Половые различия в становлении характера подростка
Диссертация
Методы и методики исследования: теоретический анализобобщение, сравнение, систематизацияметоды сбора эмпирических данных (тестирование, анкетирование, наблюдение, беседа, интервью, контент-анализ сочинений, метод репертуарных решёток, метод экспертов, эксперимент и др.) — качественный и количественный анализ полученных данных. В работе использовался комплекс методик, измеряющих качества личности… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. ПРОБЛЕМА ИЗУЧЕНИЯ ХАРАКТЕРА В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ
- 1. 1. Основные подходы к изучению характера в отечественной психологии
- 1. 2. Основные подходы к изучению характера в зарубежной психологии
- Глава 2. ХАРАКТЕР СОВРЕМЕННОГО ПОДРОСТКА КАК СУБЪЕКТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЕГО ПОЛОВЫЕ РАЗЛИЧИЯ
- 2. 1. Общая характеристика подросткового возраста в свете различных концепций
- 2. 2. Типы акцентуаций характера в подростковом возрасте и проблема их учёта и коррекции в работе с мальчиками и девочками
- 2. 3. Учебная деятельность как основа развития субъектности школьника-подростка и её роль в формировании характера
- Глава 3. КОНЦЕПЦИЯ ПОЛОВЫХ РАЗЛИЧИЙ В СТАНОВЛЕНИИ ХАРАКТЕРА ПОДРОСТКА И ЕЁ ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МОДЕЛ
- 3. 1. Определение основных понятий психологии половых различий
- 3. 2. Сравнительный анализ основных концепций и теорий половых различий и их критическое осмысление
- 3. 3. Концепция половых различий в становлении характера подростка и её теоретическая модель
- Глава 4. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПОЛОВЫХ РАЗЛИЧИЙ В ХАРАКТЕРЕ ПОДРОСТКА
- 4. 1. Цель, задачи, гипотезы, этапы и методы эмпирического исследования
- 4. 2. Результаты исследования половых различий в характере подростков — учащихся обычных школ
- 4. 3. Результаты исследования половых различий в характере подростков, обучающихся в полооднородной группе (кадеты и учащиеся педколледжа)
- 4. 4. Результаты исследования половых различий в характере подростков — учащихся гимназий
- 4. 5. Результаты исследования половых различий в характере подростков — учащихся ПТУ
- 4. 6. Сравнительный анализ экспериментального исследования половых различий у подростков разных категорий (школьники, кадеты, учащиеся педколледжа, гимназисты, учащиеся ПТУ)
- 4. 7. Типология характеров мальчиков и девочек подростков
- 4. 7. 1. Факторный анализ
- 4. 7. 2. Корреляционный анализ
- 4. 7. 3. Кластерный анализ
- 4. 7. 4. Описание типов характеров мальчиков и девочек подростков. 3 43 4.8. Разработка психодиагностических методик для изучения характера подростков разного пола
- 5. 1. Социальная ситуация развития и особенности социализации подростков в условиях современного российского общества
- 5. 2. Подросток в современном образовательном пространстве
- 5. 3. Особенности формирования половой и профессиональной идентичности у подростков
- 5. 4. Создание оптимальной среды обучения для мальчиков и девочек
- 5. 5. Половое воспитание подростков
- 5. 6. Тренинг мужественности и женственности с подростками
- 5. 7. Психолого-педагогические рекомендации по формированию, развитию и коррекции характера мальчиков и девочек подростков
Список литературы
- Абраменкова В.В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре. М., 2000.
- Абраменкова В.В. Подростковая субкультура как пространство самореализации //Мир психологии. 2008. № 1. С. 175−189.
- Абраменкова В.В. Половая дифференциация и сексуализация детства: горький вкус запретного плода // Вопросы психологии. 2003. № 5. С. 103−120.
- АбрамоваГ.С. Возрастная психология. М., 1999.
- Абулъханова-Славская К. А. Личностные механизмы регуляции деятельности // Проблемы психологии личности. М., 1982.
- Агеев B.C. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. М., 1990.
- Агеев В. С. Психологические и социальные функции полоролевых стереотипов // Вопр. психологии. 1987. № 2. С. 152−158.
- Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. М., 1995.
- Акимова М.К., Козлова В. Т. Психофизиологические особенности индивидуальности школьников: Учет и коррекция. М., 2002.
- Алексеев А.А., Громова Л. А. Поймите меня правильно, или Книга о том, как найти свой стиль мышления, эффективно использовать интеллектуальные ресурсы и обрести взаимопонимание с людьми. СПб., 1993.
- Алексеев Б.Е. Полоролевое поведение и его акцентуации. СПб., 2006.
- Алешина Ю., Волович А. Проблема усвоения ролей мужчины и женщины // Вопр. психологии. 1991. № 4. С. 74−82.
- Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М., 1977.
- Ананьев Б Г. Проблемы формирования характера // Избр. психол. тр.: В 2 т. М., 1980. Т. 2.
- Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. Л., 1969.
- Андреева Г. М. Социальная психология. М., 1999.
- Антология философской мысли: В 4 т. М., 1964. Т. 1.
- Аракат^ева Т. А. Психологические особенности подростков с разным типом полоролевой ориентации: автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1999.
- Араканцева Т.А. Тендерные аспекты родительско-детских отношений. М. 2006.
- Арутюнян М., Земное М. Легко ли быть родителями? М., 1991.
- Асмолов А.Г. Психология личности. М., 1990.
- Асмолов А.Г. Психология личности. Принципы психологического анализа. М., 2001.
- Багрунов В.П. Воспитание юных и психология пола // Шахматы. 1980. № 4. С. 14−15.
- Баден-Поуэл. Как воспитать из юноши настоящего мужчину. СПб., 2004.
- Барташев А.В. Темперамент и характер. М., 2001.
- Басов М.Я. Общие основы педологии. М.- Л., 1931.
- Бедный М.С. Мальчик или девочка? М., 1987.
- Белкин А.И. Биологические и социальные факторы, формирующие половую идентификацию (по данным изучения лиц, перенесших смену пола) // Соотношение биологического и социального в человеке / под ред. В.М. Банщико-ва и Б. Ф. Ломова. М., 1975. С. 197−205.
- Белкин А. С. Ситуация успеха. Как ее создать. М., 1991.
- Белоус В.В. Возрастные и половые различия приспособительной значимости некоторых свойств темперамента // Вопр. психологии 1978. № 2. С. 60−69.
- Белоус В.В. Психологические симптомокомплексы и инварианты темперамента: автореф. дис.. д-ра психол. наук. М., 1982.
- Белоус В.В. Темперамент и деятельность. Пятигорск, 1990.
- Беличева С.А. Основы превентивной психологии. М., 1994.
- Бердяев Н.А. Метафизика пола и любви // Русский эрос, или Философия любви в России. М., 1991.
- Берн Ш. Тендерная психология. СПб., 2001.
- Бианки B.JI. Эволюция парной функции мозговых полушарий. Л., 1967.
- Бирюкевич Е.А. Характер и личность в структуре индивидуальности: выбор между согласием и разладом // Психология в вузе. 2006. № 4. С. 3−15.
- Бирюкова Н.В., Ипатов Б. В., Моисеенко С. А. Изучение некоторых личностных свойств школьников разного возраста // Психофизиологические особенности изучения личности спортсмена. Л., 1976. С. 168—174.
- Бирюков СД. Психогенетическое исследование пластичности как черты темперамента//Психол. журнал. 1992. Т. 13. № 5. С. 64−71.
- Блонский П.П. Задачи и методы новой народной школы // Избр. пед. соч. М., 1979. С. 38−85.
- Богданов Н.Н. Типология индивидуальности. М., 2004.
- Божович Е.Д. К проблеме структуры, динамики и условий развития позиции субъекта учения // Психолого-педагогическая наука в практике современного образования: сб. науч. статей: В 2 ч. Ч. I / под ред. М. Г. Ковтунович и С. Б. Малых. М., 2004. С. 144−152.
- Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.
- Божович Л.И. Проблемы формирования личности: Избр. психол. труды. М., Воронеж, 1995.
- Бойко В.В. Трудные характеры подростков: развитие, выявление, помощь. СПб., 2002.
- Большой психологический словарь. М., 2003.
- Братусь Б. С. Психологические аспекты нравственного развития личности. М., 1977.
- Бреслав Г. М., Хасан Б. И. Половые различия и современное школьное образование // Вопр. психологии 1990. № 3. С. 64—69.
- Бродская СЛ. Возрастная психология в вопросах и ответах: учеб. пособие. М., 2006.
- Бронфенбреннер У. Два мира детства. Дети в США и СССР. М., 1983.
- Брушлинский А.В. Проблемы психологии субъекта. М., 1994.
- Бутовская МЛ. Тайны пола. Мужчина и женщина в зеркале эволюции. Фрязино, 2004.
- Бухановский А.О., Андреев А. С. Структурно-динамическая иерархия пола человека. Ростов н/Д, 1993.
- Быков А.В., Шулъга Т. И. Становление волевой регуляции в онтогенезе. М., 1999.
- Бюлер Ш. Очерк духовного развития ребенка. М., 1936.
- Бюлер Ш. Что такое пубертатный период // Психология подростка / сост. Ю. И. Фролов. М., 1996. С. 13−14.
- Бююлъ А., Цёфелъ П. SPSS: искусство обработки информации. Анализ статистических данных и восстановление скрытых закономерностей: пер. с нем. СПб., 2002.
- Васшъченко Г. С. Общая сексопаталогия. М., 1990.
- Бачков И.В., Дерябо С Д. Окна в мир тренинга. Методологические подходы субъектного подхода к групповой работе.: учеб. пособие. СПб., 2004.
- Вейнингер О. Пол и характер: сб. / пер. с нем. Минск., 1997.
- Визгина А.В., Пантилеев С. Р. Проявление личностных особенностей в самоописаниях мужчины и женщины // Вопр. психологии 2001. № 3. С. 94−100.
- Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков / Г. В. Бурменская, Е. И. Захарова, О. А. Карабанова и др. М., 2002.
- Волков Б.С. Психология ранней юности: учеб. пособие. М., 2001.
- Волков П.В. Разнообразие человеческих миров. М., 2000.
- Выготский JI.C. Детская психология // Собр. соч.: В 6 т. Т. 4. Ч. 2. М., 1984.
- Выготский Л. С. Динамика и структура личности подростков // Хрестоматия по возрастной и педагог, психологии. М., 1982.
- Выготский Л. С. Основы педологии. М., 1934.
- Выготский Л. С. Педагогическая психология. М., 1996.
- Выханду Л.К. Об исследовании многопризнаковых биологических систем // Применение математических методов в биологии. Т. III. JL, 1964. С. 19—22.
- Ганнушкин П.Б. Избр. труды. М., 1964.
- Гарбузов В.И. Практическая психотерапия, или как вернуть ребёнку и подростку уверенность в себе, истинное достоинство и здоровье. СПб., 1994.
- Гариен М. Мальчики и девочки учатся по-разному / пер. с англ. М., 2004.
- Геодакян В. А. Мужчина и женщина. Эволюционно-биологическое предназначение // Женщина в аспекте физической антропологии / отв. ред. Г. А. Аксянова. М., 1994. С. 67−83.
- Геодакян В.А. Экология, эволюция, пол, левшество // Экологическая психология: тез. 1-й Рос. конф. М., 1996.
- Геодакян В.А. Дальнейшее развитие генетико-экологической теории дифференциации полов // Математические методы в биологии: тр. 2-й Респуб. конф. Киев, 1983 .
- Геодакян В.А. Дифференциальная смертность и норма реакции мужского и женского пола. Онтогенетическая и филогенетическая пластичность // Общ. биология. 1974. Т. XXXV. № 3. С. 376−385.
- Геодакян В.А. Об обратной связи, регулирующей соотношение полов // Проблемы кибернетики. М., 1965. № 13. С. 187−194.
- Геодакян В.А. Половой диморфизм и эволюция длительности онтогенеза и его стадий // Докл. АН СССР. 1982. Т. 263. № 1. С. 1475−1480.
- Геодакян В.А. Теория дифференциации полов в проблемах человека // Человек в системе наук. М., 1989. С. 171−189.
- Гингер С. Женский мозг и мужской мозг // Профессиональная психотерапевтическая газета. 2002. № 2.(3) июль. С. 1−4.
- Гневко М.В. Выбор вуза с платной формой обучения // Психология XXI века. СПб., 2000.
- ГоловановаН.Ф. Социализация и воспитание ребёнка. СПб., 2004.
- Грегрв А.Г. Практическая психология для девочек. СПб., 2008.
- Грецов А.Г. Практическая психология для мальчиков. СПб., 2007.
- Грецов А.Г. Практическая психология для подростков и родителей. СПб., 2007.
- Грецов А.Г. Психологические тренинги с подростками. СПб., 2008.
- Григорьев В.М. Народные игры и традиции в России. М., 1994.
- Грин П., Стаут У., Тейлор Д. Биология: В 3 т. М., 1990. Т. 1. Грошев И. В. Психология половых различий. Тамбов, 2001. Давыдов В. В. Генезис и развитие личности в детском возрасте // Вопр. психологии. 1992. № 1−2. С. 22−32.
- Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М., 1986. Дарвиш О. Б. Возрастная психология. М., 2003.
- Дашкевич О.В. Эмоциональная регуляция деятельности в экстремальных условиях: автореф. дис.. д-ра психол. наук. М., 1985.
- Дашкевич О.В., Филатова А. Ф. Характер подростка: Психодиагностика. Формирование. Коррекция. Омск, 1998.
- Дети России: насилие и защита. М., 1997.
- Дегам-преступники. Энциклопедия преступлений и катастроф. Минск, 1996.
- Детский поэтический фольклор. Антология. СПб., 1997. Достовалов С. Г., Мальцева JT.B. Воспитание мальчика: советы психолога. М., 2008.
- Драгунова Т.В. Подросток. М., 1976.
- Драгунова Т.В. Проблема конфликта в подростковом возрасте // Вопр. психологии. 1972. № 2.
- Еникеев М.И. Психологическая энциклопедия. Словарь. М., 2007. Еремеева В. Д., Хризман Т. П. Мальчики и девочки — два разных мира. СПб., 2003.
- Ермошин А. Ф. К вопросу о психопатиях и одарённости // Психотерапия. 2006. № 5. С. 33−47.
- Жариков Е.С., Крушелъницкий E.JT. Для тебя и о тебе. М., 1991.
- Ждан А.Н. История психологии. М., 1990.
- Жуков Д. А. Биология поведения: гуморальные механизмы. СПб., 2007.
- Жигинас Н.В. Тендерные особенности социализации. Томск, 2002.
- Загайнов P.M. Поражение. М., 1993.
- Захаров А.И. Неврозы у детей и психотерапия. СПб., 1998.
- Знаков В.В. Половые, тендерные и личностные различия в понимании моральной дилеммы // Психологический журнал. 2004. Т. 25. № 1. С. 41−51.
- Зуев ДД. Гуманно-личностная педагогика, ее классические истоки и современный «момент истины» // Развитие личности. 2002. № 4. С. 6—22.
- Иванов Н.Я., Личко А. Е. Патохарактерологический диагностический опросник для подростков и опыт его использования. Л., 1976.
- Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. СПб., 2002.
- Ильин И.А. Антология гуманной педагогики. М., 2003.
- Ильина Н.А. Растить дочь. Как? СПб., 2007.
- Исаев Д.Н., Каган В. Е. Половое воспитание детей. Л., 1988.
- Исаев Д.Н., Каган В. Е. Половое воспитание и психогигиена пола у детей. Л., 1980.
- Исаев Д.Н., Каган В. Е. Психогигиена пола у детей. Л., 1986.
- Каган В.Е. Воспитателю о сексологии. М., 1991.
- Каган В.Е. Когнитивные и эмоциональные аспекты тендерных установок у детей 3−7 лет // Вопр. психологии. 2000. № 2. С. 65−69.
- Каган В.Е. Нарушения полового развития. М, 1989.
- Казанская В Г. Подросток. Трудности взросления: книга для психологов, педагогов, родителей. СПб., 2006.
- Казначеев В.П. Современные аспекты адаптации. М., 1980.
- Кант И. Антропология / пер. Н. М. Соколова. СПб., 1900.
- Каптерев П. Ф. Что может сделать школа для развития характера учащихся? // Избр. пед. соч. / под ред. A.M. Арсеньева. М., 1982. С. 75−90.
- Карабанова О. А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования. М., 2004.
- Карделл Ф.Д. Тренинг мужественности: Друг товарищу брат. М., 2005.
- Каширская И.К. Социально-психологический анализ основных источников информации и процесс тендерной социализации // Вопр. психологии. 2003. № 6. С. 56−63.
- Кащенко В.П. Педагогическая коррекция: исправление недостатков у детей и подростков. 2-е изд. М., 1994.
- Кле М. Психология подростка: Психосексуальное развитие. М., 1991.
- Клейберг Ю.А. Девиантное поведение в вопросах и ответах: учеб. пособие для вузов. М., 2006.
- КлецинаИ.С. Тендерная социализация: учеб. пособие. СПб., 1998.
- Ковалев В.В. Возрастные особенности отражения в сознании структуры собственной агрессивности и агрессивного поведения: автореф. дис.. канд. психол. наук. СПб, 1996.
- Колесов Д.В. Биология и психология пола. М., 2000.
- КолесовДВ. Современный подросток. Взросление и пол. М., 2003.
- Колесов Д.В., Мягков И. Ф. Учителю о психологии и физиологии подростка. М., 1986.
- Колесов Д.В., Селъверова Н. Б. Физиолого-педагогические аспекты полового созревания. М., 1978.
- Колеченко А.К. Психология и технологии воспитания. СПб., 2006.
- Коломинский Я.Л., Мелтсас М. Х. Ролевая дифференциация пола у дошкольников//Вопр. психологии. 1985. № 3. С. 165−171.
- Кондаков И.М. Психология. Иллюстрированный словарь. СПб., 2003.
- Кондрашенко В. Т. Девиантное поведение у подростков: социально-психологические и психиатрические аспекты. Минск, 1988.
- Кон КС. Ребенок и общество. М., 1988.
- Кон КС. Ребенок и общество: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М., 2003.
- Кон КС. Психология половых различий // Вопр. психологии. 1981. № 2. С. 47−57.
- Кон КС. Введение в сексологию. М., 1990.
- Кон КС. Дружба. 4-е изд., доп. СПб., 2005.
- Кон КС. На стыке наук//Вопр. философии. 1981. № 10.С. 47−57.
- Кон КС. Открытие «Я». М., 1978.
- Кон КС. Психология ранней юности. М., 1989.
- Кон КС. Социологические исследования. 1982. № 2.
- Коркина М.В. Дисморфомания в подростковом и юношеском возрасте. М., 1984.
- Королев В.В. Психические отклонения у подростков-правонарушителей. М., 1992.
- Крайг Г. Психология развития / пер. с англ. СПб., 2000.
- КрайгГ., Бокум Д. Психология развития. СПб., 2004.
- Кречмер Э. Строение тела и характер // Психология индивидуальных различий / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. М., 1982. С. 219−247.
- Крушелъницкая О.Е. Амплуа и роли // Семья и школа. 1998. № 1. С. 9−11.
- Кудинов С. К Полоролевые аспекты любознательности подростков // Психолог, журнал. 1998. Т. 19. № 1. С. 29−34.
- Кузьмина Н.Е. Социально-психологические аспекты креативности подростков // Психология: итоги и перспективы. СПб., 1996. С. 96−101.
- Кулагина К.Ю., Колюцтсий В. Н. Психология развития: Полный жизненный цикл развития человека. М., 2001.
- Лазурский А.Ф. Программа исследования личности. Пг., 1915.
- Лазурский А.Ф. Опыт классификации детских характеров. Характеристики / Избранные труды по психологии. М., 1997.
- Левенталъ Е. Характер и роли. М.: Бослен, 2007.
- Левитов Н.Д. Отчего возникают недостатки в характере школьника и как их исправлять. М., 1961.
- Левитов Н.Д. Психология характера. М., 1969.
- Лендел Ж. Возрастные различия восприятия преподавателей старшеклассниками // Новые исследования в психологии. 1978. № 2. С. 100−104.
- Леонгард К. Акцентуированные личности / пер. с нем. Киев, 1981.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.
- Леонтьев А.Н. Развитие психики в онтогенезе // Избр. психолог, произведения: В 2 т. Т. 1.М., 1983.
- Леонтьев Д. А. Очерк психологии личности. М., 1993.
- Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение. М., 1991.
- Лидере А.Г. Психологический тренинг с подростками. М., 2001.
- Либин А.В. Дифференциальная психология: На пересечении европейских, российских и американских традиций. М., 2004.
- Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Л., 1983.
- Лишин О.В. Педагогическая психология воспитания. М., 1997.
- Любищев Л.А. Об ошибках в применении математики в биологии // Журнал общей биологии. Т. 3. № 6. 1969. С. 45−52.
- Майерс Д. Социальная психология / Пер. с англ. СПб., 1997.
- Макаренко А. С. Проблемы школьного советского воспитания. Собр. соч. В 7 т. Т. 1.М., 1957.
- Маслоу А. Психология бытия. М., 1997.
- Мерлин B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М., 1986.
- Мерлин B.C. Структура личности. Характер, способности, самосознание. Пермь, 1990.
- Mud М. Культура и мир детства. М., 1988.
- Митина Л.М. Индивидуальный подход и схематическая типизация учащихся // Вопр. психологии. 1991. № 5. С. 119−137.
- Мифы народов мира / науч. ред. С. А. Токарев. В 2 т. М., 1987. Т. 1.
- Молчанова О. «Компьютерные» и «трудные» дети — кто труднее?! Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.gcon.pstu.ru.
- МуздыбаевК. Психология ответственности. Л., 1983.
- Муздыбаев К. Эгоизм личности // Психол. журнал. 2000. № 2. С. 27−39.
- Мухина B.C., Денисов А. А. Влияние знаковых систем на половую идентификацию подростков: тендерные различия // Развитие личности. 2002. № 1. С. 119−137.
- Мухина B.C. Возрастная психология: Феноменология развития, детство, отрочество. М., 2000.
- Мухина B.C. Психология детства и отрочества. М., 1998.
- Мухина B.C., Ермоленко Г. В., Сидоришин Ф. А. Программе «Будущие лидеры России» 6 лет // Развитие личности, 1997. № 1. С.4−14.
- Мясищев В.Н. Психология отношений. М., 1960.
- Нартова-Бочавер С. К. Дифференциальная психология. М., 2003.
- Наследов АД. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных. СПб., 2004.
- Небылицин ВД. Психофизиологические исследования индивидуальных различий. М., 1976.
- Новгородцева А.И. Переживание подростками «чувства взрослости» // Психологическая наука и образование, 2006. № 2. С.39−53.
- Огурцов А.П. Типологии // Философский энциклопедический словарь. М., 1983.
- Обозов Н.Н. Психология взрослого человека. СПб., 1997.
- Обухова Л.Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы. М., 1995.
- Овчаров А.А. Соционика путь к личности. Для тех, кто работает с подростками. Новосибирск, 1992.
- Олиференко Л.Я., Шулъга Т. И., Дементьева И. Ф. Социально-психологическая поддержка детей группы риска. М., 2002.
- Олпорт Г. Личность: проблема науки или искусства? // Психология личности. М., 1982. С. 106−107.
- Орлов А.Б. Психология личности и сущности человека. М., 2002.
- Орлов ЮМ. Половое развитие и воспитание. М., 1993.
- Ольшанникова А.Е. Эмоции и воспитание. М., 1983.
- Основы психологии семьи и семейного консультирования: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / под общ. ред. Н. Н. Посысоева. М., 2004.
- Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. СПб., 2000.
- Осухова Н.Г. Современные учителя о воспитании, или Прошлое в настоящем // Педагогика. 1995. № 3. С. 60−65.
- Павлов И.П. Общие типы высшей нервной деятельности животных и человека // Полн. собр. соч. Т. 3. Кн. 2. М.- Л., 1951. С. 21−24.
- Пиаже Ж. Избр. психологические труды. М., 1969.
- Пиз А., Пиз Б. Язык взаимоотношений: мужчина и женщина. М., 2000.
- Пирожков В.Ф. Законы преступного мира молодежи (криминальная субкультура). Тверь, 1994.
- Платон. Пир // Собр. соч.: В 4 т. Т. 2. М., 1993. С. 81−134.
- Плахотникова И.В., Моросанова В. И. Развитие личностной саморе1уля-ции. М., 2004.
- Подольский А.И., Идобаева О. А., Идобаев JI.A. Подросток в современном мире: Заметки психолога. СПб., 2007.
- Подросток на перекрестке эпох / под ред. С. В. Кривцовой. М., 1997.
- Полан Ф. Психология характера. СПб., 1896.
- Положение детей в России: (Социальный портрет). 1992 год. М., 1993.
- Попова JI.B. Тендерные аспекты самореализации личности. М., 1996.
- Прешофф Г. Воспитывать девочку. как? М., 2006.
- Прутченков А.С., Сиялов А. А. Эй ты, параноик!!! (О психотипах личности, о диагностике акцентуаций характера детей и педагогической помощи им). М., 1994.
- Пряжников B.C., Пряжникова Е. Ю. Психология труда и человеческого достоинства. М., 2001.
- Психологический словарь / под ред. В. В. Давыдова, А. В. Запорожца, Б. Ф. Ломова и др. М., 1983.
- Психология индивидуальных различий / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В .Я. Романова. М., 1982.
- Психология подростка: хрестоматия / сост. Ю. И. Фролов. М., 1997. Психология самосознания: хрестоматия / ред.-сост. Д. Я. Райгородский. Самара, 2000.
- Психология современного подростка / под ред. JI.A. Регуш. СПб., 2005. Психология современного подростка / под ред. Д. И. Фельдштейна. М., 1987.
- Психология человека. От рождения до смерти. СПб., 2001. Развитие психики школьников в процессе учебной деятельности / под ред. В. В. Давыдова. М., 1983.
- Раис Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб., 2000. РемишидтХ. Подростковый и юношеский возраст. М., 1994.
- Репина Т.А. Анализ теорий половой социализации в современной западной психологии //Вопр. психологии 1987. № 2. С. 158—165.
- Репина Т.А. Проблема полоролевой социализации детей. М., 2004.
- Робер М.-А., Тилъман Ф. Психология индивида и группы / пер. с фр. М., 1988.
- Романов И.В. Особенности половой идентичности подростков // Вопр. психологии. 1997. № 4. С. 3917.
- Ротенберг B.C., Бондаренко С. М. Мозг. Обучение. Здоровье: Книга для учителя. М., 1989.
- Рубинштейн C.JI. Проблемы общей психологии: В 2 т. М., 1989. Русалов В. М. Пол и темперамент // Психол. журнал. 1993. Т. 14. № 6. С. 55−64.
- Русалов В.М. Теоретические проблемы построения специальной теории индивидуальности // Психол. журн. 1986. Т. 7. № 4. С. 23−35.486
- Русалов В.М., Манолова О. Н. Взаимосвязь характера и темперамента в структуре индивидуальности // Психол. журнал. 2005. Т. 26. № 3. С. 65−73.
- Сапогова Е. Е. Психология развития человека. М., 2001.
- Сатир В. Как строить себя и свою семью. М., 1992.
- Селъе Г. Стресс без дистресса. М., 1982.
- Семенюк JI.M. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. М., 1998.
- Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. СПб., 1996.
- Симонов В.П. Диагностика личности и деятельности преподавателя и обучаемых: учеб. пособие. 2-е изд., испр. и доп. М., 2005.
- Симонов В.П. Учет тендерных различий в образовательном процессе // Педагогика. 2005. № 4. С. 40−44.
- Сиротюк А.Л. Обучение детей с учетом психофизиологии. М., 2000.
- Скроцкий Ю.А. О связи увлечений с особенностями характера в подростковом возрасте // Патохарактерологические исследования у подростков. Л., 1980.
- Славгородская Е.Л. Личностные предпосылки активного включения подростка в общественно-организационную деятельность: дис.. канд. психол. наук. М., 1992.
- Слободчиков В.И. Категория возраста в психологии и педагогике развития // Вопр. психологии 1991. № 2. С. 37−49.
- Слободчиков В.И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии. М., 2000.
- Словарь античности. М., 1989.
- Словарь иностранных слов. М., 1987.
- Словарь психолога-практика. М., 2001.
- Степанов В.Г. Психология трудных подростков. М., 1996.
- Столин В.В. Самосознание личности. М., 1983.
- Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов н/Д., 1996.
- Столярчук Л.И. Воспитание школьников в процессе полоролевой социализации. Волгоград, 1997.
- Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии. М., 1982.
- Строгонова Л.В. Половое воспитание девочек младшего школьного возраста. М., 2005.
- Страхов. И.В. Психология характера. Саратов, 1970.
- Стурова МП. Система образования и молодежная преступность // Педагогика. 1998. № 6. С. 3−10.
- Сухарева Г. Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста: В 2 т. М., 1959. Т. 2.
- Телънюк И.В. Индивидуально-дифференцированный подход к организации самостоятельной деятельности девочек и мальчиков 5—6 лет в детском саду: автореф. дис. канд. психол. наук. СПб., 1999.
- Теория и история феминизма: учеб. пособие. Харьков, 1996.
- Теплое Б.М. Типологические свойства нервной системы и их значение для психологии // Психология индивидуальных различий. М., 1982.
- Типологические особенности высшей нервной деятельности человека. М., 1963.
- Трубайчук Л.В. Учебная деятельность как основа развития субъектности школьника // Психолого-педагогическая наука в практике современного образования: сб. науч. ст.: В 2 ч. Ч. I. М., 2004. С. 175−181.
- Тубельский А.Н. Не ждите благодарности от детей // Общая газета. 1994. 21−27 января. № 3/28.
- Утлик Э.П. Темперамент и характер: два подхода к познанию личности // Вестник МГОУ. Сер. Педагогика и психология. 2006. № 1. Т .2. С. 17−19.
- Уэст К., Зиммерман Д. Создание тендера (doing gender) // Тендерные тетради. СПб., 1997. Вып. 1. С. 94−124.
- Учителям и родителям о психологии подростка. М., 1990.
- Фанталова Е.Б. Об одном методическом подходе к исследованию мотивации и внутренних конфликтов // Психол. журнал. 1992. Т. 13. № 1. С. 107−117.
- Федосенко Е.В. Психологическое сопровождение подростков: система работы, диагностика, тренинги. СПб., 2008.
- Фелъдштейн Д. К Психологические особенности развития личности в подростковом возрасте // Вопр. психологии 1988. № 6. С. 31−41.
- Фелъдштейн Д.И. Особенности ведущей деятельности детей подросткового возраста//Хрестоматия по возрастной психологии. М., 1996. С. 163−168.
- Фелъдштейн Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии. М., 1995.
- Фелъдштейн Д.И. Психология взросления: структурно-содержательные характеристики процесса развития личности: Избр. труды. М., 2004.
- Филатова А. Ф. Половые различия в характере подростка. Омск, 2006.
- Филатова А.Ф. Характер подростка как субъекта учебной деятельности и делового общения: дис. канд. психол. наук. М., 1997.
- Филиппова Е.Б., Бианки B.JI. Эндека Т. А. Половой диморфизм и межпо-лушарная асимметрия // Нейробиология церебральной латеризации. Л., 1989. С. 143−172.
- Фрейд А. Введение в технику детского психоанализа. М., 1991.
- Фрейд 3. Очерки по психологии сексуальности. М., 1990.
- Фромм Э. Характер и социальный прогресс // Психология личности. М., 1982. С. 48−54.
- Фулье А. Темперамент и характер. М., 1896.
- Холл Ст. Очерки по изучению ребенка. М., 1925.
- Хорни К. Женская психология. СПб., 1993.
- ХорсандД.В. Растить сына. Как? СПб., 2007.
- Хрипкова А.Г., Колесов Д. В. Девочка — подросток — девушка. М., 1981.
- Хрипкова А.Г., Колесов Д. В. Мальчик подросток — юноша. М., 1982.
- Цзен КВ., Пахомов Ю. В. Психотренинг: игры и упражнения. М., 2006.
- ЧерноушекМ. Психология жизненной среды. М., 1989.
- Чудновский В.Э. Нравственная устойчивость личности: психологическое исследование. М., 1981.
- Чудновский В.Э. О возрастном подходе к типологическим особенностям // Вопр. психологии, 1963. № 1. С. 23−34.
- Чудновский В.Э. Проблема становления смысложизненных ориентаций личности // Психол. журнал. 2004. Т. 25. № 6. С. 5−11.
- Чудновский В.Э. Смысл жизни и судьба. М., 1997.
- Шайгородский Ю.Ж. Психологические особенности ценностных ориентаций девочек и мальчиков подросткового возраста: дис.. канд. психол. наук. М., 1992.
- Шаров А. С. Ограниченный человек: значимость, активность, рефлексия. Омск, 2000.
- Шаров А. С. Психология образования и развития человека. Омск, 1996.
- Шаров А. С. Психология познания человека. Омск, 1994.
- Шахова И.П. Развитие интересов в старшем подростковом возрасте // Вопр. психологии 1986. № 6. С. 23−28.
- Шелдон У. Психология конституциональных различий // Психология индивидуальных различий. М., 1982. С. 248−261.
- Шереги Ф.Э. и др. Социология образования: прикладной аспект. М.: 1997.
- Школьный быт и фольклор. Ч. 1. Таллинн, 1992.
- Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений: курс лекций. М., 2000.
- Шостром Э. Анти-Карнеги, или Человек-манипулятор / пер. с англ. Минск, 1992.
- Шпрангер Э. Основные идеальные типы индивидуальности // Психология личности. М., 1982. С. 55−59.
- Шпрангер Э. Эротика и сексуальность в юношеском возрасте // Педология юности. М.- Д., 1931. С. 31−39.
- Штерн Э. «Серьезная игра» в юношеском возрасте // Психология подростка: хрестоматия / сост. Ю. И. Фролов. М., 1996. С. 24−25.
- Шулъга Т.Н., Дьяченко К. И. Возрастная психология: учеб. Ч. 1. М., 2005.
- Шулъга Т.И. Особенности взаимосвязи волевого и эмоционального регулирования в школьном возрасте // Человек в системе интегральной индивидуальности. Пятигорск, 1994. С. 121—130.
- Шулъга Т.Н. Подросток в кризисной ситуации. М., 2009. Шулъга Т. И. Становление волевой регуляции в онтогенезе: автореф. дис.. д-ра психол. наук. М, 1994.
- Элъконин Д.Б. Избр. психолог, труды. М., 1989.
- Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М., 1996.
- Эриксон Э. Детство и обшество / пер. с англ.- под ред. А. Г. Лидерса,
- B.Г. Колесникова. Обнинск, 1993.
- Этинген JI.E. Головной мозг мужчины и женщины // Человек. 2007. № 2.1. C. 162−173.
- ЮнгК.Г. Аналитическая психология. СПб., 1996. Юнг КГ. Психологические типы. М., 1992.
- Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М., 1996.
- Якиманская И.С. Развивающее обучение. М., 1979.
- Якиманская И. С. Становление школьника как субъекта учения // Психолого-педагогическая наука в практике современного образования: сб. науч. ст.: В 2 ч. Ч. I / под ред. М. Г. Ковтунович и С. Б. Малых. М., 2004. С. 167−174.
- Bandura A. Social learning theory of indentificatory processes // Handbook of socialisation theory and research. Chicago, 1969. P. 213−263.
- Bandura A., Walters R.H. Social learning and personality development. N. Y., 1965.
- Bern S.L. Sex role adaptability: One conseguence of psychological androgyny // Journal of Personality and Social Psychology. 1977. V. 31. P. 634−643.
- Bern S.L. Androgyny vs. The Tight little lives of fluffy women and chesty men // Psychology Today, 1975, September. P. 59−62.
- Bern S.L. The lenses of gender: Transforming the debate on sexual inequality. New Haven, 1993.
- Bern S.L. Gender Schema theory and its implications for child development: Raising gender aschematic children in a gender schiermatic societs // Signa: Journal of Women in Cultiure and Society, 1983. Vol. 8. № 4. P. 334−364.
- Betwixt & Between. Patteerns of Mascuiine and Feminine Initation // Ed. Louise Mahndi, La Salle. Illinonis, 1987.
- Biller H.A. Father, child and sex role. Paternal determinants of personality development. Lexington, Mass., 1971.
- Broverman D.M., Klaiber E.L., Kobayashi Y., Vogel W. Roles of activation and inhibition in sex differences in cognitive abilities // Psychological Review. 1968. V. 75. № 1. P. 23−50.
- Buss A.H., Plomin R.A. A temperament theory of personality development. N. Y. 1976.
- Condry J., Condry S. Sex differences: A study of eye of the beholder // Child Development, 1976. V. 47. P. 812−819.
- Ellis L. Evidence of Neuroandrogenic etiology of sex roles from a combined analysis of human, non hyman primate and non-primate mammalian studies // J. of Person individ. diff. 1986. V. 7. № 4. P. 519−552.
- Ember C.R. A cross-cultural perspective on sex differences // Hadbook of cross-cultural human development. 1981. P. 531−581.
- Francis L.J., Pearsons P.R. The personality characteristiecs of student churchgoers // Personality and individual differences, 1993. V. 15. P. 373−380.
- Freud A. Adolescence. In Psychoanatytic study of the child (Vol. 13). New York: International Universties Press,
- Greenblat C.S. Work, the family and children’s sexual llearning // Childhood sexual learning. Cambridge, Mass., 1980.
- Hollander E.P. Principles and methods of social psychology. N. Y., 1976.
- Hildebrandt K.A., Fitzgerald H.E. Adults perspectives of infant sex and cute-ness // Sex Roles, 1979. V. 5. P. 471−481.
- Kagan J. The concept of identification // Psycol. Rev., 1958, v. 65, p. 296−305.
- Kahn R., Cannell C. The dynamics of interviewing. N. Y., 1961.
- Maccobi E.E., Jacklin C.N. The psychology of sex diffe rences. Stanford, California, 1974.
- Maccoby E.E., Jacklin C.N. The psychology of sex differences. Stanford- California, 1978.
- Marsia J.E. Identity and intervention. Journal of Adolescence, 12, 1989. P. 401—410.
- Marcia J.E. Development and vilidationof ego identify status. Journal of Personality and Social Psychology, 3, 1966. P. 551−558.
- Mischel W.A. Social-learning view of sex differences in beha vior. In: The development of sex differences. Stanford, 1966. P. 57−81.
- Money J., Erhardt A. Man and woman, boy and girl. Baltimore, 1972.
- Moir A., JesselD. Brain Sex. N. Y., 1990.
- McKee J.P., Sherriffs A. C. The differential evalution of males and females I I J. of Personality, 1957. V. 25. P. 356−371.
- Parsons Т., Bales R.F., Olds J., Zelditch M. Jr., Slater P. Family, socialization and interaction process. N. Y., 1955.
- Pearson J.C., West R.L., Turner L.H. Gender and communication (Third edition). Wm. C. Broun Communications, Ins. (USA), 1995.
- Rubin J.Z., Provencano F.J., Luria Z. The Eye of the beholder: Parents views on sex of newborns //Am. J. Orthopsychiatry, 1974. V. 44. P. 512−519.
- Rotter J.B. Generalised expectancies for internal versus externat control of reinforcement // Psychological Monographs, 1966. P. 1−28.
- Smelser N. Sociology. New-Jersey Prentice Hall, 1988.
- Smith K., Barclay L.K. Kindergarten children’s descriptive sex-stereotiping of infants // Am. J. Orthopsychiatry. 1979. V. 48. P. 514−519.
- StockardJ., Johnson M. Sex roles. N. Y. 1997.
- Thomas A, Chess S. Temperament and the Development. N. Y., 1977.
- Thompson S. K. Gender labels and early sex-role development I I Child Devel., 1975. V. 46. P. 339−347.
- Ullian D.Z. Why boys will be boys: A structural perspective // Amer. J. Orthopsychiatry. 1981. V. 51. P. 439−501.
- Weitzman L. Sex role socialization: A focus on women. Palo Alto, Cal., 1979. V. 12. P. 1−105.
- Williams J.E., Best D.L. Sex stereotypes and intergroup relations // S. Worshell, W. G. Austin (eds.). Psychology of intergroup relations. Chicago, 1986. P. 244−259.
- Williams J.E., Best D.L. Sex and psyche: Gender and self viewed cross-culturaly. Beverly Hills, Sage, 1990.
- Whiting В., Whiting J. Children of six cultures: A psychological analysis. N. Y., 1975.