Метод и результаты исследования механических потерь в поршневом двигателе при использовании энергосберегающих моторных масел
![Диссертация: Метод и результаты исследования механических потерь в поршневом двигателе при использовании энергосберегающих моторных масел](https://westud.ru/work/2521154/cover.png)
Диссертация
Механические потери, рассматриваемые в теории ДВС как невосполнимая часть подводимой при сгорании топлива энергии, теряемая на преодоление внутреннего и внешнего трения в движущихся сопряжениях, механизмах и смазочном материале, традиционно составляют значительную долю в тепловом балансе двигателя. Так, механический КПД у большинства серийно выпускаемых двигателей автотракторного типа редко… Читать ещё >
Содержание
- 1. ОБЗОР СУЩЕСТВУЮЩИХ ПОДХОДОВ И МЕТОДОВ ОЦЕНКИ ЭНЕРГОСБЕРЕГАЮЩИХ СВОЙСТВ МОТОРНЫХ МАСЕЛ И ПРИСАДОК
- 1. 1. Особенности режимов трения в поршневом ДВС
- 1. 2. Принципы и способы снижения механических потерь
- 1. 3. Понятия энергосберегающего моторного масла и антифрикционной присадки и проблема тестирования их антифрикционных свойств
- 1. 4. Стандартизованные методы лабораторных испытаний
- 1. 5. В нестандартные лабораторные методы
- 1. 6. Стандартизованные стендовые моторные методы испытаний
- 1. 7. Внестандартные моторные методы
- 1. 8. Выводы, постановка цели и задач исследования
- 2. РАЗРАБОТКА ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ОСНОВ КОМПЛЕКСНОГО МЕТОДА
- 2. 1. Постановка задачи
- 2. 2. Анализ и установление взаимосвязи между изменением механических потерь и скоростного режима ДВС
- 2. 3. Обоснование и вывод зависимостей для оценки тепловыделения и температуры трения в ЦПГ
- 2. 4. Адаптация диаграммы Штрибека для уточненного расчета сил и моментов трения смазываемых узлов ДВС
- 2. 5. Прогнозирование изменения топливной экономичности по изменению механических потерь ДВС
- 2. 6. Выводы
- 3. РАСЧЕТНАЯ МОДЕЛЬ И РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ РАЗЛИЧНЫХ МОТОРНЫХ МАСЕЛ
- 3. 1. Описание расчетной модели и программы
- 3. 2. Цель, задачи и объекты численного эксперимента
- 3. 3. Анализ результатов расчета
- 3. 4. Выводы
- 4. ОПИСАНИЕ И РЕЗУЛЬТАТЫ ПРИМЕНЕНИЯ КОМПЛЕКСНОЙ МЕТОДИКИ ОЦЕНКИ ЭНЕРГОСБЕРЕГАЮЩИХ СВОЙСТВ МОТОРНЫХ МАСЕЛ И ПРИСАДОК
- 4. 1. Цель и задачи экспериментов
- 4. 2. Объекты исследования
- 4. 3. Концепция и описание комплексной методики
- 4. 3. 1. Этап 1. Машина трения
- 4. 3. 2. Этап 2. Поршневой трибометр
- 4. 3. 3. Этап 3. Поршневой ДВС
- 4. 4. Результаты применения методики
- 4. 5. Выводы
Список литературы
- Автомобильные двигатели / В. М. Архангельский, М. М. Вихерт, А. Н. Воинов и др.- Под ред. М. С. Ховаха. М.: Машиностроение, 1977. — 591 с.
- Автомобильные и тракторные двигатели: Учебник для вузов / И. М. Ленин, А. В. Костров, О. М. Малашкин и др.- Под ред. И. М. Ленина. Изд. 2-е, доп. и перераб. — М.: Высшая школа, 1976. — Ч.1.- Теория двигателей и системы их топливоподачи. — 368 с.
- Определение потерь на привод агрегатов и механизмов дизеля Д-50 / Б. Э. Шабшаевич, А. В. Адамович, Н. К. Петров и др. // Тракторы и сельхозмашины. -1973.-№ 1.-С. 9−10.
- Трение и теплопередача в поршневых кольцах двигателей внутреннего сгорания: Справочное пособие /P.M. Петриченко, М. Р. Петриченко, А. Б. Канищев и др.- Под ред. P.M. Петриченко. Л.: ЛГУ, 1990. — 248 с.
- Путинцев С.В. Снижение механических потерь в цилиндро-поршневой группе тракторного дизеля с воздушным охлаждением: Дисс.канд. техн. наук.- М., 1981.-223 с.
- Васильев Б.Н. Механические потери двигателя автомобиля «Москвич»// Автомобильная и тракторная промышленность. 1954. — № 2. — С. 14−21.
- Рык Г. М., Чирик П. И. Пути снижения механических потерь при форсировании двигателя типа Д-37 // Тракторы и сельхозмашины. 1966. — № 4. — С. 30−32.
- Шабшаевич Б.Э., Адамович А. В. Исследование потерь на трение в поршневой группе дизеля Д-50 // Тракторы и сельхозмашины. 1970. — № 8. -С. 13−15.
- Furuhama S., Takiguchi М. Measurement of piston frictional force in actual operating diesel engine // Int. Jahrb. Tribologie.-1981. № 3. — P. 737−742.
- Костров A.B., Макаров A.P., Смирнов C.B. Исследование влияния конструкции поршня бензинового двигателя на динамику его движения в цилиндре //Двигателестроение. -1991. № 3. — С. 3−6.
- Рык Г. М., Рогов Ф. М. Моделирование условий смазки поршня // Двигатели внутреннего сгорания: Респ. междувед. науч.- техн. сб. (Харьков). 1976.-Вып. 23.-С. 113−122.
- Рык Г. М., Рогов Ф. М. О характере сопряжения юбка поршня-цилиндр в двигателе СМД-60 // Двигатели внутреннего сгорания: Респ. междувед. науч.- техн. сб. (Харьков). 1976. — Вып. 23. — С. 122−128.
- Рык Г. М., Рогов Ф. М. Метод расчета и исследований условий смазки поршня // Двигатели внутреннего сгорания: Респ. междувед науч.-техн. сб. (Харьков). 1978. — Вып. 27. — С. 109−116.
- Рогов Ф.М. Исследование условий гидродинамической смазки поршня тракторного двигателя: Дисс. канд. техн. наук. Харьков, 1979. — 220 с.
- Петриченко P.M., Шабанов А. Ю. Механизм образования смазочного слоя под комплектом поршневых колец ДВС // Двигателестроение. 1987.- № 4.-С. 6−10.
- Пикман А.Р. Снижение расхода масла на угар в двигателях тракторного типа // Тракторы, самоходные шасси и двигатели. М.: ЦНИИТЭИтракто-росельхозмаш, 1975. — 32 с.
- Пикман А.Р. Исследование и снижение расхода масла в высокооборотных дизелях: Автореф. дисс. докт-ратехн. наук.-JI., 1980.- 27 с.
- Трение и теплопередача в поршневых кольцах двигателей внутреннего сгорания: Справочное пособие /Р.М.Петриченко, М. Р. Петриченко, А. Б. Канищев и др.- Под ред. P.M. Петриченко. JL: ЛГУ, 1990. — 248 с.
- Новая гипотеза природы радиальной вибрации поршневых ко-лец/А.Ю. Шабанов, А. Б. Канищев, Ю. Н. Никитин и др.//Двигателестроение,-1988.- № 1.- С.58−60.
- Савельев С.М. Перемещение масла рабочей поверхностью поршневого кольца//Двигателестроение.-1981.- № 10, — С.10−12.
- Бурштейн JT.M. Расчет толщины масляного слоя на стенке цилиндра ДВС //Машиноведение. -1981 N 4. — С. 97−103.
- Бурштейн Л.М., Кобяков С. В. Основы расчетов смазки и трения поршневого кольца // Двигателестроение. 1985. — № 3. — С. 6−9.
- Бурштейн Л.М. Трение и смазывание пары поршневое кольцо-цилиндр ДВС. Проблемы и перспективы // Автомобильная промышленность. -1987. № 4. — С. 6−8.
- Бурштейн Л.М., Кобяков С. В. Исследования процессов смазывания и трения поршневых колец ДВС // Двигателестроение. 1990.- № 11. — С. 56−59.
- Бурштейн Л.М., Кобяков С. В. Исследования процессов смазывания и трения поршневых колец ДВС. Смазывающее действие поршневых колец //Двигателестроение. 1990. — № 12. — С. 42−46.
- Бурштейн Л.М., Кобяков С. В. Исследования процессов смазывания и трения поршневых колец ДВС // Двигателестроение. -1991.- № 1. С. 52−57.
- Мохнаткин Э.М. Расчетная оценка толщины масляной пленки, формируемой поршневым кольцом //Двигателестроение. 1980. — № 10. — С. 16−19.
- Мохнаткин Э.М., Усов П. П. Гидродинамическая смазка деформируемого поршневого кольца // Трение и износ. 1980. — Т. 1, № 6. — С. 10 001 010.
- Мохнаткин Э.М. Гидродинамическая смазка поршневых колец с различной формой рабочей поверхности // Трение и износ. 1985. -Т. 6, № 5. -С. 859−865.
- Wakuri J., Tsude М., Yamashita М. A study of the oil loss past a series of piston rings // Bull, of the JSME. 1970. -Vol. 13, № 33. — P. 150−162.
- Todsen U. Schmierung, Reibung und Verschleiss am system Kolben-Ring-Zylinder von Hubkolbenmaschinen. Teil 1: Theoretische Untersuchungen des tribologischen systems Kolben-Ring-Zylinder // Schmierungstechnik+Tribologie. -1982.-Bd. 29, № 4. S. 160−162.
- Kruse H., Todsen U. Bisherige Forschungsarbeiten am tribologischen system Kolben-Kolbenring-Zylinder // Tribologie+Schmierungstechnik. 1986. — № 2. — S. 90−98.
- Элементы системы автоматического проектирования ДВС. Алгоритмы прикладных программ: Учебное пособие / P.M. Петриченко, С. А. Батурин, Ю. Н. Исаков и др., Под общ. ред. P.M. Петриченко. J1.: Машиностроение, 1990. — 328 с.
- Петриченко P.M. Метод оценки гидродинамического трения в поршневой группе ДВС // Двигателестроение. 1979. — № 7. — С. 24−26.
- Петриченко P.M. Физические основы внутрицилиндровых процессов в двигателях внутреннего сгорания: Учебное пособие. JL: ЛГУ, 1983. -244 с.
- Петриченко P.M., Шабанов А. Ю. Гидродинамика масляного слоя под поршневыми кольцами двигателя внутреннего сгорания // Тр. АПИ (Барнаул). 1985. — № 461. — С. 26−28.
- Савельев С.М. Движение масла в зазоре между поршневым кольцом и зеркалом цилиндра при условии гидродинамической смазки // Двигателестроение. 1984. — № 3. — С. 54−57.
- Кузнецов Г. К. К вопросу о работе поршневых колец // Известия вузов. Машиностроение. 1977. — № 2. — С. 77−81.
- Кузнецов Г. К. Повышение экономичности форсированных дизелей на основе исследования и совершенствования кольцевого уплотнения поршня: Автореферат дисс. д-ра техн. наук. М., 1985. — 32 с.
- Eweis М. Reibung und Undichtigkeitsverluste am Kolbenringen //Forschung. Berlin: VDI, 1935. — H. 371. — S. 2−23.
- Фомин B.H., Кокорев И. А. Исследование трения легкого двигателя //Тр. НАТИ. -1931. -Вып.15. -124 с.
- Энглиш К. Поршневые кольца. Эксплуатация и испытание/ Пер. с нем. под ред. В. К. Житомирского. -М.: Машгиз, 1963.- Т. 2. 362 с.
- Трение, изнашивание и смазка: Справочник- В 2-х кн. / Под ред. И. В. Крагельского, В. В. Алисина. М.: Машиностроение, 1978. — Кн. 1. — 400 с.
- Семенов B.C. Режим смазки пары трения поршневое кольцо-цилиндровая втулка ДВС // Двигателестроение. 1991. — № 10−11. — С. 19−23.
- Резников В.Д. Письмо в редакцию (отклик на статью J1.M. Бур-штейна и С. В. Кобякова, опубликованную в журналах №№ 11, 12, 1990 г. и № 1,1991 г.) // Двигателестроение. -1991. № 12. — С. 53−54.
- Путинцев С.В. Анализ режима трения деталей цилиндропоршневой группы автомобильного дизеля // Известия вузов. Машиностроение. 1999. — № 2−3.-С. 65−68.
- Путинцев С.В. Условия смазки и трения деталей цилиндропоршневой группы ДВС: Матер, докл. VII междунар. научн.-практ. сем. «Совершенствование мощностных, экономических и экологических показателей ДВС». -Владимир, 1999.- С. 164−166.
- Путинцев С. В., Аникин С. А., Сун Лисинь. Математическое моделирование трения в цилиндро-поршневой группе и подшипниках двигателя внутреннего сгорания // Матер. II Междунар. конф. Улан-Удэ, 2003. — Том. 3. -С. 155−158.
- Путинцев С. В., Аникин С. А., Сун Лисинь. Моделирование и расчет затрат мощности на преодоление трения в подшипниках коленчатого валапоршневого двигателя // Известия вузов. Машиностроение. 2004. — № 3 — С. 2331.
- Сун Лисинь. Методика и результаты исследования потерь на трение в подшипниках кривошипно-шатунного механизма поршневого двигателя: Дисс. .канд. техн. наук. М., 2004, — 116 с.
- Коднир Д.С. Контактная гидродинамика смазки деталей машин.- М.: Машиностроение, 1976. 304 с.
- Мур Д. Основы и применения трибоники/Пер. с англ. С.А. Харламова- под общ. ред. И. В. Крагельского и Г. И. Трояновской. М.: Мир, 1978.- 487 с.
- Поспелов Д.Р. Двигатели внутреннего сгорания с воздушным охла-ждением.-М.: Машиностроение, 1971.-536 с.
- Дизели с воздушным охлаждением Владимирского тракторного за-вода/В.В. Эфрос, Н. Г. Ерохин, Р. И. Кульчицкий и др. М.: Машиностроение, 1976.-277 с.
- Тракторные дизели: Справочник/Б.А. Взоров, А. В. Адамович, А. Г. Арабян и др.- под общ. ред. Б. А. Взорова.- М.: Машиностроение, 1981.-535 с.
- Рикардо Г. Р. Быстроходные двигатели внутреннего сгорания / Пер. с англ. под общ. ред. М. Г. Круглова. М.: ГНТИ, I960.- 406 с.
- Виппер А.Б., Лашхи В. Л., Кулагин В. В. Использование модификаторов трения в моторных маслах эффективный способ снижения потерь мощности на трение //Двигателестроение.- 1980.- № 9.-С.24−25.
- Лашхи В.В., Виппер А. Б., Кулагин В. В. Высокотемпературные антифрикционные присадки к моторным маслам//Трение и износ,-1980.-Т.1, № 4.-С.749−753.
- Экономия топлив при использовании специальных моторных ма-сел/В.Д. Резников, В. М. Кондратьев, С. Б. Борщевский и др. //Химия и технология топлив и масел.-1981.- № 11.- С.58−60.
- Путинцев С.В., Папонов B.C. Актуальное направление работ в области снижения потерь на трение и износ тракторных и комбайновых двигателей: Сб. научн. тр. ЦНИТА.- Л., 1989.- С.33−35.
- Виппер А.Б., Непогодьев А. В. Новый тип антифрикционной и про-тивоизносной присадки //Топлива и смазочные материалы,-1986.-№ 3.-С.23.
- Путинцев С.В., Холомонов И. А., Малый Л. Ф. Выбор и исследование смазочного материала с улучшенными триботехническими параметрами// Трение и износ.-1990.-Т.2, № 2.- С.317−322.
- Обельницкий A.M., Егорушкин Е. А., Чернявский Ю. Н. Топливо, смазочные материалы и охлаждающие жидкости: Учебник для вузов.- М.: ИПО «Полигран», 1995.- 272 с.
- Влияние высоко дисперсных металлоплакирующих присадок на антифрикционные и противоизносные свойства моторного масла/С.А. Воробьева, Е. А. Лавринович, В. В. Мушинский и др. //Трение и износ.- 1996.- Т.17, № 6.-С.827−830.
- Путинцев С.В. Состояние проблемы и перспективы развития трибо-логического аспекта энергосбережения в двигателестроении//Известия вузов. Машиностроение.- 1995.- № 10−12, — С.71−79.
- Путинцев С.В. Снижение механических потерь в автотракторных двигателях внутреннего сгорания: Дисс. д-ра техн. наук.- М., 1998. 319 с.
- Путинцев С.В. Трибологические аспекты развития современных ДВС//Совершенствование мощностных, экономических и экологических показателей ДВС: Матер, докл. VIII междунар. научн.-практ. конф. Владимир, 2001.- С. 38−41.
- Гинцбург Б.Я., Адамович А. В., Тихомиров Я. В. Выбор длины шатуна автотракторных двигателей//Автомобильная промышленность, — 1961.- № 1.-С.13−17.
- Какуевицкий В.А. Зависимость механических потерь от конструктивных параметров карбюраторного двигателя//Автомобильная промышленность, — 1961.- № 2.- С. 18−19.
- Рык Г. М., Эфрос В. В., Чирик П. И. Влияние перекосов осей деталей цилиндро-поршневой группы на механические потери дизеля//Тракторы и сельхозмашины,-1968.-№ 4.-С. 14−15.
- Поспелов Д.Р., Эфрос В. В., Будунов М. Б. Влияние изменения отношения S/D на механические потери двигателя//Тракторы и сельхозмашины.-1973.-№ 1.-С.6−9.
- Кольченко В.И., Салов А. Н. О снижении потерь форсированного дизеля воздушного охлаждения//Тракторы и сельхозмашины.-1975.- № 1.-С.21−23.
- Sander W., Strasser Е. Einflusse der Kolbengruppe auf die Reibleistung-verluste//MTZ.-1978.-No3 (39). S.101−103.
- A.c. 1 249 183. Поршень для двигателя внутреннего сгорания/С.В. Путинцев, В. К. Чистяков, Ю. С. Песоцкий и др. //Б.И. 1986.- № 29.-С.130.
- Пат. РФ 1 700 323. Поршень для двигателя внутреннего сгорания/С.В. Путинцев, А. В. Усенко, А. С. Шаповалов и др. //Б.И. -1991. № 47.- С. 145.
- Путинцев С.В. Энергосберегающий поршень с двухопорной термоадаптивной юбкой. Часть 1: теоретическое обоснование//Известия вузов. Машиностроение.-! 996.-№ 7−9.-С.60−67.
- Путинцев С.В. Энергосберегающий поршень с двухопорной термоадаптивной юбкой. Часть 2: расчет и эксперимент//Известия вузов. Машиностроение." 1996.-№ 10−12.-С.51 -5 6.
- Конструктивные особенности и технико-экономические показатели тракторных двигателей «Чента Феррари», «САМЭ» (Италия), «Дорман» (Англия): Обзор ЦНИИТЭИтракторосельхозмаш, — М., 1973.- 62 с.
- Кузнецов Г. К. Управление толщиной масляной пленки между мас-лосъемным поршневым кольцом и цилиндром//Известия вузов. Машиностроение.-1979.-№ 6.-С.67−71.
- Кузнецов Г. К., Воробьев В. И. Влияние массы маслосъемного кольца на расход масла в ДВС //Двигатели внутреннего сгорания (М.).-1983.- № 4−83−11.-С.5−7.
- Шепельский Ю.Л., Левкин Г. М. Поршневые уплотнения инерционного типа новый возможный принцип конструирования //Двигателестроение.- 1987.- № 12.- С.50−52.
- Избирательный перенос в тяжелонагруженных узлах трения/Д.Н. Гаркунов, С. И. Дякин, О. Н. Курлов и др.- Под общ. ред. Д. Н. Гаркунова.- М.: Машиностроение, 1982.- 207 с.
- Григорьев М.А., Енукидзе Б. М. Конструкторско-технологическое обеспечение надежности ДВС//Автомобильная промышленность.- 1988. № 8.-С.8−12.
- Избирательный перенос в цилиндро-поршневой группе ДВС/ В. Г. Заренбин, В. И. Андрейченко, Л. М. Волчок и др.//Современные проблемы три-ботехнологии: Тез. докл. I Всесоюз. научн.-техн. конф.-Николаев, 1988.- С.265−267.
- Заренбин В.Г., Касумов А. Х. Исследование режимов приработки автомобильных двигателей при капитальном ремонте.-М.: Транспорт, 1983.- 78 с.
- Рытвинский Г. Н., Гуляев А. Е. Анализ возможности улучшения экономических показателей автомобиля за счет отключения части цилиндров дви-гателя//Автомобильные и тракторные двигатели: Межвуз. сб. (М.). 1980.-Вып.З. — С.42−49.
- Gerner D. Neue Metode zur Bestimmung des Reibmitteldrucks von Ver-brennungsmotoren//KFT.-1971 .-H.5 .-S. 13 8−140.
- Gerner D. Kraftstoffeinsparungen und Leistungssteigerung bei konstanter Schmierfilmviskositaet in Dieselmotor//Schmierungstechnik.-1971. H.9.- S.257−262.
- Gerner D., Le Nihn Nguen. Minimal zulaessige Schmierfilmzaehigkeit in Verbrennungsmotor // KFT.-1975.- H.7. S.202−203.
- Gerner D. Bilanz zu Untersuchungen der Reibungsverluste von Verbren-nungsmotoren // KFT.-1976.- H.12.- S.364−366.
- Резников В.Д. Краткий справочник по свойствам смазочных материалов и топлив. М.: Лубризол, 1995. — 191 с.
- Моторные масла. Производство, свойства, классификация, применение: Научно-техничекие издание / Р. Балтенас, А. С. Сафонов, А. И. Ушаков и др. М.-СПб.: Альфа Лаб, 2000. — 272 с.
- Карасик И.И. Методы трибологических испытаний в национальных стандартах стран мира / Под. ред. В. Кершенбаума.-М.: Центр «Наука и техника», 1993.-321 с.
- Путинцев С.В., Галата Р. А., Беклемышев В. И. Результаты триботе-хнических испытаний смазочных композиций для ДВС // Известия вузов. Машиностроение.-2000.-№ 3. -С. 51−56.
- Галата Р.А. Снижение механических потерь в цилиндро-поршневой группе двигателя внутреннего сгорания применением антифрикционных присадок к моторному маслу: Дисс. .канд. техн. наук. М., 2002.- 132 с.
- Порохов B.C. Трибологические методы испытания масел и присадок. М.: Машиностроение, 1983. — 183 с.
- Смазочные материалы: Антифрикционные и противоизносные свойства. Методы испытаний: Справочник / P.M. Матвеевский, B.JI. Лашхи, И. А. Буяновский и др. М.: Машиностроение, 1989.- 232 с.
- Справочник по триботехнике. В 3-х томах, Т. З. Методы и средства триботехнических испытаний/Под ред. М Хебды и А. В. Чичинадзе. М.- Варшава: Машиностроение — ВКЛ, 1992. — 730 с.
- Основы трибологии (трении, износ, смазка): Учебник для технических вузов /Э.Д. Браун, Н. А. Буше, И. А. Буяновский и др. /Под ред. А. В. Чичинадзе. М.: Центр «Наука и техника», 1995.- 775 с.
- Заславский Ю.С., Артемьева В. П. Новое в трибологии смазочных материалов: Монография.- М.: ГУП Изд-во «Нефть и газ» РГУ нефти и газа им. И. М. Губкина, 2001, — 480 с.
- Режим смазки при возвратно-поступательном движении тел/Ю.Н. Дроздов, P.M. Матвеевский, В. В. Аждер и др.//Вестник машиностроения.-1979.- № 5.-С.17−20.
- Способ испытаний на износ узлов знакопеременного трения/А.Н. Гоц, М. Я. Лихтциндер, А. Д. Блинов и др.: Сб. научн. трудов ЦНИТА.-Л., 1989.-С.88−91.
- А.с. 2 206 090 РФ, МКИ3 G 01 N 33/30. Способ оценки энергосберегающих свойств моторных масел/Р.В. Бартко, В. А. Золотов //Открытия, изобретения.-2003.-№ 16.-С. 171.
- Пат. 1 712 808 РФ, МКИ3, G 01 М 15/00. Устройство для измерения силы трения в цилиндро-поршневой группе поршневых машин/С.В. Путин-цев//Б. И. 1992.-№ 6.-С.169.
- Поршневой трибометр для сравнительной оценки антифрикционных и противоизносных свойств смазочных материалов/С.В. Путинцев, А. С. Шаповалов, С. А. Аникин и др.//Трение и износ.-1998.-Т.19, № 2.-С.218−223.
- Путинцев С.В. Трибометрия поршневых машин: Учеб. пособие.-М.: Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2003.-62 с.
- Крылов А.Н. Исследование способов экспериментального определения механических потерь в двигателях внутреннего сгорания: Автореф. дисс.канд. техн. наук.-М., 1974. 15 с.
- Испытания двигателей внутреннего сгорания/Б.С. Стефановский, Е. А. Скобцов, Е. К. Кореи и др.- М.: Машиностроение, 1972.-368 с.
- Райков И.Я. Испытания двигателей внутреннего сгорания: Учебник для вузов.- М.: Высшая школа, 1975.-320 с.
- Лютый С.Н., Резников В. Д., Павлов А. Г. Методы отборочных испытаний антифрикционных присадок и энергосберегающих моторных ма-сел/УТрение и износ.- 1989.- Т. 10, № 2.- с.367−371.
- Двигатели армейских машин /П.М. Белов, В. Р. Бурячко, Е. И. Акатов и др.- Под ред. П. М. Белова.- М.: Воениздат, 1971. 4.1. — 511 с.
- Pasztor Е. Uber neuere Naerungs-Messverfahren des mechanischen Wirkungsgrades von Verbrennungsmotoren//MTZ.-1974.-No4.-S.l 13−119.
- Кочуров А.А. Методика определения механических потерь в форсированном наддувом дизеле по нагрузочным характеристикам//Двигателестроение.-1988.-№ 9.-С.53−54.
- Путинцев С.В., Аникин С. А., Галата Р. А. Аналитические выражения взаимосвязи механических потерь с топливной экономичностью ДВС //Известия вузов. Машиностроение. -2000. № 5−6 — С. 65−68.
- Салмин В.В. Оценка энергосберегающих свойств моторных масел по интегральному показателю // Тракторы и сельхозмашины. 2003. — № 6,-С.35−37.
- Виппер А.Б., Абрамов С. А., Балакин В. И. Методы оценки эффективности антифрикционных присадок к моторным маслам (Об-зор)//Двигателестроение.- 1982.- № 7.- С.41−43.
- Udelhofen J.H., Sicker W.L., Slater В.В. Evaluation techniques of fuel saving engine lubricants//The JSLE Lubrication Conference.-Tokyo, 1980.- P.30−35.
- Hart N., Klaus E.E. Laboratory testing of fuel efficient oils//SAE Pap. Techn. Ser. 1979.- No 790 731. — 13 p.
- Korcek S., Sorab J., Johnson M. Advances in fuel efficiency of engine оПз//13л European Automotive Symposium.- Sevilla, 1998. 11 p.
- Меден А.И. Исследование механических потерь в дизелях типа Д-49: Автореферат дисс.канд. техн. наук.- М., 1973. 12 с.
- Меден А.И. Распределение потерь в элементах шатунно-поршневой группы дизеля//Развитие комбинированных двигателей внутреннего сгорания.-М.: Машиностроение, 1974.-С.41−62.
- Арабян С.Г., Виппер А. В., Холомонов И. А. Масла и присадки для тракторных и комбайновых двигателей: Справочник. М.: Машиностроение, 1984.-208 с.
- Первушин А.Н., Чудиновских A.J1. Антифрикционные присадки -средство повышения эксплуатационных качеств двигателей//Автомобильная промышленность. 1990. — № 10. — С. 22−24.
- Данилов A.M. Присадки, экономящие топливо//Автомобильная промышленность.-1995.- № 8. С. 15−16.
- Чихос X. Системный анализ в трибонике: Пер. с англ. С. Х. Харламова.-М: Мир, 1982, — 351 с.
- Аникин С.А. Повышение энергоэкономических показателей четырехтактного дизеля на основе математического моделирования работы и совершенствования конструкции деталей поршневой группы: Дисс.канд. техн. наук. Тверь, 1997. — 166 с.
- Путинцев С.В., Аникин С. А. Универсальная зависимость для нахождения динамической вязкости моторных масел в рабочем диапазоне температур//Двигателестроение. 1995. — № 1. — С.70−71.