. Краткий психологический словарь: под. ред. А. Г. Петровского, М. Г. Ярошевского.-М.: 1985.-С. 10.
  50. Кривощеков, С. Г Физиологические механизмы дыхания и терморегуляции на ранней стадии холодовой адаптации к низкой температуре / С. Г. Кривощеков и др. // Физиология человека. 1993. — Т. 19, № 6. -С. 51−56.
  51. , А.И. Психофизиологический анализ индивидуальных различий личности / А. И. Крупнов. Свердловск, 1983.
  52. , В. П. Потребность в двигательной активности: Физиология. Валеология. Реабилитология / В. П. Куликов, В. И. Киселев — Алтайск. мед. ин-т. Новосибирск: Наука, 1998. — 150 с.
  53. , Д. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях : пер. с англ. / Д. Кэмпбелл. М.: Прогресс, 1980.-216 с.
  54. , Г. Ф. Биометрия : учеб. пособие для биол. спец. вузов / Г. Ф. Jla-кин. 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Высш. шк., 1990. — 352 с.
  55. , Н.С. О психофизиологических основах физической активности // Вопросы психофизиологии активности и саморегуляции личности / Н. С. Лейтес. Свердловск, 1975.-С. 14−15.
  56. , К. Акцентуированные личности : пер. с нем. / К. Леонгард. -Ростов-н/Д.: Феникс, 2000. 544 с.
  57. , В.А. Социально-психологический портрет учащейся молодежи Украины и ее здоровье / В. А. Леонова, А. С. Куц, А. И. Драчук // Здоровье и физические упражнения: Сб. ст. Тюмень: Изд-во Тюм. ун-та, 2000.-С. 108−112.
  58. , А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. -М.: Политиздат, 1975.
  59. , С. И. Физическая активность студентов на Севере и стадии изменения поведения, связанного с выполнением физических упражнений / С. И. Логинов // Теория и практика физ. культ. 2002. — № 5. — С. 39−43.
  60. , С.И. Опросник «Физическая активность и здоровье» / С. И. Логинов // Национально-региональное образование по физической культуре и спорту: Мат-лы II Науч.-практ. конф. 19 янв. 2001 г. Сургут: РИО СурГПИ, 2001. — С. 53−56.
  61. , С.И. Факторный анализ поведения, связанного со здоровьем студентов-первокурсников в условиях урбанизированного Севера / С. И. Логинов // Северный регион: наука, образование, культура. 2003. -№ 1.-С. 69−77.
  62. , С.И. Физическая активность студентов на Севере и стадии изменения поведения, связанного с выполнением физических упражнений / С. И. Логинов // Теория и практика физ. культ. 2002. — № 5. — С. 39−43.
  63. , С.И. Физическая активность: методы оценки и коррекции / С. И, Логинов. Сургут: Изд-во СурГУ, 2005. — 342 с.
  64. , Б.Ф. К проблеме деятельности в психологии / Б. Ф. Ломов // Психологический журнал. 1981. — Т. 2, № 5. — С. 23−26.
  65. , А.Р. Об историческом развитии познавательных процессов / А. Р. Лурия.-М., 1974.
  66. , Н.В. К вопросу об онтологическом и гносеологическом аспектах активности: Мат-лы межвуз. науч. конф. по проблеме возрастания активности общественного сознания / Н. В. Максимова. Курск, 1968.-С. 81.
  67. , Т.Н. Валеологические аспекты вузовского образования / Т. Н. Маляренко // Валеология. 1996. — № 1. — С. 18−27.
  68. , A.A. Развитие человека и надежность биологической системы. Основы морфологии и физиологии организма детей и подростков / A.A. Маркосян.-М.: Медицина, 1969.
  69. , Л. П. Теория и методика физической культуры. Введение в предмет / Л. П. Матвеев. СПб.: Лань, 2003. — 160 с.
  70. , М.Р. Кинезофилия и моторно-висцеральная координация / М. Р. Могендович // Моторно-висцеральные координации и их нарушения. Клинико-физиологические очерки. Пермь, 1969. — С. 6−17.
  71. , С. А. Факторы, формирующие здоровье подростков-школьников, проживающих в условиях малого города / С. А. Молодцов и др. // Здравоохранение РФ. 1998. -№ 1. — С. 37−40.
  72. , В.Г. Активность как философская категория: Мат-лы межвуз. науч. конф. по проблеме возрастания активности общественного сознания / В. Г. Мордкович. Курск, 1968. — С. 42.
  73. , В.Д. Психофизиологические исследования индивидуальных различий / В. Д. Небылицын. М., 1976.
  74. , Б.А. Новая техника соматотипирования / Б. А. Никитюк, А. И. Козлов // Новости спортивной и медицинской антропологии (ежеквартальный научно-информационный сборник) / ред.-сост. Б. А. Никитюк. -М., 1990. Вып. 3.- С. 121−141.
  75. , К.Ф. Вопросы адаптации и солнечная активность / К. Ф. Новикова, В. М. Бояков, Ю. П. Михеев // Климат и сердечнососудистая патология. Л.: Медицина. Ленингр. отделение, 1965. — С. 171−178.
  76. , И.М. Сочинения. М., 1949.
  77. , A.B. К психологии активности личности / A.B. Петровский // Вопросы психологии. 1975. — С. 14.
  78. , В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности / В. А. Петровский. Ростов-на-Дону: «Феникс», 1996. — 236 с.
  79. , В.А. Медико-социальные основы сохранения и укрепления здоровья населения Российской Федерации в современных условиях / В. А. Полесский // Профилактика заболеваний и укрепление здоровья.1998.-№ 1.-С. 13−17.
  80. , Р. А. Подходы к оптимизации коррекции физической активности среди населения / Р. А. Потемкина // Профилактика заболеваний и укрепление здоровья. 2002. — № 3. — С. 20−23.
  81. , A.C. Электромагнитные поля и живая природа / A.C. Пресман.- М.: Медицина, 1968. 288 с.
  82. , Б.Б. Медико-экологическое районирование и региональный прогноз здоровья населения России / Б. Б. Прохоров. М.: Изд-во МНЭПУ. — 1996. — 72 с.
  83. Психологические тесты: в 2 т. / под ред. А. А. Карелина. М.: Владос, 1999. Т. 1.-312 с.
  84. , A.A. Светолечение зимней депрессии / A.A. Путилов и др.- Новосибирск: Наука, 1990. 50 с.
  85. , Ф. Психология подросткового и юношеского возраста : пер. с англ. / Ф. Райе. СПб.: Питер, 2000. — 624 с.
  86. , A.A. Психология педагогической деятельности / A.A. Реан. -Ижевск, 1994.
  87. , A.A. Социальная педагогическая психология / A.A. Реан, Я.JI. Ко-ломинский. СПб.: ПитерКом, 1999. — 416 с.
  88. , В. В. Проблемы утомления / В. В. Розенблат. М.: Медицина, 1975.-240 с.
  89. Рубинштейн, C. J1. Проблемы общей психологии / C. J1. Рубинштейн. -СПб. -М., Харьков, Минск: Изд-во «Питер», 1999.
  90. , В. Н. Технология оздоровительной физической культуры / В. Н. Селуянов. -М.: СпортАкадемПресс, 2001. 172 с.
  91. , И.В. Личностные особенности организма современных подростков и пути их коррекции / И. В. Сергета, А. Г. Сухарев // Гигиена и санитария. 1996. -№ 1. — С. 29−35.
  92. , И.М. Избранные произведения. М., 1952. — Т. 1.
  93. , В.А. Здоровье студентов основа подготовки современных специалистов в техническом вузе / В. А. Силаев и др.: Мат-лы Международной научно-практической конференции. — Пенза, 2004. — С. 294−296.
  94. , В.В. Фазотонный гомеостаз и врачевание, монография / В. В. Скупченко, Е. С. Милюдин. Самара.: Самарский государственный медицинский университет, 1994. — 256 с.
  95. Словарь иностранных слов М.: 1954. — С. 33.
  96. , А. Д. Виды и формы адаптивного поведения животных / А. Д. Слоним // Физиология поведения. Нейрофизиологические закономерности: руководство по физиологии. Л.: Наука. Лен. отд., 1986. — С. 23−79.
  97. , А.Д. Энергетика поведения и физиологические адаптации / А. Д. Слоним // Энергетика поведения и спонтанная деятельность. Л.: Наука. Лен. отд., 1971.-С. 5−11.
  98. , Л.Н. Метод цветовых выборов. Модифицированный цветовой тест Люшера / Л. Н. Собчик. М., 1990. — 93 с.
  99. , О.Г. Анализ вариабельности сердечного ритма у лиц с разной поведенческой активностью в условиях г. Красноярска / О. Г. Солдатова и др. // Экология человека. № 4. — 2006. — С. 20−22.
  100. , Е.Г. Как врачи и пациенты смотрят на проблему ожирения / Е. Г. Старостина, A.B. Древаль // Терапевт, архив. 2001. — Т. 73, № 10.-С. 14−20.
  101. , К. В. Опыт применения теории функциональных систем для оценки состояния здоровья человека в реальных производственных условиях / К. В. Судаков // Вестник АМН СССР. 1984. — № 1. — С. 10−19.
  102. , А.Г. Здоровье и физическое воспитание детей и подростков / А. Г. Сухарев. -М.: Медицина, 1991.- 176 с.
  103. , O.A. Роль социальной установки в изменении поведения человека / O.A. Тихомандрицкая // Школа здоровья. 2001. — № 2.-С. 23−28.
  104. , К. В. Морфологические и функциональные особенности физического развития женщин 17−19 лет / К. В. Третьякова // XXI век: актуальные задачи морфологии: Мат-лы Всерос. конф. 12−14 сент. 2001 г.//Морфология.-2001.-Т. 120,№ 4.-С. 87.
  105. , В. Г. Двигательная активность, временная регуляция жизнедеятельности и уровень здоровья человека / В. Г. Тристан — Омский гос. ин-т физ. культ. Омск, 1994. — 144 с.
  106. , Д.Н. Экспериментальные основы психологии установки / Д. Н. Узнадзе. Тбилиси, 1961.
  107. , B.C. Морфофункциональные особенности соматотипирова-ния Саратовской популяции мужчин 17−19 лет / В. С. Уметский // XXI век: актуальные задачи морфологии: Мат-лы Всерос. конф. 12−14 сент. 2001 г. // Морфология. 2001. — Т. 120, № 4. с. 87.
  108. , A.A. Механизмы доминанты. JL, 1967. — 112 с.
  109. , Д.Н. Толковый словарь русского языка: под. ред. Ушакова / Д. Н. Ушаков.-М.: 1935, Т 1.-С. 24.
  110. , В.Jl. Активность (характеристики и развитие) / B. J1. Хайкин. -М.: Московский психолого-социальный институт: Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2000. 448 с.
  111. , В.И. Введение в полярную медицину / В. И. Хаснулин. Новосибирск: Изд-во СО РАН, 1998. — 337 с.
  112. , X. Мотивация и деятельность: в 2-х т. / X. Хекхаузен. М.: Педагогика, 1986.-С. 12.
  113. , А. С. Двигательная активность и сердце / А. С. Чинкин. Казань: Изд-во КГУ, 1995. — 192 с.
  114. , В.Э. К проблеме соотношения «внешнего» и «внутреннего» в психологии / В. Э. Чудновский // Психологический журнал. 1993. -т. 14, № 5.-С. 13−17.
  115. , Т.Н. Проблемы формирования здорового стиля жизни студентов Сахалина / Т. Н. Шидловская, Г. Я. Шидловский // Физическая культура и спорт на рубеже тысячелетий: сб. мат-лов Всерос. на-уч.-практ. конф.: в 2 ч. СПб., 2000. — Ч. 2. — С. 180,181.
  116. , И.И. Кибернетические вопросы биологии / Под общ. ред. P. J1. Берг и А. А. Ляпунова. Новосибирск: Наука, 1968. — 274 с.
  117. Шмидт-Ниельсен, К. Физиология животных. Приспособление и среда. / К. Шмидт-Ниельсен- Кн. 2. — М.: Мир, 1982. — 384 с.
  118. , Е.В. Психологический аспект проблемы личности / Е. В. Шорохова // Теоретические проблемы психологии личности. М., 1974.
  119. Adams, S.A. The effect of social desirability and social approval on self-reports of physical activity / S.A. Adams et al. // Am. J. Epidemiol., 2005. -V. 161.-N.4.-P. 389−398.
  120. Allison, K. R. Perceived barriers to physical activity among high school students / K. R. Allison, J. J. Dwyer, S. Makin // Prev. Med. 1999. — V. 28, № 6.-P. 608−615.
  121. Anding, J.D. Dietary intake, body mass index, exercise, and alcohol: are college women following the dietary guidelines for Americans? / J.D. Anding, R.R. Suminski, L. Boss // J. Am. Coll. Health. 2001. — V. 49, № 4. — P. 167−171.
  122. Baranowski, T. Crisis and chaos in behavioral nutrition and physical activity / T. Baranowski I I Int. J. Behav. Nutr. Phys. Act. 2006. — V. 14. — N 3. — P. 27.
  123. Baranowski, T. Mediating varieable framenwork in physical activity interventions / T. Baranowski, C. Anderson, C. Carmack // Am. J. Prev. Med. -1998.-V. 15, № 4. -P. 266−297.
  124. Bebetsos, E. Physically active students' intentions and self-efficacy towards healthy eating / E. Bebetsos, S. Chroni, Y. Theodorakis // Psychol. Rep. -2002. V. 91, № 2. -P. 485−495.
  125. Berry, T.R. The effects of exercise advertising on self-efficacy and decisional balance / T.R. Berry, B.L. Howe // Am. J. Health Behav. 2005. — V. 29, № 2.-P. 117−126.
  126. Brooke-Wavell, K. The influence of physical activity on the response of bone mineral density to 5 years tibolone / K. Brooke-Wavell, G.M. Prelevic, C. Bartram, J. Ginsburg // Maturitas, 2000. V.35. — N 3. — P. 229−235.
  127. Brown, R.L. Changing the tide: An Internet/video exercise and low-fat diet intervention with middle-school students / R.L. Brown // Appl. Nurs. Res. -2005.-V. 18.-N l.-P. 13−21.
  128. Buchowski, M.S. Energy Expenditure Determined by Self-Reported Physical Activity In Related to Body Fatness / M. S. Buchowski et al. // Obesity Research. 1999. — V. 7, № 1. — P. 23−33.
  129. Buckworth, J. Application of the Transtheoretical Model to physically active adults / J. Buckworth, L.S. Wallace // J. Sports Med. Phys. Fitness. 2002. -V. 42, № 3. P. 360−367.
  130. Buckworth, J. Physical activity, exercise, and sedentary behavior in college students / J. Buckworth, C. Nigg // J. Am. Coll. Health. 2004. -V. 53. — N l.-P. 28−34.
  131. Buckworth, J. Ratting of perceived exertion are not influenced by exercise stage of change in physically active college students / J. Buckworth // Percept. Mot. Skills. 2004. — V. 99. — N 3. — Pt. 1. — P. 871−882.
  132. Burke, S.M. Physical activity context and university student’s propensity to meet the guidelines Centers for Disease Control and Prevention / S.M.
  133. Burke, A.V. Carron, M.A. Eys — American College of Sports Medicine // Med. Sci. Monit. 2005. -V. 24, № 4. p. 171−176.
  134. Calfas, K.J. Physical activity and its determinants before and after college graduation / K.J. Calfas et al. // Medicine, Exercise, Nutrition, and Health. -1994.-V. 3.-323−334.
  135. Calfas, K.J. Project GRAD: two-year outcomes of a randomized controlled physical activity intervention among young adults. Graduate Ready for Activity Daily / K.J. Calfas et al. // Am. J. Prev. Med. 2000. — V. 18, № 1. -P. 28−37.
  136. Cardinal, B. J. Cross-cultural comparison of American and Finish college students' exercise behavior using transtheoretical model constructs / B.J. Cardinal, K.J. Tuominen, P. Rintala // J. Sports Med. Phys. Fitness. 2004. -V. 75, № l.-P. 92−101.
  137. Cardinal, B. J. Self-efficacy and the stage and processes of change associated with adopting and maintaining muscular fitness-promoting behaviors / B. J. Cardinal, M. Kosma // Res. Q. Exerc. Sport. 2004. — V. 75, № 2. — P. 186−196.
  138. Cardinal, B.J. Evaluation of a university course aimed at promoting exercise behavior / B.J. Cardinal, K.M. Jacques, S.S. Levy // J. Sports Med. Phys. Fitness.-2002.-V. 42,№ l.-P. 113−119.
  139. Caspersen, C. J. Physical activity, exercise, and physical fitness. Definitions and distinctions for health-related research / C. J. Caspersen, K. E. Powell, G. M. Christenson//Public Health Reports. 1985.-V. 3.-P. 126−131.
  140. Chambliss, H.O. Attitudes toward obese individuals among exercise science students / H.O. Chambliss, C.E. Finley, S.N. Blair // Med. Sci. Sports. Exerc. 2004. — V. 36, № 3. p. 46874.
  141. Clement, J.M. Obesity and physical activity in college women: implications for clinical practice / J. M. Clement et al. // J. Am. Acad. Nurse. Pract. -2004.-V. 16, № 7. p. 291−299.
  142. Crespo, C.J. Television watching, energy intake, and obesity in US children: results from the third National Health and Nutrition Examination Survey, 1988−1994 / C. J. Crespo et al. // Arch. Pediatr. Adolesc. Med. 2001. -V. 155, № 3. p. 360−365.
  143. Crespo C.J., Keteyian S.J., Heath G.W., Sempos C.T. Leisure-time physical activityamong U.S. adults. // Arch. Int. Med., 1996. V. 156. — P. 93−98.
  144. Devine, A. Physical activity and calcium consumption are important determinants of lower limb bone mass in older women / A. Devine et al. // J. Bone Miner. Res.-2004.-V. 19, № 10.-P. 1634−1639.
  145. Dunn, A. L. Lifestyle physical activity interventions. History, short- and long-term effects, and recommendations / A. L. Dunn, R. E. Anderson, J. M. Jacicic // Am. J. Prev. Med. 1998. — V. 15, № 4. p. 398^ 12.
  146. Eiken, P.A. Physical activity, smoking and the significance of vitamins A and D in osteoporosis / P.A. Eiken, P. Schwarz, L.R. Nielsen // Ugeskr. Laeger.-2005,-V. 167, № 9.-P. 1018−1020.
  147. Eurofit. Handbook for EUROFIT test and physical fitness. Sport Division, Council Europe Publishing and Documentation Service, Strasbourg, 1993.
  148. Goodwin, J. Seasonal cold, excursional behavior, clothing protection and physical activity in young and old subjects / J. Goodwin, R.S. Taylor, V.R. Pearce, K.L. Read // Int. J. Circumpolar Health. 2000. — V. 59, N (3−4). -P. 195−203.
  149. Grubbs, L. The relationship of perceived benefits and barriers to reported exercise behaviors in college undergraduates / L. Grubbs, J. Carter // Fam. Com. Health. 2002. — V. 25, № 2. — P. 76−84.
  150. Haerens, L. School-based randomized controlled trial of a physical activity intervention among adolescents / L. Haerens et al. // J. Adolesc. Health. -2007. V 40, N3,-P. 258−265.
  151. Hallam, J. S. The long-term impact of a four-session work-site intervention on selected social cognitive theory variables linked to adult exercise adherence / J. S. Hallam, R. Petosa // Health Educ. Behav. 2004. — V. 31, № 1. -P. 88−100.
  152. Hofstetter, C.R. Some health dimensions of self-efficacy: Analysis of theoretical specificity / C.R. Hofstetter, J.F. Sallis, M.F. Hovell // Soc. Sci. Med. -1990.-V. 31.-P. 1051−1056.161. http//sport-msu.narod.ru/znakMGU.htm.162. http/sport.utmn.ru
  153. Hu, F.B. Physical activity and risk for cardiovascular events in diabetic women / F. B. Hu et al. // Ann. Intern. Med. 2001. — V. 134, № 2. — P. 96−105.
  154. Hurling, R. Using internet and mobile phone technology to deliver an automated physical activity program: randomized controlled trial / R. Hurling et. al. // J. Med. Internet Res. 2007. — V. 27, N 9 (2). — e7.
  155. Huxley, H.E. The mechanisms of muscular contraction / H.E. Huxley. Science, 1969.-V. 164.-P. 1356−1366.
  156. Jones, L.W. Promoting exercise behavior: an integration of persuasion theories and the theory of planned behavior / L.W. Jones et al. // Br. J. Health Psychol. 2004. — V. 9, Pt 4. — P. 505−521.
  157. Juniper, K.C. The relationship among constructs in the health belief model and the transtheoretical model among African-American college women for physical activity / K.C. Juniper et al. // Am. J. Health Promot. 2004. — V. 18,№ 5.-P. 354−357.
  158. Kearney, J.M. Stages of change towards physical activity in a nationally representative sample in the European Union / J.M. Kearney // Public Health Nutr. 1999. — V. 2. — N 1A.-P. 115−124.
  159. Kim, C.J. The impact of a stage-matched intervention to promote exercise behavior in participants with type 2 diabetes / C.J. Kim, A.R. Hwang, J.S. Yoo // Int. J. Nurs. Stud. 2004. — V. 41, № 8. — P. 833−841.
  160. Lagra, F. Obesity and colorectal cancer / F. Lagra et al. // Tech. Colo-proctol. 2004. — V. 8, Suppl. 1. — P. S. 161-S. 163.
  161. Leslie, E. University campus settings and the promotion of physical activity in young adults: lessons from research in Australia and the USA / E. Leslie, P. B. Sparling, N. Owen//Health Educ.-2001.-V. 101,№ 3.-P. 116−125.
  162. Lindwall, M. The role of exercise and gender for physical self-perceptions and importance rating in Swedish university students / M. Lindwall, P. Hassmen // Scand. J. Med. Sci. Sports. 2004. — V. 14, № 6. — P. 373- 380.
  163. Livingstone, M.B. Daily energy expenditure in free living children: com• • 2 18 parison of heart rate monitoring with the doubly labeled water (H2 O) method / M. B. Livingstone et al. // Am. J. Clin. Nutr. 1992. — V. 56. — P.343.352.
  164. Marcus, B.H. Physical activity interventions using mass media, print media, and information technology / B. H. Marcus et al. // Am. J. Prev. Med. 1998. -V. 15, № 4.-P. 362−378.
  165. Marshall, S.J. The transtheoretical model of behavior change: a meta-analysis of applications to physical activity and exercise / S.J. Marshall, S.J. Biddle // Ann. Behav. Med. 2001. — V. 23, № 4. — P. 229−246.
  166. Nadalin, V. Reliability of self-reports: data from the Canadian Multi-Centre Osteoporosis Study (CaMos) / V. Nadalin, K. Bentvelsen, N. Kreiger // Chronic Dis. Can. 2004. — V. 25, № 2. — P. 28−31.
  167. Nakanishi, N. Daily life activity and the risk of developing hypertension in middle-aged Japanese men / N. Nakanishi, K. Suzuki // Arch. Intern. Med. -2005.-V. 165, № 2.-P. 214−220.
  168. National Institute of Health Consensus Development Panel on Physical Activity and Cardiovascular Health. Physical activity and cardiovascular health // JAMA. 1996. — V. 276. — P. 241−246.
  169. Nigg, C. R. Transtheoretical model: Examining adolescent exercise behavior / C. R. Nigg, K. S. Courneya// J. Adolesc. Health. 1998.- V. 22.-P. 214−224.
  170. Palushka, S.A. Physical Activity and Mental Health. Current Concepts / S.A. Palushka, T.L. Schwenk // Sports Med. 2000. — V. 29, № 3. — P. 167−180.
  171. Pate, R.R. Physical activity and public health: A recommendation from the Centers for Disease Control and Prevention and the American College of Sports Medicine / R. R. Pate et al. // JAMA. 1995. — V. 273. — P. 40207.
  172. Petosa, P.L. Social cognitive theory variable associated with physical activity among high school students / P.L. Petosa et al. // Unt. J. Sports Med. -2005.-V. 26,№ 2.-P. 158−163.
  173. Petosa, R. L. Predicting vigorous physical activity using social cognitive theory / R. L. Petosa, R. Suminski, B. Hortz // Am. J. Health. Behav. 2003. -V. 27, № 4. — P. 301−310.
  174. Piko, B. Health-related predictors of self-perceived health in a student population: the importance of physical activity / B. Piko // J. Com. Health. -2000. V. 25, № 2. — P. 125−137.
  175. Pinto, B.M. A stages of change approach to understanding college students physical activity / B.M. Pinto, B.H. Marcus // J. Am. College Health. -1995. -V. 44. P. 27−31.
  176. Pinto, B.M. Effects of a computer-based, telephone-counseling system on physical activity / B.M. Pinto et al. // Am. J. Prev. Med. 2002. — V. 23, № 2.-P. 113−120.
  177. Pollock, F.E. Jr. Use of isolated cold stress testing in determining normal lower extremity thermoregulation. / F.E. Pollock Jr. et al. // Foot Ankle -1990.-V. 10, N4.-P. 229−34.
  178. Prochaska, J.J. Examination of the factor structure of physical activity behaviors / J.J. Prochaska // J. Clin. Epidemiol. 2000. V. 53. -N 8. -P. 866−874.
  179. Prochaska, J.M. A transtheoretical approach to changing organizations / J.M. Prochaska, J.O. Prochaska, D.A. Levesque // Adm. Policy Ment. Health. -2001. V. 28, № 4. — P. 247−261.
  180. Prochaska, J.O. Stages and processes of self-change of smoking. Toward an integrative model of change / J.O. Prochaska, C.C. DiClemente // J. Cons. Clin. Psychol. 1983. — V. 51, № 3. — P. 390−395.
  181. Prochaska, J.O. The transtheoretical model of behavior change / J.O. Prochaska, W.F. Velicer // Am. J. Health Promot. 1997. — V. 12. — P. 388.
  182. Resnicow K, Vaughan R. A chaotic view of behavior change: a quantum leap for health promotion // Int. J. Behav. Nutr. Phys. Act. 2006. — T.12, N3.-P. 25−34.
  183. Riddoch, C. The health-related physical activity of children / C. Riddoch, C. Boreham // Sports Med. 1995. — V. 19. — P. 86−102.
  184. Rogers, L.Q. Exploring social cognitive theory constructs for promoting exercise among breast cancer patients / L. Q. Rogers et al. // Cancer Nurs. -2004. V. 27, № 6. — P. 46273.
  185. Rosen, C.S. Integrating stage and continuum models to explain processing of exercise messages and exercise initiation among sedentary college students / C.S. Rosen // Health Psychol. 2000. — V. 19, № 2. — P. 172−180.
  186. Rotter, J.B. Generalized expectancies for internal versus external control of reinforcement/ J.B. Rotter// Psychol. Monographs. 1966. — V. 80.
  187. Rovniak, L.S. Social cognitive determinants of physical activity in young adults: a prospective structural equation analysis / L.S. Rovniak et al. // Ann. Behav. Med. 2002. — V 24, № 2. — P. 149−156.
  188. Sallis, J. F. Environmental and Policy Interventions to Promote Physical Activity / J. F. Sallis, A. Bauman, M. Pratt // Am. J. Prev. Med. 1999. — V. 15,№ 4.-P. 379−398.
  189. Sallis, J.F. Determinants of exercise behavior / J.F. Sallis, M.F. Novell // Ex-erc. Sports Sci. Rev. 1990. — V. 11. — P. 307−330.
  190. Schneider, M. Impact of a school-based physical activity intervention on fitness and bone in adolescent females / M. Schneider et al. // J. Phys. Act. Health. 2007. — V 4, N 1. — P. 17−29.
  191. Steptoe, A. Leisure-time physical exercise: prevalence, attitudinal correlates, and behavioral correlates among young European from 21 countries / A. Steptoe et al. // Prev. Med. 1997. — V. 26, № 6. — P. 845−854.
  192. Stewart, I. Does God Play Dice?: The Mathematics of Chaos. Cambridge MA, Blackwell- 1989. P. 141.
  193. Sullum, J. Predictors of exercise relapse in a college population / J. Sullum, M. M. Clark, T. K. King // J. Am. Coll. Health. 2000. — V. 48, № 4. — P. 175−180.
  194. Tavani, A. Physical activity and risk of ovarian cancer: an Italian case-control study / A. Tavani et al. // Int. J. Cancer. 2001. — V. 91, № 3. — P. 407−411.
  195. Thompson, R. L. A cross-sectional survey of the opinions on weight loss treatments of adult obese patients attending a dietetic clinic / R. L. Thompson, D. E. Thomas // Int. J. Obes. Relat. Metab. Disord. 2000. — V. 24, № 2.-P. 164−170.
  196. U.S. Department of Health and Human Services. Physical activity and health: A report of the Surgeon General. Atlanta, GA / U.S. Department of Health and Human Services, 1996, Centers for Disease Control and Prevention.
  197. Verschuur, R. Habitual physical activity in Dutch teenager measured by heart rate / R. Verschuur, H.C.G. Kemper // Children and Exercise / R.A. Binkhorst, H. C. G. Kemper, W. H. M. Saris, eds. Champaign: Human Kinetics, 1985.-P. 194−202.
  198. Von, A.D. Predictors of health behaviors in college students / A. D. Von et al. // J. Adv. Nurs. 2004. — V. 48, № 5. — P. 463−474.
  199. Wallace, L.S. Characteristics of exercise behavior among college students: application of social cognitive theory to predicting stage of change / L.S. Wallace, J. Buckworth, T.E. Kirby, W.M. Sherman // Prev. Med. 2000. V. 31.-№ 5.-P. 494−505.
  200. Wannammethee, S. G. Physical activity in the prevention of cardiovascular disease: an epidemiological perspective / S.G. Wannammethee, A.G. Shaper // Sports Med. 2001. — V. 31, № 2. — P. 101−114.
  201. Wiley, D.C. Assessing the health behaviors of Texas college students / D. C. Wiley et al. //J. Am. Coll. Health. 1996. -V. 44. — P. 167−172.
  202. Williams, C.D. Psychosocial and demographic correlates of television viewing / C.D. Williams // Am. J. Health Promot. 1999. — V. 13. N 4. — P. 207 214.214. www.aipet.kz.
  203. Yin, Z. Behavioral and cognitive correlates of exercise self-schemata / Z. Yin, M. P. Boyd // J. Psychol. 2000. — V. 134, № 3. — P. 269−282.
  204. Zabinski, M.F. Effects of a physical activity intervention on body image in university seniors: project GRAD / M.F. Zabinski // Ann. Behav. Med. -2001. V. 23. — N 4. — P. 247−252.
Заполнить форму текущей работой