Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Художественная картина мира в литературе Бурятии 1960-1990-х гг.: Пространственно-временная архитектоника

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В. Петонов в начале 60-х годов писал, призывая собратьев по творчеству к высокой художественности: «В поэзии важно не сиюминутное настроение, а широкий взгляд на мир, жизнь. Нужно не философствовать по поводу, а философски глубоко осмысливать происходящее» /9/. В творчестве бурятских поэтов 60−90-х годов заметно усилилось аналитическое начало, раскованное, поэтическое мышление становится… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. Художественный хронотоп как выразитель идеи субстанциональности
    • 1. Образ степи
    • 2. Всадник, конь
    • 3. Юрта
    • 4. Трава
  • ГЛАВА II. Пространство и время как категории этической. модели мира в прозе и поэзии
    • 1. Верх — низ, даль
    • 2. Сумерки — ночь
    • 3. Сон (небытие) — явь
    • 4. Время
    • 5. Лирическая модель мира

Художественная картина мира в литературе Бурятии 1960-1990-х гг.: Пространственно-временная архитектоника (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Литература

Бурятии 60−90 гг. неразрывно связана с общими процессами развития российской и мировой литературы. В ней нашли отражение политические, общественные события эпохи. Эсхатологические мотивы, ноты предостережения во многих произведениях писателей свидетельствуют о живой, пытливой и прозорливой художественной мысли. Уже с конца 50-х и начала 60-х годов литература Бурятии отличается от литературы предыдущих десятилетий новым, более высоким уровнем художественности. В. Ц. Найдаков в своей работе «Становление, развитие и распад бурятской советской литературы (1917;1995)» выделяет в современной бурятской литературе две сложные взаимообусловленные проблемы «человек и земля», «человек и мир», позволяющие писателям «через конкретную судьбу, личность выразить основные противоречия жизни» — закономерен, по мнению ученого, процесс «свободного отношения» писателей к категориям пространства и времени, так как «в современной прозе связь времен происходит по иным законам, чем прежде: прошлое и будущее сблизились, стали существовать как бы в настоящем, литературу отличают ретроспективный взгляд, прямые экскурсы в прошлое» /1/. Данный процесс охватывает в целом литературу Бурятии. Произведения бурятских, русских писателей становятся более философичными.

Категории пространства и времени составляют с другими факторами основу мировоззрения. В философии это категории сознания, отражающие всеобщие и существенные характеристики пространственно-временных отношений.

Пространство и время — универсальные, фундаментальные категории, моделирующие в художественном сознании образ мира. В художественном сознании обязательно «перцептуальные и концептуальные моменты органично сплавлены с ценностными идейно-эмоциональными моментами» (А.Осипов).

121, в нем отражается, как человек воспринимает мир, себя самого, свое место в мире.

Новые концепты филологии «картина мира», «образ мира» связаны с современными достижениями в науке, которая доказала существование различных космологических моделей Вселенной. М. Ахундов в своей работе «Пространство и время в физическом познании» пишет, что с открытиями Фридмана, Хаббла, Пензиаса, Уилсона и других человечество узнало о нестанционарной модели вселенной, «в космологию вошла диалектическая идея развития» /3/. Так как каждый век создает собственную модель мира, то человечеству XX века, чтобы ответить на вопросы, что есть мир, какое в нем отводится место индивиду, понадобилось представить себе художественно образ универсума. Искусство не могло не отразить новую модель мира.

Литературоведение обратило внимание на особую роль пространственно-временных соотношений в художественном произведении. Работы зарубежных (Р.Барт, К.Х.Леве) и российских (М.М.Бахтин, Ю. М. Лотман, С. Г. Бочаров, Э. Ф. Володин, А. Галкин, М. Соколянский и др.) исследователей свидетельствуют о становлении нового направления в литературоведении, продиктованного интегративными процессами науки. М. М. Бахтин определил, что в художественной архитектонике категории пространства и времени выполняют особую роль. Ученый обозначил подобное соотношение сочетаний, составляющих основу художественной картины мира, термином «хронотоп». По мнению литературоведа, хронотоп — это «формально-содержательная категория литературы,. жанр и жанровые разновидности определяются именно хронотопом,. в нем завязываются и развязываются сюжетные узлы» /4/, «хронотоп дает существенную почву для показа-изображения событий», «хронотопичен всякий художественно-литературный образ, существенно хронотопичен язык как сокровищница образов» /5/. Вступление в сферу смыслов совершается через хронотоп. Художественная картина мира является.

частью общей картины мира, в которую входят научные, социальные, политические, мифологические и т. д. стороны.

Влияние старомонгольской, тибетской, индийской литератур, буддийской, христианской религий, сохраняющаяся шаманистская форма религии, взаимосвязи с русской и мировой литературами сказываются в мировоззрении человека, живущего на стыке соединений двух культур Запада и Востока. В художественном сознании взаимосвязь культур выражается в особом видении мира, оказывающимся необычайно сложным, многомерным.

Обращение к творчеству таких писателей, как Г. Раднаева, Б. Дугаров, В. Митыпов и И. Калашников позволяет проследить именно данный культурологический феномен.

Писатели разнятся по менталитету и художественному выражению. Г. Раднаева думает и пишет на родном языке, Б. Дугаров, В. Митыпов буряты, но средством выражения выбрали русский язык, И. Калашников русский писатель, но его роман «Жестокий век» глубоко связан с историей монголоязычных народов. Писателей сближают вопросы жизненного бытия, глобальные проблемы мирного сосуществования многочисленных народов в одном социокультурном пространстве-времени.

Философскую литературу характеризует идея субстанциональностиидея целостности мира. Образ мира может быть дан через один образ или несколько, через компонент, предмет и т. д. Каждый из них будет универсален, самодостаточен. В художественной картине мира образы могут быть привязаны к определенному жизненному пункту-пространству, действие может протекать в точно указанное время. Это верхний уровень, когда обозначен художественный хронотоп: земля, страна, город, степь, река и прочее. На глубинном уровне все образы, компоненты выступают как символы целого мира.

В повестях В. Митыпова «Ступени совершенства», «Зеленое безумие земли», «Приход больших обезьян», в романах «Долина бессмертников» и.

Геологическая поэма", в романе И. Калашникова «Жестокий век», в лирике Б. Дугарова, Г. Раднаевой художественному анализу подвергается не человек во времени (не только человек определенной эпохи, человек истории), а время в человеке. Закономерно появление в произведениях писателей слова «мир». В нем одновременно концентрируются слова: «жизнь», «человек», «бытие». Слово «жизнь» в современном освещении искусством исторического хода как бы перестало отвечать всеохватности бытийного начала. Слово «человек» синтезирует понятия «богочеловека», «человекобога» и личность, тождественную целому миру. Слово «бытие» выражает не только материалистическую основу, но и духовную. Слитые воедино три слова означают сущность мира.

Появление романов И. Калашникова и В. Митыпова «Жестокий век» и «Долина бессмертников» связано с актуализацией исторической темы, широко представленной именами русских писателей, как классиками, так и писателями советского периода (С.Злобиным, Ю. Германом, А. Ивановым, С. Бородиным, А. Юговым и другими), чей интерес и внимание к истории не были праздными, а отличались серьезным анализом изображаемых событий.

Произведения написаны в жанре философского романа, восходящего к традициям русской литературы. В бурятской прозе роману В. Митыпова предшествовали рассказы, повесть «Цыремпил», роман «На утренней заре» Х. Намсараева, повести Ц. Дона «Луна в затмении», «Отрава от брынзы», роман Ж. Тумунова «Степь проснулась» и другие произведения (это романы Ч. Цыдендамбаева, Д. Батожабая и т. д.), которые способствовали становлению эпического жанра, формировали философское направление в бурятской литературе.

Бурятские ученые, оценивая художественные достоинства повести «Затмение луны» Ц. Дона, пишут: «Образ главного героя, человека ничем, в сущности, не примечательного — ни особой статью, ни доблестью, ни выдающимися талантами — дан в глубоком постижении его внутренней противоречивой сущности. Он находится в постоянном раздумье, в постоянной душевной борьбе» /6/. В романе более позднего периода философское, психологическое направления получают свое дальнейшее развитие.

И.Калашников, изучая «Сокровенное сказание», зная опыт создания исторических произведений В. Яна об эпохе Чингисхана, создает сложный образ, вызывающий противоречивые суждения. Ч. Цыдендамбаев в статье «Верность истории» отмечает: «Главный герой этих событий, всемирно известный Темучин-Чингисхан, является крайне противоречивой личностью. Рассуждая о Чингисе, легко удариться в крайность: либо представить его только великой личностью, либо сделать из него душителя народов» III. Писатель вышел за рамки жанра исторического романа. У И. Калашникова жанровый синтез и образ главного героя сложные, многомерные.

Повести В. Митыпова написаны в жанре фантастической повести, тяготеющей к утопии и антиутопии. Н. Балабуха, А. Балабуха, анализируя «Приход больших обезьян», «Зеленое безумие земли», называют имена Э. Херинга, Г. Гулиа, К. Моисеева, К. Чапека, к которым восходят повести бурятского писателя /8/. «Зеленое безумие земли», «Приход больших обезьян» проблематикой, сюжетной динамикой перекликаются с перечисленными произведениями, в них так же ставится вопрос об ответственности ученого за последствия научных открытий. Повесть «Ступени совершенства» несколько иного плана, и критики (Н.Балабуха, А. Балабуха) отметили художественную слабость произведения, но, говоря о разработке научно-фантастической темы в бурятской литературе, уже нельзя не упоминать, не брать во внимание названную повесть.

Художественные поиски В. Митыпова, И. Калашникова связаны с разрешением актуальных проблем. Обращение писателей Бурятии к истории восточных народов навеяно идеей целостности, идеей сосуществования всех уровней жизни в одной универсальной модели мира. Подобные процессы происходят и в поэзии Бурятии.

В.Петонов в начале 60-х годов писал, призывая собратьев по творчеству к высокой художественности,: «В поэзии важно не сиюминутное настроение, а широкий взгляд на мир, жизнь. Нужно не философствовать по поводу, а философски глубоко осмысливать происходящее» /9/. В творчестве бурятских поэтов 60−90-х годов заметно усилилось аналитическое начало, раскованное, поэтическое мышление становится подвижнее, гибче. Слово, уже не связанное с общим контекстом традиционной поэтической формулы, становится более значимым /10/. Н. Хосомоев в статье «Дорога к человеку» в 1986 г. отмечает, что «она (поэзия) стремится показать дела и помыслы человека не в локальных рамках переживаемого момента, а в широких исторических связях» /11/. В этом смысле можно и не согласиться с мнением Г. Туденова. В статье «Трудности восхождения» Г. Туденов пишет: «Мне хотелось бы остановиться на одном явлении, которое получило широкое распространение в поэзии. Речь идет о неуемном воспевании своих тоонто, гуламта, турэьэн нютаг, т. е. месте своего рождения, очага предков. Эти умилительно-восторженные воспевания поворачивают автора лицом к прошлому, иногда и к архаизированному прошлому, и тем самым отрывают художника от насущных проблем современности» /12/. Лирическое обращение поэтов к родине свидетельствует о традиционной направленности в поэзии, идущей от имен М. Саридака, С. Туя, Д. Дашинимаева, Д. Улзытуева и др., чьи стихи о родине были не просто воспеванием красот материнской земли, а являлись философскими раздумьями. Для бурятских поэтов слова «тоонто» и «мир» обладают степенью равнозначности. Маленький уголок родины выступает моделью целого мира.

В целом же, литературный процесс в Бурятии не переставал развиваться, постоянно наращивал необходимый художественный базис, ведущий к идее гармонизации общества и человека. Главными компонентами в художественной картине мира стали образы, несущие идею целостности мира. В этом отношении интересна точка зрения философа К. А. Никифорова, который пишет, что в восточной культуре преобладает категория времени, нарушающая симметриювозникает понятие целостности мира /13/.

Восточная культура, бурятская мифология в осознании писателя обернулись и поэтическим материалом, и исходной основой для художественного мировоззрения. В частности, в бурятском фольклоре пространство и время характеризуются как эмпирические: существует тот мир, который окружает героя в момент его действийвремя измеряется не днями, часами, годами, а поступками, делами человека.

Бурятская мифология отражает многоуровневую картину мира: существуют Верхний, Нижний и Земной миры. В. А. Михайлов выделяет четвертый — Воздушный /14/. До того как сложилась шаманская мифология, миры были однородны. С возрастающей значимостью фигуры шамана миры становятся разнокачественными, разноценными, наконец, происходит их локализация. Отныне только шаман имел право находиться вне земного мира. Для обыкновенного человека путешествие в иные миры возводится в ранг подвига, что пЬд силу воину-богатырю. Весь уклад жизни бурят сводился к урегулированию отношений с божествами и духами как добрыми, так злыми. В роли главного регулировщика выступал шаман. Не случайно в литературе Бурятии достаточно образно, ярко создана фигура шамана.

В целом мировидение бурят было связано с одушевлением окружающего мира. Небо, солнце, луна, огонь, земля составляют в мифологии пантеон божеств. Идея творческого начала идет от солярно-лунарного культа. Иерархизм, неоднородность мифологического мира порождены субъективным восприятием человека. Номинатизм одушевленной природы предполагает имена собственные, вся культура ориентирована на имена собственные. Как результат — дихотомичность и дуалистичность, третичность и т. д. мифологического мира. Возьмем цифру «8» — обозначение солнечного божества, кроме этого, она представляет собой восемь сторон света в бурятской мифологии: север, северо-восток, северо-запад, восток, запад, юг, юго-восток, юго-запад. Сакральность цветов, по всей видимости, также восходит к солярно-лунному культу. Г. Р. Галданова создает синонимический ряд, относящийся к данному культу: солнце — белый цвет — красный цвет — кровь — жизнь /15/. Можно расширить ряд — белый конь, белая юрта — войлок, одежда, молоко, кумыс, праздник белого месяца, очаг — огонь, огниво, кузнец, южная и восточная стороны юрт (сравнить с северной — сторона умерших). Почитание солнца и луны привело к обожествлению всего того, что несло «отблески» небесных светил. Неоднородность мира подчеркивается через святость отдельных мест на земле: это пещеры, горы, лес, тайга, реки, озера, ключи. Все имело своих духов — хозяев. Культ животных и птиц также связывается с сакрализацией земли (священность медведя, лошади — коня, волка, кабана, оленя и соболя, лебедя, орла, сокола). Одним словом, мифологический мирэто выражение синкретического взгляда на окружающее.

Восточное восприятие мира нельзя представить в художественном произведении без фольклористической основы и без понятий степь, юрта, конь, очаг.

Степь как субстанция сочетает признаки круговой ориентированности восточного человека, в ней заключается открытость, полнота, обратимость пространственно-временной направленности природы (этносферы) и менталитета отдельной личности.

Жизненная этносфера народа, несмотря на общественные изменения, по сути остается в духовном отношении неизменной — представляется как вечный круговорот ПРИРОДЫ и СОЦИУМА. Образ мира в основе гармоничен: в едином континууме когерентны и прошлое, и настоящее, и будущее. Мировосприятие восточного человека циклично, самосознание как бы поверяет и проверяет жизнь прошлым, в нем все еще сохраняется то понятие связи, когда субъект «выделяет, но и не отделяет себя от окружающего мира», что входит в идейный стержень буддизма: «. все в мире взаимосвязано, поэтому ничто не существует само по себе» , — человек как личность формируется в перерождениях /16/. Перерождение — круги сансары, круговая ориентированность восточного сознания.

Поэтому тема обратимости становится одной из ведущих в поэзии Б. Дугарова (стихи «Морин-хур», «Иркиты», «Племя хори», «Безмолвные миры ушедших поколений», «Храпя летели кони в сторону заката», «Степь», «Почему этот ясный простор.»), а в романе В. Митыпова «Долина бессмертников» она заложена как главная идея, то же самое и в основе «Жестокого века» И.Калашникова. В творчестве Г. Раднаевой эта тема вечного возвращения к первоначалу. Название одного из сборников стихов «Ээрсэг» («Веретено») символизирует представление бурят о жизни как о постоянном циклическом движении — вращении. К примеру, в дацанах есть хурдэ (молитвенные колеса). Они символизируют круговращение жизни, всей вселенной. Жизнь, времяверетено, неостановимое, быстрое кружение. Каждый жизненный круг нов, качественно иной, неизменное в нем — сам человек как личность.

В мифологическом сознании личность отождествлена со всадником. В нераздельном единстве находятся человек и конь. Без коня немыслимо полное слияние кочевника с миром, невозможно динамическое направление степняка, его постоянная устремленность в пространство, в ширь и в даль. Мир покоряем человеком, относительно кочевника — всадником. В сочетании «небесный конь» не случаен эпитет «небесный». Так человек включается в единую систему космического начала. В современной литературе с образом коня связан эсхатологический мотив, предупреждающий о духовной катастрофе этноса.

В художественном видении юрта выступает как микрокосм универсума, как социальная модель мира. Ее социальным статусом регулировались внутрисемейные, внешние — внутриплеменные отношения, а также культовая практика. И форма, и внутренняя полнота юрты (в первую очередь огонь в очаге) являются духовным выражением восточного человека. Когда ощущение ДОМА как понятия о духовном тепле утрачивается личностью, начинается «сиротство» — трагедия индивида, ведущая к трагедии общества. Тема обратимости или тема памяти становится поэтому актуальной в современном литературном процессе. Образы, предметы кочевнической жизни переходят в художественном осмыслении в разряд ценностных измерителей духовности. Анализ произведений через художественное соотношение пространственно-временных координат позволяет выявить эстетическую, этическую значимость данных понятий.

Художественная картина мира в бурятском литературоведении изучалась в различных теоретических аспектах. Характер национального мировидения рассматривался в трудах А. И. Уланова, А. Б. Соктоева, В. Ц. Найдакова, М. И. Тулохонова, Е. В. Баранниковой, Н. О. Шаракшиновой, С. С. Имихеловой, С. Ж. Балданова, С. И. Гармаевой и др. А. И. Уланов в своей работе «Древний фольклор бурят» указывает на одну из главных национальных черт восприятия мира — зрительную. Ученый пишет: «Можно смело сказать, что зрительное восприятие стоит на первом месте, следствием чего является картинность представлений о явлениях природы и общества» /17/. А. Б. Соктоев, анализируя бурятский героический эпос, подчеркивает ценностные качества эпического видения, как стремления к «масштабному, целостному охвату всей народной жизни, в котором синтезированы и микро-, и макромиры /18/. О слитности природного и человеческого миров в архаичном представлении пишет и.

B.Ц.Найдаков в трудах «Заметки о современной бурятской прозе», «Путь к роману: история формирования бурятской прозы». Художественную освоенность образов неба, степи, коня-коновязи, предметов и явлений национального бытия в литературе отмечают В. Б. Махатов в монографии «Проблемы социалистического реализма в бурятской литературе» ,.

C.Ж.Балданов в работе «Художественная деталь в бурятской прозе», В. Ц. Найдаков и С. С. Имихелова в монографии «Бурятская советская драматургия», С. И. Гармаева в научном труде «Типология художественных традиций в прозе Бурятии XX века: опыт сравнительного анализа литератур тюрко-монгольского ареала». Отдельными вопросами художественной поэтики в бурятской литературе занимались А. Серебряков, Н. Хосомоев, С. Осорова и др.

Но роль категорий пространства и времени как категорий художественного мировоззрения и воплощения их в конкретных образах, явлениях в бурятской и русской литературах Бурятии отдельным вопросом не ставилась и не изучалась. Данная проблема требует глубокого исследования.

Задача работы состоит в выявлении значимости образов, несущих субстанциональную идею, а также в определении роли категорий пространства и времени в моделировании художественного образа мира.

В диссертации используются термин «хронотоп» для обозначения пространственно-временных соотношений в художественном тексте, понятие «вертикальное время» как обозначение бесконечного, безграничного пространства-времени.

В картине мира, созданной писателем, хронотоп не просто место, время действия, в нем концентрируется непосредственно дух этого места и времени. Не случайно М. Бахтин, Ю. Лотман выделяют хронотопы дороги, перекрестка, площади, города, комнаты. В каждом из них заложен определенный художественный смысл, являющийся эпицентром событий. Сущность образности в произведении складывается не только героями, но и отвлеченными понятиями, чисто философскими, когда границы между реальным и ирреальным, сознательным и бессознательным, действительным и вымышленным едва намечены или вовсе отсутствуют. Ими обозначаются хронотопы явлений, состояния личности, а также отдельные предметы, в которых само действие выведено за пределы настоящего места и времени. Художественное произведение в этом случае раскрывается в его многозначности и многообразии.

Пространство и время — категории мировоззрения, эстетическо-этически направленные, «катализаторы» творческого процесса в искусстве. Картина мира моделируется различными пространственно-временными.

13 соотношениями, несущими бытийную сложность, противоречивость жизненного плана.

Изучение художественной картины мира в литературе Бурятии 1960;90-х годов на примере творчества Г. Раднаевой, Б. Дугарова, В. Митыпова, И. Калашникова построено на исследовании соотношений пространственно-временных координат, что дает возможность по-новому взглянуть на текст, выявить неизвестные стороны в идейно-смысловом значении, позволяет понять образную систему, сюжетно-композиционное построение в эпическом произведении. Исследование построено на принципе сравнительно-сопоставительного метода.

3 А К ЛЮ Ч Е Н И Е.

1. Щукин В. Г. Социокультурное пространство и проблема жанра // Вопроса философии, 1997, № 6 с.69−79.

2. Осипов А. И. Пространство и время как категории мировоззрения и регуляторы практической деятельности. Минск, 1989, с. 65.

3. Найдаков В. Ц. Равная среди равных // Байкал, 1977, № 4, с. 15 4. Соктоева И. И. Изобразительное и декоративное искусство Бурятии. Новосиб-ск, 1988, с. 32.

Показать весь текст

Список литературы

  1. P.A. Непрерывность — дискретность пространства и времени. Пространство в движении. М., 1971
  2. Я.Ф. Проблема времени. Ее философское истолкование. М., 1966
  3. М.Д. Концепции пространства и времени, истоки, эволюция, перспективы. М., 1982
  4. М.Д. Пространство и время в физическом познании. М., 1980
  5. М.Д. Проблема прерывности и непрерывности пространства и времени. М., 1974
  6. А. Балабуха Н. В поисках совершенства // Байкал, 1971, № 5, с.148−149
  7. С.Ж. Художественная деталь в бурятской прозе. У-У., 1987
  8. Э.А. Поэтика лирической прозы 1960−70 гг. Новосиб-ск, 1985
  9. Р. Избранные работы. М., 1989
  10. В. Пространство и время во французском реалистическом романе XIX в.(Бальзак-Флобер) // Проблема времени в искусстве и кинематографии. М., 1972, с.43−65
  11. М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1973
  12. Г. И. Приобщение к искусству слова. М., 1990
  13. H.A. Новое средневековье. Размышления о судьбе России и Европы. М., 1991
  14. С.Г. О художественных мирах: Сервантес, Пушкин, Баратынский, Гоголь, Достоевский, Толстой, Платонов. М., 1985
  15. Буддийский взгляд на мир. сб.н.тр. Спб., 1994
  16. В. Р. Ерунов Б.А. На грани веры и неверия. Л., 1974
  17. М.А. Логические категории и понятия. Киев, 1981
  18. С.И. Мир кочевников центра Азии. М., 1991
  19. A.B. Историзм, народность, общечеловеческое в историческом романе Бурятии. У-У., 1996
  20. В.Г. Пространственная организация общества и развитие личности. Л., 1988
  21. Э.Ф. Повесть о смысле времени («Смерть Ивана Ильича» Л.Н. Толстого). М., 1986
  22. .П. Этика преображенного Эроса. М., 1994
  23. Г. Р. Доламаистские верования бурят. Новосиб-ск, 1987
  24. С. И. Типология художественных традиций в прозе Бурятии XX века. У-У, 1997
  25. Г. Д. Жизнь художественного сознания. М, 1972
  26. Г. Д. Национальные образы мира. М, 1995
  27. Г. Д. Содержательность художественных форм: эпос, лирика, театр. М., 1968
  28. А. Миф и символ. М, 1994
  29. К.И. Великий предел. М, 1995
  30. А.Д. Древние кочевники в центре Азии. М, 1980
  31. А. Философские проблемы пространства и времени. М, 1969
  32. Л.Н. Древняя Русь и Великая степь. М, 1989
  33. Л.Н. Этногенез и биосфера земли. Л, 1990
  34. А.Я. Культура и общество средневековой Европы глазами современников. М., 1989
  35. А.Я. Проблема средневековой народной культуры. М., 1981
  36. А.Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства. М., 1990
  37. Л.С. Восточные художественные традиции в современной бурятской поэзии, дисс.канд.филолог.н. У-У., 1997
  38. И.Е. О категории времени в живописи средних веков и Возрождения. М., 1976
  39. В. Оставаться собой // Земли моей молодые голоса, сб. н.тр. У-У., 1981, с.22−32
  40. Г. Е. Пространство и время как формы социального бытия. Свердловск, 1974
  41. Земли моей молодые голоса, сб.н.тр. У-У., 1981
  42. И. Об эволюции пространственных представлений в художественной картине мира. Л., 1983
  43. Из истории философской и общественно-политической мысли стран центральной и восточной Азии. У-У., 1995
  44. С.С. «Авторская» проза и драматургия 1960−1980г: своеобразие художественного метода. У-У., 1996
  45. С. С. Найдаков В.Ц. Бурятская советская драматургия. Новосиб-ск, 1987
  46. Календарь в культуре народов мира. сб. н. тр. М., 1993
  47. В. Формы времени. Томск, 1984
  48. Н.И. Запад и Восток. М., 1972
  49. Н.В. Декоративное искусство монголоязычных народов XIX-сер.ХХ веков. М., 1979
  50. Краткая философская энциклопедия. М., 1994
  51. .Г. Эволюция картины мира. М., 1961
  52. .А. Древние кочевники «Крыши мира». М., 1972
  53. Лой А.Н. Социально-историческое содержание категорий времени и пространства. Киев, 1978
  54. А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М., 1991
  55. Ю.М. Анализ поэтического текста. Структура стиха. Л., 1972
  56. Ю.М. Внутри мыслящих миров: человек текст — семиосфера -история. Тарту, 1986
  57. Ю.М. В школе поэтического слова: Пушкин, Лермонтов, Гоголь. М., 1988
  58. Ю.М. Избранные статьи в трех томах. Т. З, Таллин, 1993
  59. Е.М. Происхождение героического эпоса. М., 1963
  60. Михайлов В. А Религиозная мифология. У-У., 1996
  61. Т.М. Из истории бурятского шаманизма (с древнейших времен до XVIII вв.). Новосиб-ск, 1980
  62. З.П. Личность в культурах Востока и Запада. Новосиб-ск, 1994
  63. A.M. Пространство и время в макро, мега, микромире. М., 1974
  64. A.M. Четырехмерность пространства и времени. М-Л., 1966
  65. В.Ц. Путь к роману: история формирования бурятской прозы. Новосиб-ск, 1985
  66. В.Ц. Владимир Митыпов // Портреты писателей Бурятии. У-У., 1997, с.63−70
  67. В.Ц. Не созерцатель, а активный борец // Байкал, 1963, № 6, с.178−187
  68. В.Ц. Равная среди равных // Байкал, 1977, № 4, с. 10−21
  69. Наука и культура региона: концепции развития, сб.н.тр. У-У., 1993
  70. Наука и культура региона: проблемы исследования, сб.н.тр. У-У., 1992
  71. С.П. Конь в культах тюрко-язычных племен Центральной Азии в эпоху средневековья. Новосиб-ск, 1990
  72. Никифоров К. А. Пространство и время как фактор развития западной и восточной культур // Наука и культура региона: концепции развития, сб. н.тр. У-У., 1993, с. 13−12
  73. А.И. Пространство и время как категории мировоззрения и регуляторы практической деятельности. Минск, 1989
  74. С.Г. Психологизм в бурятской прозе. Новосиб-ск, 1992
  75. С.Г. Доржи Эрдынеев // Портреты писателей Бурятии. У-У., 1997, с.134−141
  76. Т.Н. Постоянство, или цена устойчивости и бунта // Земли моей молодые голоса, сб.н.тр. У-У., 1981, с.44−64
  77. А. Выразить сущность времени // Байкал, 1986, № 6, с. 107−110
  78. В. Поэзия редкая удача // Байкал, 1986, № 1, с.140−143
  79. А.М. Очерки быта буддийских монастырей и буддийского духовенства в Монголии в связи с отношениями сего последнего к народу. Элиста, 1993
  80. Проблема времени в искусстве и кинематографии. М., 1972
  81. Пространство и время, сб.н.тр. Киев, 1984
  82. Пространство, время, движение, сб.н.тр. М., 1971
  83. Пространство и время в искусстве, сб.н.тр. JL, 1988
  84. Пространство картины, сб.н.тр. М., 1989
  85. Пространственно-временная и ритмическая организация текста, сб.н.тр. М., 1986
  86. В.Я. Фольклор и действительность. М., 1976
  87. .В. Пространственное построение живописи. М., 1980
  88. Д. Как стать собственным психотерапевтом. Киев, 1996
  89. Е.И. Основы буддизма. У-У., 1991
  90. П.Н. Филология и культурология. М., 1990
  91. С.Г. «Щей жизни» Андрея Платонова // Взыскание погибших. А.Платонов. М., 1995, с.5−38
  92. А. Радость откровения // Байкал, 1977, № 5, с. 150−155
  93. Словарь русского языка в 4х т. М., 1984
  94. М. Творчество Г. Филдинга. Киев, 1975
  95. А.Б. Хоца Намсараев. Путь к эпосу социалистического реализма. У-У., 1971
  96. И.И. Живопись советской Бурятии. У-У., 1965
  97. И.И. Изобразительное и декоративное искусство Бурятии. Новосиб-ск, 1988
  98. Средневековая культура монгольских народов, сб.н.тр. Новосиб-ск, 1992
  99. Способность к диалогу, сб.н.тр. 4.1, М., 1993
  100. Г. Я. Космос, музыка, ритуал. М, 1990
  101. В.Н. Миф, ритуал, символ, образ. М, 1995
  102. Традиционное мировоззрение и культура народов Сибири и сопредельных территорий. У-У, 1990
  103. Г. Трудности восхождения // Байкал, 1987, № 5, с.95−102
  104. М.И. Героический эпос бурят: вопросы поэтики и стиля. У-У, 1993
  105. А. Чтоб поднялись весенние всходы // Байкал, 1986, № 5, с.92−102
  106. А.И. Бурятский героический эпос. У-У, 1963
  107. А.И. Древний фольклор бурят. У-У, 1974
  108. А. Д. Урсул Т.А. Человек, земля, вселенная. М, 1977
  109. А. Д. Урсул Т.А. Эволюция, космос, человек. Кишинев, 1986
  110. Н.М. Нравственность писателя // Способность к диалогу, сб. н.тр. М, 1993, с.105−123
  111. Философские вопросы будущего, сб. н. тр. Новосиб-ск, 1994
  112. Фрейд 3. Психология бессознательного. М, 1990
  113. . Пошла искать я богатырский дух// Байкал, 1989, № 6, с.76−80
  114. М.М. Бурятская поэзия. У-У, 1998
  115. М.М. Баир Дугаров // Портреты писателей Бурятии. У-У, 1997, с.37−42
  116. H. Дорога к человеку // Байкал, 1986, № 1, с.124−127
  117. Н. В русле времени // Байкал, 1987, № 6, с. 101−104
  118. Ч. Верность истории // Байкал, 1976, № 6, с.27−28
  119. С.Ш. О выразительности слова в художественной прозе. У-У., 1980
  120. А.Н. Человек и мир человека: категории «человек» и «мир» в системе научного мировоззрения. Киев, 1977
  121. P.O. Способы представления пространства и времени в художественном тексте. // Филологические науки, 1994, № 2, с.58−70
  122. Н.О. Мифы бурят. Ирк., 1980
  123. М.И. Первобытная мифология и философия. JL, 1971
  124. О. Закат Европы. Новосиб-ск, 1993
  125. Р.Я. Пространство и время. М., 1962
  126. С.Ш. О выразительности слова в художественной прозе. У-У., 1980
  127. В.Г. Социокультурное пространство и проблема жанра. // Вопросы философии, 1997, № 6, с.69−79
  128. Б. С. Всадник сб. стихов. М., 1989
  129. .С. Городские облака. У-У., 1981
  130. .С. Дикая акация. М., 1980
  131. .С. Звезда кочевника. Иркутск, 1994
  132. .С. Лунная лань. М., 1989
  133. .С. Небосклон. У-У., 1986
  134. И.К. Жестокий век в 2-х т. У-У., 1990
  135. В.Г. Ступени совершенства. У-У., 1969
  136. В.Г. Долина бессмертников. М., 1975
  137. В.Г. Геологическая поэма. М., 1985
  138. Раднаева Г.(Санжи-Сурун)Ж. Ээрсэг. У-У., 1983
  139. Г. Ж. Уянга. У-У., 1972
Заполнить форму текущей работой