Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Исследование движения адаптивных модульных колесных аппаратов

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Первая глава посвящена аналитическому исследованию динамики колесных аппаратов различной сложности и разными схемами распределения колесных модулей по корпусу машины. Получены уравнения движения для сложной «универсальной» модели четырехколесного экипажа с изменяемой геометрией корпуса. Из этих уравнений можно получить уравнения движения для колесных аппаратов, полученных из «универсальной… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Уравнения движения и модели колесных роботов с избыточной подвижностью
    • 1. Уравнения движения колесного аппарата с изменяемой геометрией корпуса
    • 2. Четырехколесная схема с жестким корпусом
    • 3. Трехколесная схема
    • 4. Тележка с шестью колесами, расположенными по схеме «3×3»
    • 5. Описание ПП «Универсальный механизм»
    • 6. Основные параметры моделей колесных аппаратов
  • Глава II. Прямая и обратная задачи динамики для колесных роботов
    • 1. Полная система уравнений 4-х колесной тележки и обратная задача динамики 4-х колесной тележки. «Вальс на прямой»
    • 2. Решение системы уравнений движения в обратной задаче «Вальс на прямой» при помощи компьютерного математического пакета MathCad
    • 3. Моделирование движения «Вальс на прямой» в компьютерном программном пакете моделирования динамики механических систем «Универсальный механизм»
    • 4. «Вальс на окружности»
  • Глава III. Моделирование и исследование движения колесных роботов по поверхности с препятствиями
    • 1. Модель шестиколесного аппарата со схемой расположения колес «3×3″
    • 2. Модель шестиколесного аппарата с „ромбовидной“ схемой расположения колес
    • 3. Алгоритм поиска бруса и его реализация при моделировании движения в ПП
  • Универсальный механизм»

Исследование движения адаптивных модульных колесных аппаратов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В настоящее время большое внимание уделяется разработке мобильных машин с высокой приспособляемостью к движению по сложным траекториям и сложным поверхностям. Во всем мире в различных отраслях промышленности и сельского хозяйства, для исследования космоса, мирового океана и труднодоступных областей ведутся разработки подобных аппаратов для реализации таких задач, с которыми не справляются существующие мобильные машины.

В этих разработках наибольшее внимание исследователей привлекают машины, использующие гибридный способ передвижения — колесно-шагающий.

В зависимости от типа среды эксплуатации ходовая часть может быть гусеничная, колесная, колесно-гусеничная, полугусеничная, шагающая, колесно-шагающая, роторная, с петлевым, винтовым, водометным и реактивным движителями.

Облик наземного мобильного робота в первую очередь определяется типом и конструкцией движителя, служащего для преобразования в процессе взаимодействия с внешней средой усилия, получаемого от двигателя, в тяговое усилие, движущее транспортное средство.

Выбор типа движителя и его размеров является очень сложной задачей. Практически невозможно создать универсальную конструкцию движителя, дающего возможность одинаково уверенно передвигаться в разнообразных условиях окружающей среды: множество видов и свойств оснований, сложные пересечения рельефа местности, необходимость перемещения по элементам сооружений и внутри зданий являются причиной создания большого числа компоновочных схем роботов с различными типами движителей.

Основное внимание разработчиков уделяется различным вариантам колесного и гусеничного движителей. Несколько меньшее внимание уделено шагающему движителю. И существенно меньшее — другим типам (например, роторно-винтовому, аппаратам на воздушной подушке и др.), предназначенным для движения по поверхности со специфическими физико-механическими свойствами (заболоченным местам, мелководью, глубокому снегу).

Для каждого типа движителя существует своя область применения. Так, в качестве движителя многофункционального мобильного робота, предназначенного для использования на труднопроходимой местности, выбирают гусеничный движитель как наиболее универсальный. При преимущественном использовании робота на дорогах более предпочтительным является колесный вариант транспортного средства. Применение шагающих машин перспективно лишь в среде, где скорость колесного или гусеничного движителя уступает скорости шагающего движителя (например, в горной местности, в очагах разрушений и т. п.). При конструировании обычных транспортных средств параметры движителя оптимизируются для наиболее характерных условий применения и поверхностей движения. Однако, для мобильного робота такая оптимизация невозможна в силу неопределенности условий движения. Поэтому в настоящее время движители роботов конструируются с возможностью адаптации к поверхности движения. В первую очередь это относится к малогабаритным роботам, предназначенным для работ внутри зданий и сооружений, в очагах разрушений, боевым и разведывательным роботам. На Рис. 1 изображен мобильный робот Andros Mk V A (Remotec, США), который имеет адаптивный гусеничный движитель. Передняя и задняя секции гусениц могут менять свое положение, обеспечивая машине высокую проходимость.

Адаптивные движители таких. роботов обладают возможностью изменения своих параметров и структуры самостоятельно или по команде системы управления на основе текущей информации об условиях движения с целью достижения определенного, обычно оптимального, состояния при начальной неопределенности и изменяющихся условиях движения.

Рис. 1.

Колесно-шагающие машины эффективно сочетают преимущества колесных машин (прежде всего, высокую скорость на простых поверхностях, на дорогах) и достоинства машин шагающих (приспособляемость к рельефу в режиме шагания). В настоящее время в гибридном движении шагание трактуется расширенно. Например, роботы, изображенные на Рис. 1, Рис. 2 и Рис. 4 тоже называются колесно-шагающими, несмотря на то, что передвижение их опор происходит без отрыва от поверхности, по которой они перемещаются.

В нашей стране, например, уже давно большое внимание таким аппаратам уделяет Вниитрансмаш (Открытое акционерное общество «Всероссийский научно-исследовательский институт транспортного машиностроения») при разработке планетоходов.

Рис. 2.

На рисунках Рис. 2 и Рис. 3 изображены лишь некоторые такие разработки Вниитрансмаш. Рис. 2 слева — 6-колесный макет ЭО САШ для отработки колесно-шагающего движителя и системы автоматического управления перспективных планетоходов. Масса 480 кг. Скорость движения 0,3 или 0,02 (в режиме шагания) км/ч. Обеспечиваются повышенные проходимость и устойчивость от опрокидывания, возможность регулирования крена, дифферента, дорожного просвета и др.

Рис. 2 справа — ходовой макет ХМ-КПП с колесной формулой 6><6 и бортовым поворотом для отработки технических решений по роверу для космонавтов. Масса 240 кг. Скорость движения 0,51 или 5,1 км/ч. Преодолеваемые трещины 0,6 м, угол подъема на сыпучем грунте 24°, отдельные камни высотой 0,5 м, уступ 0,4 м. г.

Рис. 3.

Рис. 3 слева — ходовой макет ХМ-ПК с поворотными колесами для повышения маневренности шасси планетохода в сложных рельефных условиях. Масса 320 кг. Скорость движения 0,9 км/ч. Угол поворота колес ±45°.

Рис. 3 справа — специализированный транспортный робот СТР-1 для расчистки кровли 3-го блока Чернобыльской АЭС.

В работах [8]-[13] также описаны такие системы различных механических схем других разработчиков. На Рис. 4 представлены некоторые примеры высокоадаптивных гибридных машин из этих работ.

На верхних фотографиях Рис. 4 изображен колесно-шагающий робот компании Zanthic Technologies Inc. Его несомненными достоинствами в отношении мобильности являются его относительно небольшие размеры по высоте и способность поднимать колесо выше его вертикальных размеров. Этот робот может балансировать на трех колесах с одним поднятым, что позволяет называть эту машину именно шагающей.

Рис. 4.

Сочлененный корпус аппарата придает ему большую свободу при прохождении крутых поворотов. Независимые приводы на колеса повышают проходимость. Несомненно, этот робот был разработан для реализации определенных задач, связанных с передвижением в местах с небольшим зазором по высоте с небольшими неровностями на поверхности движения, но не сильно пересеченной местности.

На нижних фотографиях Рис. 4 изображен робот WorkPartner (разработчик — Automation Technology Laboratory — HELSINKI UNIVERSITY OF TECHNOLOGY). Гибридная система передвижения позволяет роботу использовать одновременно и колеса, и ноги. Робот может передвигаться только на ногах, только на колесах, или одновременно используя и колеса, и ноги. Механическая часть робота была разработана и изготовлена Rover.

Company Ltd, Санкт-Петербург, Россия. Они накопили большой опыт в создании подобных конструкций при разработках всех советских луноходов.

Одинаковые части робота идентичны друг другу: одинаковые колеса, ноги, одинаковая конструкция «мускулов» и моторов для них. Это действительно высокоадаптивный модульный колесно-шагающий аппарат.

Рис. 5.

На Рис. 5 изображен еще один колесно-шагающий робот, передвигающийся по такому же принципу, что и WorkPartner. Эта машина называется Hylos (разработчики Laboratoire de Robotique de Paris — Universit’e de Paris 6). Hylos значительно меньше по размеру, чем WorkPartner, и изготовлен не для промышленной эксплуатации. Это дает преимущество для проведения экспериментов по методам управления и отработки автономного передвижения по пересеченной местности. В работах [9], [18], [19], [20] подробно описаны алгоритмы управления этим роботом. На Рис. 6 проиллюстрирован процесс моделирования движения Hylos по пересеченной местности ([20]).

Рис. 6.

Основным преимуществом таких аппаратов является сочетание высоких адаптационных возможностей шагающих машин и высокая скорость и устойчивость, а также простота управления, колесных шасси, когда аппарат перемещается по плоской или ровной с малыми неровностями поверхности. Как следствие можно обоснованно считать, что роботы с колесно-шагающими шасси могут найти, например, эффективное применение в задачах экстремальной робототехники.

Принципиальным является тот факт, что движение таких машин и управление ими являются весьма сложными процессами. Поэтому и решение соответствующих задач возможно только путем их создания как роботов, с использованием накопленного робототехникой опыта. Технически создание адекватных систем управления стало возможным только в последнее время — на основе того прогресса в микроэлектронике и микромеханике, который мы сейчас наблюдаем. Несомненным является тот факт, что до создания сложного аппарата со многими степенями свободы необходим предварительный расчет и анализ динамики системы, которая в последующем будет реализована на роботе.

Даная диссертационная работа посвящена исследованию динамики движения модульных колесно-шагающих аппаратов и синтезу управления ими. Диссертация разделена на три основных части (реализованные в главах I, II и III), которые в совокупности дают полную картину описания движения исследуемых систем.

Первая глава посвящена аналитическому исследованию динамики колесных аппаратов различной сложности и разными схемами распределения колесных модулей по корпусу машины. Получены уравнения движения для сложной «универсальной» модели четырехколесного экипажа с изменяемой геометрией корпуса. Из этих уравнений можно получить уравнения движения для колесных аппаратов, полученных из «универсальной», путем наложения ограничений на выбранные степени свободы и искусственного вырождения геометрических параметров. Этот подход опробован и верифицирован для нескольких схем: трехколесная модель с двумя неповоротными колесами и одним рояльнымчетырехколесная с жестким корпусом и др.

Вторая часть (глава) работы посвящена исследованию сложного плоско-параллельного движения одной из рассмотренных колесных моделей.

Рассматривается четырехколесная система с жестким корпусом. Для нее, во-первых, подтверждена неочевидная реализуемость движения «Вальс», описанного во второй главе. Во-вторых, аналитически получены выражения для управляющих моментов на колесах. Предложен и реализован метод, с помощью которого можно перенести управления, полученные аналитически для математической модели, на динамическую модель аппарата, приближенную к реальной. Для моделирования динамики движения систем использован программный комплекс «Универсальный механизм».

В третьей главе исследовано движение шестиколесных аппаратов с различными схемами расположения колес при преодолении препятствий в случаях с пассивной и активной подвесками.

Показаны преимущества «ромбовидной» схемы расположения колес. Для такой модели аппарата построены и реализованы в «Универсальном механизме» алгоритмы и управления для преодоления препятствий в автоматическом режиме на примере препятствия в форме бруса и пересеченной местности, профиль которой задан синусоидой. Предложен и реализован алгоритм поиска бруса при известном первоначальном направлении расположения препятствия.

Цель работы. Целью данной работы является исследование динамики движения модульных колесных аппаратов с высокой адаптацией, синтез управления ими, анализ и улучшение качества управления:

— получение уравнений движения колесных роботов с различными схемами расположения колес и геометрией корпуса.

— моделирование и исследование сложных движений четырехколесного робота.

— анализ и синтез управления аппаратом для реализации заданного движения.

— моделирование и исследование движения колесных роботов с высокой адаптацией по поверхности с препятствиями.

Научная новизна диссертации заключается в том, то рассмотренная схема высоко-адаптивного модульного колесного аппарата является новой. Соответственно, результаты и выводы, полученные в работе, являются новыми и полезными для дальнейшего развития предметной области, разработки машин с высокой степенью адаптации.

Заключение

.

В диссертационной работе решены поставленная задача и цели. Перечислим основные выводы и результаты, полученные при этом.

1. Разработана общая теоретико-механическая модель семейства модульных колесных аппаратов с изменяемой геометрией корпуса. Описываемая моделью механическая система имеет 12 обобщенных координат, 4 степени свободы. Модель позволяет с единых позиций проводить численно-аналитическое исследование динамики трехи четырехколесных аппаратов разных кинематических схем.

2. На базе созданной общей модели разработана динамическая модель трехколесного робота с дифференциальным приводом, которая позволила верифицировать принятый в работе подход сравнением с известными из литературы результатами. Полученная модель может быть использована в исследовании динамики мобильных роботов класса «Монотип» российских и международных фестивалей «Мобильные роботы».

3. На базе созданной общей модели разработана динамическая модель четырехколесного робота с жестким корпусом, описывающая расширенную механическую систему с весомыми колесами. Модель используется в обратной задаче, реализующей аналитический метод расчета управляющих моментов для обеспечения движения робота по произвольной заданной траектории. Метод отработан математическим моделированием в программном пакете MathCad в примерах сложных движений типа «Вальс на прямой» и «Вальс на окружности» (с постоянными скоростями корпуса).

4. Разработана численная модель модульного многоопорного (четырехи шести-) колесно-шагающего робота в пакете «Универсальный механизм». Модель четырехколесного робота реализуется как связка 9 твердых тел с 9 шарнирами и 4 контактными силами. На ее базе создан алгоритм стабилизации динамического программного движения робота на заданной траектории. Он отработан на примерах «вальсирующих» движений аппарата. Алгоритм позволяет обеспечить заданную точность стабилизации, моделирование подтвердило эффективность принятых решений.

5. Проведено исследование движения шестиколесного аппарата в режиме совместного качения и шагания при преодолении препятствий на примере «бруса» на горизонтальной плоскости. Выполнено сравнение динамических характеристик комфортабельности движения и силовых нагрузок в опорах аппарата для случаев пассивной и активной подвесок опор к корпусу. Показано существенное преимущество активной системы: в рассмотренных примерах в десять раз для комфортабельности и в полтора раза для вертикальных силовых нагрузок в шарнирах. Для рассмотренной модели реализован алгоритм обнаружения препятствия активными опорами аппарата при заданном направлении движения.

6. Диссертационная работа показала эффективность созданных методов исследования динамики модульных колесных аппаратов, рассмотренные в работе модели позволяют охватить широкий спектр вариантов геометрии колесных систем и их кинематических и динамических характеристик. Работа также показала существенные преимущества колесно-шагающей схемы при реализации движений по сложной поверхности с препятствиями.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Л.Г. — Неголономные модели колесных экипажей. Киев: Наукова думка, 1986. — 231 с.
  2. В.М., Девянин Е. А. О движении колесных роботов. -Прикладная математика и механика, 2003, т.67, вып.2.
  3. Ю.Ф. Основы теоретической механики: Учеб. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 200. — 719 с.
  4. Р.А., Фуфаев Н.А. Концепция твердого тела в теории движения колесных экипажей
  5. Л.Г., Вербицкий В. Г. Качественные и аналитические методы в динамике колесных машин, АН УССР, Ин-т механики, 229,1. с. ил. 22 см, Киев Наук, думка 1990
  6. Ю.И., Фуфаев Н. А. Динамика неголономных систем. М.: Наука, 1967. 520 с.
  7. Х.Т., Фуфаев Н. А., Мусарский Р. А. Теория движения систем с качением. Ташкент: Фан, 1987. 158 с. 8. Endo G. and Hirose S.,
  8. Study on Roller-Walker (Multi-mode Steering Control and Self-contained Locomotion). // International Conference on Robotics and Automation (ICRA'2000), USA, San Francisco, 2000.
  9. Benamar F., Bidaud Ph., Plumet F., Andrade G. and Budanov V.
  10. A high-mobility redundantly actuated mini-rover for self adaptation to terrain characteristics. // Proc. CLAWAR'2000, Spain, Madrid, 2000, pp. 105−112.
  11. ZANTIC robots WEB-site: http://www.zanthic.com
  12. Halme A., Leppanen I., Salmi S. and Ylonen S.
  13. Hybrid locomotion of a wheel-legged machine. // Proc. CLAWAR'2000, Spain, Madrid 2000.
  14. Halme A., Leppanen I., Montonen M. and Ylonen S.
  15. Robot motion by simultaneously wheel and leg propulsion. // Proc. CLAWAR'2001, Germany, Karlsruhe 2001.
  16. Lauria M., Piguet Y., R. Siegwart.
  17. Octopus an autonomous wheeled climbing robot. // Proc. CLAWAR'2002, France, Paris, 2002, pp.315−322.
  18. В.Е.Павловский, Д. В. Шишканов, А. Д. Алексеев, С. В. Амелин, Ю. Н. Подойкин.
  19. Модель модульного колесно-шагающего робота. // Тр. молодежной ШКОЛЫ «Экстремальная робототехника» (ЭР-2003), конф. ИМС-2003, СПб-М-Таганрог, с.39−41.
  20. V.E.Pavlovsky, D.V.Shishkanov, A.D.Alexeev, S.V.Amelin, Yu.N.Podoykin. Concept and Modeling of Legged-Wheeled Modular Chassis for High-Adaptive Rover.
  21. Proc. of 5-th Int. Conf. on Climbing and Walking Robots CLAWAR'2002. Paris, France, September 2002, pp.307−314.
  22. В.Е.Павловский, Д. В. Шишканов, А. Д. Алексеев, С. В. Амелин, Ю. Н. Подойкин.
  23. Ch.Grand, F. Ben Amar, F. Plumet, Ph. Bidaud
  24. Stability control of a wheel-legged mini-rover. // Proc. of 5-th Int. Conf. on Climbing and Walking Robots CLAWAR'2002. Paris, France, September 2002, pp.323−331.
  25. G.Andrade, F. BenAmar, Ph. Bidaud, and R.Chatila.
  26. Modeling wheel-sand interaction for optimization of a rolling-peristaltic motion of a marsokhod robot. // Proc. IROS’s International Conference on Intelligent Robots and Systems, 1998, pp.576−581.
  27. Ch.Grand, F. BenAmar, F. Plumet, Ph. Bidaud
  28. Decoupled control of posture and trajectory of the hybrid wheel-legged robot Hylos. // Proc. of the 2004 IEEE International Conference on Robotics & Automation, New Orleans, LA, April 2004, pp.5111−5116.
  29. Ch.Grand, F. BenAmar, Ph. Bidaud
  30. Kinematic analysis and stability optimisation of a reconfigurable legged-wheeled mini-rover. // In SPIE'02: Unmanned ground-vehicle technology IV, 2002, pp.295−30 222. A. Kemurdjian
  31. Planet rover as an object of the engineering design work // in IEEE International Conference on Robotics and Automation, Belgium, 1998, pp. 140−145.23. S. Hirose and H. Takeuchi
  32. Study on roller-walk (basic characteristics and its control) // in IEEE Int. Conference on Robotics and Automation, 1996, pp. 3265−3270.24. K. Yoshida, H. Hamano
  33. Motion dynamics of a rover with slip-based traction model. // in IEEE Int. Conference on Robotics and Automation, 2002, pp. 3155−3160.25. R. Volpe
  34. Rocky 7: A next generation mars rover prototype. // Journal of Advanced Robotics, 11(4), pp.341−358, 1997.
  35. R.Siegwart, P. Lamon, T. Estier, M. Lauria, R. Piguet1.novative design for wheeled locomotion in rough terrain. // Robotics and Autonomous Systems, 40, pp. 151−162, 2002.27. F. Michaud and al.
  36. Azimut: a leg-track-wheel robot. // In IEEE Int. Conference on Intelligent Robots and Systems, pp.2553−2558, 2003.
  37. C.Grand, F. BenAmar, F. Plumet, P.Bidaud.
  38. Stability and traction optimization of reconfigurable wheel-legged robot. // Published in the International Journal of Robotics Research, 0ct.2004.
  39. K.Iagnemma, A. Rzepniewskia, S. Dubowsky, P. Pirjanianb, T. Huntsbergerb, P.Schenker.
  40. Mobile robot kinematics recon-durability for rough-terrain. // In Proceedings SPIE’s International Symposium on Intelligent Systems and Advanced Manufacturing, August 2000.30. S. Lacroix et al.
  41. Autonomous rover navigation on unknown terrains: Functions and integration. // International Journal of Robotics Research, 2002
  42. D. Bonnafous, S. Lacroix, and T. Simeon.
  43. Motion generation for a rover on rough terrains. // In Proc. of IROS, 2001
Заполнить форму текущей работой