Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Состояние здоровья детей 3-7 лет с перинатальными поражениями центральной нервной системы, воспитывающихся в детских домах

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

У детей, воспитывающихся в детских домах, чаще выявляется III группа-здоровья (66%), что обусловлено наличием хронической патологии органов дыхания (38,5%), малых аномалий развития (16%), патологии мочеполовой системы (15,2%>), атопических дерматитов (13%), болезней органов пищеварения (12%), болезней глаза и его придаточного аппарата (11,5%) в сочетании с комплексными нарушениями физического… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ И ОБМЕННЫХ ПРОЦЕССОВ У ДЕТЕЙ 3−7 ЛЕТ, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В
  • ДЕТСКИХ ДОМАХ (ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ)
    • 1. 1. Факторы, влияющие на развитие и состояние здоровья детей 3−7 лет, воспитывающихся в условиях детского дома
    • 1. 2. Особенности, соматического здоровья, физического, нервно-психического развития, социализации детей дошкольного возраста, воспитывающихся’в условиях детского дома
    • 1. 3. Особенности нейроэндокринной регуляции у детей дошкольного возраста
  • ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ- ХАРАКТЕРИСТИКА ГРУПП ОБСЛЕДОВАННЫХ ДЕТЕЙ- МЕТОДЫ И ОБЪЕМ ИССЛЕДОВАНИЯ
  • ГЛАВА III. СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ 3−7 ЛЕТ, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В ДЕТСКИХ ДОМАХ С ПЕРИНАТАЛЬНЫМИ ПОРАЖЕНИЯМИ ЦНС
  • 3−1 Характеристика заболеваемости детей, воспитывающихся в различных условиях
    • 3. 2. Физическое развитие детей с перинатальными поражениями ЦНС, воспитывающихся в различных условиях
    • 3. 3. Нервно-психическое развитие детей, с перинатальными поражениями
  • ЦНС, воспитывающихся в различных условиях
    • 3. 4. . Особенности социализации детей, воспитывающихся, в различных условиях
    • 3. 5. Характеристика комплексной оценки здоровья детей, воспитывающихся в различных условиях
  • ГЛАВА IV. ПОКАЗАТЕЛИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ, ВЕГЕТАТИВНОЙ И НЕЙРОЭНДОКРИННОЙ РЕГУЛЯЦИИ ДЕТЕЙ 3−7 ЛЕТ, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В ДЕТСКИХ ДОМАХ
    • 4. 1. Особенности эмоционального состояния
    • 4. 2. Особенности вегетативного статуса детей, воспитывающихся в детских домах
    • 4. 3- Особенности нейроэндокринной регуляции детей, воспитывающихся в детских домах
  • ГЛАВА V. ПРОГНОЗИРОВАНИЕ, ПРОФИЛАКТИКА И КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ. 3−7 ЛЕТ С ПЕРИНАТАЛЬНЫМИ ПОРАЖЕНИЯМИЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В ДЕТСКИХ ДОМАХ
    • 5. 1. Прогнозирование нарушений физического и нервно-психического развития
    • 5. 2. Профилактика и коррекция нарушений здоровья, физического и нервно-психического развития у детей 3−7 лет с перинатальными поражениями ЦНС в анамнезе, воспитывающихся в детских домах

Состояние здоровья детей 3-7 лет с перинатальными поражениями центральной нервной системы, воспитывающихся в детских домах (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность научного исследования. Одной из основных причин отклонений в нервно-психическом развитии детей, как на первом году жизни, так и в дальнейшие периоды детства являются перинатальные поражения. ЦНС. Результаты многочисленных проспективных клинических наблюдений показывают, что специфические симптомы, характерные для поражения сложно организованных структур головного мозга, выпадение или запаздывание в становлении высших психических функций (речи, мышления, счета, письма, социального поведения) часто отсрочены и начинают отчетливо проявляться лишь в те возрастные периоды, когда наступает время реализации их активности (Н.Н. Володин с соавт. 2003). В настоящее время при доста-. точно интенсивных формах обучения в школе, при значительных психоэмоциональных перегрузках и социально-психическом неблагополучии населения наблюдается тенденция к росту нервно-психических отклонений и нарушений поведения у детей (М.В. Воробушкова с соавт. 2004).

Особое место в политике государства занимают дети, попавшие в сложную жизненную ситуацию (дети-сироты)j количество которых в последнее время= неуклонно растет (А. А. Баранов 1999; Н. Н. Ваганов, Г. Г. Онищен * ко, В. М. Шилова 2000). За последние 10−15 лет число детей, оставшихся без попечения родителей, в России увеличилось в 1,8 раза и приблизилось к периоду конца Великой Отечественной войны — около 700 тыс. человек. Лишь 5% этих детей являются истинными, сиротами, остальные 95% - «социальные сироты» при живых родителях (О.В.Ефименко 1991; А. А. Баранов, Л. А. Щеплягина, 2000; С. П. Горячева 2001 доклад о состоянии здоровья детей в РФ, 2003). Более 1/3 от общего числа детей-сирот воспитывается в «казенных» учреждениях (С.П. Горячева 2001).

Существующие на сегодняшний день работы по изучению состояния здоровья детей, воспитывающихся в условиях детских домов, касаются, в основноМ— их эмоционально-волевой сферы, замедленности темпов физического и нервно-психического развития (А.Ф. Бабцева с соавт. 2001 гЕ.В.Кулакова.

2003): Проведение комплексной оценки, состояния-здоровья? воспитанников детских домов^ установило, что среди них практически отсутствуют дети с I группой здоровья, нормальным физическим и нервно-психическим развитием (Т.В.Чернова 1990; Н. Н. Толстых 1990; Исаев Д. Н 1991;: И. В. Спичак.

2004). В структуре: заболеваемости детей— воспитывающихся в детских домах, отмечают высокую частоту хроническойпатологииорганов с дыхания (тонзиллиты, аденоидиты, бронхиты), нервной системы (задержка, нервно-психического^ развитияэнурезневрозрезидуальная энцефалопатия) и эндокринной системы (увеличение щитовидной-железы) (А.Фг Бабцева исоавт.

Выявленочто в формировании показателей здоровья ребенка, большое значение имеют социальные факторы в особенности такие, как условия проживанияуровень материального — благосостояния, семьи, характер питаниявоспитание и обучение, которые существенно влияют на морфофункцио-нальные преобразованиям детского: организмаобуславливая временные сдвиги в формировании физиологических систем: (В!ИЖозловД^А.Фарбер/1983; И! В1 Березовский 1994; HMi Харковенко>и?соавт., 2004);

Длительное пребывание в большом коллективе, в однотипных условиях, ограниченный контакт с внешним миромшриводит к тяжелым, последствиям^ Лангеймер, 3i Матейчек:1984; В! И:.Берзинь, А. Е. Глущенко с соавт. 1990; М. В. Стрельцова 2004). Несмотряна достаточное питание, медицинское обслуживание дети, растущие в условиях депривации, резко отстают в физическом и нервно-психическом развитии (Л.И. Шевченко 1975; Л-МКузнецова 1982; Н. Ф. Дементьева 1983; Г. Ф. Берштейн с соавт. 1985; P.P. Шиляев и соавт. 1989; О. М. Филькина с соавт. 1995; A.II. Сровцева 1999).

Установленочто дети с: перинатальными1 поражениями ЦНС имеют свои особенности (О.Ю. Кочерова 1991; О. М. Филькина 1995). В тоже время работы по изучению таких особенностей здоровья и развития-у воспитании.

I ' 7 ков детских домов, отсутствуют. Малоизученными остаются вопросы о возрастной динамике соматического здоровья, физического и нервно-психического развития, эмоционального статуса, социализации, особенностей обменных процессов и гормонального статуса у этой категории детей.

Таким образом, выявление нарушений в состоянии здоровья и социализации и их предупреждение у детей — дошкольного возраста с перинатальными J поражениямиЦНС, воспитывающихсяв детских домах, является сегодня i важной медико-социальной проблемой и диктует необходимость дальнейшего исследования данного контингента детей с позиций системного подхода.

Приведенные выше данные определили выбор цели и задач настоящего исследования.

Цель научного исследования:

Установить возрастные особенности заболеваемости, физиче-ского, нервно-психического развития, вегетативной и нейроэндок-ринной регуля-i ции детей 3−7 лет с перинатальными поражениями ЦНС, воспитывающихся в детских домах, для разработки прогнозов нарушений их здоровья:

1 ¦

Задачи научного-исследования:

1. Установить структуру и частоту заболеваемости детей дошкольного возрастас перинатальными? поражениями ЦНС, воспитывающихся в— детских домах.

2. Выявить особенности физического и нервно-психического развития, социализации детей 3−7 лет с перинатальными поражениями ЦНС, воспитывающихся в детских домах.

3. Получить характеристику эмоционального, статуса, вегетативной и нейроэндокринной регуляции у воспитанников детских домов.

4. Выделить факторы риска формирования дефицита массы тела и разработать способ ^ прогнозирования задержки нервно-психического развития у детей, воспитывающихся в детских домах.

Объем исследования и достоверность полученных результатов.

Под наблюдением находилось 106 детей 3−7 лет с перинатальными поражениями ЦНС, воспитывающихся в детских домах, и 60 сверстников с перинатальными поражениями ЦНС, воспитывающихся в семье и посещающих дошкольное образовательное учреждение. Проведено их обследование в условиях: детских домов и детских садов г. Иваново.

Оценивали состояние здоровья, физическое, нервно-психическое развитие, состояние вегетативной регуляции, эмоционального статуса, невроти-зации, социализации, особенности обменных процессов и гормонального статуса.

Статистическая обработка материала проводилась на ПК Socet 478- Intel Celeron 2.0 GHz 128K с набором стандартных, программ в системе Windows ХРМатериалы исследований обрабатывались методом вариационной статистики при помощи программы Microsoft: Excel из комплекта Microsoft Offis 2000 и программы STUD ВАТ из комплекта «Statistica».

Обследовались дети детских домов №№ 2, 5 и детских садов №№ 23,65 г. Иваново за период с 2002 по 2005 год.

Внедрение результатов работы.

• По результатам исследования подготовлено пособие^для врачей «Организация медицинской помощи детям, воспитывающимся в домах ребенка».

• Получена приоритетная справка на изобретение «Способ прогнозирования отклонений физического развития у детей раннего возраста» (№ 2 005 116 431 от 30.05.2005).

• Результаты работы внедрены в детском доме № 5 г. Иваново Результаты работы доложены на итоговой научной сессии молодых ученых (Иваново, 2003, 2004).

Научная новизна исследования.

— Выявлены возрастные особенности заболеваемости, физического, нервно-психического развития, социализации и их динамики у детей 3−7 лет с перинатальными поражениями ЦНС, воспитывающихся вдетских домах.

— Установлены особенности эмоционального состояния и возрастная динамика основных эмоционально-поведенческих реакций у детей дошкольного возраста с перинатальными поражениями ЦНС, в зависимости от условий воспитания.

— Определены особенности вегетативной регуляции у детей 3−7 лет с перинатальными поражениями ЦНС, воспитывающихся в детских домах.

— Выявлены особенности нейроэндокринной регуляции у детей дошкольного возраста с перинатальными поражениями ЦНС, воспитывающихся в детских домах.

— Выделены факторы риска формирования дефицита массытела у детей^ воспитывающихся в детских домах, и определена их прогностическая значимость. ;

— Впервые выделены критические значения’трийодтиронина (ТЗ) в сыворотке периферической венозной крови у детей 3 лет для прогнозирования задержки нервно-психического развития к 7 годам.

Практическая значимость-работы.

— Разработаны таблицы прогноза формирования дефицита массы тела и способ прогнозирования задержки нервно-психического развития у детей 3−7 лет с перинатальными поражениями ЦНС.

— Определена необходимость разработки образовательных программ для воспитанников детских домов, направленных на развитие интеллектуальных функций и социализации.

— Предложено организовать в детских домах кабинеты социальной адаптации для внедрения комплекса медико-психолого-педагогических мероприятий с привлечением следующих специалистов: врача-педиатра, педагога, психолога, логопеда и разработаны критерии оценки его эффективности.

Основные положения, выносимые на защиту.

1. Дети 3−7 лет с перинатальными поражениями ЦНС, воспитывающиеся в детских домах, характеризуются неблагоприятными показателями физического развития в виде низкого роста, дефицита массы тела и их сочетаниякомплексным отставанием нервно-психического развитиянизким уровнем социализациивысоким уровнем невротизации и большей частотой хронической соматической патологии.

2. Основополагающими причинами нарушений здоровья воспитанников детских домов являются эмоциональная депривация, напряжение вегетативной и нейроэндокринной регуляции.

3. Комплекс мероприятий по оптимизации здоровья детей, воспитывающихся в детских домах, должен быть направлен на уменьшение эмоциональной депривации, коррекцию психомоторного развития и социализацию.

вывода.

1. У детей, воспитывающихся в детских домах, чаще выявляется III группа-здоровья (66%), что обусловлено наличием хронической патологии органов дыхания (38,5%), малых аномалий развития (16%), патологии мочеполовой системы (15,2%>), атопических дерматитов (13%), болезней органов пищеварения (12%), болезней глаза и его придаточного аппарата (11,5%) в сочетании с комплексными нарушениями физического и нервно-психического развития. По показателям острой заболеваемости среди воспитанников детских домов чаще выявляются не болеющие дети (48%), тогда как не болеющих детей из семейв- 12 раз меньше (4%>):

2. Особенностью физического развития, детей- 3−7 лет с перинатальными поражениямиЦНС, воспитывающихся в детских домах, является высокая частота выявления низкого роста- (16%), дефицита массы тела- (30%) сочетания низкого роста с дефицитом массы тела (7%), увеличениемс возрастом воспитанников с дефицитом массы тела (33%) и сочетанием дефицита массы тела и низкого роста (10%).

3. Воспитанники детских домов отличаются выраженной задержкой нервно-психического развития, о чем свидетельствует IV группа НПР, определяемая только у воспитанников детских домов (7%),. диагностируемая в 20 раз чаще III группа НПР (41%), отсутствие детей с I группой НПР.

4. Уровень интеллектуального развития воспитанников детских домов значительно ниже, чем у детей, воспитывающихся в семье и характеризуется более низким общим интеллектуальным показателем (ОИП — 80,53+1,13 балла и 100,1+1,7 баллар<0,001) как за счет вербального (ВИП- 80,5+1,57 балла и 105±2,3 баллар<0,001), так и невербального компонентов (НИП -84,5+0,45балла и 95,6± 1,21 баллар<0,001).

5. У дошкольников, воспитывающихся в детских домах, достоверно выше не только частота встречаемости невротических расстройств, но и количество сочетаний синдромов у одного ребенка. У 13% воспитанников выявляется сочетание двух синдромов, у 20% - трех синдромов, у 10%.- четырех, а у 8% -сочетание пяти невротических синдромов.

6- Воспитанники детских домов характеризуются более низкими бальными оценками эмоционального статуса за счет нарушений дисциплины, сна, познавательной деятельностивыраженныхреакцийстраха, сниженной лич-ностно-бытовой социализацией, что подтверждает негативное влияние на эмоциональное развитие эмоционально-сенсорной депривации;

7. Для детей сперинатальными поражениями ЦНС, воспитывающихся в детских домах, характерны симпатикотонический: исходный вегетативный тонус, гиперсимпатическая вегетативная реактивность, что* свидетельствует о напряжении у них вегетативной регуляции.

8. Гормональный статус детей с перинатальными поражениями ЦНС, воспитывающихся в детских домах, характеризуется? более низкими концентрациями в сыворотке крови гормонов ТЗ, Т4, TTF, СТГ, кортизола, что указывает на дисфункцию щитовидной-: железы, снижение функциональной активности коры надпочечников и напряжение адаптационных возможностей ^ нейроэндокринных механизмов-регуляции в связи с длительным нахождением в условиях эмоционально-психологической депривации.

9. Определены факторы риска, способствующие формированию дефицита массы тела у воспитанников детских домов с перинатальными поражениями ЦНС. Предложен способ прогнозирования задержки нервно-психического развития у детей 3−7 лет с перинатальными поражениями ЦНС путемопределения уровня ТЗ в сыворотке периферической венозной крови.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.

1. При поступлении ребенка в детский дом в 3−4 года рекомендуется использование прогностических таблиц и предложенного способа, основанного на определении критических значений ТЗ, с целью прогнозирования развития дефицита массы тела и задержки нервно-психического развития к 7 годам.

2. Для уменьшения эмоциональной депривации, повышения социализации и формирования интеллектуальных функций (внимание, память, мышление) необходимо использование в режимных моментах и во время занятий музыкотерапии, ароматерапии, ярких костюмов, позитивных видеозарисовок. Включать в коррекционные мероприятия творческие занятия: сказ-котерапия, игротерапия, организация праздников, выходы в город, театры, зоопарки, экскурсии, поездки в транспорте, увеличение социальных контактов.

3. Для оценки эффективности, проводимых мероприятий предлагаются критерии оценки, проводимой совместно с психологом в начале и конце учебного года.

4. Для лучшей социализации воспитанников детских домов организовывать отделения (кабинеты) социальной адаптации с привлечением специалистов: врача, педагога, логопеда, психолога.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой