Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Особенности развития и регулирования регионального рынка алкогольной продукции (на примере Республики Мордовия)

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В целях поддержания стабильного и сбалансированного функционирования рынка алкогольной продукции, эффективной реализации государственной политики в области регулирования производства и оборота алкогольной продукции необходимо создать на региональном уровне общественную организацию, занимающуюся решением проблем алкогольной отрасли в регионе. Консолидация власти и бизнес-сообщества позволит решить… Читать ещё >

Содержание

  • 1. Теоретические основы государственного регулирования регионального рынка
    • 1. 1. Сущность государственного регулирования рынков в современных условиях
    • 1. 2. Отечественный и зарубежный опыт регулирования алкогольного сектора экономики
    • 1. 3. Особенности функционирования регионального рынка алкогольной продукции
  • 2. Исследование современного состояния рынка алкогольной продукции Республики Мордовия
    • 2. 1. Анализ состояния и развития предложения алкогольной продукции на региональном рынке
    • 2. 2. Анализ динамики и структуры спроса на алкогольную продукцию в Республике Мордовия
    • 2. 3. Действующая практика регионального регулирования производства алкогольной продукции
  • 3. Совершенствование системы государственного и регионального регулирования рынка алкогольной продукции
    • 3. 1. Основные приоритеты развития алкогольной отрасли Республики Мордовия
    • 3. 2. Совершенствование региональной политики в области регулирования рынка алкогольной продукции

Особенности развития и регулирования регионального рынка алкогольной продукции (на примере Республики Мордовия) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. В настоящее время рынок алкогольной продукции может рассматриваться как один из динамично развивающихся сегментов рыночной экономики. В силу значительной емкости и особой специфики данный рынок является привлекательным для российских и иностранных производителей. Сегодня в России производством водки и ликероводочных изделий занимаются свыше 350 средних и крупных компаний. Сложность теоретических и практических проблем функционирования алкогольного рынка и государственного регулирования производства и оборота алкогольной продукции предопределяет необходимость разработки новых подходов к формированию стратегии развития ликероводочной промышленности и рынка алкогольной продукции, которые должны предусматривать использование методологического и методического инструментария применительно к системе развития алкогольной промышленности, имеющей особую экономическую и социальную значимость. Необходимо учитывать, что на рынке алкогольной продукции предлагается особый, специфический товар, спрос на который, а следовательно и его потребление определяется историко-культурными ценностями и национальными традиций региона. Развитие рынка алкоголя связано с тремя основными проблемами его функционирования — фискальной (поступление акцизов в федеральный и региональный бюджеты в полном объеме), производственной (сохранение спиртовой отрасли и обеспечение эффективной работы спиртовых заводов) и социальной (корректировка потребления для снижения алкоголизации населения при улучшении качества продукции).

Успешное осуществление политики развития цивилизованного рынка спиртовой и ликероводочной продукции обуславливает необходимость использования инструментов регулирования алкогольного рынка, в том числе и государственных, как на федеральном, так и на региональном уровнях. Социально-экономические особенности регионов требуют разработки регионально-дифференцированных мер реализации национальной алкогольной политики государства, с учетом её- фискальной и социальной составляющих. Специфика регионов предопределяет целесообразность использования в каждом конкретном случае определенного набора инструментов регулирования региональной экономики и соответственно рынка алкогольной продукции в регионе. Необходима продуманная и всесторонне взвешенная с точки зрения обеспечения сбалансированности региональных бюджетов акцизная политика в области налогообложения алкогольной продукции.

Недостаточная изученность теоретических и прикладных аспектов поставленной проблемы определили выбор темы и основные направления диссертационного исследования. Его актуальность и практическая значимость определяются необходимостью совершенствования процессов государственного регулирования производства и оборота алкогольной продукции в современных условиях.

Степень изученности проблемы. Понятие рынка в распространенных на Западе, теориях рассматривается как некая данность, требующая ответа на вопрос: «Не что это такое, а как он устроен, как функционирует?». В зарубежной науке и практике категорию рынка рассматривали Дж. Робинсон, Ж. Тироль, Штакельберг и др. Значительный вклад в исследовании рынка в России внесли С. Авдашева, Н. Розанова, В. Третьяк, И. Беляевский и другие.

Проблемы алкогольного рынка России рассматривали В. Дмитриев, В. Похлёбкин, И. Прыжов. Развитие спиртовой и ликероводочной промышленности в России исследовал Н. Терновский. В последние годы различные аспекты проблем, связанных с производством и оборотом алкогольной продукции, широко рассматривали такие авторы, как С. Улина, Н. Сабуров, Г. Хомерики, А. Генсон, О. Смирнова, Р. Шайхутдинов, В. Сальников,.

A. Демидов, А. Трунов, А. Безгуб, А. Кострюков, Н. Фонарев, А. Хагай, В. Горбунова, С Алдатов, Р. Скоков, П. Башелутсков, О. Парагульгов, О. Мизюк,.

B. Цыганков и другие.

Вместе с тем, следует отметить, что несмотря на проведенные исследования по рассматриваемой проблеме не в полной мере остаются изученными практические аспекты государственного регулирования алкогольного рынка, прежде всего на региональном уровне. Комплексно не исследовались влияние факторов, действующих на региональном рынке алкогольной i продукции, а также вопросы повышения эффективности производства и акцизной политики.

Целью диссертационного исследования является разработка методических подходов и практических рекомендаций, направленных на совершенствование системы функционирования и регулирования рынка алкогольной продукции в регионе.

Для достижения поставленной цели в процессе диссертационного исследования решались следующие задачи:

— уточнить понятийный аппарат и терминологию регионального рынка алкогольной продукции как элемента современной экономической системы;

— провести оценку отечественного и зарубежного опыта государственного регулирования алкогольного рынка и действующей практики его регулирования на региональном уровне;

— выполнить комплексный анализ состояния и развития рынка алкогольной продукции на региональном уровне, его социальных аспектов функционирования, выявить факторы, влияющие на динамику и структуру потребления алкогольной продукции, построить модель потребления алкогольной продукции в регионе;

— выявить особенности формирования и развития регионального рынка алкогольной продукции, его основных рыночных сегментов;

— обосновать и сформулировать приоритеты развития алкогольной отрасли, предложения по дальнейшему совершенствованию системы мер регулирования рынка алкогольной продукции в регионе.

Область исследования. Работа проведена в рамках пп.5.6. «Локальные рынки, их формирование, функционирование и взаимодействиемежрегиональная торговля», пп.5.9. «Исследование тенденций, закономерностей, факторов и условий функционирования и развития региональных социально — экономических подсистем» и пп.5.16. «Управление экономикой регионов на национальном, региональном и муниципальном уровнях, функции и механизмы управленияразработка, методическое обоснование, анализ, оценка эффективности организационных схем и механизмов управления» специальности 08.00.05 «Экономика и управление народным хозяйством: региональная экономика» Паспортов специальностей ВАК (экономические науки).

Объектом исследования является рынок алкогольной продукции в регионе.

Предметом исследования выступает совокупность экономических отношений между субъектами регионального рынка алкогольной продукции.

Теоретической и методологической основой диссертационного исследования послужили научные труды отечественных и зарубежных ученых-экономистов по проблемам функционирования рынка алкогольной продукции, законодательные акты и нормативно-правовые документы Российской Федерации и Республики Мордовия, материалы международных, всероссийских и региональных конференций, научно-исследовательских институтов, материалы периодической печати.

В качестве исходной информации использовались материалы Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации, Мордовиястата, Министерства торговли и предпринимательства Республики Мордовия, Министерства экономики Республики Мордовия, Национальной алкогольной ассоциации, данные годовой и текущей отчетности предприятий алкогольной отрасли, нормативно-инструктивные материалы, результаты специальных исследований автора и другие источники.

Исследования проводились с использованием монографического, экономико-статистического, расчетно-конструктивного, экономико-математического, абстрактно-логического, а также системного, факторного и функционального анализа. Обработка статистических данных проводилась с использованием Microsoft Excel, автоматизированной прикладной программы Stat Soft Statistica 6.0.

Научная новизна исследования заключается в разработке комплекса методических положений и практических рекомендаций по совершенствованию мер развития и регулирования регионального рынка алкогольной продукции.

Основные результаты, определяющие научную новизну проведенного исследования, заключаются в следующем:

— уточнено содержание понятия «региональный рынок алкогольной продукции», которое трактуется как локальное экономическое пространство, в котором концентрируются совокупность экономических отношений по поводу производства, оборота и потребления алкогольной продукции с целью удовлетворения потребностей населения региона;

— выявлена специфика регулирования алкогольной отрасли и рынка алкогольной продукции в России, ее регионах и за рубежом, характеризующаяся различиями приоритетов в реализации фискальных и социальных задач, что позволило оценить состояние и проблемы производства и оборота алкогольной продукции, выявить особенности регулирования рынка алкогольной продукции на региональном уровне;

— определены основные направления дальнейшего развития регионального алкогольного рынка и выявлены факторы, оказывающие влияние на формирование спроса на данном рынке на основе анализа состояния рынка алкогольной продукции и структуры ее потребления на региональном уровне;

— разработан методический подход к оценке потребления алкогольной продукции в регионе с учетом факторов, включающих долю взрослого населения в общей численности населения региона, прирост вкладов населения, его покупательной способности, сводного индекса потребительских цен и индекса цен на водку и ликероводочные изделия, долю потребления вина в общем объеме потребления алкогольной продукции, в результате которого была получена корреляционно-регрессионная модель, позволяющая прогнозировать спрос населения на исследуемом рынке;

— предложена система мер по совершенствованию регионального регулирования рынка алкогольной продукции, включающая защиту республиканского рынка от незаконного производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции, проведение действенных мер по обеспечению ее безопасности для здоровья населения, координацию деятельности участников алкогольного рынка и содействие в построении его эффективной системы со стороны региональной власти, укрепление правовой дисциплины предприятий-производителей алкогольной продукции и торговой сети.

Практическая и теоретическая значимость работы связана с ее прикладным характером. Реализация предложенных мероприятий создает методологическую и методическую базу для формирования системы мер и механизмов государственной и региональной политики регулирования рынка алкогольной продукции, позволяет осуществлять анализ, прогнозирование, мониторинг и моделирование процессов на потребительском рынке алкогольной продукции в регионе, а также оценку рыночного потенциала товаропроизводителей.

Основные методологические и методические материалы диссертационного исследования доведены до уровня конкретных предложений и могут быть учтены в практической деятельности органов власти и управления Республики Мордовия, при разработке законодательных и нормативно-правовых актов, подготовки ведомственных решений по вопросам организации и управления регионального алкогольного рынка. Результаты исследования использованы в учебном процессе по дисциплине «Статистика рынка товаров и услуг».

Апробация результатов исследования. Основные положения и результаты диссертационного исследования докладывались автором и обсуждались на: научно-практической конференции «Мост в будущее» в рамках II Московского Международного Молодежного Форума «Образование.

Занятость — Карьера", (г. Москва, 2000) — Международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодая наука — XXI веку» (г. Иваново, 2001) — Международной научно-практической конференции «Программно-целевое регулирование социально-экономических процессов на региональном и муниципальном уровнях» (г. Саранск, 2002) — Республиканской научно-практической конференции «Формирование инновационной модели развития региона» (г. Саранск, 2003) — Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы качественного экономического роста» (г. Саранск, 2005) — семинарах для молодых преподавателей, аспирантов и студентов старших курсов МГУ им. Н. П. Огарева «Механизмы формирования и реализации социальной политики в регионе» и «Развитие инновационного потенциала России» (г. Саранск, 2006, 2007).- VII Макаркинских научных чтениях «Реализация национальных проектов в регионах: теория и практика» (г. Саранск, 2007) — XXIII Международной конференции финно-угорских студентов (г. Саранск, 2007) — региональной научно-практической конференции «IV Державинские чтения в Республике Мордовия» (г. Саранск, 2008).

Изложенные в исследовании подходы и методика оценки регионального рынка алкогольной продукции используются в Министерстве торговли и предпринимательства Республики Мордовия и на ОАО «Мордовспирт», ООО «Ликероводочный завод Саранский».

Публикации. По теме диссертационного исследования опубликовано 16 научных работ (в том числе 2 статьи в изданиях, рекомендованных ВАК) общим объемом 6,25 печ. л, авторский вклад составил 6,20 печ. л.

Структура и объем работы. Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, включающего 226 наименований. Она изложена на 256 страницах, содержит 9 таблиц, 3 формулы, 31 рисунок, 21 приложение.

Закл ючение.

В результате изучения теоретических аспектов регулирования рынка алкогольной продукции в регионе, проведения анализа функционирования регионального алкогольного рынка, включающего оценку количественных и качественных критериев состояния промышленного производства алкогольной продукции и изменения структуры потребления спиртных напитков, исследования проблем государственного регулирования производства и оборота алкогольной продукции можно сделать ряд выводов:

1. В современных условиях для успешного функционирования рынка, рыночного механизма, с одной стороны, необходимы экономическая самостоятельность, отсутствие глубоких дисбалансов в экономике, вовлеченность в мировой рынок, а, с другой, активная экономическая и социальная деятельность государства. Государственное регулирование необходимо для обеспечения роста роли государства, нацеленной на утверждение и развитие современных форм и методов социально ориентированной экономики, однако рыночный механизм по мере его развития формирует совокупность качественно новых требований к методам государственного регулирования. Региональная политика должна быть направлена в первую очередь на решение социальной проблемы защиты здоровья населения и создание благоприятных условий для здорового образа жизни в регионе. Одновременно необходимо стимулировать производство и потребление определенных категорий напитков и формировать социально приемлемую структуру потребления алкогольной продукции. Приоритетным направлением на современном этапе развития является насыщение регионального потребительского рынка отечественной конкурентоспособной алкогольной продукцией, расширение ее ассортимента, развитие конкурентной среды для обеспечения условий по снижению цен, повышение качества и безопасности алкогольных напитков.

2. В целях поддержания стабильного и сбалансированного функционирования рынка алкогольной продукции, эффективной реализации государственной политики в области регулирования производства и оборота алкогольной продукции необходимо создать на региональном уровне общественную организацию, занимающуюся решением проблем алкогольной отрасли в регионе. Консолидация власти и бизнес-сообщества позволит решить такие общие задачи, как борьба с нелегальным рынком алкоголя и организация эффективного государственного контроля регулирования алкогольной отрасли, борьба за качество продукции, сохранность здоровья нации и безопасность населения. Приоритетными направлениями деятельности регионального бизнес-сообщества алкогольного рынка могут быть: а) всесторонняя помощь в восстановлении и дальнейшем создании цивилизованного и регулируемого государством с элементами саморегулирования алкогольного рынка в регионахб) борьба с нелегальным алкогольным рынком, с низкокачественной и контрафактной продукциейв) создание системы подтверждения соответствия качеству продукции установленным требованиям с помощью внедрения корпоративных стандартов и системы добровольной сертификации алкогольной продукцииг) создания механизма взаимодействия бизнес-сообщества алкогольного рынка по вопросам государственного регулирования производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции с органами государственной власти. Распределение полномочий и функций между государственными управленческими структурами и бизнес-сообществом обеспечит эффективное функционирование и развитие регионального алкогольного рынка. Деятельность профессиональных объединений алкогольного бизнеса в лице национальных и международных некоммерческих организаций защитит отечественного производителя на мировом рынке.

3. Региональные тенденции производственных процессов характеризуются ростом объемов выпуска крепкой алкогольной продукции, обусловленных изменением структуры регионального производства за счет включения новых хозяйствующих субъектов. Указанный фактор сыграл ведущее значение и в расширении потенциала рыночного сегмента низкоалкогольной продукции в регионе. На производственные процессы существенное влияние оказало также изменение структуры потребления низкоалкогольной продукции в сторону предпочтения потребления натуральных вин. Среди факторов, оказывающих влияние динамику производства алкогольной продукции, особо выделена сезонность. Вид сезонной волны производства этилового спирта определяется сезонным характером поставок сельскохозяйственного сырья для производства спиртаводочной продукции — характером спроса, а именно его повышением на крепкие спиртные напитки в холодное время годаслабоалкогольной продукции — предпочтением потребления алкогольной продукции с небольшим содержанием этилового спирта преимущественно в жаркое время года.

4. Динамика и структура регионального спроса на алкогольную продукцию характеризуется ростом объемов отгруженной водочной продукции, произведенной в регионе, и поставками водок и ликероводочных изделий за пределы региона, сокращением рыночной доли местных товаропроизводителей. Произведенные расчеты свидетельствуют о наличии эластичного спроса на водку и ликероводочные изделия в регионе, что необходимо учитывать при изменении ставок акциза в сторону их увеличения. Оценка степени монополизации и экономической концентрации регионального рынка алкогольной продукции позволила построить группировку рынков алкогольной продукции в разрезе основных товарных групп в зависимости от степени концентрации в регионе.

5. Основное место в структуре потребления алкогольной продукции в регионе занимает потребление водки и ликероводочных изделий, структура розничных продаж алкогольной продукции в Республике Мордовия во многом адекватна тенденциям изменения покупок и их структуры в Приволжском федеральном округе. Необходимо отметить высокую долю неформального оборота крепкого алкоголя на региональном алкогольном рынке, что является одной из причин роста смертности в регионе. В целом стагиональном алкогольном рынке, что редпочтения потребления натуральных вин. иялкогольной продукции в регионрландии васмотря динамика и структура потребления алкогольной продукции в Г1ФО имеет аналогичные тенденции во всех субъектах РФ, входящих в ПФО.

6. Исследование региональной социально-экономической ситуации позволило провести отбор факторов, оказывающих влияние ни изменение спроса на алкогольную продукцию в регионе, в результате был разработан методический подход к оценке потребления алкогольной продукции в регионе с учетом факторов, включающих долю взрослого населения в общей численности населения региона, прирост вкладов населения, его покупательной способности, сводного индекса потребительских цен и индекса цен на водку и ликероводочные изделия, долю потребления вина в общем объеме потребления алкогольной продукции. Оценка потребления алкогольной продукции в регионе необходима для принятия управленческих решений в двух основных направлениях: по выработке рекомендаций развития ликероводочной отрасли и разработке системы мер регулирования данного рынка в регионе.

7. Региональное законодательство в сфере регулирования производства и оборота алкогольной продукции качественно отличается по регионам ПФО. Ключевым направлением в повышении эффективности функционирования предприятий ликероводочной отрасли Республики Мордовия и других регионов России (в которых экономика главным образом зависит от акцизных поступлений в региональный бюджет) должно стать активное участие региональной власти в поддержке развития местных производителей с помощью комплекса мер государственной поддержки, содержание которых определено в предложенной концепции развития отрасли.

8. Основные направления развития алкогольной отрасли и рынка алкогольной продукции на региональном уровне должны включать: обновление и модернизация технико-технологической базы промышленного производства отрасли и расширение па ее основе производства конкурентоспособной продукцииформирование сбалансированной системы, обеспечивающей, с одной стороны, рентабельное производство алкогольной продукции, а с другой, ее реализацию, удовлетворяющую потребности населенияобеспечение сбалансированности развития алкогольной отрасли в промышленности и экономики республики в целом, включая недопущение стихийного передела собственности и нанесения ущерба экологиистимулирование повышения эффективности использования сырьевого потенциала отраслиразвитие инфраструктуры отрасли и рынка алкогольной продукциисовершенствование нормативно-правовой базы регулирования производства и оборота этилового спирта, алкогольной продукции и спиртосодержащей продукции.

9. Региональная политика в области регулирования рынка алкогольной продукции является одной из важнейших составляющих промышленной политики региона. Объективная необходимость осуществления региональной политики заключается в активном продвижении предложений на федеральном уровне по выравниванию ставок акциза на все виды спирта и законодательного установление статуса индикатора «минимальной цены» на водкуприменении системы добровольной сертификации продукциисоздании региональной системы качества и безопасности алкогольной продукциивыпуске доступной алкогольной продукции для населения с низкими доходами.

10. На федеральном уровне необходимо принять решение, касающееся совершенствования’механизма контроля алкогольного рынка на региональном уровне, который должен включать в себя: 1) создание в структуре Правительстве Российской Федерации нового органа — Федеральной алкогольной инспекции, 2) сохранение порядка установления минимальных цен на алкогольную продукцию на федеральном уровне с установлением единой минимальной цены на алкогольную продукцию для всех организаций производителей, 3) введение механизма установления минимальных цен для розничной торговли на региональном уровне в зависимости от состояния экономики, уровня потребления и платежеспособности населения с одновременным правом установления предельной торговой надбавки на алкогольную продукцию. Установление предельной надбавки для предприятий розничной торговли должно стать обязательным условием, для исключения возможности розничной сети ориентироваться на приобретение некачественной, дешевой алкогольной продукции- 4) введение административной и уголовной ответственности для организаций, осуществляющих розничную продажу по ценам ниже минимально установленных в субъектах Российской Федерации- 5) наделение региональных органов исполнительной власти правом изъятия из оборота алкогольной продукции, реализуемой с различными нарушениями.

11. В работе сделан акцент на социальном компоненте региональной политики в области регулирование рынка алкогольной продукции за счет качественного изменения структуры потребляемой алкогольной продукции в сторону уменьше? шя его суррогатной части, роста потребления слабоалкогольной продукциирадикальном изменении отношения к проблемам злоупотребления алкоголя населением, включая уменьшение его негативных последствий: снижение смертности от отравлений алкогольными напитками и суррогатамиуменьшение вреда, которое наносит потребление алкоголя состоянию здоровья населения, особенно подростков и молодежи.

12. Российский алкогольный сектор ускоренными темпами приближается к экономическим моделям стран с развитой рыночной экономикой. На национальном и региональном уровнях определились его основные проблемы — перенасыщенность продукцией, трудности реализации, фальсификация, нелегальный оборот и злоупотребления. Опыт других стран в создании таких общественных ценностей, как консолидированность, самоорганизация, созидательные мотивации, социальная ответственность, должны стать для России показателями зрелости, мудрости, нравственного и культурного уровня, условием цивилизованного выживания.

Показать весь текст

Список литературы

  1. О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции ФЗ от 22.10.1995 года № 171-ФЗ (ред. ФЗ от 20.04.2007 № 55-ФЗ)
  2. О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" Закон РСФСР от 22.03.1991 N 948−1 (утратил силу)
  3. О сборах за выдачу лицензий на осуществление видов деятельности, связанных с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции ФЗ от 21.07.2005 № 114-ФЗ
  4. О розничных рынках и о внесении изменений в трудовой кодекс Российской Федерации Федеральный закон от 30.12.2006 № 271-ФЗ (в ред. Федерального закона от 02.06.2007 № 86-ФЗ)
  5. О защите прав потребителей Закон РФ от 07.02.1992 года (в ред. от 27.07.2006 № 140-ФЗ)
  6. О естественных монополиях ФЗ от 17.08.1995 года № 147-ФЗ (ред. ФЗ от 08.11.2007 № 261-ФЗ)
  7. О техническом регулировании ФЗ от 27.12.2002 года № 184-ФЗ (с изм. от 09.05.2005)
  8. О рекламе ФЗ от 13.03.2006 года № 38-Ф3
  9. О защите конкуренции Федеральный Закон от 26.07.2006 № 135-Ф3 (в ред. ФЗ от 01.12.2007 № 318-Ф3)
  10. О развитии сельского хозяйства ФЗ от 29.12.2006 года № 264-ФЗ
  11. О саморегулируемых организациях Федеральный закон от 01.12.2007 № 315-ФЗ.
  12. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 24.07.2007)
  13. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (принят ГД ФС РФ 16.07.1998) (ред. от 17.05.2007)
  14. О государственном регулировании розничного оборота алкогольной продукции на территории Республики Мордовия Закон Республики Мордовия от 28 ноября 2005 г. N 77−3
  15. О правовом регулировании отношений в сфере организации розничных рынков на территории Республики Мордовия Закон РМ от 03.05.2007 № 41−3
  16. О восстановлении государственной монополии на производство, хранение, оптовую и розничную продажу алкогольной продукции Указ Президента РФ от 1 1.06.1993 года № 918
  17. О межведомственной комиссии по вопросам деятельности потребительского рынка и совершенствования системы государственного регулирования потребительских цен на территории Республики Мордовия Указ Главы РМ от 29.10.2007 №. 90-У Г
  18. О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов) на территории Республики Мордовия" Постановление Правительства РМ от 21.02.2001 № 60 (ред. от 28.12.2005)
  19. О мерах по усилению борьбы против пьянства и алкоголизма, искоренению самогоноварения Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 16.05.1985 года № 398-XI
  20. Об основных положениях региональной политики в Российской Федерации Указ Президента Российской Федерации 03.06.1996 № 803
  21. Об усилении государственного контроля за оборотом алкогольной продукции Указ Президента Российской Федерации от 18 августа 1996 г. № 1213
  22. Об усилении государственного регулирования в сфере производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции Указ Президента РФ от 06.10.1998 года № 1199
  23. О требованиях к техническим средствам фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота алкогольной продукции. Постановление Правительства РФ от 3 1.12.2005 г. № 873
  24. О требованиях к техническим средствам фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота этилового спирта и спиртосодержащей продукции. Постановление Правительства РФ от 28.04.2006 г. № 253
  25. О введении государственной регистрации этилового спирта и спиртосодержащих растворов из не пищевого сырья. Постановление Правительства РФ от 13.08.97 № 1030 (ред. от 06.09.1998, с изм. от 27.08.1999)
  26. О вопросах министерства торговли и предпринимательства Республики Мордовия Постановление Правительства Республики Мордовия от 30 января 2006 г. № 13 (в ред. от 28.09.2007 № 439)
  27. О дополнительных мерах по ужесточению порядка торговли алкогольной продукцией на территории республики Мордовия. Постановление Правительства РМ от 25.09.96 № 458.
  28. О концепции промышленной политики республики Мордовия Постановление Правительства РМ от 06.05.98 № 195
  29. О лицензирующем органе по розничной продаже алкогольной продукции на территории Республики Мордовия Постановление Правительства РМ от 22.02.2006 № 51.
  30. О мерах по обеспечению устойчивой работы ликероводочной отрасли промышленности. Постановление Правительства РФ от 08.02.1996 № 131 (ред. от 01.02.2005)
  31. О мерах по ужесточению порядка торговли алкогольной продукцией Постановления Правительства Российской Федерации от 19 августа 1996 г. № 987
  32. О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов). Постановление Правительства РФ от 07.03.1995 № 239 (ред. от 07.04.2007)
  33. О плане организации розничных рынков на территории Республики Мордовия правительство Республики Мордовия Постановление от 28 мая 2007 г. № 238
  34. О представлении деклараций об объемах производства, оборота и использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции Постановление Правительства РФ от 3 1.12.2005 № 858
  35. О прогнозе социально-экономического развития Республики Мордовия на 2007 год и основных параметрах социально-экономического развития Республики Мордовия на период до 2009 года. Постановление Правительства Республики Мордовия от 19.10.2006 № 461
  36. О республиканских комплексных мероприятиях по повышению качества продукции и услуг, конкурентоспособности предприятий на 2007 -2011 годы в Республике Мордовия. Постановление Правительства РМ от 06.08.2007 № 370
  37. О розничных рынках Республики Мордовия Постановление Правительства Республики Мордовия от 21 мая 2007 г. № 219
  38. Об учете объемов производства и оборота (за исключением розничной продажи) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. Постановление Правительства РФ от 19.06.2006 г. № 380
  39. Об осуществлении государственного контроля за процессом денатурации (введения денатурирующих веществ) этилового спирта и спиртосодержащей непищевой продукции и содержанием в них денатурирующих веществ Постановление Правительства РФ от 03.06.2006 № 349
  40. Об усилении государственного регулирования в сфере производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции. Постановление Правительства РФ от 06.10.98 № 1159. (ред. от 27.08.1999, с изм. от 08.01.2002)
  41. Об утверждении положения о межведомственной комиссии покоординации деятельности розничных рынков на территории Республики Мордовия Постановление Правительства РМ от 06.03.2007 № 84
  42. Положение о порядке организации и проведения государственной регистрации этилового спирта и спиртосодержащих растворов из не пищевого сырья // Российские вести.-1998.- № 42.-С. 18.
  43. Об утверждении методических рекомендаций организации работы ФНС России по осуществлению лицензирования деятельности в сфере производства и оборота этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции Приказ ФНС РФ от 03.05.2007 № ММ-3−07/273@.
  44. О минимальных ценах на водку, ликероводочную и другую алкогольную продукцию крепостью свыше 28 процентов, производимые на территории Российской Федерации Письмо Минэкономразвития РФ от 30.05.2001 № АШ-1292/05
  45. Промышленная политика Правительства Москвы на 2004−2006 годы и до 2010 года. Проблемы формирования и реализации // Департамент науки и промышленной политики города Москвы, М.: 2004. 308 с.
  46. Проект программы обеспечения экономической безопасности Республики Мордовия до 2010 года /2001 115 с.
  47. А.Жуков: Запуск ЕГАИС снова отложен // Режим доступа: http://top.rbk.rU/economics/23/08/2007/l 14 627. shtml
  48. , И.М. Новые направления в контроле качества и безопасности алкогольной продукции / И. М. Абрамова // Производство спирта и ликероводочных изделий. 2006. — № 2. — С. 1 1−12
  49. , С.Б., Розанова, Н.М. Теория организации отраслевых рынков: Учебник / С. Б. Авдашева, Н. М. Розанова.- М.: МЧП «Издательствл Магистр», 1998.-320 с.
  50. Алкогольную отрасль ожидает жестокий порядок // Производство спирта и ликероводочных изделий. 2006. — № 1. — С.39
  51. Алкогольную продукцию ожидает жесткий порядок // Пищевая промышленность. 2006. — N 1. — С. З 1
  52. Алкогольную продукцию ожидает жесткий порядок // Пищевая промышленность. 2006. — N 1. — С. 3 1
  53. Алкогольный разбор // Торговая газета. 26.07.2006. — № 53−54. — С. 1
  54. , Э. Градус смерти / Э. Анютин // Вечерний Саранск. -01.11.2006. -С.5
  55. , Т.П., Курзина, М.Н. Представляется Программа «Российское качество» / Т. П. Афанасьева, М. Н. Курзина // Пищевая промышленность. 2006. — № 12.-С. 107.
  56. А. М. Союз производителей безалкогольных напитков // Пищевая промышленность. 2004. — N 5. — С. 104.
  57. , Н.И. Выиграть битву за здоровье нации / Н. И. Бурдин // Производство спирта и ликероводочных изделий. 2006. — № 3. — С.42
  58. Бухгалтерский баланс (форма № 1) ОАО «Мордовспирт» за 1996 — 2000гг.
  59. В 2008 году эксперты ожидают перемен на алкогольном рынке // Режим доступа: http://top.rbk.ni/retail/16/01/2008/134 136.shtml
  60. В Госдуму внесен закон о госмонополии на продажу алкоголя // Режим доступа: http://top.rbk.ru/indexl .shtml
  61. В следующем году крепкие алкогольные напитки подорожают // Режим доступа: http://top.rbk.rU/retail/22/l l/2007/126 765.shtml
  62. А., Чичкин А. Алкоголь без акцизов не останется // Российская газета.-2001 .-№−10.-С. 1.
  63. М.В. Революционные преобразования на алкогольном рынке // Производство спирта и ликероводочных изделий. 2006. — № 1. — С.5−6
  64. Р.К., Писарницкий А. Ф., Жучкова Е. А., Баранникова Е. Л., Рубения Т. Ю. К вопросу производства виски в России // Производство спирта и ликероводочных изделий. 2005. — № 4. — С. 18
  65. , Э. Антитрестовское законодательство и экономика / Э. Гелхорн, В. Е. Ковачич / Пер. с англ. Вашингтон, 1995. — 143 с.
  66. Гендиректор фирмы «Вина и воды Абхазии»: На российском рынке снова появились абхазские вина // Режим доступа: http://www.suar.ru
  67. С.М., Анисимова И. В. Экомаркировка подтверждение качества и экологической безопасности продукции через добровольную экологическую сертификацию // Пищевая промышленность. — 2006. — № 7. — С. 10−12
  68. Н. Исследование алкогольного рынка Санкт-Петербурга / Н.Горячева. // Режим доступа: http: '-wvuv. infors.ru
  69. , В.П. Эффективность реформирования экономики региона: проблемы, поиски, решения / В. П. Гришин. Саранск: Тцп. «Крас. Окт.», 2000. -208 с.
  70. Демографический ежегодник Республики Мордовия за 2004 год / Статистический сборник № 900. Саранск: 2005.- 200 с.
  71. , В.К. Экономические очерки. / В. К. Дмитриев. М.: ГУ ВШЭ, 2001. -580с.
  72. Добровольная сертификация. Санкт-Петербург // Торговая газета. -15.11.2006. -№ 89−90,-С. 1
  73. Документы и дополнительная информация по системе ЕГАИС // Режим доступа: http://www.atnn.ru/index.php?toc=egaisdocs
  74. , Э. Дж., Линдсей, Д., Микроэкономика / Пер. с англ. В. Лукашевича и др.- Под общ. Ред. Б. Лисовика и В. Лукашевича. С.-Пб., 1997. — 448 с.
  75. , В.Г., Бутов, В.И. Регионоведение (экономика и управление). Учебное пособие. / В. Г. Игнатов, В.И. Бутов- М.: «Теса», Ростов н/Д: изд. центр «МарТ», 2000.- 416с.
  76. Индексы цен и тарифов в Мордовии. Статистический бюллетень. -Саранск: Госкомстат РМ, 1996, 1997, 1998, 1999, 2000.-7 е., 60 е., 13 е., 20 е., 17 с.
  77. Индексы цен и тарифов на товары народного потребления и платные услуги оказываемые населению Республики Мордовия. Статистический бюллетень. Саранск: Госкомстат РМ, 1996, 1997, 1997,1999, 2000.-35 е., 62 е., 28 е., 43 е., 51с.
  78. Информационные материалы по проблематики конференции. Всероссийская конференция «Концепция алкогольной политики России: проблемы эффективного государственного регулирования» 18 мая 2006 года
  79. Итоги изменения объемов рынка импортного вина и виноматериалов в России. Тенденции января-октября 2007 г. (в сравнении с 2004 2006 г. г. и январем-сентябрем 2007 г.). // Режим доступа: http://www.suar.ru
  80. Итоги изменения объемов рынка импортной водки в России и тенденции января октября 2007 г. // Режим доступа: http://www.suar.ru
  81. Итоги изменения объемов рынка коньяка и импортных коньячных спиртов в России и тенденций января-октября 2007 г. // Режим доступа: http://www.suar.ru
  82. К вопросу о философии алкогольного рынка и проблемах учебы государства по его управлению // Режим доступа: http://vvww.rambler.ru/news/0/0/l 1 899 378. html
  83. В.Г. Итоги работы пищевой и перерабатывающей промышленности в 2004 г., проблемы, перспективы // Пищевая промышленность. 2005. — № 2. — С. 6−15
  84. , А.П. О восстановлении государственной монополии на производство и реализацию алкоголя / А. П. Каламбет // Сб.: Нелегальный рынок алкоголя. М.: МЮИ МВД России, 1997.
  85. , А., Оболенский, С., Джойл, С. Перспективы повышения качества российского продовольствия (на основе опыта канадской системы пищевой безопасности) / А. Касьяненко, С. Оболенский, С. Джойл // Пищевая промышленность. 2006. — № 12. — С. 18- 19.
  86. В.В., Копылов Н. В. Региональная экономика России: Учебник. М.: Финансы и статистика, 2006.- 584 е.: ил.
  87. , О. ОАО «Мордовспирт» возобновило производство ликероводочных изделий / О. Клюева // Известия Мордовии.-28.09.2007.-С.7.
  88. Конгресс участников алкогольного рынка // Производство спирта и ликероводочных изделий. — 2006. № 1. — С.44
  89. Конкуренция и антимонопольное регулирование: Учебное пособие для вузов / С. Б. Авдашева, В. А. Аронин, И. К, Ахлопов и др.- Под ред. А. Г. Цыганова.-М.: Логос, 1999.-386с.
  90. , В.К. Региональная экономика / В. К. Копаев. Ижевск: 1994. -210 с.
  91. М.А. Перспективы развития законодательства в области производства и оборота экологических продуктов // Пищевая промышленность.- 2006. № 7. — С. 6−7
  92. С., Тарасенко М. Алкогольный разбор с позиции предпринимателя // Торговая газета. 26.07.2006. — № 53−54. — С. З
  93. , В.Н. История экономических учений / В. Н. Костюк. М.: Центр, 1997.-224 с.
  94. , Ф. Основы маркетинга: Пер. с англ./ Общ. ред. и вступ. ст. Е. М. Пеньковой. М.: Издательство «Прогресс», 19 990. — 736с.
  95. , М. Я., Полыгалина, Г. В., Абрамова, И. М. Пути защиты потребительского рынка от некачественной и фальсифицированной алкогольной продукции / М. Я. Кошман, Г. В. Полыгалина, И. М. Абрамова // Пищевая промышленность. 2006. — № 1. — С. 16−17. 4
  96. В.В. Повышение конкурентоспособности предприятий при помощи коммуникационных воздействий // Пищевая промышленность. 2006. -№ 7. — С. 18
  97. Кузнецова, И.П.-ВТО и Россия: «правила игры» и условия вступления / И. П. Кузнецова // Эко. 2006. — № 8. — С.2−32
  98. , В.В. Уроки кризиса и задачи экономической политики / В. В. Куликов //Российский экономический журнал. 1998. — № 9−10. — С. 14−15.
  99. , Н. Таможня дает «добро» / Н. Курбанова // Торговая газета .- 15.11.2006. -№ 89−90.-С. 1,3
  100. , М.Н. Приоритетные направления развития отрасли / М. Н. Курзина // Пищевая промышленность. 2006. — № 12. — С. 106−107.
  101. Курс экономической теории. Учебное пособие по ред. Чепурина М. Н., Киселевой Е. А. Киров: изд-во «АСА», 1995. — 624 с.
  102. Легальный рынок алкоголя в РФ постепенно восстанавливается // Режим доступа: http://top.rbk.ru/retail/04/! 2/2007/128 575.shtm!
  103. , Я. В. Древней Греции пьяниц убивали на месте. / Я. В. Лидина // Лесная газета .-11.11.2006. № 86. — С.4
  104. Ликероводочные заводы помянули старое // Режим доступа: http://www.suar.ru
  105. , B.C., Узяков, М.Н. Отрасль в системе межотраслевых связей: возможности анализа и прогнозирования: Монография учеб. Пособие / B.C. Лисин, М. Н. Узяков — М.: ТЕИС, 2002. — 215 с.
  106. Л.А. Спиртовое производство России на пороге XXI века // Пищевая промышленность. 2000. — № 7. — С. 52−54
  107. Ю.П. Адаптивные методы краткосрочного прогнозирования временных рядов: Учеб. пособие. М.: Финансы и статистика, 2003.-416 е.: ил.
  108. П.П., Любченкова Н. А., ЛюбченковА.А.,-Пахунов~Б.Г., Пахунов В. Б., Костин В. Д., Костин И. В. Регламентация производства виски российского // Производство спирта и ликероводочных изделий. 2006. — № 1. — С.25−28
  109. М. Казначеева, Шунин С. Водка класса «Премиум». Рецепт успеха // Пищевая промышленность. 2005. — N 1. — С. 22−23.
  110. Е.М. Введение в историю экономической мысли. М.: 1996. — 651 с.
  111. Макконнелл, Кэмпбелл Р., Брю, Стэнли Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. В 2 т.: Пер. с англ. 11-го изд. Т.1 М.: Республика, 1995. — 400 е.: табл., граф.
  112. Д.Б. Теоретические основы создания устойчивого экономического развития // Пищевая промышленность. 2004. — № 5. — С. 38−40
  113. , Н.П. Маркетинг на потребительском рынке: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Маркетинг» / Н. П. Малашенко. М.: Издательство «Омега — Л», 2008. — 207 е.: Табл. — (Библиотека высшей школы).
  114. Е.И., Кочуров Н. И. Экономическое развитие предприятия // Пищевая промышленность. 2003. — N 9. — С.26−27
  115. , Н.Л., Мельников, В.П. Управление современной фирмой при интеграции с рынком / Н. Л: Маренков, В. П. Мельников / Серия «Высшее образование». Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. 576 с.
  116. , К., Энгельс, Ф. Соч. т. XV, Первое издание / К. Маркс, Ф. Энгельс. М. Партиздат, 1933. — 350 с.
  117. А. Принципы экономической науки, Т.П. Пер. с англ. М.: Издательская группа «Прогресс», 1993. — 310с.
  118. Мезоэкономика переходного периода: Рынки, отрасли, предприятия. М.: Наука, 2001. — 516 с. (Серия «Экономическая наука современной России»)
  119. Методика прогнозирования основных показателей социально-экономического развития Республики Мордовия на 2008 год / Министерство экономики Республики Мордовия Саранск: «Красный Октябрь», 2007. — 82 с.
  120. , Б.З. Теория организации: Учебник / Б.З. Мильнер- 3-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2003. — XVIII, 558 с.
  121. Р.Н., Скоков Р. Ю. Влияние налоговой нагрузки на экономическую эффективность ликероводочного производства // Пищевая промышленность. 2004. — N 7. — С.34−35
  122. Муслимова, П. А. Специфика продвижения алкогольных брендов класса
  123. Премиум" / П. А. Муслимова // Производство спирта и ликероводочных изделий. 2007. — № 1. — С. 32−33
  124. А.В. Проблемы стратегии развития предприятий // Пищевая промышленность. 2004. — № 3. — С. 45
  125. Народная водка под сомнением. Санкт-Петербург // Торговая газета. -13.12.2006.-№ 99−100.-С.1
  126. Наша водка славится, или Все о водке / Сост.: B.C. Ионова, А.С. Лузгин- Худож.: Ю. В. Смирнов. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1999. — 176 с.
  127. , А.В. Потребление алкоголя в России во второй половине 1990-х гг. / Немцов, А.В. // Режим доступа: http://4vvvvv.sovet.cnt.ru //analit15.htm
  128. М. А. Идентификация как средство обнаружения фальсификации // Пищевая промышленность. 2006. — N 1. — С. 6−8.
  129. Общероссийское совещание по проблемам контроля качества и безопасности алкогольной продукции // Пищевая промышленность. 2006. — № 1.-С. 28−31.
  130. Общие итоги изменения объемов и основные тенденции алкогольного рынка (январь-октябрь 2007 г.) // Режим доступа: http://www.suar.ru
  131. Г. Л. Искушение Зеленым Змием: поведение сибирских регионов на рынке алкогольной продукции (1999−2003 гг.) // Эко. 2003. — № 10. — С.77−91
  132. Основные направления развития российского алкогольного рынка в 2006 г. // Производство спирта и ликероводочных изделий. 2006. — № 1. — С.44
  133. Основные функции и задачи ЕГАИС // Режим доступа: http://www.atnn.ru/index.php?toc=egaisabout
  134. Основы экономической теории: Курс лекций / отв.ред. Г. К. Лукин, Л. А. Кормишкина. — Саранск: Изд-во Мордов. Ун-та, 1996. 200 с.
  135. Отрасли народного хозяйства. Общесоюзный классификатор, утвержденный 01.01.1976, в ред. изменений № 24/2000, утв. Гогсстандартом РФ 15.02.2000
  136. Отчет о прибылях и убытках (форма № 2) ОАО «Мордовспирт» за 1996−2000 гг.
  137. Отчет о результатах деятельности органов внутренних дел по борьбе с незаконным производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции за январь-декабрь 2005 года.
  138. Отчет о результатах деятельности органов внутренних дел по борьбе с незаконным производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции за январь-декабрь 2006 года.
  139. О.Д. Национальный союз участников алкогольного рынка // Пищевая промышленность. 2004. — № 3. — С. 36−37
  140. , О. Д. О госмонополии на спирт, системе уплаты акцизов и госрегулировании алкогольного рынка / О. Д. Парагульгов // Пищевая промышленность. 2005. — N 4. — С. 42−43.
  141. , О. Д., Мизюк, О. Я. Международный опыт регулирования алкогольного сектора экономики / О. Д. Парагульгов, О. Я. Мизюк // Производство спирта и ликероводочных изделий. 2007. — № 1. — С. 6−7
  142. , О. Д., Мизюк, О. Я. Специфика фискальной политики в сфере производства алкогольной продукции и пива в странах Европы / О. Д. Парагульгов, О. Я. Мизюк // Пищевая промышленность. 2005. — № 1. — С. 3235.
  143. , О.Д., Мизюк, О.Я. Налогообложение алкогольной продукции в Австралии / О. Д. Парагульгов, О. Я. Мизюк // Производство спирта и ликероводочных изделий. 2006. — № 1. — С.40−43
  144. , О.Д., Мизюк, О.Я. Роль профессиональных объединений алкогольного бизнеса за рубежом в решении проблем алкогольного рынка / О. Д. Парагульгов, О. Я. Мизюк // Пищевая промышленность. 2004. — № 12. -С. 38−41
  145. , О. Д., Цыганков, В. А., Мизюк, О. Я. Зарубежный и отечественный опыт акцизной политики в алкогольной секторе экономики / О. Д. Парагульгов, В. А. Цыганков, О. Я. Мизюк // Пищевая промышленность. -2004. -№ 10. С. 12−17
  146. Поддержка ЕГАИС на базе НФ НТЦ «Атлас» // Режим доступа: http://www.atnn.ru/mdex.php?toc=egaisnn
  147. , В.В. История водки (IX-XX вв.) / В. В. Похлёбкин. М.: Интер-Версо, 1991.-288с.
  148. О.П. Состояние и проблемы винодельческой и ликероводочной промышленности стран СНГ // Пищевая промышленность. -2000.-№−1,-С. 12−13
  149. Продовольственный рынок Республики Мордовия: Статистический сборник № 10 / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Мордовия Саранск, 2007. — 60 с.
  150. , И.Г. История кабаков в России / Вступ. ст. М. Альтмана.-М.: Дружба народов, 1992.-381 с.
  151. Пути решения кризиса на алкогольном рынке // Производство спирта и ликероводочных изделий. 2006. — № 3. — С.6−8
  152. , С.В. Управление стабилизацией и развитием экономики региона / С. В. Раевский. Владивосток: Дальнаука, 2000.- 213 с.
  153. Региональная экономика: Учебник / Под ред. В. И. Видяпина и М. В. Степанова. -М.: ИНФРА-М, 2007, — 666с.(Ю0 лет РЭА им. Г.В. Плеханова)
  154. Региональная экономика: Учебник для вузов / Т. Г. Морозова, М. П. Победина и др. Под ред. проф. Т. Г. Морозовой. М.: ЮНИТИ, 2001. — 472 с.
  155. Региональное развитие: опыт России и Европейского Союза / под ред. А. Г. Гранберга. М.: Экономика, 2000, -435с.
  156. Дж. Экономическая теория несовершенной конкуренции / Пер. с англ. -М.: издательство «Прогресс», 1986.-472с.
  157. , И.А. Региональная экономика: Учебное пособие для студентов экономических специальностей / И. А. Родионова. М: Издательств о «Экзамен», 2004. — 384 с.
  158. Ю.М. Перспективы технического регулирования // Производство спирта и ликероводочных изделий. 2005. — № 4. — С.4−8
  159. , П.Э. Экономикс / П. Э. Самуэльсон / В 2 т. М., 1997 — 735 с.
  160. Сведения о результатах проверок по выявлению незаконного производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции за январь-декабрь 2005 года. Форма № 3-АЛК (прав).
  161. Сведения о результатах проверок по выявлению незаконного производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции за январь-декабрь 2006 года. Форма № 3-АЛК (прав).
  162. Л. С. Новые стандарты на стеклянную тару // Пищевая промышленность. 2005. — N 1. — С. 54
  163. Система ЕГАИС // Режим доступа: http://www.atnn.ru/index.php?toc=:egais
  164. Система контроля качества и безопасности алкогольной продукции // Производство спирта и ликероводочных изделий. 2006. — № 1. — С.37−39
  165. Р. Ю. Синергия планирования и управления как источник повышения эффективности деятельности ликероводочных предприятий // Пищевая промышленность. 2005. — N 2. — С. 24−25.
  166. Слабоалкогольный рынок на пороге кризиса // Режим доступа: http://www.happyland-drink.ru
  167. А. Исследование о природе и причинах богатства народов. -М., 1962
  168. И.Н. Выявление налоговых правонарушений и преступлений в сфере производства и реализации фальсифицированной продукции // Налоговый вестник.-2000.-№- 4.-С.128−134.
  169. Состав и структура системы ЕГАИС // Режим доступа: http://wwvv.atnn.ru/index.php7toc-egaisstrLict
  170. Состояние и развитие продовольственного комплекса России // Пищевая промышленность. 2006. — № 3. — С. 6−18
  171. Социально-экономическое положение России в 2006 году // Федеральная служба государственной статистики.- 2006.- 486 с.
  172. Статистика рынка товаров и услуг: Учебник.-2-е изд. перераб. и доп. / И. К. Беляевский, Г. Д. Кулагина, Л. А. Данченок и др.- под ред. И. К. Беляевского. М.: Финансы и статистика, 2002. — 656 е.: ил.
  173. Статистическая отчетность ОАО «Мордовспирт» за 1996−2000 годы.
  174. Теория статистики: Учебник / Под ред.проф. Р. А. Шмойловой. 3-е изд., перераб, — М.: Финансы и статистика, 2002, — 560 с.
  175. , Н.С. Развитие спиртовой и ликеро-водочной промышленности в России / Н. С. Терновский // Пищевая промышленность. -1996.-№ 2.-С. 30−31
  176. , Н.С. Развитие спиртовой и ликеро-водочнойпромышленности в России / Н. С. Терновский // Пищевая промышленность. -1996.-№ 5.-С. 38−40
  177. , Ж. Рынки и рыночная власть: теория организации промышленности / Ж. Тироль: В 2-х Т. Изд. 2-е испр. / Пер. с англ. Под редакцией В. М. Гальперина и Н. А. Зенкевича. СПб.: Экономическая школа, 2000, Tl. XLH-328 с.
  178. , Н.Е. История экономических учений: Курс лекций / Н. Е. Титова. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. — 288 с.
  179. Товарные рынки и торговля, население и здравоохранение Республики Мордовия. Статистический бюллетень. Саранск: Госкомстат РМ, 1996.-42 с.
  180. Товарные рынки торговля, внешнеэкономические связи, население и здравоохранение Республики Мордовия. Статистический бюллетень. Саранск: Госкомстат РМ, 1997.-35 с.
  181. Торговля в Республики Мордовия. Статистический бюллетень. -Саранск: Госкомстат РМ, 1998.-44 с.
  182. Торговля в Республики Мордовия. Статистический бюллетень. -Саранск: Госкомстат РМ, 2000.-52 с.
  183. Торговля в Мордовия. Статистический бюллетень. Саранск: Госкомстат РМ, 1999.-48 с.
  184. , В. Анализ отраслевой организации рынков / В.Третьяк. // Российский экономический журнал. 2001. — № 7. — С.75−80
  185. О. К., Воробьева А. В.,. Краснова Н. А и др. Идентификация спиртсодержащей продукции // Пищевая промышленность. 2005. — N 8. — С. 48−49.
  186. Франция: объем поставок классического шампанского на развивающиеся рынки продолжает динамично расти // Режим доступа: http ://www. suar. ru
  187. Э.Р. Концепция становления и развития рынка алкогольной продукции в России // Пищевая промышленность. 2001. — N 5. — С.33−33
  188. А.В. Система сертификации «БИО» // Пищевая промышленность. -2006. №−7.-С. 13
  189. , Г. В. Государственный контроль за производством и реализацией алкогольной продукции в России. Монография / Г. В. Хомерики. М.: МА МВД России, 1999. 11 1 с.
  190. Хроническая алкогольная болезнь: идентификация и предотвращение потерь// Режим доступа: http://wvvv.sovet.cnt.ru //analit//bolezn.htm
  191. , А. С. Концептуальная модель устойчивого развития экономики страны / А. С. Чижик // Пищевая промышленность. 2005. — № 10. — С. 16−19.
  192. , А. С. Радикальные проблемы трансформации государственного регулирования / А. С. Чижик // Пищевая промышленность. 2005. — № 1 1. — С. 12−14.
  193. , А. С. Теоретические основы создания устойчивого экономического развития / А. С. Чижик // Пищевая промышленность. 2004. -№ 5. — С. 38−40.
  194. , А. С. Трансформация государственного регулирования /.А.С.
  195. Чижик // Пищевая промышленность. 2005. — № 12. — С. 32−34.
  196. , А. Реформа антимонопольного регулирования в России: повестка дня и дизайн дискуссии / А. Шаститко // Вопросы экономики. 2004. -№−3.-С. 140−149.
  197. Е.Н., Герасимова В. Б. Акцизы на товары народного потребления и их роль в бюджетной системе Российской Федерации // Налоговый вестник.-2000.-№- 1.-С. 122−125.
  198. , Ф., Росс, Д. Структура отраслевых рынков: Пер. с англ. / Ф. Шерер, Д. Росс. М.: ИНФРА-М, 1997. — VI, 698 с.
  199. , Ю.А. Трансформация государственного регулирования алкогольной отрасли в России / Ю. А. Шукшина // Морд. гос. ун-т. Саранск, 2006.-13 е.- Библиогр.: 4 назв. — Рус. — Деп. в ИНИОН РАН № 60 087 от 01.12.2006
  200. Экономика отрасли. Серия «Высшее образование». Ростов н/Д: «Феникс», 2004.-448 с.
  201. Экономика: Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. / Под ред. д.э.н. проф. А. С. Булатова. М.: Юристъ, 2000.-896с.
  202. Consumption In Europe // http://vvww.eLiropeanspirits.org
  203. European spirits new juli 2006 // Режим доступа: http://www.europeanspirits.org
  204. Report from the commission on the rates of excise duty applied on alcohol and alcohol beverages // Режим доступа: http://www.europeanspirits.org
  205. The European Spirits Organisation’s summary of tax rates of alcoholic beverages in Europe explanatory notes for 1 august 2006 edition // Режим доступа: h tt p://w vvvv.europeanspirits.org
Заполнить форму текущей работой