Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Конституционно-правовое регулирование деятельности прокуратуры России как государственного органа с особым правовым статусом

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В докторских (Бессарабов В. Г. Прокуратура в системе государственного контроля Российской Федерации — М., 2001; Осипян С. А. Российский федерализм и конституционно-правовой статус прокуратуры: концептуальные проблемы — М., 2006) и кандидатских (Дегтярева H.H. Конституционно-правовой статус прокуратуры в Российской Федерации: институциональный и сравнительный анализ — М., 2000; Зайков С. Ю… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Возникновение и развитие прокуратуры в России и зарубежных государствах: ретроспективный исторический) и сравнительно-правовой анализ
    • 1. 1. Возникновение и развитие прокуратуры в России досоветского периода: правовые основы формирования и эволюции
    • 1. 2. Конституционно-правовой статус прокуратуры в советский период истории России: особенности становления конституционно-правового регулирования
    • 1. 3. Конституционно-правовое регулирование деятельности прокуратуры в зарубежных государствах: сравнительно-правовая характеристика
  • Глава 2. Концептуальные основы конституционно-правового регулирования деятельности прокуратуры как государственного органа с особым правовым статусом в современной России
    • 2. 1. Сущность и содержание конституционно-правового регулирования деятельности прокуратуры Российской Федерации: общая характеристика
    • 2. 2. Конституционно-правовой статус прокуратуры в Российской Федерации как государственного органа с особым статусом: дискуссионные вопросы науки конституционного права
    • 2. 3. Принципы конституционно-правового регулирования деятельности прокуратуры в Российской Федерации
    • 2. 4. Основные цели, задачи и направления деятельности прокуратуры России в условиях реформирования органов государственной власти
    • 2. 5. Проблемы эффективности конституционно-правового регулирования деятельности прокуратуры Российской Федерации и пути их решения

Конституционно-правовое регулирование деятельности прокуратуры России как государственного органа с особым правовым статусом (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 г., в статье 129 главы 7 «Судебная власть» закрепила особый правовой статус прокуратуры. Тем не менее, конституционная норма не определила ни функции, ни полномочия этого государственного органа и отнесла большинство вопросов организации и деятельности прокуратуры к предмету регулирования специального закона. Место прокуратуры в системе государственно-правовых институтов, которое имеет ключевое значение для определения сущности прокурорской системы, ее конституционно-правового статуса, организационного построения, форм и методов деятельности, также недостаточно четко фиксируется Конституцией РФ.

Неоднозначность содержания конституционной нормы и местонахождения статьи 129 в тексте основного закона породила многочисленные научные споры, неутихающие до настоящего времени. Затянувшиеся правовая и административная реформы, а также сопровождающие их изменения законодательства стимулируют научные дискуссии специалистов по вопросу о конституционно-правовом статусе прокуратуры и регулировании ее деятельности. По-прежнему отсутствует единодушие ученых, исследующих место прокуратуры в системе государственных органов Российской Федерации. Иными словами большинство проблем науки конституционного права, затрагивающее данные вопросы, остается открытым для исследования.

В связи с реформированием государственного аппарата и правоохранительных органов, реализацией национальных проектов в настоящее время предъявляются новые требования к прокурорам и ставятся перед ними все более сложные профессиональные задачи.

Значимость научного исследования приоритетных направлений деятельности прокуратуры определяется ее вкладом в развитие демократического правового государства в России и в борьбу с преступностью и коррупцией, обеспечение единства правового пространства страны путем надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации. Во многом именно от эффективной деятельности прокуратуры зависит благосостояние и правовая защищенность граждан, безопасность и интересы государства.

Формирование оценки правового регулирования деятельности и состояния правового статуса прокуратуры России с точки зрения науки конституционного права в настоящий момент представляется необходимым, так как позволяет заново переосмыслить важнейшие проблемы реализации конституционного принципа законности.

Актуальность самостоятельного рассмотрения конституционно-правового регулирования деятельности прокуратуры как государственного органа с особым статусом в диссертационном исследовании не вызывает сомнений в связи с необходимостью всестороннего исследования сущности и специфики комплекса общественных отношений, возникающих в процессе государственного строительства системы правоохранительных органов, конституционного оформления их статуса и функционирования в современных условиях.

На своевременность исследования указывает тот факт, что за последнее время законодательство и правоприменительная практика в данной сфере существенным образом изменились. Это обстоятельство позволяет на ранней стадии выявить важнейшие проблемы, связанные с механизмом реализации конституционного принципа законности в Российской Федерации и предложить пути их решения для повышения эффективности процесса реформирования государственных органов в целом и системы органов прокуратуры в частности.

Степень разработанности темы исследования. Проблемы конституционно-правового регулирования деятельности прокуратуры России были рассмотрены ведущими отечественными исследователями в целом ряде работ. Однако изучение научной литературы по теме диссертации свидетельствует о том, что вопросы, связанные с конституционно-правовым регулированием деятельности прокуратуры Российской Федерации являются по-прежнему малоизученными, поэтому узкоспециальные научные юридические исследования по данной проблематике практически отсутствуют.

В докторских (Бессарабов В. Г. Прокуратура в системе государственного контроля Российской Федерации — М., 2001; Осипян С. А. Российский федерализм и конституционно-правовой статус прокуратуры: концептуальные проблемы — М., 2006) и кандидатских (Дегтярева H.H. Конституционно-правовой статус прокуратуры в Российской Федерации: институциональный и сравнительный анализ — М., 2000; Зайков С. Ю. Конституционно-правовой статус прокуратуры в Российской Федерации — М., 2002) диссертациях последнего десятилетия были проанализированы отдельные проблемы избранной темы, однако проблемы конституционно-правового регулирования деятельности прокуратуры на современном этапе все еще остаются неразрешенными и недостаточно исследованными.

Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие по поводу конституционного закрепления правового статуса прокуратуры Российской Федерации и регулирования ее деятельности как государственного органа с особым статусом.

Предметом диссертационного исследования выступает доктрина науки конституционного праваконституционные нормы, а также комплекс правовых норм в составе российского законодательства конкретизирующих конституционно-правовое регулирование деятельности прокуратуры Российской Федерации как государственного органа с особым статусом.

Цель диссертации состоит в выработке основных направлений конституционно-правового регулирования деятельности прокуратуры Российской Федерации на современном этапеформировании и научном обосновании предложений и рекомендаций, направленных на повышение эффективности функционирования прокуратуры как государственного органа с особым статусом в сфере контроля над соблюдением законности.

В соответствии с поставленной целью формулируются и решаются следующие задачи:

— провести ретроспективный (исторический) и сравнительный анализ возникновения и развития прокуратуры в России и зарубежных государствах;

— исследовать основные тенденции развития правового положения прокуратуры в зарубежных государствахраскрыть понятие и сущность конституционно-правового регулирования общественных отношений в сфере деятельности прокуратуры России;

— охарактеризовать принципы, цели, задачи и основные направления деятельности прокуратуры в условиях реформирования органов государственной власти;

— провести системный анализ правового статуса прокуратуры России как государственного органа с особым статусом;

— выявить проблемы эффективности законодательства и основные направления его развития в области конституционно-правового* регулирования деятельности прокуратуры и предложить пути их решения.

Методологическую основу исследования составил диалектический метод научного познания, а также совокупность общенаучных и частнонаучных методов, в числе которых: аналитический, проблемно-теоретический, системный, синтетический, исторический, системно-структурный, структурно-функциональный, формально-юридический, структурно-юридический, сравнительно-правовой и др. Сочетание указанных методов позволило наиболее качественно решить поставленные задачи.

Теоретической основой диссертационного исследования являются, прежде всего, труды таких видных дореволюционных ученых, как: В. И. Веретенников, С. И. Викторский, А. Д. Градовский, Н. М. Коркунов, Н. В. Муравьев, С. А. Петровский и др.- труды ученых советского периода, а именно: С. С. Алексеева, С. Г. Березовской, Г. И. Боровина, М. И. Брагинского, Б. Н. Габричидзе, В. Г. Даева, В. Д. Ломовского, М. Н. Калинина, М. Н. Маршунова, Б. И. Пугинского и др.

Среди современных работ следует отметить теоретическую значимость исследований С. А. Авакьяна, И. М. Байкина, В. Г. Бессарабова, С. Г. Буянского, В. Н. Григорьева, С. Н. Казанцева, В. В. Клочкова, В. Ф. Крюкова, Н. В. Мельникова, B.C. Нерсесянца, И. П. Петрухина, А. Я. Сухарева, A.B. Победкина, А. Г. Чувилева, В. Н. Яшина и др.

Нормативная база исследования включает в себя Конституцию Российской Федерациифедеральные законы, действующие в сфере конституционного и государственного строительства Российской Федерации, государственной службы и прокурорского надзорауказы Президента Российской Федерацииакты Генеральной прокуратуры России.

Материалом для ретроспективного (исторического) анализа послужили советские конституции и иные исторические акты, устанавливавшие конституционно-правовой статус и основные направления конституционно-правового регулирования деятельности прокуратуры в различные периоды истории России.

Самостоятельными источниками использованными для сравнительно-правового анализа конституционно-правового регулирования деятельности прокуратуры в различных странах мира, выступили: конституции и иные законодательные акты зарубежных государств, таких как: Азербайджан, Армения, Беларусь, Болгария, Великобритания, Вьетнам, Германия, Израиль, Испания, Казахстан, КНДР, КНР, Колумбия, Кыргызстан, Лаос, Латвия, Молдова, США, Туркменистан, Украина, Франция, Чехия и др.- конституции и уставы субъектов Российской Федерации, а именно: Алтайского, Ставропольского краевВоронежской, Курганской Липецкой, Оренбургской областейгорода Москвы и др.

Эмпирическая база исследования состоит из Постановлений Конституционного Суда Российской Федерации и материалов неопубликованной судебной практики Федеральных арбитражных судов Российской Федерации.

В работе также использованы статистические и публицистические материалы, характеризующие деятельность прокуратуры в Российской Федерации, результаты социологических исследований.

Научная новизна диссертации обусловлена созданием оригинального авторского видения процесса возникновения, развития, современного состояния конституционно-правового статуса, важнейших проблем и ближайших перспектив конституционно-правового регулирования деятельности прокуратуры России.

В частности, новизна исследования определяется тем, что автором впервые на монографическом уровне проведен системный анализ конституционно-правового регулирования деятельности прокуратуры Российской Федерации как государственного органа с особым статусом. В процессе исследования автором получены следующие результаты, отличающиеся научной новизной:

— предложено законодательное определение прокуратуры России как системы органов государства с особым статусом, проанализированы и определены признаки и предпосылки формирования особого статуса прокуратуры с использованием исторических данных и современного зарубежного законодательствана основе данных законодательства и концепций отечественных ученых определены вопросы о месте и роли Прокуратуры России в системе органов государства, ее принадлежность к системе органов государственной власти, при этом автором использован оригинальный подход к решению поставленной проблемы о формировании особого статуса органов прокуратуры, соотношения конституционно-правового регулирования ее деятельности и прокурорского надзора, взаимодействия органов прокуратуры с судебными органамипредложены пути решения проблемы конституционно-правового регулирования деятельности прокуратуры и установлены основные направления корректировки норм Конституции РФ, а именно: выведение органов прокуратуры за пределы основных ветвей властинаделение Генерального прокурора России правом законодательной инициативы и самостоятельного обращения в Конституционный Суд Российской Федерацииввиду особого статуса прокуратуры России автором обоснована целесообразность принятия нового Федерального Конституционного закона «О прокуратуре Российской Федерации», в котором должно быть закреплено особое место прокуратуры в системе органов власти и ее особый правовой статусвыявлены наиболее сложные вопросы текущего конституционно-правового регулирования деятельности прокуратуры на современном этапе и предложен ряд изменений действующего Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации».

На защиту выносятся следующие положения, имеющие элементы научной новизны:

1. На основе анализа научной дискуссии по вопросу о разграничении понятий «государственный орган» и «орган государственной власти» применительно к определению статуса прокуратуры и признания его особым было выявлено, что прокуратура Российской Федерации — это единственный государственный орган, который непосредственно реализует волю государства по надзору за исполнением Конституции и законодательства Российской Федерации. С целью законодательного уточнения особого конституционно-правового статуса Прокуратуры России как органа государства было предложено внести изменения в Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации», а именно п. 1 ст. 1 изложить в следующей редакции:

Статья 1. Прокуратура Российской Федерации.

1. Прокуратура Российской Федерации — единая федеральная централизованная система государственных органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации".

На основе ретроспективного и сравнительно-правового анализа выделены признаки особого статуса прокуратуры и предпосылки его формирования: прокуратура и ее аналоги в России и зарубежных государствах возникли в качестве единственного государственного органа, непосредственно реализующего общеправовой принцип законности под влиянием идей о правовом государстве и «легисломании», что обусловило особый статус прокуратуры с ее надзорной функцией;

— в процессе исторического развития России сформировались характерные признаки особого статуса прокуратуры, а именно: обязательное закрепление статуса конституционной нормойпринятие специального, но при этом межотраслевого закона, непосредственно регламентирующего деятельность прокуратурыпрямое отнесение или явная близость прокуратуры к системе судебных органов при уникальности ее надзорных функций.

2. При рассмотрении проблемы определения места прокуратуры в системе государственных органов Российской Федерации было установлено, что данный орган следует считать существующим вне закрепленных Конституцией РФ ветвей власти. На этом основании автором предложено внести поправку в виде корректировки названия главы 7 Конституции РФ: «Судебная власть», изменив его на следующее: «Судебная власть. Прокуратура».

С целью подтверждения особого характера статуса прокуратуры автором обоснована целесообразность принятия нового Федерального Конституционного закона «О прокуратуре Российской Федерации», где следует закрепить особое место прокуратуры в системе органов государства как единственного органа, независимо осуществляющего конституционный надзор за соблюдением законности в государстве. Концепция нового закона предполагает закрепление легального определения системы органов прокуратуры как органа государства, обладающего особым статусом, вне существующих ветвей властиусовершенствованного порядка назначения на должность прокуроров субъектов Российской Федерациипредоставление Генеральному прокурору России права законодательной инициативы и самостоятельного обращения с запросом в Конституционный Суд Российской Федерации.

3. С целью решения проблемы отсутствия в законодательстве положения о возможности обращения главы органа государства, осуществляющего надзор за соблюдением конституционной законностиГенерального прокурора Российской Федерации, с официальным запросом в Конституционный Суд было признано целесообразным внести изменения в Конституцию РФ, изложив ч. 2 ст. 125 в следующей редакции:

2. Конституционный Суд Российской Федерации по запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, Генерального прокурора Российской Федерации, органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации: .".

4. На основе системного анализа законодательства и рассмотрения научной дискуссии по проблеме отсутствия у Генерального прокурора России права законодательной инициативы, с целыо усиления гарантий конституционной законности по основным направлениям деятельности было признано целесообразным внести следующие изменения в законодательство:

— п. 1 ст. 104 Конституции РФ изложить в следующей редакции:

1. Право законодательной инициативы принадлежит Президенту Российской Федерации, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству Российской Федерации, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду Российской Федерации, Верховному Суду Российской Федерации, Высшему Арбитражному Суду Российской Федерации и Генеральному прокурору Российской Федерации по вопросам их ведения";

— п. 4 ст. 1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» изложить в следующей редакции:

4. Прокуратура Российской Федерации принимает участие в правотворческой деятельности. Генеральному прокурору Российской Федерации принадлежит право законодательной инициативы по вопросам его ведения".

— ст. 9 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» изложить в следующей редакции:

1. Генеральный прокурор Российской Федерации в ходе осуществления своих полномочий вправе вносить в Государственную Думу Российской Федерации законопроекты по вопросам сЕоего ведения.

2. Прокурор субъекта Российской Федерации при установлении в ходе осуществления своих полномочий при необходимости совершенствования действующих нормативных правовых актов вправе вносить в законодательные органы соответствующего уровня законопроекты по вопросам их ведения".

5. С учетом отсутствия в федеральном законодательстве единого порядка назначения прокурора субъекта Российской Федерации на должность, автором была предложена поправка в Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» (п. 1 ст. 13) в следующей редакции:

1. Прокуроры субъектов Российской Федерации назначаются на должность Генеральным прокурором Российской Федерации по согласованию с представительными (законодательными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации.".

Научно-практическое значение исследования. Теоретическое значение диссертации заключается в том, что осмысление комплекса проблем, связанных с конституционно-правовым регулированием деятельности прокуратуры Российской Федерации, существенным образом развивает и конкретизирует отдельные положения науки конституционного права. Содержащиеся в диссертации обобщения, выводы и предложения призваны способствовать дальнейшему совершенствованию Конституции РФ и законодательства о прокуратуре.

Практическая значимость исследования состоит в том. что результаты исследования и предложения могут быть использованы в следующих направлениях: в законотворческой деятельности в процессе дальнейшего совершенствования законодательства в сфере конституционно-правового регулирования деятельности прокуратуры как государственного органа с особым статусомв правоприменительной деятельности в процессе непосредственного осуществления своих должностных обязанностей сотрудниками прокуратуры по надзору за соблюдением законности.

Апробация результатов исследования получила выражение в опубликованных научных работах и выступлениях на научно-практических конференциях различных уровней, а именно: международной «Социально-экономические проблемы России и перспективы их решения» (Воронеж, 2007 г.) — всероссийской «Актуальные проблемы защиты прав и свобод личности: теория, история, практика» (Воронеж, 2009 г.) — межвузовских.

Актуальные проблемы гуманитарных наук в исследованиях молодых ученых и аспирантов" (Воронеж, 2007 г.), «Актуальные проблемы защиты прав и свобод личности: теория, история, практика» (Воронеж, 2010 г.) и др.

Результаты исследования были внедрены в практическую деятельность органов судебной власти, в учебный процесс для преподавания учебных дисциплин: «Конституционное право» и «Прокурорский надзор» на гуманитарно-правовом факультете ФГОУ ВПО «Воронежский аграрный университет имени К.Д. Глинки» и международно-правовом факультете Воронежского филиала ГОУ ВПО «Российская академия государственной службы при Президенте РФ», а также в практическую деятельность органов судебной власти.

Структура диссертации соответствует цели и задачам исследования и состоит из введения, двух глав, разделенных на восемь параграфов, заключения, списка использованных источников и литературы.

Заключение

.

На основе анализа всего комплекса источников и литературы в диссертационном исследовании были сделаны определенные теоретические выводы и предложения по усовершенствованию законодательства.

Ретроспективный (исторический) анализ возникновения и эволюции института прокуратура в Западной Европе и России показал, что она или ее аналоги, имея романское происхождение, получили широкое распространение во всем мире в качестве особого многопрофильного государственного органа, имеющего карательные, обвинительные и правоохранительные функции.

Древнейшей и, как следствие, основной функцией прокуратуры всегда являлось обеспечение законности, несмотря на явное смещение во многих странах романо-германской правовой семьи функциональных приоритетов в сторону широкой реализации прокуратурой карательных и обвинительных обязанностей.

Процесс возникновения прокуратуры в России XVIII в. следует считать закономерным в условиях становления абсолютной монархии и, централизации государственного аппарата. Учреждение прокуратуры объяснялось не только общей целью петровских реформ по повышению эффективности деятельности государственного аппарата в условиях усиления монархии, но и стремлением к созданию «полицейского государства», а также «легисломанией».

Основы конституционно-правового регулирования деятельности современной прокуратуры России были сформированы в советский период развития России, несмотря на то, что прокуратура СССР являлась важным звеном в репрессивном аппарате полицейского государства. Именно в этот период органы прокуратуры стали осуществлять свою деятельность, опираясь на конституционные нормы, закрепленные в самом общем виде, и принятого в соответствии с ними специального закона, который конкретизировал и актуализировал все направления деятельности прокуратуры. Несмотря на формальную принадлежность прокуратуры к системе судебных органов, она не стала ее полноценной частью, так как функционально и структурно являлась принципиально иным правоохранительным органом — одним из гарантов конституционного принципа законности.

В процессе сравнительно-правового анализа прокуратуры зарубежных государств было выявлено отсутствие единой модели конституционно-правового регулирования деятельности прокуратуры, в связи с тем, что прокуратура или ее аналоги в процессе своего развития испытали на себе мощное влияние исторических, политических и конституционных традиций отдельно взятого народа и государства. Этим же объясняются различия в определении места прокуратуры в системе государственных органов различных государств. Тем не менее, общее сходство функций органов прокуратуры или их аналогов свидетельствует об обоснованной необходимости их включения в структуру механизма конституционно-правового регулирования подавляющего большинства государств в мире.

Конституционно-правовое регулирование деятельности прокуратуры. и, прокурорский надзор в Российской Федерации соотносятся как общее с частным. Их объединяет, прежде всего, общая нормативная база, включающая в себя Конституцию РФ, специальный Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации», нормы иных Федеральных законов, Указы Президента РФ, акты Генерального прокурора РФ, а также основное направление деятельности, которым является надзор за соблюдением одного из важнейших конституционных принципов — законности.

Отграничение конституционно-правового регулирования деятельности прокуратуры и прокурорского надзора друг от друга следует осуществлять, исходя из высокой степени конкретизации правовых механизмов прокурорского надзора и придания ему дополнительных функций в сфере уголовного преследования., обвинения, участия в гражданском процессе. В данном случае присутствует соподчинение указанных правовых категорий, которое выражается в том, что функции, цели и задачи конституционно-правового регулирования деятельности прокуратуры являются главенствующими для прокурорского надзора.

Представляется, что прокуратура России как государственный орган с особым статусом не является отдельной ветвью власти и не входит ни в одну из существующих. Помещение законодателем конституционных норм, закрепляющих статус прокуратуры (ст. 129) в главу 7 «Судебная власть», является скорее данью уже сложившейся в советский период исторической традиции, чем обдуманным шагом.

Однако включение в Конституцию РФ дополнительной главы «Прокуратура», на наш взгляд, представляется преждевременным. Более целесообразным следует признать определение конституционно-правового статуса прокуратуры России путем внесения поправки в Конституцию Российской Федерации в виде изменения названия главы 7: «Судебная власть» на: «Судебная власть. Прокуратура».

В ходе исследования конституционно-правового статуса прокуратуры было установлено, что прокуратура Российской Федерации — это орган, государственной власти, который непосредственно реализует волю государства по надзору за исполнением Конституции Российской Федерации и других законов, действующих на территории Российской Федерации. В связи с этим представляется оправданным внесение изменений в Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации», а именно, изложив п. 1 ст. 1 в следующей редакции:

Статья 1. Прокуратура Российской Федерации.

1. Прокуратура Российской Федерации — единая федеральная централизованная система государственных органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации".

Основополагающими началами (конституционными принципами) конституционно-правового регулирования деятельности прокуратуры Российской Федерации были признаны следующие:

3) принцип централизации, который предполагает служебную дисциплину и ответственность прокуроров, что является необходимым условием правильной работы всей системы органов прокуратуры в условиях реформирования органов государственной власти Российской Федерации и повышает эффективность конституционного регулирования;

4) принцип единства прокурорского надзора, который проявляется, прежде всего, в единстве его внутреннего содержания;

3) принцип законности, означающий, что все органы прокуратуры Российской Федерации формируются, наделяются полномочиями и осуществляют свои функции на основе, в рамках и во исполнение закона;

4) принцип независимости организации и деятельности прокуратурыкоторая осуществляет полномочия независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и в строгом соответствии с действующими на территории Российской Федерации законами" ,.

5) принцип гласности, который определяет, что органы прокуратуры действуют гласно в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации об охране прав и свобод граждан, а также законодательства Российской Федерации о государственной и иной специально охраняемой законом тайне;

6) принцип «внепартийности» (или политической независимости), не позволяющий прокурорским работникам являться членами общественных объединений, преследующих политические цели, и принимать участие в их деятельности.

Важнейшими целями конституционно-правового регулирования деятельности прокуратуры в России являются:

4) обеспечение верховенства закона, единства и укрепление законности;

5) защита прав и свобод человека и гражданина;

6) защита охраняемых законом интересов общества и государства.

К числу основных (общих) задач конституционно-правового регулирования деятельности прокуратуры в России следует отнести охрану:

1) закрепленных в Конституции Российской Федерации, конституциях и уставах субъектов Федерации основ общественного и государственного строя;

2) личных имущественных и неимущественных прав и охраняемых законом интересов граждан Российской Федерации, гарантированных Конституцией РФ, конституциями и уставами < субъектов Федерации;

3) прав и законных интересов юридических лиц, независимо от формы, собственности.

В целях повышения эффективности конституционно-правового регулирования деятельности прокуратуры считаем целесообразным реализацию следующих предложений:

1) принять новый закон «О прокуратуре Российской Федерации» (с учетом всех предложенных ниже поправок), повысив его статус до Федерального конституционного закона, где предлагается закрепить особое место прокуратуры в системе органов государственной власти вне ее ветвей как единственного органа, независимо осуществляющего конституционный надзор за соблюдением законности в государстве;

2) предоставить Генеральному прокурору возможность самостоятельно обращаться в Конституционный Суд Российской Федерации с запросами, изложив ч. 2 ст. 125 Конституции РФ в следующей редакции:

2. Конституционный Суд Российской Федерации по запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, Генерального прокурора Российской Федерации, органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации: .";

3) установить новый порядок назначения прокурора субъекта Российской Федерации на должность путем внесения соответствующей поправки в Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации"', изложив п. 1 ст. 13 в следующей редакции:

1. Прокуроры субъектов Российской Федерации назначаются на должность Генеральным прокурором Российской Федерации по согласованию с представительными (законодательными) органами* государственной власти субъектов Российской Федерации.";

4) предоставить Генеральному прокурору Российской Федерации право законодательной инициативы на основании следующих изменений законодательства Российской Федерации:

— во-первых, п. 1 ст. 104 Конституции РФ предлагается изложить в следующей редакции:

1. Право законодательной инициативы принадлежит Президенту Российской Федерации, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству Российской Федерации, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду Российской Федерации, Верховному Суду.

Российской Федерации, Высшему Арбитражному Суду Российской Федерации и Генеральному прокурору Российской Федерации по вопросам их ведения".

— во-вторых, п. 4 ст. 1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» изложить в следующей редакции:

4. Прокуратура Российской Федерации принимает участие в правотворческой деятельности. Генеральному прокурору Российской Федерации принадлежит право законодательной инициативы по вопросам его ведения".

— в-третьих, ст. 9 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» изложить в следующей редакции:

1. Генеральный прокурор Российской Федерации в ходе осуществления своих полномочий вправе вносить в Государственную Думу Российской Федерации законопроекты по вопросам своего ведения.

2. Прокурор субъекта Российской Федерации при установлении в ходе осуществления своих полномочий при необходимости совершенствования действующих нормативных правовых актов вправе вносить в законодательные органы соответствующего уровня законопроекты по вопросам их ведения".

Показать весь текст

Список литературы

  1. КонсультантПлюс: справочные правовые системы: Законодательство. Режим доступа: URL: http: // www.consultant.ru/online/base/
  2. Российская Федерация. Законы. О следственном комитете Российской Федерации Текст.: федер. закон от 28 декабря 2010 г. № 403-Ф3 [принят Гос. Думой 22 октября 2010 г., одобрен Советом Федерации 24 декабря 2010 г.] // Российская газета. -2010.-30 декабря.
  3. Российская газета. 1993. 21 сентября.- Российская газета. — 2010. — 19 ноября.
  4. Режим доступа: URL: http: // www.consultant.ru/online/base/
  5. Режим доступа: URL: http: // www.consultant.ru/online/base/
  6. Российская Федерация. Президент. Положение о координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью Текст.: указ от 18 апреля 1996 г. № 567 // Собрание Законодательства Российской Федерации. 1996. — № 17. — Ст. 1958.
  7. Российская Федерация. Об обеспечении участия прокуроров в гражданском судопроизводстве Текст.: приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 2 декабря 2003 г. № 51 // Еженедельный бюллетень законодательных и ведомственных актов. — 2004.-№ 11.
  8. Устав Ставропольского края // URL: http // www.constitution.ru
  9. Устав Курганской области // URL: http // www.constitution.ru
  10. Устав Липецкой области // URL: http // www.constitution.ru
  11. Устав Оренбургской области // www.constitution.ru
  12. Проект Закона Алтайского края «О внесении изменений в Закон Алтайского края «Об Алтайском краевом Совете Народных депутатов» Текст. // URL: http // Lexis-asn.narod.ru
  13. Российская Федерация. Высший Арбитражный Суд Российской Федерации. Об отказе в передаче дела в президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Текст.: определение от 6 декабря 2007 г. № 14 042/7 // URL: http // www. law7.ru
  14. Нормативно-правовые акты зарубежных государств
  15. Конституция Соединенных Штатов Америки: принята 17 сентября 1787 г. Текст. // URL: http: // www.umopit.ru
  16. Конституция Французкой Республики от 4 октября 1958 г. Текст. // URL: http: // www.megabook.ru
  17. Конституция Туркменистана от 18 мая 1992 г. Текст. // www. base.spinform.ru
  18. ЗБ.Констиуция Республики Армения от 5 июля 1995 г. Текст. // URL: http: // www.base.spinfonn.ru
  19. Конституция Республики Казахстан от 30 августа 1995 г. Текст. // URL: http: // www.base.spinform.ru
  20. Конституция Украины от 28 июня 1996 г. Текст. // URL: http: // www. base.spinform.ru
  21. Конституция Республики Беларусь от 4 декабря 1996 г. Текст. // URL: http: // www.belarus.net.ru
  22. Конституция Кыргызской Республики от 21 октября 2007 г. Текст. // www.base.spinform.ru
  23. Уголовно-процессуальный кодекс Франции от 23 декабря 1958 г. Текст. // URL: http: // www.Sthrepublic.ru
  24. Закон Китайской Народной Республики 1979 г. «Об организации народной прокуратуры» Текст. // www.russian.china.org.cn/russian/33 374.htm
  25. Закон Испании 1981 г. «О прокуратуре Испании» // URL: http // www.diplay.ru
  26. Полное собрание законов Российской Империи. Т.6. 1720−1722 Текст. СПб.: Тип. 2 отд. Собст. Его императ. Вел., 1830. — Ст.3877.
  27. Конституция (Основной Закон) СССР 1924 г.: утвержден II съездом Советов СССР 31 января 1924 г. Текст. М.: ЦИК СССР, 1924. — 22 с.
  28. Конституция (Основной Закон) РСФСР 1925 г.: утверждена XII Всероссийским съездом Советов 11 мая 1925 г. Текст. М.: Изд-во ВЦИК, 1925.-32 с.
  29. Положение о прокурорском надзоре в РСФСР от 28 мая 1922 г. Текст. // СУ РСФСР. 1922. — № 36. — Ст.424.
  30. Постановление ЦИК СССР «О Верховном Суде Союза ССР» от 6 июля 1923 г. Текст. // СУ РСФСР. 1923. — № 46−47. — Ст.478.
  31. Положение о судоустройстве РСФСР от 19 ноября 1926 г. Текст. // СУ РСФСР. -1926. № 85. — Ст.624.
  32. Закон СССР от 16 августа 1938 г. «О судоустройстве СССР, союзных и автономных республик» Текст. // Ведомости ВС СССР. — 1958. № 1. — Ст.12.
  33. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 16 сентября 1943 г. «Об установлении классных чинов для прокурорско-следственных работников органов прокуратуры» Текст. // Ведомости ВС СССР. — 1943. -№ 39.
  34. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 24 мая 1955 г. «Об утверждении Положения о прокурорском надзоре в СССР» Текст. // Ведомости ВС СССР. 1955. — № 36. — Ст.424.
  35. Закон СССР от 30 ноября 1979 г. «О Прокуратуре СССР"Текст. // Ведомости Верховного Совета СССР. 1979. — № 49. — Ст.843.
  36. Закон СССР от 26 декабря 1990 г. «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного закона) СССР в связи с совершенствованием системы государственного управления» Текст. // ВСНД и ВС СССР. -1991. № 1. -Ст.З.
  37. В.И. Конституционные принципы судопроизводства Текст. / В. И. Анишина // Российское правосудие. — 2008. — № 1. — С. 33 — 39.
  38. С.А. Методы конституционно-правового регулирования и их специфика Текст. / С. А. Авакьян. // Конституционное и муниципальное право. — 2005. — № 1. С. 2 — 6.
  39. С.А. Нормативное значение решений конституционных судов Текст. / С. А. Авакьян // Вестник МГУ. Серия 11. Право. 2004. — № 4. -С. 25−40.
  40. С.А. Конституционное право России: Учебный курс. 4-е изд., перераб. и допол. Т.1 Текст. / С. А. Авакьян. М.: Норма, Инфра-М, 2010.-864 с.
  41. A.C. Правовая онтология политики: к построению системы категорий Текст. / A.C. Автомонов. М.: Инфограф, 1999. — 383 с.
  42. A.C. К вопросу о юридической природе власти монарха в конституционном государстве Текст. / A.C. Алексеев. — Ярославль: Тип. Губ. Правл., 121 с.
  43. С.С. Проблемы теории права: курс лекций в 2-х томах. Т.1 Текст. / С. С. Алексеев. — Свердловск: Изд-во Свердл. Юрид. Ун-та, 1972.-396 с.
  44. С.С. Правовые средства: постановка проблемы, понятие, классификация Текст. / С. С. Алексеев //Советское государство и право. 1987. № 6. — С.14−16.1 (т
  45. С.С. Теория права Текст. / С. С. Алексеев. М.:Бек, 1995. -311с.
  46. С.С. Право: азбука — теория философия: Опыт комплексного исследования Текст. / С. С. Алексеев. — М.: Статут, 1999. -712 с.
  47. Т.В. Суды и судебный процесс в Великобритании Текст. /
  48. Т.В. Апарова. М.: Институт межд. Права и экономики, 1996. — 156 с.
  49. М.В. Конституционное право Российской Федерации: учебникVдля юрид. вузов и факультетов Текст. / М. В. Баглай, Б. Н. Габричидзе. — М.: Инфра —М, 1996. 510 с.
  50. М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для вузов. 3-е изд., изм. и допол. Текст. / М. В. Баглай. — М.: Норма, Ифра-М, 2001.-800 с.
  51. И.М. Прокуратура орган государственной власти Текст./ И. М. Байкин // Современное право. — 2009. — № 12. — С.48−51.
  52. В.И. Курс прокурорского надзора: учебник для вузов Текст. / В. И. Басков. М.: Зерцало, 1998. — 468 с.
  53. И.Ж. Прокуратура в правовой системе Республики Казахстан Текст. / И. Ж. Бахтыбаев // В сб.: Правозащитное предназначение органов прокуратуры на современном этапе. — Алмааты: Эдельвейс, 2005. — С.57−61.
  54. А.И. Кибернетика наука об оптимальном управлении Текст. / А. И. Берг. — М.: Энергия, 1964. — 66 с.
  55. С.Г. Нормы прокурорского надзора и их место в системе советского права Текст. / С. Г. Березовская // В кн.: Вопросы прокурорского надзора. М., 1972. — С19−35.
  56. В.Г. Динамика становления и развития российской прокуратуры Текст. / В. Г. Бессарабов // Политика и право. 2001. -№ 3. — С.29.
  57. В.Г. Дореформенная (петровская) прокуратура (1772−1864) Текст. / В. Г. Бессарабов // Журнал российского права. 2002. — № 8. -С.152−161.
  58. В.Г. Пореформенная российская прокуратура (1864−1917) Текст. / В. Г. Бессарабов // Журнал российского права. 2002. — № 10. -С.142.
  59. В.Г. Деятельность органов прокуратуры по защите конституционных прав и свобод человека и гражданина в современном мире Текст. / В. Г. Бессарабов // Журнал российского права. — 2005. -№ 1. С.54−63.
  60. В.Г. Прокурорский надзор: учебник Текст. / В. Г. Бессарабов. М.: Проспект, 2006. — 536 с.
  61. В.Г. Взаимодействие органов прокуратуры и общественных правозащитных организаций Текст. / В. Г. Бессарабов // Законность. -2008. -№ 1.-С.56−59.
  62. Г. И. О прокурорско-надзорных правоотношениях Текст. / Г. И. Боровин // В кн.: Совершенствование прокурорского надзора в СССР. М., 1973. — С. 94−107.
  63. М. Первые шаги прокуратуры Текст. / М. Брагинский // Социалистическая законность. 1947. — № 5. — С.39.
  64. Буцко’вский Н.О. деятельности прокурорского надзора вследствие отделения обвинительной власти от судебной Текст. / Н. О. Буцковский. СПб.: Типография второго отделения собственной Е.И.В. канцелярии, 1863. — 84 с.
  65. С.Г. Правовые основы функционирования прокуратуры как органа контрольной власти Текст. / С. Г. Буянский // Закон 2005 — № 5. — С.106−109.
  66. В.И. Очерки истории генерал-прокуратуры в России доекатерининского времени Текст. / В. И. Веретенников. Харьков: Адольф Дарре, 1915. — 390 с.
  67. С.И. Русский уголовный процесс Текст. / С. И. Викторский. М.: Тип. Имп. Моск. Ун-та, 1912. — 387 с.
  68. Ю.Е. Прокурорский надзор: учебник Текст. / Ю. Е. Винокуров. М.: Высшее образование, 2006. — 460 с.
  69. Н.В. Верность Конституции: Монография Текст. / Н. В. Витрук. М.: Изд-во РАП, 2008. — 272 с.
  70. Н.В. Конституционное правосудие в России (1991 — 2001 годы): Очерки теории и практики Текст. / Н. В. Витрук. — М.: «Городец-издат», 2001. 508 с.
  71. Н.В. Общая теория правового положения личности Текст. / Н. В. Витрук. М.: «Норма», 2008. — 448 с.
  72. Н.В. Практика Конституционного Суда Российской Федерации в контексте действия Конвенции «О защите прав человека и основных свобод» Текст. / Н. В. Витрук // Российское правосудие. 2006. — № 3. -С.4- 15.
  73. A.M. Метод правового регулирования социалистических общественных отношений Текст. / A.M. Витченко- ред. М. И. Байтин. -Саратов: Изд. СГУ, 1974. 160 с.
  74. A.M. Теоретические проблемы исследования государственной власти Текст. / A.M. Витченко. Саратов: Изд-во Саратов. Ун-та, 1982. — С.117.
  75. A.A., Гребенников С. С. Организация суда и прокуратуры современных буржуазных государств (США, Англия, Франция): учебное пособие Текст. / A.A. Вихров, С.С. Гребенников- отв. ред. Ф. С. Бажник. М.: Изд-во ВПА, 1973. — 95 с.
  76. .Н. Конституционный статус органов Советского государства Текст. / Б. Н. Габричидзе. М.: Юрид. лит-ра, 1982. — 184 с.
  77. .Н., Чернявский А. Г. Админитративное право России: Учебник для вузов, 2-е изд., перераб. и допол. Текст. / Б. Н. Габричидзе, А. Г. Чернявский. М.: ТК Велби, 2006. — 680 с.
  78. Г. Участие прокуратуры в правовом воспитании населения Текст. / Г. Гордеев // Законность. 2007. — № 3. — С. 17−21.
  79. Государственные органы Китая Текст. / URL: http: // www.abirus.ru
  80. Государственный и политический строй Китая Текст. / URL: http: //www. easttime.ru
  81. ПЗ.Градовский А. Д. Высшая администрация России XVIII столетия и генерал-прокуроры Текст. / А. Д. Градовский. — СПб.: Тип. Имп. Моск. Ун-та, 1866.-302 с.
  82. Н.В. Прокурорский надзор: Учебное пособие Текст. / Н. В. Григорьева. М.: ООО «Из-во «Элит», 2007. — 512 с.
  83. В.Н., Победкин A.B., Яшин В. Н., Калинин В. Н. Прокурорский надзор: Учебное пособие Текст. / В. П. Григорьев, A.B. Победкин, В. Н. Яшин, В. Н. Калинин. М.: ООО «Издательство «Элит», 2007.-512 с.
  84. Давид Р, Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современности: Монография Текст. / Р. Давид, К. Жоффре-Спинози. -М.: Межд. отношения, 1996. 339 с.
  85. Ю.А., Мухачев И. В. Понятие, предмет, и метод конституционного права Российской Федерации — от исторических истоков к современности Текст. / Ю. А. Дмитриев, И. В. Мухачев. М.: «Манускрипт», 1998. — 64 с.
  86. Дореволюционные юристы о прокуратуре: Сборник статей Текст. / Научный ред. и сост. С. М. Казанцев. СПб.: Юрид. центр Пресс, 2001. -245 с.
  87. P.B. Сравнительное конституционное право: Учебное пособие Текст. / Р. В. Енгибарян. Ростов н/Д: «Феникс», 2007. — 543 с.
  88. В.В. Теоретические и практические проблемы прямого применения Конституции Российской Федерации Текст. / В. В. Ершов. // Российское правосудие. 2007. — № 7. — С. 12 — 24.
  89. Г. А., Крылов Н. Е., Серебренникова A.B. Уголовное право зарубежных стран Текст. / Есаков Г. А., Н. Е. Крылов, A.B. Серебрякова. — М.: Проспект, 2008. — 336 с.
  90. В.И. Власть в России Текст. / В. И. Ефимов. М.: РАГС, 1996. -288 с.
  91. Интервью Председателя Следственного комитета Российской Федерации А. И. Быстрикина Российской газете от 11 ноября 2010 г. Текст. / URL: http: // www.sledcom.ru
  92. Интервью с Генеральным прокурором Российской Федерации, членом Ассоциации юристов России Ю. Я. Чайкой. Беседу вели В. Гриб, Э. Китамов Текст. // Юридический мир. 2010. — № 1. — С.5−11.
  93. История прокуратуры в документах Текст. / URL: http: // www.Iaw.vl.ru
  94. С.М. История царской прокуратуры Текст. / С. М. Казанцев. СПб: Изд-во С-Петерб. Ун-таа, 1993. — 217 с.
  95. М.И. О социалистической законности Текст. / М. И. Калинин. -М.: Известия, 1959. 186 с.
  96. Н. Прокуратура как субъект конституционно-правовых отношений в Российской Федерации Текст. / Н. Карпов // Законность -2006-№ 5-С. 112−116.
  97. H.H. Конституционно-правовое разделение и распределение государственной власти в Российской Федерации Текст. / H.H. Карпов // Юстиция. 2008. — № 4. — С.87−93.
  98. Н.В. Порядок формирования государственных органов: к теории вопроса Текст. / Н. В. Кешикова // История государства и права. 2008. — № 11. — С.4−9.
  99. Ким А.И., Барнашов A.M. Государственная власть в СССР Текст./ A.M. Барнашов. Томск: Изд-во Томского ун-та, 1979. — 141 с.
  100. Кобзарев Ф. М Прокуратура России: правовое положение и перспективы развития: лекция Текст. / Ф. М. Кобзарев. М.: Изд-во МПСИ, 2002. — 80 с.
  101. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: учебник для юрид. вузов и факулт Текст. -М.: Бек, 1995. 438 с.
  102. В.М. Власть. Лекция Текст. / В. М. Колдаев. М.: Институт защиты предпринимателя, 1995. — 22 с.
  103. В. Реформирование органов прокуратуры Украины: Проблемы законодательства практики Текст. / В. Корж // Законность. 1998. -№ 11. — С.40−43.
  104. Н.М. Лекции по общей теории права: 2-е изд. Текст. / Н. М. Коркунов. СПб.: Юрид. Центр-пресс, 2004. — 458 с.
  105. М. Независимость прокуратуры и прокуратура: сущность и гарантии Текст. / М. Косюта // Законность. — 2001. № 2. — С.48−50.
  106. В.Ф. О системе науки советского государственного права Текст. / В. Ф. Коток // Советское государство и право. 1959. — № 6. -С.72−74.
  107. В.Ф. Прокурорский надзор: учебник для вузов Текст. / В. Ф. Крюков. М.- Норма, 2006. — 784 с.
  108. Курс советского уголовного процесса. Общая часть Текст. / Под ред.
  109. O.E. Предмет конституционного права Текст. / O.E. Кутафин. М.: «Юристъ», 2001. — 444 с.
  110. Л.В. Правовые позиции Конституционного Суда России Текст. / Л. В. Лазарев. — М.: ОАО Изд. дом «Городец», «Формула права», 2003. — 528 с.
  111. К.К. Правовой механизм управления социалистической экономикой. — В кн.: 70 лет Советского государства и права Текст. / Под ред. А. И. Королева, Ю. К. Толстого, Л. С. Явича. Л.: Изд-во ЛГУ, 1987. — 752 с.
  112. В.Д. Прокурорско-надзорные правоотношения Текст. /
  113. B.Д. Ломовский. Ростов/Дону: изд-во Ростовского ун-та, 1987. — 160 с.
  114. В. Какой власти принадлежит прокуратура? Текст. / В. Ломовский // Российская юстиция. 2001. — № 9. — С. 18−22.
  115. A.B. Глава 14. Проблемы правовых средств. В кн.: Проблемы теории государства и права. Учебное пособие Текст. / Н. И. Матузов, A.B. Малько. М.: Проспект, 1999. — 502 с.
  116. Л.С. Государство как публичновластным образом организованный народ Текст. / Л. С. Мамут // Журнал российского права. 2000. — № 3.-С.88−100.
  117. М.Н. Государство и право в условиях глобализации Текст. / М. Н. Марченко. М.: «Проспект», 2008. — 400 с.
  118. М.Н. Судебное правотворчество и судейское право Текст. / М. Н. Марченко. M.: «ТК Велби», «Проспект», 2007. — 512 с.
  119. В.Н. Прокурорская власть Текст. / В. Н. Мельников // Государство и право. 2002. — № 2. — С.14−20.
  120. Н.В. Прокурорский надзор в его устройстве и деятельности Текст. / Н. В. Муравьев. М.: Тип. Правит. Сената, 1889. — 562 с.
  121. А. Смысл реформ повышение эффективности надзора Текст. / А. Мыцыков // Законность — 2007. — № 5. — С. 2−6.
  122. B.C. Общая теория права и государства. Учебник для юридических вузов и факультетов Текст. / B.C. Нерсесянц. М.: Норма-ИФРА-М, 1999. — 552 с.
  123. Т. Великие реформы Александра II (от ликвидации тайной полиции к введению суда присяжных) Текст. / Т. Новицкая // Российская юстиция. 1998. — № 4. — С.55−63.
  124. Общая теория государства и права: учебник Текст. / Под ред. В. В. Лазарева. -М.: Юристъ, 2001. 520 с.
  125. Л.И., Манакова С. Г. Право законодательной инициативы прокурора Текст. / Л. И. Петрова, С. Г. Манакова // Законность. 2009. — № 12. — С.2−13.
  126. С.А. О Сенате в царствование Петра Великого: историко-юридическое исследование Текст. / С. А. Петровский. -М.: Изд. Моск. Ун-та, 1875.-359 с.
  127. И.Л. Прокурорский надзор и судебная власть: Учебное пособие Текст. / И. Л. Петрухин. -М.: Проспект, 2001. 88 с.
  128. A.B. Общая теория права. Курс лекций Текст. / A.B. Поляков. СПб.: Юрид. центр Пресс, 2001. — 642 с.
  129. Правовая основа Текст. // Юридическая газета. 7 сентября 2010 г. Выложена на сайте URL: http: // www.prokuror.kz.
  130. Проблемы общей теории права и государства Текст. / Под общ. ред. академика РАН, д.ю.н, проф. B.C. Нерсесянц. М.: Норма, 2006 — 832 с.
  131. Прокуратура Российской Федерации (Концепция развития на переходный период) Текст. / Отв. ред. проф. Ю. И. Скуратов. — М., 1994.- 100с.
  132. Прокуратура Санкт-Петербурга: Исторический очерк Текст. / Гл. ред. А. П. Комаров. СПб.: Петровская сторона, 1997. — 128 с.
  133. Прокурорский надзор в Российской Федерации Текст. / Под ред. A.A. Чувилева. М.: Юристъ, 1999. — 400 с.
  134. Прокурорский надзор в Российской Федерации: Учебник Текст. / Под ред. Ю. Е. Винокурова. М.: Галерея, 1998. — 255 с.
  135. Прокурорский надзор: Учебник Текст. / Под общей ред. Ю. Е. Винокурова. М., Юрайт-Издат, 2003. — 461 с.
  136. Прокурорский надзор: Курс лекций и практикум Текст. / Под ред. Ю. Е. Винокурова. М.: «Экзамен», 2004. — 544 с.
  137. Прокурорский надзор: учебник Текст. / Под ред. Ю. Е. Винокурова. -М.: Высшее образование, 2005. 464 с.
  138. Прокурорский надзор в Российской Федерации: учебник Текст. / Под ред. В. И. Рохлина. СПб.: Санкт-Петербургский институт экспертов, 2000. — 328 с.
  139. Прокурорский надзор. Российская прокуратура в правовом государстве: учебник Текст. / Под ред. А .Я. Сухарева. — М.: Норма, 2008. -464 с.
  140. Т.Н. Функции права. Общая теория права. Курс лекций Текст. / Т. Н. Радько. Нижний Новгород: ВШ МВД РФ, 1993.-281 с.
  141. Роль и место органов прокуратуры в системе государственных институтов Российской Федерации Текст. // Материалы парламентских слушаний. — М.: Издание Совета Федерации, 24 мая 2008 г. 74 с.
  142. А.К. Правовая система Англии: учеб. пособие Текст. / А. К. Романов. М.: Дело, 2000. — 344 с.
  143. Н.В. Прокуратура Украины в свете реализации положений новой Конституции Украины Текст. / Н. В. Руденко // Государство и право. 1997. — № 6. — С.96−101.
  144. А.Ф. Прокуратура и проблемы управления Текст. / А. Ф. Смирнов. -М.: Криминологическая ассоциация, 1997. 263 с.
  145. В.Д. Правовое регулирование: Предмет, метод, процесс (макроуровень) / В. Д. Сорокин. СПб.: «Юридический центр Пресс», 2003.-661 с.
  146. Л.И. Теория государства и права. Курс лекций Текст. / Л. И. Спиридонов. СПб.: «Форбанк-СПБ», 1995. — 197 с.
  147. В.М. Теория государства и права: Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. Текст. / В: М. Сырых. -М.: Юстицинформ, 2004. 591 с.
  148. Теория государства и права. 4.1. Теория государства Текст. / Под общ. ред. А. Б. Венгерова. -М.: Юристъ, 1995. 255 с.
  149. Теория государства и права. Курс лекций Текст. / Под. ред. Н. И. Матузова и A.B. Малько. Саратов: СВШ МВД РФ, 1995. — 560 с.
  150. Теория государства и права. Курс лекций Текст. / Под ред. Н. И. Матузова и A.B. Малько. М.: Юристъ, 2001. — 776 с.
  151. Теория государства и права: Учебник для вузов. 2-е изд., изм. и доп. Текст. / Под ред. В. М. Корельского и В. Д. Перевалова. М.: НОРМА-ИНФРА-М, 2000. — 616 с.
  152. А. Реформа прокуратуры: новые приоритеты Текст. / А. Терещенко // Законность. 2006. — № 8. — С.4−6.
  153. В. Концептуальні аспекта прокурорського нагляду Текст. / В. Тертишник // Вісник Прокуратури. 2002. — № 6. — С. 13−17.
  154. Ю.А. Публичное право: учебник для юрид. вузов Текст. / Ю. А. Тихомиров. -М.: Бек, 1995. 485 с.
  155. .Н., Лазарев Б. М., Шафир М. А. Органы Советского общенародного государства Текст. / Б. Н. Топорнин, Б. М. Лазарев, М. А. Шафир. М.: Наука, 1979. — 344 с.
  156. B.C. Отражение, системы, кибернетика Текст. / B.C. Тюхтин. -М.: Наука, 1972.-255 с.
  157. И. Конституционные основы прокурорского надзора в Советском государстве Текст. / И. Фарбер // Советская прокуратура на страже законности. Саратов, 1973. — С. 27−29.
  158. Т.Я. Правовая охрана Конституции Текст. / Т.Я. Хабриева- ред. Б. Л. Железнов. Казань: Изд-во КазГУ, 1995. — 220 с.
  159. В.Н. Теория государства и права: учебное пособие для высших учебных заведений Текст. / Под ред. В. Г. Стрекозова. М.: Дабахов, Ткачев, Дымов, 1996. — 377 с.
  160. О.И. Способы формирования государственных органов Текст. / О. И. Чепунов // «Черные дыры» в Российском законодательстве. — 2008. № 3. — С.50−52.
  161. К.В. «Государственный орган»: некоторые проблемы правовой неопределенности категории Текст. / К. В. Черкасов // Российская юстиция. 2009. — № 12. — С.69−71.
  162. В.Е. Основы государственной власти: учебное пособие Текст. / В. Е. Чиркин. М.: Юристъ, 1996. — 112 с.
  163. Чиркин.В. Е. Основы сравнительного государствоведения Текст. / В. Е. Чиркин. -М.: Изд. дом «Артикул», 1997. 352 с.
  164. Г. Прокуратура в системе органов государственной власти Текст. / Г. Чуглазов // Законность. 2006. — № 4. — С.30−33.
  165. М.С. Прокурорский надзор и государственный контроль за исполнением законов: разграничение компетенции и ответственности Текст. / М. С. Шалумов // Государство и право. 1999. — № 1 — С.84−85.
  166. К.В. Правовые механизмы: основы теории Текст. / К. В. Шундиков. // Государство и право. 2006. — № 12. — С. 12 — 21.
  167. С.П., Решетников Т. А., Зайцев O.A. Прокуратура в странах СНГ: правовой статус, функции, полномочия: научное и учебное пособие Текст. / С. П. Щерба, Т. А. Решетников, O.A. Зайцев. М.: Экзамен, 2007. — 557 с.
  168. .С. Конституция Российской Федерации: прямое действие и. условия реализации Текст. / Б. С. Эбзеев. // Государство и право. — 2008.-№ 7.-С. 5−15.
  169. Этика судьи Текст. / Под ред. Н. В. Разумной. М.: РАП, 2002. — 212 с.
  170. И.Н. Категория «суверинетет» в правовой теории ипрактики Российской Федерации Электронный ресурс.: дисс. канд. юрид. наук: 12.00.01 / И. Н. Барциц. М., 1995. — 180 с. // Электронный ресурс РГБ: режим доступа: http: // diss.rsl.ru ?
  171. В.Г. Прокуратура в системе государственного контроля Российской Федерации Текст.: автореферат дис. доктора юрид. наук: 12.00.02, 12.00.11 В. Г. Бессарабов. М., 2001. — 46 с.
  172. .А. Современное правовое регулирование социально-правовых отношений в России Электронный ресурс.: дисс. канд. юрид. наук: 12.00.05 / Б. А. Горохов. СПб., 2006. — 209 с. // Электронный ресурс РГБ: режим доступа: http: // diss.rsl.ru
  173. H.H. Конституционно-правовой статус прокуратуры в Российской Федерации: институциональный и сравнительный анализ Текст.: автореферат дис.. кандидата юридических наук: 12.00.02 / H.H. Дегтярева. М., 2000. — 26 с.
  174. С.Ю. Конституционно-правовой статус прокуратуры в Российской Федерации Электронный ресурс.: дис.. кандидата юридических наук: 12.00.02 / С. Ю. Зайков. М., 2002. — 160 с. // Электронный ресурс РГБ: режим доступа: http: // diss.rsl.ru
  175. С.М. Прокуратура Российской империи: историко-правовое исследование Текст.: автореферат дисс. докт. юрид. наук: 12.00.01 / С. М. Казанцев. СПБ., Санкт-петербургский государственный университет, 2003. — 30 с.
  176. Калдыбай Уулу Мирлан Прокурорский надзор за исполнением законов в уголовно-процессуальной деятельности органов предварительного расследования: Текст.: автореферат канн. Юрид. наук: 12.00.03. / Уулу Мирлан Калдыбай. М., 2004. — 27 с.
  177. С.С. Государственная власть: понятие и закономерности организации Электронный ресурс.: дисс. канд. юрид. наук: 12.00.01 / С. С. Митин. Красноярск, 2004. — 181 с.// Электронный ресурс РГБ: режим доступа: http: // diss.rsl.ru
  178. A.M. Вспомогательный аппарат высших органов государственной власти в механизме государства Текст.: автореф. дисс.. д-ра юрид. наук: 12.00.02 / A.M. Осавелюк. М., 2006. — 45 с.
  179. Jean Gicquel, Droit constitutionel et instituons politiques. — Montchresten Paris, 1999. p. 44.
  180. Law Officers of the Crown // http: // translate. Googleuser content. Com
  181. Roberts G.K. Dictionary of Political Analysis / G.K. Roberts/ N.Y., 1978.-P.171.
  182. Mann M. States, War and Capitalism: Studies in Political Sociology / See Mann M. P.4
  183. В.И. Современный политологический словарь Текст. / В. И. Даниленко. М.: Note Bene, 2001. — 1024 с.
  184. Большой юридический словарь Текст. / Под ред. А .Я. Сухарева, В. Д. Зорькина, В. Е. Крутских. М.: Инфра-М, 1999. — 790 с.
  185. Большая юридическая энциклопедия Текст. / Под ред. В. В. Аванесяна, C.B. Андреева, C.B. Белякова. М.: «Эксмо», 2005. — 688 с.
  186. Краткая философская энциклопедия Текст. / Редакторы-составители Г. В. Кораблева, В. А. Лутченко. М.: Изд группа «Прогресс"-"Энциклопедия», 1994. — 576 с.
  187. С.И. Словарь русского языка Текст. / Под ред. Н. Ю. Шведовой. M.: «Русский язык», 1984. — 797 с.
  188. Ожогов С. И: Словарь русского языка Текст. / С. И. Ожогов. — М.: «Русский язык», 1986. — 795 с.
  189. Словарь иностранных языков Текст. — М.: Государственное издательство иностранных и национальных словарей, .1955. — 856 с.
  190. Словарь иностранных слов Текст. / Под ред. И. В. Лехина и проф. Ф. Н. Петрова. М.: Государственное издательство иностранных и национальных словарей, 1955. — 858 с.
  191. М.Ю., Тихомирова Л. В. Юридическая энциклопедия Текст. / Под ред. М. Ю. Тихомирова. М.: Юринформцентр, 1997. — 365 с.
  192. Толковый словарь русского языка Т.1 Текст. / Под ред. Д. Н. Ушакова. -М.: Терра, 1996.-1562 с.
  193. Энциклопедический словарь «Конституционное право России» Текст. / Под ред. В. Червонюка, И. Калинского, Г. Иванца // www.Dictionary.ru
  194. Юридический энциклопедический словарь Текст. / М. М. Богуславский, М. И. Козырь, Г. М. Миньковский и др.- гл. ред. А .Я. Сухарев. — М.: Советская энциклопедия, 1984. 415 с.
Заполнить форму текущей работой