Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Половые различия в становлении характера подростка

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Методы и методики исследования: теоретический анализобобщение, сравнение, систематизацияметоды сбора эмпирических данных (тестирование, анкетирование, наблюдение, беседа, интервью, контент-анализ сочинений, метод репертуарных решёток, метод экспертов, эксперимент и др.) — качественный и количественный анализ полученных данных. В работе использовался комплекс методик, измеряющих качества личности… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. ПРОБЛЕМА ИЗУЧЕНИЯ ХАРАКТЕРА В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ
    • 1. 1. Основные подходы к изучению характера в отечественной психологии
    • 1. 2. Основные подходы к изучению характера в зарубежной психологии
  • Глава 2. ХАРАКТЕР СОВРЕМЕННОГО ПОДРОСТКА КАК СУБЪЕКТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЕГО ПОЛОВЫЕ РАЗЛИЧИЯ
    • 2. 1. Общая характеристика подросткового возраста в свете различных концепций
    • 2. 2. Типы акцентуаций характера в подростковом возрасте и проблема их учёта и коррекции в работе с мальчиками и девочками
    • 2. 3. Учебная деятельность как основа развития субъектности школьника-подростка и её роль в формировании характера
  • Глава 3. КОНЦЕПЦИЯ ПОЛОВЫХ РАЗЛИЧИЙ В СТАНОВЛЕНИИ ХАРАКТЕРА ПОДРОСТКА И ЕЁ ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МОДЕЛ
    • 3. 1. Определение основных понятий психологии половых различий
    • 3. 2. Сравнительный анализ основных концепций и теорий половых различий и их критическое осмысление
    • 3. 3. Концепция половых различий в становлении характера подростка и её теоретическая модель
  • Глава 4. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПОЛОВЫХ РАЗЛИЧИЙ В ХАРАКТЕРЕ ПОДРОСТКА
    • 4. 1. Цель, задачи, гипотезы, этапы и методы эмпирического исследования
    • 4. 2. Результаты исследования половых различий в характере подростков — учащихся обычных школ
    • 4. 3. Результаты исследования половых различий в характере подростков, обучающихся в полооднородной группе (кадеты и учащиеся педколледжа)
    • 4. 4. Результаты исследования половых различий в характере подростков — учащихся гимназий
    • 4. 5. Результаты исследования половых различий в характере подростков — учащихся ПТУ
    • 4. 6. Сравнительный анализ экспериментального исследования половых различий у подростков разных категорий (школьники, кадеты, учащиеся педколледжа, гимназисты, учащиеся ПТУ)
    • 4. 7. Типология характеров мальчиков и девочек подростков
      • 4. 7. 1. Факторный анализ
      • 4. 7. 2. Корреляционный анализ
      • 4. 7. 3. Кластерный анализ
      • 4. 7. 4. Описание типов характеров мальчиков и девочек подростков. 3 43 4.8. Разработка психодиагностических методик для изучения характера подростков разного пола
  • Глава 5. ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННЫХ МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК ПОДРОСТКОВ И ОКАЗАНИЕ ИМ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ
    • 5. 1. Социальная ситуация развития и особенности социализации подростков в условиях современного российского общества
    • 5. 2. Подросток в современном образовательном пространстве
    • 5. 3. Особенности формирования половой и профессиональной идентичности у подростков
    • 5. 4. Создание оптимальной среды обучения для мальчиков и девочек
    • 5. 5. Половое воспитание подростков
    • 5. 6. Тренинг мужественности и женственности с подростками
    • 5. 7. Психолого-педагогические рекомендации по формированию, развитию и коррекции характера мальчиков и девочек подростков
  • Выводы

Половые различия в становлении характера подростка (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования половых различий в становлении характера подростка обусловлена современной социальной ситуацией, когда в обществе происходит нивелирование женственности и мужественности, а также распространение различных девиаций, в т. ч. в подростковой среде. Отсюда возникает необходимость целенаправленной психолого-педагогической деятельности по формированию адекватной полоролевой идентичности и адекватного своему полу характера подростка.

Теория и практика педагогической психологии показывает, что отсутствие учёта половозрастных характерологических особенностей подростка способствует возникновению напряженных конфликтных отношений, приводит к низкой эффективности учебно-воспитательного взаимодействия и затрудняет личностное развитие учащихся. Изучение особенностей характера школьников разного пола необходимо для эффективного проведения профориентационной и психо-коррекционной работы. Наметившаяся в последние годы тенденция появления образовательных учреждений с раздельным (по половому признаку) обучением также делает актуальными задачи разработки моделей такого обучения и изучения его психологических последствий для мальчиков и девочек.

Актуальной остается проблема диагностики характера подростка. Имеющиеся в психологической науке теоретические и методологические подходы к изучению характера (А.В. Барташев, Э. Кречмер, А. Ф. Лазурский, Н. Д. Левитов, К. Леонгард, П. Ф. Лесгафт, А. Е. Личко, В. М. Русалов, У. Шелдон и др.) содержат идеи разработки структуры и попытки создания типологии характеров, но систематических исследований по изучению характера подростка и его половых различий не проводилось.

Основы отечественной психологии пола были заложены в 1910;1940 гг. А. Ф. Лазурским, М. Я. Басовым, П. П. Блонским и др. Как указывал М. Я. Басов, «. в настоящее время не может быть никаких сомнений в том, что влияние пола проходит красной нитью через весь онтогенез человека, будучи тесно связано как с ростом и развитием его организма, так и психологическим развитием его» (Басов М.Я., 1931).

Следующим этапом в развитии психологии пола можно считать работы Б. Г. Ананьева 1960;1970 гг., в которых он обосновал необходимость изучения половых характеристик как первичных (индивидных) свойств человека, так как «. .пол пронизывает все черты характера и личности человека».

Проблемы психологии пола до настоящего времени не нашли должного отражения в отечественной психологии. По выражению И. С. Кона, наша психология длительное время была «бесполой" — в ней практически отсутствуют такие слова, как «мальчик», «девочка», «девушка», «юноша», и употребляется преимущественно слово «ребёнок», а также «дети», «подростки», «учащиеся» и т. д. Он отмечает, что «.психологическая наука не может полностью игнорировать такое фундаментальное биосоциальное свойство, как пол». Работы И. С. Кона конца XX в., смело и широко освещающие проблемы психологии пола и сексуальности, можно считать очередным «прорывом» в отечественной психологии пола. В 1980;1990 гг. число исследований по данной проблематике постепенно увеличивается (В.Е. Каган, Д. М. Колесов, Н. Н. Обозов, Ю. М. Орлов, В. М. Русалов,.

A.Г. Хрипкова, А. А. Щеглов и др.).

С начала XXI в. проблематика пола в научных исследованиях становится более разнообразной. В последнее время появляются работы, изучающие половые различия дошкольников (Т.А.Репина), младших школьников (А.А. Сиротюк;

B.Д. Еремеева и Т.П. Хризман), а также взрослых (В.Н. Дружинин, Е. П. Ильин, И. В. Грошев, В.П. Шейнов). Ряд исследований при этом реализуют дифференциально-психофизиологический подход (Е.П. Ильин), в ряде работ изучаются отдельные индивидуально-психологические особенности личности, например способности (В.Н. Дружинин). Появляются также тендерные исследования (Т.А. Араканцева, Ш. Берн, И. С. Клецина, М. А. Бутовская, Т. В. Бендас, И. В. Костикова, А. А. Чекалина и др.) представляющие определенный научный интерес. В частности, В. П. Симонов рассматривает тендерные различия в деятельности преподавателя и обучаемыхР.А. Юнусова изучает полоролевую идентичность подростков группы рискаС.А. Беличева, С. А. Игумнов, Ю. А. Клейберг, В. В. Новиков, В. Ф. Пирожков и др. рассматривают половые (гендерные) различия подростков-девиантов.

В зарубежной психолого-педагогической науке проблемы психологии половых различий изучались более стабильно, свободно и обширно, чем в отечественной, однако половые различия в становлении характера подростка специально не изучались.

В современной психологической науке не сложилось целостного представления о характере. Он изучен недостаточно по сравнению с другими индивидуально-типологическими особенностями личности, тем более, в аспекте половых различий. До сих пор остаются открытыми вопросы о сущности и содержании понятия «характер», о его структурных компонентах и функциях, о его соотношении с другими психологическими образованиями человека, о половозрастных различиях.

Существенный интерес представляют практические аспекты данной проблемы: изучение характера как фактора успешности современного подростка в его ведущих видах деятельности, понимание детерминант поведения мальчиков и девочек подростков, прогнозирование их поведения и т. д.

Опыт общения с педагогами показывает, что необходимым для практики было бы построение типологии характеров подростков с учётом их половых различий, влияющих на особенности учебной деятельности, общения, поведения и т. д. Важной задачей, на наш взгляд, является разработка комплекса психолого-педагогических рекомендаций для учителей (родителей, школьных психологов, социальных педагогов и всех тех, кто работает с подростками), ориентирующих их на учёт половых типологических особенностей характера подростков.

Проблема исследования обусловлена потребностью современной психологической науки в разработке и обосновании целостной концепции половых различий в становлении характера подростков. Данная концепция позволит раскрыть особенности характера подростка, его структуру, функции, детерминанты становления и решить крупную научную проблему в области общей, возрастной и педагогической психологии — изучить половые различия в характере подростка. Проблема исследования определяется также практическими задачами, связанными с разработкой новых методов диагностики и гармонизации характера с учётом половой принадлежности, коррекции неблагоприятных его черт.

Цель исследования: разработать и теоретически обосновать комплексную концепцию половых различий в становлении характера подростка.

Объект исследования: характер подростка.

Предмет исследования: половые различия в становлении характера подростка.

Гипотезы исследования:

Детерминанты (биогенетические, социокультурные, психолого-педагогические (воспитательные)) обусловливают становление характера подростка и могут характеризоваться как целостным, одновременным, так и неравномерным, противоречивым, доминантным взаимодействием.

Становление характера подростка может быть подвержено усилению социальных влияний, половых различий, что приводит к формированию половой идентичности.

Характер как психологическое образование имеет собственную структуру, различия по полув нем имеются как общие, так и различные черты, которые могут формировать типологию характеров подростков-мальчиков и подростков-девочек.

Дифференциация обучения по полу может оказывать неоднозначное влияние как на половую идентичность, так и на формирование характера подростков.

Детерминированный полом синдром черт характера может по-разному влиять как на становление личности подростка, так и на эффективность его деятельности.

В подростковом возрасте впервые происходит соединение личности и характера, что приводит к центрации подростка на себе и может детерминировать его половую идентичность.

Задачи исследования:

1. Провести ретроспективный анализ подходов к изучению характера в психологической науке для обоснования актуальности и значимости исследования, определения содержания понятия «характер», его структуры, выделения целей, задач и методов исследования.

2. Обобщить подходы к изучению психологических особенностей подросткового возраста в отечественной и зарубежной психологии, описать характер современного подростка-школьника как субъекта деятельности с учётом половых различий.

3. Разработать комплексную научно обоснованную концепцию становления половых различий в характере подростков.

4. Выделить и систематизировать детерминанты половых различий в становлении характера подростков.

5. Разработать методический комплекс диагностики половых различий в характере подростков для их использования в практике.

6. Описать особенности становления половых различий в характере мальчиков и девочек, обучающихся в различных образовательных учреждениях и совместно или раздельно по половому признаку (школьники, гимназисты, кадеты, учащиеся ПТУ и колледжей).

7. Разработать и обосновать эмпирическую типологию характеров современных мальчиков и девочек подросткового возраста и описать их психологические особенности.

8. Разработать и провести формирующий эксперимент, направленный на осознание подростками своего пола и черт характера, адекватных своему полу, как ценности, оптимизацию имеющихся позитивных черт и психокоррекцию неблагоприятных черт характера, развитие мужественности у мальчиков и женственности у девочек.

9. Обосновать и предложить педагогам рекомендации по формированию черт характера подростков, адекватных их полу.

Теоретико-методологической основой исследования явились ведущие общенаучные и психологические подходы к проблеме развития личности и характера, а также психологии половых различий:

— деятельностный подход (C.JI. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, Б. Г. Ананьев, Л. И. Божович, А. В. Петровский, В.А. Зобков);

— субъектный подход (К.А. Абульханова-Славская, А. В. Брушлинский, В. А. Петровский, С. Л. Рубинштейн, В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев и т. д.);

— системный подход (Б.Г. Ананьев, Б. Ф. Ломов, Л. И. Анцыферова, Н. И. Рейнвальд, Д. И. Фельдштейн и др.);

— целостно-функциональный подход (А.И. Крупнов, С. И. Кудинов, В.П. Пря-деин);

— личностно-ориентированный подход в образовании (К. Роджерс, А. Б. Орлов, И. С. Якиманская и др.), в т. ч. в тренинговой (А.Г. Грецов, А.Г. Лидере) и индивидуальной (Г.С. Абрамова, Н. В. Жутикова, A.M. Прихожан, О.В. Хух-лаева и др.) работе с подростками, субъектный подход к групповой работе (И.В. Бачков, С.Д. Дерябо);

— концепция полового диморфизма (Б.Г.Ананьев, В.А. Геодакян);

— подходы к психологии половых (гендерных) различий и половой (гендер-ной) идентичности (Б.Е. Алексеев, Т. А. Араканцева, И. В. Грошев, Е. П. Ильин, В. Е. Каган, В. П. Симонов, Н. Ю. Флотская, Л.Б. ШнейдерС. Бем, Г. Крайг, 3. Фрейд, Д. Шэффер, Э. Эриксон), в т. ч. подростка (Д.Н. Исаев, Д.Ф. Коле-сов, А.Г. Хрипкова);

— психология развития и воспитания подростка (Л.С. Выготский, В. Г. Казанская, И. К. Каширская, И. С. Кон, B.C. Мухина, А. А. Реан, Л. А. Регуш, Д. И. Фельдштейн, В. Э. Чудновский, О.В. Лишин).

Методы и методики исследования: теоретический анализобобщение, сравнение, систематизацияметоды сбора эмпирических данных (тестирование, анкетирование, наблюдение, беседа, интервью, контент-анализ сочинений, метод репертуарных решёток, метод экспертов, эксперимент и др.) — качественный и количественный анализ полученных данных. В работе использовался комплекс методик, измеряющих качества личности, характера, темперамента как биологической основы характера (Я. Стреляу, Г. Айзенка — подростковый вариантПДО А. Е. Личко, 14-факторный опросник Р. Кеттелла — подростковый вариантопросники Дж. Роттера (экстернальность/интернальность), Л. А. Рабинович (эмоции) — методика Е. Б. Фанталовой для изучения ценностей, мотивации и внутренних конфликтов подростковопросник СПА (К. Роджерс и Р. Даймонд, модифицированный А. К. Осницким, САМОАЛ (CAT) (А. Маслоу, Э. Шостром), модифицированный нами для выявления уровня самоактуализациисоциометрия для изучения признания подростков группой, их лидерских качеств и доминированиядля изучения маскулинности/фемининности — методика С. Бем в модификации Н. В. Дворянчикова, дополнительные шкалы ПДО А. Е. Личко, а также психогеометрический тест А. А. Алексеева, Л. А. Громовойдля определения различий в эмоциональной напряженности и саморегуляции проводилось измерение пульса в экстремальных и обычных условиях).

Для исследования становления половой и профессиональной идентичности было, на наш взгляд, оптимальным и экологичным в качестве испытуемых определить не подростков, а студентов-психологов I курсас ними применялись: авторская трансовая методика листающегося назад календарябиографический методавторская анкета.

В работе использовались апробированные статистические методы обработки и анализа эмпирических данных: критерий Колмогорова-Смирнова, t-критерий Стьюдента, r-коэффициент линейной корреляции Пирсона, коэффициент процентной значимости. Применялся факторный, корреляционный и кластерный анализы, метод плеяд, метод нахождения максимального корреляционного пути (МКП) по JI.K. Выханду, анализ силы и качества корреляционных связей.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

1) впервые разработана научно обоснованная комплексная концепция половых различий в становлении характера подростка, включающая модель, структуру, функции, детерминанты становления данного психологического образования;

2) предложено авторское определение характера как психологического образования личности, которое имеет определённый набор черт, сформированных на основе объективных предпосылок, обусловленных биологическим полом (эволюционно сложившимся строением мозга, анатомо-физиологичес-кими особенностями, основными функциями полаформально-динамическими задатками) и подкрепляемых социальными влияниями (соответствующей социализацией, воспитанием на основе социальных стереотипов, семейной и школьной ситуации развития);

3) на основе комплексного исследования половых различий в характере подростка впервые выявлена структура характера подростка, его функции, особенности половой идентичности, типология, что вносит существенный вклад в представления педагогической психологии о характере подростка;

4) впервые выделены критерии разработки типологии характеров подростков, которые различаются у девочек и мальчиков: у подростков-мальчиков такими критериями выступают доминирование, социальная зрелость и выраженность ценностей, а у подростков-девочек — поведенческая активность, социальная адаптированность и выраженность ценностей;

5) показано, что дифференциация обучения по полу оказывает неодинаковое влияние на становление характера мальчиков и девочек и обусловливает половые различия в характере подростков;

6) введено новое понятие «синдром черт характера, обусловленный полом», который включает определенные черты, характеризующие поведение и деятельность подростков и их типологию;

7) впервые выявлено взаимодействие детерминант характера подростка, которое приводит к соединению личности и характера, что способствует ядерной эгоцентричной центрации подростка на себе и формированию его половой идентичности.

Теоретическая значимость исследования. Предложенное авторское определение характера, разработанная научно обоснованная комплексная концепция половых различий в становлении характера подростка, включающая модель становления характера, его функции, детерминанты, введённое понятие «синдром черт характера, обусловленный полом» развивают представления о характере в общей, возрастной и педагогической психологии. Полученные в работе данные о характере современных подростков, а также выявленные структура и типология характеров подростков-мальчиков и подростков-девочек вносят существенный вклад в педагогическую психологию, психологию обучения и воспитания. Выявленное взаимодействие детерминант, обусловливающее характер подростка и приводящее к соединению личности и характера, обогащает и уточняет понимание сущности и роли подросткового периода в развитии личности.

Практическая значимость исследования:

— материалы диссертационного исследования составили основу для разработки ряда учебных курсов и спецкурсов по возрастной и педагогической психологии, психологии личности, психологии семьи, семейного воспитания и семейного консультирования, психологии половых различий, использующихся при подготовке педагогов-психологов, социальных педагогов, социальных работников, соискателей и магистрантов факультетов психологии и педагогики и в системе повышения квалификации работников образования;

— разработанный методический комплекс диагностики половых различий в характере подростков может быть использован в практике психологической службы системы образования;

— предложенные программы учебных курсов и тренингов, направленных на развитие адекватной полоролевой идентичности и формирование соответствующих черт характера у мальчиков и девочек, могут найти применение в подростковых классах школ, гимназий, ПТУ, колледжей и других образовательных учреждений;

— на основе полученных в исследовании данных о половых различиях в становлении характера подростков созданы, апробированы и внедрены в учебный процесс учебно-методические пособия и материалы, оптимизирующие процесс формирования характера и половой идентичности учащихся различных типов образовательных учрежденийпредложенная типология характеров подростков позволит адекватно подбирать приёмы, методы воспитания подростков, повысит эффективность работы с родителями подростков, гармонизирует взаимодействие педагогов с учащимися разного пола подросткового возраста.

Этапы исследования. Исследование проводилось в период с 1998 по 2009 г.

На первом этапе (1998;2001) осуществлялось погружение в проблему половых различий в характере подростка. Проведён методологический анализ психологических подходов к пониманию и изучению характера и половых различий в становлении характера. Сформулированы рабочие гипотезы, определены главные направления и методы исследования, база проведения исследования, установлены контакты с администрацией, психологами и педагогами учреждений.

На втором этапе (2002;2004) составлялась диагностическая программа, апробировались методики, проведена основная часть эмпирического исследования характера подростка и различий в характере подростков разного пола и разных категорий. Было проведено более 20 методик, различия определялись по 102 показателям. Выстраивалась теоретическая модель становления половых различий в характере подростка.

На третьем этапе (2005;2006) продолжено психодиагностическое исследование, выявлены и описаны черты характера мальчиков и девочек подростков разных категорий, проведён статистический и сравнительный анализ полученных данных. Подготовлены публикации, отражающие основные положения исследования. Выпущена монография. Определена экспериментальная группа для проведения формирующего эксперимента, направленного на гармонизацию и развитие черт характера подростков разного пола, оптимизацию имеющихся позитивных и психокоррекцию неблагоприятных черт характера.

На четвёртом этапе (2007—2009) разработана типология характеров мальчиков и девочек подростков. Разработаны методики изучения характера подростков разного пола. Проведена валидизация методик. Реализован формирующий эксперимент и повторная диагностика. Проведена обработка полученных данных, их анализ и интерпретация. Сформулированы основные выводы исследования. Составлены рекомендации для психологов, учителей, воспитателей колледжей, кадетской школы, ПТУ. Подготовлены и выпущены три учебно-методических пособия. Заключительный этап работы связан с оформлением текста диссертации и подготовкой её к обсуждению и защите.

Положения, выносимые на защиту:

1. Научно обоснованная разработанная комплексная концепция половых различий в становлении характера подростка, которая включает модель, структуру, функции, детерминанты.

2. Авторское определение характера и новое в психологической науке понятие «синдром черт характера, обусловленный полом».

3. В становлении характера подростка существуют половые различия, которые обусловлены биогенетическими, социокультурными и психолого-педагогическими (воспитательными) детерминантами и проявляются в интеллектуально-познавательной, эмоционально-волевой и коммуникативной сферах характера подростка, а также в особенностях становления половой идентичности.

4. Типология характеров мальчиков и девочек подростков, в основу которой положены системообразующие черты в характере. Для современных мальчиков-подростков такими чертами являются доминирование, социальная зрелость и выраженность ценностейдля девочек — поведенческая активность, социальная адаптированность и выраженность ценностей.

В зависимости от их различных сочетаний выделено 16 типов характеров мальчиков-подростков: Лидер, Спортсмен, Мечтатель, «Ботаник», Альтруист, Трудяга, Настоящий другВожак, Хулиган, Террорист, Деспот, Бэби, Клоун, Тихоня, Изгой, Прагматик, а также 12 типов характера девочек-подростков: Фаворитка, Принцесса, Нерешительная, Ассоль, НадёжнаяТусовщица, «Попрыгунья-стрекоза», Фанатка, «Серая мышка», «Синий чулок», Жертва, Прилежная.

5. Дифференциация обучения по полу может оказывать неоднозначное влияние как на половую идентичность, так и на формирование характера подростков. Наиболее оптимально становление характера и половой идентичности происходит в условиях совместного обучения мальчиков и девочек. На развитие характера мальчиков раздельное обучение воздействует более неблагоприятно, чем на развитие характера девочек.

Существуют специфические особенности становления половых различий в характере учащихся отдельных типов образовательных учреждений (гимназии, кадетские корпуса, педагогические колледжи, ПТУ), что говорит о существенном влиянии социокультурных и воспитательных воздействий на процесс социализации личности.

6. Программа психолого-педагогического сопровождения становления по-лоролевой идентичности и характера современных подростков должна быть направлена, прежде всего, на создание условий для осознания ими черт своего характера с учетом половой принадлежности и для его гармонизации. В данную программу необходимо включать всех субъектов образовательного процесса: педагогов и других взрослых, работающих с подростками, психолога, самих подростков. Она включает использование средств нравственного воспитания и психологического просвещения в русле всех учебных дисциплин и внеклассных мероприятий, тренинговых процедур по формированию адекватной полоролевой идентичности и осознанию ценности своего пола. Программа призвана также осуществлять развитие смысложизненных ориентации, например, в русле таких тем, как «В чём счастье мамы?», «В чём счастье папы?».

Эмпирическая база исследования. В исследовании принимали участие 1 ООО подростков (500 мальчиков и 500 девочек), 220 учителей и других взрослых, включённых в учебно-воспитательный процесс. Основную группу составили 400 учащихся 8−9-х классов обычных средних школ г. Омска (200 мальчиков и 200 девочек). Вторую группу составили учащиеся 8−9-х классов школ-гимназий (100 мальчиков и 100 девочек). Для изучения особенностей характера подростка в полооднородной группе исследованы 100 кадетов (все мальчики), а также 100 учащихся педагогических колледжей (все девочки). С целью исследования особенностей подростков из социально неблагоприятной среды, была составлена выборка из учащихся ПТУ (100 мальчиков и 100 девочек). В исследовании участвовали также 20 учителей и преподавателей данных учебных заведений, в массовом опросе — более 200 учителей и, кроме того, -70 студентов I курса факультета психологии и педагогики (для ретроспективного изучения их полоролевой идентичности и становления характера). Для валидизации разработанного опросника МИХ летом 2008 г. опрошены подростки старших отрядов летних оздоровительных загородных лагерей. В общей сложности, эмпирическая часть исследования основана на психодиагностических данных более 1 300 человек.

Объективность и достоверность основных положений, результатов и выводов исследования обеспечены теоретической обоснованностью и непротиворечивостью методологических подходов, согласованностью результатов с теоретическими положениями и с общепринятыми представлениями других исследователей, применением комплекса взаимодополняющих методик, адекватных целям, задачам и логике исследования, большим количеством испытуемых и длительностью исследованиясочетанием количественного и качественного анализа экспериментального материалаэкспериментальной проверкой гипотез и практических рекомендацийобширной реализацией результатов исследования в системе образования. В работе использовались апробированные статистические методы обработки и анализа эмпирических данных: критерий Колмогорова-Смирнова, t-критерий Стьюдента, r-коэффициент линейной корреляции Пирсона, коэффициент процентной значимости. Применялся факторный и кластерный анализ, метод плеяд, метод нахождения максимального корреляционного пути (МКП) по JI.K. Выханду, анализ силы и качества корреляционных связей. Надёжность разработанного опросника МИХ подтверждена ретестовыми испытаниями, корреляционным анализом и проверкой на внутреннюю согласованность с использованием коэффициента альфа Кронбаха.

Достоверность математических расчётов проверялась с помощью компьютерной программы SPSS, версия 13.0.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения диссертации получили отражение.

— в опубликованных работах, в т. ч. монографиях, научных статьях, учебных и учебно-методических пособиях;

— в процессе экспериментально-педагогической и коррекционно-развива-ющей работы автора с подростками в школах г. Омска, а также северных городов: Мегиона, Советского, Тары, Калачинскарабочих посёлках: Нововаршав-ка, Москаленкив загородном оздоровительном лагере им. А. И. Покрышкина в селе Чернолучье;

— в системе повышения квалификации, на курсах для психологов и педагогов образовательных учреждений, социальных педагогов, социальных работников при ИПКиППКРО, в ИРООО;

— в учебном процессе в преподавательской деятельности в вузах: при чтении лекций и на практических занятиях по курсам «Общая психология», «Возрастная психология», «Педагогическая психология», «Психология личности», «Психология семьи и семейного воспитания», «Психология семьи и семейного консультирования», спецкурсов «Акцентуации характера у подростков», «Средства психического саморазвития» для студентов факультета психологии и педагогики ОмГПУ (выпуска 2000;2009 гг.), Омском гуманитарном институте, Омском филиале СФГА, в северных городах — Мегион, Советский, Тарав авторских лекциях, семинарах и тренингах на ежегодных декадниках ОППЛ по практической психологии и психологическому консультированию в гг. Омске, Новосибирске, Екатеринбурге;

— в консультационной, профконсультационной и психокоррекционной работе автора с детьми и взрослыми, выступлениях перед родителями, учителями, психологами, руководителями образовательных учреждений на августовских совещаниях, а также в русле мероприятий ОППЛв выступлениях и докладах на заседаниях кафедры практической психологии и методологическом семинаре факультета психологии и педагогики ОмГПУ (2004;2008), на кафедре социальной психологии МГОУ (2005;2009), на международных научно-практических конференциях последних 10 лет в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Омске, Тюмени, Ярославле, Пензе, Пятигорске, Казани, Кисловодске, Астрахани, Перми, Тольятти, Бийске и других городах, а также на V Всемирном конгрессе в Китае (Пекин, 2008) — таким образом, результаты диссертационного исследования имеют обширную географию внедрения в научно-практическую среду, в сферу повышения квалификации и различные образовательные учреждения.

Объём и структура диссертации. Работа состоит из введения, пяти глав, выводов, заключения, библиографического списка (400 наименований, из них 48 — на иностранных языках) и приложений. Объём диссертации — 494 страницы. Работа иллюстрирована 78 таблицами и 18 рисунками.

выводы.

1. Теоретический анализ содержания понятия «характер» показал, что в психологической науке имеются различные подходы к пониманию характера и его типологий. Выявлено, что отсутствует чёткость в определении самого содержания понятия «характер», не разработана научная типология характеров подростков с учётом половых различий. Теоретический анализ позволил нам сформулировать авторское понимание характера и выделить понятие «синдром черт характера, обусловленный полом».

2. Анализ подходов к изучению психологических особенностей подростка в отечественной и зарубежной психологии позволил рассмотреть характер современного подростка как субъекта деятельности и общения с учётом современной социальной ситуации и половых различий.

3. Сравнительный анализ концепций, теорий половых различий и их критическое осмысление показали, что существуют две группы подходов — биогенетический и социокультурный. Уточнение понятийного аппарата психологии половых различий позволило выделить её отличие от тендерной психологии, заключающееся, главным образом, в принципиально различных методологических подходах к исследованиям. Разведены понятия «пол» и «гендер» и дано их содержание.

4. Выделены детерминанты (биогенетические, социокультурные, психолого-педагогические (воспитательные)), которые обусловливают становление характера подростка и могут характеризоваться как целостным одновременным, так и неравномерным, противоречивым, доминантным взаимодействием. Черты характера, обусловленные данными детерминантами, имеют различия проявлений у мальчиков и девочек в интеллектуально-познавательной, эмоционально-волевой и коммуникативной сферах характера подростка, а также в половой идентичности.

5. Разработанная концепция становления характера подростков разного пола позволила обосновать и экспериментально проверить теоретическую модель характера, которая состоит из его структуры и функций, проявлений половых различий, становления половой идентичности и типологии характеров подростков.

6. В исследовании предложен диагностический комплекс, включающий общеизвестные методики изучения характера и авторские, такие, как Методика изучения характера (МИХ) подростков-мальчиков и подростков-девочек, трансовая методика листающегося назад календаря и др. Предложенный комплекс поможет более точно и качественно проводить диагностику характера подростков.

7. Выявлены общие и различные черты в характере современных подростков разного пола, обучающихся в различных образовательных учреждениях, а также совместно или раздельно по половому признаку. В целом, более неблагоприятное воздействие раздельное обучение оказывает на характер мальчика, чем девочкидевочки более адаптивны.

8. Выделена типология характеров подростков-мальчиков и подростков-девочек. Показано, что в структуре характера современных мальчиков-подростков типичными, системообразующими качествами являются доминирование, социальная зрелость, выраженность ценностейу подростков-девочекповеденческая активность, социальная адаптированность, выраженность ценностей. Данные особенности положены в основу разработки типологии для изучения характеров мальчиков и девочек подростков.

Описано 16 типов характера мальчиков-подростков: Лидер, Спортсмен, Мечтатель, «Ботаник», Альтруист, Трудяга, Настоящий другВожак, Хулиган, Террорист, Деспот, Бэби, Клоун, Тихоня, Изгой, Прагматик, а также 12 типов характера девочек-подростков: Фаворитка, Принцесса, Нерешительная, Ассоль, НадёжнаяТусовщица, «Попрыгунья-стрекоза», Фанатка, «Серая мышка», «Синий чулок», Жертва, Прилежная.

9. Формирующий эксперимент с использованием специально разработанной программы гармонизации характера у подростков разного пола способствовал развитию позитивных черт характера, психокоррекции неблагоприятных черт и развитию мужественности у мальчиков и женственности у девочек.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Поставим точку и обобщим проделанную работу. Она оказалась интересной и принесла много эмоций и открытий как исследователю, так и замечательным мальчикам и девочкам подросткам, принимавшим участие в исследовании.

Мы рассмотрели важнейшие проблемы половых различий в становлении характера подростка. Проведен теоретический анализ зарубежной и отечественной литературы по проблеме характера и половых различий в характере подростка. Характеристика подросткового возраста представлена в свете различных концепций психологов прошлого и современных авторов, как отечественных, так и зарубежных. Рассмотрение изученной литературы позволяет говорить о том, что проблема половых различий очень сложна, многогранна и в ней много неизученного, особенно в вопросах соотношения биологического и социального в становлении половой идентичности и характера. Имеющиеся экспериментальные факты противоречивы и во многом определяются психологическими ориентациями зарубежных ученых. Результаты некоторых исследований не совпадают с фактами, установленными в работах отечественных психологов, что можно частично объяснить особыми условиями исторического развития социальных ролей в современной России.

В работе представлена теоретическая модель и авторская концепция половых различий в становлении характера подростка.

Подростки разного пола исследовались в основном в учебной деятельности, которая, хоть некоторые данный постулат считают устаревшим, является основой для развития субъектности школьника-подростка.

Разработана типология характеров школьников-подростков с учетом их половых различий, которая востребована в современной школе.

В настоящее время обсуждается вопрос раздельного обучения и воспитания по половому признаку, в частности, в связи тем, что девочки развиваются быстрее мальчиков, и это способствует формированию состояния дискомфорта у мальчиков и их неуверенности.

С нашей точки зрения, разделение мальчиков и девочек обоснованно лишь на некоторых уроках по половому воспитанию детей и подростков. Совместное обучение способствует развитию мужественности у мальчиков и женственности у девочек. Мы считаем, что необходима комплексная программа психолого-педагогического сопровождения становления полоролевой идентичности и характера современных подростков. Она должна быть направлена, прежде всего, на создание условий для осознания ими черт своего характера с учетом половой принадлежности и его гармонизации. Участниками данного процесса должны стать все субъекты образовательного процесса: педагоги и другие взрослые, работающие с подростками, психологи и сами подростки. Психолого-педагогическое сопровождение включает использование средств нравственного воспитания и психологического просвещения в русле всех учебных дисциплин и внеклассных мероприятий, тренинговых процедур по формированию адекватной полоролевой идентичности и осознанию ценности своего пола. Программа призвана также осуществлять развитие смысложизненных ориентаций, например, в русле таких тем, как «В чём счастье мамы?», «В чём счастье папы?».

Обоснованы и предложены основные направления работы педагога по формированию черт характера учащихся, адекватных их полу. Это работа профилактического и просвещенческого плана с подростками и родителями подростков, в частности, родительские конференции «В семье растёт сын», «В семье растёт дочь».

Разработаны психолого-педагогические рекомендации для педагогов и родителей подростков, а также образовательные программы и тренинги для самих подростков, которые помогут мальчикам стать настоящими Мужчинами, а девочкам — прекрасными Женщинами.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре. М., 2000.
  2. В.В. Подростковая субкультура как пространство самореализации //Мир психологии. 2008. № 1. С. 175−189.
  3. В.В. Половая дифференциация и сексуализация детства: горький вкус запретного плода // Вопросы психологии. 2003. № 5. С. 103−120.
  4. АбрамоваГ.С. Возрастная психология. М., 1999.
  5. Абулъханова-Славская К. А. Личностные механизмы регуляции деятельности // Проблемы психологии личности. М., 1982.
  6. B.C. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. М., 1990.
  7. В. С. Психологические и социальные функции полоролевых стереотипов // Вопр. психологии. 1987. № 2. С. 152−158.
  8. А. Практика и теория индивидуальной психологии. М., 1995.
  9. М.К., Козлова В. Т. Психофизиологические особенности индивидуальности школьников: Учет и коррекция. М., 2002.
  10. А.А., Громова Л. А. Поймите меня правильно, или Книга о том, как найти свой стиль мышления, эффективно использовать интеллектуальные ресурсы и обрести взаимопонимание с людьми. СПб., 1993.
  11. .Е. Полоролевое поведение и его акцентуации. СПб., 2006.
  12. Ю., Волович А. Проблема усвоения ролей мужчины и женщины // Вопр. психологии. 1991. № 4. С. 74−82.
  13. .Г. О проблемах современного человекознания. М., 1977.
  14. Ананьев Б Г. Проблемы формирования характера // Избр. психол. тр.: В 2 т. М., 1980. Т. 2.
  15. . Г. Человек как предмет познания. Л., 1969.
  16. Г. М. Социальная психология. М., 1999.
  17. Антология философской мысли: В 4 т. М., 1964. Т. 1.
  18. Аракат^ева Т. А. Психологические особенности подростков с разным типом полоролевой ориентации: автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1999.
  19. Т.А. Тендерные аспекты родительско-детских отношений. М. 2006.
  20. М., Земное М. Легко ли быть родителями? М., 1991.
  21. А.Г. Психология личности. М., 1990.
  22. А.Г. Психология личности. Принципы психологического анализа. М., 2001.
  23. В.П. Воспитание юных и психология пола // Шахматы. 1980. № 4. С. 14−15.
  24. Баден-Поуэл. Как воспитать из юноши настоящего мужчину. СПб., 2004.
  25. А.В. Темперамент и характер. М., 2001.
  26. М.Я. Общие основы педологии. М.- Л., 1931.
  27. М.С. Мальчик или девочка? М., 1987.
  28. А.И. Биологические и социальные факторы, формирующие половую идентификацию (по данным изучения лиц, перенесших смену пола) // Соотношение биологического и социального в человеке / под ред. В.М. Банщико-ва и Б. Ф. Ломова. М., 1975. С. 197−205.
  29. А. С. Ситуация успеха. Как ее создать. М., 1991.
  30. В.В. Возрастные и половые различия приспособительной значимости некоторых свойств темперамента // Вопр. психологии 1978. № 2. С. 60−69.
  31. В.В. Психологические симптомокомплексы и инварианты темперамента: автореф. дис.. д-ра психол. наук. М., 1982.
  32. В.В. Темперамент и деятельность. Пятигорск, 1990.
  33. С.А. Основы превентивной психологии. М., 1994.
  34. Н.А. Метафизика пола и любви // Русский эрос, или Философия любви в России. М., 1991.
  35. Ш. Тендерная психология. СПб., 2001.
  36. B.JI. Эволюция парной функции мозговых полушарий. Л., 1967.
  37. Е.А. Характер и личность в структуре индивидуальности: выбор между согласием и разладом // Психология в вузе. 2006. № 4. С. 3−15.
  38. Н.В., Ипатов Б. В., Моисеенко С. А. Изучение некоторых личностных свойств школьников разного возраста // Психофизиологические особенности изучения личности спортсмена. Л., 1976. С. 168—174.
  39. СД. Психогенетическое исследование пластичности как черты темперамента//Психол. журнал. 1992. Т. 13. № 5. С. 64−71.
  40. П.П. Задачи и методы новой народной школы // Избр. пед. соч. М., 1979. С. 38−85.
  41. Н.Н. Типология индивидуальности. М., 2004.
  42. Е.Д. К проблеме структуры, динамики и условий развития позиции субъекта учения // Психолого-педагогическая наука в практике современного образования: сб. науч. статей: В 2 ч. Ч. I / под ред. М. Г. Ковтунович и С. Б. Малых. М., 2004. С. 144−152.
  43. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.
  44. Л.И. Проблемы формирования личности: Избр. психол. труды. М., Воронеж, 1995.
  45. В.В. Трудные характеры подростков: развитие, выявление, помощь. СПб., 2002.
  46. Большой психологический словарь. М., 2003.
  47. . С. Психологические аспекты нравственного развития личности. М., 1977.
  48. Г. М., Хасан Б. И. Половые различия и современное школьное образование // Вопр. психологии 1990. № 3. С. 64—69.
  49. СЛ. Возрастная психология в вопросах и ответах: учеб. пособие. М., 2006.
  50. У. Два мира детства. Дети в США и СССР. М., 1983.
  51. А.В. Проблемы психологии субъекта. М., 1994.
  52. МЛ. Тайны пола. Мужчина и женщина в зеркале эволюции. Фрязино, 2004.
  53. А.О., Андреев А. С. Структурно-динамическая иерархия пола человека. Ростов н/Д, 1993.
  54. А.В., Шулъга Т. И. Становление волевой регуляции в онтогенезе. М., 1999.
  55. Ш. Очерк духовного развития ребенка. М., 1936.
  56. Ш. Что такое пубертатный период // Психология подростка / сост. Ю. И. Фролов. М., 1996. С. 13−14.
  57. А., Цёфелъ П. SPSS: искусство обработки информации. Анализ статистических данных и восстановление скрытых закономерностей: пер. с нем. СПб., 2002.
  58. Г. С. Общая сексопаталогия. М., 1990.
  59. И.В., Дерябо С Д. Окна в мир тренинга. Методологические подходы субъектного подхода к групповой работе.: учеб. пособие. СПб., 2004.
  60. О. Пол и характер: сб. / пер. с нем. Минск., 1997.
  61. А.В., Пантилеев С. Р. Проявление личностных особенностей в самоописаниях мужчины и женщины // Вопр. психологии 2001. № 3. С. 94−100.
  62. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков / Г. В. Бурменская, Е. И. Захарова, О. А. Карабанова и др. М., 2002.
  63. .С. Психология ранней юности: учеб. пособие. М., 2001.
  64. П.В. Разнообразие человеческих миров. М., 2000.
  65. JI.C. Детская психология // Собр. соч.: В 6 т. Т. 4. Ч. 2. М., 1984.
  66. Л. С. Динамика и структура личности подростков // Хрестоматия по возрастной и педагог, психологии. М., 1982.
  67. Л. С. Основы педологии. М., 1934.
  68. Л. С. Педагогическая психология. М., 1996.
  69. Л.К. Об исследовании многопризнаковых биологических систем // Применение математических методов в биологии. Т. III. JL, 1964. С. 19—22.
  70. П.Б. Избр. труды. М., 1964.
  71. В.И. Практическая психотерапия, или как вернуть ребёнку и подростку уверенность в себе, истинное достоинство и здоровье. СПб., 1994.
  72. М. Мальчики и девочки учатся по-разному / пер. с англ. М., 2004.
  73. В. А. Мужчина и женщина. Эволюционно-биологическое предназначение // Женщина в аспекте физической антропологии / отв. ред. Г. А. Аксянова. М., 1994. С. 67−83.
  74. В.А. Экология, эволюция, пол, левшество // Экологическая психология: тез. 1-й Рос. конф. М., 1996.
  75. В.А. Дальнейшее развитие генетико-экологической теории дифференциации полов // Математические методы в биологии: тр. 2-й Респуб. конф. Киев, 1983 .
  76. В.А. Дифференциальная смертность и норма реакции мужского и женского пола. Онтогенетическая и филогенетическая пластичность // Общ. биология. 1974. Т. XXXV. № 3. С. 376−385.
  77. В.А. Об обратной связи, регулирующей соотношение полов // Проблемы кибернетики. М., 1965. № 13. С. 187−194.
  78. В.А. Половой диморфизм и эволюция длительности онтогенеза и его стадий // Докл. АН СССР. 1982. Т. 263. № 1. С. 1475−1480.
  79. В.А. Теория дифференциации полов в проблемах человека // Человек в системе наук. М., 1989. С. 171−189.
  80. С. Женский мозг и мужской мозг // Профессиональная психотерапевтическая газета. 2002. № 2.(3) июль. С. 1−4.
  81. М.В. Выбор вуза с платной формой обучения // Психология XXI века. СПб., 2000.
  82. ГоловановаН.Ф. Социализация и воспитание ребёнка. СПб., 2004.
  83. А.Г. Практическая психология для девочек. СПб., 2008.
  84. А.Г. Практическая психология для мальчиков. СПб., 2007.
  85. А.Г. Практическая психология для подростков и родителей. СПб., 2007.
  86. А.Г. Психологические тренинги с подростками. СПб., 2008.
  87. В.М. Народные игры и традиции в России. М., 1994.
  88. П., Стаут У., Тейлор Д. Биология: В 3 т. М., 1990. Т. 1. Грошев И. В. Психология половых различий. Тамбов, 2001. Давыдов В. В. Генезис и развитие личности в детском возрасте // Вопр. психологии. 1992. № 1−2. С. 22−32.
  89. В.В. Проблемы развивающего обучения. М., 1986. Дарвиш О. Б. Возрастная психология. М., 2003.
  90. О.В. Эмоциональная регуляция деятельности в экстремальных условиях: автореф. дис.. д-ра психол. наук. М., 1985.
  91. О.В., Филатова А. Ф. Характер подростка: Психодиагностика. Формирование. Коррекция. Омск, 1998.
  92. Дети России: насилие и защита. М., 1997.
  93. Дегам-преступники. Энциклопедия преступлений и катастроф. Минск, 1996.
  94. Детский поэтический фольклор. Антология. СПб., 1997. Достовалов С. Г., Мальцева JT.B. Воспитание мальчика: советы психолога. М., 2008.
  95. Т.В. Подросток. М., 1976.
  96. Т.В. Проблема конфликта в подростковом возрасте // Вопр. психологии. 1972. № 2.
  97. М.И. Психологическая энциклопедия. Словарь. М., 2007. Еремеева В. Д., Хризман Т. П. Мальчики и девочки — два разных мира. СПб., 2003.
  98. А. Ф. К вопросу о психопатиях и одарённости // Психотерапия. 2006. № 5. С. 33−47.
  99. Е.С., Крушелъницкий E.JT. Для тебя и о тебе. М., 1991.
  100. А.Н. История психологии. М., 1990.
  101. Д. А. Биология поведения: гуморальные механизмы. СПб., 2007.
  102. Н.В. Тендерные особенности социализации. Томск, 2002.
  103. P.M. Поражение. М., 1993.
  104. А.И. Неврозы у детей и психотерапия. СПб., 1998.
  105. В.В. Половые, тендерные и личностные различия в понимании моральной дилеммы // Психологический журнал. 2004. Т. 25. № 1. С. 41−51.
  106. ДД. Гуманно-личностная педагогика, ее классические истоки и современный «момент истины» // Развитие личности. 2002. № 4. С. 6—22.
  107. Н.Я., Личко А. Е. Патохарактерологический диагностический опросник для подростков и опыт его использования. Л., 1976.
  108. Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. СПб., 2002.
  109. И.А. Антология гуманной педагогики. М., 2003.
  110. Н.А. Растить дочь. Как? СПб., 2007.
  111. Д.Н., Каган В. Е. Половое воспитание детей. Л., 1988.
  112. Д.Н., Каган В. Е. Половое воспитание и психогигиена пола у детей. Л., 1980.
  113. Д.Н., Каган В. Е. Психогигиена пола у детей. Л., 1986.
  114. В.Е. Воспитателю о сексологии. М., 1991.
  115. В.Е. Когнитивные и эмоциональные аспекты тендерных установок у детей 3−7 лет // Вопр. психологии. 2000. № 2. С. 65−69.
  116. В.Е. Нарушения полового развития. М, 1989.
  117. Казанская В Г. Подросток. Трудности взросления: книга для психологов, педагогов, родителей. СПб., 2006.
  118. В.П. Современные аспекты адаптации. М., 1980.
  119. И. Антропология / пер. Н. М. Соколова. СПб., 1900.
  120. П. Ф. Что может сделать школа для развития характера учащихся? // Избр. пед. соч. / под ред. A.M. Арсеньева. М., 1982. С. 75−90.
  121. О. А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования. М., 2004.
  122. Ф.Д. Тренинг мужественности: Друг товарищу брат. М., 2005.
  123. И.К. Социально-психологический анализ основных источников информации и процесс тендерной социализации // Вопр. психологии. 2003. № 6. С. 56−63.
  124. В.П. Педагогическая коррекция: исправление недостатков у детей и подростков. 2-е изд. М., 1994.
  125. Кле М. Психология подростка: Психосексуальное развитие. М., 1991.
  126. Ю.А. Девиантное поведение в вопросах и ответах: учеб. пособие для вузов. М., 2006.
  127. КлецинаИ.С. Тендерная социализация: учеб. пособие. СПб., 1998.
  128. В.В. Возрастные особенности отражения в сознании структуры собственной агрессивности и агрессивного поведения: автореф. дис.. канд. психол. наук. СПб, 1996.
  129. Д.В. Биология и психология пола. М., 2000.
  130. КолесовДВ. Современный подросток. Взросление и пол. М., 2003.
  131. Д.В., Мягков И. Ф. Учителю о психологии и физиологии подростка. М., 1986.
  132. Д.В., Селъверова Н. Б. Физиолого-педагогические аспекты полового созревания. М., 1978.
  133. А.К. Психология и технологии воспитания. СПб., 2006.
  134. Я.Л., Мелтсас М. Х. Ролевая дифференциация пола у дошкольников//Вопр. психологии. 1985. № 3. С. 165−171.
  135. И.М. Психология. Иллюстрированный словарь. СПб., 2003.
  136. В. Т. Девиантное поведение у подростков: социально-психологические и психиатрические аспекты. Минск, 1988.
  137. Кон КС. Ребенок и общество. М., 1988.
  138. Кон КС. Ребенок и общество: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М., 2003.
  139. Кон КС. Психология половых различий // Вопр. психологии. 1981. № 2. С. 47−57.
  140. Кон КС. Введение в сексологию. М., 1990.
  141. Кон КС. Дружба. 4-е изд., доп. СПб., 2005.
  142. Кон КС. На стыке наук//Вопр. философии. 1981. № 10.С. 47−57.
  143. Кон КС. Открытие «Я». М., 1978.
  144. Кон КС. Психология ранней юности. М., 1989.
  145. Кон КС. Социологические исследования. 1982. № 2.
  146. М.В. Дисморфомания в подростковом и юношеском возрасте. М., 1984.
  147. В.В. Психические отклонения у подростков-правонарушителей. М., 1992.
  148. Г. Психология развития / пер. с англ. СПб., 2000.
  149. КрайгГ., Бокум Д. Психология развития. СПб., 2004.
  150. Э. Строение тела и характер // Психология индивидуальных различий / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. М., 1982. С. 219−247.
  151. О.Е. Амплуа и роли // Семья и школа. 1998. № 1. С. 9−11.
  152. Кудинов С. К Полоролевые аспекты любознательности подростков // Психолог, журнал. 1998. Т. 19. № 1. С. 29−34.
  153. Н.Е. Социально-психологические аспекты креативности подростков // Психология: итоги и перспективы. СПб., 1996. С. 96−101.
  154. К.Ю., Колюцтсий В. Н. Психология развития: Полный жизненный цикл развития человека. М., 2001.
  155. А.Ф. Программа исследования личности. Пг., 1915.
  156. А.Ф. Опыт классификации детских характеров. Характеристики / Избранные труды по психологии. М., 1997.
  157. Е. Характер и роли. М.: Бослен, 2007.
  158. Н.Д. Отчего возникают недостатки в характере школьника и как их исправлять. М., 1961.
  159. Н.Д. Психология характера. М., 1969.
  160. . Возрастные различия восприятия преподавателей старшеклассниками // Новые исследования в психологии. 1978. № 2. С. 100−104.
  161. К. Акцентуированные личности / пер. с нем. Киев, 1981.
  162. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.
  163. А.Н. Развитие психики в онтогенезе // Избр. психолог, произведения: В 2 т. Т. 1.М., 1983.
  164. Д. А. Очерк психологии личности. М., 1993.
  165. П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение. М., 1991.
  166. А.Г. Психологический тренинг с подростками. М., 2001.
  167. А.В. Дифференциальная психология: На пересечении европейских, российских и американских традиций. М., 2004.
  168. А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Л., 1983.
  169. О.В. Педагогическая психология воспитания. М., 1997.
  170. Л.А. Об ошибках в применении математики в биологии // Журнал общей биологии. Т. 3. № 6. 1969. С. 45−52.
  171. Д. Социальная психология / Пер. с англ. СПб., 1997.
  172. А. С. Проблемы школьного советского воспитания. Собр. соч. В 7 т. Т. 1.М., 1957.
  173. А. Психология бытия. М., 1997.
  174. B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М., 1986.
  175. B.C. Структура личности. Характер, способности, самосознание. Пермь, 1990.
  176. Mud М. Культура и мир детства. М., 1988.
  177. Л.М. Индивидуальный подход и схематическая типизация учащихся // Вопр. психологии. 1991. № 5. С. 119−137.
  178. Мифы народов мира / науч. ред. С. А. Токарев. В 2 т. М., 1987. Т. 1.
  179. О. «Компьютерные» и «трудные» дети — кто труднее?! Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.gcon.pstu.ru.
  180. МуздыбаевК. Психология ответственности. Л., 1983.
  181. К. Эгоизм личности // Психол. журнал. 2000. № 2. С. 27−39.
  182. B.C., Денисов А. А. Влияние знаковых систем на половую идентификацию подростков: тендерные различия // Развитие личности. 2002. № 1. С. 119−137.
  183. B.C. Возрастная психология: Феноменология развития, детство, отрочество. М., 2000.
  184. B.C. Психология детства и отрочества. М., 1998.
  185. B.C., Ермоленко Г. В., Сидоришин Ф. А. Программе «Будущие лидеры России» 6 лет // Развитие личности, 1997. № 1. С.4−14.
  186. В.Н. Психология отношений. М., 1960.
  187. Нартова-Бочавер С. К. Дифференциальная психология. М., 2003.
  188. АД. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных. СПб., 2004.
  189. ВД. Психофизиологические исследования индивидуальных различий. М., 1976.
  190. А.И. Переживание подростками «чувства взрослости» // Психологическая наука и образование, 2006. № 2. С.39−53.
  191. А.П. Типологии // Философский энциклопедический словарь. М., 1983.
  192. Н.Н. Психология взрослого человека. СПб., 1997.
  193. Л.Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы. М., 1995.
  194. А.А. Соционика путь к личности. Для тех, кто работает с подростками. Новосибирск, 1992.
  195. Л.Я., Шулъга Т. И., Дементьева И. Ф. Социально-психологическая поддержка детей группы риска. М., 2002.
  196. Г. Личность: проблема науки или искусства? // Психология личности. М., 1982. С. 106−107.
  197. А.Б. Психология личности и сущности человека. М., 2002.
  198. ЮМ. Половое развитие и воспитание. М., 1993.
  199. А.Е. Эмоции и воспитание. М., 1983.
  200. Основы психологии семьи и семейного консультирования: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / под общ. ред. Н. Н. Посысоева. М., 2004.
  201. М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. СПб., 2000.
  202. Н.Г. Современные учителя о воспитании, или Прошлое в настоящем // Педагогика. 1995. № 3. С. 60−65.
  203. И.П. Общие типы высшей нервной деятельности животных и человека // Полн. собр. соч. Т. 3. Кн. 2. М.- Л., 1951. С. 21−24.
  204. . Избр. психологические труды. М., 1969.
  205. Пиз А., Пиз Б. Язык взаимоотношений: мужчина и женщина. М., 2000.
  206. В.Ф. Законы преступного мира молодежи (криминальная субкультура). Тверь, 1994.
  207. Платон. Пир // Собр. соч.: В 4 т. Т. 2. М., 1993. С. 81−134.
  208. И.В., Моросанова В. И. Развитие личностной саморе1уля-ции. М., 2004.
  209. А.И., Идобаева О. А., Идобаев JI.A. Подросток в современном мире: Заметки психолога. СПб., 2007.
  210. Подросток на перекрестке эпох / под ред. С. В. Кривцовой. М., 1997.
  211. Ф. Психология характера. СПб., 1896.
  212. Положение детей в России: (Социальный портрет). 1992 год. М., 1993.
  213. JI.B. Тендерные аспекты самореализации личности. М., 1996.
  214. Г. Воспитывать девочку. как? М., 2006.
  215. А.С., Сиялов А. А. Эй ты, параноик!!! (О психотипах личности, о диагностике акцентуаций характера детей и педагогической помощи им). М., 1994.
  216. B.C., Пряжникова Е. Ю. Психология труда и человеческого достоинства. М., 2001.
  217. Психологический словарь / под ред. В. В. Давыдова, А. В. Запорожца, Б. Ф. Ломова и др. М., 1983.
  218. Психология индивидуальных различий / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В .Я. Романова. М., 1982.
  219. Психология подростка: хрестоматия / сост. Ю. И. Фролов. М., 1997. Психология самосознания: хрестоматия / ред.-сост. Д. Я. Райгородский. Самара, 2000.
  220. Психология современного подростка / под ред. JI.A. Регуш. СПб., 2005. Психология современного подростка / под ред. Д. И. Фельдштейна. М., 1987.
  221. Психология человека. От рождения до смерти. СПб., 2001. Развитие психики школьников в процессе учебной деятельности / под ред. В. В. Давыдова. М., 1983.
  222. Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб., 2000. РемишидтХ. Подростковый и юношеский возраст. М., 1994.
  223. Т.А. Анализ теорий половой социализации в современной западной психологии //Вопр. психологии 1987. № 2. С. 158—165.
  224. Т.А. Проблема полоролевой социализации детей. М., 2004.
  225. Робер М.-А., Тилъман Ф. Психология индивида и группы / пер. с фр. М., 1988.
  226. И.В. Особенности половой идентичности подростков // Вопр. психологии. 1997. № 4. С. 3917.
  227. B.C., Бондаренко С. М. Мозг. Обучение. Здоровье: Книга для учителя. М., 1989.
  228. C.JI. Проблемы общей психологии: В 2 т. М., 1989. Русалов В. М. Пол и темперамент // Психол. журнал. 1993. Т. 14. № 6. С. 55−64.
  229. В.М. Теоретические проблемы построения специальной теории индивидуальности // Психол. журн. 1986. Т. 7. № 4. С. 23−35.486
  230. В.М., Манолова О. Н. Взаимосвязь характера и темперамента в структуре индивидуальности // Психол. журнал. 2005. Т. 26. № 3. С. 65−73.
  231. Е. Е. Психология развития человека. М., 2001.
  232. В. Как строить себя и свою семью. М., 1992.
  233. Г. Стресс без дистресса. М., 1982.
  234. JI.M. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. М., 1998.
  235. Е.В. Методы математической обработки в психологии. СПб., 1996.
  236. В.П. Диагностика личности и деятельности преподавателя и обучаемых: учеб. пособие. 2-е изд., испр. и доп. М., 2005.
  237. В.П. Учет тендерных различий в образовательном процессе // Педагогика. 2005. № 4. С. 40−44.
  238. А.Л. Обучение детей с учетом психофизиологии. М., 2000.
  239. Ю.А. О связи увлечений с особенностями характера в подростковом возрасте // Патохарактерологические исследования у подростков. Л., 1980.
  240. Е.Л. Личностные предпосылки активного включения подростка в общественно-организационную деятельность: дис.. канд. психол. наук. М., 1992.
  241. В.И. Категория возраста в психологии и педагогике развития // Вопр. психологии 1991. № 2. С. 37−49.
  242. В.И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии. М., 2000.
  243. Словарь античности. М., 1989.
  244. Словарь иностранных слов. М., 1987.
  245. Словарь психолога-практика. М., 2001.
  246. В.Г. Психология трудных подростков. М., 1996.
  247. В.В. Самосознание личности. М., 1983.
  248. Л.Д. Основы психологии. Ростов н/Д., 1996.
  249. Л.И. Воспитание школьников в процессе полоролевой социализации. Волгоград, 1997.
  250. Я. Роль темперамента в психическом развитии. М., 1982.
  251. Л.В. Половое воспитание девочек младшего школьного возраста. М., 2005.
  252. . И.В. Психология характера. Саратов, 1970.
  253. МП. Система образования и молодежная преступность // Педагогика. 1998. № 6. С. 3−10.
  254. Г. Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста: В 2 т. М., 1959. Т. 2.
  255. И.В. Индивидуально-дифференцированный подход к организации самостоятельной деятельности девочек и мальчиков 5—6 лет в детском саду: автореф. дис. канд. психол. наук. СПб., 1999.
  256. Теория и история феминизма: учеб. пособие. Харьков, 1996.
  257. .М. Типологические свойства нервной системы и их значение для психологии // Психология индивидуальных различий. М., 1982.
  258. Типологические особенности высшей нервной деятельности человека. М., 1963.
  259. Л.В. Учебная деятельность как основа развития субъектности школьника // Психолого-педагогическая наука в практике современного образования: сб. науч. ст.: В 2 ч. Ч. I. М., 2004. С. 175−181.
  260. А.Н. Не ждите благодарности от детей // Общая газета. 1994. 21−27 января. № 3/28.
  261. Э.П. Темперамент и характер: два подхода к познанию личности // Вестник МГОУ. Сер. Педагогика и психология. 2006. № 1. Т .2. С. 17−19.
  262. К., Зиммерман Д. Создание тендера (doing gender) // Тендерные тетради. СПб., 1997. Вып. 1. С. 94−124.
  263. Учителям и родителям о психологии подростка. М., 1990.
  264. Е.Б. Об одном методическом подходе к исследованию мотивации и внутренних конфликтов // Психол. журнал. 1992. Т. 13. № 1. С. 107−117.
  265. Е.В. Психологическое сопровождение подростков: система работы, диагностика, тренинги. СПб., 2008.
  266. Д. К Психологические особенности развития личности в подростковом возрасте // Вопр. психологии 1988. № 6. С. 31−41.
  267. Д.И. Особенности ведущей деятельности детей подросткового возраста//Хрестоматия по возрастной психологии. М., 1996. С. 163−168.
  268. Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии. М., 1995.
  269. Д.И. Психология взросления: структурно-содержательные характеристики процесса развития личности: Избр. труды. М., 2004.
  270. А. Ф. Половые различия в характере подростка. Омск, 2006.
  271. А.Ф. Характер подростка как субъекта учебной деятельности и делового общения: дис. канд. психол. наук. М., 1997.
  272. Е.Б., Бианки B.JI. Эндека Т. А. Половой диморфизм и межпо-лушарная асимметрия // Нейробиология церебральной латеризации. Л., 1989. С. 143−172.
  273. А. Введение в технику детского психоанализа. М., 1991.
  274. Фрейд 3. Очерки по психологии сексуальности. М., 1990.
  275. Э. Характер и социальный прогресс // Психология личности. М., 1982. С. 48−54.
  276. А. Темперамент и характер. М., 1896.
  277. Ст. Очерки по изучению ребенка. М., 1925.
  278. К. Женская психология. СПб., 1993.
  279. ХорсандД.В. Растить сына. Как? СПб., 2007.
  280. А.Г., Колесов Д. В. Девочка — подросток — девушка. М., 1981.
  281. А.Г., Колесов Д. В. Мальчик подросток — юноша. М., 1982.
  282. КВ., Пахомов Ю. В. Психотренинг: игры и упражнения. М., 2006.
  283. ЧерноушекМ. Психология жизненной среды. М., 1989.
  284. В.Э. Нравственная устойчивость личности: психологическое исследование. М., 1981.
  285. В.Э. О возрастном подходе к типологическим особенностям // Вопр. психологии, 1963. № 1. С. 23−34.
  286. В.Э. Проблема становления смысложизненных ориентаций личности // Психол. журнал. 2004. Т. 25. № 6. С. 5−11.
  287. В.Э. Смысл жизни и судьба. М., 1997.
  288. Ю.Ж. Психологические особенности ценностных ориентаций девочек и мальчиков подросткового возраста: дис.. канд. психол. наук. М., 1992.
  289. А. С. Ограниченный человек: значимость, активность, рефлексия. Омск, 2000.
  290. А. С. Психология образования и развития человека. Омск, 1996.
  291. А. С. Психология познания человека. Омск, 1994.
  292. И.П. Развитие интересов в старшем подростковом возрасте // Вопр. психологии 1986. № 6. С. 23−28.
  293. У. Психология конституциональных различий // Психология индивидуальных различий. М., 1982. С. 248−261.
  294. Ф.Э. и др. Социология образования: прикладной аспект. М.: 1997.
  295. Школьный быт и фольклор. Ч. 1. Таллинн, 1992.
  296. Л.Б. Психология семейных отношений: курс лекций. М., 2000.
  297. Э. Анти-Карнеги, или Человек-манипулятор / пер. с англ. Минск, 1992.
  298. Э. Основные идеальные типы индивидуальности // Психология личности. М., 1982. С. 55−59.
  299. Э. Эротика и сексуальность в юношеском возрасте // Педология юности. М.- Д., 1931. С. 31−39.
  300. Э. «Серьезная игра» в юношеском возрасте // Психология подростка: хрестоматия / сост. Ю. И. Фролов. М., 1996. С. 24−25.
  301. Т.Н., Дьяченко К. И. Возрастная психология: учеб. Ч. 1. М., 2005.
  302. Т.И. Особенности взаимосвязи волевого и эмоционального регулирования в школьном возрасте // Человек в системе интегральной индивидуальности. Пятигорск, 1994. С. 121—130.
  303. Т.Н. Подросток в кризисной ситуации. М., 2009. Шулъга Т. И. Становление волевой регуляции в онтогенезе: автореф. дис.. д-ра психол. наук. М, 1994.
  304. Д.Б. Избр. психолог, труды. М., 1989.
  305. Э. Идентичность: юность и кризис. М., 1996.
  306. Э. Детство и обшество / пер. с англ.- под ред. А. Г. Лидерса,
  307. B.Г. Колесникова. Обнинск, 1993.
  308. JI.E. Головной мозг мужчины и женщины // Человек. 2007. № 2.1. C. 162−173.
  309. ЮнгК.Г. Аналитическая психология. СПб., 1996. Юнг КГ. Психологические типы. М., 1992.
  310. И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М., 1996.
  311. И.С. Развивающее обучение. М., 1979.
  312. И. С. Становление школьника как субъекта учения // Психолого-педагогическая наука в практике современного образования: сб. науч. ст.: В 2 ч. Ч. I / под ред. М. Г. Ковтунович и С. Б. Малых. М., 2004. С. 167−174.
  313. Bandura A. Social learning theory of indentificatory processes // Handbook of socialisation theory and research. Chicago, 1969. P. 213−263.
  314. Bandura A., Walters R.H. Social learning and personality development. N. Y., 1965.
  315. Bern S.L. Sex role adaptability: One conseguence of psychological androgyny // Journal of Personality and Social Psychology. 1977. V. 31. P. 634−643.
  316. Bern S.L. Androgyny vs. The Tight little lives of fluffy women and chesty men // Psychology Today, 1975, September. P. 59−62.
  317. Bern S.L. The lenses of gender: Transforming the debate on sexual inequality. New Haven, 1993.
  318. Bern S.L. Gender Schema theory and its implications for child development: Raising gender aschematic children in a gender schiermatic societs // Signa: Journal of Women in Cultiure and Society, 1983. Vol. 8. № 4. P. 334−364.
  319. Betwixt & Between. Patteerns of Mascuiine and Feminine Initation // Ed. Louise Mahndi, La Salle. Illinonis, 1987.
  320. Biller H.A. Father, child and sex role. Paternal determinants of personality development. Lexington, Mass., 1971.
  321. Broverman D.M., Klaiber E.L., Kobayashi Y., Vogel W. Roles of activation and inhibition in sex differences in cognitive abilities // Psychological Review. 1968. V. 75. № 1. P. 23−50.
  322. Buss A.H., Plomin R.A. A temperament theory of personality development. N. Y. 1976.
  323. Condry J., Condry S. Sex differences: A study of eye of the beholder // Child Development, 1976. V. 47. P. 812−819.
  324. Ellis L. Evidence of Neuroandrogenic etiology of sex roles from a combined analysis of human, non hyman primate and non-primate mammalian studies // J. of Person individ. diff. 1986. V. 7. № 4. P. 519−552.
  325. Ember C.R. A cross-cultural perspective on sex differences // Hadbook of cross-cultural human development. 1981. P. 531−581.
  326. Francis L.J., Pearsons P.R. The personality characteristiecs of student churchgoers // Personality and individual differences, 1993. V. 15. P. 373−380.
  327. Freud A. Adolescence. In Psychoanatytic study of the child (Vol. 13). New York: International Universties Press,
  328. Greenblat C.S. Work, the family and children’s sexual llearning // Childhood sexual learning. Cambridge, Mass., 1980.
  329. Hollander E.P. Principles and methods of social psychology. N. Y., 1976.
  330. Hildebrandt K.A., Fitzgerald H.E. Adults perspectives of infant sex and cute-ness // Sex Roles, 1979. V. 5. P. 471−481.
  331. Kagan J. The concept of identification // Psycol. Rev., 1958, v. 65, p. 296−305.
  332. Kahn R., Cannell C. The dynamics of interviewing. N. Y., 1961.
  333. Maccobi E.E., Jacklin C.N. The psychology of sex diffe rences. Stanford, California, 1974.
  334. Maccoby E.E., Jacklin C.N. The psychology of sex differences. Stanford- California, 1978.
  335. Marsia J.E. Identity and intervention. Journal of Adolescence, 12, 1989. P. 401—410.
  336. Marcia J.E. Development and vilidationof ego identify status. Journal of Personality and Social Psychology, 3, 1966. P. 551−558.
  337. Mischel W.A. Social-learning view of sex differences in beha vior. In: The development of sex differences. Stanford, 1966. P. 57−81.
  338. Money J., Erhardt A. Man and woman, boy and girl. Baltimore, 1972.
  339. Moir A., JesselD. Brain Sex. N. Y., 1990.
  340. McKee J.P., Sherriffs A. C. The differential evalution of males and females I I J. of Personality, 1957. V. 25. P. 356−371.
  341. Parsons Т., Bales R.F., Olds J., Zelditch M. Jr., Slater P. Family, socialization and interaction process. N. Y., 1955.
  342. Pearson J.C., West R.L., Turner L.H. Gender and communication (Third edition). Wm. C. Broun Communications, Ins. (USA), 1995.
  343. Rubin J.Z., Provencano F.J., Luria Z. The Eye of the beholder: Parents views on sex of newborns //Am. J. Orthopsychiatry, 1974. V. 44. P. 512−519.
  344. Rotter J.B. Generalised expectancies for internal versus externat control of reinforcement // Psychological Monographs, 1966. P. 1−28.
  345. Smelser N. Sociology. New-Jersey Prentice Hall, 1988.
  346. Smith K., Barclay L.K. Kindergarten children’s descriptive sex-stereotiping of infants // Am. J. Orthopsychiatry. 1979. V. 48. P. 514−519.
  347. StockardJ., Johnson M. Sex roles. N. Y. 1997.
  348. Thomas A, Chess S. Temperament and the Development. N. Y., 1977.
  349. Thompson S. K. Gender labels and early sex-role development I I Child Devel., 1975. V. 46. P. 339−347.
  350. Ullian D.Z. Why boys will be boys: A structural perspective // Amer. J. Orthopsychiatry. 1981. V. 51. P. 439−501.
  351. Weitzman L. Sex role socialization: A focus on women. Palo Alto, Cal., 1979. V. 12. P. 1−105.
  352. Williams J.E., Best D.L. Sex stereotypes and intergroup relations // S. Worshell, W. G. Austin (eds.). Psychology of intergroup relations. Chicago, 1986. P. 244−259.
  353. Williams J.E., Best D.L. Sex and psyche: Gender and self viewed cross-culturaly. Beverly Hills, Sage, 1990.
  354. Whiting В., Whiting J. Children of six cultures: A psychological analysis. N. Y., 1975.
Заполнить форму текущей работой