Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Метод и результаты исследования механических потерь в поршневом двигателе при использовании энергосберегающих моторных масел

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Механические потери, рассматриваемые в теории ДВС как невосполнимая часть подводимой при сгорании топлива энергии, теряемая на преодоление внутреннего и внешнего трения в движущихся сопряжениях, механизмах и смазочном материале, традиционно составляют значительную долю в тепловом балансе двигателя. Так, механический КПД у большинства серийно выпускаемых двигателей автотракторного типа редко… Читать ещё >

Содержание

  • 1. ОБЗОР СУЩЕСТВУЮЩИХ ПОДХОДОВ И МЕТОДОВ ОЦЕНКИ ЭНЕРГОСБЕРЕГАЮЩИХ СВОЙСТВ МОТОРНЫХ МАСЕЛ И ПРИСАДОК
    • 1. 1. Особенности режимов трения в поршневом ДВС
    • 1. 2. Принципы и способы снижения механических потерь
    • 1. 3. Понятия энергосберегающего моторного масла и антифрикционной присадки и проблема тестирования их антифрикционных свойств
    • 1. 4. Стандартизованные методы лабораторных испытаний
    • 1. 5. В нестандартные лабораторные методы
    • 1. 6. Стандартизованные стендовые моторные методы испытаний
    • 1. 7. Внестандартные моторные методы
    • 1. 8. Выводы, постановка цели и задач исследования
  • 2. РАЗРАБОТКА ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ОСНОВ КОМПЛЕКСНОГО МЕТОДА
    • 2. 1. Постановка задачи
    • 2. 2. Анализ и установление взаимосвязи между изменением механических потерь и скоростного режима ДВС
    • 2. 3. Обоснование и вывод зависимостей для оценки тепловыделения и температуры трения в ЦПГ
    • 2. 4. Адаптация диаграммы Штрибека для уточненного расчета сил и моментов трения смазываемых узлов ДВС
    • 2. 5. Прогнозирование изменения топливной экономичности по изменению механических потерь ДВС
    • 2. 6. Выводы
  • 3. РАСЧЕТНАЯ МОДЕЛЬ И РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ РАЗЛИЧНЫХ МОТОРНЫХ МАСЕЛ
    • 3. 1. Описание расчетной модели и программы
    • 3. 2. Цель, задачи и объекты численного эксперимента
    • 3. 3. Анализ результатов расчета
    • 3. 4. Выводы
  • 4. ОПИСАНИЕ И РЕЗУЛЬТАТЫ ПРИМЕНЕНИЯ КОМПЛЕКСНОЙ МЕТОДИКИ ОЦЕНКИ ЭНЕРГОСБЕРЕГАЮЩИХ СВОЙСТВ МОТОРНЫХ МАСЕЛ И ПРИСАДОК
    • 4. 1. Цель и задачи экспериментов
    • 4. 2. Объекты исследования
    • 4. 3. Концепция и описание комплексной методики
      • 4. 3. 1. Этап 1. Машина трения
      • 4. 3. 2. Этап 2. Поршневой трибометр
      • 4. 3. 3. Этап 3. Поршневой ДВС
    • 4. 4. Результаты применения методики
    • 4. 5. Выводы

Метод и результаты исследования механических потерь в поршневом двигателе при использовании энергосберегающих моторных масел (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Механические потери, рассматриваемые в теории ДВС как невосполнимая часть подводимой при сгорании топлива энергии, теряемая на преодоление внутреннего и внешнего трения в движущихся сопряжениях, механизмах и смазочном материале, традиционно составляют значительную долю в тепловом балансе двигателя. Так, механический КПД у большинства серийно выпускаемых двигателей автотракторного типа редко превышает значение 0,8 на номинальном режиме работы, на частичных же режимах величина этого показателя падает до 0,3.0,5. Эмпирически известна связь механических потерь с показателем удельного эффективного расхода топлива, а именно: при увеличении механических потерь расход топлива возрастает, и наоборот.

Одним из наиболее просто реализуемых на практике путей повышения топливной экономичности активно выступает в последнее время использование смазочных материалов, позволяющих снизить (в целом, правда, не более чем на 5.7%) потери на энергопотребление ДВС за счет сокращения потерь по трение. Такие смазочные материалы, в частности моторные масла, получают при сертификации признак «энергосберегающие». Эффект энергосбережения, фиксируемый в виде снижения расхода топлива, достигается, как правило, снижением исходной вязкости или оптимизацией вязкостно-температурной характеристики масла, а также введением в состав масел специальных, снижающих граничное трение соединений. Кроме того, в практике эксплуатации ДВС в ряде случаев получили применение (отдельно производимые или распространяемые) препараты, предназначаемые для введения в готовые товарные формы моторного масла с целью усиления или восстановления трибологиче-ских, чаще всего антифрикционных и противоизносных, свойств последнего.

Особенность сложившейся ситуации с притоком на отечественный рынок моторных масел и сопутствующих продуктов автохимии состоит в том, что в отличие от основных физико-химических показателей моторного масла, входящих в стандартный перечень технических условий, надежно идентифицировать принадлежность смазочного материала к разряду «энергосберегающего» не представляется возможным. Дело в том, что в настоящее время в России отсутствует как национальный стандарт, как и собственно научно обоснованный метод для оценки энергосберегающих свойств моторных масел и присадок, позиционируемых разработчиками как энергосберегающие. Используемые за рубежом методы (в частности, стандарт ASTM RR D02 1364 для испытаний Sequence VI А) малоприменимы для квалификационной проверки отечественных смазочных материалов. Это объясняется, во-первых, чрезвычайно высокой стоимостью таких услуг и, во-вторых, неочевидностью научной корректности указанного метода, состоящей хотя бы в спорности использования критерия расхода топлива как единственного для оценки энергосбережения. Ведь не секрет, что величину топливной экономичности ДВС определяет не столько уровень потерь на трение, сколько качество рабочего цикла, работа системы топливоподачи и целый ряд других факторов, отделить влияние которых от влияния собственно механических потерь в методе согласно Sequence IV весьма трудно.

Целый ряд используемых ныне отечественных подходов и методов для определения эффективности так называемых энергосберегающих моторных масел и антифрикционных присадок имеют разрозненный характер применения, научно недостаточно или вообще не обоснованы (в основном это варианты весьма приближенных методов часового расхода и, или метода Вилланса). В то же время необходимость в методе, позволяющем надежно, достоверно и, при этом, достаточно просто оценивать антифрикционные, а стало быть, энергосберегающие свойства смазочных материалов для ДВС стоит достаточно остро, особенно в перспективе, ясно говорящей о тенденции роста производства количества и ассортимента моторных масел на авторынке России. К разработке такого метода подталкивает и стремление как автовладельцев, так и поставщиков автомасел иметь уверенность в качестве используемых и производимых смазочных материалов, в частности и по их соответствию заявляемым энергосберегающим свойствам.

Цель исследования состоит в разработке концепции, научных основ и применении метода (комплекса методов) для оценки механических потерь в поршневом двигателе при использовании энергосберегающих моторных масел.

Для достижения указанной цели в работе ставятся и решаются следующие задачи:

1. Установление взаимосвязи между мощностью механических потерь и рядом основных, напрямую связанных с трением показателей двигателя.

2. Выполнение расчетного исследования эффективности энергосберегающего и обычного моторных масел.

3. Разработка, отладка и применение комплексного метода экспериментального определения механических потерь в поршневом двигателе при использовании энергосберегающих моторных масел.

Положениями, содержащими научную новизну и выносимыми на защиту, являются:

1. Постановка задачи об установлении (на аналитическом уровне) взаимосвязи между мощностью механических потерь и основными, физически обусловленными трением показателями режима работы двигателя.

2. Методический подход, позволивший на основе принятия ряда допущений и условий получить аналитические выражения, связывающие изменение механических потерь в ЦПГ соответственно с частотой вращения коленчатого вала и температурой цилиндра двигателя.

3. Концепция комплексного (многоэтапного) метода тестирования энергосберегающих моторных масел.

Работа выполнена на кафедре «Поршневые двигатели» Московского государственного технического университета им. Н. Э. Баумана.

Полученные в результате выполненного исследования программа расчета и комплексный метод используются при сравнительных испытаниях энергосберегающих моторных масел и присадок в ряде профильных научно-производственных организаций Российской Федерации, а также применяются в учебном процессе МГТУ им. Н. Э. Баумана. Разработанный метод рекомендован комиссией Росстандарта к включению в перечень квалификационных методов испытаний моторных масел.

ОБЩИЕ ВЫВОДЫ.

1. Обзор ранее выполненных работ выявил как перспективность, так и недостаточную изученность направления снижения механических потерь в ДВС, связанного с применением энергосберегающих моторных масел, а также неготовность существующей методической базы к надежной проверке их антифрикционных свойств.

2. В рамках развития теоретических основ нового методического подхода к оценке энергосбережения при использовании указанных смазочных материалов установлены на аналитическом уровне взаимосвязи механических потерь с рядом определяющих трение двигателя показателей, а именно: частотой вращения коленчатого вала на режиме холостого хода и температурой стенки цилиндра на режиме прокручивания двигателя без сжатия и охлаждения.

3. Для осуществления предварительных (до натурных испытаний) исследований влияния моторных масел на механические потери в двигателе выполнена модернизация известной модели и программы расчета динамики, гидродинамики и трибологии поршня ДВС: выполненные с помощью этой программы сравнительные расчеты применительно к двум типам поршневых двигателей показали эффект снижения мощности механических потерь в ЦПГ на 8−13% при переходе с обычного на энергосберегающее моторное масло.

4. На основе разработанных теоретических положений предложена концепция и создана соответствующая ей методика комплексного триболо-гического тестирования моторных масел, подразумевающая последовательное использование лабораторного, аналогового и моторного этапов испытаний, нарастающую информативность результатов и сокращение числа объектов испытаний при переходе от этапа к этапу.

5. Применение этой методики для ряда моторных масел позволило надежно выявить масла, обладающие лучшими трибологическими свойствами и значащим энергосберегающим эффектом, а также оценить условия и основные механизмы проявления этих свойств.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Автомобильные двигатели / В. М. Архангельский, М. М. Вихерт, А. Н. Воинов и др.- Под ред. М. С. Ховаха. М.: Машиностроение, 1977. — 591 с.
  2. Автомобильные и тракторные двигатели: Учебник для вузов / И. М. Ленин, А. В. Костров, О. М. Малашкин и др.- Под ред. И. М. Ленина. Изд. 2-е, доп. и перераб. — М.: Высшая школа, 1976. — Ч.1.- Теория двигателей и системы их топливоподачи. — 368 с.
  3. Определение потерь на привод агрегатов и механизмов дизеля Д-50 / Б. Э. Шабшаевич, А. В. Адамович, Н. К. Петров и др. // Тракторы и сельхозмашины. -1973.-№ 1.-С. 9−10.
  4. Трение и теплопередача в поршневых кольцах двигателей внутреннего сгорания: Справочное пособие /P.M. Петриченко, М. Р. Петриченко, А. Б. Канищев и др.- Под ред. P.M. Петриченко. Л.: ЛГУ, 1990. — 248 с.
  5. С.В. Снижение механических потерь в цилиндро-поршневой группе тракторного дизеля с воздушным охлаждением: Дисс.канд. техн. наук.- М., 1981.-223 с.
  6. .Н. Механические потери двигателя автомобиля «Москвич»// Автомобильная и тракторная промышленность. 1954. — № 2. — С. 14−21.
  7. Рык Г. М., Чирик П. И. Пути снижения механических потерь при форсировании двигателя типа Д-37 // Тракторы и сельхозмашины. 1966. — № 4. — С. 30−32.
  8. .Э., Адамович А. В. Исследование потерь на трение в поршневой группе дизеля Д-50 // Тракторы и сельхозмашины. 1970. — № 8. -С. 13−15.
  9. Furuhama S., Takiguchi М. Measurement of piston frictional force in actual operating diesel engine // Int. Jahrb. Tribologie.-1981. № 3. — P. 737−742.
  10. A.B., Макаров A.P., Смирнов C.B. Исследование влияния конструкции поршня бензинового двигателя на динамику его движения в цилиндре //Двигателестроение. -1991. № 3. — С. 3−6.
  11. Рык Г. М., Рогов Ф. М. Моделирование условий смазки поршня // Двигатели внутреннего сгорания: Респ. междувед. науч.- техн. сб. (Харьков). 1976.-Вып. 23.-С. 113−122.
  12. Рык Г. М., Рогов Ф. М. О характере сопряжения юбка поршня-цилиндр в двигателе СМД-60 // Двигатели внутреннего сгорания: Респ. междувед. науч.- техн. сб. (Харьков). 1976. — Вып. 23. — С. 122−128.
  13. Рык Г. М., Рогов Ф. М. Метод расчета и исследований условий смазки поршня // Двигатели внутреннего сгорания: Респ. междувед науч.-техн. сб. (Харьков). 1978. — Вып. 27. — С. 109−116.
  14. Ф.М. Исследование условий гидродинамической смазки поршня тракторного двигателя: Дисс. канд. техн. наук. Харьков, 1979. — 220 с.
  15. P.M., Шабанов А. Ю. Механизм образования смазочного слоя под комплектом поршневых колец ДВС // Двигателестроение. 1987.- № 4.-С. 6−10.
  16. А.Р. Снижение расхода масла на угар в двигателях тракторного типа // Тракторы, самоходные шасси и двигатели. М.: ЦНИИТЭИтракто-росельхозмаш, 1975. — 32 с.
  17. А.Р. Исследование и снижение расхода масла в высокооборотных дизелях: Автореф. дисс. докт-ратехн. наук.-JI., 1980.- 27 с.
  18. Трение и теплопередача в поршневых кольцах двигателей внутреннего сгорания: Справочное пособие /Р.М.Петриченко, М. Р. Петриченко, А. Б. Канищев и др.- Под ред. P.M. Петриченко. JL: ЛГУ, 1990. — 248 с.
  19. Новая гипотеза природы радиальной вибрации поршневых ко-лец/А.Ю. Шабанов, А. Б. Канищев, Ю. Н. Никитин и др.//Двигателестроение,-1988.- № 1.- С.58−60.
  20. С.М. Перемещение масла рабочей поверхностью поршневого кольца//Двигателестроение.-1981.- № 10, — С.10−12.
  21. JT.M. Расчет толщины масляного слоя на стенке цилиндра ДВС //Машиноведение. -1981 N 4. — С. 97−103.
  22. Л.М., Кобяков С. В. Основы расчетов смазки и трения поршневого кольца // Двигателестроение. 1985. — № 3. — С. 6−9.
  23. Л.М. Трение и смазывание пары поршневое кольцо-цилиндр ДВС. Проблемы и перспективы // Автомобильная промышленность. -1987. № 4. — С. 6−8.
  24. Л.М., Кобяков С. В. Исследования процессов смазывания и трения поршневых колец ДВС // Двигателестроение. 1990.- № 11. — С. 56−59.
  25. Л.М., Кобяков С. В. Исследования процессов смазывания и трения поршневых колец ДВС. Смазывающее действие поршневых колец //Двигателестроение. 1990. — № 12. — С. 42−46.
  26. Л.М., Кобяков С. В. Исследования процессов смазывания и трения поршневых колец ДВС // Двигателестроение. -1991.- № 1. С. 52−57.
  27. Э.М. Расчетная оценка толщины масляной пленки, формируемой поршневым кольцом //Двигателестроение. 1980. — № 10. — С. 16−19.
  28. Э.М., Усов П. П. Гидродинамическая смазка деформируемого поршневого кольца // Трение и износ. 1980. — Т. 1, № 6. — С. 10 001 010.
  29. Э.М. Гидродинамическая смазка поршневых колец с различной формой рабочей поверхности // Трение и износ. 1985. -Т. 6, № 5. -С. 859−865.
  30. Wakuri J., Tsude М., Yamashita М. A study of the oil loss past a series of piston rings // Bull, of the JSME. 1970. -Vol. 13, № 33. — P. 150−162.
  31. Todsen U. Schmierung, Reibung und Verschleiss am system Kolben-Ring-Zylinder von Hubkolbenmaschinen. Teil 1: Theoretische Untersuchungen des tribologischen systems Kolben-Ring-Zylinder // Schmierungstechnik+Tribologie. -1982.-Bd. 29, № 4. S. 160−162.
  32. Kruse H., Todsen U. Bisherige Forschungsarbeiten am tribologischen system Kolben-Kolbenring-Zylinder // Tribologie+Schmierungstechnik. 1986. — № 2. — S. 90−98.
  33. Элементы системы автоматического проектирования ДВС. Алгоритмы прикладных программ: Учебное пособие / P.M. Петриченко, С. А. Батурин, Ю. Н. Исаков и др., Под общ. ред. P.M. Петриченко. J1.: Машиностроение, 1990. — 328 с.
  34. P.M. Метод оценки гидродинамического трения в поршневой группе ДВС // Двигателестроение. 1979. — № 7. — С. 24−26.
  35. P.M. Физические основы внутрицилиндровых процессов в двигателях внутреннего сгорания: Учебное пособие. JL: ЛГУ, 1983. -244 с.
  36. P.M., Шабанов А. Ю. Гидродинамика масляного слоя под поршневыми кольцами двигателя внутреннего сгорания // Тр. АПИ (Барнаул). 1985. — № 461. — С. 26−28.
  37. С.М. Движение масла в зазоре между поршневым кольцом и зеркалом цилиндра при условии гидродинамической смазки // Двигателестроение. 1984. — № 3. — С. 54−57.
  38. Г. К. К вопросу о работе поршневых колец // Известия вузов. Машиностроение. 1977. — № 2. — С. 77−81.
  39. Г. К. Повышение экономичности форсированных дизелей на основе исследования и совершенствования кольцевого уплотнения поршня: Автореферат дисс. д-ра техн. наук. М., 1985. — 32 с.
  40. Eweis М. Reibung und Undichtigkeitsverluste am Kolbenringen //Forschung. Berlin: VDI, 1935. — H. 371. — S. 2−23.
  41. B.H., Кокорев И. А. Исследование трения легкого двигателя //Тр. НАТИ. -1931. -Вып.15. -124 с.
  42. К. Поршневые кольца. Эксплуатация и испытание/ Пер. с нем. под ред. В. К. Житомирского. -М.: Машгиз, 1963.- Т. 2. 362 с.
  43. Трение, изнашивание и смазка: Справочник- В 2-х кн. / Под ред. И. В. Крагельского, В. В. Алисина. М.: Машиностроение, 1978. — Кн. 1. — 400 с.
  44. B.C. Режим смазки пары трения поршневое кольцо-цилиндровая втулка ДВС // Двигателестроение. 1991. — № 10−11. — С. 19−23.
  45. В.Д. Письмо в редакцию (отклик на статью J1.M. Бур-штейна и С. В. Кобякова, опубликованную в журналах №№ 11, 12, 1990 г. и № 1,1991 г.) // Двигателестроение. -1991. № 12. — С. 53−54.
  46. С.В. Анализ режима трения деталей цилиндропоршневой группы автомобильного дизеля // Известия вузов. Машиностроение. 1999. — № 2−3.-С. 65−68.
  47. С.В. Условия смазки и трения деталей цилиндропоршневой группы ДВС: Матер, докл. VII междунар. научн.-практ. сем. «Совершенствование мощностных, экономических и экологических показателей ДВС». -Владимир, 1999.- С. 164−166.
  48. С. В., Аникин С. А., Сун Лисинь. Математическое моделирование трения в цилиндро-поршневой группе и подшипниках двигателя внутреннего сгорания // Матер. II Междунар. конф. Улан-Удэ, 2003. — Том. 3. -С. 155−158.
  49. С. В., Аникин С. А., Сун Лисинь. Моделирование и расчет затрат мощности на преодоление трения в подшипниках коленчатого валапоршневого двигателя // Известия вузов. Машиностроение. 2004. — № 3 — С. 2331.
  50. Сун Лисинь. Методика и результаты исследования потерь на трение в подшипниках кривошипно-шатунного механизма поршневого двигателя: Дисс. .канд. техн. наук. М., 2004, — 116 с.
  51. Д.С. Контактная гидродинамика смазки деталей машин.- М.: Машиностроение, 1976. 304 с.
  52. Мур Д. Основы и применения трибоники/Пер. с англ. С.А. Харламова- под общ. ред. И. В. Крагельского и Г. И. Трояновской. М.: Мир, 1978.- 487 с.
  53. Д.Р. Двигатели внутреннего сгорания с воздушным охла-ждением.-М.: Машиностроение, 1971.-536 с.
  54. Дизели с воздушным охлаждением Владимирского тракторного за-вода/В.В. Эфрос, Н. Г. Ерохин, Р. И. Кульчицкий и др. М.: Машиностроение, 1976.-277 с.
  55. Тракторные дизели: Справочник/Б.А. Взоров, А. В. Адамович, А. Г. Арабян и др.- под общ. ред. Б. А. Взорова.- М.: Машиностроение, 1981.-535 с.
  56. Г. Р. Быстроходные двигатели внутреннего сгорания / Пер. с англ. под общ. ред. М. Г. Круглова. М.: ГНТИ, I960.- 406 с.
  57. А.Б., Лашхи В. Л., Кулагин В. В. Использование модификаторов трения в моторных маслах эффективный способ снижения потерь мощности на трение //Двигателестроение.- 1980.- № 9.-С.24−25.
  58. В.В., Виппер А. Б., Кулагин В. В. Высокотемпературные антифрикционные присадки к моторным маслам//Трение и износ,-1980.-Т.1, № 4.-С.749−753.
  59. Экономия топлив при использовании специальных моторных ма-сел/В.Д. Резников, В. М. Кондратьев, С. Б. Борщевский и др. //Химия и технология топлив и масел.-1981.- № 11.- С.58−60.
  60. С.В., Папонов B.C. Актуальное направление работ в области снижения потерь на трение и износ тракторных и комбайновых двигателей: Сб. научн. тр. ЦНИТА.- Л., 1989.- С.33−35.
  61. А.Б., Непогодьев А. В. Новый тип антифрикционной и про-тивоизносной присадки //Топлива и смазочные материалы,-1986.-№ 3.-С.23.
  62. С.В., Холомонов И. А., Малый Л. Ф. Выбор и исследование смазочного материала с улучшенными триботехническими параметрами// Трение и износ.-1990.-Т.2, № 2.- С.317−322.
  63. A.M., Егорушкин Е. А., Чернявский Ю. Н. Топливо, смазочные материалы и охлаждающие жидкости: Учебник для вузов.- М.: ИПО «Полигран», 1995.- 272 с.
  64. Влияние высоко дисперсных металлоплакирующих присадок на антифрикционные и противоизносные свойства моторного масла/С.А. Воробьева, Е. А. Лавринович, В. В. Мушинский и др. //Трение и износ.- 1996.- Т.17, № 6.-С.827−830.
  65. С.В. Состояние проблемы и перспективы развития трибо-логического аспекта энергосбережения в двигателестроении//Известия вузов. Машиностроение.- 1995.- № 10−12, — С.71−79.
  66. С.В. Снижение механических потерь в автотракторных двигателях внутреннего сгорания: Дисс. д-ра техн. наук.- М., 1998. 319 с.
  67. С.В. Трибологические аспекты развития современных ДВС//Совершенствование мощностных, экономических и экологических показателей ДВС: Матер, докл. VIII междунар. научн.-практ. конф. Владимир, 2001.- С. 38−41.
  68. .Я., Адамович А. В., Тихомиров Я. В. Выбор длины шатуна автотракторных двигателей//Автомобильная промышленность, — 1961.- № 1.-С.13−17.
  69. В.А. Зависимость механических потерь от конструктивных параметров карбюраторного двигателя//Автомобильная промышленность, — 1961.- № 2.- С. 18−19.
  70. Рык Г. М., Эфрос В. В., Чирик П. И. Влияние перекосов осей деталей цилиндро-поршневой группы на механические потери дизеля//Тракторы и сельхозмашины,-1968.-№ 4.-С. 14−15.
  71. Д.Р., Эфрос В. В., Будунов М. Б. Влияние изменения отношения S/D на механические потери двигателя//Тракторы и сельхозмашины.-1973.-№ 1.-С.6−9.
  72. В.И., Салов А. Н. О снижении потерь форсированного дизеля воздушного охлаждения//Тракторы и сельхозмашины.-1975.- № 1.-С.21−23.
  73. Sander W., Strasser Е. Einflusse der Kolbengruppe auf die Reibleistung-verluste//MTZ.-1978.-No3 (39). S.101−103.
  74. A.c. 1 249 183. Поршень для двигателя внутреннего сгорания/С.В. Путинцев, В. К. Чистяков, Ю. С. Песоцкий и др. //Б.И. 1986.- № 29.-С.130.
  75. Пат. РФ 1 700 323. Поршень для двигателя внутреннего сгорания/С.В. Путинцев, А. В. Усенко, А. С. Шаповалов и др. //Б.И. -1991. № 47.- С. 145.
  76. С.В. Энергосберегающий поршень с двухопорной термоадаптивной юбкой. Часть 1: теоретическое обоснование//Известия вузов. Машиностроение.-! 996.-№ 7−9.-С.60−67.
  77. С.В. Энергосберегающий поршень с двухопорной термоадаптивной юбкой. Часть 2: расчет и эксперимент//Известия вузов. Машиностроение." 1996.-№ 10−12.-С.51 -5 6.
  78. Конструктивные особенности и технико-экономические показатели тракторных двигателей «Чента Феррари», «САМЭ» (Италия), «Дорман» (Англия): Обзор ЦНИИТЭИтракторосельхозмаш, — М., 1973.- 62 с.
  79. Г. К. Управление толщиной масляной пленки между мас-лосъемным поршневым кольцом и цилиндром//Известия вузов. Машиностроение.-1979.-№ 6.-С.67−71.
  80. Г. К., Воробьев В. И. Влияние массы маслосъемного кольца на расход масла в ДВС //Двигатели внутреннего сгорания (М.).-1983.- № 4−83−11.-С.5−7.
  81. Ю.Л., Левкин Г. М. Поршневые уплотнения инерционного типа новый возможный принцип конструирования //Двигателестроение.- 1987.- № 12.- С.50−52.
  82. Избирательный перенос в тяжелонагруженных узлах трения/Д.Н. Гаркунов, С. И. Дякин, О. Н. Курлов и др.- Под общ. ред. Д. Н. Гаркунова.- М.: Машиностроение, 1982.- 207 с.
  83. М.А., Енукидзе Б. М. Конструкторско-технологическое обеспечение надежности ДВС//Автомобильная промышленность.- 1988. № 8.-С.8−12.
  84. Избирательный перенос в цилиндро-поршневой группе ДВС/ В. Г. Заренбин, В. И. Андрейченко, Л. М. Волчок и др.//Современные проблемы три-ботехнологии: Тез. докл. I Всесоюз. научн.-техн. конф.-Николаев, 1988.- С.265−267.
  85. В.Г., Касумов А. Х. Исследование режимов приработки автомобильных двигателей при капитальном ремонте.-М.: Транспорт, 1983.- 78 с.
  86. Г. Н., Гуляев А. Е. Анализ возможности улучшения экономических показателей автомобиля за счет отключения части цилиндров дви-гателя//Автомобильные и тракторные двигатели: Межвуз. сб. (М.). 1980.-Вып.З. — С.42−49.
  87. Gerner D. Neue Metode zur Bestimmung des Reibmitteldrucks von Ver-brennungsmotoren//KFT.-1971 .-H.5 .-S. 13 8−140.
  88. Gerner D. Kraftstoffeinsparungen und Leistungssteigerung bei konstanter Schmierfilmviskositaet in Dieselmotor//Schmierungstechnik.-1971. H.9.- S.257−262.
  89. Gerner D., Le Nihn Nguen. Minimal zulaessige Schmierfilmzaehigkeit in Verbrennungsmotor // KFT.-1975.- H.7. S.202−203.
  90. Gerner D. Bilanz zu Untersuchungen der Reibungsverluste von Verbren-nungsmotoren // KFT.-1976.- H.12.- S.364−366.
  91. В.Д. Краткий справочник по свойствам смазочных материалов и топлив. М.: Лубризол, 1995. — 191 с.
  92. Моторные масла. Производство, свойства, классификация, применение: Научно-техничекие издание / Р. Балтенас, А. С. Сафонов, А. И. Ушаков и др. М.-СПб.: Альфа Лаб, 2000. — 272 с.
  93. И.И. Методы трибологических испытаний в национальных стандартах стран мира / Под. ред. В. Кершенбаума.-М.: Центр «Наука и техника», 1993.-321 с.
  94. С.В., Галата Р. А., Беклемышев В. И. Результаты триботе-хнических испытаний смазочных композиций для ДВС // Известия вузов. Машиностроение.-2000.-№ 3. -С. 51−56.
  95. Р.А. Снижение механических потерь в цилиндро-поршневой группе двигателя внутреннего сгорания применением антифрикционных присадок к моторному маслу: Дисс. .канд. техн. наук. М., 2002.- 132 с.
  96. B.C. Трибологические методы испытания масел и присадок. М.: Машиностроение, 1983. — 183 с.
  97. Смазочные материалы: Антифрикционные и противоизносные свойства. Методы испытаний: Справочник / P.M. Матвеевский, B.JI. Лашхи, И. А. Буяновский и др. М.: Машиностроение, 1989.- 232 с.
  98. Справочник по триботехнике. В 3-х томах, Т. З. Методы и средства триботехнических испытаний/Под ред. М Хебды и А. В. Чичинадзе. М.- Варшава: Машиностроение — ВКЛ, 1992. — 730 с.
  99. Основы трибологии (трении, износ, смазка): Учебник для технических вузов /Э.Д. Браун, Н. А. Буше, И. А. Буяновский и др. /Под ред. А. В. Чичинадзе. М.: Центр «Наука и техника», 1995.- 775 с.
  100. Ю.С., Артемьева В. П. Новое в трибологии смазочных материалов: Монография.- М.: ГУП Изд-во «Нефть и газ» РГУ нефти и газа им. И. М. Губкина, 2001, — 480 с.
  101. Режим смазки при возвратно-поступательном движении тел/Ю.Н. Дроздов, P.M. Матвеевский, В. В. Аждер и др.//Вестник машиностроения.-1979.- № 5.-С.17−20.
  102. Способ испытаний на износ узлов знакопеременного трения/А.Н. Гоц, М. Я. Лихтциндер, А. Д. Блинов и др.: Сб. научн. трудов ЦНИТА.-Л., 1989.-С.88−91.
  103. А.с. 2 206 090 РФ, МКИ3 G 01 N 33/30. Способ оценки энергосберегающих свойств моторных масел/Р.В. Бартко, В. А. Золотов //Открытия, изобретения.-2003.-№ 16.-С. 171.
  104. Пат. 1 712 808 РФ, МКИ3, G 01 М 15/00. Устройство для измерения силы трения в цилиндро-поршневой группе поршневых машин/С.В. Путин-цев//Б. И. 1992.-№ 6.-С.169.
  105. Поршневой трибометр для сравнительной оценки антифрикционных и противоизносных свойств смазочных материалов/С.В. Путинцев, А. С. Шаповалов, С. А. Аникин и др.//Трение и износ.-1998.-Т.19, № 2.-С.218−223.
  106. С.В. Трибометрия поршневых машин: Учеб. пособие.-М.: Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2003.-62 с.
  107. А.Н. Исследование способов экспериментального определения механических потерь в двигателях внутреннего сгорания: Автореф. дисс.канд. техн. наук.-М., 1974. 15 с.
  108. Испытания двигателей внутреннего сгорания/Б.С. Стефановский, Е. А. Скобцов, Е. К. Кореи и др.- М.: Машиностроение, 1972.-368 с.
  109. И.Я. Испытания двигателей внутреннего сгорания: Учебник для вузов.- М.: Высшая школа, 1975.-320 с.
  110. С.Н., Резников В. Д., Павлов А. Г. Методы отборочных испытаний антифрикционных присадок и энергосберегающих моторных ма-сел/УТрение и износ.- 1989.- Т. 10, № 2.- с.367−371.
  111. Двигатели армейских машин /П.М. Белов, В. Р. Бурячко, Е. И. Акатов и др.- Под ред. П. М. Белова.- М.: Воениздат, 1971. 4.1. — 511 с.
  112. Pasztor Е. Uber neuere Naerungs-Messverfahren des mechanischen Wirkungsgrades von Verbrennungsmotoren//MTZ.-1974.-No4.-S.l 13−119.
  113. А.А. Методика определения механических потерь в форсированном наддувом дизеле по нагрузочным характеристикам//Двигателестроение.-1988.-№ 9.-С.53−54.
  114. С.В., Аникин С. А., Галата Р. А. Аналитические выражения взаимосвязи механических потерь с топливной экономичностью ДВС //Известия вузов. Машиностроение. -2000. № 5−6 — С. 65−68.
  115. В.В. Оценка энергосберегающих свойств моторных масел по интегральному показателю // Тракторы и сельхозмашины. 2003. — № 6,-С.35−37.
  116. А.Б., Абрамов С. А., Балакин В. И. Методы оценки эффективности антифрикционных присадок к моторным маслам (Об-зор)//Двигателестроение.- 1982.- № 7.- С.41−43.
  117. Udelhofen J.H., Sicker W.L., Slater В.В. Evaluation techniques of fuel saving engine lubricants//The JSLE Lubrication Conference.-Tokyo, 1980.- P.30−35.
  118. Hart N., Klaus E.E. Laboratory testing of fuel efficient oils//SAE Pap. Techn. Ser. 1979.- No 790 731. — 13 p.
  119. Korcek S., Sorab J., Johnson M. Advances in fuel efficiency of engine оПз//13л European Automotive Symposium.- Sevilla, 1998. 11 p.
  120. А.И. Исследование механических потерь в дизелях типа Д-49: Автореферат дисс.канд. техн. наук.- М., 1973. 12 с.
  121. А.И. Распределение потерь в элементах шатунно-поршневой группы дизеля//Развитие комбинированных двигателей внутреннего сгорания.-М.: Машиностроение, 1974.-С.41−62.
  122. С.Г., Виппер А. В., Холомонов И. А. Масла и присадки для тракторных и комбайновых двигателей: Справочник. М.: Машиностроение, 1984.-208 с.
  123. А.Н., Чудиновских A.J1. Антифрикционные присадки -средство повышения эксплуатационных качеств двигателей//Автомобильная промышленность. 1990. — № 10. — С. 22−24.
  124. A.M. Присадки, экономящие топливо//Автомобильная промышленность.-1995.- № 8. С. 15−16.
  125. X. Системный анализ в трибонике: Пер. с англ. С. Х. Харламова.-М: Мир, 1982, — 351 с.
  126. С.А. Повышение энергоэкономических показателей четырехтактного дизеля на основе математического моделирования работы и совершенствования конструкции деталей поршневой группы: Дисс.канд. техн. наук. Тверь, 1997. — 166 с.
  127. С.В., Аникин С. А. Универсальная зависимость для нахождения динамической вязкости моторных масел в рабочем диапазоне температур//Двигателестроение. 1995. — № 1. — С.70−71.
Заполнить форму текущей работой