Актуальность исследования совершенствование организации транспортного обеспечения внешнеэкономических связей Федеративной Республики Нигерии (ФРН) определяется рядом национальных особенностей и международных отношений страны.
Нигерия обладает относительно крупным хозяйственным потенциалом. Она занимает второе место после ЮАР среди государств африканского континента, расположенных южнее сахары, по объему ВВП и внешней торговли на душу населения. Хотя её экономика базируется, на нефти.1 Страна располагается крупными запасами полезных ископаемых. Такие, например уголь, олово, бокситы, уран, цинк, свинец, марганец, асбест. Устойчивым спросом на мировом рынке пользуется продукция ее сельского хозяйства и рыболовства. Вместе с тем Нигерия вынуждена в больших количествах импортировать продукцию обрабатывающей промышленности, сырье, продовольствие. На фоне больших объемов экспортно-импортных операций главным связующим элементом и катализатором внешнеэкономических связей выступает транспорт.
Следуя логике обеспечения внешнеэкономических связей Нигерии, выделяются четыре основных района, где транспортный фактор играет интегрирующую роль в хозяйственно-культурной консолидации территории страны. В число таких районов входят юго-западные (Лагос — Абеокута — Ибадан — Ило-рин), юго-восточные (Порт-Харкорт — Энугу — Макурди), центральные (ИлоринКадуна — Макурди — Джое) и северные (Кацина — Кано — Майдугури) участки транспортных коридоров Нигерии.
Наибольший удельный вес в отправках грузов по республике занимает автомобильный транспорт — 80%. На долю перевозок другими видами транспорта.
1 Нигерия занимает второе место в Африке и шестое в мире по добыче нефти. 3 приходится 20%. Во внешнеэкономической деятельности страны отправках грузов осуществляется водным и воздушным транспортом — около 65% 15%. Остальные перевозки приходятся на другие виды транспорта. При этом в решающей мере деятельность этой сферы экономики находится в руках иностранного капитала. Принято считать, он контролирует 80% импорта и 90% экспорта страны. Динамику национального производства, характер потребления, объем валовых сбережений резидентов и нерезидентов, а также экспорт-импорт товаров и услуг и связанного с ними баланса притока-оттока ресурсов иллюстрирует таблица 1.
Развитие транспортной сети повышает эффективность экономики Нигерии и напрямую связано с размещением основных производственных комплексов. Этот принцип явился основой формирования структуры автомобильного, железнодорожного, воздушного, морского и трубопроводного транспорта, в результате чего все основные трубопроводные магистрали, автомобильные и железные дорогие подходят к портовым городам. Создание эффективно функционирующей транспортной системы, прежде всего, ориентировано на добычу и вывоз полезных ископаемых.
С этой точки зрения, совершенствование транспортного обеспечения, важно в расширении производственных связей между сельским хозяйством и промышленностью и стимулировании процесса экономической интеграции. Поэтому его отношения с размещением производства, зависит от уровня обеспеченности основных экономических центров транспортом.
Во второй половине 90-х гг. правительством сформулирована задача структурной перестройки экономики. Прежде всего, — создание новых перспективных 4 П.
Таблица 1.
Структура использования ВВП Нигерии (в текущих ценах, млн. дол. США, %).
Год ВВП Потребление Валовые сбережения Валовые капиталоЭкспорт товаров и услуг Импорт товаров и услуг Баланс притока и оттока ресурсов всего Государственное Частное всего Резиденты Нерезиденты всего Государственные Частные.
1960 3381 92,5 5,9 86,6 7,5 13,2 14,5 20,2 -5.7.
1970 7825 84,0 10,3 73,7 16,0 15,7 17,0 16,7 0,3.
1980 64 202 68,6 10,4 58,2 31,4 21,3 29,4 19,2 10,2.
1985 80 956 87,4 13,5 73,9 12,6 8,7 3,9 9,0 5,7 3,2 16,1 12,4 3,7.
1990 28 472 70,6 15,1 55,5 29,4 19,4 10,0 14,7 3,8 43,4 28,8 14,6.
1995 32 109 81,8 IU 55,4 18,2 IU 7Д 16,1 7,0 9,1 44,3 42,2 2,1.
1996 46 446 66,5 8,0 70,1 33,5 27,8 5,7 12,8 6,7 6,1 48,1 27,4 20,7.
1997 52 153 78,1 8,5 70,0 21,9 17,3 4,6 15,3 8,6 6,7 40,9 34,3 6,6.
Источники: UN. Yearbook of National Accounts Statistics 1980, Vol. I, Part 2, p. 1093;
UN. National Accounts Statistics: Mail Aggregates and Detailed Tables 1987, Part П, p. The World Bank. World Development Indicators 1996. Wash., 1996, p. 23−32- The World Bank. World Development Indicators 1998/99. Wash., Dec. 1998, p. 22−31. отраслей хозяйства. Необходимость экономических реформ обусловлена тем, что со времени получения независимости страна сумела пройти период экстенсивного развития хозяйства. Он позволил заложить основы самостоятельного развития. Однако в 80-е годы Нигерия столкнулась с серьезными социально-экономическими проблемами. Стагнация внешнеэкономической сферы стала дестабилизирующим фактором, провоцирующим политическую нестабильность.
Среди влиятельных политических, экономических групп общества сформировалось мнение, что без коренного изменения методологии, принципов и подходов к индустриализации невозможно обеспечить процесс поступательного расширенного воспроизводства. Страна должна стать более открытой в системе международного разделения труда. С этой целью в качестве перспективной стратегии выбрано сочетание таких направлений и принципов, как экспор-ториентирование и импортзамещение. При этом одним из главных условий реализации правительственных программ, их принципиальной составляющей признана необходимость решения вопроса транспортного обеспечения внешнеэкономических связей Нигерии, прежде всего на основах стимулирования национального бизнеса.
Целью настоящей работы является комплексное исследование основных возможностей и направлений совершенствования транспортного обеспечения внешенеэкономической сферы. Принципиальным моментам при этом выступает многоуровневый учет факторов, связанных как с макроэкономическим анализом, изучением практики функционирования отдельных отраслей, предприятий, так и административными мерами, со спецификой западно-африканской интеграции.
По своей внутренней структуре транспортная система представляет комплекс экономических, коммерческих, правовых, организационных мер воздействия и форм управления транспортными средствами и другими объектами производственной инфраструктуры на всех этапах и уровнях, т. е. в сфере производства, потребления и обращения товарной продукции. При этом все элементы транспортного обеспечения находятся не только в процессе тесного взаимодействия, но взаимообусловлены международными экономическими связями.
В тоже время динамика развития производственной инфраструктуры страны напрямую зависит также от политической воли и выбранных временных рамок, способов и механизмов планируемого процесса. Все это в решающей мере относится к анализу конкретных мер государства и частного сектора по организации и совершенствованию транспортного обеспечения внешнеэкономических связей Нигерии, ибо в конечном итоге они определяют масштабы, служат условием реформирования национальной экономики. Исследование данной проблемы представляется весьма актуальным для Нигерии.
Совершенствование транспортного обеспечения внешнеэкономических связей касается не только грузопассажирских потоков. Прямо и косвенно к этому вопросу примыкает множество экономических, социальных, политических, технических, административных проблем. Например, нигерийское общество знает большое число примеров того, как резкие изменения в системе таможенных льгот, а также тарифов на автомобильные и авиаперевозки провоцировали глубокий политический кризис.
В этой связи мы исходим из того, что правительство может действовать только в определенных рамках. Это, в свою очередь, служит одним из объективных критериев системы административного регулирования в условиях рыночной экономики. Рамки подобного вмешательства в частный бизнес со стороны государства должны учитывать интересы различных групп населения, а также национальных и иностранных бизнесменов. Такой подход является еще одним доводом актуальности выбранной темы.
Система транспортного обеспечения внешнеэкономических связей Нигерии служит составляющей комплекса общественных отношений, поскольку они оказывают заметное влияние на размещение производительных сил, создание новых территориально-производственных комплексов, а также на возможности отдельных капиталов. Более того, технологии, существующие в транспортной системе, играют специфическую роль в вопросах развития культуры, интеграции с соседними странами, обеспечении обороноспособности государства и т. д.
Современные требования к проведению комплексного исследования, новые законодательные акты и недостаточная разработанность методологии транспортного обеспечения внешнеэкономических связей Нигерии на новом этапе интегрирования страны в систему международного разделения труда предопределили выбор диссертационного исследования и обусловили его цель и задачи.
Цель диссертационного исследования заключается в выявлении принципов и механизмов совершенствования, закономерностей и основных направлений развития транспорта Нигерии с точки зрения его роли в организации внешнеэкономических связей страны. При этом транспортное обеспечение последних, в качестве агрегированной категории, находит отражение в конкретных сферах хозяйства (автомобильный, железнодорожный, водный, трубопроводный, воздушный транспорт), возможности устойчивой работы которых зависят от большого числа дестабилизирующих факторов. С необходимостью решения подобных проблем сталкиваются не только исполнительные и законодательные ветви федеральных, штатных и муниципальных властей, но и хозяйствующие субъекты. Решение этой важной для Нигерии народнохозяйственной практики требует научного обобщения.
В соответствии с поставленной целью диссертантом решались следующие задачи:
•исследовались основы государственной транспортной политики с учетом изменений во внешнеэкономической практике Нигерии второй половины 90-гг.;
•изучались характерные черты и особенности западно-африканской интеграции, роль и место в этом процессе транспорта Нигерии;
•определялась противоречивая взаимосвязь подписанных страной международных соглашений в области транспортного обеспечения внешнеэкономических связей с интересами и практикой участвующих в подобных связях субъектов;
• анализировались роль, место и уровень развития транспорта в экономике республики;
•обосновывались формы, правила и практика взаимодействия Нигерии с основными партнерами по внешнеэкономической деятельности;
•выявлялись основные проблемы и приоритетные направления развития автомобильного, железнодорожного, водного, трубопроводного, воздушного транспорта.
Объектом исследования является система внешнеэкономических связей Нигерии в условиях стимулируемой со второй половины 90-х годов открытой, рыночной экономики.
Предметом исследования избраны роль, место, практика федеральных органов, штатов и муниципалитетов, а также субъектов хозяйственной деятельности, связанных с основными сферами, транспортного комплекса страны, динамика которых прямо или опосредствованно определяет и обеспечивает внешнеэкономические связи.
Теоретической и методологической основой диссертации послужили работы нигерийских и российских исследователей, посвященные проблемам развития транспортной системы Тропической Африки в целом и Нигерии в частности. В качестве информационной базы использованы труды, хранящиеся в Российской Государственной библиотеке, Ибаданском и Лагосском университете. Большую помощь при написании диссертации оказали материалы Статистического управления ФРН, Статистического управления Министерства транспорта ФРН, документы Правительства Нигерии, доклады и обзоры ООН, ЮНКТАД, МВФ, МБРР, ГАТТ/ВТО, ИКАО и других международных организаций, а также расчеты автора.
В ходе выполнения диссертационной работы использовались различные методы исследования, основу которых составили диалектический, в сочетании с системно-структурным и функциональным О подходом, а также методы количественного и качественного анализа, экономическая статистика, метод экспертных оценок.
Научная новизна работы определяется комплексным анализом трех органически взаимосвязанных групп проблем, которые формируют открытую экономику Нигерии, а также служат условием динамизации и диверсификации ее международных экономических связей.
Первая группа связана с формированим межгосударственного экономического пространства, где используются как традиционные, так и оригинальные формы хозяйственного взаимодействия Нигерии с государствами мира. При этом особая роль «гиганта черного континента», в качестве системообразующего интеграционного фактора западно-африканской группы стран является очевидной.
Вторая группа предполагает формирование систем приоритетов и национальных интересов, когда такие связи должны строиться на принципах рыночной экономики. Важным условием и гарантом достижения цели должно быть совпадение национальных векторов экспорториентированной и импортзаме-щающей индустриализации с тенденциями процесса глобализации мирохозяйственных связей.
И, наконец, третьая группа связана с адекватным сочетаним на которых строится транспортное обеспечение внешенеэкономических связей в условиях углубляющейся интеграции страны в мировую экономику строится на соответствующем транспортном обеспечении внешнеэкономических связей.
Такого рода анализ, учитывающий динамику последних лет, российскими и иностранными специалистами не проводился.
Основные результаты исследования, характеризующие его научную новизну и личный вклад автора, выражаются в следующем:
•проанализировано состояние транспортной системы Нигерии и выявлена ее роль в обеспечении внешнеэкономических связей;
•определены основные международные, в том числе двусторонние, соглашения и их роль в управлении транспортным обеспечением ВЭС страны;
• выяснена специфика отраслевой структуры транспорта Нигерии и функция отдельных его видов в обеспечении внешнеэкономических связей;
•критически изучена система мероприятий государства в области транспортного обеспечения внешнеэкономических связей Нигерии;
•показано, как взаимодействие участников внешнеэкономических связей определяется уровнем национальной инфраструктуры, когда последняя, в значительной степени, зависит от ресурсов (в т.ч. полезных ископаемых), сложившейся схемы доставки грузов и, что самое принципиальное, роли страны в системе международного разделения труда;
•проанализирована взаимосвязь ряда законодательных актов, планов социально-экономического развития в целом, регионального хозяйства в частности, и совершенствования структуры транспортного обеспечения ВЭС;
• обоснованы рекомендации по повышению эффективности транспортной системы как важнейшей части инфраструктуры, оптимизации взаимодействия различных видов транспорта;
• предложены рекомендации по развитию транспортной системы Нигерии с учетом того, что региональный подход должен оптимально сочетаться с планами взаимодействия территории страны как единого народнохозяйственного комплекса в вопросах стимулирования ВЭС.
Практическая значимость работы состоит в разработке и обосновании конкретных предложений по улучшению организации транспортной системы Нигерии. Этих Рекомендации могут быть использованы в программе территориального планирования и процесса транспортного освоения конкретного региона. Таких же, в практике развития отдельного вида транспорта государственными организациями при решении задачи обеспечения внешнеэкономических связей страны.
Публикации. Основное содержание диссертации изложено в 3 работах.
Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, выводов и списка использованной литературы, содержащего 132 наименования. Работа изложена на 166 страницах машинописного текста, содержит 16 таблиц.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
Проблемы и перспективы, стоящие перед Нигерией, во многом определяются практикой ее регулярных военных переворотов. Всякое новое правительство, как правило, останавливало ход реализации предыдущего плана. Таким образом, хроническое невыполнение принимаемых в стране программ стало серьезной внутриэкономической проблемой.
Определенные изменения наметились в конце 80-х годов. С 1987 года основные усилия нигерийского правительства направлены на реализацию «Программы структурной корректировки в экономике», которая делает акцент на создании механизма управления народным хозяйством и взаимодействия его отраслей. Принятые меры, основываются на фондомонетаристских концепциях.
После того, как в начале 90-х годов в стране начал набирать силу процесс стабилизации, правительство приступило к широкомасштабному проведению экономических реформ. Результаты их применения привели к сокращению государственных субсидий на нефтепродукты, падению курса найры, вызвали рост цен на транспорт, жилье и основные продукты питания. В макроэкономическом плане, эти меры заложили основу для реализации первой очереди плана восстановления национальной экономики. Это открывало возможности для интенсификации внешнеэкономических связей, как основы поступления в страну иностранного капитала и технологий. Решение этой проблемы во многом упирается в практику совершенствования организации внешнеэкономических связей.
Главным направлением реализации государственной программы до 2005 г. является создание условий, которые бы отвечали среднемировой практике. Совершенствование внешнеэкономических связей напрямую связано с региональным освоением национальной территории. Рост валового продукта на перифе рии в конечном итоге является условием наращивания объемов внешней торговли. Таким образом, роль транспорта в этом вопросе является двуединой. С одной стороны, оказание содействия по развитию и повышению отдачи народнохозяйственных комплексов отдельных штатов, а с другой, обеспечение динамичного развития внешнеэкономических связей. От того, насколько в стране адекватно будут развиваться процессы по обобществлению производства, росту уровня жизни населения, стране окажется под силу занять более высокого ме-^ сто в системе международного разделения труда.
Во взаимодействии предпринимателей, обслуживающих внутренние и международные экономические связи, и сложилась национальная система транспортной связи Нигерии. От ее развития во многом зависит ход экономических реформ. Однако транспорт является не только интегрирующим фактором экономики. Он активно участвует в формировании новой структуры хозяйства.
По нашему мнению, основные задачи и направления государственной по* литики в области совершенствования и развития транспортного обеспечения ВЭС Нигерии должны включать следующие аспекты:
— разработку правовой базы хозяйственной деятельности транспортных предприятий;
— укрепление политической стабильности как условие для продолжения экономических реформ;
— систему мер по поддержке национальных транспортных предприятий * (субсидии, льготы, прямая экономическая помощь);
— совершенствование административных мер, защищающих интересы, прежде всего, мелких и средних предпринимателей этой сферы;
— учет перспективы демографической ситуации;
— соответствие требованиям по охране окружающей среды, что должно быть оформлено в качестве специального закона;
— конкретизацию правил международного сотрудничества и подписание соответствующих документов с заинтересованными юридическими лицами, а также международными организациями и государствами.
Мировое сообщество вступило в новое тысячелетие. За послевоенный период экономика развитых стран претерпела существенные изменения, технологии продвинулись далеко вперед. Транспорт стал важнейшей, если не ключевой составляющей национальной экономики. При аритмичной работе «кровеносной системы» стагнирует вся экономика.
Естественно, существование большинства транспортных проблем определяется историческими условиями колониального периода. Однако нельзя не учитывать и те факторы, которые тормозили развитие транспорта Нигерии в последние сорок лет: откровенно слабая роль государства в экономике, принцип остаточного финансирования, практическое отсутствие какой либо связи с нынешним этапом НТР и т. д. Необходимо отметить и тот немаловажный факт, что девиз нигерийской экономики выражался принципом, который можно сформулировать как «минимум затрат — максимум прибыли». Данный подход абсолютно неприемлем в отношении развития транспортной системы, так как она является фондоемкой отраслью.
В этом изначально заложен принцип бессистемности транспортного развития. Анклавный характер промышленных районов является наглядной иллюстрацией проблемы. Создание национальной транспортной сети крайне дорогостоящий проект, который поднимает вопрос о региональной интеграции. Поэтому на сегодняшний день Нигерия не способна на строительство транспортной системы, адекватной мировым стандартам.
В то же время, тесная связь Нигерии с экономикой развитых стран приводит к тому, что на национальном уровне существует проблема разорванных производственных циклов. Это ведет к нерациональному использованию даже имеющегося транспорта, который зачастую работает по схеме «экспорт-импорт» для одного и того же производства. Таким образом, можно утверждать, что преодоление тенденций формирования анклавного характера экономики Нигерии является важнейшим фактором для создания нормально функционирующей распределительно-обменной системы общества.
Надо отметить, что расширительная трактовка состава инфраструктурных отраслей, свойственная развитым странам, сменяется на весьма суженый под-Ф ход, когда речь заходит о такой постколониальной стране как Нигерия и сводится к понятию «национальная транспортная система». Здесь корпорации, заинтересованные в развитии преимущественно сырьевых отраслей, берут на себя в первую очередь инициативу создания транспортных сооружений, а также промышленной энергетики, необходимых для функционирования горнообогатительных предприятий или агропромышленных комплексов. В этом случае ориентация инфраструктурных объектов направлена на обеспечение «быстрого * вывоза» продукции. Неудивительно, что уровень постколониального транспорта резко отличался от развитых стран и характеризуется как раз минимальным развитием непроизводственных объектов.
В результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
1. В решении проблем, стоящих перед Нигерией — всестороннего развития производительных сил, более эффективного использования природных и люд* ских ресурсов, укрепления территориальной целостности, политического единства, национальной независимости и общего подъема экономики — особую роль играет транспорт. Он является индикатором уровня развития и степени выраженности территориальных особенностей и социально-экономического качества регионов. Объективная логика развития транспортной системы приводит к уменьшению территориальной выраженности природной, социально-политической неоднородности пространства.
2. Генезис транспортного освоения Нигерии можно представить как последовательную смену трех принципов, которым соответствует определенный уровень развития транспортной сети в социально-экономической системе страны.
Доколониальный период развития транспорта в Нигерии характеризуется сочетанием традиционных видов в патриархальном нигерийском обществе, которые не смогли по современным понятиям стать интегрирующим фактором образования системы внутригосударственных экономических связей.
Колониальный период развития транспорта Нигерии характеризуется возникновением современных видов транспорта в сочетании с традиционными, получившими импульс формирования в интересах метрополий. Причем естественная трансформация патриархальной транспортной сети Нигерии была нарушена процессом европейской колонизации, что затормозило формирование пространственно-хозяйственного единства страны. Транспортная система создавалась, прежде всего, для обеспечения экспортно-импортных потоков. Транспортные оси создавали параллельно расположенные коридоры наиболее освоенных территорий. Эти пути начинались в портовых городах Нигерии (Лагос, Порт-Харкорт и др.) образуя пространства, в которых происходили основные интеграционные процессы в экономике страны. Следовательно, из интеграционных процессов искусственно изымались обширные регионы, имевшие слабую транспортную связь. Тем не менее, сложившаяся в колониальный период транспортная сеть являлась неким каркасом внешнеэкономических связей. На этой основе формировались предпосылки единой транспортной системы.
Постколониальный период создал новые условия. Транспортная сеть Нигерии приобрела характер интегрирующего фактора. Это подтверждается изменением отдельных видов транспорта, которые переориентировались экспортно-импортных на внутригосударственное обслуживание. При этом транспортная система в условиях самостоятельного государственного развития Нигерии получила возможность стать фактором не только внутригосударственной, но и межгосударственной интеграции. Это подтверждается увеличением протяженности и густоты транспортной сети в приграничных районах Нигерии, а также заинтересованностью государства в осуществлении западно-африканские проектов строительства автомагистралей.
3. Изучение отраслевой и территориальной структуры транспорта Нигерии позволил выделить ряд характерных особенностей.
Автомобильный транспорт отличается особым динамизмом развития. Он носит более доступный для елабоосвоенных районов характер и отличается большим интеграционным потенциалом.
Железнодорожная сеть Нигерии сохраняет колониальный характер размещения и уровня развития. Ее главные магистрали практически не имеют крупных «ответвлений» и характеризуются слабой разветвленностью. Сегодня железные дороги не способны сформировать в стране широкую систему горизонтальных торгово-экономических связей.
Трубопроводный транспорт Нигерии — самый молодой в ее транспортной системе. Располагаясь в отдельных районах Нигерии, трубопроводный транспорт, создает неравные условия для их экономического и социального развития. Соединяя крупные промышленные центры страны, он служит укреплению хозяйственно-культурного потенциала развитых территорий и не способствует интеграционному процессу в периферийных районах, которые выполняют транзитную функцию в передаче нефти и газа, не располагая средствами для их местного использования.
Речной транспорт Нигерии имеет локальную интеграционную функцию, в отличие от автомобильного. Для страны характерно слабое взаимодействие речных видов транспорта с другими средствами передвижения.
Большое значение для становления экономической независимости страны имеет морской транспорт, поскольку его функция связана с обеспечением межгосударственных грузовых перевозок. Особое место в транспортной системе Нигерии занимают порты. Их развитие обсловлено наличием у страны широкой протяженности береговой линии, сопряженной с железнодорожными, автомобильными и речными артериями, связанными с глубинными районами. Для морских портов Нигерии характерно постоянное стремление к расширению хозяйственной сферы. Задачи, которые стоят перед Нигерией в связи с углублением рыночных реформ и интенсификацией народного хозяйства, требуют совершенствования работы морского транспорта. В перспективе ожидается значительное увеличение объема морских грузопотоков, образование новых судоходных линий, повышение доли Нигерии в мировой торговле.
4. Для нигерийского транспорта актуальное значение имеет определение концепции государства в области обеспечения внешнеэкономических связей страны, в особенности в области морского и воздушного транспорта.
По нашему мнению, для совершенствования системы организации управления морским и воздушным транспортом необходимо выполнить следующие основные задачи:
•создать гибкую структуру организации управления морским и воздушным транспортом;
• внедрить международные стандарты качества услуг предприятий морского и воздушного транспорта;
•разработать судоходную политику и политику в области воздушного транспорта.
Для ускоренного развития морского и воздушного транспорта, по нашему мнению, Нигерия должна разрабатывать свою политику в соответствии с новыми условиями. Эта политика в ближайшее время должна быть направлена на:
•поощрение развития национального морского и воздушного флота, портов и аэропортов и предприятий морского и воздушного транспорта;
•расширение международного сотрудничества в области морского судоходства и авиации;
•предоставление национальным предприятиям преимущественного права перевозок грузов;
•укрепление национальных позиций Нигерии в мировом судоходстве и в авиационных перевозках.
В соответствии с требованиями развития экономики страны, в диссертации предлагается разработанная автором программа развития морского транспорта Нигерии на период до 2005 г.
При разработке государственных транспортных программ должны быть обеспечены следующие требования: осуществлена рационализация сферы использования транспортных перевозокустановлены реальные пропорции в отдельных подсистемах и звеньяхобоснована структура нового строительства, реконструкции и модернизации материально-технической базы транспортаулучшена координация со смежными видами транспорта страны, а также соответствие уровню мировых перевозок.
5. Принцип полного и исключительного государственного суверенитета в воздушном пространстве страны является основным принципом международного воздушного права. На основе его государство вправе устанавливать национальный режим своего воздушного пространства в соответствии с его интересами, регулировать все полеты в пределах своей территории, а также коммерческую деятельность иностранных авиатранспортных предприятий, которым предоставлено право полета.
Анализируя пути и тенденции развития гражданской авиации, следует подчеркнуть, что до сих пор сохраняется сильная зависимость Нигерии, от развитых стран. Ввиду слабой материально-технической базы Нигерия, стремящаяся к подъему национальной гражданской авиации, вынуждена обращаться за помощью к развитым странам.
В этом смысле сотрудничество Нигерии с ИКАО ставит ряд вопросов. Трудно переоценить помощь, оказываемую ИКАО Нигерии, так как страна неоднократно высказывалась за дальнейшее сотрудничество с этой авторитетной международной организацией и отмечала ее положительную роль в решении сложных проблем развития воздущного транспорта страны.
Однако рассмотренные вопросы сотрудничества с ИКАО позволили выявить значительные неиспользованные возможности и резервы в данной области. Так, было бы вполне оправданным открытие в Нигерии хотя бы небольших центров гражданской авиации, которые могли бы готовить национальные кадры, поскольку постоянное привлечение иностранных специалистов (в Первую очередь экспертов ИКАО) по наиболее сложным проблемам авиации все равно не может решить кадровый вопрос и, к тому же, это сопряжено со значительными финансовыми затратами. В этих условиях строительство учебных центров окупалось бы в течение минимального периода времени.
Недостаточно полно также используются возможности взаимовыгодного развития воздушных сообщений на внутреннем африканском рынке. В большинстве случаев страны Африки имеют прямые воздушные связи со странами Европы и Северной Америки, в то время как между самими африканскими странами они развиты слабо. Было бы целесообразно в этой связи исправить это положение, включив соответствующий пункт в заключаемые между африканскими странами двусторонние соглашения о воздушном сообщении.
6. Предлагаемые условия и принципы развития транспорта Нигерии показывают, что он транспорт может эффективно функционировать при наличии материально-технической базы и транспортной инфраструктуры, а также механизма управления транспортом. В настоящее время транспортная инфраструктура в Нигерии не только слаба, но и разрушается.
В условиях острой необходимости совершенствования транспортной системы Нигерии оптимизация взаимодействия между ее различными секторами имеет решающее значение как для экономики страны в целом, так и служит одним из ключевых условий развития внешнеэкономической деятельности страны.
Сбалансированное развитие всех видов транспорта, их четкое взаимодействие с различными субъектами хозяйственной деятельности является непременным условием реализации Нигерией намеченных программ.