Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Особенности и проблемы привлечения иностранных инвестиций в экономику региона

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В последние годы в целях привлечения иностранных инвестиций в РД проводилась большая законотворческая работа, в частности, в 2001 г. был принят закон РД «Об иностранных инвестициях», нацеленный на создание благоприятных условий для привлечения иностранного капитал в экономику республики. Тем не менее, существенных сдвигов в привлечении иностранных инвестиций пока не произошло. В этой связи… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. Регион как объект привлечения иностранных инвестиций
    • 1. 1. Региональные аспекты государственного регулирования иностранных инвестиций с учетом мирового опыта
    • 1. 2. Динамика, отраслевая специфика и региональное распределение иностранных инвестиций в Российской Федерации
    • 1. 3. Особенности оценки и дифференциации инвестиционного климата в России и регионах
  • ГЛАВА 2. Роль иностранных инвестиций в развитии внешнеэкономических связей региона (на примере Республики Дагестан)
    • 2. 1. Внешнеэкономические аспекты реализации инвестиционного потенциала Республики Дагестан на современном этапе
    • 2. 2. Основные тенденции привлечения внутренних и иностранных инвестиций в экономику Республики Дагестан
    • 2. 3. Основные тенденции организации совместных предприятий с участием иностранного капитала на территории Республики Дагестан
    • 2. 4. Роль федеральных целевых программ в активизации деятельности по привлечению иностранных инвестиций в экономику Республики Дагестан
  • ГЛАВА 3. Направления развития инвестиционного сотрудничества
  • Республики Дагестан с зарубежными странами
    • 3. 1. Стратегия и инструменты повышения привлекательности региона как объекта иностранного инвестирования
    • 3. 2. Пути улучшения инвестиционного климата и совершенствования инвестиционной политики Республики Дагестан на современном этапе
    • 3. 3. Разработка мер по привлечению иностранных инвестиций в экономику Республики Дагестан

Особенности и проблемы привлечения иностранных инвестиций в экономику региона (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Современная мировая экономика характеризуется существенным возрастанием роли иностранных инвестиций. Так, общий объем накопленных в мире иностранных инвестиций составил на конец 2011 г. 20,4 трлн. долл. и возрос по сравнению с 1990 г. в 10 раз.1 Кроме того, характерной чертой является качественное изменение структуры международного движения капитала, поскольку иностранные инвестиции приобретают новый, транснациональный характер. Интересы отдельных транснациональных корпораций зачастую не совпадают с интересами национальных государств, поэтому любой стране в рамках реализации стратегии реформирования экономики необходима разработка принципиально новых подходов к привлечению иностранного капитала.

Выбор зарубежных стран в пользу ПИИ обусловлен тем, что, в отличие от прочих форм инвестирования, ПИИ являются долгосрочными и поэтому менее подвержены воздействию различного рода рецессий и мировых кризисов. В связи с этим, ПИИ могут сбалансировать вероятность массового оттока капиталов из страны. В добавок к этому, в отличие от краткосрочных финансовых вложений, ПИИ, поступившие в экономику страны, невозможно физически оперативно вывезти из страны в преддверии ухудшения общехозяйственной и товарно-рыночной конъюнктуры.

В современных условиях российская экономика продолжает испытывать дефицит инвестиционного капитала для эффективного функционирования и развития многих отраслей экономики. Эта проблема связана с нехваткой внутренних источников накопления, ограниченностью финансирования инвестиций из региональных, местных бюджетов и от частных инвесторов. В связи с этим привлечение прямых иностранных инвестиций (foreign direct investment) (ПИИ) следует рассматривать в качестве ключевого, наиболее значимого и перспективного направления развития внешнеэкономических связей страны и дальнейшей либерализации ее внешнеэкономической деятельности.

1 World Investment Report 2012: Towards a New Generation of Investment Policies. — New Yotk & Geneva, UN, UN-CTAD, October 2012. P.173.

Как свидетельствует сложившаяся зарубежная практика, рост притока иностранных капиталовложений является залогом обеспечения высоких темпов экономического роста, а также сглаживания региональных диспропорций (например, в Китае). Более того, интеграция экономики страны в современную систему мирохозяйственных связей и выхода на оптимальные для нее позиции в международном разделении труда невозможны без полноценного участия страны в процессах международного движения капитала. В развитых зарубежных странах накоплен большой опыт привлечения иностранных инвестиций в экономику в различных формах, как, например, привлечения капитала на мировом фондовом рынке, организация совместных предприятий, создание предприятий в стране со стопроцентным зарубежным участием, концессионный механизм привлечения иностранных инвестиций.

Актуальность выбранной темы диссертационного исследования обостряется в условиях российской экономики по двум основаниям:

1) многие отдаленные регионы России остро нуждаются в модернизации их экономики и создания условий для их стабильного экономического роста, для чего основным источником могут служить масштабные инвестиционные программы развития с привлечением зарубежных партнеров;

2) в мире накоплен колоссальный опыт развития региональной экономики за счет привлечения иностранного капитала, который, несомненно, будет полезен для развития российских регионов с разными уровнями социально-экономического развития. Очевидно, что речь идет об инвестировании прежде всего в реальный сектор экономию!

В целом в результате двадцатилетнего периода реформ инвестиционный климат в нашей стране значительно улучшился, и отдельные российские регионы располагают высоким экономическим потенциалом, разнообразными природными ресурсами (в первую очередь, минерально-сырьевые, земельные и лесные, трудовые), а также потенциально емким внутренним рынком на многие товары. Помимо прочего, за последние годы многие регионы России провели ряд серьезных мероприятий по улучшению своего инвестиционного климата и существенно улучшили свой инвестиционный имидж в глазах мирового финансового сообщества.

В целом следует отметить, что ПИИ играют ключевую роль в динамике экономического роста и повышения уровня жизни и благосостояния национальной экономики ее отдельных регионов. Поэтому никакие реформы в экономике не могут дать положительного эффекта без активизации инвестиционного процесса с привлечением зарубежных инвесторов, поскольку последние привносят в экономику страны не только капитал в денежной форме, но и новейшие технологии, а также передовой опыт организации управления. Наконец, иностранные инвестиции могут способствовать повышении. Конкурентоспособности товаров, производимых внутри страны, на мировом рынке. Внутренние капиталовложении зачастую такого эффекте дать не могут.

Степень разработанности темы исследования. В последние годы в зарубежной и отечественной экономической науке было проведено немало серьезных исследований, касающихся анализу общих подходов, принципов и тенденций использования ПИИ, в том числе и на уровне регионов страны. Тем не менее, российская специфика с наличием в ней так называемых депрессивных регионов, в условиях обостренной социально-политической ситуацией в них, требует рассмотрения данной научной проблемы несколько под иным углом. Иными словами, региональный уровень ставит некоторые барьеры для привлечения иностранных инвестиций, и необходимость ликвидации этих барьеров в рамках корректировки стратегии привлечения иностранного капитала в экономику страны, подчеркивает актуальность диссертационного исследования.

При этом очевидно, что инвестиционные стратегии отдельных регионов существенно отличаются — свою специфику имеют приграничные регионы, регионы Крайнего Севера и т. д. Депрессивные приграничные регионы, к которым относится и Республику Дагестан (РД), имеют свою, ярко выраженную специфику, поскольку, с одной стороны, экономика Республики значительно длительный период выходит из кризисного состояния, а с другой — является одной из самых стабильных и развитых на Северном Кавказе, и ее опыт формирования стратегии привлечения иностранного капитала может быть полезен и другим национальным республикам региона. Одновременно, значение иностранных инвестиций для социально-экономического развития РД изучена незначительно, поскольку нет работ, в которых бы экономика депрессивного приграничного региона России рассматривалась в качестве серьезного потенциального объекта для привлечения ПИИ. Также в научных работах по экономике российских регионов практически не проработаны такие конкретные вопросы, как формирование региональной правовой базы и других благоприятных условий иностранного инвестирования (таких, как, например, гарантии прав собственности, обеспечение политической стабильности, а также нормативных документов в области налогообложения).

Цель диссертационного исследования — разработка комплекса мер, направленных на активизацию притока зарубежных инвесторов в экономику Республику Дагестан с позиций ее потребностей в капиталовложениях и основных тенденций ее социально-экономического развития на современном этапе.

В ходе исследования были поставлены и решены следующие основные задачи:

— критически оценить зарубежный и отечественный опыт привлечения иностранных инвестиций в экономику регионов в целях интенсификации темпов экономического роста и стабилизации условий социально-экономического развития;

— оценить постоянно растущую потребность реального сектора российской экономики в иностранных инвестициях в послекризисный период и насущную необходимость поиска принципиально новых, альтернативных источников привлечения ПИИ;

— провести анализ основных тенденций и современных проблем социально-экономического развития РД, выявить инструменты ускоренной экономической динамики в Республике, ее конкурентные преимущества по отраслям и сферам деятельности;

— показать специфику динамики и структуры внутренних и иностранных инвестиций и их значение для социально-экономическое развитие РДоценить конкретные потребностей разных отраслей в экономике в привлечении зарубежных инвесторов;

— оценить воздействие изменения валютного, инвестиционного и налогового законодательства РФ на изменение инвестиционного климата РД;

— показать значимую роль и узкие места федеральных и региональных целевых программ в привлечении иностранных инвестиций в РД;

— сформулировать ключевые направления политики РД в сфере привлечения иностранных инвестиций на долгосрочную перспективу.

Объект исследования — современный этап привлечения иностранных инвестиций в экономику Республики Дагестан.

Предмет исследования — организационно-экономический механизм обеспечения благоприятного инвестиционного климата для привлечения зарубежных инвесторов в экономику Республики Дагестан как в условиях глобального экономическолго кризиса, так и в контексте задач модернизации российской экономики в целом.

Теоретической и методологической основой исследования явились фундаментальные исследования современных отечественных и зарубежных ученых по теоретическим основам инвестиционного процесса и формирования инвестиционной политики на государственном и региональном уровнях, вопросам развития мирохозяйственных связей и интеграционных процессов и роли в них различных форм иностранного инвестированиярегулированию иностранных инвестиций на уровне субъектов РФ: Л. И. Абалкина, А. Г. Аганбегяна, А. Ш. Ахмедуева, А. Г. Гранберга, И. Х. Джанхотова, С. И. Долгова, В. Г. Игнатова, В. И. Ишаева, Д. С. Львова, В. Н. Овчинникова, Н. Я. Петракова, И.П. Фаминско-го, С. С. Шаталина, В. Н. Шенаева, В. Г. Алиева, Я. Г. Бучаева, Ю. Н. Сагидова, Р. Г. Сомоева, и др. В основу исследования положен системный подход и применение общенаучных методов, таких как анализ и синтез разрозненных статистических данных, логический метод, исторический метод, метод сравнительного анализа.

Информационная и источниковедческая база исследования. В ходе подготовки диссертационного исследования автор широко использовал официальные международные издания, материалы правительственных органов, статистических ведомств, российских экономических научно-исследовательских институтов в исследуемой области: Института мировой экономики и международных отношений (ИМЭМО) РАН, Института экономики РАН, Института международных экономических и политических исследований РАН, Всероссийской академии внешней торговли, Московского государственного института международных отношений (МГИМО) (Университет) МИД РФ, и др. Для подготовки и написания работы важную роль сыграли материалы зарубежных институтов и организаций: Конференции ООН по торговле и развитию (ТЖСТАХ)), Международного валютного фонда. Также были использованы материалы официальной статистики РФ, в том числе данные Федеральной таможенной службы (ФТС), Росстата и Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Дагестан.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в том, что в нем предложена и обоснована авторская концепция интенсификации притока иностранных инвестиций в экономику депрессивного региона РФ на примере Республики Дагестан в современных условиях, с учетом воздействия основных барьеров на этом пути как общеэкономического, так и регионального характера.

Научные результаты, отражающие личный вклад автора в разработку ключевых положений диссертационного исследования, обладающие научной новизной, содержащие приращение научных знаний в исследуемой области, заключаются в следующем:

— выявлены ключевые формы и направления государственного регулирования привлечения иностранных инвестиций в экономику регионов России, объединяющие в себе: 1. Содействие зарубежным инвесторам в предоставлении необходимой информации, земли и сооружений для организации совместных инвестиционных объектов. 2. Институциональное обеспечение процесса возрастания инвестиционного потенциала региона за счет создания полноценных таможенной службы, банковской системы в регионах. 3. обеспечение равных возможностей у отдельных регионов страны для развития международного инвестиционного сотрудничества. 4. Обеспечение участия региона в международных финансовых операциях. 5. Выборочная поддержка приоритетных в плане иностранного инвестирования отраслей, в первую очередь. Системообразующих и стратегических отраслей экономики региона;

— выявлены возможности активного развития внешней торговли несырьевыми товарами региона за счет: организации совместных предприятий с иностранными инвесторами в этой сфереиспользования возможностей иностранных инвесторов в сфере маркетинга (наличие дистрибьюторской сети, рекламные возможности) — осуществления совместных торговых операций с иностранными инвесторами на рынках зарубежных стран;

— выявлено, что, несмотря на то, что темпы экономического роста РД (а именно, темпы роста валового регионального продукта (ВРП)) в последние годы опережают среднероссийские показатели (причем на РД приходится около 1/3 всего ВРП Северного Кавказа), тем не менее, ВРП на душу населения в РД и ряд других социально-экономических показателей, продолжают оставаться последних позициях среди субъектов нашей страны. Несмотря на то, что в РД имеется существенный демографический и природно-ресурсный потенциал для развития основных отраслей экономики, доля промышленности и сельского хозяйства на протяжении последних лет в ВРП продолжала сокращаться, а они, соответственно, не обеспечивали внутреннего спроса, и их продукция не была конкурентоспособной на внутреннем российском рынке;

— обосновано, что экономика РД на современном этапе как дотационный и депрессивный регион остро нуждается в привлечении иностранных инвестиций, которые необходимо использовать в целях модернизации производства и внедрения новейших технологий;

— доказано, что политика РД в сфере привлечения иностранных инвестиций в настоящее время не ведет к усилению темпов ее экономического развитияосновным сдерживающим элементом инвестиционного процесса является нерациональная структура иностранных инвестиций, поскольку в обновление основных фондов направляется ничтожная часть инвестицийв связи с этим предложена классификация приоритетных отраслей экономики РД с точки зрения привлечения иностранного капиталав результате анализа нормативно-правовой базы и взаимоотношений региона и центра в России сделан вывод о том, что отсутствие на уровне центральной власти установок по механизму и отраслевой структуре привлечения иностранных инвестиций, слабым регионам, каковым является РД, необходимо самостоятельно определять отрасли, приоритетные для использования и привлечения зарубежных капиталовложений;

— определено, что в РД имеется экономический и природно-ресурсный потенциал для привлечения иностранных инвесторов, а именно: выгодное экономико-географическое положение как прикаспийского и приграничного региона, что может, при полной стабилизации социально-политической ситуации на Северном Кавказе, служить перспективным регионом для привлечения ПИИна основе этого к числу приоритетных сфер с точки зрения ПИИ следует отнести следующие отрасли: туризм и рекреационный комплекспищевая промышленность за счет виноградарства и рыболовствалегкая промышленность за счет овцеводстванефтегазовая отрасль.

— очерчены слабые места в региональном и федеральном законодательстве, препятствующие широкому привлечению ПИИ в РД и улучшению его инвестиционного климата;

— было установлено, что на современном этапе развития региональной экономики РД необходимо диверсифицировать географическую структуру привлекаемых ПИИвместе с тем, приоритетными странами-инвесторами должны стать некоторые страны СНГ (Азербайджан, Казахстан, Армения, Грузия), Иран и Турция, которые традиционно занимают определенные позиции в международном экономическом сотрудничестве РД;

— показана необходимость разработки и реализации приоритетных направлений в сфере стимулирования привлечения ПИИ в РД, выделены его главные компоненты: дальнейшее развитие и совершенствование законодательства РДсоздание системы гарантирования и страхования ПИИформирование и укрпеление структур поддержки предпринимательской деятельности, в частности, на уровне информационного сопровождения и обеспечения инвестиционного проектаулучшение инвестиционного климата РДликвидация бюрократических барьеров.

Обоснованность и достоверность результатов исследования подтверждаются приведенными автором ссылками на первоисточники. Содержащиеся в работе положения, выводы и рекомендации не противоречат действующему законодательству РФ и региональному законодательству Республики Дагестан.

Практическая значимость диссертационного исследования состоит в том, что ее результаты могут быть использованы:

1) научно-исследовательскими учреждениями, органами государственной власти и местного самоуправления, а также региональными органами исполнительной власти при разработке новой или корректировке существующей инвестиционной стратегии Российской Федерации.

2) при разработке конкретных рекомендаций в сфере привлечения иностранных инвестиций в экономику Республики Дагестан, в том числе в виде уточнений в действующую «Стратегию социально-экономического развития Республики Дагестан до 2025 года»;

3) в учебном процессе в рамках программ бакалавриата и магистратуры при преподавании учебных дисциплин «Мировая экономика», «Управление внешнеэкономической деятельностью в РФ», «Управление международными инвестициями» в Государственном университете управления.

Тема диссертационного исследования соответствует следующим пунктам паспорта специальности Высшей аттестационной комиссии (ВАК) РФ 08.00.14 — «Мировая экономика»: п. 15. Международные потоки ссудного капитала, прямых и портфельных инвестиций, проблемы их регулирования на национальном и наднациональном уровнях. п. 26. Внешнеэкономические интересы России на мировом рынке и в отношениях с отдельными странами и группами стран. Геоэкономические проблемы России, ее стратегические приоритеты и внешнеэкономические перспективы. п. 28. Пути и формы интеграции России в систему мирохозяйственных связей. Особенности внешнеэкономической деятельности на уровне редприя-тий, отраслей и регионов.

Апробация результатов диссертационного исследования. Диссертация выполнена в соответствии с планом научно-исследовательских работ кафедры «Управление внешнеэкономической деятельностью» на 2010;2012 гг., основные ее выводы и рекомендации вошли в отчет кафедры по научно-исследовательской работе за 2011 год. Основные положения диссертации, докладывались на заседаниях кафедры управления внешнеэкономической деятельностью Государственного университета управления, а также на международных научно-практических конференциях, проводившихся в Государственном университете управления в 2010;2011 гг., в том числе на 15-й Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы управления — Модернизация и инновации в экономике» (октябрь 2010 г.), на 16-й Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы управления» (октябрь 2011 г.).

Объём и структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы. Основной текст работы изложен на 165 страницах. Библиографический список включает 119 источников. В диссертации приведено 17 таблиц и один рисунок.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В результате проведенного исследования автором были получены следующие основные выводы, на основе которых был разработан комплекс рекомендательных мер для активизации притока иностранных инвестиций в экономику РД.

1. В современное российской экономике использование иностранных инвестиций обусловлено необходимостью реализации ряда задач социально-экономического развития в результате необходимости преодоления последствий долгосрочного экономического кризиса, существенно снизившего потенциальные инвестиционные ресурсы национальной экономики. Крайне остро в этой связи стоит вопрос с экономикой дотационных, депрессивных регионов нашей страны, которые в последние два десятилетия испытывали острый дефицит инвестициях. Единственным источником инвестиционных средств в течение многих лет были средства федерального бюджета. Экономика Республика Дагестан остается регионом с высоким инвестиционным риском, находясь при этом на одном из последних мест по абсолютному показателю притока зарубежных инвестиций среди прочих субъектов Российской Федерации.

2. На сегодняшний день существует проблема межрегионального распределения иностранных инвестиций. В этой связи стратегически значим для РД становится проведение региональной экономической политики, направленной на сглаживание неравномерности в уровне социально-экономического развития с другими регионами нашей страны. Одной из важнейших составляющих такой политики должно стать использование иностранных инвестиций. Тем не менее, следует отметить, что пока стратегии социально-экономического развития регионов не очерчены в качестве объекта нормативно-правового регулирования в современном федеральном законодательстве. Проблема обостряется тем, что даже на уровне отдельных регионов Юга России (а именно, Северо-кавказского федерального округа имеет место конкуренция между регионами за дотации из федерального бюджета. Для формирования на федеральном и региональном уровнях эффективной политики привлечения иностранных инвестиций необходимы стратегии развития инвестиционного потенциала регионов.

3. Мероприятия по привлечению иностранных инвестиций в экономику РД необходимы и в целях уменьшения потребностей в дотационном финансировании. Необходимо рассматривать возможность выборочного привлечения иностранных инвестиций в отдельные отрасли экономики региона с учетом насущных задач социально-экономического развития страны. Именно поэтому важнейшим проблема стимулирования иностранных инвестиций в экономику РД представляется одной из важнейших, поскольку стабилизация и ускоренное экономическое развитие этого региона должно явиться стратегическим национальным приоритетом.

4. Автор исследования полагает, что одним из наиболее значимых направлений работы по стимулирования притока иностранных инвестиций должно стать снятие административных барьеров в инвестиционной деятельности, а также возможность предоставления комплексного пакета услуг иностранным инвесторам, к ключевым из которых следует отнести:

— облегчение прохождения бюрократических этапов регистрации и налогового контроля;

— выдача различных разрешений и лицензирование отдельных видов хозяйственной деятельности.

5. Следует отметить, что в настоящее время дифференциация регионов России в распределении иностранных инвестиций продолжает увеличиваться в рамках крупных территориальных образований. Это связано с быстрым развитием экономики крупных городов (Москва, Санкт-Петербург), с неравномерностью распределения инвестиций по отраслям (и соответствующим их оттоком в регионы, где сосредоточена основная российская сырьевая база), а также с тем, что структура и инфраструктура экономики депрессивных регионов унаследована от СССР, требует коренной модернизации и не способна массово привлекать капитал извне. В целом, инвестиционная стратегия регионов России должна формироваться с учетом раскрытия конкурентных преимуществ отдельных регионов. Реальные возможности модернизации в РД есть, но речь идет прежде всего о повышении эффективности иностранных инвестиций в регионе, а также в создании механизма межрегионального перераспределения инвестиционных ресурсов.

6. Инвестиционный климат в отдельных регионах обусловлен спецификой их отраслевой специализации и экономико-географическим положением. В этой связи, у РД весьма сложное положение, поскольку, с одной стороны, она находится на Северном Кавказе, который по существу в последние годы представлял собой узел сложных социально-политических противоречий, а с другой — граничит с теми государствами, с которыми внешнеэкономические связи России пока развиты несущественно. Вообще, плохой инвестиционный климат (тот случай, когда инвестиционные риски перекрывают имеющийся инвестиционный потенциал) является основной причиной, сдерживающий приток иностранных инвестиций. Также к числу основных причин, сдерживающих приток иностранных инвестиций в экономику РД на современном этапе, автор относит: высокие риски, недостаток инфраструктуры и стимулов для инвесторов (прежде всего внешних) — отсутствие крупных потенциальных инвесторов на внутреннем рынкеотсутствие финансовых средств на проработку проектов у предприятий и предпринимателей, осуществляющих деятельность на территории РДнеразвитый сектор предпринимательства.

7. В последние годы в целях привлечения иностранных инвестиций в РД проводилась большая законотворческая работа, в частности, в 2001 г. был принят закон РД «Об иностранных инвестициях», нацеленный на создание благоприятных условий для привлечения иностранного капитал в экономику республики. Тем не менее, существенных сдвигов в привлечении иностранных инвестиций пока не произошло. В этой связи важнейшим направлением дальнейшей реализации инвестиционного потенциала Республики должно стать развитие производственного и технологического сотрудничества РД с приграничными странами, включая государства СНГ. Речь идет об Азербайджане, Туркменистане, Грузии, Казахстане, Китае, Иране и Турции. Так, например, инвесторы из Азербайджана и Турции уже на протяжении многих лет являются лидерами по числу созданных в РД предприятий с иностранным капиталом. Следует отметить, что многих иностранных инвесторов беспокоить влияние ряда негативных факторов, мешающих развития совместного бизнеса. В ближайшие годы к числу потенциальных инвестиционных проектов можно будет отнести проекты в области сохранения и дальнейшего воспроизводства биологических ресурсов бассейнов Азовского и Каспийского морей, туристическом бизнесе, электроэнергетике, малом и среднем предпринимательстве.

8. В целом, на перспективу экономика РД имеет ряд факторов, благоприятствующих привлечению иностранных инвестиций, к основным из которых следует отнести относительно емкий внутренний рынок, а также наличие богатых трудовых и природных ресурсов. Действие негативных факторов, в свою очередь, связано с обостренной социально-политической на Северном Кавказе целом, что неблагоприятно сказывается на темпах социально-экономического развития РД и, в частности, на практике привлечения зарубежного капитала. Именно поэтому решение социально-экономических проблем и противоречий развития РД является залогом активизации притока в нее массированного иностранного капитала.

9. В работе был проведен анализ российского и мирового опыта привлечения и использования иностранных инвестиций, в результате которого были научно обоснованы направления трансформации экономической политики РД, которые должны способствовать притоку иностранного капитала в наиболее перспективные отрасли и сферы региональной экономики. К числу ключевых элементов комплекса мер по стимулированию иностранных инвестиций мы относим: дальнейшую работу по стимулированию регионального законодательстваформирование механизма льготного налогообложения иностранных инвесторовсоздание надежной системы защиты, страхования и гарантирования привлекаемых иностранных капиталовложенийусиление уровня государственной поддержки бизнеса за счет надежного информационного обеспечения осуществляемых проектов в РДдальнейшая проработка создания в РД особой экономической зоны нового типа. Помимо прочего, в результате анализа современного состояния инвестиционного сотрудничества РД с зарубежными странами, был сделан вывод о том, что приоритетными в этом контексте должны являться прикаспийские и приграничные партнеры РД.

В итоге можно констатировать, что в начале XXI века речь идет как об общем усовершенствования режима привлечения иностранных инвестиций в РД так и о его перспективной либерализации, оптимизации географической структуры. Эффективная реализация данных положений, по мнению автора, создаст уже в среднесрочной перспективе условия для сбалансированного развития экономики региона. Необходимо при этом, опираясь на сложившуюся международную практику, учитывать, что зарубежные инвестиционные ресурсы должны использовать в качестве дополнительного, но не исключающего источника экономического развития.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Федеральный закон от 10 декабря 2003 года № 173-Ф3 «О валютном регулировании и валютном контроле» // Российская газета. — 17.12.2003.
  2. Постановление Правительства РФ от 14.01.2008 № 10 «О федеральной целевой программе «Юг России (2008−2012 гг.)» //www.e-dag.ru/
  3. Закон Республики Дагестан от 10 мая 2001 г. № 13 «Об инвестициях и гарантиях инвесторам в Республике Дагестан» (с изм. и доп. от 18 марта, 31 мая 2002 г., 12 февраля 2003 г.) //www.e-dag.ru/
  4. Диссертаиии и авторефераты диссертаиий
  5. A.A. Развитие туристической отрасли как фактор экономических преобразований в регионе: Автореф. дисс. канд. экон. наук, 08.00.05. — Махачкала, 2012.
  6. И.И. Международная инвестиционная деятельность ТНК по созданию инфраструктуры глобальной экономики: Автореф. дисс.. канд. экон. наук, 08.00.14. М.: Дипл. акад. МИД РФ, 2011. — 26 с.
  7. H.A. Международное производство в России: особенности, тенденции и перспективы: Автореф. дис. докт. экон. наук, 08.00.14. М.: РУДН, 2009.-38 с.
  8. A.A. Организационно-экономические основы развития адаптационных механизмов транснациональных корпораций в российских экономических условиях: Автореф. дисс.. канд. экон. наук, 08.00.05. М.: Моск. акад. экон. и права, 2011. — 20 с.
  9. М.И. Регулирование прямых инвестиций предприятий ТНК за рубежом и на территории Российской Федерации: Дисс.. канд. экон. наук, 08.00.14 М.: ВНИИВС, 2006.
  10. И.М. Совершенствование организационно-экономического механизма управления регионом (на примере Республики Дагестан): Автореф. дисс. канд. экон. наук, 08.00.05. Махачкала, 2011.
  11. Ю.Лукманова И. Л. Региональные особенности и направления совершенствования механизма реализации целевых программ в регионе (на примере Республики Дагестан): Автореф. дисс. канд. экон. наук, 08.00.05. Махачкала, 2012.
  12. П.Магомедов Э. А. Совершенствование государственного регулирования социально-экономического развития региона как составной части федерального округа: Автореф. дисс. канд. экон. наук, 08.00.05. Махачкала, 2012.
  13. Д.А. Методические основы оценки и прогнозирования развития социально-экономического потенциала региона (на примере Республики Дагестан): Автореф. дисс. канд. экон. наук, 08.00.05. Махачкала, 2012.
  14. М.М. Повышение эффективности региональной транспортной инфраструктуры (на примере Республики Дагестан): Автореф. дисс. канд. экон. наук, 08.00.05. Махачкала, 2009.
  15. М.Д. Прямые инвестиции западноевропейских компаний в России на современном этапе: Дисс.. канд. экон. наук, 08.00.14 М.: ВАВТ, 2006.
  16. .И. Стратегия управления процессами регулирования экономического развития региона: Автореф. дисс. докт. экон. наук, 08.00.05. СПб, 2009.
  17. A.A. Механизм реализации стратегии социально-экономического развития региона (на примере Республики Дагестан): Автореф. дисс. канд. экон. наук, 08.00.05. Махачкала, 2011.
  18. В.В. Направления модернизации социальной инфраструктуры в проблемном регионе (на примере Республики Дагестан): Автореф. дисс. канд. экон. наук, 08.00.05. — Махачкала, 2011.
  19. JI.A. Прямые иностранные инвестиции в условиях глобализации мировой экономики: Автореф. дисс. докт. экон. наук, 08.00.14. М.: РГТЭУ, 2009.-38 с.
  20. Монографии, учебники и учебные пособия
  21. B.C., Кочановская О. М., Гашенко И. В. и др. Иностранные инвестиции. Ростов н/Д: РГЭУ «РИНХ», 2007. — 256с.
  22. Е.Ф. Мировая экономика: экономика зарубежных стран: Учебник. М: Флинта, 2009.
  23. А.Ю., Черковец О. В. Глобализация. Интеграция. Россия. — Рос-тов-н/Д: ЮФУ, 2007
  24. А.З., Афонцева С. А. Политика привлечения иностранных инвестиций в российскую экономику. — М.: Инфра-М, 2006.
  25. В.Б., Алешин Д. А. Иностранные инвестиции в России. — М.: МГИМО, 2008. 140 с.
  26. H.A. Международное производство: особенности, тенденции, перспективы. М.: РУДН, 2008.
  27. С.П., Куликов Н. В., Фейт Н. В. Прямые иностранные инвестиции в Европейских странах с переходной экономикой. М.: Наука, 2006. — 324 с.
  28. P.C. Парадоксы глобализации и Россия. — М.: Институт международного права и экономики имени А. С. Грибоедова, 2007.
  29. Доклад о мировых инвестициях 2011: Способы организации международного производства, не связанные с участием в капитале, и развитие. ООН: ЮНКТАД, 2011.
  30. Индикаторы инновационной деятельности: Стат. Сборник. М.: Инфра-М, 2009
  31. Концепция, стратегия, тактика рыночных преобразований в регионе (уроки экономической истории). Сборник статей и очерков/ сост. JI.A. Труба М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2008. — 400 с.
  32. A.B. Интернационализация российской экономики: Инвестиционный аспект. — М.: КомКнига, 2007.
  33. О.В. Экономическое развитие регионов: теоретические и практические аспекты государственного регулирования. М.: КомКнига, 2005.
  34. В.К. Мировая экономика: Учебник для вузов. М., 2007.
  35. М.М., Лабазанов И. М. Совершенствование организационно-экономического механизма управления регионом.-Махачкала: ИПЦ ДГУ, 2011
  36. . 3. Теория организации. Учебние, 7-е издание. М., 2010. С. 336
  37. Мировая экономика и международный бизнес: учебник / кол. авт.- под общ. ред. В. В. Полякова и Р. К. Щенина. 6-е изд. — М.: КНОРУС, 2011.
  38. Мировая экономика: глобальные тенденции за 100 лет / Под ред. И. С. Королева. М., 2003.
  39. Мировая экономика: прогноз до 2020 год/Под ред. акад. А. А. Дынкина. -М.: Магистр, 2007. 429 с.
  40. Мировая экономика: Учебник/ под ред. Р. И. Хасбулатова. М.: Экономика, 2009.
  41. Мировая экономика: Учебник/под ред. A.C. Булатова. М.: Экономист, 2009.
  42. Мировая экономика: Учебник/Под ред. Б. М. Смитиенко. М.: Высшее образование, 2009.43 .Нарышкин С. Е. Иностранные инвестиции и ключевые направления развития российской экономики: Монография.- СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2007.
  43. Г. П. Международная экономика: Учебное пособие. СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2009.45,Орлова Е. Р., Зарянкина О. М. Иностранные инвестиции в России. М.: Издательство «Омега-Л», 2009. — 203 с.
  44. Ф.С., Шамрай A.A. Мониторинг инвестиционной активности в регионах России. М.: НИСИПП, 2009. — 25 с.
  45. Е. Внешние инвестиции. Предкризисная панорама (ЕС и Россия: от прямых капиталовложений к инвестиционному сотрудничеству./ Отв. ред. Кузнецов A.B. РАН, Институт экономики и международных отношений. — М.: Наука, 2008. 335 с.
  46. , Л.А. Привлечение прямых иностранных инвестиций в экономику Российской Федерации: современное состояние, проблемы и перспективы: монография М.: РГТЭУ, 2009.
  47. Статьи в периодических изданиях
  48. С. Капиталы ушли, чтобы вернуться // Российская Бизнес-газета .-2008.-№ 649.
  49. М.М., Лабазанов И. М. Особенности государственного управления на федеральном и региональном уровнях в современных условиях хозяйствования//Региональные проблемы преобразования экономики. 2009. -№ 3.
  50. A.B., Поспеева М. А. Инвестиционный климат в России и Ростовской области // Актуальные проблемы экономики, политики и права современной России. Ростов н/Д.: РГЭУ «РИНХ». — 2007 .
  51. В. Г. О генезисе рынка, рыночных отношений и экономических кризисов.// Сегодня и завтра российской экономики. Научно- аналитический сборник. — 2009. С. 7−12.
  52. Е., Павличенко Р. Иностранные инвестиции и экономический рост: теория и практика исследования // Мировая экономика и международные отношения. — 2009. — № 1.
  53. А. Контуры мира в первой половине XXI века и чуть далее// МЭМО.- № 1.-2009.
  54. A.A. Инструменты адаптации деятельности ТНК к российской системе хозяйствования // Вестник Государственного университета управления. 2010. № 19.
  55. Г. Российский рынок глазами иностранцев // Финансовые известия. — 2006. — № 66.
  56. А. Налоговый механизм регулирования инвестиционной активности предприятий.//Экономист. -2008. № 9. С. 82−90.
  57. В., Кисилев В. Совершенствование оценки эффективности инвестиций.//Экономист. — 2009. № 1. С.42−56.
  58. М.Г. Об иностранных инвестициях в Россию // Информационно- аналитический бюллетень Бюро экономического анализа. 2007. — № 52.
  59. Доклад о мировых инвестициях 2011: Способы организации международного производства, не связанные с участием в капитале, и развитие. ООН: ЮНКТАД, 2011.
  60. Доклад о мировых инвестициях: Политика в области ПИИ в целях развития: национальные и международные аспекты: Обзор / Конференция ООН по торговле и развитию. Нью-Йорк, Женева: ООН, 2011.
  61. А. Проблемы инвестирования передовых производству/Экономист. -2008. -№ 10. С.46−49.
  62. В. Капитал-экспансия ТНК в регионах России // МЭ и МО. — 2008.№ 11.
  63. И. О государственной поддержки инвестиционной деятельности.// Экономист. 2009. — № 12. С.79−83.
  64. А. Прямые иностранные инвестиции: эффект соседства // МЭ и МО.-2008.-№ 9.
  65. И.В. Инвестиционный процесс в Республике Дагестан (20 002 008). Перспективы дальнейшего развития. //Экономика и управление СПб.: № 8 (58), 2010.
  66. И.В. Особенности отраслевой структуры дагестанской экономики в начале XXI века. //Экономика. Налоги. Право М.: 2010, № 4.
  67. И.В. Республика Дагестан: современное состояние и перспективы развития //Экономика и управление СПб.: № 11 (49), 2009.
  68. И.Л. Перспективы формирования и реализации особых экономических зон в Республике Дагестан // Известия ДГПУ, № 2,2011.
  69. ., Марковская В., Шкуренко А. Инвестиционный рынок: конъюнктура 2009 г. // Инвестиции в России. — 2009. — № 3.
  70. Накопленные иностранные инвестиции в экономике России по основным странам-инвесторам. Финансы России. 2010: Стат. сб. / Росстат. М., 2010. С. 380
  71. Особенности привлечения иностранных инвестиций в Россию // Вестник Банка России. 2012. — № 8−9.74.0ценка инвестиционного риска региона.//Экономист. 2010. -№ 2. С. 7177
  72. Н. Инвестиции инновационного типа.//Экономист. 2008. — № 12. С. 34−37.
  73. Л.Г. Особенности, привлечения иностранных инвестиций в Россию. // Финансы. 2009. — № 6.
  74. М. Общенациональные и региональные аспекты инвестиционного климата в России с точки зрения западноевропейских инвесторов // Инвестиции в России. 2009. — № 11.
  75. Российский статистический ежегодник «Россия в цифрах 2011». М.: Росстат, 2012.
  76. Н. Механизмы государственной поддержки ПИИ в сферу высоких технологий // МЭ и МО. 2008. — № 8.,
  77. Материалы на иностранных языках
  78. Trade Policy Review. WTO, Report by the Secretariat. European Union. April 2011.
  79. UNCTAD Handbook of Statistics 2011. UN, 2011. P.343.
  80. UNCTAD, Prospects for Foreign Direct Investment and the Strategies of Transnational Corporations, 2005−2008. N. Y and Geneva, 2005.
  81. World Development Report 2010. Development and Next Negotiation. US: Wash., DC: WB, 2011.
  82. World Economic Outlook 2008. Housing and the Business Cycle. IMF, April 2008.
  83. World Economic Outlook 2010. US: Wash, IMF, April 2011.
  84. World Economic Outlook 2011: Slowing Growth, Rising Risks. IMF, September 2011.
  85. World Economic Outlook. Globalization and Inequality. IMF: World Economic and Financial Surveys, 2007.
  86. World Factbook 2011. US, Wash.: Central Intelligence Agency, 2011.
  87. World Investment Report 2007. Transnational Corporations, Extractive Industries and Development. -N.Y.: UN, UNCTAD, 2007. 323 P.
  88. World Investment Report 2008: Transnational Corporations and the Infrastructure Challenge /UNCTAD, UN.- New York, Geneva, 2008.
  89. World Investment Report 2009. Transnational Corporations, Agricultural Production and Development. UN, New York and Geneva, 2010.
  90. World Investment Report 2010. Investing in a low-carbon economy. UN, New York and Geneva, 2010.
  91. World Investment Report 2011: Non-equity Modes of International Production and Development. New York And Geneva: UN, UNCTAD, 2011.
  92. World Trade Organization. International Trade Statistics 2011. P. 203.95 .World Trade Report 2007. Six decades of multilateral trade cooperation: What have we learnt? WTO, 2007. — 436 p.
Заполнить форму текущей работой