Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Особенности демографической политики в условиях перехода к рыночной экономике: На материалах Республики Таджикистан

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Внешняя трудовая миграция обладает огромным потенциалом воздействия на макроэкономическую ситуацию в Республике Таджикистан. Прежде всего, она способствует увеличению фонда потребления и тем самым оказывает влияние на рост объемов конечного потребления. Доходы, поступающие извне в страну, способствуют увеличению денежного оборота, росту масштабов импорта и через них влияют на производство… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические аспекты современной демографи-чес-кой политики
    • 1. 1. Современные тенденции и перспективы демографического развития
    • 1. 2. Особенности демографической политики в условиях формирования рыночных отношений
  • Глава 2. Воспроизводство населения в условиях перехода к рыночной экономике
    • 2. 1. Переход к новому типу воспроизводства населения
    • 2. 2. Основные механизмы и пути регулирования воспроизводства населения в условиях Таджикистана
  • Глава 3. Проблемы и последствия миграционной подвиж-^ ности населения в Таджикистане
    • 3. 1. Изменения в миграционной подвижности населения
    • 3. 2. Внешняя трудовая миграция населения
    • 3. 3. Последствия миграционной подвижности населения и пути ее регулирования

Особенности демографической политики в условиях перехода к рыночной экономике: На материалах Республики Таджикистан (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. После распада СССР, создания самостоятельных национально-государственных образований на постсоветском пространстве, с началом перехода новых государств на рыночные отношения произошли существенные изменения и в демографической ситуации. Этого можно было ожидать, поскольку изменение социально-экономических условий развития тех или иных обществ неизбежно приводит к изменению демографической ситуации. Между ними существуют прямые и обратные причинно-следственные связи, в которых определяющая роль принадлежит социально-экономическим условиям.

Однако эти процессы в разных переходных обществах развивались поразному. Вследствие этого в каждой постсоветской стране сложилась своеобразная, присущая только ей демографическая ситуация. Это в полной мере относится и к Таджикистану.

Нынешняя демографическая ситуация в стране, с одной стороны, является продолжением целого ряда социально-демографических процессов, присущих второй половине XX в., т. е. социалистическому периоду, а с другой стороны, она отражает многочисленные сдвиги в народонаселении и его структуре, в условиях воспроизводства человека и всего населения.

Изменения в демографической ситуации были вызваны, прежде всего, радикальными изменениями, произошедшими в социально-экономической системе страны. Сейчас пока еще рано говорить о становлении рыночной системы в Таджикистане, поскольку сложившиеся здесь экономические отношения крайне несовершенны и далеки от развитых форм рыночных отношений. Вместе с тем ее нельзя сравнивать и с диким рынком, поскольку тому этапу были присущи совершенно другие общественные, в том числе и экономические отношения, нежели нынешнему Таджикистану.

Трансформационный спад, глубокий экономический кризис, слом плановой системы, ликвидация социальных гарантий, хозяйственная неразбериха, низкий уровень развития социальной сферой привели к многократному снижению основных показателей уровня жизни и быстрому повышению уровня бедности населения. Согласно официальным данным уровень бедности в стране вырос до 83,5%, около 96% населения вообще живут на уровне ниже линии прожиточного минимума1.

Здесь следует тот факт, что до настоящего времени отметить, целое поколение не имело представления о том, что такое крайняя нищета, безысходность ситуации доходов, зарплаты, занятости, рост безработицы. Однако это поколение отличалось относительно высоким уровнем образования, широким социально-культурным и профессионально-техническим кругозором, способностью своевременно принимать самостоятельные решения. Именно эти черты личности, сформировавшиеся еще при социализме, обусловили динамичность связей между социально-экономической и демографической сферами. В силу сказанного демографическая ситуация оказалась весьма чувствительной к происходящим в стране серьезным социально-экономическим изменениям.

Произошедшие сдвиги в демографической сфере делают актуальной необходимость разработки и осуществления научно обоснованной демографической политики в стране. В настоящее время в Таджикистане разработана и утверждена Концепция государственной демографической политики. Однако интересы ускоренного социально-экономического развития страны требуют конкретизации основных направлений государственной демографической политики, ускорения и повышения эффективности социально-экономической политики государства вообще.

Радикальные сдвиги в демографической ситуации находят выражение в резком снижении уровней рождаемости и естественного прироста населения, в ускорении деурбанизации общества, ухудшении условий, связанных с воспроизводством населения в ускорении деурбанизации общества, ухудшении условий, связанных с воспроизводством населения, возрастания миграционной подвижности населения и изменении его структуры, в резком расширении масштабов внешней трудовой миграции. Все это требует разработки и эффективного функционирования механизмов регулирования демографических процессов. В усло.

1 Статистический ежеюдник Республики Таджикистан, Душанбе. 2002 — С. 27 виях же рыночной экономики определяющую роль в регулировании вышеупомянутых процессов должно играть государство.

К настоящему времени система регулирования демографических процессов в стране еще не сложилась. Действия государственных и негосударственных, формальных и неформальных институтов в этом отношении носят разрозненный характер и далеки от требуемой согласованности. Однако опыт ряда стран, добившихся положительных результатов в управлении демографическими процессами, показывает, что достижение такой согласованности представляется крайне необходимым. Первым шагом в этом направлении является глубокое понимание своих задач соответствующими институтами.

Эффективность национальной демографической политики во многом зависит от учета особенностей макроэкономической ситуации сложившейся в стране, поскольку последняя в наиболее концентрированной форме отражает потребности и специфику социально-экономического развития Республики Таджикистан на современном этапе. К сожалению, низкий уровень важнейших макроэкономических показателей ограничивает возможности регулирования демографической ситуации, в особенности роль финансового обеспечения в управлении названными процессами. В этом плане большую актуальность приобретает выявление возможностей усиления такого воздействия в условиях ограниченности финансово-материальных ресурсов.

В последнее время во всем мире утверждается понимание того, что демографическая политика включает в себя мероприятия, относящиеся ко всему процессу становления человека, личности. Уже никто не оспаривает того, что планирование семьи или обеспечение репродуктивного здоровья человека составляют лишь отдельные части демографической политики. Поэтому возникает необходимость рассмотрения проблем, связанных как с воспроизводством человека, так и с воспроизводством всего населения. При этом особую важность представляет рассмотрение этих вопросов под определенным углом социализации, т. е. становление человека, личности, отвечающих потребностям существующей социально-экономической системы.

Только после достижения такой определенности в методологическом плане можно будет выдвигать и решать вопрос о механизмах и путях регулирования воспроизводства населения в новых условиях. Определиться в вопросе о личности, имманентной новой социально-экономической системе это значит, что усилия по регулированию воспроизводства населения будут эффективными.

Сложные проблемы, порожденные весьма тяжелой социально-экономической ситуацией и сильно повлиявшие на процессы воспроизводства человека, населения в целом, привели к резкой активизации территориальной подвижности населения и в особенности к быстрому расширению масштабов внешней трудовой миграции. В настоящее время среди мероприятий государственной демографической политики вопросы регулирования и повышения эффективности внешней трудовой миграции приобретают первостепенное значение. Однако до сих пор в демографической политике данному вопросу не уделялось того внимания, которого он заслуживает.

Вышеописанные обстоятельства и определяют актуальность данного исследования.

Состояние изученности проблемы. Проблемы демографической политики исследовались многими учеными-демографами и экономистами на разных уровнях — общепланетарном, макрорегиональном и национальном. На общепланетарном уровне исследованию подвергались общечеловеческие вопросы становления демографической политики, которые в большей степени были сфокусированы на проблемах демографического регулирования в африканских и азиатских странах. Особое внимание в таких исследованиях уделялось вопросам планирования семьи, ограничению плодовитости женщин. Позднее в исследованиях этого уровня важное место стали занимать проблемы репродуктивного поведения. Такими исследованиями активно занимались Л. Ашфорд, А. Банколе, С. Батливала, Дж. Бонгартс, Г. С. Беккер, И. Бхушан, С. Ваткинс, Ч. Вестофф, К. Вилсон, Р. Гхош, Р. Доналдсон, Дж. Клеленд, Дж. Колдуэлл, С. Корреа, Л.Н.

Притчетт, Н. Б. Ридер, Г. Сен, С. Форман и др1. Труды этих авторов посвящены как глобальным вопросам формирования демографической политики и регулирования процессов воспроизводства человека и населения, так и вопросам регулирования демографических процессов на континентах с высокими темпами естественного прироста населения.

В странах СНГ вопросы демографической политики, воспроизводства человека и населения освещались в трудах А. Авдеева, Н. Адешвили, Г. Вагиной, А. Вишневского, Ж. Зайончковской, В, Ивановой, А. Карегина, А. Кваши, В. Кокова, Н. Кривельской, С. Кузьмина, K. JIaac, О. Малеевой, Б. Павлова, В. Переведенцева, Н. Римашевской, Г. Романенковой, В. Стешенко, Г. Цуладзе. и др. В работах этих ученых в основном анализировались вопросы совершенствования демографической политики в условиях социализма. Некоторые из этих авторов опубликовали статьи и книги по вопросам демографической политики в рыночных условиях. Однако число таких публикаций занимают весьма незначительно. Общий недостаток их исследований заключается в том, что в них нет глубокого анализа демографической политики в органической связи с социально-экономической и, в частности, с макроэкономической ситуацией.

В Таджикистане (на национальном уровне) проблемы демографической политики освещались в трудах М. Бободжанова, С. Исломова, Ш. Кадырова, М. Кабутова, М. Мансурходжаева, М. Мирджалоловой, И. Мирзоева, Х. Умарова и.

3 «* ~ ' др. В работах этих авторов содержится оценка демографической ситуации и ее изменения в Таджикистане, исследуются вопросы регулирования демографических процессов, особое внимание уделяется планированию семьи, улучшению системы материнства и детства, развитию сети учреждений, обеспечивающих репродуктивное здоровье человека. Вместе с тем взаимосвязь между макроэко.

1 Bondaarts and Susan С. Watkins «Social Interactions and Contemporary Fertility Transitions». Population and Development Review, 22. No4,1996, p.p. 639−682, Economic and Social Survey of Asia and Pacific 2001. Financing for Development. New York. 2001. p. 145 «АдеишвилиН. Методологические аспекты демографической политики. «Коммунист Грузии». 1986. № 1. стр. 61−66, Хисоботи Милли оид ба рушди устувор. Рио+10. Душанбе. 2002 г. Римашевская Н. М. Потребности человека и комплексная программа социальною развития «Наука о человеке» М. 1988. cip. 199−230 ИсломовС.И. Демография Таджикистана. Душанбе: Ирфон, 198? 148с., Кабугов М. К. ХудойдодовРЛ. Баъзе масьапахои мухочирати ахоли дар Точикистон. «Экономика Таджикистана: Стратегия развития». 1990, № 2, с. 101−108, Турусбеков Б. Предел человеческому счастью? [Пролог демографической полигики]. Литературный Кыргызстан. 1990. № 5. cip. 92−97. номической и демографической ситуациями, и специфика функционирования этих сфер, бюджетный фактор регулирования демографических процессов применительно к условиям Таджикистана требуют дальнейших исследований.

Цель и задачи исследования

Цель настоящей работы заключается в том, чтобы на основе выявления особенностей демографической ситуации в Таджикистане выработать предложения по совершенствованию политики демографического регулирования в стране с определением важнейших направлений демографической политики, призванных сыграть приоритетную роль.

Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:

— определение особенностей и главных тенденций современной демографической ситуации в стране, в тесной связи с анализом важнейших макроэкономических показателей;

— оценка воздействия трансформационного спада и перехода экономики на рыночные отношения на демографическую ситуацию и демографическую политику;

— выявление факторов и проблем, оказывающих воздействие на процессы воспроизводства человека и населения в целом в новых условиях;

— исследование действия механизмов и путей регулирования воспроизводства населения в рыночных условиях и обоснование мер по активизации действия этих механизмов;

— раскрытие важнейших проблем, связанных с миграционной подвижностью населения, обоснование наиболее эффективных путей их решения, разработка рекомендаций по регулированию внешней трудовой миграции и повышению ее роли в решении важнейших проблем социально-экономического развития страны.

ПРЕДМЕТ И ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ.

Предметом исследования являются трансформационные сдвиги в демографической политике в условиях переходных обществ (на примере Республики Таджикистан), а также проблемы и трудности, связанные с этим переходом на пути регулирования демографических процессов.

Объектом исследования является нынешняя демографическая ситуация в Республике Таджикистан и ее взаимосвязи с процессами социально-экономического развития, в особенности с макроэкономическими процессами.

Информационная база. Для выполнения диссертационной работы были использованы данные из ежегодных статистических сборников Таджикистана и стран СНГ, сведения из периодических публикаций Всемирного Банка, ЕБРР, ЮНДП, MOM, Отчетов о человеческом развитии в Республике Таджикистан, Постановления Маджлиси Оли и Правительства Республики Таджикистан по вопросам формирования и совершенствования демографической политики, управления демографическими процессами, материалы из научных монографий, научных и научно-популярных журналов, периодической печати. Нами также были использованы материалы республиканских и международных научных конференций, семинаров, круглых столов, посвященных проблемам демографической политики и механизмам регулирования воспроизводства населения, а также внешней трудовой миграции.

Методология и методы исследования. В процессе работы над диссертацией мы опирались на методологические приемы, использованные классиками экономической теории, современными исследователями демографической и экономической наук.

При изучении темы был использован диалектический метод, в соответствии с которым демографические явления рассмотрены в их развитии и движении.

При написании диссертационной работы были использованы такие конкретные методы исследования, как анализ и синтез, индукция и дедукция, количественный анализ, графики как форма наглядного изображения зависимости экономических явлений, нормативный метод и др.

Научная новизна исследования. В работе обоснованы рекомендации по совершенствованию демографической политики в Таджикистане в условиях перехода на рыночные отношения. Научная новизна исследования заключается также в следующем:

— выявлено, что Таджикистан в нынешнее время находится на начальном этапе демографического перехода. Этот этап по основным тенденциям демографического развития может быть характерен неожиданными колебаниями, включая рост рождаемости, который может произойти под воздействием повышения уровня жизни населения;

— вскрыты диалектические взаимосвязи между демографическими и социально-экономическими процессами, характер этих взаимосвязей с точки зрения приоритетов и преимуществ;

— обоснована точка зрения о том, что без прекращения таких негативных процессов, как деиндустриализация и деурбанизация, регулирование демографических процессов, адекватных современным обществам не представляется возможным;

— установлено, что в современных условиях границы демографической политики и демографического регулирования существенным образом расширяются. Они охватывают весь процесс воспроизводства человека, личности, а в более широком плане — процессы воспроизводства населения в целом. При этом речь должна идти о воспроизводстве такого человека, который по всем своим параметрам соответствовал бы потребностям развития рыночной экономики;

— определены важнейшие механизмы и конкретные пути регулирования процессов воспроизводства населения, обоснована возможность активизации этих механизмов в условиях недостаточной обеспеченности рассматриваемых процессов финансовыми и материальными ресурсами;

— проанализированы радикальные сдвиги в масштабах и структуре миграционной подвижности населения, выявлено, что в современных условиях на миграционную подвижность большее влияние оказывают финансово-материальные интересы, нежели социально-культурные;

— выявлены огромные социально-экономические возможности, возникающие в процессе внешней трудовой миграцией, их воздействие на решение таких проблем, как бедность, безработица, деурбанизация и т. д.;

— обоснованы пути регулирования внешней трудовой миграции с целью существенного повышения ее социально-экономической эффективности.

Практическая значимость исследования. Полученные автором результаты исследования могут быть использованы для более объективной оценки нынешней демографической ситуации в Таджикистане, обоснования рациональных путей совершенствования государственной демографической политики с учетом трансформационного спада в экономике. Основные результаты исследования могут быть использованы Правительством Республики Таджикистан, Министерством экономики и торговли, Министерством труда и социальной защиты при разработке различных программ по улучшению демографической ситуации, повышения эффективности внешней трудовой миграции и т. д.

Основные выводы и предложения диссертации были представлены для практического использования в заинтересованные организации.

Основные идеи исследования могут быть использованы в процессе преподавания курсов «Экономическая теория», «Макроэкономика», «Демография».

Апробация исследования. Основные положения диссертации докладывались на заседаниях Отдела макроэкономических исследований Института экономических исследований Министерства экономики и торговли Республики Таджикистан, на объединенном заседании кафедр «Экономическая теория», «Маркетинг и агробизнес» и «Демография и статистика» ТГУ ПБП, на научно-практических конференциях, посвященных проблемам Демографии (ТГУ ПБП апрель 2002г) Тендерной политике (ТГУ ПБП, февраль 2003г), а также на круглых столах и традиционной апрельской научно-практической конференции (ТГУ ПБП апрель 2003 г.).

По результатам исследования опубликованы две брошюры и 5 статей общим объемом 2,7 п.л.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

1. Современные демографические тенденции в Таджикистане имеют тесные связи с важнейшими макроэкономическими процессами в стране. Существенное снижение рождаемости и естественного прироста населения обусловлено глубоким трансформационным спадом, резким ухудшением важнейших социальных и экономических показателей страны. По сравнению с советским периодом, взаимодействие между демографической ситуацией и макроэкономическими показателями существенно изменилось. В условиях плановой экономики демографическое давление на динамику важнейших макроэкономических показателей было намного мощнее по сравнению с нынешним периодом развития страны. Сейчас экономическая ситуация в стране определяет направленность демографических тенденций.

2. В стране происходит резкое снижение рождаемости, обусловленное совершенно другими причинами, отличными от тех, которые наблюдаются в мировой практике. Главной же причиной снижения рождаемости выступает расширение масштабов бедности, вызванной переходом от плановой экономики к рыночной, нестабильностью политической ситуации. В мировой практике подобные причинно-следственные связи носят уникальный характер. Обычно такие явления происходят в периоды войн, послевоенного обустройства. Гражданская война в Таджикистане длилась недолго не могла оказать столь глубокое воздействие на коэффициенты рождаемости населения.

3. Демографическая политика в условиях перехода к рыночным отношениям коренным образом должна быть пересмотрена. Она должна носить более демократичный характер. Система поощрений за высокие показатели детности должна уступить место системе поощрений за низкий уровень детности. Политика планирования семьи должна включать мероприятия, учитывающие не только возможности государственного бюджета, но и экономические возможности семьи.

Демографическая политика в стране должна быть ориентирована на важнейшие проблемы социально-экономического развития страны и исходить из необходимости содействия быстрому и эффективному их решению. В силу сказанного государственная демографическая политика должна рассматриваться в качестве составной части социально-экономической политики. Главная цель демографической политики заключается в том, чтобы посредством реализации разного рода мероприятий способствовать эффективному решению задач, вытекающих из социально-экономической политики в целом. Последняя же должна содействовать более успешной реализации целей и задач демографической политики. В условиях Таджикистана на демографическую политику заметное влияние оказывает высокий уровень бедности населения.

4. На нынешнем этапе возникла необходимость разработки такой демографической политики которая учитывала бы все аспекты развития общества. Сейчас самая большая ошибка заключается в том, что вся эта политика сводится к планированию семьи. По нашему мнению политика планирования семьи наряду с мерами по ограничению рождаемости должна включать в себе и мероприятия по улучшению репродуктивного здоровья мужчин и женщин. В широком же плане демографическая политика должна учитывать все этапы воспроизводства человека, адекватного потребностям рыночной экономики. Это означает, что демографическая политика в переходных условиях должна делать упор на качественные аспекты формирования человека. Важнейшим результатом активной демографической политики должно стать достижение физического и умственного здоровья человека. Поэтому изменения в образовательной системе и систем здравоохранения должны составить неотъемлемую часть демографической политики.

5. Осуществление активной демографической политики в Таджики-станеимеет свои сложности. Они носят, главным образом, макроэкономический характер. Низкие показатели социально-экономического развития производства ВВП, промышленной и сельскохозяйственной продукции, объемов инвестиций, доходов и расходов государственного бюджета, показатели объемов внешнеторговой деятельности и т. д.) оказывают серьезное воздействие на уровни реализации этой политики, не благоприятствуют достижению высоких результатов качественного порядка. Это прежде всего относится к финансовому и материально-техническому обеспечению процессов формирования личности нового типа. По основным показателям своего развития личность в Таджикистане допускает существенное отставание по сравнению с другими странами постсоветского пространства.

6. Переход к рыночным отношениям предполагает переход и к воспроизводству человека нового типа. Это должен быть человек с совершенно другим типом мышления и поведения, изживший в себе иждивенческие настроения. Это должна быть личность ищущая, устремленная к улучшению не только своего благосостояния, но и благосостоянию всего общества. Становление личности с такими качествами требует перестройки демографического поведения семейных пар, изменения объемов и структуры семейных расходов, расширения сфер дошкольного образования, изменения программ школьного обучения и трудовой подготовки в школах, полного изменения организационных схем и методов службы по охране здоровья человека, системы социальной защиты населения. Участие государства в воспроизводстве человека должно носить ограниченный характер.

7. Осуществление основных целей демографической политики, воспроизводство человека нового типа не представляются возможным и без развития соответствующей образовательной базы. Наличие в стране эффективно действующей образовательной системы является основой для реализации демографической политики при помощи претворения в жизнь подлинно демократических принципов. Последние предполагают свободное, добровольное использование инструментов планирования семьи при минимальном участии государства. Поэтому в широком спектре осуществления целей воспроизводства человека нового типа образованию необходимо уделить основное внимание. Это означает, что количественные объемы в развитии образования должны заполняться высоким качественным материалом.

8. Воспроизводство человека с творческими способностями, умеющего самостоятельно преодолеть любые препятствия в жизненном процессе, возможно лишь при необходимом уровне финансирования социальной сферы, и прежде всего образования и здравоохранения. Это требует интенсивного поиска дополнительных источников формирования государственных доходов, а также доходов домохозяйств. Резкое повышение уровней собираемости налогов и сборов на современном этапе представляется вполне реальной задачей, и ее решение может обеспечить становление активной демографической политики в стране.

9. В методологическом плане выявление наиболее эффективных механизмов воспроизводства населения не представляется возможным без учета теории демографического перехода. В Таджикистане демографический переход находится на начальной стадии своего развития. Поэтому вполне возможным представляется некоторое повышение уровней рождаемости и естественного прироста населения по мере и в связи с процессом снижения уровня бедности. Этот процесс в стране еще не начался, но, по имеющимся признакам в Тджикистане складывается благоприятные предпосылки для устойчивого роста уровня жизни населения, а следовательно, и для роста рождаемости. Однако этот рост будет носить временный характер. Далее в рамках демографического перехода будет продолжаться процесс снижения коэффициентов рождаемости и естественного прироста населения.

10. В условиях Таджикистана основными факторами снижения уровней рождаемости и естественного прироста населения является прекращение процессов деиндустриализации и деурбанизации страны, превращение упомянутых процессов в диаметрально противоположные тенденции, носящие необратимый и устойчивый характер. Существенную роль могут здесь сыграть процессы индустриализации и урбанизации села, расширение информационной индустрии, включая полную компьютеризации общества, всеобщую урбанизацию сознания.

11. Среди механизмов воспроизводства человека нового типа заметное место принадлежит планирование семьи. Однако в Таджикистане она нуждается в существенной модернизации. Речь идет, прежде всего, о медицинских методах ограничения нежелательной беременности, о создании благоприятных условий материнства и детства, изменении взглядов мужской части населения относительно экономической и медицинской основ изменения репродуктивного поведения. Не менее важное значение имеет целенаправленное решение тендерных проблем, включая повышение общественного и образовательного статуса женщин, изменение их роли в семье, более активное их вовлечение в развитие реального сектора экономики, социальной сферы и государственного управления. Необходимым представляется повышение роли НПО, политических партий, общественных организаций, органов местного самоуправления для создания общественного мнения, благоприятствующего снижению рождаемости и естественного прироста населения.

12. В условиях Таджикистана в структуре демографической политики все более важное значение приобретает миграционная политика государства. Это связано с растущими масштабами миграции населения, и прежде всего внешней трудовой миграции. В настоящее время в структуре миграции удельный вес внутренней миграции сокращается, а удельный вес внешней миграции отличается устойчивой тенденцией к повышению. В то же время в структуре внешней миграции растет удельный вес внешней трудовой миграции. В связи с тем, что внешняя трудовая миграция играет все более важную роль в решении важнейших проблем социально-экономического развития страны, возникает необходимость в усилении роли государства в расширении данной формы миграции.

13. Внешняя трудовая миграция обладает огромным потенциалом воздействия на макроэкономическую ситуацию в Республике Таджикистан. Прежде всего, она способствует увеличению фонда потребления и тем самым оказывает влияние на рост объемов конечного потребления. Доходы, поступающие извне в страну, способствуют увеличению денежного оборота, росту масштабов импорта и через них влияют на производство внутреннего валового продукта. В свою очередь эти доходы могут стать источником инвестиций на развитие реального сектора экономики, способствуют укреплению позиций частного предпринимательства. При условии обеспечения эффективного государственного регулирования процессов поступления и использования рассматриваемых доходов они могут содействовать углублению процессов макроэкономической и финансовой стабилизации. Очень важным является то, что эти доходы играют все более решающую роль в снижении уровня бедности и повышении духовных потребностей людей.

14. Сегодня все большую актуальность приобретает процесс разработки механизма государственного регулирования внешней трудовой миграции. Для этого, прежде всего, необходимо заключить с соответствующими государственными органами стран трудоустройства таджикских мигрантов соглашения, где оговаривались бы все условия пребывания мигрантов в этих странах. В такие соглашения необходимо включить социальные пункты о легализации тех мигрантов, которые до сих пор не имеют легального статуса труда и пребывания в странах трудоустройства, об их социальной защите, включая пользование медицинскими услугами, о недопустимости их эксплуатации со стороны мафиозных и силовых структур, об их правовом положении, об организованном переводе заработанных ими денег через соответствующие отделения банков и т. д.

15. В связи с этим важное значение имеет открытие представительств Министерства труда и социальной защиты населения во всех губерниях, краях и автономных республиках стран, где трудятся мигранты из Таджикистана. В тех же областях и губерниях, где они действуют, последние нуждаются в значительной финансовой и кадровой поддержке. В частности, каждое представительство должно иметь компьютерный банк данных, охватывающих не только граждан Таджикистана, работающих по найму в различных районах, но и о свободных рабочих местах, которые могут быть заполнены иностранной рабочей силой, включая технико-экономическую характеристику этих рабочих мест.

16. Необходимо добиться того, чтобы будущие трудовые мигранты еще до отъезда из страны имели полную информацию о месте и профиле будущей работы, о предприятии, условиях труда и проживания, требуемой квалификации и уровне заработной платы. Интересам Таджикистана соответствует такое трудоустройство мигрантов, при котором они работали бы в однопрофильных с таджикскими предприятиями производствах, освоили бы соответствующие профессии, повысили бы свою квалификацию. При таком варианте после возвращения эти работники могли бы эффективно трудиться в Таджикистане и принимать более активное участие в расширении масштабов производства и росте его эффективности. Реализация такого варианта предполагала бы также профессиональную подготовку таджикских трудовых мигрантов в профессионально-технических училищах и различных курсах в странах их трудоустройства.

17. Из вышесказанного следует несколько выводов, которые требуют пристального внимания со стороны правительства страны, НПО, международных институтов, занятых вопросами трудовой миграции. Последние сводятся к следующим: а) внешняя трудовая миграция должна стать объектом государственного регулирования, которое должно опираться на научнообоснованные рекомендации и современную практику управления этими процессами в демократических странах. Такое регулирование должно быть нацелено на максимизацию социально-экономического эффекта миграционных процессовб) правительственные органы должны принять меры для полной легализации внешней трудовой миграции. Необходимо осуществить адекватные мероприятия для того, чтобы каждый мигрант работал на основе контракта, отвечающего всем требованиям соответствующих международных соглашений. Решающее значение здесь имеет осознание каждым мигрантом своих прав и обязанностей в стране трудоустройства. Нужно добиться того, чтобы трудовые мигранты из Таджикистана находились в поле зрения правозащитных организацийв) очень важным представляется заключение межправительственных соглашений о защите прав и интересов трудовых мигрантов, которые включали бы и пункты об из социальной защите, о предотвращении случаев незаконных поборов и эксплуатации со стороны криминальных групп, работников силовых структур, налоговых инспекторов и работодателейг) нужно, чтобы все заработки трудовых мигрантов легальными путями переправлялись их семьям. Банки второго уровня страны должны открыть корреспондентские счета в банках РФ, Казахстана, действующих в районах, где работает значительная часть трудовых мигрантов из Таджикистана. При этом особое внимание необходимо уделить вопросу хранения таких денег в банках в качестве депозитов.

18. НБТ необходимо принять действенные меры для более полного учета поступающих в страну по различным каналам денег от трудовых мигрантов. При этом в интересах поддержки финансовой стабильности в стране необходимо выявить степень включенности этих денег в различного рода денежные обороты. С этой целью нужно провести обследование структуры и динамики распределения и использования этих денег в масштабе страны с обязательным выявлением связи таких денег с процессами долларизации денежного обращения.

Показать весь текст

Список литературы

  1. A.A. Аборты и рождаемость. «Социологические исследования». 1989. № 3 стр. 54−64.
  2. Н. Методологические аспекты демографической политики. «Коммунист Грузии». 1986. № 1. стр. 61−66.
  3. Н. Теоретические вопросы демографической политики. Труда Тбилисского Ун-та. Серия гуманитарных и общественных наук. 1985 № 11.Стр.368−373
  4. В. Золотая десятка. «Наука и жизнь». 2001. № 11. стр. 2−8.
  5. Г. Н. Некоторые вопросы демографической политики СССР в свете активизации человеческого фактора. Свердловск, 1989. Стр. 3−18
  6. А., Аничкин Б. Демографическая политика в современном мире -М.Наука/ 1989. Стр. 3−178.
  7. А.Г. Демографический потенциал России. «Вопросы экономики», 1998, № 5 стр. 103−122.
  8. А. Г. Зайончковская Ж.К. Волны миграции. Новая ситуация. «Свободная мысль», 1992. № 12. стр.4−16.
  9. C.B. Изучение демографической политики в СССР на Западе. «Социальная политика Советского государства и рабочий класс: вопросы методологии историографии и источниковедении». М. 1988, стр.85−94.
  10. Тендерная статистика в Республики Таджикистан. Душанбе 1999 год.
  11. Демографическая политика в СССР. Сборник статей. М. «Финансы и статистика». 1983. Стр. 3−1 12.
  12. Демографическая политика социалистического общества. Сборник статей. М.: Наука. 1986. Стр. 3 190.
  13. Демографическая политика СССР. Тезисы докладов, Киев, 1987. 130с.
  14. Демографическая политика. Сборник статей М.: «Мысль». 1985. 128 с.
  15. Демографическая политика: Опыт социалистических стран. Сборник статей. М.: «Финансы и статистика». 1983. Стр. 3−189.
  16. Демографическая ситуация в Причерноморье в период великой греческой колонизации. Тбилиси: Мецннереба. 1981, 438с.
  17. Демографическая ситуация в СССР. Сборник статей. М.: «Статистика», 1976, 118 с.
  18. Демографические аспекты занятости. Сборник статей. М.: «Статистика», 1975, 176 с.
  19. Демографические аспекты ускорения социально-экономического развития: Тезисы докладов всесоюзной научной конференции. Киев, 1987, 1 ч. 120 с.
  20. Демографические исследования. Сборник научных трудов. Киев: Наукова Думка, 1970, Стр. 3−135
  21. Демографические исследования. Сборник научных трудов. Киев, Наукова Думка, 1970, 134 с.
  22. Демографические исследования. Сборник статей Экон. Фак. Каф. Народонаселения. М.: Изд-во МГУ. 1988, Стр. 3 149.
  23. Демографические модели. Сборник статей М.: Статистика, 1977, Стр. 3−182.
  24. Демографические проблемы семьи-М: «Наука».-1978. Стр. 3−208.
  25. Демографические проблемы занятости. М., Экономика, 1969. Стр 3- 215
  26. Демографические проблемы расселения, Сборник научных трудов Ташкент, 1978, 201 с.
  27. Демографические проблемы социалистического общества: (сборник статей). М.: Наука. 1991. 187с.
  28. Демографические прогнозы. Сборник статей. М: «Статистика», 1973 г.
  29. Демографические процессы в социалистическом обществе Сборник статей М.: Финансы и статистика. 1981. Стр.3- 295.
  30. Демографические процессы в СССР Сборник докладов. М.: ИСИ. 1983. 137с.
  31. Демографические процессы в СССР. Сборник научных трудов М: Наука, 1990.Стр. 3−211.
  32. Демографические процессы в СССР. Сборник научных трудов, М.: «Наука», 1990, 212 с.
  33. Демографические процессы на Балканах в средние века: Сборник научных трудов, Калинин: КГУ. 1984, 131 с.
  34. Демографические тетради. Вып. 9, Киев. 1974. 289 с.
  35. Демографические, физиологические аспекты старения. Сборник. Статей. Минск: «Наука и техника». 1976. 223с.
  36. Демографический анализ рождаемости Сборник статей. М.: «Статистика», 1974
  37. Демографический ежегодник России: Стат. Сб. М., 1998, 398 с.
  38. Демографический ежегодник России: Стат. Сб. М.: 1996, 554 с.
  39. Демографический ежегодник СССР М: «Финансы и статистика» 1990, 395с.
  40. Демографический энциклопедический словарь М.: Советская энциклопедия, 1985, 608 с.
  41. Демографическое развитие в СССР: Сборник статей. М.: «Мысль», 1985. 128 с.
  42. Демографическое поведение и возможности социального воздействия на него в условиях социума. М.: ИСИ. 1986, 208 с.
  43. Демографическое поведение населения. Сборник научных трудов, Ташкент: ТашГУ, 1987, 79 с.
  44. Демографическое поведение: опыт социологического изучения. Сборник статей. М. 1990, 194 с.
  45. Демографическое развитие и трудовые ресурсы БССР. Минск. «Наука и техника», 1988, 191 с.
  46. Демографическое развитие семьи (Сб. статей) НИИ по проектированию выч. И сл. Центров и систем экон. Информации ЦСУ СССР демографии: Под ред. А. Г. Волкова. -М.: «Статистика» 1979, 191 с.
  47. Демографическое развитие Сибири. Прикладные и теоретические аспекты исследования. Сборник научных трудов. Новосибирск, 1987, 139с.
  48. Демографическое развитие СССР в послевоенный период. М.: ИСИ, 1984, 185.
  49. Демографическое развитие Украинской ССР (1970 1979 г.) Киев: Наукова Думка, 1987, 254 с.
  50. Демографическое развитие Украинской ССР: 1959 1970. Киев: «Науково Думка», 1977, 221 стр.
  51. Демография западноевропейского средневековья и современной зарубежной историографии М.: Изд. НИОН. 1984, 259 стр.
  52. Демография и экология крупного города. JL: Наука, 1980, 156 с.
  53. Демография поколений. Сборник статей. М.: Статистика, 1972,184 с.
  54. Демография семьи. Сборник статей, Ташкент: ТГУ, 1980, 108 с.
  55. Демографы думают, спорят, советуют. Сборник статей. М.: Финансы и статистика. 1981, 232 с.
  56. Доклад о развитии человека за 2000 год. Нью-Йорк. 2000 год.
  57. В.А. Мировые миграции. М.: Знание, 1991, 64 с.
  58. С.И. Демография Таджикистана. Душанбе: Ирфон, 1985, 148с.
  59. М.К. Некоторые пути обеспечения занятости трудовых ресурсов Таджикистана, «Паем», 1998, № 2, стр. 32 36.
  60. М.К., Худойдодов Р. Х. Баъзе масъалахои мухочирати ахоли дар Точикистон. «Экономика Таджикистана: Стратегия развития». 1990, № 2, с. 101−108.
  61. Ш. Вопросы совершенствования демографической политики в Среднеазиатском регионе СССР, Известия АН ТССР. Серия общественных наук. 1985, № 2, стр. 80−82.
  62. А .Я. Формирование активной демографической политики в развитом социалистическом обществе. «Вопросы научного коммунизма». 1983, Вып. 55, стр. 136- 142.
  63. И.П. Актуальные вопросы совершенствования демографической политики, «Сов. Здравоохранение». 1988. № 6. стр. 38−43.
  64. А. Демографический анализ и общество. «Вестник статистики», 1992, № 8, стр. 19−24.
  65. А. Депопуляция и демографические волны, «Вестник статистики», 1992, № 11, стр. 16−22.
  66. А., Тольц М. Запреты проблем не решают. (О демографической политике), Журналист. 1987, № 9, с. 33.
  67. Н. Планирование семьи: социальный аспект. «Социалистический труд», 1991, № 3, стр. 3−6.
  68. В. Как управлять миграцией в России. «Экономист», 2002, № 2, стр. 75−82.
  69. Н.В. «Планирование семьи" — демографическая война в России. Федеральное собрание Госдума. Аналитическое управление. «Аналитический вестник». Выпуск 21, Серия: «Оборона и безопасность», 1997.
  70. А. Пути совершенствования региональной демографической политики на примере ЭССР. Общественные науки, № 2, стр. 103−115.
  71. С.А. Демографические аспекты политики занятости. «Известия АН СССР». Сер. Экономика, 1991. № 2. стр. 80—93.
  72. К.А. Экономические основы демополитики и система помощи семье. «Проблемы семьи», 1988, 7, стр. 3−9
  73. М. Нас 6 миллионов. «Экономическое обозрение Таджикистана». 1999, № 10, стр. 8−10.
  74. Механизм управления воспроизводством населения и трудовых ресурсов: региональный аспект. Л.: Наука, 1990, 113 с.
  75. М. Воспроизводство населения в переходной экономике Таджикистана. «Паем», 1998, № 1, стр. 35−38.
  76. Ч., Кабутов М. Внешняя миграция и занятость населения. «Паем», 1998, № 2, стр.32−36
  77. Г. Незанятость в России: вынужденная или добровольная? «Вопросы экономики». 2001. № 9. стр.113−129.
  78. Е. Л. Шкурин А.М. Демографическая политика на Дальнем Востоке и ее отражение в долговременной государственной программе. «Вестник Дальневосточного Отделения АН СССР, 1999, № 3, стр. 41−44.
  79. Мухамеджанов М и др. «Демографическая ситуация в Узбекистане и планирование семьи», «Коммунист Узбекистана» 1989, № 8, стр.20−26.
  80. Мухиддин Идизода. «Точико, мардикоро, хору зоро.», «Неруи Сухан» 31 июля 2003 года.
  81. Народное хозяйство Таджикской ССР в 1975 году. Душанбе «Ирфон». 1976 г.
  82. Народное хозяйство Таджикской ССР в 1979 году. Душанбе. «Ирфон». 1980 г.
  83. Народное хозяйство в Таджикской ССР в 1986 году. Душанбе. «Ирфон». 1987 г.
  84. На пороге XXI века. Доклад о мировом развитии 1999/2000год «Весь мир» Москва 2000 год.
  85. Население России. 1998. Шестой ежегодный демографический доклад. М.: «Книжный дом». 1999−144с.
  86. Некоторые аспекты взаимодействия семьи, предприятия и общества. Свердловск. 1993, 185 с.
  87. Особые проблемы содействия занятости. Политика занятости и демографическая политика. «Труд и право». 2000. № 5. стр. 20.
  88. Ответственность перед временем (Послание Президента РТ Э. Ш. Рахмонова Маджлиси Оли). «Экономика Таджикистана: стратегия развития». 2002, № 2, стр. 5−25.
  89. Отчет по человеческому развитию 1999: Таджикистан. ПРООН. Душанбе, 1999,95с.
  90. Отчет по человеческому развитию 1998: Таджикистан. ПРООН. Душанбе, 1998. 142с.
  91. Отчет по человеческому развитию. 1996, Таджикистан, ПРООН. Душанбе, 1996, 152с.
  92. Отчет по человеческому развитию. 1997. Таджикистан. ПРООН. Душанбе, 1997, 125с.
  93. Отчет о мировом развитии. Знания на службе развития. Москва. «Весь мир», 1999.
  94. Оперативные данные Государственного комитета статистики Республики Таджикистан.
  95. Образование и наука. Статистический сборник. Душанбе 2001.
  96. Промышленность Республики Таджикистан. Статистический сборник. Душанбе 2002.
  97. Б. С. Иванова В.Ф. Активная демографическая политика.
  98. Н.В. и др. Здоровье социальная ценность. Вопросы и ответы. М.: «Мысль», 1989. 236с.
  99. В. Демографическое настоящее и будущее России (О книге «Население России 2000». «Вопросы экономики». 2002. № 4 стр. 151−156.
  100. С. Демографическое развития Белоруссии. «Экономист». 2002. № 9. стр.46−51.
  101. Проблемы повышения эффективности использования рабочей силы в СССР. М.: Наука.1983, 281с.
  102. Программа экономического развития Республики Таджикистан на период до 2015 года. Душанбе, 2004, 141 с.
  103. A.A. Демографические основы народнохозяйственного планирования. Минск. «Наука и техника», 1990, 268с.
  104. Э.Ш. Таджикистан на рубеже и в XXI веке: Президент Э. Рахмонов и национальная экономика. Душанбе. 1999. 213с.
  105. Д. Образцы рыночной экономики: социальная рыночная экономика Федеративной Республики Германии. Берлин 1996 год.
  106. Региональные аспекты демографической политики: (механизм управления). Л.: 1988, 30с.
  107. Республика Таджикистан: Отчет по человеческому развитию 1995. 54с.
  108. Н.М. Потребности человека и комплексная программа социального развития. «Наука о человеке». М. 1988. стр.199−230.
  109. Г. М. Демографическая политика в региональном разрезе. М.: «Наука». 1988, 166с.
  110. Российские реформы: Социальные аспекты. Материалы научно-практической конференции посвященной памяти Г. В. Мильнера. М.: 1998. 368с.
  111. А. Формирование трудовых ресурсов и занятости. «Экономист». 2001. № 10, стр. 72−77.
  112. Салими Аюбзод Точик карни бистум «Пост Скриптум Им-примантру». Прага. 2002.
  113. Семья в России: Стат.сб. М., 1996. 238с.
  114. Семья, как объект социальной политики. Сборник статей АН СССР. М. ИСИ. 1986. 202 с.
  115. В. Отказ от будущего. «Наука и жизнь». 2000. № 10. стр. 82−89
  116. Содействие международной миграции. «Труд и право». 2000. № 5. стр. 20−24.
  117. Социальные ресурсы и социальная политика. М. «Наука». 1990. 272 с. 1 19. Старченков Г. И. Трудовые миграции между Востоком и Западом. Вторая половина XX столетия. М., 1997. 150 стр.
  118. В., Пискунов В. Научные основы управления демографическим процессом. «Общественные науки». М. 1987. № 3. стр. 36−49.
  119. B.C. Демографическая политика: осуществление и совершенствование в условиях развитого социализма. Киев: Наукова Думка. 1982. 851с.
  120. А. Влияние миграции на демографические процессы и социально-экономическую обстановку в стране (на примере Оренбургской области). «Экономист». 2002. № 2. стр.113−129.
  121. Статистический Сборник Республики Таджикистан, Душанбе, 2001.
  122. Статистический ежегодник Республики Таджикистан. Душанбе 2002.
  123. Статистический сборник «10 лет Содружества Независимых Государств», Москва, 2001 год.
  124. Д. С. Аитов М.А. Пути развития Таджикистана. Душанбе: Ирфон. 1994, 176с.
  125. Таджикистан: Отчет по человеческому развитию. 2000. ПРООН. Душанбе. 2000. 122с.
  126. Таджикистан: проблемы трудовой миграции и возможные подходы к формированию политики (Аналитический документ). Душанбе, 2004, 80 с.
  127. В.В. Мнения женщин Латвийской ССР о направлениях совершенствования демографической политики. «Известия АН Латвийской ССР. 1990. № 5. стр. 75−83.
  128. Трудовая миграция из Таджикистана. MOM. Душанбе, 2003,126 с.
  129. Х.У. ВТМ. Требуется неотложные решения. «Народная газета», от 7 мая 2003 г.
  130. Х.У. Социально-демографическое развитие. «Народная газета», от 5 марта 2003 г.
  131. Х.У., Юсуфбеков Ю. Труд в условиях развитого социализма. «Ирфон», Душанбе, 1984 год.
  132. Управление развитием крупных городов. Л.: «Наука». 1986. стр. 165−175.
  133. Уровень жизни населения. Статистический сборник (по данным выборочных обследований домашних хозяйств). Душанбе, 1999 год.
  134. Ускорение социально-экономического развития СССР: Тезисы докладов, Киев, 1987, 125 с.
  135. В.Н. Демографическая ситуация и трудовая миграция российский граждан за рубеж. «Менеджмент в России и за рубежом». 2001. № 5, стр. 29−38.
  136. Е.В. Эффективность демографической политики в социалистических странах Европы. «Семья как объект социальной политики». М. 1998. стр. 165−175.
  137. Н.В. Медицинские аспекты реализации демографической политики в Индии. «Здравоохранение Российской Федерации». 1986, № 11. стр. 38−43.
  138. В. Актуальные проблемы демографической политики в СССР. «Вестник общественных наук». 1984. № 10. стр. 3−15.
  139. В. Последствия демографической политики в Азербайджане. «Айастани жоговрадакан тесутюн». Ереван. 1990. № 1. стр. 42−52.
  140. В. Управление миграционными процессами в республике. «Проблемы теории и практики управления». 1998. № 3. стр. 68−71.
  141. .С. Расселение: актуальные проблемы научно-технической политики на современном этапе. Известия Всесоюзного географического общества. 1985. том 117. Вып. 1. стр. 3−9.
  142. М.Б., Майдонова С., Хасанова Г. «Из истории банков и предпринимательства в Центральной Азии», Душанбе, «Нодир» 2002г.
  143. Хисоботи Милли оид ба рушди устувор. Рио+10. Душанбе.2002г.
  144. Г., Цховребадзе Э. Демографическая политика и оптимизация рождаемости. «Коммунист Грузии». 1989. № 7. стр. 65−66.
  145. Г. С. С научной ответственностью: В связи со статьей Г. Пирцхалова «Задачи демографической политики» в журн. «Коммунист Грузии». 1987, № 6, «Коммунист Грузии». 1988. № 11. стр. 59−61.
  146. В. Демографическая политика в Латвийской ССР. Проблемы и суждения. «Социалистический труд». 1985. № 3. стр. 78−85.
  147. Л., Суладберди А. Еще раз о прошлом и настоящем. «Коммунист Грузии». 1988. № 11. стр. 51−53.
  148. С. Экономическая география и регионалистика. Учебное Пособие. 2-е издание. М. ЗАО «Финстатинформ», 1999, 185с.
  149. H.A. Откровенный разговор: рождаемость и меры ее регулирования. М. Мысль, 1991, 170 с.
  150. Anatoly Vishnevski. «Demographic Revolution and the Future of Fertility: A Systems Approach in Future Demographic Trends in Europe and North America: What Can We Assume Today? London: Academic Press. 1991, p. 257−70
  151. Bondaarts and Susan C. Watkins «Social Interactions and Contemporary Fertility Transitions». Population and Development Review, 22, No4, 1996, p.p. 639−682
  152. Dirk J. van de Kaa. «Anchored Narratives: The Story and Finding of Half a Century of Research into the Determinants of Fertility». «Population Studies» 50, no 3/19 961. P. 389−432
  153. Economic and Social Survey of Asia and Pacific. 2001. Financing for Development. New York, 2001, p. 145
  154. Gary S. Becker and H.S. Lewis «On Interaction Between Quantity and Quality of Children». Journal of Political Economy. 1973, No 82, p.p. 279−288
  155. John Khodel and Etienne van de Wall «Lessons from the past: Policy implications of Historical Fertility Studies». Population and Development Review 5, No 2 (1979), p. 217−245
  156. John C. Caldwell. Theory of fertility decline. London, Academic Press, 1982, p. 127
  157. John Clelond and Chris Wilson. «Demond Theories of the Fertility Transition: Aniconoclassic View». Population Studies, 41, No 1, 1987, p. 530 and John
  158. John Bongaarts and Judith Bruce. «The Causes of Unmed Need for Contraception and the Social Content of Services». Studies in Family Planning, 1995, No2, p.p. 57−75
  159. John Bongaarts «Population Policy Options in the Developing World», Science, 1994, No263, p.p. 771−776
  160. Lant H. Pritchett. «The Impact of Population Policies: Reply». Population and Development Review, 1994, 20, No3, p.p. 621−630
  161. Malcolm Potts. «The Unmet Need for Family Planning», Scientific American, 2000, January, p. 88−93
  162. Norman B. Ryder «Fertility and Family Structure», Population Bulletin of the United Nations, 1983, No 3, p. 15−33
  163. Population Bulletin. Vol. 56, No 3, 2001, p. 12United nations. Key Action for the Further Implementation of the Programme of Action of the International Conference on population and Development. N. Y. 2001
Заполнить форму текущей работой